Кто считал китайцев: 60 лет назад СССР осудил догматизм курса Мао Цзэдуна в Китае

60 лет назад СССР осудил догматизм курса Мао Цзэдуна в Китае

25 августа 1960 года СССР решительно осудил догматизм руководителя Китая Мао Цзэдуна. Конфликт недавних союзников, изначально вспыхнувший из-за различных подходов к оценке личности Иосифа Сталина, достиг крайней точки. Все это привело к расколу между крупнейшими державами социалистического лагеря. В дальнейшем советские лидеры больше опасались коммунистического Китая, чем капиталистического Запада, считая его правителей более сдержанными и адекватными в сравнении с китайскими товарищами.

14 февраля 1950 года в Москве был подписан договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР сроком на 30 лет. В случае агрессии в отношении одной из сторон, другая держава должна была немедленно оказать ей военную и иную помощь. Документ, однако, не получил практического воплощения. Напротив, со второй половины 1950-х отношения Советского Союза и Китая стремительно ухудшались. Ключевую роль в этом сыграли смерть почитаемого китайцами Иосифа Сталина и победа Никиты Хрущева в борьбе за власть. Деятельность первого секретаря в Китае сочли изменой делу коммунизма.

С китайской точки зрения конфликт между Пекином и Москвой начался после двух выступлений Хрущева на XX съезде КПСС в феврале 1956 года.

Первое послужило основой для последующих разногласий внутри социалистического блока, в то время как второе, затрагивавшее оценку деятельности Сталина, очень разозлило Китай. В неожиданной для всего мира атаке преемника на почившего диктатора китайцы усмотрели отсыл и к культу личности Мао Цзэдуна. Пекин также опасался негативного влияния событий в Москве на международное коммунистическое движение. Прямым следствием доклада Хрущева китайцы сочли события в Венгрии осенью того же года. Стараясь уберечь социалистический блок от брожения, Коммунистическая партия Китая (КПК) выпустила серию хвалебных статей о Сталине. В них подчеркивалось, что заслуги покойного вождя намного перевешивают его ошибки.

Дипломат и историк Борис Кулик, в середине XX века много лет проработавший в посольстве СССР в КНР, отмечал, что в этой стране в Сталине вовсе не видели того монстра, каким его пытались изобразить Хрущев с соратниками.

«В сознании политически грамотной части населения КНР имя Сталина ассоциировалось не с ГУЛАГом, а с советскими летчиками, защищавшими китайские города от налетов японской авиации в годы антияпонской войны, с разгромом вооруженными силами СССР мощнейшей Квантунской армии и освобождением Маньчжурии от японских оккупантов, со срывом американской блокады КНР, с требованиями Москвы восстановить права КНР в ООН, с десятками заводов и фабрик, строившихся в Китае с помощью советских специалистов», — резюмировал Кулик.

В одной из своих работ он выделил переломные моменты в процессе обострения противоречий между державами. Это отказ Москвы от предоставления КНР образцов ядерного оружия в 1959-м, нейтралитет СССР в китайско-индийском пограничном конфликте того же года и возникновение советско-китайских пограничных и территориальных споров, линия Хрущева на выстраивание советско-американских отношений, отзыв советских специалистов, осуждение Пекином позиции СССР по вопросу о нераспространении ядерного оружия.

Как вспоминал министр иностранных дел СССР Дмитрий Шепилов, помимо помощи в производстве атомных бомб Мао Цзэдун просил Хрущева построить Китаю подводный флот. Однако советский лидер отклонил обе просьбы, отшутившись, что, мол, «мы вас прикроем». Сам Шепилов с сожалением воспринял разлад КНР и СССР, считая, что от этого выиграют только противники двух держав. Виновником испортившихся отношений он считал Хрущева, которого Мао Цзэдун «со временем начал раздражать больше всех» руководителей соцстран.

«Мао на протяжении десятилетий обрел опыт и признание выдающегося вождя и полководца и пользовался непререкаемым авторитетом у шестисотмиллионного народа, — резюмировал Шепилов. — Выходило собрание сочинений Мао, в том числе в Москве, Мао писал философские трактаты, печатал свои стихи. И сначала в узком кругу руководителей и вполголоса, а затем все громче и публичнее Хрущев ширил и ужесточал свою критику Мао Цзэдуна. Дело дошло до разнузданной брани в адрес китайского лидера и прямых оскорблений китайского народа в многотысячной аудитории. Достаточно вспомнить знаменитое хрущевское изречение, ставшее известным всему миру: «Без штанов ходят, а тоже — кричат о коммунизме!»

Как снежный ком нарастали взаимные претензии между КПК и КПСС по проблемам теории и практики строительства социализма. Выдвинутые руководителями КПК обвинения в перерождении СССР в социал-империалистическое государство сопровождались, по формулировке Кулика, абсурдными утверждениями об угрозе Китаю и всему миру со стороны Советского Союза. Жестко критиковали в КНР и хрущевскую идею «мирного сосуществования» с капиталистическим лагерем.

Некоторые исследователи выдвигают предположение о том, что конфликт с СССР был нужен Мао Цзэдуну для налаживания отношений со странами Запада и, в первую очередь, с США.

«Обвинения Мао в адрес советского руководства были небеспочвенны: те действительно отошли от наиболее одиозных догм марксизма и потому, по мнению китайского лидера, запятнали себя ревизионизмом, — пишет историк Дмитрий Рябушкин в своей книге «Советско-китайский пограничный конфликт 1969 года». – Однако и лидеры КПСС тоже логично обвиняли Мао в догматизме, ибо Мао Цзэдун ни на шаг не отступал от идей раннего марксизма».

Согласно Рябушкину, кумиром «великого кормчего» являлся древнекитайский правитель Цинь Шихуанди, который создал мощную державу и основал первую императорскую династию, а между делом жег книги и убивал ученых. Историк заключает, что «кровавые деяния Цинь Шихуанди восхищали Мао и были объектом подражания».

Как уточняется в статье Элины Стульниковой «Советско-китайский раскол как причина культурной революции в КНР», с советской точки зрения Мао Цзэдун проявлял изворотливость, чтобы спровоцировать обмен ядерными ударами между СССР и США. Когда в 1958 году прозападная монархия в Ираке была свергнута военными, а американцы и британцы послали войска для укрепления режимов в Ливии и Иордании, реакция Китая оказалась воинственнее советской. Позицию СССР в КНР сочли малодушной, обидевшись также на то, что Хрущев привлек к совещанию Индию. Крайне болезненно в Пекине воспринимали подчеркнутый нейтралитет Москвы по поводу продолжавшихся китайско-индийских конфликтов. В глазах Мао Цзэдуна и его сподвижников Хрущев жертвовал национальными интересами своего главного союзника ради попыток мирного сосуществования с США и дружбой с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру.

Отношения крупнейших стран «красного лагеря» несколько улучшились после визита первого секретаря ЦК КПСС в Китай и посиделок с Мао Цзэдуном у плавательного бассейна.

В 1950-х СССР построил в КНР около ста крупных предприятий оборонной промышленности и поставил оружие для 60 дивизий. В 1957 году Москва и Пекин подписали соглашение о военно-техническом сотрудничестве: Советский Союз предоставил Китаю техническую документацию для создания атомной бомбы.

Очередное обострение, приведшее в итоге к расколу, пришлось на 1960 год. 22 апреля, в 90-ю годовщину со дня рождения Владимира Ленина, китайский лидер запустил четыре главные полемики против ревизионизма. В течение нескольких месяцев произошла серия горячих советско-китайских столкновений на коммунистических собраниях.

Так, в апреле главная газета КПК «Жэньминь жибао» выпустила статью с обвинениями в адрес «югославских и советских ревизионистов». В свою очередь, Хрущев, выступая в июне на съезде румынской Компартии, осудил политику китайских «братьев». В конце того же месяца СССР и Китай уже вполне официально предали друг друга «идеологической анафеме». В июле китайцы демонстративно проигнорировали приглашение на юбилейные торжества, посвященные 100-летию основания Владивостока. В конце концов, недавние единомышленники настолько сильно вывели из себя Хрущева, что 18 августа он распорядился отозвать 1400 советских специалистов, работавших в Китае над программой развития страны.

Наконец, 25 августа 1960 года вышло заявление ЦК КПСС, осуждавшее догматизм курса Мао Цзэдуна.

В ноябре в СССР отправилась представительная делегация во главе со вторым человеком в КНР Лю Шаоци. Эта инициатива привела лишь к внешнему перемирию. Большую часть следующих 18 месяцев китайские лидеры были заняты борьбой с изнурительным голодом, возникшим вследствии политики «Большого скачка», указывает Стульникова. Однако советско-китайский конфликт все еще продолжал тлеть, несмотря на то, что другие коммунистические партии пытались примирить две страны. В отношениях преобладала поверхностная вежливость, тогда как китайцы разносили югославских коммунистов вместо КПСС, а СССР обвинял пекинского союзника Албанию как суррогат КПК.

Схема прозрачных намеков была отметена в 1963 году, когда КНР решила, что договор о запрещении испытаний ядерного оружия, заключенный между СССР, США и Великобританией, являлся задумкой Хрущева не допустить китайцев в ядерный клуб. В процессе девяти полемик с сентября 1963 по июль 1964-го КПК объявила причины для разрыва с КПСС. Они включали толкование вопросов о Сталине, войне и мире, мирном сосуществовании, мирном переходе к социализму и хрущевском ревизионизме. Самой главной из дискуссий была девятая «О хрущевском фальшивом коммунизме и уроках для всего человечества». Она содержала в себе доводы, которые впоследствии вылились в Культурную революцию. Объемы торговли между СССР и Китаем в период с 1960 по 1967 год сократились в 16 раз.

Финальным аккордом разрыва двухсторонних связей стал отказ КПК от предложения направить делегацию на XXIII съезд КПСС в 1966 году.

Тогда же СССР покинули все китайские офицеры, обучавшиеся в военных вузах. Апогеем напряженности стал конфликт на острове Даманском на реке Уссури в 1969 году.

Отношения Пекина и Москвы начали понемногу восстанавливаться лишь после смерти Мао Цзэдуна в 1976 году и Леонида Брежнева в 1982-м. Символом окончательного примирения послужил визит Михаила Горбачева в Китай в мае 1989 года.

Китай и Тайвань: истоки противостояния

Автор фото, AFP/Getty Images

Китай считает Тайвань отколовшейся провинцией и стремится непременно ее вернуть. Однако многие тайваньцы хотят жить в отдельном государстве.

  • Си Цзиньпин не исключил применения силы для возвращения Тайваня
  • Как Гренландия может стать базой Китая в Арктике?

Спор делает ситуацию в регионе напряженной, существует угроза конфликта, в котором могут принять участие и США.

Каковы история и источник этой напряженности?

Первые известные поселенцы на Тайване — австронезийские племена, которые, как полагают, пришли с территории современного южного Китая.

Остров впервые появляется в китайских хрониках в 239 году нашей эры, когда Китай послал экспедиционные силы для его исследования — факт, который Пекин использует для обоснования своих территориальных претензий.

После периода существования острова как голландской колонии (1624-1661) Тайванем безоговорочно правила китайская династия Цин с 1683 по 1895 год.

Підпис до фото,

Остров Тайвань расположен на юго-восток от материкового Китая

С XVII века значительное количество мигрантов из Китая начало прибывать на остров, часто спасаясь от трудностей.

Большинство из них были китайцами народности Хокли из провинции Фуцзянь (Фукана) или гакк, что из провинции Гуандун. Потомки этих двух миграций сейчас составляют самую большую группу населения острова.

В 1895 году, после победы Японии в Первой китайско-японской войне, правительство династии Цин не имело другого выбора, кроме как передать Тайвань Японии.

После Второй мировой войны Китайская Республика, одна из держав-победительниц, начала править Тайванем с согласия союзников — США и Великобритании. Япония отказалась от претензий на остров.

Однако в течение следующих нескольких лет войска во главе с Чан Кайши потерпели поражение от коммунистов Мао Цзэдуна.

Автор фото, Central Press

Підпис до фото,

Чан Кайши, некогда руководитель всего Китая, бежал со своими сторонниками на Тайвань

Чан Кайши и остатки его правительства от партии Гоминьдан бежали на Тайвань в 1949 году.

Эту группу называли материковыми китайцами. Их численность составляла 1,5 млн человек. Именно они доминировали в политике Тайваня в течение многих лет, хотя составляют только 14% населения.

Сын Чан Кайши Цзян Цзинго унаследовал эффективную диктатуру, которая вызвала сопротивление со стороны местных жителей, возмущенных расправами и авторитарным правлением.

Из-за этого, а также под давлением демократического движения, он начал процесс демократизации, который в конце концов привел в 2000 году к избранию первого президента острова не из партии Гоминьдан Чэнь Шуйбяня.

После десятилетий вражды и агрессивной риторики отношения между Китаем и Тайванем начали улучшаться в 1980-х годах.

Китай выдвинул формулу, известную как «одна страна — две системы», согласно которой Тайваню дадут значительную автономию, если он согласится на воссоединение с материковым Китаем.

Предложение отвергли, но Тайвань упростил правила посещения и инвестирования в Китай. Он также в 1991 году объявил о завершении войны с Китайской Народной Республикой.

Велись и ограниченные переговоры между неофициальными представителями обеих сторон.

Позиция Китая, что власть Китайской Республики является нелегитимной, препятствует контактам между правительствами.

Автор фото, AFP

Підпис до фото,

Чэнь Шуйбянь был сторонником независимости Тайваня от Китая

В 2000 году Пекин обеспокоило избрание в Тайване президента Чэнь Шуйбяня, который открыто поддерживал независимость острова.

Чэнь Шуйбяня переизбрали в 2004 году, что побудило Китай в 2005-м принять так называемый антисецессионный закон, в котором говорилось о праве КНР использовать «немирные средства» против Тайваня, если он попытается отделиться от Китая.

В 2008 году на острове президентом избрали Ма Инцзю. Он стремился улучшить отношения с Китаем, главным образом путем экономических соглашений.

• Панама отказалась от дипломатических отношений с Тайванем в пользу Китая

На выборах в января 2016 года Цай Инвэнь победила кандидата от Гоминьдана Эрика Чу.

Г-жа Цай возглавляет Демократическую прогрессивную партию (ДПП), которая склоняется в пользу независимости от Китая.

Автор фото, Reuters

Підпис до фото,

При президентстве Цай Инвэнь отношения между островом и материком вновь ухудшились

После того, как Дональд Трамп выиграл выборы в США в 2016 году, Цай Инвэнь поговорила с ним по телефону.

Этот разговор пошел вразрез с американской политикой, установленной в 1979 году, когда официальные отношения между США и Тайванем были прекращены.

В течение 2018 года Китай усиливал давление на международные компании, заставляя их указывать Тайвань как часть Китая на своих веб-сайтах и ​​угрожал запретить им вести бизнес в Китае, если они этого не сделают.

В ноябре политическая партия Цай Инвэнь потерпела поражение на региональных выборах, что Пекин воспринял как удар по ее сепаратистской позиции.

Что же такое Тайвань?

Существует расхождение и путаница относительно того, что такое Тайвань, а также того, как его следует называть.

Правительство Китайской Республики Чан Кайши, которое в 1949 году бежало с материка на Тайвань, сначала утверждало, что оно представляет весь Китай, контроль над которым оно намеревалось восстановить.

Власти острова занимали место в Совете Безопасности ООН, и многие западные страны признавала ее как единственное китайское правительство.

Автор фото, AFP

Но в 1971 году ООН признала Пекин, и правительство Китайской Республики исключили. С тех пор количество стран, которые признают правительство острова дипломатично, упало примерно до 20.

Китай рассматривает Тайвань как свою отколовшуюся провинцию. Материковые власти намерены вернуть ее, в том числе с применением силы, если будет необходимо.

Но лидеры Тайваня говорят, что остров гораздо больше, чем просто провинция, утверждая, что он является суверенным государством.

Он имеет свою собственную конституцию, демократически избранных лидеров и около 300 тысяч военных в своих вооруженных силах.

Учитывая огромную разницу между этими двумя позициями, большинство других стран, кажется, довольны нынешней ситуацией, когда Тайвань имеет большинство признаков независимого государства, даже если его правовой статус остается неопределенным.

Насколько проблемна независимость Тайваня?

Хотя политический прогресс и был медленным, связи между двумя народами и экономиками резко возросли. Тайваньские компании инвестировали в Китай около 60 млрд долларов, а около миллиона тайваньцев теперь живут там, работая на тайваньских заводах.

Некоторые тайваньцы обеспокоены тем, что их экономика сейчас зависит от Китая. Другие указывают на то, что более тесные деловые связи делают военные действия со стороны Китая менее вероятными из-за возможных убытков китайской экономики.

Противоречивое торговое соглашение между странами привело к возникновению движения «Подсолнух» в 2014 году, когда студенты и активисты заняли тайваньский парламент, протестуя против того, что они называли ростом влияния Китая на Тайвань.

Автор фото, AFP/Getty Images

Підпис до фото,

Некоторые жители Тайваня поддерживают провозглашение независимости, но большинство выступает за сохранение нынешнего состояния

Официально Демократическая прогрессивная партия (ДПП) выступает за независимость Тайваня, тогда как Гоминьдан — за возможность объединения.

Опросы общественного мнения показывают, что лишь небольшая часть тайваньцев сейчас поддерживает одно или другое мнение, причем большинство предпочитает сохранять нынешнее состояние.

Однако все больше и больше людей говорят, что они чувствуют себя тайванцами, а не китайцами. Поддержка ДПП увеличилась на выборах в январе 2016 года.

Это частично объясняли недовольством экономической политикой Гоминьдана от разрыва между богатыми и бедными до высоких цен на жилье, а частично — из-за опасений, что администрация Ма Инцзю сделала Тайвань слишком зависимым от Пекина.

Какую роль играют США?

США — самый важный друг Тайваня и единственный союзник.

• Сотрудницу Госдепа обвинили в связях с китайской разведкой

Эти отношения, выстроенные еще во время Второй мировой и Холодной войны, прошли суровые испытания в 1979 году, когда президент Джимми Картер приостановил дипломатично признавать Тайвань, чтобы сосредоточиться на активизации связей с Китаем.

Автор фото, Getty Images

Підпис до фото,

После своего избрания Дональд Трамп нарушил политику США по предотвращению прямых контактов с Тайванем

Конгресс США, реагируя на этот шаг, принял Закон об отношениях с Тайванем, который содержит обещание поставлять Тайваню оборонительное вооружение, и определяет, что любое нападение Китая будет рассматриваться США как «серьезное беспокойство».

С тех пор американскую политику описывали как «стратегическую неоднозначность», которая стремится сбалансировать появление Китая как региональной силы с восторженностью США относительно экономических успехов Тайваня и его демократизации.

Свою роль США ярко продемонстрировали в 1996 году, когда Китай провел провокационные ракетные испытания, чтобы попытаться повлиять на первые прямые президентские выборы на Тайване.

В ответ президент США Билл Клинтон приказал провести крупнейшие учения военных сил США в Азии со времен войны во Вьетнаме, отправив корабли в Тайваньский пролив, дав тем самым четкий сигнал Пекину.

Следите за нашими новостями в Telegram

Конфуцианство | Национальное географическое общество

Конфуцианство — это философия и система верований древнего Китая, которая заложила основу большей части китайской культуры. Конфуций был философом и учителем, жившим с 551 по 479 год до н. э. Его мысли об этике, хорошем поведении и нравственном характере были записаны его учениками в нескольких книгах, наиболее важной из которых является Лунью . Конфуцианство верит в поклонение предкам и человеческие добродетели для мирной жизни. Золотое правило конфуцианства гласит: «Не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы другие делали тебе».

Ведутся споры о том, является ли конфуцианство религией. Конфуцианство лучше всего понимать как этическое руководство к жизни и жизни с сильным характером. Тем не менее, конфуцианство также началось как возрождение более ранней религиозной традиции. Конфуцианских богов не существует, а самому Конфуцию поклоняются как духу, а не богу. Однако есть храмы конфуцианства, в которых происходят важные общественные и гражданские ритуалы. Этот спор остается нерешенным, и многие люди называют конфуцианство и религией, и философией.

Основная идея конфуцианства заключается в том, что важно иметь хорошие моральные качества, которые затем могут влиять на мир вокруг этого человека через идею «космической гармонии». Если император обладает нравственным совершенством, его правление будет мирным и доброжелательным. Стихийные бедствия и конфликты являются результатом отклонения от древних учений. Этот моральный характер достигается благодаря добродетели рен, или «человечности», что ведет к более добродетельному поведению, такому как уважение, альтруизм и смирение. Конфуций верил в важность образования для создания этого добродетельного характера. Он думал, что люди по своей сути хорошие, но, возможно, отклонились от соответствующих форм поведения. Ритуалы в конфуцианстве были разработаны, чтобы вызвать это уважительное отношение и создать чувство общности внутри группы.

Идея «сыновней почтительности», или преданности семье, является ключевой для мысли Конфуция. Эта преданность может принимать форму поклонения предкам, подчинения родительской власти или использования семейных метафор, таких как «сын неба», для описания императора и его правительства. Семья была самой важной группой для конфуцианской этики, и преданность семье могла только укрепить окружающее ее общество.

Хотя Конфуций дал свое имя конфуцианству, он не был первым, кто обсуждал многие важные концепции конфуцианства. Скорее, его можно понимать как человека, заботящегося о сохранении традиционных китайских знаний от более ранних мыслителей. После смерти Конфуция несколько его учеников собрали его мудрость и продолжили его дело. Самыми известными из этих учеников были Мэн-цзы и Сюнь-цзы, оба из которых развили конфуцианскую мысль дальше.

Конфуцианство остается одной из самых влиятельных философий в Китае. Во времена династии Хань император У Ди (годы правления 141–87 до н. э.) сделал конфуцианство официальной государственной идеологией. В это время были созданы школы Конфуция для обучения конфуцианской этике. Конфуцианство существовало наряду с буддизмом и даосизмом на протяжении нескольких столетий как одна из важнейших китайских религий. В эпоху династии Сун (960–1279 гг. н. э.) влияние буддизма и даосизма привело к появлению «неоконфуцианства», объединившего идеи всех трех религий. Однако во времена династии Цин (1644–1619 гг.)12 г. н. э.), многие ученые искали возврата к старым идеям конфуцианства, что привело к возрождению конфуцианства.

Китайские религии и философии | Национальное географическое общество

Конфуцианство, даосизм и буддизм считаются «тремя столпами» древнекитайского общества. Как философии и религии они не только влияли на духовность, но и на правительство, науку, искусство и социальную структуру. Хотя их определенные верования и учения иногда противоречили друг другу, они часто пересекались. Вместо того, чтобы одна традиция взяла верх и вытеснила другие, три философии повлияли на общество вместе друг с другом, изменили друг друга, а иногда и смешались. Понимание уникального взаимодействия между этими тремя традициями дает глубокое понимание древнего китайского общества, а также современности.

Конфуцианство

Хотя конфуцианство ближе к философии, чем к истинной религии, оно было образом жизни древних китайцев и продолжает оказывать влияние на китайскую культуру сегодня. Основатель конфуцианства по имени Конфуций жил с 551 по 479 год до н. э. Он был философом и политическим деятелем, жившим в то время, когда традиционные китайские принципы начали разрушаться под влиянием конкурирующих политических государств. Он взял старые религиозные заповеди и перевел их в принципы социальных нравов. Его учения давали руководство на всех уровнях древнекитайской жизни, от взаимодействия между членами семьи и в общественной сфере до образовательных стандартов и того, как следует управлять государством. Конфуций считал, что каждый аспект жизни состоит из обязательств между людьми и сущностями, а также ритуалов, передающих взаимную зависимость между ними.

Его учения были сосредоточены на гуманизме, включая обращение с другими так, как вы хотели бы, чтобы обращались с вами. Он учил, что если каждый будет выполнять свои роли и обязанности с уважением и добротой по отношению к другим, это построит более сильное государство. В то время как религиозные ритуалы упоминались наряду со всеми другими ритуалами, которые должен был выполнять человек, Конфуций не сосредотачивался на духовных проблемах, таких как загробная жизнь, боги и богини или мистицизм. Вот почему конфуцианство считается философией, а не религией, хотя его часто смешивают с другими основными религиями.

Конфуцианство стало доминирующей политической философией во времена династии Хань с 206 г. до н. э. до 220 г. н.э. Поскольку конфуцианские учения были консервативными и призывали людей сохранять свою роль в общественном порядке, государство использовало эту философию для сохранения статус-кво с того времени. Структура китайского общества и его акцент на ритуалах, семейном уважении и обязанностях, поклонении предкам и самодисциплине по-прежнему находятся под сильным влиянием Конфуция и его учений.

Даосизм

Даосизм (также известный как даосизм) — китайская религия, возникшая немного позже конфуцианства, около двух тысяч лет назад. В отличие от конфуцианства, даосизм в основном занимается духовными элементами жизни, включая природу вселенной. Руководящий принцип даосизма примерно переводится как «Путь», который представляет собой гармоничный естественный порядок, возникающий между людьми и миром, и к достижению которого даосы должны стремиться. В даосской структуре вселенной люди должны принимать и подчиняться Дао и делать только то, что естественно и соответствует Дао. Это концепция у-вэй, которая переводится как «бездействие», но на самом деле означает следовать истинной природе мира и не слишком сильно стремиться к желаниям. Это противопоставляет даосизм конфуцианству по-другому: он не заботится о гуманистической морали, правительстве и обществе, которые даосы считают изобретениями людей и не обязательно частью Дао. В то же время даосов интересовало долголетие, как человеческого тела, так и души.

Достижение духовного бессмертия через слияние с природой является важной частью даосской религии.

Несмотря на различия, даосские и конфуцианские идеи не полностью противоречат друг другу, поэтому китайское общество смогло воспринять концепции обеих традиций. Даосизм оказал влияние на литературу и искусство, но самая большая область даосского влияния была в науке. Сосредоточенность даосов на природных элементах и ​​наблюдение за тем, как работает мир природы, помогли создать китайскую медицину. Подобно современному научному методу, даосы экспериментально наблюдали, как различные лекарства воздействуют на людей и животных. Их коллективные знания, полученные в результате попыток увеличить продолжительность жизни человека, внесли огромный вклад в науку о здоровье.

Буддизм

Буддизм был третьей по значимости системой верований древнего Китая. Он был основан Сиддхартхой Гаутамой, также называемым Буддой, который жил в Индии примерно в шестом веке до нашей эры.

Буддизм — это философия, направленная на личное развитие и достижение глубоких знаний. Буддисты стремятся достичь просветления посредством медитации, духовного обучения и практики. Они верят в реинкарнацию и в то, что жизнь непостоянна и полна страданий и неопределенности; путь к обретению мира лежит через достижение нирваны, радостного состояния за пределами человеческих страданий. Существует множество различных сект, которые придают разное значение различным аспектам буддизма. Двумя крупнейшими течениями являются буддизм Тхеравады, распространенный в основном в Южной Азии, и буддизм Махаяны, распространенный в Восточной Азии, включая Китай.

После своего основания в Индии буддизм распространился и стал популярным в Китае в первом веке нашей эры. Одной из причин, по которой буддизм стал популярным в Китае, был даосизм. Некоторые буддийские практики были похожи на даосские, и буддийские монахи использовали даосские концепции для объяснения буддизма китайцам, преодолевая культурный и языковой барьер между индийцами и китайцами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *