Кто сейчас настоятель псково печерского монастыря: Стало известно, кто возглавит Псково-Печерский монастырь

Содержание

Алипий. Архимандрит, наместник Псково-Печерского монастыря

«Смотрите на мир только сквозь призму любви…»: слово о Великом Наместнике Псково-Печерского монастыря Отце Алипии

Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов) хранил свет православной веры в своем сердце на протяжении всей земной жизни, в монашеском чине более двадцати лет, тринадцать из которых он являлся Великим Наместником Псково-Печерской обители. Именно его трудами и крепостью духа она была спасена от закрытия и украсилась премудростью старчества, благодаря которому миллионы людей обрели духовную помощь и утешение. Не раз живой ум, а также сильная воля   игумена способствовали укреплению духа братии монастыря и  сохранению атмосферы благочестия в его стенах.

Родился будущий монах в 1914 году в семье бедного крестьянина в подмосковной деревне Тарчиха. В 1927 году переехал в Москву, где окончил в 1931 году среднюю школу, но часто возвращался в деревню, помогая своей больной матери. С 1933 года трудился рабочим на строительстве метро и одновременно учился в художественной студии при Московском союзе художников. Затем была служба в Красной армии, после которой он  устроился работать диспетчером и экспедитором на секретном военном заводе №58 им. К. Ворошилова. И, наконец, война – переломное, страшное, судьбоносное время, когда было принято главное и единственно верное решение – уйти в монастырь.

«Меня спрашивали: почему такой красивый мужчина ушел в монастырь? Вот, говорят, он был тяжело ранен, потерял возможность продолжения рода… <…> Просто война была такой чудовищной, такой страшной, что я дал слово Богу: если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь. Представьте себе: идет жестокий бой, на нашу передовую лезут, сминая все на своем пути, немецкие танки, и вот в этом кромешном аду я вдруг вижу, как наш батальонный комиссар сорвал с головы каску, рухнул на колени и стал… молиться. Да-да, плача, он бормотал полузабытые с детства слова молитвы, прося у Всевышнего, Которого он еще вчера третировал, пощады и спасения.

И понял я тогда: у каждого человека в душе Бог, к Которому он когда-нибудь да придет…»

(Из книги «Несвятые святые», Автор – Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Главное решение всей жизни было принято, но война бушевала и зверствовала. Тогда военные будни скрасило увлечение живописью, оно же наполнило  жизнь гуманностью и созиданием.

Известно, что на фронт Ивана Воронова призвали 21 февраля 1942 года. И уходил она на войну не только с автоматом, но и с этюдником и красками. Продвигаясь с линией фронта, Иван Воронов  реставрировал иконы и создавал прекрасные полотна. Именно на фронте были созданы многочисленные этюды, картины, альбомы «боевых эпизодов», которые в последствие, уже после войны, экспонировались в музеях СССР.

«Осенью 1945 года возвратясь с фронта, я привез около тысячи разных рисунков, эскизов и этюдов и сразу же организовал в Доме союзов в Москве индивидуальную выставку своих фронтовых работ,

— вспоминал позднее Иван Воронов, — Эта выставка помогла мне вступить в члены горкома Товарищества московских художников и дала мне право работать художником. Каждый год я устраивал одну или две индивидуальных или групповых выставки, что показывало мой рост как художника».

Но, ни светская жизнь, ни блестящая карьера художника не прельщали будущего монаха. Так, духовный поиск жизненных благ привел его однажды в святую Троице-Сергиеву Лавру, красотой и премудростью которой он был покорен. Тогда солдат Иван Воронов понял – он Дома и решил посвятить себя служению Лавре навсегда.

Будто по предопределению Иван получил имя Алипий, что означало «беспечальный». Так благословила его матушка на поступление в Лавру, так звали и знаменитого иконописца Киево-Печерского. Для Ивана Воронова это имя стало талисманом и духовным оберегом, поскольку неожиданно для самого себя, приняв священнический сан, бывший герой войны вновь оказался на поле битвы. Битвы во имя Бога и ради сохранения чистоты и премудрости  Русской православной церкви.

Особенно это проявилось во время его правления Псково-Печерским монастырем, наместником которого он был назначен в 1959 году. На протяжении многих лет он стоял на этом ответственном посту: с 1959 по 1975 гг.

Псково-Печерский монастырь

Это было неспокойное, но удивительное время, полное глубоких духовных событий. Наместника не смущали ни нападки властей на монастырь, ни дерзость людей, порочащих его чистоту и святость. Оружием игумена стали острое слово и абсолютная отвага – равно как на войне.

В литературе сохранилось немало полулегендарных воспоминаний о прозорливости и духовной смелости отца Алипия. Одно  из самых известных свидетельств повествует о том, как по велению настоятеля перед приездом очередной комиссии по закрытию в монастыре была обнаружена… чума. Именно такое извещение Алипий вывесил на воротах и отказался впускать на территорию кого бы то ни было:  «- Мне-то своих монахов, дураков, простите, не жалко, потому что они все равно в Царствии небесном прописаны. А Вас, Анна Ивановна (главой комиссии была председатель Комитета по культуре А.И. Медведева), и ваших начальников пустить не могу. Я ведь за вас, и ваших начальников на Страшном суде-то и слов не найду, как за вас отвечать. Так что простите, я вам врата не открою».

Или другая история, которая повествует о том, как однажды  зимним вечером к отцу Алипию наведались несколько человек в штатском и вручили официальное постановление: Псково-Печерский монастырь объявлялся закрытым. Наместнику предписывалось уведомить об этом братию. Ознакомившись с документом, отец Алипий на глазах у чиновников бросил бумаги в жарко пылающий камин. Остолбеневшим посетителям он спокойно пояснил:

— Лучше я приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. И монастырь не был закрыт.

Но главным подвигом отца Алипия было устроение старчества в монастыре. Об этом  мы узнаем из знаменитой книги, ставшей настольным чтением многих православных людей, «Несвятые святые», автором которой является митрополит Тихон (Шевкунов). Повествуя об Отце Алипии, митрополит Тихон пишет: «Старчество — удивительное явление еще и потому, что не пребывает на одном месте, скажем, в каком-то конкретном монастыре.

Оно странствует по земле, неожиданно расцветая то в заволжских скитах Северной Фиваиды, то в Белобережской пустыни в брянских лесах, то в Сарове, то в Оптиной. А в середине XX века оно нашло для себя приют в Псково-Печерской обители. И отец Алипий чутко уловил этот загадочный путь. Как самое драгоценное сокровище он берег и умножал старчество в своем монастыре. Наместник сумел добиться разрешения на переезд в Печоры из Финляндии великих валаамских старцев. Принял после тюрем и ссылок опального иеромонаха Иоанна (Крестьянкина) — его тогда тайно привез в монастырь епископ Питирим (Нечаев). Приютил отца Адриана, вынужденного покинуть Троице-Сергиеву лавру. При отце Алипии возросло целое поколение старцев-духовников, про некоторых рассказывается в этой книге. В то время создать и сохранить такое было настоящим подвигом».

Подвигом можно назвать и бесконечные беседы и проповеди отца Алипия с нуждающимися. Все они проходили под балконом его наместничьего дома. Здесь  часто видели калек, убогих, самых разных обойденных судьбой людей.

 И всем помогал отец Алипий, то словом, то делом. В некоторых случаях размеры помощи были очень  значительными, как пишет архимандрит Тихон, «наместник помогал заново отстроиться погорельцу, а при падеже скота давал денег на покупку коровы. Узнав однажды, что неподалеку, в Изборске, у известного местного художника П. Д. Мельникова по несчастной случайности сгорел дом, он отправил ему довольно крупный по тем временам денежный перевод: «Хоть на первое время».

Об этих и многих других случаях из жизни великого наместника можно узнать не только из упомянутой нами книги «Несвятые святые». Существуют и другие издания, где собраны воедино воспоминания людей, знавших отца Алипия, а также его проповеди и поучения, живые и яркие, учащие любви к Богу и людям.

«Архимандрит Алипий (Воронов). Жизнеописание. Воспоминания. Проповеди. Поучения», «

Архимандрит Алипий. Человек. Художник. Воин. Игумен», Рожнёва Ольга. Архимандрит Алипий (Серия: «Люди Божии», Сретенский монастырь, 2016 г. ), «Высокопреподобие отца Алипия»:  из этих изданий  мы можем не только узнать о судьбе  отца Алипия, но и почерпнуть для себя мудрость церковных праздников, поста и покаяния, истинной веры и силы молитвы.

Особенно проникновенно в суетности нашей жизни звучат те странички этих книг, с которых  мы собираем крупинки памяти тех, кому отец Алипий помог встать на светлый путь служения Богу и людям. Это — священники, художники, писатели, а главное влюбленные в игумена люди.

Многие истории вспоминают они, но неизменной остается мысль о том, что отец Алипий всегда был жёстким, но справедливым, сильным и сопереживающим чужому горю. Иногда  ему говорили: «Батюшка, Вас ведь могут посадить», он отвечал: «Меня не посадят, я сам их посажу. Никакой вины на мне нет».

Однажды отец Алипий написал: «Мы — христиане, мы лишенцы в гражданских правах, а враги церкви этим пользуются и злоупотребляют себе на погибель. Мы верим — победит Правда, потому что с нами Бог».

*****

В начале 1975 года у отца Алипия был третий инфаркт. Память смертную он имел заранее. Заранее был изготовлен ему гроб по его благословению и стоял у него в коридоре. И когда его спрашивали: «Где твоя келья?» — он показывал на гроб и говорил: «Вот моя келья». В последние дни его жизни при нем находился иеромонах отец Феодорит, он ежедневно причащал отца Алипия и, как фельдшер, оказывал ему медицинскую помощь. 12-го марта 1975 года в 2 часа ночи отец Алипий сказал: «Матерь Божия пришла, какая Она красивая, давайте краски, рисовать будем». Краски подали, но руки его уже не могли действовать, сколько тяжелых снарядов он этими руками перетаскал к линии фронта в Великую Отечественную войну. В 4 часа утра архимандрит Алипий, испросив у всех прощения и всех простив, мирно и тихо отошел он ко Господу. Отпевал его митрополит Иоанн с собором монастырского и приезжего духовенства. 

С уходом игумена мы  мир осиротел не только своей  духовной крепостью, но и красотой русской культуры. Ушел сильный духом, истинно православный человек и талантливый живописец, иконописец – человек творческого мироощущения.

Замечательная коллекция произведений русской и западноевропейской живописи была собрана отцом Алипием за многие годы. В ней были картины Шишкина, Крамского, Васнецова, Нестерова, Клодта, Айвазовского, Поленова, Кустодиева, Бакста, Маковского, а также западноевропейских мастеров. Сейчас шедевры этой коллекции украшают Государственный Русский музей, Псково-Изборский объединенный музей-заповедник, музей-заповедник «Музей истории города Печоры».

Но самое главное, что оставил нам батюшка – свое мудрое слово, укрепляющее нас в вере, добре, премудрости честной жизни.

«Любовь, — говорил Великий Наместник, — есть высшая молитва. Если молитва — царица добродетелей, то христианская любовь — Бог, ибо Бог и есть Любовь… Смотрите на мир только сквозь призму любви, и все ваши проблемы уйдут: внутри себя вы увидите Царствие Божие, в человеке — икону, в земной красоте — тень райской жизни. Вы возразите, что любить врагов невозможно. Вспомните, что Иисус Христос сказал нам: «Все, что сделали вы людям, то сделали Мне». Запишите эти слова золотыми буквами на скрижалях ваших сердец, запишите и повесьте рядом с иконой и читайте их каждый день».

Источники:

  1. Архимандрит Тихон (Шевкунов). Великий Наместник / «Несвятые святые» и другие рассказы / Тихон / архим. Тихон (Шевкунов). — Изд. 4-е. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря; ОЛМА Медиа Групп, 2012. – С. 187-215.
  2. Пономарев А. Архимандрит Алипий / Андрей Пономарев // Псковская земля. История в лицах. «Сии бо люди крылати…». — Москва, 2007. — С.399 — 403.
  3. Архимандрит Алипий. Человек, художник, воин, игумен / [авт.-сост. С. Ямщиков при участии В. Студеникина]. — Москва : Грошев Дизайн, 2004. — 486 с. 
  4. Архимандрит Алипий. Человек, художник, воин, игумен / Студеникин Владимир: к выставке, посвященной 95-летию со дня рождения архимандрита Алипия в Псковском историко-художественном музее / авт. -сост.: Владимир Студеникин, Савва Ямщиков. — Москва: Принт Маркет, 2009. — 32 с. 
  5. Архимандрит Алипий (Воронов). Жизнеописание. Воспоминания. Проповеди. Поучения. Стихотворения / [Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь]. — Издание 3-е, дополненное и переработанное . — Печоры : Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2014. — 262, [1] с.
  6. Мудров Юрий Владимирович. Архимандрит Алипий (Воронов) и его художественная деятельность / Мудров Юрий Владимирович, Савицкая Ольга Степановна / Ю. В. Мудров, О. С. Савицкая; [науч. ред. и сост. Ю. В. Мудров]. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербугское отделение Ассоциации искусствоведов (АИС), 2016. — 90 с. 
  7. Архимандрит Алипий (Воронов) — 1959-1975 // Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь — [Сайт] – [Электронный ресурс] – Режим доступа:  https://pskovo-pechersky-monastery.ru/abbots/67-arkhimandrit-alipij-voronov  (Дата обращения: 27. 08. 2019) 

Голубева А.

  • священнослужитель
  • Архимандрит Алипий (Воронов Иван Михайлович)

фильм Тихона Шевкунова, Схиигумен Мелхтседек 🙏 Православный клуб

Содержание

  • 1 Псково-Печерский монастырь — один из самых крупных и известных монастырей в России
  • 2 Первооснователями обители стали монахи другого, Киево-Печерского, монастыря
  • 3 Расцвет Псково-Печерской обители приходится на XVI век
  • 4 В наше время Успенский Псково-Печерский монастырь активно развивается, сохраняя древние традиции
  • 5 Псково-Печерская лавра славиться своими старцами и чудотворными иконами
  • 6 В Псковско-Печерской обители службы ведутся на основании строгого устава

В России монастыри не раз переживали тяжкие времена. На них нападали враги, они горели, безбожные власти закрывали их, но существует в России одна обитель, которая никогда не закрывалась с момента своего основания.Это Успенский Псково-Печерский монастырь, который был основан в 1473 году. Его основали монахи Киево-Печерской лавры, спасавшиеся от набегов татар.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь 

СтранаРоссия
ГородПечеры
Год основания1473
Сайтhttps://pskovo-pechersky-monastery.ru
НастоятельНаместник Тихон Шевкунов

В обители похоронены предки поэтов А. С. Пушкина, А. Н. Плещеева, полководца М. И. Кутузова, композитора М. П. Мусоргского, здесь жили и живут старцы, высокочтимые в православном мире. По их молитвам совершаются великие чудеса.

Псково-Печерский монастырь — один из самых крупных и известных монастырей в России

Успенский Псково-Печерский монастырь считается одним из самых крупных и известных мужских монастырей в России. Он имеет многовековую историю и весьма почитаем в православном мире. Монастырь расположен в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова.

Своё название обитель получила от находящихся в нём пещер, называемыми «Богом зданными» (то есть созданными Богом). Считается, что монастырь был основан в 1473 году, когда преподобный Ионнна выкопал в песчаной горе храм в честь Успения Божией Матери.

Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (с февраля 1920 до января 1945 года) находился в пределах независимой Эстонии, благодаря чему не был закрыт (все монастыри на территории СССР были закрыты к концу 1920-х годов).

1473

в этом году основали Успенский Псково-Печерский монастырь

Кроме того, существует легенда о том, что занимавший в 1960-е годы должность настоятеля монастыря архимандрит Алипий (Воронов) отказался исполнять решение советских властей о закрытии обители. Он якобы пригрозил поднять на её защиту фронтовиков, живших в ней.

Первооснователями обители стали монахи другого, Киево-Печерского, монастыря

Достоверных сведений о начале монашеской жизни на месте современной псково-печерской обители. Также проводилось и научных исследований происхождения расположенных в монастыре пещер.

Эти пещеры расположены в отложениях песчаника по берегам ныне существующего ручья Каменец. Как считают некоторые ученые, они могут быть природного происхождения.

Монастырские же предания говорят о том, что пещеры (печеры) стали известны местным жителям в 1392 году.

Преподобный Марк Псково-Печерский, икона. Преподобный Марк считается первожителем Псково-Печерской обители. Фото: pravenc.ru

В пещерах поселились монахи Киево-Печерской лавры, бежавшие в псковскую землю с юга, от набегов крымских татар. Из предания известно имя только одного из этих затворников, преподобного Марка, называемого «начальным иноком» монастыря.

Летопись повествует о том, как в конце XIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощутили благоухание «яко от множества фимиама».

1392

в этом году местным жителям стали известны пещеры Псково-Печерской лавры

Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие.

Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры» (Богом созданные пещеры). Позже рядом с ним была построена церковь, освященная во имя Успения Божией матери.

План Богом зданных пещер. Пронумерованы семь галерей-улиц подземного некрополя, проход в который идёт из ближних пещер. В конце 6-й галереи устроен храм в честь Воскресения Христова. Год основания подземного Успенского храма считается годом основания Псково-Печерской обители. Фото: upload.wikimedia.org

Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь.

Он стал непосредственным основателем обители. Позже Иван Деменьтьев передал участок земли инокам, и вскоре вокруг храма образовалась маленькая обитель. Пещеры стали местом погребенья для иноков.

Расцвет Псково-Печерской обители приходится на XVI век

Печерский монастырь достиг своего наивысшего рассвета в XVI веке. Так, при игумене Дорофее Успенская церковь на святой горе была обновлена и расширена. Возводились на территории и другие строения.

В 1521 году монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери «в житии» (с житийными клеймами).

1521

в этом году монастырь приобрел икону Успения Богоматери

Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских «торговых людей» Василия и Феодора. В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были поставлены против Успенского храма.

Пещеры Псково-Печерского монастыря. В 15 веке монастырская жизнь из пещер переместилась в здания, выстроенные внизу святой горы. Пещеры же стали местом погребения иноков. Фото: molitva-info.ru

К концу 20-х годов XVI века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учредил чин церковной службы по преданию древних монастырей, постановив, чтобы богослужение совершалось ежедневно в помещении Успенского храма.

В наши дни обитель сегодня свято хранит древние традиции, соблюдая строгий общежительный устав. Кроме того, в это время монастырь также получил и военное значение.

Игумен Псково-Печерской лавры Коринилий был убит царем Иваном Грозным.

Настоящий расцвет обители связан с её последующим игуменом, преподобномучеником Корнилием. В 1541 году он поставил в монастыре трапезную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, расширил Успенскую церковь, прокопал далее монастырские пещеры.

При нём обитель превратилась в сильную крепость. Его заслугой является возведение вокруг обители мощных каменных крепостных стен (1558 — 1565 года).

Игумен Корнилий умер в 1570 году, согласно преданию был собственноручно убит заподозрившим измену царём Иоанном Грозным. Это произошло у монастырских ворот. Раскаявшись, царь понёс на своих руках его тело в Успенский храм.

«Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи» (К.В. Лебедев). По легенде игумен Псково-Печерской лавры прмчч. Коринилий был убит царем Иваном Грозным из-за подозрения в измене. Фото: upload.wikimedia.org

С начала XVII века и до конца XIX века монастырь выдержал неоднократные осады со стороны польских и шведских войск. Кроме того, его также осаждали войска Наполеона.

В память об избавлении Пскова от наполеоновских войск 1815 — 1827 годах был сооружён Михайловский собор, в 1870 году была устроена Сретенская церковь.

1815 — 1827

в этот период был построен Михайловский собор, а в 1870 году — Сретенская церковь

В 1920 году, по Тартускому мирному договору, город Печоры (Петсери) и Печорский уезд отошли Эстонии, и оставалась там вплоть до присоединения Эстонии к СССР в 1940 году.

В наше время Успенский Псково-Печерский монастырь активно развивается, сохраняя древние традиции

Во время войны строения Псково-Печерского монастыря пострадали от артиллерийских обстрелов, разрушились Трапезная и Братский корпус. После оккупации обитель была в двойном подчинении: митрополиту Таллинскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому).

C августа 1941 по февраль 1944 года братия монастыря вместе с игуменом Павлом (Горшковым) участвовали в Псковской православной миссии. Священнослужители внешне оказывали лояльность оккупационным властям для возможности совершать богослужения

Его Святейшество Патриарх московский и всея Руси Пимен (Извеков) 3 июня 1971 — 3 мая 1990. С 1949 года по 1954 год наместником Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря был архимандрит Пимен (Извеков). Фото: upload.wikimedia.org

16 января 1945 года Печорский район был передан из Эстонской ССР в состав Псковской области РСФСР. Около 40 лет на территории РСФСР действовали только два монастыря — Псково-Печерский и открытая в 1946 году Троице-Сергиева лавра.

С 1949 года по 1954 год наместником был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. В 1957 году в монастырь переселились семеро Валаамских старцев, в 1939 году перевезённые с острова Валаам в Финляндию.

1967 — 2006

в этот период в Псково-Печерской обители жил архимандрит Иоанн Крестьянкин

28 июля 1959 года указом патриарха Алексия наместником был назначен игумен Алипий (Воронов) (в 1961 году возведён в сан архимандрита). Отец Алипий не позволил закрыть монастырь в тяжёлые для церкви годы хрущёвской антирелигиозной кампании.

Благодаря его усилиям в 1973 году в монастырь вернулись сокровища, вывезенные нацистами из ризницы монастыря. В 1980-е годы по благословению митрополита Иоанна (Разумова) в монастыре были проведены большие реставрационные работы

Архимандрит Алипий (Воронов). Наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря с 28 июля 1959 — 12 марта 1975 год. Отец Алипий (воронов) не дал закрыть монастырь в хрущевские времена. Фото: pravoslavie.ru

Активизация монастырской жизни в обители началось с началом в СССР перестройки. В 1986 году в Никольской башне монастыря был освящён храм в честь преподобномученика Корнилия, а в 1995 году на Святой горе монастыря — деревянная церковь в честь Псково-Печерских преподобных.

В монастыре провели последние годы жизни видный деятели РПЦ, например, митрополит Вениамин (Федченков), архиепископ Владимир (Кобец), епископы Феодор (Текучёв), Иоанникий (Сперанский), Андрей (Сухенко).

В 1967 — 2006 годах в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин). В 2003 году иеросхимонах Симеон (Желнин), живший в монастыре с 1896 по 1960 год, был причислен к лику святых.

Псково-Печерская лавра славиться своими старцами и чудотворными иконами

Чудотворная икона Успения пресвятой Богородицы с «житиями» из Псково-Печерского монастыря

Среди святых, почитаемых ныне в Успенском Псково-Печерском монастыре, известно девять подвижников:

  1. Симеон (Желнин), иеросхимонах, преподобный, представился 1960 году.
  2. Александр (Петровский), архиепископ Харьковский, священномученик. Игумен монастыря в 1917 — 19 гг.
  3. Лазарь Прозорливый, иеросхимонах, преподобный. Дважды принимал в своей скромной келии государя Александра Первого.
  4. Дорофей Югский, схимник, преподобный. Основатель Югской обители в Ярославской епархии
  5. Преподобномученик Корнилий, игумен, созидатель обители, погибший (по легенде) от руки Иоанна Грозного вместе со своим учеником Вассианом в 1570 году. Мощи преподобного хранятся в Лавре.
  6. Вассиан (Муромцев), преподобномученик, ученик прмч. Корнилия.
  7. Васса, преподобная, в миру — супруга преп. Ионы, одного из основателей Псково-Печерской обители.
  8. Иона, иеромонах, преподобный, первый строитель обители.
  9. Марк, преподобный, почитается как первый инок обители. Умер в 15 веке.

Старец в православии — это наставник, человек имеющий богатый духовный опыт.

Старцем в православии считается человек, имеющий богатый духовный опыт, осуществляющий наставничество других людей, менее искушенных в духовной науке. Псково-Печерский монастырь породил целую плеяду таких подвижников.

Примером их служит известный в првавославном мире архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин). Среди современных наиболее известными старцами Псково-Печерского монастыря сегодня являются:

  • архимандрит Тихон;
  • схиархимандрит Никон.
Президент России Владимир Путин и настоятель монастыря митрополит Тихон у гроба Иоанна Крестьянкина в Богом зданных пещерах. В Псково-Печерской лавре долгое время пребывал великий православны старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Фото: upload.wikimedia.org

Главные святыни монастыря — икона Успения Божией Матери (старая) и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. Кроме того, также в обители хранятся чудотворные иконы: Успения Божией Матери (в житии) и Святителя Николая. По молитвам к ним совершаются многие чудеса, что зафиксировано служителями Лавры.

В Псковско-Печерской обители службы ведутся на основании строгого устава

Решением Священного синода от 14 июля 2018 года митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) назначен священноархимандритом и игуменом обители. Фильм Тихона Шевкунова «Псково-Печерская обитель» стал явлением в православном мире.

Видеофильм Псково-Печерская обитель (Тихон Шевкунов), 2007. На 30 секунде автор начинает рассказывать историю Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря

В монастыре находятся: Богом зданные пещеры (ближние и дальние), Покровский храм, церкви: Успенская, Сретенская, Михайловская (собор), Благовещенская, Лазаревская, Николы Вратаря, Воскресения Христова (в дальних пещерах).

Корнилевская, Псково-Печерских преподобных, а также Звонница, Дом настоятеля, Братский корпус, Святые источники, Ризница, Крепостные стены с башнями (в том числе Башня нижних решеток).

Богослужение в Псково-Печерской лавре начинается в шесть часов.

В настоящее время ближние пещеры (Святые врата) и помещения Сретенского храма открыты весь день. Вход в дальние Богом зданные пещеры осуществляется по предварительной договорённости. Успенский храм и Михайловский собор открыты только на время богослужений.

В обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский.

Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница.

Свято-Успенский Псково-Печерский Мужской Монастырь. Успенский пещерный храм, внутренне убранство подземного молельногозала.. Богослужение Псково-Печерской лавре начинается в 6 часов утра. Фото: bratsk-pravoslavny.ru

Псково-Печерский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Псковской епархии расположен по адресу: Россия, 181500, Псковская обл., г. Печоры, ул. Международная, 5. Проезд: любым транспортом до г. Пскова, далее с автовокзала автобусом или маршрутным такси до г. Печоры.

Официальный сайт Псково Печерского монастыря содержит всю необходимую информацию, необходимую паломнику: расписание богослужений, рекомендованный размер пожертвования за требы, информация о входе в пещеры иформация о том, когда в Лавре проводиться крестный  ход и т. д.

Относится к: Святая мученица Татиана

29

Святой Дня

Мученики Хрисанф и Дария и с ними в Риме (283)

19 марта 2019 г.

Хрисанф был единственным сыном Полемона, видного язычника в Риме. Как и подобало его статусу, ему были предоставлены все возможности для светского обучения, но он, казалось, не мог приобрести житейскую мудрость. Промыслом Божиим в его распоряжение попали списки Евангелий и Деяний Апостолов, и, жадно читая их, он просвещался и возжелал прежде всего быть христианином. Он нашел священника Карпофора, который наставил его в Вере и крестил. когда его отец


  • Лекция
  • Святые
  • Православная церковь
  • Преследование
  • дн джером атерхольт (3446)
  • мученик (1732)
  • язычество (95)
  • рим (141)

  • 30

    Святой Дня

    23 июня — мученица Агриппина Римская.

    22 июня 2010 г.


    • Лекция
    • Святые
    • Православная церковь
    • Преследование
    • агриппина (5)
    • дн джером атерхольт (3446)
    • мученик (1732)
    • язычество (95)
    • рим (141)
    • 4 дева (141)
    • 4 девственница (
    • )

  • 31

    Святой Дня

    мученик Евсигний Антиохийский

    5 августа 2013 г.


    • Лекция
    • Отношения
    • Дети и воспитание детей
    • Брак
    • Святые
    • Православная церковь
    • Преследование
    • Поклонение
    • Молитва
    • диаконисса (21)
    • дн иероним атерхолт (3446)
    • евсингий (6)
    • григорий богослов (50)
    • мученица (1732)
    • нонна (9)
    • чудотворица (204)

  • 32

    Святой Дня

    21 января — святой мученице Агнии Римской.

    21 января 2009 г.


    • Лекция
    • Святые
    • Православная церковь
    • Преследование
    • агнес (4)
    • целомудрие (64)
    • дн джером атерхольт (3446)
    • мученик (1732)
    • чистота (100)
    • рим (141)
    • дева (164)

  • 33

    Святой Дня

    03 июня — Священномученик Лукиан и святой мученик Димитрий Российский

    2 июня 2009 г.


    • Лекция
    • Отношения
    • Дети и воспитание детей
    • Святые
    • Православная церковь
    • Евангелизация
    • Преследование
    • bishops (1050)
    • dmitry of uglich (3)
    • dn jerome atherholt (3446)
    • incorruption (69)
    • lucian (5)
    • martyr (1732)
    • rome (141)
    • russia (357)

  • 34

    Святой дня

    Мученик Иустин Философ и с ним в Риме (166)

    1 июня 2019 г.

    Родившийся в 103 году, он был философом из самаритянского города Сихема в Палестине, посвятившего свою жизнь поискам истины, перепробовав многие философские школы и источники человеческой мудрости: стоиков, перипатетиков, пифагорейцев и, наконец, платоников. . Однажды ему явился старец (имя и происхождение которого неизвестны) и рассказал ему о пророках и апостолах, которые узнали о Боге не по собственной мудрости, а по откровению


    • Лекция
    • Святые
    • Православная церковь
    • Преследование
    • д.н. джером атерхольт (3446)
    • юстин мученик (9)
    • мученик (1732)
    • рим (141)

  • 35

    Святой Дня

    Святые мученики Марин и Марфа и с ними

    5 июля 2015 г.


    • Лекция
    • Святые
    • Православная церковь
    • Преследование
    • dn jerome atherholt (3446)
    • family (405)
    • marinus and martha (5)
    • martyr (1732)
    • persia (62)
    • pilgrimage (57)
    • rome (141)

  • 36

    Святой Дня

    19 марта — мученики Хрисанф и Дарья

    19 марта 2009 г.


    • Лекция
    • Святые
    • Православная церковь
    • Преследование
    • дн джером атерхольт (3446)
    • мученик (1732)
    • язычество (95)
    • рим (141)

  • 37

    Святой Дня

    07 июня — Священномученик Марцеллин, Папа Римский

    6 июня 2010 г.


    • Лекция
    • Святые
    • Православная церковь
    • Преследование
    • епископы (1050)
    • дн джером атерхолт (3446)
    • марцеллин (4)
    • мученик (1732)
    • рим (141)

  • 38

    Святой Дня

    Мученики Хрисанф и Дарья и с ними в Риме

    18 марта 2015 г.


    • Лекция
    • Святые
    • Православная церковь
    • Преследование
    • дн джером атерхольт (3446)
    • мученик (1732)
    • язычество (95)
    • рим (141)

  • 39

    Святой дня

    Священномученик Климент, епископ Римский

    24 ноября 2015 г.


    • Лекция
    • Святые
    • Православная церковь
    • Евангелизация
    • епископы (1050)
    • климент римский (10)
    • дн джером атерхольт (3446)
    • послание климента (10)
    • мученик (17315
    • рим)0015

  • 40

    Святой Дня

    Мученик Иустин Философ и с ним в Риме

    1 июня 2012 г.


    • Лекция
    • Святые
    • Православная церковь
    • Преследование
    • дн джером атерхолт (3446)
    • юстин мученик (9)
    • мученик (1732)
    • Рим (141)

  • 41

    Святой Дня

    мученик Евсигний Антиохийский

    4 августа 2015 г.


    • Лекция
    • Отношения
    • Дети и воспитание детей
    • Брак
    • Святые
    • Православная церковь
    • Преследование
    • Поклонение
    • Молитва
    • deaconess (21)
    • dn jerome atherholt (3446)
    • eusignius (6)
    • gregory the theologian (50)
    • martyr (1732)
    • nonna (9)
    • wonderworker (204)

  • 42

    Святой Дня

    Мученица Агриппина Римская (3 в.

    )

    23 июня 2018 г.


    • Лекция
    • Святые
    • Православная церковь
    • Преследование
    • агриппина (5)
    • дн джером атерхольт (3446)
    • мученик (1732)
    • язычество (95)
    • рим (141)
    • 4 дева (141)
    • 4 девственница (
    • )

  • 43

    Святой Дня

    Мученица Агриппина Римская (3 в.)

    23 июня 2019 г.

    Она жила в девстве в Риме в царствование Валериана (253–260) — как сказано в Прологе, «изгоняя из сердца смрад страстей благоуханием чистоты и целомудрия». Она добровольно представилась язычникам и объявила себя христианкой, за что была замучена до смерти. Ее друзья Васса, Паула и Агафоника отвезли ее мощи на Сицилию для захоронения. Там была построена церковь во имя ее, и совершались многие чудеса.


    • Лекция
    • Святые
    • Православная церковь
    • Преследование
    • агриппина (5)
    • дн джером атерхольт (3446)
    • мученик (1732)
    • язычество (95)
    • рим (141)
    • 4 дева (141)
    • 4 девственница (
    • )

  • 44

    Святой Дня

    Мученики Хрисанф и Дарья и с ними в Риме

    19 марта 2013 г.


    • Лекция
    • Святые
    • Православная церковь
    • Преследование
    • дн джером атерхольт (3446)
    • мученик (1732)
    • язычество (95)
    • рим (141)

  • 45

    Святой Дня

    24 ноября — Святой Климент Римский

    23 ноября 2008 г.


    • Лекция
    • Святые
    • Православная церковь
    • Евангелизация
    • епископы (1050)
    • климент римский (10)
    • дн иером атерхолт (3446)
    • послание климента (10)
    • мученик (1732
    • рим)

  • 46

    Святой Дня

    Что случилось с Днем святого Валентина?

    14 февраля 2018 г.


    • Лекция
    • Неправославные
    • «Мир»
    • католицизм
    • Святые
    • дн джером атерхольт (3446)
    • мученик (1732)
    • рим (141)
    • валентин (6)

  • 47

    Святой Дня

    Священномученик Марцеллин, папа Римский (304 г.

    )

    7 июня 2018 г.


    • Лекция
    • Святые
    • Православная церковь
    • Преследование
    • епископы (1050)
    • дн джером атерхолт (3446)
    • марцеллин (4)
    • мученик (1732)
    • рим (141)

  • 48

    Святой дня

    Священномученик Климент, епископ Римский

    24 ноября 2016 г.


    • Лекция
    • Святые
    • Православная церковь
    • Евангелизация
    • епископы (1050)
    • климент римский (10)
    • дн джером атерхольт (3446)
    • послание климента (10)
    • мученик (17315
    • рим)0015

  • 49

    Святой Дня

    22 ноября, четверг — Святые мученики Цецилия, Валериан, Тибуртий и Максим в Риме

    21 ноября 2007 г.


    • Творчество
    • Музыка
    • Лекция
    • Святые
    • Сесилия (2)
    • дн Джером Атерхольт (3446)
    • мученик (1732)
    • рим (141)

  • 50

    Святой Дня

    Мученик Евсигний Антиохийский (362 г.

    )

    5 августа 2019 г.

    Он был солдатом императорской армии, начиная с правления языческого императора Максимиана. Он был генералом при Константине и видел Крест, явившийся Императору. После шестидесяти лет военной службы он удалился в родной город и посвятил себя молитве, посту и добрым делам. Горожанин, разгневанный решением Евсигния разрешить спор, донес на него перед Юлианом Отступником как на христианина. Вызванный к Юлиану, он резко упрекнул


    • Лекция
    • Отношения
    • Дети и воспитание детей
    • Брак
    • Святые
    • Православная церковь
    • Преследование
    • Поклонение
    • Молитва
    • диаконисса (21)
    • дн иероним атерхолт (3446)
    • евсингий (6)
    • григорий богослов (50)
    • мученик (1732)
    • нонна (9)
    • чудотворец (204)

    Страница 1 из 73

  • .

    «Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства, дорогие друзья!

    «Церемония освящения нового храма Сретенского монастыря является важным и значимым событием не только для православных верующих, но и для нашего общества в целом.

    «И вот почему: Этот храм посвящен Воскресению Христову и Новомученикам, то есть памяти пострадавших за свою веру в период воинствующего безбожия, погибших в чистках; и вместе с тем олицетворяет примирение.

    «Глубоко символично, что этот новый храм открывается в год столетия Февральской и Октябрьской революций, ставших отправной точкой очень многих тяжелейших испытаний, через которые прошла наша страна в ХХ веке.

    «Мы должны помнить и светлые, и трагические страницы истории, учиться воспринимать ее в целом, объективно, ничего не умалчивая. Только так можно полностью понять и осмыслить уроки, которые преподносит нам прошлое.

    «Мы знаем, как хрупок гражданский мир, мы знаем это сейчас, и мы никогда не должны забывать об этом. Мы не должны забывать, как тяжело залечивать раны расколов.

    «Поэтому нашим общим долгом является сделать все возможное для сохранения единства русской нации, поддержания общественно-политического согласия посредством постоянного диалога и, опираясь на наши традиционные ценности, на ценности наших традиционных религий — православия , ислам, иудаизм, буддизм — не допускать ни ожесточения, ни каких-либо разделений.

    Чувство общей цели, главной из которых является благо каждого человека и нашего Отечества в целом, является ключом к преодолению разногласий. Ярчайшее тому подтверждение – восстановление единства Русской Православной Церкви, десятилетие которой мы отмечаем в эти дни[1].

    «Путь к восстановлению церковной целостности, к объединению Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей был непрост, да и не мог быть иначе: слишком много конфликтов и взаимного недоверия накопилось за время долгие годы раздробленности, уходящей корнями в драму братоубийственной гражданской войны.

    «Русская Православная Церковь здесь, в России, страдая, терпя большие потери, всегда была рядом со своим народом. А Русская Православная Церковь Заграницей всегда помогала нашим соотечественникам, оказавшимся вдали от Отечества, не только сохранить веру, но и ощутить свою тесную связь с Отечеством, с Россией, с ее традициями, и языком, и с нашей культурой. .

    «Восстановление единства укрепило эту связь. Это было и остается событием большого нравственного звучания, символом и примером того, что история нашей страны и ее прошлое должны не разъединять, а объединять всех нас.

    «Нашу страну, да и саму Российскую государственность невозможно представить без духовно-исторического опыта Русской Православной Церкви, который передается из поколения в поколение через пастырское слово. Уверен, что новый храм Сретенского монастыря станет ярким и притягательным центром религиозно-просветительской деятельности, будет способствовать внедрению в наше общество идей добра, взаимоуважения и миротворчества.

    «Поздравляем!»

    Затем Глава государства преподнес в дар храму Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской икону святителя Иоанна Предтечи XIX века.

    В ответ Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Хочу также сердечно поздравить всех нас с десятилетием воссоединения Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата в надежде, что результаты этого союза станут еще более очевидными. и значимым для всей нашей Церкви. У нас есть время углубить это единство, сделать его еще более прочным, чтобы оно в полной мере послужило восстановлению благочестия и веры в нашем народе. Еще раз приветствую вас всех с праздником!»

    По благословению патриарха верующим была вручена икона священномученика Илариона.

    Затем Президент и Предстоятель Русской Церкви посетили нижний храм нового собора, посвященный святителю Иоанну Предтече и Двенадцати апостолам.

    Затем Президент Путин и Святейший Патриарх Кирилл посетили здание Сретенской семинарии, где состоялась краткая беседа главы государства с иерархами Русской Зарубежной Церкви, прибывшими на освящение храма.

    ***

    Сретенский монастырь

    Сретенский ставропигиальный мужской монастырь основан в 1397 году на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, в память избавления Москвы от нашествия Тамерлана. Главный храм был перестроен в 1677 году и освящен в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

    Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании царем Михаила Федоровича — первого царя из династии Романовых. Практически каждое паломничество царей, патриархов, митрополитов и князей всегда начиналось с молитв в Сретенском монастыре.

    Монастырь был закрыт в 1926 году, став местом общежития для офицеров НКВД[2]. До 1990-х годов в Сретенском соборе располагался Всесоюзный художественно-реставрационный центр имени Грабаря.

    В 1991 году здание собора было передано в пользование Русской Православной Церкви и открыто подворье Псково-Печерского монастыря. В 1996 г. подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, с еп. Тихона (Шевкунова) Егорьевского (тогда игумена) назначают игуменом.

    В 1999 году начались занятия Православной школы Сретенского монастыря, которая в 2001 году стала семинарией. В монастыре находится одно из крупнейших издательств Русской Православной Церкви. Интернет-сайт Православие.ру создан в Сретенском монастыре в 2000 году.

    ***

    Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

    Решение о строительстве храма было принято на заседании Попечительского совета 3 марта 2011 года. В декабре 2012 года был проведен открытый конкурс на проектирование новой церкви. Среди требований к оформлению было «представление идеи дома Божия, традиционного для русского церковного зодчества, а также духовных подвигов и празднования духовной победы Новомучеников».

    Перед началом строительства были проведены тщательные археологические раскопки. Строительство собора и реконструкция территории монастыря начались в 2014 году и заняли 866 рабочих дней.

    Высота церкви 200 футов. При его строительстве применены самые современные технологии. Он оборудован системой вентиляции и кондиционирования для поддержания внутреннего климата. Освещение, отопление, аудио и видео контролируются цифровым оборудованием.

    Собор облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из такого камня строились старинные белые соборы Владимира, Суздаля, Москвы. Для реализации резьбы по камню было изготовлено 29 000 штук общим объемом 32 100 кубических футов. Церковь украшена резьбой не только снаружи, но и внутри. Для внутренней резьбы было использовано 4500 кусков камня объемом 8100 кубических футов.

    Церковный комплекс состоит из нескольких этажей. Верхний храм в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

    Не случайно нижний храм нового собора посвящен Иоанну Предтече и Двенадцати апостолам. В центре находится баптистерий, украшенный уникальной мозаикой в ​​стиле древних византийских церквей. При баптистерии для готовящихся к Крещению будут проходить курсы по основам православной веры. На двух нижних этажах будет аудитория для образовательных и молодежных мероприятий. В храме будут созданы два музея: Новомучеников и Туринской плащаницы.

    Общая площадь фресок в соборе составляет 70 300 квадратных футов.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *