Крещение руси при князе: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Содержание

Крещение Руси при князе Владимире Святославиче. Великие тайны Руси [История. Прародины. Предки. Святыни]

Крещение Руси при князе Владимире Святославиче

Вскоре после смерти князя Святослава в 966 году, и после борьбы с соперником, братом Ярополком, на киевский золотой престол воссел князь Владимир Святославич. Именно он, по церковной легенде, и крестил Русь в 988 году, а дело его заканчивал уже сын, Ярослав Мудрый.

Как же относиться к этой православной, христианской части нашей истории? Что это? Трагический для ведославия перерыв традиции или всё было, как и всегда, сложнее и неоднозначнее?

Здесь я старался показать, что в нашей истории был как путь созидательный, по коему шли наши предки, так и разрушительный, привносимый извне. Русь всегда шла, строилась, развивалась, идя по первому пути, а второй отвергала. Однако историю нашу либо «урезали», если она не устраивала идеологов разрушения, либо перетолковывали, а то и просто переписывали.

И второй, разрушительный путь больше был пройден на бумаге, на страницах исторических трактатов, чем в реальности.

И в русском православии также есть эти два пути. И мистерия Крещения Руси – она по внутренней сути своей также ведическая, ведь в ней откликается и Время Бусово.

Нельзя не заметить, что Владимир Красное Солнышко – напоминает Буса Белояра, второе имя коего – Владыка Мира из рода Солнцебога. История сватовства и женитьбы Владимира на византийской принцессе Анне напоминает сватовство Буса к Эвелисии с острова Родос, либо к Сияне с Радовестеи, известной по ведическим легендам. Даже соперничество его за руку принцессы с германским императором Оттоном находит свои параллели в ведославных источниках.

Страсти же, расписанные монахами о «тьме язычества», в коих Владимир пребывал до обретения «истинной веры», являются, скорее всего, опять-таки литературной фантазией в духе популярных тогда житий и порой текстуально с ними совпадают. К реальности же всё это имеет отношение малое.

Полагаю, что первокрестителем Руси Владимир Святославович был избран потом в целях идеологических, ибо ни Бус, как ведославный князь, ни Аскольд, как варяг, на эту роль с точки зрения греко-православной церкви не подходили.

Да и по отношению к роли Владимира Святославича в церкви существовали сомнения. Ведь он был канонизирован только спустя двести лет после смерти…

Итак, мы уже выяснили, что поздними «благочестивыми» выдумками являются и крещение князя Бравлина, и крещение княгини Ольги. А крещение Владимира Святославича – суть легенда или подлинная история?

Согласно русским летописям, Владимир Святославич большую часть жизни прожил как обычный языческий князь. Воевал, укреплял страну и раздвигал её границы. Он отвоевал у ляхов Червоную Русь (ныне Западная Украина). Усмирил радимичей, кои с тех пор стали, по поговорке, «бегать от волчьего хвоста», ибо воеводу киевского князя звали Волчий Хвост. Затем покорил также ятвягов.

Укрепляя великокняжескую власть, Владимир в начале своего правления решил провести и религиозную реформу. Именно – языческую. Он намеревался вначале укрепить княжеский культ Перуна. «Поставил кумиры вне двора теремного: Перуна деревянного – главу серебряну, а ус злат, и Хорса-Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь…»

Уже сие странно звучит, как будто до Владимира и язычества никакого не было, и кумиры богов не стояли… Впрочем, здесь явно летописец поминает библейского Соломона, ибо здесь едва прикрытая цитата из Библии. То же относится к известию о «гареме» Владимира, коего здесь уже прямо сравнивают с Соломоном-царём.

И уже это показывает, что подлинных сведений у летописца было мало, а «лакуны» заполнялись описаниями похожих событий из Священного писания.

Также, по свидетельству летописи, Владимир посылал дядю своего Добрыню в Новгород, где тот поставил кумира бога Перуна над рекою Волховом. Но если даже «языческая» реформа и была свершена тогда, то она была «перунической» – возможно, ранее Перун занимал в религии не столь важное место.

На мой взгляд, уже тогда Владимир Святославич и Добрыня Малич действовали так, дабы противопоставить культу Перуна – арианское почитание Буса Белояра и всего княжеского рода Яров, восходящего к Яриле и Велесу. Как уже было сказано, для сего у Владимира была причина важная.

Возможно, происхождение от Мала (а значит, и от конунга Амала Венда), повинного в казни Буса Белояра, и побуждало князя Владимира отходить от ведославия.

И вначале он сделал выбор в пользу Перуновой веры, то есть язычества классического, с отрицанием почитания Вышнего Триглава: Отца – Сварога, Сына – Буса Белояра, Небесной Матери – Славы.

Однако язычество, противопоставляемое ведославию, расшатывало государственные устои, поскольку не освящало верховную власть. Да и слишком сильна была в нём Бусова традиция, порицающая род Малов. И потому Владимир, очевидно, стал отходить в сторону арианства, но уже не ведославного, а египетского, говорящего на языке библейском.

Без сомнения, в ведославном арианстве было принято соглашение признавать и арианство библейское, как учение родственное, только говорящее на ином языке и обращённое к иным народам. И значит, Христос, почитаемый арианами египетскими, являлся и для ведославных ариан Спасом, как и Бус Белояр, но пришедшим в иные земли. К тому же к сему времени многое в учении, да и проповедях христианских, как арианских, так и никейских, уже было переиначено для варваров, а то и просто заимствовано из ведославия.

Главное же, князю Владимиру было важно ввести страну в круг держав европейских. Сей статус он желал скрепить браком с сестрой императора Византии. То есть он продолжил ту же политику, что и его бабушка, княгиня Ольга.

Однако это вовсе не значит, что он принял крещение и именно в византийскую ортодоксию, как в том пытаются нас убедить православные летописцы. Это бы для него значило признание своим владыкой императора, подчинения религии (идеологии того времени) интересам Византийского патриархата. Потому-то князь Владимир и остался арианином, он лишь отошёл от русского ведославного арианства – к арианству библейскому. То есть, по сути, стал поддерживать тех, кто стремился вытеснить из служб и мистерий саму память о Бусе Белояре.

Очевидное свидетельство сего мы находим в русских летописях. Согласно «Повести временных лет», при крещении князь Владимир зачитал именно арианский символ веры: «Сын же подобосущен и собезначален Отцу…» Подобосущен, а вовсе не единосущен, как это следовало бы сказать, согласно никейскому символу веры. И далее также, в полном согласии с арианским учением, утверждается старшинство Бога Отца и во времени, и по отношению к двум другим ипостасям Троицы.

Ариане же говорили о том, что Сын Божий являлся и до Христа Галилейского и будет являться в грядущем. Ведославные ариане утверждали, что Спасом был также и Бус Белояр, находя подтверждение сему и в Библии, в словах о грядущем через четыреста лет после Христа Параклете-Утешителе, который будет славен более Христа… «и более меня сотворит». Сим же ариане утверждали права на власть у священной династии Буса Белояра на Руси, и, полагаю, также Меровингов в германо-скандинавских и франкских краях и т. д.

Известно также, что и св. Кирилл боролся в славянских землях не только с язычеством, но и, согласно «Написанию о правой вере», с «арианским неистовством». Вспомним также, что предки Владимира Святославича по линии Мала, вплоть до конунга Амала Венда, пятьсот лет исповедовали именно арианство готское. Как, кстати, и большинство монархов Старой Европы. Важно отметить, что ариан в документах Ватикана чаще всего именуют готами, нередко их смешивая и со славянами.

Однако вернёмся к Владимиру Святославичу. Итак, русские летописи отмечают, что он принял веру арианскую. В какой исторической обстановке это происходило?

Русь после победоносных войн Владимира Святославича, продолжившего дело отца своего Святослава, была крепка и сильна. А Византию, напротив, раздирали внутренние смуты, ослабляли военные неудачи. Так, в 986 году император Василий II предпринял поход против болгар, но был разбит. Часть восточных провинций империи отошла болгарам. Одновременно в Малой Азии вспыхнуло восстание Варды Фоки, решившего воспользоваться разгромом имперского войска, дабы самому захватить власть. Судя по всему, на сторону Варды Фоки перешли греки всех черноморских колоний Византии, в том числе и Херсонеса Таврического.

Византийские корабли привозят принцессу Анну. Миниатюра Радзивилловской летописи

По этой причине Василию II ничего не оставалось, как пойти на союз с Владимиром Святославичем, и скрепить его браком своей сестры Анны. Это означало признание Владимира Святославича равным императорам. Тогда князь Владимира послал на помощь императору 6-тысячную варяжскую рать, сыгравшую решающую роль в битве при Хрисополе и разгроме войск мятежного Варды Фоки. Также был осаждён и вскоре разгромлен отложившийся от империи Херсонес. Возвратить же его Византии Владимир согласился только в обмен на руку принцессы Анны.

Возможно, тогда состоялось и крещение Владимира, как о том сообщают русские летописи. Однако они столь противоречивы в сём, что опираться на них крайне трудно. В разных летописях указываются разные церкви Херсонеса и даже Константинополя, где якобы крестился и затем заключил брак (или вначале обручился) с Анной князь Владимир. А в житии Стефана Сурожского так вообще говорится, что на принцессе Анне женился другой князь, и именно – Бравлин. Последнее крайне невероятно, ибо рукопись поздняя, но и сие говорит о том, что ясности с крещением князя Владимира, да и с женитьбой его на византийской принцессе Анне, не было долгие века в самой церкви. Не был Владимир святым и почитаемым весьма долго, а житие его – позднее сочинение, основанное на легендах.

Заметим, и византийские историки ничего о крещении князя Владимира не знают. А ведь им доверия больше, ибо считается, что эти рукописи современны событиям и не подвергались редактуре.

Лишь вскользь в десятой книге «Истории» Льва Диакона упоминается о взятии варварами Херсонеса. И событие это упоминается в ряду с другими неблагоприятными знамениями, потрясшими тогда византийцев: «И на другие тягчайшие беды указывал тогда восход появившейся тогда звезды (имеется в виду комета Галлея, явившаяся в августе 989 года, – А. А.), а также напугавшие всех огненные столбы, которые показались затем поздней ночью в северной части неба: ведь они знаменовали взятие тавроскифами Херсонеса и завоевание мисянами Верии…»

Собственно, это всё. Безымянные тавроскифы берут Херсонес – и это «тягчайшая беда», наряду с кометою и «огненными столбами». И ничего о последовавшей за сим благодати истинной веры, осиявшей тавроскифов, ничего и о самом крещении киевского князя Владимира… Полное молчание!

Полагаю, объясняется это тем, что князь Владимир не оправдал надежд Византии. Сестру императора взял в жёны, принял и приданое, но ограничился помощью в подавлении восстания Варды Фоки.

Веры же своей, по сути, не менял, оставшись арианского исповедания. К примеру, по сию пору мало кому известно его имя в крещении (Василий). В честь св. Николая, как покровителя Аскольда, выстроили церковь, а в честь св. Василия? Напротив, именно языческое имя князя Владимира было включено в святцы, и в память этого имени строили соборы (не в память ли о Бусе, имевшем прозвище Владыка мира, то есть Владимир?).

Впрочем, вероятно, Владимир всё же перешёл от ведославного толка арианства, соединённого с верой Перуновой, к египетскому арианству. А это уже означало обретение Христовой веры и принижение Бусовой традиции.

Да, и ещё важное замечание: князь Владимир сделал выбор в пользу единобрачия, а языческие жёны были им отпущены. Кстати, сих было только три (четвёртая – Анна), остальных же ему потом приписали, ибо житие Владимира в рассказе о сотнях жён князя цитирует слово в слово библейскую легенду о царе Соломоне. Это, уверен, литературная фантазия, подобная сочинению шуточной легенды о сватовстве императора Византии к княгине Ольге и прочим выдумкам монахов, обделённых в жизни, но отдающих должное сей соблазнительной для них теме в писаниях.

После решения князя о роспуске жён наследники его по боковым линиям лишались прав. Впрочем, в дальнейшем это не сыграло роли, так как следующий князь, Ярослав Мудрый, был сыном Владимира от языческой жены Рогнеды, а не от Анны. Да и христиане Борис и Глеб, дети некоей «болгарыни», полагаю, христианки (или арианки), тоже претендовали на власть и были убиты – то ли Святополком Окоянным, то ли (по иным версиям) самим Ярославом.

Легендарное крещение Владимира Святославича. Рис. XIX в.

К сходному выводу, кстати, пришёл и один из крупнейших богословов Русской православной церкви о. Стефан Ляшевский в своём труде «История христианства в земле русской. С I-го X-й век».

Он писал буквально следующее: «Князь Владимир, приняв крещение с народом, подчинил свою иерархию не Константинопольскому патриарху, как того требовали греки, а Патриарху Орхидскому т. е. болгарскому (коего, кстати, обвиняли в богумильстве и арианской ереси – А. А.)».

То, что князь Владимир, уйдя от язычества Перуновой веры, перешёл в веру арианскую, вначале в Киеве было воспринято как благо не только христианами, но и арианами ведославными, а также, полагаю, язычниками Велесовой веры.

Решения по таким важным вопросам тогда принимались на вече, а без поддержки части язычников такое решение вряд ли было бы возможно. Христиане же вполне могли воспользоваться противоречиями между перунистами и велесовцами.

Гонения коснулись только тех перунистов, кои сами боролись с князем за власть. Потому особо ярых почитателей Перуна князь Владимир заблаговременно отправил на войну с Вардой Фокой в Византию.

Предполагаю, что сие решение получило одобрение на киевском вече. Точно также, в те же годы, происходила и христианизация Норвегии, где конунг Олаф (кстати, девять лет перед тем живший при дворе Владимира и Ольги) также собирал, причём трижды, тинг вождей, когда крестил «огнём и мечом» ту или иную часть королевства. О том повествует скандинавская сага об Олафе Трюгвассоне.

Похоже, что киевское вече было настроено против рьяных почитателей Перуна (Перкуна). Прежде всего, вече выступило против варягов, о жестокости коих и обычае приносить кровавые жертвы, даже и человеческие, упоминают не одни только христианские летописи, но и сама «Велесова книга». Надо полагать, и велесовцы, да и ариане, как ведославные, так и библейские, тогда перешли на сторону князя Владимира Святославича.

Этим и был обусловлен успех крещения. Ведославные просто не стали противится тому, чтобы на Купале прозвучал и христианский молебен по Иоанну Крестителю, тем паче что сей святой уже был переименован арианами в Ивана Купалу и почитался его воплощением.

Сам же князь Владимир так и не осознал, что свершил религиозный переворот. Не заметили сего и его подданные. Так даже в русских былинах Владимир Красное Солнышко – вовсе не «креститель», борющийся со старыми традициями, напротив, это обычный эпический русский князь со своими слабостями и сильными сторонами.

И булгарские летописи говорят о мнимом крещении, свершённом ради византийского золота, а также о том, что Добрыня склонялся к фанкской вере (различие между византийской и римской ветвью христианства было очевидно уже тогда).

За греческую веру тогда ратовала только сама княгиня Анна. А князь Владимир лишь хотел доказать верность молодой невесте Анне тем, что повелел вести службу в христианских храмах, давно уже стоявших на Руси, на греческом языке. На греческом языке церковные службы шли на Руси до XV века. Только после падения Константинополя под ударами турок славянский язык вернулся в богослужение.

Однако новую веру, а главное – свою власть на севере Руси – князю Владимиру пришлось утверждать «огнём и мечом». Так это было в Новгороде, где дядя Владимира Добрыня и воевода Путята вместе с языческими капищами жгли и христианские церкви – те, где службы шли на славянском языке. Например, была сожжена церковь Преображения Гоподня, и на место жреца и священника Богумила (имя которого говорит о проповеди им богумильства или арианства) стал грек Иоаким.

Греческие ортодоксы стали перетолковывать и убирать из служб то, что шло от Буса и древней арианской традиции (так же, как в иных землях, истреблялась традиция богумильская, несторианская, манихейская и т. п.).

Впрочем, полагаю, что сей религиозный поворот осуществился не сразу. И вряд ли был он сделан по воле самого Владимира, сохранявшего приверженность арианству, а значит, и язычеству. И даже его погребение было совершено по-язычески: гроб Владимира выносили через окно, а не через двери (по наблюдению Б. А. Рыбакова, изучившего рисунки летописцев)…

Кстати, гробница князя Владимира была обнаружена и вскрыта в 1635 году в Киеве в Десятинной церкви, как писал о том монах Афанасий Кальнофойский. Тогда как будто были прочитаны и надписи на мраморных сакофагах, после чего их вновь замуровали. Видел их и митрополит Киевский Петр Могила. И где-то в конце XVIII века, по сообщению Н. М. Карамзина, мраморные саркофаги откопали в последний раз, осмотрели и закопали. С тех пор их никто и не видел. Не нашли их и при раскопках Десятинной церкви. Более того, не осталось и описаний саркофагов.

Полагаю, церковь сокрыла их потому, что символы и надписи на мраморе не подтверждали церковную легенду. Ведь сохранился же и хорошо известен саркофаг Ярослава Мудрого, уже точно христианина.

Не обнаруженные ли арианско-языческие символы и надписи на мраморной плите саркофага Владимира – причина сокрытия «святых мощей» равноапостольного князя Владимира да и княгини Ольги тоже? Известно также, что саму Десятинную церковь, построенную Владимиром, освящали при Ярославе Мудром. Почему? Да потому что до сего времени она была арианской. Да и канонизирован князь Владимир был только спустя 200 лет после своей смерти, когда его арианское исповедание забылось и настало время переписывать летописи.

Последствия принятия Владимиром Святославичем арианства и отход его от ведославия сказались далеко не сразу. С принцессой Анной в Киев прибыли также епископы, кои начали скрытно проводить политику византизации. Теперь они получили мощную поддержку от княгини Анны, а потом и от Бориса и Глеба, кои были признаны наследниками киевского престола.

Византийские ортодоксы, служа новой династии, старались истребить и саму память о Бусе Белояре и династии прежней. Тогда византийская партия при дворе, питаемая из Константинополя, усилилась необычайно. И с нею пришлось заключать союз Ярославу Мудрому, когда тот восходил на престол, устраняя соперников.

Именно при Ярославе Мудром ариане стали переходить в византийскую ортодоксию. Так начались подлинная христианизация и византизация Киевской Руси. И в русских церковных книгах всех веков мы находим яростные споры с арианами, где подробно говорится, в чём заключена ересь арианского символа веры. Известно, что Кирилл Туровский в XII веке полагал необходимым борьбу с арианством на Руси. Да что говорить о далёком прошлом! И потом, во время никонианских реформ старообрядчество нередко обвинялось в ереси арианской.

И даже в XVIII веке, судя по имеющимся у меня книгам родовой библиотеки, у нас на Волге церковные иерархи боролись с арианством. Они утверждали, что арианское троепёрстное знамение (в нём соединены указательный, средний и безымянный пальцы, а большой и мизинец сгибаются) противно никонианскому троеперстрию, так же как и старообрядческое двупёрстное знамение.

Известно, что поместный собор 1666 года предал анафеме и отдал «градскому судилищу» ревнителей древнего благочестия, то есть старообрядцев, объявив их еретиками и приравняв к арианам. Вот текст сей анафемы:

«Аще ли же кто не покорится святой восточной церкви и сему освященному собору или начнёт прекословити… И мы таковаго противника, извергаем… и обнажаем его всякого священнодействия, и проклятию предаём… отлучаем и чужда сотворяем от Отца и Сына и Святаго Духа… А кто… пребудет во упрямстве своём до скончания своего: да будет и по смерти отлучён, и часть его и душа… со Арием, и со прочими проклятыми еретиками… Железо, камение и древеса, да разрушатся, а да растлятся: а той, да будет не разрешен, и не растлен. И яко тимпан, во веки веков, амин».

Похоже, сие не столь анафема, сколь заговор, прямо колдовской: «железо и камень да разрушатся», а сей договор «да не разрушится». И по нему проклятию предавались все, придерживавшиеся древлего благочестия, приравненного, кроме всего прочего, к арианству, а сие значит анафемствовали и всех прежних святых: Владимира Святославича, Бориса и Глеба, Александра Невского, Сергия Радонежского… А кто остался? Да один только Никон, к тому же вскоре царскою властью низложенный. И всё сие вскоре привело к упразднению прежних церковных порядков, учреждению Священного синода, т. е. введению прямого государева правления церкви.

Обратный ход был дан уже И. В. Сталиным, вернувшим патриаршество. Теперь сие было продолжено снятием анафемы со старообрядцев, также и церковным общением с Зарубежной церковью, армянскими монофизитами да и с католиками. А не настало ли время идти и далее, к признанию православными своих корней в арианстве, а потом и глубже – в русском ведославии?

В заключении же обращу внимание на следующее: всегда, когда мы обращаемся к событиям древней истории, мы слышим эхо, отдающееся в веках, доносящееся из прошлого в будущее. Ведь история – это также эпос, повторяющаяся мистерия. Именно поэтому в древности, восходя на престол, царь брал имя своего предшественника, древнего царя, героя, сына бога, жизнь коего он повторял. И так весь народ вновь переживал своё прошлое.

Древность всегда была современна, она была вне времени. И мы – плоть от плоти и кровь от крови своих предков также живём вновь их жизнью. И деды наши возрождаются в нас, они приходят с нами в этот мир. И чтобы прожить жизнь по Прави, нужно следовать их Стезёю. Этому и учит нас «Велесова книга»: «Они учили нас чтить Богов наших и водили за руку Стезёй Прави».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

4. История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке Первое крещение Руси

4.  История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке Первое крещение Руси В эпоху Христа, во второй половине XII века, Русь восприняла христианство сразу и в полном объеме, а не ждала тысячу лет, как нас уверяет скалигеровско-романовская

4, История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке. Первое крещение Руси

4, История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке. Первое крещение Руси В эпоху Христа, во второй половине XII века, Русь восприняла христианство сразу и в полном объеме, а не ждала тысячу лет, как нас уверяет скалигеровско-романовская

48. Крещение Руси

48. Крещение Руси Современный читатель обычно представляет себе историю крещения Руси такой, какой она изложена в «Повести временных лет». То есть как мы показали в томе 2 настоящего издания — в источнике начала XVIII века. Согласно «Повести», Русь впервые и окончательно

Крещение Руси

Крещение Руси Начало этого процесса приходится на время правления князя Владимира, во многом продолжавшего политику своих предшественников (воевал дважды с вятичами, затем с радимичами). Но подспудно, изнутри, прежние политические отношения разрушались. Явственно это

Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая

Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая Князь великий Дмитрий Иванович со своим братом, князем Владимиром Андреевичем, и со своими воеводами был на пиру у Микулы Васильевича, и сказал

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

КРЕЩЕНИЕ РУСИ С. Гординский. Крещение в Киеве в 988 годуХристианство на Руси было известно уже на заре истории Киевского государства. Первые сведения об этой религии у русов относятся к 860–870 гг. В Киеве в X в. уже существовала церковь Св. Ильи — христианского двойника

СЛОВО О ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ ДМИТРИИ ИВАНОВИЧЕ И О БРАТЕ ЕГО КНЯЗЕ ВЛАДИМИРЕ АНДРЕЕВИЧЕ, КАК ПОБЕДИЛИ СУПОСТАТА СВОЕГО ЦАРЯ МАМАЯ

СЛОВО О ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ ДМИТРИИ ИВАНОВИЧЕ И О БРАТЕ ЕГО КНЯЗЕ ВЛАДИМИРЕ АНДРЕЕВИЧЕ, КАК ПОБЕДИЛИ СУПОСТАТА СВОЕГО ЦАРЯ МАМАЯ Князь великий Дмитрий Иванович со своим братом, князем Владимиром Андреевичем, и со своими воеводами был на пиру у Микулы Васильевича, и сказал он:

Крещение Руси (809–996)

Крещение Руси (809–996) В старом студенческом анекдоте профессор, просматривая главу из диссертации своего аспиранта, попутно задает простенькие вопросы. – В каком году Ярослав Мудрый начал в Киеве княжить?Ответ известен любому студенту-историку – в 1019 году. Но аспирант

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте –

Крещение Руси

Крещение Руси Олег, Игорь, Святослав и Ольга объединили Русь силой меча, механически, и создали из многочисленных отдельных племен обширное государство. Между этими племенами, несмотря на общность происхождения, несомненно, были и немалые диалектические и бытовые

Былины о князе Владимире

Былины о князе Владимире Заботясь об объединении своего огромного государства, князь Владимир очень часто организовывал встречи старейших и наиболее влиятельных людей из разных племен и из самых отдаленных частей страны. Церковные торжества, ознаменование важных

Летописные легенды о Владимире Святославиче

Летописные легенды о Владимире Святославиче Согласно летописному рассказу, отправляясь в последний болгарский поход, Святослав оставил на Руси наместников – своих сыновей: Ярополка, Олега и Владимира. Ярополк был посажен в Киев, Олег отправился в землю древлян, а

2. Культура Владимире-Суздальской Руси

2. Культура Владимире-Суздальской Руси Первым самостоятельным Владимиро-Суздальским князем стал сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий.В Северо-Восточной Руси было создано примечательное произведение древнерусской литературы – «Слово Даниила Заточника».На

Крещение на Руси

Крещение на Руси С именем великого князя Владимира Святославича связано выдающееся событие в истории нашего государства — крещение Руси. Сначала Владимир был ярым приверженцем язычества. Утвердив свою власть, он поставил возле теремного двора, где уже стояли и другие

Час истории «Крещение Руси при князе Владимире»

Классный час, посвященный 1025-летию крещения Руси.

Цели и задачи занятия:

·         познакомить учащихся с жизнью древних славян;

·         познакомить учащихся с тем, как на смену языческой вере пришло христианство;

·         сформировать представление о Великом князе земли Русской — Владимире, о принятии Русью христианства;

·         раскрыть значение принятия христианства;

·         развивать познавательный интерес к истории своего государства;

·         формировать чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины, республики;

Планируемые результаты:

Личностные — первоначальное представление о крещении Руси и христианизации язычников;

Метапредметные:

·         регулятивные — принимают позицию активного участника в обсуждении изучаемой темы, участвуют в оценке результатов деятельности;

·         коммуникативные — понимают содержание вопросов, используют доступные речевые средства;

·         познавательные — осознанно и произвольно строят свои высказывания, понимают смысл текста при чтении, объясняют значение понятий;

Предметные — стремиться к приобретению комплекса знаний по данному предмету (окр. мир.).

Основные термины и понятия: христианство, язычество, великий князь, бояре, дружина, Крещение.

Учебное пособие: учебник-хрестоматия «Твоя Россия» Н.Я.Чутко, Л.Е.Родионова, тексты для чтения.

Компьютер: презентация «Крещение Руси при князе Владимире».

Интернет — ресурсы (иллюстрации): http://hristianstvo.ru

Ход занятия.

I. Организационный этап.

Проверить готовность учащихся к уроку. Настроить на работу, сконцентрировать внимание для включения в учебную деятельность.

2 слайд  тема классного часа: «Крещение Руси при князе Владимире».

3 слайд (Звуковое оформление: звучит запись колокольного звона)

«Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю».

Лев Николаевич Гумилев

 

II. Постановка проблемных вопросов (мотивационная часть).

— Знаете ли вы, как раньше, в древние времена называлась наша страна?

Государство Русь.

— Сегодня мы совершим путешествие во времени. Мы вернёмся на 1000 лет назад к нашим предкам.

— Кто такие предки? (лексическое значение слова предки).

предки – это люди, которые жили перед нами.

— Исходя из этих рассуждений, подумайте, а кто тогда мы с вами?

(по отношению к предкам мы – потомки)

— Как вы думаете, а нужно ли нам, потомкам, знать, как жили наши древние предки? Зачем? (знать историю своей семьи, древо семьи)

4 слайд

— Прежде чем совершить путешествие в историю по нашей великой стране, я предлагаю Вам сформулировать вопрос, на который мы должны сегодня ответить.

 На доске записан вопрос.

В чём историческое значение Крещения Руси?

— Итак, вспомните, кем были наши предки? (славянами)

III. Основная часть (содержательная).

5 слайд

После Святослава на Руси стал княжить его сын Владимир. В народе его звали Владимир Красное Солнышко. При нем Русь стала христианской.

6 слайд

Издавна  Русь была языческой. Славяне поклонялись многим богам, лесным и водяным духам. Из-за того, что у каждого племени был свой бог – люди воевали и ругались друг с другом.

7 слайд Владимир долго думал как объединить всех людей в государстве и  решил выбрать веру в единого Бога, которая сблизила бы всех людей.

8 слайд И, как пишет Нестор-летописец, Владимир созвал бояр и старых мудрых людей городских и рассказал, как к нему приходили проповедники из разных стран. Сказал также о том, как удивил его грек своей проповедью о другом свете, о воскресении людей и о жизни вечной.

9 слайд Сказал, как каждый из проповедников хвалил свою веру и говорил: «Прими закон и веру нашу!».

Бояре и старцы сказали своему великому князю, что нужно послать в каждую страну послов, которые разузнают обычаи веры и расскажут все князю, а он сделает выбор.

10 слайд Понравилось князю предложение советников. Тогда выбрали десять «мужей славных и умных» и послали их сначала к магометанам (Ислам), потом к немцам (Католики), а потом к грекам (Христианство).

11  слайд У магометан и католиков послы Владимира не почувствовали никакой духовной красоты.

12 слайд А церковная служба у греков в главном храме Константинополя, древнем Софийском соборе, произвела на них неизгладимое впечатление.

«…И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы…

…ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом…

…знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах.

Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве»- говорили они.

13 слайд Многое передумал и пережил за последние годы великий князь. А здесь долго думать не стал…Так духовная красота православия стала решающим свидетельством для Руси, уже приготовившейся ко крещению.

14 слайд Просвещенным умом великий князь понимал, что язычество никогда не сможет дать Руси того, что даст христианство. Перед Русской землей с принятием крещения открывался новый прекрасный путь.

15 слайд Византийские императоры Василий и Константин обратились к князю Владимиру за военной помощью. Владимир стал просить себе в жены сестру их Анну. Правители Византии в качестве условия поставили крещение Владимира, который уже и сам был расположен к принятию христианства.

16 слайд-17 слайд В Константинополе состоялось торжественное крещение князя Владимира, а затем бракосочетание Владимира с Анной.

18 слайд  В летописи  повествование о крещении Владимира принято называть Корсунской легендой. Разболелся в то время Владимир глазами и ничего не видел. И послала к нему царица сказать: “Если хочешь преодолеть болезнь эту, то крестись скорей”. Услышав это, Владимир сказал: “Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский”. И повелел крестить себя. Епископ же Корсунский с попами царицы… крестили Владимира. И как только наложили руку на него, Владимир тотчас прозрел. Осознав же внезапное исцеление, Владимир прославил Бога: “Теперь я узнал истинного Бога”. 
Обстоятельства крещения киевлян также описаны в «Повести временных лет».
Владимир крестил 12 сыновей своих и многих бояр.

 

19 слайд  Владимир крестил своих детей, и призвал народ принять крещение. Владимир велел идти к Днепру. Затем послал глашатаев по всему городу сказать: «Если не придет кто на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб — противен мне да будет!».

20 слайд В утро крещения в 988 году на берегу Днепра стоял сам великий князь. Священники, прибывшие с царицей Анной из Византии, совершали Таинство Крещения.

21 слад После Киева крещение стало совершаться и в других русских городах.

Распространение христианства на Руси шло как путём убеждения, так и путём принуждения. О том, как люди принимали крещение, описывается в «Повести временных лет».

-Самостоятельная работа учащихся с текстами.

Текст для чтения. (у каждого)

Как крестили Русь.

Кто не с нами, тот против нас.

Тех, кто отказывался добровольно принять крещение, загоняли в реку силой. Согласно «Повести временных лет», после крещения в Византии Владимир вернулся в Киев и начал яростно уничтожать им же воздвигнутых языческих кумиров. Одних приказал изрубить, других сжечь. Перуна велел привязать к лошадям и тащить до Днепра, поручив двенадцати мужам бить его по пути палками «не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе». Под плач киевлян Перуна притащили на берег и столкнули в Днепр. Князь повелел стражникам сопровождать плывущего по течению кумира до самых порогов и отталкивать, чтобы того не прибило к берегу. Но за порогами идола все-таки выбросило на сушу, и люди потом долго чтили это место, называя его Перунья отмель.

После расправы над языческими кумирами князь объявил:

— Наутро всяк сойдет на реку Почайну креститься. А ежели кто от некрещеных завтра к реке не явится, богатый или нищий, вельможа или раб, тот за противника по велению моему сочтен будет.

Большинство киевлян не рискнули ослушаться князя. Те же, кто остался верен убеждениям предков, покинули город и укрылись в лесах.

Окрестив Киев, Владимир разослал миссионеров, приставив к ним воинов для усмирения непокорных. Те пошли по городам и селам Киевской Руси и тысячами крестили народ, и «хотя люди неверные весьма о том скорбели и сожалели, но отказываться из-за воинов не смели». Князь повелел также миссионерам отобрать у лучших людей детей для церковного обучения. Как отмечает летописец, когда их забирали у матерей, те «плакали о них, как о мертвых».

Путята — мечом, Добрыня — огнем.

Два года спустя Добрыня отправился крестить Новгород (ведь он являлся новгородским посадником). Как это происходило, подробно описано в Иоакимовской летописи. Новгородцы собрались на вече и поклялись не позволить разрушить древние капища. Когда Добрыня подошел к городу, его встретили с оружием в руках и выставили у ворот два камнеметных орудия. На просьбы Добрыни покориться новгородцы отвечали:

— Лучше нам помереть, нежели богов наших отдать на поругание.

И тогда тысяцкий Путята решился пойти на хитрость. С пятьюстами воинов он на ладьях подошел к городу, выдав себя за союзника новгородцев. Обман удался: Путяту пропустили в Новгород. Тот сразу же подал знак Добрыне. Горожане поняли, что их провели. Завязалась битва. И вдруг в городе вспыхнул пожар — это подоспевшая дружина Добрыни подожгла дома. Новгородцы тут же прекратили сражаться и бросились тушить свои жилища. Сопротивление Новгорода было сломлено. Как и Владимир, Добрыня сначала приказал разрушить все капища, порубить кумиров, а потом повелел всем явиться для крещения. Часть людей покорились, остальных же насильно приводили воины. После этого в Новгороде еще долго повторяли поговорку: «Путята крестит мечом, а Добрыня огнем».

 Работа с текстом:

-Как вы считаете, хотели ли киевляне принимать новую веру, если известно, что князь Владимир приказал горожанам: «Кто не будет завтра на реке, богатый или убогий, знатный или раб, тот будет мне враг».

-Сделайте вывод, как отнеслись к желанию князя Владимира крестить всю Русь жители Новгорода, если известно, что их самих, образно говоря, «крестили мечом и огнём».

— Со временем христианству удалось проникнуть во все слои общества, а сама церковь стала мощной и влиятельной, хотя некоторые элементы язычества сохранились на Руси вплоть до настоящего времени.( Масленица, колядки, праздник Ивана Купала)

-Принятие христианства изменило статус Руси в системе международных отношений, сделав её цивилизованным государством, придерживающимся общепризнанных норм и правил поведения.

 

22 слайд. После крещения киевлян князь Владимир приказал тотчас воздвигать по всему городу церкви. Причем храмы ставили на тех местах, где раньше были кумиры.

23 слайд. Сразу же начали открываться школы, стала развиваться литература, иконопись.

24 слайд. Князь Владимир сильно изменился после крещения. Он продолжал оставаться победоносным полководцем, но в отношении к людям стал примером доброты, милосердия и сострадания.

VI.Заключительная часть (Исторические последствия принятия христианства на Руси).

1. Систематизация полученных новых знаний.

Давай попробуем ответить на вопрос, поставленный в начале урока: «В чём историческое значение Крещения Руси?» с помощью творческой работы в группах.

Творческая групповая работа (итоги работы на слайде 25) (учащиеся работают по текстам-распечаткам, у каждой группы свой отрывок текст).

(тексты для работы по группам)

1. Группа. В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом процесса изменения. Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках. (Укрепление международного авторитета)

2. Группа. Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям — сознание своей высокой ответственности.

 (Укрепление княжеской власти)

3. Группа.

Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность.

Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием, стали создаваться рукописные книги, при монастырях возникали школы, распространилась грамотность. Развивается строительство храмов, украшенных прекрасными фресками, мозаиками и иконами. Принципы строительства каменных храмов заимствованы из Византии.( Способствовало развитию культуры)

4. Группа. Древнерусское государство крещением упрочило свои связи, расширило контакты с другими странами.

Центрами древнерусской культуры были города с ремесленным производством. Достигнуты большие успехи в выплавке и обработке металлов, налажено массовое производство железных орудий, ювелирных украшений, ремесленники занимались обработкой кожи и дерева, изготовлением тканей, одежды. (Укрепление экономических и торговых отношений с другими странами).

5. Группа.

Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в язычестве. ( Укрепление семьи, введение новой морали)

2. Рефлексия

Выполните небольшой тест:

Отметь знаком «+» правильный ответ.

1. Кто первым крестился на Руси?

Игорь

Ольга

Владимир

2. В каком городе крестился Владимир?

Корсунь

Киев

Москва

3. Какой год считается годом крещения Руси?

980

988

1015

4. Что пришло в Киевскую Русь вместе с христианством:?

строительство храмов

развитие грамотности

создание национальной литературы

3. Итог занятия.

Дополни фразу: Самым интересным для меня на уроке было…

                            Я узнал, что…

 

ГДЕ КРЕСТИЛСЯ ПЕРВЫЙ ПРАВИТЕЛЬ КИЕВСКОЙ РУСЬ, В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ИЛИ РИМЕ?

Задолго до князя Владимира, которого восточная православная церковь считает первым крестителем Руси, христианство принял князь Аскольд, который вместе со своим братом Диром правил Киевом в 860-880 гг.

Мало что известно о его стремлении обратить Русь в новую веру. Все, что мы знаем из летописей, это то, что он построил церковь за городской стеной, где сейчас находится Аскольдова могила. Он был назван в честь Святого Николая. В то время князья традиционно называли храмы в честь своих святых покровителей, поэтому великий русский историк Василий Татищев предположил, что князь Аскольд был крещен под именем Николая (Никола), которое в настоящее время принято большинством историков. И все же христианское имя князя порождает одну из самых волнующих тайн христианства на Руси.

Согласно церковной традиции, имя, данное при крещении, изначально принадлежало крестному отцу. Естественно, крестный отец князя Аскольда должен был иметь царскую кровь или быть высокопоставленным священнослужителем, ведь в его случае речь шла о престиже государства. То же самое произошло при крещении Бориса I, хана Болгарии. Он согласился обратиться при условии, что его крестным отцом будет византийский император Михаил III, хотя и заочно. Так и булгарский хан получил христианское имя Михаил (Михаил). Точно так же князь Владимир выбрал византийского императора Василия II своим крестным отцом и получил его имя. В конце концов, он построил церковь и назвал ее в честь святого Василия — еще одна дань традиции.

Так кто же мог быть крестным отцом князя Аскольда? Николай кто? Политическая ситуация была уникальной: правитель Руси впервые принял христианство. Если предположить, что князь Аскольд был крещен греками, по традиции, во время одного из походов на Византию, то кто же был его крестным отцом по имени Николай? Анализ показывает, что никто под этим именем не правил и не занимал сколько-нибудь значительных политических или религиозных постов в Византийской империи в то время.

Но был Папа Римский Николай I (он же Николай Великий). Совпадение? Вряд ли. Римский папа был известен активной христианизацией славян и благословил миссионерскую деятельность Кирилла и Мефодия, а также их славянские переводы Библии.

В связи с этим заслуживает внимания еще одна тайна, также имеющая отношение к крещению князя Аскольда. Традиционно считается, что Русь была крещена при князе Владимире десять веков назад. Православная Церковь не так давно отметила тысячелетний юбилей. Но почему бы не отсчитать годы христианства от крещения князя Аскольда? Это, казалось бы, добавило престижа Русской Церкви, потому что таким образом христианство на Руси было бы на столетие старше. Естественно, факт крещения князя Аскольда упоминается в наших исторических источниках, но лишь мимолетно, а полное доверие к крещению отдается князю Владимиру.

Многие историки считают, что здесь замешана тайна. Единственное логичное предположение состоит в том, что князь Владимир принял крещение в Константинополе, а князь Аскольд – в Риме. Если это так, то крещение Аскольда не делает чести Восточной Православной Церкви, и это полностью объясняет предвзятый подход. Должно быть, по указанию греков приоритет Рима в крещении Руси был затенен вынесением на первый план историй об обращении Владимира в Константинополе.

Кто-то может, конечно, возразить, что Великий раскол произошел позже, через 65 лет после крещения князя Владимира. В действительности это был окончательный раскол Вселенской Церкви, а первый раскол произошел именно при князе Аскольде, когда Николай I был предстоятелем Рима и правил патриарх Фотий (принадлежащий ученейшим деятелям Восточной Православной Церкви). в Константинополе. Он первый четко обозначил сохранившиеся до наших дней догматические различия между Восточной и Римской Церквями, а также борьбу, хотя и приглушенную в последнее время, за господство. По сути, Константинополь и Рим также соперничали за первенство в обращении славян.

Без сомнения, благодаря этой борьбе каждая из Церквей пыталась принизить или замять достижения другой, особенно когда их пути пересекались. То же должно было произойти с крещением князя Аскольда и, соответственно, с введением христианства в Киевской Руси. Но кто крестил первого правителя Руси, где и когда? Ключ к этой тайне, по-видимому, заключается в христианском имени Аскольда. И в летописи есть интересная запись: «И пошел Аскольд воевать с булгарами, и вот тогда сын его был убит». В другой летописи упоминается князь Дир и то, что два брата сражались не с булгарами, а с греками. Это не расхождение, потому что славянские летописцы использовали слово греки для обозначения христианских народов, придерживающихся греческого обряда. Другими словами, киевские князья воевали с крещеными булгарами. Логично задаться вопросом, была ли их кампания как-то связана с драматическими событиями в Болгарии после введения христианства.

Борис I, хан Болгарии, давно стремился обратить свою страну, но встретил сильное сопротивление со стороны сотни «чистокровных» болгарских семей, пришедших на Балканы с ханом Аспарухом и ужаснувшихся идее ассимилироваться с местные славяне после обращения в свою веру. Но обстоятельства — поражение в войне с греками и франками, голод, вызванный неслыханной засухой, и 40-дневное землетрясение — диктовали иное, и в 863 г. Болгария приняла крещение из Константинополя. Однако в следующем году оппозиция взбунтовалась. Закаленный в боях и решительный хан Борис-Михаил разгромил его быстро и беспощадно, истребив с корнем 52 старых боярских рода, но язычники не были сломлены и последующие восстания были практически непрерывны.

Несомненно, антихристианская оппозиция искала и нашла помощь у других языческих государств, в том числе и у Руси, которая за несколько лет до 860 г. прославилась на международном уровне дерзким и опустошительным походом на Константинополь. Возможно, строка нашей летописи «Аскольд и Дир пошли на булгар…» относится к ответу русских князей на предложение войны против христиан. Летописец указывает, когда: летом 867 г.

Несмотря на помощь союзников, болгарские язычники потерпели очередное поражение. Более того, князь Аскольд потерял на войне сына, хотя вряд ли русское войско было уничтожено. Скорее всего, болгарский князь Борис заключил мир с Русью, и, по всей вероятности, в мирном договоре был пункт о том, что русский князь, возможно, вместе со своими людьми переходит в новую веру, уже утвердившуюся в Болгарии. Таким образом, угроза перехода Руси впоследствии на сторону болгарских иноверцев была бы эффективно устранена.

Таким образом, князь Аскольд мог быть крещен в Болгарии, во время неудавшейся кампании 867 года. Отсюда возникает еще одна интересная гипотеза, навеянная христианским именем князя Аскольда. Традиционно в тот период крестным отцом мог быть римский папа. Логично, что в случае с Аскольдом это был Николай I, прежде всего потому, что в 867 г. в Болгарии князь Аскольд мог быть крещен только римско-католическим священнослужителем.

Оказывается, в 866 году хан Борис, огорченный отказом Константинопольского патриарха Фотия рукоположить независимого архиепископа Болгарии, приказал депортировать все греческое духовенство и обратиться в Рим. Весной того же года Папа Николай I отправил миссию в Болгарию во главе с кардиналом епископом Порто Формозом, который заново крестил булгар.

Если принять эту гипотезу о крещении первого правителя Руси, то крещение должно было быть совершено кардиналом-епископом Формозом. Конечно, князь Аскольд мог оговорить, что его крестным отцом будет римский папа, святой Николай I. Аскольд был человеком гордым и не удовлетворился бы меньшим чином для своего крестного отца, чем у болгарского царя.

По возвращении в Киев князь Аскольд пытался ввести христианство на Руси, но безуспешно. Хуже того, местные язычники призвали князя Олега из Новгорода, и в 882 году произошел кровавый переворот, в результате которого погибли оба брата, Аскольд и Дир.

Подводя итог, следует отметить, что из двух братьев только Аскольд должен был принять христианство, а Дир остался язычником. Это предположение подтверждается тем, что братья были похоронены отдельно. Аскольд, как христианин, был похоронен на территории построенной им церкви (и это стало традицией у русских князей). Дира, как язычника, хоронили по древнерусскому обряду, скорее всего, сжигали, а урну с прахом предавали земле. Нестор-летописец пишет, что могила Дира находилась где-то за церковью святой Ирины.

Возможно, дальнейшие исторические исследования прольют больше света на это далекое прошлое и отношения между киевскими князьями, Болгарией и Римско-католической церковью.

Леся КАЧКОВСКИЙ, специально для «Дня»

Равноапостольный великий князь Владимир, во Святом Крещении Василий, просветитель земли русской

Святой великий князь Владимир, равноапостольный. Немногие имена в летописи истории могут сравниться по значимости с именем святителя Владимира, Крестителя Руси, стоящего у истоков духовной судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Владимир был внуком святой Ольги.

Хотя Владимир предавался разгульной, чувственной жизни, он был далек от развратника, каким его иногда изображают. Он «пас свою землю правдой, доблестью и разумом», как хороший и старательный хозяин, по необходимости расширил и защитил ее пределы силою оружия, а возвращаясь из военных походов, сделал для своих товарищей и для всего Киева либеральные и веселых застолий.

Но Господь подготовил его к другой задаче. Где умножается грех, там, по слову апостола, умножается благодать (Рим. 5:20). «И явилось на него посещение Всевышнего, и воззрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссияло в сердце его помысл разумения суеты идольского заблуждения, и воззвания к Единому Богу, Творец всего видимого и невидимого». Дело принятия Крещения облегчалось внешними обстоятельствами. Византийская империя сотрясалась под ударами мятежных полков Варды Склира и Варды Фоки, каждый из которых стремился завоевать императорский престол. В этих трудных обстоятельствах императоры, братья-соправители Василий Болгаробоец и Константин, обратились за помощью к Владимиру.

В награду за военную помощь Владимир попросил руки сестры императоров Анны, что для византийцев было неслыханной дерзостью. Принцессы императорского происхождения не выходили замуж за «варварских» правителей, даже если они были христианами. Однако в случае с Владимиром Константинополь был обязан дать согласие.

Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в цари шесть тысяч варягов и принять святое Крещение. В этих условиях он получит руку императорской дочери Анны. Так в борьбе человеческих событий воля Божия направляла вхождение Руси в благодатное лоно Вселенской Церкви. Великий князь Владимир принял Крещение и послал в Византию военную помощь.

Затем последовало незабываемое и совершенно уникальное событие в русской истории: утро Крещения киевлян в водах Днепра. Накануне вечером святой Владимир объявил всему городу: «Кто завтра не войдет в реку, будь то богатый или бедный, нищий или раб, тот будет мне врагом». Безропотно исполнилось святое желание святого князя: «Вся земля наша прославила Христа со Отцом и Святым Духом одновременно».

Трудно переоценить глубокое духовное преображение русского народа по молитвам святого Владимира во всех сторонах его жизни и мировоззрения. В чистых киевских водах, как в «ванне возрождения», совершилось сакраментальное преображение русской духовной стихии, духовное рождение нации, призванной Богом к непредвиденным подвигам христианского служения человечеству.

«Тогда начал отходить от нас мрак идолов и явилась заря Православия, и Солнце Евангелия озарило нашу землю». В память об этом священном событии возрождения Руси водой и Духом Русская Церковь установила обычай ежегодного церковного крестного хода «на воду» 1 августа9.0003

Везде по всей Святой Руси, от древних городов до дальних застав, святой Владимир повелел разрушить языческие святилища, высечь идолов, а на их месте расчистить землю в горных лесах для церквей, в которых будут жертвенники. посвященный Бескровной Жертве. Храмы Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах и ​​излучинах рек, по древней тропе «из варяг в греки», образно говоря, как дорожные знаки и светильники народной святости. По поводу прославленной храмостроительной деятельности святого Владимира митрополит Киевский святитель Иларион (автор «Слова о законе и благодати») восклицал: «Разрушали капища языческие и строили церкви, разрушили идолов и сотворили святые иконы, бесы убежали, и Крест освятил города».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *