Крещение когда празднуется: Крещение Господне (Святое Богоявление) — 19 января. История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2023

Содержание

Крещение Господне: история и традиции праздника

19 января (6 января по старому стилю) верующие отмечают Крещение Господне, или Богоявление. Крещение, как и Пасха, считается самым древним праздником в христианской культуре. Этот день связан с евангельским событием — крещением Иоанном Предтечей Иисуса Христа в реке Иордан. 

Рассказываем об истории, смысле и традициях праздника.

Праздник Крещение Господне тесно связан с событием земной жизни Иисуса Христа, описанным евангелистами, — крещением, которое совершил в реке Иордан пророк Иоанн Предтеча, он же — Иоанн Креститель. Второе название праздника — Богоявление. Это название напоминает о чуде, которое произошло во время крещения Христа: в облике голубя с небес сошел Святой Дух, и глас с неба назвал Иисуса сыном. 

Этот день также часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов» или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым.

Согласно Евангелию, после странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии, рассказал про крещение для оставления грехов и начал крестить людей в водах.

Когда Иисусу было 30 лет, он также пришел к водам реки Иордан и попросил Иоанна крестить его. После крещения «отверзлись» небеса и на Иисуса снизошел Святой Дух в виде голубя. При этом все услышали слова Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17).

Они указывали Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство крестившегося Иисуса Христа. Считается, что в этом событии людям была явлена Святая Троица: Бог Отец — голосом с неба, Бог Сын — крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой — снизошедшим на Иисуса Христа голубем.

На Крещение по всей России проходят богослужения и крещенские купания в прорубях (иорданях). Для этого на водоемах делают специальные проруби, а на площадях городов и поселков устанавливают купели. В народе считается, что купание в проруби дает очищающую для души и тела силу.

Впрочем, купание в иорданях остается для верующих исключительно добровольным делом. Для христиан на Крещение главное — посетить службу в церкви, исповедоваться, причаститься и принять крещенскую воду.

Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник, православные соблюдают строгий пост, употребляя в пищу традиционное постное блюдо из крупы — сочиво. Трапезничать можно только после выноса свечи после литургии утром и первого причащения крещенской водой.

 

Главная традиция праздника Крещение Господне — освящение воды, которое происходит в храмах и на водоемах. Воду освящают дважды: накануне — 18 января и непосредственно в день Богоявления — 19 января на Божественной литургии.

Крещенская вода называется «агиасма» и считается святыней, исцеляющей душу и тело. Употреблять крещенскую воду можно в течение всего года. Святой водой можно окроплять жилые помещения, вещи, принимать во время болезни, наносить на больные места, а также давать пить тем, кто не может быть допущен ко Святому Причастию.

По словам церковных служителей, даже водопроводная вода из крана в этот день освящается. Освященную в храме воду нельзя использовать для бытовых нужд, мытья или стирки. Хранить святую воду рекомендуется в доме, желательно возле икон. 

  

Крещение Господне в 2023 году: дата празднования

Даты

19 января; 4 дня предпразднства (c 15 янв.) и 8 дней попразднства (по 27 янв.)

Историческое содержание

Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно ко Крещению Спасителя.

Основная и первоначальная цель установления праздника – воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Но была и другая причина и цель установления праздника. Несколько раньше, чем в Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя еретики-гностики (евиониты, докеты, василидиане), потому что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению. Так, евиониты учили, что Иисус был сын Иосифа и Пресвятой Девы Марии и что Христос соединился с Ним при Крещении; докеты признавали во Христе человеческую природу только призрачной; наконец, василидиане не признавали воплощения и учили, что «Бог послал свой Ум, первое истечение Божества, и он, как голубь, сошел во Иордане на Иисуса, Который до того был простой человек, доступный греху» (Климент Александрийский). Но ничто так не увлекало христиан в ересь, особенно в гностицизм, как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Нужно было гностическому празднику противопоставить свой, такой же.

И вот, Православная Церковь установила и у себя торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти. Чтобы подорвать лжеумствования гностиков относительно Крещения Христова, Церковь стала присоединять к воспоминанию Крещения воспоминание и Рождества Христова. И, таким образом, в IV веке по всему Востоку Крещение и Рождество праздновались в один день, а именно 6 января, под общим именем Богоявления. Первоначальным основанием для празднования Рождества Христова 6 января (как и Крещения) служило не историческое соответствие этого числа дню рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам – Христос, по таинственному созерцанию Древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам, – в шестой, ему соответствовало 6 января, первого месяца года.

Праздник Рождества Христова был впервые отделен от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века (при папе Юлии). Перенесением праздника на 25 декабря Церковь имела в виду создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем. Перенесение праздника на 25-е число и торжественное его богослужение имело своей целью поставить противовес языческим суевериям и тем самым обратить сердца людей к познанию истинного Бога. Известно, что у римлян на 25 декабря падал языческий праздник в честь зимнего солнцеворота – день (рождения) явления непобедимого солнца, которого не могла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. Этот праздник обновляющегося «бога солнца» был днем разнузданных увеселений народа, днем забав для рабов и детей и пр. Таким образом, сам по себе этот день был как нельзя более приличен для воспоминания события Рождества Иисуса Христа, Который в Новом Завете называется Солнцем Правды, Светом мира, Спасителем людей, Победителем смерти.

Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно – во второй половине IV века. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинопольской Церкви около 377 года по указанию императора Аркадия по обычаю Римской Церкви и благодаря энергии и силе красноречия святого Иоанна Златоуста. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку.

Установление празднования рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание. По мысли отцов Церкви III и IV вв. (св. Ипполит, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст, св. Кирилл Александрийский, блаж. Августин), 25-е число декабря месяца исторически более всего соответствует дню самого рождения Господа Иисуса Христа.

Из рассматриваемых в настоящей службе стихир и тропарей, посвященных Рождеству Христову, наиболее древними, надо полагать, являются 1-я стихира на «Господи, воззвах», кондак и икос. Кондак и икос составлены в VI веке св. Романом Сладкопевцем. Им составлены 24 икоса, из которых современная служба сохраняет лишь первые два (кондак и икос). Тропарь и светилен праздника также весьма древние.

Уже в VII–VIII вв. известны Минеи со службами Рождеству Христову в целом их виде. В Х веке имелись уже службы предпразднства и попразднства. А в XI–XII вв. служба, посвященная Рождеству Христову, принимает на востоке такой вид в изменяющихся ее частях, как и современная служба.

Составителями современной службы на Рождество Христово являются, в основном, песнотворцы VI–IX веков: св. Роман Сладкопевец (кондак и икос), св. Андрей Критский (стихиры на хвалитех), св. Герман, патриарх Константинопольский (ряд стихир на «Господи, воззвах» и стихиры на литии), св. Иоанн Дамаскин (многие из стихир вечерни, канон), св. Косма Маиумский (канон) и другие.

Развернуть

Богословское содержание

1. В этот день Бог явил Себя миру в троичности Лиц.

2. Крестясь в Иордане, Христос:

  • установил Таинство Крещения;
  • преподал пример для будущего совершения Таинства Крещения в Церкви;
  • «освятил естество вод»; благословил воду как средство омытия от первородного греха в Таинстве Крещения и освящения людей. С этого момента освящённая священнослужителями вода стала способной служить средством для освящения людей.

Иконография праздника

Зрительным и смысловым центром композиции всегда являются фигуры Господа Иисуса Христа и Иоанна Крестителя.  

Господь изображается в водах реки Иордан. Достаточно часто Он бывает представлен делающим шаг вперед. Этим иконографическим решением подчеркивается, что хотя Крещение совершает Иоанн — приоритетная роль принадлежит не Иоанну, а Иисусу Христу (Мф.3:14-15). На это же указывает благословляющий жест Спасителя. Учитывая, что икона не только воспроизводит, в линиях и красках, конкретное историческое событие, но и служит действенным средством, способствующим молитвенному общению верующих с изображенным на ней Мессией, этот жест может восприниматься богомольцами как благословение их на добрые дела. Обнаженность фигуры Христа (как правило, Он изображается в набедренной повязке) допускает буквальное толкование, но с другой стороны, напоминает нам об обнаженности первозданных людей, когда они жили в Раю, были чистыми и безгрешными (Быт.2:25). В этом прочтении Христос воспринимается как Новый Адам (1Кор.15:47). 

Справа от Христа (слева, если смотреть со стороны богомольца) — на берегу Иордана — фигура Предтечи Господня.

Одна его рука изображается расположенной над головой Спасителя — знак того, что он совершал Крещение. В другой руке может изображаться крест — символ Крестных страданий и смерти Христа и вместе с тем знамение победы над дьяволом, адом и смертью. Через это обнаруживается смысловая связь Крещения Господня с последующими Крестными страданиями и смертью Спасителя (вспомним, что Иоанн указывал на Христа как на (жертвенного) Агнца (Ин.1:36)). В ином варианте изображения вторая рука Иоанна бывает развернута ладонью к Небу, что подчеркивает его духовную благодатную связь с Богом, его послушание Богу. Как правило, Иоанн Креститель изображается стоящим выше Христа, что при буквальном толковании объясняется так: он — на берегу, тогда как Спаситель — в водах реки. При этом ярко выраженной согбенностью фигуры Иоанна подчеркивается, что в духовном отношении он не «выше» Христа: Христос — Сын Божий, а он — раб Божий.

 Нередко по противоположную сторону от Иоанна бывают изображены светлые ангелы. Внешне они напоминают восприемников при совершении Таинства Крещения в Церкви (отметим, что Крещение Господне в определенном отношении является образцом совершения Таинства Крещения).

 В верхней части иконы — луч, изливающийся из Небесной сферы, приникающий в малую сферу, внутри которой голубь — символ Святого Духа, — а затем расходящийся на три луча. Единый луч указывает на Единого Бога, на единство Божественного действия, тогда как три луча — на Три Божественные Ипостаси.

 Береговая черта Иордана обычно изображается так, что река напоминает пролом в поверхности земли. В этом можно видеть указание на предстоявшее Христу (по отношению ко времени Крещения) сошествие во ад. Ещё выразительней эта идея подчеркнута на тех священных изображениях, где воды прописаны в тёмных тонах (на некоторых иконах под ногами Христа бывает представлен образ, напоминающий образ, присутствующий на иконах Воскресения Христова — образ перекрещенных адовых врат).

 Нередко возле ног Мессии бывают отмечены две аллегорические фигуры. Одна из них олицетворяет Иордан, а другая Чермное море. Это связано с тем, что чудесный переход еврейского народа через Чермное море, равно как и чудесный переход евреев через Иордан, прообразовали собою Таинство Крещения. Данный символ соответствует библейскому стиху: «Море увидело и побежало; Иордан обратился назад» (Пс.113:3)

 Композиция может быть дополнена частными деталями, например, изображенными возле Христа, в воде, рыбами и/или людьми.


Подробнее: Иконография Крещения Господня.

Г.С. Битбунов. Иконография двунадесятых праздников. Богоявление Господне

Развернуть

Богослужебные (литургические) особенности

Совершается бденная служба праздника (по Минее на 6/19 января), отменяется воскресная служба Октоиха.

Всенощное бдение состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. На утрени два канона праздника. «Честнейшую Херувим» не поется. Диакон с кадилом перед образом Божией Матери поет: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу».

Совершается Литургия Иоанна Златоуста, если праздник приходится на вторник, среду, четверг, пятницу и субботу. Василия Великого – если воскресенье или понедельник. На Литургии поются антифоны праздника. Вместо Трисвятого поется «Ели́цы во Христа́ крести́стеся…»; вместо «Достойно есть» – «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств… Недоумеет всяк язык…».

По заамвонной молитве, по обычаю, совершается великое освящение воды (как в навечерие). Благодать освящения воды подается одна и та же – и в навечерие, и в самый день Богоявления. Последование Великого освящения воды, как в навечерие, так и в самый праздник, одно и то же.

Также по традиции, по отпусте Литургии посреди храма перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника и, по обычаю, величание. Во время целования Креста все окропляются святой водой.

  • Битбунов Г.С. Богоявление Господне. Праздник в православном богослужении
  • Чинопоследование Богослужения Св. Богоявления с переводом.

Развернуть

Развернуть

Развернуть

Случайный тест

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА — 7 января 2024

Праздник Крещения Господня отмечается ежегодно. Он выпадает на воскресенье после 6 января, поэтому в этом году эта дата — 7 января. Он посвящен крещению Иисуса в реке Иордан Иоанном Крестителем. Он также известен как «Теофания». Это событие представляет собой особый праздник, отмечаемый в Римско-католической церкви, англиканской или епископальной церкви, а также в Восточной православной церкви. Верующим предлагается подумать не только о крещении Господа Иисуса, но и о своем собственном крещении.

История Крещения Господня

Крещение не является исключительно христианским — месопотамская, египетская и восточная религии практиковали формы крещения в древности. Это центральный религиозный обряд в индуизме, различных коренных американских народах и иудаизме. Различные виды омовения и очищения водой практикуются почти во всех других религиях мира, включая ислам, буддизм и синтоизм. Это центральный религиозный обряд в индуизме, различных коренных американских народах и иудаизме.

Крещение Господне увековечивает крещение Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем в начале Его служения. Хотя изначально это было одно из трех евангельских событий, отмеченных Богоявлением, праздник Крещения Господня был объявлен отдельным от двух других событий — пришествия волхвов и венчания в Кане. Это было сделано в 1955 году тогдашним папой Пием XII.

Этот праздник завершает цикл Рождества в римско-католическом календаре. Праздник Крещения Господня считается одним из важнейших христианских праздников, его хорошо знают и ждут с нетерпением. Это рассматривается как Бог, открывающий Себя человеку, когда люди отождествляют себя с Иисусом. Это напоминает верующим, что так же, как Иисус перешел из вод крещения в служение, они должны двигаться как Его ученики в своей жизни. В праздник Крещения Господня они возвращаются к своей христианской идентичности. Воскресная школа и церковные уроки подготовлены на эту тему, чтобы помочь прихожанам в этом.

Хронология Крещения Господня

30 г. н.э.

Крещение Иисуса

Иоанн крестит Иисуса в Вифании на восточном берегу реки Иордан, недалеко от Иерихона.

1955

Установлено как отдельное празднование

Крещение Господне теперь отмечается отдельно от трех других празднований Крещения Господня.

1960

Римско-католическое усыновление

Праздник принят для всеобщего празднования по римскому календарю в 1960 и зафиксировано 13 января.

Август 2019

Массовые крещения

В России православная церковь совершает массовые крещения в реках, чтобы прославить христианство в стране.

Крещение Господне

Часто задаваемые вопросы s

Что означает крещение Господне?

Праздник Крещения Господня знаменует смерть и воскресение Христа и верующего. Он также исследует послушание Слову Божьему.

Что верно в отношении Крещения Господня?

Хотя христианство уделяет больше внимания крещению, чем другие религии, эта практика не уникальна для христианства. То, как это практикуется церковью, зависит от веры, и разные деноминации имеют разные ритуалы крещения.

Когда было написано Крещение Господне?

Пожалуй, самая успешная картина Крещения Господня была написана Бартоломе Эстебаном Мурильо. Картина была завершена в 1655 году и относится к группе произведений, изображающих жизнь Иоанна Крестителя.

Как отпраздновать Крещение Господне

  1. Принять крещение

    Это лучший способ отпраздновать Праздник Крещения Господня. Посвятите себя и подготовьтесь к крещению, чтобы отметить праздник. Эта подготовка должна была произойти незадолго до января.

  2. Изучайте интересные традиции крещения

    Различные источники информации описывают разные виды традиций крещения. Потратьте время на их изучение и расскажите родным и друзьям о наиболее интересных.

  3. Поощряйте людей

    Поощряйте людей, заинтересованных в крещении, делать это, а затем документируйте их путешествие, чтобы вдохновлять других. Иногда люди, особенно интроверты, нуждаются в поощрении, чтобы делать то, о чем они думали.

5 вещей, которые вы должны знать о крещении

  1. Незаконно крестить

    В странах, где проповедь Евангелия незаконна, крещение также запрещено.

  2. Крещение не всегда происходит в церкви

    Крестят в реках, озерах, бассейнах и даже ваннах, а не только церковных зданиях.

  3. Экстренные крещения

    В католической церкви экстренное крещение могут совершать миряне, а любой член общины может крестить в харизматических кругах.

  4. Валлийское крещение

    В Уэльсе при крещении ребенка частично погружают в святую воду, и если ребенок держит голову над водой, его или ее ждет долгая жизнь.

  5. Крещение больше не понимают должным образом

    В опросе 2013 года в США большинство людей признались, что не понимают крещения.

Почему важно Крещение Господне

  1. Напоминает нам, что крещение драгоценно

    Крещение считается одним из самых драгоценных таинств. Это привилегия, которой не следует заниматься легкомысленно.

  2. Это побуждает нас отстаивать то, во что мы верим

    Новый Завет дает людям заповедь креститься. Если мы исповедуем веру, нам нужно твердо стоять на своем и делать то, что говорит Библия, а для этого требуется мужество.

  3. Это напоминает нам о том, что означает крещение

    Слова таинства крещения напоминают нам, что мы крещены во Христа и можем следовать Его примеру здесь, на земле. Это большое поощрение.

Даты Крещения Господня

Год Date Day
2023 January 8 Sunday
2024 January 7 Sunday
2025 January 12 Sunday
2026 11 января Воскресенье
2027 10 января Воскресенье

Праздник Крещения Господня

Праздник Крещения Господня

Богослужебные праздники 08 января

г.

Уже в 300 году нашей эры Восточная Церковь праздновала Богоявление и Крещение Иисуса 6 января. В Западной Церкви этот праздник упоминается в Литургии Часов. С реформой литургии в 1969 году дата этого праздника была установлена ​​​​на воскресенье после Богоявления. Если праздник Богоявления не отмечается 6 января, он отмечается в воскресенье между 2 и 8 января, а праздник Крещения Господня отмечается в понедельник после Богоявления. Рождественский сезон завершается празднованием этого праздника, хотя «окно» остается открытым до 2 февраля, дня празднования праздника Сретения Господня во храме. Последний праздник также известен как Сретение, поскольку Христос провозглашается как «

свет для иноверцев ».

Тогда пришел Иисус из Галилеи к Иоанну на Иордане, чтобы креститься от него. Иоанн пытался помешать ему, говоря: «Мне нужно креститься от тебя, а ты приходишь ко мне?» Иисус сказал ему в ответ: позволь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Потом разрешил. После крещения Иисус вышел из воды, и вот, небеса отверзлись, и он увидел Духа Божия, спускающегося, как голубь, [и] грядущего на него. И раздался с неба голос, говорящий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»

(Мф. 3:13-17).

Иисус на Иордане

Евангелие начинается с географической аннотации: Иисус идет из Галилеи на Иордан, чтобы креститься у Иоанна Крестителя. По прибытии Иисус не объявляет Себя Мессией, Он не проповедует. Вместо этого Он стоит со всеми там, желая креститься, тем самым проявляя свою солидарность с грешным народом. Иисус не изолирует Себя, но Он выходит среди людей, даже тех, которые отмечены ранами греха. Он подвергает Себя опасности, находясь с ними, точно так же, как Он подвергал Себя опасности, становясь Человеком во чреве Марии. Таким образом, в том, как Иисус «движется» по Своему «маршруту спасения», существует последовательный замысел.

Иоанн Креститель

«Мне нужно у вас креститься, а вы идете ко мне?» говорит Креститель, увидев Иисуса . Мы видим недоумение пророка, который всего несколькими стихами ранее выразился так : «Идущий за мною сильнее меня. Я недостоин носить обувь его…» (Мф 3:11) . Кажется, такое же недоумение испытал Петр в Кесарии, когда, обличив Иисуса после откровения об ожидавших Его страстях, смерти и воскресении, сказал: «Не дай бог, Господи!» , слышит ответ Господа, «Отойди от меня, сатана! Ты для меня препятствие. Вы мыслите не так, как Бог, но как человек» (Мф 16:22-23). Другой раз был в горнице, когда Петр отказался позволить Иисусу омыть ему ноги (ср. Ин. 13:6-8). Реакция, подобная той, что была у Крестителя и Петра, свидетельствует о нашем дискомфорте от того, что мы видим Иисуса таким слабым и уступчивым.

«Позвольте этому»

Бывают моменты, когда важно «позволить вещам происходить». Однако то, что кажется настолько ненормальным, что Иоанн Креститель смущается, является частью Божьего плана, который « исполнить »всякую праведность, ибо Иисус — как Он Сам однажды возвестит — пришел не отменить закон и пророков (ср. Мф. 5, 17), а привести Божью справедливость «к исполнению». Эта справедливость не унижает, не разлучает, не судит. Скорее, оно объединяет, разрушает барьеры, отвечает на потребности каждого и уважает каждого. Справедливость Божья выше справедливости человеческой: Он не пользуется мерилом «сколько» — вы платите по мере того, как нарушили. Наоборот, Он пользуется мерилом любви, милосердия, прощения – единственной меркой, которая может преодолевать расстояния и исцелять израненные сердца, ибо именно изнутри рождаются злые намерения (ср. Мк. 7:1-23).

Небеса отверзлись

Выбор Иисуса подтверждается открытием небес, даром Духа и голосом Отца, который запечатлевает миссию Иисуса: « Это Мой возлюбленный Сын, с которым я я очень доволен». С открытием небес «справедливость» отменяет разделение между человечеством и Богом, возвращая нас к заре творения, когда Дух витал над водами. В Иисусе Бог-Отец показывает нам Нового Человека, Своего возлюбленного, Того, кто Ему угоден. Он как бы говорил: «902:00 Ты делаешь меня таким счастливым. Я так горжусь тобой» . Это счастье существует в каждом из нас, потому что каждый из нас носит в себе образ Божий. Мы созданы по Его «образу и подобию » (Быт. 1:26). Никто никогда не сможет стереть этот образ, ибо « посмотрел Бог на все, что Он создал, и нашел, что очень хорошо»

(Быт. 1:31). Приход Иисуса говорит нам, что Бог заинтересован в нас. Он как бы говорит: « С тобой Я хочу начать новую историю спасения, новое начало». Мы делаемся новыми в той мере, в какой учимся распознавать жизнь как дар любви и живем в этой Любви.

Темы

  • литургический год

В те дни Иоанн провозгласил: «Сильнейший меня идет за мной. Я недостоин наклониться и ослабить ремешки его сандалий. Я крестил тебя водой; он будет крестить вас Святым Духом». Случилось в те дни, что пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился в Иордане от Иоанна. Выйдя из воды, он увидел, как разверзлись небеса и Дух, подобно голубю, сошел на него. И раздался голос с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный; с тобою Мое благоволение» (Мк. 1:7-11).

Краткий обзор путешествия

Во время Рождества мы поклонялись Вифлеемскому Младенцу, лежащему в яслях. Мы встретились со Святым Семейством Назарета в первое воскресенье после Рождества. Мы почитали Марию как Богородицу в Новый год. Мы размышляли о явлении Иисуса волхвам, а значит и всем народам, в праздник Богоявления.

Иисус начинает Свою общественную жизнь

«Назарет» — маленькая деревня без традиций. На жителей Назарета смотрели свысока: « Может ли что-нибудь хорошее прийти из Назарета?» , — спросил Нафанаил (Ин. 1:46). И все же Иисус прожил там 30 лет. Это были годы молчания, роста и взросления, работы, семейной жизни, обычной жизни… «Галилея» была регионом, который был дисквалифицирован с религиозной точки зрения, поскольку считался зараженным язычниками. Евангелист использует эти конкретные детали, чтобы помочь нам понять, что Иисус начинает свою «общественную» жизнь не как кто-то, кто был «привилегирован», а как кто-то, кто вошел через «черный ход». Единственное, что мы знаем из Евангелий о Его первых 30 годах, это то, что Иисус рос» в возрасте, мудрости и благодати» (Лк. 2:52). Именно эта зрелость привела Его к «солидарности» с наименьшими, с грешниками: « Не знавший греха» , пишет св. Павел, « сделался грехом» (ср. 2 Кор. 5:21). ; Гал. 3:13).

Голос

Выходя из воды, Иисус — единственный человек, который узнает голос с неба: « Ты — мой возлюбленный Сын» . Эти слова обращены к нам сегодня: « Ты мое Дитя, мой любимый» . Бог как бы говорит: « Я счастлив с тобой» . В каждом из нас есть счастье от Бога, потому что кем бы мы ни были, факт остается фактом: мы созданы по Его « образу и подобию » (Быт. 1:26). Никто не может отнять того факта, что Бог доволен нами, потому что « посмотрел Бог на все, что Он создал, и нашел, что весьма хорошо» (Быт. 1:31). Приход Иисуса говорит нам, что Бог заинтересован в нас. Он как бы говорит: « С тобой Я хочу начать новую историю спасения, новое начало».

Крещение Иисуса, наше крещение

Иисус солидарен со Своими современниками, и Он – тот, кто без греха – становится в один ряд с другими грешниками. Он ставит Себя на нашу сторону. Он Бог с нами, Эммануэль. Он берет на Себя судьбу каждого из нас. К этому призваны и мы – тем более крещеные, погруженные в Его любовь, – уметь заботиться о других, с которыми разделяем жизненный опыт, начиная с наименьших (грешников), отверженных (Назарет ), люди, которые помечены (Галилея). Каждое суждение или предубеждение должны быть развеяны той истиной, что каждый из нас «возлюбленное дитя Господне» , которым «благоволен» Бог. Это верно для меня, но также верно для каждого брата и сестры, независимо от нашего состояния грешников. В крещении снова происходит то, что было в Рождество: Бог нисходит, Он входит в меня, чтобы я мог возродиться в Нем как новое творение. Но нас просят свидетельствовать об этой «новой жизни» (ср. Ис. 43:19), чтобы, как мог сказать Иисус, «видевшие Меня видели Отца» (Ин. 14:9) , то и другие люди могут сказать о нас, «Я вижу в тебе Иисуса» . По-человечески это невозможно, конечно. Но « нет ничего невозможного у Бога » (Лк. 1:37).

От Крещения к жизни

Праздник Крещения Господня закрывает сезон Рождества и открывает Обычное время , сезон жизни. Если с Крещением открывается публичное служение Иисуса, то для нас это является инаугурацией обязательства покинуть «Вифлеемскую конюшню», где мы поклонялись Ему, чтобы начать свою миссию свидетельствовать о Нем день за днем, укрепляясь радость быть Сообществом/Народом Божьим, которые собираются каждое воскресенье, чтобы позволить себе быть ведомыми «звездой» Слова Божьего, питаться Евхаристией, Хлебом в пути, жить в любви и с любовью, на наше путешествие к открытым небесам, где Отец ждет нас, чтобы мы могли жить вечно с Ним.

Народ исполнился ожиданием, и все спрашивали в сердце своем, может ли Иоанн быть Христом. Иоанн отвечал им всем, говоря: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня. Я недостоин ослабить ремешки его сандалий. Он будет крестить вас Святым Духом и огнем». После того, как все люди крестились, и Иисус тоже крестился и молился, небо отверзлось, и Святой Дух сошел на него в телесном виде, подобно голубю. И раздался голос с неба: «Ты Сын Мой возлюбленный; с тобою благоволю» (Лк. 3:15-16, 21-22).

Народный опыт

Интересно отметить, что евангелист Лука рассказывает, что крещение Иисуса было народным опытом: « После того, как весь народ крестился ». Находясь среди народа, Иисус проявляет глубокую солидарность со Своим грешным народом, с самого начала давая некую «штамповку» Своей миссии. Иисус открывает, что Он Тот, Кто пришел, чтобы «запачкать руки», чтобы понести грехи человечества.

Крещение

В отличие от других евангелистов, Лука не останавливается на крещении, а оставляет его на заднем плане, используя простую фразу: « Иисус также крестился» . Евангелист подчеркивает поведение Иисуса: «Он молился» . Это особенно дорогая тема для Луки, которую он часто повторяет в своем Евангелии. В этой атмосфере молитвы Иисус получает дар Духа и утверждается Отцом, который признает Его «9».0200 возлюбленный» и что Он « очень доволен» Им, или что Он доверился Иисусу. Это способ показать, что то, как Иисус сближался с людьми, проявлял солидарность с ними, было причиной, по которой Он был послан.

Молитва

В контексте молитвы Иисус получает дар Святого Духа. Эта деталь говорит о том, что каждый раз, когда мы молимся, когда мы говорим один на один с Богом (Святой Терезой Авильской), возможно переживание Святого Духа. Молиться — значит вернуться к Нему, остаться с Ним. Это дыхание нашего бытия детьми Божьими, с которым мы познакомились во время нашего собственного крещения. Только в молитве наша жизнь как детей Божьих может питаться. В минуты молитвы мы позволяем Богу говорить над нами: « Ты самая любимая», «Ты важна для меня».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *