Моря Северного Ледовитого океана, омывающие Россию
Они наиболее многочисленны. Их шесть: Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское.
Крайнее море на западе — Баренцево. Оно названо в честь голландского мореплавателя Баренца, который в ХVI веке возглавлял три экспедиции по Северному Ледовитому океану в поисках северо-восточного прохода из Атлантического океана в Тихий. Баренцево море резко отличается от других северных морей: большая часть моря не замерзает, оно имеет значительную глубину — до 500-600 м, открыто на запад в сторону Атлантики, откуда в море заходит Норд-Капская ветвь теплого Северо-Атлантического течения. Проникновению в глубину Баренцева моря теплых вод способствуют и его большие глубины. От воздействия холодных вод Северного Ледовитого океана море защищено островами Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа на севере, а также Новой Землей и островом Вайгач на востоке.
Препятствует замерзанию и соленость его вод (32-35 промиллей). Отличается оно от других северных морей и характером своих побережий. Берега Кольского полуострова вдоль Баренцева моря скалисты и обрывисты, что обусловлено интенсивным тектоническим поднятием полуострова как в прошлые геологические эпохи, так и в настоящее время. В результате разломов земной коры его берега расчленены длинными, узкими, глубокими заливами — фьордами. Фьорды очень удобны для устройства гаваней, в них не бывает сильного волнения и судам не страшны никакие штормы. В глубине Кольского фьорда находится самый крупный в мире заполярный город-порт Мурманск. Температура воды в нем зимой +3…+4°С, летом +7…+12°С, поэтому Мурманский порт круглый год свободен ото льда.
Море имеет большое промысловое значение. Здесь ловят треску, пикшу, морского окуня, сельдь, камбалу, палтуса и др. рыбу. В Мурманске имеется крупный рыбоперерабатывающий комбинат. На скалистых побережьях Кольского полуострова, Земли Франца-Иосифа и Новой Земли многочисленны гнездовья морских птиц. Это так называемые “птичьи базары”, где обитают тысячи кайр, чистиков и чаек. На островах гнездятся гаги, пух которых высоко ценится.
На юге Баренцево море соединяется проливом Горло с Белым морем. Белое море глубоко врезано в глубь континента между полуостровами Канин и Кольский. Оно имеет лишь ограниченную связь с Баренцевым морем, поэтому теплые воды Атлантики в него не проникают. В результате вопреки более южному положению Белое море значительно холоднее Баренцева. Температура его воды на поверхности летом +7…+15°С, зимой -1,6°С. В море впадает ряд крупных рек: Северная Двина, Онега, Мезень. Они опресняют южную часть моря, где соленость не превышает 20-26 промиллей; пониженная соленость способствует замерзанию моря. Зимой оно покрывается дрейфующими льдами, а все заливы — сплошным ледяным покровом. Часто бывают штормы, небо большую часть года покрыто облаками. От этого вода имеет белесый оттенок, что и отражается в названии моря. В устье Северной Двины находится крупный город и порт — Архангельск. В ХVI и ХVII веках он был единственным портом России. Вода в порту зимой замерзает, судоходство в нем поддерживается с помощью ледоколов. Через порт проходит основной поток грузов для арктических районов нашей страны.
Баренцево море проливом Карские Ворота и Югорский Шар соединяется с Карским морем. Между Карским морем и морем Лаптевых располагается архипелаг Северная Земля. Море Лаптевых находится между полуостровом Таймыр и Новосибирскими островами. Оно названо в честь русских мореплавателей Дмитрия и Харитона Лаптевых, которые в ХVIII в. обследовали его берега. Между Новосибирскими островами и островом Врангеля находится Восточно-Сибирское море. Берега Чукотского полуострова омываются водами Чукотского моря. На юге Беринговым проливом оно соединяется с Беринговым морем Тихого океана. Все эти моря имеют общие черты природы. Они мелководны и располагаются в пределах шельфа. В четвертичное время после таяния покровных ледников произошел подъем уровня Мирового океана и его воды затопили низкие берега севера Евразии. Значительные участки долин многих северных рек оказались погруженными под уровень океана.
Все моря круглый год покрыты плавающими льдами. В конце лета на два месяца (август и сентябрь) освобождаются ото льда лишь их прибрежные части. И зимой и летом бывают густые холодные туманы и пурга. Все это создает большие трудности для судоходства. К тому же вблизи берегов моря мелководны и недоступны для крупных судов. Низкие плоские берега изобилуют многочисленными бухтами, но из-за мелководий вход в них крупным кораблям также затруднен. На удалении от берегов, где моря достаточно глубоки, круглый год наблюдаются ледяные поля с мощностью льда до 7 м, которые можно преодолевать лишь с помощью мощных ледоколов. Несмотря на неблагоприятные природные условия, по морям Северного Ледовитого океана осуществляется регулярное судоходство. Современные ледоколы большую часть года, даже во время полярной ночи, проводят караваны торговых судов по всему Северному морскому пути. Это самый короткий водный путь от западных до восточных окраин России. Суда преодолевают его менее чем за месяц. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути 14280 км, а через Суэцкий канал — 23200 км. Для того, чтобы Северный морской путь превратился в регулярно действующую морскую магистраль, понадобились многие десятилетия героических усилий полярных исследователей. Первые плавания русских поморов по Баренцеву и Карскому морям начались еще в XI — XIII вв. В XVIII в. Петр I организовал экспедиции, которые приступили к систематическому изучению северных морей и морских побережий. Экспедиции осуществлялись и после смерти Петра I. Далекие плавания в условиях тяжелых льдов и сурового климата требовали огромного мужества от русских исследователей. Многие из них погибли. В результате экспедиций были составлены карты и сделаны географические описания всех морей Северного Ледовитого океана. Однако лишь в конце XIX в. шведская экспедиция под руководством Э.Норденшельда впервые прошла весь Северный морской путь. Плавание шведской экспедиции было осуществлено за две навигации с зимовкой. В 1932 г. экспедиция на ледокольном пароходе “Сибиряков” под руководством полярного исследователя О.Ю.Шмидта впервые прошла из Архангельска до Берингова пролива без зимовки. Этим было положено начало эксплуатации Северного морского пути. Для его освоения и изучения Арктики в советское время были организованы многочисленные высокоширотные полярные экспедиции. Первую научную станцию (СП-1) на Северном полюсе в 1937 г. возглавил И.Д.Папанин. Исследования Арктики продолжаются и в наше время. С конца 30-х годов Северный морской путь превратился в постоянно действующую водную транспортную магистраль. Во время Великой Отечественной войны по нему проводились дальневосточные боевые суда в Баренцево море и перевозились военные грузы из Соединенных Штатов Америки. В настоящее время Северный морской путь надежно соединяет дальневосточные и европейские порты нашей страны, а также устье судоходных рек Сибири. Навигация по нему продолжается четыре месяца. Проводка судов обеспечивается не только мощными ледоколами, но и работой многочисленных научных станций, составляющих прогнозы погоды и дрейфа морских льдов. Судоходству помогают летчики полярной авиации и космические наблюдения. Тем не менее плавание по северным морям продолжает оставаться очень трудным и требует больших усилий и мужества моряков и полярников. В будущем предполагается организация круглогодичной навигации. Суда пойдут непосредственно по Северному Ледовитому океану, минуя мелководные проливы северных морей.
Освоение Северного морского пути позволило развернуть работы по использованию богатейших природных ресурсов северных районов нашей страны, ускорить их хозяйственное развитие.
Природа Севера очень ранима и нуждается в особой защите. Для ее охраны на островах Белого и Баренцева морей организованы заповедники, где в естественных условиях сохраняются ландшафты тундры и лесотундры, места обитания белого медведя, овцебыка, лежбища моржей и гнездовья белого гуся. В связи с развернувшейся на Севере добычей разнообразных полезных ископаемых остро встали вопросы предотвращения загрязнений морей Северного Ледовитого океана.
Туры по Северному Ледовитому океану — путешествия по Северному Ледовитому океану, цена
О регионе. Романтика суровых волнСеверный Ледовитый океан раскинул свои воды между Евразией и Америкой. Он омывает берега шести стран: США, России, Норвегии, Канады, Исландии и Дании. Часть его поверхности круглый год покрыта льдом, а число островов и архипелагов уступает только Тихому океану. Крупнейшие острова — Гренландия и Исландия, а также остров Врангеля. Наиболее знаменитые архипелаги — архипелаг Земля Франца Иосифа, Канадский Арктический, Новая Земля, Шпицберген, Северная Земля и Новосибирские острова.
В океане встречаются айсберги, дрейфующие более шести лед. Его берега изрезаны фьордами, заливами и лагунами, а в шельфе его морей, достигающем в ширину 1500 километров, добывают нефть и природный газ. Кроме того, в море Лаптевых и в Восточно-Сибирском море есть отложения различных руд, в центральной части океана залегают магнетит, ильменит, гематит и пирит, но этим биологические богатства практически исчерпываются: кроме добычи полезных ископаемых, в некоторых районах охотятся на тюленей и собирают водоросли. А много лет северные жители, поморы, собирали здесь жемчуг, занимались зверобойным промыслом и добычей соли.
В океан впадают крупные сибирские реки — из-за этого он наименее солёный из всех мировых океанов, а также наименее глубокий и большой: максимальная глубина составляет пять с половиной тысяч метров, а площадь — около 15 миллионов квадратных километров (это, кстати, чуть более чем на 2 миллиона квадратных километров меньше, чем площадь России).
Летом температура воздуха над океаном близка к нулю, а зимой опускается почти до арктического минимума: — 40 градусов. Однако, вопреки названию, океан не охлаждает, а, наоборот, согревает сушу: это происходит из-за того, что его воды имеют запас тепла, который пополняется благодаря Атлантическому и Тихому океанам через Берингов пролив и проливы Девисов, Датский, Фарерско-Исландский и Фарерско-Шетландский. В западные области океана проникает тёплое течение, и там поверхность не покрывается льдом даже зимой.
В глубинах водятся треска, навага и палтус — в древние времена поморы ловили в разных районах океана рыбу, строили лёгкие и маневренные парусные суда и путешествовали по холодным морям с искусством, благодаря которому они почти никогда не гибли среди льдов. Между тем известны случаи, когда нагромождения льдов — торосы — зажимали огромные суда и раздавливали их или «выжимали» вверх.
Кроме мелкой рыбы, в океане живут тюлени, моржи и белухи. Также в Арктике водятся такие редкие животные, как снежная сова, гуменник короткоклювый, гага-гребенушка, белоснежные гуси и могучие овцебыки, а ещё — пятнистые тюлени, лахтаки, песцы, куропатки, серебристые чайки и малые полосатики.
В водах Баренцева моря образуется огромное количество планктона, который привлекает птиц. На скалах летом появляются птичьи базары — одни из самых больших в мире. Кайры, гагары, белохвостые орланы, кряквы, атлантические тупики… Птичьи базары, к слову, — развлечение не для слабонервных: это непрерывный и разноголосый птичий крик, какофония и гомон, стремительно взлетающие и ныряющие чайки, крачки и морянки…
Кстати, рыба и другие обитатели подводных глубин живут дольше своих тепловодных сородичей. Треска, например, здесь может дожить до двадцати лет (если, конечно, её не выловят раньше, что маловероятно — на данный момент действует шестнадцатилетнее соглашение крупнейших рыболовных стран, которое устанавливает запрет на рыбную ловлю в арктических водах. Это сделано для того, чтобы учёные могли изучить экосистему Арктики и влияние, которое могут оказать климатические изменения).
Круизы по просторам океанаМы предлагаем самые разные туры по бескрайнему холодному океану: в программе — круизы на экспедиционных суднах, путешествия в царства, где обитают белые медведи, лыжные походы, полёты на вертолёте и плавание на ледоколе.
География экскурсий также очень широка: с RussiaDiscovery можно побывать на архипелагах Новая и Северная Земля, Земля Франца-Иосифа и Шпицберген, увидеть Берингов пролив, остров Врангеля, Аляску и Чукотку, и, конечно же, оказаться на самой вершине мира — Северном полюсе.
В зависимости от выбранного маршрута и в соответствии с погодным условиями вы сможете:
- понаблюдать за белыми медведями и лежбищами моржей и тюленей;
- увидеть песцов, белых и розовых чаек, гаг и голубых китов;
- заглянуть в охотничий домик и на охотничье зимовье;
- встретить оленей и побывать на птичьих базарах, где кайры, гагары и другие птицы гнездятся на выступах скал;
- побывать в местах, где останавливались великие путешественники и исследователи — Виллем Баренц, Руаль Амундсен, Умберто Нобиле, Семён Дежнёв, Фритьоф Нансен, Ялмар Юхансен; «прогуляться» вдоль ледников на лодках-зодиаках;
- узнать, где находится самая северная железная дорога, увидеть местные населённые пункты;
- побывать на действующих научных станциях и узнать об их исследованиях;
- совершить круиз по живописным фьордам, побережьям и архипелагам, проплыть среди пиков гор и дрейфующих айсбергов;
- посетить приморские города, арктические музеи, разрушенные китобойные базы, заброшенные полярные и метеорологические станции, старые хижины и другие памятники истории освоения Арктики;
- заняться каякингом — это одна из самых незабываемых активностей за северным полярным кругом!
- поучаствовать в бесплатных фото мастер-классах на берегу и на борту судна;
- взять книги в «полярной библиотеке» на борту судна, послушать лекции гидов и экскурсоводов;
- пройти по «Китовой аллее» из костей гренландских китов;
- погрузиться в местную атмосферу: увидеть танцы чукчей, посетить краеведческий музей, отведать традиционные блюда — варенье из морошки и мясо китов;
- побывать неподалёку от необитаемого форпоста, с которого можно различить берега Америки;
- пройти по пути мимо островов «Вчера» и «Завтра», через которые пролегает международная линия перемены дат. Официально они называются островами Диомида;
- попасть на базу «Барнео», расположенную на дрейфующей льдине, — и не просто попасть, а прилететь на самолете АН-74 или доплыть на борту атомного ледокола «50 лет Победы». На ледоколе, кстати, вы сможете побывать на капитанском мостике;
- долететь на вертолёте Ми-8 до точки, в которой сходятся все меридианы;
- искупаться в горячих источниках или в ледяном бассейне прямо в водах океана, а затем попариться в полярной бане, устроить барбекю на льду и даже погрузиться под лёд.
Обратите внимание: каждая экспедиция имеет разную продолжительность, а цена указана на одного человека. Большинство экскурсий предполагают самостоятельное прибытие в Мурманск или другой пункт, в котором начинается путешествие.
В стоимость входят:
- проживание. Цена разнится в зависимости от категории каюты и экспедиционного судна: «Plancius», «Hondius», «Ortelius», «Sea Spirit», «Ocean Adventurer», «Spirit of Enderby», а также ледоколы «Капитан Хлебников» и «50 лет Победы». Если вам не по душе проводить время «на плаву», вы можете остановить свой выбор на маршруте «В Арктику на вертолёте» или лыжном варианте «Через Берингов пролив». Эти экспедиции не предполагают размещения на судне, а включают ночёвки в гостиницах, на базах и в отапливаемых арктических палатках.
- питание на борту (включая закуски, кофе, чай).
- круизы и экскурсии на лодках-зодиаках, а также по берегам, на которые запланированы высадки.
- услуги лекторов и гидов, рассказы о флоре и фауне Арктики.
- предэкспедиционные и информационные материалы, портовые сборы.
- аренда специального инвентаря во время круизов, высадок и экскурсий.
Почти все экскурсии включают в стоимость трансфер в аэропорт, в отель и т.п. (смотрите подробнее в описании конкретного круиза) и медицинскую страховку. Кроме того, в цену некоторых экспедиций входят памятные сертификаты, фирменные куртки, электронные журналы путешествий.
Какой бы вариант вы ни выбрали — туры с RussiaDiscovery окажутся незабываемой возможностью погрузиться в мир морей, архипелагов, скал, тундр, океанских трасс.
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Спросить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Скульпторы и викторина по скульптуре
9 примечательных болотных тел (и что они нам говорят)
Чего не знают всезнайки, или Иллюзия компетентности
Отплытие в первый летний переход через Северный Ледовитый океан » Explorersweb
11 июля 2018 г. Эш Рутен Арктика | Экспедиции | Полярные исследования | Полярные исследования | Поляки | Наука
Французский полярный гид Винсент Колльяр вместе с другими французскими искателями приключений Себастьяном Рубине и Эриком Андре отправляются в амбициозное путешествие через Северный Ледовитый океан от Аляски до Шпицбергена. Рубине возглавляет экспедицию.
Этот проект «Путешествие через полюс» разрабатывался шесть лет и включает в себя две предыдущие неудачные попытки. В 2013 году Колльяр и Себастьян Рубине столкнулись с толстым льдом в районе 82-й параллели, и их пришлось спасать с помощью российского ледокола. В 2011 году Рубине и Винсент Бертер повернули назад на четверть пути, когда бортовая батарея лодки вышла из строя.
Квест через полярный маршрут. Изображение: Себастьян Рубине
Чтобы преодолеть примерно 3000 километров, команда использует индивидуальный семиметровый катамаран, получивший название
Babouch’ty на более твердом морском льду, снятый дроном. Фото: Винсент Колльярд
Троица вышла 20 июня из реки Саг, впадающей в море Бофорта на северо-востоке Аляски. На второй день они впервые столкнулись со льдом, а к четвертому дню вышли в море Бофорта, все еще сильно забитое льдом в начале лета. При буксировке почти 500-килограммового катамарана по льду один человек тянул впереди, а двое других толкали сзади.
901:27 За последние 20 дней они столкнулись с гребнями давления и густым туманом. В какой-то момент они немного отступили к маленькому острову, где на 11-й день получили пополнение запасов на самолете.