Кто путешествовал по морю и океану: кто путешествовал»по морю по Океану»

Студёное море Истомы: первое «окно» в Европу

В наших учебниках географии по традиции подробно расписываются великие географические открытия – куда и как ходили в дальние моря Васко да Гама, Америго Веспуччи, Христофор Колумб, Фернан Магеллан и другие великие путешественники. И лишь вскользь рассказывается о наших бесстрашных мореходах, которые в северных морях совершали не менее важные подвиги, чем их заморские коллеги.

Русские покорители Севера

Конец XV века. Куда плыть, когда из всех морей у Московского государства на тот момент было только Белое и Северный Ледовитый океан? Какие пальмы, ананасы, когда кругом только ледяные торосы, мхи и северное сияние? Два месяца – лето, а остальное – зима, зима, зима… Но суровая природа не была помехой для смелых мореходов – русских поморов. Они совершали дерзкие путешествия к далёким приполярным островам и землям.


Поморский корабль на гравюре. Источник: http://arctzem. ru

Поморы освоили многие мореходные суда, но самым лучшими из них были кочи. Кочи были приспособлены к длительным плаваниям и не боялись льдов. Такие корабли имели особую округлую форму, позволявшую выдерживать ледовое сжатие, а простые паруса помогали лавировать по ветру не хуже многомачтовых кораблей Европы. Поморами был накоплен богатый опыт плаваний и по чистой воде, и среди льдов. Они умело пользовались компасом, который называли «маточкой». От отца к сыну передавался опыт плавания. В каждой мореходной семье хранились рукописные лоции и карты.

Сначала поморы совершали свои плавания вдоль берегов. В лоциях были помечены все подходящие стоянки в бухтах и другие приметные места, сведения о течениях, ветрах и движении льдов. Русские мореходы первыми обогнули Кольский полуостров и добрались до северных берегов Скандинавии. Во второй половине XV века они добрались до островов архипелага Шпицбергена, где часто стали оставаться на зимовки. Сами поморы называли Шпицберген Грумантом. К XVI веку поморские кочи плавали к Новой Земле и открыли Ямал и Обскую губу.

Посольство в Данию

В 1496 году великий князь московский Иван III решил отправить посольство в Данию, которое предложило Русскому государству договор «о любви и братстве». Послом был назначен подьячий Григорий Истома. Он состоял переводчиком с латинского и немецкого языков при дворе Ивана III Васильевича и Василия III, ездил не только в Данию, но и позже в Священную Римскую империю (1517-1518).


Карта Сигизмунда Герберштейна. Источник: https://crimea-map.msk.ru

Путь в Копенгаген была не близким, отношения со Швецией были в тот момент весьма враждебными, и традиционная дорога через Балтийское море, по сути, была закрыта. Решили воспользоваться более безопасным путём – из устья Северной Двины в Копенгаген, в обход северных берегов Швеции. Путешествие началось из Великого Новгорода. В устье Северной Двины Истома нанял у поморов четыре судна, которые и стали основой экспедиции. Обогнув Скандинавский полуостров, путешественники добрались до норвежского города Тронхейм и уже оттуда на санях до Копенгагена.

Трудности, с которыми столкнулись путешественники, – тема для отдельно рассказа. Сам Григорий Истома был в Дании несколько раз и неоднократно путешествовал по Студёному морю (Северному Ледовитому океану). В 1517 году его рассказ о путешествии записал посол Священной Римской империи барон Сигизмунд Герберштейн и позднее включил в свою знаменитую книгу «Записки о Московии», опубликованную в 1549 году.


Истома Григорий. Источник: http://www.glavtema.ru

Это первое из европейских описаний плаваний вдоль северной оконечности Скандинавского полуострова.

Вскоре под воздействием этого рассказа было совершено и первое плавание англичан в Белое море, что в дальнейшем стало толчком к развитию русско-английской торговли. А деятельность самого Истомы как первооткрывателя морских путей заслужила высокую оценку историков у нас и за рубежом.

Новое прочтение старых вопросов


Постройка кораблей. Источник: http://www.glavtema.ru

Сегодня северные пути всё больше занимают умы и учёных, и политических деятелей. Конечно, Северный морской путь значительно сокращает сроки доставки товаров с востока на запад. И многие западные политики стараются подвинуть Россию с этой дороги, забывая, что большая часть пути проходит через наши территориальные воды, и лавры первенства их открытия принадлежат нашим соотечественникам. Даже предположение о возможности практического использования Северо-Восточного прохода (так до XX века назывался Северный морской путь) впервые было высказано русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525 году. В XVI веке англичане несколько раз попробовали пройти по этому пути, но дальше Новой Земли проникнуть не смогли. Впервые за одну навигацию Северный морской путь был осилен экспедицией Отто Шмидта в 1932 году на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков».

Обложка: https://printerest.ru

20 сентября 1519 года Магеллан отправился в кругосветное путешествие

Первое кругосветное плавание под руководством Фернана Магеллана. Фото — fb.ru

Кругосветное путешествие Фернана Магеллана считается одним из величайших событий XVI века. В результате экспедиции было доказано, что Земля имеет форму шара, а также впервые европейцами было пройдено «Южное море», которое Магеллан назвал Тихим океаном. Магеллан, как и Колумб, был сторонником идеи, что Земля круглая, следовательно, путешествие на запад приведет на восток.

Экспедиция была укомплектована большой командой (около 265-280 человек) на пяти судах. Однако в результате мятежей, трудного пересечения Тихого океана, конфликтов с населением Филиппин и Островов пряностей – команда экспедиции сильно сократилась. Судно «Виктория» вернулось в Испанию, имея 18 человек на борту, а еще 18 человек, которые попали в плен к португальцам, вернулись в Европу позднее.

 

Со школьных времен многим известно, что Фернан Магеллан – известный мореплаватель, однако, мало кто знает, как он оказался по главе большой испанской кругосветной экспедиции. Будучи португальцем из обедневшего дворянского рода, Магеллан был участником многих важнейших португальских экспедиций в Индию и Малайзию, где он был неоднократно ранен. Некоторые историки и библиографы говорят, что Магеллан был хромым на одну ногу. В течение восьми лет будущий мореплаватель служил в португальском флоте, завоевав себе репутацию отважного моряка. Когда португальский король отказал Магеллану в повышении по службе, Фернан вступил в испанский Совет Индии – учреждение в Севилье, которое занималось новооткрытыми землями. Так, Магеллан заявил, что Молуккские острова, известные также как Острова пряностей, должны принадлежать Испании.

Фернан Магеллан утверждает, что между Атлантическим океаном и Южным морем есть пролив к югу от Бразилии, через который можно попасть к заветным землям.

Руи Фалеру – португальский астроном и приятель Магеллана, согласился с рассуждениями друга, после чего, они вместе составили проект путешествия, который был одобрен гражданами Испании и королем Карлом Первым. К слову, Магеллан и его товарищ Фалера просят у короля такие же привилегии, какие ранее были у Колумба. По стечению обстоятельств астроном Руи Фалера отказывается от рискованного путешествия, и Магеллан единолично отправляется в первое кругосветное плавание.

Молукксие острова называли в Средние века Островами пряностей. Фото — daoofhealth.ru

Так, на корабле «Тринидад» плыл сам Фернан Магеллан. Кораблем «Сан-Антонио» руководил известный Хуан Картахена. Он, как и другие руководители флотилии – испанцы, был недоволен тем, что во главе экспедиции стоит португалец. Во время путешествия у Магеллана с Картахеной регулярно возникают ожесточенные конфликты. В результате одного их них, Магеллан снял с должности Картахену, которого сам король Испании лично назначил королевским контролером экспедиции.

Цель экспедиции Магеллана и его команды была коммерческая – найти кратчайший путь к Островам пряностей и заставить их подчиниться испанской короне. Действительно, экспедиция оказалась весьма успешной в этом отношении и принесла организаторам большую прибыль.

За четыре месяца экспедиция добралась до берегов Южной Америки. А вскоре доплыла до залива, а не пролива, ведущего в Южное море. Еще три месяца члены коллектива пытались найти заветный пролив – флотилия вслед за капитаном обошла неизвестное ранее Атлантическое побережье Южной Америки.

С приходом зимы недовольство коллектива возрастало – команда Магеллана изрядно устала, да, и запасы подходили к концу. Некоторые требовали переговоров, другие капитаны хотели вернуться в Испанию. Магеллан, страстно желавший успеха в начатом деле, жестоко обошелся с бунтовавшими – он отдал приказ четвертовать капитана «Виктории» Мендосу, обезглавить капитана «Консепсьона» Кесаде и высадить на берег Картахену, главного на «Сан-Антонио». Некоторых моряков он все же пощадил.

Вскоре Магеллан и оставшиеся члены экспедиции обогнули самую южную точку Южно-Американского континента – мыс Фроуорд, который расположен на полуострове Брансуик, а затем еще пять дней плыли на северо-запад. Казалось, что берега были безлюдны, однако, ночью можно было разглядеть огни костров. Поэтому Магеллан назвал эту южную территорию «Землей огня» — современная Огненная Земля.

Наконец, желанный пролив был найден и получил название Магелланова. Погода была благоприятная, поэтому, когда команда вышла в океан, его назвали Тихим. Однако повседневная жизнь на флотилиях не была такой радужной – вся команда болела цингой, 19 человек умерли от тяжелых условий.

В марте 1521 года корабли вышли к Марианским островам, а позже добрались до Филиппин – это означало конец перехода через Тихий океан.

В апреле 1521 года экспедиция Магеллана входит в филиппинский порт Себу. Так, между европейцами и местным населением начинается активная торговля. Многие, в том числе раджа Хумабон, были впечатлены силой и снаряжением европейцев, согласившись стать подданными испанской короны. Однако вождь одного из островов – Мактан, противится новым порядкам. Тогда Магеллан, желающий показать силу и мощь испанского оружия, решает проучить Мактана. Однако туземцы напали на неподготовленных к сражению европейцев, в результате чего погибло множество моряков, а самое главное – Фернан Магеллан. Через некоторое время на острове установят памятник великому Магеллану, а рядом еще один – вождю островитян, от руки которого погиб лидер экспедиции.

21 декабря команда корабля «Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано отправилась домой. И за 1081 день было совершено первое в истории кругосветное плавание. Экспедиция выяснила, что большую часть поверхности земли занимает не суша, как думали Колумб и его современники, а вода. Кроме того, Испания получила «право первого открытия» на Марианские и Филиппинские острова. Именем Магеллана названы два звездных скопления (Большие и Малые Магеллановы облака) и пролив.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.

Фото — kfcpromo.ru.  

Исследователи океана вошли в историю задолго до Христофора Колумба

Одним из величайших достижений человечества стало освоение маршрутов через мировой океан. Сообщества, разделенные тысячами миль, вступили в контакт, религиозные идеи распространились по водам, а художественное творчество подстегнулось опытом созерцания продуктов разных цивилизаций. Обычаи были решительно изменены движением кораблей через океаны. В средневековой Европе никто не пил чай, но как только был установлен контакт с любителями чая китайцами, чай стал навязчивой идеей миллионов людей от Швеции до Соединенных Штатов — чай является частью истории основания Соединенных Штатов, как Бостонское чаепитие показывает.

Мы склонны думать, что открытие океанов было делом рук великих исследователей, особенно первооткрывателей 15-го века, которые проложили свой путь через неизведанные воды в южную Африку, Индийский океан и земли пряностей в Индии. Это были такие моряки, как Христофор Колумб, которые случайно наткнулись на неожиданные земли, которые блокировали ожидаемый морской путь из Европы в Китай и Японию. Но хотя эти люди и дали название Эпохе Великих географических открытий, они не начали исследование Мирового океана — и множество торговцев последовали за ними, в полной мере воспользовавшись новыми знаниями об открытом океане для развития. торговые связи по всему миру, которые были предшественниками современной глобализации. Это были люди, которые действительно освоили океаны и соприкоснули континенты.

Уже около 2500 г. до н.э. торговцы отправлялись из нынешнего Ирака, столицы древней шумерской цивилизации, везя серебряные слитки в Индию, которая была столицей другой, еще более загадочной цивилизации, цивилизации долины Инда. По пути они приобретали медь из Омана и привозили из Индии драгоценные предметы, такие как сердолик и лазурит. Накапливая и реинвестируя прибыль, они были первыми капиталистами. Индийский океан стал одним из крупнейших каналов торговли между народами. Греческие купцы из Египта использовали муссонные ветры, чтобы обеспечить быстрый переход в южную Индию.

Китайские императоры, как правило, препятствовали бесконтрольной торговле, хотя запреты чаще всего побуждали торговцев искать способы обойти правила. Ранние компасы использовались для фэн-шуй, а не для навигации. Но в 12 веке нашей эры, когда берега Китая были открыты для мира, Ханчжоу был на пике своего расцвета. Позже Марко Поло станет свидетелем этой бурной коммерческой жизни с использованием бумажных денег и ее связями с Явой и другими регионами. А в открытом Тихом океане сотни разбросанных островов от Гавайев до острова Пасхи были заселены на протяжении многих столетий — полинезийцы достигли Новой Зеландии только около 1300 г. н.э. поколение за поколением.

К 1500 году нашей эры португальцы начали проявлять интерес к тому, что может предложить Атлантика. Этот интерес привел к заселению необитаемых островов, включая Мадейру, которая начала экспортировать феноменальное количество сахара. Португалия также основала работорговлю, доставляя пленников из Западной Африки в Европу, а затем в Америку, не обращая внимания на их человечность. Когда европейские моряки — из Португалии, Испании, Голландии, Англии, Дании и Франции — вышли в Тихий и Индийский океаны, начиная с 16-го века, они обнаружили живой морской мир, над которым они никогда не могли по-настоящему доминировать. Они по-прежнему зависели от ресурсов и путей снабжения жителей стран, которые они посещали, даже несмотря на то, что они проложили маршруты через весь земной шар, по которым китайский фарфор и шелк доставлялись из Манилы через Мексику в Гавану, а затем в Испанию или через Макао, а затем на юге Африки вплоть до Европы. Символом этих глобальных связей стал изготовленный в Китае фарфор с надписью E PLURIBUS UNUM, изготовленный специально для американского рынка.

С тех пор океаны только продолжали связывать мир воедино — особенно резко, когда были буквально проложены новые маршруты, со строительством Суэцкого канала в 19 веке и открытием Панамского канала в 1914 году. Первые товары для прохождения через Панамский канал состоял из груза консервированных ананасов с Гавайских островов. Тихий океан и Атлантический океан были тесно связаны друг с другом, чем когда-либо прежде.

Однако в 21 веке новые факторы полностью изменили способ перевозки товаров через моря, хотя более 90% мировой торговли осуществляется на кораблях. Контейнеризация означает, что товары могут быть загружены в Чикаго и выгружены в Варшаве без необходимости разгрузки в портах. На смену великим портовым городам мира пришли автоматизированные доки, заполненные мостовыми кранами. Контейнеровозы перевозят многие тысячи контейнеров. Бизнес ведется в масштабах, которые совершенно затмевают даже 20 лет назад, преображая привычный мир. И все же благодаря торговле и культурному обмену моря продолжают соединять даже самые отдаленные земли.

Дэвид Абулафия является автором книги «Бесконечное море: человеческая история океанов», номер , доступной в настоящее время в Oxford University Press.

Свяжитесь с нами по телефону по адресу [email protected].

Пересечение Атлантики: тогда и сейчас

1. Познакомить с понятиями океанских путешествий и океанских переходов.
Спросите: Почему люди могут захотеть путешествовать через весь океан? Вызывать у учащихся ответы, например, навестить семью и друзей; исследовать новые места в отпуске; торговать товарами; и переехать или переселиться. Перечислите их на доске. Предложите учащимся подумать о том, почему люди хотели бы переехать с одной стороны океана на другую и переселиться. Попросите учащихся представить, что они отправятся в путешествие через Атлантический океан. Спросить: На каком виде транспорта вы могли бы пересечь океан? (самолет, лодка)

2. Обсудите разницу между пересечением океана сотни лет назад и сегодня.

Объясните учащимся, что сотни лет назад люди часто пересекали Атлантический океан, чтобы исследовать новые места и перемещаться из одного места в другое.

Они путешествовали на парусных кораблях. Расскажите студентам, что люди, путешествующие из Европы в Северную Америку в колониальный период 1600–1799 годов, прошли долгий и опасный путь. Они часто болели и даже умирали во время перехода. Спросить: Почему сегодня то же путешествие намного быстрее и проще? Выясните у учащихся, что корабли больше не зависят от ветра и что самолеты теперь являются самым быстрым способом совершить такое же путешествие.

3. Раздайте экземпляры рабочего листа «Пересечение Атлантики».
Спросите учащихся, знают ли они, что такое большой водоем в центре карты. Затем прочитайте вслух его этикетку: Атлантический океан. Обратите внимание, что участок суши на правой (восточной) стороне карты — это континент Европы, а на левой (западной) стороне — Северная Америка. Попросите учащихся указать, где они живут на этой карте. Далее укажите Амстердам на карте. Объясните учащимся, что это город в Европе, из которого многие самолеты и лодки отправляются в путешествие через океан — как сегодня, так и в колониальный период.

Укажите на карте город Нью-Йорк. Объясните, что это популярное направление для самолетов и лодок, путешествующих через Атлантический океан. Предложите учащимся использовать линейку и масштабную линейку на карте, чтобы измерить расстояние между Амстердамом и Нью-Йорком. Наконец, укажите на значки на карте, которые изображают три различных вида транспорта, которые используются для путешествия через Атлантический океан. Скажите учащимся, что сегодня самолет и современный корабль используются для пересечения океана, а сотни лет назад парусное судно было популярным видом транспорта для пересечения океана. Объясните, что учащиеся будут использовать карту для сравнения путешествий на колониальном корабле, современном корабле и самолете.

4. Сравните время, необходимое для пересечения Атлантического океана кораблем и самолетом.

Попросите учащихся оценить, сколько времени может занять корабль, чтобы пересечь Атлантический океан. Спросите: Это займет час, день, неделю или больше? Расскажите учащимся, что Генри Хадсон был европейским исследователем, путешествовавшим через Атлантику в колониальный период. Хадсону потребовалось более двух месяцев, чтобы добраться из Амстердама в Нью-Йорк на своем паруснике Half Moon 9.0018 . Современный океанский лайнер, такой как Queen Mary 2 , совершает путешествие из Европы за семь дней. На самолете поездка занимает менее 8 часов полета. Посмотрите на календарь и отметьте количество недель, дней и часов для каждой поездки, используя маркер разного цвета для каждого промежутка времени. Помогите учащимся записать в своих рабочих листах продолжительность каждого вида транспорта. Затем выберите дату отправления и попросите учащихся подсчитать, сколько дней займет путешествие для каждого из различных видов транспорта. Попросите учащихся добавить это число на свои карты.

5. Обсудите всем классом тему пересечения Атлантики тогда и сейчас.
Проведите обсуждение всем классом. Спросите:

  • Если бы две лодки и самолет участвовали в гонке, кто бы победил? Что будет вторым? Кто финиширует последним? Предложите учащимся пронумеровать каждый из трех видов транспорта в своих рабочих листах, где 1 означает самый быстрый, а 3 — самый медленный. (1-самолет; 2-современный океанский лайнер; 3-парусник)
  • Как было Half Moon работает? (Ветер надул паруса, которые двинули корабль через океан.)
  • Что было бы, если бы не было ветра? (Корабль замедлится или даже остановится.)
  • Почему современные корабли ходят намного быстрее, чем колониальные? (У современных кораблей мощные двигатели, которые помогают им двигаться намного быстрее, они не зависят от ветра.)
  • Почему самолеты так быстро пересекают океан? (Они путешествуют по воздуху намного быстрее, чем корабли по воде.)

Неформальное оценивание

Попросите учащихся подумать о том, что они узнали, и устно изложить то, что влияет на то, сколько времени может занять путешествие через океан. Идеи учащихся должны включать в себя, по их собственным словам, расстояние, которое необходимо преодолеть, тип транспорта, питание судна, погоду и насколько современен метод транспорта.

Расширение обучения

Попросите учащихся представить, что им нужно собрать вещи для путешествия через Атлантический океан. Они могут путешествовать на колониальном паруснике, современном корабле или самолете. Попросите их нарисовать предметы, которые им нужно взять с собой для каждого типа поездки. Предложите учащимся поделиться своими рисунками и сравнить элементы, которые потребуются для каждого из видов транспорта.

Предметы и дисциплины
  • География
    • География человека
    • Физическая география
Цели обучения

Учащиеся будут:

  • определять причины, по которым люди пересекают Атлантический океан
  • сравните виды транспорта для пересечения океана в колониальный период и сегодня
  • использовать карты, чтобы сравнить количество времени, необходимое для пересечения океана с различными видами транспорта
Подход к обучению
  • Обучение для использования
Методы обучения
  • Обсуждения
  • Практическое обучение
Сводка навыков

Это задание направлено на следующие навыки:

  • Навыки критического мышления
    • Анализ
    • Понимание
  • Географические навыки
    • Получение географической информации
    • Анализ географической информации

Связь с национальными стандартами, принципами и практиками

Национальные географические стандарты
  • Стандарт 1: Как использовать карты и другие географические представления, геопространственные технологии и пространственное мышление для понимания и передачи информации
  • Стандарт 17: Как применить географию для интерпретации прошлого
Национальные стандарты истории
  • История Соединенных Штатов: демократические принципы и ценности и народы многих культур, которые внесли свой вклад в их культурное, экономическое и политическое наследие (K-4) Стандарт 6: Региональный фольклор и культурный вклад, которые помогли сформировать наше национальное наследие

Что вам понадобится

Предоставленные вами материалы
  • Календарь
  • Цветные маркеры
  • Карандаши
  • Линейки
Физическое пространство
  • Класс
Группировка
  • Обучение в больших группах

Справочная информация

Путешествие через Атлантический океан было намного сложнее для американских колонистов в колониальный период (1600-1799), чем сегодня. Использование карты для сравнения трех способов передвижения показывает, как путешествия менялись с течением времени. Усовершенствованные технологии превратили долгое и опасное путешествие в гораздо более быстрое и безопасное путешествие.

Предыдущие знания

  • Нет

Рекомендуемая предыдущая деятельность

  • Плавание сквозь историю
  • Подсказки периода времени

Словарь

Атлантический океан

Существительное

один из четырех океанов Земли, отделяющий Европу и Африку от Северной и Южной Америки.

континент

Существительное

одна из семи основных частей суши на Земле.

исследователь

Существительное

человек, изучающий неизвестные области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *