Крестил: «Немецкий след»: кто и когда на самом деле крестил Русь

Содержание

«Немецкий след»: кто и когда на самом деле крестил Русь

https://ria.ru/20210728/kreschenie-1743161870.html

«Немецкий след»: кто и когда на самом деле крестил Русь

«Немецкий след»: кто и когда на самом деле крестил Русь — РИА Новости, 28.07.2021

«Немецкий след»: кто и когда на самом деле крестил Русь

В России отмечают День крещения Руси. Считается, что это произошло в 988 году в Киеве. Однако последние исследования показали: в русском государстве на тот… РИА Новости, 28.07.2021

2021-07-28T08:00

2021-07-28T08:00

2021-07-28T11:59

религия

норвегия

майнц

европа

русская православная церковь

рюрик

крещение руси

князь владимир

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/155329/73/1553297324_0:255:3071:1982_1920x0_80_0_0_e782e08a659c7ac6847ebf56f4ab5dac.jpg

МОСКВА, 28 июл — РИА Новости, Антон Скрипунов. В России отмечают День крещения Руси. Считается, что это произошло в 988 году в Киеве. Однако последние исследования показали: в русском государстве на тот момент уже были и храмы, и священники — вполне возможно, религию Христа наши предки приняли гораздо раньше. О белых пятнах самого важного события в истории страны — в материале РИА Новости.На сто лет раньше»Поработив соседние народы и через то чрезмерно возгордившись, русы подняли руку на ромейскую империю. Но теперь и они переменили эллинскую и безбожную веру, в которой прежде сего содержались, на чистое христианское учение. <…> И в них возгорелась такая жажда веры и ревность, что они приняли пастыря и с великим тщанием исполняют христианские обряды».Обычно ссылаются на эти строки из послания патриарха Константинопольского Фотия пастве. Князь Владимир Святославович возжелал сменить веру. Выбор пал на христианство греческого обряда. Правитель обратился в новую религию в Херсонесе, что было одним из условий брака с византийской принцессой Анной, а потом уже в Киеве покрестил подданных. И с 988-го Русь стала христианской.Но, оказывается, послание про «крещеных русов» написали за сто лет до этого — в 867-м. Причем само обращение в христианство, видимо, произошло еще раньше. Историки связывают это с походом на Константинополь Аскольда и Дира, членов скандинавской дружины Рюрика, правившего Киевом до 882-го. Более того, на обратном пути князья прихватили с собой византийского епископа, который обратил множество людей благодаря чуду. Согласно византийским хроникам, славяне сомневались в истинности христианской религии, на что священнослужитель отреагировал довольно экстравагантно: «бросил в печь книгу святого Евангелия».»По происшествии достаточного времени, когда печь погасла, — свидетельствует хронист, — обретен был священный свиток не пострадавшим и не поврежденным и не получившим от огня никакого ущерба, так что даже кисти на концах связывaющиx его (страницы. — Прим. ред.) шнуров не потерпели никакого вреда или изменения. Увидев это и быв поражены величием чуда, варвары без колебаний начали креститься». Как отмечают историки, в правление князей Игоря и Святослава, деда и отца Владимира соответственно, в Киеве уже построили церковь. Предание гласит, что поставили ее еще при Аскольде и Дире. Получается, за сто лет до официального крещения Русь уже была христианской. И крестил ее не Владимир, а патриарх Фотий.Провальная миссияОб этом яростно спорят. Масла в огонь подливает то, что византийские свидетельства, на которые опираются ученые, противоречат друг другу. Например, рассказ о «Фотиевом крещении» подчеркивает массовый характер «обращения русов», а спустя двадцать лет в другом источнике киевлян назвали «темными язычниками».У исследователей есть несколько объяснений этому. Так, известный советский и российский историк Игорь Фроянов отмечал, что греки, говоря о христианизации Руси в IX веке, попросту «выдавали желаемое за действительное».»За преувеличенными слухами о «крещении Руси» и организации русской епархии, — писал Фроянов, — скрывались первые попытки византийских миссионеров проповеди христианства среди восточных славян. Однако деятельность проповедников не дала нужного грекам результата: Русь еще некоторое время оставалась в лоне язычества».С другой стороны, к середине X века многие представители древнерусской знати исповедовали религию Христа. Об этом свидетельствует «Повесть временных лет», говоря о заключенном в 944-м мирном договоре князя Игоря с византийцами.»Мы же договор этот написали на двух хартиях, — приводит текст соглашения летописец, — и одна хартия хранится у нас, царей, — на ней есть крест и имена наши написаны, а на другой — имена послов и купцов ваших. <…> Мы же, те из нас, кто крещен, в соборной церкви клялись церковью святого Ильи в предлежании честного креста и хартии этой соблюдать все, что в ней написано, и не нарушать из нее ничего; а если нарушит это кто-либо из нашей страны — князь ли или иной кто, крещеный или некрещеный, — да не получит он помощи от Бога, да будет он рабом в загробной жизни своей и да будет заклан собственным оружием».Более того, христианство приняла и жена Игоря — Ольга. Правда, через десять лет после его гибели, в 955-м. Это известный факт. Но мало кто знает, что она задумала обратить в новую веру все государство. И отправила посольство с просьбой прислать епископа. Но вовсе не в Константинополь.Между Востоком и ЗападомВ X веке христианство еще не раскололось на православную и католическую ветви. Но напряжение между Западом и Востоком постоянно нарастало. Папа римский и патриарх Константинопольский вели сложную игру за влияние, пожалуй, над самым крупным на тот момент племенным образованием в Европе.»К христианству тогда относились как к политическом акту, а не как к религии в нашем сегодняшнем понимании», — объясняет РИА Новости историк-медиевист Клим Жуков.Поэтому Ольга хотела не просто крестить подданных, но и заручиться поддержкой сильнейших держав того времени. А их было две: Византия и Священная Римская империя. Княгиня выбрала западное государство.»Послы Елены, королевы ругов, крестившейся в Константинополе при императоре константинопольском Романе, явившись к королю (Оттону I), притворно, как выяснилось впоследствии (то есть обманом добились аудиенции. — Прим. ред.), просили назначить их народу епископа и священников», — свидетельствует немецкая «Хроника Регинона Прюмского».Послали монаха Либуция, возглавлявшего аббатство в Майнце. Но до Киева тот так и не добрался. «Помешали какие-то задержки», — туманно объясняет составитель «Хроники». И вместо него епископом назначили другого немца — Адальберта. В 961-м тот прибыл в Киев.Немец был довольно искусным проповедником. И у него был миссионерский опыт: он обращал в новую веру жившие на Рейне племена. Кто знает, как бы повернулся ход русской истории, если бы Адальберт знал хоть немного обычаи и язык восточных славян…Миссия провалилась. Киевом уже правил сын Ольги — воинственный Святослав, который терпеть не мог христиан.»Проповедник был вынужден бежать из Киева после того, как убили его спутников. Впоследствии Оттон назначил его епископом Магдебурга», — отмечал французский историк Жорж Фессель.»Политический акт»Спустя 13 лет в столицу Руси прибыл исландский монах Торвальд Кодранссон. Здесь он познакомился с соотечественником — Олафом Трюггвасоном, будущим королем Норвегии, служившим в дружине князя Владимира Святославовича. По мнению некоторых исследователей, исландец обратил дружинника в христианство «по греческому обряду». А тот, в свою очередь, повлиял на киевского правителя — косвенные доказательства приводит «Повесть временных лет», где упоминается некий варяг, которому «приснились рай и ад». Вполне возможно, что Олафа отправили в составе посольства в Царьград во время знаменитого «выбора веры».Так или иначе, к концу 980-х в Киеве и других крупных городах уже были христианские общины. Более того, историки установили, что исландский монах Торвальд даже стал первым епископом Полоцка.Однако смущает один факт: византийские летописи, которые очень точны в датировках, единогласно говорят именно о 988-м как о дате принятия Русью христианства.»Владимирово крещение Руси — это всего лишь политический акт. Грубо говоря, в 988-м древнерусский президент подписал указ. <…> Важно понимать, что речь шла об обращении в христианство княжеской аристократии, бояр, дружины и городов. Потому что деревня — и это совершенно точно — оставалась языческой до XIII века», — поясняет Жуков. Элита и горожане тоже обратились в новую веру не одномоментно. Христианизация длилась довольно долго — «минимум лет сто», отмечает специалист. В этот период было несколько значимых эпизодов, от «Фотиева крещения» в 860-х до хрестоматийного сюжета в Херсонесе примерно в 987-м.»К тому времени христианство хорошо знали на Руси, — подчеркивает Жуков. — И даже основатель династии русских правителей Рюрик к моменту призвания на Русь мог быть тоже крещен — если мы признаем версию, что им был не кто иной, как Рёрик Ютландский (датский конунг, живший в середине IX века. — Прим. ред.). А этому есть конкретные обоснования».Однако точку в этом сложном и долгом процессе поставил именно князь Владимир. Его решающий вклад в христианизацию Руси историки сомнению не подвергают.

https://ria.ru/20210227/glagolitsa-1599154256.html

норвегия

майнц

европа

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/155329/73/1553297324_382:317:2690:2048_1920x0_80_0_0_5265b79401026e9a14f819629bf4575d.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

норвегия, майнц, европа, русская православная церковь, рюрик, крещение руси, князь владимир, аналитика — религия и мировоззрение

Религия, Норвегия, Майнц, Европа, Русская православная церковь, Рюрик, Крещение Руси, Князь Владимир, Аналитика — Религия и мировоззрение

МОСКВА, 28 июл — РИА Новости, Антон Скрипунов. В России отмечают День крещения Руси. Считается, что это произошло в 988 году в Киеве. Однако последние исследования показали: в русском государстве на тот момент уже были и храмы, и священники — вполне возможно, религию Христа наши предки приняли гораздо раньше. О белых пятнах самого важного события в истории страны — в материале РИА Новости.

На сто лет раньше

«Поработив соседние народы и через то чрезмерно возгордившись, русы подняли руку на ромейскую империю. Но теперь и они переменили эллинскую и безбожную веру, в которой прежде сего содержались, на чистое христианское учение. <…> И в них возгорелась такая жажда веры и ревность, что они приняли пастыря и с великим тщанием исполняют христианские обряды».

Обычно ссылаются на эти строки из послания патриарха Константинопольского Фотия пастве. Князь Владимир Святославович возжелал сменить веру. Выбор пал на христианство греческого обряда. Правитель обратился в новую религию в Херсонесе, что было одним из условий брака с византийской принцессой Анной, а потом уже в Киеве покрестил подданных. И с 988-го Русь стала христианской.

Но, оказывается, послание про «крещеных русов» написали за сто лет до этого — в 867-м. Причем само обращение в христианство, видимо, произошло еще раньше. Историки связывают это с походом на Константинополь Аскольда и Дира, членов скандинавской дружины Рюрика, правившего Киевом до 882-го. Более того, на обратном пути князья прихватили с собой византийского епископа, который обратил множество людей благодаря чуду. Согласно византийским хроникам, славяне сомневались в истинности христианской религии, на что священнослужитель отреагировал довольно экстравагантно: «бросил в печь книгу святого Евангелия».

Собор Святой Софии в Стамбуле

«По происшествии достаточного времени, когда печь погасла, — свидетельствует хронист, — обретен был священный свиток не пострадавшим и не поврежденным и не получившим от огня никакого ущерба, так что даже кисти на концах связывaющиx его (страницы. — Прим. ред.) шнуров не потерпели никакого вреда или изменения. Увидев это и быв поражены величием чуда, варвары без колебаний начали креститься».

Как отмечают историки, в правление князей Игоря и Святослава, деда и отца Владимира соответственно, в Киеве уже построили церковь. Предание гласит, что поставили ее еще при Аскольде и Дире. Получается, за сто лет до официального крещения Русь уже была христианской. И крестил ее не Владимир, а патриарх Фотий.

Провальная миссия

Об этом яростно спорят. Масла в огонь подливает то, что византийские свидетельства, на которые опираются ученые, противоречат друг другу. Например, рассказ о «Фотиевом крещении» подчеркивает массовый характер «обращения русов», а спустя двадцать лет в другом источнике киевлян назвали «темными язычниками».

У исследователей есть несколько объяснений этому. Так, известный советский и российский историк Игорь Фроянов отмечал, что греки, говоря о христианизации Руси в IX веке, попросту «выдавали желаемое за действительное».

«За преувеличенными слухами о «крещении Руси» и организации русской епархии, — писал Фроянов, — скрывались первые попытки византийских миссионеров проповеди христианства среди восточных славян. Однако деятельность проповедников не дала нужного грекам результата: Русь еще некоторое время оставалась в лоне язычества».

С другой стороны, к середине X века многие представители древнерусской знати исповедовали религию Христа. Об этом свидетельствует «Повесть временных лет», говоря о заключенном в 944-м мирном договоре князя Игоря с византийцами.

© РИА Новости / Александр Мельников | Перейти в медиабанкРельеф с изображением святой княгини Ольги на стене Главного храма Вооруженных сил России в парке «Патриот»

Рельеф с изображением святой княгини Ольги на стене Главного храма Вооруженных сил России в парке «Патриот»

«Мы же договор этот написали на двух хартиях, — приводит текст соглашения летописец, — и одна хартия хранится у нас, царей, — на ней есть крест и имена наши написаны, а на другой — имена послов и купцов ваших. <…> Мы же, те из нас, кто крещен, в соборной церкви клялись церковью святого Ильи в предлежании честного креста и хартии этой соблюдать все, что в ней написано, и не нарушать из нее ничего; а если нарушит это кто-либо из нашей страны — князь ли или иной кто, крещеный или некрещеный, — да не получит он помощи от Бога, да будет он рабом в загробной жизни своей и да будет заклан собственным оружием».

Более того, христианство приняла и жена Игоря — Ольга. Правда, через десять лет после его гибели, в 955-м. Это известный факт. Но мало кто знает, что она задумала обратить в новую веру все государство. И отправила посольство с просьбой прислать епископа. Но вовсе не в Константинополь.

Между Востоком и Западом

В X веке христианство еще не раскололось на православную и католическую ветви. Но напряжение между Западом и Востоком постоянно нарастало. Папа римский и патриарх Константинопольский вели сложную игру за влияние, пожалуй, над самым крупным на тот момент племенным образованием в Европе.

«К христианству тогда относились как к политическом акту, а не как к религии в нашем сегодняшнем понимании», — объясняет РИА Новости историк-медиевист Клим Жуков.

Поэтому Ольга хотела не просто крестить подданных, но и заручиться поддержкой сильнейших держав того времени. А их было две: Византия и Священная Римская империя. Княгиня выбрала западное государство.

«Послы Елены, королевы ругов, крестившейся в Константинополе при императоре константинопольском Романе, явившись к королю (Оттону I), притворно, как выяснилось впоследствии (то есть обманом добились аудиенции. — Прим. ред.), просили назначить их народу епископа и священников», — свидетельствует немецкая «Хроника Регинона Прюмского».

Вид на Днепр

Послали монаха Либуция, возглавлявшего аббатство в Майнце. Но до Киева тот так и не добрался. «Помешали какие-то задержки», — туманно объясняет составитель «Хроники». И вместо него епископом назначили другого немца — Адальберта. В 961-м тот прибыл в Киев.

Немец был довольно искусным проповедником. И у него был миссионерский опыт: он обращал в новую веру жившие на Рейне племена. Кто знает, как бы повернулся ход русской истории, если бы Адальберт знал хоть немного обычаи и язык восточных славян…

Миссия провалилась. Киевом уже правил сын Ольги — воинственный Святослав, который терпеть не мог христиан.

«Проповедник был вынужден бежать из Киева после того, как убили его спутников. Впоследствии Оттон назначил его епископом Магдебурга», — отмечал французский историк Жорж Фессель.

«Политический акт»

Спустя 13 лет в столицу Руси прибыл исландский монах Торвальд Кодранссон. Здесь он познакомился с соотечественником — Олафом Трюггвасоном, будущим королем Норвегии, служившим в дружине князя Владимира Святославовича.

По мнению некоторых исследователей, исландец обратил дружинника в христианство «по греческому обряду». А тот, в свою очередь, повлиял на киевского правителя — косвенные доказательства приводит «Повесть временных лет», где упоминается некий варяг, которому «приснились рай и ад». Вполне возможно, что Олафа отправили в составе посольства в Царьград во время знаменитого «выбора веры».

Так или иначе, к концу 980-х в Киеве и других крупных городах уже были христианские общины. Более того, историки установили, что исландский монах Торвальд даже стал первым епископом Полоцка.

© Depositphotos.com / sikarahaВид на Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке

© Depositphotos.com / sikaraha

Вид на Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке

Однако смущает один факт: византийские летописи, которые очень точны в датировках, единогласно говорят именно о 988-м как о дате принятия Русью христианства.

«Владимирово крещение Руси — это всего лишь политический акт. Грубо говоря, в 988-м древнерусский президент подписал указ. <…> Важно понимать, что речь шла об обращении в христианство княжеской аристократии, бояр, дружины и городов. Потому что деревня — и это совершенно точно — оставалась языческой до XIII века», — поясняет Жуков.

Элита и горожане тоже обратились в новую веру не одномоментно. Христианизация длилась довольно долго — «минимум лет сто», отмечает специалист. В этот период было несколько значимых эпизодов, от «Фотиева крещения» в 860-х до хрестоматийного сюжета в Херсонесе примерно в 987-м.

«К тому времени христианство хорошо знали на Руси, — подчеркивает Жуков. — И даже основатель династии русских правителей Рюрик к моменту призвания на Русь мог быть тоже крещен — если мы признаем версию, что им был не кто иной, как Рёрик Ютландский (датский конунг, живший в середине IX века. — Прим. ред.). А этому есть конкретные обоснования».

Однако точку в этом сложном и долгом процессе поставил именно князь Владимир. Его решающий вклад в христианизацию Руси историки сомнению не подвергают.

«Кириллицу создали не они». Главные мифы о Кирилле и Мефодии

27 февраля 2021, 08:00

Таинство Крещения: ответы на основные вопросы

  • Православное учение о Крещении
  • Раздел «Таинство Крещения»
  • Что такое первое Таинство или Крещение? свт. Петр (Могила)
  • Таинство Крещения прот. Олег Давыденков
  • О недопустимости крещения окроплением
  • Кратко о главном
  • Вопросы и ответы о Таинстве Крещения
  • Объяснение священнодействий и обрядов Крещения и Миропомазания
  • Крещение и Миропомазание митр. Иларион (Алфеев)
  • Крещение схиархим. Иоанн (Маслов)
  • Можно ли креститься второй раз? иерей Александр Ермолин
  • Святые отцы о Крещении
  • Против отлагающих Крещение свт. Григорий Нисский
  • О благодати святого Крещения преп. Исидор Пелусиот
  • История Таинства Крещения
  • История крещения: как крестили в Древней Церкви
  • История чинопоследований Крещения и Миропомазания А.И. Алмазов
  • Порядок совершения Таинства Крещения
  • Порядок (чинопоследование) святого Крещения архим. Борис (Холчев)
  • Подготовка ко Крещению
  • Пять огласительных бесед перед Крещением свящ. Даниил Сысоев
  • Полемические вопросы
  • Можно ли признавать Крещение радикальных протестантов? cвящ. Д. Сысоев
  • Крещение. Православие и протестантизм свящ. Вячеслав Рубский
  • О крещении младенцев свящ. Даниил Сысоев
  • О крещении Тертуллиан
  • Церковные постановления о совершении Крещения прот. Н. Сильченков
  • О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери»
  • Видео, тесты, кроссворды
  • Духовный аборт свящ. Вадим Коржевский
  • Крестить ли когда есть сомнения в искренности? свящ. Георгий Максимов
  • Действительно ли крещение обливанием? свящ. Георгий Максимов
  • Тест: Таинство Крещения
  • Кроссворд «Таинство Крещения»
  • Кроссворд «Крещение Господне»
  • Крещение. Квиз

Креще́ние

1) одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин.3:5). После Крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.
Участвуя в Таинстве Святого Крещения, человек через троекратное погружение в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа очищается от грехов, умирает для жизни греховной, духовно рождается для жизни во Христе, усыновляется Богу, вводится в общение с Церковью;

2) Крещение Господне – событие Евангельской истории, смысл которого состоит в том, что Господь Иисус Христос, не имевший личной необходимости в покаянии (Иоанновом крещении покаяния), крестившись в Иордане, установил Таинство Крещения, низвел благословение на воду, чтобы впоследствии она могла служить средством для совершения этого Таинства в Церкви;

3) двунадесятый Праздник, посвященный воспоминанию и чествованию данного события.

Крестил ли Сам Иисус Христос?

Блаженный Феофилакт Болгарский: “Слыша, что Он крестил, не подумай, что Он Сам крестил: крестили ученики Его, но дело учеников евангелист относит к Учителю. Далее сей же самый евангелист говорит, что «Иисус не крестил, а ученики Его» (Ин.4:2). Спросишь ли «почему Он Сам не крестил»? Узнай. Иоанн прежде сказал, что «Он будет крестить вас Духом Святым» (Мф.3:11). А Духа Святого Он еще не давал, потому что было еще не время. Итак, если бы Он крестил, то или крестил бы без Духа (и чем бы тогда разнился от Иоанна?), или давал бы Духа и прежде времени, а это недостойно Бога, делающего все вовремя. Когда же было время дать Духа? Время после вознесения”.
Источник

Было ли Крещение, которое совершали ученики Христа (Ин.4:2) аналогом современного Таинства Крещения?

До Пятидесятницы (схождения Святого Духа на Апостолов, дня рождения Церкви), их крещение ещё не имело благодатной силы и было крещением покаяния (Мк. 1:4), как и у Иоанна.

Сам Иоанн Предтеча, указывая на Мессию, говорит: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф.3:11). Как пишет святитель Иоанн Златоуст, «присоединением слов «и огнем» [Иоанн Предтеча] еще более выражает силу и могущественное действие благодати».

Крещение покаяния не заменяло собой Крещения во имя Христово (Деян.19:1-5).

Достаточно ли Крещения для спасения?

Как известно, с рождением жизнь человека не заканчивается, а только начинается. В духовной области аналогичная последовательность: Крещение само по себе, без дальнейшей духовной жизни, не спасительно.

Кто Крестил Благоразумного разбойника?

«…разбойник получил окропление отпущения грехов через таинство воды и Крови, истекших из бока Христа» (преп. Ефрем Сирин).

«Итак, не сомневайся возлюбленный: благодать Божия совершенна; место не препятствует, здесь  ли  ты крестился, или на корабле, или на пути. Филипп  крестил  во время пути, Павел – в узах; Христос  крестил   разбойника  на кресте из своей раны, и он тотчас удостоился отверзть двери рая» (свт. Иоанн Златоуст).
Подробнее см. Благоразумный разбойник.

Кто Крестил апостолов и Богородицу?

— Иоанн Мосх запечатлел в Луге Духовном: «Ведь, не писано об апостолах, что они крещены. Ужели они не войдут в царствие небесное? — Нет! — отвечали на это. — Апостолы крещены, как говорит об этом Климент Строматевт в пятом томе своих “Гипотипоз”. Изъясняя слово апостола: “Благодарю Бога, что никого из вас не крестил”, — он говорит: “Христос, говорят, крестил одного Петра, Петр — Андрея, Андрей — Иакова и Иоанна, а эти — остальных”» (блаж. Иоанн Мосх. Луг Духовный.176)
— Святитель Софроний Иерусалимский и на основе Предания, хранившегося в Иерусалимской Церкви, свидетельствует: «Господь наш Иисус Христос Своими руками крестил Петра, а Петр, в свою очередь, крестил Андрея, Иакова и Иоанна; Иаков же и Иоанн крестили прочих Апостолов. Божию же Матерь крестили вместе Апостолы Петр и Иоанн» (Fragmentum. De baptismate apostolorum. – Migne. PG.87/3, col.3372).
— Синаксарь Цветной Триоди на Вознесение Господне: “Епифаний Кипрский повествова: яко Богослов убо Иоанн Богородицу крести, Петр же и той и прочия апостол» (Триодь Цветная, изд. в 6‑е лето патр. Иосифа, л.451 об.).
— Преподобный Ефрем Сирин: «Как наименовать мне Тебя?… Назову ли Тебя Женихом или Господом, Родившим Матерь Свою новым Рождением в водах». И здесь же отвечает от Лица Богородицы: «Я – Раба и Дочь, потому что купил Ты Меня и крестил Меня в водах… И как родила Я Его новым Рождением во плоти, так и Он родил Меня вторым Рождением» (Преп. Ефрем Сирин. Песнопения на Рождество Христово, п. 10 // Творения, т. 5, п. 151, с. 148).
— Тертуллиан в слове “О крещении”: «Если они (т. е. Апостолы) приняли человеческое крещение Иоанна, то желали и Господнего Крещения, почему Сам Господь призвал единое Крещение, говоря Петру, не желающему быть измовенным: “кто однажды измовен, не имеет вновь в этом нужды” (Ин.13:6), чего, конечно, Он не сказал бы тому, кто некрещен».

Условия Таинства Крещения

Необходимыми условиями для совершения Таинства Крещения являются православная вера (Мк. 16:16) и покаяние (Деян. 2:38).

Вера оглашаемых должна выражаться в исповедании ими Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твердом намерении жить согласно учению Церкви и Слова Божьего, в исповедании Символа веры. Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам.

Плоды Таинства Крещения

В Таинстве Крещения человек получает освобождение от безусловной власти первородного греха. Некрещеный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен и не грешить. Крещение дарует человеку свободу от тирании дьявола, который не сможет больше властвовать над нами без нашей воли. Крещение не действует автоматически, без нашей веры и покаяния, без соблюдения заповедей семя вечной жизни не взойдёт, а погибнет в нас. Не ведущий духовную жизнь крещёный человек именуется отпавшим.

Крещение в случае смертной опасности может совершить и мирянин

В случае смертной опасности и невозможности доставить к человеку православного священнослужителя, Таинство Крещения может совершить мирянин. В таком случае этот православный христианин должен взять воду (желательно святую) и трижды возлить на крещаемого со словами: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, Аминь. И Сына, Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Если человек останется в живых, то Крещение должен довершить священнослужитель.
См. подробнее: О возможности совершения Таинства Крещения мирянами в случае смертной опасности

Можно ли Креститься во второй раз?

Крещение – это духовное рождение, а оно, как и физическое, может быть только одно. В Православном Символе веры четко сказано: «Исповедую едино (одно)  крещение…».

Грехи, совершённые после Крещения, омываются в Таинстве Покаяния (исповеди). Это Таинство образно называют вторым Крещением, так как при сердечном раскаянии в своих грехах, человек получает прощение от Самого Бога.

Можно ли Креститься, если неизвестно, был ли крещён ранее?

«Если о младенце неизвестно, был ли он крещён (т. е. нет свидетелей, которые могли бы точно сообщить об этом), он может быть крещён обычным чином без каких-либо ограничений (Карф. 72; Трул. 84). Опираясь на это же правило, разрешается крестить подкидышей» (Православная энциклопедия. Том 38. М., 2015. С. 656).

«Если взрослый человек, желающий креститься, не знает, был ли он крещен в младенчестве, и нет возможности навести справку об этом, то священнику следует крестить его, так как второе Крещение по неведению не вменяется в вину крещаемому. Так же следует поступать и в тех случаях, когда младенец был якобы крещен мирянином, но не удалось установить, правильно ли было совершено Таинство.
В некоторых областях России в подобных сомнительных случаях совершают так называемое “условное Крещение”, при котором в тайносовершительную формулу добавляют слова: «аще не крещен есть». Такую форму Крещения предлагает Требник митрополита Петра Могилы. Однако, по мнению специалистов в области литургического богословия, древняя Церковь не знала условного Крещения. У католиков условное Крещение вошло в обычай с древних времен» (Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 1983. С. 236).

О страхе Креститься

Еще в четвертом веке многие жители Византии отказывались принимать Крещение, мотивируя это тем, что не смогут отказаться от привычного образа жизни, любимых дел и увлечений. И в том, что христианская жизнь по Евангелию вовсе не потребует от них столь радикального отказа, убеждал людей в ту пору не кто-нибудь, а сам святитель Иоанн Златоуст: «…Зачем ты убегаешь? Так, скажешь, я не могу соблюсти заповедей. Но разве Бог заповедал невозможное? <…> Разве не позволяется тебе заниматься делами? Разве я отвлекаю тебя от жены? Удерживаю тебя только от прелюбодеяния. Разве от пользования имуществом? От любостяжания только и хищения. Разве принуждаю раздать все? Только немногое, по мере возможности, уделять нуждающимся. <…> Разве принуждаем поститься? Запрещаем только предаваться опьянению и пресыщению. Устраняем то, что причиняет тебе бесчестие, что и сам ты еще здесь, прежде геенны, уже признаешь постыдным и ненавистным. Разве запрещаем веселиться и радоваться? Только бы это было не постыдно и не бесчестно».

Нужны ли крёстные взрослому человеку?

Крестные, или восприемники, обязательно нужны только для детей (до 7‑ми лет), для взрослого наличие крестных необязательно. Когда крестится взрослый, он сам может исповедовать свою веру в Иисуса Христа и хочет принять Святое Крещение для жизни по Его воле. Но поскольку большинство людей крестят в младенчестве, когда ребенок ещё не имеет сознательной веры, не может её гласно исповедовать, за него это делают крестные. Таким образом, детей крестят по вере восприемников и по вере родителей.

Можно ли крестить человека не на его мирское имя? Например, человека зовут Георгий, а креститься хочет с именем Павел

Самый простой и вместе с тем идеальный случай – это Крещение с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении. Однако наличие нескольких имен у человека с древних времен было явлением обычным, например: Иаков – Израиль; Даниил – Валтасар; Симон – Петр. У многих русских святых тоже было два имени: вел. кн. Ольга (в св. Крещении Елена), вел. кн. Владимир (в св. Крещении Василий), а дети его: св. Борис (Роман) и Глеб (Давид). У монахов почти всегда не совпадает имя мирское и то, которое дается при постриге. А так как в паспорте имя остается прежним, то при оформлении какого-нибудь документа приходится называть прежнее имя.

Главное, чтобы желание иметь иное имя в Крещении не было обусловлено оккультными причинами. Например, скрывать имя, данное в Крещении, — явное проявление оккультизма, жизни по воле падших духов.

Как быть, если имени крещаемого нет в святцах?

Если имени крещаемого нет в святцах, во время Крещения человека переименуют с целью обретения православного небесного покровителя. В таком случае имя человека может быть двойным: одно – для общего пользования, а другое – для религиозной жизни. При Крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Так, Яну чаще всего крестят с именем Иоанна, Илону или Нелли – Елена. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – «свет»), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победа». Тем не менее, можно выбрать себе имя, которое необязательно будет созвучным мирскому имени крещаемого.

Обязательно ли называть ребенка по святцам?

На Руси существовала благочестивая традиция — называть детей по святцам, то есть в честь святых, память которых выпадает на ближайшие даты ко дню рождения ребенка. Полезно придерживаться этой традиции.

Почему Церковь не поминает некрещеных?

Архимандрит Рафаил (Карелин): «Во-первых, надо осознать и понять, почему Церковь в своих молитвах не поминает некрещеных, почему в этом отношении она так категорична. Ответ один: из-за любви. Благодать церковной молитвы, которую не может воспринять некрещеный, только усугубляет его страдания. Не воспринятая благодать как бы обращается против человека. Чувство потери становится для него особенно ощутительным и острым. Молитва должна соответствовать духовному состоянию человека и степени его восприимчивости. Есть еще метафизическая сторона вопроса, которой мы не касаемся здесь, а именно, некрещеные в загробной жизни остаются под властью демона и в узах первородного греха как проклятия. Они — то темное сокровище вавилонского царя, о котором говорится в Библии. Служить погребение над некрещеными и петь «со святыми упокой» — это значит лгать, и ложью расширять власть демона над ними».

Цитаты о Крещении

«Крещёный отрезывает себя от всех надежд и опор земных и живет в веке сем, как бы в пустыне, ни с чем не связанный. Сердца его нет на земле, оно все в оном веке. Все здешнее касается его мимоходом…».
свт. Феофан Затворник

«Из купели человек выходит совсем не таким, каким туда входит. Как свет тьме, как жизнь смерти, так крещеный противоположен некрещеному. Зачатый в беззакониях и рожденный во грехах, человек до крещения носит в себе весь яд греха, со всею тяготою его последствий. Он состоит в немилости Божией, есть естеством чадо гнева; поврежден, расстроен сам в себе, в соотношении частей и сил и в их направлении преимущественно на размножение греха; подчинен влиянию сатаны, который действует в нем властно, по причине греха, живущего в нем. Вследствие всего этого он, по смерти, неминуемо есть оброчник ада, где должен мучиться вместе с своим князем и его клевретами и слугами.
Крещение избавляет нас от всех сих зол. Оно снимает клятву силою Креста Христова и возвращает благословение: крещеные суть чада Божии, как именоваться и быть дал им область Сам Господь. Аще же чада, то и наследницы, наследницы убо Богу, сонаследницы же Христу (Рим.8:17). Царство Небесное принадлежит крещаемому уже по самому крещению. Он изъемлется из-под владычества сатаны, который теперь теряет власть над ним и силу самовольно действовать в нем. Вступлением в Церковь, – дом прибежища – сатане заграждаются входы к новокрещеному. Он здесь как в безопасной ограде».
свт. Феофан Затворник

«Мы веруем, что святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: Если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5). Посему оно нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху и без крещения не могут получить отпущения сего греха».
Послание восточных патриархов о православной вере

«Всякому, кто отрицает нужду в крещении малых и недавно родившихся из чрева матери младенцев или говорит, что хотя они и крещаются во оставление грехов, но от греха прародителя Адама не заимствовали ничего, что должно очистить баней возрождения (а из этого следует, что образ крещения во оставление грехов в таком случае считается не истинным, а мнимым), да будет анафема. Ведь слова апостола: Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим.5:12) следует понимать не иначе, как их всегда понимала Кафолическая Церковь, распространившаяся повсюду и наполнившая все. Согласно этому правилу веры, и младенцев, которые сами не могут еще совершить никакого греха, крестят истинно во оставление грехов, чтобы возрождением очистить в них то, что они восприняли по происхождению».
124 канон Карфагенского собора

Крещение | Приходи ко Христу

Крещение — это завет или обещание, которое вы заключаете с Богом. При крещении вы обещаете служить Ему и следовать Его заповедям в меру своих возможностей.

Следуйте совершенному примеру Спасителя

Если вы когда-либо читали Новый Завет, вы, вероятно, знакомы с историей, в которой Иисус посещает Иоанна Крестителя для крещения.

«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Но Иоанн запретил ему, сказав: мне надобно креститься от тебя, и ты ли приходишь ко мне? Иисус же сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. — Матфея 3:13–15

Даже Иисус, который никогда не грешил, крестился, чтобы показать послушание Богу и стать примером для подражания.

Иисус крещен Иоанном

Крещение необходимо, чтобы попасть на небеса

Иисус учил, что нам нужно креститься, чтобы вернуться и жить в Божьем присутствии после того, как эта жизнь закончится.

«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». — Иоанна 3:5

Крещение означает «рождение от воды». Это позволяет нам очиститься от наших грехов, что необходимо для нашего возвращения к Богу.

Крещение должно совершаться погружением в воду

Крещения в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней совершаются погружением в воду, то есть человека полностью «погружают» под воду, а затем поднимают обратно. Библия говорит нам, что «когда [Иисус] крестился, [Он] тотчас вышел из воды» (от Матфея 3:16). Крещение погружением в воду прекрасно символизирует не только смывание грехов, но и смерть, погребение и воскресение. Крещение означает конец вашего старого образа жизни и рождение жизни, посвященной христианским ценностям (см. к Римлянам 6:3–6).

Святые последних дней верят, что крещение должен совершать тот, кто имеет надлежащую власть священства. Эта власть непосредственно от Иисуса Христа была возвращена через восстановление Его Церкви.

Крещение и Святой Дух

Хотя крещение само по себе является значительным событием, оно не будет полностью завершено без получения дара Святого Духа (или Святого Духа). Принятие Святого Духа означает рождение от Духа (см. от Иоанна 3:5). Дар Святого Духа дается вам после вашего крещения, чтобы вы могли получать Божью помощь, руководство и утешение на протяжении всей своей жизни.

Обещания крещения

ВЫ ОБЕЩАЕТЕ: служить другим

«Носите бремена друг друга, чтобы они были легки» (Мосия 18:8).

ВЫ ОБЕЩАЕТЕ: проявлять любовь и сострадание

«Горевать с горюющими; да, и утешайте тех, кто нуждается в утешении» (Мосия 18:9).

БОГ ОБЕЩАЕТ: дать вам Святого Духа

«Он может излить на вас Дух Свой более обильно» (Мосия 18:10).

ВЫ ОБЕЩАЕТЕ: быть хорошим примером

«Будьте свидетелями Бога во все времена, во всем и во всех местах, где бы вы ни находились» (Мосия 18:9).

ВЫ ОБЕЩАЕТЕ: соблюдать Божьи заповеди

«Вы будете служить Ему и соблюдать Его заповеди» (Мосия 18:10).

БОГ ОБЕЩАЕТ: возможность для вас получить жизнь вечную

«Вы можете быть искуплены Богом и причислены к тем, кто воскреснет в первом, чтобы иметь жизнь вечную» (Мосия 18:9).

Можно креститься

Апостол Петр также разъяснил, что крещение является заповедью для всех людей: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа» (Деяния 2:38).

Перед крещением вы показываете свое желание соблюдать Божьи заповеди, раскаиваясь в том, что вы сделали неправильно. Для этого может потребоваться исповедание своих грехов до крещения (см. от Матфея 3:6) или исправление ошибок там, где это возможно.

После крещения у вас есть шанс начать новую жизнь, посвященную следованию за Иисусом Христом. Ваши грехи прощены, и вы можете вновь посвятить себя принятию решений, ведущих к счастью. После того как вы креститесь и получите дар Святого Духа, Он поможет, утешит и направит вас в ваших усилиях.

Ниже приведены вопросы, которые часто задают о членах Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Нажмите здесь, чтобы увидеть полный список.

Да. Иисус ясно дал понять, что для того, чтобы войти в Царство Небесное, необходимо родиться от воды и Духа (см. от Иоанна 3:1–13). Сам Иисус крестился, несмотря на то, что Он был совершенен, чтобы подать нам пример.

Поскольку крещение включает в себя обещание следовать за Иисусом Христом и соблюдать Его заповеди, мы считаем, что человек должен уметь различать добро и зло и иметь достаточное понимание, чтобы выбрать для себя крещение. Это одна из причин, по которой Церковь не практикует крещение младенцев. Вместо этого детей можно крестить с восьмилетнего возраста.

Крещения должны совершаться надлежащей властью священства и способом, соответствующим тому, как был крещен Иисус (путем погружения).

Надлежащее крещение является обязательным условием для членства в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, поэтому ранее крещеные люди крестятся снова, если они хотят присоединиться.

После крещения лица, обладающие надлежащей властью священства, возлагают руки на голову крещеного, чтобы конфирмовать его или ее в члены Церкви и дать дар Святого Духа. Когда кто-то получает Святого Духа, это означает, что у человека может быть Святой Дух в качестве постоянного спутника, который утешает и направляет его, а также свидетельствует об истине.

Серия электронных писем «Иди со Христом»

Смотреть видео о жизни Иисуса

Принадлежность к любящему сообществу

Узнайте о Божьей любви

Ваша жизнь имеет цель и смысл

Узнайте о важности благодарности

Крестить Определение и значение — Merriam-Webster

крестить бап-тиз

ˈbap-ˌtīz,

 особенно южный bab-ˈtīz,

 или ˈbab-ˌtīz

переходный глагол

1

религия : совершать крещение (см. 1 смысл крещения)

крестить ребенка в Епископальной церкви

был крещен католиком в младенчестве

2

а

: для очищения или очищения духовно, особенно путем очищения (см. пункт очищения 1, смысл 1) переживания или испытания

крестил болью и восторгом, слезами и огнем… — Сидни Ланье

б

: инициировать

Обе разработки были крестили в условиях прошлогоднего малоснежья…— New York Times

3

: дать имя (как при крещении) : крестить

900 48 Они крестили своего сына «Иоанна» после дедушки ребенка.

непереходный глагол

: проводить крещение

креститель существительное

Синонимы

  • вызов
  • крестить
  • клепа [ архаичный ]
  • номинал
  • обозначить
  • даб
  • право
  • этикетка
  • имя
  • номинировать
  • стиль
  • термин
  • title
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

Примеры предложений

Священник крестил младенца. Она была крещена в возрасте 20 лет.

Недавние примеры в Интернете Дети Евы Лонгории, Дэвида и Виктории Бекхэм Ева Лонгория присоединилась к приятелям Виктории и Дэвида Бекхэм Кену Пэйвсу и Марку Энтони в качестве крестных родителей, когда их детям Крузу и Харпер (на фото) исполнилось 9 лет.0011 крестился . — Брук Шоуэлл, Peoplemag , 8 марта 2023 г. Церковь Хиллсонг стала частью духа времени в 2014 году, когда бывший пастор Карл Ленц крестил Джастина Бибера в ванне звезды НБА Тайсона Чендлера, но история Хиллсонг простирается далеко за пределы этого. — Джессика Сагер, Peoplemag , 16 мая 2023 г. Известный своими дизайнерскими узкими джинсами, рубашками с глубоким вырезом и дико харизматичными проповедями, Ленц привлек к своей пастве множество знаменитостей, и в 2014 году он прославился как крестил Джастина Бибера в ванне, принадлежащей игроку НБА Тайсону Чендлеру. — Мередит Блейк, Los Angeles Times , 15 мая 2023 г. Месса в базилике во время бдения в самый важный день христианства стала поводом для понтификов крестить несколько взрослых со всего мира. — Фрэнсис Д’Эмилио, ajc , 8 апреля 2023 г. YoungBoy также рассказал о своих планах стать мормоном и в конечном итоге получить крестил в Церкви Святых последних дней после завершения домашнего ареста. — Карл Ламар, Billboard , 7 апреля 2023 г. Есть сербская поговорка, что праздный священник крестит коз; Фрэнсис Форд Коппола, чье огромное мастерство, к сожалению, долгое время не направлялось на создание нового фильма, вместо этого возвращается к своим предыдущим работам. — Ричард Броуди, 9 лет.0011 The New Yorker , 9 декабря 2020 г. После процессии по Галена-авеню от баптистской церкви 4 мая 1873 г. преподобный Дж.Х. Пратт начал крещений прихожан в живом, быстром течении. — Джон О’Коннор, Chicago Tribune , 30 апреля 2023 г. Некоторые рейнджеры крестятся в лагере, но группа не исключает неверующих. — Джейсон Мотлах, 9 лет.0011 Rolling Stone , 16 апреля 2023 г. Узнать больше

Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «крестить». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

История слов

Этимология

Среднеанглийское, от англо-французского baptiser , от позднелатинского baptizare , от греческого baptizein окунать, крестить, от baptein окунать, красить; сродни древнескандинавскому kvefja утолить

Первое известное использование

13 век, в значении, определенном в переходном смысле 1

Путешественник во времени

Первое известное использование крестить было в 13 веке

Посмотреть другие слова того же века

Словарные статьи рядом с

крестить

баптистский

крестить

Бапторнис

Посмотреть другие записи рядом 

Процитировать эту запись

Стиль

MLAЧикагоAPAMМерриам-Вебстер

«Крестить. » Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/baptize. По состоянию на 14 июня 2023 г.

Копировать цитирование

Детское определение

Крещение

глагол

крестить бап-тиз

ˈbap-ˌtīz

1

: окунать в воду или окроплять водой в рамках церемонии принятия в христианскую церковь

2

а

: очистить духом (как болезненным опытом)

б

: инициировать запись 1 смысл 3

3

: дать имя (как при обряде крещения) : крестить

креститель существительное

Больше от Merriam-Webster о

baptize

Нглиш: Перевод baptize для говорящих на испанском языке

Britannica English: Перевод baptize для говорящих на арабском языке 9000 3 Последнее обновление:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *