Кто нес крест иисуса христа: Почему крест Спасителя нес Симон?

Путь на Голгофу — Иисус Христос. Жизнь и учение: Книга 6. Смерть и воскресение / Глава 9. Распятие

Согласно Евангелию от Иоанна, после того, как Пилат огласил смертный приговор, «взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски же Голгофа» (Ин. 19:16–17).

Евангелисты Матфей и Марк более подробно описывают путь Иисуса к месту казни:

И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в

Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в

одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его (Мф. 27:31–32).

собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его. И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его (Мр. 15:20–21).

Лука тоже упоминает о Симоне: «И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом» (Лк. 23:26).

Киринея, или Кирены — ливийский город, столица римской провинции Киренаика. Расположенный на берегу Средиземного моря, город представлял собой греческую колонию, значительную часть населения которой составляли иудеи1Иосиф Флавий. Иудейские древности 14, 7, 2 (Флавий цитирует Страбона: «Четыре рода жителей было в городе Кирене: граждане, земледельцы, колонисты и иудеи. Последние проникли уже во все города, и нелегко найти какое-либо место на земле, где не нашлось бы это племя и которое не было бы занято им. Так, например, Египет и Кирена, находящиеся под властью одних и тех же правителей, относятся ко всем остальным безразлично, но охотно принимают и содержат у себя толпы иудеев и процветают вместе с ними, следуя законам иудейским».. В Иерусалиме у киринейских иудеев была собственная синагога (Деян.

6:9). Говорили они на своем диалекте еврейского языка (Деян. 2:8–10).

Некоторые древние комментаторы считали, что Симон Киринейский был язычником2Лев Великий. Проповеди 45, 6 («Когда толпа вместе с Иисусом следовала к месту казни, найден был некто Симон Киринеянин, которого заставили вместо Христа нести деревянный крест. Даже это деяние означало, что вера придет к язычникам… Не еврей некий, не израильтянин, а чужой по рождению человек был поставлен на службу Господу в момент Его святейшего смирения»). Библ. Комм. Мф. 2. С. 361.. Симон мог быть одним из киринейских иудеев, пришедших в Иерусалим на пасху, или мог проживать в Иерусалиме на постоянной основе: упоминания Марка и Луки о том, что Симон шел с поля, указывает на полевые работы. Уточнение, сделанное Марком, о том, что Симон был отцом Александра и Руфа, часто трактуется как свидетельство того факта, что сыновья Симона были известны римской христианской общине. В Послании к Римлянам апостол Павел приветствует некоего Руфа (Рим.

16:13): возможно, речь идет об одном из сыновей Симона. В 1941 году в Иерусалиме при раскопках была обнаружена погребальная пещера, не тронутая грабителями, принадлежавшая семье киринейских иудеев. В ней нашли оссуарий (саркофаг с костями) с надписью: «Александр, сын Симона»3Avigad N. A Depository of Inscribed Ossuaries in the Kidron Valley. P. 1–12.. Впрочем, совпадение имен в обоих случаях может быть случайным.

Почему Иисусу потребовалась помощь Симона? Ранее Он говорил ученикам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24; Мр. 8:34; Лк. 9:24). Однако Свой собственный крест Он нести не мог. Единственной причиной этого должно было быть Его физическое состояние: истощенный после бессонной ночи, изнурительных допросов и жестокого бичевания, Он не мог поднять и нести приготовленный для него крест. Возможно, сначала Он нес крест Сам, но потом упал под его тяжестью. Блаженный Августин, основываясь на отсутствии упоминания о Симоне в Евангелии от Иоанна, считает, что до восхождения на Голгофу Иисус Сам нес Свой крест, Симон же был принужден к этому только при поднятии креста на лобное место; «таким образом, первую половину пути описал Иоанн, а вторую — остальные (Евангелисты)»4

Августин. О согласии Евангелистов 3, 37.. Так же думает Златоуст: «Когда они вышли из претории, крест нес Христос, а когда прошли вперед, Симон взял у него крест и потащил»5Иоанн Златоуст. О расслабленном, спущенном через крышу……………… Библ. Комм. Марк. С. 269..

В церковной традиции эпизод с Симоном с ранних времен толкуется аллегорически. По словам Оригена, «не подобало, чтобы только Спаситель принял Свой крест, но следовало и нам нести его… И, принимая Его крест, мы помогли Ему не более, чем сами извлекаем пользу от Его креста, поскольку Он Сам принимает и несет его»6

Ориген. Комментарий на Евангелие от Матфея 126……………… Библ. Комм. Мф1б. С. 361.. Образ Симона запечатлен на многих иконографических изображениях, а также в памятниках литургической поэзии.

Евангелист Лука — единственный, кто упоминает о женщинах, сопровождавших Иисуса к месту казни. Его рассказ существенно дополняет повествование трех других Евангелистов о том, что происходило на пути к Голгофе:

И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? Вели с Ним на смерть и двух злодеев (Лк. 23:27–32).

В греческом тексте Евангелия от Луки «плакали и рыдали о Нем (ἐκόπτοντο καὶ ἐθρήνουν αὐτόν)» относятся не только к женщинам, но и к множеству народа7См.: Browley R. L. Luke-Acts and the Jews. P. 140 (ученый обращает внимание на то, что один и тот же артикль τοῦ контролирует два существительных: λαοῦ и γυναικῶν).. Картина, нарисованная здесь Лукой, вносит корректив в повествования прочих Евангелистов, из которых может создаться впечатление, что весь народ был настроен против Иисуса, и все ученики, «оставив Его, бежали» (Мф. 26:56; Мр. 14:50). Из повествования Луки следует, что толпы, сопровождавшей Иисуса к месту казни, было немало искренне сочувствующих Ему: среди них Евангелист особо выделяет женщин.

Как мы говорили в другом месте, характерной особенностью Евангелия от Луки является то, что в нем женщинам из окружения Иисуса уделяется больше внимания, чем в каком-либо другом Евангелии8См.: Иларион (Алфеев), митрополит. Начало Евангелия. С. /////////////..

Идя к месту казни, Иисус говорит не о Себе, но об Иерусалиме. Как мы помним, только у Луки содержится рассказ о том, как Иисус, приблизившись к Иерусалиму, заплакал о нем и сказал: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:41–44). Слова, которые Иисус обращает к женщинам на пути к Голгофе, созвучны этому пророчеству: вновь, как и тогда, Иисус протягивает смысловую нить между Своей смертью и разрушением Иерусалима. Связующим звеном между двумя эпизодами является слово «дети»: в первом случае речь шла о детях Иерусалима, во втором — о детях дочерей Иерусалимских.

Последнее обращение Иисуса к женщинам целиком соткано из библейских аллюзий. Выражение «дочери Иерусалимские» встречается в библейской книге Песнь Песней во множественном числе (Песн. 2:7; 5:16; 8:4), в книгах пророков — в единственном (Ис. 37:22; Соф. 3:14; Зах. 9:9). По общей тональности слова Иисуса напоминают пророчество Иеремии: «Итак слушайте, женщины, слово Господа, и да внимает ухо ваше слову уст Его; и учите дочерей ваших плачу, и одна другую — плачевным песням. Ибо смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши, чтобы истребить детей с улицы, юношей с площадей» (Иер. 9:20–21). Упоминание о неплодных может напомнить пророчество Исаии, начинающееся словами: «Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами» (Ис. 54:1). Однако если у Исаии речь шла о благословениях, которые изольются на женщин Иерусалимских, то Иисус, напротив, предвозвещает ожидающие их бедствия.

Слова Иисуса о горах и холмах напоминают пророчество Осии: «…Дай им утробу нерождающую и сухие сосцы. .. И скажут они горам: “покройте нас”, и холмам: “падите на нас”» (Ос. 9:14; 10:8). Наконец, пословица, которой Иисус завершает Свое последнее обращение к женщинам, является реминисценцией слов пророка Иезекииля: «И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево иссушаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим» (Иез. 17:24).

Образы, заимствованные из Ветхого Завета, возникают в сознании Иисуса один за другим. Однако все эти образы изымаются из своего первоначального контекста и переосмысливаются в контексте бедствий, ожидающих Иерусалим. Слова «приходят дни» созвучны выражениям, употребленным Иисусом в беседе с самарянкой: «наступает время», «настанет время и настало уже». Там Иисус возвещал наступление эры нового богопоклонения, ознаменованной тем, что люди будут поклоняться Богу не в Иерусалиме и не на горе Гаризим, а «будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин. 4:21–23). Водоразделом между двумя эрами — уходящей и грядущей — станет смерть Иисуса на кресте, за которой в скором времени (всего лишь через четыре десятилетия) последует разрушение Иерусалимского храма. К этому событию обращен духовный взор Иисуса, идущего на Голгофу.

Толкование пословицы, которой Иисус завершил Свое обращение к иерусалимским женщинам, представляет большую трудность. Что понимается под сухим и зеленеющим деревом? Согласно одному из толкований, Иисус предсказывает восстание иудеев против римлян: «великое благословение детьми обратится в горе, ибо если римляне так поступают, когда дерево еще зелено и осужденные невиновны в вооруженном восстании, то что сделают они с деревом сухим, когда дети, играющие на улицах, вырастут в антиримских бунтовщиков?». По мнению автора этого толкования, «Иисус видит: Израиль окончательно отверг путь мира. Он видит: в следующем поколении Израиль ввяжется в обреченную войну и потерпит страшное поражение»9

Райт Н. Т. Иисус и победа Бога. С. 303..

Такое понимание, однако, переводит все последнее поучение Иисуса исключительно в социально-политическую плоскость. Более убедительным представляется толкование, согласно которому под зеленеющим деревом следует понимать Самого Иисуса, а под сухим — иудаизм: если Бог допустил казнь Своего Сына, то какова будет участь города, повинного в этой казни?10См. : Fitzmyer J. A. The Gospel according to Luke (X–XXIV). P. 1498. Такое толкование мы встречаем, в частности, у Феофилакта Болгарского:

Ибо если римляне так поступили со Мной, деревом влажным, плодоносным, вечно зеленеющим и вечно живущим силой Божества, и плодами учения своего всех питающих, то чего не причинят они вам, то есть народу, дереву сухому, лишенному всякой животворной праведности и не приносящему никакого плода? Если бы вы имели сколько-нибудь живительной силы добра, быть может, вы удостоились бы, по крайней мере, некоторой пощады; а теперь, как сухое дерево, вы подвергнетесь сожжению и погибели11Феофилакт Болгарский. Толкование на Лк……………….

Образ дерева, не приносящего плода, впервые возник в проповеди Иоанна Крестителя, который говорил фарисеям и саддукеям: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?.. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:7, 10; Лк. 3:7, 9). К этому образу Иисус возвращался неоднократно. В Нагорной проповеди Он говорил: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Мф. 7:19). В последней беседе с учениками Он напоминал им: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15:6). Сухое дерево — символ Божьего суда, который должен совершиться над Иерусалимом и над народом, осудившим на смерть своего Мессию.

Распятие в древнем мире

Оглавление

Распятие Иисуса

Что стало с Крестом, на котором был распят Иисус Христос? – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 10 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

27 сентября Русская Православная Церковь празднует Воздвижение Креста Господня. Этот праздник связан с именем святой царицы Елены, матери императора Константина Великого, которая в 326 году отправилась из Рима в Иерусалим на поиски Креста, послужившего орудием казни Иисуса Христа. Крест был найден и стал с тех пор величайшей святыней христианского мира. Почему же вплоть до IV века никто не пытался найти Крест? Что приключилось с ним после того, как его обнаружили? Где сегодня можно увидеть частицы Креста, и есть ли они в России?

Если все частицы Креста Господня собрать вместе, то получится Ноев ковчег, иронически писал Жан Кальвин, религиозный деятель XVI века и основатель одной из самых влиятельных ветвей протестантизма, в своем «Трактате о реликвиях». Со временем эта фраза приобрела популярность в антицерковных кругах и превратилась в расхожее мнение.

Между тем Кальвин не проводил специальных исследований, сколько частиц Креста было рассеяно тогда по миру. Под пером реформатора это высказывание носило исключительно полемический характер. Среди средневековых реликвий были те, подлинность которых вызывала сомнения. Это обстоятельство с самого начала стало одной из главных мишеней для критики Католической Церкви в протестантской среде. Использовал его и Кальвин в споре со своими оппонентами.

Много позже французский архитектор XIX века Шарль Ро де Флери (1801–1875), автор ряда книг на археологические и религиозные темы, специально занялся вопросом подлинности частиц Креста Господня. Его выводы, изложенные в сочинении «Память об орудиях страстей Христовых» опровергают утверждение Кальвина. По оценкам исследователя, вес и объем всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет едва ли треть от общего объема орудия казни, на котором был распят Иисус Христос. С ним солидарен и ряд других исследователей, полагающих, что суммарный вес сохранившихся частиц Креста не превышает двух килограммов.

Какова же история Креста Господня и где сегодня находятся его части?

После распятия Спасителя Крест был утерян. В первые годы, даже десятилетия после смерти и воскресения Иисуса никому не приходило в голову поклоняться орудию казни. Слишком страшным был сам этот образ. Казнь через распятие уже давно не практикуется, и крест воспринимается нами как исключительно религиозный символ. Чтобы понять мироощущение современников Христа, на секунду представим на месте креста виселицу, топор, револьвер или электрический стул. Насколько странным выглядело бы в наших глазах религиозное почитание этих жутких предметов, настолько же пугающим могло казаться поклонение реальному кресту в римской культуре.

Среди ранних христиан крест был почитаем, но скорее как символ спасения человечества Иисусом Христом. Это почитание было не столько внешне-объектным, сколько умозрительным. Крест воспринимался как синоним распятия и смерти Иисуса Христа, примирения человека с Богом, знамение победы Христа над диаволом и смертью.

У нас есть ранние аллегорические изображения креста, свидетельства, что уже в первые века христиане начинают осенять лоб крестным знамением. Однако о том, чтобы отыскать подлинный Крест, послуживший делу спасения, в то время никто не думал. Это было, впрочем, и практически невозможно. В 70 году Иерусалим был осажден римлянами и полностью разрушен. А некоторое время спустя, при императоре Адриане (117–138) на месте Голгофы построили языческий храм богини Венеры.

Храм Венеры на монетах Элии Капитолины

Почитание Креста как святыни, обладающей особой благодатной силой, складывается к IV веку. Широкому распространению крестовых изображений послужило явление Креста Господня равноапостольному императору Константину, описанное в его житии. В 312 году накануне сражения с узурпатором Максенцием император увидел в небе крест и надпись «Hoc vince» («сим победишь»). По преданию, Константин после этого повелел изобразить крест на доспехах воинов и знаменах. Хотя этот факт и оспаривается рядом церковных археологов, полагающих, что основой для этого рассказа послужили крестовидные остовы воинских штандартов в армии Константина, у нас имеются неоспоримые свидетельства о почитании креста Константином. Сохранились изображения лабарума — императорской хоругви Константина, который имел на конце древка навершие в виде христограммы: косого андреевского креста с вертикальной чертой посередине в виде буквы Р. Известно, что он был изготовлен после блистательной победы Константина над Максенцием и вскоре стал знаменем Восточной Римской империи.

Принятый в 313 году Миланский эдикт окончательно вывел христианство из подполья. Из преследуемого вероучения оно стало религией императорского дома. Константин и его мать — равноапостольная царица Елена прилагали немалые усилия для распространения евангельской проповеди на территории империи. По просьбе своего сына Елена в 326 году (по другим данным в 320 году) отправилась в Палестину на поиски креста Господня.

Благодаря подсказке местного жителя была найдена Голгофа, место распятия, которое находилось на тот момент в полном запустении. В ходе проведенных раскопок участники экспедиции обнаружили там три креста и лежащую отдельно дощечку с надписью на трех языках «Иисус Назарянин, царь иудейский». Чтобы идентифицировать нужный крест, все находки по очереди приложили по одной версии — к тяжелобольной женщине, по другой — к мертвецу, которого проносили мимо. После того как после прикосновения к подлинной святыне женщина исцелилась (или мертвец ожил), императрица Елена вместе с находившимся там же Константинопольским Патриархом Макарием подняли (в церковнославянском варианте — воздвигли) Крест, чтобы его было видно всем собравшимся. В честь этого события был установлен праздник Воздвижения Креста Господня.

Определение подлинности креста, Джованни Тьеполо, 1740-е годы

После обретения Креста Елена оставила одну его часть в Иерусалиме, а вторую увезла с собой в Рим, по дороге, как отмечают хронисты, отделяя из нее частицы для основанных ею же по пути следования храмов и монастырей. Эта вторая часть была разделена затем на два фрагмента. Один остался в Риме, а другой был перенесен в новую столицу — Константинополь.

О том, какого размера были эти части изначально, судить сложно. Ряд исследователей со ссылкой на свидетельство монахини Эгерии, оставившей описание своего посещения Иерусалима в 380-х годах, считает, что бóльшую часть Елена увезла с собой, а в Палестине остался лишь небольшой фрагмент, умещавшийся в скромных размеров ковчег. «Во время службы на Голгофе перед епископом ставят стол и затем вносят серебряную шкатулку с древом священного Креста, — писала Эгерия. — Его вынимают, епископ крепко держит святыню в руках и дает всем людям приложиться к ней. Рядом стоят диаконы — я не знаю, для чего именно, но, говорят, были случаи, когда святое древо пытались украсть, выхватив или даже откусив от него часть».

В течение последующих веков эти части подвергались все новым дроблениям. От них отделялись частицы, которые затем передавались в качестве дара или благословения не только в храмы, но и частным лицам — правителям христианских государств, церковным иерархам, знатным вельможам. Уже в IVвеке святитель Кирилл Иерусалимский писал, что частицы Честного Древа распространились по всему христианскому миру. О том, что частицы Креста Господня можно встретить не только в храмах и монастырях, но и в домах некоторых христиан, свидетельствовали святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст. Очевидно, речь шла об очень мелких фрагментах и щепочках, которые вкладывались в специальные реликварии — изготовленные из дерева или металла кресты и мощевики. Крупные части хранились по-прежнему в Иерусалиме, Риме и Константинополе.

Реликварий для хранения частицы Животворящего Креста (Византия, IX век)

Иерусалимская часть в течение веков несколько раз переходила из рук в руки. В 614 году святыню забрал персидский царь Хосров после того, как он опустошил Иерусалим. Только через 14 лет византийцам удалось разбить персов и вернуть святыню на прежнее место. Прошло еще немого времени, и в 638 году Иерусалим подвергся нападению арабов. Храм Гроба Господня, где хранился Крест, был сожжен, но сам Крест удалось спасти. В последующие столетия из-за постоянных набегов иноверцев — главным образом, мусульман — иерусалимская часть, по общему согласию христиан, была разделена на мелкие части, разосланные затем в разные места Европы.

Вот как описывает это в письме от 1108 или 1109 года католический кантор храма Гроба Господня Анселл, оказавшийся в Святой Земле вместе с армией крестоносцев, захвативших Иерусалим в 1099 году: «Оставленный [крест] похитил Косдрое [Хосров], при разорении Иерусалима, и отвёз в Персиду. Который Эраклий [византийский император Ираклий] по убиении Косдрое вернул в Иерусалим и на Лобном месте для поклонения народа христианского установил. Однако по смерти Эраклия народ неверных настолько подавил христиан, что имя Христово намеревались искоренить и память о Кресте и Гробе уничтожить. Итак, возложив кучу брёвен, сожгли часть Гроба, и подобным образом хотели сжечь и Крест, но христиане скрыли его, из-за чего многие из них были убиты. Наконец христиане, посовещавшись, разрезав, разделили на много частей и по церквам верных распределили… Итак, в Константинополе, кроме императорского креста, есть отсюда три креста, на Кипре — два, на Крите — один, в Антиохии — три, в Эдессе один, в Александрии один, в Аскалоне один, в Дамаске один, в Иерусалиме — четыре; сирийцы имеют один, греки из Святого Саввы — один, монахи из долины Иосафат — один; мы, латины, при Святом Гробе имеем один, который имеет полторы пяди длины и один палец ширины и толщины столько же. Также патриарх Георгианов имеет один; царь еще Георгианов [грузинский царь Давид] имел один, который сейчас по милости Божией имеете вы [Собор Парижской Богоматери]».

История иерусалимского фрагмента окончательно обрывается в 1187 году. В битве при Хеттине войско крестоносцев, в котором находился Крест, было разгромлено армией султана Салах ад-Дина, после чего Крест бесследно пропал.

Константинопольская часть Креста, для хранения которой был изготовлен специальный ковчег, так  называемая ставротека, находилась в столице Византийской империи вплоть до Четвертого крестового похода. Она хранилась в императорском дворце и в праздник Воздвижения Креста Господня выносилась в собор Святой Софии для поклонения. В 1204 году крестоносцы захватили Константинополь и увезли с собой в Европу большую часть святынь. Среди них был и Крест Господень.

Долгое время ставротека находилась в женском монастыре в немецком Штубене на р. Мозель на территории современной федеральной земли Рейнланд-Пфальц. В начале XIX века монастырь закрыли, и в 1835 году реликвия была передана в дар епископству Лимбург, где она и пребывает до сих пор. Этот фрагмент — один из крупнейших — известен сегодня как «Лимбургская ставротека». Длина ставротеки составляет сорок восемь, ширина — тридцать пять, а высота — шесть сантиметров. Ковчег украшен драгоценными камнями и перегородчатой эмалью.

Самая спокойная судьба выпала на долю римской части Креста Господня. Сначала императрица Елена разместила ее в Сессорианском дворце. В 330 году там же была построена церковь, которая получила название базилика святого иерусалимского Креста Господня. Сюда в специальный придел, устроенный слева от алтаря для хранения реликвий, была помещена частица Креста Господня. Здесь она хранится и сегодня.

Реликварий с частью Животворящего Креста (Собор Парижской Богоматери). Фото: KJK

Римская часть Креста Господня вместе с «Лимбургской ставротекой» считаются самыми крупными дошедшими до нас фрагментами Животворящего Древа. Другие, более мелкие и совсем малюсенькие частицы находятся в разных храмах и монастырях Европы. Среди наиболее известных называют испанский монастырь Санто-Торбио, монастырь Шейерн в Баварии, австрийское аббатство Хайлигенкройц, собор Парижской Богоматери, соборы и храмы Флоренции, Венеции, Пизы, Брюгге и Дюссельдорфа. Частицы Святого Древа хранятся также в храме Гроба Господня в Иерусалиме, афонских монастырях, в соборе Светицховели в Грузии и монастыре Эчмиадзин в Армении.

Есть ли частицы Креста в России?

Первый фрагмент Креста в нашу страну привезла княгиня Евфросиния Полоцкая, в 1167 году совершившая паломничество в Константинополь и Иерусалим. Другая частица находилась в реликварии великих князей и царей Московских. Он был собран из святынь, привезенных в XIV веке архиепископом Дионисием Суздальским из Константинополя, и получил название «Ковчег Дионисия». До XX века реликварий хранился в Благовещенском соборе, а затем — в музеях Московского Кремля.

Еще один фрагмент Животворящего Древа был в 1799 году подарен императору Павлу I рыцарями Мальтийского ордена и помещен в придворной церкви Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце Петербурга. После 1917 года этот фрагмент был утерян. Есть сведения, что потом святыня была тайным образом перевезена в монастырь Цетинье в Черногории, где она пребывает сегодня.

Крест-мощевик. Москва, мастерские Кремля, начало XVI века. Благовещенский собор. Фото: Shakko

Небольшие частицы Креста Господня можно встретить в известных монастырях и храмах России: Троице-Сергиевой лавре, Елоховском Богоявленском соборе, Зачатьевском монастыре в Москве и других местах.

Крест Господень — величайшая святыня христианства. Он — зримое и осязаемое свидетельство нашего спасения, которое совершилось на нем через искупительную жертву Иисуса Христа. Сохранившиеся до наших дней частицы Креста служат не только умозрительным, но вполне ощутимым материальным мостиком к важнейшим событиям мировой истории, две тысячи лет назад произошедшим на Голгофе. Почитание, которое верующие воздают Кресту, неразрывно связано с поклонением распятому на нем Спасителю. И священные реликвии Креста позволяют нам в молитве не только духовно, но и физически войти в тайну смерти и воскресения Господа.

Кем был Симон Киринеянин и почему он нес крест Иисуса?

Кем был Симон Киринеянин и что о нем говорит Библия?

Все, что записано в Библии, соответствует действительности. От истины всех описанных слов и событий до истины Иисуса как Пути, Истины и Жизни (Иоанна 14:6), Библия не теряет слов. Святой Дух руководил словами Писания, чтобы они отражали Божьи цели, и все, что в нем содержится, имеет смысл. Поэтому, когда мы читаем краткие рассказы о людях, они находятся в Слове для определенной цели. Имея это в виду, мы должны спросить: «Кем был Симон Киринеянин и почему он упоминается в Библии?»

Симон был, как написано в Писании, из Кирены (Матфей, ​​Марк и Лука говорят, что он был « из» Кирены), города с населением около 5000 человек. Греки сделали Кирену торговым форпостом ок. седьмом веке до нашей эры, и он находился в районе Киренаики, прибрежного города на Средиземном море. По мере того как греки расширяли свою империю, мифология давала им названия для новых городов. Кирена была названа в честь Кирены, дочери фессалийского царя (Гипсея) и водяной нимфы. В Кирене было несколько еврейских поселенцев, и она указана среди народов в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Деяния 2:10). Жители Кирены слышали проповедь Петра на их родном языке.

Поскольку Кирена располагалась в современной Ливии на северной оконечности Африки, многие пришли к выводу, что Симон был темнокожим человеком, но мы не можем знать наверняка, потому что Библия не дает однозначного ответа на вопрос о его расе. Саймон, возможно, был африканцем, но он мог быть переселенцем-евреем или человеком другого происхождения. Писание не говорит, и мы не должны утверждать чего-то, чего не хотел автор Писания.

Симон Киринеянин упоминается по имени только в трех местах Писания: Матфея 27:32, Марка 15:21 и Луки 23:26). У Матфея сказано, «Они нашли человека из Кирены по имени Симон. Они заставили этого человека нести крест». В Евангелии от Марка говорится: «Они заставили прохожего, Симона Киринеянина, пришедшего из деревни, отца Александра и Руфа, нести Его крест». Лука говорит: «И когда вели Его, схватили некоего Симона Киринеянина, возвращавшегося из страны, и возложили на него крест, чтобы нести его за Иисусом».

Почему важно, чтобы Симон Киринеянин нес крест?

Часто в Писании автор дает или раскрывает, почему упоминаются определенные события и люди, будь то уроки для современных верующих или добавление обоснования к рассказу. Последнее, по-видимому, относится к Симону Киринеянину. Он кажется отступлением, чтобы добавить интереса к истории, но поскольку Господь не тратит слов попусту, его включение авторами Евангелий должно иметь какое-то значение. Во всей Библии не так много имен людей. То, что имя Саймона подтверждает это сообщение.

Бог всегда целеустремлен, и, возможно, Он повелел воинам избрать Симона Киринеянина, чтобы нести крест Господень за часть Его труда на Голгофу. Мы не можем упускать из виду тот факт, что Иммануил (с нами Бог), Творец (Колоссянам 1:16), Тот, Кто несет наши бремен (Псалом 55:22) приняли помощь от человека. Какой урок смирения. И мы знаем, что часть процесса казни включала постыдное публичное унижение. Саймон не просто наблюдал; он также участвовал в продвижении Господа к распятию.

Если мы представим себе сцену по пути, то увидим, как толпы насмехаются над Господом, когда Он несет тяжесть Своего креста. Люди, вероятно, толкались друг с другом, чтобы увидеть, как проходит Христос, Тот, Кому они так недавно кричали: «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне (Марка 11:9).)! Исаия говорит: « Он был презрен и отвергнут людьми… Он был презрен, и мы не оценили Его» (Исайя 53:3). Среди насмешников были смешанные ученики, в том числе Иоанн, мать Иисуса и Мария Магдалина (Иоанна 19:25-26). Матфей и Марк говорят, что Симона «принудили» нести крест, а Лука говорит, что Симона «схватили» и возложили на него крест. В каждом аккаунте Саймон вынужден служить. В отрывках не говорится, что он вызвался добровольцем. Одухотворяя то, что сделал Симон, некоторые говорят, что мы тоже предпочли бы не нести свои «кресты».

Независимо от того, кого Отец выбрал для несения креста за Иисуса, тот факт, что солдаты заставили человека служить крестоносцем, говорит об обезображенном и крайне ослабленном состоянии Иисуса. Было ли это жалостью, что заставило их сделать это? Мы можем никогда не узнать. Солдатам было приказано доставить Иисуса на Голгофу и предстать перед распятием и смертью. Отец назначил Своему Сыну «смерть на кресте» (Исаия 53:10, Фил. 2:8), но римские солдаты, вероятно, не знали пророчеств, связанных с распятием и смертью Иисуса. Возможно, когда они шли вместе с Ним, Он в Своем побитом состоянии выглядел готовым умереть. Если бы это произошло, солдаты отказали бы толпе в их «зрительском развлечении» освистыванием и наблюдением за смертью, когда жертвы распятия умирали на своих крестах. Командиры солдат ожидали, что они будут полностью выполнять свои приказы и не позволят ни одному из мужчин, намеченных к распятию, умереть до того, как их обязанности будут выполнены.

Иисус в агонии, находясь в Гефсиманском саду, воззвал к Отцу: «Отец Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Матфея 26:37-39). Служение Симона, возможно, представляет акт любви Отца к Своему Сыну, чтобы временно облегчить бремя Иисуса. В Божьем провидении Его намерения всегда осуществляются — всегда. Как мило со стороны Бога позволить Симону участвовать в последнем земном путешествии Своего Сына (в Его первом пришествии).

В Евангелии от Луки говорится, что Симон нес крест «позади Иисуса». Некоторые также одухотворяют перенос Симоном креста Иисуса в связи с тем, что мы, как верующие, должны «нести свои кресты», следуя за Иисусом (Луки 14:27). Симон Киринеянин дает нам неявную иллюстрацию того, как это выглядит. Нелегко следовать за Иисусом. Мировая система пытается повлиять на нас своими отвлечениями и соблазнами, точно так же, как Симон, скорее всего, получал насмешки и предложения, когда нес бремя Господа.

Верующие сегодня, которые хотят отметить различные события на пути к Голгофе, в том числе место, где, как считается, Симона Киринеянина заставили нести крест, решили пройти по Виа Долороза. Именно во время прогулки можно молиться и размышлять об изнурительной борьбе Господа к месту Черепа.

Что случилось с Симоном Киринеянином после Воскресения?

Писание не упоминает Симона Киринеянина после Воскресения. Предание гласит, что Симон отправился в Египет и поделился Евангелием. После этого, согласно апокрифическим Деяния Симона и Иуды, Симон принял мученическую смерть в 100 г. н.э., распилившись пополам пилой.

Киринеяне, однако, упоминаются в Деяниях 6:9. Они принадлежат к группе, спорившей со Стефаном о том, что он творил «великие чудеса и знамения в народе» (Деяния 6:8). Поскольку в Писании нет прямого упоминания о Симоне, мы не можем предположить, что он был в том же собрании.

В Евангелии от Марка говорится, что Симон родил двух сыновей (Руфа и Александра). Этот факт не утверждает, что сыновья были с Симоном, и не означает, что Руф, упомянутый в Римлянам 16:13, или Александр, упомянутый в 1 Тимофею 1:20 или 2 Тимофею 4:14, являются сыновьями Симона. Однако Марк ссылается на них по причине, о которой мы не знаем и, возможно, никогда не узнаем.

Саймон был там . Он нес крест Христов. Все факты, записанные в Библии, написаны по Божьему замыслу (2 Тимофею 3:16-17).

Пусть мы все с памятованием о том, что Иисус сделал для нас — ежедневно носим свой собственный крест.

Фото предоставлено ©Unsplash/Gift Habeshaw

Лиза Лорейн Бейкер — неоднократно отмеченный наградами автор книги Someplace to be Somebody (End Game Press — февраль 2022 г.). Она пишет художественную и научно-популярную литературу, а ее нынешние незавершенные работы включают детскую книжку с картинками, которая будет сопровождать Somewhere to be Somebody и сборник рождественских историй. Кроме того, она и ее муж пишут книгу о христианской жизни. Помимо написания статей для Salem Web Network, Лиза является наставником Word Weavers и входит в группу критики. Она также является членом AWSA и BRRC. Лиза и ее муж Стивен, пастор, живут в маленькой деревне в Огайо со своим сумасшедшим котом Льюисом.


Эта статья является частью нашей серии «Люди из Библии», в которой представлены самые известные исторические имена и фигуры из Писания. Мы составили эти статьи, чтобы помочь вам изучить тех, кого Бог избрал представить нам в качестве примера в Своем Слове. Пусть их жизнь и хождение с Богом укрепят вашу веру и ободрят вашу душу.

Библейская история Илии
Жизнь Руфи – 5 важных уроков веры
Библейская история царицы Эстер
Величайший злодей – царь Навуходоносор
Библейская история Марии Магдалины

Симон Киринеянин – что с ним случилось в Библии

Симон Киринеянин — один из тех интересных людей, которых мы ненадолго видим в истории о распятии, чья роль кажется тем более важной, что мы видим его лишь мельком. Он там на мгновение, а затем исчезает, но видение того, что он сделал, и понимание фона говорит нам о чем-то очень важном.

Кем был Симон Киринеянин?

Симон Киринеянин упоминается в Евангелиях от Матфея 27:32, Марка 15:21 и Луки 23:26. В версии Марка упоминается, что у него было два сына, Руф и Александр, а в версии Луки упоминается, что Симон шел в Иерусалим «из страны». Иисус, приговоренный Пилатом к смерти через распятие, шел из Иерусалима в сопровождении римлян, неся свой крест на Голгофу. Ходьба к Голгофе была публичным событием, когда Иисус (и два разбойника, которые также были осуждены) шли по улицам, а люди наблюдали за их продвижением. Это было важно, поскольку публичные наказания должны были быть постыдными событиями — жертвы должны были стать объектами насмешек, посылая сообществу сообщение о том, что происходит, когда вы нарушаете закон.

Когда Иисус шел, римляне остановили проходившего Симона и заставили его нести крест. Симон нес крест за Иисусом в течение неопределенного времени, возможно, до самой Голгофы. В традиционных Крестных станциях Симон, несущий крест, является второй остановкой, за которой следуют праведные женщины, плачущие, когда они видят Иисуса, идущего к Голгофе.

Почему Симон Киринеянин нес крест Иисуса?

Ни в одном из трех рассказов не говорится, что конкретно заставило римлян думать, что кто-то должен помогать нести крест, или почему они выбрали Симона.

Однако некоторые люди говорили о медицинской стороне распятия, что может дать нам подсказку. Ли Стробел взял интервью у врача для своей книги « Дело о Христе », и интервьюируемый указал, что жертв распятия обычно предварительно пороли, что, как мы знаем, произошло с Иисусом (Иоанна 19: 1-4). Отчасти это было бы унижением, а также потому, что распятие убивает людей из-за остановки сердца, поэтому потеря крови заранее подготавливала людей к более быстрой смерти. Римские кнуты того периода были жестокими, с несколькими кожаными полосками, в которые были вставлены кусочки стекла или металла. Собеседник Стробеля указал, что жертвы потеряли огромное количество крови и даже мышц; некоторые люди умерли только от порки. Он также отметил, что когда кто-то чувствует себя настолько напряженным, что потеет кровью, как Иисус в Гефсимании (Луки 22:40-46), это делает вашу кожу более чувствительной… это означает, что порка нанесет еще больший вред.

Все эти факторы означают, что когда Иисус нес крест, он чувствовал себя очень слабым. Психологический стресс от ношения собственного орудия казни для некоторых был бы непосильным, а его раны и потеря крови сделали бы его еще тяжелее. Страсти Христовы иллюстрируют, насколько тяжело было нести крест в сцене, где Иисус бросает крест и кружится, падая на землю.

Так что вполне вероятно, что римляне заметили, что Иисусу было трудно нести крест. Ему могло показаться, что он вот-вот потеряет сознание. Распятие было хорошо практикуемым римлянами процессом; они делали это много раз, и, как и в любой хорошо отработанной технике выполнения, существовала программа, которой нужно было следовать. Сбои в программе выставят их в плохом свете, предполагая, что они неправильно выполнили свою работу. Это также означало бы, что предполагаемый эффект публичных казней, позорящий жертву и пугающий зрителей, может быть скомпрометирован. Поэтому, несмотря на то, что Иисус был наполовину мертв и уже был очень унижен, римляне должны были убедиться, что ношение креста не убило Иисуса от истощения. С военной точки зрения это было бы «дурным тоном». Уговорить кого-то с улицы нести крест за Иисуса было простым решением их «проблемы».

Трудно сказать, почему римляне выделили Симона, поскольку стих не говорит нам об этом. Стоит отметить, что Симон был родом из Кирены, города в Северной Африке, и мог быть темнокожим человеком. Расизм, основанный на цвете кожи, имеет сложную историю — наше понимание его исходит из практики работорговли, начавшейся в 1600-х годах, до того, как расизм, основанный на других этнических факторах (религия, язык и т. д.), был более распространен. Однако возможно, что римляне, представители класса захватчиков, которые считали себя этнически выше всех, выделили Симона, потому что он был темнокожим, и хотели унизить и его.

Что случилось с Симоном после распятия?

Библия не упоминает Симона Киринеянина ни до Распятия, ни в любой другой момент после него. В Деяниях 2:10 упоминается, что другие люди из Кирены присутствовали на празднике Пятидесятницы и слышали, как ученики говорили на языках, но нет конкретного упоминания о том, что Симон был среди них. Он также не фигурирует в официальных документах ранней церкви. Итак, мы действительно не можем сказать, что произошло после его встречи с Иисусом.

О Саймоне ходят разные легенды и предположения. В статье Лизы Лорейн Бейкер на сайте BibleStudyTools.com утверждается, что он упоминается в апокрифическом тексте Деяния Симона и Иуды, где он описан как замученный в 100 году нашей эры, будучи разрезанным пополам. Однако Британская энциклопедия утверждает, что в этой апокрифической книге на самом деле говорится об апостоле Симоне Зилоте, так что это может быть неправильным названием. Учитывая, что апокрифические тексты часто причудливы и антиисторичны, вполне возможно, что легенды о Симоне Киринеянине и Симоне Зилоте со временем были объединены.

В статье Регистра Южной Небраски упоминаются теории о том, что сыновья Саймона, Александр и Руф, были причастны к ранней римской церкви. Эта теория основана на том факте, что Евангелие от Марка — единственное из Евангелий, в котором упоминаются сыновья Симона, и традиция гласит, что Евангелие от Марка — это Петр, диктующий свою историю своему ученику Марку. Традиция также гласит, что Петр основал римскую церковь (позже он был замучен Нероном в Риме), а в некоторых документах упоминается человек по имени Руф в римской церкви. Таким образом, Евангелие от Марка можно рассматривать как конкретно адресованное Римской церкви. Моменты в Марке, когда он делает уникальные замечания, могут быть связаны с тем, что он выделяет вещи, которые заинтересуют его конкретную аудиторию (местные связи и так далее). Эта идея, безусловно, возможна и согласуется с идеей о том, что разные Евангелия формулируют свой материал по-разному для разных аудиторий. Например, Евангелие от Иоанна адресовано языческой аудитории, поэтому вместо того, чтобы начинать с разговора об Иисусе как Мессии, оно начинается с разговора об Иисусе как о Логос (слово), понятие, с которым лучше знакома грекоязычная нееврейская аудитория.

Почему его история важна?

Хотя Симон Киринеянин не является главным библейским персонажем, и мы должны тщательно избегать придания слишком большого значения легендам о нем, которые мы не можем проверить, он играет очень важную роль в истории смерти Иисуса.

Тот факт, что кого-то привели нести крест, напоминает нам, что это было публичное мероприятие. Иисус не умирал за наши грехи в присутствии нескольких наблюдателей — как и все жертвы распятия, его смерть превратилась в публичное зрелище.

Тот факт, что Иисусу нужна была помощь, чтобы нести свой крест, подчеркивает, насколько слаб Иисус был в тот момент. Он был полностью Богом, но также и полностью человеком, и программа бичевания-ходячего-креста растягивала человеческое тело Иисуса за его пределы еще до того, как он был на кресте.

Тот факт, что Симон шел позади Иисуса, также означает, что он видел восхождение на Голгофу почти с той же перспективы. Он видел, как праведные люди плачут, порочные люди насмехаются, и был достаточно близко к Иисусу, чтобы казалось, что все это внимание было направлено и на Симона. Он ощутил бремя, которое нес Иисус, из вторых рук.

Некоторые отмечают, что роль Симона в несении креста за Иисусом напоминает нам о позе, которую Бог просит нас принять как последователей Христа. Нам заповедано взять свой крест и следовать за Иисусом (Матфея 16:24), зная, что мы можем быть унижены и сломлены в процессе. Образ Симона, пытающегося нести тяжелый крест, втянутого в позор и боль события, идущего за человеком, который был воплощением Бога, является мощной метафорой того, как выглядит следование за Иисусом.

Фото: ©GettyImages/Arthit_Longwilai

Г. Коннор Солтер — писатель и редактор со степенью бакалавра наук в области профессионального письма Университета Тейлора. В 2020 году он получил первую премию за лучший очерк на региональном конкурсе сети Colorado Press Association Network. Он написал более 1000 статей для различных изданий, включая интервью для Christian Communicator и рецензии на книги для Библиотечной ассоциации евангелической церкви. Узнайте больше о его работе здесь.


Эта статья является частью нашего каталога «Люди христианства», в котором представлены истории, значение и значение известных людей из Библии и истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *