Кто строил софийский собор в киеве: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Софийский собор и Киево-Печерская Лавра

Столица Украины Киев известен своими многочисленными памятниками архитектуры XI–XX вв., многие из которых имеют всемирное значение. К числу наиболее выдающихся из них принадлежат Софийский собор и Киево-Печерская лавра, входящие в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Начало их истории восходит к далеким временам крещения Руси…

Содержание

Софийский собор, главный храм Киева

В ряду всемирно известных храмов Софийский собор в Киеве занимает одно из первых мест по художественному совершенству, красоте, величию и масштабам. Даже известный путешественник Павел Алеппский, видевший Софию Киевскую в XVII в. – в не самые лучшие для нее времена, – сказал, что «ум человеческий не в силах ее обнять».

Строительство Софийского собора началось в княжение Ярослава Мудрого, не ранее 1017 г. и не позднее 1019 г. Храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников. Первоначальная София Киевская была деревянной, и лишь несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на ее месте монументальный каменный храм.

Храм Св. Софии затмил собой все, что было создано на украинской земле в предыдущие эпохи, и не был превзойден в последующие века. Он был главным религиозным, общественно-политическим и культурным центром Киевского государства. Здесь происходили церемонии «посажения» великих киевских князей, у стен храма собиралось киевское вече, здесь велось летописание и размещалась первая на Украине библиотека. В одном из нефов собора была устроена великокняжеская усыпальница, где похоронены основатель собора Ярослав Мудрый, киевские князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах.

Сегодня к Софийскому собору со всех сторон подступают многоэтажные дома. Но даже в их окружении силуэт храма не теряет своего величия и мощи. Можно представить, какое впечатление он производил в древности, на фоне невысоких деревянных домов древнего Киева!

Строительная техника и архитектурные формы Софийского собора отражают традиции столичной византийской архитектуры. Однако сравнение Софийского собора с одновременными ему византийскими памятниками показывает, что прямых аналогий ему ни в Константинополе, ни в других византийских городах нет. Проведенные исследования показали, что замысел собора принадлежит одному зодчему, разработавшему модель храма, а затем осуществившему этот проект. Скорее всего, он был греком, приехавшим из Константинополя во главе строительной артели.

В Киеве перед византийскими мастерами была поставлена задача, с которой им не приходилось сталкиваться у себя на родине: им предстояло возвести огромный храм, призванный стать архитектурным символом не только княжеской столицы, но и всего обширного государства, сложившегося на землях Восточной Европы под скипетром киевских князей. Храм должен был служить для торжественных церемоний с участием княжеского и епископского дворов и вмещать большое количество людей. Работы подобного размаха нельзя было осуществить силами одних только приезжих мастеров, а это позволяет думать, что к делу были привлечены и местные строители.

Греческие мастера привезли с собой многочисленные канители, карнизы и другие мраморные детали – ведь на украинских землях не было мрамора. Но везти стволы крупных колонн было слишком сложно, и поэтому вместо принятых в Константинополе мраморных колонн пришлось ставить кирпичные столбы, что сразу же резко изменило характер интерьера. Карнизы, парапеты, хор и полы, которые в Византии делали из мрамора, изготовили из местного сланца (красного шифера), имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет и, видимо, напоминавшего византийским мастерам излюбленный в их стране пурпур. Кроме шиферных плит, для убранства полов использовались поливные керамические плитки.

Огромные размеры собора производили на современников неизгладимое впечатление. Первоначальная ширина храма составляла 55 м, а длина (без апсид) – 37 м (ныне длина – 29,5 м, ширина – 29,3 м, а вместе с галереями – соответственно 41,7 и 54,6 м). Но это монументальное сооружение, выложенное из розовой плинфы, отнюдь не давило на зрителя! Массу собора облегчали открытые галереи, которые как бы связывали храм с окружающим пространством, с природой, делали его доступней и человечней.

Чем выше, тем стремительней нарастали объемы, ступенями восходя к завершению – центральному куполу на высоком барабане. Фасады этого удивительно гармоничного и монументального сооружения были украшены орнаментами из кирпичей, поставленных на ребро и утопленных в кладку здания, а также фресковыми росписями. Фрагменты этих фресок и сейчас еще можно видеть у северного и южного входов и в некоторых других местах.

За свою многовековую историю собор пережил множество невзгод: нападения врагов, грабежи, пожары, частичные разрушения. Храм многократно разоряли не только внешние неприятели, но и русские князья. Первая частичная реставрация собора была проведена только в конце XIV столетия. Но лишь в 1640-х гг. митрополит Петр Могила, основавший при Софийском соборе мужской монастырь (впоследствии упраздненный), впервые за многие годы полностью реконструировал храм, пригласив для работ итальянского архитектора О. Манчини. К тому времени Софийский собор уже находился в глубоком упадке.

Первоначально собор имел классические «византийские» романские формы и был, как считают некоторые исследователи, 25-купольным (по другим данным – 13-купольным). Фасады не были оштукатурены – их украшали декоративные ниши, орнамент, живопись. В последующие времена собор неоднократно менял свой облик, обрастая пристройками и надстройками. В 1685–1707 гг. храм был основательно перестроен в формах барокко, были сооружены шесть новых куполов. Тогда же были надстроены вторые этажи над внешней галереей, а пять центральных куполов получили грушевидную форму, характерную для эпохи украинского барокко XVII–XVIII вв. На восточном и западном фасадах собора были сооружена фигурные фронтоны, а окна получили пышные барочные наличники.

Киево-Печерская лавра, древнейший монастырь Киева

Другим всемирно известным памятником Киева является Киево-Печерская лавра, основанная в середине XI столетия. Ее основателем летописи называют монаха Антония, родом из Любеча. Еще в молодости он ушел на Афон и был там пострижен в монахи, а затем вернулся в Киев. Он отыскал близ села Берестова пещеру («печеру») в склоне горы, когда-то выкопанную варягами, и поселился в ней отшельником. Спустя некоторое время вокруг поселившегося в «печерах» Антония стала собираться братия. Первый храм монастыря, церковь Богородицы, так же как и монашеские кельи, была устроена под землей. Антоний, стремясь к уединению, назначил игуменом Варлаама, одного из своих учеников, а сам выкопал себе новую пещеру на расстоянии 110 саженей от первых и переселился в нее. Впоследствии это место получило название Ближних пещер.

Датой смерти Антония считается 1073 г. К этому времени в подземном монастыре собралось уже около 20 монахов, и игумену Варлааму пришлось выстроить деревянную церковь, так как пещерная часовня уже не могла вместить разросшуюся братию.

С каждым годом популярность монастыря возрастала. Киевские князья всячески поддерживали его. Киево-Печерский монастырь играл роль не только религиозного центра, но и крупного центра культуры и искусства. Здесь работали видные ученые – историки, литераторы и богословы, на славянский язык переводились произведения иностранных авторов. Здесь Нестор-летописец написал свою знаменитую «Повесть временных лет». С лаврой связаны имена выдающегося живописца Алимпия (XI в.) и врачевателя Агапита.

Во время татаро-монгольского нашествия в 1240 г. Киево-Печерская лавра, так же как и город, очень сильно пострадала. Восстановление монастыря затянулось на долгие годы. Лишь в XVI столетии лавра вступает в полосу нового расцвета. К этому времени уже в основном завершилось формирование ее ансамбля, ныне включающего в себя Верхнюю лавру, Больничный монастырь Св. Николая, Ближние и Дальние пещеры.

1690–1708 гг. стали порой самого интенсивного строительства в лавре. Тогда были построены крепостные стены с башнями Кушника, Онуфрия, Малярной и Часозвонной, Экономические ворота с церковью Всех Святых, больничная церковь Св. Николая, корпуса келий, церковь Воздвижения на Ближних пещерах и церковь Рождества Богородицы на Дальних пещерах. В связи с большим размахом строительства появилась острая нехватка квалифицированных мастеров-строителей, которых пришлось выписывать даже из Москвы. В Киеве работали московские мастера Осип Старцев, Дмитрий Аксамитов и др.

Поэтому в это время в украинской архитектуре появляется ряд деталей, характерных для Москвы. В 1744 г. было закончено сооружение новой лаврской колокольни (1731–1744 гг.), построенной по проекту немецкого архитектора Иоганна Готфрида Шеделя. Это самая высокая из всех колоколен Украины. Диаметр ее основания составляет 28,8 м, высота – 96,5 м.

Одновременно с колокольней был восстановлен и заново украшен огромный Успенский собор – главный храм лавры. Закладка Успенского собора – его называли Великой церковью – состоялась в 1073 г. Строили его четыре «искусных строителя» из Константинополя. Украшение собора росписями и мозаиками продолжалось до 1089 г., после чего он был освящен. Современники, видевшие храм во времена его «молодости», называли его «небесам подобным».

В позднейшие времена Успенский собор неоднократно разрушался и перестраивался. Сохранились гравюры 1661 и 1693 гг., свидетельствующие о значительных изменениях во внешнем виде храма. Немало бед наделал в храме громадный пожар 1718 г.

, после чего в 1723–1729 гг. под руководством архитектора И. Каландина были проведены большие реставрационные работы. Тогда собор приобрел черты украинского барокко, а его стены, апсиды, фронтоны главы куполов, окна и порталы были обильно украшены лепным орнаментом. Вместо прежнего одноглавия были устроены семь куполов, из которых центральный был вызолочен «через огонь», а главы остальных шести покрыты листовым червонным золотом. Многострадальный собор был взорван фашистами в ноябре 1941 г. Ныне существующее здание собора построено в 1998–2000 гг.

Комплекс Верхней лавры, Ближних и Дальних пещер складывался почти на протяжении 900 лет, поэтому в нем почти отсутствует какая-либо планомерность, но зато каждый уголок отличается редкостной живописностью. Монастырская трапезная была сооружена в 1108 г. на средства князя Глеба Всеславича. Реставрация трапезной в XVI в. не нарушила ее облика. Троицкая надвратная церковь построена в XII в. и прекрасно сохранилась до наших дней, хотя и в реставрированном виде.

Влево от главного входа в лавру находится Больничный монастырь с маленькой церковью Св. Николая (конец XVII в.). Этот белоснежный храм завершен синим куполом грушевидной формы с золотыми звездами и изящной маковкой. К северу от Успенского собора высится стройный силуэт пятикупольной церкви Всех Святых на Экономических воротах (1696–1698 гг.). Нижний ее ярус занимает проезд, а верхний – собственно храм. Церковь Всех Святых на Экономических воротах является одним из наиболее ярких образцов украинского барокко.

Ансамбль Ближних пещер, раскинувшийся у подножия холма Верхней лавры, в окружении садов и густых зарослей деревьев и кустарников, является одним из самых живописных уголков Киево-Печерской лавры. Комплекс Ближних пещер также складывался на протяжении веков. Уже в 1-й пол. XI в. тут существовали подземные церкви Св. Антония, Св. Варлаама, Введения во храм, кельи и крипты с захоронениями. Здесь, в частности, погребены Нестор-летописец, автор «Повести временных лет», художники Алимпий и Григорий, врачеватели Агапит и Дамиан, церковный писатель 1-й пол. XIII в. Поликарп, епископ Владимирский и Суздальский Симон.

Центром комплекса Ближних пещер является трехкупольная Воздвиженская церковь, построенная в 1700 г. на средства киевского полковника Павла Герцыка. В середине XVIII в. к ее западному фасаду была пристроена трапезная – небольшое прямоугольное здание, увенчанное большим куполом на низком восьмигранном барабане. Своими приземистыми формами она как бы подчеркивает стройность Воздвиженской церкви. В 1763–1768 гг. была сооружена двухъярусная колокольня (арх. И. Г. Григорович-Барский). Поставленная над откосом горы, она является главной вертикалью всего ансамбля Ближних пещер.

К югу от Верхней лавры, на высоком холме, разместилась третья часть Киево-Печерского монастыря – Дальние пещеры. Именно здесь в первой трети XI в. возникли первые пещеры с подземной церковью Благовещения. Затем, через несколько лет, была построена надземная деревянная Успенская церковь. В 1635 г. вместо нее была сооружена новая деревянная церковь Рождества Богородицы, замененная в 1696 г. каменной.

Территория Дальних пещер состоит из двух площадок. На нижней расположена церковь Иоакима и Анны (XIX в.), а на верхней – церковь Рождества Богородицы, построенная в 1696 г. на средства полковника Мокиевского.

Церковь Рождества Богородицы на Дальних пещерах является уникальным произведением украинской архитектуры XVII в. Ее главное здание увенчано тремя куполами, но по углам поднимаются еще четыре купольные часовенки. Все семь глав образуют чрезвычайно живописную пирамидальную композицию, завершенную центральным куполом. С разных точек обзора храм всякий раз предстает в новом и необычном ракурсе. В Дальних пещерах находится 46 захоронений, но только два из них относятся к домонгольской эпохе. Всего же на территории Киево-Печерской лавры погребены десятки известнейших деятелей украинской истории.

Украина, карта расположения Софийского собора и Киево-Печерской лавры

СОФИЯ КИЕВСКАЯ — МОСТ ИЗ ПРОШЛОГО В ГРЯДУЩЕЕ

Тема дня

    org/BreadcrumbList»>
  1. Главная
  2. Социум

24 января, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 4, 24 января-31 января 1997г.

Это для всего мира собор Святой Софии в Киеве — уникальнейший памятник архитектуры XI века, сохранивший на своих стенах 3000 квадратных метров фресок (было — 6000 кв. ..

  • ЗЕРКАЛО НЕДЕЛИ, УКРАИНА Архив номеров | Последние статьи < >
    • Украинцы-беженцы за границей. Как дела и что дальше? Перед второй волной Опрос читателей

      АвторЕлена Жежера Статья 30 ноября 13:00

    • Новый удар по энергосистеме. Чего ждать? Седьмая волна террора Опрос читателей

      АвторИгорь Маскалевич Статья 30 ноября 08:30

    • Волонтеры: всем нам нужна справедливость Кто позаботится о тех, кто заботится о других? Опрос читателей

      АвторМарко Баянов Статья 29 ноября 17:00

    • Военные преступления РФ в Украине: какое будущее ждет жалобы украинцев в ЕСПЧ Открытая агрессия РФ против Украины должна иметь соответствующую реакцию в ЕСПЧ Опрос читателей

      АвторЕлена Сотник Статья 29 ноября 13:00

    • ОККУПИРОВАННЫЕ. Как Украина возвращает жизнь на освобожденной Херсонщине Статистика из города боли

      АвторАнатолий Бондарчук Статья 29 ноября 08:30

    • «Ой, а разговоров сколько было!». Внезапный блэкаут и его размеры Готовность украинского общества была высокой Опрос читателей

      АвторОлег Покальчук Статья 28 ноября 17:00

  • Вам также будет интересно >
    • «Ой, а разговоров сколько было!». Внезапный блэкаут и его размеры Опрос читателей 28.11 17:00

    • «Врачи без границ»: многие украинцы нуждаются в реабилитации после ранений 24.11 15:30

    • Как не съесть друг друга. Психологические аспекты вынужденной совместной жизни Опрос читателей 23.11 08:30

    • Негодяи и гниды 22. 11 08:42

    • Травма — это не сумасшествие: украинцам нужна психологическая помощь Опрос читателей 20.11 11:30

    • Журналист/боец ВСУ Мирослав Откович: «Ракетные, бомбовые удары России стерли фронт. Беременные женщины, которые гибнут в центре Киева, тоже — на фронте» 19.11 08:40

    • Медиапаразиты как вызов цивилизации Опрос читателей 13. 11 17:00

    • Пропаганда отвечает на еще не прозвучавшие вопросы Опрос читателей 08.11 17:52

    • Послевзгляд на калейдоскоп событий. Красота и синяки украинского общества Опрос читателей 08.11 13:00

    • Как харьковские мародеры помогают правительству бороться с вредными привычками Опрос читателей 05. 11 17:00

    • Как поддерживать новые и старые отношения во время войны Опрос читателей 02.11 08:45

    • Мопедофобия. Как найти опору, когда мир катится к чертям 25.10 08:31

Последние новости

  • Ученые воссоздали внешность древней женщины со смертельным заболеванием 17:41
  • Святых выноси! 17:00
  • Председателя Счетной палаты законодатели уволить не смогли 17:00
  • Bloomberg: Моде намекнул, что война Путина против Украины будет вызовом для Индии во главе G20 16:49
  • Украина впервые на уровне государства заявила о нелегитимности пребывания России в ООН 16:37

Все новости

Добро пожаловать! Регистрация Восстановление пароля Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы Зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы Введите адрес электронной почты, на который была произведена регистрация и на него будет выслан пароль

Забыли пароль? Войти

Пароль может содержать большие и маленькие буквы латинского алфавита, а также цифры Введенный e-mail содержит ошибки

Зарегистрироваться

Имя и фамилия должны состоять из букв латинского алфавита или кирилицы Введенный e-mail содержит ошибки Данный e-mail уже существует У поля Имя и фамилия нет ошибок У поля E-mail нет ошибок

Напомнить пароль

Введенный e-mail содержит ошибки

Нет учетной записи? Зарегистрируйтесь! Уже зарегистрированы? Войдите! Нет учетной записи? Зарегистрируйтесь!

Софийский собор, Киев, Украина

Софийский собор в Киеве, Украина, является памятником архитектуры Киевской Руси. Бывший собор является одной из самых известных достопримечательностей города и первым объектом наследия в Украине, внесенным в Список всемирного наследия. Помимо основного здания, собор включает в себя ансамбль несущих конструкций, таких как колокольня и дом митрополита. Одной из причин переезда было то, что и Софийский собор, и Киево-Печерская Лавра признаны Программой всемирного наследия ЮНЕСКО как один комплекс, а в Украине ими управляли разные государственные органы. В настоящее время это музей.

Комплекс собора является основным компонентом и музеем Национального заповедника «София Киевская», – государственного учреждения, ответственного за сохранение комплекса собора, а также четырех других исторических памятников по всей стране.

История

Собор назван в честь собора Святой Софии 6-го века в Константинополе (современный Стамбул), который был посвящен Святой Мудрости, а не конкретной святой по имени София. Первые фундаменты были заложены примерно в 1011-1037 годах, но на возведение собора ушло два десятилетия. Сооружение имеет 5 нефов, 5 апсид и (весьма неожиданно для византийской архитектуры) 13 куполов. С трех сторон его окружают двухъярусные галереи. Имея размеры от 37 до 55 м, фасад был облицован цоколями. Внутри сохранились мозаики и фрески XI века, в том числе полуразрушенное изображение семьи Ярослава и Оранов.

Первоначально собор был усыпальницей киевских правителей, в том числе Владимира Мономаха, Всеволода Ярославича и основателя собора Ярослава I Мудрого, хотя до наших дней сохранилась только могила последнего.

После разграбления Киева Владимиро-Суздальским князем Андреем Боголюбским в 1169 г., а затем монгольского нашествия на Русь в 1240 г. собор пришел в упадок. Он был значительно перестроен в своем современном великолепии в 16 веке, когда Речь Посполитая пыталась объединить католическую и православную церкви. После 1595-1596 г. Брестской унии Софийский собор принадлежал Украинской греко-католической церкви, которая заказала ремонтные работы, а верхняя часть здания была капитально перестроена по образцу итальянского архитектора Октавиано Манчини в ярко выраженном стиле украинского барокко, а сохранив византийский интерьер, сохранив его великолепие нетронутым. Работы продолжались при казачьем гетмане Иване Мазепе до 1767 года. В этот период вокруг Софийского собора были построены колокольня, монастырская столовая, хлебопекарня, «Дом митрополита», западные ворота (Зборовские ворота), Монастырский трактир, Были построены кампус Братства и бурса (семинария). Все эти постройки, а также собор после реконструкции имеют отличительные черты украинского барокко.

После революции 1917 года и во время советской антирелигиозной кампании 1920-х годов правительственный план предусматривал разрушение собора и превращение территории в парк «Героев Перекопа» (после победы Красной Армии в Российской империи). Гражданская война в Крыму). Собор был спасен от разрушения (противоположный Михайловский Златоверхий монастырь был разрушен в 1935 г.) прежде всего усилиями многих ученых и историков. Тем не менее, в 1934 году советские власти конфисковали строение у церкви, включая окружающий архитектурный комплекс XVII–XVIII веков, и определили его как архитектурно-исторический музей.

С конца 1980-х годов советские, а затем и украинские политики обещали вернуть здание православной церкви. Из-за различных расколов и фракций внутри церкви возвращение было отложено, поскольку на него претендовали все православные и греко-католические церкви. Хотя всем православным церквям разрешено проводить богослужения в разные дни, в другое время доступ запрещен. Серьезным инцидентом стали похороны Патриарха Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата Владимира в 1919 г.95 г., когда ОМОН был вынужден воспрепятствовать захоронению на территории музея и произошло кровавое столкновение. После подобных событий ни одна религиозная организация еще не получила права на регулярные богослужения. Сейчас комплекс остается светским музеем украинского христианства, большинство посетителей которого составляют туристы.

Ссылки:

  • Википедия

Собор Софии Премудрости Божией

Где София Святая, там и Новгород.

Так говорят на Руси уже 1000 лет, с тех пор, как был построен собор Святой Софии Премудрости Божией в 11 веке . Собор был основан Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром . Собор должен был стать главным храмом города. Даже по прошествии многих веков в Софийском соборе продолжают совершаться богослужения, и все желающие могут увидеть древнюю православную святыню. Собор открыт каждый день с 8 утра до 8 вечера. Богослужения совершаются в 10:00 и 18:00. В то же время собор является городом некрополем . В его южной галерее были захоронены самые известные горожане города, епископы, князья, посадники.

Подробнее об истории Собора

Собор строился с 1045 по 1050 год и таким образом является древнейшим каменным зданием России . Новгородцы всегда поклонялись храму. Например, они считали, что только благодаря покровительству святой Софии их город никогда не подвергался вторжению татар . Известно, что их войска повернули назад, не дойдя до города. Горожане считали это знамением Бога. В 1391 году город был спасен от страшной чумы. И снова новгородцы связывали это с покровительством святой Софии. Стоит отметить, что к концу строительства храм был единственным каменным зданием в Великом Новгороде. Собор строился талантливыми киевскими и византийскими мастерами, и им удалось отразить общие черты новгородского северного характера: скромность, суровость, грандиозность, мощь.

Легенда гласит, что при росписи купола, где должен был быть изображен Христос с раскинутой правой рукой, рука Иисуса сжалась в кулак . Фреска несколько раз перерисовывалась, пока художнику не приснился сон, в котором Иисус Христос сказал ему, что он нарочно сжал кулак, чтобы удержать там Новгород.

Собор имеет 5 куполов. Центральный купол был позолочен в году года 15 века, что сделало храм еще более величественным. Вместе с позолотой к кресту прикрепляли свинцового голубя, символизирующего Святого Духа. На Руси тех времен было еще одно сооружение такого же типа – Киевский храм, не сохранившийся до наших дней. Новгородский собор отличался от киевского меньшими размерами и строгостью форм.

Время не пощадило интерьер собора. Однако кое-что сохранилось. Например, в Мартирьевской паперти сохранились удивительные изображения святых Константина и Елены . Уникальность этой фрески в том, что она выполнена не по сырой известковой штукатурке, а по сухой. Эта уникальная техника,  использованная древним художником, придает этой фреске особый, « летающий » вид. Исследователи считают, что этот прием применялся в древних деревянных церквях на Руси. К сожалению, ни один из них не пережил время.0003

Оформление интерьеров Софийского собора было завершено в XII веке. По сохранившимся фрагментам видно, что центральный барабан был украшен трехметровыми фигурами пророков . Алтарь был украшен мозаикой и фигурами святых. Там было изображение Деисуса, иначе говоря, канонические изображения Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и Иоанна Крестителя.

Из алтаря XI века сохранились только 2 иконы :

  • Savior Enthroned
  • Apostles Peter and Paul
The bronze Magdeburg Gates of 
the Cathedral are decorated with Biblical 
and Evangelical scenes (48 scenes).

Новый иконостас, намного выше, был поставлен в Софийском соборе значительно позже, в 14-16 веках .

Магдебургские ворота

В настоящее время посетители могут войти в собор через северные ворота. Однако главными считаются западные ворота. Их открывают во время торжественных служб. Эти ворота необычны. В Новгород они попали как военный трофей из Швеции в 12 веке. Ворота изготовлены в Германии, в г. Магдебург г. В XV веке ворота были реконструированы русским мастером Авраамом, рисунок которого можно увидеть на воротах вместе с немецкими мастерами Вейсмутом и Риквином.

Икона Божией Матери «Знамение»

Одна из самых значительных икон, выполненная в 1170 , считается чудотворной. Эта икона до сих пор хранится в Софийском соборе. Речь идет о -й иконе Божией Матери «Знамение », которая, по преданию, спасла Новгород от суздальских воинов. Это событие сыграло настолько большую роль в истории города, что и сейчас отмечается как религиозный праздник. Кроме того, это событие стало основой для другой известной иконы «Битва новгородцев с суздальцами».

Граффити

Археологи, когда-то исследовавшие Помпеи , могли получить много информации из надписей на стенах домов, которые писали обычные люди. Такая же ситуация в Новгороде. На стенах Софийского собора сохранились так называемые граффити – надписи, сделанные « писало », орудием для письма на бересте. На бересте писали до 15 века. И к тому времени было создано много надписей. Известно, что Владимир Великий запретил любые надписи на стенах храмов в 10 веке. Однако народ не выполнял приказа князя, поэтому в Новгороде, не затронутом татарами, можно прочитать надписи, сделанные простыми людьми на стенах одного из древнейших каменных зданий Руси. Большое количество надписей свидетельствует о том, что многие новгородцы были грамотны. Надписи в основном обращены к Богу, но есть и такие, которые содержат признаки язычества. По общему признанию, некоторые надписи имеют чисто общие цели.

Благодаря граффити нам известны имена некоторых мастеров, принимавших участие в строительстве и декорировании этого шедевра русской архитектуры. Это Георгий, Стефан и Сежир.

Помимо Софийского собора, эти надписи можно увидеть на храмах Спаса Преображения на горе Нередица, храмах Феодора Стратилата на Ручье и других храмах Новгорода.

Роспись XI века

Известно, что после постройки собор был расписан лишь частично. Основные работы по росписи были начаты только в 1108 году. Эти работы частично перекрыли более ранние фрески, но были обнаружены при реставрации собора в конце 19 века.век. Именно тогда были обнаружены изображения императора Константина и императрицы Елены. Фигуры стоят по обе стороны от большого креста.

Судя по всему, новгородцы проводили параллели между византийскими и местными воеводами . Так что, глядя на Константина и Елену, они могли предположить, что это их собственный князь Владимир Великий, христианизировавший Русь, и святая Ольга. Или они могли вообразить, что видели князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого, и княжну Анну Киевскую. Эти люди принимали непосредственное участие в строительстве Софийского собора. А дни рождения тех, кто сыграл значительную роль в истории города, отмечают и по сей день.

Чудотворные иконы соборные

Сейчас в Софийском соборе два иконостаса: главный, Успенский , и второй, Рождественский . Перед Успенским иконостасом находится чудотворная икона Божией Матери «Знамение».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *