Празднование Крещения Руси
Шон Гиллори : Какова история этого крещения в 988 году?
Шон Гриффин : Это зависит от ваших источников и от того, кого вы спрашиваете, верно? Так что, безусловно, самая известная история, и та, что Путин и [патриарх] Кирилл и кремлевские пропагандисты, та, что они повторяли все эти… эти последние 25, 30 лет, — это история, найденная на Руси Первичная хроника , справа, в Повесть временных лет . И это история, которую, как вы и сказали, многие из нас знают. Это повествование о превращении великого грешника Владимира в великого святого. Это речь у него с философом. Чудесное обращение он имеет при осаде Херсона, а затем возвращается в Киев и наблюдает за массовым крещением Руси в Днепре в 988 году.
То есть миф о Владимире и Крещении Руси. Профессиональные историки, конечно, имеют… ну, я имею в виду, если быть откровенным, очень.
.. точек соприкосновения относительно немного, а разногласий много. И причина этого в том, что ни в одной из сохранившихся записей… нет свидетельств очевидцев случившегося. И самые ранние записи, которые у нас есть, были записаны через 150 лет после этого события. Так что, как сказал выдающийся филолог начала ХХ века Алексей Шахматов, летописцы, по сути… все потеряно во времени, и летописцы были вынуждены строить здание на песке. И потом, конечно же, в своей первой книге я утверждал, что они использовали для строительства этого здания истории, полученные во время литургии. Но в рассказах, которые сегодня используют профессиональные историки, наиболее распространенная конструкция выглядит примерно так. Это 987 год. Византийский узурпатор, по сути, по имени Варда Фока, он собирает войско и начинает поход на Константинополь. Законный император Василий II не готов сражаться с ним, и поэтому он ведет переговоры с северным варваром Владимиром, чтобы фактически прийти и спасти его город.
И соглашение, которого они достигают, — это говорит Василий II — «Я дам тебе руку сестры моей Анны, царевны, рожденной в пурпуре», — так и императорской византийской семьи — «Я дам тебе ее руку». в браке, если согласитесь перейти в византийское христианство, в нашу религию».Владимир соглашается, посылает 6000 воинов, которые играют решающую роль в сохранении престола Василием, а затем Владимир возвращается в Киев и ждет свою византийскую невесту. Но она никогда не появляется! Итак, он идет обратно в Херсонес, захватывает город, и вместо того, чтобы нажить еще одного врага, Василий II решает выполнить свое обещание, и он посылает Анну, Владимир крестится, и они с группой клириков возвращаются в Киев и наблюдают за постепенное обращение Руси. Историки сегодня понимают, что это не было мгновенным, одноразовым событием, это был гораздо более длительный и постепенный процесс.
Таковы два основных нарратива, один вид общеизвестный и мифологический, другой, вероятно, наиболее правдоподобная и наиболее последовательная историографическая реконструкция ученых. (19:28–23:04)
Крещение Руси в 1986 году — скучный, хотя и заметный факт, который молодые люди забывают запоминать, — удивительно важен для идеологических проектов двадцать первого века, и Гриффин изучает их так же, как и средневековые хроники.
Здесь я собираюсь перефразировать Гриффина и немного изменить порядок вещей. В 2000 году патриарх Московский и всея Руси Алексий II встретился с избранным президентом Путиным, украинским Кучмой и белорусским Лукашенко на церемонии, которая включала нечто под названием Колокол братского единства трех славянских народов. Каждый народ на колоколе представлял святой, а Украину в то время представлял святой Владимир.
После Оранжевой революции 2004 года Русская православная церковь и правительство Путина больше не одобряли классификацию Владимира/Владимира как чисто украинскую фигуру. Вместо этого они начали продвигать то, что Гриффин называет «неоимперской» идеологией, «пропагандой Святой Руси», «старой мифологией… оживленной для нынешней политической ситуации», где русские, украинцы и белорусы — один народ, потому что они все ведут свое происхождение от Крещения Руси.
С 2005 по 2008 год проводится кампания по началу празднования единства славянских народов церемонией в Киеве в день памяти Владимира / Владимира каждый 28 июля. Путин выступает за праздник. Кампания увенчалась успехом, и первое празднование приходится на 2008 год, когда Виктор Ющенко является президентом Украины.
Этот праздник представляется старым, но на самом деле является «придуманной традицией». Были празднования в 1888 и, что удивительно, в 1988 году, «когда Михаил Горбачев шокирует партийных деятелей тем, что разрешил Церкви праздновать тысячелетие Крещения Руси» (24:41–24:50), но вряд ли люди отмечали крещение ежегодно, начиная с 988 года. По мнению Гриффина, важные позднесоветские празднования не имеют ничего общего с празднованиями после Оранжевой революции, у которых другая цель:
Когда Московская Патриархия или когда Путин проталкивают эту идею Крещения Руси, и когда они проталкивают этот праздник, на самом деле они проталкивают, конечно, не прошлое, как оно было на самом деле, и не Владимир, кем бы он ни был как реальная историческая фигура в конце десятого — начале одиннадцатого века, — они продвигают политику памяти, версию прошлого, которая в основном является полной выдумкой, основанной на древних мифах.
Они продвигают версию прошлого, которая служит их политическим интересам в настоящем.А что это были за политические интересы? Что ж, мы, конечно, очень хорошо знаем, что Путин назвал распад СССР величайшей геополитической катастрофой двадцатого века, и теперь мы знаем, что он развязал одну из самых иррациональных и жестоких войн за последнее время, чтобы попытаться оставить его в сфере влияния России. Однако на тот момент они все еще использовали инструменты мягкой силы. И одним из основных инструментов мягкой силы, который они использовали, была эта идеология Святой Руси. (32:57–34:03)
Есть намного больше, в том числе взгляд Гриффина на «четыре-восемь» фракций в нынешней Русской православной церкви, которая, по его словам, не является простой «служанкой государства» и неадекватно описывается клише советской эпохи (35: 18–40:53) и спор о том, имеет ли власть Московский Патриархат или Вселенский Константинопольский Патриархат предоставлять автокефалию Украинской церкви (40:53–49:37).
См. выпуск SRB Podcast «День Крещения Руси» (18 ноября 2022 г.) и отмеченную премией Griffin’s Eve Levin статью «Революция, Раскол и рок-н-ролл: 1020-летие». Дня Крещения Руси», Русское обозрение 80.2 (2021): 183–208.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Крещение Руси – важнейшее событие в истории русского, украинского и белорусского народов / Новости / Патриархат.ру
Главная / Поместные Церкви
Версия для печати
29 июля 2021 года 09:10
«Позвольте мне как члену Священного Синода Православной Церкви Земли Чешской и Словакии поздравить Вас от имени Полноты нашей Церкви в годовщину радостного и важнейшего события в истории русского, украинского и белорусского народов – Крещения Руси», – сказал архиепископ Пражский Михаил, обращаясь к Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию после Божественная литургия, которая была совершена 28 июля 2021 года на соборной площади Успенской Киево-Печерской Лавры.
«Сегодня мы торжественно отмечаем день памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь 1033 года тому назад и приведшего свой народ к вере в истинного Бога, — подчеркнул он, — в истории у наших братских народов поразительно много параллелей. Наш святой князь Ростислав равноапостольный пригласил святых братьев Кирилла и Мефодия в Великую Моравию. Просветители славян переводили богослужение и Священное Писание на язык, понятный всем славянам. Спустя столетия, благодаря святому равноапостольному князю Владимиру, труды святых братьев и их учеников принесли свои плоды на Руси. Семена, выращенные в Великой Моравии, стали могучим деревом на Руси, и крона этого дерева раскинулась над славянскими народами и по сей день. Принятие веры Христовой стало для нашего народа не только духовным благом, но и началом просвещения и развития государственности и великолепия».
Отметив, что сегодня Господь посылает испытания украинскому народу и Святой Украинской Православной Церкви, архиепископ Михаил сказал: «Но в этих испытаниях закаляется и укрепляется истинная вера христиан».
Иерарх также упомянул, что в храмах Пражской православной епархии всегда возносится молитва о мире и единстве Церкви в Украине и об укреплении взаимопонимания между людьми.
Обращаясь к Блаженнейшему Онуфрию, архиепископ Михаил отметил: «Ваше Блаженство, дорогой Митрополит, неустанно и от всего сердца молю Господа нашего Иисуса Христа, да сохранит, защитит и укрепит святую Украинскую Православную Церковь, управляемую Вашим Блаженством законно и в соответствии с канонами. Да подаст нам Всеблагий Господь силы, терпения и мудрости и защитит православный украинский народ и Его Святую Церковь. Несомненно, за нее перед Богом ходатайствует святой равноапостольный князь Владимир. Мы верим, что придет день, когда никакая злая воля или злая сила не нарушат мир и покой нашей жизни, потому что с нами Бог и все Его небесное воинство!»
Служба связи ОВЦС/ Патриархия.ру
Версия: Русский, Украинский, Греческий