Кто крестил россию: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Кто крестил Русь? Почему греки были против канонизации князя Владимира | История | Общество

Константин Кудряшов

Примерное время чтения: 11 минут

53571

«Крещение Руси». Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1896 г. Public Domain

1020 лет назад, 12 мая 996 г., в Киеве была освящена Десятинная церковь. Первый каменный храм Древней Руси, воздвигнутый святым равноапостольным князем Владимиром. Дата почтенная и духоподъёмная — по этому поводу, наверное, стоит ожидать широких празднеств. Или нет?

Скорее нет. И причина проста. Само по себе существование Десятинной церкви крайне неудобно для многих и многих. Прежде всего, для тех, кто до сих пор разделяет устоявшуюся версию крещения Руси. Она известна, наверное, всем и каждому. Вот князь Владимир, выбирая новую веру, принимает послов от византийских православных, от римских католиков, от мусульман и от иудеев.

Вот он склоняется к греческому варианту. Однако просто так менять веру не желает и добывает крещение, вроде как трофей. Для начала берёт один из важнейших городов Византии, Корсунь (Херсонес). Потом вынуждает братьев-императоров, Василия и Константина, выдать за себя их сестру Анну, угрожая в противном случае взять сам Константинополь. Получает согласие. И только тогда принимает крещение. Разумеется, из рук греческих священнослужителей. И склоняет к крещению всю Русь. Произошло это в 988 г.

«Первые христиане в Киеве». В. Г. Перов, 1880 г. Картина иллюстрирует тайные встречи христиан в языческом Киеве. Источник: Public Domain

Слова не той системы

Стройная, интересная, красивая история. Вот только, к величайшему сожалению, не подтверждённая. Во всяком случае, византийскими источниками акт крещения Руси при Владимире не отмечен никак. Вообще. Как будто его и не было вовсе.

Есть любопытное наблюдение, на которое не раз обращали внимание и учёные, и те, кто просто интересуется историей Церкви. Теоретически, принятие христианства из рук греческих священнослужителей должно было идти полным пакетом. В него входят канон, обряды и терминология. А с последним у нас явные проблемы. Солидная часть отечественных церковных терминов, причём базовых, крайне далека от греческих. Зато весьма близка к западной традиции. Для сомневающихся можно привести ряд самых очевидных примеров. Навскидку:

Церковь

  • Русь — Церкы
  • Греки — Экклесия
  • Запад — Cyrica
«Крещение князя Владимира». Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. Конец 1880-х. Источник: Public Domain

Крест

  • Русь — Крест
  • Греки — Ставрос
  • Запад — Crux

Священник

  • Русь — Попъ
  • Греки — Иерей
  • Запад — Pope

Алтарь

  • Русь — Алтарь
  • Греки — Бомос
  • Запад — Altarium

Язычник

  • Русь — Поганый
  • Греки — Этникос
  • Запад — Paganus

Неправильное крещение?

В принципе, это ещё цветочки. Ягодки начинаются, когда понимаешь, что творилось в церковных делах Руси спустя полвека после такой привычной даты крещения — 988 г.

На Русь прибывает митрополит Феопемпт. Грек, поставленный во главе русской митрополии Константинопольским патриархом. 1037 год. Первое, что делает Феопемпт, — заново освящает ту самую Десятинную церковь. Главный храм Руси. Кафедральный собор. Там был похоронен сам Владимир и его жена Анна. Туда были перенесены мощи княгини Ольги — первой из русских правителей, кто принял крещение. Иными словами, Десятинная церковь — центр святости всей русской земли.

И вдруг греческий митрополит её заново освящает. Такое допускается только в двух случаях. Либо храм был осквернён, либо изначально его освятили как-то неправильно. Однако про осквернение ничего не известно.

К слову, греческая церковь на протяжении своей более чем богатой церковной истории не знала церковной десятины как юридически утверждённой практики. А на Руси — внезапно — целый кафедральный собор, живущий по принципам десятины. И принципы эти установил сам князь Владимир.

Ещё к слову. Канонизация князя Владимира состоялась довольно поздно. Спустя 400 лет после того, как он крестил Русь. Яростнее всех прославлению Владимира в лике святых противился Константинополь.

Прибытие в Киев епископа. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839 г. Источник: Public Domain

Риму — нет!

Впрочем, тем, кто решит, что изначально Русь крестили римские миссионеры, радоваться не стоит вообще. Во-первых, римские хроники также ничего не говорят и не знают о том, что это самое крещение состоялось при Владимире. Единственная миссия папских проповедников на Русь состоялась в 961–962 гг., при бабке Владимира, княгине Ольге. И окончилась она плачевно.

Епископ Адальберт пробыл в Киеве всего ничего. Уехал посрамлённым: «Адальберт, посвящённый в епископы для руссов, не преуспел ни в чём, для чего был послан, и, видя труд свой тщетным, вернулся назад. Некоторые из его спутников были убиты, и сам он едва спасся».

И тут возникает парадокс. Князь Владимир принял крещение. Это факт. Вынудил к тому же своих подданных. Это ещё один факт. Ни Рим, ни Константинополь об этом ничего не знают либо не говорят. Это тоже факт.

Тем не менее строится и освящается Десятинная церковь. Идут службы. В богослужении и церковном обиходе используются термины частью греческие, частью германо-римские, западные. Жена князя Владимира, греческая принцесса Анна, в общем, не видит в этом ничего зазорного. Равно как и священнослужители. Но спустя полвека вся эта отлаженная система начинает шататься. Десятинную церковь освящают заново. И в качестве альтернативы строят Софийский собор. Два центра святости начинают увлекательную игру «кто тут главнее». Сыновей князя Владимира, мучеников Бориса и Глеба, пусть со скрипом, но канонизируют. А сам креститель Руси этой чести пока что не удостаивается. Что же он сделал неправильно? Почему выстроенную им систему по-своему исправляют новые греческие митрополиты?

Руины Десятинной церкви на рисунке 1826 г. (иногда описывается как копия работы А. ван Вестерфельда, что ставится под сомнение историками). Источник: Public Domain

Третий путь

Есть вариант, который снимает почти все противоречия. Хотя сам он выглядит как отъявленная фантастика. Согласно ему, первичная христианизация Руси не обошлась без ирландского влияния.

Впрочем, не такая уж и фантастика. «В раннем Средневековье Ирландская церковь проповедовала православное христианство и стала поистине местной формой православной веры Константинополя…» — это общее место истории европейской Церкви. А о том, что такое ирландская проповедь и ирландский миссионер, красноречиво говорит один интересный факт — подавляющее большинство монастырей в Подунавье основано именно ирландцами. Прежде всего это касается Моравии. Одного из первых славянских государств. Одного из ранних очагов славянского христианства. Именно в этих землях ирландские монахи развернули свою миссионерскую деятельность. Именно там проповедовали впоследствии Кирилл и Мефодий.

Именно оттуда шли волны славянской миграции в пределы Киевской Руси.

«Вместе с переселенцами на Русь попадали ирландские воззрения, которые отразились в самой первоначальной форме церковной организации. В связи с этим и сам институт десятины подвергался нападкам как западный», — это цитата из труда доктора философии, архимандрита Иеронима Тестина, которого трудно заподозрить в излишнем фантазировании.

Христианство, первоначально принятое князем Владимиром, было не римским и не греческим. Это было православие. Но особое. В создании его извода участвовали славяне, ирландцы и греки. Отсюда и «западные» термины. Отсюда и десятина. Отсюда же и ревность Константинополя, иерархи которого так стремились поправить князя Владимира и его ирландских учителей. Отсюда же и ненависть Рима. Кстати, папа Григорий VII

 в XI веке призвал «окончательно сокрушить ирландскую церковь». Одним из главных прибежищ её приверженцев стала Русь.

князь ВладимирКрещение Руси

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • Что будет представлять собой памятник князю Владимиру в Москве? (21. 04.2016)
  • Праздник без границ. Как в трёх столицах отметили День Крещения Руси
  • Съезд победителей. Как христианство превращалось в государственную религию

Новости СМИ2

Високий Замок (Украина): Россия имеет такое же отношение к крещению Киевской Руси, как Путин к Хаммурапи

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Львовская газета пытается доказать, что Россия не имеет никакого отношения к крещению Руси, которую обязательно нужно называть «Киевской», не уточняя, когда российские историки назвали так эпоху в истории Руси и почему это было сделано, — ведь в 988 году Москвы еще не существовало! Вопрос, а какое тогда отношение к крещению Руси имеет основанный еще позже Львов с его греко-католиками автору в голову не приходит.

А и правда, какое Путин имеет отношение к Хаммурапи? На первый взгляд, ответ абсолютно очевиден — никакого! Хаммурапи — царь Вавилона и правил приблизительно в 1792 — 1750 годах до нашей эры. Путин — царь России и правит с 2000 года, но уже нашей эры! Как видим — громадное историческое расстояние! Мало того — Хаммурапи правил 43 года, а Путин пока что — лишь 20 лет.

Имя вавилонского правителя — «Хаммурапи», то есть его значение или перевод и до сих пор неизвестны. По этому поводу продолжается дискуссия, некоторые ученые переводят это имя, как «Потомок великий». Фамилию «Путин» еще никто не пытался перевести с точки зрения историчности ее происхождения, а вот имя «Владимир» — не дает покоя кремлевским историческим пропагандистам! Они все хотят как-нибудь соединить имя Путина — «Владимир» с именем киевского князя, крестителя Киевской Руси «Володымыра».

Уже на протяжении нескольких лет путинская пропаганда осуществляет сумасшедшее давление на свое население, пытаясь убедить их в том, что именно путинская Россия является потомком Киевской Руси! Правда, они пока что не придумали, как соединить Владимира Путина с Володымыром Святославовичем. Может, ведутся новые исследования и археологические раскопки в Новгородской или Псковской областях, чтобы найти какие-либо доказательства. Нам пока что об этом ничего не известно.

Однако, как бы это ни было смешно, в России совершенно серьезно пытаются доказать то, что исторически не может быть доказано. Когда произошло Крещение Киевской Руси — ни России, ни Москвы — не существовало. Это доказанный исторический факт. Но для кремлевских пропагандистов история или историческая справедливость не имеют ничего общего с политической целесообразностью.

Известный российский журналист и ведущий Первого канала Владимир Познер, отвечая на вопрос, существует ли в России «судьбоносный перекресток» — ответил — «что подобный момент истории страны действительно имел место. Принятие Владимиром православия определил ход истории России вплоть до сегодняшнего дня. Выбор религии, которая стала государственной и которая сыграла в развитии России, может быть, самую главную роль это и есть тот перекресток, который в русской истории, с моей точки зрения, разумеется, является главным» (цитируется на языке оригинала — прим. ред.).

Ясно, что этот кремлевский журналист не будет просто так говорить такие провокационные вещи. Это — политический заказ, а журналисту такого уровня заказать такое провокационное заявление может лишь Кремль. То есть — это государственная политика современной путинской России.

Лишь при Путине, и лишь последние десять лет, власть активно занялась переписыванием истории. Все более-менее культурные и образованные люди четко знают, что именно в Киевской Руси с центром в Киеве в 988 году произошло крещение князем Володымыром Святославовичем жителей Киева, а впоследствии и других городов государства, в результате чего христианство стало доминирующей религией в Киевской Руси.

Великий церковный раскол произошел в 1054 году, уже после крещения Киевской Руси, когда христианская церковь раскололась на католическую и православную. И христианство в Киевской Руси было принято не из Московии, которой вообще не существовало, а из Константинополя, который выступил, как церковь-матерь, взяв Киевскую митрополию под свою юрисдикцию.

После того, как в силу разных исторических обстоятельств Киевская Русь распалась, и на ее территории далее возникли несколько государств — Киевская митрополия еще почти 700 лет, до мая 1686 года, пребывала под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Не будем вдаваться в исторические перипетии, но очевидным является факт, что именно Киевская митрополия является церковью-матерью Московской церкви, а не наоборот, как пытаются переубедить Гундяев и Кремль.

Благодаря крещению Киевской Руси, христианство распространилось на ту территорию, где через несколько сотен лет возникла Московия, и лишь в 1448 году возник Московский патриархат. Но кремлевские пропагандисты на эти исторические факты не обращают внимания, они пытаются переписать историю в сознании русского населения. Именно поэтому и используют авторитет таких людей, как Познер. Но он человек образованный и, очевидно, знает, что во времена крещения Киевской Руси, России, как государства с четко обозначенными границами и своей территорией — не существовало, как и Московского патриархата.

Но вернемся к Хаммурапи. Тот, кто бывал в Музее Лувра, знает, что там в зале номер три есть один из наиболее интересных его экспонатов — столп Хаммурапи, на котором выбит так называемый Кодекс Хаммурапи, как считается, первый в истории человечества сборник законов. В свое время этот столп был найден на территории современного Ирана, он изготовлен из базальта — камня вулканической природы и чрезвычайно твердого. Сложно понять, как на таком камне можно было вырезать определенный текст, который и дошел до наших дней. Но, какое этот черный столп имеет отношение к Путину? Правильно — никакого! Так и Россия к крещению Киевской Руси.

Хотя, если вернуться к этому базальтовому столпу, то можно обратить внимание на то, что часть лицевой к нему стороны была выскоблена. Возможно, для того, чтобы очередной царь написал на этом месте о своих победах.

Поэтому кремлевским историкам и археологам есть, что изучать. Возможно, им удастся прочитать выскобленный текст, и то, что они прочитают, понравится Путину.

Ольга и Владимир, первые христианские правители России

Ольга и Владимир, первые христианские правители России



Ольга (или Хельга), родившаяся около 890 г., была женой князя Игоря России, а после его смерти в 945 г. она была регентом их сына. Она по светским стандартам, по-видимому, правил хорошо. В 957 году она посетила Константинополь и то ли тогда, то ли раньше стал христианином. Она сделала не удалось обратить ее сына или значительное число их земляки. Она умерла в 969, вероятно, 11 июля.

Владимир, правнук Рюрика (традиционный основатель русской государства), внук Ольги и младший из трех сыновей Святослава Киев, родился в 956 г. и стал новгородским князем в 970 г. В 972 г. его отец умер, и трое сыновей боролись за корону. Ярополк убит Олед и Владимир бежали к своим сородичам-викингам в Скандинавию. В 980 году он вернулся с поддержкой викингов, убил Ярополка и занял престол. Он расширил свою империю серией завоеваний. В 988, он предложил военный союз с византийским императором Василием II и брак с сестра императора Анна.

Взамен он согласился превратиться в Христианство. Договор был заключен, Владимир крестился, и когда император отменил брак, Владимир вторгся в Крым. брак должным образом состоялся, и союз процветал.

Владимир серьезно относился к своей христианской приверженности, и под его правлением Христианизация Руси шла быстрыми темпами. Он отложил свою бывшую собрание языческих жен и любовниц, уничтоженных идолов и языческих храмы, строили церкви и монастыри и школы, привезенные в греческом миссионеров для просвещения своего народа, упразднены или сильно ограничены смертной казни и щедро раздавал милостыню бедным. В преобразовании его людей, однако он был готов прибегнуть к военным методам (все его жизнь, которую он выжил, сражаясь), и некоторые из его бывших языческих жен и их сыновья подняли против него вооруженный мятеж, в ходе которого он был убит под Киевом 15 июля 1015 года. Он и его бабушка Ольга почитаются как основоположники русского христианства.

МОЛИТВА (традиционный язык):
Боже, позвавший рабы Твоих Ольгу и внука ее Владимира на земной престол, чтобы они могли продвинуть твой Царство Небесное, и дал им ревность о Церкви Твоей и любовь к народу твоему: Милостиво даруй, чтобы мы, поминающие они в этот день могут быть плодотворны в добрых делах и достичь славный венец святых твоих; через Иисуса Христа, Господа нашего, живущий и царствующий с Тобою и со Святым Духом, едино Боже, во веки веков.
МОЛИТВА (современный язык):
Боже, призвавший рабов Твоих Ольгу и внука ее Владимира На земной престол, чтобы они могли возвысить твое небесное Царство, и дал им ревность о Твоей Церкви и любовь к Твоей люди: Милостиво даруй, чтобы мы, поминающие их в этот день, может быть плодотворным в добрых делах и достичь славного венец твоих святых; через Иисуса Христа, Господа нашего, живущего и царствует с Тобою и со Святым Духом, один Бог, во веки веков Когда-либо.


Если не указано иное, этот биографический очерк написан Джеймс Э. Kiefer, и любые комментарии по поводу его содержания следует направлять ему. Домашняя страница биографических очерков имеет больше информации.

ПОКРОВИТЕЛЬ СВЯТОЙ – СВ. ИОАННОВСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ СОБОР

О НАШЕМ ПОКРОВИТЕЛЕ СВЯТОМ ИОАННЕ ПРЕДТЕЧИ

Детство
Согласно Евангелию от Луки, рождение Иоанна было предсказано его отцу Захарии ангелом Гавриилом, в то время как первый совершал служит священником в Иерусалимском храме. Поскольку Захария был священником из рода Авии, а его жена Елисавета была одной из дочерей Аарона, Иоанн стал потомком Аарона как по отцовской, так и по материнской линии. В Евангелии рассказывается, что Мать Мария пришла сообщить Елизавете о своей беременности. В то время Елизавета была на шестом месяце беременности, и ее нерожденный ребенок «прыгал от радости» только в утробе матери.

Служение
Говорят, что в возрасте тридцати лет Джон начал проповедовать на берегу реки Иордан. Он проповедовал против зла того времени и привлекал людей к покаянию и крещению. Его единственным посланием к людям было покаяться, так как Господь грядет. Он крестил многих людей и, таким образом, был назван Иоанном Крестителем. Согласно Священному Писанию, Христос также обращался к Иоанну, чтобы принять крещение. Инцидент произошел, когда служение Иоанна Крестителя подходило к концу. Иоанн сразу узнал Господа и провозгласил Его Мессией. Иоанн крестил Иисуса, положив начало служению Иисуса. В свою очередь, Иоанн вдохновлял своих последователей следовать за Христом

Смерть
Считается, что после крещения Иисус ушел проповедовать в Галилее, а Иоанн продолжал проповедовать в долине реки Иордан. Растущая популярность и огромная власть Иоанна вызвали страх и страх в умах Ирода Антипы, тетрарха Переи и Галилеи. После доноса Иоанна на его прелюбодейную и кровосмесительную жену Иродиаду, которая также была женой его сводного брата Филиппа (Ирода II), Антипа арестовал его и заключил в тюрьму в крепости Махер на Мертвом море. С другой стороны, Саломея, дочь Иродиады, впечатлила Антипу танцевальным представлением. Восхищенный поступком девушки, он поклялся исполнить любое ее желание. Саломея по наущению матери потребовала голову Иоанна Крестителя.

Пророчества о роли Иоанна
Согласно Ветхому Завету, Иоанн Креститель был назначен Богом быть предшественником или предшественником Мессии, Иисуса Христа. Все четыре канонических Евангелия также обращаются к его роли. Необходимость в предтече Мессии не была исключительной. Однако христиане ожидали прихода Илии, известного в то время пророка, а не Иоанна Крестителя. В результате ученики отказались принять Иоанна, чтобы потом понять, что Илия пришел только через Иоанна, но в духовном или аллегорическом смысле.

Иоанн и христианские традиции
Согласно восточным православным, Иоанн был последним пророком, который действовал как мост между периодом откровения и Новым Заветом. Также говорят, что после смерти он спустился в ад, но продолжал проповедовать о пришествии Иисуса Мессии. Согласно Священному Преданию, Иоанн Креститель явился в момент смерти людей, не слышавших Евангелия Христова, чтобы возвестить им благую весть о пришествии Христа.

Отличия
В большинстве православных храмов на иконостасе есть икона Иоанна Крестителя. Его имя упоминается и во время богослужений. Все вторники в году посвящены памяти святого Иоанна Крестителя.

Иоанн Креститель считается предшественником Иисуса Христа. Очень известный проповедник, он читал проповеди о близости Страшного суда Божия. Он просил людей покаяться в своих грехах и крестил тех, кто извинялся, готовясь к грядущему Господу. Согласно Писанию, только Иоанн признал Иисуса и провозгласил Его Мессией народа. Четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяния апостолов и «Иудейские древности» еврейского историка Иосифа Флавия составляют единственные источники информации о жизни Иоанна Крестителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *