Крещение руси состоялось в: 28 июля отмечаются два праздника – День крещения Руси и день памяти князя Владимира

Содержание

День Крещения Руси: история праздника | Справка | Вопрос-Ответ

Алина Клещенко

Примерное время чтения: 4 минуты

6843

Категория:  Христианство

Крещение Руси, как считают историки, состоялось в 988 году н. э. и связано с именем киевского князя Владимира Святославовича (ок. 960–1015), который был известен в народе как Владимир Красное Солнышко.

Владимир был сыном Святослава Игоревича и Малуши, ключницы его матери, княгини Ольги. По подсчётам историков, он стал княжить в Киеве с 978 года и пришёл к власти после междоусобной войны со своими братьями Ярополком и Олегом.

В молодости Владимир был язычником, участвовал в военных походах, имел множество наложниц. В Киеве им были установлены идолы языческих богов. Однако в определённый момент он усомнился в язычестве и задумался над тем, чтобы избрать для Руси другую религию.

«Выбор веры» описан в «Повести временных лет» Нестора. Согласно этой летописи, к князю Владимиру приезжали мусульмане, католики, евреи и рассказывали князю о своей вере, однако ему больше всего понравились речи греческого философа о православии.

Затем в летописях описывается, как князь Владимир предпринял военный поход на греческий город Корсунь (Херсонес в Крыму), требуя у правителей Византии отдать ему в жёны царевну Анну.

Византийские императоры согласились на это, однако выдвинули встречное требование. Анна должна была выйти замуж за Владимира только после того, как он примет крещение.

Киевский князь крестился в Херсонесе от Константинопольской церкви вместе со своей дружиной. После этого состоялся обряд бракосочетания Владимира и царевны Анны.

Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецова. Фото: Public Domain

При этом Владимир был не первым правителем Киевской Руси, ставшим христианином.

Его бабка княгиня Ольга приняла христианство ещё в 957 году.

По возвращении в Киев Владимир повелел опрокинуть идолы, изрубить их и сжечь. Жителей Киева он крестил в водах Днепра и Почайны. Крещение киевлян прошло мирно, поскольку среди них к тому времени уже было немало христиан.

Однако в некоторых других городах, таких как, например, Новгород и Ростов, жители первоначально противились крещению, поскольку большинство из них были язычниками. Однако в определённый момент и они порвали с языческими нравами и традициями.

Православие являлось государственной религией в России до революции 1917 года. В СССР господствовали атеистические взгляды, хотя многих людей всё равно тайком крестили.

В настоящее время Российская Федерация является светским государством, что и прописано в статье 14 Конституции нашей страны, однако самой многочисленной религиозной конфессией в России является именно православие.

День Крещения Руси стал памятной датой на государственном уровне в 2010 году. Соответствующие поправки были внесены в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России».

Украина объявила этот день национальным праздником ранее — в 2008 году.

  • Почему Русская православная церковь начнет отмечать День святого Патрика? →
  • За что Православная Церковь почитает святого апостола Иоанна Богослова? →
  • История Петрова дня →

Крещение Русиправославное христианство

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

Новости СМИ2

Крещение Руси: как это было… — Библиотечно

Православный час

Принятие христианства святым князем Владимиром, крещение им русского народа — подвиг, равный подвигу святых апостолов, поэтому Святая Церковь называет святого равноапостольным князем.

Внук святой равноапостольной княгини Ольги, в молодости князь Владимир был яростным язычником, жестоким воином, любителем женщин и вина. Его чудесное преображение в святого правителя Руси от того ещё более удивительно.

Началом чудесной перемены стал трагический эпизод смерти первых славянских мучеников за Христа. Языческий обычай требовал от правителя кровавой жертвы славянскому божеству Перуну после победоносного похода на ятвягов. Был брошен жребий, павший на мальчика по имени Иоанн. Его отец Феодор отказался выдать сына, объявив о своём христианстве. Разъяренная толпа зверски убила отца и сына, ставших первыми мучениками Руси.

Погибая, мученик Феодор сказал: «У вас не боги, а дерево, нынче есть, а завтра сгниют… Бог один, Который сотворил небо и землю, звёзды и луну, и солнце, и человека».

О языческих верованиях на Древней Руси Вы можете узнать из видеоролика:

Кровавая жертва произвела глубокое впечатление на князя, став одной из причин поиска новой веры.

Как мудрый политик князь понимал, что дикость язычества отжила свой век. Разгульное поведение, отсутствие единства людей, каждое племя, каждый род из которых почитали свои божества, не могут принести славянам необходимого могущества. Князь уже пытался сплотить народ, проведя реформу язычества, призвав верить в идолов, поставленных на Киевском холме. Ничего не вышло. Людская кровь не дала прочного фундамента Киевскому государству. Современные реалии требовали сплочённости и высокого морального духа граждан. Тогда князь отправляет послов во все крупные государства, граничившие с Киевской Русью.

Филатов А.Ю. Выбор веры князем Владимиром

Прибыли послы из Хазарии — хазарские правители-иудеи. Князь спросил их о судьбе государства Израиля. Узнав о его гибели, Владимир отказался от принятия иудаизма.

Предложение принять ислам князь отверг, потому что эта вера запрещает употреблять спиртное и есть свинину, а сало и слабоалкогольные напитки — основа продовольствия в военных походах славянского государства.

Латинское христианство князь Владимир отверг, доверяясь мудрости и политическому чутью бабки Ольги, почитаемой им и его войском мудрейшей из женщин.

Греческое христианство привлекло княжеских послов стройностью и красотой богослужения, величественной архитектурой и искусством. На приёме монах-проповедник показал князю икону, изображающую Страшный суд. Печальная участь грешников и вечная радость праведников оставили глубокий след в душе будущего святого.
            Факт того, что святая княгиня Ольга была христианкой, также оказал влияние на княжеское решение. Знаменитый церковный историк профессор Голубинский отмечает, что святая бабка князя Владимира, женщина государственного склада ума, принимает христианство, в том числе из государственных побуждений: «Указание на то, что христианство стало верою почти всех народов Европы и во всяком случае есть вера народов между ними лучших, — указание на то, что и между собственными ее сородичами (варягами) началось сильное движение к нему, по примеру других народов, не могли не подействовать на ум Ольги, делая для нее необходимым заключение, что у людей лучших и вера должна быть лучшей».

Княгиня Ольга

Византийская Империя — могучий союзник, государство с великой культурой, развитой наукой и техникой. Было необходимо лишь дождаться удачного момента для заключения союза и принятия христианства. Такой случай представился в скором времени.
           В 987 году князь Владимир оказывает Византии военную помощь в подавлении военного мятежа в обмен на обещание крещения и женитьбы на дочери Императора Анне. Хитрые греки решили обмануть князя. В ответ он захватывает Херсонес — древний черноморский порт — основу греческого влияния в Причерноморье. Тогда Император отправляет Анну в Херсонес, желая мирного исхода конфликта. Политическое противостояние Руси и Византии могло наложить тень на принятие христианства. Греки пытались навязать свою власть всем, кого крестили, славяне старались сохранить свободу.

Анна Византийская

Тогда князь по воле Божией теряет зрение. Это было настоящим потрясением, как для Владимира, так и для его войска. Несколько дней спустя в Херсонес прибывает византийская княгиня Анна и советует будущему мужу незамедлительно принять святое Крещение, чтобы он исцелился от недуга и смог обвенчаться с ней по христианскому обычаю. В момент совершения святого Таинства князь вновь обретает зрение, не только телесное, но и духовное: сердце, полное жестокости, распутства и любви выпить, перерождается в жилище Духа Святого.

Так на свет появился великий святой Руси, очистивший не только свою душу от языческого зловерия, но и души своего народа.
В 988 году на берегу Днепра состоялось самое массовое крещение славян за историю Руси. Князь объявил: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Это означало, что несогласные с княжеской волей могут собирать свои вещи и искать себе новый дом в другом государстве. Однако летописец отмечает, что простой народ с радостью принимает княжескую волю: «Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре».

Фото взяты из открытых источников в Яндексе

   Спустя короткое время Киевская Русь была крещена.
Современному человеку трудно осознать всю широту и риск данного шага. Чего стоит одно упоминание летописца о том, что идол главного божества языческого пантеона Перуна не рискнули уничтожить на глазах у вчерашних язычников, а прилюдно выпороли, срубили и пустили плыть по течению, не давая приставать к берегу.
            Эти события – Крещение Руси и свержение язычества стали началом обновлённой русской государственности. В истории государства будет ещё много тёмных страниц, несчастий, зла, но Русь уже не будет языческой.

Подробнее о Крещении Руси можно узнать, посмотрев видеоролик:

Еще много нового и интересного о князе Владимире, языческих богах древних славян, княгине Ольге и Крещении Руси Вы можете узнать из книг, имеющихся в библиотеках г. Ростова-на-Дону:

  1. Владимиров, В. В.   Как князь Владимир Русь крестил и как православная вера пришла в  Россию : [для чтения взрослыми  детям] / В.В. Владимиров. —  Москва : Капитал, 2017. — 48 с.

2. Поротников, Виктор Петрович. Кровавое крещение «огнем и мечом»  / Виктор Поротников. — Москва : Яуза : Эксмо, 2013. — 351     с. : ил. ; 21 см. — (Русь  изначальная).

3. Поротников, Виктор Петрович. Святослав Великий и Владимир Красно  Солнышко. Языческие боги против     Крещения / Виктор Поротников, Наталья  Павлищева. — Москва : Эксмо : Яуза,  2012. – 797 с. — (Русь изначальная. Лучшие бестселлеры).

4. Грицков, Виктор Владимирович. Крещение Руси : [в 2 частях] / В.В.Грицков. — Москва : Кучково поле, 2009. — 526 с.

5. Соловьев, Владимир Михайлович. Тайны Древней Руси / Владимир Соловьев. —  Москва : Оникс, 2008. — 512 с. — (История отечества).

6. Владимиров, В. В. Как князь Владимир Русь крестил и как православная вера пришла в  Россию / В. В. Владимиров. — Москва : Капитал, 2016. – 47 с.

7. Козырева, Анна Александровна. Тайны крещения Руси / Анна

Козырева. — Москва : Оникс, 2009. —   383 с.

350 тысяч верующих приняли участие в Великом Крестном ходе, посвященном Дню Крещения Руси / Новости / Патриархат.ру

«27 июля 2021 года в Киеве, накануне 1033-летия Крещения Руси», после молебна на Владимирской горке Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию вместе с представителями Местных Православной Церкви, архиереи и клирики Украинской Православной Церкви возглавили Великий Крестный ход в Успенскую Киево-Печерскую Лавру.

Торжественным молитвенным шествием пронесли мощи святого князя Владимира и чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, привезенные из разных уголков Украины.

Участники прошли по центральным улицам Киева от Владимирской горки до Киево-Печерской Лавры на всенощное богослужение.

У привокзального креста на улице Грушевского Святейший Митрополит Онуфрий вместе с духовенством и мирянами помолился об упокоении душ погибших в трагических событиях февраля 2014 года и возложил цветы.

Когда епископат и духовенство собрались на площади у Успенского собора Киево-Печерской Лавры на Всенощное бдение, молящиеся еще отходили от Владимирской горки, чтобы пройти по улицам украинской столицы с молитвами и молитвами. гимны.

После молебна в Киево-Печерской Лавре состоялся брифинг для представителей СМИ.

В этом году в Крестном ходе приняли участие 350 тысяч православных верующих. Такую цифру в ходе брифинга привел управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний.

Служба связи ОВЦС/ Патриархия.ру

Версия: Русский, Украинский, Греческий

Материалы по теме

Епископ Виктор Барышев: Визит Константинопольского Патриарха в Украину причинит страдания миллионам православных украинцев [Интервью]
Визит духовенства Антиохийского Патриархата в Ровенскую епархию Украинской Православной Церкви
Паломники из Грузии посещают храмы и монастыри Украинской Православной Церкви
Крестный ход в Киеве показал: Украинская Православная Церковь – самая многочисленная конфессия в Украине
Сторонники ПЦУ захватили храм св.
Михаила УПЦ в г. Боярка
Митрополит Тимофей Бостринский: Архиереи, духовенство, монашествующие, семинаристы и рядовые верующие Украинской Православной Церкви подвергаются безжалостным гонениям
Монахи Зографского монастыря на Афоне подчеркивают украинскую трагедию гонений на каноническую Церковь
Антиохийский Патриархат призывает мировых лидеров обратить внимание на нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви
Митрополит Волоколамский Антоний поклонился православным святыням в Скопье
Митрополит Волоколамский Антоний освятил икону для храма Святого Духа в Монголии
Православный молебен перед Терновым венцом в Париже
Молитвенные гуляния в честь Казанской иконы Божией Матери прошли в столице Татарстана
Молитвенное шествие идет от Мюнхена к Мемориалу Дахау
Иерарх Сербской Православной Церкви принял участие в престольном празднике в московском храме Ильи Пророка в Китай-городе
Крестный ход в Киеве показал: Украинская Православная Церковь – самая многочисленная конфессия в Украине
350 тысяч верующих приняли участие в Великом Крестном ходе, посвященном Дню Крещения Руси

Другие новости

Митрополит Антоний вручил Патриаршую награду руководителю Отдела по связям с Россией Фонда помощи Церкви в беде
Настоятель Софийского Патриаршего подворья совершил панихиду у памятника воинам в Лозенецком районе
Празднование Дня Победы на Святой Земле
Святейший Патриарх Кирилл возложил венок к Могиле Неизвестного Солдата накануне Дня Победы
В Бориславе храм Украинской Православной Церкви Львовской епархии захвачен раскольниками
На телеканале «Спас» состоится премьера фильма о жизни святого апостола Фомы и христианстве в Индии
Представитель ОВЦС принял участие в Международной встрече по миграционным вызовам и возможностям
Священный Синод призывает международное сообщество выступить в защиту преследуемой Украинской Православной Церкви
Святейший Патриарх Кирилл обратился к религиозным лидерам и представителям международных организаций в связи с ситуацией вокруг Киево-Печерская Лавра

 

Наследие Киевской Руси: война памяти между Россией и Украиной

by Sam Appels

В обеих столицах ему воздают статуи, заявляя, что они являются потомками бывшей средневековой империи Киевской Руси и, таким образом, преемниками первого восточнославянского православного государства. Владимир Великий (ок. 958–1015) гордо стоит рядом с Кремлем в Москве с тех пор, как 4 ноября 2016 года президент России Владимир Путин открыл его статую. В этот день Россия праздновала День единства, и российский президент сообщил СМИ и Толпа, увидевшая открытие статуи Владимира Великого, что «Он заложил нравственный фундамент, на котором строится наша жизнь и по сей день. Именно крепкая нравственная опора, сплоченность и единство помогали нашим предкам преодолевать трудности и одерживать победы во славу Отечества, делая его крепче и величественнее с каждым поколением».

Если Москва интерпретирует средневекового правителя как объединителя и отца-основателя Всерусского государства, то Киев считает его отцом-основателем Украинского государства – государства, имеющего свою историю и будущее без России. Тем не менее, уже с 1853 года статуя Владимира Великого украшает набережную реки Днепр, протекающей через украинскую столицу. Кроме того, он также украшает банкноты Украины номиналом 1 гривна. Несомненно, и Киев, и Москва ценят принадлежность к наследию этой средневековой восточнославянской федерации и ее отца-основателя. В наши дни Россия и Украина вовлечены в «войну памяти». История является одним из решающих факторов национальной идентичности и используется в исторической политике государствами и обществами. Национальная коллективная память Украинского государства является одним из строительных блоков независимого государства с 19 века.91 – и, может быть, даже самый главный. После распада Советского Союза Украине пришлось разработать новый национальный нарратив, поскольку советский нарратив стал неприемлемым. Споры о Киевской Руси внеисторичны, поскольку отражают современные противоречия между Россией и Украиной в глубокой средневековой истории. Однако в этом нет ничего необычного, поскольку многие конфликты в Европе уходят своими корнями в средневековье. Важно рассмотреть, каким государством была Киевская Русь и почему и Украина, и Россия считают ее важной. Украина представляет собой интересный пример того, как постсоветские страны развивают свой собственный и новый национальный нарратив, который может противоречить своему бывшему советскому нарративу.

Обе стороны используют и злоупотребляют спорами вокруг наследия Киевской Руси. После того, как памятник Владимиру Великому открыли рядом с Кремлем, президент Украины Петр Порошенко пришел в ярость от президента Владимира Путина. Он обвинил последнего в историческом ревизионизме. По словам украинского президента, Владимир Великий был украинским князем и сделал «европейский выбор», когда решил крестить русский народ в 10 веке. Кроме того, Порошенко утверждал, что княжество Великого Владимира на Руси представляет собой не что иное, как «московскую орду». Слова Порошенко отражают геополитическую и культурную переориентацию Украины, стремящейся стать частью европейского сообщества. Поэтому правительство пытается узаконить свою нынешнюю политику поиском связей с Европой в прошлом. По словам Порошенко, Украина всегда была европейской страной со времен Владимира Великого, против чего решительно выступает Россия.

Украина имеет большое значение для России. С одной стороны, ее история, культура и религия более тесно связаны с Россией, чем любая другая бывшая советская республика. С другой стороны, Украина и ее история неотделимы от Восточной Европы. В любом случае, и Украина, и Россия утверждают, что являются прародительницами Киевской Руси. Бывшее средневековое восточнославянское государство включало в себя части территорий современной России, Украины и Белоруссии. Согласно повествованиям, империю объединила скандинавская элита торговцев и воинов, пробравшаяся в Константинополь через Днепр – варяги. Вдоль Днепра они создали поселения и начали организовывать живших там восточных славян. Династия Рюриковичей, как скандинавская элита названа в честь своего первого правителя, управляла восточнославянскими землями и сформировала их в рыхлое конфедеративное государство княжеств, существовавшее с 9 в.века до 13 века. Киевская Русь переживала расцвет под властью варягов. Последние ассимилировались с восточнославянскими племенами, что заметно по тому, что варяги приняли восточнославянские имена. Этот процесс культурной интеграции завершился крещением Владимира Великого, которое сделало его членом византийского христианства, а за ним последовала и вся Киевская Русь после того, как она приняла византийское христианство в качестве государственной религии в 988 году. Это начало цивилизации, которая присутствует в современные Беларусь, Украина и Россия: восточнославянские и православные.

Киевская Русь, объединенная общим языком, религией и историей, оставалась рыхлой федерацией княжеств и так и не стала единым политическим образованием. Несмотря на то, что это не было политическим образованием, оно было культурным. Однако, когда монголы двинулись на запад и напали на империю, ее столица Киев пала в 1240 году после того, как монголы успешно осадили город чуть дольше недели. Следовательно, империя распалась при таких обстоятельствах, что образовались три части, имеющие некоторое сходство с современными восточнославянскими православными государствами на карте Европы: Россия, Украина и Белоруссия. На протяжении столетий бывшие области Киевской Руси претерпевали разное развитие. Россия стала вассальным государством Золотой Орды – монгольского ханства, основанного в 13 веке со столицей в Сарадже. Можно утверждать, что в этот период Россия была изолирована от Европы.

В Украине были самые плодородные земли, что привело к господству аграрной аристократии, которая также вошла в состав Речи Посполитой. Во времена монгольского ига Москва уже позиционировала себя как наследница Киевской Руси. В 1380 году он нанес поражение монгольским войскам в Куликовской битве, которая переломила ситуацию в пользу Москвы. Кафедра Православной Церкви находилась в Москве, и Москва стала представлять себя освободительницей русских земель и наследницей Владимира Великого и Киевской Руси. Все началось с поиска воссоединения потерянных земель Киевской Руси. До 1793, в котором русская царица Екатерина II включила украинские и белорусские земли в состав Российской империи после Второго раздела Польши, земли Киевской Руси были объединены под надзором Санкт-Петербурга – новой столицы Российской империи. В таком случае и Украина, и Россия по-разному понимают наследие и преемственность Киевской Руси. До 1991 года существовал имперский русский и советский нарратив, который официально не оспаривался. Однако в свете современных политических отношений между Украиной и Россией наследие Киевской Руси пересматривается.

Наследие Киевской Руси рассматривается как один из важнейших вопросов в истории построения украинского национального нарратива и идентичности. Михаил Грушевский (1866–1934), которого считают духовником украинской историографии и который был первым президентом независимого Украинского государства в 1917–1918 годах, сильно подчеркивал киевское наследие. Это важнейший основополагающий миф украинской нации. Однако в советское время его творчество осуждалось и считалось ересью со стороны правящей советской верхушки. Это резко контрастирует с сегодняшней Украиной, в которой его творчество канонизировано и является руководящим принципом. Показательным для признания Грушевского в современной Украине является тот факт, что его портрет присутствует на купюре в 50 гривен — украинской валюте.

В 1904 году Грушевский опубликовал статью, в которой выразил свое недовольство «обычной схемой русской (восточнославянской) истории». Там он утверждал, что Киевская Русь была полностью украинским государством, а Россия и русские появились позже. По Грушевскому, возникновение Руси произошло в северных лесах в результате соединения финно-угорских и славянских элементов. И наоборот, наследие Киевской Руси было подхвачено князьями Галицко-Волынской на территории нынешней Западной Украины. Оттуда наследство переняли католические великие князья Речи Посполитой – что довольно странно – чтобы окончательно передать его казачьему гетманству в семнадцатом веке. Однако интерпретация Грушевского оспаривается почти всеми российскими историками и политиками. С такой интерпретацией не согласны и большинство историков во всем мире. Они подчеркивают, что, по крайней мере, Киевская Русь была частично русской. Преемственность правящей династии от Киева до Москвы и православия они считают убедительным доказательством.

Современные украинские национальные идеологи отделили ее историю от истории России и пустили историю Украины со средневековой Киевской Руси. Они утверждают, что Киевская Русь была чисто украинским государством. По их мнению, история Украины — и ее борьба против России — заканчивается созданием независимого украинского государства в 1991 году после распада Советского Союза. Основные моменты — казацкое гетманство в 17 веке и Украинская Народная республика, которая существовала недолго с 19 века.17 до 1920 г., пока он не был включен в состав Советского Союза, возглавляемого Россией. Что интересно, так это то, что самый главный национальный миф Украины, казаки, не является исключительно украинским, поскольку есть и русские казаки, и они существуют до сих пор. Однако создать собственное политическое образование в 1648 году удалось только украинскому казачеству. Украинские национальные идеологи подчеркивают тот факт, что большая часть украинских земель в течение двух столетий лишь принадлежала Российской империи и Советскому Союзу, а входила в состав Польши. -Речи Посполитой на протяжении более четырех столетий. В этот период, между 14 и 18 веками, Украина находилась под влиянием идей, пришедших с Запада, то есть школы ренессанса, гуманизма, реформации и иезуитов. Что еще более важно, в 1632 году в Киеве было основано первое высшее учебное заведение в восточнославянском мире: Киевская академия. Согласно украинскому национальному нарративу, Украина в те времена стала частью центральноевропейского пространства. Впоследствии, когда Петр Великий начал экспансию на Запад и присоединял к себе украинские земли, Украина повлияла на Россию своими западными идеями. Можно сказать, что в этот период произошла украинизация России. Наоборот, Россия воспринимала украинские земли как малоосвоенные. Украинских крестьян нужно было воспитывать, воспитывать и организовывать их «большой русский брат».

Украинский национальный нарратив утверждает, что украинская идентичность и культура действительно существуют со времен Киевской Руси и были организованы в украинском государстве в разные исторические периоды. Напротив, российский и советский имперские нарративы не считают Украину самостоятельной историей или памятью – она включена в национально-имперский нарратив российской истории. Он начинается с Киевской Руси, а также включает в себя революцию 1917 года и победу над нацистами в «Великой Отечественной войне», как называли Вторую мировую войну в Советском Союзе.

После украинского кризиса 2014 года Украина начала принимать законодательные органы, чтобы справиться с наследием Советского Союза. В 2015 году украинский парламент принял закон о декоммунизации. Среди проведенных реформ была замена термина «Великая Отечественная война» на «Вторая мировая война». Впоследствии временные рамки сдвинулись, и в общественной памяти война началась в 1939 году, а не в 1941 году. Весьма спорная мера, поскольку Советский Союз был военным союзником нацистской Германии в течение первых двух лет войны до проведения нацистами операции. Барбаросса в 22 июня в 1941 и вторглись в Советский Союз. Тем не менее, в российском нарративе Украина по-прежнему является неотъемлемой частью памяти о Великой Отечественной войне — территории, охватывающие Украину, даже называют «Кровавыми землями» из-за ужасающих сцен, которые там происходили во время войны.

В российском нарративе также есть место временам, когда Украина была не частью Российской империи или Советского Союза, а частью Речи Посполитой. Однако эти периоды описываются как времена национального и религиозного угнетения. Те времена были, согласно русскому нарративу, всего лишь «историческими ошибками» на неопровержимо общем историческом пути. Общность истории России и Украины подчеркивается особым вниманием к событиям, которые сближали две страны. К краеугольным камням русского национального видения относятся «воссоединения» 1654 г., 179 г.3 и 1939-1944 гг., как их называют.

Первая состоялась в 1654 году после Переяславского собора. Гетману Богдану Хмельницкому (1595 – 1657) понадобилась помощь после того, как он инициировал восстание Хмельницкого в 1648 году. Православные казаки – с помощью крестьян и крымских татар. Однако восстание потребовало военной помощи после того, как крымские татары бросили казаков в 1651 году. Спустя три года состоялась Переяславская рада и было ратифицировано Переяславское соглашение. Это означало, что казаки должны были дать присягу, чтобы подтвердить свою верность русскому царю Алексею I (1629 г.– 1676). В обмен на их лояльность Москва оказала им военную помощь и гарантировала казакам широкую автономию в составе Российской империи. Согласно российскому нарративу, этим моментом было воссоединение земель Киевской Руси, тогда как украинские националисты интерпретируют это событие как неудачный поворот истории и необходимый военный союз. В советском нарративе Переяславское соглашение имеет большое значение, о чем свидетельствует тот факт, что украшения украинского павильона на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ), открывшейся в 1935 в Москве изображают Переяславскую Раду. Напротив, украинский национальный нарратив воспринимает 1654 год как неудачный необходимый военный союз — и не более того.

Второе воссоединение в 1793 году произошло после Второго раздела Польши. Царица Катарина II расширила Российскую империю на восток, и Речь Посполитая была разделена между Прусским королевством и Российской империей. Российская империя получила значительные украинские земли, а также присоединила к себе Минск – столицу современной Беларуси. Окончательное воссоединение произошло в результате Второй мировой войны, в ходе которой западноукраинские земли были присоединены к Советскому Союзу и вошли в состав Украинской Советской Социалистической Республики.

После распада Советского Союза Русская Православная Церковь пережила возрождение после того, как в советское время ее подавляли в большей и меньшей степени. Русская православная церковь вернула себе Крым как лотос русской православной идентичности. Они подчеркивают, что, согласно летописи Нестора, Владимир Великий крестился в Крыму в греческой колонии Херсонес в 988 году и принес в Киев византийское христианство и внедрил его как государственную религию – и тем самым основал восточнославянскую православную цивилизацию. Путин утверждал, что Крым — святая земля, сравнимая с Храмовой горой в Иерусалиме.

С открытием статуи Владимира Великого у стен Кремля на Боровицкой площади в 2016 году Путин ставит себя в прямую линию наследников Владимира Великого: человека, которого считают отцом-основателем восточнославянского православия. цивилизация. Таким образом, Путин не только разыгрывает этническую карту, чтобы узаконить Крым как российскую землю; он также играет религиозного. Кроме того, российский президент также вернул себе так называемый лотос православной идентичности, присоединив полуостров. Таким образом, Путин отменил административную передачу Крыма от Российской Советской Федеративной Социалистической Республики к Украинской Советской Социалистической Республике в 1919 году.54 бывшего советского лидера Никиты Хрущева. 1954 год выбран не случайно: это был 300-летний юбилей Переяславского соглашения, договора, который до сих пор остается весьма спорным.

Этот крымский нарратив относится только к восточнославянской православной цивилизации. Однако он игнорирует многонациональность Крыма и его неславянскую историю, а именно историю Крымского ханства. Исламское и тюркоязычное ханство существовало с начала 15 века до 1783 года, после чего Екатерина II присоединила полуостров к расширяющейся Российской империи. Крымское ханство было османским протекторатом, пришедшим на смену Золотой Орде. В культуре памяти о Крыме слишком мало внимания уделяется месту крымских татар. Возможно, это связано с депортацией крымских татар Иосифом Сталиным в 1944 в Среднюю Азию. То же самое касается их массового возвращения после распада Советского Союза в 1991 году. Культура памяти как в России, так и в Украине в отношении Крыма сильно игнорирует многоэтнический характер Крыма. Обе стороны используют и злоупотребляют историей как политическим оружием, чтобы узаконить свою политику.

Существующая Война памяти между Украиной и Россией иллюстрирует потребность постсоветских республик в развитии собственного национального нарратива, свободного от российской имперской риторики. Однако для этого современная политика проецируется на прошлое. Практика в высшей степени антиисторическая. Изображение Киевской Руси как исключительно украинского государства без признания участия России отражает современную напряженность в отношениях между Россией и Украиной. Это также показывает, что Украина все еще находится в поиске своего собственного устойчивого национального нарратива, поскольку она стала независимой страной только с 19 века.91. События на Украине будут очень важны для развития национального нарратива в других постсоветских странах, которые имеют очень прочные исторические связи с Москвой. Национальная идентичность находится под сильным влиянием истории и используется в исторической политике государствами и обществами. Однако очень важно занять критическую позицию по отношению к странам, которые проецируют современные ситуации на прошлое. При этом историей манипулируют, чтобы служить политическим целям и легитимизировать политику. Это становится очевидным в продолжающейся Войне памяти между Россией и Украиной, поскольку Украина очень хочет переписать свою историю как независимой страны с 19 века.91.

Библиография

Каппелер, А. (2014). Украина и Россия: наследие имперского прошлого и конкурирующие воспоминания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *