Кто крестил Русь? Почему греки были против канонизации князя Владимира | История | Общество
Константин Кудряшов
Примерное время чтения: 11 минут
53571
«Крещение Руси». Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1896 г. Public Domain
1020 лет назад, 12 мая 996 г., в Киеве была освящена Десятинная церковь. Первый каменный храм Древней Руси, воздвигнутый святым равноапостольным князем Владимиром. Дата почтенная и духоподъёмная — по этому поводу, наверное, стоит ожидать широких празднеств. Или нет?
Скорее нет. И причина проста. Само по себе существование Десятинной церкви крайне неудобно для многих и многих. Прежде всего, для тех, кто до сих пор разделяет устоявшуюся версию крещения Руси. Она известна, наверное, всем и каждому. Вот князь Владимир, выбирая новую веру, принимает послов от византийских православных, от римских католиков, от мусульман и от иудеев.
Слова не той системы
Стройная, интересная, красивая история. Вот только, к величайшему сожалению, не подтверждённая. Во всяком случае, византийскими источниками акт крещения Руси при Владимире не отмечен никак. Вообще. Как будто его и не было вовсе.
Есть любопытное наблюдение, на которое не раз обращали внимание и учёные, и те, кто просто интересуется историей Церкви. Теоретически, принятие христианства из рук греческих священнослужителей должно было идти полным пакетом. В него входят канон, обряды и терминология. А с последним у нас явные проблемы. Солидная часть отечественных церковных терминов, причём базовых, крайне далека от греческих. Зато весьма близка к западной традиции. Для сомневающихся можно привести ряд самых очевидных примеров. Навскидку:
Церковь
- Русь — Церкы
- Греки — Экклесия
- Запад — Cyrica
Крест
- Русь — Крест
- Греки — Ставрос
- Запад — Crux
Священник
- Русь — Попъ
- Греки — Иерей
- Запад — Pope
Алтарь
- Русь — Алтарь
- Греки — Бомос
- Запад — Altarium
Язычник
- Русь — Поганый
- Греки — Этникос
- Запад — Paganus
Неправильное крещение?
В принципе, это ещё цветочки. Ягодки начинаются, когда понимаешь, что творилось в церковных делах Руси спустя полвека после такой привычной даты крещения — 988 г.
На Русь прибывает митрополит Феопемпт. Грек, поставленный во главе русской митрополии Константинопольским патриархом. 1037 год. Первое, что делает Феопемпт, — заново освящает ту самую Десятинную церковь. Главный храм Руси. Кафедральный собор. Там был похоронен сам Владимир и его жена Анна. Туда были перенесены мощи княгини Ольги — первой из русских правителей, кто принял крещение. Иными словами, Десятинная церковь — центр святости всей русской земли.
И вдруг греческий митрополит её заново освящает. Такое допускается только в двух случаях. Либо храм был осквернён, либо изначально его освятили как-то неправильно. Однако про осквернение ничего не известно.
К слову, греческая церковь на протяжении своей более чем богатой церковной истории не знала церковной десятины как юридически утверждённой практики. А на Руси — внезапно — целый кафедральный собор, живущий по принципам десятины. И принципы эти установил сам князь Владимир.
Ещё к слову. Канонизация князя Владимира состоялась довольно поздно. Спустя 400 лет после того, как он крестил Русь. Яростнее всех прославлению Владимира в лике святых противился Константинополь.
Прибытие в Киев епископа. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839 г. Источник: Public DomainРиму — нет!
Впрочем, тем, кто решит, что изначально Русь крестили римские миссионеры, радоваться не стоит вообще. Во-первых, римские хроники также ничего не говорят и не знают о том, что это самое крещение состоялось при Владимире. Единственная миссия папских проповедников на Русь состоялась в 961–962 гг., при бабке Владимира, княгине Ольге. И окончилась она плачевно.
