Как Россия пытается присвоить историю крещения Украины-Руси
28 июля Украина отмечает День Крещения Украины-Руси. Оно произошло в 988 году в Киеве по инициативе великого Киевского князя Владимира. Впрочем, нынешние российские руководители избегают упоминания о Киеве. А само событие пытаются представить, как часть именно российской истории, пишет Радiо Свобода.
День Крещения Украины-Руси как государственный праздник начали отмечать с 2008 года по указу президента Виктора Ющенко.
В России же такой праздник появился с введением в Украине – в 2010-м.
С тех пор современная Россия ежегодно громко празднует Крещение Руси и даже возвела памятник Владимиру Великому у самого Кремля.
БОЛЬШЕ ПО ТЕМЕ:
«Крещение Киевской Руси означало приход европейской цивилизации»
А в 2013 году, при президентстве Виктора Януковича, на празднование 1025-летия Крещения приехали президенты России, Молдовы и Сербии, а возглавил богослужение Московский патриарх
Он благодарил президента России Владимира Путина за организацию празднования и призвал молиться за «Святую Русь».
Кстати, российские руководители в своих выступлениях систематически называют Русь как угодно, но не «Киевской», как было принято в предыдущие годы.
После аннексии Крыма в России начали предоставлять сакральное значение и полуострова.
Именно в Крыму, в Херсонесе крестился князь Владимир, а затем окрестил Русь
Владимир Путин
«Именно в Крыму, в Херсонесе крестился князь Владимир, а затем окрестил Русь. Первичная купель крещения России – там… Вы представляете, какая связь между духовным источником и государственной составляющей, имея ввиду борьбу за это место: и за Крым в целом, и за Севастополь, за Херсонес?» – заявил Владимир Путин в 2014 году на встрече с историками.
При этом исторических данных об обстоятельствах личного крещения киевского князя, в частности о том, действительно ли оно произошло в Херсонесе, нет.
Об этом говорится только в более поздних преданиях. Президент России Владимир Путин и Московский партиарх КириллЭто попытка дать аннексии полуострова религиозное оправдание, объясняет историк Сергей Громенко.
В программе «Историческая правда с Вахтангом Кипиани» историки рассказывают, что князь Владимир пошел походом на Херсонес, чтобы добиться желаемого: породниться с византийским императором. Тогда это происходило из-за так называемой «брачной дипломатии». Ради этого князь Владимир готов был изменить веру, что и произошло после взятия Херсонеса.
После этого князь Владимир Великий вернулся в Киев и крестил киевлян.
Но историки указывают, что в то время христианство уже не было новым на Руси.
«Когда
В следующем году после своего заявления о «сакральном Крыме» Владимир Путин пошел дальше. В день памяти святого равноапостольного великого князя Киевского Владимира он заявил, что тот «положил начало созданию единой российской нации».
«Князю Владимиру суждено было стать великим государственником. Его выбор был дальновидным и предельно ответственным и послужил источником становления России как уникальной страны-цивилизации», – заявил Путин в Кремле в 2015 году.
БОЛЬШЕ ПО ТЕМЕ:
Пропаганда о «сакральной Корсуни»
Вернемся же к свидетельствам историков.
«Даже Москвы тогда никакой не было. Она впервые упоминается под 1147 годом, то есть под серединой 12-го века. А в середине 10-го века никакой Москвы там не было – там жили финно-угорские племена», – рассказывает доктор исторических наук Надежда Никитенко.
Российские легенды находят свое отражение в публикациях известных СМИ и распространяются культурной сферой. Так, российское издание журнала National Geographic назвало Севастополь «местом Крещения Руси».
«Есть города, которые не нуждаются в представлении, они давно у всех на слуху. Именно таков Севастополь – прославленный город-герой и место Крещения Руси», – говорится в заголовке статьи. При этом российская же историография утверждает, что Севастополь был основан в 1783 году.
По поводу культуры: в конце 2016 года в российский прокат вышел фильм «Викинг» о князе-крестителе. Лента получила положительный отзыв от президента России Владимира Путина. Но набралась критики от историков.
Кульминацией фильма является крещение князя в Херсонесе, а Киев представлен как заброшенное поселение. К тому же российский образ князя-крестителя «потерял» такой символ, как Тризуб.
Скриншот из фильма «Викинг»Но именно Тризуб свидетельствовал княжескую власть в период Украины-Руси, его вычеканивали на монетах, которые начали выпускать при Владимире Великом, и на печатях.
Кирпич с Тризубом князя Владимира, часть фрески и части саркофага с места раскопок Десятинной церкви на выставке «София Киевская: 1000-летие могущества духа» по случаю 1000-летия со дня освящения Софии Киевской и проведения в ней первого богослужения. Киев, 27 ноября 2018 года «Россия не ворует украинского Владимира, а развивает своего собственного, российского князя-крестителя», – резюмирует автор анализа фильма Василий Явор.какого числа, когда можно купаться
Крещение Господне было одним из ключевых событий земной жизни Спасителя, день, когда Святой Дух в виде белоснежного голубя сошел с Небес, зримо явившись людям. Неудивительно, что этот день особо почитается православной церковью. Праздник Святого Богоявления или Крещения Господня — один из древнейших в христианстве. О нем упоминают уже самые ранние христианские источники (например, святитель Климент Александрийский во II веке). В Русской православной церкви его отмечают 6 (19 по новому стилю) января.
История
После тридцати лет, во время которых «Он возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости» (Луки 2:40), Христос начинает свое служение. И вот Иисус приходит на берег реки Иордан, туда, где проповедует пророк Иоанн Предтеча, призывая людей к покаянию и совершая над кающимися обряд священного омовения. «В русском переводе Нового Завета греческое слово «баптисма» (омовение) передано как «крещение», хотя крещением в строгом смысле слова (т. е. принятием Креста) является только христианское крещение», — поясняет отец Александр Мень в книге «Таинство, слово и образ». Иоанново же крещение являлось символичным омовением от грехов и принятием себя нового, спасенного будущей жертвой Господа. И продолжает рассказ о тех событиях так: «Внезапно в толпе кающихся никому не известный и сначала никем не замеченный появляется Иисус из Назарета Галилейского. Он не желает выделяться среди других и просит «крещения» у пророка. Безгрешный, Он указывает грешникам путь к Богу, путь, который начинается с очистительного покаяния. Так надлежит нам исполнить всякую правду…»
Когда, крестившись, Иисус удалился в пустыню, Предтеча воскликнул, обращаясь к народу: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть Крестящий Духом Святым». И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Иоанна 1:33).
Зачем люди окунаются в прорубь
Обычай омовений в ледяной воде в этот день является российской, довольно молодой народной традицией, а не исконной частью праздника. И уж точно одно лишь купание в проруби не может автоматически смыть с человека грехи. Другое дело, что вода, действительно, является неотъемлемым символом этого дня, образом обновления и новой жизни.
Однако никто не заставляет всех заниматься моржеванием, ведь Крещение — это не языческий обряд, а духовное событие, и значение имеет только внутреннее омовение от грехов. А для этого святая вода является лишь подспорьем, главная же работа должна проходить в нашей душе.
Фото: Булатов АлексейВ одной из своих проповедей митрополит Антоний Сурожский рассказывает, что Крещение Христа в водах греховного, отпавшего от Бога мира («Как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались!») было событием одновременно величественным и трагическим, «…и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия».
Во время крещенского богослужения совершается Великое освящение воды. Эту освященную воду церковь с древних времен называет Великой агиасмой, особой святыней. Упоминая ее чудесные свойства, Святой Иоанн Златоуст говорил о ней в IV веке: «Христос крестился и освятил естество вод, и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год».
Сегодня накоплен достаточно большой фактологический материал об удивительных свойствах крещенской воды. Установлено, что она, принимаемая натощак по чайной ложке, способна излечивать различные болезни. При этом, согласно исследованиям ученых, вода, набранная из того же церковного источника в другое время, такими свойствами не обладает. При этом физические показатели и той, и другой воды совпадают. И хоть факт был подтвержден официально, объяснения этому пока нет.
Превращение обычной воды в святую — не единственное крещенское чудо. Есть и другое, перед которым пасуют даже самые заядлые скептики.
Фото: Алексей БулатовКогда Христос вошел в воды реки Иордан, они изменили свое течение на противоположение — так сказано в Библии. Это можно было бы назвать легендой, если бы с тех пор река не меняла свое течение каждый год 19 января. В этот день воды Иордана на глазах у многих тысяч паломников останавливаются, в них образуются многочисленные волны и водовороты, после чего река начинает течь в другую сторону. При этом на вкус вода становится соленой, поскольку Иордан теперь не впадает, а вытекает из Мертвого моря.
Крещенские феномены не дают покоя многим ученым. То, что свойства воды меняются, подтверждают приборы: «Было отмечено, что изменяется качество растворов на той дистиллированной воде, которая приготовлена именно в это время. Примерно на порядок увеличивается дисперсия показателей, в частности, электрохимических, по свечению воды. Эти аномалии отмечаются где-то с 16 по 20 января. Это убеждает нас в том, что мы действительно имеем дело с физическими процессами», — говорят специалисты.
Как окунуться в прорубь, чтобы не заболеть
Прежде всего, стоит трезво оценить свое состояние и не подвергать, в случае сомнений, организм шоку. Но уж если решились во что бы то ни стало окунаться, нелишним будет помнить об основных советах, которые из года в год повторяют врачи.
- Снимайте одежду непосредственно перед тем, как окунуться — не мерзните раздетыми перед водой. Не стойте долго голыми ногами на льду.
- Зайдя по колено в воду – умойтесь. Погружайтесь медленно.
- Постарайтесь находится в ледяной воде не более 10 секунд.
- После того, как вылезли, сразу же хорошо разотритесь и быстро одевайтесь.
- Ни в коем случае не «согревайтесь» алкоголем перед нырянием, это опасно для здоровья. После купания зайдите в теплое помещение и выпейте горячего чаю.
Слово батюшке
С нами поделился настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Рыбачьем (Алушта) о. Игорь (Сильченков):
«Когда пришел Господь к Иоанну Крестителю, тот сказал: «Как я могу крестить Самого Сына Божьия? Это я должен от Тебя креститься!» Но Господь возразил: «Оставь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). И тогда Иоанн крестил Господа нашего Иисуса Христа, и отверзлись небеса, и Святый Дух в виде голубя спустился с неба и почил на Господе нашем, и был глас с неба: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Поэтому праздник Крещения еще называется Богоявлением, ведь Бог впервые явился миру как Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
И для чего же созданы мы с нашими телом и душой? Для чего мы живем на земле? А живем мы, братья и сестры, для радости и для счастья. Но мы редко радуемся и виним всех вокруг, хотя только мы сами виноваты в том, что несчастливы. Человек сотворен по образу и подобию Божию, человек тоже троичен, он состоит из тела, души и духа, но главное в жизни — это дух, то, что устремляет нас в Царствие Небесное. И если человек заботится лишь о теле, а о духе забыл, никогда он не будет счастлив. А вот когда на человека снизойдет Святая Троица, только тогда он может достичь истинного счастья».
Русское Крещение — Etsy Турция
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )Религия и политика в Украине – население
Христианизация России стала результатом политической сделки между новгородским князем, ныне известным как Владимир Великий, и византийским императором Василием II. Когда внутреннее восстание угрожало Константинополю в 9 в.87 г. Василий обратился за военной помощью к русам, империю которых, простиравшуюся от Белоруссии, России и Украины до Балтийского моря, укрепил и укрепил Владимир; от недавнего завоевания Херсона (не путать с его тезкой, современным Херсоном) сам Владимир представлял прямую угрозу Константинополю. В обмен на женитьбу на сестре Василия, византийской царевне Анне, Владимир согласился принять христианское крещение и распространить веру среди своего народа, а также послать шеститысячное войско для подавления мятежа и вернуть Херсон Византии. Историки, похоже, несколько не уверены в том, была ли эта сделка союзом или больше похожа на вымогательство.
Стоит упомянуть, что в сумерках язычества Владимир искал монотеистическую религию и отправил послов для рассмотрения различных вариантов. По легенде, Владимир отверг ислам именно потому, что обрезание, запрет на свинину и бухло никогда не подействовали бы на его народ, заметив, что «Пьянство есть радость русов». Готическая мрачность Германии, ориентированная на наказание, оказалась слишком угнетающей даже для славян. Но великолепной архитектуры и убранства храмов в Константинополе и величия богослужений было достаточно, чтобы поставить его двор на колени. «Мы уже не знали, находимся ли мы на небе или на земле, — сообщали они, согласно Primary Chronicle , «ни такой красоты, и мы не знаем, как рассказать о ней».
Обеспечив свои военные, политические, религиозные и супружеские цели, Владимир с триумфом вернулся в Киев (унеся с собой, по словам Гиббона, медные ворота Херсона и воздвигнув их перед первой церковью «как трофей своей победы и вера»), и начал массово крестить свой народ в Днепре, и это историческое событие почитается как рождение славянского христианства.
Спустя столетия после крестовых походов столица восточного христианства перешла к разным королевствам. Хотя украинская церковь получила непродолжительный период независимости от Москвы после большевистской революции 1917 года, Сталин растоптал ее в 1930-х годах, позволив выжить только русской церкви в качестве фактической христианской власти в Советском Союзе.
Софийский собор, Киев. ; Берлинская стена падет в следующем году. К тому времени Русская православная церковь (РПЦ) уже давно получила контроль над большинством восточно-православных прихожан.Советские граждане, угнетенные все более деморализующими неудачами СССР, вернулись к утешениям старой религии. Церкви и монастыри, ранее захваченные в результате государственной политики атеизма, были возвращены под церковный контроль, в том числе Данилов монастырь в Москве, жемчужина русского христианства, в 1983 году. значительный общественный шаг в долгосрочном воссоединении российского государства с церковью как инструментом империи. С точки зрения рушащегося КГБ церковь должна была разжечь российскую солидарность в неизбежных независимых государствах, которые последуют за ней; он будет поддерживать связь между российским правительством и ее бывшими территориями как источник информации и двигатель пропаганды. Как и в плане Макартура после падения Японской империи, церкви также должны были служить источником национальной гордости и истории, чтобы помочь восстановить боевой дух избитого населения. Этот план, хотя и был эффективным, породил непростую напряженность между церковью и государством, особенно в отношении Украины. Какая власть — политическая, церковная или и та, и другая — будет контролировать место зарождения славянского христианства?
Гробница патриарха Владимира, возле Софийского собора, КиевДженнифер Бойер [CC BY 2.0] через FlickrМенее чем через десять лет после празднования тысячелетия, 18 июля 1995 года, более тысячи скорбящих, охраняемых группой, в которую входили далеко — правые украинские националисты, омоновцы не позволили ОМОНу похоронить главу раскольнической Украинской Православной Церкви Патриарха Владимира (Романюка) в Софийском соборе в Киеве. Нечестивое варево из политических, националистических и религиозных раздоров, окружавшее внезапную и загадочную смерть патриарха, предполагало множество причин насилия, в результате которого погибли двое. Поскольку православные правила захоронения требуют, чтобы похороны были завершены до захода солнца, скорбящие разорвали тротуар перед собором, чтобы похоронить патриарха, где остается его могила, напоминание о непреодолимой религиозной и политической розни.
В центре этого противостояния оказалась большая проблема по имени Патриарх Филарет, бывший митрополит (или первичный авторитет) Киевский в Русской Православной Церкви. Филарет, расчетливая и влиятельная авторитарная фигура, неоднократно и безрезультатно обращался к РПЦ с ходатайством о предоставлении автокефалии — права самоуправления — Украинской Православной Церкви. РПЦ лишила его сана за неподчинение, жестокость, нарушение присяги и т. д. в 1992 году, что положило начало периоду роста фракционности.
В декабре 2018 года, после многих лет борьбы, Украинская Православная Церковь наконец получила автокефалию от Синода Вселенского Патриархата, руководящего органа из двенадцати иерархов со всего мира, служащих под началом Вселенского Константинопольского Патриарха Варфоломея I. кто является духовным лидером православных христиан мира. Православная церковь Украины, сформированная и признанная в Киеве, была своего рода Цербером конфессий, где три отдельные конфессии поклялись объединиться в обмен на самоопределение и независимость от Москвы.
Не будет преувеличением сказать, что долгожданная независимость Украинской церкви является одним из самых глубоких и мощных течений в конфликте между Россией и Украиной. Церковь, действующая под собственной эгидой, — это церковь, которая больше не будет подчиняться приказам из Москвы. Владимир Путин громко осудил это решение; украинский парламент принял законы, требующие от церквей, все еще связанных с Россией, публично называть себя таковыми.
Неудивительно, что война против Украины усилила этот раскол. В конце марта на рассмотрение парламента был отправлен законопроект о запрете Московского патриархата на Украину, поскольку когда-то размытые границы между политической и религиозной лояльностью теперь требуют кристально четкого фокуса. Ранее в том же месяце, например, украинские солдаты на военной взлетно-посадочной полосе в поисках источника лазерной указки, как сообщается, обнаружили запас еды и некоторое количество оружия в церкви, которой управляют монахи, все еще верные Москве.
Десятки миллионов православных проживают в странах-членах НАТО: Греции, Румынии, Болгарии и Черногории. И многолетняя межконфессиональная борьба не ограничивалась Россией и Украиной. Церковь Северной Македонии провозгласила свою автокефалию в 1967 году, и сербская церковь отказала ей, когда обе церкви еще были частью Югославии; только в прошлый вторник патриархи Северной Македонии и Сербии объединились, чтобы объявить о принятии Сербией автокефалии Северной Македонии. В целом православная христианская церковь многослойна по своей сложности, с бесчисленным количеством перекрывающихся политических и религиозных верований.
По случаю православной Пасхи основные статьи в New York Times, Washington Post и других источниках освещали раскол в восточном православии исключительно в связи с действиями Кирилла и Путина и их ущербом для церкви. Гораздо меньше было сказано о давно назревающем политическом и религиозном разрыве между Украиной и Россией, который разразился новой автокефальной Украинской Православной Церковью.