Крещением руси: Крещение Руси | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Крещение Руси: мнения и суждения

Принять

На сайте используются cookie-файлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-файлов. Управление cookie

Павел Кузенков, кандидат исторических наук, специалист по истории Церкви и исторической хронологии. Доцент исторического факультета МГУ и Сретенской духовной семинарии, преподаватель Московской духовной академии

Эпохальное значение крещения Руси неоспоримо: едва ли найдётся мыслящий автор, который усомнился бы в важности этого события для всей истории нашего Отечества. Но суждения о причинах и последствиях этого цивилизационного выбора, сделанного 1033 года назад святым Владимиром, имеют широкую гамму: от безусловного и восторженного одобрения до столь же решительного неприятия и осуждения. Споры по этому поводу не утихают и по сей день. Предлагаем вниманию читателей подборку цитат о Крещении Руси, в которых отразились мнения об этом событии разных авторов, от древних времен до современности.

Ранние авторы, принадлежащие к церковной традиции, конечно же, воспевают деяния князя Владимира. «Повесть временных лет» описывает крещение Руси прежде всего как духовную победу над язычеством:

И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ. А дьявол говорил, стеная: «Увы мне! Изгнан я отсюда!… Вот уже побеждён я невеждой, а не апостолами и не мучениками! Не смогу уже царствовать более в этих странах».

Летопись представляет нам и взгляд Крестителя Руси «от первого лица»:

Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу».

И воздаёт должно политической мудрости и нравственному подвигу князя Владимира:

То новый Константин великого Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил так же. Если и пребывал он прежде в скверных похотных желаниях, однако впоследствии усердствовал в покаянии, по слову апостола: «Где умножится грех, там преизобилует благодать». Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив её. … Следует нам молиться за него, так как через него познали мы Бога. [1]


Иларион Киевский, первый русский великий ритор и богослов, представляет Крещение Владимира и Руси как синергийное действие Промысла и примера Византии:

Посетил его посещением своим Всевышний, призрело на него всемилостивое око преблагого Бога.

И воссиял в сердце его свет ведения, чтобы познать ему суету идольского прельщения и взыскать единого Бога, сотворившего всё видимое и невидимое. К тому же непрестанно слушал он о православной Греческой земле, христолюбивой и сильной верою. … И, слыша это, возгорелся духом и возжелал он сердцем стать христианином самому и земле его. Так, произволением Божиим о человеческом роде, и произошло. [2]

Ярослав Мудрый в завете сыновьям (1054 г.) обрисовал результаты христианизации Руси в красивой метафоре:

Отец мой Владимира Русскую землю крещением вспахал, книгами засеял, заповедями взрастил, законом пожал, верою утвердил и сохранил в духовных житницах. А вы готовые кушанья ешьте и духовное питие пейте от камня, который есть Христос.

Впоследствии князь Владимир стал восприниматься как истинный родоначальник Русской государственности.

Новый импульс теме корсунского крещения придало включение Крыма в состав России. Екатерина II приняла титул «царицы Херсониса Таврического» и учредила Орден Св. Равноапостольного Владимира (1782 г.), «предприявшаго многие труды ради просвещения России святым Крещением, который ныне молитвами своими у Престола Всемогущаго Творца да подкрепит силы и труды ревностно и усердно служащих Империи и Престолу Нашему». [3]


В «Истории» Николая Карамзина в рассказе о Владимире курсивом выделены слова: он старался просветить Россию. [4] Деяния крестителя Руси, казалось, перекликались с идеалами XVIII века — века Просвещения.

Но времена менялись, в России проникал дух «свободы», которому, казалось, глубоко чужда незыблемое в веках Православие. Пётр Чаадаев горько сетует на цивилизационную изоляцию России:

Повинуясь нашей злой судьбе, мы обратились к жалкой, глубоко презираемой северными народами Византии за тем нравственным уставом, который должен был лечь в основу нашего воспитания. … Мы замкнулись в нашем религиозном обособлении, и ничто из происходившего в Европе не достигало до нас. [5]

Споря с другом, Александр Пушкин возражал:

У греков мы взяли евангелие и предания, но не дух ребяческой мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева. Наше духовенство, до Феофана, было достойно уважения, оно никогда не пятнало себя низостями папизма. … Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. … Я далеко не восторгаюсь тем, что вижу вокруг себя. Как литератора — меня раздражают. Как человек с предрассудками — я оскорблён. Но, клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков такой, какой нам Бог её дал. [6]


В начале Крымской войны святитель Иннокентий (Борисов) напутствовал будущих героев Севастопольской обороны:

Здесь купель нашего Крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту, кому бы то ни было значило бы для России отказаться от купели своего Крещения, изменить памяти святого Владимира. [7]

Россия протягивала руку помощи православным народам Европы, вырвав их из-под османского гнёта. Такая политика была полной противоположностью милитаристскому национализму «Второго рейха», и Фёдор Тютчев полемизировал с Бисмарком:

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней…

Откликаясь на 900-летие Крещения Руси, поэт Яков Полонский написал поэму, где есть такие строки: 

Сияй нам, вера! Прочь сомненья!
Русь не была бы никогда
Такой великою Россией,
Когда б она была чужда
Любви, завещанной Мессией,
Пусть охлажденные умы
Всё отрицать готовы, — мы
Ещё не оскудели сердцем;
Ещё мы рады помогать
Разрозненным единоверцам
И пленных братьями считать.

Двадцатый век стал свидетелем кровавого разрыва с нашим великим прошлым. Но когда Демьян Бедный написал в 1936 г. фарс «Богатыри», глумливо высмеивая крещение князя Владимира, «пролетарский поэт» удостоился разгромного постановления Политбюро за «антиисторическое и издевательское изображение крещения Руси, являвшегося в действительности положительным этапом в истории русского народа». Страна готовилась к схватке с фашизмом, и власти искали опору в великом прошлом России…

Советские учебники признавали:

Несомненна прогрессивная роль церкви как организации, помогавшей укреплению молодой русской государственности в эпоху бурного поступательного развития феодализма. Несомненна и ее положительная роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей.

Впрочем, положительные оценки непременно разбавлялись ритуальными обличениями:

Но надо помнить, что русский народ дорогой ценой заплатил за эту положительную сторону церкви: яд религиозной идеологии проникал (глубже, чем в языческое время) во все поры народной жизни, он притуплял классовую борьбу, возрождал в новой форме первобытные воззрения и на долгие века закреплял в сознании людей идеи потустороннего мира, божественного происхождения властей и провиденциализма. [8]


Год 1000-летия Крещения Руси знаменательным образом совпал с разворотом в политике властей СССР к общечеловеческим ценностям. Начался возврат к духовным корням, многолетние табу пали, и академик Александр Панченко мог, среди многих других, открыто воздать должное исторической роли Христианства:

Христианство, которое стремительно распространялось в Европе в IX–XI веках, доказало язычникам не истинность свою, но силу. Поэтому Русь и примкнула к общеевропейскому процессу. Но крещение не было отречением. Русь создала свой вариант Православия, терпимый и открытый, создала сложную и «равновесную» культуру. Эта одушевленная оптимизмом культура породила выдающиеся памятники искусства, создала непреходящие ценности. [9]

Ему вторил Лев Гумилёв: «Крещение дало нашим предкам высшую свободу — свободу выбора между добром и злом, а победа православия Руси тысячелетнюю историю». [10]

В современной России тема возвращения к цивилизационным корням актуальна, как никогда прежде. Историками развенчан старый миф о крещении Руси «огнём и мечом». Профессор Игорь Фроянов указывает: «Князь и тяготевшая к нему дружинная знать не располагали средствами для массовых насилий в обществе, где управляли. Они подчинялись вечу, в распоряжении которого была мощная военнaя организация — народное ополчение, превосходившее по силе княжескую дружину. Вероятно, при крещении в Киеве имели место и отдельные факты принуждения, но вылиться в систему они не могли».

[11]

По-прежнему слышны голоса критиков исторического пути России. Известный журналист Владимир Познер без обиняков заявил: «С моей точки зрения, было бы много лучше для будущего России, если бы Владимир выбрал католицизм. … Я считаю православие тёмной, реакционной, консервативной религией». [12]


Эти слова признанного гуру российского либерализма удивительно напоминают былые обвинения идеологов коммунизма. Но все, кто погружены в реальную историю, согласятся, скорее, со словами Патриарха Кирилла:

Крещение Руси, выражаясь современным языком, — несомненно революционное событие. Более того, по последствиям его нельзя сравнить ни с какой последующей революцией, потому что Крещение радикально изменило жизнь народа, его культуру, его систему ценностей. (…) Прививка к благодатному телу Вселенской Церкви крещеного русского народа стала величайшей духовной силой, которая, я глубоко убежден, помогает народу нашему проходить через столь сложные перипетии исторического пути [13].

Примечания

1. Повесть временных лет, годы 6496 и 6523 от с.м.

2. Слово о законе и благодати митрополита Илариона. Перевод диак. А. Юрченко. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868

3. Полное собрание законов Российской империи. 1-е собр. СПб., 1830. Т. 21. № 15515.

4. История Государства Российского. Т. I, гл. IX. http://www.spsl.nsc.ru/history/karam/kar01_09.htm

5. Философические письма. Письмо 1-е (1828 г.).

6. Письмо П.Я. Чаадаеву от 19 октября 1836 г. // Пушкин А.С. Cобрание сочинений. М., 1962. Т. 10. С. 308.

7. Слово при закладке Свято-Владимирского собора в Севастополе, 15 июля 1854 г. Цит. по: Дубровин Н.Ф. Первая оборона Севастополя 1854–1855 гг. «Русская Троя». СПб., 1900. 

8. Рыбаков Б.А. История СССР с древнейших времен до конца XVIII века. М., 1975.

9. Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб., 2000. С. 335.

10. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.

11. Фроянов И.Я. Загадка крещения Руси. М., 2007. С. 107. 

12. https://pozneronline.ru/2018/06/21501/

13. http://www.patriarchia.ru/db/text/5670067. html

Автор статьи

Павел Кузенков

Распечатать публикацию

Был ли святитель Мелетий Антиохийский рукоположен арианами: об еще одной ложной аналогии в вопросе о хиротониях

29 мая в 19:04

Преодоление разрыва между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей как ложная аналогия в вопросе об украинских раскольниках

20 мая в 09:30

Русский English Français ქართველი

Обратная связь

Крещение руси 📚 – топ лучшей литературы по теме

Крещение руси 📚 – топ лучшей литературы по теме | Читайте и слушайте онлайн на MyBook

Что выбрать

Библиотека

Подписка

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

    org/BreadcrumbList»>
  1. Главная
  2. Библиотека
  3. Темы
  4. крещение руси

Сортировать

Фильтры

Фильтры

Русская история на пальцах. Для детей и родителей, которые хотят объяснять детям

Сергей Нечаев

Премиум

Удивительно, как скучно сегодня выглядит изучение истории в школе. Спросишь какого-нибудь школьника или студента, а он в ответ: «Фу, история…» Да как же такое возможно? И как же это нужно постараться, чтобы история, полная захватывающих событий, интриг и приключений, стала «скучной»? Все мы любим…

Крещение Руси

Владимир Духопельников

Премиум

988 год стал знаменательным в истории Руси. В этом году великий князь Владимир Святославич крестил киевлян. Он положил начало дальнейшему и всеобъемлющему процессу христианизации всех русских земель. С принятием христианства также связано появление славянского письма, богослужебных христианских к…

Ярослав Мудрый и Княгиня Ингегерда

Павел Загребельный

Стандарт

Исторический роман известного писателя П. А. Загребельного (1924–2009) рассказывает о жизни и деятельности великого киевского князя Ярослава Владимировича, прозванного Мудрым. Книга также выходила под названием «Ярослав Мудрый».

Святослав Великий и Владимир Красно Солнышко. Языческие боги против Крещения

Виктор Поротников

Премиум

Захватывающие романы о величайших князьях Русской Земли – СВЯТОСЛАВЕ ХРАБРОМ и ВЛАДИМИРЕ КРАСНО СОЛНЫШКО, которые превратили Древнюю Русь в сильнейшее государство Европы, вписав свои имена в историю не золотом, а железом и кровью. Непобедимые дружины Святослава донесли русские стяги до Волги, Кав. ..

Княгиня Ольга. Львы Золотого царства

Елизавета Дворецкая

Стандарт

Ради укрепления и возвышения Руси княгиня Ольга отправилась в Греческое царство, дабы заручиться поддержкой царя Константина. Военный союз помог бы ее сыну, киевскому князю Святославу, разбить Хазарский каганат. Но это не всё, о чем осмелилась просить Ольга… Приняв крещение и став духовной дочерь…

В тот день…

Симона Вилар

Премиум

988 год. Князь Владимир готовится к великому крещению Киевской Руси. Опасаясь бунта, он запирает в подземельях волхвов, язычников, настраивающих народ против христианской веры. Теперь никто не помешает крещению. Но в день обряда, в священный момент вхождения в реку, гибнет купец Дольма. Веселье и…

10 мифов о князе Владимире

Наталья Павлищева

Премиум

К премьере фильма «ВИКИНГ», посвященного князю Владимиру. НОВАЯ книга от автора бестселлеров «10 тысяч лет русской истории. Запрещенная Русь» и «Велесова Русь. Летопись Льда и Огня». Нет в истории Древней Руси более мифологизированной, противоречивой и спорной фигуры, чем Владимир Святой. Его про…

Крест против Коловрата – тысячелетняя война

Михаил Сарбучев

Премиум

Начиная с официального празднования 1000-летия Крещения Руси, это событие принято оценивать как исключительно положительное, а христианство фактически стало в постсоветской России государственной религией. Эта книга бросает вызов церковному и кремлевскому официозу, ставя под сомнение «сусальные» …

Святой равноапостольный князь Владимир – Креститель Руси

Галина Данилова

Премиум

Князь Владимир, который по праву прозывается Крестителем Руси, вошел в Историю не только как историческая фигура, но духовный преобразователь, на тысячелетие посеявший семя христианской веры в нашей державе. Вера и его преобразила так, что из жестокого, грубого, мстительного язычника Владимир-хри. ..

Как утопили в крови Языческую Русь. Иго нового Бога

Лев Прозоров

Премиум

ДЕВЯТОЕ ИЗДАНИЕ бестселлера, открывшего глаза на самую долгую и жестокую войну в нашей истории.Эта книга доказывает: вопреки церковным мифам Крещение Руси не было ни добровольным, ни бескровным – русский народ, не желавший отрекаться от отеческих богов, пришлось крестить огнем и мечом, утопив в к…

Фильтры

Фильтры

В данном разделе представлен топ лучших книг и аудиокниг по теме «Крещение руси». Полный список из 33 популярных книг и аудиокниг по теме, рейтинг и отзывы читателей. Читайте книги или слушайте на сайте онлайн, скачайте приложение для iOS или Android, чтобы не расставаться с любимыми книгами даже без интернета.

О проекте

Что такое MyBook

Правовая информация

Правообладателям

Документация

Помощь

О подписке

Купить подписку

Бесплатные книги

Подарить подписку

Как оплатить

Ввести подарочный код

Библиотека для компаний

Настройки

Другие проекты

Издать свою книгу

MyBook: Истории

День крещения Руси Сегодня | ЦОК ВКС

28 июля Россия отмечает праздник – День крещения Руси. В качестве памятной даты этот день был установлен Федеральным законом “О внесении изменения в статью 11 Федерального закона “О днях воинской славы и памятных датах России” 1 июня 2010 года.

В православном церковном календаре дата 28 июля (по старому стилю – 15 июля) – день памяти великого равноапостольного князя Владимира (ок. 960-1015), крестителя Руси.

В июне 2008 года Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника.

Крещение Руси связано с именем киевского князя Владимира, которого историки назвали великим, церковь – святым равноапостольным, а народ –Владимиром Красное Солнышко.

Он правил Русским государством 37 лет (с 978 года), из них 28 прожил крещеным.

Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и “вещей девы” Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править он начал в Новгородской земле. В это время князь был убежденным язычником. Владимир сумел объединить под своей властью Киев, Новгород и Полоцк и к 980 году стал единоличным правителем Руси.

Во второй половине 980-х годов стал делать первые шаги к принятию крещения.

Летопись “Сказание об испытании или выборе вер” повествует, что Владимир направил посольства в окрестные страны. Возвратившись, послы рассказали об их религиозных обычаях. Они побывали в мусульманской мечети у болгар, у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде (Константинополе). Согласно “Повести временных лет”, в 987 году князь Владимир на совете бояр принял решение о крещении Руси “по закону греческому”. В 988 году, после того как киевский князь отбил у византийцев Корсунь (Херсонес – Херсонесское городище на территории современного Севастополя), на мирных переговорах с императорами Василием II и Константином VIII Владимир предложил вернуть город, если они отдадут ему в жены свою сестру Анну, а те поставили ему условие – креститься. Владимир согласился. Крещение было совершено в церкви святого Василия на корсунской торговой площади. С князем крестилась и его дружина. За крещением был совершен брак с Анной. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора. Есть предание, что в Корсуни князь ослеп, но сразу после крещения был исцелен и воскликнул: “Ныне познал я Бога истинного!”. После женитьбы Владимир отпустил всех своих жен и наложниц.

Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жен. Идолы были изрублены в щепки и сожжены.

После князь велел собрать всех жителей Киева на берегу Днепра: “Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг”.

Там, при впадении речки Почайны в Днепр, над зашедшими в воду киевлянами греческие и корсунские священники совершили обряд крещения. Это важнейшее событие в жизни Руси совершилось в 988 году.

Вскоре в Киев прибыл посвященный святым патриархом Николаем II Хризовергом на Русскую кафедру митрополит Михаил со свитой, клиром, мощами и другими святынями.

Вслед за Киевом христианство стало приходить в другие города Киевской Руси: Новгород, Полоцк, Псков, Смоленск, Луцк. В целом Крещение Руси продолжалось немногим более столетия. Ростов был крещен в конце XI века, в Муроме сопротивление язычников продолжалось до XII века. Дольше всех славянских племен оставались язычниками вятичи. Их просветителем в начале ХII веке был преподобный Кукша – Печерский инок, принявший в тех местах мученическую смерть.

Принятие новой, единой веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

Крещение Руси обусловило и цивилизационный выбор России, нашедшей свое место между Европой и Азией и впоследствии ставшей самой мощной евразийской державой.

Впервые празднование Дня крещения Руси на государственном уровне прошло в 1888 году, когда со времени принятия христианства отмечалось 900 лет.

В СССР в 1988 году прошли торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси. Юбилейные мероприятия прошли в Москве, Петербурге, Великом Новгороде, Киеве и других городах.

В последние годы в День крещения Руси во всех храмах Русской православной церкви по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла в полдень совершается праздничный колокольный звон. В 2012 году впервые волна единовременного звона-благовеста “Слава Тебе, Боже!” объединила православные храмы и монастыри России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана, Казахстана.

В Москве стало традицией совершать крестный ход к памятнику князю Владимиру на Боровицком холме, а возле него – торжественный молебен святому.

В 2021 году традиционный крестный ход в столице не состоялся из-за пандемии коронавируса. Патриарх Кирилл отслужил Божественную литургию в Александро-Невском скиту возле Переделкина.

28 июля 2022 года на Боровицкой площади в Москве состоится торжественное Патриаршее молебное пение. После него для верующих будет организован доступ к мощам святого князя Владимира, ковчег с частицей который будет изнесен крестным ходом из Кремля на Боровицкую площадь.

Материал подготовлен на основе материалов РИА Новости и открытых источников

Послание к 1030-летию Крещения Руси : Православная Канада

Эта запись была размещена в пятницу, 27 июля 2018 г., в разделе «Проповеди и послания».

Послание Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви архипастырям, духовенству, монашествующим и мирянам в связи с 1030-летием Крещения Руси

Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 14 июля 2018 г. (Журнал № 42).

Благословен Господь Иисус Христос

Возлюбивший новые люди, землю Русскую

и просветивший ее святым крещением

(Повесть временных лет)

Возлюбленные о Господе именитые архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и монахини, дорогие братья и сестры:

В.М. Васнецов. Крещение Руси. Фреска Владимирского собора в Киеве. 1895-1896

Сегодня полнота нашей Церкви чтит память святого великого равноапостольного князя Владимира и с благодарностью вспоминает, как 1030 лет назад, благодаря этому избранному, могучему духом мужу, произошло переломное событие в происходила история славянских народов. Действием Всеблагого Святого Духа Князь освободился от языческих заблуждений, принял верою Единородного Сына Божия Иисуса Христа и, приняв с братьями по оружию святое Крещение, принес спасительный свет Евангелие на Русь.

Почему мы называем Крещение Руси водоразделом в истории наших народов? Мы делаем это потому, что оно навсегда изменило всю славянскую цивилизацию и предопределило дальнейший ход ее развития. Это был действительно решительный поворот от тьмы к свету, от блуждания во мраке ложных представлений к обретению богооткровенной истины и спасения.

Щедрый Господь Человеколюбец даровал нам непревзойденную милость и великое счастье – возможность принадлежать к Православной Церкви, составить Единое Тело Христово и приобщиться неиссякаемого «источника воды, текущей в жизнь вечную». (Ин 4:14). Таким образом, мы «уже не пришельцы и не пришельцы, но… сограждане святым и свои Богу, утвержденные на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2:19).-20).

Мы очень мало знаем о жизни Руси до Крещения. Доступные нам исторические сведения сохранили довольно противоречивый образ наших предков как людей, с одной стороны, жестоких и коварных, а с другой стороны, храбрых и великодушных. Соблюдая законы кровной мести, славяне в то же время были людьми щедрого гостеприимства и великодушия. Однако во время военных походов миролюбивый славянин превращался в грозного и беспощадного воина: его ярость переходила все границы и ради богатой добычи он не останавливался ни перед чем.

Славянский мир как бы стоял на перекрестке добра и зла, проявляя то благородные качества души, то страшную бездну тьмы. Нужен был решительный и твердый шаг, чтобы сделать судьбоносный выбор. И этот выбор сделал святой равноапостольный князь Владимир. Православная вера, насажденная великим князем в жизнь наших предков, преобразила наш народ, воспитав в нем дух бескорыстия и кротости, самопожертвования и терпения.

На протяжении столетий после крещения в благодатных водах Днепра Русь стремилась строить свою жизнь на фундаменте высоких христианских идеалов и верности Евангелию, основывать свою жизнь на том, что философ Иван Ильин называл «целованием Крест», то есть на пламенную любовь Господа и трепет перед Его Искупительной Жертвой. Несмотря на все перипетии нашей истории, несмотря на все ошибки, отклонения и даже падения, наш народ всегда ставил превыше всего служение и стояние в Божественной истине.

Приобщение к православной духовности также стало мощным толчком для развития уникальной восточнославянской культуры. Выбор князем Владимиром религии был также выбором мировоззрения, христианского образа жизни и стиля культуры. Это был выбор пути, по которому встанет цивилизация. Так что теперь мы не можем представить нашу литературу, изобразительное искусство, архитектуру или музыку без евангельских мотивов и сюжетов. Проникнутые христианскими нравственными идеалами и ценностями, эти произведения искусства уводят нас в богатый духовный мир православной веры, побуждая к размышлению над вечными вопросами человеческой жизни и ее предназначения.

Однако не только принадлежность к православной культуре по рождению делает нас христианами. Быть православным не значит отдавать дань традиции, основанной на «любви к могилам предков» и отечественной истории. Быть православным христианином — это, прежде всего, делать сознательный выбор своего жизненного пути, значит неустанно искать Христа и Его истины. Подобно равноапостольному князю Владимиру, который, «совлекши ветхого человека с делами его <…> и облекшись в нового человека» (Кол. 3:9).-10), отдал свое сердце Господу Иисусу навеки, и мы, помня, «какого мы духа» (Лк. 9:55), призваны быть «исполнителями слова, а не слышателями только» (Иак. 1). :22), и полностью осознавать, что наша «жизнь сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3:3).

Искать истину Христову и стоять за нее – вот главная заповедь, данная святым князем Владимиром народам Святой Руси, наследникам Днепровской купели. Вся наша общая история и культура, многовековая духовная и церковная традиция наших народов были связаны с поисками этой истины. Это лежит в основе нашей жизни и самосознания; она объединяет всех нас и дает силы идти по пути нашего исторического развития, преодолевая любые невзгоды, печали и ненависть.

