Кто наместник псково печерского монастыря: Стало известно, кто возглавит Псково-Печерский монастырь

Алипий. Архимандрит, наместник Псково-Печерского монастыря

«Смотрите на мир только сквозь призму любви…»: слово о Великом Наместнике Псково-Печерского монастыря Отце Алипии

Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов) хранил свет православной веры в своем сердце на протяжении всей земной жизни, в монашеском чине более двадцати лет, тринадцать из которых он являлся Великим Наместником Псково-Печерской обители. Именно его трудами и крепостью духа она была спасена от закрытия и украсилась премудростью старчества, благодаря которому миллионы людей обрели духовную помощь и утешение. Не раз живой ум, а также сильная воля   игумена способствовали укреплению духа братии монастыря и  сохранению атмосферы благочестия в его стенах.

Родился будущий монах в 1914 году в семье бедного крестьянина в подмосковной деревне Тарчиха. В 1927 году переехал в Москву, где окончил в 1931 году среднюю школу, но часто возвращался в деревню, помогая своей больной матери. С 1933 года трудился рабочим на строительстве метро и одновременно учился в художественной студии при Московском союзе художников. Затем была служба в Красной армии, после которой он  устроился работать диспетчером и экспедитором на секретном военном заводе №58 им. К. Ворошилова. И, наконец, война – переломное, страшное, судьбоносное время, когда было принято главное и единственно верное решение – уйти в монастырь.

«Меня спрашивали: почему такой красивый мужчина ушел в монастырь? Вот, говорят, он был тяжело ранен, потерял возможность продолжения рода… <…> Просто война была такой чудовищной, такой страшной, что я дал слово Богу: если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь. Представьте себе: идет жестокий бой, на нашу передовую лезут, сминая все на своем пути, немецкие танки, и вот в этом кромешном аду я вдруг вижу, как наш батальонный комиссар сорвал с головы каску, рухнул на колени и стал… молиться. Да-да, плача, он бормотал полузабытые с детства слова молитвы, прося у Всевышнего, Которого он еще вчера третировал, пощады и спасения.

И понял я тогда: у каждого человека в душе Бог, к Которому он когда-нибудь да придет…»

(Из книги «Несвятые святые», Автор – Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Главное решение всей жизни было принято, но война бушевала и зверствовала. Тогда военные будни скрасило увлечение живописью, оно же наполнило  жизнь гуманностью и созиданием.

Известно, что на фронт Ивана Воронова призвали 21 февраля 1942 года. И уходил она на войну не только с автоматом, но и с этюдником и красками. Продвигаясь с линией фронта, Иван Воронов  реставрировал иконы и создавал прекрасные полотна. Именно на фронте были созданы многочисленные этюды, картины, альбомы «боевых эпизодов», которые в последствие, уже после войны, экспонировались в музеях СССР.

«Осенью 1945 года возвратясь с фронта, я привез около тысячи разных рисунков, эскизов и этюдов и сразу же организовал в Доме союзов в Москве индивидуальную выставку своих фронтовых работ,

— вспоминал позднее Иван Воронов, — Эта выставка помогла мне вступить в члены горкома Товарищества московских художников и дала мне право работать художником. Каждый год я устраивал одну или две индивидуальных или групповых выставки, что показывало мой рост как художника».

Но, ни светская жизнь, ни блестящая карьера художника не прельщали будущего монаха. Так, духовный поиск жизненных благ привел его однажды в святую Троице-Сергиеву Лавру, красотой и премудростью которой он был покорен. Тогда солдат Иван Воронов понял – он Дома и решил посвятить себя служению Лавре навсегда.

Будто по предопределению Иван получил имя Алипий, что означало

«беспечальный». Так благословила его матушка на поступление в Лавру, так звали и знаменитого иконописца Киево-Печерского. Для Ивана Воронова это имя стало талисманом и духовным оберегом, поскольку неожиданно для самого себя, приняв священнический сан, бывший герой войны вновь оказался на поле битвы. Битвы во имя Бога и ради сохранения чистоты и премудрости  Русской православной церкви.

Особенно это проявилось во время его правления Псково-Печерским монастырем, наместником которого он был назначен в 1959 году. На протяжении многих лет он стоял на этом ответственном посту: с 1959 по 1975 гг.

Псково-Печерский монастырь

Это было неспокойное, но удивительное время, полное глубоких духовных событий. Наместника не смущали ни нападки властей на монастырь, ни дерзость людей, порочащих его чистоту и святость. Оружием игумена стали острое слово и абсолютная отвага – равно как на войне.

В литературе сохранилось немало полулегендарных воспоминаний о прозорливости и духовной смелости отца Алипия. Одно  из самых известных свидетельств повествует о том, как по велению настоятеля перед приездом очередной комиссии по закрытию в монастыре была обнаружена… чума. Именно такое извещение Алипий вывесил на воротах и отказался впускать на территорию кого бы то ни было:  «- Мне-то своих монахов, дураков, простите, не жалко, потому что они все равно в Царствии небесном прописаны. А Вас, Анна Ивановна (главой комиссии была председатель Комитета по культуре А.И. Медведева), и ваших начальников пустить не могу. Я ведь за вас, и ваших начальников на Страшном суде-то и слов не найду, как за вас отвечать. Так что простите, я вам врата не открою».

Или другая история, которая повествует о том, как однажды  зимним вечером к отцу Алипию наведались несколько человек в штатском и вручили официальное постановление: Псково-Печерский монастырь объявлялся закрытым. Наместнику предписывалось уведомить об этом братию. Ознакомившись с документом, отец Алипий на глазах у чиновников бросил бумаги в жарко пылающий камин. Остолбеневшим посетителям он спокойно пояснил:

— Лучше я приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. И монастырь не был закрыт.

Но главным подвигом отца Алипия было устроение старчества в монастыре. Об этом  мы узнаем из знаменитой книги, ставшей настольным чтением многих православных людей, «Несвятые святые», автором которой является митрополит Тихон (Шевкунов). Повествуя об Отце Алипии, митрополит Тихон пишет: «Старчество — удивительное явление еще и потому, что не пребывает на одном месте, скажем, в каком-то конкретном монастыре.

Оно странствует по земле, неожиданно расцветая то в заволжских скитах Северной Фиваиды, то в Белобережской пустыни в брянских лесах, то в Сарове, то в Оптиной. А в середине XX века оно нашло для себя приют в Псково-Печерской обители. И отец Алипий чутко уловил этот загадочный путь. Как самое драгоценное сокровище он берег и умножал старчество в своем монастыре. Наместник сумел добиться разрешения на переезд в Печоры из Финляндии великих валаамских старцев. Принял после тюрем и ссылок опального иеромонаха Иоанна (Крестьянкина) — его тогда тайно привез в монастырь епископ Питирим (Нечаев). Приютил отца Адриана, вынужденного покинуть Троице-Сергиеву лавру. При отце Алипии возросло целое поколение старцев-духовников, про некоторых рассказывается в этой книге. В то время создать и сохранить такое было настоящим подвигом».

Подвигом можно назвать и бесконечные беседы и проповеди отца Алипия с нуждающимися. Все они проходили под балконом его наместничьего дома. Здесь  часто видели калек, убогих, самых разных обойденных судьбой людей.

 И всем помогал отец Алипий, то словом, то делом. В некоторых случаях размеры помощи были очень  значительными, как пишет архимандрит Тихон, «наместник помогал заново отстроиться погорельцу, а при падеже скота давал денег на покупку коровы. Узнав однажды, что неподалеку, в Изборске, у известного местного художника П. Д. Мельникова по несчастной случайности сгорел дом, он отправил ему довольно крупный по тем временам денежный перевод: «Хоть на первое время».

Об этих и многих других случаях из жизни великого наместника можно узнать не только из упомянутой нами книги «Несвятые святые». Существуют и другие издания, где собраны воедино воспоминания людей, знавших отца Алипия, а также его проповеди и поучения, живые и яркие, учащие любви к Богу и людям.

«Архимандрит Алипий (Воронов). Жизнеописание. Воспоминания. Проповеди. Поучения», «

Архимандрит Алипий. Человек. Художник. Воин. Игумен», Рожнёва Ольга. Архимандрит Алипий (Серия: «Люди Божии», Сретенский монастырь, 2016 г. ), «Высокопреподобие отца Алипия»:  из этих изданий  мы можем не только узнать о судьбе  отца Алипия, но и почерпнуть для себя мудрость церковных праздников, поста и покаяния, истинной веры и силы молитвы.

Особенно проникновенно в суетности нашей жизни звучат те странички этих книг, с которых  мы собираем крупинки памяти тех, кому отец Алипий помог встать на светлый путь служения Богу и людям. Это — священники, художники, писатели, а главное влюбленные в игумена люди.

Многие истории вспоминают они, но неизменной остается мысль о том, что отец Алипий всегда был жёстким, но справедливым, сильным и сопереживающим чужому горю. Иногда  ему говорили: «Батюшка, Вас ведь могут посадить», он отвечал: «Меня не посадят, я сам их посажу. Никакой вины на мне нет».

Однажды отец Алипий написал: «Мы — христиане, мы лишенцы в гражданских правах, а враги церкви этим пользуются и злоупотребляют себе на погибель. Мы верим — победит Правда, потому что с нами Бог».

*****

В начале 1975 года у отца Алипия был третий инфаркт. Память смертную он имел заранее. Заранее был изготовлен ему гроб по его благословению и стоял у него в коридоре. И когда его спрашивали: «Где твоя келья?» — он показывал на гроб и говорил: «Вот моя келья». В последние дни его жизни при нем находился иеромонах отец Феодорит, он ежедневно причащал отца Алипия и, как фельдшер, оказывал ему медицинскую помощь. 12-го марта 1975 года в 2 часа ночи отец Алипий сказал: «Матерь Божия пришла, какая Она красивая, давайте краски, рисовать будем». Краски подали, но руки его уже не могли действовать, сколько тяжелых снарядов он этими руками перетаскал к линии фронта в Великую Отечественную войну. В 4 часа утра архимандрит Алипий, испросив у всех прощения и всех простив, мирно и тихо отошел он ко Господу. Отпевал его митрополит Иоанн с собором монастырского и приезжего духовенства. 

С уходом игумена мы  мир осиротел не только своей  духовной крепостью, но и красотой русской культуры. Ушел сильный духом, истинно православный человек и талантливый живописец, иконописец – человек творческого мироощущения.

Замечательная коллекция произведений русской и западноевропейской живописи была собрана отцом Алипием за многие годы. В ней были картины Шишкина, Крамского, Васнецова, Нестерова, Клодта, Айвазовского, Поленова, Кустодиева, Бакста, Маковского, а также западноевропейских мастеров. Сейчас шедевры этой коллекции украшают Государственный Русский музей, Псково-Изборский объединенный музей-заповедник, музей-заповедник «Музей истории города Печоры».

Но самое главное, что оставил нам батюшка – свое мудрое слово, укрепляющее нас в вере, добре, премудрости честной жизни.

«Любовь, — говорил Великий Наместник, — есть высшая молитва. Если молитва — царица добродетелей, то христианская любовь — Бог, ибо Бог и есть Любовь… Смотрите на мир только сквозь призму любви, и все ваши проблемы уйдут: внутри себя вы увидите Царствие Божие, в человеке — икону, в земной красоте — тень райской жизни. Вы возразите, что любить врагов невозможно. Вспомните, что Иисус Христос сказал нам: «Все, что сделали вы людям, то сделали Мне». Запишите эти слова золотыми буквами на скрижалях ваших сердец, запишите и повесьте рядом с иконой и читайте их каждый день».

Источники:

  1. Архимандрит Тихон (Шевкунов). Великий Наместник / «Несвятые святые» и другие рассказы / Тихон / архим. Тихон (Шевкунов). — Изд. 4-е. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря; ОЛМА Медиа Групп, 2012. – С. 187-215.
  2. Пономарев А. Архимандрит Алипий / Андрей Пономарев // Псковская земля. История в лицах. «Сии бо люди крылати…». — Москва, 2007. — С.399 — 403.
  3. Архимандрит Алипий. Человек, художник, воин, игумен / [авт.-сост. С. Ямщиков при участии В. Студеникина]. — Москва : Грошев Дизайн, 2004. — 486 с. 
  4. Архимандрит Алипий. Человек, художник, воин, игумен / Студеникин Владимир: к выставке, посвященной 95-летию со дня рождения архимандрита Алипия в Псковском историко-художественном музее / авт. -сост.: Владимир Студеникин, Савва Ямщиков. — Москва: Принт Маркет, 2009. — 32 с. 
  5. Архимандрит Алипий (Воронов). Жизнеописание. Воспоминания. Проповеди. Поучения. Стихотворения / [Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь]. — Издание 3-е, дополненное и переработанное . — Печоры : Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2014. — 262, [1] с.
  6. Мудров Юрий Владимирович. Архимандрит Алипий (Воронов) и его художественная деятельность / Мудров Юрий Владимирович, Савицкая Ольга Степановна / Ю. В. Мудров, О. С. Савицкая; [науч. ред. и сост. Ю. В. Мудров]. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербугское отделение Ассоциации искусствоведов (АИС), 2016. — 90 с. 
  7. Архимандрит Алипий (Воронов) — 1959-1975 // Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь — [Сайт] – [Электронный ресурс] – Режим доступа:  https://pskovo-pechersky-monastery.ru/abbots/67-arkhimandrit-alipij-voronov  (Дата обращения: 27. 08. 2019) 

Голубева А.

  • священнослужитель
  • Архимандрит Алипий (Воронов Иван Михайлович)

Игумены

Игумены

Главная > О монастыре > Игумены

1. Преподобный Иона (1473–1480)

Первым пустынножителем Печерским почитается преподобный Марк, первым же основателем монастыря был преподобный Иона. В древней повести летописец после имени прп. Марка сразу ставит имя прп. Ионы: «Священник некий, именем Иоанн, от Московской страны, по прозванию Шестник (что значит шествующий от од… 

2–8. Игумены, точные годы руководства неизвестны

2. Иеромонах Мисаил.3. Иеромонах Селиван.4. Игумен Иона. 5. Игумен Сергий.6. Игумен Симон.7. Игумен Дорофей много потрудился для Печерского монастыря при содействии Псковского дьяка Мисюря Мунехина.8. Игумен Герасим установил вседневную службу и учредил порядок монашеского жития, который соблюдается в Киево-П… 

9. Преподобномученик Корнилий (1529–1570)

Наибольшего расцвета Псково-Печерская обитель достигла при своем постриженнике Корнилии, избранном во игуменство настоятелем монастыря в 1529 году. Уже в возрасте 28 лет преподобный Корнилий оказался достойным такого избрания, уже тогда ему было по плечу бремя большой ответственности перед Богом и . .. 

10–17. Игумены, годы руководства: 1571–1621

10. Игумен Савва (1571–1572). Из Снетогорских игуменов; в 1572 году возведен на епископство в г. Тверь. В бытность его настоятелем, царь Иоанн Грозный пожаловал монастырю льготную грамоту, многие деревни и угодья. 11. Игумен Сильвестр (1572). Был прежде игуменом Снетогорским. Во время настоятельства его, говоритс… 

18. Архимандрит Иоасаф I (1621–1627)

Будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси (1634–1640)

19–45. Игумены, годы руководства: 1627–1864

19. Архимандрит Иов (1627–1634). Был прежде игуменом в Никитском Переяславском монастыре (Владимирской епархии).20. Архимандрит Порфирий (1634–1639). По указу царя и великого князя Михаила Феодоровича переведен в 1634 году, из архимандритов Рождественского Владимирского монастыря, а в 1639 году по указ… 

46. Епископ Феогност (Лебедев, 1864—1868)

Архиепископ Феогност (в миру Андрей Григорьевич Лебедев) родился 30 ноября (12 декабря) 1801 года. Родом из Тверской губернии. Воспитанник Санкт-Петербургской Духовной академии, бакалавр Московской Академии, ректор Вологодской и Санкт-Петербургской семинарий. 23 мая 1848 года хи… 

47. Епископ Павел (Доброхотов, 1868—1882)

Епископ Павел (в миру Прокопий Нилович Доброхотов) родился в 1807 году в семье священника. Родом из Тамбовской губернии; воспитанник Санкт-Петербургской Духовной академии. С 1849 по 1866 год ректор семинарий: Полоцкой, Рижской, Екатеринославской, Могилевской и Вятской. В&nb… 

48. Епископ Нафанаил (Соборов, 1882—1885)

Родился в семье священника, учителя духовного училища Рязанской епархии. Воспитывался в Киевской Духовной Академии, был ректором Тверской семинарии, настоятелем Тверского Отроча монастыря. В 1872 году возведен в сан епископа Новомиргородского викария Херсонского. После Херсона епископ Нафанаил… 

49–50. Игумены, годы руководства: 1885–1894

49.  Архимандрит Павел (1885 –1890). В миру Дмитрий Осипов Шкарин, постриженник сего монастыря. С 13 апреля 1876 года был в нем наместником, с 12 января 1885 года управлял им, а с 28 июля 1888 года Указом Святейшего Синода определен и настоятелем его. Скончался 22 декабря 1890 года и положен в Богом зданной п… 

51. Архимандрит Мефодий (Холмский, 1894–1906)

Архимандрит Мефодий (в миру Холмский Матвей Петрович) родился 6(19) августа 1831 года в погосте Данькове Холмского уезда Псковской губернии в семье священника Петра Васильевича и Евдокии Сергеевны Холмских. Семья была многодетной: шесть сыновей — Лев, Федор, Гавриил, Матвей, Павел, Иван и… 

52. Архимандрит Никодим (Воскресенский, 1906–1914)

В 1906 году Указом Священного Синода за № 4336 на должность Наместника монастыря переведён из Псковской Никандровой Пустыни Архимандрит Никодим (в миру Николай Саввич Воскресенский), постриженник Московского Сретенского монастыря, из военных, офицер. Архимандрит Никодим был 52-м по счету намес… 

53. Архимандрит Августин (Синайский, 1914–1917)

Архимандрит Августин (Синайский) был человек ученый, далекий от практической жизни, да и не было в этом особой надобности, так как трудами предшествующих настоятелей все в отношении устройства монастыря находилось в прекрасном состоянии. Архимандрит Августин был высокообразованным человеком, литера… 

54. Священномученик Александр (Петровский, 1917–1918)

Священномученик архиепископ Александр (Петровский) родился 23 августа 1851 года в  г. Луцке Волынской губернии в семье диакона. Окончил 4 класса Волынской Духовной Семинарии, служил учителем народной школы. Однажды во сне ему явилась покойная мать и сказала: «Оставляй эту жизнь… 

55. Архимандрит Аркадий (Чанк, 1919–1920)

Архимандрит Аркадий (в миру — Андрей Яковлевич Чанк) родился в семье крестьян Печорской волости Псковской губернии в 1848 году. У Андрея с двенадцати лет «явилось желание поступить на военную службу в солдаты», стать защитником Отечества, но, когда он подрос, пришлось заниматься столярным и токарным р… 

56. Епископ Иоанн (Булин, 1920–1932)

20 февраля 1920 года в монастырь прибыл новый Наместник — иеромонах Иоанн (Булин). 23 (6) декабря этого же года он был возведен в сан Архимандрита. В 1926 году (12 апреля) хиротонисан во епископа в соборе Александра Невского в Таллинне (Ревеле). Он возглавлял… 

57. Епископ Николай (Лейсман, 1933–1940)

Родился 5 (17) октября 1862 года в Перновском уезде Лифляндской губернии в эстонской семье. Обучался на филологическом факультете Дерптского (ныне Тартуского) университета. В 1883 году окончил Рижскую духовную семинарию и Санкт‑Петербургскую Духовную академию. До 1915 … 

58. Игумен Парфений (Шатинин, 1940–1941)

В 1940 году указом Митрополита Рижского Сергия Наместником Псково-Печерского монастыря был назначен Архимандрит Парфений (Шатинин). 12 мая 1941 года произошло присоединение из бывшей Эстонской Автокефальной Церкви Митрополита Александра к Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Мо… 

59. Игумен Павел (Горшков, 1941–1944)

В 1997 году в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Псково‑Печерский монастырь пришла благая весть о реабилитации бывшего наместника монастыря игумена Павла (Горшкова), управлявшего монастырем в трудные годы гитлеровской оккупации. В местном музее, расположенном у Святых ворот обите… 

60. Архимандрит Агафон (Бубиц, 1944–1946)

Архимандрит Агафон (Бубиц) — один из малоизвестных наместников Псково-Печерского монастыря, живших в первой половине XX века. Архимандрит Агафон (Бубиц) родился в 1886 году. Место рождения архимандрита Агафона на основании исследуемых документов установить пока не удалось, однако архивы … 

61. Игумен Никон (Мико, авг. 1946–окт. 1946)

Был игуменом монастыря в течение трех месяцев

62. Архимандрит Нектарий (Григорьев, 1946–1947)

13 октября 1946 года по Указу Святейшего в обитель прибыл наместник архимандрит Нектарий из числа братии Троице-Сергиевой Лавры (в миру Николай Константинович Григорьев, 1902—1967). Известно, что в 1923 году он был пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона в&nbsp… 

63. Епископ Владимир (Кобец, 1947–1949)

Архиепископ Владимир (в миру Константин Дамианович Кобец) родился в крестьянской семье 21 мая 1884, в селе Мошорино Херсонской губернии. В 1900 году окончил 2-классное церковное училище в родном селе. В 1905 году поступил в Киево-Печерскую лавру, где нёс клиросное послушание. В 1915 году был призван н… 

64. Архимандрит Пимен (Извеков, 1949–1953)

С 1949 по 1953 год наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря был архимандрит Пимен (Извеков). Церковный писатель Р. Днепров так рисует картину монастырской жизни этого периода на страницах Журнала Московской Патриархии: «Архимандрит Пимен, наместник монастыря — достойнейший пр… 

65. Архимандрит Сергий (Гаврилов, 1954–1956)

После отъезда архимандрита Пимена в Троице-Сергиеву Лавру с 1954  по 1956 гг. наместником Псково-Печерского монастыря был архимандрит Сергий (Гаврилов). Это был разносторонне образованный человек. Он был в обители и благочинным, и наместником. Архимандрит Сергий (в миру Константин Михайлович Гаврилов) … 

66. Архимандрит Августин (Судоплатов, 1956–1959)

С 1956 по 1959 гг. наместником Псково-Печерского монастыря был архимандрит Августин (Судоплатов). Отец Августин имел педагогическое образование и служил одно время Заведующим Отделом Народного Образования, на фронте был кадровым офицером. Пострижен в 1955 году. Некоторое время исполнял обяза..

67. Архимандрит Алипий (Воронов, 1959–1975)

Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов) родился в 1914 году в семье бедного крестьянина в подмосковной деревне Тарчиха. В 1927 году переехал в Москву, где окончил в 1931 году среднюю школу, но часто возвращался в деревню, помогая своей больной матери. С&nbsp… 

68. Архимандрит Гавриил (Стеблюченко, 1975–1988)

Родился 30 июня 1940 года в г. Херсоне (Украина) в рабоче-крестьянской семье. В 1958 году по окончании школы поступил в Одесскую духовную семинарию и одновременно стал послушником Успенского Одесского монастыря. В 1959 году пострижен в иночество с именем Георгий в чест… 

69. Архимандрит Павел (Пономарев, 1988–1992)

Родился 19 февраля 1952 года в г. Караганде, в семье рабочих. Учился в средней школе. Служил в Советской армии. После демобилизации работал шофером, слесарем. Учился в профтехучилище. В 1973—76 гг. учился в Московской духовной семинарии. В 1980 г. окон… 

70. Архимандрит Роман (Жеребцов, 1992–1995)

Архимандрит Роман (Жеребцов) родился 13 февраля 1929 г. в с. Ельцовка Белоглазовского р-на Алтайского края. В 1945 году окончил 7 классов, а в 1946 году — курсы электромонтеров. В 1958 году рукоположен во иеродиаконы, а в 1959 году — во иеромонахи епископом Ново… 

71. Архимандрит Тихон (Секретарев, 1995–2018)

Родился 24 января 1955 года в семье священника. Отец — протоиерей Николай Секретарев. Мама — Надежда Васильевна Секретарева‑Тетерина. По окончании средней школы служил в армии. С 1976 г. — в братии Свято‑Успенского Псково‑Печерского монастыря. Прошел все ступени… 

72. Митрополит Тихон (Шевкунов, 2018–н. вр.)

Родился 2 июля 1958 года в Москве в семье служащих. В 1982 г. окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности «Литературная работа». В том же году поступил в Псково-Печерский монастырь трудником, затем послушником. … 

Saint Cornelius, аббат пещер PSKOV (+ 1570)

Святой Корнелиус из пещер 1501 г. в Пскове в дворянский род Стефана и Марии. Чтобы дать сыну образование, родители отправили его в Псковский Мирожский монастырь, где он подвизался под руководством старца. Он делал свечи, рубил дрова, изучал письма, переписывал и украшал книги, а также писал иконы. Закончив учебу, Корнилий вернулся в родительский дом с решением стать монахом.

Однажды подьячий Мисюр Мунехин взял с собой Корнилия в Псково-Печерский монастырь в лесу, который тогда был в худшем состоянии из всех псковских церквей. Красота природы и торжественность служб в пещерной церкви произвели на Корнилия такое сильное впечатление, что он навсегда покинул отчий дом и принял монашеский постриг в Псково-Печерском монастыре.


В 1529 году, в возрасте двадцати восьми лет, святой Корнилий был поставлен игуменом и стал настоятелем монастыря. В его бытность игуменом Псково-Печерский монастырь достиг своего расцвета. Число братии увеличилось с 15 до 200 человек. Это количество монахов не было превзойдено ни при одном последующем настоятеле монастыря.

Деятельность преподобного Корнилия распространилась далеко за пределы монастыря. Он распространял православие среди эсти [эсти]) и саэти, живших вокруг монастыря, строил церкви, богадельни, приюты для сирот и нуждающихся. Во время страшной чумы в Псковской области святой Корнилий ходил по зачумленным селам, чтобы причащать живых и отпевать усопших.

Во время Ливонской войны святитель Корнилий проповедовал христианство в оккупированных городах, строил храмы, раздавал щедрую помощь из монастырских кладовых пострадавшим от войны эстам и ливонцам. В монастыре он самоотверженно лечил и кормил раненых и увечных, сохранял умерших в пещерах и вписывал их имена в монастырский Синодик на вечную память.


В 1560 году, в праздник Успения Божией Матери, преподобный Корнилий послал просфору и святую воду во благословение русским войскам, осаждавшим город Теллин. В тот же день немцы сдали город.

В 1570 г., когда в Ливонском Юрьеве была учреждена кафедра, некий игумен Корнилий был поставлен епископом Юрьевским и Велянским (т. е. Теллинским). Некоторые отождествляют его со святым Корнилием, но это не соответствует реальным событиям.

Святой Корнилий был большим книголюбом, и в монастыре была целая коллекция книг. В 1531 г. появился его труд «Известие о происхождении Печерского монастыря». В середине XVI века Псково-Печерский монастырь перенял летописную традицию Спасо-Елеасарова монастыря.


В начале летописи значились записи первых двух Псковских летописей с 1547 по 1567 год. Кроме того, игумен Корнилий оставил после себя большой монастырский Синодикон для поминовения усопших братьев и благодетелей монастыря, а с 1588 года стала вести «Кормовую книгу». Поскольку задняя часть корабля называется кормой, смысл названия — «воспоминание назад». Он же составил «Описание монастыря» и «Описание чудес Печерской иконы Божией Матери».

Преподобный Корнилий расширил и украсил обитель, расширил монастырские пещеры, перенес деревянную церковь Сорока мучеников Севастийских за монастырскую ограду к монастырским воротам, а на ее месте построил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в 1541 году. В 1559 году он построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.


Место мученичества св. Корнилия

Печерский монастырь на границе Российского государства был не только маяком Православия, но и оплотом против внешних врагов России.

В 1558-1565 годах преподобный Корнилий воздвиг вокруг монастыря массивную каменную стену, а над святыми вратами воздвиг каменный храм во имя святителя Николая, поручив ему охрану монастыря. В церкви находилась резная деревянная икона «Николай-Воин».

В летописи, составленной иеродиаконом Питиримом, записана мученическая кончина святого Корнилия: «Сей блаженный игумен Корнилий. .. был игуменом сорок один год и два месяца. Не только как монах, но и своим постом и святой жизнью он был образом спасения… в эти времена было много смуты в Русской земле. Наконец, земной Царь (Иван Грозный) отправил его из этой тленной жизни к Небесному Царю в вечные обители, 20 февраля 1570 г., в его 69й год». (Эта информация есть на керамической пластине из керамики, покрывающей устье гробницы святого Корнилия).


Могила преподобного Корнилия

В древних рукописях Троице-Сергиевой Лавры написано, что игумен Корнилий навстречу крестным воротам выходил из монастырей, как игумен Корнилий навстречу крестным воротам с крестом выходил из монастырей. Иван Грозный, разгневанный ложной клеветой, собственноручно обезглавил его, но тут же раскаялся в содеянном и отнес тело в монастырь. Путь, обагренный кровью святого Корнилия, по которому царь нес его тело в Успенский храм, стал называться «Кровавым путем». Свидетельством покаяния царя была щедрая награда, которую он сделал Псково-Печерскому монастырю после кончины преподобного Корнилия. Имя игумена Корнилия было вписано в Царский Синодик.

Тело святого Корнилия было вложено в стену «пещеры, творимой Богом», где и оставалось без тления 120 лет. В 1690 году по приказу митрополита Псковского и Изборского Марцелла мощи были перенесены из пещеры в Успенский соборный храм и положены в новом склепе в стене.

17 декабря 1872 года мощи преподобного Корнилия были перенесены из прежней гробницы в медно-серебряную раку. Они были помещены в новую раку в 1892 году. Предполагается, что служба мученику была составлена ​​для обретения мощей в 169 году.0. 

Источник

День памяти святителя Корнилия, игумена Псково-Печерского монастыря / Православие.Com

20 февраля/5 марта Церковь чтит память великого игумена и строителя Псково-Печерского монастыря святителя Корнилия (1501 г.) – 1570). Эта дата чаще всего приходится на Великий пост, и поэтому ее празднование в его монастыре обычно сдержанно. Но в этом году память преподобного Корнилия пришлась на вторник Сырной седмицы, и настоятель монастыря митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) торжественно возглавил Всенощное бдение и Божественную литургию в Успенском храме монастыря в честь этого праздника. великий святой Псковской земли.

Благородный преподобный Корнилий с ранних лет полюбил монашескую жизнь и, посетив тогда небольшую монашескую общину, обитавшую в пещерах недалеко от знаменитого Пскова, пожелал остаться там на всю оставшуюся жизнь. Потрудившись на различных послушаниях, он в конце концов стал настоятелем монастыря. При преподобном Корнилии был построен и процветал Псково-Печерский монастырь, а его братия увеличилась с менее чем двадцати до двухсот человек.

Оклеветанный завистниками святой Корнилий был обезглавлен царем Иваном Грозным, впоследствии раскаявшимся в этом поступке. Но молитвы святого Корнилия продолжают защищать и благословлять эту прекрасную обитель и по сей день; действительно, монашеская молитва никогда не прекращалась в нем со времени его основания более 600 лет назад, хотя этот форпост русского монашества много раз подвергался большой опасности уничтожения.

Ниже представлен фоторепортаж с праздника преподобного Корнилия 2019 года в Псково-Печерском монастыре.

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Дорога св. Корнилия

Фото: Православие.com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Церковь Святителя Николая

Фото: Православие.com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Церковь Архангела Михаила

Фото: Православие.com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Притвор храма Николая Чудотворца

Фото: Православие.com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Внутри монастыря

Фото: Православие.com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Молебен с освящением вод в Корнилиевском храме

Фото: Православие. com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Храм св. Корнилия

Фото: Православие

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Вход в монастырь

Фото: Православие.com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Православие.com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Православие.com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Святитель Корнилий, икона

Фото: Православие

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Слева направо: Храм Сретения Господня, звонница, вход в пещеры, Покровский храм, Успенский храм

Фото: Православие.com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Покои брата

Фото: Православие. com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Покои настоятеля

Фото: Православие

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Перед Литургией

Фото: Православие.com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Православие.com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Колодец

Фото: Православие.com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Православие.com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Православие.com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Православие.com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Исповедь

Фото: Православие

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

В Успенском храме

Фото: Православие. com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Православие.ру

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Раковина св. Корнилия

Фото: Православие.com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Успенский храм

Фото: Православие

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Митрополит Тихон (Шевкунов)

Фото: Православие

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Православие.com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Православие.ру

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Православие.com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Православие. com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Православие.com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Православие.com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Православие.com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Православие.com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Православие.com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Православие.com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Православие.com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Православие.com

вк фб тв хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Православие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта