история в тысячу лет, описание архитектуры и внутреннего убранства
Софийский собор в Киеве – памятник древнерусского зодчества XI века, главный христианский храм домонгольской Руси, национальный музей-заповедник, мировое достояние ЮНЕСКО. Собор, воздвигнутый на самом высоком месте старого Киева, неподалеку от Майдана Независимости, открыт для туристов.
Каменная летопись
Основатель собора – князь Ярослав Мудрый, во времена правления которого Русь слыла образованнейшим государством Европы. Не только знатные горожане, но и простые люди знали грамоту, читали и писали. Князь говорил: «Велика бо польза бывает человеку от учения книжного».
В 1037 году на месте битвы киевлян с печенегами во славу победы русских воинов князь повелел заложить каменную церковь Святой Софии. В переводе с греческого имя «София» означает «мудрая», поэтому посвящение храма святой Софии воспринималось, как символ христианской мудрости, знак победы православия над язычеством. Храм, построенный в эпоху расцвета Киевской Руси, затмил все, что создавалось в русской земле в предыдущие эпохи.
Умный и любознательный Ярослав Мудрый превратил религиозный храм в культурный и общественно-политический центр Древнерусского государства. Софийский храм в Киеве – это центр летописания, переписывания и перевода книг и первой на Руси библиотеки, свидетель киевских вече, приема иностранных послов и церемоний «посажения» князей на киевский престол.
Строительство собора
Для строительства собора Ярослав Мудрый пригласил греческих мастеров. Главный храм могущественной державы строили 2,5 года 40 зодчих из Константинополя, не считая подмастерий. Неизгладимое впечатление на современников произвели огромные размеры собора – 55*37 метров.
Архитектурные особенности
Собор построили как крестово-купольный храм с пятью нефами – продолговатыми частями здания от входа до хоров, покрытыми сводами. Собор венчали 13 куполов в виде пирамидальной конструкции, символизирующей Христа и 12 апостолов.
В центре храма – главный купол, четыре купола – над алтарной частью, восемь – над западными углами здания. С трех сторон собор окружали два ряда галерей – гульбища (открытые балконы), которые облегчали массу собора, так что монументальное сооружение не «давило» на зрителей. Кровлю собора покрыли свинцовыми листами, уложенными на каменные своды купола.
Древнерусская кладка
Стены собора выложены из плоского прочного кирпича, плинфа, чередующегося с рядами крупных гранитных камней, залитых «цемянкой» – известковым раствором с добавлением толченого кирпича. Первоначальная кладка не штукатурилась.
На неоштукатуренных фасадах собора красовались декоративные ниши. Изящно и празднично украшали соборные стены плоские кирпичи, поставленные на ребро и «утопленные» в кладку здания.
Измененный облик храма
За тысячелетнюю историю собор разрушали, восстанавливали и перестраивали. В 1240 году хан Батый, захватив Киев, разграбил собор и уничтожил библиотеку, созданную Ярославом Мудрым. Грандиозное сооружение грабили крымские ханы и литовские князья. С тех пор заброшенный собор постепенно разрушался. Большой пожар 1697 года положил начало восстановлению Софийского собора.
Митрополиты Варлаам и Рафаил перестроили здание в стиле украинского барокко, соорудив 6 новых куполов, придав им грушевидную форму. С тех пор Софийский собор – 19-купольный. Над одноэтажными галереями построили вторые этажи, над входом соорудили красивую арку. Фасады украсили фигурными фронтонами, орнаментом и живописью. Окна получили пышные наличники и лепной орнамент. Перестроенный собор оштукатурили и побелили.
Тогда же появилась колокольня, новый иконостас и серебряные царские врата. 76-метровая колокольня напоминает пирамиду, состоящую из четырех частей, каждая – меньше предыдущей. Верхние ярусы – без межэтажных перекрытий и просматриваются через арочные проемы. Фасад украшен лепниной: фигурами Владимира Великого, апостола Андрея Первозванного и архангела Рафаила.
Внутреннее убранство Софийского собора
Интерьер Софийского собора сохранился с XI века. Центральное место занимает подкупольное пространство в виде креста. На севере и юге – открытые галереи. В центре собора – хоры в форме буквы П, на которые ведет винтообразная лестница. Здесь князь молился, принимал послов и обсуждал государственные дела.
В цилиндрах куполов – широкие оконные проемы, пропускающие естественный свет, так что подкупольное пространство залито ярким светом, дальние углы – в полумраке. Перегородки и колонны украшены
Христианские сюжеты на стенах собора призваны просветить людей, которые не знали грамоты. Декоративно украшенные полы мозаикой и глазурованными керамическими плитами подчеркивают красоту интерьера.
Мозаики
Особая ценность в убранстве Софийского собора – мозаики центрального купола, его барабан, паруса, арки, два столпа и алтарь. 260 квадратных метров мозаичных изображений XI века выполнены из смальты – кусочков цветного стекла с вкраплением драгоценных камней. Разноцветье смальты получали, добавляя в жидкое стекло соли и окислы металлов: железа, меди, свинца и олова. В палитре мозаик Софийского собора 117 оттенков разного цвета.
Золотую смальту делали, накладывая на стеклянную массу тонкие листики золота, и заливали сверху тонким слоем жидкого стекла. Из золотой смальты создавали фон мозаик. Стеклянный орнамент выкладывали на влажной штукатурке. Над созданием мозаик трудились византийские мастера.
В алтаре – 6-метровое мозаичное изображение Богоматери в ярко-голубых одеждах. В мягком золотом мерцании Богородица, поднявшая руки к небу, будто просит Христа о снисхождении к грехам человеческим. Мозаика «Богоматерь Нерушимая Стена» увековечила образ, защитивший киевлян в лихую годину татарского нашествия. В 1240 году, ворвавшись в Киев, татары безуспешно били тараном в стену собора, где укрылись горожане. Били с той стороны, где сияло мозаичное изображение Богоматери. Стена устояла.
Над алтарной аркой – мозаичная композиция: три лика в круглых медальонах, Иисус, Дева Мария и Иоанн Предтеча. На столпах предалтарной арки – сцена Благовещенья с архангелом Гавриилом. В средней части алтаря – мозаичная композиция причащения апостолов перед Иисусом Христом «Евхаристия».
В зените купола – строгий лик Спаса Вседержителя в медальоне размером 4,1 метра. Образ обрамлен девятью окружностями разных цветов. Христос предстает как Царь Небесный и Судия на предстоящем Страшном суде. Христос восседает на троне в той одежде, которую носил в земной жизни. Правой рукой он делает благословляющий жест, в левой руке держит свиток с законом.
Он, Вседержитель, искупивший людские грехи и обновивший человеческую природу. Вокруг – четыре Архангела. Впечатляет мозаика «Архангел в синем». Огромная фигура архангела (3,85метра) в пышных одеждах. Плечи и грудь начальника ангелов усыпаны жемчугами и драгоценными камнями, на ногах – красные сапожки. В правой руке – Зерцало, символ предвидения.
На купольном барабане, в простенках между окнами – фигуры апостолов, на четырех парусах купола – пишущие евангелисты, на арках – медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников.
О чем говорят фрески
Стены, своды и столпы собора украшают фрески площадью 5000 квадратных метров. Фреска – живопись, нанесенная на сырую штукатурку минеральными разведенными на воде красками. Сложность работы в том, что мастер, допустив ошибку, не может исправить изображение: краски впитываются в штукатурку и намертво остаются в стенах на века. Реставрируя собор, художники заново прописали древние фрески яркими масляными красками.
Росписи фресок посвящены архангелу Михаилу, деяниям апостолов Петра и Павла, Святому Георгию – покровителю Ярослава Мудрого. Цикл росписей посвящен детству Богоматери и событию отправления апостолов на проповедь Евангелия. Фрески изображают сцены Страстей Христовых, Воскресения, посланий апостолов, сошествию на них Духа Святого.
«Окно в исчезнувший мир» – цикл фресок, посвященный светским темам из жизни византийского и киевского двора. Размещенные на лестничных башнях и ступеньках, ведущих на хоры, они повествуют о жизни князей:
- посещение Византии киевской княгиней Ольгой;
- торжественная встреча Ольги в Константинополе;
- семья Ярослава Мудрого, его сыновья и дочери;
- княгиня на приеме у императора Константина;
- праздник на ипподроме в честь княгини Ольги;
- выход княжеской дочери из дома;
- судьи императоры в отдельной ложе.
Фресковые композиции рассказывают, как жила и развлекалась феодальная знать. Фреска «Акробаты и скоморохи» изображает развлечения, унаследованные от славянских предков. Акробаты с шестом, музыканты и танцоры, ряженые, дудочники, органист с органом. Скоморохи, а также сцены охоты на вепря и медведя украшают стены башен.
Росписи храма объясняли смысл христианской религии и морали, излагали события Ветхого и Нового Завета, прославляли идею защиты народа Божьего Христом и Богоматерью. Они вместе с апостолами и мучениками находятся в вечном единении с церковью Христовой на Земле. И с нами, конечно, если мы того захотим.
Граффити
7000 тысяч древнерусских надписей, сделанных прихожанами собора XI-XIII веков на стенах Софийского собора, – граффити. Процарапанные острием на штукатурке, они рассказывают о важных событиях в жизни Киевской Руси, например, о смерти Ярослава Мудрого в 1054 году.
При реставрации собора найдено граффити на бытовую тему: «Козьма – вор, своровал мясо. Осиной тебя по голове. Аминь!» Также граффити утверждают, что Киев простоит до тех пор, пока будет стоять мозаика Богоматери «Нерушимая Стена».
Некрополь
Софийский собор – великокняжеская усыпальница со 100 захоронениями, где похоронены великие князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах.
Здесь же – мраморный шеститонный саркофаг Ярослава Мудрого, состоящий из двух частей: прямоугольной нижней части и двухскатной верхней крышки, украшенной виноградной лозой, пальмовыми ветками, кипарисами. В XIX веке здесь появилось надгробие митрополита Платона Городецкого.
Восстановленный собор
В XX веке собор хотели уничтожить большевики, но вмешательство Франции, королевой которой в то время была родственница Ярослава Мудрого, Анна, спасло собор. В 1934 году соборный ансамбль превратился в Государственный архитектурно-исторический заповедник «Софийский музей».
Реставрированные мозаики и фрески обновили собор, получивший в 1987 году европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. Собор нельзя передавать религиозным организациям и совершать богослужения, кроме как в День независимости Украины.
Видео: духовный центр Руси
Загрузка…Ещё интересные сооружения
Власти передали «Киевскому патриархату» один из храмов Софии Киевской
Неуважение к церкви и провокация
По его словам, такое решение министерства — провокация, демонстрирующая желание украинских властей разжечь противостояние на религиозной почве.
На Украине в настоящее время действует каноническая УПЦ МП, которая является самоуправляемой церковью в составе Московского патриархата, а также непризнанные мировым православием церковные структуры — УПЦ КП и Украинская автокефальная православная церковь. При этом в УПЦ МП неоднократно сообщали о случаях притеснения священнослужителей и захватов православных храмов представителями КП.
Анисимов напомнил, что когда на постсоветском пространстве в 1990-е годы было решено вернуть здания религиозного назначения, конфискованные во времена СССР, «законных владельцев даже на порог (Софии Киевской) не пустили — якобы, там музей». «А раскольникам церковь в пользование передали», — отметил собеседник агентства.
По его мнению, Украина на сегодняшний день — единственная из постсоветских стран, принявших в 1994 году на себя обязательство вернуть церковные здания законному владельцу, и не сделавшая этого.
«Это неуважение к церкви, законам и традициям нашей страны», — подчеркнул Анисимов.
Софийский собор
Софийский собор, согласно летописи, был построен в первой половине XI века князем Ярославом Мудрым, позднее перестроен в стиле украинского барокко. Собор, а также его территория были местом погребения в течение XI-XX веков. Здесь похоронили несколько князей, включая Ярослава Мудрого, а позже — митрополитов Киевских. В советское время собор действовал до 1929 года, а в 1934 году стал музеем — Софийским заповедником. С 1990 года Софийский собор был занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. К ансамблю Софийского собора относятся включенные вместе с ним в список ЮНЕСКО колокольня, южная въездная башня, трапезный храм (Теплая София), хлебня, бурса, дом митрополита и ворота Заборовского.
После распада СССР, как Московский патриархат, так и непризнанный «Киевский патриархат» на протяжении нескольких лет регулярно направляли в адрес правительства Украины обращения с просьбой о передаче в их распоряжение зданий заповедника. При этом УПЦ МП изначально выступала за возвращение ей кафедрального собора Святой Софии, а раскольники просили передать им в пользование Трапезную церковь — Малую Софию (Теплую) – часть архитектурного ансамбля Софийского собора, построенную в первой половине XVIII века на территории Софийского монастыря, упраздненного в 1786 году. КП также предлагал схему поочередного с Московским патриархатом пользования Трапезной церковью.
Со своей стороны, руководство музея-заповедника выступало категорически против передачи какой бы то ни было части архитектурного комплекса какой-либо религиозной организации, мотивируя свою позицию тем, что ни одна из представленных в споре конфессий не сможет обеспечить сохранность уникального памятника. Когда в 2010 году Софийский заповедник из ведения Министерства регионального развития и строительства был передан Министерству культуры, в музейном сообществе Украины, а также в радикально настроенных кругах украинского общества возникли подозрения, что данный шаг станет первым этапом будущей передачи Киевской Софии.
СВ. СОФИИ ХРАМ В КИЕВЕ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
Софийский собор.
Храм в Киеве, построенный в первой половине XI века. В 1990 году включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
XI—XVII века
Согласно летописи, собор св. Софии в Киеве был возведен Ярославом Мудрым в 1036 году в честь победы над печенегами, но споры о датировке строительства продолжаются до сих пор. По одной версии, возведение храма началось в 1017 году, по другой – еще раньше, в 1011 году. Таким образом, временные рамки варьируются от 1011 до 1037 года.
В строительстве участвовали греческие мастера. Сам собор был выполнен в византийском стиле и представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с тринадцатью главами. Две лестничные башни вели на хоры, где во время богослужений находился князь со свитой, и кровлю храма.
Внутри он был украшен мозаиками и фресками, которые являются крупнейшим в мире подобным ансамблем первой половины XI века. Они также были выполнены византийскими мастерами. Самой известной мозаикой собора является Богородица «Нерушимая Стена», которая находится в центральной алтарной апсиде. Под ней изображены Евхаристия апостолов, святители и отцы церкви.
Фрески изображали двунадесятые праздники, также сохранились сцены Страстей Христовых, Воскресения, посланий апостолов, сошествия на них Св. Духа и др. Кроме религиозных сюжетов, фрески изображали сцены из жизни византийского двора.
На стенах собора сохранились также свыше 7 тысяч граффити XI-XII веков, являющихся уникальным историческим источником. В Софии существовал некрополь, в котором были захоронены некоторые киевские князья (в том числе Ярослав Мудрый) и митрополиты. При соборе Ярославом была открыта первая на Руси библиотека.
Софийский собор много раз подвергался разрушениям и разграблениям. В XI-XIII веках его разоряли печенеги и половцы. В 1180 году случился пожар, повредивший храм. В 1240 году монголы под предводительством Батыя взяли Киев и разграбили собор. В течение нескольких десятилетий он восстанавливался. Тогда храм еще оставался резиденцией митрополитов, но затем она была перенесена во Владимирское княжество. В 1497 году собор разграбили крымские татары. В 1596 году после заключения Брестской унии София перешла к униатам. В 1633 году при содействии киевского митрополита Петра Могилы она вернулась к православной церкви.
XVIII—XXI века
В конце XVII – первой половине XVIII века, благодаря вкладу митрополитов Варлаама и Рафаила собор восстановился полностью. Он был перестроен в стиле украинского барокко, при храме появилась колокольня.
В ХХ веке собор снова подвергся опасности: пришедшие к власти большевики хотели уничтожить его, однако вмешательство Франции предотвратило это. В 1934 году ансамбль собора превратился в Государственный архитектурно-исторический заповедник «Софийский музей». Здесь была проведена масштабная реставрация мозаик и фресок. В 1987 году Софийский собор получил Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. В 1990 году он был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В наше время собор входит в Национальный заповедник «София Киевская», куда также включены Золотые ворота XI века, Кирилловская церковь XII века и Андреевская церковь XVIII века. Так как собор включен в список ЮНЕСКО и является заповедником, его нельзя передавать религиозным организациям и совершать богослужения, кроме 24 августа — в День независимости Украины.
София Киевская. Часть 3: собор: varandej — LiveJournal
В первой части мы любовались Киевом с колокольни Софийского собора, во второй — бродили круг да около, ну а в третьей пройдём на соборный двор и внутрь храма. Киевская София, конечно, и так всем известна, во френд-лентах светится регулярно и даже в ВКН ЮНЕСКО вошла ещё в 1990 году, вместе с Московским кремлём, Петербургом, Кижами и Хивой. Но это — сердце Древней Руси, краеугольный камень всех её потомков, и потому не рассказать о ней в своём журнале я не могу.
Историю Софийского собора я уже рассказал в прошлых частях, но сейчас повторюсь. По легенде, в год Крещения Руси были заложены три деревянных Софийских собора в Киеве, Новгороде и Полоцке — «сыновья» Софии Константинопольской, главного в те века храма всего христианского мира. В 11 веке они отстроились в камне, и в Киеве София стала вторым каменным храмом после Десятинной церкви (988). Та была главной в Городе Владимира, а София стала главной в гораздо более крупном Городе Ярослава. Её строили приглашённые византийцы — но сама Византия подобных храмов не знала:
2.
13-главый собор с лестничными башнями, охваченный двумя рядами галерей. С башнями и галереями всё вполне ясно — климат требовал более толстых стен, поэтому лестницы были вынесены в отдельные башни; галерея делалась для беспрепятственных крёстных ходов в дожди и метели. А вот 13 главок в виде пирамиды стали чем-то вроде «наглядного пособия» для вчерашних язычников: Христос — 4 евангелиста — остальные апостолы. Новгородцы, когда строили в камне свою Софию, решили, что 13 главок — перебор, оставив только Христа и евангелистов. Так и родилось русское пятиглавие:
3.
София оказалась одной из немногих церквей, переживших монгольское нашествие, и оставалась сердцем средневекового Киева. Тут кто-то спрашивал — неужели в Киеве ничего не осталось со Средних веков? Но в том-то и дело, что в сдувшейся княжьей столице, превосходившей давным-давно Париж и Лондон, новых храмов просто не требовалось: до 17 века, когда Киев вновь пошёл в рост, София и несколько уцелевших церквей, а также Лавра, вмещали всех прихожан. А Киевская митрополия (полное название — Киевская, Галиция и всея Руси) с 1458 года базировалась в Вильнюсе.
4.
…потому и Киевский митрополит Михаил Рогоза, в 1595 подписавший Брестскую унию, к Киеву не имел почти никакого отношения. Киевская митрополия с этого момента стала греко-католической, и в Речи Посполитой началось триумфальное шествие новой конфессии… споткнувшейся как раз о Киев. Греко-католики, которым сразу же передали Софию, так и не смогли завладеть Киево-Печерской Лаврой, православные нашли себе хорошую защиту в лице казаков, которые не гнушались и физической расправой над чересчур рьяным униатами, и наконец в 1620 году Иерусалимским патриархом была образована уже православная Киевская митрополия во главе с митрополитом Иовом (Борецким), чьей резиденцией стал соседний Михайловский Златоверхий собор. Эту историю, впрочем, я рассказывал уже в прошлой части, и кончилась она тем, что в 1633 году греко-католики оставили Софию, польский король признал легитимность православной митрополии на своих землях, в 1637 году сдался последний киевский оплот униатства — Выдубицкий монастырь, а в 1654 году и сам Киев вошёл в состав православного Русского Царства. На западных землях же к началу 18 века греко-католичество полностью вытеснило православие, и было ликвидировано Россией уже в 1830-е годы, но прекрасно себя чувствовало в Австро-Венгрии, откуда и вернулось в Киев уже в наше время. Киевская митрополия же с 1688 года окончательно подчинилась Москве, и примерно тогда же в Софийском соборе началась масштабная реконструкция.
5.
Несмотря на внушительный размер (42х55 метров), София невысока (29 метров) и даже приземиста, а во всей красе оценить её можно лишь сверху. Соборный двор, стены и ворота которого я показывал в прошлой части — это фактически Киевский кремль с периметром около километра, а во внешний мир обращена колокольня:
6.
Её историю я уже рассказывал в первой части, но сейчас повторюсь. Она возведена в 1697-1706 годах на средства гетмана Мазепы, и в Киеве играла ту же роль, что Адмиралтейская игла в Петербурге, замыкая перспективы от всех городских ворот… впрочем, построена она была с ошибками, и её верхние ярусы пришлось перекладывать уже в 1740-е годы. В 1806 году в колокольню ударила молния, и к 1812 её верхушка была перестроена в «петербургском» духе со шпилем. Окончательный облик она приобрела в 1851-52 годах, когда был надстроен 4-й ярус с грушевидным куполом. Тем не менее, что колокольня перестраивалась трижды, совсем не заметно — потрясающе цельная и выдержанная в духе «высокого» украинского барокко, на мой взгляд это красивейшая колокольня Украины. К тому же одна из самых высоких — 76 метров.
7.
Особенно хороши детали — такую пышность без аляповатости ещё поискать:
8.
О внутреннем устройстве колокольни и видах с неё — см. первую часть:
9.
Сама же София, на первый взгляд, перестроена до неузнаваемости. Хотя на самом деле всего-то: переделали главки, заложили кирпичом и надстроили ещё парой главок обводные галереи да лепнины поналепили.
10.
На мой взгляд получилось довольно громоздко:
11.
Достаточно сравнить с новгородской «сестрой», судьба которой, впрочем, была гораздо завиднее:
12.
Я не знаю, есть ли ещё на Руси храмы таких необычных пропорций, но в целом София выглядит группой сросшихся зданий:
13.
Поймите меня правильно — я очень люблю украинское барокко, однако всё же саму реконструкцию Софии считаю не самым удачным его проявлением. Хороши детали, которых при этом ровно столько, чтобы любоваться каждой, но вот в цельную картину они как-то не складываются:
14.
15.
16.
Однакор здесь Киевская София диаметрально противоположна Новгородская. Та почти не изменилась снаружи, зато Киевская — внутри. И если в Новгороде древний храм скрывает внутри помимо великолепных икон и реликвий унылые казённые росписи 19 века, громоздкая барочная Киевская София сберегла внутри Древнюю Русь:
17.
Потускневшие фрески, и ещё яркие мозаики, да пышный барочный иконостас (1731-47), и ничего лишнего, а над всем этим царит Богоматерь Оранта «Нерушимая Стена». Оранта («молящаяся») — название сюжета, изображающего Богородицу с воздетыми руками, а «Нерушимой Стеной» называется конкретно эта. И мне кажется, она ни кто иная, как Душа Руси:
18.
В Новгороде тоже была подобная фреска — Христос Вседержитель в главном куполе со сжатой в кулак ладонью, которой, как считалось, держал Новгород… но та фреска была уничтожена в войну прямым попаданием авиамбомбы.
Киевская София ещё в 1934 году стала музеем, и остаётся таковым поныне. Статус ЮНЕСКО обязывает драть за вход по-драконовски — что-то вроде 100 гривен на человека (400-450р.). Кроме того, в Софие я для себя поставил точку в вопросе, чьи же храмы на Украине самые нелояльные к фотографам. Не Московский патриархат, и не римо-католическая церковь, а храмы-музеи! Смотрительниц много, следят за туристами внимательно. На пару-тройку кадров закрывают глаза, а вот дальше начинают бесноваться вплоть до подбегания, закрывания объектива ладонью и угроз милицией. Тем не менее, я наснимал тут кадров 20, хотя качество и не ахти.
19.
Часть фресок всё-таки 19 века, некоторые (как в Кирилловской церкви и Владимирском соборе) делал Врубель. Разница 11 и 19 веков видна невооружённым глазом:
20.
В старых притворах (после реконструкции оказавшихся в глубине собора) фрески сохранились куда лучше, чем в главном зале:
21.
22.
В притворе левее главного зала — древний саркофаг, изготовленный в Византии чуть ли не в 6 веке, где покоится Ярослав Мудрый. Вернее, покоился — его могила вскрывалась четыре раза (1934, 1939, 1964, 2009), по его черепу было реконструировано его лицо… но где-то между 1939 и 2009 годами останки Ярослава исчезли. Вернее, ныне в саркофаге женские кости, собранный из двух скелетов (!), причём один относится и вовсе к скифским временам (!!!), и судя по следам тяжёлго физического труда, это были явно не знатные особы. Кто, зачем и куда вывез княжий прах — нет даже приблизительных версий. Говорят, это сделали отступавшие из Киева фашисты или националисты, и скорее всего прах был утерян в военной неразберихе, хотя некоторые предполагают — теперь князь покоится в одной из эмигрантских церквей Америки. Большинство же князей покоились в Десятинной церкви, и их могилы утрачены вместе с ней.
23.
В галереях ныне музей (в том числе макет древнего Киева, частично показанный в прошлой части), росписи явно моложе:
24.
А вот росписи лестницы сохранились прекрасно. Попадаются очень странные сюжеты. Увы, я не знаток…
25.
С хоров (где смотрительницы особенно вредные) вид особенно хорош:
26.
А вон там, за теми колоннами — ещё один музейный зал с фресками, мозаиками и скульптурами Михайловского Златоверхого собора (см. прошлую часть), которые оттуда развезли по музеям перед сносом:
27.
Там же всякие выставки, например Богородица, сложенная из писанок (пасхальных яиц):
28.
А ещё здесь сохранились граффити, покрывающие древнюю роспись везде, куда могла дотянться рука. Удивительно, но в Древней Руси было нормально писать на стенах храмов, и выцарапанные на штукатурки или камне буковки и рисуночки попадаются повсюду. Такие есть и в Новгороде на уцелевшем фрагменте древних фресок, и в Галиче, и наверное где-то ещё. Маленькие-маленькие люди, чья жизнь стоила копейки, обычный возобновляемый ресурс для княжеских амбиций… но при том в Киеве и Новгороде почти поголовно грамотные (в отличие от Галича, где рисунки явно преобладают над надписями). Я много слышал об отдельных граффити Софии: например, тут где-то есть рецепт языческого снадобья, к которому другим почерком приписано что-то вроде «грех великий писать такое!»; есть что-то вроде «[некто] — парась», есть какие-то полуофициальные надписи, сделанные священниками — навроде мемориальных досок, есть афтографы князей. Я не сумел прочитать даже те, что нашёл…. Но это потрясающее чувство — «общаться» вот так вот с людьми, жившими почти тысячу лет назад.
29.
.
Другие здания Митрополичьего двора построены в 18 веке, как и колокольня. Трапезная церковь (1722-30) также известна как Тёплая София — в ней молились зимой:
30.
31.
Дворец Митрополита (1722-30, надстроен в 1748 году) стоит напротив входа в собор. Его построил Рафаил (Заборовский), и по-моему это лучший образец украинского барокко в гражданском зодчестве:
32.
Причём красив не только фасад:
33.
Внутри сохранились интерьеры, дополненные мебелью:
34.
Росписи прямо как в русских теремах:
35.
Лепнина на потолке:
36.
И великолепные изразцовые печи — вроде бы на родных местаз, но не знаю, какого века:
37.
Ещё тут есть бывшая Софийская бурса (1763-67, ныне архив):
38.
39.
Консистория, в 1848-50 годах перестроенная из пекарни 1720-х годов (извиняюсь за самоповтор кадра):
40.
Братский корпус (1760-е):
41.
И колоритные задворки:
42.
43.
Вот так изнутри выглядит Южная башня:
44.
А так — ворота Заборовского, чьим красивейшим барочным порталом мы любовались в начале прошлой части. В те времена сюда вела прямая улица от руин Золотых Ворот (использовавшихся, впрочем, по назначению). А ещё на территории Софии растут породистые киевские каштаны, чьи орёхи твёрдые, как камушки.
45.
…Визуально древнерусский Киев не имел с современным Киевом почти ничего общего. Город строгих кирпичных храмов, сферических куполов, и бесконечных деревянных кварталов. Да и если сейчас Подол воспринимается как «впадина», в те времена напротив — Верхний город был «горой», нависавшей над Подолом, примерно как Высокий замок над Львовом или Хоэнзальцбург над Зальцбургом. Собственно, весь Киев был меж двух центров — детинцем на горе и портом на Днепре, служа «южными воротами» Пути из варяг в греки (равно как Новгород отвечал за «северные ворота»). Ещё где-то слышал (но подтверждений так и не нашёл), что Киев украшало несколько греческих статуй, завезённых из Византии. А после Великого раскола 1054 года Киевская Русь так и не сделала явного выбора, ориентируясь на Константинополь, но и связи с Римом не порывая — так, в 1089 году Киев посещали послы антипапы Климента III, а первый «латинский» монастырь здесь возник ещё в 1228 году, незадолго после того, как крестоносцы разгромили Царьград… Возвышение Киева начали в 860 году варяги Аскольд и Дир — здесь Север встречался с Югом. Почти столько же, сколько сам город, существует его еврейская община (о чём напоминают древние Жидовские ворота и «Киевское письмо» 10 века — древнейший аутентичный документ с территории Руси), пережившая и Монгольское нашествие, и княжьи войны, и Хмельниччину, и погромы ХХ века, и Холокост, а рассеявшаяся лишь в наше время. Дочери киевских великих князей выходили замуж за европейских монархов. Торговля с Великой Степью и Азией держалась на хазарах. По этим улицам собственной персоной ходил Илья Муромец. И хотя и нынешний Киев непохож ни на что, Древний Киев был непохож ни на что в ещё большей степени. Остаётся лишь пытаться его себе представить.
Написал бы ещё, но как-нибудь потом. Теперь меня ждёт Калининград.
Разрушения Софийского собора в Киеве : handemade_ilia — LiveJournal
Друзья , буквально вчера я посмотрел ниже следующее видео . Спешу поделиться впечатлениями!Суть там в том, что автор ставит под сомнение тот факт , что разрушения запечатлённые на гравюрах Абрахама ван Вестерфельда были сделаны монголо-татарами в 1240 году .
Приводит свои доводы и аргументы . Рассуждает отчего могли возникнуть такие разрушения . Строит версии . В основном речь идёт о храме Святой Софии .
Вот это видео :
Но если потратить совсем не много своего драгоценного времени и зайти на
— официальную страницу Святой Софии Киевской то можно прочитать что :
В один из тяжелейших периодов истории древнего Киева — захват города полчищами хана Батыя в 1240 году — большинство архитектурных сооружений были превращены в руины. Софийский собор уцелел .(!)
Однако, разграбленный и опустошенный, Софийский собор потерял былую красоту и величие, хотя и остался главным городским действующим храмом. В течение XIV — XV веков киевлянам приходилось бороться против литовских и польских феодалов, а также против крымских татар, которые опустошали город грабительскими набегами. В 1416 году Киев разграбил и сжег хан Эдигей, в 1482 году — Менгли-Гирей.
Я думаю что все встало относительно на свои места , и целая версия , оказалось просто притянута за уши )
Вот кстати эти гравюры :
Руины неизвестного собора в Киеве. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г. (кликабельно)
Руины Золотых ворот Киева. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.
Золотые ворота и Ярославов вал. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.
Руины церкви св.Феодора Тирона (предположительно), Федоровского монастыря. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.
Руины Св.Софии. Юго-Западная башня. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.
Руины киевских храмов, возможно галерей Св.Софии. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.
Руины Киева. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.
Собор Св.Софии. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.
гравюры взяты здесь
София Киевская Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор.Православный собор | |
Софийский собор | |
---|---|
Вид на Софийский собор | |
Страна | Украина |
Город | Киев |
Конфессия | Православие |
Тип здания | Собор |
Архитектурный стиль | украинское барокко |
Строитель | Владимир Великий — Ярослав Мудрый |
Дата основания | 1011 год — 1037 год |
Строительство | 1037 год — 1740-е |
Основные даты | |
| |
Статус | Охраняется государством |
Сайт | sophia.sophiakievska.org |
Медиафайлы на Викискладе |
Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 527 рус. • англ. • фр. |
Собо́р Свято́й Софи́и (Софи́йский собо́р, Киево-Софийский собор) — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы над печенегами в 1036 году.
На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м²[1]) и фресок (3000 м²)[2] первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII—XVIII веков.
В советское время был действующим храмом до 1929 года, в 1934 году стал музеем — Софийским заповедником. Ныне является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская»[3], одного из крупнейших музейных центров Украины, который включает также Золотые ворота ХІ века, Кирилловскую церковь ХІІ века и Андреевскую церковь XVIII века в Киеве.
В 1990 году Софийский собор, как и
Собор Святой Софии Киевской
Собор Святой Софии: экстерьер, интерьер, резьба по камню
Святая София Киевская. Сердце Киева на протяжении многих столетий. А сегодня – скорее средоточие его памяти, храм, погрузившийся в сон. Угасли огни его лампад, не слышно возгласов священников, запах ладана и пение хора разве иногда почудятся в нем, и большинство приходит сюда не затем, чтобы поговорить и встретиться с Богом. Тихие, но строгие женщины в зеленых одеяниях охраняют сон этого храма и его «культурные сокровища» от наглых взглядов фото- и видеокамер и от разных ЗдесьБылИмярек. Интересно видеть, как впорхнет внутрь стайка шумных и бесшабашных туристов, и вдруг останавливается в удивлении и изумлении, затихает все больше, сменяя громкий разговор на шепот. Да, редко кого не затронет непривычная, будто из иного мира, красота Святой Софии, ее священных ликов, глядящих с мозаик и фресок почти тысячелетней давности, мало кто не расслышит таинственного дыхания спящего храма, дыхания вечности. Позднее были храмы гораздо крупнее, богаче украшенные, но нет на Руси второго подобного Софии Киевской. Своим сложным пространством этот собор напоминает целый город, являет образ града Божия, где «обителей много». И если уж София производит впечатление на современного человека, видавшего всякое, то как же она поражала воображение древних русичей!
Софийский собор в Киеве. София Киевская. София Киевская. Киевская софия. Хейга София Киев
Первоначально Софийский собор в Киеве был местом проведения богатых торжеств и церемоний. Здесь прошли встречи с послами и специальными гостями. Тогда собор был местом захоронения киевских правителей, в том числе Владимира Мономаха, Всеволода Ярославича и, конечно же, основателя собора Ярослава I Мудрого, хотя до наших дней сохранилась только могила последнего.
Собор Святой Софии в Киеве был построен в основном греческими мастерами и под их руководством.Он построен в древних традициях византийской архитектуры. В структуре собора 5 нефов, 5 апсид и (что довольно необычно для византийской архитектуры) 13 куполов. С трех сторон его окружают двухъярусные галереи. Его размеры от 37 до 55 м (от 121 до 180 футов) раньше облицовывались цоколями. Интерьер церкви богат мозаикой и фресками. Композиции интерьеров представляют жизнь семьи Ярослава, а в верхнем центре главного купола расположены Ораньи. Внутри Софийского собора на крыше, или, как его еще называют, хор, князья с семьями провозглашали указы или просто встречали сановников.
Церковь бесчисленное количество раз подвергалась нападениям и ограблениям, но ее экстерьер и интерьер чудом сохранились до наших дней, почти изначально с 11 -го -го века. Что касается внутреннего убранства собора, то там повреждений гораздо меньше, чем снаружи. В первозданном состоянии сохранились рисунки, мозаики и картины, выполненные другими византийскими мастерами.
На стенах Софийского собора были нанесены надписи, отражающие основную хронологию каждого периода, и можно было проследить, какие публичные события происходят в политике.Всего надписей найдено около 300. По самым первым надписям ученым удалось установить период, когда был завершен интерьер церкви.
Окончательный, нынешний вид Софийский собор приобрел после некоторой реставрации экстерьера и интерьера в 17 -м веках, которые были полностью завершены в 1740 году. Реставрация экстерьера была произведена итальянским архитектором Октавиано Манчини в особом украинском барокко. стиль, сохраняя при этом византийский интерьер, сохраняя его великолепие в первозданном виде.Работы продолжились при казацком гетмане Иване Мазепе, и в 1740 году собор был достроен до нынешнего вида. Также за это время была построена выдающаяся Софийская башня. Великолепный иконостас, который сейчас стоит в соборе, был создан в конце 18 -го века. При советской власти Софийский собор находился под угрозой разрушения, но пережил суровые времена. Сегодня Софийский собор в Киеве — национальный музей, церковные службы здесь не проводятся.
,
Собор Святой Софии Премудрости Божией
Где София, там и Новгород.
Так говорят в России на протяжении 1000 лет, с тех пор как собор Святой Софии Пресвятой Премудрости Божией был построен в 11 веке . Заложили собор Ярослав Мудрый и его сын Владимир . Собор задумывался как главный храм города. Даже спустя много веков в соборе Св.Софии, и все желающие могут увидеть древний православный храм. Собор открыт каждый день с 8 до 20 часов. Богослужения проходят в с 10 до 18 часов. Одновременно собор является городским некрополем . В его южной галерее похоронены самые известные горожане: епископы, князья, посадники.
Подробнее об истории Собора
Собор строился с 1045 по 1050 год и является самым древним каменным зданием России .Новгородцы всегда поклонялись храму. Например, они считали, что только благодаря покровительству Святой Софии их город ни разу не был захвачен татарами . Известно, что их войска повернули назад, не дойдя до города. Горожане считали это знаком Бога. В 1391 году город был спасен от страшной чумы. И снова новгородцы связали это с покровительством святой Софии. Стоит отметить, что к моменту завершения строительства храм был единственным каменным сооружением в Великом Новгороде.Собор построили талантливые киевские и византийские мастера, и им удалось отразить общие черты новгородского северного характера: скромность, строгость, грандиозность, мощь.
Легенда гласит, что когда купол был расписан фреской, где должен был быть изображен Христос с раскинутой правой рукой, рука Иисуса сжалась в кулак . Фреску перерисовывали несколько раз, пока художнику не приснился сон, в котором Иисус Христос рассказал ему, что он намеренно сжал кулак, чтобы удерживать там Новгород.
В соборе 5 куполов. Центральный купол был позолочен в 15 веке , что сделало храм еще более величественным. Вместе с позолотой к кресту прикрепляли свинцового голубя, символизирующего Святого Духа. В Руси того времени было еще одно такое же сооружение — Киевский храм, не сохранившийся до наших дней. Новгородский собор отличался от Киевского меньшими размерами и строгостью форм.
Время не пощадило внутреннее убранство собора.Однако кое-что сохранилось. Например, на Мартириевском притворе сохранились удивительные изображения Святых Константина и Елены . Уникальность этой фрески в том, что она выполнена не по мокрой известковой штукатурке, а по сухой. Эта уникальная техника , использованная древним художником, придает этой фреске особый вид « летающий ». Исследователи считают, что эту технику использовали в старинных деревянных церквях России. К сожалению, ни один из них не сохранился.not
Обстановка интерьера Софийского собора была завершена в XII веке. По сохранившимся фрагментам видно, что центральный барабан был украшен фигурками пророков высотой 3 метра. Алтарь был украшен мозаикой и фигурами святых. Там было изображение Деисуса, то есть канонические изображения Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и Иоанна Крестителя.
От алтаря 11 века сохранились всего 2 иконы :
- Спаситель на троне
- Апостолы Петр и Павел
Бронзовые Магдебургские ворота Собор украшены с библейскими и евангельскими сценами (48 сцен). |
Новый иконостас, намного выше, был установлен в Софийском соборе значительно позже, в 14-16 веках .
Магдебургские ворота
В настоящее время посетители могут войти в собор через северные ворота. Однако главными считаются западные ворота. Их открывают во время торжественных служб. Эти ворота необычны. Они попали в Новгород военным трофеем из Швеции в XII веке.Ворота изготовлены в Германии, в Магдебурге . В 15 веке Ворота реконструировал русский мастер Авраам, изображение которого можно увидеть на Воротах вместе с немецкими мастерами Вейсмутом и Риквином.
Икона Знамения Богоматери
Одна из самых значительных икон, выполненная в 1170 , считается чудотворной. Эта икона до сих пор хранится в Софийском соборе. Речь идет о Знамении Богоматери , которая, согласно легенде, спасла Новгород от суздальских воинов.Это событие сыграло настолько большую роль в истории города, что даже сейчас отмечается как религиозный праздник. Кроме того, это событие легло в основу другой знаменитой иконы «Битва новгородцев и суздальцев».
Граффити
Археологи, когда-то исследовавшие Помпеи , могли получить много информации из надписей на стенах домов, которые были написаны обычными людьми. Такая же ситуация и в Новгороде.На стенах Софийского собора сохранились так называемые граффити — надпись, сделанная инструментом для письма на бересте « писало ». На бересте писали до 15 века. И до того времени было создано множество надписей. Примечательно, что Владимир Великий ограничивал любые надписи на стенах храмов в 10 веке. Однако народ не подчинялся приказам князя, поэтому в Новгороде, не пострадавшем от татар, можно прочитать надписи, сделанные простыми людьми на стенах одного из древнейших каменных зданий на Руси.Большое количество надписей показывает, что многие новгородцы были грамотными. Надписи в основном обращены к Богу, но есть некоторые из них, содержащие признаки язычества. По общему признанию, некоторые надписи имеют чисто общие цели.
Благодаря граффити мы знаем имена некоторых мастеров, принимавших участие в строительстве и декорировании этого шедевра русской архитектуры. Это Георгий, Стефан и Сежир.
Помимо Софийского собора, эти надписи можно увидеть на Спасо-Преображенской церкви на Нередицкой горе, церкви Св.Феодор Стратилат на Ручье и другие храмы Новгорода.
Росписи XI века
Известно, что после постройки собор был расписан лишь частично. Основные живописные работы были начаты только в 1108 году. Эти работы частично перекрывали более ранние фрески, но были обнаружены при реставрации собора в конце 19 века. Именно тогда были обнаружены изображения императора Константина и императрицы Елены. Фигуры стоят по обе стороны от большого креста.
По всей видимости, новгородцы проводили параллели между византийскими и местными правителями . Итак, глядя на Константина и Елену, они могли предположить, что они были их собственным князем Владимиром Великим, христианизировавшим Русь, и святой Ольгой. Или они могли представить, что видели князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого, и княжну Анну Киевскую. Эти люди принимали непосредственное участие в строительстве Софийского собора. И до сих пор отмечаются дни рождения тех людей, которые сыграли значительную роль в истории города.
Чудотворные иконы собора
Сейчас в Софийском соборе два иконостаса: главный, Успенский , и второй, Рождественский . Перед Успенским иконостасом можно увидеть чудотворную икону Знаменской Богоматери.
Среди всех икон Рождественского иконостаса есть две иконы, которые считаются чудотворными. Это:
- Тихвинская Богородица
- Спас на престоле
Тихвинская Богородица — одна из самых почитаемых икон.Это идентичная копия другого значка того же типа. Считается, что эта копия обладает всеми характеристиками оригинала. Считается, что эта икона была написана в конце 15 или начале 16 века.
Икона Спаситель на престоле написана в 16 веке. Он был нанесен поверх старой картины, которая также сохранилась, и ее можно увидеть через специальные окна.
Статья написана по книге «Где св.София есть, есть Новгород », Санкт-Петербург, 1997.
,иа. ру. эн. Музей ул. СОФИЙСКИЙ СОБОР Экскурсии Киев | ул. Софийский собор — выдающийся памятник архитектуры древней Киевской Руси 11 века, всегда восхищал каждого, кто хоть раз видел его в жизни. Украшенный великолепными элементами барокко, Софийский собор органично сочетается с живописным комплексом Софийского монастыря 18 века, построенным в стиле украинского барокко. Комплекс Софийского собора — митрополичий дом, консистория, трапезная, духовная семинария, кельи старейшин собора, колокольня, южная башня, радующие человеческий глаз.Зданиям свойственны торжественность и гармония с природой, выразительные национального характера. Находясь во дворе в окружении этих красивых зданий, на мгновение можно погрузиться в старину и ощутить спокойную монастырскую жизнь. Уникальный комплекс Софийский собор на холмах Старого Киева сформировал архитектурный облик Верхнего Киева. Он производит большое впечатление своим торжественным монументальным и пышным праздником в стиле барокко.Софийский комплекс олицетворяет священное сердце города. Главный вход в Софийский собор находится с западной стороны: Софийский собор , Премудрости Божией, митрополит был основан Ярославом Мудрым в 1017 или 1037 году (дата основания собора давно является предметом бурных дискуссий исследователей). Считается, что 40 мастеров и 80 помощников смогли завершить строительство за 2-2.5 лет. Размеры Софийского собора в Киеве (54,6 на 41,7 метра) и своей несравненной красотой всегда восхищали митрополита Илариона (11 век) и епископа Иосифа Верещинского (XVI век). С 19 века. (от Евгения Болховитинова) Софийский собор в Киеве стал объектом исследования. Пространственное решение собора Святой Софии в Киеве было пирамидальным: большой центральный купол окружен двенадцатью меньшими.К основному строению с трех сторон примыкают две открытые галереи — внутренняя одноэтажная галерея и внешняя двухэтажная галерея. Лофты Софийского собора имели необычно большую площадь, поэтому многие исследователи полагают, что здесь находился главный «кабинет» Киевского митрополита — приемная, библиотека, кабинет, казна. Кроме того, в хоре во время богослужений был князь со свитой. Сюда они попали по винтовой лестнице, которая была в двух башнях, построенных в западной галерее. Дизайн Софийского собора в Киеве гармонирует с его архитектурой. Центральный купол главного алтаря Софийского собора был украшен мозаикой, а остальные части церкви, колонны галерей и ниши на фасаде — фресками. Эффект настенной живописи усиливают мозаичные полы, резная мраморная преграда перед алтарем (иконостасов в те времена не производили), мраморные пороги и столбы, резной шиферный парапет на первом этаже.Посетители Софийского собора в Киеве также вносят свой вклад в его оформление, оставляя на стенах многочисленные граффити. Софийский собор служил некрополем и княжеской усыпальницей. До сих пор в Софийском соборе в Киеве хранится саркофаг Ярослава Мудрого. также в Софийском соборе похоронены сын Ярослава Всеволод, внуки Ростислав Всеволодович и Владимир Всеволодович, правнук Вячеслава Владимировича.Но это не мешало близким родственникам погибших князей периодически грабить храм. Первыми были Суздаль и их союзники во время нападения 1169 года, а в 1203 году их примеру последовал Рюрик Ростиславич. Между этими двумя атаками интерьер Софийского собора в Киеве почти пострадал в результате сильного пожара 1180 года. Во время монгольского нашествия Софийский собор в Киеве и Софийский двор, а также двор Софии также были зверски разграблены, но Софийский собор не был разрушен и продолжал функционировать как главный храм Киевской Руси.Однако киевский митрополит после 1300 года редко бывал в своей заброшенной резиденции, поэтому Софийский собор медленно приходил в упадок и к концу 16 века представлял собой печальное зрелище. Униаты, владевшие Киевского Софийского собора с 1596 года, не только не улучшили положение, наоборот, продали даже каменную архитектурную отделку. Только после того, как Петр Могила взял Собор Святой Софии у униатов и основал вокруг него монастырь, начались изменения к лучшему.В 1633 году под руководством итальянца Октавиано Манчини начались масштабные реставрационные работы Софийского собора в Киеве , которые продолжались до 1640-х годов, но так и не были завершены. Полная реставрация собора происходила с 1688 г. на средства гетмана Ивана Мазепы. Тогда здание приобрело черты стиля барокко, что стало еще более значимым после окончательной перестройки в 1740-х годах, когда вид на собор (в котором сейчас 17 алтарей) приобрел почти современный вид.кроме нартекса, построенного в 1889 г. Софийский собор был построен в 11 веке. Он расположен в самом центре Киева. Сохранившиеся веками и до наших дней 260 кв.м. мозаики и 3000 кв.м. Фрески. Вряд ли где-нибудь в Европе можно найти собор, где сохранилось столько фресок 11 века. Около года Софийский собор в Киеве представляют собой монастырские постройки 17 века, выполненные в архитектурном стиле украинского барокко.Внутреннее убранство собора почти не изменилось. В конце 18 века появился только иконостас, а в 19 веке — железная напольная плитка. Софийский собор — это неисчерпаемый кладезь произведений искусства, к которому историки и туристы приезжают, чтобы увидеть и полюбоваться чудом византийской и древнерусской архитектуры. Каждый, кто входит в Софийский собор , поражает величием центральной фигурой в апсиде — молящейся фигурой Девы Марии — Оранты.Высота мозаики 6 метров. Мозаика состоит из каменных и стеклянных пластин разного цвета (около 177 оттенков разных цветов). Мозаики, на которых изображены Евхаристия и Отцы Церкви, впечатляют своей сбалансированностью. Центральная апсида и купол Софийского собора украшены мозаикой, стены расписаны фресками. Архитектурные формы и роспись Софийского собора образуют уникальное единство. Фрески в виде орнаментальной вышивки украшают стены, столбы, арки.Среди изысканной и красочной живописи можно увидеть изображения святых и сцены из Евангелий. В отличие от других образцов византийской религиозной живописи, сохранившихся до наших дней, некоторые фрески в Софийском соборе не являются библейскими сюжетами. Среди них есть и такие бытовые предметы, как портреты семьи великого князя Ярослава Мудрого. Великий князь Ярослав по прозвищу «Мудрый» — выдающаяся личность в истории ранней Киевской Руси.В первой половине XI века он правил великой страной Киевской Русью, которая располагалась на обширных территориях Восточной Европы. В те времена Киевская Русь была одним из крупнейших цивилизованных народов Европы. Ярослав налаживает связь Киевской Руси с Европой. Он женился на шведской принцессе Ингигерде. Его сестры были замужем за членами королевской семьи Польши и Чехии. Его сыновья были женаты на византийских и немецких принцессах. Одна из его дочерей, Анна, стала женой короля Франции, вторая — женой короля Венгрии, третья — женой короля Норвегии.Именно Ярослав Мудрый заложил фундамент Софийского собора Роспись колокольни 11 века Софийского собора в Киеве украшена, изображает сцены игр, устроенных в Константинополе императором Константином Порфирогенетом в честь княгини Киевской Руси Ольги. На фресках Софийского собора в Киеве изображены мимы, жонглеры, музыканты, танцоры, дрессировщики, гоночные колесницы.Более поздние фрески собора (17-19 вв.) Посвящены исключительно религиозной тематике. 300 граффити, написанных посетителями на стенах Софийского собора в Киеве , свидетельствуют о высоком уровне грамотности Киевской Руси в 1 веке. Подробнее об архитектурных и исторических памятниках на территории комплекса СТ. СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ:
| |