Крупнейшие народы мира на карте: GEO. Народы мира, малые и большие народности Земли.

Содержание

GEO. Народы мира, малые и большие народности Земли.

Название народа ↑↓ Самоназвание Основные страны проживания Численность, чел ↑↓ Языки
Китайцыхань1 310 000 000китайский
Арабыаль-араб350 000 000арабский
Американцы США 281 000 000английский (американский вариант)
Хиндустанцы 250 000 000хинди
Бенгальцы 230 000 000бенгальский
Банту [группа народов] 200 000 000языки банту
Бразильцы 193 000 000португальский
Мексиканцымехикано147 000 000испанский
Немцыдойче140 000 000немецкий
Русские 133 000 000русский
Итальянцыиталиани130 000 000итальянский
Японцынихондзин130 000 000японский
Яванцы 125 000 000яванский
Панджабцы (пенджабцы) 120 000 000панджаби, хинди, лахнда, урду
Англичане 100 000 000английский
Бихарцы 97 600 000бходжпури, магахи, майтхили
Сиамцытхай, кхонтай90 000 000тайский
Корейцычосон сарам, хангук сарам
81 000 000корейский
Персыфарсы, ирани81 000 000фарси
Ирландцыэриннах80 000 000ирландский, английский
Маратхи (махараштрийцы) 80 000 000маратхи
Тамилы 77 000 000тамильский
Телугу (телингана, андхра) 75 000 000телугу
Турки 75 000 000турецкий
Вьеты (кинь) 73 500 000вьетнамский
Гуджаратцы 60 000 000гуджарати
Поляки 60 000 000польский
Синдхи 60 000 000синдхи
Французы 57 000 000французский
Колумбийцы 48 000 000испанский
Испанцыэспаньолес47 000 000испанский
Каннара (каннада, каннадига) 45 000 000каннада
Украинцы 45 000 000украинский, русский
Афганцыпуштуны42 000 000пушту, урду, дари
Аргентинцы 41 000 000испанский
Шотландцыальбаннах41 000 000англо-шотландский, английский, гэльский
Курдыкурманджи38 000 000курдский
Малаяли 36 000 000малаялам
Орияуткали35 000 000ория
Хауса 35 000 000хауса
Бирманцымьянма33 350 000мьянманский
Бисайя (висайя) 32 500 000бисайские, тагальский, английский
Португальцыпортугезиш31 200 000португальский, мирандский
Игбо (ибо) 30 000 000игбо, английский, пиджин
Йоруба 30 000 000йоруба
Таджики 30 000 000таджикский, дари
Венесуэльцы 29 800 000испанский
Азербайджанцыазербайджанлылар29 000 000азербайджанский
Узбеки 29 000 000узбекский
Голландцы (нидерландцы)холандерс28 000 000голландский

Назовите крупнейшие народы мира.

— Other

Народ — весьма широкое понятие, а слово иногда применяется совершенно не к месту, например, — «Ну что же за народ пошел?». Каждый знаком с понятием «народ», но немногие знают, что это такое с научной точки зрения.

Что такое народ

Это слово имеет несколько пояснений, но самым точным будет считать таковым некую группу людей, которые объединены по ряду признаков. Это и язык, и религиозные взгляды, территориальный признак, культура, а также историческое наследие. Самым важным критерием выступает язык, но наличие этого компонента совсем не единственное условие, поскольку те же шотландцы и ирландцы, несмотря на то, что говорят по-английски, все равно являются отдельными народами.

Крупнейшие народы мира

Сегодня наука не располагает данными относительно точного количества народов, наций и этносов. Как правило, фигурирует приблизительная цифра — от 2000 до 2500. Однако только 26 имеют численность более 50 млн человек, в то время, как 9 из них сосредоточены в пределах Индии.

Не вызывает сомнения, что самым многочисленным народом являются жители Китая, количество которых скоро перевалит за 1,5 млрд. Фактически, это 21% от всего населения Земли! Далее следуют:

  • Арабы. Сегодня их насчитывается более 360 млн.
  • Хиндустанцы. Здесь стоит уточнить, что народом они названы весьма условно, поскольку это совокупность этносов на территории Индии и за ее пределами, объединенная по языковому признаку. Сегодня их численность составляет 335 млн.
  • Американцы. По сути, это группа представителей разных национальностей, объединенная гражданством и культурой, а потому заслуживает право называться народом.
  • Бенгальцы. Они проживают в Бангладеш и в западных регионах Индии. Сегодня их количество составляет до 260 млн, причем на оба места проживания приходится практически равное количество бенгальцев.
  • Бразильцы. По типу формирования, этот народ сопоставим с американцами, и сегодня их насчитывается около 200 млн.

Что касается русских, то мы занимаем 7-ю строчку с численностью 150 млн человек, являясь крупнейшим европейским народом.

Открытый урок по географии на тему: Этническая и языковая мозаика.

Открытый урок по географии на тему: Этническая и языковая мозаика.

Автор: edu1

Методическая копилка — География

Открытый урок по географии на тему: Этническая и языковая мозаика.

Проведен 1 декабря 2014 года в 10 классе.

Цели:

Образовательные:- выявить географические особенности этнического и языкового состава населения мира;

-познакомить обучающихся с распространением языковых семей; продолжить работать с понятиями «этнос», «этнический состав населения»;

-сформировать представление о численности народов на Земле;

Развивающие: — совершенствовать навыки работы со специальными картами и статистическим материалом и на основе этого делать соответствующие выводы;

Воспитательные: — продолжить формирование коммуникативных навыков, формирование толерантного отношения к представителям различных народов.

Оборудование: настенная карта «Народы мира», политический глобус, проектор мульти – медиа, электронная презентация «Этническая и языковая мозаика» , дополнительная литература: «Все о странах мира». Атлас справочник, «География» методический журнал для учителей географии, экологии, природоведения. №1 2014г., №2 2014 г.

Индивидуальное оборудование: учебник Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина, География. Современный мир: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций, «Мой тренажёр», Географический атлас, таблица «Самые многочисленные народы мира», мобильные телефоны с выходом в интернет.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические; объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, исследовательские, репродуктивные.

Тип урока: изучение нового материала

Винакурова Ж.И.: На прошлом уроке мы начали изучать большой раздел «География населения», рассмотрели динамику численности населения, региональные особенности, вопросы демографии.

Сейчас я зачитаю вам в

качестве эпиграфа слова лауреата Нобелевской премии мира 2003 г. Ширина Эбади. Послушайте и предположите, какая у нас сегодня будет тема урока .

«Люди не похожи друг на друга, как и их культуры….

Люди говорят на разных языках.

Люди рождаются с разным цветом кожи, и множество традиций окрашивает их жизненный путь в различные цвета и оттенки.

Люди одеваются по — разному и по – разному приспосабливаются к окружающей среде.

Люди проявляют себя по – разному. Эти разные стили находят отражение в музыке, литературе и искусстве.

Но, несмотря на эти различия, у всех людей есть нечто общее: все они человеческие существа….»

Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать сегодня на уроке?

Ответы обучающихся: Этническая и языковая мозаика.

Тема нашего урока: Этническая и языковая мозаика.( открывается слайд1)

Слайд 2 Сегодня на уроке мы рассмотрим этнический состав населения, выявим географические особенности этнического и языкового состава населения Земли. Для работы на уроке нам понадобится учебник, «Мой тренажёр», атлас, таблица, дополнительная литература и телефоны с выходом в Интернет. На уроках географии в 9 классе мы с вами касались вопросов, связанных с этническим составом населения. Подумайте и скажите, как вы понимаете, что такое этнический состав населения?

Ответы обучающихся.

Этнический состав населения – это результат длительного исторического процесса смешения и переселения представителей разных рас и этносов.

Слайд 3. Поскольку мы будем говорить о разных этносах, давайте дадим определение: что же такое «Этнос»?

Ответы обучающихся

Этнос — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, объединяемых языком, территорией, хозяйством, культурой, национальным самосознанием.

Слайд 4. Низшая ступень общности – племя, средняя – народность, высшая – нация.

Современный мир – калейдоскоп народов, которых, по разным оценкам насчитывается от 4 до 5 тыс. Часть из них превратились в нации, другие представляют собой народности, племена. В Африке, в экваториальных лесах живут пигмеи. Они ещё находятся на стадии племени. Занимаются собирательством, охотой. А вот, например, французы — нация.

Слайд 5. Классификация национального состава.

Национальный критерий лежит в основе образования государств. Выделяют однонациональные, двунациональные и многонациональные государства.

Используя текст п.12 учебника , атлас, дополнительную литературу и интернет – ресурсы выполните задание №6 на с. 12 в «Мой тренажёр» авторы Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина.

По завершении работы обучающиеся приводят примеры разных стран и показывают их на карте «Народы мира» или на политическом глобусе.

Несовпадение этнических и государственных границ приводит к разобщённости народов, а часто и к конфликтам. При выполнении домашнего задания к следующему уроку вы должны будете подобрать примеры таких конфликтов или территориальных споров. Обратите внимание, в северной части Африки границы государств представляют собой прямые линии. На определённом историческом этапе колонизаторы не учитывали компактное проживание народов. В результате близкородственные народы оказались «разрезанными» государственными рубежами.

По численности народы мира различны. 310 народов имеют численность более 1 млн. чел, но на них приходится 96% населения Земли.

Слайд 6. У вас есть таблица «Самые многочисленные народы мира в 2004 году». Вам необходимо проанализировать её, выписать первые 10 стран по численности населения, сравнить колонки цифр и  сделать вывод, как численность народа влияет на удельный вес в населении страны.

Ответы обучающихся с использованием карты и политического глобуса.

Слайд 7. Сейчас карту «Народов мира» мы будем использовать не только для того, чтобы показать государства, а в соответствии с её темой. Давайте сделаем анализ карты.

Ответы обучающихся. Карта по охвату территории мировая, по содержанию – тематическая, по масштабу – мелкомасштабная. Выполнена в цилиндрической проекции. Информация на карте изображена с помощью цвета.

Самая крупная единица языковой классификации – языковая семья, которая делится на языковые группы. Всего в мире 20 языковых семей. Определите по карте наиболее крупные.

Ответы обучающихся. Индоевропейская, сино – тибетская, афразийская.

Слайд 8. Определите, какие языковые семьи наиболее распространены в разных частях света.

Ответы обучающихся.

Слайд 9.Далее мы будем работать в группах. Поскольку в классе 7 человек, у нас получатся микрогруппы. Каждая микрогруппа выбирает предложенные задания и работает по ним. Вы можете использовать все имеющееся у вас оборудование и телефоны для выхода в интернет. При подготовки к ответу обратите внимание на рис.22 на с.54 и рис. 23. на с. 55. учебника.

Задания 1 группы:

Рассмотрите карту «Распространение языковых семей», ответьте

А. Какие языковые семьи являются наиболее распространёнными в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке, Австралии?

Б. Назовите и покажите, где распространены изолированные языки.

Задание 2 группы:

А. Каковы особенности национального состава населения России?

Б. Как они классифицируются по языковому признаку?

Задание 3 группы:

А. Проанализировав таблицу «Наиболее распространённые языки мира в начале 21 века», назовите и покажите на карте районы распространения этих языков.

Б. Приведите конкретные примеры стран, где государственным языком является английский. Почему так произошло?

Задание для 4 группы:

А. К числу наиболее распространенных языков мира относятся хинди, урду, пенджаби, телугу. В какой стране живут люди, говорящие на них.

Б. Приведите конкретные примеры стран, где государственным языком является испанский, французский. Почему так произошло?

По завершению работы каждая группа выходит к доске и, используя карту «Народы мира», а одна группа использует карту России, дают ответы на вопросы.

Наш урок подходит к концу. Давайте выполним несколько заданий на закрепление материала.

Слайд 10

Установите соответствие между странами и государственным языком ( языками)

Слайд 11 Выберите верные утверждения.

Слайд 12. Определите многочисленный народ и страну проживания указанной группы народов.

Ответы обучающихся.

Рефлексия:

Самооценка.

Ребята, каждому из вас предлагается заполнить таблицу, где вы должны оценить свою работу на уроке.

Моя оценка за работу на уроке

Что я узнал?

Чему я научился?

В чём затрудняюсь?

Что для этого надо повторить?

Какими умениями я должен овладеть?

Какие задачи\ упражнения для этого надо решить\ сделать?

             

         Назовите ваши оценки, что вы узнали, в чем ещё затрудняетесь?

Сегодня мы рассмотрели этническую и языковую мозаику народов, работали с разными источниками информации, делали выводы, решали работали по заданиям. Вы активно работали в течение всего урока. Запишите домашнее задание. П. 12. и подготовить сообщение «Межнациональные конфликты в разных странах».

Всем спасибо за внимание.

Учитель географии: Винакурова Ж.И.

10 самых больших стран мира по населению 2021, 2020 список | Самые населенные страны мира — www.statdata.ru

10 самых больших стран мира по населению 2021, 2020 список | Самые населенные страны мира

Представлен список 10 самых населенных стран мира. Китай — самая большая страна мира с населением 1 406 778 200 человек на 

23.02.2021

 по данным [1 — Википедия (на 

23.02.2021

 согласно официальным счетчикам населения)]. Всего две страны с населением более 1 миллиарда человек. Индия — вторая, с населением 

1 373 701 701

 человек. Россия на 9 месте в списке самых населенных стран мира с населением 

146 748 590

 человека. 

Видно, что Индия стремительно догоняет Китай (по сравнению с историческими данными приведенными ниже на 22. 01.2016) — за 6 лет разрыв сократился с ~91 млн. до ~33.0 млн. человек, то есть примерно на 58 миллионов человек, что составляет, примерно, 10 млн. человек в год (согласно официальным счетчикам). Если такие темпы сохранятся, тогда, ориентировочно, в 2023-2026 годах Индия выйдет на 1 место по населению в мире. Также Пакистан в последние годы обошел Бразилию. Также, несмотря на рост населения Индии и Китая, их доля в общемировом населении несколько падает. 

И в 2020 год Мексика вошла в десятку самых населенных стран мира опередив Японию.

Данные на 23.02.2021

СтранаНаселение% мирового
населения
Дата
1Китай1 406 778 20017,90%23.02.2021
2Индия1 373 701 70117,50%23.02.2021
3США331 216 1574,22%23. 02.2021
4Индонезия269 ​​603 4003,43%01.07.2020
5Пакистан220 892 3312,81%01.07.2020
6Бразилия212 779 7642,71%23.02.2021
7Нигерия206 139 5872,63%01.07.2020
8Бангладеш170 211 6222,17%23.02.2021
9Россия146 748 5901,87%01.01.2020
10Мексика127 792 2861,63%01.07.2020

Данные от 21.01.2020

СтранаНаселение% мирового
населения
Дата
1Китай1 400 970 20018,10%20.01.2020
2Индия1 357 580 35017,50%20. 01.2020
3США329 210 6304,24%20.01.2020
4Индонезия265 015 3003,42%01.07.2018
5Пакистан212 742 6312,74%25.05.2017
6Бразилия211 014 5642,72%20.01.2020
7Нигерия188 500 0002,43%31.10.2016
8Бангладеш167 961 2222.16%20.01.2020
9Россия146 877 0881,89%01.01.2018
10Мексика126 577 6911,63%01.07.2019
     МИР7 759 546 000100%20.01.2020

Новое в рейтинге на 2020 год: Япония потеряла 10 строчку пропустив вперед Мексику. Население Китая впервые превысило 1 миллиард 400 миллионов человек согласно данным счетчика.

Данные для сравнения от 22.01.2016

СтранаНаселениеДата% мирового населения*
1Китай1 374 440 00022/01/201618.80%
2Индия1 283 370 00022/01/201617.60%
3США322 694 00022/01/20164.42%
4Индонезия252 164 80001/07/20143.46%
5Бразилия205 521 00022/01/20162.82%
6Пакистан192 094 00022/01/20162.63%
7Нигерия173 615 00001/01/20142.38%
8Бангладеш159 753 00022/01/20162.19%
9Россия146 544 71001/01/20162%
10Япония127 130 00001/08/20141. 74%
Источник 1: Википедия. Около 4,3 миллиардов человек или около 58 % населения Земли живут в данных десяти странах по данным на март 2016 года. * — Примерный % мирового населения. Полная статья: Население Земли.

Программа вступительных испытаний по географии

Общие указания

На экзамене по географии поступающий в высшее учебное заведение должен показать глубокие знания данного предмета, свободно ориентироваться по картам физическим, социально-экономическим и политико-административным; уметь дать характеристику элементов природной среды (рельефа, климата, вод, почв, растительности, животного мира) и показать взаимосвязи, существующие между ними; уметь дать оценку природным условиям и их влиянию на хозяйственную деятельность человека; знать основные закономерности размещения производства и населения, уметь интерпретировать их на примере отдельных регионов мира и внутри страны; обладать необходимыми навыками в работе над планом, картой, глобусом, с цифрами и графическим материалом и т. д.

I. Общий географический обзор земного шара

Географическая оболочка — объект географии. Основные этапы в развитии географической науки. Великие географические открытия. Глобус, план и карта. Понятие о горизонте. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Умение пользоваться компасом. Масштаб. Основные отличия географической карты от плана местности. Картографические проекции. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба. Умение по карте определить высоту гор, глубину океанов и морей. Искажения на карте из-за шарообразной формы Земли. Типы карт. Физико-географические и социально-экономические карты и атласы. Способы изображения географических объектов и явлений.

Значение карты в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Земля как планета. Положение Земли в Солнечной системе. Форма и движение Земли. Градусная сеть. Форма Земли. Размеры земного шара. Суточное вращение Земли и его следствия. Внутреннее строение Земли.

Градусная сеть на карте и ее элементы.

Географическая широта и долгота (умение определять их на карте). Годовое движение Земли. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Значение искусственных спутников Земли и космических ракет для изучения Вселенной.

Время. Часовые пояса, линия смены дат.

Погода и климат. Понятие об атмосфере. Изменение температуры воздуха в зависимости от географической широты места и от высоты над уровнем океана. Давление атмосферы и его измерение. Умение пользоваться барометром. Ветры и их происхождение. Бризы, муссоны, пассаты. Атмосферные осадки и их образование. Закономерности распределения осадков на поверхности земного шара. Измерение количества осадков. Понятие испарения, испаряемости и коэффициента увлажнения.

Различие понятий «погода» и «климат». Факторы, определяющие особенности климата. Зависимость климата от географической широты места, близости моря, морских течений, рельефа, характера земной поверхности. Воздушные массы и их типы. Циркуляция воздушных масс (атмосферные фронты, циклоны, антициклоны) и связанные с ними типы погоды. Синоптическая карта. Общий обзор климатических поясов. Климаты Земли.

Влияние климата на земледелие, транспорт, здоровье человека. Прогноз погоды.

Охрана атмосферного воздуха от загрязнений.

Материковые воды. Подземные воды и их использование. Особая роль воды в природе и хозяйстве. Использование вод и пути сохранения их качества и объема. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели) и предупреждение их действий.

Реки. Река и ее части. Понятие о речной долине. Питание рек. Бассейны и водоразделы. Умение показать их на карте. Главнейшие реки частей света. Использование рек в хозяйственной деятельности человека. Каналы и водохранилища. Озера и болота и их хозяйственное значение.

Ледники и покровные горные ледники. Рельефообразующая деятельность.

Океаны и моря. Мировой океан и его части. Рельеф дна Мирового океана. Глубины и соленость морской воды. Главнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Морские течения. Биологическая продуктивность. Хозяйственное значение морей. Предупреждение загрязнения морских вод.

Земная кора и ее неоднородность. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Внешние и внутренние силы, изменяющие поверхность Земли.

Главные черты рельефа, их связь со строением литосферы. Литосферные плиты. Типы земной коры. Их строение и динамика. Геологическое летоисчисление. Типы горных пород. Основные тектонические структуры. Складчатые и платформенные области и связанные с ними полезные ископаемые. Исчерпаемость полезных ископаемых и меры по улучшению их использования. Развитие рельефа. Эндогенные и экзогенные процессы рельефообразования. Процессы выветривания.

Формы земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты поверхности суши. Равнины, низменности, возвышенности и плоскогорья. Главнейшие низменности и плоскогорья частей света. Горы и нагорья. Главнейшие горы частей света. Взаимодействие рельефа и климата и их влияние на почвы, растительность и животный мир.

Значение климата в хозяйственной деятельности человека.

Почвы. Образование почв и их разнообразие. Главные типы почв, различия в их плодородии. Закономерности распространения почв, почвенная карта.

Растительный и животный мир. Понятия «флора» и «растительность», «фауна» и «животный мир». Причины экологического разнообразия. Механизмы адаптации организмов к разным природным условиям.

Природные зоны. В.В.Докучаев — основоположник учения о природных зонах. Краткая характеристика природных зон по климату, почвенно-растительному покрову, животному миру.

Понятие о географической оболочке. Понятие о природном комплексе. Взаимосвязи компонентов природного комплекса. Формирование природных комплексов как результат длительного развития географической оболочки Земли. Физико-географическое районирование.

Основы природопользования и охраны природы. Роль географической науки в организации рационального использования природных ресурсов.

Человек и природа. Природные и антропогенные ландшафты. Непосредственное влияние природных условий на организм человека. Опосредованное влияние природных условий.

Природные ресурсы и производство. Классификация природных ресурсов. Неблагоприятные и опасные природные явления (НОЯ). Землетрясения и вулканизм. Цунами. Засухи, суховеи, ураганы. Заморозки. Многолетняя мерзлота. Паводки и наводнения. Лавины, сели, оползни. Эрозия почв.

Окружающая человека среда и здоровье населения. Изменение природных комплексов под влиянием деятельности человека. Глобальные и региональные экологические проблемы.

Физико-географический обзор материков. Материки (континенты) и части света. Географическое положение материка, компоненты природы, природные ресурсы.

II. Социально-экономическая география мира

Политическая карта мира. Государства мира и их столицы. Характеристика политической карты Европы, Азии, Африки и Америки. Изменения на политической карте мира после Второй мировой войны. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Республики и монархии; унитарные и федеративные государства. Историко-географические регионы мира.

Природные ресурсы, их размещение и использование. Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы. Полезные ископаемые. Земельные ресурсы. Водные и гидроэнергетические ресурсы. Почвенные и агроклиматические ресурсы. Лесные ресурсы. Ресурсы Мирового океана. Охрана и рациональное использование природных ресурсов. Обеспеченность различных стран природными ресурсами.

Население мира. Численность населения мира и крупных стран. Типы воспроизводства населения. Различия между странами в рождаемости, смертности, половом и возрастном составе населения. Трудовые ресурсы и занятость. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие народы мира. Религиозный состав населения. Миграция населения. Урбанизация и расселение. Плотность населения.

География мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Научно-техническая революция и размещение производительных сил. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География транспорта и международных экономических связей.

Региональная география. Краткая экономико-географическая характеристика крупных регионов мира и отдельных стран.

III. Россия и ближнее зарубежье

Здесь и далее под «ближним зарубежьем» понимается территория республик, входивших ранее в состав СССР.

Географическое положение России. Размеры территории; морские и сухопутные границы. Различия во времени на территории России и стран СНГ, часовые пояса. Поясное, декретное, летнее время.

Физическая география России и ближнего зарубежья

Физико-географическое положение России и стран ближнего зарубежья.

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Главные черты рельефа, их связь со строением литосферы. Основные тектонические структуры. Складчатые и платформенные области и связанные с ними полезные ископаемые. Районы развития рельефа. Оползни, сели, оврагообразование, эрозия, выветривание.

Особенности климата, воздушные массы, их типы.

Синоптическая карта. Закономерности распределения тепла и влаги.

Внутренние воды и водные ресурсы. Главные речные системы и бассейны рек. Питание и режим рек. Важнейшие озера. Болота. Подземные воды. Ледники, снежный покров. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов на территории страны и необходимость мелиорации.

Почвы и земельные ресурсы; почвенная карта.

Земельные ресурсы, меры по их сбережению.

Растительный и животный мир. Карта растительности. Лесные ресурсы. Животный мир.

Разнообразие природных комплексов России и ближнего зарубежья

Природное районирование России.

Природные зоны России и ближнего зарубежья: арктические пустыни, тундра, лесотундра, леса, лесостепи, степи, полупустыни, пустыни, субтропики. Природные ресурсы.

Высотная поясность в горах.

Зональные системы сельского хозяйства, охрана и рациональное использование земельных и агроклиматических ресурсов.

Экологические проблемы в разных природных зонах.

Главные природные районы России и ближнего зарубежья: Восточно-Европейская равнина и Кольский полуостров; Урал; Западная Сибирь; Восточная и Северо-Восточная Сибирь; горы юга Сибири; Дальний Восток; Карпаты, Крым и Кавказ; Средняя Азия и Казахстан. Соотношение природных регионов и экономических районов России.

Моря. Моря как крупные природные комплексы. Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающие берега России. Ледовый режим и длительность навигации. Использование природных ресурсов морей России.

Экономическая и социальная география России и ближнего зарубежья

Геополитическое, экономико-географическое и транспортно-географическое положение России. Сухопутные и морские границы. Экономическое влияние России.

Население. Численность и размещение населения. Исторические особенности заселения и освоения территории. Различия в плотности населения. Формы расселения и типы населенных пунктов. Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Функции поселений. Городские агломерации. Расселение в сельской местности. Воспроизводство населения. Миграции. Демографическая ситуация. Рынок труда и занятость населения.

Этногеографическое положение России и стран ближнего зарубежья. Разнообразие культурных миров. Национальный и религиозный состав.

Экономика России. Цикличность развития. Особенности и место экономики России в системе стран ближнего зарубежья и мира. Понятие рыночной экономики. Структурные особенности хозяйства России. Основные направления реформ.

Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.

Машиностроительный комплекс России

Роль машиностроения в ускорении научно-технического прогресса. Отраслевой состав. Специализация и кооперирование производства. Факторы размещения предприятий комплекса. Карта машиностроения.

Топливно-энергетический комплекс России

Роль энергетики в народном хозяйстве. Отраслевой состав комплекса. Размещение основных топливно-энергетических баз и районов потребления энергии. Структура топливно-энергетического баланса и его динамика.

Карты отраслей комплекса.

Нефтяная и газовая промышленность. Основные районы добычи и переработки нефти и природного газа. Система трубопроводов. Угольная промышленность. Основные угольные бассейны, их хозяйственная оценка.

Электроэнергетика. Типы электростанций и принципы их размещения.

Перспективы развития топливно-энергетического комплекса. Энергетика и охрана природы.

Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ

Состав и значение комплексов. Факторы размещения предприятий. Карты отраслей комплексов.

Металлургический комплекс. Черная и цветная металлургия. Концентрация и комбинирование производства в черной металлургии. Основные металлургические базы. География металлургии легких и тяжелых цветных металлов.

Химико-лесной комплекс. Факторы размещения предприятий. Основные горно-химические базы и районы химической промышленности. Лесные ресурсы, лесоизбыточные районы. География важнейших лесопромышленных комплексов, проблемы их формирования.

Военно-промышленный комплекс (ВПК)

Структура комплекса и географические факторы размещения предприятий.

Агропромышленный комплекс (АПК) России

Состав комплекса и его значение. Интенсивное и экстенсивное хозяйство.

Растениеводство и животноводство, их взаимозависимость. Агроклиматическая карта. Зональная специализация сельского хозяйства. Сельское хозяйство в пригородной зоне. Основные районы размещения зерновых и технических культур. Главные отрасли и районы животноводства.

Пищевая промышленность.

Комплекс по производству товаров народного потребления и сферы услуг

Состав комплекса, его возрастающее значение. Легкая промышленность. Основные принципы размещения текстильной промышленности.

Транспортный комплекс России

Состав и значение комплекса. Карты транспорта. Виды транспорта (железнодорожный, водный, авиационный, трубопроводный, автомобильный). Роль отдельных видов транспорта в грузовых и пассажирских перевозках. Важнейшие транспортные магистрали, состав и направление грузопотоков. Крупнейшие морские порты и их специализация.

Непроизводственная сфера

Понятие непроизводственной сферы. Сфера обслуживания и ее территориальная организация.

Экономическая и социальная география крупных регионов России

Административно-территориальное устройство России. Подходы к районированию. Карта экономических районов. Понятие свободной экономической зоны.

Западная экономическая зона России

Общие черты и проблемы развития экономики в условиях рынка. Благоприятные природно-климатические условия на большей части территории. Высокая плотность населения. Научно-технический потенциал.

Преобладание обрабатывающих отраслей промышленности. Специализация сельского хозяйства. Общие проблемы: энергетическая, сырьевая, водных ресурсов, охраны и рационального использования природной среды.

Центр и Северо-Запад России. Экономико-географическое положение (ЭГП). Природные условия и ресурсы. Специализация на наукоемких и трудоемких отраслях. Важнейшие машиностроительные центры; легкая и химическая промышленность; черная металлургия; лесная промышленность Волго-Вятского района. Особенности АПК.

Сельское хозяйство Центральной России и Северо-Запада. Роль пригородного сельского хозяйства. Особенности агропромышленного комплекса Черноземья.

Отдых и туризм. «Золотое кольцо России», Новгород, Псков, памятники истории и культуры, природные ландшафты.

Топливно-энергетические и экологические проблемы. Проблемы регулирования развития крупных городов и агломераций.

Особенности территориальной организации производительных сил. Роль Москвы и С.-Петербурга в развитии отраслей научно-технического прогресса, науки, образования, культуры.

Европейский Север. Влияние природных условий на освоение территории, жизнь и труд людей. Топливно-энергетические, сырьевые, лесные и рыбные ресурсы. Отрасли специализации. Основные промышленные центры. Морской транспорт. Проблемы охраны северной природы.

Северный Кавказ. Изменение экономико-географического положения после распада СССР. Влияние вертикальной поясности на развитие хозяйства и заселенность территории. Многонациональность и межэтнические проблемы. Особенности аграрно-индустриального комплекса, его роль в экономике России и района. Тяжелая промышленность Нижнего Дона и Предкавказья. Морской транспорт. Крупнейшие районы санаторно-курортного хозяйства и туризма.

Поволжье. Природные условия и ресурсы. Роль Волги в развитии хозяйства и размещении населения. Отрасли хозяйственной специализации Поволжья. Задачи охраны природы бассейнов Волги и Каспийского моря.

Урал. Положение района на стыке Западной и Восточной зон. Отрасли хозяйственной специализации. Промышленные узлы. Оренбургский газоперерабатывающий комплекс. Проблемы развития черной и цветной металлургии, металлоемкого машиностроения, химической промышленности. Сырьевой характер отраслей специализации. Конверсия военно-промышленного комплекса.

Охрана природы в условиях высокой концентрации производства.

Восточная экономическая зона России

Общие черты, тенденции и проблемы развития. Концентрация топливно-энергетических, минерально-сырьевых и лесных ресурсов, пути их эффективного использования в условиях рынка. Народы Севера. Особенности жизни людей на Севере.

Западная Сибирь. Экономико-географическое положение, его изменение после распада СССР. Разнообразие природных условий и особенности ресурсной базы. Роль района в топливно-энергетическом комплексе России. Проблемы его развития.

Восточная Сибирь. Природные факторы, сдерживающие освоение территории. Природные ресурсы: минеральные, лесные, гидроэнергетические и др. Особенности освоения территории Восточной Сибири. Отрасли специализации. Гидроэлектроэнергетика. Основные центры цветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности. Проблемы Байкала.

Дальний Восток. Особенности ЭГП. Проблемы заселения района. Горнодобывающая, лесная и рыбная промышленность. Морские порты.

Научные центры Сибири и Дальнего Востока.

Внешнеэкономические связи России.

Ближнее зарубежье

Республики Прибалтики. Природные условия и ресурсы. Особенности развития отраслей обрабатывающей промышленности и агропромышленного комплекса. Приморское положение и его влияние на хозяйство государств Прибалтики. Экономико-географическая характеристика Эстонии, Латвии, Литвы.

Белоруссия. Экономико-географическое положение, природные ресурсы и хозяйственная специализация. Машиностроительный комплекс. Проблемы развития отраслей промышленности, использующих привозное сырье. Особенности развития агропромышленного комплекса.

Украина. Природные условия и ресурсы. Особенности расселения, плотность населения и крупнейшие города. Отрасли хозяйственной специализации. Угольно-металлургическая база Украины. Проблемы энергетики, зависимость республики от импорта нефти и газа. Размещение различных отраслей машиностроения, их связь с центрами черной металлургии и трудовыми ресурсами. Особенности агропромышленного комплекса республики. Курортно-рекреационное хозяйство. Основные виды транспорта, морские порты.

Молдавия. Экономико-географическая характеристика.

Республики Закавказья. Сходство и различия природных условий и ресурсов, отраслей хозяйственной специализации. Субтропическое земледелие. Рекреационный потенциал территории. Экономико-географическая характеристика Грузии, Армении, Азербайджана.

Казахстан. Экономико-географическое положение. Влияние природных условий на хозяйственное освоение. Разнообразие природных ресурсов. Неравномерность размещения населения. Особенности национального состава. Отрасли хозяйственной специализации. Размещение отраслей добывающей промышленности, черной и цветной металлургии. Особенности развития агропромышленного комплекса, связь сельскохозяйственной специализации с природно-климатическими условиями. Экономическая интеграция Казахстана и России.

Республики Средней Азии. Экономико-географическое положение. Сходство и различия природных условий. Минеральные, земельные, водные и гидроэнергетические ресурсы. Проблемы быстрого роста численности населения. Особенности расселения, древние города. Национальный состав населения. Общие черты хозяйственной специализации. Проблемы освоения пустынных территорий. Экономико-географическая характеристика Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и Кыргызстана.

Расселение крупнейших народов России

А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я
  • География
    • Географические карты
    • Виды географических карт
    • Географические координаты
  • Карты
    • Страны Африки
    • Страны Азии
    • Страны Европы
    • Страны Австралии и Океании
    • Страны Северной и Центральной Америк
    • Страны Южной Америки
    • Карта Евразии
    • Карта Европы
    • Карта мира
    • Физическая карта мира
    • Географическая карта мира
  • Политическая карта мира
    • Политическая карта Африки
    • Политическая карта Азии
    • Политическая карта Европы
    • Политическая карта Зарубежной Европы
    • Политическая карта Америки
    • Политическая карта Южной Америки
    • Политическая карта Австралии и Океании
    • Этапы формирования политической карты мира
    • Главные объекты политической карты мира
  • Карты России
    • Карта России
    • Физическая карта России
    • Политическая карта России
    • Географическая карта России
    • Карта часовых поясов России
    • Карта России с Крымом
    • Карта Москвы
    • Карта Санкт-Петербурга