Князь Владимир: легенда и быль
Святой равноапостольный князь Владимир является исключительной фигурой в истории нашей страны и Русской Православной Церкви. Этот правитель, своим свободным духовным выбором на многие столетия определивший нашу жизнь, стал частью легенды. Что скрывается за известной всем нам хрестоматийной историей о великом князе? Попробуем разобраться в этом в день памяти нашего великого святого — 28 июля.
Мы не знаем, когда родился князь Владимир — до нас не дошло ни одного письменного свидетельства. Примерную дату — 960 год — вычисляют, исходя из даты смерти князя. Будущий креститель Руси был незаконнорожденным, но в те времена внебрачные связи не считались предосудительными и на репутации человека не лежало никакого пятна из-за его происхождения. Год рождения нам неизвестен, зато известно место рождения — село Будутино (Будятино) под Псковом. Именно туда сослала разгневанная княгиня Ольга свою ключницу Малушу, не зная еще, что сын этой простой женщины совершит то, о чем княгиня жарко молила Господа,— обратит Русь от языческой скверны к истинному Богу!
Розути робичича
Причиной известной распри Святославичей — братьев Ярополка, Олега и Владимира — стал неудачный раздел территории, в результате которого киевский князь Ярополк потерял контроль над знаменитым путем «из варяг в греки». Выход на него с Балтики контролировал Новгород князя Владимира, а сухопутный путь пролегал через древлянские земли князя Олега. Ярополк терпел большие убытки и, видимо, попытался «нажать» на своих братьев, на что они ответили полным неповиновением. Поводом для начала военного конфликта стало убийство Олегом на охоте сына воеводы Ярополка. Олегу пришлось спасаться бегством, и он погиб от трагической случайности. Ярополк не был повинен в смерти брата, но князь Владимир и его наставник Добрыня бежали от такой же предполагаемой участи за море, к варягам. Три года, проведенных ими в землях варягов, для историков покрыты мраком. Что делал князь Владимир? Каков был круг его общения? Как бы то ни было, за эти три года он набрал большое сильное войско из варягов, с которым вернулся в Новгород, прогнал посадников брата Ярополка и объявил войну Киеву.
Путь князя к Киеву лежал через Полоцк, правитель которого, древлянский князь Рогволод, был нужен Владимиру как союзник. Сватовство Владимира к его дочери Рогнеде было важным политическим шагом. Летопись донесла до нас ответ Рогнеды: «Не хочу розути робичича, но Ярополка хочу». Одни исследователи видят в этом презрительный намек на происхождение Владимира, другие — что-то вроде: «Да он еще дитя дитём». Очевидно, что Ярополк на тот момент уже заручился важной для него поддержкой древлянского князя. Конечно, князь Владимир не мог оставить у себя в тылу человека, преданного врагу. Но его расправа с Рогволодом и его дочерью потрясает запредельно циничной жестокостью даже современного человека, привыкшего к ужасам криминальной хроники: князь изнасиловал юную Рогнеду на глазах ее родителей, а потом убил их, а княжну принудительно взял в жены. Вообще, нужно признать, что жизнь князя Владимира до обращения ко Христу представляла собой настоящий апофеоз зла.
Братоубийство
После покорения Полоцка князь двинулся на Киев. Ярополк, видя намерения брата, сбежал из стольного града и попытался спрятаться в небольшом городе Родне, однако в конце концов согласился встретиться в Киеве для переговоров и погиб от руки двух наемников-варягов. Так на совесть молодого князя лег грех братоубийства и предательства.
Когда Владимир стал править в Киеве, он взял в жены вдову своего брата — гречанку, которая ожидала ребенка. К тому времени у князя был уже целый гарем из жен и наложниц, но на этот раз правитель действовал по законам того времени: взяв на себя заботу о вдове брата и признав своим наследником ее будущего ребенка, он тем самым пытался преградить путь кровной мести. Что, впрочем, ему не удалось. Семена злобы и греха, посеянные Владимиром-язычником, дали свои страшные всходы после кончины святого равноапостольного князя. Святополк — сын «двух отцов», как называет его летопись,— вероломно убил двух любимых сыновей князя Владимира — кротких Бориса и Глеба, первых святых, канонизированных Русской Церковью.
Реформы
Но это будет потом. А пока языческий князь развивал бурную деятельность: укреплял, как сказали бы теперь, вертикаль власти, вел завоевательные походы, облагал данью всё новые и новые земли. Одной из важных составляющих реформ князя была масштабная религиозная реформа. Князь Владимир пытался поднять неразвитые языческие культы Руси до уровня официальной религии Византийского двора. Киев и Новгород покрывались многочисленными капищами, у подножия которых лилась человеческая кровь. Одной из жертв языческого безумия князя стала христианская семья: Федор и его сын — отрок Иоанн. Трудно поверить, что жребий пал на них случайно.
Но еще труднее поверить, что в свирепом и жестоком человеке, каким предстает Владимир до крещения, шла напряженная внутренняя работа, велся духовный поиск, тайна которого так и не была нам открыта. Вот как пишет об обращении князя митрополит Киевский Иларион в «Слове о законе и благодати»: «Как ты уверовал? Как воспламенился любовию Христовою? <…> Как взыскал ты Христа? Как предался Ему? <…> Руководствуясь только своим добрым смыслом и острым умом, ты постигнул, что Един есть Бог, Творец невидимого и видимого, небесного и земного, и что послал Он в мир для спасения Своего Возлюбленного Сына».
Корсунская и другие легенды
В это время в Византии бушевала кровопролитная гражданская война: законный правитель империи ромеев Василий II вел беспощадную борьбу с узурпатором Вардой Фокой. Император был в отчаянном положении. Свою последнюю надежду он возложил на военно-политический союз с варварским князем из земли русов. Надежды императора оправдались. В битве при Хрисополисе (988 г.) с участием русов он одержал над Вардой решительную победу. Цена, которую потребовал князь Владимир за военную помощь, была запредельна — брак с сестрой императора Анной. Понятно, что такое требование было осуществимо только при условии личного крещения князя и христианизации Руси. Впрочем, некоторые ученые практически не сомневаются в том, что крещение князя Владимира состоялось несколько раньше этих событий — в 987 году. В таком случае багрянородный император обратился за помощью уже не к язычнику, а к христианскому государю. Торжественное крещение киевлян состоялось в 988 году: горожане приходили креститься семьями, а после крещения деревянный безгласый идол Перуна поплыл по волнам Днепра.
В 989 году христианский князь осадил и взял приступом город Корсунь (Херсонес). Как могло такое случиться? Летописный рассказ о крещении князя в Корсуни плохо согласуется с другими историческими свидетельствами. Вероятнее всего, этот поход был совершен с целью напомнить грекам об их обещании. После падения Херсонеса император Византии все-таки отдал свою сестру Анну в жены киевскому князю. С тех пор жизнь Владимира, которого все знали как жестокого блудника и насильника, полностью переменилась. На его примере мы лучше всего видим, что крещение — это смерть ветхого и рождение нового человека, а покаяние есть подлинная «перемена ума», которая влечет за собой перемену всей жизни: циничный и жестокий «конунг» — военный вождь — превращается в доброго и милосердного правителя, настоящее «Красное Солнышко». Правление князя Владимира отмечено широкой благотворительной деятельностью, помощью малоимущим. Правитель Киевской Руси стремился в точности воплотить в жизнь евангельский закон любви — быть милостивым и к бедноте, и к людям, преступившим закон. Он очень тяготился необходимостью карать преступников, потребовалось даже увещевание Церкви, чтобы успокоить его чуткую совесть.
Огнем и мечом?
История крещения Руси таит в себе немало вопросов для историков, но широкую общественность, как правило, интересует только один: правда ли, что князь Владимир крестил Русь «огнем и мечом»? И на этот вопрос историческая наука отвечает вполне однозначно: нет, неправда.
Сама фраза «огнем и мечом» появилась только в XVIII веке в приводимой историком В.Н. Татищевым Иоакимовской летописи. Ученые полагают, что этот памятник очень поздний и вряд ли отражает реальное положение вещей. Подлинность его ставится под сомнение. Но даже если предположить, что текст отражает реальное положение вещей, в нем мы видим как раз свидетельство о том, что новгородское противостояние было не правилом, а исключительным случаем — ведь только про новгородцев ходила в народе уничижительная поговорка: «Путята крестил вас мечом, а Добрыня — огнем». Никаких других свидетельств об этом конфликте ни в летописях, ни в археологических артефактах не сохранилось.
Нужно также помнить, что христианизация Руси шла не только «сверху», но и «снизу». На Руси и до князя Владимира возводились храмы, некоторые князья приняли крещение еще до него. Христианкой была святая равноапостольная княгиня Ольга. Так что смена веры не стала шоком для подданных святого князя.
Широкомасштабная просветительская деятельность святого равноапостольного князя Владимира сделала Киевскую Русь одним из самых динамично развивающихся христианских государств средневековой Европы. Его судьбоносный выбор на многие столетия вперед определил вектор развития нашего Отечества.
Газета «Православная вера» № 14 (586)
Протоиерей Константин Лисняк Говорил ли князь «кто не будет креститься, тот мне не друг»? Пытались ли новгородцев насильно обратить в христианство? Для чего князь Владимир пошёл войной на Корсунь, в котором пришёл к вере? Было ли возможно крещение всего народа за один день — без предварительной подготовки к таинству, и погубило ли это высокоразвитую языческую цивилизацию? В загадках истории разбираемся вместе с благочинным Соледарского округа, настоятелем Преображенского храма Соледара протоиереем Константином Лисняком.
«Кто не со мной, тот против меня»?Как правило, аргументы в пользу насильственного крещения Руси не выдерживают никакой критики. Что князь мог себе позволить пойти против воли народа — такого просто не могло быть. Такая точка зрения — глумление над памятью наших предков. Их представляют безвольными рабами, которым как сказал князь, так они и должны были сделать. Если супруга княгини Ольги, князя Игоря, древляне убили только за то, что он хотел второй раз собрать дань или повысить налоги, то представьте себе реакцию славян, когда князь сказал бы: всё, меняем религию. Это была бы война на религиозной почве. Давайте вспомним святую равноапостольную княгиню Ольгу, память которой отмечалась четыре дня назад. Как она себя вела до крещения — жестоко мстила древлянам, и какой она стала, приняв христианство. Насколько выдающейся была эта личность в историческом плане, что её крестил сам патриарх Константинопольский, а преемником стал император Византии Константин Багрянородный! Ещё до неё и за 128 лет до официальной даты крещения Киевской Руси, в 860 году, крещение принимают князья Аскольд и Дир. До миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, начиная с VII века, христианство проникает на Русь через Прибалтику благодаря ирландским миссионерам. Именно они впоследствии крестили последних представителей язычества — скандинавов. В VIII веке Христова вера активно распространяется на Руси через чешские земли. Ещё до крещения Руси наша земля официально стала епархией Восточной Православной Церкви. Сюда приезжали и здесь трудились греческие проповедники. Есть и предание о том, что святой апостол Андрей Первозванный проповедовал на наших землях в самом начале христианства. Поэтому теория о крещении «огнём и мечом» несостоятельна. Это и не про славян — с ними бы такое было невозможно.
Непокорные новгородцыВ сети можно встретить информацию о том, что якобы в Новгороде Добрыня насильно крестил народ. На самом же деле воеводы Добрыня и Путята пришли в Новгород Великий, чтобы подавить восстание и навести порядок в городе. Они не были священниками. Это был период объединения славянских племён под началом князя Владимира. Вспыхнул политический конфликт: новгородцы не желали покоряться Киеву. Для того чтобы восстание поддержали народные массы, новгородские власти преподнесли его как борьбу за родные традиции наших предков-язычников и против «иноземного» христианства (князь Владимир на тот момент уже принял крещение). Из истории мы знаем, что новгородцы отличались непокорностью властям. Даже Александр Невский был вынужден уходить из города, когда его поставили новгородским князем. Никакого насильственного крещения в Новгороде не было. Была просто борьба за власть. Если бы какие-то случаи принуждения к вере были в ту эпоху, о них бы уже было известно из берестяных грамот, которые обнаружили достаточно поздно, во второй половине ХХ века. Это около тысячи памятников славянской письменности христианского периода Киевской Руси, подлинность которых не вызывает сомнений: письма, частная переписка простых людей. В них нет ни одного упоминания, что, вот, опрокинули идола Перуна или Даждьбога — ни слова. О языческих богах уже совсем не говорили в то время: все авторы переписки были христианами.
Огнём и мечомКак князь Владимир пришёл к крещению? Это отражено в известном сказании о выборе веры. К нему приходили послы из Хазарского каганата (иудеи), из западных европейских стран. Он беседовал с Греком Философом, который изложил ему историю от Адама до Христа и от Христа до правления самого князя Владимира. Его это заинтересовало, и князь предпринял вполне логичный с точки зрения языческого воина шаг: он пошёл на Корсунь, окружил его своими войсками, занял этот город, и когда жившие там греки спросили: «Чего ты хочешь от нас?», ответил им: «Хочу креститься, и жену хочу христианскую». Греки выполнили требования князя. Бедная греческая царевна Анна шла за князя Владимира как в плен… Князь Владимир был настоящим язычником. Он взял себе новую веру как священный трофей — чтобы никакой грек потом не сказал: «мы пришли и крестили этих варваров-славян». Огнём и мечом он завоевал веру для себя. Языческая аксиома: моя земля — только та, которую я завоевал. Потом уже, после крещения, он стал совсем другим человеком. Он обрёл веру в Единого Истинного Бога, прозрел духовно. В летописях и былинах народ называл его «Красно Солнышко». Если бы князь Владимир был деспотом, насильственно насаждавшим свои законы и религию, вряд ли народная память сохранила бы такое его именование, вряд ли о нём бы вспоминали с такой любовью. В выборе веры народом высокий авторитет князя сыграл не последнюю роль.
Десятинная церковь в Киеве, построенная князем Владимиром. Реконструкция Крещение… без оглашения?Подробно представить и описать, как всё происходило в Киеве в далёком Х веке, невозможно. Можно предположить, что в ту пору не было длительных огласительных бесед, изучения Священного Писания, заповедей, Символа веры, молитв, продолжительной подготовки к таинству. Духовные школы появились уже потом. Многие храмы также были построены при князе Владимире. Позже возникла и высшая духовная школа — прототип будущих университетов, аналогов которой не было даже на западе. К моменту Крещения Руси таинство предваряли лишь краткий призыв: «Кто мне друг, тот вместе со мной иди, крестись и принимай веру» и многолетняя проповедь христианских миссионеров, а совершалось оно в Днепре.
Вера, которая сохранила славян как народЕщё до крещения князь Владимир, задумав объединить славян, выступил реформатором языческой веры. Он собрал в Киеве всех жрецов и сделал там пантеон богов, чтобы объединить племена. Однако жрецы потребовали человеческую жертву. Жребий пал на сына варяга Феодора — Иоанна. Оба они были христианами. Феодор выступил перед язычниками и сказал: «Если мой сын нужен вашим богам, пусть они сами придут и возьмут его. Вы носите своих богов на руках, так как они не могут сами ходить, а мой Бог сотворил небо и землю и всё, что на них». Во всеуслышание в Киеве прозвучала проповедь христианства. Язычники разрушили сваи дома варягов, и те погибли. Это было в 983 году, всего за пять лет до Крещения Руси. Такие эпизоды постепенно приводили князя к пониманию, что христианство лучше язычества, и многобожие не сможет стать надёжным фундаментом для развития государственности. Князь Владимир мечтал о единстве славян, язычество же способствовало взаимной ненависти, разъединению и усобицам. Наглость, подлость, хитрость, коварство, бесконечные войны — вот что порождало язычество. Христова вера привлекала князя нравственными идеалами, она объединяла. На основе христианских ценностей можно было создать крепкое государство. Князь Владимир, будучи мудрым человеком, это понимал. Исторически это всё созревало на протяжении столетий. Крещение Руси — апофеоз трудов христианских проповедников. Конечно, не все стали христианами, оставались язычники, которые придерживались своих традиций, но всё же большинство людей вслед за князем Владимиром потянулись к религии, которая несла добро, чистоту, святость, целомудрие, истину.
Крещение — гибель высокоразвитой цивилизации или её приход?Истина, как всегда, где-то посередине. Даже о самых элементарных бытовых моментах жизни древних славян у нас зачастую ложные стереотипы. Есть такой проект: «Учёные против мифов. Неоязычники изображают славян как исключительно просвещённый народ, носитель высокоразвитой цивилизации и глубоких познаний. Откуда они это знают? Большинство источников, на которые они опираются, — сфальсифицированы и были написаны в XIX или даже XX веке. Если делать выводы на основании достоверных источников информации — тех же летописей, берестяных грамот, западных памятников письменности, упоминающих славян, — станет понятно, что образование на Русь приходило постепенно. Нравственность, уклад жизни под влиянием христианства тоже менялись очень медленно. Человеку вообще очень тяжело меняться в лучшую сторону. Как пишет апостол Павел, знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7:18-19). Изменения на Руси, связанные с приходом христианства, происходили на протяжении столетий. В итоге это удивительные метаморфозы, которые произошли с нашим некогда языческим народом. Глядя на них, становится понятно, что не вдруг, не внезапно и не насильственно пришло к нам христианство. С любовью принятое, оно принесло плоды, которые мы видим сегодня, спустя столетия. Записала Мария Цырлина |
Плакаты и репродукции Крещения князя Владимира I от Anonymous
- Плакат изобразительного искусства
- Картинка в рамке
- Холст
- Поздравительная открытка
Аноним
Художественный плакат
Другие продукты…
- Потрясающее качество печати жикле
- Бумага для художественной печати плотностью 280 г/м²
- Гарантия цвета более 100 лет
Художественный плакат / XS: 35,5 x 28 см / нет Плакат изобразительного искусства / S: 40 x 30 см / нет Художественный плакат / M: 50 x 40 см / нет Плакат изобразительного искусства / L: 70 x 50 см / нет Художественный плакат / XL: 80 x 60 см / нет Художественный плакат / XXL: 100 x 70 см / нет Художественный плакат / XXXL: 120 x 100 см / нет
14,95 фунтов стерлинговСпециальное предложение Был . Вы экономите £-14,95 (ошибка ликвидности: разделить на 0%).
- Плакат изобразительного искусства
- Картинка в рамке
- Холст
- Открытка
- Поздравительная открытка
Закрыть
Информация о размерах
Общий размер | х см (х дюйм) |
Художественное произведение | х см (х дюйм) |
Бордюр (крепление) | см
верх/низ
(в) |
Глубина | 3,8 см (1,5) |
Лицевая часть рамы | 2см (0,79 дюйма) |
Глубина | 2,3 см (0,9 дюйма) |
Модель 5 футов 4 дюйма (1,62 м)
Наши принты
Мы используем бумагу для изобразительного искусства плотностью 280 г/м2 и фирменные чернила премиум-класса для создания идеальных репродукций.
Наш опыт и использование высококачественных материалов означают, что наши цвета для печати проходят независимую проверку на соответствие сроку службы от 100 до 200 лет .
Узнайте больше о наших репродукциях.
Произведено в Великобритании
Вся продукция создается на нашей печатной фабрике в Суррее в Великобритании, и мы являемся надежным партнером многих известных и уважаемых художественных галерей и музеев.
Мы гордимся тем, что произвели более 1 миллиона отпечатков для сотен тысяч клиентов.
Доставка и возврат
Мы печатаем все на заказ, поэтому сроки доставки могут варьироваться, но все отпечатки без рамы отправляются в течение 2-4 дней курьером или заказной почтой. все фотографии в рамке отправляются в течение 5-7 дней курьером или заказной почтой. все холсты отправляются в течение 5-7 дней курьером или заказным письмом. все открытки отправляются в течение 1-3 дней.
Доставка в Великобританию осуществляется 5 фунтов стерлингов за отпечаток любого размера без рамы, 10 фунтов стерлингов за печать в одной рамке, 10 фунтов стерлингов за одно полотно (5 фунтов стерлингов за рулонные полотна), 1 фунт стерлингов за одну карту, до 4 фунтов стерлингов за набор из 16 карт, 1 фунт стерлингов за одну карту, до 4 фунтов стерлингов за набор из 16 карт, или бесплатно, если вы потратите 60 фунтов стерлингов.
Мы с радостью заменим ваш заказ, если все не на 100% идеально.
Изображения товара Крещение князя Владимира I
Подробнее о товаре Крещение князя Владимира I
Крещение князя Владимира IАноним
Крещение князя Владимира I (из Радзивилловской летописи), 15 век. Находится в собрании Библиотеки Российской академии наук, Санкт-Петербург.
Найти похожие изображения
зум
Узнайте больше
Другие работы художника Аноним.
Ознакомьтесь с коллекцией Образы наследия.
Поиск похожих репродукций
- Крещение великого князя Владимира
- Искусство книги
- крестины
- Христианство
- Ранняя Русь
- Изображения изобразительного искусства
- фольклор
- Великий князь Владимир
- Великий князь
- Великий князь Киевский
- История
- История России
- Освещенное искусство
- иллюминированная рукопись
- Киев
- Киевская Русь
- рукопись
- средневековый
- Средневековое искусство
- Средневековая иллюминированная буква
- Средневековье
- Православная церковь
- Основная хроника
- Радзивилловская летопись
- линейка
- Рюрик
- Династия Рюриковичей
- Рюриковичи
- Рюриковичи
- Россия
- Русская Церковь
- История России
- Русское православие
- славянин
- славянские народы
- славяне
- соверен
- государственный деятель
- Повесть временных лет
- традиционный
- Украина
- Владимир
- Владимир I
- Владимир Киевский
- Владимир Святославич
- Владимир Великий
- Акварель на пергаменте
- еще
Это изображение на других продуктах
- Плакат изобразительного искусства
- Картинка в рамке
- Холст
- Открытка
- Поздравительная открытка
Дай Бог нам Ума Князя Владимира — Новости — новости Православия
Новости
29 июля 2015 22:46
Автор: Новости
Послание Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия по случаю Крещения Руси и тысячелетия со дня кончины Святого равноапостольного князя Владимира
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, сегодня День памяти Святого равноапостольного князя Владимира Великого, Крестителя Руси. Мы также отмечаем тысячелетие его благословенной кончины. Святой князь Владимир вписал яркую страницу в нашу историю, будучи сильным и праведным человеком. Рожденный в язычестве, он искал правильный путь в жизни; он искал правильного Бога. Это продолжалось не один день и не один год. — спросил он, пытаясь выяснить, что такое истинная вера на земле. Посетив Константинополь, послы князя Владимира сказали: «Мы уже не знали, на земле ли мы или на небе, так красиво и торжественно было там, и мило нам».
По слову своих служителей, святой Владимир сам крестился в Православной Церкви, приняв образ христианина, последователя Христа. И как правитель, как глава великого государства, он позаботился о том, чтобы всех своих подчиненных привести ко Христу. Так он крестил свой народ и свою землю Русь. Днепр был той купелью, в которой наши предки возродились к вечной жизни. Так началась новая страница в истории нашего края и нашей страны. В то время Киевская Русь включала в себя земли нынешней Украины, Белоруссии и большую часть России. Но племена, населявшие эту местность, враждовали друг с другом, враждовали друг с другом. И когда святой Владимир принес евангельский закон и написал его на скрижалях не только своего сердца, но и на скрижалях государственного закона, люди стали жить по этому закону. Не только великий князь каждый гражданин своего государства руководствовался святыми заповедями. Благодаря евангельскому закону стало возможным объединить тех, кто веками враждовал друг с другом, примирить тех, кто давно не имел мира между собой. Так Днепровская купель положила начало великому, единому государству – новой, Святой, Руси со столицей в Киеве. За века, прошедшие с того времени, наш народ хранил закон, правила жизни, освященные Законом Святого Евангелия. Эта духовная мудрость всегда учила людей находить выход из самых критических обстоятельств и самых сложных жизненных ситуаций. И мы, дорогие братья и сестры, пришли к полному разделению и величайшей культурной традиции, и правил жизни, установленных Святым равноапостольным князем Владимиром.
А сегодня всем предстоит мериться фигурой святого князя Владимира. Живем ли мы все и каждый из нас по завещанию князя Владимира, как он нас учил, как он сам жил? Князь Владимир совершенно изменился после своего крещения: из жестокого, авторитарного правителя он превратился во Владимира «Красное Солнышко», а значит, прекрасного. Все ли мы последователи своего Крестителя и Просветителя? Наверное, каждый из нас, если объективно сравнить личность святого князя Владимира, найдет мало сходства с тем образом, которому мы должны соответствовать. Но Святое Евангелие открыто для всех. Из него мы можем узнать, как поступать в жизни, чем нам следует руководствоваться в своих делах, потому что святые законы ведут к святости. А закон греховный ведет к пороку и греху, следствием чего являются страдания, тоска и конец святости спасения в Боге.