День крещения Руси (Список изданий)
Главная / ДНИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ / ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ РОССИИ / День крещения Руси (Список изданий) /
КРЕЩЕНИЕ РУСИ28 ИЮЛЯ — День крещения Руси — ПАМЯТНАЯ ДАТА РОССИИ
22.06.2022 | |||||
Крещение Руси в раритетных материалах Президентской библиотеки
28 июля 2020 года отмечается 1032-я годовщина Крещения Руси и 1005-летие преставления равноапостольного великого князя Владимира, память которого свято чтит Русская Православная Церковь. На портале и в фонде Президентской библиотеки представлено большое количество материалов, посвящённых этому важному событию. Среди них электронные версии изданий разных лет, научные работы, видеолекции и радиопередачи.
Датой крещения Киевской Руси считается 988 год, когда в Корсуни принял обряд освящения водой и новую веру князь Владимир, что подробно описано в книге историка, специалиста по источниковедению Константина Бестужева-Рюмина «О крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об монастыре Печерском» (1910) и др. трудах. Авторы показывают, что путь князя к православной вере был не из лёгких, ведь он начинал властвовать в период язычества на Руси.
«Когда стал княжить Владимир в Киеве, – читаем в книге Ивана Некрасова «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории» (1888), – поставил он шесть деревянных идолов в Киеве… Киевляне приносили жертвы тем идолам, величая идолов своими богами, закалали своих сыновей и дочерей перед истуканами. Вся русская земля и холм тот осквернились человеческой кровью».
Однако выросший в период язычества Владимир не стал его убеждённым приверженцем. «Можно смело сказать, что оно не удовлетворяло умного князя, и твёрдого убеждения в идолослужении у него не было», – пишет историк Николай Марков в историко-биографическом очерке «Великий князь Владимир Святой» (1888).
Славяне к тому времени уже были знакомы с христианством. Считается, что учение Христа принёс на русскую землю святой апостол Андрей Первозванный: «Поплыл он по реке дальше к горам – на то место, где теперь стоит город Киев… Встал Апостол утром и сказал своим ученикам: „Видите ли горы эти? На сих горах явится благодать Божия: будет здесь город великий. По Божией воле многие церкви здесь постановятся“. После этих слов Апостол взошёл на горы и благословил их. Потом поставил на них крест», – читаем в упомянутой выше книге «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории».
Это издание также рассказывает и о просветительской деятельности на Руси братьев Кирилла и Мефодия: «В девятом столетии, как известно, святые Кирилл и Мефодий распространяли среди чехов и болгар и других славян православную веру… Потом русские часто ходили в Грецию, а греки в Русь, особенно в Киев. Значит, русские могли научиться Христовой вере и от греков, и от своих соплеменников – славян… И так русские язычники привыкли к христианам и не преследовали их. …Вообще русские никогда в то время никого не преследовали за веру». Христианскую веру приняли киевские князья варяго-руссы Аскольд и Дир, а позже и православная святая княгиня Ольга, бабушка Владимира Красно Солнышко.
Однако до принятия христианства как основной религии Руси было ещё далеко. Укрепление государства требовало принятия единой веры, но какой? И Владимир берёт на себя труд изучить четыре господствующих религии и выбрать одну из них для родной земли.
Подробно выбор Владимиром веры и крещение Руси описываются в «Повести временных лет» (1916), прокомментированной величайшим знатоком и толкователем летописей Алексеем Шахматовым. Полно и ярко рассказал об этом в своём курсе лекций «Древняя русская история» (1885) профессор Василий Ключевский – лекции эти рукописные, их электронная копия доступна на портале Президентской библиотеки.
В книге «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории» повествуется, как было непросто князю Владимиру сделать выбор. К нему в Киев приходили посольства от разных народов, призывавшие Русь обратиться в их веру. Владимиру пришлось выбирать между мусульманской, католической верой, иудаизмом и православием. В издании читаем, как князь, хоть и не сразу, сделал выбор в пользу православия: «Греки прислали Владимиру одного философа. Философ по-гречески значит мудрец: „Если хочешь послушать, я тебе всё с самого начала расскажу, зачем Бог сходил на землю“, – сказал тот князю». И философ поведал ему о сотворении мира, о потопе, потом о пришествии Христа Спасителя на землю, о его крещении, страданиях и воскресении.
«После своего рассказа он показал завесу, вытканную золотом, – продолжает автор. – На ней была изображена картина суда Господня. Философ указал князю праведников на правой стороне картины, идущих с радостию в рай, а грешников по левую сторону, идущих на мучения. Владимир, вздохнув, сказал: „добро этим направо, и горе тем, кто налево“. Философ и говорит: „если хочешь стоять направо с праведниками, то крестись“. Владимир сохранил в сердце слова философа, но сказал: „подожду ещё немного“. Владимиру хотелось ещё лучше разузнать и раздумать о всех верах». И он, чтобы испытать на месте, чья вера лучше, послал девять посланников.
В 1914 году типография Святейшего Синода, которая находилась в здании, где сейчас располагается Президентская библиотека, выпустила книгу историка, духовного писателя Дмитрия Троицкого «Святой равноапостольный князь Владимир» (1914). Из неё мы, в частности, можем узнать, какое впечатление на русских посланцев князя Владимира произвело православное богослужение: «Повели они нас туда, где служат Богу своему, и не знали мы, на небе ли мы были или на земле, потому что нет на земле такого вида такой красоты. Мы и рассказать о ней не умеем. Знаем только то, что там сам Бог с людьми пребывает и что служба их лучше, чем в других странах. Никогда нам не позабыть этой красоты… Так и мы уже не в состоянии здесь (в язычестве) оставаться».
И пришёл день, пишет Иван Некрасов в исследовании «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории», когда Владимир сказал: «Я крещусь. Я прежде этого времени испытал ваш закон. Мне ваша вера нравится, о ней мне рассказывали люди, ходившие к вам из Киева от меня и от моего народа».
Кардинальный поворот от язычества к христианству стал наиважнейшим событием в жизни славянского народа. Здесь можно привести выдержки из статьи историка, воспитанника Санкт-Петербургской духовной академии, профессора Киевской духовной академии Владимира Завитневича «Владимир святой как политический деятель», опубликованной в сборнике «Владимирский сборник в память девятисотлетия Крещения России» (1888): «С возвращением Владимира в Киев наступила минута, которая по глубине своего внутреннего смысла представляет единственное в своём роде явление во всей нашей истории: в эту минуту верховный вождь великого русского народа в торжественном акте засвидетельствовал своим подданным, что с этого момента во всех пределах его обширной державы наступает конец царству языческого бога брани и войны и вместо него возникает царство христианского Бога, Бога мира и любви».
После 988 года Русь как христианское государство смогла претендовать на более высокий статус в отношениях с другими странами Европы, что упрочило международные связи. Одним из важнейших последствий крещения Руси стало постепенное сплочение общества на основе соборности, налицо было всеобщее смягчение нравов, стремление к просвещению.
Русь православная развивалась, отстаивая свои самобытность и суверенитет. «Пусть же нынешний русский православный человек благодарно вспоминает труды наших предков… Наши предки говорили об этом просвещении: „дивно подумать, сколько добра сотворил Владимир Русской земле, крестив её!..“. Во тьме жили русские люди. Но солнце засияло им после крещения», – пишет Иван Некрасов в издании «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории», ознакомиться с которой можно на портале Президентской библиотеки.
: История :: Культура и искусство :: Россия-ИнфоЦентр
Недавно правительство России ввело еще одну официальную памятную дату – День Крещения Руси, который будет отмечаться 28 июля. Новый праздник, однако, не выходной для россиян. Так что же это за дата?
Интересно отметить, что христианство, возникшее в I веке, было принято Русью только в X веке.
Крещение Руси традиционно отмечалось 14 августа (1 августа по старому стилю). Вновь установленная памятная дата — 28 июля — соответствует дню князя Владимира: древнерусские летописи связывают крещение Руси с именем киевского князя Владимира Святославича, по инициативе которого Русь приняла христианство в качестве государственной религии в 9 г.88. В этот день в 988 году тысячи киевлян были крещены византийским митрополитом и священниками в Днепре.
Однако христианство было известно на Руси задолго до 988 года, и летописи утверждают, что до крещения Руси князем Владимиром православная религия имела более чем столетнюю историю. Принятие новой религии имело свои предпосылки и произошло не за один день, а было многовековым процессом.
Восточные славяне были язычниками, почитавшими силы природы и своих сверхъестественных покровителей, таких как бог неба Сварог, бог плодородия Род, бог солнца Даждьбог и др. Молились в священных рощах, ставили идолов богам и принес им в жертву. Многобожие соответствовало старому родовому строю, но противоречило стремлению киевских князей укрепить свою власть и власть над всей Русью.
Что касается самого князя Владимира, то изначально он показан в летописях как человек, полностью разделяющий языческие нормы поведения. Летописи рассказывают о его пяти законных женах и невероятном количестве наложниц. За своим двором в Киеве князь имел древние идолы самых почитаемых богов разных племен во главе с Перуном. В 980 году князь Владимир попытался реформировать языческие верования и сделать из них государственную религию. Покровитель княжеского войска — бог Перун — был объявлен высшим богом Руси. Реформа, однако, провалилась и не имела серьезных последствий. Князь Владимир хоть и проводил время в войнах, пирах и охоте, но, вероятно, под влиянием бабушки, княгини Ольги, начал религиозные искания.
Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старых верований и принятия одной из религий, сложившихся у ее западных, северных или восточных соседей. Русская Полевая летопись рассказывает легендарную историю о выборе Владимиром новой веры. Отвергнув западное христианство, ислам и иудаизм, князь Владимир отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту – православию.
Это решение было обусловлено длительными торговыми, культурными и династическими связями Руси с Византийской империей. Княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, считается первой известной христианкой на Руси. Летописи свидетельствуют о строительстве церкви Святого Ильи Пророка в еще языческом Киеве. Крещению Руси предшествовал брак князя Владимира и византийской царевны Анны в городе Херсонесе. Его крещение было обязательным условием для династического брака.
Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестив себя, свое войско и киевлян, князь Владимир начал важнейшую реформу. После Киева нужно было крестить Новгород, и Владимир отправил туда своих священников. Однако городское население встретило крестителей врагами и оказало им упорное вооруженное сопротивление. Только к сентябрю Новгород сдался и крестился. Что же касается восточнославянских племен, объединившихся вокруг Киева, то на их крещение ушло более ста лет. Итак, на протяжении многих десятилетий и даже столетий все земли Древнерусского государства обращались — где-то мирно, но чаще силой — к новой религии.
Княжеская власть нашла надежную опору – как духовную, так и политическую – в новой религии и Православной церкви. Государство укреплялось и преодолевало старые племенные разногласия. Новая общая религия предлагала новое чувство национального единства. Христианство с его монотеизмом и признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло большой вклад в укрепление феодальных отношений в Киевской Руси. Крещение Руси сделало ее равноправным партнером среди средневековых христианских государств и тем самым укрепило ее статус в мире.
Влияние христианства на русскую культуру трудно переоценить. Религиозные книги на старославянском языке поступали на Русь из Болгарии и Византии, росло число людей, грамотных на славянском языке. Прямым следствием Крещения Руси стало развитие иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной литературы, системы образования. В то же время церковь всячески стремилась подавить и искоренить народную культуру, основанную на древних языческих верованиях и традициях.
По мнению некоторых историков, крещение Руси князем Владимиром было великой реформой в духовной области, по своим политическим последствиям и общему значению для русской истории сравнимой с преобразованиями Петра Первого.
Новость 2 — Поздравление Председателя Верховной Рады Украины Арсения Яценюка по случаю 1020-летия Крещения Киевской Руси.
- Дом
- Все публикации
- Новости
- Новости 2
Поздравление Председателя Верховной Рады Украины Арсения Яценюка по случаю 1020-летия Крещения Киевской Руси.
Опубликовано 25 июля 2008 г. в 09:00
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЕРХОВНОЙ РАДА УКРАИНЫ
90 059 Уважаемые Соотечественники !
В эти дни мы отмечаем грандиозное событие 1020 Годовщину Крещения Киевской Руси. Праздник, который духовно объединил украинский народ, лелеет нашу надежду на мир на нашей земле.
Более 10 веков назад князь Владимир крестил киевлян и свой народ в Днепре. Трудно переоценить значение и последствия этих событий для развития украинского государства. Именно с Крещения Киевской Руси на наших землях утверждается истинная духовность, появляется единство государства, государства, которое было одной из самых мощных, развитых и цивилизованных частей Европы в 10 веке.
Сегодня этот праздник объединяет общество вокруг истинного счастья и национальной идеи.