И тут возникает парадокс. Князь Владимир принял крещение. Это факт. Вынудил к тому же своих подданных. Это ещё один факт. Ни Рим, ни Константинополь об этом ничего не знают либо не говорят. Это тоже факт.
Тем не менее строится и освящается Десятинная церковь. Идут службы. В богослужении и церковном обиходе используются термины частью греческие, частью германо-римские, западные. Жена князя Владимира, греческая принцесса Анна, в общем, не видит в этом ничего зазорного. Равно как и священнослужители. Но спустя полвека вся эта отлаженная система начинает шататься. Десятинную церковь освящают заново. И в качестве альтернативы строят Софийский собор. Два центра святости начинают увлекательную игру «кто тут главнее». Сыновей князя Владимира, мучеников Бориса и Глеба, пусть со скрипом, но канонизируют. А сам креститель Руси этой чести пока что не удостаивается. Что же он сделал неправильно? Почему выстроенную им систему по-своему исправляют новые греческие митрополиты?
Руины Десятинной церкви на рисунке 1826 г. (иногда описывается как копия работы А. ван Вестерфельда, что ставится под сомнение историками). Источник: Public DomainТретий путь
Впрочем, не такая уж и фантастика. «В раннем Средневековье Ирландская церковь проповедовала православное христианство и стала поистине местной формой православной веры Константинополя…» — это общее место истории европейской Церкви. А о том, что такое ирландская проповедь и ирландский миссионер, красноречиво говорит один интересный факт — подавляющее большинство монастырей в Подунавье основано именно ирландцами. Прежде всего это касается Моравии. Одного из первых славянских государств. Одного из ранних очагов славянского христианства. Именно в этих землях ирландские монахи развернули свою миссионерскую деятельность. Именно там проповедовали впоследствии Кирилл и Мефодий.
Именно оттуда шли волны славянской миграции в пределы Киевской Руси.«Вместе с переселенцами на Русь попадали ирландские воззрения, которые отразились в самой первоначальной форме церковной организации. В связи с этим и сам институт десятины подвергался нападкам как западный», — это цитата из труда доктора философии, архимандрита Иеронима Тестина, которого трудно заподозрить в излишнем фантазировании.
Христианство, первоначально принятое князем Владимиром, было не римским и не греческим. Это было православие. Но особое. В создании его извода участвовали славяне, ирландцы и греки. Отсюда и «западные» термины. Отсюда и десятина. Отсюда же и ревность Константинополя, иерархи которого так стремились поправить князя Владимира и его ирландских учителей. Отсюда же и ненависть Рима. Кстати, папа Григорий VII
князь ВладимирКрещение Руси
Следующий материал
Также вам может быть интересно
- Что будет представлять собой памятник князю Владимиру в Москве? (21. 04.2016)
- Праздник без границ. Как в трёх столицах отметили День Крещения Руси
- Съезд победителей. Как христианство превращалось в государственную религию
Новости СМИ2
Високий Замок (Украина): Россия имеет такое же отношение к крещению Киевской Руси, как Путин к Хаммурапи
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Львовская газета пытается доказать, что Россия не имеет никакого отношения к крещению Руси, которую обязательно нужно называть «Киевской», не уточняя, когда российские историки назвали так эпоху в истории Руси и почему это было сделано, — ведь в 988 году Москвы еще не существовало! Вопрос, а какое тогда отношение к крещению Руси имеет основанный еще позже Львов с его греко-католиками автору в голову не приходит.
А и правда, какое Путин имеет отношение к Хаммурапи? На первый взгляд, ответ абсолютно очевиден — никакого! Хаммурапи — царь Вавилона и правил приблизительно в 1792 — 1750 годах до нашей эры. Путин — царь России и правит с 2000 года, но уже нашей эры! Как видим — громадное историческое расстояние! Мало того — Хаммурапи правил 43 года, а Путин пока что — лишь 20 лет.
Имя вавилонского правителя — «Хаммурапи», то есть его значение или перевод и до сих пор неизвестны. По этому поводу продолжается дискуссия, некоторые ученые переводят это имя, как «Потомок великий». Фамилию «Путин» еще никто не пытался перевести с точки зрения историчности ее происхождения, а вот имя «Владимир» — не дает покоя кремлевским историческим пропагандистам! Они все хотят как-нибудь соединить имя Путина — «Владимир» с именем киевского князя, крестителя Киевской Руси «Володымыра».
Уже на протяжении нескольких лет путинская пропаганда осуществляет сумасшедшее давление на свое население, пытаясь убедить их в том, что именно путинская Россия является потомком Киевской Руси! Правда, они пока что не придумали, как соединить Владимира Путина с Володымыром Святославовичем. Может, ведутся новые исследования и археологические раскопки в Новгородской или Псковской областях, чтобы найти какие-либо доказательства. Нам пока что об этом ничего не известно.
Однако, как бы это ни было смешно, в России совершенно серьезно пытаются доказать то, что исторически не может быть доказано. Когда произошло Крещение Киевской Руси — ни России, ни Москвы — не существовало. Это доказанный исторический факт. Но для кремлевских пропагандистов история или историческая справедливость не имеют ничего общего с политической целесообразностью.
Известный российский журналист и ведущий Первого канала Владимир Познер, отвечая на вопрос, существует ли в России «судьбоносный перекресток» — ответил — «что подобный момент истории страны действительно имел место. Принятие Владимиром православия определил ход истории России вплоть до сегодняшнего дня. Выбор религии, которая стала государственной и которая сыграла в развитии России, может быть, самую главную роль это и есть тот перекресток, который в русской истории, с моей точки зрения, разумеется, является главным» (цитируется на языке оригинала — прим. ред.).
Ясно, что этот кремлевский журналист не будет просто так говорить такие провокационные вещи. Это — политический заказ, а журналисту такого уровня заказать такое провокационное заявление может лишь Кремль. То есть — это государственная политика современной путинской России.
Лишь при Путине, и лишь последние десять лет, власть активно занялась переписыванием истории. Все более-менее культурные и образованные люди четко знают, что именно в Киевской Руси с центром в Киеве в 988 году произошло крещение князем Володымыром Святославовичем жителей Киева, а впоследствии и других городов государства, в результате чего христианство стало доминирующей религией в Киевской Руси.
Великий церковный раскол произошел в 1054 году, уже после крещения Киевской Руси, когда христианская церковь раскололась на католическую и православную. И христианство в Киевской Руси было принято не из Московии, которой вообще не существовало, а из Константинополя, который выступил, как церковь-матерь, взяв Киевскую митрополию под свою юрисдикцию.
После того, как в силу разных исторических обстоятельств Киевская Русь распалась, и на ее территории далее возникли несколько государств — Киевская митрополия еще почти 700 лет, до мая 1686 года, пребывала под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Не будем вдаваться в исторические перипетии, но очевидным является факт, что именно Киевская митрополия является церковью-матерью Московской церкви, а не наоборот, как пытаются переубедить Гундяев и Кремль.
Благодаря крещению Киевской Руси, христианство распространилось на ту территорию, где через несколько сотен лет возникла Московия, и лишь в 1448 году возник Московский патриархат. Но кремлевские пропагандисты на эти исторические факты не обращают внимания, они пытаются переписать историю в сознании русского населения. Именно поэтому и используют авторитет таких людей, как Познер. Но он человек образованный и, очевидно, знает, что во времена крещения Киевской Руси, России, как государства с четко обозначенными границами и своей территорией — не существовало, как и Московского патриархата.
Но вернемся к Хаммурапи. Тот, кто бывал в Музее Лувра, знает, что там в зале номер три есть один из наиболее интересных его экспонатов — столп Хаммурапи, на котором выбит так называемый Кодекс Хаммурапи, как считается, первый в истории человечества сборник законов. В свое время этот столп был найден на территории современного Ирана, он изготовлен из базальта — камня вулканической природы и чрезвычайно твердого. Сложно понять, как на таком камне можно было вырезать определенный текст, который и дошел до наших дней. Но, какое этот черный столп имеет отношение к Путину? Правильно — никакого! Так и Россия к крещению Киевской Руси.
Хотя, если вернуться к этому базальтовому столпу, то можно обратить внимание на то, что часть лицевой к нему стороны была выскоблена. Возможно, для того, чтобы очередной царь написал на этом месте о своих победах.
Поэтому кремлевским историкам и археологам есть, что изучать. Возможно, им удастся прочитать выскобленный текст, и то, что они прочитают, понравится Путину.
Ольга и Владимир, первые христианские правители России
Ольга и Владимир, первые христианские правители России
Ольга (или Хельга), родившаяся около 890 г., была женой князя Игоря
России, а после его смерти в 945 г. она была регентом их сына. Она
по светским стандартам, по-видимому, правил хорошо. В 957 году она посетила
Константинополь и то ли тогда, то ли раньше стал христианином. Она сделала
не удалось обратить ее сына или значительное число их
земляки. Она умерла в 969, вероятно, 11 июля.
Владимир, правнук Рюрика (традиционный основатель русской государства), внук Ольги и младший из трех сыновей Святослава Киев, родился в 956 г. и стал новгородским князем в 970 г. В 972 г. его отец умер, и трое сыновей боролись за корону. Ярополк убит Олед и Владимир бежали к своим сородичам-викингам в Скандинавию. В 980 году он вернулся с поддержкой викингов, убил Ярополка и занял престол. Он расширил свою империю серией завоеваний. В 988, он предложил военный союз с византийским императором Василием II и брак с сестра императора Анна.
Владимир серьезно относился к своей христианской приверженности, и под его правлением Христианизация Руси шла быстрыми темпами. Он отложил свою бывшую собрание языческих жен и любовниц, уничтоженных идолов и языческих храмы, строили церкви и монастыри и школы, привезенные в греческом миссионеров для просвещения своего народа, упразднены или сильно ограничены смертной казни и щедро раздавал милостыню бедным. В преобразовании его людей, однако он был готов прибегнуть к военным методам (все его жизнь, которую он выжил, сражаясь), и некоторые из его бывших языческих жен и их сыновья подняли против него вооруженный мятеж, в ходе которого он был убит под Киевом 15 июля 1015 года. Он и его бабушка Ольга почитаются как основоположники русского христианства.
МОЛИТВА (традиционный язык):
Боже, позвавший рабы Твоих Ольгу и внука ее Владимира на земной престол, чтобы они могли продвинуть твой Царство Небесное, и дал им ревность о Церкви Твоей и любовь к народу твоему: Милостиво даруй, чтобы мы, поминающие они в этот день могут быть плодотворны в добрых делах и достичь славный венец святых твоих; через Иисуса Христа, Господа нашего, живущий и царствующий с Тобою и со Святым Духом, едино Боже, во веки веков.
МОЛИТВА (современный язык):
Боже, призвавший рабов Твоих Ольгу и внука ее Владимира На земной престол, чтобы они могли возвысить твое небесное Царство, и дал им ревность о Твоей Церкви и любовь к Твоей люди: Милостиво даруй, чтобы мы, поминающие их в этот день, может быть плодотворным в добрых делах и достичь славного венец твоих святых; через Иисуса Христа, Господа нашего, живущего и царствует с Тобою и со Святым Духом, один Бог, во веки веков Когда-либо.
Если не указано иное, этот биографический очерк написан Джеймс Э. Kiefer, и любые комментарии по поводу его содержания следует направлять ему. Домашняя страница биографических очерков имеет больше информации.
ПОКРОВИТЕЛЬ СВЯТОЙ – СВ. ИОАННОВСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ СОБОР
О НАШЕМ ПОКРОВИТЕЛЕ СВЯТОМ ИОАННЕ ПРЕДТЕЧИ
Детство
Согласно Евангелию от Луки, рождение Иоанна было предсказано его отцу Захарии ангелом Гавриилом, в то время как первый совершал служит священником в Иерусалимском храме. Поскольку Захария был священником из рода Авии, а его жена Елисавета была одной из дочерей Аарона, Иоанн стал потомком Аарона как по отцовской, так и по материнской линии. В Евангелии рассказывается, что Мать Мария пришла сообщить Елизавете о своей беременности. В то время Елизавета была на шестом месяце беременности, и ее нерожденный ребенок «прыгал от радости» только в утробе матери.
Служение
Говорят, что в возрасте тридцати лет Джон начал проповедовать на берегу реки Иордан. Он проповедовал против зла того времени и привлекал людей к покаянию и крещению. Его единственным посланием к людям было покаяться, так как Господь грядет. Он крестил многих людей и, таким образом, был назван Иоанном Крестителем. Согласно Священному Писанию, Христос также обращался к Иоанну, чтобы принять крещение. Инцидент произошел, когда служение Иоанна Крестителя подходило к концу. Иоанн сразу узнал Господа и провозгласил Его Мессией. Иоанн крестил Иисуса, положив начало служению Иисуса. В свою очередь, Иоанн вдохновлял своих последователей следовать за Христом
Смерть
Считается, что после крещения Иисус ушел проповедовать в Галилее, а Иоанн продолжал проповедовать в долине реки Иордан. Растущая популярность и огромная власть Иоанна вызвали страх и страх в умах Ирода Антипы, тетрарха Переи и Галилеи. После доноса Иоанна на его прелюбодейную и кровосмесительную жену Иродиаду, которая также была женой его сводного брата Филиппа (Ирода II), Антипа арестовал его и заключил в тюрьму в крепости Махер на Мертвом море. С другой стороны, Саломея, дочь Иродиады, впечатлила Антипу танцевальным представлением. Восхищенный поступком девушки, он поклялся исполнить любое ее желание. Саломея по наущению матери потребовала голову Иоанна Крестителя.
Пророчества о роли Иоанна
Согласно Ветхому Завету, Иоанн Креститель был назначен Богом быть предшественником или предшественником Мессии, Иисуса Христа. Все четыре канонических Евангелия также обращаются к его роли. Необходимость в предтече Мессии не была исключительной. Однако христиане ожидали прихода Илии, известного в то время пророка, а не Иоанна Крестителя. В результате ученики отказались принять Иоанна, чтобы потом понять, что Илия пришел только через Иоанна, но в духовном или аллегорическом смысле.
Иоанн и христианские традиции
Согласно восточным православным, Иоанн был последним пророком, который действовал как мост между периодом откровения и Новым Заветом. Также говорят, что после смерти он спустился в ад, но продолжал проповедовать о пришествии Иисуса Мессии. Согласно Священному Преданию, Иоанн Креститель явился в момент смерти людей, не слышавших Евангелия Христова, чтобы возвестить им благую весть о пришествии Христа.
Отличия
В большинстве православных храмов на иконостасе есть икона Иоанна Крестителя. Его имя упоминается и во время богослужений. Все вторники в году посвящены памяти святого Иоанна Крестителя.
Иоанн Креститель считается предшественником Иисуса Христа. Очень известный проповедник, он читал проповеди о близости Страшного суда Божия. Он просил людей покаяться в своих грехах и крестил тех, кто извинялся, готовясь к грядущему Господу. Согласно Писанию, только Иоанн признал Иисуса и провозгласил Его Мессией народа. Четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяния апостолов и «Иудейские древности» еврейского историка Иосифа Флавия составляют единственные источники информации о жизни Иоанна Крестителя.