Кругосветное плавание крузенштерна и лисянского: Как прошла первая кругосветная экспедиция Крузенштерна и Лисянского&nbsp

Штормы и скандалы на борту. Как проходила первая российская кругосветка | наука | ОБЩЕСТВО

7 августа 1803 года из Кронштадта в кругосветное путешествие вышли два корабля – «Надежда» и «Нева», начальником экспедиции был капитан-лейтенант Иван Крузенштерн с помощником капитан-лейтенантом Юрием Лисянским. Плавание продолжалось три года и закончилось там же в Кронштадте в 1806-м. 

Якорная стоянка и лед у мыса Челюскина

Русская команда

Цели экспедиции были научные и коммерческие. Дело в том, что торговля с Китаем, а также сообщение с русскими владениями на Аляске шло по суше. Такой путь занимал около года. Было решено поискать более короткую морскую дорогу. В 1802 году с таким предложением выступила торговая Русско-Американская компания, акции которой имел сам император Александр I.

Утвердив экспедицию, царь решил использовать её для попытки установить дипломатические и торговые отношения с Японией, в то время закрытой для иностранцев страной. Российским посланником был назначен камергер Николай Резанов, кстати, директор Русско-Американской компании.

Корабли для экспедиции были куплены в Англии, так как в России подходящих для дальнего плавания судов не было. Крузенштерну советовали и команду набрать из английских матросов, но он предпочёл земляков.

Перед отплытием император Александр I лично осмотрел шлюпы, разрешил на обоих поднять российские военные флаги и взял на себя расходы на содержание одного из судов, за другой платила Русско-Американская компания и один из главных вдохновителей экспедиции – министр коммерции граф Николай Румянцев.

Если говорить о научных задачах кругосветного плавания, то на борту шлюпов находились учёные-естествоиспытатели, а также живописец Курлянцев. Оснащение кораблей было по тем временам передовым, а учёные имели приборы для астрономических наблюдений, исследований глубин и морской воды. Предполагалось этнографическое изучение встретившихся народов и племён, флоры и фауны неведомых земель.

Якорная стоянка и лед у мыса Челюскина Пред отплытием император Александр I лично осмотрел шлюпы/ Фото: Commons.wikimedia.org

Экватор пройден!

Сначала экспедиция направилась в Копенгаген, затем в английский порт Фалмут, где пришлось задержаться, чтобы проконопатить всю подводную часть обоих судов, так как они давали течь. В Англии приобрели и запас продуктов. Затем поплыли на юг, зашли на испанский остров Тенерифе, где пополнили запасы продовольствия и воды. В ноябре пересекла экватор: флаг России впервые развевался в южном полушарии, что и было торжественно отпраздновано.

Якорная стоянка и лед у мыса Челюскина Иван Крузенштерн происходил из остзейских дворян. Фото: Commons.wikimedia.org

Починка корабля «Нева» на полтора месяца задержала экспедицию в Бразилии, где встретили новый 1804 год. 20 февраля суда успешно обогнули Южную Америку у мыса Горн. Однако вскоре налетели крепкие ветры с градом и снегом, в тумане корабли разлучились. Крузенштерн один достиг Маркизских островов, расположенных в центральной части Тихого океана. Встреча обоих кораблей была намечена у острова Пасхи или Нукагива. Наконец, прибыла «Нева» и путешествие продолжилось. В мае вновь перешли экватор, теперь – по направлению на север. У Сандвичевых островов (как тогда называли Гавайи) корабли вновь разделились: «Надежда» взяла курс на Камчатку и Японию, «Нева» — на Аляску. Встречу назначили в Китае в порту Макао, принадлежавшем португальцам.

Бросив якорь в Нагасаки, Крузенштерн известил местного губернатора о прибытии посла из России. В ожидании ответа прошли месяцы, в конце концов было получено согласование, что император отказывается подписывать торговый договор с Россией, и что судам запрещено заходить в японские порты. Япония продолжала оставаться закрытой страной, миссия Резанова выполнена не была.

«Надежда» взяла курс на Камчатку, по пути исследуя берега Сахалина. Зиму провели в Петропавловске.

«Берега Петропавловска, — писал Крузенштерн, — покрыты разбросанной вонючей рыбой, над которой голодные собаки грызутся за сгнивающие остатки… По выходе на берег тщетно будешь искать сделанные дороги или даже какой-либо удобной стези, ведущей к городу, в коем не находит глаз ни одного хорошо построенного дома… Около него нет ни одной зеленеющей хорошей равнины, ни одного садика, ни одного порядочного огорода…»

Закончив работы по ремонту такелажа и запасшись продовольствием, Крузенштерн направился в Китай.

Возвращение на родину

А в это время «Нева» Юрия Лисянского исследовала Аляску. Команда даже приняла участие в битве при Ситке, когда отряд Русско-Американской компании сражался с местными индейцами за владение этими землями. Индейцы были вынуждены отступить, но в команде «Невы» погибли три матроса.

Юрий Фёдорович Лисянской записал большое количество сведений об индейцах, собрал коллекцию их бытовых предметов. Почти полтора года провела «Нева» у берегов Америки, и опоздала к назначенному Крузенштерном сроку встречи в Китае. Зато корабль был нагружен мехами, добытыми на Аляске, а этот товар в «Поднебесной» ценили.

Якорная стоянка и лед у мыса Челюскина Юрий Фёдорович Лисянской записал большое количество сведений об индейцах, собрал коллекцию их бытовых предметов.  Фото: Commons.wikimedia.org

9 февраля 1806 года корабли вышли из Кантона и взяли курс на родину, но вернулись в Петербург разными маршрутами. Когда 19 августа «Надежда» подошла к Кронштадту, там уже стояла «Нева», прибывшая раньше — 22 июля.

Скандалы на борту

Уже упоминавшиёся Николай Петрович Резанов, первый директор Российско-Американской компании, известен нам благодаря поэме Вознесенского и рок-опере Рыбникова «Юнона и Авось». Впрочем, история его любви к 15-летней Кончите, дочери губернатора Сан-Франциско, произошла, когда он уже не был участником «кругосветки».

Якорная стоянка и лед у мыса Челюскина Портрет Н. П. Румянцева кисти Джорджа Доу. Фото: Commons.wikimedia.org/ 

Ну а во время плавания на шлюпе «Надежда» его отношения с Крузенштерном были, мягко говоря, натянутыми. Во-первых, из-за малого размера корабля – его длина составляла всего 35 метров – команда жила очень скученно, Крузенштерну и Резанову пришлось делить одну каюту. Не могли они поделить и власть. Командиром был Крузенштерн, но и Резанов стремился взять руководство на себя. Конфликт достиг крайних пределов, когда камергеру был объявлен бойкот со стороны офицеров, а он в знак протеста последние месяцы плавания не покидал каюты. Общались Крузенштерн и Резанов записками.

Мнение историков о Николае Петровиче противоречивы. Американский адмирал писал: «Живи Резанов на 10 лет дольше, то, что мы называем Калифорнией и Американской Британской Колумбией, были бы русской территорией».

Российский современник отзывался так: «Сей г. Резанов был человек скорый, горячий, затейливый писака, говорун, имевший голову более способную созидать воздушные замки, чем обдумывать и исполнять».

Крузенштерн и Резанов помирились, когда камергер сошёл с корабля на берег в Петропавловске.

Благодарные потомки?

Памятник Ивану Крузенштерну стоит на берегу Невы с 1873 года. На гранитном пьедестале – табличка: «Первому русскому плавателю вокруг света адмиралу Ивану Фёдоровичу Крузенштерну». Здесь же – щит с семейным гербом и девизом «Spe fretus” (живущий надеждой).

Благодаря профессионализму и заботе командира о людях, в кругосветке не погиб ни один из членов экипажа «Надежды». И когда в 1839 году отмечался полувековой юбилей службы адмирала, к нему в Петербург пешком пришли три матроса, одному из которых было уже за восемьдесят. Крузенштерн умер в 1846 году. Деньги на памятник собирали моряки, это были «матросские пятаки и офицерские рубли».

Памятник установлен напротив Морского кадетского корпуса, который адмирал возглавлял 16 лет. В советское время это было Военно-морское училище им. Фрунзе, теперь – Морской корпус им. Петра Великого. Название менялось, но оставалась традиция: накануне выпуска курсанты сшивают из нескольких тельняшек одну огромную и ночью надевают её на широкие плечи адмирала. Считается, что это приносит удачу в начинаниях.

Ну а недавно, 4 августа, было обнаружено, что со скульптуры Крузенштерна «благодарные потомки» украли кортик. Полиция Василеостровского района начала расследование.

Началось первое русское кругосветное плавание под руководством И. Ф. Крузенштерна

 

«Экспедиция наша, казалось мне, возбудила внимание Европы. Удача в первом сего рода опыте была необходима: ибо в противном случае соотечественники мои были бы может быть ещё на долгое время от такого предприятия отвращены; завистники же России, по всему вероятию, порадовались [бы] такой неудаче…»

И. Ф. Крузенштерн

26 июля (7 августа) 1803 г. началось первое русское кругосветное плавание (1803-1806) на двух парусных шлюпах «Надежда» и «Нева» под общим руководством Ивана Фёдоровича Крузенштерна.

Долгое время Крузенштерн активно выступал с записками об организации кругосветных экспедиций из Кронштадта к берегам Камчатки и Северной Америки. Однако только с приходом к власти императора Александра I и смены руководства Коммерц-коллегии и Морского министерства его проектом заинтересовались морской министр граф Николай Семёнович Мордвинов, министр коммерции граф Николай Петрович Румянцев, а также глава Российско-Американской компании Николай Петрович Резанов, который и ходатайствовал за реализацию идеи Крузенштерна.

В августе 1802 г. Иван Фёдорович Крузенштерн был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции, целью которой была доставка грузов в русские владения в Северной Америке и на Камчатке, установление торговых отношений с Японией и Китаем, исследования тропической части Тихого океана близ русских владений.

Для экспедиции капитан-лейтенантом Юрием Фёдорович Лисянским в Лондоне было приобретено два судна — «Надежда» и «Нева», а также новейшие приборы и снаряжение: морские хронометры, полный набор астрономических и физических инструментов для наблюдений, одежда для команды; закуплены были также лекарства и противоцинготные средства.

В начале июня 1803 г. корабли прибыли в Кронштадт. Командование «Надеждой» принял Крузенштерн, «Невой» — Лисянский. «Надежда» имела водоизмещение 450 т, «Нева» — 370 т. Экипаж «Надежды» состоял из 58 человек, «Невы» — из 47 человек; команды были отобраны из матросов-добровольцев. Для научных исследований были приглашены известные германские учёные: астроном Горнер и естествоиспытатели Тилезиус и Лангсдорф.

26 июля (7 августа) 1803 г. шлюпы «Надежда» и «Нева» под командой Крузенштерна и Лисянского покинули Кронштадтский рейд, зашли в Копенгаген, Фалмут, на остров Тенерифе, а затем взяли курс на Бразилию.

После продолжительной стоянки у острова Санта-Катарина (Бразилия) в связи с заменой на «Неве» грот-мачты и фок-мачты, 14 (26) ноября 1803 г. суда впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг. 2 февраля (3 марта) 1804 г., обогнув мыс Горн, они вступили в Тихий океан, где «Надежда» разлучилась с «Невой» и направилась к Маркизским островам. Здесь корабли вновь соединились и совершили переход к Гавайским островам. Затем «Нева» отправилась к берегам Аляски, а «Надежда» — в Петропавловск-Камчатский. Во время плавания Крузенштерн исправлял карты, искал острова, существование которых ставилось под сомнение, а во время якорных стоянок занимался съёмкой окрестных берегов.

26 сентября (8 октября) 1804 г. Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки, а в апреле 1805 г., после бесплодных переговоров миссии с японским правительством, вновь отправился на Камчатку. Во время плавания Крузенштерн снял и нанёс на карту восточный берег Сахалина от залива Анива до мыса Терпения; описал южные берега Камчатки, провёл гидрологические измерения; сделал описания быта, нравов обитателей Сахалина, Камчатки; собрал и систематически изложил сведения о торговле Японии и Китая.

В 1806 г. шлюпы без остановок прошли Индийский океан и, обогнув Африку, вышли в Атлантический океан. Обойдя с севера Великобританию, в июле — августе 1806 г. экспедиция возвратилась в Кронштадт, пробыв в плавании 3 года и 12 дней.

Александр I щедро наградил Крузенштерна, Лисянского и всех участников экспедиции, и в память этого важного события приказал выбить особую медаль.

Описание путешествия и результаты океанологических и этнографических исследований Крузенштерн изложил в трёхтомном труде «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева»» (СПб., 1809-1812). В 1812 г. вышло в свет сочинение Лисянского: «Путешествие вокруг света в 1803, 1804 и 1806 годах на корабле «Нева»» (СПб., 1812, 2 части). К сочинениям Крузенштерна и Лисянского были изданы атласы, в которые входили ценнейшие картографические материалы и различные рисунки, иллюстрирующие описание природы стран, народов и их быта.

Плавание «Надежды» и «Невы» послужило началом многочисленных русских кругосветных плаваний в первой половине XIX в., во время которых были сделаны важные географические открытия и выполнены ценные научные наблюдения.

Лит.: Есаков В. А., Плахотник А. Ф., Алексеев А. И. Русские океанические и морские исследования в XIX — начале XX в. М., 1964; Ивашинцев Н. Русские кругосветные путешествия. Записки Гидрографического департамента Ч. 7-8. СПб., 1849-1850; Комаров В. Первое русское кругосветное плавание // Наука и жизнь. 1940. № 5; Начало наших кругосветных плаваний. Записки Гидрографического департамента. Ч. 7. СПб., 1850; Невский В. В. Первое путешествие россиян вокруг света. М., 1951; Нозиков Н. Русские кругосветные мореплаватели. М.; Л., 1941; Пасецкий В. М. Очарованный надеждой. Л., 1970; Список кораблей, участвовавших в кругосветных плаваниях // «Северная пчела». 1851. № 106-1108.

См. также в Президентской библиотеке:

Адмирал И. Ф. Крузенштерн, первый русский плаватель вокруг света. СПб., 1873;

Инструкция Главного правления Российско-Американской компании начальнику первой русской кругосветной экспедиции капитан-лейтенанту И. Ф. Крузенштерну [Документ] : 29 мая 1803 г. Л. 1-13. (Фонд Санкт-Петербургский. Главный архив, I-7. Опись № 6, 1802 г. ; Д. 1, п. 27);

Крузенштерн И. Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева». Ч. 1. СПб., 1809.

Путешественник Леонид Круглов повторил маршрут первого русского кругосветного плавания

СПРАВКА «КП»

Первое русское кругосветное плавание совершили в 1803 — 1806 годах Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева». Оплачивалась экспедиция императором Александром I, а также Русско-американской компаний и графом Румянцевым. Началось и завершилось плавание в Кронштадте. Мореплаватели побывали на Канарах, в Бразилии, острове Пасхи, Маркизских островах, Гавайях, на Камчатке, в Японии, Сахалине, Аляске (тогда российской), в Китае, на острове Святой Елены, Азорских островах.

Леонид Круглов изучал дневники участников экспедиции Крузенштерна и Лисянского, в том числе и неизданные. И сам совершил обогнул планету на паруснике, что в начале 21 века сделать ничуть не легче, чем двести лет назад. Повезло: как раз во время подготовки к съемкам фильма правительство отправило российский учебный парусник «Седов» в кругосветное плавание.

Разумеется, Круглов оказался на борту.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Леонид Круглов — путешественник, фотограф, режиссер, этнограф, член Русского географического общества. Совершил экспедиции в Папуа-Новую Гвинею и на Таймыр, в Амазонию и Эфиопию, на Дальний Восток и в Тибет…Телезрителям он знаком по циклу фильмов «По следам великих русских путешественников», который показывали по Первому каналу прошлым летом. А 23 июля на экраны выходит уже полнометражный фильм Круглова о первом русском кругосветном плавании — «Вокруг света в 3D». Сюжет фильма – переплетение событий обеих кругосветок.

За 13 месяцев 2012 - 2013 года барк «Седов» пересек 3 океана, побывал в 32 портах мира и повторил легендарный маршрут экспедиции Крузенштерна и Лисянского. Фото: Леонид Круглов.

За 13 месяцев 2012 — 2013 года барк «Седов» пересек 3 океана, побывал в 32 портах мира и повторил легендарный маршрут экспедиции Крузенштерна и Лисянского. Фото: Леонид Круглов.

— Мы повторили весь маршрут — Остров Пасхи, Полинезия, Маркизы… Только на Аляску не пошли: был риск, что «Седов» арестуют по делу библиотеки Шнеерсона, — рассказывает Леонид Круглов. — На легендарном мысе Горн события современной и первой русской кругосветки стали удивительным образом совпадать. За четыре дня до подхода к мысу поднялся сильнейший шторм. За два дня до — пошел град и снег. Всей команде парусника «Седов» пришлось работать в сложнейших погодных условиях, два паруса лопнуло во время сильных шквалов.

С собой у Леонида были рисунки и гравюры, сделанные во время плавания Крузенштерна и Лисянского. Он находил те же самые места и сравнивал, что изменилось за двести лет. На Маркизских островах — практически ничего. А самым неузнаваемым оказался Гонконг: вместо холмов и рыбацких хижин — сверкающие небоскребы.

Посреди Тихого океана, на 7 месяц путешествия, «Седов» оказался на максимальном отдалении от России. Здесь команде предстояло второй раз пересечь экватор и отметить Новый год. Праздник завершился купанием в океане. Фото: Леонид Круглов.

Посреди Тихого океана, на 7 месяц путешествия, «Седов» оказался на максимальном отдалении от России. Здесь команде предстояло второй раз пересечь экватор и отметить Новый год. Праздник завершился купанием в океане. Фото: Леонид Круглов.

Чуть не сотню раз за время съемок Леонид поднимался на мачту барка «Седов» (он не только режиссер, но и оператор многих сцен фильма). А это — 58 метров! И в штиль, и в шторм, и посреди океана, и у живописных берегов. Однажды нагоняй от капитана получил — полез на самую верхотуру вдвоем с матросом, чтобы снять не просто мачту и корабль, а человека, на мачту поднимающегося. А это опасно — у самого топа мачта могла бы не выдержать двоих.

— Во время первого подъема на мачту я ужасно трусил — а вы представьте, каково это, лезть по веревочной лестнице на 20-й этаж! — вспоминает Леонид. — До сих пор помню все в мельчайших подробностях. Как мимо меня пролетела бабочка, ее закрутило порывом ветра и унесло вниз… Я решил, что это плохой знак. Но продолжал подниматься вверх. А потом рядом пролетели два лебедя — и тут я понял, что все хорошо.

«Седов» и в шторм попадал, и покрывался ледяной коркой в холода — как и корабль Крузенштерна у берегов Камчатки.

У берегов Дальнего Востока команда барка столкнулась с сильнейшим снегопадом, штормовым ветром и обледенением палубы. Фото: Леонид Круглов.

У берегов Дальнего Востока команда барка столкнулась с сильнейшим снегопадом, штормовым ветром и обледенением палубы. Фото: Леонид Круглов.

Леонид Круглов рассказал «Комсомолке» несколько любопытных историй о двух кругосветных плаваниях, своем и историческом. Часть из них вошла и в новый фильм.

Лисянский обогнал начальника на две недели

Вся слава первого русского кругосветного путешествия досталась Крузенштерну. Памятник ему стоит в Санкт-Петербурге, парусник его именем назван… Да, он был начальником экспедиции. Но почему таких почестей не удостоился и Лисянский? Вопрос, которым задался Леонид Круглов — и обнаружил, что раз Лисянский-то ему ближе и симпатичнее!

— На самом деле кругосветных путешествий, по сути, было два — капитаны «Невы» и «Надежды» обогнули планету разными маршрутами, их пути часто расходились. На Аляску, к примеру, заходил только Лисянский, Крузенштерн там не был. «Нева» даже приняла участие в битве при Ситке на Аляске. А Крузенштерн исследовал Сахалин и Курильские острова.

Переход парусника «Седов» от Филиппин к Дальнему Востоку стал драматичным. Встречный штормовой ветер, огромные волны перекатывались через палубу, пришлось убрать почти все паруса... Фото: Леонид Круглов.

Переход парусника «Седов» от Филиппин к Дальнему Востоку стал драматичным. Встречный штормовой ветер, огромные волны перекатывались через палубу, пришлось убрать почти все паруса… Фото: Леонид Круглов.

И характеры у мореплавателей были совершенно разные.

Иван Федорович (его настоящее именя Адам Иоганн) — блестящий организатор, аккуратный, дотошный, скрупулезный. Первую русскую кругосветку он организовал идеально, если говорить о питании, безопасности, медицинской помощи. На «Надежде» за все три года плавания не погиб ни один моряк, и болезни случались крайне редко — по тем временам удивительно, — продолжает Круглов.

А Юрию Федоровичу, которому к началу экспедиции исполнилось всего 30 лет, хотелось открывать и исследовать новые земли, он был в хорошем смысле авантюристом.

На острове Пасхи побывал только корабль Юрия Лисянского - из-за подводных скал ни "Нева", ни "Седов" не смогли подойти близко к острову. Круглов получил разрешение на съемки на культовом месте, где местные жители выбирали "человека-птицу".

На острове Пасхи побывал только корабль Юрия Лисянского — из-за подводных скал ни «Нева», ни «Седов» не смогли подойти близко к острову. Круглов получил разрешение на съемки на культовом месте, где местные жители выбирали «человека-птицу».

Уже на обратном пути в Россию у Мыса Доброй Надежды наши парусники попали в мертвый штиль. Крузенштерн стоял ближе к берегу, Лисянский мористее. И вдруг в его парусах заиграл легкий ветерок, он двинулся вперед — сначала медленно, потом все быстрее. А «Надежда» еще долго ждала первых порывов ветра.

Лисянский нереально быстро для своего времени пересек Атлантику с самого юга до самого севера, не заходил в европейские порты и избегал встреч с другими судами — уже шли наполеоновские войны, и встречи эти могли быть небезопасны.

В Кронштадт «Нева» примчалась на две недели раньше «Надежды». Встретили Лисянского холодно, и также холодно принимали потом — мол, негоже впереди начальства лезь. А Крузенштерн, говорят, до конца жизни с Лисянским не общался.

Для ста человек курсантов с первых дней похода начались тренировки по работе с парусами на головокружительной высоте 20-этажного дома. В этом смысле все точно так же, как и двести лет назад. Фото: Леонид Круглов.

Для ста человек курсантов с первых дней похода начались тренировки по работе с парусами на головокружительной высоте 20-этажного дома. В этом смысле все точно так же, как и двести лет назад. Фото: Леонид Круглов.

Пока моряки развлекались с туземками, Крузенштерн вытатуировал на руке имя жены — Юля

Я несколько раз ловила Леонида на показательной оговорке: он все время говорит «мы», «наши парусники», «наша экспедиция». И непонятно, то ли он о себе и «Седове», то ли о Крузентштерне и Лисянском.

— Да, я тоже за собой это замечал — так погрузился в воспоминания мореплавателей, что как будто сам с ними прошел все их прилючения, — признается Леонид.

И для него, и для русских моряков позапрошлого века самым ярким впечатлением стала Полинезия. И особенно — Маркизские острова, самые отдаленные и редко посещаемые. По старинным гравюрам Круглов вычислил все места, где стояли наши корабли 200 лет назад и провел сравнительную съемку. И даже нашел татуированных с ног до головы местных жителей. Оказалось, для точного копирования тату своих предков и поддержания традиции они используют …гравюры из альбомов Крузенштерна!

Жители Маркизских островов до сих пор делают татуировки по гравюрам, сделанным во время экспедиции Крузенштерна и Лисянского! Фото: Леонид Круглов.

Жители Маркизских островов до сих пор делают татуировки по гравюрам, сделанным во время экспедиции Крузенштерна и Лисянского! Фото: Леонид Круглов.

— На наши корабли привозили полинезийских девушек и даже замужних женщин. Местные жители считали это и почетным, и полезным — туземки проводили с моряками несколько дней и возвращались домой с подарками. Но не таков был начальник экспедиции Иван Крузенштерн. Он в приятном времяпровождении не участвовал. Капитан очень любил свою жену Юлию фон Таубе, которая ждала его в Петербурге. Пока его товарищи наслаждались общением с полинезийскими красавицами, капитан сделал на плече татуировку с именем жены — Юля.

Свадьба на корабле — хорошая примета

А на паруснике «Седов» во время современной кругосветки сыграли свадьбу. Практикант из Владивостока Иван Молчанов сделал предложение своей девушке Диане.

— Он до этого уже два раза предлагал ей руку и сердце, но Диана отвечала, что подумает, — делится подробностями режиссер. — Вот Иван и решил сделать предложение так, чтоб отказать было невозможно. Пригласил Диану на свидание … на мачту. И там подарил ей кольцо. А на палубе уже ждали друзья с цветами. Иван и платье для невесты тайком на корабль принес. Мы с ребятами до сих пор общаемся, у них все хорошо, родился сын.

Свадьба в кругосветном путешествии, что может быть романтичнее? По старинным морским законам капитан корабля имеет право регистрации брака. Фото: Леонид Круглов.

Свадьба в кругосветном путешествии, что может быть романтичнее? По старинным морским законам капитан корабля имеет право регистрации брака. Фото: Леонид Круглов.

ГДЕ СМОТРЕТЬ

В Москве — в киноцентре «Соловей» и кинотеатре «Иллюзион», в Санкт-Петербурге в кинотеатре «Родина».

Первое русское кругосветное плавание Крузенштерна и Лисянского
7 августа 2013 года исполнилось 210 лет со дня начала первой русской кругосветной экспедиции мореплавателей Крузенштерна и Лисянского — путешествия, продлившегося три с лишним года и ставшего целой эпохой в истории русского флота

Кругосветное плавание был предпринято в 1803 — 1806 годах на небольших кораблях «Надежда» и «Нева». Экспедиция вышла из Кронштадта 26 июля по старому стилю (7 августа по новому стилю), взяв курс на Копенгаген. Далее маршрут следовал по схеме Фалмут (Великобритания) — Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова) — Флорианополис (Бразилия) — Остров Пасхи — Нукухива (Маркизские острова) — Гонолулу (Гавайские острова) — Петропавловск-Камчатский — Нагасаки (Япония) — остров Хоккайдо (Япония) — Южно-Сахалинск — Ситка (Аляска) — Кадьяк (Аляска) — Гуанчжоу (Китай) — Макао (Португалия) — остров Святой Елены — острова Корву и Флориш (Азорские острова) — Портсмут (Великобритания). 5 (17) августа 1806 года экспедиция вернулась в Кронштадт, совершив все путешествие в 3 года и 12 дней.
Кругосветная плавание Крузенштерна и Лисянского стало важной вехой в развитии отечественной географии и естественных наук. Описание экспедиции было напечатано под заглавием «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна», в 3 томах, с атласом из 104 карт и гравированных картин, и было переведено на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и датский языки.


Путешественник Леонид Круглов повторил маршрут первого русского кругосветного плавания

СПРАВКА «КП»

Первое русское кругосветное плавание совершили в 1803 — 1806 годах Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева». Оплачивалась экспедиция императором Александром I, а также Русско-американской компаний и графом Румянцевым. Началось и завершилось плавание в Кронштадте. Мореплаватели побывали на Канарах, в Бразилии, острове Пасхи, Маркизских островах, Гавайях, на Камчатке, в Японии, Сахалине, Аляске (тогда российской), в Китае, на острове Святой Елены, Азорских островах.

Леонид Круглов изучал дневники участников экспедиции Крузенштерна и Лисянского, в том числе и неизданные. И сам совершил обогнул планету на паруснике, что в начале 21 века сделать ничуть не легче, чем двести лет назад. Повезло: как раз во время подготовки к съемкам фильма правительство отправило российский учебный парусник «Седов» в кругосветное плавание.

Разумеется, Круглов оказался на борту.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Леонид Круглов — путешественник, фотограф, режиссер, этнограф, член Русского географического общества. Совершил экспедиции в Папуа-Новую Гвинею и на Таймыр, в Амазонию и Эфиопию, на Дальний Восток и в Тибет…Телезрителям он знаком по циклу фильмов «По следам великих русских путешественников», который показывали по Первому каналу прошлым летом. А 23 июля на экраны выходит уже полнометражный фильм Круглова о первом русском кругосветном плавании — «Вокруг света в 3D». Сюжет фильма – переплетение событий обеих кругосветок.

За 13 месяцев 2012 - 2013 года барк «Седов» пересек 3 океана, побывал в 32 портах мира и повторил легендарный маршрут экспедиции Крузенштерна и Лисянского. Фото: Леонид Круглов.

За 13 месяцев 2012 — 2013 года барк «Седов» пересек 3 океана, побывал в 32 портах мира и повторил легендарный маршрут экспедиции Крузенштерна и Лисянского. Фото: Леонид Круглов.

— Мы повторили весь маршрут — Остров Пасхи, Полинезия, Маркизы… Только на Аляску не пошли: был риск, что «Седов» арестуют по делу библиотеки Шнеерсона, — рассказывает Леонид Круглов. — На легендарном мысе Горн события современной и первой русской кругосветки стали удивительным образом совпадать. За четыре дня до подхода к мысу поднялся сильнейший шторм. За два дня до — пошел град и снег. Всей команде парусника «Седов» пришлось работать в сложнейших погодных условиях, два паруса лопнуло во время сильных шквалов.

С собой у Леонида были рисунки и гравюры, сделанные во время плавания Крузенштерна и Лисянского. Он находил те же самые места и сравнивал, что изменилось за двести лет. На Маркизских островах — практически ничего. А самым неузнаваемым оказался Гонконг: вместо холмов и рыбацких хижин — сверкающие небоскребы.

Посреди Тихого океана, на 7 месяц путешествия, «Седов» оказался на максимальном отдалении от России. Здесь команде предстояло второй раз пересечь экватор и отметить Новый год. Праздник завершился купанием в океане. Фото: Леонид Круглов.

Посреди Тихого океана, на 7 месяц путешествия, «Седов» оказался на максимальном отдалении от России. Здесь команде предстояло второй раз пересечь экватор и отметить Новый год. Праздник завершился купанием в океане. Фото: Леонид Круглов.

Чуть не сотню раз за время съемок Леонид поднимался на мачту барка «Седов» (он не только режиссер, но и оператор многих сцен фильма). А это — 58 метров! И в штиль, и в шторм, и посреди океана, и у живописных берегов. Однажды нагоняй от капитана получил — полез на самую верхотуру вдвоем с матросом, чтобы снять не просто мачту и корабль, а человека, на мачту поднимающегося. А это опасно — у самого топа мачта могла бы не выдержать двоих.

— Во время первого подъема на мачту я ужасно трусил — а вы представьте, каково это, лезть по веревочной лестнице на 20-й этаж! — вспоминает Леонид. — До сих пор помню все в мельчайших подробностях. Как мимо меня пролетела бабочка, ее закрутило порывом ветра и унесло вниз… Я решил, что это плохой знак. Но продолжал подниматься вверх. А потом рядом пролетели два лебедя — и тут я понял, что все хорошо.

«Седов» и в шторм попадал, и покрывался ледяной коркой в холода — как и корабль Крузенштерна у берегов Камчатки.

У берегов Дальнего Востока команда барка столкнулась с сильнейшим снегопадом, штормовым ветром и обледенением палубы. Фото: Леонид Круглов.

У берегов Дальнего Востока команда барка столкнулась с сильнейшим снегопадом, штормовым ветром и обледенением палубы. Фото: Леонид Круглов.

Леонид Круглов рассказал «Комсомолке» несколько любопытных историй о двух кругосветных плаваниях, своем и историческом. Часть из них вошла и в новый фильм.

Лисянский обогнал начальника на две недели

Вся слава первого русского кругосветного путешествия досталась Крузенштерну. Памятник ему стоит в Санкт-Петербурге, парусник его именем назван… Да, он был начальником экспедиции. Но почему таких почестей не удостоился и Лисянский? Вопрос, которым задался Леонид Круглов — и обнаружил, что раз Лисянский-то ему ближе и симпатичнее!

— На самом деле кругосветных путешествий, по сути, было два — капитаны «Невы» и «Надежды» обогнули планету разными маршрутами, их пути часто расходились. На Аляску, к примеру, заходил только Лисянский, Крузенштерн там не был. «Нева» даже приняла участие в битве при Ситке на Аляске. А Крузенштерн исследовал Сахалин и Курильские острова.

Переход парусника «Седов» от Филиппин к Дальнему Востоку стал драматичным. Встречный штормовой ветер, огромные волны перекатывались через палубу, пришлось убрать почти все паруса... Фото: Леонид Круглов.

Переход парусника «Седов» от Филиппин к Дальнему Востоку стал драматичным. Встречный штормовой ветер, огромные волны перекатывались через палубу, пришлось убрать почти все паруса… Фото: Леонид Круглов.

И характеры у мореплавателей были совершенно разные.

Иван Федорович (его настоящее именя Адам Иоганн) — блестящий организатор, аккуратный, дотошный, скрупулезный. Первую русскую кругосветку он организовал идеально, если говорить о питании, безопасности, медицинской помощи. На «Надежде» за все три года плавания не погиб ни один моряк, и болезни случались крайне редко — по тем временам удивительно, — продолжает Круглов.

А Юрию Федоровичу, которому к началу экспедиции исполнилось всего 30 лет, хотелось открывать и исследовать новые земли, он был в хорошем смысле авантюристом.

На острове Пасхи побывал только корабль Юрия Лисянского - из-за подводных скал ни "Нева", ни "Седов" не смогли подойти близко к острову. Круглов получил разрешение на съемки на культовом месте, где местные жители выбирали "человека-птицу".

На острове Пасхи побывал только корабль Юрия Лисянского — из-за подводных скал ни «Нева», ни «Седов» не смогли подойти близко к острову. Круглов получил разрешение на съемки на культовом месте, где местные жители выбирали «человека-птицу».

Уже на обратном пути в Россию у Мыса Доброй Надежды наши парусники попали в мертвый штиль. Крузенштерн стоял ближе к берегу, Лисянский мористее. И вдруг в его парусах заиграл легкий ветерок, он двинулся вперед — сначала медленно, потом все быстрее. А «Надежда» еще долго ждала первых порывов ветра.

Лисянский нереально быстро для своего времени пересек Атлантику с самого юга до самого севера, не заходил в европейские порты и избегал встреч с другими судами — уже шли наполеоновские войны, и встречи эти могли быть небезопасны.

В Кронштадт «Нева» примчалась на две недели раньше «Надежды». Встретили Лисянского холодно, и также холодно принимали потом — мол, негоже впереди начальства лезь. А Крузенштерн, говорят, до конца жизни с Лисянским не общался.

Для ста человек курсантов с первых дней похода начались тренировки по работе с парусами на головокружительной высоте 20-этажного дома. В этом смысле все точно так же, как и двести лет назад. Фото: Леонид Круглов.

Для ста человек курсантов с первых дней похода начались тренировки по работе с парусами на головокружительной высоте 20-этажного дома. В этом смысле все точно так же, как и двести лет назад. Фото: Леонид Круглов.

Пока моряки развлекались с туземками, Крузенштерн вытатуировал на руке имя жены — Юля

Я несколько раз ловила Леонида на показательной оговорке: он все время говорит «мы», «наши парусники», «наша экспедиция». И непонятно, то ли он о себе и «Седове», то ли о Крузентштерне и Лисянском.

— Да, я тоже за собой это замечал — так погрузился в воспоминания мореплавателей, что как будто сам с ними прошел все их прилючения, — признается Леонид.

И для него, и для русских моряков позапрошлого века самым ярким впечатлением стала Полинезия. И особенно — Маркизские острова, самые отдаленные и редко посещаемые. По старинным гравюрам Круглов вычислил все места, где стояли наши корабли 200 лет назад и провел сравнительную съемку. И даже нашел татуированных с ног до головы местных жителей. Оказалось, для точного копирования тату своих предков и поддержания традиции они используют …гравюры из альбомов Крузенштерна!

Жители Маркизских островов до сих пор делают татуировки по гравюрам, сделанным во время экспедиции Крузенштерна и Лисянского! Фото: Леонид Круглов.

Жители Маркизских островов до сих пор делают татуировки по гравюрам, сделанным во время экспедиции Крузенштерна и Лисянского! Фото: Леонид Круглов.

— На наши корабли привозили полинезийских девушек и даже замужних женщин. Местные жители считали это и почетным, и полезным — туземки проводили с моряками несколько дней и возвращались домой с подарками. Но не таков был начальник экспедиции Иван Крузенштерн. Он в приятном времяпровождении не участвовал. Капитан очень любил свою жену Юлию фон Таубе, которая ждала его в Петербурге. Пока его товарищи наслаждались общением с полинезийскими красавицами, капитан сделал на плече татуировку с именем жены — Юля.

Свадьба на корабле — хорошая примета

А на паруснике «Седов» во время современной кругосветки сыграли свадьбу. Практикант из Владивостока Иван Молчанов сделал предложение своей девушке Диане.

— Он до этого уже два раза предлагал ей руку и сердце, но Диана отвечала, что подумает, — делится подробностями режиссер. — Вот Иван и решил сделать предложение так, чтоб отказать было невозможно. Пригласил Диану на свидание … на мачту. И там подарил ей кольцо. А на палубе уже ждали друзья с цветами. Иван и платье для невесты тайком на корабль принес. Мы с ребятами до сих пор общаемся, у них все хорошо, родился сын.

Свадьба в кругосветном путешествии, что может быть романтичнее? По старинным морским законам капитан корабля имеет право регистрации брака. Фото: Леонид Круглов.

Свадьба в кругосветном путешествии, что может быть романтичнее? По старинным морским законам капитан корабля имеет право регистрации брака. Фото: Леонид Круглов.

ГДЕ СМОТРЕТЬ

В Москве — в киноцентре «Соловей» и кинотеатре «Иллюзион», в Санкт-Петербурге в кинотеатре «Родина».

Путешественник Леонид Круглов повторил маршрут первого русского кругосветного плавания

СПРАВКА «КП»

Первое русское кругосветное плавание совершили в 1803 — 1806 годах Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева». Оплачивалась экспедиция императором Александром I, а также Русско-американской компаний и графом Румянцевым. Началось и завершилось плавание в Кронштадте. Мореплаватели побывали на Канарах, в Бразилии, острове Пасхи, Маркизских островах, Гавайях, на Камчатке, в Японии, Сахалине, Аляске (тогда российской), в Китае, на острове Святой Елены, Азорских островах.

Леонид Круглов изучал дневники участников экспедиции Крузенштерна и Лисянского, в том числе и неизданные. И сам совершил обогнул планету на паруснике, что в начале 21 века сделать ничуть не легче, чем двести лет назад. Повезло: как раз во время подготовки к съемкам фильма правительство отправило российский учебный парусник «Седов» в кругосветное плавание.

Разумеется, Круглов оказался на борту.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Леонид Круглов — путешественник, фотограф, режиссер, этнограф, член Русского географического общества. Совершил экспедиции в Папуа-Новую Гвинею и на Таймыр, в Амазонию и Эфиопию, на Дальний Восток и в Тибет…Телезрителям он знаком по циклу фильмов «По следам великих русских путешественников», который показывали по Первому каналу прошлым летом. А 23 июля на экраны выходит уже полнометражный фильм Круглова о первом русском кругосветном плавании — «Вокруг света в 3D». Сюжет фильма – переплетение событий обеих кругосветок.

За 13 месяцев 2012 - 2013 года барк «Седов» пересек 3 океана, побывал в 32 портах мира и повторил легендарный маршрут экспедиции Крузенштерна и Лисянского. Фото: Леонид Круглов.

За 13 месяцев 2012 — 2013 года барк «Седов» пересек 3 океана, побывал в 32 портах мира и повторил легендарный маршрут экспедиции Крузенштерна и Лисянского. Фото: Леонид Круглов.

— Мы повторили весь маршрут — Остров Пасхи, Полинезия, Маркизы… Только на Аляску не пошли: был риск, что «Седов» арестуют по делу библиотеки Шнеерсона, — рассказывает Леонид Круглов. — На легендарном мысе Горн события современной и первой русской кругосветки стали удивительным образом совпадать. За четыре дня до подхода к мысу поднялся сильнейший шторм. За два дня до — пошел град и снег. Всей команде парусника «Седов» пришлось работать в сложнейших погодных условиях, два паруса лопнуло во время сильных шквалов.

С собой у Леонида были рисунки и гравюры, сделанные во время плавания Крузенштерна и Лисянского. Он находил те же самые места и сравнивал, что изменилось за двести лет. На Маркизских островах — практически ничего. А самым неузнаваемым оказался Гонконг: вместо холмов и рыбацких хижин — сверкающие небоскребы.

Посреди Тихого океана, на 7 месяц путешествия, «Седов» оказался на максимальном отдалении от России. Здесь команде предстояло второй раз пересечь экватор и отметить Новый год. Праздник завершился купанием в океане. Фото: Леонид Круглов.

Посреди Тихого океана, на 7 месяц путешествия, «Седов» оказался на максимальном отдалении от России. Здесь команде предстояло второй раз пересечь экватор и отметить Новый год. Праздник завершился купанием в океане. Фото: Леонид Круглов.

Чуть не сотню раз за время съемок Леонид поднимался на мачту барка «Седов» (он не только режиссер, но и оператор многих сцен фильма). А это — 58 метров! И в штиль, и в шторм, и посреди океана, и у живописных берегов. Однажды нагоняй от капитана получил — полез на самую верхотуру вдвоем с матросом, чтобы снять не просто мачту и корабль, а человека, на мачту поднимающегося. А это опасно — у самого топа мачта могла бы не выдержать двоих.

— Во время первого подъема на мачту я ужасно трусил — а вы представьте, каково это, лезть по веревочной лестнице на 20-й этаж! — вспоминает Леонид. — До сих пор помню все в мельчайших подробностях. Как мимо меня пролетела бабочка, ее закрутило порывом ветра и унесло вниз… Я решил, что это плохой знак. Но продолжал подниматься вверх. А потом рядом пролетели два лебедя — и тут я понял, что все хорошо.

«Седов» и в шторм попадал, и покрывался ледяной коркой в холода — как и корабль Крузенштерна у берегов Камчатки.

У берегов Дальнего Востока команда барка столкнулась с сильнейшим снегопадом, штормовым ветром и обледенением палубы. Фото: Леонид Круглов.

У берегов Дальнего Востока команда барка столкнулась с сильнейшим снегопадом, штормовым ветром и обледенением палубы. Фото: Леонид Круглов.

Леонид Круглов рассказал «Комсомолке» несколько любопытных историй о двух кругосветных плаваниях, своем и историческом. Часть из них вошла и в новый фильм.

Лисянский обогнал начальника на две недели

Вся слава первого русского кругосветного путешествия досталась Крузенштерну. Памятник ему стоит в Санкт-Петербурге, парусник его именем назван… Да, он был начальником экспедиции. Но почему таких почестей не удостоился и Лисянский? Вопрос, которым задался Леонид Круглов — и обнаружил, что раз Лисянский-то ему ближе и симпатичнее!

— На самом деле кругосветных путешествий, по сути, было два — капитаны «Невы» и «Надежды» обогнули планету разными маршрутами, их пути часто расходились. На Аляску, к примеру, заходил только Лисянский, Крузенштерн там не был. «Нева» даже приняла участие в битве при Ситке на Аляске. А Крузенштерн исследовал Сахалин и Курильские острова.

Переход парусника «Седов» от Филиппин к Дальнему Востоку стал драматичным. Встречный штормовой ветер, огромные волны перекатывались через палубу, пришлось убрать почти все паруса... Фото: Леонид Круглов.

Переход парусника «Седов» от Филиппин к Дальнему Востоку стал драматичным. Встречный штормовой ветер, огромные волны перекатывались через палубу, пришлось убрать почти все паруса… Фото: Леонид Круглов.

И характеры у мореплавателей были совершенно разные.

Иван Федорович (его настоящее именя Адам Иоганн) — блестящий организатор, аккуратный, дотошный, скрупулезный. Первую русскую кругосветку он организовал идеально, если говорить о питании, безопасности, медицинской помощи. На «Надежде» за все три года плавания не погиб ни один моряк, и болезни случались крайне редко — по тем временам удивительно, — продолжает Круглов.

А Юрию Федоровичу, которому к началу экспедиции исполнилось всего 30 лет, хотелось открывать и исследовать новые земли, он был в хорошем смысле авантюристом.

На острове Пасхи побывал только корабль Юрия Лисянского - из-за подводных скал ни "Нева", ни "Седов" не смогли подойти близко к острову. Круглов получил разрешение на съемки на культовом месте, где местные жители выбирали "человека-птицу".

На острове Пасхи побывал только корабль Юрия Лисянского — из-за подводных скал ни «Нева», ни «Седов» не смогли подойти близко к острову. Круглов получил разрешение на съемки на культовом месте, где местные жители выбирали «человека-птицу».

Уже на обратном пути в Россию у Мыса Доброй Надежды наши парусники попали в мертвый штиль. Крузенштерн стоял ближе к берегу, Лисянский мористее. И вдруг в его парусах заиграл легкий ветерок, он двинулся вперед — сначала медленно, потом все быстрее. А «Надежда» еще долго ждала первых порывов ветра.

Лисянский нереально быстро для своего времени пересек Атлантику с самого юга до самого севера, не заходил в европейские порты и избегал встреч с другими судами — уже шли наполеоновские войны, и встречи эти могли быть небезопасны.

В Кронштадт «Нева» примчалась на две недели раньше «Надежды». Встретили Лисянского холодно, и также холодно принимали потом — мол, негоже впереди начальства лезь. А Крузенштерн, говорят, до конца жизни с Лисянским не общался.

Для ста человек курсантов с первых дней похода начались тренировки по работе с парусами на головокружительной высоте 20-этажного дома. В этом смысле все точно так же, как и двести лет назад. Фото: Леонид Круглов.

Для ста человек курсантов с первых дней похода начались тренировки по работе с парусами на головокружительной высоте 20-этажного дома. В этом смысле все точно так же, как и двести лет назад. Фото: Леонид Круглов.

Пока моряки развлекались с туземками, Крузенштерн вытатуировал на руке имя жены — Юля

Я несколько раз ловила Леонида на показательной оговорке: он все время говорит «мы», «наши парусники», «наша экспедиция». И непонятно, то ли он о себе и «Седове», то ли о Крузентштерне и Лисянском.

— Да, я тоже за собой это замечал — так погрузился в воспоминания мореплавателей, что как будто сам с ними прошел все их прилючения, — признается Леонид.

И для него, и для русских моряков позапрошлого века самым ярким впечатлением стала Полинезия. И особенно — Маркизские острова, самые отдаленные и редко посещаемые. По старинным гравюрам Круглов вычислил все места, где стояли наши корабли 200 лет назад и провел сравнительную съемку. И даже нашел татуированных с ног до головы местных жителей. Оказалось, для точного копирования тату своих предков и поддержания традиции они используют …гравюры из альбомов Крузенштерна!

Жители Маркизских островов до сих пор делают татуировки по гравюрам, сделанным во время экспедиции Крузенштерна и Лисянского! Фото: Леонид Круглов.

Жители Маркизских островов до сих пор делают татуировки по гравюрам, сделанным во время экспедиции Крузенштерна и Лисянского! Фото: Леонид Круглов.

— На наши корабли привозили полинезийских девушек и даже замужних женщин. Местные жители считали это и почетным, и полезным — туземки проводили с моряками несколько дней и возвращались домой с подарками. Но не таков был начальник экспедиции Иван Крузенштерн. Он в приятном времяпровождении не участвовал. Капитан очень любил свою жену Юлию фон Таубе, которая ждала его в Петербурге. Пока его товарищи наслаждались общением с полинезийскими красавицами, капитан сделал на плече татуировку с именем жены — Юля.

Свадьба на корабле — хорошая примета

А на паруснике «Седов» во время современной кругосветки сыграли свадьбу. Практикант из Владивостока Иван Молчанов сделал предложение своей девушке Диане.

— Он до этого уже два раза предлагал ей руку и сердце, но Диана отвечала, что подумает, — делится подробностями режиссер. — Вот Иван и решил сделать предложение так, чтоб отказать было невозможно. Пригласил Диану на свидание … на мачту. И там подарил ей кольцо. А на палубе уже ждали друзья с цветами. Иван и платье для невесты тайком на корабль принес. Мы с ребятами до сих пор общаемся, у них все хорошо, родился сын.

Свадьба в кругосветном путешествии, что может быть романтичнее? По старинным морским законам капитан корабля имеет право регистрации брака. Фото: Леонид Круглов.

Свадьба в кругосветном путешествии, что может быть романтичнее? По старинным морским законам капитан корабля имеет право регистрации брака. Фото: Леонид Круглов.

ГДЕ СМОТРЕТЬ

В Москве — в киноцентре «Соловей» и кинотеатре «Иллюзион», в Санкт-Петербурге в кинотеатре «Родина».

Путешественник Леонид Круглов повторил маршрут первого русского кругосветного плавания

СПРАВКА «КП»

Первое русское кругосветное плавание совершили в 1803 — 1806 годах Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева». Оплачивалась экспедиция императором Александром I, а также Русско-американской компаний и графом Румянцевым. Началось и завершилось плавание в Кронштадте. Мореплаватели побывали на Канарах, в Бразилии, острове Пасхи, Маркизских островах, Гавайях, на Камчатке, в Японии, Сахалине, Аляске (тогда российской), в Китае, на острове Святой Елены, Азорских островах.

Леонид Круглов изучал дневники участников экспедиции Крузенштерна и Лисянского, в том числе и неизданные. И сам совершил обогнул планету на паруснике, что в начале 21 века сделать ничуть не легче, чем двести лет назад. Повезло: как раз во время подготовки к съемкам фильма правительство отправило российский учебный парусник «Седов» в кругосветное плавание.

Разумеется, Круглов оказался на борту.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Леонид Круглов — путешественник, фотограф, режиссер, этнограф, член Русского географического общества. Совершил экспедиции в Папуа-Новую Гвинею и на Таймыр, в Амазонию и Эфиопию, на Дальний Восток и в Тибет…Телезрителям он знаком по циклу фильмов «По следам великих русских путешественников», который показывали по Первому каналу прошлым летом. А 23 июля на экраны выходит уже полнометражный фильм Круглова о первом русском кругосветном плавании — «Вокруг света в 3D». Сюжет фильма – переплетение событий обеих кругосветок.

За 13 месяцев 2012 - 2013 года барк «Седов» пересек 3 океана, побывал в 32 портах мира и повторил легендарный маршрут экспедиции Крузенштерна и Лисянского. Фото: Леонид Круглов.

За 13 месяцев 2012 — 2013 года барк «Седов» пересек 3 океана, побывал в 32 портах мира и повторил легендарный маршрут экспедиции Крузенштерна и Лисянского. Фото: Леонид Круглов.

— Мы повторили весь маршрут — Остров Пасхи, Полинезия, Маркизы… Только на Аляску не пошли: был риск, что «Седов» арестуют по делу библиотеки Шнеерсона, — рассказывает Леонид Круглов. — На легендарном мысе Горн события современной и первой русской кругосветки стали удивительным образом совпадать. За четыре дня до подхода к мысу поднялся сильнейший шторм. За два дня до — пошел град и снег. Всей команде парусника «Седов» пришлось работать в сложнейших погодных условиях, два паруса лопнуло во время сильных шквалов.

С собой у Леонида были рисунки и гравюры, сделанные во время плавания Крузенштерна и Лисянского. Он находил те же самые места и сравнивал, что изменилось за двести лет. На Маркизских островах — практически ничего. А самым неузнаваемым оказался Гонконг: вместо холмов и рыбацких хижин — сверкающие небоскребы.

Посреди Тихого океана, на 7 месяц путешествия, «Седов» оказался на максимальном отдалении от России. Здесь команде предстояло второй раз пересечь экватор и отметить Новый год. Праздник завершился купанием в океане. Фото: Леонид Круглов.

Посреди Тихого океана, на 7 месяц путешествия, «Седов» оказался на максимальном отдалении от России. Здесь команде предстояло второй раз пересечь экватор и отметить Новый год. Праздник завершился купанием в океане. Фото: Леонид Круглов.

Чуть не сотню раз за время съемок Леонид поднимался на мачту барка «Седов» (он не только режиссер, но и оператор многих сцен фильма). А это — 58 метров! И в штиль, и в шторм, и посреди океана, и у живописных берегов. Однажды нагоняй от капитана получил — полез на самую верхотуру вдвоем с матросом, чтобы снять не просто мачту и корабль, а человека, на мачту поднимающегося. А это опасно — у самого топа мачта могла бы не выдержать двоих.

— Во время первого подъема на мачту я ужасно трусил — а вы представьте, каково это, лезть по веревочной лестнице на 20-й этаж! — вспоминает Леонид. — До сих пор помню все в мельчайших подробностях. Как мимо меня пролетела бабочка, ее закрутило порывом ветра и унесло вниз… Я решил, что это плохой знак. Но продолжал подниматься вверх. А потом рядом пролетели два лебедя — и тут я понял, что все хорошо.

«Седов» и в шторм попадал, и покрывался ледяной коркой в холода — как и корабль Крузенштерна у берегов Камчатки.

У берегов Дальнего Востока команда барка столкнулась с сильнейшим снегопадом, штормовым ветром и обледенением палубы. Фото: Леонид Круглов.

У берегов Дальнего Востока команда барка столкнулась с сильнейшим снегопадом, штормовым ветром и обледенением палубы. Фото: Леонид Круглов.

Леонид Круглов рассказал «Комсомолке» несколько любопытных историй о двух кругосветных плаваниях, своем и историческом. Часть из них вошла и в новый фильм.

Лисянский обогнал начальника на две недели

Вся слава первого русского кругосветного путешествия досталась Крузенштерну. Памятник ему стоит в Санкт-Петербурге, парусник его именем назван… Да, он был начальником экспедиции. Но почему таких почестей не удостоился и Лисянский? Вопрос, которым задался Леонид Круглов — и обнаружил, что раз Лисянский-то ему ближе и симпатичнее!

— На самом деле кругосветных путешествий, по сути, было два — капитаны «Невы» и «Надежды» обогнули планету разными маршрутами, их пути часто расходились. На Аляску, к примеру, заходил только Лисянский, Крузенштерн там не был. «Нева» даже приняла участие в битве при Ситке на Аляске. А Крузенштерн исследовал Сахалин и Курильские острова.

Переход парусника «Седов» от Филиппин к Дальнему Востоку стал драматичным. Встречный штормовой ветер, огромные волны перекатывались через палубу, пришлось убрать почти все паруса... Фото: Леонид Круглов.

Переход парусника «Седов» от Филиппин к Дальнему Востоку стал драматичным. Встречный штормовой ветер, огромные волны перекатывались через палубу, пришлось убрать почти все паруса… Фото: Леонид Круглов.

И характеры у мореплавателей были совершенно разные.

Иван Федорович (его настоящее именя Адам Иоганн) — блестящий организатор, аккуратный, дотошный, скрупулезный. Первую русскую кругосветку он организовал идеально, если говорить о питании, безопасности, медицинской помощи. На «Надежде» за все три года плавания не погиб ни один моряк, и болезни случались крайне редко — по тем временам удивительно, — продолжает Круглов.

А Юрию Федоровичу, которому к началу экспедиции исполнилось всего 30 лет, хотелось открывать и исследовать новые земли, он был в хорошем смысле авантюристом.

На острове Пасхи побывал только корабль Юрия Лисянского - из-за подводных скал ни "Нева", ни "Седов" не смогли подойти близко к острову. Круглов получил разрешение на съемки на культовом месте, где местные жители выбирали "человека-птицу".

На острове Пасхи побывал только корабль Юрия Лисянского — из-за подводных скал ни «Нева», ни «Седов» не смогли подойти близко к острову. Круглов получил разрешение на съемки на культовом месте, где местные жители выбирали «человека-птицу».

Уже на обратном пути в Россию у Мыса Доброй Надежды наши парусники попали в мертвый штиль. Крузенштерн стоял ближе к берегу, Лисянский мористее. И вдруг в его парусах заиграл легкий ветерок, он двинулся вперед — сначала медленно, потом все быстрее. А «Надежда» еще долго ждала первых порывов ветра.

Лисянский нереально быстро для своего времени пересек Атлантику с самого юга до самого севера, не заходил в европейские порты и избегал встреч с другими судами — уже шли наполеоновские войны, и встречи эти могли быть небезопасны.

В Кронштадт «Нева» примчалась на две недели раньше «Надежды». Встретили Лисянского холодно, и также холодно принимали потом — мол, негоже впереди начальства лезь. А Крузенштерн, говорят, до конца жизни с Лисянским не общался.

Для ста человек курсантов с первых дней похода начались тренировки по работе с парусами на головокружительной высоте 20-этажного дома. В этом смысле все точно так же, как и двести лет назад. Фото: Леонид Круглов.

Для ста человек курсантов с первых дней похода начались тренировки по работе с парусами на головокружительной высоте 20-этажного дома. В этом смысле все точно так же, как и двести лет назад. Фото: Леонид Круглов.

Пока моряки развлекались с туземками, Крузенштерн вытатуировал на руке имя жены — Юля

Я несколько раз ловила Леонида на показательной оговорке: он все время говорит «мы», «наши парусники», «наша экспедиция». И непонятно, то ли он о себе и «Седове», то ли о Крузентштерне и Лисянском.

— Да, я тоже за собой это замечал — так погрузился в воспоминания мореплавателей, что как будто сам с ними прошел все их прилючения, — признается Леонид.

И для него, и для русских моряков позапрошлого века самым ярким впечатлением стала Полинезия. И особенно — Маркизские острова, самые отдаленные и редко посещаемые. По старинным гравюрам Круглов вычислил все места, где стояли наши корабли 200 лет назад и провел сравнительную съемку. И даже нашел татуированных с ног до головы местных жителей. Оказалось, для точного копирования тату своих предков и поддержания традиции они используют …гравюры из альбомов Крузенштерна!

Жители Маркизских островов до сих пор делают татуировки по гравюрам, сделанным во время экспедиции Крузенштерна и Лисянского! Фото: Леонид Круглов.

Жители Маркизских островов до сих пор делают татуировки по гравюрам, сделанным во время экспедиции Крузенштерна и Лисянского! Фото: Леонид Круглов.

— На наши корабли привозили полинезийских девушек и даже замужних женщин. Местные жители считали это и почетным, и полезным — туземки проводили с моряками несколько дней и возвращались домой с подарками. Но не таков был начальник экспедиции Иван Крузенштерн. Он в приятном времяпровождении не участвовал. Капитан очень любил свою жену Юлию фон Таубе, которая ждала его в Петербурге. Пока его товарищи наслаждались общением с полинезийскими красавицами, капитан сделал на плече татуировку с именем жены — Юля.

Свадьба на корабле — хорошая примета

А на паруснике «Седов» во время современной кругосветки сыграли свадьбу. Практикант из Владивостока Иван Молчанов сделал предложение своей девушке Диане.

— Он до этого уже два раза предлагал ей руку и сердце, но Диана отвечала, что подумает, — делится подробностями режиссер. — Вот Иван и решил сделать предложение так, чтоб отказать было невозможно. Пригласил Диану на свидание … на мачту. И там подарил ей кольцо. А на палубе уже ждали друзья с цветами. Иван и платье для невесты тайком на корабль принес. Мы с ребятами до сих пор общаемся, у них все хорошо, родился сын.

Свадьба в кругосветном путешествии, что может быть романтичнее? По старинным морским законам капитан корабля имеет право регистрации брака. Фото: Леонид Круглов.

Свадьба в кругосветном путешествии, что может быть романтичнее? По старинным морским законам капитан корабля имеет право регистрации брака. Фото: Леонид Круглов.

ГДЕ СМОТРЕТЬ

В Москве — в киноцентре «Соловей» и кинотеатре «Иллюзион», в Санкт-Петербурге в кинотеатре «Родина».

Барк «Крузенштерн» история

Подтвердить, однажды его победу иногда очень сложно.

Незадолго до 2005 года, в год празднования 60 -й годовщины Дня Победы в Великой Отечественной войне, они начали планировать мероприятия на уровне правительства и общественности, демонстрируя национальную идею.

Учитывая, насколько хорошо общество отреагировало на последнее кругосветное плавание «Крузенштерна», имевшее место 10 лет назад, было решено предпринять еще одно путешествие.Более того, в 2006 году исполнилось 200 лет со дня окончания первого российского кругосветного плавания под руководством Крузенштерна и Лисянского. Поэтому было решено посвятить новое путешествие этим двум знаменательным датам в истории России.

Подготовка к кампании заняла очень короткий промежуток времени, не более 3 месяцев. Возможно, второе кругосветное плавание уступало масштабам и глубине научных исследований первого, но было важно использовать накопленный опыт, и в целом это плавание должно было подтверждать не случайный, а стабильный уровень гражданской навигации.Важную роль сыграло то, что рейсы были установлены на уровне реальных достижений экипажами гражданских учебных судов.

Было принято решение не нарушать привычный график для этого нового кругосветного плавания: начало навигации было запланировано на весну, что позволило «Крузенштерну» принять участие в летних регатах, а затем спуститься в южное полушарие, чтобы пройти через ужасный мыс Горн. в разгар лета. Смена курсантов планировалась во Владивостоке снова, и возвращаться на ул.Петербург в августе 2006 г.

Стоит отметить, что до этого рейса была осуществлена ​​одна из самых больших мечт о навигаторах «Крузенштерна»: на верфи «Светлый» была построена небольшая стеклянная будка для рулевого колеса перед картографическим домом. До сегодняшнего дня, до 80 -й годовщины года барка, наблюдение за рулем осуществлялось при любых погодных условиях — жаре, холоде, шторме или урагане — на ветреном и открытом пространстве — курсанты способного моряка и помощника по наблюдению руководство, были вынуждены нести свою службу в течение четырех часов, по очереди каждый час.Одно дело отстаивать подлинность классического винджаммера, а совсем другое — удерживать колесо судна во время огромного урагана под давлением океанских волн, рискуя быть вымытым с борта, как это случилось в «Падуе» и других П-лайнерах.

На самом деле это была промежуточная версия. Позже был построен новый пилотный дом с самым современным электронным навигационным оборудованием. Теперь это над учебной комнатой на палубе. Но тогда, перед вторым кругосветным плаванием, реконструкция, сделанная Коломенским, была смелым испытанием — и оно того стоило!

За это новшество «Крузенштерн» часто, даже в наши дни, критикуют: то, что оно было сделано напрасно, — то, например, «Седов» продолжал наблюдать в своем первоначальном виде.На наш экипаж всегда отвечали достойно: «когда Седов приблизится к« Крузенштерну »по интенсивности, выносливости и смелым задачам, тогда мы начнем сравнивать». И на самом деле, на корабле сохранялась конструктивная возможность ориентироваться с сегодняшним декоративным рулем, учебные часы на Davis Drive регулярно проводятся, а с оригинальными конструкциями и оборудованием бережно обращаются. Но трудно оставаться в стороне от прогресса, достигнутого в 21 веке, чтобы дать новым поколениям курсантов представление о том, каковы новые тенденции в судостроительной отрасли и над каким оборудованием они будут работать, потому что скорее всего это не будет парусный флот.

Из калининградского рыбного порта «Крузенштерн» выведен в море в Санкт-Петербург 17 июня 2005 года, чтобы получить добрые пожелания и инструкции от морской общины Санкт-Петербурга (с 21 по 24 июня). Геннадий Коломенский снова был на борту в должности капитана-инструктора. Список экипажей, в дополнение к постоянному экипажу и кадетам, теперь насчитывал несколько операторов и журналистов, благодаря которым у нас теперь есть оригинальные кадры первого кругосветного плавания 21 -го века.

«Крузенштерн» успешно участвовал в «Парусных гонках 2005» в Северном море и в бремерхафенском фестивале «Парус 2005», но, конечно же, офицеры, а также команда и кадеты с нетерпением ожидали предстоящего эпического кругосветного плавания. Даже сейчас захватывающе перечислить все эти порты навигационного маршрута: Торбей (Великобритания) — Сантандер (Испания) — Лиссабон (Португалия) — Санта-Крус-де-Тенерифе (Испания) — Монтевидео (Уругвай) — Ушуайя (Аргентина) — Мыс Горн — Вальпараисо (Чили) — Кальяо (Перу) — Акапулько — (Мексика) — Гонолулу (США) — Владивосток!

Мыс Горн — фетиш винджаммеров — был успешно пройден в прекрасную погоду, 11 декабря 2005 года, без каких-либо сюрпризов, точно так же, как экспедиция Ивана Крузенштерна сделала это почти 200 лет назад, для шестимесячного рейса во Владивосток, где «Крузенштерн» Прибыл 28 марта 2006 года, был шторм и различные трудности как в Атлантическом, так и в Тихом океанах.Ни «бурные сороковые», ни «ужасные пятидесятые», ни «жестокая широта шестидесятых» не проявили симпатии к парусному кораблю. Прохождение океанов — это не прогулка по тихим заводям, особенно в кругосветном плавании!

Вот и пришло время смены курсантов во Владивостоке. Это был первый этап кругосветного плавания, и впереди был долгий путь: Гонконг, Сингапур, Маврикий, Кейптаун, до конечной остановки на Канарских островах! 26 июля 2006 года «Крузенштерн» вошел в Бремерхафен как порт приписки.Остался последний шаг. А с 7 по 10 августа Санкт-Петербург приветствовал победителя морских глубин! Корабль вернулся в Калининград 14 августа после долгих 14 месяцев!

Было 45 774 морских миль и 21 иностранный порт со 121 пребыванием за бортом. Весь рейс длился 425 дней.

После большого плавания экипаж отправился в отпуск, и барку потребовался значительный объем ремонтных работ: была завершена постройка рулевой рубки на верфи Светлый, обновлена ​​электрогидравлика рулевого устройства и навигационного оборудования, на судне был установлен пульт управления. Командный мост, камбуз и пекарня были модернизированы, медицинский кабинет и музей кораблей получили представление, которое посетители теперь могут увидеть.

«Крузенштерн», в честь которого барк назывался

Портрет И.Ф. Крузенштерн.
Янтарная картина в кабинете капитана.

Четырехмачтовый барк (бывший «Падуя», построенный в 1926 году на немецком языке) после принятия Советским Союзом в качестве репарации, с 1946 года носит имя Ивана Крузенштерна — выдающегося русского мореплавателя, исследователя и адмирала (1770-1846). ).

Более десяти географических мест на карте мира названы в честь этого человека.Среди них риф, пролив, остров и даже кратер (с 1935 года) на видимой стороне Луны. Здесь же находится памятник Крузенштерну напротив военно-морского кадетского корпуса на набережной лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге, а также портовый буксир Airbus A-320 Аэрофлота и международный автолинер Санкт-Петербургской транспортной компании. Это название было дано улицам и проспектам в десятках городов и даже средней школе в Ростоке, Германия. И все же первое объединение людей связано со знаменитым парусным кораблем «Крузенштерн».

У нас нет фактов, чья идея была назвать «Падуя» в честь знаменитого моряка. Однако имя бесстрашного актера многих морских сражений адмирала, организовавшего первую русскую мировую экспедицию, стало счастливым для корабля. Название позволило судну не только остаться на плаву, но и обрести новую и успешную судьбу. Судно приобрело функцию «профессионально-образовательный-представительский», потому что теперь борт судна является «школой под парусами» для молодых моряков, а также образовательной и дипломатической площадкой.

Потомок немецкого дворянского рода, сын судьи, получил имя при рождении — Адам Иоганн фон Крузенштерн, который российский император Александр I назвал «принадлежащим к потомкам» в его царской милости, и оказалось, что пророческими.

Однако судьба Ивана Крузенштерна была успешной благодаря его сильному характеру, железной воле и преданности морю и России, во имя и на пользу которой он сделал много действительно героических, полезных и важных вещей, включая первые кругосветное.Экспедиция привела к победе русских моряков, политиков, ученых и стала новым направлением развития российской дипломатии и торговли. Интерес к крупномасштабным начинаниям неоднократно демонстрировал барк «Крузенштерн», принявший участие в двух кругосветных плаваниях, трансатлантической экспедиции, выигравшей престижные гонки.

Согласно историческим данным, Иван Крузенштерн родился в эстонской провинции (ныне Эстония) близ Ревала (ныне Таллинн) в 1770 году в родовом имении.Его отец, Иоганн Фридрих, и его мать, Кристина Фредерик, были не богатыми дворянами, а именно этим сыном, обучавшимся в престижной школе — военно-кадетском корпусе. Там он изменил свое имя с Адама Иоганна на Ивана, что звучало более комфортно для русских. Он взял свое отчество у лучшего друга Юрия Федоровича Лисянского. Стоит сказать, что их дружба прошла через многие испытания и длилась всю жизнь. Именно Лисянский поручил Крузенштерну закупку автомобилей для первого российского кругосветного плавания.

Он не закончил свой лицейский курс из-за своего участия в русско-шведских военных битвах и получил звание лейтенанта по заслугам. Затем офицер определенной решимости и силы начал учиться в Англии и отплыл английские суда, посещающие Америку, Африку, Бермудские острова, Индию и Китай. Скорее всего, именно тогда он начал задумываться о возможности кругосветных путешествий и необходимости изучать торговые пути для России.

Его планы осуществились после дворцового переворота во время Александра I.Ивану Крузенштерну и его команде понадобилось три года, чтобы плыть по «Неве» и «Надежде». Путешествие имело большое международное значение и практическое значение. Русские моряки внесли исправления в английские навигационные карты, считающиеся наиболее точными. Экспедиция обнаружила новые острова, провела научные наблюдения, накопила богатую коллекцию и провела профессиональные метеорологические исследования и впервые в истории совершила морской путь из европейской части России на Камчатку и Аляску.Эти разбирательства получили заслуженное признание. Крузенштерн получил звание и был избран членом Академии наук и Адмиралтейского департамента.

После возвращения из путешествий прославленный исследователь углубил свои знания в вопросах мореплавания и гидрографических измерений, пытаясь определить влияние экономики и торговли на географические исследования и открытия. Он также интересовался ролью географии в системе наук и ее взаимосвязью с физикой, химией, философией и историей.Более того, Иван переписывался с выдающимися учеными в области географических исследований: англичанином Джоном Барроу, Гумбольдтом, картографом Эспиноса и другими известными людьми того времени.

Награжденный орденами Святого Георгия, Святого Владимира, Святой Анны, Святого Александра Невского (и алмазные значки с ним), Крузенштерн пожертвовал третью часть своего состояния народному ополчению в войне 1812 года. Во время этого Время он пробовал новое занятие, присоединившись к дипломатической миссии в Лондоне.После окончания наполеоновских войн великий моряк участвовал в организации экспедиции О. Коцебу, а затем Беллинсгаузена и Лазарева, кульминацией которой стало открытие Антарктиды.

Изъятый ​​из морских дел, в отпуске по болезни Крузенштерн продолжил свои научные исследования в своем имении. Он завершил свою работу над книгой о кругосветном плавании и представил Адмиралтейству несколько материалов, подчеркнув необходимость составления «Универсального морского атласа».После выпуска Атласа, издание которого финансировалось императором Александром, Крузенштерн стал известен как первый гидрограф Тихого океана в России и Европе. Сам атлас был далеко за пределами гидрографии: вместе с материалами о всемирной экспедиции он внес большой вклад в дальнейшее развитие наук о Земле.

С 1827 года известный ученый и исследователь, получивший звание вице-адмирала, был директором Военно-морского кадетского корпуса, где он значительно улучшил жизнь кадетов.В то же время он работал во многих научных учреждениях. При активном участии адмирала I было организовано Русское географическое общество (РГС), которое стало одним из самых влиятельных и влиятельных в мире.

Крузенштерн скончался 24 августа 1846 года в своем поместье в Асе. Он был похоронен в Ревеле (ныне Таллин) в Домской церкви. Его сын Павел Иванович и внук Павел Павлович «унаследовали руль». Оба они стали известными исследователями, изучавшими северо-восточное побережье Азии, Каролинские острова и другие острова Печорского района и северную часть Обской губы.

Помимо «Атласа Южного моря» (с пояснительным текстом), Иван Крузенштерн написал книгу «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах» под командованием его императорского величества Александра I на кораблях. Надежда и Нева «. Сокращенная версия книги была переиздана в 1950 году.

Потомки Крузенштерна, которые живут в разных европейских странах, поддерживают связь с барком, участвуют в мероприятиях, пополняют музей корабля ценными подарками и сувенирами.Барк, в свою очередь, придерживается русских морских традиций, прославляющих имя великого моряка и высшего учебного заведения.

,
«Иван Крузенштерн. Первое кругосветное плавание в России» Эйдельмана, Тамара — Русская жизнь, вып. 49, выпуск 4, июль-август 2006 года

Иван Федорович Крузенштерн был связан с морем всю свою жизнь. Поместье его отца находилось на побережье Балтийского моря, недалеко от Ревеля, так как Таллинн, столица Эстонии, был известен в конце 18 века. Балтийское море было мелким и холодным, но, тем не менее, это было море, и, живя на его берегах, легко было мечтать о других морях. Сегодня практически все видели море, где бы они ни жили, даже если это только по телевизору или на фотографиях.Нам трудно представить, что в прошлые века можно было прожить целую жизнь без малейшего представления о том, на что похожи океанские волны. Была причина, что военно-морской флот вербовал тех, кто вырос на побережье. Они знали море с детства.

[ГРАФИЧЕСКОЕ ПУСКАНО]

[ИЛЛЮСТРАЦИЯ Пропущено]

Крузенштерн стал морским офицером, но кто знает? Возможно, читая о дальних путешествиях, он воображал, что все океаны выглядят как гладкая, как стекло Балтика.Прошли годы, и молодой человек отправился в Англию, плавал по Тихому, Атлантическому и Индийскому океанам. Оказалось, что океаны попали во все мыслимые разновидности, и в какой-то момент Крузенштерн начал мечтать о чем-то монументальном. Он составил предложение «Размышления в тысячу раз», в котором утверждал о необходимости организации первой российской экспедиции для кругосветного плавания.

Идея устраивала императорский двор. Это было время, когда все великие державы активно искали новые рынки и новых торговых партнеров.Царь решил, что это достойное предприятие, и приказал подготовить два корабля к отплытию. Крузенштерн и его помощник, капитан Лисянский, готовили шлюпы Надежды и Невы.

К 1803 году все было готово. Тем временем в дело вмешалась российско-американская компания. Недавно возникшие Соединенные Штаты стали выглядеть как выгодный торговый партнер. И была еще одна страна, которая, казалось, была где-то в окрестностях Америки: таинственная Япония.Одна русская экспедиция уже успела посетить эту страну, и ее неприступные правители даже дали им разрешение ставить якорь один раз в год в порту Нагасаки, чтобы вести торговлю.

Поэтому уходящим исследователям имело смысл объединить усилия с дипломатами и торговцами. Крузенштерн присоединился в своем путешествии к знаменитому Николаю Резанову (романтическая история любви которого за последние 20 лет охватила аудиторию московских мюзиклов «Юнона» и «Авос»). Но реальная история путешествия Резанова с Крузенштерном не была такой красивой картиной.Царь дал Резанову, которого послали послом в Японию, власть над всей экспедицией, а Крузенштерн оставался ответственным только за морские вопросы. Проблема заключалась в том, что Крузенштерн не был проинформирован об этом. Резанов так и не удосужился показать капитану свои документы, просто появившись на борту с огромным окружением. Из-за этого неожиданного скопления корабля экспедиция была вынуждена уйти без художника, который должен был вести графическую запись любых научных открытий.

Тем не менее Надежда и Нева отплыли. Атлантика была пересечена без происшествий. Но в Бразилии разразился первый конфликт между Крузенштерном и Резановым. Резанов решил, что экспедиция не должна пытаться обогнуть коварный мыс Горн, и приказал им изменить курс и плыть на восток. Для Крузенштерна это означало отказаться от своей мечты о плавании по всему миру. Для его моряков, добровольцев, которые подписались на кругосветное плавание, это означало потерю обещанной награды: сокращение срока их службы.Крузенштерн отказался повернуть назад, и корабли направились в сторону Магелланова пролива — одних из самых опасных вод для любого корабля. …

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о