Кто путешествовал по морю по океану: Кто путешествовал по морю по Океану 12 букв

Содержание

«Мы помогли сотням людей поверить в себя» Семья из России прожила 8 лет в океане и установила рекорд. Как им это удалось?: События: Путешествия: Lenta.ru

В пятницу, 26 ноября, завершилась первая в мире кругосветная экспедиция с детьми через великие мысы и Антарктиду под парусом. И совершила ее простая российская семья Клочковых из Новосибирска. Спустя три года и 13 дней после старта их яхта Lady Mary пересекла свой след между островами Таити и Хуахине. За это время отважные сибирские мореплаватели прошли все меридианы, все океаны, кроме Северного Ледовитого, пять южных мысов, включая мыс Горн, мыс Доброй Надежды и мыс Люин, Магелланов пролив, пролив Дрейка, а также дважды пересекли экватор, столкнулись с бессчетным количеством штормов и бурь, вошли в Книгу рекордов России за самое южное кругосветное плавание, совершенное с детьми, и оставили свой след в истории. С приходом пандемии семье пришлось задержаться в Западной Австралии, а через полтора года выходить в Тихий океан, рискуя до полугода не пристать ни к одному берегу: все страны по маршруту закрыты из-за пандемии, и нельзя получить помощь даже в случае экстренной ситуации. Документальный фотограф и репортер Юлия Галушина запечатлела последние этапы кругосветного приключения Клочковых и пообщалась с путешественниками, чтобы выяснить, через что им пришлось пройти. Ее фотопроект об их жизни в океане — в галерее «Ленты.ру».

Двери захлопнулись

Марина Клочкова, мать семейства Клочковых:

«»Земля, однако», — тихо сказал капитан, когда я тщетно пыталась заснуть после ночной вахты. Сев на диванчике в рубке, я уставилась на океан и ничего не увидела. Облака укрывали горизонт, из океана не торчало ни горки, ни холмика. И только потом я поняла, что эти высокие, вычурно изогнутые облака и есть остров… Это удивительное чувство — ты можешь не видеть никакой земли, но зная, что она здесь, иначе воспринимаешь себя и яхту в океане. Желание сойти на земную твердь стало идеей фикс. Но пока нам это не светит.

О пандемии мы узнали в Индийском океане, успели зайти в Западную Австралию за один день до закрытия границ — отремонтировать лодку и закупить продукты. Ожидая открытия, мы застряли в стране на полтора года. Ни в одном государстве мира, кроме России, не были так долго. Самый странный период за все время плавания. Мы жили счастливой земной жизнью — ходили в школу, в кружки, в гости, но не могли двигаться к цели, дело нашей жизни застопорилось на взлете. Не имея возможности продолжать кругосветку, мы путешествовали по Австралии с друзьями на машине и ночевали в австралийском буше.

3 сентября 2021 года мы оформили выход из страны, чтобы пересечь Тихий океан и завершить кругосветку. Не идти не могли, хоть и знали, что скорее всего не удастся пристать ни к какому берегу на всем протяжении пути. Это самый долгий и непредсказуемый переход за восемь лет плавания — три месяца пути. Но что поделать, к весне нам нужно оказаться дома.

Уже почти 90 дней мы бороздим просторы океана в автономном плавании, без заходов в порты — страны закрыты из-за коронавируса и не хотят пускать к себе даже в экстренном случае. Запасов еды на яхте хватит еще на четыре-пять месяцев, хотя свежие продукты почти закончились. Не было проблем и с пресной водой, только вот два месяца назад сломался опреснитель и наша автономность пошатнулась».

«Это реально может привести к смерти»

Борясь со встречным ветром и течением, мы пересекли экватор и дошли до атолла Рождества (остров Кирибати). К тому моменту запасы воды истощились, и что еще хуже — случились две серьезные поломки паруса и такелажа. Впереди огромный закрытый океан и бесконечный путь с непредсказуемыми остановками. Поэтому мы выяснили у местного агента о возможности захода на остров Рождества с «экстренной остановкой». По морскому законодательству на нее имеет право каждое судно в любой стране мира. Агент связался с властями и дал инструкции для входа.

Но власти, даже узнав, что мы уже 70 дней в изоляции, отказали: «Ищите другую страну!» Невзирая на запрет, мы встали на якорь чинить то, с чем нельзя двигаться дальше. Несколько раз повторили запрос на пресную воду, для пущей убедительности сказали, что умрем без их помощи, а на своих запасах до следующей страны не дойдем.

Хозяева после уговоров, было, поинтересовались, сколько воды нам надо и есть ли у нас наличные, затем исчезли и выпроводили нас по рации. Вышвыривать в океан моряков, которые просят о помощи и не представляют угрозы заражения — это нарушение прав человека и здравого смысла. Именно это реально может привести к гибели людей. И этот вопиющий случай, увы, не единственный.

К детской мечте

Экипаж яхты состоит из четырех человек — капитана Клочкова Андрея, его жены и старшего помощника Клочковой Марины, их дочери и старшего матроса Клочковой Анастасии, а также 10-летней юнги Клочковой Лады.

Как рассказывает Марина, она влюбилась в море еще будучи ребенком — несколько раз перечитывала книгу французского писателя Жюля Верна «Дети капитана Гранта», отслеживала путь книжных героев по карте и мечтала обойти всю планету под парусом. С возрастом девушка поняла, что мечта эта несбыточна, и к окончанию школы перестала витать в облаках, получила обычную профессию, завела семью.

Но спустя время судьба сама привела россиянку с морским именем к детской мечте — когда старшей дочери Насте исполнилось три года, ей поставили диагноз: бронхиальная астма. Чтобы вылечить девочку, семья начала чаще выезжать к морю, а позже Клочковы решили потратить отложенные на квартиру деньги на покупку яхты и переехали в океан. К тому моменту Насте уже было 12 лет, а Ладе, младшей дочери, 2,5 года. Сейчас они находятся в плавании уже больше восьми лет.

Как оказалось, Андрей Клочков тоже зачитывался приключенческой литературой в детстве и представлял себя мореплавателем. Именно он убедил жену в том, что у них получится реализовать эту мечту. Чтобы увереннее чувствовать себя в океане, он отучился в яхтенной школе, а затем занялся перегонами яхт и регатами.

Только смелым покоряются моря

«От многих, кто шел через шторма, я слышал, что яхта — щепка, носимая могучими волнами, и от их милости зависит, выживешь ты или нет, — говорит Андрей. — Я думаю иначе. Единственный выход выжить в океане — это стать его частью, встроиться в его вибрации. Я научился чувствовать океан, ветер, парус, лодку, даже когда сплю. Стихии не несут опасности, если научиться с ними взаимодействовать».

По словам Марины, муж знает о больших водах и яхтах буквально все. Он идеально ориентируется в океане, опираясь на тучи, солнце, звезды и другие природные подсказки, умеет пользоваться секстантом (прибор для определения положения судна по звездам, основной навигационный инструмент в доэлектронную эпоху, — прим. «Ленты.ру»). Поэтому даже в случае выхода из строя электронного навигационного оборудования, капитан доведет яхту до суши.

«В Южной Атлантике от Магелланова пролива до острова Тристан-да-Кунья шторм не прекращался 29 дней, — продолжает Марина. — Андрей старался, насколько это возможно в шторм, обеспечить комфортное пребывание внутри лодки: чтобы по салону ничего не летало, чтобы мы могли есть и спать.

В пятистах милях к северу от мыса Горн нас догнал самый сильный шторм, 11 баллов. В прежние времена три корабля из пяти терпели катастрофу в этом месте. Моряки, прошедшие самый опасный мыс планеты, имели право носить золотую серьгу в ухе и получать бесплатный ром в кабаках Британской империи. Из постсоветского мира мы единственная семья с детьми, прошедшая мыс Горн под парусом».

«Мы готовы терпеть»

«Экспедиция по высоким широтам круто отличается от увеселительного яхтинга у теплого берега с шампанским. В переходах качает так, что во время сна волосы скатываются в дреды. В холоде по стенам течет конденсат, и плесень растет даже активнее, чем в жаре. Если на постель попадет морская вода, она становится влажной и колючей. Но мы готовы терпеть эти временные неудобства. Ради чего?» — задает риторический вопрос Марина.

Наши дети трогают мир, а не читают о нем в учебнике. Они прошли около 40 стран, видели лунную радугу и молнии, которые бьют от моря в небо, встречали комодских драконов; ночевали на голой земле в джунглях Суматры и в палатке в глубине Австралии под вой диких собак динго. Дошли до самых удаленных островов планеты — Пасхи и Тристан-да-Кунья.

Однажды мы встречали Новый год в самом удаленном от любой земли месте — Океанском полюсе Недоступности, и ближе всех к нам были космонавты на МКС. Из Магелланова пролива Lady Mary сопровождали дельфины, раскрашенные как мишки-панды, в Тихом океане мы слышали пение китов, а в Антарктиде гуляли с пингвинами».

«Зато бассейн большой!»

Самая младшая из команды — Лада Клочкова — живет в океане с двух лет и уже привыкла к такому образу жизни. «Меня часто спрашивают, не страшно ли мне жить в океане, — делится Лада. — Конечно, нет! Потому что самое страшное — это улететь за борт, а я уверена, что этого не случится даже в шторм. Ведь в плохую погоду я не выхожу на палубу, а остальные при работе с парусами пристегиваются. Чего бояться шторма, если у нас есть точные карты и прогнозы погоды? С ними мы не нарвемся на рифы и заранее можем уйти в безопасное место. На любом берегу я сразу нахожу себе друзей. Да и родители с первой встречи общаются с людьми так, как будто знают друг друга давно. Все потому, что второй встречи может уже не случиться».

«В долгом круизе вокруг Земли твои друзья все и никто, — продолжает слова дочери Марина. — Мальта, Карибское море, Колумбия, Таити, Австралия — места, где остались наши люди, обретенные и потерянные за годы плавания».

«Когда мы шли вдоль экватора, купались каждый день, — вспоминает старшая сестра Лады Настя. — Надевали альпинистскую обвязку, привязывали ее канатом к яхте. Lady Mary идет, а ты, радостный, болтаешься на канате позади. Как говорит папа, квартирка у нас маленькая, зато бассейн большой. У нас есть правило: пока кто-то плавает, один человек стоит на палубе и осматривает окрестности — не видно ли плавников. Хотя, по статистике, людей от падения кокосов погибает больше, чем от акул.

Несколько лет назад я прочитала книгу «Сила мечты» Джессики Уотсон. Про то, как австралийская 16-летняя девочка в одиночку обошла Землю на яхте нон-стоп за 210 дней. Я подумала, что раз девушка смогла обойти Землю в одиночку, значит и я смогу. Нас ведь вон сколько — четверо. За восемь лет на Lady Mary я сама, без гормонов, победила бронхиальную астму и выросла от матроса до помощника капитана. Мне уже предложили крутую работу — в составе команды яхты, водящей экспедиции в Антарктиду».

«Баллада о борьбе»

«Кругосветка по самому сложному океанскому маршруту с детьми не укладывается в сознании многих людей. Некоторые даже думают, что наше плавание — постановка, и свои приключения мы снимаем на площадке Мосфильма, — смеется Марина.

Но это неправда. В океане мы сняли и смонтировали много фильмов о нашей кругосветке. Они есть на нашем YouTube-канале, транслируются на телеканале “Океан-ТВ” и выигрывают в кинофестивалях.

Мы и сами любим смотреть кино. За завтраком — фильмы об устройстве мира, дальних странах и исторических личностях, а перед сном — художественные картины. Они спасают от одиночества в переходе, напоминая, что в мире есть и другие люди, и они чувствуют, любят, и, как и мы, разгадывают жизненные ребусы. Также поддерживать боевой дух в штормовую погоду нам помогают песни Владимира Высоцкого, а “Баллада о борьбе” вообще стоит на будильнике».

Земли-призраки

«Наша кругосветка начиналась, как и большинство других, с востока на запад. Так мы прошли половину окружности Земли — от Средиземного моря до Таити. Но в середине Тихого океана поняли, что не успеваем до сезона ураганов уйти в безопасные широты. В ноябре 2018-го мы прервали первое кругосветное плавание на середине пути и пошли вокруг Земли во второй раз, в другую сторону. Так началась экспедиция по самому сложному кругосветному маршруту через все южные мысы планеты и Антарктику.

В тот момент мы были в двух шагах (полумесяце пути) от описанного Жюлем Верном острова Мария-Тереза на 37-й параллели. Он обозначен на большинстве карт мира, но современные исследования не подтвердили его существования. Андрей предложил устранить белое пятно на картах мира — сделать реальное географическое открытие или закрытие острова, а заодно и других рифов-призраков в этой местности: Юпитера, Вачуссета, Эрнеста Легуве и 1957.

Мы исследовали пустынную часть Тихого океана, куда не заходит ни одно судно, и теперь с уверенностью можем сказать: знаменитого рифа Мария-Тереза в Тихом океане нет».

Что теперь?

«После отказа в помощи и воде в стране Кирибати, нам наконец удалось собрать достаточно пресной воды с парусов во время ливней. Так что ситуация стала более управляемой. Ищем, куда пристать прежде, чем вода закончится. Впереди нас ждет пара квестов — где и как остановиться на ремонт, чтобы потом безопасно дойти до Владивостока. Зимой! Через самый большой океан планеты, который более, чем что-либо, закрыт на амбарный замок пандемии.

Мы ни разу не пожалели о выбранном пути. Если когда-нибудь в анкете мне нужно будет указать имя человека, который изменил мою жизнь, а позже — жизнь всей моей семьи, я отвечу: Жюль Верн. Возможно, наша экспедиция тоже изменит чью-то жизнь: сотни людей в соцсетях пишут, что такая сложная кругосветка, совершенная простой семьей, помогает им расправить крылья и поверить в свои силы.

Обойти Земной шар под парусом — амбициозная задача сама по себе. А с детьми, да по нехоженным широтам — кажется совершенно нереальной. Но мы это сделали. Мы хотим показать, что возможности человека больше, чем мы привыкли думать. Все по плечу, если очень захотеть.

Если бы мы, как тысячи других родителей, смирились с диагнозом дочери, и, как тысячи других людей, забыли о своих мечтах, ничего бы не было — ни кругосветного плавания, ни здорового ребенка, ни рекорда».

Моторная яхта MS Galileo аренда в Греции

МОТОРНЫЙ ПАРУСНИК

48-метровый моторный парусник Galileo, отреставрированный в 2016 году, – классический моторный парусник со стальным бортом, с просторным и хорошо оборудованным интерьером.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Длина: 48 м (157 футов)

Год постройки: 1992

Год реконструкции: 2007 | Год реновации: 2016

Кол-во кают: 25

Вместимость: 49 пассажиров

Экипаж: 16-18 человек

 

Моторный парусник Galileo, построенный согласно самым строгим правилам безопасности, был запущен в 1992 году и полностью перестроен в 2007 году. Последние ремонтные работы судна Galileo проводились в период с ноября 2015 года по март 2016 года и включали существенный ремонт гостевых комнат, а также общественных зон как внутри помещения, так и на открытых палубах.

Элегантный Galileo путешествовал с круизами по Средиземному морю и Индийскому океану. Судно плывет, используя моторы. Иногда используются паруса, когда позволяет маршрут и погодные условия.

Обслуживание на борту предоставляется вашим капитаном, круизным координатором и опытными членами команды.

МОТОРНЫЙ ПАРУСНИК GALILEO

 

КАЮТЫ

25 внешних кают для гостей парусника Galileo расположены на нижней и верхней палубах, все с большими иллюминаторами. Элегантно оформленные, они имеют либо одноместные, либо двухместные кровати и ванные комнаты с душевой. В каютах категории B возможно размещение кроватей по пожеланиям гостей. Каюты предлагают гостям комфортный отдых, оформлены с использованием дерева и тканей светлых тонов. Все каюты оснащены индивидуально регулируемыми кондиционерами, достаточным пространством для хранения вещей, ТВ с плоским экраном, мини-барами, телефоном (для внутренних звонков), фенами, центральным музыкальным каналом, центральной системой оповещения и сейфами.

 

НА БОРТУ

В течение дня жизнь на борту в основном происходит рядом с лаунж-баром и рестораном на главной и верхней палубах и на палубе для загара. Капитан бросает якорь в уединенных бухтах и у красивых необитаемых островах, где, если позволит погода, гости могут купаться, плавать с маской и кататься на байдарках.

 

ЛАУНЖ И РЕСТОРАН НА ГЛАВНОЙ ПАЛУБЕ

Отремонтированный в 2016 году, главный лаунж на палубе, с американским баром, ведет в элегантный обеденный зал, оформленный с использованием дерева и ковровым покрытием, в уютных теплых тонах. Просторный зал вмещает одновременно всех пассажиров, без бронирования столиков, и предлагает насладиться захватывающими видами во время ужина в элегантной обстановке. Блюда подаются за столиком или сервируется современный шведский стол с холодными и горячими блюдами, с секцией быстрого приготовления еды «a la minute cooking».

 

ЛАУНЖ И РЕСТОРАН НА ВЕРХНЕЙ ПАЛУБЕ

Гости на борту Galileo очень любят затененную открытую площадку с баром на свежем воздухе, где они могут расслабиться, наслаждаясь захватывающим видом на море.

 

ПАЛУБА ДЛЯ ЗАГАРА

На судне имеется палуба для загара с зоной отдыха с шезлонгами, откуда открывается панорамный вид. Здесь можно позагорать под средиземноморским солнцем. Вечером можно наслаждаться закатами и прохладными напитками, или наблюдать за звездным небом. Гости на борту Galileo могут позагорать на открытой террасе на верхней палубе, а также на палубе для загара. 

История океанского плавания

Первое кругосветное плавание — Самые ранние дальние путешественники — Путешествия вдоль побережья Африки — Пересечение Индийского океана — Путешествия в Америку .
американских и европейских историй рассказывают об авантюрных открытиях Кабота, Колумба, Кука, Дрейка, Магеллана и Васко де Гамы. Мы считаем их первыми, кто открыл Америку, Индийский и Тихий океаны.

Первый кругосветный путешественник

Португальский моряк Фердинанд Магеллан считается первым человеком, совершившим кругосветное плавание. Он был назначен командующим флотом из пяти кораблей королем Испании Карлосом V в начале 16 века. век. Цель состояла в том, чтобы найти способ обойти южную оконечность Америки, чтобы проложить новый маршрут к Островам Пряностей. Они вышли из Санлукара 20 сентября 1519 года. Он открыл пролив, получивший его имя, и 28 ноября 1520 года достиг Тихого океана. С оставшимися тремя кораблями своего флота он достиг Себу, в самом сердце Филиппин 7 апреля 1521 года. Магеллан, первый европеец, достигший этих островов, погиб в столкновении с туземцами на соседнем острове Мактан 27 апреля 1521 года. Настойчивость и лидерство Магеллана сделали возможным первое кругосветное плавание.


Фактический титул «Первого совершившего кругосветное плавание» принадлежит Хуану Себастьяну де Элькано , одному из капитанов Магеллана, которому удалось вернуть «Викторию», единственное уцелевшее судно первоначального флота, обратно в испанский порт Санлукар-де- Баррамеда 6 декабря 1522 года.
Из 239 человек, покинувших Севилью на пяти кораблях, вернулись только 17. Большинство умерло от голода и цинги. Остальные погибли в авариях и столкновениях с туземцами. Некоторые умерли в португальских тюрьмах. Подробности этого необычного путешествия мы знаем из полного бортового журнала, который вел итальянец Антонио Ломбардо Пигафетта, член экипажа. Части переводов этого бортового журнала, а также переводы других документов, относящихся к этому историческому путешествию, можно прочитать здесь. Оригинал рукописи на итальянском языке находится в Амброзианской библиотеке в Милане.
На службе у короля Португалии Мануэля Фернандо Магеллан (Фернан де Магальяйнс на португальском языке) ранее проплыл вокруг мыса Доброй Надежды (южная оконечность Африки) на восток до Амбона и Банды на Моллюканских островах, которые тогда назывались Острова специй, богатый источник мускатного ореха и гвоздики. Эти острова находятся дальше на восток, чем Филиппины, следовательно, правильно утверждать, что Магеллан проплыл вокруг света, потому что он пересек всех меридианов в двух отдельных плаваниях. Он вернулся в Португалию в 1512 году и впал в немилость португальского двора. Затем он обратился к испанскому двору, чтобы заручиться поддержкой в ​​поисках прохода на запад к островам пряностей.

Самые ранние мореплаватели Тихого океана

Первые переходы через Тихий океан, несомненно, были совершены австронезийскими народами, которые в течение как минимум 5000 лет расселились из Тайваня или Малайзии по островам Тихого океана и даже на запад в сторону Мадагаскара. Письменной истории этих путешествий нет, но лингвистические и генетические исследования последних 50 лет четко установили закономерность миграций.
Стало ясно, что 2500 лет назад народы Океании научились строить мореходные каноэ с выносными опорами и преодолевать тысячи миль, используя звезды, океанские течения и волны. Конечно, некоторые особи, служившие навигаторами, обладали врожденными способностями, подобными тем, которыми обладают перелетные птицы. К сожалению, современная цивилизация уничтожила эти возможности.

Однако все еще существует несколько практикующих это искусство. Один из них является Мау Пиайлуг, которого дед научил древнему искусству. В 1976 году он успешно провел полинезийское каноэ с двойным корпусом Hokule’a от Гавайев до Таити без карт и каких-либо навигационных приборов. Сегодня, когда ему за семьдесят, он обучает юных полинезийцев навигационному искусству в школе на острове Сатавал в Каролинах.

Ранние исследователи африканского побережья

Иероглифы в египетских гробницах рассказывают о путешествиях еще в 3000 г. до н.э. вниз по Красному морю в легендарную землю Пунт (вероятно, современное Сомали), чтобы вернуть грузы мирры, золота и ценных пород дерева. Но египетские корабли строились для плавания по Нилу и не годились для дальних морских переходов.
С 1200 г. до н.э. Финикийцы разработали морское судно с килем, построенным из местного кедра. Они были мореплавателями и торговцами, населявшими группу городов-государств (Тир, Библиос, Сидон и другие) вдоль восточного побережья Средиземного моря, на территории современного Ливана. Хотя они разработали 22-буквенный алфавит, на котором основан наш современный алфавит, все их письмена были на папирусе, который распался или был уничтожен во время более поздних вторжений ассирийцев, вавилонян и персов. Большая часть того, что мы знаем об их истории, получена от других.

945 г. до н.э. еврейский царь Соломон узнал местонахождение египетского золота от своей жены, дочери фараона. Он заключил контракт с царем Тира Хирамом на отправку флота к побережью Африки, чтобы вернуть золото и другие сокровища. Это путешествие длилось три года и описано в I Царств 9 еврейской Библии. Местонахождение шахт неизвестно, но некоторые историки пришли к выводу, что они находились на территории современного Зимбабве.
Река Софала в современном Мозамбике обеспечивает доступ и использовалась арабскими торговцами еще в 9 в.15 г. н.э. для доступа к золотым приискам. Финикийцы продолжали эти путешествия в течение многих лет, привозя сокровища для своей торговли, и, возможно, они построили по крайней мере некоторые из укреплений, которые можно увидеть и сегодня.
В 600 г. до н.э. египетский фараон Нехо II заключил с финикийцами договор об открытии плавания, которое проходило вдоль восточного побережья Африки, вокруг мыса и три года спустя обратно в Александрию через Гибралтарский пролив. Это путешествие описано греческим историком Геродотом в книге 4:9.0017 «…Финикийцы отправились из Аравийского моря и плыли южным морем. Всякий раз, когда наступала осень, они высаживались и сеяли зерно в той части Ливии, которой они достигли, и там они ждали времени сбора урожая. Затем, после сбора урожая ,продолжили плавание,так что прошло два года.Именно на третьем году они обогнули Геракловы столбы и вернулись в Египет.
Там они утверждали и некоторые могут поверить в это,хотя я не верю,что при плавании вокруг Ливии у них было солнце по правую руку. Греки в то время не знали, что южнее экватора солнце будет севернее моряка. Примерно в это же время египтяне прорыли канал, соединяющий дельту Нила с Красным морем, финикийские мореплаватели использовали этот канал в плаваниях в Йемен и восточную Африку, возможно, даже в Индию.

Финикийцы основали множество колоний на Сицилии, в Испании и Северной Африке. Самым важным из них был Карфаген, , который стал могущественным государством, контролирующим всю средиземноморскую торговлю. Он был основан в 814 г. до н.э. После того, как первоначальные финикийские города-государства стали провинцией Персии в 536 г. до н.э., Карфаген контролировал финикийские колонии в западном Средиземноморье. 900:05 Путешественники из Карфагена использовали вариант поперечного посоха, чтобы оценить свою широту. Они путешествовали в Атлантический океан так далеко на север, как Британские острова, откуда они привезли олово, важный ингредиент для изготовления сплава бронзы.

Они также основали колонии вдоль западного побережья Африки (ныне Марокко), а также на Мадейре и Канарских островах.
Около 450 г. до н.э., Ганнон-мореплаватель возглавил экспедицию из примерно 60 кораблей вдоль побережья Западной Африки. Ханно и часть экспедиции добрались до Камеруна, цитируется наблюдение за вулканом. Они вернулись в Карфаген со шкурами трех горилл и несколькими черными рабами.
Карфагенские моряки также достигли Азорских островов, хотя письменных свидетельств об этом нет. Однако ряд карфагенских артефактов, в том числе монеты примерно 300 г. до н.э. были обнаружены на островах.
Карфагеняне были отличными мореплавателями, но не очень хорошо сражались на суше и потерпели поражение во всех трех Пунических войнах против Рима. Заметным исключением является прославленный полководец Ганнибал, который пересек Альпы на слонах и выиграл несколько сражений против Рима в 218 г. до н.э. После третьей Пунической войны римляне полностью разрушили город Карфаген и убили большинство жителей в 146 г.
до н.э.

Прошло почти 1550 лет, прежде чем европейцы снова посетили острова и побережье Западной Африки. К тому времени они приобрели у арабов магнитный компас, астролябия улучшила вычисление широты.
В 1393 году испанский мореплаватель Аломанастер посетил Лансероте на Канарских островах, но испанский двор не последовал за ним. Принц Генрих Португальский был полон решимости расширить знания о темном континенте, узнав от пленных арабов, что к югу от пустыни Сахара можно найти много богатств, включая золото. В 1415 году португальцы захватили Сеуту в Марокко у арабов, а в 1418 году вновь открыли Мадейру и Азорские острова. Дальнейшие экспедиции постепенно продвигались дальше на юг, наконец, достигнув Сьерра-Леоне в 1462 году. Принц Генрих умер в 1463 году, и дальнейшие путешествия предприняли лиссабонские торговые компании.

Наконец, в январе 1488 года Бартоломеу Диаш, сам того не зная, обогнул южную оконечность Африки во время сильного шторма. Он и его флот из трех кораблей, наконец, бросили якорь в том месте, которое сейчас известно как залив Моссел. Он следовал вдоль побережья на север к востоку от современного Порт-Элизабет. Тогда его мятежная команда заставила его повернуть назад.
Используя графики и информацию, полученные Диасом, Васко да Гама покинул Лиссабон с флотом из четырех кораблей 8 июля 1497 года. Они прошли самую восточную точку, достигнутую Диашем 16 декабря, и продолжили движение на север, грабя арабские корабли в Момбасе, на полпути к восточному побережью Африки. Там они взяли арабского лоцмана и достигли Каликута, на западном побережье Индии, 20 мая 149 г.8. Последующие плавания укрепили португальский контроль над процветающей торговлей восточными богатствами и пряностями с Европой, которая ранее была монополией арабов.

Плавание в Индийском океане

Плавание в северной части Индийского океана контролируется Муссонные ветры. Летом они дуют с юго-запада в сторону Индии и Малайзии, зимой дуют с северо-востока в сторону Африки. Северо-экваториальное морское течение также меняет направление, хотя его восточное течение летом гораздо сильнее.
К югу от экватора, на широте Мадагаскара, юго-восточный пассат дует в течение всего года и вместе с западным, идущим на юг экваториальным течением, облегчил переселение австронезийцев на Мадагаскар где-то около 1000 г. до н.э.
Арабские торговцы были хорошо осведомлены об этих ветрах и течениях и к 600 г. н.э. доминировали в богатой торговле драгоценными камнями, шелками и специями из Восточной Африки, Индии, Китая и Индонезии в Европу. Более поздние арабские моряки также использовали компасы, полученные от китайцев, открывших свойства намагниченного железа в I веке до нашей эры. Араб 9Доу 0017 использовали латинские паруса, которые позволяли плыть ближе к ветру, чем квадратные паруса, используемые другими.
Гегемония арабского торгового флота была подорвана успешными походами португальского флота в Индию и дальше в 15-м веке. век. Португальцы также узнали о преимуществах латинских парусов, которые позволяли плыть гораздо ближе к ветру, что значительно увеличивало скорость плавания. Индийского океана в Африку, по крайней мере, от 9н.э. до династии Мин. Знаменитый венецианский путешественник Марко Поло вернулся в Европу на китайском флоте, который достиг Персидского залива в 1275 году нашей эры. При императоре Чжу Ди в 1421 году адмирал Чжэн Хэ возглавил флот из более чем ста джонок в Тихий и Индийский океаны с указанием отправиться в края земли. Были предположения, что они достигли американского континента как с востока, так и с запада. Однако затем китайцы обратили свои интересы внутрь себя, отказались от дальнейших океанских плаваний и уничтожили все записи о более ранних путешествиях. Последнее зарегистрированное плавание китайского флота в западную часть Индийского океана произошло в 1433 г. На венецианских картах мира, составленных в конце 15 в. (до плавания Магеллана), показаны детали западного побережья Южной Америки. Возможно, они основывались на информации, привезенной торговцами из Китая?

Путешественники через Атлантический океан в Америку

Нас всех учили, что генуэзский моряк на службе у королевы Испании Изабеллы, Христофор Колумб открыл Америку 12 октября 1492 , полагая, что достиг Индии. На самом деле он высадился на острове, который он назвал Сан-Сальвадор, в том, что мы теперь знаем как Багамы. Затем он открыл острова Эспаньола и Куба и основал там поселения. Однако в более поздних путешествиях он действительно приземлился на материке. Первое постоянное испанское поселение на материковой части Америки было основано в Дариен в Панаме , основанный Васко Нуньесом де Бальбоа в 1512 году. В следующем году Бальбоа впервые увидел Тихий океан.

Открытие Колумба вызвало волну путешествий других народов. В июне 1497 года венецианский моряк Джовани Кабото ( Джон Кэбот ) , который был нанят королем Англии Генрихом VII для поиска северного прохода в Индию, увидел землю и ненадолго высадился. Он вернулся полный энтузиазма, полагая, что открыл Азию. Однако его журнал был утерян, но, судя по свидетельствам современников, земля была восточным побережьем Ньюфаундленда. В своем следующем плавании в следующем году он погиб, только один из его пяти кораблей вернулся сильно поврежденным.
В 1500 году португальский мореплаватель Гаспар Корте Реал, сын губернатора Азорских островов, достиг холодной заснеженной земли в северо-западной части Атлантического океана, скорее всего, Ньюфаундленда. Он сообщил о больших косяках трески в водах у этого побережья. В следующем году он погиб при возвращении из своего второго плавания в эту землю, но один из кораблей его флота доставил захваченных туземцев обратно в Лиссабон.

В отличие от Бразилия была обнаружена в 1500 случайно. Король Португалии Мануэль I назначен Педро Альварес Кабрал , чтобы командовать флотом из 13 кораблей в путешествии в Индию, используя карты и указания, предоставленные Диасом и Васко де Гамой. Вероятно, из-за неблагоприятных ветров они взяли более западный курс и 22 апреля увидели гору. 25-го весь флот отплыл в бухту, называемую Порту-Сегуру. 3 мая флот продолжил свое плавание в Индию, но Кабрал отправил один корабль обратно в Лиссабон с известием об открытии того, что он считал островом, которому он дал имя Вера-Крус. Постоянные поселения не создавались в Бразилии до 1532 года, когда Мартим Альфонсо де Соуза основал Сан-Висенте недалеко от современного Сантоса.

Все более поздние путешествия испанских исследователей и других стран, основывавших колонии в Америке, хорошо известны и не будут обсуждаться здесь.
Однако теперь мы знаем, что другие европейцы достигли берегов Северной Америки до Колумба. Те, которые были хорошо задокументированы, — это колония викингов , основанная в Гренландии Эриком Рыжим в 982 году.
Впоследствии другие викинги сообщили о высадке на острова к западу от Гренландии. Около 1000 г. н.э. сын Эрика Лейф Эрикссон основал колонию на месте, которое он назвал Винланд. . Через несколько лет колония была заброшена. Поскольку климатические условия становились все более суровыми, гренландские колонии также были заброшены в конце 15 века. Между 1960 и 1966 годами место поселения викингов было обнаружено и исследовано в Л’Анс-о-Медоуз на северной оконечности Ньюфаундленда. Считается, что это Винландская колония Лейфа Эрикссона.

Вполне вероятно, что еще раньше люди попали в Америку из Европы, особенно по маршруту пассатов от Канарских островов до Мексиканского залива. Общеизвестно, что ацтеки и инки приветствовали испанцев из-за древней легенды о том, что ранее на Юкатан прибыли светловолосые голубоглазые мужчины. У Эрнана Кортеса была супруга Донья Марина, ацтекская принцесса, считавшаяся более светлой. Некоторые предполагают, что эти светлокожие захватчики могли быть викингами, которые плыли вдоль побережья Америки или пересекли Атлантику из Нормандии, следуя течениям на юг к Азорским островам, а затем пересекли Атлантику с пассатом. Также было возможно, что финикийцы, уже посетившие Азорские острова, продолжили свой путь на запад, возможно, после поражения Карфагена в 146 г. до н.э.
Когда Писарро прибыл в Перу, он обнаружил, что у инков были похожие легенды. Историки того времени также отмечали светлокожих среди царских семей.

В Северной Америке одно индейское племя, Мандан вызвал большой интерес из-за большого количества людей со светлой кожей и голубыми глазами. Историк и художник Джордж Кэтлин прожил среди них несколько месяцев в 1832 году. Он отметил, что легендарный валлийский вождь Мадок в 1170 году отплыл на запад с флотом из 10 кораблей и исчез. Кэтлин также отметил некоторое сходство манданских и валлийских слов. Поэтому он задался вопросом, достиг ли Мадок Америки и поселился ли он среди этого племени, которое в то время жило на восточном побережье.
Была выдвинута другая теория, согласно которой поселенцы из колонии викингов в Гренландии, загадочно исчезнувшие в 14 веке, могли достичь восточного побережья Северной Америки и смешаться с местным племенем.

Современные методы сравнения ДНК могли бы разрешить эти теории. К сожалению, племя мандан было полностью уничтожено эпидемией оспы 150 лет назад. Исчезли и светлокожие жители Южной Америки, жертвы жестокого испанского правления в 16-17 веках.

Источники

  1. Завоевание человека. Сага о ранних исследованиях и открытиях — Херрманн Пол, Harper Bros, Нью-Йорк, 1954 г. ,
  2. .
  3. Magellan — Тим Джойнер — ISBN 0-87742-263-X — International Marine Publishing, 1992
  4. 1421 — Год, когда Китай открыл Америку — Гэвин Мензис — ISBN 0-06-053763-9 , Harper Collins, Нью-Йорк, 2002 г.
  5. История Золотого побережья Западной Африки — Альфред Бертон Эллис — Чепмен и Холл, Лондон, 1893.

Вернуться к началу страницы.
Перейти к индексу статей по истории

От звезд к современному GPS |

Без навигации мы буквально потерялись бы в море. Навигация позволила ранним цивилизациям исследовать новые земли, устанавливать торговые пути и в конечном итоге связываться с людьми на другом конце света. Навигация позволяла рыбакам находить дорогу домой, а торговым судам безопасно плыть в иностранные порты. Сегодня навигация обеспечивает глобальную экономику, направляя корабли, самолеты и грузовики по всему миру с использованием точных и надежных навигационных технологий.

Морская навигация прошла долгий путь от навигации по звездам до отслеживания положения кораблей с помощью спутников. Давайте погрузимся в интригующую историю навигации, изучим временную шкалу и изучим инструменты морской навигации, которые привели нас туда, где мы находимся сегодня.

Начало навигации

В первые дни навигации в море моряки путешествовали вдоль побережья и всегда оставались в поле зрения земли. Моряки сравнивали расстояние между ориентирами на берегу, чтобы оценить свое продвижение в море и оценить свое географическое положение. Используя узнаваемые ориентиры, рыбаки могли найти дорогу назад к хорошим рыбным угодьям, а торговцы могли направиться в отдаленные порты.

Однако использование этого метода визуальной навигации ограничивало морское путешествие береговой линией и могло быть затруднительным в туманные дни или при плохой видимости. Моряки могли выходить в открытые воды только тогда, когда они могли следовать за широким континентальным шельфом или полагаться на предсказуемые океанские течения и ветры.

Со временем моряки разработали новые методы навигации для пересечения открытых вод. Во многих различных регионах мира ранние мореплаватели создали удивительно точные методы навигации, основанные на солнце, звездах и других элементах их окружения.

Наблюдая за солнцем

Одним из самых простых способов определения направления корабля было наблюдение за движением солнца по небу. Моряки использовали положение солнца, когда оно двигалось с востока на запад, чтобы определить свой маршрут. В полдень они могли определить север и юг по теням, отбрасываемым солнцем.

Навигация по звездам

Когда солнце садилось ночью, моряки использовали звезды для навигации. Звезды движутся по небу с востока на запад, а некоторые звезды, называемые восходящими и заходящими звездами, начинают и заканчивают свой ночной путь за горизонтом. Моряки определяли курс, наблюдая за движением звезд так же, как они наблюдали за движением солнца. Моряки измеряли высоту звезд на небе, чтобы отслеживать их продвижение.

Моряки также использовали свои знания о созвездиях для навигации. Поскольку созвездия меняются в зависимости от сезона, мореплаватели должны были знать, какие созвездия видны на небе в разное время года в каждом полушарии. По расположению определенных созвездий на небе моряки могли определить, в каком направлении они движутся. Полярная звезда также была ценным ориентиром для первых мореплавателей.

Погоня за морскими птицами

Некоторые первые мореплаватели ориентировались, наблюдая за полетом птиц. Морская птица с рыбой во рту, скорее всего, летела обратно к суше, чтобы съесть свой улов, а птица с пустым клювом, скорее всего, улетала в море, чтобы ловить рыбу. Моряки в открытых водах следовали за морскими птицами обратно к берегу. Этот метод навигации был особенно удобен в очень северных широтах, где летом звезды не видны в течение нескольких месяцев.

Оседлав ветер и волны

В некоторых регионах ранние мореплаватели определяли направление на основе ветра и течения. В Средиземноморье моряки различали теплый южный ветер и холодный северный ветер, чтобы сориентироваться. В конце концов, были названы восемь основных ветров, и направления этих ветров стали точками розы ветров, которые были отмечены на ранних картах океана.

Некоторые ранние мореплаватели, например искусные полинезийские мореплаватели, наблюдали за направлением и типом волн, чтобы собрать информацию о своем положении в море. Полинезийские моряки также внимательно отслеживали региональные и сезонные погодные условия, чтобы эффективно перемещаться в открытом океане между островами в Тихом океане. Около 400 г. н.э. полинезийские моряки смогли преодолеть 2300 миль через океан от Маркизских островов до Гавайев.

Мертвая расплата

Другим эффективным методом навигации, использовавшимся первыми мореплавателями, был счисление пути. Это оценивает положение корабля в море, используя:

  • Скорость корабля
  • Направление движения
  • Сколько времени прошло

 

Навигаторы вели тщательные записи во время путешествия, чтобы направить корабль в правильном направлении. Основываясь на прошлом местоположении корабля, моряки могли определить свое текущее местоположение с достаточной точностью, чтобы совершать короткие океанские путешествия.

Однако, поскольку счисление пути в значительной степени зависит от прошлого положения корабля, моряки могут сильно отклониться от курса, если в их расчетах будет допущена небольшая ошибка. Кроме того, счисление пути не учитывает океанские течения и ветер, поэтому корабли, использующие счисление пути, могут сбиться с пути, даже если их расчеты были правильными. Поскольку у первых моряков не было сложных навигационных технологий, распознавание навигационных ошибок также было чрезвычайно трудным при использовании точного счисления.

Ранние инструменты навигации

Начиная с древних времен, моряки использовали инструменты морской навигации для определения своей скорости, положения и направления движения. Хотя поначалу эти инструменты были примитивными, более поздние достижения в области математики и естественных наук привели к разработке более сложных навигационных инструментов, которые значительно расширили возможности морских путешествий.

Ранние инструменты, которые измеряли угол между звездами и солнцем, позволяли морякам определять свою широту, основываясь на том, как далеко эти небесные тела находились от горизонта. Моряки могли легко определять широту с помощью астронавигации, но долгота не могла быть точно измерена до тех пор, пока много веков спустя не было изобретено хронометра. Эта революционная технология в сочетании с существующими инструментами астрономической навигации и растущей коллекцией точных карт океана позволила исследователям путешествовать по всему миру с точностью и точностью.

От первых мореплавателей до подъема торговли и геологоразведки — вот некоторые из инструментов, сформировавших историю мореплавания.

Инструменты для измерения глубины и скорости

Один из старейших навигационных инструментов, направляющие линии использовались для определения глубины воды под кораблем. Линия представляет собой длинную веревку с прикрепленным к концу свинцовым грузом. Моряки бросили леску и записали, сколько лески нужно, чтобы достичь дна океана. Моряки-викинги измеряли леску по размаху рук, когда тянули ее обратно на корабль. Эти показания назывались зондированием и помогали мореплавателям ориентироваться в бухтах и ​​вдоль побережья.

В 16 веке изобретение лога позволило морякам более точно рассчитывать свою приблизительную скорость. Бревно — это веревка, завязанная через равные промежутки и утяжеленная на конце, поэтому она волочит воду. Чтобы измерить скорость своего корабля, моряки сбрасывали линь за корму и считали количество узлов, прошедших за борт за определенный промежуток времени.

Журнал чипов был усовершенствованием более ранних методов измерения скорости во время плавания, таких как сброс предмета с носа корабля и подсчет времени, которое потребовалось, чтобы пройти мимо кормы корабля.

Морской компас

Компас был одним из первых навигационных инструментов и продолжает играть решающую роль в морской навигации. Хотя неизвестно, когда впервые был изобретен компас, есть истории о том, что китайские армии использовали намагниченное железо для направления своих войск еще в третьем тысячелетии до нашей эры. На Западе первое упоминание о компасе, используемом для навигации в море, было в XII веке англичанином Александром Некхэмом.

Хотя ранние мореплаватели по-прежнему в значительной степени полагались на астрономическую навигацию, компасы позволяли морякам ориентироваться в пасмурные дни, когда они не могли видеть ни солнца, ни звезд. Первые морские компасы изготавливались путем помещения намагниченной иглы, прикрепленной к куску дерева, в миску с водой. Позже игла была прикреплена к карточке с розой ветров, которая до сих пор известна на компасе.

Навигационные карты

Ранние моряки полагались на письменные указания или лоцманские книги, чтобы перемещаться между портами. Эти книги включали подробные описания маршрутов с использованием ориентиров, океанских течений, направлений ветра и других наблюдений. Только в 13 веке карты были созданы путем составления данных, записанных моряками во время их путешествий. На этих картах были нанесены на карту береговые линии и обозначено направление движения между крупными портами с помощью розы ветров. Хотя эти первые морские карты считались очень ценными, они были не очень точными и не имели маркировки широты и долготы.

Инструменты для астрономической навигации

На протяжении всей истории моряки всего мира экспериментировали с различными способами измерения высоты солнца и звезд на небе. Из примитивных моделей, которые требовали от пользователя смотреть прямо на солнце, развился современный секстант, который до сих пор можно найти на борту многих кораблей. Вот некоторые из первых инструментов морской навигации, использовавшихся для навигации по небу:

    • Гномон: Эта ранняя версия солнечных часов использовалась для определения широты по длине тени от солнца.

 

    • Камаль: Камаль был арабским навигационным инструментом для определения широты по Полярной звезде. Моряки держали перед лицом прямоугольную тарелку так, чтобы ее верхний край совпадал с Полярной звездой, а нижний совпадал с линией горизонта. Измерив расстояние между пластиной и кончиком своего носа веревкой, привязанной к центру пластины, они могли определить широту корабля.

 

    • Морская астролябия: В средние века моряки использовали астролябии для измерения высоты солнца или звезд на небе. Астролябия Моряка представляла собой металлический диск со шкалой и линейкой. Держа диск на уровне глаз от кольца наверху и регулируя линейку, моряки могли определять высоту небесных тел. Морские астролябии можно было использовать в бурной воде, для чего традиционные астролябии не были предназначены.

 

    • Квадрант: Разработанные на основе астролябий, квадранты могли измерять небесные тела почти таким же образом. Квадранты отличались от астролябий тем, что они могли измерять только 90 градусов, а не полные 360 градусов.

 

    • Поперечный посох: Еще один навигационный инструмент, разработанный в средние века, посох представлял собой длинный посох со скользящей перемычкой. Моряк подносил основание посоха к глазу и двигал крестовину до тех пор, пока нижняя часть не совпадала с горизонтом, а верхняя — со звездой или солнцем.

 

    • Задний посох: При использовании поперечного посоха для измерения высоты солнца пользователь должен был смотреть прямо на солнце, что приводило к слепоте. Для решения этой проблемы был придуман бэкстафф. Задняя рейка выполняла ту же функцию, что и поперечная рейка, но использовалась спиной матроса к солнцу.

 

  • Секстант: В 18 веке секстант был изобретен независимо друг от друга Томасом Годфри в Америке и Джоном Хэдли в Англии. Этот передовой инструмент для астрономической навигации позволял мореплавателям чрезвычайно точно вычислять свою широту. Секстанты можно было держать вертикально для измерения высоты звезд или горизонтально для измерения расстояния между двумя ориентирами.

 

Эти инструменты морской навигации позволяли кораблям определять свое положение в море с возрастающей точностью, но только после изобретения хронометра моряки могли уверенно и точно пересекать открытые воды.

Как ходят корабли: с хронометром

До изобретения хронометра моряки могли определять только свою широту, но не долготу. Долготу было чрезвычайно трудно рассчитать, потому что она основывалась на разнице во времени между текущим местоположением корабля и местом, где началось путешествие. Поскольку часы не были достаточно надежными, чтобы точно отсчитывать время, долготу можно было только оценить.

В середине 1770-х годов британский часовщик Джон Харрисон изобрел хронометр, который мог точно показывать время независимо от изменений влажности или температуры. Морской хронометр позволял морякам настолько точно вычислять свою долготу, что капитан Джеймс Кук смог использовать его для кругосветного плавания в 1779 году. Подробные карты Кука значительно продвинули морскую навигацию по всему миру.

Современные навигационные системы

К началу ХХ века навигация на море стала точной и систематической. Моряки могли с точностью преодолевать большие расстояния для торговли, рыбалки и исследований. Но методы навигации продолжали развиваться, приводя к быстрому развитию навигационных технологий, пока в конце XIX века не была создана современная система глобального позиционирования (GPS).70-е годы.

Вот некоторые из основных достижений, которые определили современную навигацию:

    • Гироскопический компас: Изобретенный в 1907 году, гироскопический компас мог поддерживать ориентацию на истинный север независимо от магнитного поля корабля или Земли. Это улучшило магнитные компасы, которые иногда могли давать неточные показания.

 

    • Радионавигация: Настраиваясь на радиостанцию, инструмент помогал морякам определять свое местоположение на основе направления передающей радиоантенны и того, сколько времени требовалось для приема радиосигналов.

 

    • Радар: Тип радионавигации, радар использует электромагнитные волны для определения местоположения других объектов. Радарная система излучает электромагнитные волны, а затем измеряет, сколько времени требуется волнам, чтобы вернуться к приемнику. Радар особенно полезен для навигации в море при плохой видимости. Корабли по-прежнему могут обнаруживать объекты и корабли в воде, чтобы избежать столкновений.

 

    • Дальняя навигация: Дальняя навигация, также известная как LORAN, была разработана во время Второй мировой войны для повышения точности позиционирования на больших расстояниях. LORAN определяет положение корабля на основе времени между сигнальными импульсами, отраженными между радиопередатчиками, которые находятся далеко друг от друга.

 

  • Система глобального позиционирования: GPS использует тот же метод, что и LORAN, за исключением того, что вместо радиопередатчиков используются сигналы спутников. Благодаря повышенной точности GPS в значительной степени заменил LORAN в конце 20 века.

Современные системы GPS теперь позволяют кораблям, самолетам, автомобилям и другим транспортным средствам уверенно перемещаться по всему миру. Точность современных навигационных технологий позволяет грузовым судам пересекать оживленные водные пути без столкновений и пересекать широкие просторы открытого океана, не сбиваясь с пути. В то время как некоторые моряки все еще могут найти дорогу по звездам, современная навигация позволила кораблям путешествовать с большей точностью, чем когда-либо прежде.

Узнайте больше о катерах Formula и наших навигационных системах

Даже если вы не планируете в ближайшее время пересекать Тихий океан, ваша прогулочная лодка все равно должна быть оснащена надежной и точной навигационной системой. Отправляетесь ли вы на рыбалку или наслаждаетесь длинными выходными на воде, ваша навигационная система поможет вам найти дорогу и благополучно вернуться домой.

Компания Formula Boats стремится создавать лучшие моторные лодки на рынке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *