Крещение руси место: 28 июля отмечаются два праздника – День крещения Руси и день памяти князя Владимира

В какой купели «Херсонеса» крестился князь Владимир? (СЮЖЕТ)

Анастасия Синица, корреспондент:

«На этом месте сейчас нет ни икон, ни фресок, ни мозаики. Только полуразрушенные стены. Но молитва, произнесенная здесь, непременно будет услышана, верят православные христиане. Это место уникальное. Оно находится в Херсонесе. По одной из версий, именно здесь была купель, в которой принял крещение великий князь Владимир».

Херсонес — колыбель русского православия. То, что вера христианская отсюда по всей Руси пошла, историки не сомневаются. Но купелей в Херсонесе несколько. В какой крестился Владимир? Остается лишь предполагать. Там, где сейчас железная ротонда, в то время стоял баптистерий. Иначе говоря, крещальня, которую специально строили возле церкви, чтобы проводить таинство. Купель в ней была большая и глубокая. Удобная для погружений. Да и как иначе? Храм считался главным в городе и находился в резиденции самого епископа.

Татьяна Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический»:

«Безусловно, что такая личность, как князь, как родственник византийских императоров, конечно должен был креститься именно в епископском центре, при епископской базилике. Поэтому определенная часть ученых, все-таки большинство, считает, что именно здесь произошло это эпохальное событие».

Купол баптистерия покрывала мозаика из смальты — цветного непрозрачного стекла. Каменные стены украшала фресковая живопись — каноническая сцена Крещения в Иордани. Под ней находилась панель из белого мрамора, которым была вымощена и сама купель.

Принятие христианства — исторический выбор, во многом определивший дальнейший путь русского народа. Спустя века Херсонес по-прежнему святое место, куда чаще всего приходят на Крещенские купания.

Опрос:

«—Не было возможности искупаться, потому что все время был занят.

То работа, то еще что-нибудь. И вот в отпуске решил соблюсти традицию, так сказать.

— Почему именно в Херсонесе решили искупаться?

— Я думаю, это связано с историческим таким прошлым, как крещение Руси».

«В этом есть некая сила. Вообще духовную сферу невозможно объяснить словами или научно подтвердить. Но в этом есть нечто. Это духовность, это сила русского народа».

Чёрное море — как одна большая купель. Чтобы все прошло без происшествий, дежурят медики и спасатели. Выйдя на берег, можно сразу же отогреться. В крещенский мороз попить горячего чаю, посидеть в палатке. Главная традиция — освящение воды. Чтобы чистым становилось не только тело, а и душа. А еще верующие вспоминают князя Владимира. И, конечно, благодарят. Без него бы и праздник сегодня не отмечали.

Протоиерей Сергий Халюта, благочинный Севастопольского округа:

«Это начальник нашего спасения для русского человека.

Конечно же, для нас это особый день. Находиться здесь, понимать, что именно отсюда пошел вектор развития нашей истории, духовного развития, культурного развития, да и политического развития».

В Свято-Владимирском соборе на Крещение прошла божественная литургия. Каждый молился о своем: семейном благополучии, здоровье, успехах в учебе или работе. И, конечно, о мирном небе над страной, которую, веруют христиане, всегда будет хранить великий Владимир.

Как князь Владимир Русь крестил

28 июля мы отмечаем памятную дату – День крещения Руси. Конечно, историки не могут с точностью установить день, когда произошло это событие, повернувшее ход истории нашей страны. Да и само оно было достаточно протяженным во времени. Но праздник решено было отмечать в день, в который православная церковь чтит память святого равноапостольного князя Владимира. Именно он в 988 году принял историческое решение о крещении Руси и крестился сам, с дружиной и боярами.

Князь Владимир был младшим сыном киевского князя Святослава и внуком великой княгини Ольги. Почему же выбор Владимира остановился на восточном христианстве?

Поначалу Владимир делал ставку на язычество

Как следует из летописных источников, в частности, из «Повести временных лет» древнерусского летописца Нестора, в 980 году Владимир Святославич попытался провести религиозную реформу язычества. Он установил единый пантеон языческих божеств. Во главе этой структуры стоял Перун. Также туда вошли Стрибог, Даждьбог, Семарг, Хорс и Мокошь.

«Владимир сперва пытался укрепить и консолидировать язычество. Но как человек, бесспорно, умнейший, он скоро понял, что сделать это невозможно. Язычество всегда приводило не к объединению народа, а лишь к еще большим распрям между разными группами. История показала, что те народы, которые остались языческими, быстро растворились в христианском или исламском мире. Или вообще исчезли – например, это произошло с балтийскими славянами. Владимир же быстро понял, что усилия по консолидации язычества не будут плодотворными, и совершил исторический выбор в пользу православия, объединения всего народа и политической самостоятельности», – рассказывает настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот, сооснователь сообщества «Русская миссия» Всеволод Чаплин.

картина «Владимир-язычник» / Васнецов Виктор

Почему другие религии не понравились князю

Летописи повествуют, что к Владимиру пришли представители самых сильных религий, дабы обратить его в свою веру.

«Это были представители греческого и римского христианства, а также мусульмане из Волжской Булгарии (не путать со славянскими болгарами) и хазарские иудеи. И начался богословский спор. Каждый выступал, расписывая преимущества своей религии и критикуя все прочие. Самое пространное из приведенных в летописи – выступление так называемого Философа, который, судя по всему, опирается на кириллические источники – святые книги, уже переведенные на славянский язык», – говорит специалист по истории Древней Руси, профессор, доктор исторических наук Игорь Данилевский.

После этой беседы князь Владимир обращается к боярам за советом. Те говорят, что надо посмотреть на все это своими глазами. И вот в каждую из стран отправляется депутация для того, чтобы посмотреть, как совершаются богослужения и на то, как каждая из религий отражается в жизни. картина «Великий князь Владимир избирает религию» / Эггинк Иван

Вернувшись, бояре рассказывают обо всем, что видели. Например, при выборе принимались во внимание, среди прочего, и пищевые запреты. Владимира не устроило то, что и мусульманам, и иудеям нельзя есть свинину, а мусульманам – еще и пить вино. Летопись приписывает ему знаменитую фразу: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти».

«Тем не менее, многое в каждой из религий понравилось, – говорит историк. – Например, князю Владимиру вполне импонировало то, что мусульманам можно иметь несколько жен. Послы с восторгом рассказывали также о том, что такой красоты, как в Греции, они больше нигде не видели. То есть, на этом этапе все происходит во многом на эмоционально-оценочном уровне. С другой стороны, надо понимать, что связи Руси с Византией были постоянными и, скорее всего, христианская вера хорошо соответствовала некой принятой на Руси ментальности, совокупности культурных представлений и норм».

Во всем виновата женщина?

По словам Игоря Данилевского, есть и другая версия, как все это происходило. В 987 князь Владимир захватил греческий город Корсунь, который находился на юго-западном побережье Крыма (позже он получил название Херсонес). Владимир обещал вернуть город грекам, если их императоры отдадут за Владимира замуж их сестру, византийскую царевну Анну. Это, среди прочего, значительно повышало статус самого Владимира, который оказывался сразу вровень с византийскими императорами. Однако Анна отказалась выходить замуж за Владимира до тех пор, пока он будет язычником.

Далее в летописных источниках следует упоминание о слепоте, которая поражает Владимира в тот момент, когда Анна прибывает в сопровождении духовенства в Корсунь для встречи с Владимиром. Она предлагает ему немедленно креститься в надежде на исцеление. И слепота действительно спадает с его глаз, когда князь принимает христианство.

«Действительно, это очень красивый образ, когда душевная слепота оставляет Владимира: благодаря крещению он «прозрел», – говорит Игорь Данилевский.

Крещение – это выбор независимости

Что же принес с собой исторический выбор князя Владимира?

картина «Крещение князя Владимира на Корсуни» / Фёдор Бронников

«Крещение – это выбор пути. Вместе с православием князь Владимир выбрал для народа настоящую свободу, самостоятельность, и в этом состоит главный вектор развития Руси. Князь не случайно отверг западную линию христианства, поскольку очевидно было стремление подчинить Русь давлению Рима. Такое жесткое давление всегда было свойственно представителям так называемого католицизма. Восточная римская империя, которую сейчас именуют Византией, была тоже сильным государством, но все же она не претендовала на духовно-политическую власть над Русью. Поэтому выбор православия в действительности был политическим. Это было решение независимого властителя и свободного народа. Православие – не аполитичная религия, оно предполагает определенный общественный идеал. Выбор католицизма, ислама или иудаизма обрекал бы страну на внешнюю зависимость, погружение в идейную и духовную орбиту одного из сильных государств, будь то Арабский халифат, Хазарский каганат или папский Рим. Не случайно многие народы, которые сделали свой исторический выбор в пользу Рима или в пользу исламского мира, оказались в дальнейшей истории гораздо более зависимы, чем Русь», – говорит протоиерей Всеволод Чаплин.

«Это был выбор, который решительно отделил Россию от Запада, – говорит Игорь Данилевский. – Но вместе с христианством пришла книжная культура, и это величайшее достижение, которое включило Русь в культурное поле всех христианских стран и невероятно подвинуло страну на пути ее развития».

Православие изменило и внешние границы Руси. После принятия христианства Русь начинает восприниматься как центр богоспасаемой земли. И ее границы стали постепенно расширяться.

Был ли Владимир первым

картина «Крещение князя Владимира» / Васнецов Виктор

Летописи сохраняют и другие, более ранние версии крещения Руси.

«Считается, что самым первым человеком, который объявил, что Русь примет крещение, но не крестил ее, был апостол Андрей. Он первым из апостолов приходит на территорию Руси и говорит, что на том месте, где он остановился, будет большой город и множество храмов. А остановился он там, где позже был построен Киев», – говорит Игорь Данилевский.

В одном летописном источнике есть упоминания о крещении Руси при патриархе Константинопольском Фотии. Это произошло после нападения русов на Константинополь в 860 году. Фотий направил миссионеров в Киев. Историк Данилевский предполагает, что это, скорее всего, касалось дружинников и отдельных русичей. По некоторым данным, в этот период были крещены киевские князья Аскольд и Дир c боярами. Поэтому эти события иногда называют фотиевым, или аскольдовым крещением Руси.

«Историки расходятся в оценке роли князя киевского Аскольда, в оценке того факта, способствовал ли он распространению христианства. Но церковное предание утверждает, по крайней мере, о его личном крещении – есть даже сторонники его причисления к лику святых. Многие народы, племена, которые пытались осаждать Восточную римскую империю, поражались ее культуре, мудрости, духовности и сами часто принимали восточное христианство. Так что весьма вероятно, что после крещения Аскольда состоялось и крещение некоторого количества людей в его окружении. Известно, что до Владимира на Руси были христиане. Святая княгиня Ольга, внуком которой был Владимир, была христианкой, посещала в Киеве богослужения. Но православие принимали отдельные люди. Очевидно, что до Владимира и в первый период его княжения Киев оставался языческим», – рассказывает Всеволод Чаплин.

Огнем и мечом?

картина «Крещение киевлян» / Клавдий Лебедев

После крещения Владимира массовые крещения происходят и в Киеве, и в Новгороде, и по всей русской земле. При этом есть источники, которые говорят, что князь новгородский Добрыня крестил Новгород огнем и мечом.

«Это поздние источники, – говорит Игорь Данилевский. – Более ранние летописи говорят об этом намного более спокойно. А во многих этот процесс представлен как триумфальное шествие христианства, массовое принятие. Так, в одном летописном сюжете даже присутствует рассказ, как всенародно сбрасывают с пьедесталов в реку языческих богов. Это может свидетельствовать о том, что тот пантеон языческих богов, который ранее создает Владимир, является чем-то инородным, привнесенным сверху. И христианство воспринимается народом как избавление от этих чужеродных богов».

По мнению историка, часть этих богов имеют даже неславянские имена и чуждую суть. В частности, Даждьбог и Стрибог связаны с культом Солнца, а все этнографы отмечают, что солнечного культа на Руси не было. Хорос и Симмаргл – вообще божества с иранскими корнями, так что они вполне могли быть отвергнутыми в народе. Так что крещение, возможно, сместило тех языческих богов, которые были чужеродными, и против которых уже росло раздражение и протест.

«Большинство же так называемых славянских богов, таких как Лель, Лада, Каляд, Курент и другие – это в большинстве своем представители так называемой кабинетной мифологии, – говорит Игорь Данилевский. – То есть, мифологии, написанной в XIX и XX веке в кабинетах ученых. Проводились исследования этих источников. Их выдают, в частности, междометия, которые не употреблялись в то время, когда писались древние летописи, а также то, что в ранг богов возводятся некие домашние духи, которые упоминаются совсем отрывочно и про которых в древних источниках почти ничего нет».картина «Крещение Руси» / Василий Перов

Скорее всего, в реальности язычество на Руси не было зрелым, не были выяснены отношения между языческими богами, не устоялись их функции. Поэтому эти функции легко были перенесены на христианство. Цельные представления христианства хорошо наложились на то, что было в народной традиции, и произошла христианизация язычества.

«Неоязычники обычно не могут ответить, какими источниками они пользуются, когда говорят о том, что Русь крестилась огнем и кровью. Но называют цифры: девять миллионов погибших. Однако археологические изыскания не подтверждают того, что на территории Руси были массовые истребления населения. По всему миру, там, где сотни и тысячи людей погибали насильственным путем, археологи находят явные подтверждения тому. Как же девять миллионов-то остались незамеченными? Раскопаны уже несколько древних капищ, и уж где и быть этим массовым захоронениям безвинно погибших насильственной смертью, как не там? Но их нет», – говорит историк церкви, священник Георгий Максимов.

Часто ссылаются на так называемую Акимовскую летопись. В ней описано, как воевода, присланный из Киева, силой принудил новгородских язычников креститься, рассказывает историк. «Даже если принять ее за достоверный источник, то именно она и является доказательством того, что такие случаи были исключением. Кроме этого инцидента, бывшего в Новгороде, в других местах христианство принималось мирно и полюбовно», – поясняет Максимов.

«Кроме того, начиная со второй половины XX века, археологи начали находить берестяные грамоты. Их сейчас найдено очень много, около четырехсот, они писались в основном по бытовым поводам и явно не подлежали никакой цензуре. Самые ранние берестяные письма относятся ко временам крещения Руси. Ни в одном из таких писем не упоминаются славянские боги. Их просто не вспоминают, поскольку они не были нужны нашим предкам. О них никто не горевал! Все это показывает несостоятельность мифа о насильственном крещении Руси. Не надо считать наших предков безвольными слабаками! Миллионы людей нельзя принудить силой принять чужую веру», – говорит священник.

Наши предки добровольно приняли христианство и это определило в дальнейшем свободу Руси от всех внешних влияний, ее самостоятельный путь развития. Так что сегодня мы празднуем, по сути, День независимости, только древний, с историей, насчитывающей уже 1030 лет.

День Киевской Руси Крещение — 08 августа 2007 г.

Премьеры «Жука» … DJ Dan … От Винта концерт

ONG>

ПЯТНИЦА 10

9000 2 Пако Де Ла Крус

Испанец Пако Де Ла Круз проведет в Украине целый месяц. Две недели он проведет в Киеве, а две другие – в Одессе. Его серия миксов под названием Brazilectro представляет собой музыкальный микс из сальсы, фанки-диско и нового джаза с элементами африканской музыки и хаус-гаража.

Xlib Club (Фрунзе, 12, 8067-538-8175). 23:00

СУББОТА 11

DJ Dan

Один из самых заметных современных американских ди-джеев и продюсеров DJ Dan начал свою карьеру в начале 90-х и совершил прорыв своим хитом «Loose Камбуз. ” С тех пор Дэн принимал участие в различных проектах и ​​сотрудничал с такими известными артистами, как DJ Carl Cox, Groove Armada, Keoki и другими. Он был номинирован на звание «Любимый DH Америки», «Самый трудолюбивый ди-джей Америки» и «Народный ди-джей». Более того, в 2002 году газета Los Angeles Times назвала DJ Dan лучшим диджеем года, а также ведущим реалити-шоу The Club на MTV.

Arena Entertainment (2 Бассейна, 492-0000). Полночь.

Фило и Пери

До 2003 года два диджея из Нью-Йорка, Доменик Филопеи и Бо Перичич, играли соло. Сейчас это успешный диджейский дуэт под названием Filo & Peri, которые уже успели занять 77 место в рейтинге DJ Mag Top-100 и выпустить альбом, играя свой упрощенный американский прогрессив.

Форсаж (Харматная 51А, 406-7600). 22:00

Райские Кущи

Танцевальный фестиваль, который пройдет в эти выходные в клубе «Мост», представит впечатляющий состав российских живых проектов и диджеев: Miusha, My Space Rocket, Big Soup, Bikini Bottom, B-Voice & КГц, Склянский, Анрилов, Сибирцев, Москито, Лана Шу, Слава Финист, Лана Шу, Нина Кравиз и другие. Российских гостей поддержат две отечественные звезды электронной музыки — Кон и Шлема.

Большинство (Московский мост, Парк Дружбы Народов). 22:00 Билеты 70 грн, 50 грн с флаером.

ФИЛЬМЫ

ЧЕТВЕРГ 9

Короткометражки будущего. «Полное расслабление»

Августовская программа Future Shorts вращается вокруг темы безумия, навязчивых идей, неврозов и бреда. «Грейсленд» тайского режиссера Аночи Сувичакорнпонга рассказывает историю странной женщины, которая отваживается заказать молодого человека в костюме Элвиса из службы сопровождения и путешествует с ним по ночному Бангкоку, «Кто я и чего я хочу». Криса Шепарда и Дэвида Шригли изображает жизнь обнаженного молодого человека со множеством навязчивых идей, а «Эдип» раскрывает разрушительную силу порножурналов.

Баттерфляй Ультрамарин (Урицкого, 1А, 206-0350). До 12 августа.

Премьера: «Жук»

Знаменитый режиссер «Экзорциста» Уильям Фридкин эффектно возвращается с тем, что некоторые называют его лучшим фильмом за последние 15 лет. «Жук», метко переведенный на русский как «Глюки» (сленговое слово, обозначающее галлюцинации), показывает, что паранойя делает с людьми. Одинокая беспокойная официантка, которую играет Эшли Джадд, заводит роман с ветераном войны в Персидском заливе, который передает ей свои параноидальные чувства, и они вдвоем впадают в безумие. Невозможно отличить реальность от бреда, но одно можно сказать наверняка — жуки повсюду.

Различные кинотеатры. Дополнительные сведения см. в разделе Фильмы.

ЖИВАЯ МУЗЫКА

ПЯТНИЦА 10

От Винта

900 02 Весёлые рокеры из Ровно под названием «От Винта» провели это лето в турне — и не только по родной Украине. Помимо Mazepa Fest, Slavske rock fest и Zwarte Cross Festival в Нидерландах, группа также участвовала в фестивале Hodokvas в Словакии, где выступала вместе с такими группами, как Placebo и Korn. Теперь «От Винта» наконец добрались до столицы Украины, чтобы отыграть шоу в Docker Pub.

Docker Pub (Богатырская, 25, 451-8528). 22:00

СПОРТ

СУББОТА 11

Арсенал — Закарпатье

Киевский «Арсенал», уже добившийся ряда успехов в этом сезоне, скоро сможет опробовать новичка в Украинская лига – Закарпатье, из Ужгорода. Судя по старту чемпионата, обе команды находятся в отличной форме и должны подарить болельщикам зрелищную игру.

Валерий Лобановский Стадион Динамо (Европейская площадь). 19:00

ГАЛЕРЕИ

ПОНЕДЕЛЬНИК 13

«Источник чистой воды». Предметы старины, фотографии, керамика

На выставке представлены предметы быта Украины Среднего Приднепровья, с конца 19 века до второй половины 20 века. Экспонаты принадлежат коллекционеру Виталию Коваленко. Также вы можете ознакомиться с работами молодого мастера гончарства и керамики Марии Литичевской и фотографиями со сценами народных обрядов Ирины Литичевской.

Музей гетманства (Спасская, 16Б, 425-5549). До 2 сентября

Картины Николая Новикова

По словам коллег, художник-самоучка Николай Новиков из Одессы обладает уникальным стилем и манерой письма и занимает уникальное место на украинской современной художественной сцене. Его работы невозможно подделать — он никогда не использует эскизы. Темой его картин является православие, и они призваны напоминать иконы.

Галерея Арт-Фокстрот (Андреевский спуск, 38, 278-4299). До 29 августа.

Картины из коллекции галереи

Одна из самых уважаемых киевских галерей Березницкого представляет серию картин из своей коллекции. Выставка представляет украинских художников разных времен, начиная с 60-х годов и до наших дней, с участием Севастьянова и Столяренко, а также всех популярных современных украинских художников – Александра Гнилицкого, Максима Мамсикова, Александра Ройтбруда, Ильи Чичкан, Маши Шубиной и других.

Галерея Березницкого (Рыбальская, 22, 280-0782). До 30 августа.

ОСОБЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ВОСКРЕСЕНЬЕ 12

День Крещения Киевской Руси 9000 3

Как будто в Украине уже не хватает государственных праздников (великое наследие советских времен), С этого года будет отмечаться годовщина Крещения Киевской Руси. 14 августа 988 г. Владимир Великий обратил Киевскую Русь в христианство и положил начало новой эре для славян. В честь этого события состоится концерт с участием Братьев Карамазовых, ДДТ и Нино Катамадзе, а также церковных хоров.

Спивочье поле (Печерский ландшафтный парк). 18:00 Бесплатный вход.

Делегации 10 Православных Церквей собрались в Москве на праздник Крещения Руси

28. июля 2018 — 21:40

Помимо 250 000 верующих и делегаций 13 из 15 Православных Церквей мира, которые в настоящее время празднуют Крещение Руси в древнем городе Киеве, делегации 10 Поместных Православных Церквей также собрались в Москве, чтобы отпраздновать Крещение Руси. застолье со Святейшим Патриархом Московским Кириллом, сообщает Интерфакс-Религия.

Делегации представляют Александрийскую, Антиохийскую, Иерусалимскую, Грузинскую, Сербскую, Болгарскую, Кипрскую, Албанскую и Польскую Православные Церкви, а также Православную Церковь Чешских земель и Словакии.

Среди высоких гостей — прибывший вчера в Москву Блаженнейший Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор, питающий особую любовь к Русской Церкви, десять лет живший, учившийся и молившийся в Одессе.

«Очень важно, что наши братья со всего православного мира находятся сейчас в Москве и Киеве, чтобы засвидетельствовать вместе с нами наше единство в такую ​​важную для Русской Православной Церкви дату», — сказал пресс-секретарь Патриархии о. — заявил Александр Волков.

«Помолимся вместе, разделим радости и заботы и подумаем о том, как укрепить единство нашей всемирной православной семьи», — о. Николай Балашов, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, задумался.

В этом ключе Святейший Патриарх Московский Кирилл отметил собравшимся представителям, что их поддержка канонической Украинской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием и единства Русской Православной Церкви в такое время является бесценный.

Он также предупредил, что «попытки искусственно оторвать Украинскую Православную Церковь от Московского Патриархата могут привести к катастрофе общеправославного масштаба», сообщает РИА-Новости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *