Кругосветное путешествие на машине: стоит ли ехать в кругосветку на машине

Содержание

Завершилось первое в мире кругосветное путешествие на автомобиле :: Autonews

Имя Кристера Герлаха (Christer Gerlach) уже дважды было вписано в «Книгу рекордов Гинесса» за длинные автомобильные путешествия, но отчаянный швед решил не останавливаться на достигнутом. 16 декабря он въехал в ворота Стокгольмского королевского дворца, завершая кругосветное путешествие – первое в мире, совершенное на автомобиле. Герлах совершил его на обычном внедорожнике Kia Sorento, предоставленном ему южнокорейским производителем.

Стартовал шведский путешественник из Польши, в августе этого года, и двинулся на восток. Он проехал Россию, включая огромные просторы Сибири, Казахстан, монгольские степи и Корею, где и отметил половину пути. Переплыв через Тихий океан, швед высадился в Мексике, затем пересек Соединенные Штаты по знаменитому шоссе Route 66. Потом вновь морское путешествие и – высадка в Германии, а затем финиш кругосветки в столице Швеции.

Герлах проехал через 11 стран, три с половиной тысячи километров по безлюдной Сибири. За все это время он один раз приехал на плановую проверку в сервис Kia, где ему, в частности, поменяли масло. По словам Герлаха, за все путешествие машина не причинила ему никаких хлопот – он только два раз поменял проколотое колесо и один раз — лампу фары.

В итоге швед накрутил на корейском автомобиле в общей сложности 27 тысяч километров. Для этого путешествия он выбрал Kia Sorento с 3,5-литровым двигателем V6 и автоматической трансмиссией в базовой комплектации, который, надо сказать, отлично справился с испытанием. Теперь название этого темно-синего автомобиля, наряду с именем самого Герлаха, вписано в «Книгу рекордов Гинесса» в разделе «Самое длинное путешествие на автомобиле». А весной следующего года заслуженный внедорожник, покрытый пылью всех дорог мира, будет выставлен на международной автомобильной выставке в Стокгольме.

Роман Сухов

Сколько стоит кругосветное путешествие на машине

Каждое самостоятельно спланированное путешествие – уникальное произведение искусства. Не бывает двух одинаковых поездок, как не бывает двух одинаковых людей. Поэтому ответ на вопрос, сколько стоит Кругосветка, зависит от бесчисленного количества факторов.

Мы расскажем о том, сколько в путешествии потратили лично мы – пара из Москвы — проект Mirvmeste.

А для тех, кому интереснее смотреть и слушать — наша беседа с Командой автопутешественников Driventure:

Наше путешествие на Renault Duster длилось чуть больше года (374 дня), включало 35 стран (Азия, Австралия, Северная и Южная Америка, Европа) и 82 000 км. И несмотря на столь внушительные расстояния, оно было очень бюджетным. Мы почти не тратили деньги на отели, экономили на еде и выбирали только самые дешевые перелеты через океан.

Берем только кошелек

Залог бюджетного путешествия – тщательное планирование и отсутствие спешки. В наше время в путешествие можно взять с собой только кошелек, почти все проблемы в дороге сейчас решаются с помощью денег. Вопрос только в их количестве. Так, например, если вы заранее еще в России позаботитесь о документе под названием Карнет де Пассаж, то сразу около 50 стран откроют вам свои границы для временного ввоза автомобиля. Иначе – на каждой из границ вы будете вынуждены оформлять кипы документов, платить въездные пошлины и, что самое грустное, оставлять при въезде залоги, сравнимые по размеру со стоимостью машины. Или, например, если вы проложите маршрут через Китай, будьте готовы заплатить до $20 000 только за проезд через страну в рамках организованного тура.

То же и с визами. Нет ничего сложного в том, чтобы получить все необходимые визы дома в России, пока у вас есть работа, и вы находитесь в непосредственной близости от российского посольства. Зато почти невозможно получение визы в Пакистан или США будучи за рубежом.

Общие расходы на визы и документы составили 10% нашего бюджета.

Рисуем то, что хочется

Итак, начинаем с разработки маршрута. Сначала просто рисуем то, что хочется. А уже потом по каждой стране прорабатываем вопрос получения визы и въезда. Главный момент, на который нужно обратить внимание — возможность свободного въезда на иностранном автомобиле.

Есть ряд стран, где такой въезд либо запрещен, вообще (в некоторых странах Африки), либо разрешен только в рамках организованного тура (Мьянма, Таиланд, Вьетнам, Китай и др.) Посещение таких стран может оказаться очень дорогим.

Так Мьянма, несмотря на очень низкие цены внутри страны, стала для нас самой дорогой именно из-за того, что для проезда сквозь нее мы должны были заплатить почти $2 000 на двоих за 6 дней. На этом этапе лучше всего показать свой маршрут кому-то из опытных автопутешественников, например, из сообщества Driventure.

Отправляем машину через океан

Самой дорогой частью вашего автокругосветного путешествия станет отправка машины через океан, а точнее отправки. В нашем бюджете их было 3, и они составили почти 30% от стоимости путешествия. Машина помещается на грузовое судно в контейнере или на платформу RO-RO (автомобиль находится на открытой палубе без контейнера) и в течение нескольких недель плывет от одного материка к другому.

Стоимость этой услуги во многом складывается из расходов в портах отправки и прибытия и очень часто не может быть точно оценена заранее. Так, наши расходы по отправке из Малайзии в США составили $5600 вместо запланированных $4000. Руководствуясь очень успешным опытом отправки из Аргентины в Бельгию, мы очень рекомендуем пользоваться услугами немецкого агентства SeaBridge-tours. Они созданы специально для путешественников, используют метод RO-RO и, как и полагается немцам, показали себя исключительно пунктуальными в сроках прибытия и точными в оценке общих расходов.

Расходы на отели – 1%

Следующей по величине строкой расходов в Кругосветке должно было бы стать проживание. Но в нашем случае расходы на отели составили всего 1% бюджета. Все потому, что мы останавливались в отелях и хостелах крайне редко. 95% времени мы либо жили в палатке YUAGO (www.yuago.ru) на крыше нашего автомобиля, которая в остальное время выполняла роль багажного бокса, позволяя нам хранить в машине только самое необходимое, либо останавливались у местных жителей, связываясь через Couchsurfing.

Этот сервис позволяет находить людей — хостов, готовых бесплатно принять вас в гости, в любой стране мира. Чаще всего эти люди сами являются путешественниками, интересуются культурой других стран и отлично говорят на английском. Останавливаясь с ними, вы действительно погружаетесь в жизнь местного сообщества, знакомитесь с особенностями местной культуры и, просто, отлично проводите время с интересными людьми. И, кроме того, значительно экономите ваш бюджет!

Расходы на питание и топливо — по 15%

Мы спокойно ели в кафе и ресторанах в Азии и Латинской Америке, но в Австралии, США и Европе, где стоимость обеда на двоих могла легко превысить $50, мы предпочитали готовить в машине (у нас была газовая плита) или у хостов. А часто хосты с удовольствием кормили нас сами. При выборе местного ресторана можно руководствоваться сайтом www.tripadvisor.ru, где можно почитать отзывы посетителей и узнать порядок цен. Но мы, в основном, предпочитали те рестораны, где обедало большое количество местных жителей. Они всегда были значительно дешевле, а еда была вкусной. Осторожными нужно было быть только в Индии и Пакистане, где еда была еще и очень острой. В итоге затраты на питание не превысили 15% нашего бюджета.

Главным фактором, обеспечивающим нам экономию на топливе, которые также составили 15%, был выбор автомобиля. Наш дизельный Duster мощностью 109 л.с. потреблял в среднем не более 6,5 л/100 км, и это с учетом палатки на крыше, которая давала дополнительное сопротивление. Цены на топливо, как и его качество, в разных странах сильно отличаются. Так, например, в Иране, где дизельное топливо стоило всего $0,16/л, оно было таким плохим, что наша выхлопная труба за 2,5 недели в стране покрылась толстым слоем белого налета. При этом автомобиль ехал абсолютно нормально после любой заправки и ни разу нас не подвел. Автомобиль был новым на момент старта, и за 82 000 км единственным ремонтом, которым мы занимались, был ремонт покрышек, которые, впрочем, тоже доехали с нами до самого конца. В принципе, современное качество дорог практически по всему миру (за исключением некоторых стран Африки) позволяет вам отправиться в Кругосветку на любом автомобиле. Вовсе необязательно, чтобы это был подготовленный внедорожник. Но он точно должен быть экономным и надежным, и желательно, достаточно распространенным в мире, чтобы освободить вас от неожиданных дополнительных расходов.

Экономим на перелетах

Несмотря на то, что мы ехали на автомобиле, обойтись без расходов на перелеты, с учетом необходимости пересечения океанов, мы не могли. Стоимость перелетов составила 7% нашего бюджета. Более того, дороговизна билетов из Австралии в Латинскую Америку заставила нас поменять маршрут и отправиться сначала в США, а потом уже спуститься через Центральную Америку вниз до Сантьяго (Чили). Сложность при покупке билетов заключалась в том, что мы не могли приобретать их заранее, так как не могли с достаточной точностью предсказать момент, когда мы доедем до пункта назначения, и машина будет погружена на судно. Поэтому нам приходилось применять творческий подход.

Во-первых, разумеется мы использовали сайт Skyscanner, для поиска самых дешевых авиабилетов. Но несмотря на то, что сервис предлагает готовые перелеты с пересадками, иногда нужно применить более творческий подход и искать дешевые стыковки самостоятельно, используя функцию сервиса «Везде» вместо пункта назначения. Пользуясь этим функционалом, мы смогли выяснить, что из Австралии дешевле всего улететь на Гавайи, а уже оттуда в Калифорнию, куда приплывал наш автомобиль.

Приятным бонусом было также то, что, используя кредитную карту банка Тинькофф All Airlines, мы могли возмещать стоимость купленных билетов за счет накопленных миль. Кроме того, вместе с этой картой мы получили бесплатную годовую страховку по всему миру, а также возможность снимать с дебетовой карты деньги в зарубежных банках без комиссии Тинькофф. Но главным преимуществом карты для нас стала возможность связываться с операторами банка круглосуточно через интернет, что с учетом нашего постоянного нахождения в роуминге сэкономило нам значительную сумму.

И на достопримечательностях…

Последним пунктом упомянем расходы на посещение достопримечательностей, которые в нашем случае не превысили 1%. Мы старались избегать платных достопримечательностей и больше уделяли внимания быту и традициям местного населения, а также открытым природным объектам.

Итоги кругосветки
Итак. Кругосветное путешествие на автомобиле Mirvmeste стоило нам $33 100 или $89 в день на двоих. Много это или мало? Судите сами. Но это был год жизни, когда каждое утро мы просыпались счастливыми.
Мечтайте!

Сообщество автопутешественников Driventure.ru

Кругосветка – это шик! Часть 1 | Путешествия по России на машине

4 Июня 2019, 18:44

Кто из нас не мечтал о кругосветном путешествии? Кто не хотел быть покорителем, первопроходцем, путешественником? А удавалось стать, в лучшем случае, пионером ­— не тем, кто первый, а тем, кто «Всегда готов!». А сами Колумбы и Магелланы представлялись огромными, мужественными и нечеловечески сильными. Каково же было удивление всего честного мира, когда кругосветную экспедицию на грузовиках ЗИЛ (!) возглавила хрупкая итальянская девушка. Сегодня Стефания Дзини сама рассказывает о своем долгом пути по России…



Але­к­сандр Ко­бен­ко: Ска­жи, Сте­фа­ния, как ты ре­ши­лась ор­га­ни­зо­вать кру­го­свет­ное пу­те­ше­ст­вие?

Сте­фа­ния Дзи­ни: На са­мом де­ле у ме­ня не бы­ло це­ли про­ехать во­к­руг све­та – на это у ме­ня да­же фан­та­зии не хва­ти­ло. В Клуб «Приключение» Дми­т­рия Шпа­ро я об­ра­ти­лась с очень при­зе­м­лен­ной це­лью: до­е­хать из Ма­га­да­на до Уэ­ле­на. Я да­же не со­би­ра­лась на­чи­нать это пу­те­ше­ст­вие из Мо­ск­вы. Хо­те­ла до­е­хать до Уэ­ле­на, са­мо­го се­ве­ро-во­с­точ­но­го жи­ло­го по­сел­ка Рос­сии.

А.К.: От­ку­да та­кая мысль мог­ла прий­ти хруп­кой италь­ян­ской де­вуш­ке?

С.Д.: По­то­му что я очень хо­те­ла.

А.К.: И все?

С.Д.: Мое пер­вое се­вер­ное пу­те­ше­ст­вие – на сне­го­хо­дах по Бе­ло­му мо­рю. Я силь­но мерз­ла и про­кли­на­ла все на све­те. А по­том по­лю­би­ла и эти се­вер­ные пей­за­жи, и эти то­ро­сы, и этот… хо­лод. Ес­ли сна­ча­ла у ме­ня бы­ло чи­с­то тео­ре­ти­че­ское же­ла­ние ехать на Се­вер, на Чу­кот­ку, то по­с­ле пер­во­го «се­вер­но­го за­во­за» же­ла­ния ста­ло еще боль­ше. В се­вер­ных пей­за­жах есть что-то со­вер­шен­но ве­ли­ко­леп­ное. И мож­но да­же тер­петь этот хо­лод, что в прин­ци­пе про­тив мо­ей на­ту­ры, ра­ди то­го, что­бы слу­шать эту ти­ши­ну, на­сла­ж­дать­ся су­ро­вы­ми се­вер­ны­ми пей­за­жа­ми.

А.К.: А по­че­му бы то­г­да это не сде­лать со сво­и­ми ре­бя­та­ми из компании «Ши­к»?

С.Д.: Мы хо­те­ли. Но не смог­ли, по­то­му что вре­ме­ни на та­кое пу­те­ше­ст­вие нуж­но мно­го, и всем уе­хать бы­ло нере­аль­но. А лю­ди, ко­то­рые ув­ле­ка­ют­ся та­ки­ми де­ла­ми у нас на фир­ме, – я, Ан­тон, Во­ло­дя – все клю­че­вые фи­гу­ры в на­шем биз­не­се. По­э­то­му уе­хать втро­ем или вчет­ве­ром на столь дли­тель­ное вре­мя бы­ло со­вер­шен­но не­ре­аль­но.

А.К.: По­э­то­му ре­ши­ли по­слать жен­щи­ну.

С.Д.: Я всех при­гла­ша­ла: ну, вы не хо­ти­те на вре­мя, при­ез­жай­те хо­тя бы в Якутск или на фи­ниш. Мы с Ан­то­ном и Во­ло­дей встре­ча­лись в Но­во­си­бир­ске. Они на­пра­в­ля­лись из Но­во­си­бир­ска на сне­го­хо­дах в ма­лень­кое пу­те­ше­ст­вие по Оби. И мы со­сты­ко­ва­лись там на па­ру дней.

А.К.: Итак, в клу­бе Шпа­ро…

С.Д.: …к мо­е­му пла­ну от­не­слись до­с­та­точ­но хо­лод­но…

А.К.: ..без эн­ту­зи­аз­ма.

С.Д.: Да. Они не спе­ци­а­ли­сты по ав­то­мо­би­лям, они все­гда пу­те­ше­ст­ву­ют пеш­ком, на лы­жах. И да­же не ве­ри­ли, что ка­кая-то де­вуш­ка, ко­то­рая ни­че­го не зна­ет про Чу­кот­ку и Яку­тию и не пред­ста­в­ля­ет, как там на са­мом де­ле все слож­но, хо­чет ту­да по­ехать. Тем не ме­нее по­с­ле то­го, как я в них вце­пи­лась, все на­ча­ло ор­га­ни­зо­вы­вать­ся и раз­ра­с­тать­ся. Сна­ча­ла мне ну­жно было про­сто добраться до Уэ­ле­на. Но со­вер­шен­но не­ожи­дан­но для се­бя са­мой из та­кой ма­лень­кой ис­то­рии по­лу­чи­лось та­кое гран­ди­оз­ное ме­ро­при­я­тие. И это про­изош­ло не сра­зу, а по­сте­пен­но и са­мо по се­бе.

А.К.: Как са­мо по се­бе?

С.Д.: Ап­пе­тит при­хо­дит во вре­мя еды. Сна­ча­ла мы уви­де­ли, что из Ма­га­да­на про­сто не­ра­зум­но от­пра­в­лять­ся: ли­бо там на­до по­ку­пать ма­ши­ны, ли­бо ту­да их от­пра­в­лять. По­э­то­му, ду­маю, че­го там – нач­нем из Мо­ск­вы. По­том мы с пред­ста­ви­те­лем клу­ба, Сер­ге­ем Епиш­ки­ным – гео­гра­фом и ис­то­ри­ком, бы­ли на раз­вед­ке. При­ле­те­ли в Ма­га­дан и на ав­то­бу­се до­е­ха­ли до по­сел­ка Сей­мчан. Это един­ст­вен­ное ме­с­то, ку­да есть до­ро­га. За­тем на бар­же по­плы­ли по Ко­лы­ме. Встре­ча­лись с ме­ст­ны­ми во­ди­те­ля­ми, уз­на­ва­ли на чем они ез­дят, вы­яс­ня­ли со­сто­я­ние зим­ни­ков, рас­спра­ши­ва­ли мож­но ли ехать на лег­ко­вых ма­ши­нах, мож­но ли на джи­пах, и ис­ка­ли ме­ст­но­го жи­те­ля, ко­то­рый со­г­ла­сил­ся бы отправиться с на­ми.

А.К.: Как про­вод­ник?

С.Д.: Да, про­вод­ни­ком, спе­ци­а­ли­стом. И нам очень по­вез­ло, по­то­му что в по­сел­ке Зы­рян­ка мы та­ко­го встре­ти­ли. На са­мом-то де­ле мы видели мно­го во­ди­те­лей, и мно­гие бы­ли со­г­лас­ны. Нам го­во­ри­ли, что это очень тя­же­ло, но воз­мож­но. А в по­сел­ке Зы­рян­ка мы встре­ти­ли то­го пар­ня, ко­то­рый по­том по­ехал с на­ми. Он мне сра­зу по­нра­вил­ся – мо­е­го воз­рас­та, та­кой мод­ный нор­маль­ный па­рень. Я уви­де­ла его и сра­зу по­ду­ма­ла – все, это он. По­том вы­яс­ни­лось, что он был про­вод­ни­ком в экс­пе­ди­ции на гру­зо­ви­ках «Иве­ко» в 95-м го­ду.

А.К.: Ко­г­да вы про­во­ди­ли эту раз­вед­ку?

С.Д.: В сен­тябре 99-го, точ­нее, в ко­нце ав­гу­ста – на­ча­ле сен­тя­б­ря. Я из Зы­рян­ки вер­ну­лась об­рат­но в Мо­ск­ву, а Сер­гей Епиш­кин по­ехал даль­ше до устья Ко­лы­мы, со­брал ин­фор­ма­цию, и мы по­ня­ли над чем даль­ше ра­бо­тать. Сра­зу ста­ло яс­но, что на лег­ко­вых ма­ши­нах дорогу не осилить, нуж­ны гру­зо­ви­ки.

А.К.: По­че­му от­ка­за­лись от вне­до­рож­ни­ков?

С.Д.: Они очень уз­ко по­са­же­ны. Зим­ник – это та­кой се­вер­ный ва­ри­ант зим­ней до­ро­ги. Он де­ла­ет­ся ме­ст­ны­ми во­ди­те­ля­ми в на­ча­ле се­зо­на, ко­гда вы­па­да­ет снег и за­мер­за­ют ре­ки. До­пу­с­тим, у Сер­гея из Зы­рян­ки, ко­то­рый с на­ми по­ехал, там своя фир­ма, ко­то­рая за­ни­ма­ет­ся гру­зо­пе­ре­воз­ка­ми. Ме­ст­ная власть оп­ла­чи­ва­ет ему то­п­ли­во, что­бы он сво­и­ми гру­зо­ви­ка­ми в на­ча­ле се­зо­на про­бил до­ро­гу. Он едет дву­мя-тре­мя ма­ши­на­ми и де­ла­ет пер­вую трас­су, то есть, на са­мом де­ле, – ко­лею. Эту трас­су про­кла­ды­ва­ют все­гда бо­лее-ме­нее оди­на­ко­во, хо­тя мо­гут быть от­кло­не­ния. По этой трас­се от­кры­ва­ет­ся се­зон пе­ре­во­зок, и по­сте­пен­но она на­ка­ты­ва­ет­ся. Но в силь­ную пур­гу трас­са про­па­да­ет пол­но­стью, и ее на­до про­кла­ды­вать за­но­во. По­э­то­му ехать ту­да на лег­ко­вой ма­ши­не, на джи­пе не­ре­аль­но: сне­га мо­жет быть не мно­го, а мо­жет – очень мно­го.

А.К.: И джип про­сто не про­едет. А мо­жет быть сне­га столь­ко, что и гру­зо­вик не про­едет?

С.Д.: Бы­ва­ет, что и за­стре­ва­ет. По­э­то­му обыч­но едут ми­ни­мум в две ма­ши­ны, что­бы, на край­ний слу­чай, од­на мог­ла по­мочь. На Се­ве­ре есть не­зыб­ле­мое пра­ви­ло – все­гда по­мо­гать друг дру­гу. По­то­му что это во­п­рос жиз­ни и смер­ти. Ес­ли ма­ши­на сло­ма­лась, мож­но за­мерз­нуть за не­сколь­ко ча­сов – тем­пе­ра­ту­ра очень низ­кая, до -70 гра­ду­сов. По­э­то­му у ме­ст­ных жи­те­лей стре­м­ле­ние по­мо­гать друг дру­гу про­сто в кро­ви.. Это в Мо­ск­ве ма­ло кто ос­та­на­в­ли­ва­ет­ся, ес­ли сло­ма­лась ма­ши­на. Там не так! Сер­гей из Зы­рян­ки рас­ска­зы­вал, что ес­ли кто-то уви­дит, что ма­ши­на не ос­та­но­ви­лась, что­бы ока­зать по­мощь, и ес­ли че­ло­век из сло­ман­ной ма­ши­ны вы­жи­ва­ет, то он мо­жет чуть ли не убить то­го во­ди­те­ля, ко­то­рый про­ехал ми­мо. Там за­ко­ны и от­но­ше­ния ме­ж­ду людь­ми очень су­ро­вые. Сер­гей в Мо­ск­ве бы­ва­ет очень ред­ко, и ему эти мо­с­ков­ские ин­т­ри­ги, хи­т­рость, не­до­с­ка­зан­ность про­сто не­по­нят­ны. На Се­ве­ре лю­ди бо­лее про­стые, бо­лее не­по­сред­ст­вен­ные, чем в Мо­ск­ве или дру­гих боль­ших го­ро­дах.

А.К.: А в Ита­лии лю­ди как в Мо­ск­ве или как на Се­ве­ре?

С.Д.: Че­ст­но го­во­ря, я точ­но не знаю, потому что уже много лет живу в России, но по­до­з­ре­ваю, что как в Мо­ск­ве. Итак, мы зна­ли, что мо­жем уе­хать не поз­же 15-го, не поз­же се­ре­ди­ны фев­ра­ля. А гру­зо­ви­ки мы на­шли все­го-на­все­го за 2 ме­ся­ца до по­езд­ки.

А.К.: А бы­ла ус­та­нов­ка най­ти имен­но рос­сий­ские гру­зо­ви­ки?

С.Д.: Нам да­же не при­шло в го­ло­ву об­ра­щать­ся в за­ру­беж­ные ком­па­нии.

А.К.: По­че­му?

С.Д.: Мо­жет быть, по­то­му, что Клуб «При­клю­че­ние» рус­ский, и я ду­ма­ла, что есть «Урал», есть Ка­мАЗ, ЗИЛ. напомню, не поз­же 15 фев­ра­ля мы долж­ны бы­ли стар­то­вать. Жал­ко бы­ло от­кла­ды­вать все на год из-за то­го, что не мо­жем най­ти ма­ши­ны. На­ко­нец, Дми­т­рий Шпа­ро при­шел на Ка­мАЗ и по­тре­бо­вал: ска­жи­те ли­бо «да», ли­бо «нет», что­бы мы зна­ли, что де­лать. В кон­це кон­цов они да­ли от­ри­ца­тель­ный от­вет, и мы ста­ли ду­мать, к ко­му об­ра­тить­ся. Пред­поч­ли ЗИЛ – близ­ко, удоб­но до­го­ва­ри­вать­ся, да и мо­с­ков­ский па­т­ри­о­тизм не­множ­ко ска­зал­ся. Шпа­ро зво­нит ди­ре­к­то­ру ЗИ­Ла, и 10 де­ка­б­ря они встре­ча­ют­ся. И ди­ре­к­тор, что бы­ло для ме­ня уди­ви­тель­но, сра­зу со­г­ла­сил­ся! И при этом го­во­рит: нет, 2 ма­ши­ны вам не­до­с­та­точ­но, я дам 3 ма­ши­ны. И бу­ду­щее по­ка­за­ло, что он был аб­со­лют­но прав!

Хо­ро­шо, у нас по­я­ви­лись ма­ши­ны, у нас есть оде­ж­да, но боль­ше-то ни­че­го нет… И ос­та­ет­ся все­го пол­то­ра ме­ся­ца, что­бы под­го­то­вить экс­пе­ди­цию. Притом, что впе­ре­ди Но­вый год, празд­ни­ки, и по­нят­но, что до 13 ян­ва­ря ни­кто ни­че­го де­лать не бу­дет. Но, тем не ме­нее, мы на­ча­ли бур­но дей­ст­во­вать, на­шли раз­ных спон­со­ров на оде­ж­ду, на еду и так да­лее. За­вод снял 3 ма­ши­ны с кон­вей­е­ра, и мы ста­ли их го­то­вить, при­ду­мы­вать, ку­да ста­вить до­пол­ни­тель­ные ба­ки, ка­ло­ри­фе­ры, печ­ку про­ве­рять, за­ка­зы­вать в Чу­ва­шии спе­ци­аль­ные за­па­тен­то­ван­ные кун­ги… В об­щем, все по­лу­чи­лось, и в на­ча­ле фев­ра­ля мы бы­ли го­то­вы к вы­ез­ду.

А.К.: Со­с­тав оп­ре­де­лил­ся?

С.Д.: Ко­ман­да сфор­ми­ро­ва­лась та­ким об­ра­зом: Сер­гей Епиш­кин из Клу­ба «При­клю­че­ние», Сер­гей из Зы­рян­ки, 3 во­ди­те­ля-ин­же­не­ра с за­во­да и еще один Сер­гей из клу­ба, ко­то­рый 20 лет ра­бо­тал во­ди­те­лем на Чу­кот­ке, то­же как про­вод­ник. Да я.

А.К.: Опы­та по­доб­ных экс­пе­ди­ций ни у ко­го не бы­ло?

С.Д.: Сер­гей Епиш­кин из клу­ба са­мый опыт­ный, он бы­вал в раз­ных экс­пе­ди­ци­ях, но не та­ко­го ха­ра­к­те­ра, по­то­му что сам он не во­ди­тель, во­об­ще не во­дит ма­ши­ну, он гео­граф, ад­ми­ни­ст­ра­тор. Сер­гей из Зы­рян­ки при­ни­мал уча­стие в экс­пе­ди­ци­ях, но в бо­лее про­стых. Получилось, что сфор­ми­ро­ва­лась та­кая ко­ман­да, где нет ни спорт­с­менов-про­фес­си­о­налов, ни пу­те­ше­ст­вен­ников с большим опы­том, все до­с­та­точ­но про­стые лю­ди.

А.К.: А ка­ким об­ра­зом вы­би­ра­ли глав­но­го, ко­го все слу­ша­ют­ся, и кто в кри­ти­че­ских си­ту­а­ци­ях при­ни­ма­ет ре­ше­ние?

С.Д.: Глав­но­го не вы­би­ра­ли. По­лу­чи­лось, что я ини­ци­а­тор, в си­лу это­го по­че­му-то ста­ло яс­но, что я буду и ру­ко­во­ди­телем.

А.К.: Ни­к­то не воз­ра­жал? Про­сто в рус­ском язы­ке есть раз­ные при­ме­ты и по­сло­ви­цы, обид­ные для жен­щин, вро­де «жен­щи­на на ко­раб­ле…», «ба­ба с во­зу…» и про­чее, и про­чее…

С.Д.: Ни­к­то не был про­тив – про­сто не бы­ло вре­ме­ни спо­рить. Един­ст­вен­ный че­ло­век, кто мог бы силь­но со­м­не­вать­ся в мо­их спо­соб­но­стях ру­ко­во­дить, – Сер­гей Епиш­кин из клу­ба Шпа­ро, с ко­то­рым мы про­ве­ли вме­сте во вре­мя раз­вед­ки 15-20 дней. Мы со­в­сем раз­ные лю­ди, он та­кой очень ра­ци­о­наль­ный и до­тош­ный гео­граф. А я очень эмо­ци­о­наль­ная.

А.К.: Сер­гей Епиш­кин – на­уч­ный ра­бот­ник?

С.Д.: Он быв­ший во­ен­ный, а сей­час за­ни­ма­ет­ся ис­то­ри­че­ской про­грам­мой клу­ба, рас­коп­ка­ми. А по об­ра­зо­ва­нию – гео­граф-оке­а­но­лог. Он един­ст­вен­ный, кто ду­мал: ка­кая-то из­ба­ло­ван­ная, бо­га­тая жен­щи­на, ни­че­го не по­ни­ма­ет в ма­ши­нах, ни­че­го не зна­ет о Яку­тии, Чу­кот­ке и про­сто хо­чет при­клю­че­ний. Я ду­ма­ла: он гео­граф, за­ну­да, не хо­чет по­смо­т­реть ни на­пра­во, ни на­ле­во. В пер­вой ча­с­ти пу­те­ше­ст­вия мы ду­ма­ли друг о дру­ге имен­но так. Но он то­же не стал со­про­ти­в­лять­ся то­му, что я ка­пи­тан. А я на­шла ка­ко­го-то сво­его ка­пи­та­на вну­т­ри се­бя. Ведь для ме­ня то­же не со­в­сем при­выч­ная вещь – уп­ра­в­лять людь­ми, ко­то­рых еле-еле знаю. Это на са­мом де­ле очень тру­д­но.

А.К.: И уро­вень от­вет­ст­вен­но­сти…

С.Д.: На­с­коль­ко это боль­шая от­вет­ст­вен­ность, я по­ня­ла толь­ко в кон­це пер­вой ча­с­ти экс­пе­ди­ции. И по­э­то­му для ме­ня вто­рая часть ока­за­лась на­мно­го тя­же­лее, чем пер­вая. 15 фев­ра­ля мы уе­ха­ли из Мо­ск­вы, поч­ти не зная друг дру­га. Я как ка­пи­тан со­в­сем неопыт­ная, где-то слиш­ком стро­гая, где-то со­в­сем не стро­гая, слиш­ком от­кры­тая. У нас не бы­ло чет­ко­го рас­пре­де­ле­ния обя­зан­но­стей, и мы бы­ли боль­ше по­хо­жи не на ко­ман­ду, а на ма­лень­кую се­мью.

А.К.: Ма­т­ри­ар­хат, как вы­яс­ни­лось, – это хо­ро­шо?

С.Д.: Муж­чи­нам, с од­ной сто­ро­ны, тя­же­ло за­ста­вить се­бя под­чи­нять­ся жен­щи­не, но, с дру­гой, это бы­ло хо­ро­шо, по­то­му что между нами не бы­ло кон­ку­рен­ции. Мужчины не долж­ны бы­ли по­ка­зы­вать, что они силь­нее ме­ня, по­то­му что в лю­бом слу­чае они силь­нее. И мне не на­до бы­ло по­ка­зы­вать, что хо­тя бы в фи­зи­че­ском пла­не я силь­нее их. И это ка­ким-то об­ра­зом по­мо­га­ло. Бы­ли та­кие мо­мен­ты, ко­гда ре­аль­но у ка­ж­до­го бы­ло пло­хое на­стро­е­ние, и при­сут­ст­вие жен­щи­ны это сгла­жи­ва­ло. Мож­но со мной, до­пу­с­тим, ссо­рить­ся, но в кон­це кон­цов ска­зать: «Лад­но, че­го с ней спо­рить, ба­бы – ду­ры…». Кто-то из них звал ме­ня ко­зою. Ко­за – я на это не оби­жа­лась. Это, на са­мом де­ле, по­мог­ло из­бе­жать ссор ме­ж­ду муж­чи­на­ми – они пра­к­ти­че­ски не ссо­ри­лись ме­ж­ду со­бой. Они раз­ря­жа­лись на мне, я – на них. И при этом я зна­ла, что я мо­гу что-то не то сде­лать, не то ска­зать, но все рав­но ме­ня про­стят…

(Окон­ча­ние сле­ду­ет)

Была ли статья полезной?

Как прошло наше кругосветное путешествие на машине времени 

11 июля 2020 года на живописной территории музея Даудери общество «Жизнь без глютена» (“Dzīve bez glutēna”) в сотрудничестве с компанией Go Smart провело интеллектуально-развлекательную игру «Вокруг света с Жюлем Верном». Благодаря финансовой поддержке Департамента образования, культуры и спорта Рижской думы участие в мероприятии было бесплатным. Все участники игры получили подарки от производителей безглютеновых продуктов питания Shär и Nestle.

Игра представляла собой увлекательное путешествие по разным странам и разным эпохам. Как и любое путешествие оно было наполнено неожиданностями, приключениями и испытаниями. Ведущие игры, как будто явившиеся из 19-го века, удивили ребят и их родителей своими костюмами и манерой держаться. Ведущий в образе автора романа “Вокруг света за 80 дней” Жюля Верна задавал вопросы, которые требовали и знаний, и эрудиции, и смекалки, и логики. Например, ни одна команда не смогла правильно ответить на вопрос, верят ли ее участники в то, что в Австралии разорванная пополам десятидолларовая купюра считается двумя пятидолларовыми купюрами и принимается как полноценное платежное средство (на самом деле это — правда). Также лишь часть игроков не поверила тому, что в средневековой Франции за товары и услуги можно было расплачиваться грецкими орехами (в действительности платить можно было горошинами черного перца). Жюлю Верну помогали Паспарту, Белинда Фогг и Капитан Немо.

Отдельным приключением для ребят стало фотоориентирование, в ходе которого по фотографиям, сделанным на территории и в здании музея, предстояло найти нужные архитектурные элементы, фрагменты экспозиции  или детали интерьера. И без помощи сотрудников музея Даудери, которые иногда подсказывали, где найти искомое, многим участникам не удалось бы выполнить задание полностью. Непросто оказалось найти и спрятанные на территории музея игрушки, однако ребята справились и с этим. 

Во время мероприятия гости также могли гулять по территории и осматривать экспозицию музея, сотрудники которого бережно хранят аутентичные предметы интерьера и элементы внутренней отделки. Здание, где сейчас располагается музей Даудери, было построено в 1898 году как жилой дом владельца пивоваренного завода Waldschlößchen — пивовара из Баварии Иоганна Даудера. В 1937 году пивоварня была переименована в «Алдарис». И с этого же года здание стало использоваться как летняя резиденция президента Карлиса Улманиса, восковую фигуру которого также можно увидеть в музее. 

По данным опроса, который общество “Жизнь без глютена” провело после мероприятия, всем игра понравилась, хотя некоторые вопросы были сложными для учащихся основной школы, но поддержку им оказывали родители. Все респонденты, принявшие участие в опросе, отметили, что остались довольны и игрой, и местом ее проведения, а также выразили пожелание, чтобы общество и впредь проводило подобные мероприятия.

Приводим некоторые отзывы об игре: 

  • “В целом очень интересное мероприятие, которое способствует тому, чтобы дети двигались и думали”.
  • “Время пролетело незаметно! Игра захватывающая, интересная, наполненная смыслом и образовательная!”
  • “Очень интересная и захватывающая игра. Узнали много новых и неожиданных фактов о разных странах мира”.
  • “Колоссальное сочетание, синергия = красивое место+энергия детей +интересные задания+хорошая погода+позитивная атмосфера”.

Дополнительная информация:

Снежана Бартуле, руководитель проекта
Тел. 20309152
Э-почта: [email protected]
Web: www.dzivebezglutena.lv,