Как в этом году будет праздноваться День Крещения Руси — Российская газета
День Крещения Руси, уже несколько лет отмечаемый в России, на Украине и в Беларуси 28 июля, в День памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, в этом году будет отпразднован куда активнее, чем в прошлом.
«Кто не придет креститься, тот не друг мне», — напомнил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда сохраненные церковным преданием слова князя Владимира, свидетельствующие, что Крещение Руси было одним из самых мягких в истории. И как бы ни мерещилась кому-то в словах князя угроза, этот призыв «выстроен в евангельских категориях». А спасительный характер христианского выбора князя подтверждают его плоды, проявившиеся уже в XI веке. «Это и личность Ярослава Мудрого, и верность христианству святых князей Бориса и Глеба, и «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, и рано начавшееся, никем не навязанное почитание княгини Ольги», — отметил клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета иерей Иоанн Воробьев. Крещение поменяло и личную, и общественную жизнь людей, считает секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук: «духовный прогресс был колоссальным». И хоть разговор об этом прогрессе, по словам Владимира Легойды, тянет «на энциклопедию или длинный и подробный сериал», но уже всем понятно, что современное достоинство европейской цивилизации, включая Россию, безусловно, связано с христианским выбором. «Без схоластики не было бы интернета», напомнил он удачный афоризм, иллюстрирующий мысль о том, что без христианской интеллектуальной традиции не было бы современных технических достижений.
Разговор коснулся также Киева и празднования Дня Крещения Руси в древней русской столице.. «Киев — мать городов русских, навсегда, — подчеркнул Владимир Легойда, — а политические турбулентности кратковременны». К счастью, в этом году не отменен знаменитый крестный ход в Киеве, собиравший в последний годы до 300 тысяч человек. На него будут принесены чудотворные иконы Пресвятой Богородицы с севера, запада, юга и востока Украины, включая знаменитую Почаевскую. Он посвящен идее верности Церкви и, как всегда, воочию продемонстрирует мощь и силу канонической Украинской православной церкви. Спикеры подчеркнули, что все необходимые санитарные меры будут соблюдены. «Людей, возможно, будет меньше, но воодушевления — нет», — уверен протоиерей Игорь Якимчук.
Крещение поменяло и личную, и общественную жизнь людей
Положение канонической Церкви на Украине между тем продолжает оставаться сложным. Не таким, как во времена президентства Петра Порошенко, но тем не менее случаи захватов храмов или покушений на их захваты продолжаются. В августе в Киеве ожидают визит патриарха Варфоломея, демонстрирующего, по словам российских спикеров, «упрямую волю в поддержке украинского раскола». И этот визит всего скорее станет сигналом к активизации экстремистских сил. Однако проект ПЦУ, в общем, не удался. Предполагаемый массовый переход в ПЦУ не случился, а когда на Украине сменилась власть, переходы общин и вовсе прекратились. Те общины канонической церкви, у которых отобрали храмы, построили себе новые. А ПЦУ все более обнаруживает характер негативного «политического проекта». Поиск воссоединения разорванного православия продолжается на путях диалога. Есть надежды на новые межправославные встречи в Аммане.
что дало народам крещение Руси?
28 июля в России, Беларуси, Молдове и Украине отмечают важный исторический праздник – День крещения Руси. Конечно, такое знаковое событие произошло не именно в этот день: крещение Руси было протяженным во времени. Но 28 июля православная церковь чтит память святого равноапостольного князя Владимира, который в 988 году принял решение о крещении Руси и крестился сам, со всей своей дружиной и боярами. Поэтому праздник в честь крещения Руси было решено отмечать в этот день.
О том, как Князь Владимир Русь крестил, написаны сотни книг и статей, сняты фильмы. Но все равно это важнейшее событие в нашей истории остается невероятно притягательным, мощным, ресурсным. О нем продолжают спорить, его пытаются переосмыслить, выдвигают толкования и альтернативные версии. Например, что было бы, если бы князь Владимир выбрал для Руси другую религию?
Как князь Владимир выбрал восточное христианство?
А ведь действительно, такая вероятность была. Летописи рассказывают, как Князь Владимир принял решение объединить находившиеся под его рукой народы и отказался от идеи использовать для этого язычество. После этого он призвал к себе представителей самых сильных мировых религий. Они явились, чтобы обратить князя Владимира в свою веру. «И начался богословский спор, – рассказывает специалист по истории Древней Руси, профессор Игорь Данилевский. – Каждый выступал, расписывая преимущества своей религии и критикуя все прочие».
После этой беседы князь Владимир отправил в каждую из стран отдельную депутацию бояр, чтобы они посмотрели, как каждая из религий отражается в жизни людей и государства. Вернувшись, бояре рассказали обо всем, что видели.
Картина: Великий князь Владимир выбирает веру(1822г.)/Эггинк Иван
Игорь Данилевский: «Многое в каждой из религий понравилось князю Владимиру. Например, ему вполне импонировало то, что мусульманам можно иметь несколько жен. Однако строгие пищевые запреты, а особенно запрет на вино пришлись не по вкусу. Летопись приписывает ему знаменитую фразу: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти».
Бояре с восторгом рассказывали также о том, что такой красоты, как в Греции, они больше нигде не видели. «С другой стороны, надо понимать, что связи Руси с Византией были постоянными и, скорее всего, восточная христианская вера хорошо соответствовала некой принятой на Руси ментальности, совокупности культурных представлений и норм», – говорит историк.
Почему крещение означало свободу и независимость?
Крещение – это выбор пути. Отказавшись от других мировых религий, выбрав православие, князь Владимир на самом деле избрал для своего народа настоящую свободу, самостоятельность, независимость от Востока и от Запада.
«Выбор католицизма, ислама или иудаизма обрекал бы страну на внешнюю зависимость, погружение в идейную и духовную орбиту одного из сильных государств, будь то Арабский халифат, Хазарский каганат или папский Рим», – говорит протоирей Всеволод Чаплин.
По словам священника, Восточная римская империя, которую сейчас именуют Византией, была тоже сильным государством, но все же она не претендовала на духовно-политическую власть над Русью. Поэтому выбор православия в действительности был политическим. Это было решение независимого властителя и свободного народа.
Картина: Крещение князя Владимира(1885-1893гг.)/Виктор Васнецов
«Это решительно отделило Россию от Запада, – считает профессор Игорь Данилевский. – Причем вместе с христианством пришла книжная культура, а это величайшее достижение, которое включило Русь в культурное поле всех христианских стран и невероятно подвинуло страну на пути ее развития».
Православие изменило и внешние границы Руси. После принятия христианства Русь начала восприниматься как центр богоспасаемой земли. И ее границы стали постепенно расширяться.
Лекарство от раздоров
К XX веку в христианском мире выросла уникальная традиция русской духовной культуры со своей исторической и богословской школами, давшая миру религиозную философию, «святую русскую литературу», уникальные иконы и храмы, многие из которых, правда, были уничтожены в советское время.
«Сегодня особенно важно вспомнить о том, что в киевской купели родился народ, ценящий мир, – говорит Георгий Кочетков. – Таковой была политика князя Владимира после 988 года, что, конечно, связано с христианской верой. Именно эта вера веками питала такие принципиальные качества нашей национальной культуры, как мирность и общинный характер».
И в дальнейшей русской истории любимый в народе преподобный Сергий Радонежский учил преодолевать «ненавистную рознь мира сего», а преподобный Серафим Саровский говорил: «стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Эта мирность – первое, что было утрачено в XX веке в результате революции, гражданской войны, уничтожения церквей, репрессий.
По словам священника, вспоминая сегодня крещение Руси, нужно разглядеть, что именно с покаянием и примирением, с возвращением к христианским основаниям жизни связан и исторический шанс для русского народа.
Картина: Крещение Руси(конец 19 века)/Клавдий Лебедев
«Мы вышли из одной купели – и русские, и украинцы, и белорусы, и карпатороссы, являясь по сути одним народом, связанным и одной верой, и очень близкой культурой. Именно гонения на православную церковь, искоренение ее на русской земле позволили заложить семя раздора между Украиной и Россией, что было невозможно до 1917 года, какие бы ни были у нас противоречия и разногласия, обычные между любыми соседями», – говорит Георгий Кочетков.
По мнению священника, наше время останется в исторической памяти как время разделения, создающее образ врага из своего ближайшего родственника. Стало выгодно держать в забвении, что мы один народ, происходящий из Руси. Именно поэтому сегодня День крещения Руси воспринимается церковью и обществом как возможность отказаться от вражды, вспомнить о родстве, примириться.
Торжественные мероприятия, богослужения и крестные ходы, приуроченные к годовщине Крещения Руси, пройдут 28 июля в России, Украине, Беларуси, Молдове.
какой сегодня день — Газета «Калужская неделя»
День Крещения Руси
День Крещения Руси — государственная памятная дата Российской Федерации, установленная в 2010 году Федеральным законом «О внесении изменения в статью 11 ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». Праздник установлен в честь одной из главных вех в истории Руси — провозглашения христианства в качестве государственной религии в 988 году.
С предложением придать этому историческому событию государственный статус выступила Русская православная церковь. А в Федеральном законе утверждение данного праздника на государственном уровне звучит так — это
Датой для праздника было выбрано 28 июля — в этот день отмечается память равноапостольного князя Владимира, известного также как Владимир Красное Солнышко. Владимир был внуком великой княгини Ольги, которая приняла крещение в Константинополе и старалась привить своему потомку любовь и уважение к христианской вере.
Существует легенда о том, как Владимир выбирал для своего народа подходящую религию. Согласно преданию, князь сделал выбор в пользу православия под впечатлением от рассказов своих посланников, которых он отправил в Константинополь и которые вернулись, пораженные великолепием церковной службы.
Исторически Крещение Руси было обусловлено целым рядом причин. Во-первых, объединение земель требовало отказа от племенных богов и введения монотеистической религии по принципу «одно государство, один князь, один Бог». Во-вторых, весь европейский мир к тому времени принял христианство. И, в-третьих, приобщение к христианской культуре давало стране сильный стимул к развитию.
Владимир способствовал распространению христианства на Руси, строил новые города и возводил в них церкви. Вслед за Киевом православие приняли и другие города. Однако Крещение Руси в действительности затянулось на несколько столетий — до тех пор, пока христианство окончательно не победило языческие верования.
Сегодня этот праздник становится все более известным в стране. В разных российских городах в этот день проходят массовые культурные и благотворительные, богословские и просветительские мероприятия, крестные ходы и другие мероприятия.
Русь стала христианской 14 августа
28 июля в России торжественно отмечают День крещения Руси. Праздник назначен именно на эту дату, поскольку в этот день отмечается память равноапостольного князя Владимира, выбравшего для себя и для народа, которым он правил, православие как государственную религию и организовавшего первое массовое крещение в Днепре.
Спору нет, князь Владимир действительно причастен к этому великому событию, только он никак не мог этого сделать 28 июля (15 июля по старому стилю). Дело в том, что в этот день в 1015 году он умер в селе Берестове. Благодаря Александру Невскому, почитавшему Владимира Мономаха, исконная традиция поминать умершего в день смерти переродилась в середине XIII века в торжественный праздник. А великое событие крещения Руси произошло 1/14 августа 988 года.
Что интересно, для князя Александра (не менее прославленного святого) 15/28 июля стало своей собственной особенной датой. 15 июля 1240 года на реке Неве, близ поселка Усть-Ижора состоялось сражение между Новгородской республикой и карелами против шведской, норвежской, финской и тавастийской армий. Русское войско возглавил князь Александр Ярославович, как раз за победу в этой битве получивший прозвище Невский.
Что же касается крещения Руси, оно действительно состоялось. Но в другой день, что отражено в хронографах XVI века: «Крестился князь великий Владимир Киевский и всея Русь августа 1 (старый стиль)». Именно поэтому Православная церковь всегда отмечала этот праздник сначала 1-го, а после смены календаря – 14 августа.
Как известно, князь Владимир был внуком великой княгини Ольги, правившей Русью с 945 до 960 года, поскольку ее сын Святослав был еще маленьким. Ольга была первым главой русского государства, принявшим православие, хотя ее сын и окружение решили остаться язычниками.
Точных данных о том, в каком году было совершено крещение, нет, но историки считают наиболее вероятной датой 957 год. И совершенно точно известно, что крестилась княгиня в Константинополе: ставший крестным Ольги император Константин VII Багрянородный подробно описал это в сочинении «О церемониях».
Невозможно утверждать наверняка, как отразились на судьбе князя Владимира гены бабушки, однако после крещения он в 1007 году перенес мощи Ольги в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве.
В день памяти князя стоит вспомнить предание, как Владимир выбирал подходящую религию. Размышляя о необходимости выбора, он послал в разные страны гонцов, чтобы они разузнали о местных верованиях. Когда гонцы вернулись, больше всего поразил Владимира рассказ о религии в Константинополе.
Благочестивые библиографы князя часто писали, что его впечатлили рассказы о великолепии церковной службы. Трудно сказать, что поняли гонцы в службе, шедшей на греческом языке, и насколько их порадовали многочасовые стояния в церкви. Но если они попали на литургию в Собор Святой Софии — Премудрости Божией, становится понятно, что их поразило великолепие: количество золота, мрамора, драгоценных камней, огромных мозаик. А 600 человек, работающих на одну церковь, производили впечатление даже на более подготовленных к зрелищу христианского торжества людей.
Ради идеи «одно государство, один князь, один Бог» князь Владимир выбрал православие и крестился задолго до своей смерти именно 1 августа, что отмечалось Русской православной церковью веками. Так, в «Настольной книге священнослужителя» есть статья про 1 августа по старому стилю. И в ней, в частности, есть упоминание, что в этот день празднуется «Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня». В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней.
В Русской церкви это празднество соединилось с воспоминанием крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весям».
Словом, ничего не мешает 28 июля вспомнить добрым словом князей Владимира Красное Солнышко и Александра Невского, а 14 августа отпраздновать День крещения Руси. Со всем доставшимся в наследство от Византии православным размахом.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в День Крещения Руси после Литургии в Храме Христа Спасителя / Патриарх / Патриархия.
ru28 июля 2020 г. 14:36
28 июля 2020 года, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, день церковно-государственного праздника Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — с днем памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси. И, как установилась в течение последних десятилетий некая традиция, в этот же день мы празднуем и вспоминаем величайшее событие в истории нашего народа — Крещение Руси.
Святой князь Владимир всем сердцем воспринял новую веру. Если почитать светских историков, то обычно факт крещения князя Владимира в Корсуни обставляется различными политико-идеологическими причинами и предпосылками. Мол, нужно было заручиться мощными союзниками, нужно было постараться войти в культурное пространство Византии, нужно было сделать то-то и то-то, что было бы полезно и для князя Владимира, и для его страны — вот потому он и принял крещение.
Но следует вспомнить, кем был князь Владимир. Он был убежденным язычником, он с языческой верой соединил всю свою жизнь, на его душе десятки загубленных человеческих жизней — измученных, обезглавленных… Кровь соединяет человека с убеждениями, как ничто иное. Давайте посмотрим на историю XX века. Разве кто-то из тех, кто убежденно творил беззаконие, кто убивал других, раскаялся просто так, под влиянием того, что им было предложено нечто взамен их страшного кровавого прошлого? Никто по-настоящему не раскаялся. Посмотрите съемки Нюрнбергского процесса — разве это раскаявшиеся преступники? Они с улыбкой встречали речи обвинителей, они ни в чем не раскаивались, они были убеждены в правоте своего дела.
А князь Владимир? Почему он раскаялся, и под влиянием чего это произошло? Никакого Нюрнбергского процесса над ним не было и быть не могло, никто его ни в чем не обвинял, он мог бы спокойно жить с великой славой могущественного правителя Руси, но он перечеркивает свое прошлое, он отказывается от этой славы, раскаивается сам, без чьей-либо помощи, во всем том, что совершил, и в Корсуни принимает святое крещение. А потом, всем сердцем почувствовав силу благодати Божией, принимает решение крестить весь свой народ, и действительно совершает это удивительное деяние. Казалось бы, все против логики, все против обычаев того времени, все против характера самого князя Владимира, и это первое чудо привело к величайшему изменению в жизни самого князя и всей страны.
И второе Божие чудо. Люди столетиями жили, поклоняясь идолам, языческим богам. Это сейчас мы снисходительно смотрим на все эти изваяния, на изображения деревянного Перуна, — с высоты XXI века, зная всю последующую историю. А если поместить нас в ту атмосферу, когда все поклонялись Перуну, и ведь наверняка какие-нибудь чудеса от него происходили, так что никому и в голову не приходило сомневаться в могуществе русского бога! Перед его изваяниями молились, чтобы одержать победу! А когда возвращались с победой, приносили в жертву Перуну, в том числе, человеческие, живые тела! Какая же была мощная религиозная убежденность! И что происходит? Крестившись, князь почти без реального сопротивления крестит весь народ.
Опять-таки, у светских исследователей той эпохи могут найтись свои человеческие объяснения. Но давайте спросим самих себя: возможно было вот так, в одночасье, круто развернуть всю общественную, политическую жизнь, государственную жизнь и личную жизнь людей так, как это удалось сделать великому князю Владимиру? Конечно, Крещение Руси было великим благодатным Божиим даром, а благодать «немощная врачует и оскудевающая восполняет». И там, где у князя Владимира не хватало, может быть, способности, разумения и власти, сила благодати его вразумляла, укрепляла, и он практически без всякого употребления силы крестил свой народ.
Крещение Руси, выражаясь современным языком, — несомненно революционное событие. Более того, по последствиям его нельзя сравнить ни с какой последующей революцией, потому что Крещение радикально изменило жизнь народа, его культуру, его систему ценностей. Мы знаем, как самая грозная революция начала XX века в нашей стране пыталась изменить систему ценностей, пыталась разрушить веру православную. Но в XXI веке, в возрожденном Храме Христа Спасителя, мы вспоминаем о мечтаниях революционеров с некоей снисходительной улыбкой, потому что ведь у них ничего не получилось, и прекрасно организованная, мощная политическая акция, сопровождавшаяся насилием, не искоренила веры православной из нашего народа.
Действительно, прививка к благодатному телу Вселенской Церкви крещеного русского народа стала величайшей духовной силой, которая, я глубоко убежден, помогает народу нашему проходить через столь сложные перипетии исторического пути, сохранять веру князя Владимира, укрепляться в этой вере и воспитывать в ней следующие поколения нашего народа. Все, что произошло с нами от времен Крещения доныне — это яркий и очень убедительный аргумент в пользу того, что человеческая история совершается не только человеком, не только его разумом, его волей, его силой, но благодать Божия, присутствуя в человеческой истории, не изменяя самой человеческой свободы, таким образом влияет на род человеческий, что вера живет и действует, несмотря на ожесточенную борьбу с ней. Кто только не посягал на нравственные начала человеческой жизни, — и революционеры, и философы-агностики, — кто только не ставил под сомнение «устаревший» нравственный кодекс человеческого общежития, как он представлен в Слове Божием! Сколько было усилий, но ничего не получилось, и каждый живет, в конце концов, по совести, в которой и отображается этот Божественный нравственный кодекс. А если совесть сгорает, тогда Господь порой и силу употребляет, если уж человек не совсем пропащий, чтобы вернуть его на путь истины.
Сегодня мы празднуем событие особого значения, которое не потеряло своего смысла и не потеряло своей силы даже до сегодняшнего дня. Мы все наследники князя Владимира, мы все его ученики. Наша Церковь Русская Православная, мученица и исповедница, кровью своею запечатлевшая верность выбору святого Владимира, и сегодня продолжает со смирением нести свое служение. Но мы очень нуждаемся, каждый из нас в отдельности и все вместе, вся наша Церковь, в помощи свыше. И сегодня особый день, когда мы возносим свои молитвы об Отечестве нашем, о народе нашем, о Церкви нашей, о властях и воинстве, о всем том, что сохраняет нашу национальную жизнь, что оберегает нашу Родину — Россию.
Поздравляю всех вас с этим знаменательным праздником. Молитвами святого благоверного равноапостольного великого князя Владимира да благословит Господь дальнейший исторический путь нашей Родины и дальнейшее историческое движение нашего народа по этому пути. И особая молитва — о том, чтобы верность князю Владимиру, верность избранному им пути, верность вере православной и Церкви Божией не оставляла наш народ. Не дай нам Бог сойти с этого пути, определенного волей князя Владимира, его мудростью и, конечно, Божественным Промыслом. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Крещение Руси в 988 году
Летом 988 года произошло официальное Крещение Руси князем Владимиром Святославичем. Вы узнаете об истории, причинах и последствиях крещения Руси из статьи.
Содержание статьи
Крещение Руси в 988 году
Новый мир. 1988. №6. С. 249-258.
Нет в советской исторической науке, посвященной Древней Руси, более значительного и вместе с тем наименее исследованного вопроса, чем вопрос о распространении христианства в первые века крещения.
В начале XX века появилось сразу несколько чрезвычайно важных работ, по-разному ставивших и разрешавших вопрос о принятии христианства. Это работы Е. Е. Голубинского, академика А. А. Шахматова, М. Д. Приселкова, В. А. Пархоменко, В. И. Ламанского, Н. К. Никольского, П. А. Лаврова, Н. Д. Полонской и многих других. Однако после 1913 года тема эта перестала казаться значительной. Она попросту исчезла со страниц научной печати.
В задачу моей статьи входит поэтому не завершать, а начинать постановку некоторых проблем, связанных с принятием христианства, не соглашаться, а может быть, противоречить обычным взглядам, тем более что утвердившиеся точки зрения часто не имеют под собой солидной основы, а являются следствием неких, никем не высказанных и в значительной мере мифических “установок”.
Одно из таких заблуждений, застрявших в общих курсах истории СССР и других полуофициальных изданиях, это представление, что православие было всегда одним и тем же, не менялось, всегда играло реакционную роль. Появились даже утверждения, что язычество было лучше (“народная религия”!), веселее и “материалистичнее”…
Но дело в том, что и защитники христианства часто поддавались определенным предрассудкам и суждения их были в значительной мере “предрассуждениями”.
Остановимся в нашей статье лишь на одной проблеме — государственного значения принятия христианства. Не смею выдавать свои взгляды за точно установленные, тем более что неясны вообще самые основные, исходные данные для появления сколько-нибудь достоверной концепции.
Прежде всего следует понять — что представляло собой язычество как “государственная религия”. Язычество не было религией в современном понимании — как христианство, ислам, буддизм. Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов,
В каком году было Крещение Руси?
В каком году было Крещение Руси?
Ответ на вопрос, в каком году было Крещение Руси, должен знать каждый христианин. Крещение Руси было грандиозным событием, так как за короткий период времени произошли ключевые перемены, которые перевернули ход истории. Крещение Руси было в 988 году по приказу князя Владимира. От решения одного правителя может зависеть участь всего народа. Так было и во время правления святого князя Владимира. Он пришел к решению о том, что необходимо его подданным принять именно православную веру, не сразу. У него были колебания между религиозными учениями, которые являются монотеистическими, то есть признают существование единого Бога, а не множества божеств. То, что князь Владимир уже был склонен к принятию монотеистической религии, свидетельствует о его мудрости как правителя и желании объединить свой народ. При выборе веры сыграло роль сразу несколько факторов. Одним из них было то, что бабушка святого равноапостольного князя Владимира, святая Ольга, была православной христианской. Она строила храмы и желала распространить христианство на Руси. Однако основной причиной того, что князь Владимир выбрал православную веру, является Божий промысел. Именно по воле Самого Господа произошло много удивительных событий, которые привели самого князя Владимира к искренней вере. Перед тем, как принять Таинство святого Крещения, князь был лишен зрения. После искреннего покаяния и погружения в святую крещальную купель он прозрел, но отверзлись не только его очи телесные, но и очи душевные. Он стал смотреть на свою прошедшую жизнь другими глазами. В его сердце появилось искреннее стремление угодить Господу и распространить святую веру для спасения душ людей. Святой князь Владимир стал совершать много дел милосердия: он помогал нищим, отпустил своих наложниц, духовно наставлял людей.
В каком году было Крещение на Руси князем Владимиром? Какая вера была до принятия христианства?
До 988 года, когда было принято христианство, на Руси господствовали языческие верования. В жертву идолам приносили не только плоды растений, животных, но также были и человеческие жертвоприношения. Многие люди искренне верили, что таким образом они просят о ниспослании им милости и заслуживают ее. В каком году было Крещение на Руси, нужно помнить, так как это Крещение принимали наши предки. Благодаря свету Христова учения сердца людей стали просвещаться духом кротости, смирения, любви, угождения Богу. Сейчас нам даже сложно представить как бы мы могли жить, если бы на Руси не была распространена православная вера. Теперь мы имеем великий сонм подвижников и святых угодников Церкви, которые озаряют нашу жизнь своим примером. Их жертвенная любовь к людям, отречение от мирских благ, желание уединиться ради молитвы и общения с Богом возвышает душу и возносит ее к духовным размышлениям. Поэтому в каком году было Крещение Руси князем Владимиром должен знать каждый ребенок начиная со школьной скамьи. Однако следует помнить не только эту дату, но и события, связанные с ней. Сейчас, когда каждый год Православная Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа, будет не лишним вспомнить и о событии Крещения Руси. На праздник Крещения Господня освящается вода, она называется крещенской водой и обладает особой духовной силой. Ее можно давать деткам во время болезни с молитвой для улучшения их физического состояния. Такой водой окропляют жилища, пьют утром натощак с произнесением определенной молитвы. Принимая утром крещенскую воду, хотя бы иногда нужно вспоминать события Крещения Руси и благодарить Господа за великую милость к нашему народу.
Автор статьи: Ксения Орабей, теолог-религиовед
Крещение Киевской Руси: почему это произошло? | by Александр Рыбаков
E Вер. С момента появления христианства на европейском континенте, усилиям верующих во Христа по распространению христианской веры сопротивлялись последователи различных языческих верований. Несмотря на падение Западной Римской Империи, христианство продолжало распространяться все дальше и дальше за пределы прежних границ. Одной из таких границ было государство Киевская Русь. Со столицей в городе Киеве правили потомки Рюрика (830–879) — варяга и основателя династии Рюриковичей, которая должна была править будущей Киевской Русью.Несмотря на близость и торговлю с различными христианскими народами, Киевская Русь оставалась официально языческой до 988 года, когда был крещен Владимир Великий (958–1015). Вскоре после этого он обратил свою семью и многих киевлян в пасхальное православное христианство в событии, названном Крещением Руси (988 г.). Что побудило бывшего языческого правителя принять новую иностранную веру для себя и своих последователей? Крещение Руси было не спонтанным решением Владимира Великого, а событием, на которое непосредственно повлияла как Византийская империя, так и изменения в религиозной культуре Киевской Руси.Чтобы полностью понять, почему произошло крещение Руси, важно исследовать культурные факторы Киевской Руси и политические отношения между Владимиром Великим и Византийской империей.
C христианство впервые проникло на земли Киевской Руси благодаря деятельности греческих миссионеров. По различным политическим причинам, обсуждаемым позже в эссе, византийцы считали Русь христианизированной более чем за сто лет до того, как произошло крещение Руси.В византийских источниках Крещение Руси осталось в значительной степени незамеченным, а земля считалась преобразованной в середине IX века Патриархом Фотием I. Византийские документы ясно показывают, что Киевская Русь была объектом миссионерской деятельности задолго до Крещения. Руси. Несмотря на то, что результаты миссионерской работы были преувеличены византийскими историками, они заложили фундамент будущего христианства в Киевской Руси. В конце концов христианские верования распространятся как по социальным классам, так и по географическим регионам, достигнув даже правящего класса Киевской Руси.
W Если Владимир мог быть самым важным обращенным в христианство из династии Рюриковичей, он определенно не был первым. Бабушка Владимира — Ольга Киевская (? — 969) была первым Рюриковичем, принявшим христианство. Несмотря на обращение Ольги, Киевская Русь и династия Рюриковичей остались языческими. Ее усилия по распространению христианства среди своих подданных были тщетными, и люди Киевской Руси по большей части продолжали исповедовать свои собственные убеждения. Сам Владимир был преданным последователем языческой веры и за несколько лет до своего крещения воздвиг статуи, изображающие славянских языческих богов. Несмотря на это, христианство закрепилось в высших эшелонах общества. Как видно из «Первой летописи», Ольга пользовалась большим уважением среди киевлян. Ольга была известна как сильный и мстительный правитель после того, как отомстила убийцам своего мужа. Благодаря престижу Ольги как правительницы, ее обращение облегчило принятие христианства различными классами общества после крещения Руси.
Месть княгини Ольги . Эта картина неизвестного автора 15 века происходит из рукописи Кенигсбергской летописи, иллюстрированной истории Киевской Руси.Этот образ интерпретирует месть Ольги убийцам мужа.O Один из важнейших исторических источников о событиях, связанных с Крещением Руси, называется «Сказки прошедших лет» (также известный как «Первичная летопись»). Источник представляет собой исторический документ ранней Киевской Руси и был написан монахом по имени Нестор Летописец в ок. 1113. Первичная летопись подробно описывает события Крещения Руси, но многие детали имеют мало фактических доказательств и часто кажутся преувеличенными для повествовательных целей. В «Хрониках» рассказывается, как Владимир посещали последователи четырех выдающихся религий: иудаизма, ислама, католицизма и греческого христианства. После таких визитов Владимир решил посвятить своих эмиссаров, которые отправятся с миссией посетить все религии и вернуться к нему со своими отчетами о них. В Константинополе эмиссаров встретили на церемонии, и поэтому византийский образ жизни произвел на них впечатление. Впечатленный рассказами своих посланников, Владимир очень полюбил греческое христианство.Имея дело с историческим источником, таким как «Первичная летопись», важно уметь отличать важную информацию от художественной литературы. Живя в Киеве, Владимир, скорее всего, имел контакты и знал другие религии помимо славянского язычества. Такой контакт также приведет к тому, что многие другие люди в Киевской Руси узнают о различных религиозных верованиях. Первичная летопись представляет собой очень важный взгляд на события, связанные с Крещением Руси. Это дает понять, что, несмотря на предыдущие попытки христианизации, Киевская Русь оставалась в значительной степени языческой до тех пор, пока не произошло крещение Руси. Из «Первой хроники» можно увидеть, что Владимир находился под влиянием как растущего интереса его подданных к христианству, так и визитов христиан из-за границы. «Первичная летопись» также знакомит с политической стороной событий Крещения Руси. В то время как общий план того, что Владимир был крещен в результате пакта, заключенного с византийским императором, верен, более тщательный анализ событий показывает, что детали, упущенные в Первой летописи.
Софийский собор в Киеве. Один из первых православных соборов Киевской Руси. Основание было заложено Владимиром в 1011 году.В году во времена правления Владимира Византийской империей руководил соправитель Василий II. В сентябре 987 г. мятежный полководец Варда Фока провозгласил себя императором. При поддержке многих в Малой Азии узурпатор и его армия планировали атаковать столицу Византийской империи: Константинополь. Василий, чувствуя остроту ситуации, позвал Владимира на помощь.В обмен на военную поддержку и обращение в христианство Владимир должен был жениться на сестре императора. Тот факт, что Василий обратился за помощью к варвару-язычнику, является одной из причин, по которой византийские историки преуменьшали значение крещения, вместо этого предпочитая думать, что русы были христианизированы более века назад. Великий князь принял предложение и прибыл в Константинополь в 988 году с варяжским войском. Владимир и Василий столкнулись с узурпатором в битве при Абидосе 13 апреля 989 года.Согласно византийскому повествованию, когда две армии столкнулись друг с другом, Фока искал личной битвы с Василием. Когда двое мужчин бросились друг на друга, у Фока случился припадок, он упал с лошади и умер. После битвы Василий остался императором, знаменитая варяжская гвардия была сформирована из Киевского войска, а Владимир закрепил за собой брак с сестрой императора. Этот брак был одной из важнейших причин обращения Владимира в другую веру. Владимир уже был ранее женат и даже имел наложниц, поэтому очевидно, что его брак по договоренности с Анной Порфирогеницей был чисто стратегическим. Брак был очень заманчивым предложением для Владимира, поскольку он обеспечил более тесные связи с византийцами и более высокое признание со стороны других народов. Брак сделает его зятем императора и, следовательно, обеспечит более благоприятный геополитический исход. Этот союз не только способствовал распространению знаний и культуры, но и обеспечил неограниченный доступ к Черному морю. В конце 10 века Киевская Русь сильно зависела от торговли между скандинавскими викингами и византийцами.Поскольку материальное благополучие государства было тесно связано с торговлей, для Владимира было важно иметь прочные политические связи с Византийской империей, самым ценным торговым партнером. Эти прочные связи можно установить двумя способами: через брак и через одну религию. Обращение в христианство привело Киевскую Русь в сферу влияния Византии. Брак с сестрой императора и обращение в христианство повысили репутацию и известность Владимира.В то время, когда многие европейские народы становились христианами, обращение облегчило налаживание более тесных политических связей с другими христианскими правителями Восточной Европы и Скандинавии. Таким образом, очевидно, что крещение Руси имело геополитические причины наряду с более тонкими, культурными.
Киевская монета с Владимиром Византийская монета с Василием IIT Изучая исторические и научные источники, трудно сказать, что сыграло наибольшую роль в решении Владимира Великого крестить Киевскую Русь.Тем не менее, Крещение Руси было важным событием, завершившим христианизацию Киевского государства. Он изменил культурное направление Киевской Руси, приблизив ее к Византийской империи. Хотя крещение Руси заняло относительно короткое время, на его создание ушло более века. Это было результатом постепенного распространения христианства в правящем классе, культурных изменений среди населения в целом и политических отношений с Византийской империей. В то время как крещение Руси казалось незначительным для византийцев в то время, после падения Константинополя, именно государство-преемник Киевской Руси продолжит византийские религиозные традиции и обычаи.
украинцев и россиян вспоминают о крещении святого Владимира
Улицы заполнены шествием, возобновлены крещения, младенцы окунулись в воду.
Ранее в этом месяце поклонники королевской семьи Великобритании были сосредоточены на крещении ее нового члена, Арчи Харрисона.
Но на этой неделе в России многие младенцы были брошены в реку, чтобы отметить крещение, изменившее ход истории.
Воскресенье было 1031-й годовщиной принятия христианства князем Владимиром для своего народа, Киевской Руси.Теперь это событие носит разные названия, в зависимости от того, где человек живет: Крещение Киевской Руси, Крещение Руси на Украине или Крещение Руси.
В конце 10 века Владимир (или Владимир) правил княжеством Киевская Русь. Хотя на этой территории уже были христиане, благодаря евангелизации апостола Андрея в I веке и даже бабушка Владимира Ольга (Ольга) была христианкой, Киевская Русь была в значительной степени языческим обществом.
И Владимир, и Ольга признаны святыми в Католической и Православной церквях.
Владимир чувствовал, что его народ выиграет от принятия одной из основных мировых религий. Но ни один из отчетов, которые он получил от своих посланников, которые отправились в другие страны для изучения западного христианства, иудаизма или ислама, не убедил его.
Но затем, когда его легаты вернулись из Константинополя и сообщили, что были настолько тронуты Божественной литургией, что они посетили собор Святой Софии, что «не знали, на небе мы или на земле», Владимир решил принести византийское христианство. своей нации.Сам он крестился в Крыму, незадолго до женитьбы на Анне, сестре византийского императора Василия II. Затем он вернулся в Киев, где приступил к замене языческих памятников христианскими церквями.
В течение следующих столетий христианство распространилось среди славян, особенно в формирующемся царстве Московии, которое со временем было переименовано в Россию.
Крещение Киевской Руси продолжает ежегодно отмечаться публично. В России, по сути, 28 июля — государственный праздник.
В Киеве, столице Украины, Православная Церковь Украины, которой Константинопольский Патриархат в январе предоставил церковную независимость, провела шествие по случаю годовщины. По данным Euromaidan Press, в мероприятии приняли участие от 20 до 30 тысяч человек.
Вселенский Патриарх Варфоломей прислал приветственное послание, которое было зачитано на торжестве
«Из Константинопольской Церкви, которая родила и возродила весь украинский народ и его квинтэссенцию — церковное сознание — находящуюся в нескольких метрах от города. место, где крестилась святая княгиня Ольга, с необычайной честью и радостью передаем Патриаршие благословения и наши пожелания всему Божьему народу и святым поцелуем приветствуем Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Епифания, доброго пастыря Церкви. Украины, и всех без исключения святых архиереев, которые здесь собрались », — говорится в приветствии Патриарха Варфоломея.
В Украинской Греко-Католической Церкви архиепископ Киево-Галицкий Святослав Шевчук руководил возобновлением крещения во время Божественной литургии в Патриаршем Воскресенском соборе Киева. Обряд обновления в день крещения святого Владимира ввел в 2006 году его предшественник кардинал Любомир Гусар.
«Сокровище веры князя Владимира становится сокровищем каждого украинца, каждого сына и дочери Христовой Церкви», — сказал архиепископ Шевчук, сообщает сайт Церкви.
И, как сообщает Euronews, в воскресенье по всей России прошли ритуалы массового крещения. Около 150 человек из Екатеринбурга и соседних городов посетили традиционные ежегодные обряды под открытым небом на реке Чусовая в Свердловской области.
Обряд прошел в селе Станционный-Полевской. «Люди, принимавшие участие в церемонии крещения, были погружены в реку и облачены в белые одежды, символизирующие чистоту души», — сообщает Euronews. «Затем они были помазаны святым маслом.
Христианизация Киевской Руси: тысячелетие
В 988 году, тысячу лет назад, киевляне вошли в реку Днепр, повинуясь решению своего князя Владимира, и подверглись массовому крещению. Это «событие огромной исторической важности», — пишет митрополит Ювеналий, высокопоставленный сановник Русской Православной Церкви, в своем вкладе в этот вопрос, «включившее большую часть населения Восточной Европы в семью христиан. наций «.
Решение Владимира немедленно повлияло на судьбу его киевского княжества, известного как Русь, группы восточнославянских племен, из которых позже возникли русские, украинские и белорусские славянские народы СССР. ‘смог отстоять свою позицию по отношению к Византийской империи и другим христианским государствам Европы. Но решение Владимира также оказало более длительное влияние на более позднюю историю и самобытность народов, унаследовавших его наследие.По словам главы Римско-католической церкви Папы Иоанна Павла II в Апостольском послании, опубликованном по случаю тысячелетия крещения Киевской Руси, «элементы христианского наследия проникли в жизнь и культуру тех, кто нации …. освобождая место для совершенно оригинальной формы европейской культуры, по сути, самой человеческой культуры «.
Этот выпуск журнала Курьер ЮНЕСКО является вкладом в ряд мероприятий, которые ЮНЕСКО организует по случаю этой годовщины, в том числе симпозиум на тему «Значение внедрения христианства на Руси для развития европейской и мировой культуры и цивилизация », которая будет проходить в штаб-квартире Организации в Париже с 28 по 30 июня 1988 г.
В этом номере мы также отдаем дань уважения трем поэтам, которые, помимо таланта, разделяли жажду свободы: англичанину лорду Байрону, родившемуся 200 лет назад; француз Рене Шар, скончавшийся в этом году; и перуанец Сезар Вальехо, умерший пятьдесят лет назад. На следующих страницах также отмечается важный акт освобождения — отмена рабства в Бразилии 100 лет назад. За предоставлением свободы указом, росчерком пера последовала тяжелая борьба за ее плоды со стороны черной бразильской общины, которая только сегодня начинает обнаруживать свою идентичность и формы выражения.
Обнаружьте эту проблему. Скачать PDF.
Украина отмечает День христианизации Киевской Руси — 11 фактов о Дне христианизации Киевской Руси
Сегодня, 27 июля, Украина отмечает День христианизации Киевской Руси .
Крестные ходы, молебны и другие атрибуты христианских праздников сегодня присутствуют во всех сферах жизни в Украине. Экс-президент Виктор Ющенко установил официальный праздник, который отмечался 28 июля еще в 2008 году.
Что нужно знать о христианизации Киевской Руси:
- Киевская Русь — вымышленный термин, созданный историками в 19 годах для древнего государства в Восточной Европе, которое произошло от восточнославянских и финно-угорских племен.
- Христианизация Киевской Руси — это термин, под которым в современной историографии понимается введение христианства как государственной религии в Киевской Руси.
- Язычество преобладало на этих землях до середины 10 -го века.Менталитет славянских язычников основывался на множественности богов.
- г. Христианство начало распространяться по Киевской Руси задолго до официальной даты Крещения Руси. Бабушка князя Владимира Ольга была первой правительницей Руси, принявшей христианство в середине 10 -го века. Более того, еще до 988 года, года крещения Руси, многие киевляне приняли христианство по византийскому образцу.
- Политическое укрепление государства потребовало принятия единой веры.Восточное христианство привлекательно в аспекте взаимной целостности религиозной и светской власти. Князь Владимир избрал христианство и обратил в христианство весь народ.
- 988 считается датой Крещения Руси. В этом году князь Владимир принял христианство в Корсуне, а по возвращении в Киев инициировал процесс крещения всей страны, начиная со своих приближенных воинов, вельмож, купцов.
- В том же году киевляне крестились в реках Днепр и Почайна. Затем христианство довольно быстро распространилось на другие земли Киевской Руси.
- После 988 года Русь, будучи христианским государством, смогла претендовать на более высокий статус в отношениях с другими странами Европы, что укрепило международные связи. Одним из важнейших последствий христианизации была постепенная консолидация общества и смягчение нравов и нравов.
- Для развития культуры страны это событие также стало знаковой вехой.Принятие христианства.
- В 1988 верующие Восточного Православия праздновали тысячелетие восточнославянского христианства. Впервые с 1917 года, когда были разрушены многочисленные церкви и монастыри, религиозные общины и сама религия были запрещены коммунистическим атеистическим режимом, были проведены официальные молебны и началось массовое открытие ранее закрытых церквей.
- Нынешний праздник введен Президентом Виктором Ющенко в 2008 .
Историки черпают знания из первоисточников — древних хроник, наиболее известными из которых являются Повесть временных лет (или Первичная летопись, или Повесть временных лет, Летопись Нестора, рукопись Нестора), Иоахимовская летопись, Радзивилловская летопись (или Кенигсбергская). Летопись), а также другие рукописи и летописи.
Как мы сообщали ранее, в 2016 году крестный ход начался в Тернопольской и Донецкой областях, в результате чего две группы верующих въехали в Киев 26 июля, встреча 27 июля в Киеве по адресу ул.Владимирская горка и вместе с православными киевлянами и паломниками отправляются в Киево-Печерскую Лавру. Ожидаемое количество участников составляло 30 000 человек, однако год назад на Владимирской Гирке было более 4500 паломников, а в прошлом году в праздновании Крещения Руси приняло участие около 6 000 человек. Правоохранители ожидали большого количества провокаций со стороны пророссийских активистов или поддерживаемых Кремлем боевиков, ужесточения превентивных мер, однако серьезных нарушений не сообщалось.
Вселенский Патриарх Варфоломей обращается к украинскому народу во время 1020-й годовщины крещения Киева в России — Archon News Статья
Его Святейшество Вселенский Патриарх Варфоломей выступил со следующим заявлением к украинскому народу в субботу, 26 июля 2008 г. , что совпало с торжества по случаю 1020-летия Крещения Киева-Руси в Православную веру:
«Благословенные чада Церкви, христолюбивый народ Украины,
» Инициатива гражданской, политической, религиозной и духовных лидеров великих людей Украины организовать официальные торжества по случаю 1000-летия со дня твердого решения Великого князя (Великого князя) Владимира принять христианскую веру от Вселенского Патриархата в качестве официальной религии для народа Киевское княжество и, как следствие, все автономные российские княжества не единственное Это обязательство перед благочестивым народом Украины, но оно также имеет большое значение для ее будущих обещаний в эпоху быстрых и решающих изменений во всем мире.
«Эта инициатива является обязательством, поскольку все великие нации должны самым ревностным образом охранять свою историческую память, особенно те события, которые неизгладимо опечатали надлежащую духовную самобытность их национального сознания и определили, более или менее, их неизменный вклад в общее дело. Сообщество наций.Это также и особенно важно сегодня, поскольку глубина истории великих людей представляет собой неиссякаемый ресурс силы и радиации для ближних и дальних.
«1. Распространенное и неоспоримое утверждение, что выбор веры был, с разных точек зрения, решающим фактором для исторических судеб всех народов мира, с одной стороны, потому что он определял их особые характеристики их интеллектуального развития. идентичности, а с другой стороны, потому что она более или менее определяла содержание их национального самосознания. Эти праздничные мероприятия являются ярким выражением благодарности благочестивого народа Украины Великому князю за его личную заботу и мудрое решение в выбор религии для своего народа, как это описано в обширном повествовании киевского монаха Нестора (XI век).
«Очевидно, что решение великого князя Киевского избрать для своего народа христианскую веру и попросить крещение у Вселенского Патриархата явилось созревшим плодом мудрости оценки и проницательности всего главного и побочного. последствия этого решения, которые касались не только личных чувств, но и его видения счастья своего народа. Таким образом, он выбрал христианство и даже христианство византийской традиции, потому что, с одной стороны, политические, экономические и духовные отношения между Киевская Русь с Константинополем имеют долгую и официальную историю уже со времен Вселенского Патриарха Фотия, любимого Патриарха киевлян, а с другой — потому, что тем самым он связывал свой народ с самой развитой цивилизацией того времени. .
«В этом смысле киевский князь через крещение киевлян многочисленными миссионерами Вселенского Патриархата обосновал не только неразрывные духовные узы благочестивого украинского народа с Матерью-Церковью — эти узы получили дальнейшее развитие через византийская евангелизация других автономных русских княжеств — но также и новые перспективы их отношений с остальным христианским миром, что свидетельствует о византийском духовном наследии и православной традиции.Киев стал административным центром распространения византийского культурного наследия на все автономные российские княжества, а великий князь Киевский стал сторонником этой мистагогии.
«Вселенский Патриархат не жалел усилий и жертв в этом столетнем процессе евангелизации. На карту было поставлено не только более широкое распространение, но и правильное использование византийского духовного наследия, которое пронизывало все аспекты общественной, церковной и интеллектуальной жизни. автономных герцогств и обогащенный освященной православной традицией литургический характер национального самосознания народа на основе духовного значения Крещения, посредством которого все светские разделения преодолеваются в единстве церковного тела.На основе этого критерия православная традиция оформила, с одной стороны, своеобразное духовное отношение между церковью и национальностью, а с другой стороны, традиционные отношения между церковью и государством — в обоих случаях «рассеяние» «народов Ветхого Завета, а также их« собрание »через крещение в Новом Завете определили национальное сознание православных людей.
«Таким образом, православная традиция остается верной миссии Церкви проповедовать« всем народам », не подчиняя, однако, свою миссию тем национальным устремлениям, которые чужды ее характеру. По этой причине она привела духовное отношение к национальности в соответствии с абсолютным и каноническим критерием территориальности церковной юрисдикции, а также в соответствии с обычным порядком ее отношения к государству. В этом смысле Великий Константинопольский синод (1872 г.) осудил любое произвольное этнофилетическое или националистическое притязание как экклезиологическую ересь, поскольку такое требование не учитывает территориальный характер церковных юрисдикций или общепринятую власть государства в установлении отношений между ними. Церковь и сама.Игнорирование этих двух критериев не только противоречит православной традиции, но и вносит опасную путаницу в саму литургическую структуру Церкви.
«Таким образом, очевидно, что Православная церковь не может мириться с каким-либо нарушением или изменением этого отношения к государству или нации. По этой причине она всегда возражала против любого традиционного соглашения, руководствуясь критериями своего собственного закона, даже если она принял из пастырских соображений принцип, согласно которому «церковные вещи обычно меняются вместе с политическими образованиями. «Однако недавняя правовая культура государственной идеологии ставила под сомнение или даже отвергала статутную роль церкви в структуре или функции современного государства. Однако ей не удалось атаковать традиционные духовные отношения между людьми. Церковь к национальности, которая осталась невредимой и свидетельствовала о впечатляющей исторической стойкости отношений Церкви с обществом даже при самых неблагоприятных обстоятельствах.
«Источником этой духовной связи Церкви с телом верующих (corpus fidelium) является купель для крещения, в которой происходит духовное возрождение человека и церковное тело создается в рамках национального или гражданского тела.Таким образом, Церковь полностью осознает, что тело ее членов составляет сообщество верующих, так как государство полностью осознает, что оно составляет сообщество граждан. Тем не менее, существует определенное различие в конституции и деятельности этих двух сообществ: поскольку государство рождается его гражданами, в то время как Церковь рождает своих членов в новых духовных отношениях, которые различимы, но не отменяют правовых отношений. среди горожан. Материнские отношения Церкви с ее членами, отношения, которые постоянно подпитываются таинственным опытом церковного тела, объясняют историческую долговечность этих отношений с национальностью, но не позволяют сомневаться в установленной роли государства в определении законодательных рамок совершенного сотрудничество между церковью и государством на благо верующих и граждан, особенно в случае нерегулярных или неурегулированных церковных разделений.
«2. Православная Церковь — это организованное сообщество автокефальных или автономных Церквей, при этом она полностью осознает себя как подлинное продолжение Единой Святой, Католической и Апостольской Церкви. Свою духовную миссию она выполняет через созыв поместных или главные синоды, как это установлено канонической традицией, для защиты и подтверждения общения поместных церквей друг с другом и со Вселенским Патриархатом. Вселенский Патриархат как Первый Престол в Православной Церкви был предоставлен решения Вселенских Соборов (канон 3 II Вселенского Собора; каноны 9, 17 и 28 IV Вселенского Собора; канон 36 Квинсекст Вселенского Собора) и многовековой церковной практикой, исключительной ответственностью и обязательной миссией заботы для защиты веры, переданной нам, и канонического порядка (такси). И поэтому он с должной осмотрительностью и на протяжении семнадцати веков выполнял эту обязанность по отношению к поместным Православным церквям, всегда в рамках канонической традиции и всегда посредством использования синодальной системы, и в то же время предполагал исключительную борьба за апостольское провозглашение православной веры всем людям в Восточной и Центральной Европе.
«Таким образом, важно, чтобы Вселенский Патриарх никогда не заявлял о расширении своей канонической власти, хотя он мог, поскольку он никогда не требовал отделения этой исключительной власти от синодальной системы, хотя, опять же, он мог, в качестве гаранта каноническое соблюдение само по себе не могло нарушить канонический порядок без ущерба для единства Церкви.Напротив, Вселенский Престол на протяжении более тысячелетия считался относительным даже каноническим границам своей собственной церковной юрисдикции, чтобы предложить необходимую поддержку для выживания проблемных Патриархальных престолов Александрии, Антиохии и Иерусалима, а также автокефальные архиепархии Кипра, Охрида, Печ и Трново.
«Служба Вселенского Патриархата в Православной Церкви за счет собственных прав лучше всего иллюстрируется развитием его отношений с выдающимися дочерними Церквами, а именно с Церковью Украины, которая находилась под канонической канонической властью Вселенского Патриархата. юрисдикция на протяжении семи веков, то есть от крещения Великого княжества Киевского (988 г.) до его присоединения при Петре Великом (1687 г.) к Российскому государству.Действительно, Мать-Церковь при известных неблагоприятных обстоятельствах лишила себя самой себя, чтобы с готовностью предложить Церкви Украины всяческую церковную, духовную и материальную поддержку, стремясь не только к более полному использованию духовного наследия Византии, но и к защите. о ее православной идентичности от невыносимого политического давления со стороны неортодоксальных пропагандистов, особенно в очень трудные времена для благочестивого украинского народа.
«Таким образом, после присоединения Украины к России и под давлением Петра Великого Вселенский Патриарх Дионисий IV счел необходимым для обстоятельств того времени церковное подчинение Церкви Украины Московскому Патриархату (1687 г. ), чтобы проблемы благочестивого украинского народа не усугубились под православным политическим руководством — даже несмотря на то, что украинская иерархия решительно и единогласно выступила против этого решения, решения, которое составило очевидный ущерб каноническим правам Матери-Церкви.В том же духе Мать-Церковь согласилась с требованием правительств новообразованных православных государств на Балканском полуострове об автокефалии тех Церквей, которые были выведены из ее канонической юрисдикции, а именно Греческой Церкви (1850 г.) , Церковь Сербии (1831 г.), Церковь Болгарии (1945 г.) и Церковь Албании (1937 г.) ради их национальной сплоченности, хотя такие автокефалии привели к резкому сокращению ее церковной юрисдикции.
«3. Таким образом, Вселенский Патриархат, как par excellence гарант единства Православных Церквей в вере и каноническом порядке, всегда выполнял свои обязательства, настраивая свои разумные духовные антенны на нужды православных людей и к особым обстоятельствам каждой эпохи, но всегда в установленных рамках православной традиции. Как Мать-Церковь всех православных людей, Вселенский Патриархат никогда не отождествлял себя с какой-то одной православной нацией в отдельности, а скорее охотно поддерживал исторические судьбы всех Православные нации, даже за счет собственной юрисдикции или других преимуществ, всегда сотрудничали на равных условиях с гражданским и политическим руководством этих наций в соответствии с блестящим примером, поданным нашим Господом, Апостолами и выдающимися отцами мира. церковь.
«В этом смысле мы искренне приняли почетное приглашение Его Превосходительства Президента Украины Виктора Ющенко принять участие в торжественных церемониях по случаю 1000-летия крещения украинского народа в христианство. Мать-Церковь, потому что, с одной стороны, вклад Вселенского Патриархата в христианизацию европейских народов отмечается этим многогранным событием, а с другой стороны, потому что этим событием открываются новые европейские перспективы украинской нации. подчеркивается во время больших и быстрых изменений во всем мире. Мать-Церковь радуется вместе с благочестивым украинским народом, потому что это крещение остается неиссякаемым источником силы, не только поддерживающей его внутреннюю духовную целостность, но и полностью использующего его в важной области международных отношений.
«Таким образом, общий долг гражданского, политического, церковного и в целом интеллектуального руководства украинского народа — использовать всеми подходящими средствами данный Богом дар Крещения не только для немедленного лечения различных заблуждений и заблуждений. травмирующие события исторического прошлого, но также и для восстановления той сплоченной роли, которую Православная Церковь играла в сознании христианолюбивого украинского народа.Если эта неразбериха продлится для того, чтобы служить этнофилетическим или политическим целям и целям, чуждым духовному характеру Церкви, это уничтожит сплоченную силу Крещения и ухудшит и без того опасное разделение церковного тела, разделение, которое ранит не только духовное единство, но и также общинная сплоченность украинского народа с очевидными неприятными последствиями для будущего Украины.