Качи-Кальон — пещерный город виноделов | Пещерные города и монастыри
Величественная панорама Качи-Кальонской скалы привлекает внимание всякого, проезжающего по трассе Бахчисарай-Синапное. Взгляд сразу выхватывает высокие отвесные стены и зияющие огромные гроты, но мало кто из «непосвященных» замечает скопления сравнительно небольших, напоминающих ниши, углублений у подножия горы и в отдельных скальных выступах на склоне.
Это — рукотворные пещеры, последние свидетели тех бесконечно далеких времен, когда здесь бурлила жизнь средневекового города. Его последнее название трактуется как «крестовый корабль», поскольку форма скалы действительно подобна кораблю, на корме которого заметен темный крест.
Археологически Качи-Кальон мало изучен. Дошедшие до наших дней предания о том, что здесь когда-то находилось языческое капище «с истуканом того же имени», по словам известного крымоведа В. X. Кондараки, возможно, правдивы. Впрочем, зрелище Большого грота с вытекающим прямо из скалы источником и растущим перед ним вековым деревом вряд ли кого может оставить равнодушным. Мало найдется на земле мест, которые бы с большим основанием заслуживали названия храма в полном смысле слова, но воздвигнутого самой природой. Еще большее впечатление он должен был производить на наших предков, поклонявшихся скалам, деревьям, источникам. Следы народных верований сохранились здесь до последнего времени: еще и сегодня на ветвях старой черешни завязаны узелки из лоскутков ткани. По-видимому, не случайно возник здесь монастырь: христиане нередко сооружали храмы и часовни в местах, почитаемых язычниками святыми.
Высокие отвесные стены двух скальных выступов возле IV грота и остатки кладки каменной стены, перекрывавшей доступ на них, говорят о том, что здесь могло быть крепостное укрепление. Но чтобы представить весь Качи-Кальон горой-крепостью, этого не достаточно. Слишком мало следов других укреплений и слишком много доступных мест для нападающих. Даже упомянутые выступы оказываются совсем не защищенными с верхнего плато.
Гипотеза «пещерного монастыря», казалось бы, подтверждается вырубленными в скальных глыбах церквями св. Софии и св. Анастасии, несколькими изображениями крестов на стенах, аскетичным видом напоминающих кельи пещер. Но для монастыря пещерные комплексы слишком разбросаны по территории, а храмы невелики по размерам. Кроме того, эти церкви располагаются на окраинах городища, что характерно скорее для придорожных часовен, нежели для монастырских храмов.
В самих пещерах наблюдается практические полное отсутствие следов от лежанок, очагов и кормушек для скота — всего того, чем так богаты другие пещерные города. В основном, голые стены. Это говорит о том, что обитатели Качи-Кальона не вели здесь развитого домашнего хозяйства, а использовали пещерные сооружения во вспомогательных целях, временно или для сезонных работ. Но каких? Это становится понятным, как только начинаешь внимательно осматривать город…
С обширного, не менее 25 гектаров, плато открывается великолепный, захватывающий дух вид на одну из живописнейших в юго-западном Крыму Качинскую долину и ее окрестности.
На левом берегу реки Качи, на месте нынешнего села Баштановки археологами найдены остатки гончарных печей и обломки керамики. Тут древние гончары производили глиняные бочки (пифосы), амфоры, кувшины, фляги, а также обжигали кровельную черепицу. Качи-Кальон по праву считался крупнейшим винодельческим центром.
На восточной окраине села расположено большое кладбище VI-VIII веков. Напротив, над левым берегом речки, на высоком остроконечном мысу Бурун-Кая находится небольшое укрепление, с которого открывается вид на Алимову балку. Плодородная долина реки Качи, протекающей у подножия мыса, напоена водой, согрета солнечным теплом и защищена от холодных ветров, а потому поистине благодатна.
Сейчас трудно сказать, когда точно появился в этих местах православный монастырь. Вне сомнений, что произошло это событие еще в византийскую эпоху. Возможно, как и в других местах Крыма, обитель была основана иконопочитателями в VIII-IX веках, которые устроили тут храм с апсидой, вырубленной из камня. Во всяком случае, церковь и монастырь существовали во времена княжества Феодоро.
Само же городище Качи-Кальон возникло в процессе создания византийцами укрепленного района Второй гряды в VI веке. Площадь укрепленной части плато достигает 1,5 гектаров, в местах с пологим подъемом просматриваются остатки сложенной из тесаных блоков оборонительной стены и широких ворот, которые с запада были защищены прямоугольной башней. О дальнейшей судьбе цитадели мы знаем очень мало. Во время раскопок в кладке стены археологи нашли обломок вертикального надгробия, датируемого VII-VIII веками, с рельефным крестом и бронзовую пряжку VII века, что позволяет предположить, что крепость перестраивалась хазарами, а затем вновь осваивалась византийцами.
Скальные вырубки городища расположены в пяти естественных гротах и вокруг них, здесь размещено около 150 помещений различного назначения, соединенных между собой террасами и лестницами, деревянные конструкции которых, естественно, не сохранились. По данным ученых, наиболее активное строительство храмов, жилых домов, террас и помещений хозяйственного назначения приходится на VIII-IX века.
В первом и во втором гротах на поверхности скалы можно увидеть много пазов, подрубок и ниш для крепления деревянных балок. Между этими гротами на пяти ярусах высечено более 50 скальных помещений, когда-то соединенных лесенками и переходами. В полу многих помещений устроены виноградодавильни и хозяйственные ямы — вероятно, здесь был целый винодельческий комплекс.
Между вторым и третьим гротами в скале расположена следующая группа скальных помещений, где тоже были виноградодавильни.
В третьем гроте можно увидеть не только хозяйственные и жилые помещения, но и остатки трех церквей. В первой северная стена и апсида высечены в скале, а южная стена была сложена из камня. Потолок сводчатый, в полу вырублена гробница, в коридор и основное помещение когда-то вели два входа; на стенах — сохранились следы надписи на греческом языке и изображения крестов. Вторая церковь, размерами 3х1,3 метра, находится юго-восточнее, ее северная стена высечена в скале, остальная конструкция помещения была достроена. У третьей церкви из скалы выступает северная стена и часть апсиды с синтроном (скамья для священнослужителей), возле которого расположено основание для престола. Возле этого храма с западной стороны видны следы двух могил и четырех усыпальниц, расположенных по две друг под другом. В третьем гроте, по мнению археологов, располагался храмово-погребальный комплекс. К востоку от него есть небольшая пещера, в которой находился комплекс с двумя храмами, труднодоступный сегодня для посещения.
Между третьим и четвертым гротами высечено более 30 скальных помещений. На одном из рухнувших обломков скалы вырублена большая неглубокая ниша с рельефным «процветшим» крестом в виде виноградной лозы — предположительно апсида небольшой часовенки.
Большой, или четвертый, грот напоминает апсиду грандиозного храма с купелью, его называют храмом, созданным самой природой. Высокие каменные своды напоминают свод величественного готического собора. И чувствуешь здесь то же, что и в соборе: благоговение и восторг от этой красоты. Основание грота узко — часть его обрушилась от времени, и крутизна обрыва, хаос обломков внизу, еще более усиливают ощущение головокружительной высоты. Его размеры составляют 52х30 метров, высота потолка до верхней площадки — около 40 метров.
Начиная от основания и выше в несколько ярусов высечены пещеры. Их насчитывается около 30. Вся верхняя площадка полна разнообразных углублений — от небольших выемок под стойки ограждения до глубоких ям, служивших ваннами и емкостями для хозяйственной деятельности города. Подступы к гроту защищены оборонительной стеной, а внизу, по склону, в скальных обломках высечены помещения и виноградодавильни. Здесь сконцентрировано семь тарапанов, демонстрирующих богатство форм и размеров. Освещение в гроте мягких теплых тонов: желтоватого цвета каменные стены приглушают яркость солнечных лучей. При самой ненастной погоде под таким шатром всегда сухо, тихо и уютно.
Здесь находится главная достопримечательность Качи-Кальона — источник святой мученицы Анастасии, который считается целебным. Просачиваясь сквозь трещину в скале, вода скапливается в круглую купель. В древности здесь бил мощный поток, снабжавший водой весь город. Над источником видны ниши, в которых были установлены иконы Богородицы, святой мученицы Анастасии и святого евангелиста Матфея. Над иконами в прямоугольной нише — крест. С обеих сторон от источника в скале на трех ярусах устроены помещения. Тут видны пазы и гнезда для крепления деревянных балок и стропил прискальных построек, лестниц, а также четыре виноградодавильни. Немного ниже из расселины растет старое черешневое дерево. Витиеватые мощные корни глубоко вросли в трещины скалы, изобилующие живительной влагой. На ветвях черешни паломники до сих пор оставляют лоскутки своих одежд, веря, как и в древнейшие времена, в чудодейственную силу священной воды и дерева.
Считается, что святая, в честь которой назван источник, Анастасия Узорешительница. Но некоторые археологи предполагают, что это могла быть местная святая. Тем более, что в Херсонесе найден погребальный камень с именем Анастасии. Этот источник посетил архиепископ Иннокентий во время паломничества по крымским святым местам.
Великомученица Анастасия родилась в Риме и рано приняла веру Христову. Переодевшись нищенкой, в сопровождении служанки она посещала темницы: кормила, лечила, а часто и выкупала узников, страдавших за веру Христа. В Иллирии Анастасия была схвачена и передана в руки жреца Ульпиана. Разложив перед ней с одной стороны золото, драгоценные одежды, а с другой — страшные орудия пыток, жрец предложил ей сделать выбор. Отвергнув богатства, Анастасия выбрала орудия пыток. Тогда решил жрец осквернить ее чистоту, но ослеп, лишь протянув к ней руку. Выйдя на свободу, Анастасия вместе со своей помощницей Феодотией снова отдалась служению страждущим христианам. Анастасия приняла мученическую смерть в 304 году. Церковь чтит ее память 4 января.
От грота крутая тропинка приведет к церкви святой Анастасии, расположившейся ниже у дороги. Эта церковь тоже пещерная лишь наполовину: алтарь высечен в скале, а основная часть выстроена из камня, купол деревянный, В церкви был придел, освященный епископом Херсонским и Таврическим Иннокентием во имя иконы Божией Матери «Страстная».
Продвигаться к пятому гроту Качи-Кальона следует только с необходимым альпинистским снаряжением по узкой тропинке Кыл-Копыр (в переводе с крымскотатарского — «Волосяной Мост») шириной 30-40 сантиметров. Этот грот, по мнению исследователей, служил убежищем в случае приближения опасности. Здесь размещено более десяти скальных сооружений и высечен резервуар для накопления воды. На скальной поверхности большое количество рисунков и надписей, одна из которых на греческом языке датирована 1793 годом.
Юго-западная часть мыса занята кладбищем. Гробницы сложены из вертикально поставленных каменных плит. Над могилами видны длинные известняковые надгробия с приподнятым концом и небольшой нишей на торцевой части, изредка украшенные по бокам плетеным узором, пятиконечными звездами и розетками.
В юго-восточной части поселения в большом, отдельно стоящем обломке скалы высечена церковь святой Софии (построена в VIII-IX веках). Это помещение овальной формы, длина которого составляет 5,3 метра, ширина — 2,4, высота — 2,15. Ориентация на юго-восток. В подковообразной апсиде вырублен одноступенчатый синтрон. В стене находятся две ниши: одна для жертвенника, другая для запрестольного образа. Иконостас был деревянным — в стене сохранились подрубки для его установки. По периметру наоса (наос — помещение, где находились молящиеся) идет скамья для прихожан, в которой с южной стороны вырублена могила, а в полу под ней — гробница. В стенах видны ниши, в которые когда-то устанавливали иконы, здесь же остатки двух греческих надписей. Особенностью храма является то, что в нем устроили два выхода: более ранний вел в наос, а позже прорубили вход, который вел с улицы в апсиду. Поблизости от церкви — несколько «однорогих» надгробий, остатки кладбища, окружавшего храм. В обломке скалы за церковью некогда была усыпальница, позднее переделанная в виноградодавильню — тарапан. Храм существовал вплоть до 1778 года, до исхода крымских греков, а затем в XIX столетии был восстановлен.
В XIX веке эти земли принадлежали помещику Г. Хвицкому. Он восстановил церковь, которая стала домовой, ее освятили во имя святой Анастасии Узорешительницы.
Г. Хвицкий умер в 1851 году. По его завещанию домовая церковь в урочище Анастасьевка на берегу реки Качи перешла Успенскому скиту. Здесь была образована Свято-Анастасьевская киновия. Она просуществовала довольно долго. В 1921 году Успенский монастырь был закрыт, но Анастасьевская киновия, окзавшись в стороне от бурных политических событий, оставалась действующей до 1932 года. Когда начался процесс коллективизации, решено было киновию закрыть, монахов выселить за пределы Крыма, а земли передать совхозу «Коммунар».
Сегодня Качи-Кальон пустует, все наземные постройки давно разрушились и заросли травой, остались лишь пещерные храмы и святой источник.
В 2 км от Качи-Кальона под естественным скальным навесом находилась стоянка первобытного человека.
На другой стоянке в ущелье Таш-Аир сохранилась древняя наскальная роспись. Это уникальный памятник искусства эпохи неолита. Присмотревшись к ее желтоватой поверхности, можно различить рисунки красной охрой, изображающие батальную сцену. Роспись становится заметнее, если обрызгать ее водой, тем более что рядом, из-под огромной скалы, вытекает родник.
Как добраться: средневековые пещерный монастырь и поселение Качи-Кальон находятся в 8 км к югу от Бахчисарая. Сюда можно добраться рейсовым автобусом до села Предущельного, сойдя на остановке «Предущельное-2». От Бахчисарая есть и другая дорога. От турбазы «Привал», мимо горы Бешик-тау, через Михайловское лесничество можно выйти на вершину плато Качи-Кальон, откуда открывается редкий по красоте вид на Качинскую долину. На десятки километров просматривается внизу лента шоссе, селения, правильные ряды фруктовых садов, поля, лесистые склоны левого берега Качи — все как на ладони.
Другие фото на тему
Качи-Кальон. Крым, пещерный город, фото, как добраться в пещерный город Качи-Кальон в Крыму
Главная
Статьи
Путешествия
Россия
Крым
Качи-Кальон
крым, достопримечательности, история, природа, активный отдых
Качи-Кальон – пещерный город VI-XVIII вв. Как и большинство других пещерных городов, он находится в Бахчисарайском районе, в долине реки Кача, между селениями Предущельное и Баштановка. Последнее название города трактуется как «крестовый корабль», поскольку форма скалы подобна кораблю, на корме которого заметен темный крест. Археологически город мало изучен, до сих пор неизвестно точно, чем занимались его жители.
В начале нашей эры эти земли населяли готоаланы и потомки тавроскифов. Занимаясь в основном земледелием, и находясь на древнем торговом пути, они основали ряд сельских поселений, в которых разрослись крупные винодельческие комплексы. Из одного такого поселения, вероятно, и выросло городище Качи-Кальон. Позже появился и небольшой монастырь, остатки которого сосредоточены в Анастасиевском Гроте.
Гипотеза «пещерного монастыря», казалось бы, подтверждается вырубленными в скальных глыбах церквями св. Софии и св. Анастасии, несколькими изображениями крестов на стенах, аскетичным видом напоминающих кельи пещер. Но для монастыря пещерные комплексы слишком разбросаны по территории, а храмы невелики по размерам. Кроме того, эти церкви располагаются на окраинах городища, что не характерно для монастырских храмов.
Скальные вырубки городища расположены в пяти естественных гротах и вокруг них, здесь размещено около 150 помещений различного назначения, соединенных между собой террасами и лестницами, деревянные конструкции которых, естественно, не сохранились. По данным ученых, наиболее активное строительство храмов, жилых домов, террас и помещений хозяйственного назначения приходится на VIII-IX века.
В самих пещерах наблюдается практически полное отсутствие следов от лежанок, очагов и кормушек для скота, которыми богаты другие пещерные города. В основном, голые стены. Это говорит о том, что обитатели Качи-Кальона не вели здесь развитого домашнего хозяйства, а использовали пещерные сооружения во вспомогательных целях, временно или для сезонных работ.
Высокие отвесные стены двух скальных выступов возле четвертого грота и остатки кладки каменной стены, перекрывавшей доступ на них, говорят о том, что здесь могло быть крепостное укрепление. Но чтобы представить весь Качи-Кальон горой-крепостью, этого не достаточно. Слишком мало следов других укреплений и слишком много доступных мест для нападающих.
Высокие каменные своды Большого (четвертого) грота напоминают свод величественного готического собора. Поэтому не удивительно, что его называют храмом, созданным самой природой.
Здесь находится главная достопримечательность Качи-Кальона – источник святой мученицы Анастасии, который считается целебным. Просачиваясь сквозь трещину в скале, вода скапливается в круглую купель. В древности здесь бил мощный поток, снабжавший водой весь город. С обеих сторон от источника в скале на трех ярусах устроены помещения. Тут видны пазы и гнезда для крепления деревянных балок и стропил прискальных построек, лестниц, а также четыре виноградодавильни.
Считается, что святая, в честь которой назван источник, Анастасия Узорешительница. Но некоторые археологи предполагают, что это могла быть местная святая.
Сейчас трудно сказать, когда точно появился в этих местах православный монастырь. Скорее всего произошло это еще в византийскую эпоху. Во всяком случае, церковь и монастырь существовали во времена княжества Феодоро.
До наших дней дошли предания о том, что здесь когда-то находилось языческое капище «с истуканом того же имени». Даже в наше время зрелище грота с вытекающим прямо из скалы источником и растущим перед ним вековым деревом не оставляет равнодушным. Еще большее впечатление он должен был производить на наших предков, поклонявшихся скалам, деревьям, источникам. По-видимому, не случайно возник здесь монастырь: христиане нередко сооружали храмы и часовни в местах, почитаемых язычниками святыми.
Добраться до Качи-Кальона можно на маршрутном автобусе от автостанции Бахчисарая в направлении с. Синапное, до остановки с. Предущельное или с. Баштановка. Отправной точкой лучше сделать с. Предущельное, т. к. по пути к Качи-Кальону можно осмотреть ряд археологических достопримечательностей.
Если выйти в Предущельном и двигаться по ходу движения автобуса, то там, где над дорогой нависает с левой стороны скала, приютился «Качинский навес» – стоянка человека позднего палеолита.
Источник: ru-travel.livejournal.com romali83
Фото Качи-Кальона, других пещерных городов и природы Крыма
Отдых, экскурсионные туры, походы в Крыму круглый год
Фото только Качи-Кальона
Назад в раздел
интересное история достопримечательности путешествия активный отдых походы что посмотреть природа отдых горы города здоровье интересные факты полезные советы москва туризм кавказ московская область туры крым владимир и область
ПДС НОВОСТИ РЕЛИГИИ РОССИИ Июнь 2015
ПДС НОВОСТИ РЕЛИГИИ РОССИИ Июнь 2015
Московская украинская церковь помогает русским ассимиляции Крыма
УПЦ КРЫМСКАЯ ЕПАРХИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РОССИЙСКИЕ ВЛАСТИ БОЛЕЕ БЛИЗКОЕ И КОНСТРУКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Религия против Украины, 24 июня 2015 г.
11 июня заседание тура стол по вопросам межэтнических и межконфессиональных отношений и межнациональный мир и согласие на полуострове держались в прокуратура присоединенной к России республики преступления, под председательством Генерального прокурора республика, Наталья Поклонская. На рассмотрении находились вопросы взаимного уважения к различным народам и конфессиям Крыма и недопустимость распространения религиозного экстремизма и деструктивных сект, сообщает «Религия в Украине» со ссылкой на на сайт Симферопольской и Крымской епархии УПЦМП.
Участники обсуждения эти вопросы включали заместителя председателя совета министры Крыма Руслан Бальбек и представители Министерство образования, правоохранительные органы и религиозные и национально-культурных организаций.
В частности, отчет был выступил секретарь Симферопольской епархии УПЦ и Крым, настоятель храма свв. собор Петра и Павла и секретарь межконфессионального совета Крыма «Мир — это Дар Божий», протоиерей Александр Якушечкин.
благословение митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, было предложено гармонизировать государственно-религиозные отношения. введено, которое было озвучено протоиереем Александром в его речь.
«В наших речах и проповедях мы свидетельствуют о том, что люди, искренне исповедующие религиозные идеалы добрые всегда стремятся не к потрясениям и революциям, а к взаимопонимание и сотрудничество. И сегодня, принимая во внимание учитывать изменения политической ситуации на нашем полуострове, такое сотрудничество в сфере государственно-религиозных отношений должны принять новые формы и направления», — протоиерей Александр — сказал Якушечкин. Он отметил, что «мы обязаны» сделать это распоряжение Президента России В. Путина о мерах по реабилитация нескольких человек, пострадавших от советский режим. Так, 15 мая с.г. в целях достижения положений настоящего приказа, Межконфессиональный совет Крым принял совместное обращение по поводу депортации Крымские народы в 1941-1944.
«Особенно важно для церковь и государство могут быть программой восстановления средневекового Христианские пещеры монастыри Крыма: Благовещенские пещеры монастырь горы Мангуп (Бахчисарайский район), скит Анастасии Освободительнице (г. Качи-Калон Бахчисарайского района), святого мученика Феодора Полководца [Стратилата] близ село Малое Садовое Бахчисарайского района и уникальный священные памятники других традиционных конфессий, Об этом сообщил представитель УПЦ Крымской епархии.
«С целью усиления государственно-религиозных отношений и в связи с передачей ряд объектов из украинской государственной собственности в республику владения Крымом, было бы полезно разработать план возврат религиозным организациям недвижимого имущества для религиозных целей, находящихся в государственной или муниципальной собственности», УПЦ священник продолжил. «Чтобы учесть мнение религиозной сфере Крыма было бы уместно рассмотреть вопрос о включении в состав Общественная палата Республики Крым представители традиционных конфессий полуострова, как это имеет место в Общественная палата России, а также в Комиссии по вопросам Помилования на территории Республики Крым. Чтобы реализовать право родителей школьников на бесплатное выбор при изучении модулей курса «Основы религиозного культура и светская этика» («Основы православной культуры», «Основы мусульманской культуры», «Светская этика» и др.), рекомендовать администрации образовательных учреждений приглашать священнослужителей традиционных конфессий (в соответствии с существующие предметные модули) для участия и проведения встречи. Считать недопустимой практику вынесение директором школы одностороннего (без согласования с родительским сообществом) решение о выборе модуль «Основы религиозной культуры и светского этика».
В свою очередь «Симферопольский и Крымская епархия готова к более тесному и конструктивному взаимодействие с государственными органами в сфере проведение культурно-просветительских проектов по истории и культуры народов Крыма», — сказал священник.
По результатам обсуждение, были выработаны конкретные предложения, направленные на помощь конфессий и общин действовать в рамках российского правового области, защищать свои интересы и повышать уровень их участие в построении общей модели развития полуострова. (тр. PDS, опубликовано 24 июня 2015 г.)
Россия Религия Новости Текущие новости
Редакционная оговорка: RRN делает
не намерен удостоверять достоверность информации
представлены в статьях. RRN просто намеревается сертифицировать
точность английского перевода содержания
статей по мере их появления в средствах массовой информации стран
бывший СССР.
Если материал цитируется, пожалуйста, укажите
издание, из которого оно взято. Не надо кредитовать
эту веб-страницу. Если материал передается в электронном виде, пожалуйста,
включить ссылку на URL,
http://www.stetson.edu/~psteeves/relnews/.
Ближайшие природные достопримечательности — Мангуп Кале, Качи Калон и Большой Крымский каньон. Eco Camp 2013 специально организован для образовательных практик, семинаров и обучающих курсов, направленных на развитие людей и сообществ. Экокагерь 2013, расположенный в живописной горной долине в самом сердце Крымских гор, окружен природными массивами. Нетронутая красота природы, чистый горный воздух, естественный ритм жизни, здоровая и гармоничная окружающая среда – главные особенности Эколагеря 2013. Каждый человек получает здесь возможность развиваться как духовно, так и физически, расширять кругозор, вести здоровый образ жизни. жизнь. Пространство Eco Camp 2013 открыто как для новичков, так и для практиков, прошедших гармоничное развитие личности, тела и духа. Общая площадь эколагеря 2013 составляет около 8 га. Ближайшие водоемы: чистейшее горное озеро в Новоульяновке за счет известнякового дна озера и имеют белый цвет, а местами — изумрудно-зеленый, священный мусульманский источник находится в 15 минутах ходьбы от эколагеря 2013, температура воды в источнике 7-9 градусов круглый год, а на территории лагеря есть бассейн и родник. Эко-лагерь 2013 может одновременно принять до 100 человек. Лагерь предлагает размещение в собственных или арендованных палатках или бунгало — летних домиках на двух-трех человек. В Eco Camp 2013 есть три зала: Большой зал на 150 мест для студентов и 80 человек, занимающихся йогой. При необходимости Большой зал закрывался со всех сторон портьерами. Сфера (Малый зал) на 50 и 25 студентов активно занимаются йогой. Сфера оболочки при необходимости открывалась или закрывалась в зависимости от погоды. Третья площадка (Полевая) представляет собой деревянный помост под палаткой, окруженный со всех сторон лесом, на небольшом расстоянии от лагеря для проведения громких практик или медитаций на 30-50 человек. Вегетарианское кафе работает с 8:00 до 00:00 23:00. Трехразовое питание по системе «шведский стол», фирменные кондитерские изделия, экологически чистые продукты из сельской местности. Eco Camp 2013 посетят мастера йоги, такие как Андрей Сидерский, Леонид Гарценштейн, Александр Тайша, профессиональные путешественники Голтис и Сергей Груздев, самый гибкий человек в мире — Мухтар Гусингаджиев, писатели Роберт Винсент Жерар, Сал Рейчел, Анатолий Некрасов и другие. могущественные мастера. Образовательная программа
Eco Camp 2013 — универсальная площадка для обучения, практики и внедрения нового опыта. Это пространство, которое предполагает здоровый образ жизни участников и спокойную, творческую обстановку и достаточный уровень бытового комфорта. |