открывший Амур и Приамурье . 100 великих русских путешественников
Василий Данилович Поярков – русский землепроходец. В 1643–1646 гг. руководил отрядом, который впервые проник в бассейн реки Амур, открыл реки Зея, Амурско-Зейскую равнину, среднее и нижнее течение реки Амур до устья. Собрал ценные сведения о природе и населении Приамурья.
Основанный в 1632 г. на берегу реки Лены «Якуцкий острожек» занимал выгодное географическое положение и в 1642 г. стал административным центром вновь организованного Якутского воеводства. Русские землепроходцы искали новые «землицы» на юге, продвигаясь вверх по притокам Лены – Олекме и Витиму. Скоро они перевалили водораздельные хребты, и перед ними открылась обширная страна на великой реке Амур, населенная оседлыми даурами, по языку родственными монголам.
Из русских первым побывал в Даурии казак Максим Перфильев, ходивший туда в 1636 г., вероятно, на разведку. Он составил карту, которой пользовались вплоть до XIX в. После Перфильева Даурию посетил «промышленный человек» Аверкиев.
За дело освоения земель дауров взялся первый якутский воевода Петр Головин. Он решил отправить в Даурию военную экспедицию. В июле 1643 г. Головин послал на Шилкар 133 казака с пушкой под начальством «письменного головы» Василия Даниловича Пояркова, выделив судовой инструмент, много парусины, боеприпасов, пищалей, а также медных котлов и тазов, сукна и бисера – для подарков местным жителям.
Поярков был образованным человеком. Выходец из северных губерний Европейской России, он дослужился на сибирской службе до должности письменного головы – чиновника для особых поручений при воеводе. К отряду присоединилось полтора десятка добровольцев-промышленников («охочих людей»).
В качестве переводчика при отряде числился Семен Петров Чистой.Пояркову был дан ряд заданий: описать реки и народы, живущие на них, их занятия, выяснить природные богатства края и представить «чертеж и роспись дороги своей и волоку, к Зие и Шилке реке, и падучим в них рекам и угодьям». Был составлен маршрут похода и даны некоторые сведения о реках и народе, живущем на Амуре, а также твердый наказ Пояркову, чтобы его люди не трогали и не обижали местное население.
Поярков двинулся в Даурию следующим путем: поднялся по Алдану и рекам его бассейна – Учуру и Гонаму. Судоходство по Гонаму возможно лишь на 200 км от устья, дальше начинаются пороги. Участникам экспедиции приходилось десятки раз перетаскивать суда на себе, волоком. И это приходилось делать более 40 раз. Тем временем наступила осень, и река стала. До водораздела между Леной и Амуром было еще очень далеко.
Поярков решил оставить часть людей зимовать возле судов, а сам налегке с отрядом в 90 человек двинулся зимником на нартах. Через Становой хребет он вышел к верховьям реки Зеи. Здесь они наконец-то попали в страну «пашенных людей», в Даурию. Дауры были миролюбивый и работящий народ.
Поярков сразу же потребовал от дауров, чтобы отныне они платили дань русскому царю. А чтобы подкрепить свои слова действием, захватил заложниками несколько знатных туземцев.
В.Д. Поярков. Современный портрет
В середине зимы хлеба уже кончались. В окрестных селениях все запасы давно были захвачены и съедены, а до теплого времени было еще далеко. Оставленные с припасами суда на Гонаме задерживались. Начался голод. Казаки стали примешивать к муке кору деревьев, питались кореньями, часто болели. Начался мор.
В это время окрестные дауры, которые скрывались в лесах, осмелели и организовали несколько нападений на острог. Но Поярков был умелым военачальником. Нападавших дауров перебили, их трупы валялись на снегу перед острогом. Голод крепчал, тогда казаки стали поедать эти трупы. Еще немного – и они начали бы есть друг друга. Но наконец весной пришли суда с припасами. У Пояркова теперь оставалось менее 100 человек, но он все же решил двигаться дальше, вниз по Зее. Плыть пришлось через сравнительно густонаселенные районы (окраина Зейско-Бурейской равнины), но местные жители, наслышавшись о жестких порядках Пояркова, не допускали русских высаживаться на берег. В них тотчас же летели тучи стрел.
Наконец отряд вышел к Амуру и продолжил плавание вниз по реке до устья Сунгари. Здесь уже начинались земли совершенно другого народа – «пашенных» дючеров, родственных маньчжурам.
Дючеры жили в поселках (по 70–80 домов в каждом), окруженных возделанными полями. Чтобы разведать обстановку, Поярков послал вперед группу казаков. Дючеры внезапно напали на них и почти всех перебили. Только двоим израненным казакам удалось вернуться к отряду. Войско Пояркова еще более сократилось, насчитывало теперь семь десятков человек. Но и тогда Василий Данилович не отказался от того, чтобы продолжить плавание вниз по Амуру.
Через несколько дней пути показались шалаши гольдов (нанайцев). Селения здесь были крупные, по сто юрт в каждом. Гольдов казаки не тронули, потому что брать здесь было нечего.
Казаки поплыли дальше.
Через две недели пути на берегах нижнего Амура они увидели летние жилища на сваях и встретили новый «народец». Это были гиляки (нивхи). Тоже рыболовы, как и гольды, но еще более отсталые и бедные.
Еще через две недели Поярков достиг устья Амура. Время было позднее, сентябрь, и путешественники остались здесь на вторую зимовку. По соседству в землянках жили и гиляки. Вначале отношения складывались добрососедские. Казаки покупали у гиляков рыбу и дрова, а Поярков собирал сведения об острове Сахалин, богатом пушниной, где живут «волосатые люди» (айны). Он узнал также, что из устья Амура можно попасть и в южные теплые моря. В своем донесении Головину Поярков написал: «Только тем еще морским путем никто (из русских) не ходил в Китай». Так впервые было получено представление о существовании пролива, названного позже Татарским, отделяющего Сахалин от материка.
Но откроют пролив и нанесут его на карту лишь через 200 лет.В конце зимы казакам опять пришлось терпеть голод. Вновь стали поедать коренья, кору, питаться падалью. Перед отправлением в поход Поярков совершил набег на гиляков, захватил аманатов и собрал дань соболями. В конце мая 1645 г., когда устье Амура освободилось ото льда, Поярков со своими казаками вышел в Амурский лиман.
Выйдя в Амурский лиман, Поярков не рискнул идти на юг, а повернул на север. С бортов был виден берег Сахалина, где жили айны, но их Поярков решил не трогать. Морское плавание на утлых речных лодках – дощаниках – продолжалось три месяца. Экспедиция двигалась сначала вдоль материкового берега Сахалинского залива, а затем вышла в Охотское море. Мореходы обходили «всякою губу», почему и шли так долго, открыв, по крайней мере, залив Академии. Разразившийся шторм отбросил их к какому-то острову – скорее всего, к одному из группы Шантарских.
К счастью, все обошлось благополучно, и в начале сентября Поярков вошел в устье реки Ульи. Здесь казаки встретили уже знакомый им «народец» – эвенков (тунгусов). Поярков по своей привычке захватил аманатов, обложил эвенков данью и остался тут на третью зимовку. Ранней весной 1646 г. отряд двинулся на нартах вверх по Улье и, перевалив невысокий водораздел, вышел к реке Мае, принадлежащей уже к бассейну Лены. А затем по Алдану и Лене Поярков вернулся в середине июня 1646 г. в Якутск. В пути погибло 80 человек, большей частью от голода. Вернулись обратно 52 казака.
Во время этой трехлетней экспедиции Поярков проделал около 8 тысяч км. Он прошел новым путем от Лены на Амур, открыв реки Учур, Гонам, Зею, Амурско-Зейское плато и Зейско-Бурейскую равнину. От устья Зеи он первым спустился по Амуру до моря, проследив около 2 тысяч км его течения. Поярков открыл Амурский лиман, Сахалинский залив и собрал интересные сведения о самом острове Сахалин.
Вернувшись, Василий Данилович стал настойчиво убеждать якутского воеводу Головина присоединить «амурские страны к Руси».
Василий Поярков — краткая биография, что открыл и карта с маршрутом похода — Природа Мира
Содержание
- Открытия
- Путешествие Пояркова
- Даурия
- Возвращение Пояркова
- Результаты похода
Василий Поярков – первооткрыватель 17 века, исследователь Сибири, особенно Приамурья. Он известен как первооткрыватель, впервые проплывший вдоль юго-западного побережья Охотского моря и явивший миру величественные империи Даурии, а также такие народности, как дючеры, нанайцы, нивхи и тому подобные. Поярков заявил о себе как полководец, сильный, решительный, стремящийся покорить новые, найденные им страны и племена, как изобретатель с целью, который следовал по своему выбранному пути до конца, несмотря на все трудности.
Открытия
Исследователи хвалили в основном за открытие новой территории у реки Амур, заселение Сибири, северо-востока в Даурии и сплавы на плотах, первую в Амуре ранее неизвестную информацию, которую он собрал о местных племенах, важных для дальнейшего развития. Кроме того, благодаря пешим походам, так был открыт остров, который сейчас называется островом Сахалин.
Путешествие Пояркова
15 июля 1643 года – вооруженная команда, включающая в себя 133 человек покинула Якутск. Данная экспедиция была хорошо оборудована. Были предоставлены в дополнение к основным запасам продовольствия, а также вещи, которые считаются подарком племен.
Поярков дал отряду четкие указания:
- Сбор информации о племенах, живущих в Даурии;
- Подробное описание и чертеж объектов, ранее неизвестных;
- Найдите серебряную руду и добывайте свинец;
- Сосуществуйте с жителями деревни гармонично, не инвазивно;
- Установите сторожа, который будет следить за происходящим;
- Убедить племя в том, что оно является частью России, и принять покровительство короны в обмен на оплату.
Даурия
Разведка под руководством Пояркова провела сплав по реке Лене, они приближались к дельте Учура и команде пришлось противостоять приливам реки, что делает путешествие очень медленным. Также в качестве препятствия на пути были очевидны бесчисленные пороги, поэтому казакам пришлось тащить тяжелое судно на своих плечах. Осенью 1643 года, когда начинались неимоверные заморозки, движение по воде стало абсолютно невыполнимой задачей.
Василия Пояркова, который оставил несколько человек на лодке на реке Гонам зимой, берет вместе с собой 90 казаков и продолжают путь. Они пересекли Становой хребет на лыжах и по снегу соскользнули к воде реки Брянты. Затем команда отправилась на равнины высокого Амурско-Зейского плато, оказалась близ левому берегу реки Зея, р. Умлекан и попала в те места, где тем временем проживали дауры и оценили богатство племени, местного земледелия, животноводства и охоты.
Поярков решил провести зиму на реке Зея и построить острог около устья Умлекана. Русским там было невероятно трудно. Их брали в осаду, не давая отдыху и время от времени делали набеги на острог, а также атаковали охотников. Они голодали всю зиму, началась настоящая чума. Им приходилось питаться корнями растений, корой, тушами животных. Доходило даже до каннибализма. Даже было ведомо, что тела, оставленные в снегу после нападения дауров, начали есть.
Весна 1644 года — Осадное кольцо отменено. Поярков может приступить к следующему походу.
Возвращение Пояркова
По завершению мая 1645 года, как только лед в низовье Амура был расчищен для проезда, экспедиция наступает в дельту реки Амура.
Путешествие Пояркова занимало 12 недель по юго-западному побережья Охотского моря от низовья Амура до устья реки Ульи, в котором путники попадают в ураган и отзимовали осенью 1645 года. Затем вдоль реки Мая команда начала свой путь домой. В Якутск 1646 года вернулась только малая часть отряда. Команда Пояркова не поразила все свои цели, как это было задумано, но российские власти получили ценную информацию о пройденном им пути
Результаты похода
Карта с маршрутом экспедиции Василия Пояркова 1643-1646 гг.При приближении к устью Амура Поярков В. Д. не решился шествовать на юг, свернув с обеих сторон на север, где можно было увидеть побережье Сахалина, на котором проживали айны (волосатые люди), но Поярков принял решение оставить их в покое. Плавание в море длилось в общей сложности три месяца. В первую очередь Поярков и его команда следовали по длине материкового побережья Сахалинского залива, после вниз к Охотскому морю. Моряки много чего обошли на своем пути, поэтому и пробыли в пути такое длительное время обнаруживший, по крайней мере, залив Академии. Образовавшийся ураган унес их на неизвестный остров, возможно, к некоторому из группы Шантарских, но слава богу, все прошло хорошо и сначала сентября Поярков вступил в лиман Ульи.
В этой местности казаки повстречались с народом, которые уже был им известны — эвенков (тунгусов.) Поярков по обычаю ловит аманатов, уплачивает пошлину эвенкам и проводит здесь третью зиму. По весне 1646 года команда отправилась кверху по Улье и вышла к реке Мая, которая относится к бассейну реки Лена. Посреди июня 1646 года они вернулись в Якутск по Лене и Андалу. Погибло из отряда Пояркова в дороге около 80 человек, большинство людей умерли от голода. Возвратилось назад 52 человека. В процессе своего многолетнего путешествия Поярков преодолел расстояние равное 8000 км по новенькой дороге от Лены до Амура, также нашел реки Гонам, Учур, Зея, плато реки Зея и Зейско-Бурейскую равнину.
Василий Данилович Поярков оказался первым, кто спустился по морю примерно на 2000 км по реке Амур от дельты Зеи. Поярков обнаружил устье Амурского залива, Сахалин и накопил некую информацию о данном острове. Он был первым, кто путешествовал по юго-западному побережью Охотского моря. Вдобавок было доказано, что Поярков составил весьма важную и значащую информацию о таких народах, как дауры, дюшеры, нанайцы, нивхах. Когда Поярков вернулся домой, начали спорить с человеком, который был государственным деятелем, чтобы убедить губернатора Якутии включить Амурскую область в Россию. Поярков на своем пути мог во многих ситуациях отступить и сдаться, но он боролся до конца и исполнил свое предназначение.
Гугломаг
Спрашивай! Не стесняйся!
Задать вопрос
Не все нашли? Используйте поиск по сайту
Search for:Река Амур: между Россией и Китаем
Колин Туброн
HarperCollins, 2021; 304 страницы; $27,99
Отзыв Лоуренса А. Маршалла
Заказ с Amazon.com
Когда река течет через хорошую книгу , поток ожиданий непреодолимо увлекает читателей. Так обстоит дело с художественными произведениями, от «Гекльберри Финна» до «Поминок по Финнегану», и это, безусловно, относится к этому рассказу о путешествии восьмидесятилетнего и одаренного рассказчика Колина Туброна. Его проза извивается вдоль почти 1800 миль дикой сибирской реки, которую немногие жители Запада посетили или даже знают по имени. В этой субарктической одиссее каждый изгиб Амура приносит новые достопримечательности, новых персонажей и новые открытия.
Путешествие Туброна проходит по темным подводным течениям, которые резко сливаются, как притоки, питающие Амур. Он начинается в верховьях реки, в «Строго охраняемом районе Хенти» на северо-востоке Монголии, в болотистой и лесной глуши, где автор был ранен при падении с лошади. В молодости он путешествовал и ездил по Сибири, но глупо ли ему путешествовать по такой суровой стране в преклонном возрасте? Постоянные угрозы ареста со стороны провинциальной полиции омрачают его успехи, и повсюду его преследуют темные призраки истории — памятники погибшим на войне, братские могилы ссыльных ГУЛАГа, заброшенные жилые кварталы, заброшенные шахты и фабрики красноглазой эпохи. советского индустриализма.
На протяжении более тысячи миль Амур отмечает границу между двумя народами, и именно там, пересекая границу, Туброн видит контраст между империей в упадке и империей на подъеме. Полмили реки отделяет Благовещенск, стареющий сибирский город, от нового китайского города Хэйхэ, чей современный горизонт, «сияющий, как мираж или мучение», олицетворяет нынешний промышленный дисбаланс между двумя странами. Китайские товары доминируют на рынках обоих берегов, и хотя русскому городу уже почти два века, Хэйхэ, который несколько десятилетий назад был всего лишь деревней, сейчас более густонаселенный и растущий.
Путешествуя поездом, речным судном, автобусом и арендованным автомобилем, по пути разговаривая на русском и китайском языках с сельскими и городскими жителями, Туброн выступает в роли отца-исповедника для жителей реки, выслушивая жалобы на далеких бюрократов и недоверчивых соседей. Он отмечает, что другие великие реки, такие как Нил, Янцзы и Ганг, «текут кровью через сердце их народа. Разделяет только Амур». Для китайцев Амур — форпост развития, граничащий на севере с полуварварами, укравшими у них земли за его пределами. Для русских Амур, как и реки американского Запада, является соединением с богатой границей, граничащей с Тихим океаном. Но сегодня на российском Дальнем Востоке Калифорнии нет, и хотя Амур когда-то был «мечтой», он остается «вечно отложенным обещанием».
Ближе к концу своего течения Амур снова берет курс на север, снова пересекая почти необитаемую пустыню, прежде чем впасть в Тихий океан к югу от Охотского моря. Туброн преодолевает эти последние сотни миль на лодке и Land Rover® с двумя местными жителями, Александром и Игорем, которые олицетворяют усталость того, что должно было быть золотой землей. Они проводят эти последние дни, ловя рыбу и выпивая, наслаждаясь расширяющейся рекой и тишиной девственного леса. Затем, воспоминания о своем необычайном путешествии сливаются в последней меланхолической задумчивости, автор стоит на мысе и смотрит на восток, в сторону устья, «где Амур изливает свое темное слияние вод в океан».
История
1854 г.
Открытие речного судоходства на Амуре
1858 г.
Фонд
«Амурская компания»
1871 г.
Утверждение Устава Товарищества «Амурское пароходство»
1892 г.
1892 — реорганизация «Товарищества Амурского пароходства» в «Амурское общество пароходства и торговли» (АОПиТ/АССНТ).
1918 г.
Национализация
флота
1922 г.
Акционерное общество «Амурское государственное пароходство» (АГК)
1923 г.
IV съезд водников бассейна реки Амур
1928 г.
Переезд Управления АГП в г. Хабаровск
1936 г.
Разделение АГП на две самостоятельные судоходные компании
1954 г.
100 лет Российскому пароходству
1993 г.
Преобразование Амурского морского пароходства в ОАО
2007 г.
«Амурское пароходство» вошло в состав холдинга RFP Group
2010 г.
ООО «Терминал Совгаван»
вошел в состав Группы компаний «Амурское пароходство»
2011 г.
ЗАО «Торговый порт Благовещенск» вошло
в состав
«Амурское пароходство»
2017 г.
Преобразование ОАО «Амурское пароходство» в акционерное общество
2022
Выход из состава акционерного общества ОАО «Амурское пароходство»
Группа RFP
Амурское пароходство — одно из старейших промышленных предприятий Дальнего Востока России. Его история тесно связана с возникновением и развитием судоходства на Амуре.
Официальной датой открытия судоходства по Амуру считается 14 (27) мая 1854 года. В этот день по распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева, от Шилкинского завода с военным поплавком вышел первый дальневосточный пароход «Аргун», капитаном которого был А.С.Сгибнев (его именем назван поселок на верхнем Амуре).
«18 (31) мая 1854 года, в 14 часов 30 минут. в воды Амура вошли вёсельные суда и пароход «Аргун». Трубачи играли «Боже, царя храни!». Все в одной лодке встали и сняли шляпы. Мыравьев налил в стакан амурской воды и поздравил всех с началом навигации по Амуру. «Ура!» закричал. Приятно было смотреть, как суда бегут по речной глади» (из книги Ивана Барсукова «Граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский», Москва, 1891, стр. 371)
«Вся Сибирь вздрогнула, услышав известие об открытии судоходства по Амуру, которого она ждала более 160 лет», — писал Г.И.Невельский об «Аргунском» плавании в своей книге «Подвиги русских морских офицеров на Крайнем Востоке Сибири»
Первые пароходы на Амуре были казенными, маломощными, тихоходными и малоэффективными. Однако в отличие от западных бассейнов, где судоходство появилось гораздо раньше и началось с деревянного флота, на Амуре стали принимать суда из металла. Лишь некоторые отечественные суда имели деревянные корпуса: котлы и машины для них заказывались из западных стран, а корпуса из дерева строились на амурских верфях, чаще в Благовещенске.
В годы заселения Приамурья все перевозки почты и казенных грузов осуществлялись судами Сибирской военной флотилии. Но становилось все более очевидным, что необходимо иметь собственное речное транспортное предприятие на Амуре. Родоначальником ее в 1858 г. стала «Амурская компания». перевозка крупного рогатого скота, 15 лошадей и 3 человек на лодке управляющим Амурской Компанией (Амурская Компания)»9.0007
Позже для организации пассажирско-почтового сообщения по реке Амур между поселками Сретенское и Николаевск, от Хабаровки по реке Уссури, по озеру Ханка до поста Камень-Рыболов было пароходство «Бенардаки и Ко» создано, впоследствии названное «Товарищество Амурского морского пароходства». Устав «Товарищества Амурского пароходства» был высочайше утвержден 18 сентября 1871 г. для устройства срочного пароходного обслуживания бассейна Амура и содержал 71 пункт. Учреждение Товарищества было поддержано правительством: «Правительство передает Товариществу 10 пароходов, ныне стоящих на реке Амур, под наблюдение Морского министерства, со всеми принадлежащими им баржами и лишним, по особой цене. ». Длина водного пути от Хабаровки до поста Камень-Рыболов составляла около 800 верст (около 850 км). Кроме того, по Амуру, Уссури и Зее были организованы специальные буксирные линии, в основном для сплава и перевозки леса.
В 1871 году товарищество купило 9 казенных пароходов, принадлежавших Морскому министерству. В навигацию 1872 г. уже работало 13 пароходов товарищества. Это были «Зея», «Онон», «Ингода», «Чита», «Сонггачи», «Генерал Дитмарх», «Телеграф», «Лена», «Уссури-1», «Уссури-2», «Николаевск». , «Константин», «Генерал Корсаков». С 1876 по 1885 год председателем правления товарищества был тайный советник Неронов, много сделавший для развития и прибыльной работы Товарищества Амурского пароходства. Позже мощный пароход фирмы Джона Кокерилла (год постройки 1894) был назван по имени Неронова. (в советское время – пароход «Труд»).
Одновременно правительство обязалось поддержать пароходство путем предоставления субсидий и оплаты проезда: из казны будет поступать более 300 тысяч рублей в год. Компенсируя эту государственную поддержку, товарищество перевозило почту и сопровождавших ее чиновников по всем направлениям. Благодаря открывшемуся интенсивному судоходству по реке Амур и ее притокам оживились связи между различными общинами края; усилилось заселение Приамурья выходцами из Центральной России; торговля, золотодобыча и лесная промышленность начали набирать обороты. Большое значение для развития пароходства имело то, что грузы по реке Амур перевозились бесплатно. Второй этап развития судоходства по Амуру был связан с началом строительства Великой Транссибирской магистрали, что потребовало перевозки огромного количества различных грузов. В 1892 «Товарищество Амурского пароходства» реорганизовано в «Амурское общество пароходства и торговли» (АОПиТ/АССНТ).
С развитием судоходства и ростом флота множились и судовладельцы. К 1907 г. их было 87 единиц. Наиболее флотоемкими судовладельцами были упомянутые выше АОПиТ/АССНТ, владевшие 19 самоходными судами, и Общество Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), владевшее 20 судами. Другие государственные и частные судовладельцы владели одним или двумя пароходами. Среди построенных судов самыми крупными и мощными буксирами-тендерами были «Джон Кокерил», «Цесаревич», «Сергей Духовской», «Сергей Витте», «Барон Корф», «Владимир Мономах», «Иван Вышнеградский», «Граф Игнатьева», «Граф Путятин» и др. Самые мощные буксиры (400-500 л.с.): «Николай Ададуров», «Граф Амур», «Гавриил Скобелев», «Константин», «Владимир Атласов», «Семен Дежнев», «Василий Поярков» и другие. Около сотни эксплуатируемых судов имели мощность от ста до пятидесяти лошадиных сил. А буксирный пароход «Адмирал Невельской», построенный фирмой Джона Кокерилла в 1885 году, имел мощность 880 л.с. Даже сейчас такой показатель является достаточно высоким для речного судна.
К 1917 г. на заводах штатов, являвшихся основными поставщиками флота на Амур, и в отечественном судостроении было построено 86 пароходов и 40 теплоходов, т. е. судов с двигателями внутреннего сгорания. Численность самоходного и несамоходного флота составляла более пятисот судов. Из них более 350 базировались в Благовещенске, Хабаровске и других населенных пунктах бассейна Амура, а около сотни — в Николаевске, ставшем морским торговым портом. На реке Сунгари работало 18 судов, не подлежащих регистрации (китайские владельцы).
Флот принадлежал 159 судовладельцам, в основном частным. Торговый дом успешного купца Алексеева и сыновей был крупнейшим частным судовладельцем. Ему принадлежали мощные буксиры «Амгун» — 500 л.с., «Габриэль Скобелев» — 500 л.с., «Генерал Линевич» — 500 л.с., «Неронов» — 600 л.с. и несколько пассажирских судов (включая буксирное оборудование) типа: «Атаман». «,» «Бородино», «Иртыш» «Василий Алексеев», вместимостью 672 человека, построенный в Англии в 1896 году. Старые морские лоцманы рассказывали любопытную историю: при покупке этого судна Алексеевым его сыновья начали спорить , выбрав ей имя. Один из сыновей настоял на том, чтобы назвать пароход именем губернатора Гондатти. Отец слушал-слушал, а потом твердо сказал, хлопнув ладонью по столу: «Гондатти, Гондатти… Василий Ляксеев (Алексеев) и все!»
Вторым крупным судовладельцем на Амуре был И.А. Опариным, владевшим семью буксирными и смешанными грузопассажирскими судами и двенадцатью баржами. Суда «Владимир», «Аврора», «Брянта», «Экспресс» и «Алеша» были малой мощности от 100 до 200 л.с.; «Меркурий» 300-го и «Иван Опарин», построенный в Гельсингфорсе в 1913 г., имели мощность 650 л.с. и пассажировместимость 261 человека. После революции пароход получил имя «Карл Маркс». Он имел самое нарядное внутреннее убранство и до 50-х годов эксплуатировался по перевозке пассажиров и буксировке барж по Амуру. В последние годы ее капитаном был Павел Ерофеевич Слесарев, а его помощником, Александром Петровичем Пузенко, будущий первый заместитель начальника пароходства.
В 1918 году торговый флот был национализирован. Афанасий Николаевич Карпенко, потомственный амурский речник, был избран первым Дальневосточным региональным уполномоченным водного транспорта. В марте 1918 г. был организован Союз амурских моряков под председательством Рихтера. Народному пароходству было присвоено наименование «Амурский народный флот».
В 1922 году правительством Дальневосточной республики было утверждено временное «Постановление об Амурском государственном водном транспорте», которое 05.12.1922 было переименовано в Амурское государственное пароходство (АГПК).
Важным событием в истории развития речного транспорта на Амуре стал IV съезд водников бассейна реки Амур.
Вехой в истории развития речного транспорта на Амуре стал IV съезд водников бассейна реки Амур, состоявшийся в январе 1923 г. решены условия труда работников речного транспорта.
В 1928 году управление «Амурского государственного пароходства» было переведено в город Хабаровск.
Позднее, в 1936 году «АССК» было разделено на два самостоятельных пароходства типа «Верхне-Амурское речное пароходство управление» — ВАРСУ/ВАУРП (управление в г. Благовещенске, с границами от Верхнего Амура и его притоков до Ленинского причала, ЕАО) и «Управление Нижнеамурского речного пароходства»-ЛАРСКА/НАУРП (управление в г. Хабаровске, с границами от Нижнего Амура, его притоков, от Ленинского причала до г. Николаевск-на-Амуре с выходом на остров Сахалин). Реинтеграция вышеуказанных компаний в одно «Амурское речное пароходство» с администрацией в Хабаровске произошло в 1948.
В 1954 году в связи со 100-летием русского пароходства на Амуре личный состав «Амурского речного пароходства» был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1993 году «Амурское речное пароходство» ордена Трудового Красного Знамени было преобразовано в открытое акционерное общество «Амурское речное пароходство», которое через три года было переименовано в открытое акционерное общество «Амурское пароходство».
В 2007 году предприятие вошло в состав холдинга RFP Group и на сегодняшний день является базовым предприятием транспортно-логистического направления холдинга.0007
ОАО «Амурское пароходство» закрыло сделку по приобретению ООО «Универсальный перевалочный комплекс «Терминал Совгавань». Как сообщал SeaNews, судоходная компания планирует осуществлять через комплекс, расположенный в бухте Окоча залива Советская Гавань, перевалку сыпучих и навалочных грузов в объеме 500 тыс. тонн в год. В перспективе объем перевалки может быть увеличен до 800 тыс. тонн в год.
30 ноября в Благовещенске открылся первый Дальневосточный таможенно-логистический терминал (ТЛТ). Новый таможенно-логистический терминал включает таможенный пост Благовещенск, международный круглогодичный автомобильный и речной грузовой пункт пропуска через государственную границу и склад временного хранения (СВХ). Они базируются на территории ЗАО «Торговый порт Благовещенск», входящего в группу компаний «Амурское пароходство» (холдинг RFP Group).