И вот на братской Украине – стране, где находится священная Днепровская купель, в которой крестили народы Руси, стихии мира сего восстают против Церкви святого князя Владимира, пытаясь разрушить единство этой святой церкви. Там священнослужители и миряне подвергаются несправедливым обвинениям и поношениям. Однако мы верим, что никакое давление извне не способно разрушить священные узы Христовой любви, объединяющие нас в одно Тело Церкви. Мы верим, что наша общая молитва поможет нам перенести все испытания и сохранить чистоту православной веры и верность канонической истине.

Едиными устами и единым сердцем прославляя Творца за Его неизреченную милость к нам, сподобимся обильной любви Божией и великого духовного дара, который равноапостольный князь Владимир дал своему народу.

Молитвами сего славного святого, угодного Господу, да благословит Господь небесный миром страны исторической Руси, да укрепит пастырей и всех верующих в Украине, мужественно хранящих верность канонической Церкви; и да дарует нам Свою непрестанную помощь в следовании путем спасения, чтобы мы, «не сообразуясь с миром сим, но… преображаясь обновлением… ума» (Рим. 12:2), служили Богу и человекам, неся свидетельство неувядающей красоты и силы веры Христовой.

https://mospat. ru/ru/2018/07/14/news161975/

Интервью для документального фильма Второе Крещение Руси

Владимир Путин дал интервью создателям документального фильма «Второе крещение Руси», премьера которого состоялась 22 июля на телеканале «Россия 1».

Второе Крещение Руси — полнометражный документальный фильм о возрождении Русской Православной Церкви в России за последние 25 лет. В фильме подробно представлены основные этапы восстановления церковной жизни в России с 19 века.88 года, когда страна отмечала 1000-летие Крещения Руси, до наших дней.

* * *

ВОПРОС: Мы еще помним те времена, когда можно было разрушить карьерные перспективы, если крестили ребенка и об этом узнали. Проблемы могли возникнуть и в вузе, не говоря уже о ситуации 1920-30-х годов, когда репрессиям подверглись как священнослужители, так и миряне. Какие уроки, по вашему мнению, мы должны извлечь из тех лет гонений на церковь?

В.ПУТИН: Я тоже ощутил последствия тех времен. Моя мать крестила меня и держала это в секрете от моего отца, который был членом коммунистической партии. Он не был никаким партийным работником, просто работал на заводе, но был каким-то низовым парторгом в своем заводском цехе. Так или иначе, моя мать, якобы не дав ему узнать, крестила меня, делала это тайно, и поэтому моя семья тоже чувствовала стеснение тех времен.

Я думаю, что урок, который нужно усвоить, довольно прост. Во все самые критические моменты нашей истории наш народ обращается к своим корням, к своим нравственным устоям и религиозным ценностям. Все мы знаем, как, когда началась Великая Отечественная война, первым, кто объявил о начале войны советскому народу, был Молотов, обратившийся к нации со словом «граждане». Но когда Сталин затем обратился к нации, несмотря на свою жесткую, если не сказать, жестокую позицию по отношению к церкви, он выбрал совсем другую форму обращения: «Братья и сестры». Выбор адреса имел огромное значение. Это были не просто слова, а обращение к сердцам и душам людей, к их истории и корням, чтобы донести всю грандиозность и трагизм происходящих событий, поднять людей, мобилизовать их на то, чтобы подняться на защиту своей Родины. Так было всегда, когда страна сталкивалась с трудностями и лишениями, даже в годы государственного атеизма, потому что русский народ не мог выжить без этих нравственных основ.

ВОПРОС: Церковные деятели и деятели церковной жизни называют 25 лет, прошедших с празднования 1000-летия Крещения Руси, «вторым крещением Руси». Отношения между церковью и государством действительно претерпели за это время изменения и обрели новое содержание. Считаете ли вы справедливым говорить о «втором крещении Руси» и видите ли вы доказательства, оправдывающие эти слова?

В.ПУТИН: Я не хочу спорить с теми, кто говорит о втором крещении Руси, но лично я бы не сказал, что это самый подходящий способ описать то, что произошло за это время. Я бы скорее сказал, что мы стали свидетелями возвращения к нашим корням, и вопрос, который, конечно же, возникает, заключается в том, почему это произошло. Наше поколение помнит Моральный кодекс строителей коммунизма. По сути, это была просто упрощенная версия религиозных принципов, разделяемых практически всеми традиционными религиями мира.

Но когда исчез даже этот упрощенный нравственный кодекс, люди оказались в огромном нравственном и духовном вакууме, и единственный способ его заполнить — вернуться к подлинным, истинным ценностям. Эти ценности неизбежно носили религиозный характер.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что люди стали обращаться к своим корням, к вере и духовным ценностям. Это был естественный процесс возрождения русского народа. Делали они это спонтанно, без понука извне, ни со стороны властей, ни со стороны церкви. В то время церковь едва ли была в состоянии кого-либо подтолкнуть. Оно было в плачевном состоянии. В материальном плане советская власть ограбила его, пожалуй, основательнее, чем кого бы то ни было, но в организационном и духовном отношении оно тоже находилось в очень тяжелом положении. Это было стихийное движение самих людей вернуться к своим корням.

Вопрос: Г -н президент, вы встретились с столичным Лавром, главой русской православной церкви за границей. Это была ваша инициатива или его просьба? Что привело к этой встрече и стала ли она поворотным моментом в воссоединении церкви?

В.ПУТИН: Это была скорее моя инициатива, но, к моему удивлению, Русская Православная Церковь Заграницей и сам митрополит Лавр отреагировали на это с поддержкой и пониманием. Говорю, это было к моему удивлению, потому что отношения между Русской Православной Церковью Заграницей и советскими властями по понятным причинам всегда были, мягко говоря, натянутыми, и я был тогда немного удивлен тем, с какой готовностью они откликнулись на мои инициативу, но после первой встречи, если не ошибаюсь, в Нью-Йорке, я сразу понял, почему они так реагируют.

Я понял, что Предстоятели Русской Православной Церкви Заграницей были настоящими русскими людьми. Они могут жить далеко от своей родины, но ее интересы они хранят в своем сердце. Они поняли, что пришло время воссоединить всю русскую нацию, собрать воедино все народы России, все многообразие этносов, объединенных православной верой. Как вы, возможно, знаете, паспорта, выдаваемые во времена Российской империи, не классифицировали людей по этническому признаку, но указывали их религиозную веру.

Предстоятели Русской Православной Церкви Заграницей, люди, познавшие в жизни немало испытаний и невзгод, столкнувшиеся с большими испытаниями и невзгодами, очевидно, пришли к выводу, что настал момент для воссоединения. Ведь Русская Православная Церковь сыграла уникальную роль в истории нашего народа и страны. По существу, именно после принятия православия в качестве религии русская нация начала складываться как единая нация и приступила к строительству централизованного Российского государства.

В основе русской нации и централизованного Российского государства лежат одни и те же духовные ценности, объединяющие всю ту часть Европы, которую ныне разделяют Россия, Украина и Белоруссия. Это наше общее духовно-нравственное и ценностное пространство, и это играет очень большую роль в сплочении людей. Естественно, сама Русская Православная Церковь в России и Русская Православная Церковь Заграницей почувствовали это сердцем и стали сближаться. Задача властей здесь была просто поддерживать этот процесс.

ВОПРОС: В разговоре с митрополитом Лавром Вы сказали: «Хочу очень твердо и четко заявить, что власть никогда не будет вмешиваться в церковные дела». Вы были очень убедительны. Вы упомянули об объединяющей роли Русской Православной Церкви Заграницей. После распада Советского Союза и появления новых стран в Центральной и Восточной Азии, в Казахстане Православная Церковь сегодня играет еще более объединяющую роль, объединяя людей на всем постсоветском пространстве.

ВЛАДИМИР ПУТИН: Есть много разных областей, где церковь и государство могут работать вместе. Прежде всего, это обучение нашей молодежи нравственным и духовным ценностям, поддержка семьи как института, воспитание детей, поддержка тех, кто нуждается в особой помощи и содействии. Я говорю не только о больных или инвалидах, но и о людях в тюрьмах, например. Им тоже нужна моральная поддержка. Церковь является естественным партнером государственных органов в таких областях.

У церкви есть и еще одна очень важная роль внутри самой России – создание условий для межконфессионального и межнационального мира и согласия. В этом отношении значение церкви выходит за рамки сегодняшней Российской Федерации, потому что она также помогает нам строить хорошие отношения с людьми в других странах, прежде всего, конечно, на постсоветском пространстве. Я уже упоминал об общих исторических нравственных и духовных корнях, которые мы разделяем с народами Украины и Беларуси. По сути, у нас есть общая церковь, общий духовный источник и общая судьба. Что касается других стран СНГ и их народов, то и здесь церковь может сыграть очень конструктивную и позитивную роль.

ПЦА представлена ​​на 1030-летии Крещения Руси в Киеве – Православие в Америке

Перейти к содержимому

Предыдущий Следующий

  • Посмотреть увеличенное изображение

Этот пост изначально был опубликован на этом сайте

Митрополит Онуфрий приветствует о. Даниил Андреюк.

По благословению Блаженнейшего Митрополита Тихона представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате протоиерей Даниил Андреюк был в числе тех, кто принял участие в праздновании 1030-летия Крещения Киевской Руси на минувшей неделе от июля 2018 г.

Отец Даниил присоединился к представителям 12 автокефальных Православных Церквей мира на торжестве, которое началось в пятницу, 27 июля, с Благодарственного молебна на Владимирской горке в Киеве, на котором Блаженнейший Митрополит Киевский Онуфрий и Всея Украины председательствовала.

Пр. Даниил (крайний справа) на Владимирской горке.

«Крестный ход под предводительством митрополита Онуфрия — пешком около шести километров — направился к Печерскому монастырю, — сообщил отец Даниил. «Примерно 250 000 участников, это шествие было самым масштабным за последние годы».

Митрополит Онуфрий также возглавил богослужение на площади перед Успенским собором Печерского монастыря, где также сослужил Божественную литургию в субботу, 28 июля, с иерархами Украинской Православной Церкви, приглашенными иерархами , а также представители Церквей Александрии, Иерусалима, России, Грузии, Сербии, Румынии, Болгарии, Кипра, Албании, Польши, Чехии и Словакии, Америки.

Десятки тысяч верующих проходят от Владимирской горки до Киево-Печерского монастыря.

По окончании Божественной литургии митрополит Онуфрий призвал верующих оставаться «верными чадами святого Владимира», принесшего православие в Киевскую Русь в 988 году н.э.

«Очень чувствовалось единство и поддержка митрополита Онуфрия, — заметил отец Даниил, передавший приветствие от имени митрополита Тихона и Православной Церкви в Америке. Аналогичные поздравления по этому случаю были направлены Святейшему Патриарху Московскому Кириллу. Тексты обоих приветствий приведены ниже.

Приветствие Блаженнейшего Митрополита Тихона


Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию
1030-летие Крещения Руси
25 июля 2018 г.

Ваше Блаженство, Возлюбленный Брат во Христе:

Это Встречайте и правильно, что 1030-летие Крещения Руси празднуется в Киеве и в день, когда Святая Церковь празднует Святого Владимира, Великого Князя Киевского и Равноапостольного.

Митрополит Онуфрий прибывает на субботнюю Божественную литургию.

Выбор святого Владимира привел ко Христу миллионы людей. То, что было Киевской Русью в 988 году, в 2018 году — это огромная территория трех суверенных государств — Украины, Белоруссии и России. Хотя эти страны имеют разные культуры, политические и социальные условия и текущие проблемы, они разделяют общее духовное и культурное наследие.

Празднование дня святого Владимира и Крещения Руси в Киеве имеет особое историческое значение, поскольку именно в Киеве произошло Крещение Руси и был открыт путь к православной христианской вере для миллионов мужчин и женщин из поколения в поколение . В Православной Церкви в Америке многие наши верующие в США и Канаде также являются наследниками Крещения Руси и дорожат своей связью с Киевской купелью.

От имени Священного Синода и духовенства, монашествующих и мирян Православной Церкви в Америке направляю Вашему Блаженству поздравительное послание и моему представителю протоиерею Даниилу Андреюку, настоятелю прихода Святой Екатерины в Москве, находящемуся поездка в Киев после посещения 19-го Всеамериканского Собора нашей Церкви в Сент-Луисе, штат Миссури.

Просим Ваше Блаженство Ваших святых молитв и заверяем Вас в наших молитвах за Вас и Украинскую Православную Церковь.

С любовью о Господе,

Ваш брат и сослужитель,

+ Тихон
Архиепископ Вашингтонский
Митрополит всей Америки и Канады

Приветствие Блаженнейшего Митрополита Тихона


Святейшему Патриарху Кириллу и всем Россия
1030-летие Крещения Руси
28 июля 2018 г. о. Даниил служит за Божественной литургией.

Ваше Святейшество, Дорогой Брат во Христе:

День памяти великого князя Владимира равноапостольного совпадает с празднованием 1030-летия Крещения Руси. Киевская Русь была родиной православия в России, Украине и Белоруссии.

Следовательно, торжества святого Владимира и годовщина Крещения Руси символизируют и выражают братство трех суверенных народов. Они становятся горячими молитвами о мире и благополучии трех народов.

Фр. Даниил, третий слева, с приглашенным духовенством.

Пользуясь случаем, выражаю Вашему Святейшеству нашу любовь и заверяю Вас в наших молитвах за Вас, Вашу Святую Церковь и народы России, Украины и Белоруссии.

Прошу Ваших Святейшеств молитв о Православной Церкви в Америке и ее миссии в Северной Америке.

Ваш брат и сослужитель,

+ Тихон
Архиепископ Вашингтонский
Митрополит всей Америки и Канады

Поиск:

Последние сообщения

  • Вашингтон, округ Колумбия, приветствует Патриарха Феодора II для последнего этапа апостольского визита в США
  • Осеннее собрание проводит духовенство архиепископского округа
  • Девушка-адвокат штата Гоа выступает в Организации Объединенных Наций
  • Национальная конвенция Филоптоха 2022 г.
  • Электронный бюллетень: последние новости от антиохийских женщин

Категории

  • Юрисдикции
  • министерств
  • семинарий

Архивы

Архивы Выбрать месяц Октябрь 2022 Сентябрь 2022 Август 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Май 2022 Апрель 2022 Март 2022 Февраль 2022 Январь 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Сентябрь 2021 Август 2021 Июль 2021 Июнь 2021 Май 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019Ноябрь 2019 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *