Крещение руси при князе: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Содержание

Крещение Руси при князе Владимире Святославиче. Великие тайны Руси [История. Прародины. Предки. Святыни]

Крещение Руси при князе Владимире Святославиче

Вскоре после смерти князя Святослава в 966 году, и после борьбы с соперником, братом Ярополком, на киевский золотой престол воссел князь Владимир Святославич. Именно он, по церковной легенде, и крестил Русь в 988 году, а дело его заканчивал уже сын, Ярослав Мудрый.

Как же относиться к этой православной, христианской части нашей истории? Что это? Трагический для ведославия перерыв традиции или всё было, как и всегда, сложнее и неоднозначнее?

Здесь я старался показать, что в нашей истории был как путь созидательный, по коему шли наши предки, так и разрушительный, привносимый извне. Русь всегда шла, строилась, развивалась, идя по первому пути, а второй отвергала. Однако историю нашу либо «урезали», если она не устраивала идеологов разрушения, либо перетолковывали, а то и просто переписывали.

И второй, разрушительный путь больше был пройден на бумаге, на страницах исторических трактатов, чем в реальности.

И в русском православии также есть эти два пути. И мистерия Крещения Руси – она по внутренней сути своей также ведическая, ведь в ней откликается и Время Бусово.

Нельзя не заметить, что Владимир Красное Солнышко – напоминает Буса Белояра, второе имя коего – Владыка Мира из рода Солнцебога. История сватовства и женитьбы Владимира на византийской принцессе Анне напоминает сватовство Буса к Эвелисии с острова Родос, либо к Сияне с Радовестеи, известной по ведическим легендам. Даже соперничество его за руку принцессы с германским императором Оттоном находит свои параллели в ведославных источниках.

Страсти же, расписанные монахами о «тьме язычества», в коих Владимир пребывал до обретения «истинной веры», являются, скорее всего, опять-таки литературной фантазией в духе популярных тогда житий и порой текстуально с ними совпадают. К реальности же всё это имеет отношение малое.

Полагаю, что первокрестителем Руси Владимир Святославович был избран потом в целях идеологических, ибо ни Бус, как ведославный князь, ни Аскольд, как варяг, на эту роль с точки зрения греко-православной церкви не подходили.

Да и по отношению к роли Владимира Святославича в церкви существовали сомнения. Ведь он был канонизирован только спустя двести лет после смерти…

Итак, мы уже выяснили, что поздними «благочестивыми» выдумками являются и крещение князя Бравлина, и крещение княгини Ольги. А крещение Владимира Святославича – суть легенда или подлинная история?

Согласно русским летописям, Владимир Святославич большую часть жизни прожил как обычный языческий князь. Воевал, укреплял страну и раздвигал её границы. Он отвоевал у ляхов Червоную Русь (ныне Западная Украина). Усмирил радимичей, кои с тех пор стали, по поговорке, «бегать от волчьего хвоста», ибо воеводу киевского князя звали Волчий Хвост. Затем покорил также ятвягов.

Укрепляя великокняжескую власть, Владимир в начале своего правления решил провести и религиозную реформу. Именно – языческую. Он намеревался вначале укрепить княжеский культ Перуна. «Поставил кумиры вне двора теремного: Перуна деревянного – главу серебряну, а ус злат, и Хорса-Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь…»

Уже сие странно звучит, как будто до Владимира и язычества никакого не было, и кумиры богов не стояли… Впрочем, здесь явно летописец поминает библейского Соломона, ибо здесь едва прикрытая цитата из Библии. То же относится к известию о «гареме» Владимира, коего здесь уже прямо сравнивают с Соломоном-царём.

И уже это показывает, что подлинных сведений у летописца было мало, а «лакуны» заполнялись описаниями похожих событий из Священного писания.

Также, по свидетельству летописи, Владимир посылал дядю своего Добрыню в Новгород, где тот поставил кумира бога Перуна над рекою Волховом. Но если даже «языческая» реформа и была свершена тогда, то она была «перунической» – возможно, ранее Перун занимал в религии не столь важное место.

На мой взгляд, уже тогда Владимир Святославич и Добрыня Малич действовали так, дабы противопоставить культу Перуна – арианское почитание Буса Белояра и всего княжеского рода Яров, восходящего к Яриле и Велесу. Как уже было сказано, для сего у Владимира была причина важная.

Возможно, происхождение от Мала (а значит, и от конунга Амала Венда), повинного в казни Буса Белояра, и побуждало князя Владимира отходить от ведославия.

И вначале он сделал выбор в пользу Перуновой веры, то есть язычества классического, с отрицанием почитания Вышнего Триглава: Отца – Сварога, Сына – Буса Белояра, Небесной Матери – Славы.

Однако язычество, противопоставляемое ведославию, расшатывало государственные устои, поскольку не освящало верховную власть. Да и слишком сильна была в нём Бусова традиция, порицающая род Малов. И потому Владимир, очевидно, стал отходить в сторону арианства, но уже не ведославного, а египетского, говорящего на языке библейском.

Без сомнения, в ведославном арианстве было принято соглашение признавать и арианство библейское, как учение родственное, только говорящее на ином языке и обращённое к иным народам. И значит, Христос, почитаемый арианами египетскими, являлся и для ведославных ариан Спасом, как и Бус Белояр, но пришедшим в иные земли. К тому же к сему времени многое в учении, да и проповедях христианских, как арианских, так и никейских, уже было переиначено для варваров, а то и просто заимствовано из ведославия.

Главное же, князю Владимиру было важно ввести страну в круг держав европейских. Сей статус он желал скрепить браком с сестрой императора Византии. То есть он продолжил ту же политику, что и его бабушка, княгиня Ольга.

Однако это вовсе не значит, что он принял крещение и именно в византийскую ортодоксию, как в том пытаются нас убедить православные летописцы. Это бы для него значило признание своим владыкой императора, подчинения религии (идеологии того времени) интересам Византийского патриархата. Потому-то князь Владимир и остался арианином, он лишь отошёл от русского ведославного арианства – к арианству библейскому. То есть, по сути, стал поддерживать тех, кто стремился вытеснить из служб и мистерий саму память о Бусе Белояре.

Очевидное свидетельство сего мы находим в русских летописях. Согласно «Повести временных лет», при крещении князь Владимир зачитал именно арианский символ веры: «Сын же подобосущен и собезначален Отцу…» Подобосущен, а вовсе не единосущен, как это следовало бы сказать, согласно никейскому символу веры. И далее также, в полном согласии с арианским учением, утверждается старшинство Бога Отца и во времени, и по отношению к двум другим ипостасям Троицы.

Ариане же говорили о том, что Сын Божий являлся и до Христа Галилейского и будет являться в грядущем. Ведославные ариане утверждали, что Спасом был также и Бус Белояр, находя подтверждение сему и в Библии, в словах о грядущем через четыреста лет после Христа Параклете-Утешителе, который будет славен более Христа… «и более меня сотворит». Сим же ариане утверждали права на власть у священной династии Буса Белояра на Руси, и, полагаю, также Меровингов в германо-скандинавских и франкских краях и т. д.

Известно также, что и св. Кирилл боролся в славянских землях не только с язычеством, но и, согласно «Написанию о правой вере», с «арианским неистовством». Вспомним также, что предки Владимира Святославича по линии Мала, вплоть до конунга Амала Венда, пятьсот лет исповедовали именно арианство готское. Как, кстати, и большинство монархов Старой Европы. Важно отметить, что ариан в документах Ватикана чаще всего именуют готами, нередко их смешивая и со славянами.

Однако вернёмся к Владимиру Святославичу. Итак, русские летописи отмечают, что он принял веру арианскую. В какой исторической обстановке это происходило?

Русь после победоносных войн Владимира Святославича, продолжившего дело отца своего Святослава, была крепка и сильна. А Византию, напротив, раздирали внутренние смуты, ослабляли военные неудачи. Так, в 986 году император Василий II предпринял поход против болгар, но был разбит. Часть восточных провинций империи отошла болгарам. Одновременно в Малой Азии вспыхнуло восстание Варды Фоки, решившего воспользоваться разгромом имперского войска, дабы самому захватить власть. Судя по всему, на сторону Варды Фоки перешли греки всех черноморских колоний Византии, в том числе и Херсонеса Таврического.

Византийские корабли привозят принцессу Анну. Миниатюра Радзивилловской летописи

По этой причине Василию II ничего не оставалось, как пойти на союз с Владимиром Святославичем, и скрепить его браком своей сестры Анны. Это означало признание Владимира Святославича равным императорам. Тогда князь Владимира послал на помощь императору 6-тысячную варяжскую рать, сыгравшую решающую роль в битве при Хрисополе и разгроме войск мятежного Варды Фоки. Также был осаждён и вскоре разгромлен отложившийся от империи Херсонес. Возвратить же его Византии Владимир согласился только в обмен на руку принцессы Анны.

Возможно, тогда состоялось и крещение Владимира, как о том сообщают русские летописи. Однако они столь противоречивы в сём, что опираться на них крайне трудно. В разных летописях указываются разные церкви Херсонеса и даже Константинополя, где якобы крестился и затем заключил брак (или вначале обручился) с Анной князь Владимир. А в житии Стефана Сурожского так вообще говорится, что на принцессе Анне женился другой князь, и именно – Бравлин. Последнее крайне невероятно, ибо рукопись поздняя, но и сие говорит о том, что ясности с крещением князя Владимира, да и с женитьбой его на византийской принцессе Анне, не было долгие века в самой церкви. Не был Владимир святым и почитаемым весьма долго, а житие его – позднее сочинение, основанное на легендах.

Заметим, и византийские историки ничего о крещении князя Владимира не знают. А ведь им доверия больше, ибо считается, что эти рукописи современны событиям и не подвергались редактуре.

Лишь вскользь в десятой книге «Истории» Льва Диакона упоминается о взятии варварами Херсонеса. И событие это упоминается в ряду с другими неблагоприятными знамениями, потрясшими тогда византийцев: «И на другие тягчайшие беды указывал тогда восход появившейся тогда звезды (имеется в виду комета Галлея, явившаяся в августе 989 года,

– А. А.), а также напугавшие всех огненные столбы, которые показались затем поздней ночью в северной части неба: ведь они знаменовали взятие тавроскифами Херсонеса и завоевание мисянами Верии…»

Собственно, это всё. Безымянные тавроскифы берут Херсонес – и это «тягчайшая беда», наряду с кометою и «огненными столбами». И ничего о последовавшей за сим благодати истинной веры, осиявшей тавроскифов, ничего и о самом крещении киевского князя Владимира… Полное молчание!

Полагаю, объясняется это тем, что князь Владимир не оправдал надежд Византии. Сестру императора взял в жёны, принял и приданое, но ограничился помощью в подавлении восстания Варды Фоки.

Веры же своей, по сути, не менял, оставшись арианского исповедания. К примеру, по сию пору мало кому известно его имя в крещении (Василий). В честь св. Николая, как покровителя Аскольда, выстроили церковь, а в честь св. Василия? Напротив, именно языческое имя князя Владимира было включено в святцы, и в память этого имени строили соборы (не в память ли о Бусе, имевшем прозвище Владыка мира, то есть Владимир?).

Впрочем, вероятно, Владимир всё же перешёл от ведославного толка арианства, соединённого с верой Перуновой, к египетскому арианству. А это уже означало обретение Христовой веры и принижение Бусовой традиции.

Да, и ещё важное замечание: князь Владимир сделал выбор в пользу единобрачия, а языческие жёны были им отпущены. Кстати, сих было только три (четвёртая – Анна), остальных же ему потом приписали, ибо житие Владимира в рассказе о сотнях жён князя цитирует слово в слово библейскую легенду о царе Соломоне. Это, уверен, литературная фантазия, подобная сочинению шуточной легенды о сватовстве императора Византии к княгине Ольге и прочим выдумкам монахов, обделённых в жизни, но отдающих должное сей соблазнительной для них теме в писаниях.

После решения князя о роспуске жён наследники его по боковым линиям лишались прав. Впрочем, в дальнейшем это не сыграло роли, так как следующий князь, Ярослав Мудрый, был сыном Владимира от языческой жены Рогнеды, а не от Анны. Да и христиане Борис и Глеб, дети некоей «болгарыни», полагаю, христианки (или арианки), тоже претендовали на власть и были убиты – то ли Святополком Окоянным, то ли (по иным версиям) самим Ярославом.

Легендарное крещение Владимира Святославича. Рис. XIX в.

К сходному выводу, кстати, пришёл и один из крупнейших богословов Русской православной церкви о. Стефан Ляшевский в своём труде «История христианства в земле русской. С I-го X-й век».

Он писал буквально следующее: «Князь Владимир, приняв крещение с народом, подчинил свою иерархию не Константинопольскому патриарху, как того требовали греки, а Патриарху Орхидскому т. е. болгарскому (коего, кстати, обвиняли в богумильстве и арианской ереси – А. А.)».

То, что князь Владимир, уйдя от язычества Перуновой веры, перешёл в веру арианскую, вначале в Киеве было воспринято как благо не только христианами, но и арианами ведославными, а также, полагаю, язычниками Велесовой веры.

Решения по таким важным вопросам тогда принимались на вече, а без поддержки части язычников такое решение вряд ли было бы возможно. Христиане же вполне могли воспользоваться противоречиями между перунистами и велесовцами.

Гонения коснулись только тех перунистов, кои сами боролись с князем за власть. Потому особо ярых почитателей Перуна князь Владимир заблаговременно отправил на войну с Вардой Фокой в Византию.

Предполагаю, что сие решение получило одобрение на киевском вече. Точно также, в те же годы, происходила и христианизация Норвегии, где конунг Олаф (кстати, девять лет перед тем живший при дворе Владимира и Ольги) также собирал, причём трижды, тинг вождей, когда крестил «огнём и мечом» ту или иную часть королевства. О том повествует скандинавская сага об Олафе Трюгвассоне.

Похоже, что киевское вече было настроено против рьяных почитателей Перуна (Перкуна). Прежде всего, вече выступило против варягов, о жестокости коих и обычае приносить кровавые жертвы, даже и человеческие, упоминают не одни только христианские летописи, но и сама «Велесова книга». Надо полагать, и велесовцы, да и ариане, как ведославные, так и библейские, тогда перешли на сторону князя Владимира Святославича.

Этим и был обусловлен успех крещения. Ведославные просто не стали противится тому, чтобы на Купале прозвучал и христианский молебен по Иоанну Крестителю, тем паче что сей святой уже был переименован арианами в Ивана Купалу и почитался его воплощением.

Сам же князь Владимир так и не осознал, что свершил религиозный переворот. Не заметили сего и его подданные. Так даже в русских былинах Владимир Красное Солнышко – вовсе не «креститель», борющийся со старыми традициями, напротив, это обычный эпический русский князь со своими слабостями и сильными сторонами.

И булгарские летописи говорят о мнимом крещении, свершённом ради византийского золота, а также о том, что Добрыня склонялся к фанкской вере (различие между византийской и римской ветвью христианства было очевидно уже тогда).

За греческую веру тогда ратовала только сама княгиня Анна. А князь Владимир лишь хотел доказать верность молодой невесте Анне тем, что повелел вести службу в христианских храмах, давно уже стоявших на Руси, на греческом языке. На греческом языке церковные службы шли на Руси до XV века. Только после падения Константинополя под ударами турок славянский язык вернулся в богослужение.

Однако новую веру, а главное – свою власть на севере Руси – князю Владимиру пришлось утверждать «огнём и мечом». Так это было в Новгороде, где дядя Владимира Добрыня и воевода Путята вместе с языческими капищами жгли и христианские церкви – те, где службы шли на славянском языке. Например, была сожжена церковь Преображения Гоподня, и на место жреца и священника Богумила (имя которого говорит о проповеди им богумильства или арианства) стал грек Иоаким.

Греческие ортодоксы стали перетолковывать и убирать из служб то, что шло от Буса и древней арианской традиции (так же, как в иных землях, истреблялась традиция богумильская, несторианская, манихейская и т. п.).

Впрочем, полагаю, что сей религиозный поворот осуществился не сразу. И вряд ли был он сделан по воле самого Владимира, сохранявшего приверженность арианству, а значит, и язычеству. И даже его погребение было совершено по-язычески: гроб Владимира выносили через окно, а не через двери (по наблюдению Б. А. Рыбакова, изучившего рисунки летописцев)…

Кстати, гробница князя Владимира была обнаружена и вскрыта в 1635 году в Киеве в Десятинной церкви, как писал о том монах Афанасий Кальнофойский. Тогда как будто были прочитаны и надписи на мраморных сакофагах, после чего их вновь замуровали. Видел их и митрополит Киевский Петр Могила. И где-то в конце XVIII века, по сообщению Н. М. Карамзина, мраморные саркофаги откопали в последний раз, осмотрели и закопали. С тех пор их никто и не видел. Не нашли их и при раскопках Десятинной церкви. Более того, не осталось и описаний саркофагов.

Полагаю, церковь сокрыла их потому, что символы и надписи на мраморе не подтверждали церковную легенду. Ведь сохранился же и хорошо известен саркофаг Ярослава Мудрого, уже точно христианина.

Не обнаруженные ли арианско-языческие символы и надписи на мраморной плите саркофага Владимира – причина сокрытия «святых мощей» равноапостольного князя Владимира да и княгини Ольги тоже? Известно также, что саму Десятинную церковь, построенную Владимиром, освящали при Ярославе Мудром. Почему? Да потому что до сего времени она была арианской. Да и канонизирован князь Владимир был только спустя 200 лет после своей смерти, когда его арианское исповедание забылось и настало время переписывать летописи.

Последствия принятия Владимиром Святославичем арианства и отход его от ведославия сказались далеко не сразу. С принцессой Анной в Киев прибыли также епископы, кои начали скрытно проводить политику византизации. Теперь они получили мощную поддержку от княгини Анны, а потом и от Бориса и Глеба, кои были признаны наследниками киевского престола.

Византийские ортодоксы, служа новой династии, старались истребить и саму память о Бусе Белояре и династии прежней. Тогда византийская партия при дворе, питаемая из Константинополя, усилилась необычайно. И с нею пришлось заключать союз Ярославу Мудрому, когда тот восходил на престол, устраняя соперников.

Именно при Ярославе Мудром ариане стали переходить в византийскую ортодоксию. Так начались подлинная христианизация и византизация Киевской Руси. И в русских церковных книгах всех веков мы находим яростные споры с арианами, где подробно говорится, в чём заключена ересь арианского символа веры. Известно, что Кирилл Туровский в XII веке полагал необходимым борьбу с арианством на Руси. Да что говорить о далёком прошлом! И потом, во время никонианских реформ старообрядчество нередко обвинялось в ереси арианской.

И даже в XVIII веке, судя по имеющимся у меня книгам родовой библиотеки, у нас на Волге церковные иерархи боролись с арианством. Они утверждали, что арианское троепёрстное знамение (в нём соединены указательный, средний и безымянный пальцы, а большой и мизинец сгибаются) противно никонианскому троеперстрию, так же как и старообрядческое двупёрстное знамение.

Известно, что поместный собор 1666 года предал анафеме и отдал «градскому судилищу» ревнителей древнего благочестия, то есть старообрядцев, объявив их еретиками и приравняв к арианам. Вот текст сей анафемы:

«Аще ли же кто не покорится святой восточной церкви и сему освященному собору или начнёт прекословити… И мы таковаго противника, извергаем… и обнажаем его всякого священнодействия, и проклятию предаём… отлучаем и чужда сотворяем от Отца и Сына и Святаго Духа… А кто… пребудет во упрямстве своём до скончания своего: да будет и по смерти отлучён, и часть его и душа… со Арием, и со прочими проклятыми еретиками… Железо, камение и древеса, да разрушатся, а да растлятся: а той, да будет не разрешен, и не растлен. И яко тимпан, во веки веков, амин».

Похоже, сие не столь анафема, сколь заговор, прямо колдовской: «железо и камень да разрушатся», а сей договор «да не разрушится». И по нему проклятию предавались все, придерживавшиеся древлего благочестия, приравненного, кроме всего прочего, к арианству, а сие значит анафемствовали и всех прежних святых: Владимира Святославича, Бориса и Глеба, Александра Невского, Сергия Радонежского… А кто остался? Да один только Никон, к тому же вскоре царскою властью низложенный. И всё сие вскоре привело к упразднению прежних церковных порядков, учреждению Священного синода, т. е. введению прямого государева правления церкви.

Обратный ход был дан уже И. В. Сталиным, вернувшим патриаршество. Теперь сие было продолжено снятием анафемы со старообрядцев, также и церковным общением с Зарубежной церковью, армянскими монофизитами да и с католиками. А не настало ли время идти и далее, к признанию православными своих корней в арианстве, а потом и глубже – в русском ведославии?

В заключении же обращу внимание на следующее: всегда, когда мы обращаемся к событиям древней истории, мы слышим эхо, отдающееся в веках, доносящееся из прошлого в будущее. Ведь история – это также эпос, повторяющаяся мистерия. Именно поэтому в древности, восходя на престол, царь брал имя своего предшественника, древнего царя, героя, сына бога, жизнь коего он повторял. И так весь народ вновь переживал своё прошлое.

Древность всегда была современна, она была вне времени. И мы – плоть от плоти и кровь от крови своих предков также живём вновь их жизнью. И деды наши возрождаются в нас, они приходят с нами в этот мир. И чтобы прожить жизнь по Прави, нужно следовать их Стезёю. Этому и учит нас «Велесова книга»: «Они учили нас чтить Богов наших и водили за руку Стезёй Прави».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

4. История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке Первое крещение Руси

4.  История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке Первое крещение Руси В эпоху Христа, во второй половине XII века, Русь восприняла христианство сразу и в полном объеме, а не ждала тысячу лет, как нас уверяет скалигеровско-романовская

4, История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке. Первое крещение Руси

4, История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке. Первое крещение Руси В эпоху Христа, во второй половине XII века, Русь восприняла христианство сразу и в полном объеме, а не ждала тысячу лет, как нас уверяет скалигеровско-романовская

48. Крещение Руси

48. Крещение Руси Современный читатель обычно представляет себе историю крещения Руси такой, какой она изложена в «Повести временных лет». То есть как мы показали в томе 2 настоящего издания — в источнике начала XVIII века. Согласно «Повести», Русь впервые и окончательно

Крещение Руси

Крещение Руси Начало этого процесса приходится на время правления князя Владимира, во многом продолжавшего политику своих предшественников (воевал дважды с вятичами, затем с радимичами). Но подспудно, изнутри, прежние политические отношения разрушались. Явственно это

Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая

Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая Князь великий Дмитрий Иванович со своим братом, князем Владимиром Андреевичем, и со своими воеводами был на пиру у Микулы Васильевича, и сказал

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

КРЕЩЕНИЕ РУСИ С. Гординский. Крещение в Киеве в 988 годуХристианство на Руси было известно уже на заре истории Киевского государства. Первые сведения об этой религии у русов относятся к 860–870 гг. В Киеве в X в. уже существовала церковь Св. Ильи — христианского двойника

СЛОВО О ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ ДМИТРИИ ИВАНОВИЧЕ И О БРАТЕ ЕГО КНЯЗЕ ВЛАДИМИРЕ АНДРЕЕВИЧЕ, КАК ПОБЕДИЛИ СУПОСТАТА СВОЕГО ЦАРЯ МАМАЯ

СЛОВО О ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ ДМИТРИИ ИВАНОВИЧЕ И О БРАТЕ ЕГО КНЯЗЕ ВЛАДИМИРЕ АНДРЕЕВИЧЕ, КАК ПОБЕДИЛИ СУПОСТАТА СВОЕГО ЦАРЯ МАМАЯ Князь великий Дмитрий Иванович со своим братом, князем Владимиром Андреевичем, и со своими воеводами был на пиру у Микулы Васильевича, и сказал он:

Крещение Руси (809–996)

Крещение Руси (809–996) В старом студенческом анекдоте профессор, просматривая главу из диссертации своего аспиранта, попутно задает простенькие вопросы. – В каком году Ярослав Мудрый начал в Киеве княжить?Ответ известен любому студенту-историку – в 1019 году. Но аспирант

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте –

Крещение Руси

Крещение Руси Олег, Игорь, Святослав и Ольга объединили Русь силой меча, механически, и создали из многочисленных отдельных племен обширное государство. Между этими племенами, несмотря на общность происхождения, несомненно, были и немалые диалектические и бытовые

Былины о князе Владимире

Былины о князе Владимире Заботясь об объединении своего огромного государства, князь Владимир очень часто организовывал встречи старейших и наиболее влиятельных людей из разных племен и из самых отдаленных частей страны. Церковные торжества, ознаменование важных

Летописные легенды о Владимире Святославиче

Летописные легенды о Владимире Святославиче Согласно летописному рассказу, отправляясь в последний болгарский поход, Святослав оставил на Руси наместников – своих сыновей: Ярополка, Олега и Владимира. Ярополк был посажен в Киев, Олег отправился в землю древлян, а

2. Культура Владимире-Суздальской Руси

2. Культура Владимире-Суздальской Руси Первым самостоятельным Владимиро-Суздальским князем стал сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий.В Северо-Восточной Руси было создано примечательное произведение древнерусской литературы – «Слово Даниила Заточника».На

Крещение на Руси

Крещение на Руси С именем великого князя Владимира Святославича связано выдающееся событие в истории нашего государства — крещение Руси. Сначала Владимир был ярым приверженцем язычества. Утвердив свою власть, он поставил возле теремного двора, где уже стояли и другие

Методическая разработка «Крещение Руси при князе Владимире». | Методическая разработка (подготовительная группа):

Методическая разработка по теме «Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Тема: «Крещение Руси».

Цель: Приобщение детей к истокам русской истории.

Задачи:

Образовательные:

 Дать детям начальные представления о том, как происходило крещение Руси при князе Владимире.

Расширить словарь детей. Дать новые слова: крещение, славяне, князь, боги-идолы, христианство, греческие монахи.

Воспитательные:

Учить детей различать хорошие и плохие поступки.

Для детей 5-6 летнего возраста.

Оборудование: проектор для показа презентации.

  1. Организационный момент.

Воспитатель

  -Дети, как называется наша страна? (Россия) А вы знаете, как раньше называли нашу страну? (Нашу страну называли Русью, а людей русичами. )

    Посмотрите в окошко нашей группы. Что там блестит вдалеке? (Виден купол церкви). Наверху на куполе крест. У меня на цепочке есть крестик. (Показываю.) А у кого из вас есть крестик?  Откуда он у вас? (Дети дают свои варианты.)

Значит, вас крестили в церкви. А хотите узнать, как появился обряд крещения? (Да) Тогда я приглашаю вас в путешествие. Кто со мной? Тогда занимайте волшебные стульчики и закройте глаза. В это время включается проектор и появляется 

Слайд №1.

Открывайте.

   Мы попали с вами в далекое прошлое. Тогда не было ни телевизоров, ни книг и о всех новостях и событиях можно было услышать из уст рассказчиков. Они ходили по всему свету.

  Вот мы и послушаем рассказ о том, что произошло много лет назад, в стране, в которой жили наши предки – славяне.

Слайд № 2.

  Наши предки – славяне жили в деревянных городах, на берегах рек.

 Слайд № 3.

   У опушек лесов они строили свои небольшие посёлки – деревни. Простые люди жили в деревянных домах – избах. Князья и богатые люди строили большие дворцы – терема и хоромы.

Слайд № 4.

  Славяне занимались охотой, рыбной ловлей и земледелием. Они встречались на годовых базарах – ярмарках и торговали с соседями.

 Слайд № 5.

   Славянские племена часто воевали между собой. Они ходили в походы и осаждали города своих противников.

Слайд № 6.

   Славяне делали себе богов – идолов из камня, дерева и золота. Они поклонялись этим богам и приносили им жертвы.

 Слайд № 7.

   Более тысячи лет тому назад, славянской стране Русь, в городе Киеве, правил князь Владимир. Он был храбрым воином и в молодости ходил в далёкие походы.

Слайд № 8.

 Со своими друзьями князь Владимир любил охотиться на медведей, кабанов и оленей.

 Слайд № 9.

   После охоты или похода молодой князь любил слушать рассказы или песни о дальних краях, о войнах, о битвах, о славных делах своих предков. Часто князь Владимир слушал рассказы о том, как живут другие народы, чем занимаются, каким богам поклоняются. Князь Владимир хотел, чтобы славянские племена жили мирно и дружно и решил объединить их, чтобы они стали одним Русским государством и стали называться русскими. Он понимал, что славянские идолы только куски камня и дерева и начал искать новую, правильную веру для себя и своего народа.

 Слайд № 10, 11, 12, 13.

   Из дальних стран — запада, востока и юга приходили в Киев послы. Они хотели, чтобы князь Владимир принял их веру.

   Князю Владимиру больше всего понравилось христианство, о котором ему говорили греческие монахи.

Слайд № 14, 15.

   Князь Владимир крестился и женился на греческой царевне Анне.

Слайд № 16.

   Жители Киева крестились в реке Днепр. Потом крестилась вся Киевская Русь и другие славянские племена. Всем крещёным людям надевали крестик. Вот откуда у вас крестики.

 Слайд № 17.

   После крещения Руси, идолов сожгли или бросили в реку.  Люди стали добрее и дружелюбнее, а народ подарил князю звание Владимир – Ясное Солнышко.

 Слайд № 18.

  В гости к князю Владимиру приехали на торжество соседние князья со своими дружинами.

Слайд № 19.

   Народ долгое время пировал и веселился. Князь Владимир приветствовал своих гостей.

Слайд № 20.

Он был добрым и справедливым князем, защитником слабых, помощником бедных и строителем многих церквей.

 

Воспитатель:

  Понравилась ли вам эта история? Назовите главных героев, о которых вы узнали (славянские племена, князь Владимир – Красно Солнышко). О каком событии вы узнали из этой истории? (Крещение Руси).

Физкультминутка.

-Добрый день, мой милый друг!   (Дети здороваются за руку.)

-Посмотри-ка ты вокруг. (Поворачивают головы.)

-Здесь есть ты! (Кладут руку на плечо.)

-Здесь есть я! (Показывают на себя.)

-Будем вместе мы друзья! (Хлопки руками.)

Раскрашивание.

Воспитатель.

-Дети, вам понравился князь Владимир? (Да)

-Князь богатый человек. А мы с вами поможем князю одеть красивые одежды? (Подвожу детей к столам, где лежат распечатанные раскраски. )

Дети приступают к работе. Воспитатель помогает.

Воспитатель.

-Молодцы, ребята. На этом наше путешествие завершилось.

Эти рисунки вы можете взять с собой домой и рассказать родителям о князе Владимире.

           

Князь Владимир — Etsy Турция

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 25 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • [Решено] Христианизация России: что, по вашему мнению, есть князь.

    ..

    Вопрос от CountSalmon3108 на сайте coursehero.com Православное христианство? Каковы религиозные аргументы в пользу обращения? Насколько искренним, по вашему мнению, был Владимир?

     

    987 (6495): Владимир созвал своих вассалов и городских старейшин и сказал им: «Вот, пришли булгары передо мной, уговаривая меня принять их религию. пришли иудеи.Наконец явились греки, критикующие все другие веры, но повелевающие своей, и они долго говорили, рассказывая историю всего мира от его начала.Их слова были искусны, и дивно было слушать и приятно слушать их. Они проповедуют существование другого мира. «Кто примет нашу религию, а затем умрет, воскреснет и будет жить вечно. А кто примет другую веру, будет сожжен огнем в следующем мире». Каково ваше мнение по этому поводу и что вы отвечаете?» Вассалы и старейшины ответили: «Ты знаешь, о князь, что никто не осуждает свое имущество, но вместо этого хвалит его. Если ты хочешь убедиться, у тебя есть слуги в твоем распоряжении. Пошли их узнать о ритуале каждого и как он поклоняется Богу». Их совет угодил князю и всему народу, так что они выбрали хороших и мудрых людей числом десять и велели им идти первыми среди булгар и проверять их веру. Послы отправились в путь и, прибыв к месту назначения, узрели безобразия булгар и их поклонение в мечети; затем они вернулись в свою страну. Затем Владимир повелел им пойти также к немцам, проверить их веру и, наконец, посетить греков. Таким образом, они вошли в Германию и, увидев немецкий церемониал, проследовали в Константинополь, где предстали перед императором. Он спросил, с какой целью они прибыли, и они рассказали ему обо всем, что произошло. Услышав их слова, император обрадовался и в тот же день оказал им великую честь. На другой день император послал к патриарху послание, чтобы сообщить ему, что русская делегация прибыла для рассмотрения греческой веры, и поручил ему подготовить церковь и духовенство и облачиться в свои священнические одежды, чтобы русские могли вот слава Бога греков. Когда патриарх получил эти повеления, он велел собраться духовенству, и оно совершило обычные обряды. Сожгли фимиам, и хоры запели гимны. Император проводил русских до храма и поставил их на широком пространстве, обращая их внимание на красоту здания, на пение, на чины протоиерея и на служение диаконов, а сам разъяснял им богослужение своего храма. Бог. Русские были поражены и в изумлении восхваляли греческий церемониал. Тогда императоры Василий и Константин пригласили послов к себе и сказали: «Идите отсюда в свою родную страну», и таким образом отпустили их с ценными подарками и великими почестями. Так они вернулись в свою страну, и князь созвал своих вассалов и старейшин. Затем Владимир объявил о возвращении посланных послов и предложил выслушать их отчет. Таким образом, он приказал им высказаться перед его вассалами. Послы сообщали: «Когда мы путешествовали среди булгар, мы видели, как они поклоняются в своем храме, называемом мечетью, в то время как они стоят без пояса. а вместо этого только печаль и ужасный смрад. Религия их нехороша. Потом мы пошли к германцам и видели, как они совершали много церемоний в своих храмах, но мы не видели там славы. Потом мы отправились в Грецию, и греки повели нас к зданиям, где они поклоняются своему Богу, а мы не знали, находимся ли мы на небе или на земле, ибо нет на земле такого великолепия и такой красоты, и мы не знаем, как описать ее. Мы знаем только, что Бог обитает среди них. мужчины, и служба их прекраснее обрядов иных народов, ибо мы не можем забыть той красоты.88) http://community.dur.ac.uk/a.k.harrington/christin.html1 от 4 27.10.2018, 23:14 Каждый человек, попробовав что-то сладкое, потом не хочет принимать горькое, и посему мы не можем здесь дольше пребывать». Тогда заговорили вассалы и сказали: «Если бы греческая вера была лукавой, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга, которая была мудрее всех мужей». , и они ответили, что решение за ним. По прошествии года, в 988 (6496 г.) Владимир выступил с войском на Херсон, греческий город, и херсонцы забаррикадировались в нем. Владимир остановился на дальней стороне города, у залива, на расстоянии выстрела из лука от города, и жители энергично сопротивлялись, пока Владимир осаждал город. на месте три года. Когда они не прислушались к этой угрозе, Владимир собрал свои войска и приказал построить земляной вал в направлении города. Пока эта работа строилась, жители прорыли тоннель под городской стеной, украли насыпанную землю и отнесли ее в город, где сложили в центре города. Но воины продолжали строить, и Владимир упорствовал. Тогда херсонец, по имени Анастасий, пустил в русский стан стрелу, на которой было написано: «За вами на восток родники, из которых течет вода в трубах». «Выкопайте и срежьте их». Получив это известие, Владимир возвел глаза к небу и поклялся, что если эта надежда сбудется, то он примет крещение. Он сразу приказал копать выше труб, и таким образом подача воды была прекращена. Соответственно, жители были охвачены жаждой и сдались. Владимир и свита его вошли в город, и он послал вести к императорам Василию и Константину, говоря: «Вот, я взял ваш славный город. Я также слышал, что у вас есть незамужняя сестра. Если вы не отдадите ее мне в жены, С вашим городом я поступлю так же, как с Херсоном». Когда императоры услышали это известие, они смутились и ответили: «Не пристало христианам выходить замуж за язычников. Однако, если вы этого не сделаете, мы не можем отдать вам нашу сестру замуж». Когда Владимир узнал об их ответе, он приказал послам императоров доложить последним, что он готов принять крещение, уже изучив их религию, и что греческая вера и обряд, описанные посланными для изучения послами, , порадовали его хорошо. Когда императоры услышали это известие, они обрадовались и уговорили свою сестру Анну согласиться на брак. Тогда они просили Владимира подчиниться крещению, прежде чем они пошлют к нему свою сестру, но Владимир желал, чтобы княгиня сама привела священников для его крещения. Императоры выполнили его просьбу и послали свою сестру в сопровождении некоторых сановников и священников. Анна, однако, ушла с неохотой. «Как будто я отправляюсь в плен», — сокрушалась она; «Лучше бы мне умереть здесь». Но братья ее возражали: «По твоему посредничеству Бог обращает землю русскую к покаянию, и ты избавляешь Грецию от опасности тяжкой войны. Разве ты не видишь, сколько зла уже русские навлекли на греков? они могут навлечь на нас те же несчастья». Таким образом, они с большим трудом преодолели ее колебания. Княгиня села на корабль и, слезно обняв родных, отправилась за море и прибыла в Херсон. Туземцы вышли поприветствовать ее и провели в город, где поселили во дворце. По воле Божией Владимир страдал в это время болезнью глаз и ничего не мог видеть, пребывая в великой печали. Княгиня объявила ему, что если он желает избавиться от этой болезни, то ему следует креститься со всей быстротой, иначе она неизлечима. Когда Владимир услышал ее слово, он сказал: «Если это окажется правдой, то несомненно велик Бог христиан», и приказал креститься. Епископ Херсонский вместе со священниками княгини, возвестив об этом известие, крестил Владимира, и, как епископ возложил на него руку, тотчас прозрел. Испытав это чудесное исцеление, Владимир прославил Бога, говоря: «Я ныне познал единого истинного Бога». Когда его последователи увидели это чудо, многие из них тоже крестились. Владимир был крещен в храме Василия Блаженного, что стоит в Херсоне на площади в центре города, где торгуют херсонцы. Дворец Владимира стоит рядом с этой церковью и по сей день, а дворец княгини за алтарем. После крещения Владимир взял княжну замуж. Те, кто делаютКрещение Руси (988) http://community.dur.ac.uk/a.k.harrington/christin.html2 от 4 27.10.2018, 23:14 не знаю правда говорят, что крестили в Киеве, а другие утверждают, что это событие имело место в Васильеве, а третьи упоминают другие места. Тогда Владимир взял царевну и Анастасия и херсонских священников вместе с мощами святого Климента и ученика его Феба, а также выбрал для богослужения священные сосуды и образы. В Херсоне он таким образом основал церковь на кургане, насыпанном посреди города с землей, снятой с его насыпи; эта церковь стоит и по сей день. Владимир же нашел и присвоил себе две бронзовые статуи и четырех бронзовых коней, которые теперь стоят за церковью Пресвятой Богородицы и которые невежды думают, что они сделаны из мрамора. В качестве свадебного подарка княжне он снова отдал Херсон грекам, а затем уехал в Киев. Когда князь прибыл в свою столицу, он приказал низвергнуть идолов, одних разрубить на куски, а других сжечь огнем. Он приказал, чтобы Перуна привязали к хвосту лошади и потащили за Боричевым к реке. Он назначил двенадцать человек бить идола палками не потому, что считал дерево чувствительным, а для того, чтобы оскорбить демона, обманувшего человека в этом обличье, чтобы он мог получить наказание от рук людей. Велик Ты, Господи, и дивны дела Твои! Вчера он был почитаем людьми, а сегодня осмеян. Пока идола тащили по ручью к Днепру, неверные плакали над ним, ибо еще не приняли святого крещения. Утащив таким образом идола, они бросили его в Днепр. Но Владимир дал такое указание: «Если где остановится, то оттолкни от берега, пока не перевалит через водопад. Тогда отпусти». Его приказ был должным образом выполнен. Когда люди отпустили идола, и он прошел через водопады, ветер выбросил его на берег, который с тех пор называется Берегом Перуна, имя, которое он носит и по сей день. После этого Владимир разослал глашатаев по всему городу, чтобы возвестить, что если кто-нибудь из жителей, богатых или бедных, не отправится к реке, то рискует вызвать неудовольствие князя. Услышав эти слова, люди в народе плакали от радости и восторженно восклицали: «Если бы это было нехорошо, то не приняли бы этого князь и бояре его». На другой день вышел князь на Днепр со священниками княгини и херсонцами, и собралось бесчисленное множество народа. Все они вошли в воду: одни встали по шею, другие по грудь, младшие у берега, некоторые с детьми на руках, а взрослые побрели дальше. Священники стояли рядом и возносили молитвы. На небе и на земле была радость видеть так много спасенных душ. Но диавол стенал, сокрушаясь: «Горе мне! как изгнан я отсюда! Ибо я думал иметь здесь свое жилище, так как апостольское учение не пребывает в этой земле. они оказали мне услугу. Но теперь я побежден невеждами, а не апостолами и мучениками, и мое царствование в этих краях подошло к концу». Когда люди крестились, они возвращались каждый в свою обитель. Владимир, радуясь, что он и его подданные теперь познали самого Бога, взглянул на небо и сказал: «Боже, сотворивший небо и землю, призри, прошу Тебя, на сей новый народ Твой и даруй им, Господи, чтобы познать Тебя, как истинного Бога, как познали Тебя и прочие христианские народы, утверди в них истинную и неизменную веру, и помоги мне, Господи, против враждебного супостата, чтобы, уповая на Тебя и на Твою силу, я может побороть свою злобу». Сказав это, он повелел строить и ставить церкви там, где раньше стояли языческие идолы. Так он основал церковь св. Василия на холме, где был поставлен идол Перуна и другие истуканы и где князь и народ приносили свои жертвы. Он начал основывать церкви и ставить священников по городам, и приглашать народ принять крещение во всех городах и весях. Он брал детей из лучших семей и посылал их в школы для обучения книжному делу. Матери этих детей горько плакали о них, ибо они еще не были сильны в вере, но оплакивали их, как об умерших. Когда эти дети были назначены на учение, так исполнилось на Русской земле пророчество, которое говорит: «В те дни глухие услышат слова Писания, и голос заикающихся разъяснится» (Исайя, XXIX, 18).

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *