Как живут ортодоксальные евреи: правила, обычаи и традиции
Решили изучить жизнь «людей в черном» и понять, каким должен быть настоящий мужчина с точки зрения еврейской традиции.
Нина Волкова
Теги:
Интересные факты
Cottonbro / Pexels
Три года назад сервис Netflix предложил публике очень небанальное телешоу — израильский сериал «Штисель», уже ставший культовым на родине героев. Высокий класс израильских сериалов не новость, но эпос о семье Штисель оказался для зрителей открытием мира, недоступного не только для гоев. Это мир так называемых харедим — современных иудеев-ортодоксов, «людей в черном» из иерусалимского квартала Меа-Шеарим.
Вот уже третий сезон «Штиселя» смотрят запоем, хотя в нем нет особого экшена, а поначалу он вообще напоминает ретромелодраму о странных религиозных фанатиках. Это настоящий эксклюзив: сценарист Йонатан Индурский сам вырос в семье харедим и показывает их жизнь изнутри с любовью и полным знанием дела.
Учиться, учиться, учиться
Главная цель жизни правоверного иудея — изучение Торы, которое приводит к исправлению мира. 613 заповедей Торы и многочисленные комментарии к ней мужчины учат с детства и до бесконечности: сначала в хедере, потом в иешиве, потом в колеле, ну и самостоятельно каждый день. Учение именно мужская обязанность, женщины от нее освобождены. Раввин (рабби) — не духовное звание, а академический титул: знаток Торы, получивший религиозное образование.
Прочие заботы только отвлекают иудея от главного предназначения, хотя и не порицаются, если не нарушают заповеди и не становятся самоцелью или тратой времени. В принципе, правоверный еврей вполне может заниматься спортом или фитнесом для поддержания физической формы, если сумеет делать это скромно, по заповедям, не нарушая субботу и не пересекаясь с женщинами. То есть проще выбрать шахматы.
Выделяйся, но скромно
Скромность — основа ортодоксального еврейского стиля. При этом еврей должен выделиться среди неевреев, этот принцип родился в древности как противовес греческому влиянию. Современный ортодокс в любой толпе тоже сразу виден по одежке. Каждая деталь этой одежки может быть истолкована на основе Торы. Толкований почти столько же, сколько толкователей, то есть кошерных вариантов много. Черные костюмы только кажутся одинаковыми — в деталях они различаются, как мундиры божьих воинов из разных полков, то есть общин. При желании можно найти в сети не один одежный определитель харедим, а мы выделим общие принципы.
Ортодоксальный еврей полностью одет и всячески закрыт даже в жару и дома наедине с собой. Это не значит, что тело без одежды считается неприличным — наоборот. Оно сотворено по образу Бога, и человек, имеющий тело, считается более совершенным, чем бестелесные ангелы. Правильная одежда магически защищает его.
Поэтому для молодого героя «Штиселя» дерзким выходом за рамки становится купание в озере Кинерет. Неслыханное дело: ортодокс снимает шляпу и пиджак, закатывает штаны до колен, и в таком неприкрытом виде ложится в воду.
«Летающая тарелка» или чернобыль
Постоянно покрытая голова — знак скромности и смирения перед Богом. Тип головного убора тоже указывает на религиозную общину: харедим различаются по фасону кипы, загибу полей шляпы и расположению ленты на тулье. Каждая деталь вплоть до количества нитей в кисточке кипы имеет значение и богословское истолкование.
Шляпу ортодоксы надевают не вместо кипы, а поверх нее. Штисели в сериале предпочитают фетровые шляпы плуш, прозванные «летающими тарелками». Такие шляпы указывают на то, что их носители принадлежат к старой иерусалимской династии. Экстравагантные меховые шапки — спондики, штраймлы и косматые чернобыли — праздничные варианты. А в непогоду недешевую шляпу прикрывают полиэтиленовым пакетом. Выглядит экстравагантно, но практично.
Костюм
Черный костюм с белой рубашкой — повседневная униформа. Для праздников есть халаты и кафтаны, атласные, шелковые, белые, узорные и в полоску — в зависимости от традиций общины. Обязательная деталь — пояс: он обозначает необходимое по талмудическим соображениям разделение верха и низа. Одежда застегивается справа налево, потому что правая сторона — сторона блага, и она должна перекрывать левую сторону суда, то есть зла. Правые лацканы выходных кафтанов превосходят левые по длине.
Из-под пиджака правоверного еврея всегда выглядывают длинные белые кисти. Это цицит — сплетенные нити, прикрепленные к углам малого талита (талеса), повседневного варианта молитвенной накидки. Малый талит не снимают даже дома в знак постоянного подчинения воле Всевышнего. Цицит должны напоминать о заповедях Торы и побуждать к их исполнению.
Обувь против смерти
В одном из трактатов Талмуда говорится: «Еврей должен продать крышу своего дома, чтобы купить себе обувь». Иудеи разуваются только в особых случаях — например, во время траура. Обувь — это очень важно, ведь она соприкасается с землей, что в каббалистической традиции связано со смертью. Обувь не только защищает от грязи — в ней накапливается смерть. Ботинки покойника, в отличие от его одежды, нельзя никому отдать, их уничтожают.
Для живых по тем же причинам желательна обувь без шнурков — правильные хасидские ботинки должны надеваться без помощи рук. Но это только в идеале. Обуваться предписано с правой ноги, а шнуровать ботинки — наоборот, с левой, поскольку тфилин во время молитвы привязывают на левую руку. Обувь, конечно, должна быть закрытая.
Красота — это борода
Можно подумать, что для иудея с его постоянным устремлением к Богу нет самого понятия физической мужской красоты. Это не так. Среди еврейских мудрецов даже есть символ такой красоты — рабби Йоханан, один из составителей Талмуда, живший в III веке. Он отличался силой и исключительной красотой, которую описывают весьма поэтически: «Тот, кто хочет увидеть красоту рабби Йоханана, пусть принесет чашу чистого серебра, наполнит ее зернами красного граната, увенчает край ее венком из красных роз и поставит между солнцем и тенью». При всем при этом у рабби было одно «но», из-за которого его нельзя признать эталонным еврейским красавцем: у него почему-то не было бороды.
Борода — главное достоинство правоверного еврея. Если не погружаться в талмудические тонкости, борода у мужчины должна быть по очень простой причине: она есть у Бога и была у изначального человека. По божественной бороде нисходит благословение. Как и все элементы еврейского лука, борода нагружена символами. Например, она символизирует неукрощенную природу — хаос, силы зла, которые рядом, на краю лица. И наоборот: первая растительность, проступающая на щеках юноши, напоминает святые буквы Торы.Бороду можно подстригать, но ни в коем случае не брить. Самые последовательные хасиды дают бороде вольно расти, для удобства подкалывая ее специальными заколками.
Пейсы
В оформлении бороды ортодоксы следуют правилу: «Не стригите голов ваших кругом, и не порти края бороды твоей». В качестве краев иудеи не стригут пряди на висках — пейсы. Вид пейсов опять же различается в зависимости от религиозной общины: одни их туго завивают, другие слегка распускают, третьи закладывают за уши.
М + Ж
Тора и Талмуд дают ответы на любые вопросы еврейской жизни, и сексуальная ее сторона — не исключение. Основное положение: у мужчины должна быть женщина — и это не просто естественно. Женщина создана Богом «по воле своей» в помощь мужчине, поэтому считается более совершенным творением, ведь она сотворена не из земли, как мужчина, а из его ребра, то есть из облагороженного материала. Поэтому женщинам нет необходимости учить Тору и выполнять весь молитвенный ритуал, предписанный мужчинам.
Отражение различной природы М и Ж талмудисты видели даже в основной сексуальной позе (условно — миссионерской): партнеры смотрят на то, из чего они созданы, мужчина — на землю, женщина — на мужчину. Другие позы не запрещены, но, так сказать, могут вызвать проблемы. Половой акт в принципе является делом богоугодным, и он не должен быть скучной рутиной — сексуальная страсть означает присутствие Бога. Именно в сексе, как говорят каббалисты, пара достигает божественного единства и становится цельным совершенным человеком.
Божественный секс
Секс — религиозная обязанность женатого еврея. В субботу, когда запрещена почти любая деятельность, секс не просто разрешается, но поощряется. Муж должен не просто спать с женой, но качественно удовлетворять ее, «отвечая на ее желание». Оптимально — два раза в неделю, с поправкой на условия труда. Талмудический трактат о брачных договорах возвещает: «Как часто должен человек иметь близость с женой? Сказал рав Элиэзер: человек незанятый — каждый день; поденный работник — дважды в неделю; погонщики ослов — раз в неделю; погонщики верблюдов — раз в тридцать дней; моряки — раз в шесть месяцев». Остается сообразить, чьим трудозатратам соответствует работа современного мужчины.
Инициатива в сексе принадлежит именно женщине, и пренебрежение ею считается преступлением против Торы. Цель сексуального общения — радость, любовное слияние, а не деторождение как таковое. А вот с посторонней женщиной ортодоксу нельзя оставаться наедине даже по работе — во избежание обвинения в прелюбодеянии. Когда это все же происходит, дверь обязательно оставляют приоткрытой.
Лекарства от соблазнов
Легко догадаться, что мастурбация и связи вне брака в иудаизме осуждаются, поэтому половозрелый еврей должен всячески избегать соблазнов. Во-первых, не смотреть на соблазнительное, во-вторых, не фантазировать, а главное — избегать праздности и безделья. Есть и особые методы вроде чтения псалмов в определенном порядке. Если ничто не помогает, можно попробовать укротить эротические фантазии, представив себя перед лицом родителей и духовных наставников. В семействе Штиселей проблема визуальных соблазнов в городском транспорте решалась так: отец отдавал мальчику собственные очки, в которых тот ничего не мог разглядеть.
Но лучшее средство от искушения — пораньше жениться. Причем женитьба никак не связана, например, с достижением финансовой самостоятельности. Жених, который учится, предпочтительнее того, кто занят бизнесом или чем-то еще. Подобрать пару помогают посредники, профессионально занятые сватовством, — шадханы. Процесс еврейского «знакомства с серьезными намерениями» называется шидух. Он помогает избежать стихийности и ослепления чувствами.
Шидух — принципиальная противоположность случайной встрече: семьи договариваются с шадханом, который устраивает потенциальным жениху и невесте церемонное свидание в людном месте. Свои впечатления участники свидания выражают не друг другу, а свату. Важно отбраковать «не то» вовремя, поскольку разрыв совершившейся помолвки чреват позором, предпочтительнее свадьба и развод. Шидух кажется торжеством рациональности, но вполне может стать и романтическим пересечением сердец.
Между молитвами и мечтами
Неженатый ортодоксальный еврей 27 лет — именно такой стал главным героем сериала «Штисель» — вызывает подозрения: что за странность, какой у него «дефект»? У молодого Акивы Штиселя нет серьезного конфликта с религиозной средой, но есть порывы, непонятные окружающим. Он хочет быть художником, а не учителем в хедере, он видит сны и влюбляется в красавицу, «дважды вдову» старше себя. Все это не запрещено, но странно и несерьезно для окружающих. Реально ли найти баланс между традиционным образом жизни и артистической вольностью души, пожалуй, главная тема израильского телешоу. Она близка не только тем, кто носит пейсы и перед каждой трапезой благословляет Господа Бога, Царя Вселенной.
Важные термины
- Харедим — «трепещущие (перед Богом)». Так называют себя ортодоксальные иудеи, придерживающиеся образа жизни, в основе которого лежит Тора и строгое исполнение ее заповедей. К харедим относятся несколько религиозных общин со своими традициями.
- Тора и Талмуд — основы иудейского религиозного закона. Тора — это священные книги Ветхого Завета. Талмуд — многотомные комментарии к ним.
- Каббала — мистическая традиция в иудаизме, изучающая тайны божественного откровения, которые скрыты в Торе.
- Хедер — начальная религиозная школа для мальчиков.
- Иешива — высшее религиозное учебное заведение.
- Колель (колел) — высшее религиозное учебное заведение для женатых студентов.
- Талит (талес) — накидка с полосами по краям, которой иудеи накрывают голову во время молитвы. Большой талит изначально был частью верхней одежды, заменявшей и плащ, и одеяло. Малый талит — четырехугольная накидка вроде пончо с кистями на углах. Ее носят под пиджаком так, чтобы выглядывали кисти — они должны напоминать о заповедях Торы.
- Кипа — круглая шапочка без полей, символизирующая благочестие и подчинение воле Всевышнего. Кипа, она же ермолка, может быть вязаная или тканевая, многогранная или гладкая, плоская или остроконечная с кисточкой.
- Тфилин — два амулета в виде кожаных коробочек, куда заключены отрывки из Торы, написанные на полосках пергамента. Во время молитвы тфилин привязывают ремнями ко лбу и к левой руке в знак связи с Богом.
Легко ли быть «черным» Как живут ультраортодоксальные евреи в Израиле: Общество: Мир: Lenta.
ruВ Израиле ненавидят «черных» больше, чем где-либо. Речь не о цвете кожи, а о черных шляпах, лапсердаках, халатах и пейсах. Сами они определяют себя как харедим — «богобоязненные». Другие называют их ультраортодоксами. Говорят, что они сидят на шее у государства, не служат в армии и плодятся как кролики. Все ли так, как говорят?
Больше не экзотика
Когда я оказался впервые в Израиле в 2000 году, будучи студентом, мы с компанией решили посетить очень интересный иерусалимский квартал — Меа Шеарим. Рассказывали, что там живут ультраортодоксальные евреи, которые ходят в старомодных одеждах, а по субботам не пускают в этот район транспорт. При входе в квартал на иврите, английском и очень кривом русском было написано обращение к туристам с призывом не нарушать покой этой части города и заходить туда только скромно одетыми. Квартал и его жители в черно-белой одежде показались нам исключительно мрачными и неприветливыми. Спустя несколько лет, когда я снова оказался в Иерусалиме, я обнаружил, что Меа Шеарим потерял уникальность и экзотичность. Не потому, что его жители изменились. Просто шляпы, пейсы, халаты и лапсердаки распространились по всему городу. Перегораживать по субботам дороги, чтобы по ним не ездили автомобили, стали и во многих других кварталах города.
Светские иерусалимцы жаловались, что город «чернеет». Через какое-то время «почернел» я сам. И хотя я порой позволяю себе ходить в джинсах, а в моем гардеробе есть рубашки не только белого цвета, тем не менее об этом странном обществе я скорее могу сказать «мы», нежели «они».
Материалы по теме:
Поначалу кажется, что все одеты в униформу, на самом деле здесь множество движений, течений, направлений, религиозных групп и так далее. И у каждой группы «униформа» своя. Дресс-код — важнейшая составляющая израильской жизни. Это касается не только харедим, но их — в особенности. «Толдот Аарон» — в полосатых халатах, вижницкие хасиды — в круглых шляпах, литваки — в итальянских костюмах и шляпах борсалино… Кто есть кто — сразу видно по одежде. Живут, как правило, тоже компактно. Чисто «харедными» населенными пунктами считаются Бней-Брак, Бейтар-Илит, Кирьят-Сефер. В других местах возникают и растут «черные» кварталы.
«Ты из России? Да ладно! Ведь русские нерелигиозны, они реалисты», — не верит татуированный длинноволосый таксист. Раньше это было действительно так. Теперь же есть целые кварталы, населенные преимущественно «русскими» харедим. Самый известный — иерусалимский район Рамот.
Празднование Пурима в иерусалимском квартале Меа Шеарим
Фото: Ammar Awad / Reuters
Коммунизм без ТВ
Бабушка прислала из Питера внуку в Бейтар разноцветную толстовку с суперменом. «Бабуль, спасибо, конечно, большое, только меня за такую кофту из хедера выгонят», — говорит 10-летний Йоси. Школа — самый эффективный инструмент общественного воздействия. Формально тебя не заставляют выполнять неписанные правила общины, но если ты им не следуешь — на твоих детей начинают косо смотреть другие родители: «А безопасно ли с ними общаться нашим детям? А не научат ли они чему плохому? А не перевести ли моих в другую школу, с более строгими правилами?» В этих условиях директору школы проще «попросить» того, кто выбивается из общей массы, чем успокаивать встревоженных родителей.
Дети харедим одеты весьма скромно. Младшие донашивают вещи за старшими. Нередко можно увидеть разновозрастных детей, одетых в вещи одинаковой расцветки, — это дети из одной семьи. Они не смотрят кино и мультфильмов, не играют в компьютерные игры. Телевизор в этом обществе строго запрещен и считается наиболее «токсичным» предметом светского мира. Если он появится дома, это будет означать автоматическое исключение детей из школы, а с обладателем голубого экрана просто не будут общаться. В особо строгих общинах также идет война против интернета и смартфонов. Но здесь все сложнее: эти «блага цивилизации» многим необходимы для работы. Те, кто не могут без них обойтись, часто устанавливают «кошерный интернет», в котором заблокированы все сайты с нескромными картинками.
Несмотря на все это «мракобесие», многие харедим активно работают в хай-теке. Как же такое возможно, если в их школах преподают почти исключительно религиозные предметы, а в светских школах они не учатся? Знания добираются на специальных курсах. Причем программу, которую на обычных курсах проходят за три месяца, харедим осваивают за две-три недели. Привычка решать нестандартные задачи, смотреть на проблему с разных точек зрения вырабатываются в процессе изучения Талмуда. В отличие от многих конфессий, стимулирующих «простую, бесхитростную веру», еврейская религия не только не преследует, но, напротив, поощряет каверзные вопросы, дискуссии и проверку утверждений логикой. Талмуд именно из этого и состоит. Известны случаи, когда большие мудрецы Торы просто гнали со своих уроков тех учеников, которые не задавали вопросов и были со всем согласны.
Фото: Ronen Zvulun / Reuters
Изучение Торы — главная ценность в мире харедим. Твой вес в этом обществе определяется не размером счета в банке, а тем, насколько ты продвинут в знании Талмуда. Например, юноша, все время посвящающий учебе и живущий на очень скромную стипендию йешивы, — более завидный жених, чем тот, кто работает и, соответственно, лучше обеспечен. Довольно распространенная ситуация, когда в семье зарабатывает жена, а муж все время учится в коллеле (учебном заведении для женатых мужчин).
Здесь принято помогать друг другу. Если тебе не с кем оставить детей — за ними присмотрят соседи, если не хватает посуды, одежды, техники — поделятся, одолжат, подарят, в конце концов. Существует огромное количество «гмахов» — мини-фондов бесплатного проката вещей. Организуют их люди сами. Ящики с вещами, которые можно взять, попользоваться и вернуть на место, стоят прямо на улицах. Есть и денежные «гмахи», где можно взять в долг без процента (одалживать под проценты евреям запрещает Тора). Только ежемесячные выплаты будут довольно большие по сравнению с банковскими. С другой стороны, тем же соседям есть дело до твоей личной жизни — вплоть до того, какого цвета твои ботинки и в каких колготках ходит твоя жена. За дресс-кодом следят очень строго.
Есть ли те, кто уходят из этого зарегулированного множеством правил общества? Есть, но их немного. Цахи, принадлежавший к гурским хасидам, пытался оставить религию и стать простым светским израильтянином. Родители не отвернулись от него и поддерживали связь. Через какое-то время он вернулся к образу жизни «соблюдающего» еврея. Правда, после отхода от религии он не мог жениться на девушке из своей общины — и теперь женат на репатриантке из России (религиозной, разумеется). Хотя свадьбу они справляли в его общине, поселились среди более либеральных хабадников.
Перечеркнутый Герцль
Мой раввин живет в Бней-Браке на улице рава Шаха. Улица названа в честь великого раввина, который родился в 1894 году в Литве, входившей тогда в Российскую империю, а умер в 2001-м здесь, в Бней-Браке. Когда-то улица носила имя основателя Всемирной сионистской организации Теодора Герцля, но жители добились переименования. На некоторых домах до сих пор висят таблички со старым названием, перечеркнутым наискосок. Это своего рода протест: «Мы не признаем вашей идеологии и ваших кумиров!», «Не хотим вашего Герцля!»
Материалы по теме:
Большинство харедим относятся к Государству Израиль и идеям сионизма скептически, настороженно, а иногда и враждебно. Дело не только в том, что Герцль писал, что призвал бы евреев креститься, если бы это избавило их от преследований. И даже не в том, что основатели государства были нерелигиозными людьми левых взглядов. Главная причина в том, что с точки зрения многих религиозных авторитетов избавление, которого евреи давно ждут, придет только с восстановлением Иерусалимского Храма. Сам Творец отправил евреев в изгнание, и Он же должен их вернуть. Только когда придет Машиах — царь-избавитель, тогда и будет создано не просто еврейское государство, устроенное по законам Торы, но царство справедливости во всем мире. А сионистский эксперимент — это самоуправство.
Особо непримиримые к сионизму течения (например, сатмарские хасиды) отказываются от полагающихся им льгот и пособий, не желая ничего принимать от «неправильного» государства. Следует, однако, заметить, что те харедим, которые любят устраивать демонстрации перед камерами с палестинскими флагами, в среде самих же харедим считаются отщепенцами. Одно дело — не признавать государство, совсем другое — поддерживать убийц.
Впрочем, не все «соблюдающие» евреи отрицают идею государства. Есть так называемые религиозные сионисты. Они не ходят в черно-белом, носят вязаные кипы и считают, что раз Всевышний позволил государству появиться — значит, так и должно быть, и это первый шаг к избавлению. А «откошеровать» это государство — уже наша задача. «Вязаные» относятся к Герцлю и основателям современного Израиля благосклонно, несмотря на то, что те были абсолютно светскими людьми. С харедим «вязаные кипы» тоже не очень ладят. Основная претензия к «черным» — отношение к службе в армии.
Дезертиры
«Под ружье пейсатых дармоедов!» — такое звучит регулярно. Этот вопрос часто ставится на выборах, политики зарабатывают очки на обещаниях заставить наконец-то харедим служить. Это основная претензия к ним со стороны израильского общества и причина острой критики со стороны «вязаных кип», которые приравнивают службу в армии к религиозной заповеди.
К армии в Израиле отношение трепетное. Старушка, садящаяся в автобус, настаивает, чтобы группа солдат прошла впереди нее, и не терпит возражений. Хозяин кафе бесплатно кормит ребят в военной форме. Повсеместно принято подвозить едущих на побывку домой солдат на своих машинах, все на каждом углу говорят им «спасибо»…
У харедим — все наоборот. Если ты пошел в армию, твой статус понижается. Самые лучшие невесты за такого парня уже не пойдут. Более того, многие его осудят. В харедимном мире есть группы, которые активно борются с призывом в армию, расклеивая обидные плакаты и подвергая оскорблениям солдат, которые все же пошли служить. Почему?
Дело в том, что армия в Израиле — это не столько защита от врага (с этой задачей с успехом справляются спецслужбы), сколько инструмент социализации. Если отслужил — ты вписан в израильское общество, тебе открыты все двери, ты свой. Именно этого и не хотят харедим. Принципиально важно стоять особняком, не смешиваться с этим обществом, которое основано на других ценностях.
Фото: Baz Ratner / Reuters
Когда же харедим упрекают в том, что они отказываются защищать страну, они возражают, что защищают не танки и автоматы, а покровительство Всевышнего. Светские же граждане, нарушая заповеди, как бы снимают с себя Его защиту, подвергая опасности весь народ. Таким образом, это не мы, а они — дезертиры.
Тем не менее в последнее время служить идет все больше «черных» юношей. Естественно, они служат не в обычных, а в специально созданных для них «харедных» частях, где строже правила кашрута и нет женщин. Но если раньше в армию шли обалдуи, не способные учиться в йешиве, то теперь идут не только худшие, но и средние ученики. Религиозные учебные заведения уже не могут принять такое количество народа.
У чужих
«Ну и где же ваш Машиах?» — ехидно бросает мне лысый старичок в шортах, реагируя на мою черную кипу и белую рубашку. Я иду по враждебной территории — городу Тель-Авиву. Здесь религиозных почти нет. Вокруг уютные скверики, рядом — красивый парк Яркон, расположившийся вдоль одноименной речки. Тут и там атлетически сложенные мужчины и женщины совершают пробежку: спорт в моде.
Мы с женой и детьми заходим в кафе. «Здесь некошерно!» — предупреждает парень за барной стойкой. Идем в другое — то же самое. Третье, четвертое… В следующем просим хозяина предъявить сертификат кашрута. «Ну, в общем-то, у нас ничего некошерного здесь нет, но мы работаем по субботам». Для нас это означает, что есть здесь нельзя: поддерживать нарушение евреями субботы своими деньгами запрещено. В следующем заведении под вывеской написано «кошерно». И по субботам они не работают. Но вот незадача: это сертификат главного раввината Израиля, который считается недостаточно строгим. В Израиле множество организаций, сертифицирующих кошерность продуктов питания, кафе и ресторанов. Но в среде харедим принято покупать продукты и есть в заведениях, получивших сертификат наиболее въедливых и дотошных организаций.
Приготовление мацы
Фото: Nir Elias / Reuters
На одной из красивых тель-авивских улиц к нам подходят улыбчивые и вроде бы скромно одетые девушки, раздающие листовки. Вчитавшись в текст, я понимаю, что это какая-то околохристианская секта. Иногда из окон свешиваются радужные флаги ЛГБТ. Нагулявшись по территории противника, мы возвращаемся к своим — в «черное гетто», где все не так эстетично, зато можно поесть, зайти на общественную молитву или урок Талмуда. Там везде бегают дети. Там — жизнь.
Кролики
В Москве я со своими тремя детьми считаюсь многодетным родителем. Этот статус позволяет мне бесплатно водить детей в государственный еврейский садик, где обеспечивается кашрут, я пользуюсь бесплатным проездом в транспорте, а если бы у меня была машина — мне полагалась бы бесплатная парковка на муниципальных стоянках. На молочной кухне в детской поликлинике нам дают молоко и молочные продукты — не все из этого кошерно, но ведь можно выменять на то, что нам нужно. Раз в месяц мы можем бесплатно ходить в музеи, на выставки, плюс всевозможные скидки для многодетных, плюс небольшое денежное пособие в первые 1,5 года после рождения ребенка. Еще есть материнский капитал…
При этом окружающие всячески хвалят нас за то, что мы в нашей неблагополучной стране в столь трудное время отваживаемся рожать и воспитывать целых троих детей. Наши друзья в Израиле, у которых по четверо, пятеро, шестеро детей, и вовсе считаются героями-безумцами.
Фото: Nir Elias / Reuters
У моего раввина 13 детей, и для семей харедим это норма. Из социальных благ такому родителю полагается только пособие в 700 шекелей (примерно 185 долларов), при том что только на детский садик уходит больше 1000 шекелей. При этом от светских израильтян можно услышать примерно следующее: «Эти религиозные фанатики специально плодятся, как кролики, чтобы тянуть из государства пособия и не работать».
Даже с моими социальными льготами я не могу сказать, что из воспитания детей можно извлечь материальную выгоду. Льготы и пособия облегчают жизнь, но они несопоставимы с расходами, а в Израиле — тем более.
А la guerre comme а la guerre
Еду в аэропорт в маршрутке, забирающей пассажиров с разных адресов. На одной из остановок ждем пассажира слишком долго. Наконец входит немолодой человек в одежде вижницкого хасида. Все, начиная с водителя и заканчивая загорелой полной женщиной, поспешили сделать ему замечание, пристыдив за лицемерие: «Какой же ты религиозный, раз заставляешь людей ждать?!» Прямо как в советском трамвае — «А еще шляпу надел!» Он отбивается: «Да вы на меня набросились только потому, что я хареди! А на тебя, водитель, я пожалуюсь в твою фирму!» Формально мужик неправ: опоздав, он задержал всех. С другой стороны, не будь он «черным», накал возмущения был бы куда слабее.
Война между харедим и всем остальным израильским обществом (состоящим из светских, традиционных, «вязаных»…) чувствуется все острее. Все жалуются на «засилие черных»: уже сейчас в обшарпанных тесных хедерах учится больше детей, чем в просторных компьютеризированных светских школах. Из-за высокой стоимости квартир в традиционно «харедных» городах ортодоксы постепенно перебираются в другие районы. Таким образом «чернеют» населенные пункты, до сих пор считавшиеся светскими.
Под их предпочтения постепенно подстраиваются магазины, рестораны, другая инфраструктура. Когда государственная авиакомпания «Эль-Аль» попыталась совершать перелеты по субботам и еврейским праздникам, лидеры харедим объявили компании бойкот: ни один представитель ни одной из ультраортодоксальных общин самолетами «Эль-Аль» не летал — указания раввинов соблюдаются неукоснительно. В результате авиакомпании пришлось вернуться к прежнему расписанию.
Сложно сказать, какие причудливые формы может принять израильское общество в ходе этой тихой войны. Харедим все больше входят в израильскую жизнь, меняя лицо страны, но незаметно для самих себя меняются сами. Одно ясно: «противники» больше не могут делать вид, что не замечают друг друга хотя бы в силу быстро растущей численности «черных» жителей страны.
Ортодоксальный иудаизм — Энциклопедия Нового Света
Категория |
Евреи · Иудаизм · Конфессии |
---|
Православный · Консервативный · Реформистский |
Харедим · Хасидизм · Современные православные |
Реконструктор · Возрождение · Раввинизм · Караим |
Еврейская философия |
Принципы веры · Миньян · Каббала |
Законы Ноя · Бог · Эсхатология · Мессия |
Избранность · Холокост · Галаха · Кашрут |
Скромность · Цдака · Этика · Мусар |
Религиозные тексты |
Тора · Танах · Талмуд · Мидраш · Тосефта |
Сочинения раввинов · Кузари · Мишне Тора |
Тур · Шулхан Арух · Мишна Берура |
Хумаш · Сидур · Пиютим · Зоар · Таня |
Святые города |
Иерусалим · Цфат · Хеврон · Тверия |
Важные цифры |
Авраам · Исаак · Иаков/Израиль |
Сара · Ребекка · Рэйчел · Лия |
Моисей · Девора · Руфь · Давид · Соломон |
Илия · Гиллель · Шаммай · Иуда-принц |
Саадия Гаон · Раши · Риф · Ибн Эзра · Тосафисты |
Рамбам · Рамбан · Герсонид |
Йосеф Альбо · Йосеф Каро · Рабейну Ашер |
Баал Шем Тов · Альтер Ребе · Виленский Гаон |
Овадия Йосеф · Моше Файнштейн · Элазар Шах |
Любавичский Ребе |
Жизненный цикл евреев |
Брит · Бней-мицва · Шидух · Брак |
Нидда · Именование · Пидион ха-Бен · Утрата |
Религиозные роли |
Раввин · Ребе · Хаззан |
Коэн/Священник · Машгиах · Габбай · Маггид |
Моэль · Бет дин · Рош ешива |
Религиозные сооружения |
Синагога · Миква · Святой Храм / Скиния |
Религиозные предметы |
Талит · Тфилин · Кипа · Сефер Тора |
Цицит · Мезуза · Менора · Шофар |
4 вида · Киттель · Гартель · Яд |
Еврейские молитвы |
Еврейские услуги · Шма · Амида · Алейну |
Кол Нидре · Каддиш · Халель · Ма Тову · Хавдала |
Иудаизм и другие религии |
Христианство · Ислам · Католицизм · Христианско-иудейское примирение |
Авраамические религии · Иудео-язычество · Плюрализм |
Мормонизм · «иудео-христианский» · альтернативный иудаизм |
Похожие темы |
Критика иудаизма · Антииудаизм |
Антисемитизм · Филосемитизм · Ешива |
Ортодоксальный иудаизм — это еврейская традиция, придерживающаяся относительно строгого толкования и применения законов и этики, провозглашенных в Талмуде, а затем и в раввинистической традиции. Он отличается от других современных типов иудаизма, таких как реформистский, консервативный и светский иудаизм, тем, что настаивает на том, чтобы традиционный еврейский закон оставался обязательным для всех современных евреев. Ортодоксальный иудаизм строго соблюдает такие еврейские традиции, как законы о кошерном питании, ежедневные молитвы и омовения, законы о сексуальной чистоте, интенсивном изучении Торы и половой сегрегации в синагоге.
Подгруппы ортодоксального иудаизма включают современное православие и харедимский иудаизм, который включает хасидизм. Варианты модерн и харедим различаются своим отношением к светскому обучению, одежде и взаимодействию с более широким нееврейским миром. Хасидское движение, являющееся подмножеством харедимского иудаизма, менее сосредоточено на строгом изучении Талмуда и более открыто для мистических каббалистических идей.
Содержание
- 1 Название «Православный»
- 2 Основные доктрины
- 3 Разнообразие внутри ортодоксального иудаизма
- 3. 1 Подгруппы
- 4 Богословие
- 5 Развитие современного Православия
- 6 Каталожные номера
- 7 Внешние ссылки
- 8 кредитов
Ортодоксальный иудаизм быстро развивался в последние десятилетия, поскольку многие евреи отвергли секуляризм и стремились вернуться к своим религиозным корням.
Раввин Моше Лейб Рабинович и ортодоксальный еврей-хасид.
Название «Православный»
Само слово «ортодоксальный» происходит от греческого orthos , означающего «прямой/правильный», и doxa , означающего «мнение». В то время как многие ортодоксальные евреи принимают этот термин, другие отвергают его как современное новшество, основанное на христианских категориях. Многие ортодоксальные евреи предпочитают называть свою веру Торой иудаизм.
Использование православного ярлыка началось в начале девятнадцатого века. Раввин Самсон Рафаэль Хирш писал в 1854 году, что «не «ортодоксальные» евреи ввели слово «ортодоксальный» в еврейскую дискуссию. Это были современные «прогрессивные» евреи, которые первыми применили это название к «старым», «отсталым». Евреи как уничижительный термин. Это имя было… возмущено «старыми» евреями. И это правильно».
Другие, однако, говорят, что американский раввин Исаак Лизер был первым, кто использовал этот термин в своем журнале The Occident . Это использование явно не было уничижительным, поскольку Лизер сам был соблюдающим евреем, а целевой аудиторией его журнала были более традиционные или «ортодоксальные» евреи.
Основные доктрины
Некоторые из основных верований и взглядов ортодоксального иудаизма включают:
- Вера в то, что Тора (то есть Пятикнижие) и ее законы были переданы Богом Моисею, вечны и неизменны
- Вера в то, что существует также Устный Закон, авторитетное толкование письменной Торы, которое также было передано Богом Моисею и теперь воплощено в Талмуде, Мидраше и родственных текстах
- Вера в то, что Бог заключил исключительный, нерушимый завет с детьми Израиля, чтобы они управлялись Торой, обязательной для всех евреев
- Вера в еврейскую эсхатологию, включая Мессию, восстановленный храм в Иерусалиме и воскресение мертвых
- Приверженность Галахе, или традиции еврейского закона, обычно кодифицированной в шестнадцатом веке Шулхан Арух
- Признание традиционных галахических кодексов авторитетными и то, что новые галахические постановления не должны противоречить принятому прецеденту
- Вера в 13 еврейских принципов веры, сформулированных мудрецом-раввином Маймонидом
- Признание ортодоксальных раввинов авторитетными толкователями и судьями еврейского закона.
Разнообразие внутри ортодоксального иудаизма
В то время как ортодоксальные евреи едины в убеждении, что ни Письменный Закон, ни Устная Тора не должны быть отвергнуты или изменены, не существует единого православного органа, и, следовательно, нет единого официального заявления о православных принципах веры. Более того, сам Талмуд предусматривает различные традиции по многим вопросам.
Учитывая эту относительную философскую гибкость, возможны разные взгляды, особенно в областях, не очерченных Галахой явным образом. Эти области называются деварим шеейн лахем шиур («вещи без установленной меры»). Результатом является относительно широкий спектр мировоззрений в рамках православной традиции.
Подгруппы
Моше Лихтенштейн, современный ортодоксальный раввин
Вышеуказанные различия реализуются в различных подгруппах православия, сохраняющих значительные социальные различия и различия в понимании Галахи. Эти группы в целом включают современный ортодоксальный иудаизм и харедимский иудаизм, причем последний включает как хасидские, так и нехасидские секты.
- Современное православие выступает за более тесную интеграцию с нееврейским обществом, считает светские знания ценными по своей сути и более склонно пересматривать вопросы еврейского закона в галахическом контексте
- Иудаизм харедим выступает за большую степень отделения от нееврейской культуры. Он также характеризуется своей направленностью на изучение Торы в масштабах всего сообщества. Академический интерес обычно направлен на изучение религии в ешиве, а не на светские академические занятия
- Хасидский иудаизм также обычно предпочитает отделение от нееврейского общества, но уделяет большее внимание, чем большинство других ортодоксальных групп, еврейской мистической традиции, известной как Каббала
- Четвертое движение внутри православия, религиозный сионизм, характеризуется верой в важность современного государства Израиль для иудаизма и часто пересекается с современным православием.
В частности, самые большие различия между этими группами касаются таких вопросов, как:
- Степень, в которой ортодоксальный еврей должен интегрироваться и/или выйти из светского общества
- Степень признания традиционных авторитетов как несветских, научных и политических вопросов, по сравнению с принятием светских и научных взглядов на некоторые вопросы
- Значение, придаваемое изучению Торы по сравнению со светскими занятиями или другими занятиями
- Центральное место ешив как места для личного изучения Торы
- Важность центрального духовного наставника в областях за пределами Галахического решения
- важность сохранения негалахических еврейских обычаев в таких областях, как одежда, язык и музыка
- Отношение современного государства Израиль к иудаизму
- Роль женщин в (религиозном) обществе
- Характер отношения евреев к неевреям
- Важность или легитимность каббалы (еврейской мистической традиции) в отличие от традиционного изучения Талмуда
Шнеур Залман из Ляди
За руководство по практическому применению еврейского закона (Галаха) Большинство ортодоксальных евреев в конечном итоге обращаются к Шулхан Арух, галахическому кодексу, составленному в шестнадцатом веке раввином Йозефом Каро вместе с соответствующими комментариями. Таким образом, на общем уровне среди ортодоксальных евреев существует большая степень конформизма.
Помимо широко определенных подгрупп, упомянутых выше, другие различия являются результатом исторического рассредоточения евреев и вытекающих из этого региональных различий в практике.
- Ашкеназские ортодоксальные евреи традиционно основывают большую часть своей практики на Rema , толкование Шулхан Арух раввина Моисея Иссерлеса, отражающее различия между ашкеназскими и сефардскими обычаями. Совсем недавно Мишна брура стала авторитетной, и евреи-ашкенази часто предпочитают следовать мнению Мишны брура вместо конкретной детали еврейского закона, представленного в Шулхан Арухе.
- Мизрахи и сефардские ортодоксальные евреи обычно основывают свою практику на Шулхан Арухе. Однако две недавние работы Галахи, Каф Ха-Хаим и Бен Иш Чай, стали авторитетными в сефардских общинах.
- Традиционные йеменские евреи основывают большую часть своей практики на Мишне Торе, более раннем сборнике Галахи Маймонида, написанном за несколько столетий до Шулхан Аруха. Секта, известная как Талмидей ха-Рамбам, также соблюдает еврейский закон, кодифицированный в Мишне Тора.
- Хабад Любавич Хасиды обычно следуют постановлениям Шнеура Залмана из Ляди, основателя хабадской ветви хасидского иудаизма, в его галахической работе, известной как Шулхан Арух ха-Рав .
- Небольшое число — например, евреи-цыгане — традиционно следуют Иерусалимскому Талмуду, а не Вавилонскому Талмуду. Так, есть те, кто считал бы себя «православным», но не соблюдал, например, законов семейной чистоты.
Теология
Ортодоксальные евреи подчеркивают важность Талмуда как выражения Устного Закона, явленного на Синае.
Православие коллективно считает себя единственным истинным наследником еврейской традиции. Таким образом, неортодоксальные еврейские движения обычно считаются неприемлемыми отклонениями от подлинного иудаизма.
Как и все формы религиозного иудаизма, ортодоксальный иудаизм начинается с утверждения монотеизма — веры в единого Бога. Среди глубоких объяснений этой веры — рационализм Маймонида, каббалистический мистицизм и даже хасидский пантеизм.
Ортодоксальный иудаизм поддерживает историческое понимание еврейской идентичности. Еврей — это тот, кто родился от матери-еврейки или обратился в иудаизм в соответствии с еврейскими законами и традициями. Таким образом, православие отвергает патрилинейное происхождение как средство установления еврейской национальной идентичности. Точно так же православие решительно осуждает смешанные браки, если только нееврей не обратился. Смешанные браки рассматриваются как преднамеренный отказ от иудаизма, и человек, состоящий в смешанных браках, фактически отрезан от большей части православного сообщества. Однако некоторые хабадские любавичские и современные ортодоксальные евреи действительно обращаются к евреям, состоящим в смешанных браках. Ортодоксальный иудаизм, естественно, отвергает такие нововведения, как гомосексуальные браки и рукоположение женщин в раввины.
Ортодоксальный иудаизм придерживается таких традиций, как еврейские законы о питании, законы о сексуальной чистоте, ежедневные молитвы и омовение рук, а также другие ритуалы, отвергаемые евреями-реформистами как устаревшие и не имеющие обязательной силы. Поскольку он надеется на восстановление Иерусалимского храма, он также обычно предусматривает восстановление еврейского священства и церемониальных приношений.
Еврейская семья сатмаров в Бруклине, Нью-Йорк.
Учитывая точку зрения ортодоксов на божественное происхождение еврейского закона, ни один основополагающий принцип не может быть скомпрометирован при учете меняющихся политических, социальных или экономических условий. Еврейский закон сегодня основан на заповедях Торы, как это видно из дискуссий и дебатов, содержащихся в классической раввинистической литературе, особенно в Мишне и Талмуде. Таким образом, ортодоксальный иудаизм считает, что Галаха представляет волю Бога либо прямо, либо как можно ближе к прямому. С этой точки зрения великие раввины прошлого ближе к божественному откровению, чем современные. Следовательно, нужно быть крайне консервативным в изменении или адаптации еврейского закона. Изучение Талмуда считается величайшей мицвой из всех.
Харедимский иудаизм считает более высокую критику Талмуда, не говоря уже о самой Библии, неуместной или даже еретической. Однако у многих представителей современного ортодоксального иудаизма нет проблем с исторической наукой в этой области. Современное православие также более охотно рассматривает возможность пересмотра вопросов еврейского закона с помощью талмудических аргументов. Известные примеры включают принятие правил, разрешающих заниматься сельским хозяйством в течение года шмиты — седьмого года семилетнего сельскохозяйственного цикла, предписанного Торой для Земли Израиля, — и разрешающие продвинутое религиозное образование женщин.
Развитие сегодняшнего православия
Ортодоксальные евреи утверждают, что современный ортодоксальный иудаизм придерживается той же базовой философии и правовых рамок, которые существовали на протяжении всей еврейской истории, в то время как другие конфессии отходят от него. Ортодоксальный иудаизм в том виде, в каком он существует сегодня, видит себя прямым следствием откровения на горе Синай, которое простирается через устный закон со времен Моисея до времени Мишны и Талмуда и продолжается до настоящего времени. Однако ортодоксальный иудаизм, понимаемый как основная деноминация в современной религии иудаизма в целом, развился в ответ на определенные модернизационные тенденции среди еврейского населения в целом, особенно в Европе и Соединенных Штатах.
В начале 1800-х годов элементы немецкого еврейства стремились реформировать еврейскую веру и практику в ответ на Эпоху Просвещения и еврейскую эмансипацию. В свете современной науки они отрицали божественное авторство Торы, объявляли обязательными только моральные аспекты библейских законов и заявляли, что остальную часть Галахи больше не нужно рассматривать как нормативную (см. Реформистский иудаизм).
Самсон Рафаэль Хирш
В то же время многие немецкие евреи строго придерживались еврейского закона, одновременно участвуя в постпросвещенческом обществе. Этот лагерь лучше всего представлен работой и мыслью раввина Самсона Рафаэля Хирша. Хирш считал, что иудаизм требует применения мысли Торы ко всей сфере человеческого опыта, включая светские дисциплины. Настаивая на строгом следовании еврейским верованиям и обычаям, он считал, что евреи должны пытаться взаимодействовать с современным миром и влиять на него, и поощрял те светские исследования, которые совместимы с мыслью Торы. Его подход стал известен как неоправославие, а позже как современное православие. Другие, более традиционные формы ортодоксального иудаизма развивались в Восточной Европе и на Ближнем Востоке при относительно небольшом влиянии секуляризирующих влияний.
В 1915 году в Нью-Йорке для подготовки раввинов в современной православной среде были основаны Ешива-колледж (позднее Ешива-университет) и его богословская семинария раввина Исаака Эльханана. В конце концов в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, открылось школьное отделение. Ряд других небольших, но влиятельных православных семинарий, в основном ультраортодоксальных, также был основан по всей стране, особенно в Нью-Йорке, Балтиморе и Чикаго. Харедимская ешива в Лейквуде, штат Нью-Джерси, является крупнейшим учреждением в своем роде. Подсчитано, что в настоящее время в 9 школах учится больше евреев.0293 ешив (талмудические школы) и коллелим (аспирантские талмудические колледжи для женатых студентов), чем когда-либо в истории.
В Соединенных Штатах существует несколько православных конфессий, таких как Агудат Исраэль (харедим), Ортодоксальный союз (современный) и Национальный совет молодого Израиля (современный), ни одна из которых не представляет большинство православных конгрегаций США. .
В то время как Современное Православие сегодня считается традиционным большинством евреев, некоторые в ортодоксальном сообществе сомневаются в его достоверности из-за его относительно либерального отношения к галахическим вопросам, таким как взаимодействие с язычниками, современная одежда, светское изучение и критическое изучение еврейской Библии и Талмуд. В конце двадцатого века растущая часть православного населения приняла более строгий подход.
Главный раввинат Израиля был основан с намерением представлять весь иудаизм в Государстве Израиль и состоит из двух главных раввинов: одного ашкеназа и одного сефарда. Однако раввинат не принимается большинством израильских групп харедим.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Danzger, Murray Herbert. Возвращение к традиции: современное возрождение ортодоксального иудаизма . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1989. ISBN 9780300039474.
- Дэвидман, Линн. Традиция в безродном мире: женщины обращаются к ортодоксальному иудаизму . Беркли: University of California Press, 1991. ISBN 9780520075450. .
- Фрейндель, Барри. Ответ современного ортодоксального иудаизма современности . Джерси-Сити, Нью-Джерси: KTAV Pub. Дом, 2004. ISBN 9780881257786.
- Хирш, Аммиэль и Яаков Йосеф Рейнман. Один народ, два мира: ортодоксальный раввин и раввин-реформатор исследуют проблемы, которые их разделяют . Нью-Йорк: Schocken Books, 2002. ISBN 9780805211405.
Внешние ссылки
Все ссылки получены 17 ноября 2022 г.
- Разновидности ортодоксального иудаизма
- Разнообразие православных взглядов
- Шулхан Арух
Авторы
Энциклопедия Нового Света автора и редактора переписали и дополнили статью в Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен соответствовать условиям этой лицензии, которая может ссылаться как на Энциклопедия Нового Света участников и самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:
- Ортодоксальный иудаизм история
История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :
- История «православного иудаизма»
Примечание. На использование отдельных изображений, которые лицензируются отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.
Ортодоксальный иудаизм — Энциклопедия Нового Света
Часть серии по Иудаизм Категория Евреи · Иудаизм · Конфессии Православный · Консервативный · Реформистский Харедим · Хасидизм · Современные православные Реконструктор · Возрождение · Раввинизм · Караим Еврейская философия Принципы веры · Миньян · Каббала Законы Ноя · Бог · Эсхатология · Мессия Избранность · Холокост · Галаха · Кашрут Скромность · Цдака · Этика · Мусар Религиозные тексты Тора · Танах · Талмуд · Мидраш · Тосефта Сочинения раввинов · Кузари · Мишне Тора Тур · Шулхан Арух · Мишна Берура Хумаш · Сидур · Пиютим · Зоар · Таня Святые города Иерусалим · Цфат · Хеврон · Тверия Важные цифры Авраам · Исаак · Иаков/Израиль Сара · Ребекка · Рэйчел · Лия Моисей · Девора · Руфь · Давид · Соломон Илия · Гиллель · Шаммай · Иуда-князь Саадия Гаон · Раши · Риф · Ибн Эзра · Тосафисты Рамбам · Рамбан · Герсонид Йосеф Альбо · Йосеф Каро · Рабейну Ашер Баал Шем Тов · Альтер Ребе · Виленский Гаон Овадия Йосеф · Моше Файнштейн · Элазар Шах Любавичский Ребе Жизненный цикл евреев Брит · Бней-мицва · Шидух · Брак Нидда · Именование · Пидион ха-Бен · Утрата Религиозные роли Раввин · Ребе · Хаззан Коэн/Священник · Машгиах · Габбай · Маггид Моэль · Бет дин · Рош ешива Религиозные сооружения Синагога · Миква · Святой Храм / Скиния Религиозные предметы Талит · Тфилин · Кипа · Сефер Тора Цицит · Мезуза · Менора · Шофар 4 вида · Киттель · Гартель · Яд Еврейские молитвы Еврейские услуги · Шма · Амида · Алейну Кол Нидре · Каддиш · Халель · Ма Тову · Хавдала Иудаизм и другие религии Христианство · Ислам · Католицизм · Христианско-иудейское примирение Авраамические религии · Иудео-язычество · Плюрализм Мормонизм · «иудео-христианский» · альтернативный иудаизм Похожие темы Критика иудаизма · Антииудаизм Антисемитизм · Филосемитизм · Ешива Ортодоксальный иудаизм — это еврейская традиция, придерживающаяся относительно строгого толкования и применения законов и этики, провозглашенных в Талмуде, а затем и в раввинистической традиции. Он отличается от других современных типов иудаизма, таких как реформистский, консервативный и светский иудаизм, тем, что настаивает на том, чтобы традиционный еврейский закон оставался обязательным для всех современных евреев. Ортодоксальный иудаизм строго соблюдает такие еврейские традиции, как законы о кошерном питании, ежедневные молитвы и омовения, законы о сексуальной чистоте, интенсивном изучении Торы и половой сегрегации в синагоге.
Подгруппы ортодоксального иудаизма включают современное православие и харедимский иудаизм, который включает хасидизм. Варианты модерн и харедим различаются своим отношением к светскому обучению, одежде и взаимодействию с более широким нееврейским миром. Хасидское движение, являющееся подмножеством харедимского иудаизма, менее сосредоточено на строгом изучении Талмуда и более открыто для мистических каббалистических идей.
Содержание
- 1 Название «Православный»
- 2 Основные доктрины
- 3 Разнообразие внутри ортодоксального иудаизма
- 3. 1 Подгруппы
- 4 Богословие
- 5 Развитие современного Православия
- 6 Каталожные номера
- 7 Внешние ссылки
- 8 кредитов
Ортодоксальный иудаизм быстро развивался в последние десятилетия, поскольку многие евреи отвергли секуляризм и стремились вернуться к своим религиозным корням.
Раввин Моше Лейб Рабинович и ортодоксальный еврей-хасид.
Название «Православный»
Само слово «ортодоксальный» происходит от греческого orthos , означающего «прямой/правильный», и doxa , означающего «мнение». В то время как многие ортодоксальные евреи принимают этот термин, другие отвергают его как современное новшество, основанное на христианских категориях. Многие ортодоксальные евреи предпочитают называть свою веру Торой иудаизм.
Использование православного ярлыка началось в начале девятнадцатого века. Раввин Самсон Рафаэль Хирш писал в 1854 году, что «не «ортодоксальные» евреи ввели слово «ортодоксальный» в еврейскую дискуссию. Это были современные «прогрессивные» евреи, которые первыми применили это название к «старым», «отсталым». Евреи как уничижительный термин. Это имя было… возмущено «старыми» евреями. И это правильно».
Другие, однако, говорят, что американский раввин Исаак Лизер был первым, кто использовал этот термин в своем журнале The Occident . Это использование явно не было уничижительным, поскольку Лизер сам был соблюдающим евреем, а целевой аудиторией его журнала были более традиционные или «ортодоксальные» евреи.
Основные доктрины
Некоторые из основных верований и взглядов ортодоксального иудаизма включают:
- Вера в то, что Тора (то есть Пятикнижие) и ее законы были переданы Богом Моисею, вечны и неизменны
- Вера в то, что существует также Устный Закон, авторитетное толкование письменной Торы, которое также было передано Богом Моисею и теперь воплощено в Талмуде, Мидраше и родственных текстах
- Вера в то, что Бог заключил исключительный, нерушимый завет с детьми Израиля, чтобы они управлялись Торой, обязательной для всех евреев
- Вера в еврейскую эсхатологию, включая Мессию, восстановленный храм в Иерусалиме и воскресение мертвых
- Приверженность Галахе, или традиции еврейского закона, обычно кодифицированной в шестнадцатом веке Шулхан Арух
- Признание традиционных галахических кодексов авторитетными и то, что новые галахические постановления не должны противоречить принятому прецеденту
- Вера в 13 еврейских принципов веры, сформулированных мудрецом-раввином Маймонидом
- Признание ортодоксальных раввинов авторитетными толкователями и судьями еврейского закона.
Разнообразие внутри ортодоксального иудаизма
В то время как ортодоксальные евреи едины в убеждении, что ни Письменный Закон, ни Устная Тора не должны быть отвергнуты или изменены, не существует единого православного органа, и, следовательно, нет единого официального заявления о православных принципах веры. Более того, сам Талмуд предусматривает различные традиции по многим вопросам.
Учитывая эту относительную философскую гибкость, возможны разные взгляды, особенно в областях, не очерченных Галахой явным образом. Эти области называются деварим шеейн лахем шиур («вещи без установленной меры»). Результатом является относительно широкий спектр мировоззрений в рамках православной традиции.
Подгруппы
Моше Лихтенштейн, современный ортодоксальный раввин
Вышеуказанные различия реализуются в различных подгруппах православия, сохраняющих значительные социальные различия и различия в понимании Галахи. Эти группы в целом включают современный ортодоксальный иудаизм и харедимский иудаизм, причем последний включает как хасидские, так и нехасидские секты.
- Современное православие выступает за более тесную интеграцию с нееврейским обществом, считает светские знания ценными по своей сути и более склонно пересматривать вопросы еврейского закона в галахическом контексте
- Иудаизм харедим выступает за большую степень отделения от нееврейской культуры. Он также характеризуется своей направленностью на изучение Торы в масштабах всего сообщества. Академический интерес обычно направлен на изучение религии в ешиве, а не на светские академические занятия
- Хасидский иудаизм также обычно предпочитает отделение от нееврейского общества, но уделяет большее внимание, чем большинство других ортодоксальных групп, еврейской мистической традиции, известной как Каббала
- Четвертое движение внутри православия, религиозный сионизм, характеризуется верой в важность современного государства Израиль для иудаизма и часто пересекается с современным православием.
В частности, самые большие различия между этими группами касаются таких вопросов, как:
- Степень, в которой ортодоксальный еврей должен интегрироваться и/или выйти из светского общества
- Степень признания традиционных авторитетов как несветских, научных и политических вопросов, по сравнению с принятием светских и научных взглядов на некоторые вопросы
- Значение, придаваемое изучению Торы по сравнению со светскими занятиями или другими занятиями
- Центральное место ешив как места для личного изучения Торы
- Важность центрального духовного наставника в областях за пределами Галахического решения
- важность сохранения негалахических еврейских обычаев в таких областях, как одежда, язык и музыка
- Отношение современного государства Израиль к иудаизму
- Роль женщин в (религиозном) обществе
- Характер отношения евреев к неевреям
- Важность или легитимность каббалы (еврейской мистической традиции) в отличие от традиционного изучения Талмуда
Шнеур Залман из Ляди
За руководство по практическому применению еврейского закона (Галаха) Большинство ортодоксальных евреев в конечном итоге обращаются к Шулхан Арух, галахическому кодексу, составленному в шестнадцатом веке раввином Йозефом Каро вместе с соответствующими комментариями. Таким образом, на общем уровне среди ортодоксальных евреев существует большая степень конформизма.
Помимо широко определенных подгрупп, упомянутых выше, другие различия являются результатом исторического рассредоточения евреев и вытекающих из этого региональных различий в практике.
- Ашкеназские ортодоксальные евреи традиционно основывают большую часть своей практики на Rema , толкование Шулхан Арух раввина Моисея Иссерлеса, отражающее различия между ашкеназскими и сефардскими обычаями. Совсем недавно Мишна брура стала авторитетной, и евреи-ашкенази часто предпочитают следовать мнению Мишны брура вместо конкретной детали еврейского закона, представленного в Шулхан Арухе.
- Мизрахи и сефардские ортодоксальные евреи обычно основывают свою практику на Шулхан Арухе. Однако две недавние работы Галахи, Каф Ха-Хаим и Бен Иш Чай, стали авторитетными в сефардских общинах.
- Традиционные йеменские евреи основывают большую часть своей практики на Мишне Торе, более раннем сборнике Галахи Маймонида, написанном за несколько столетий до Шулхан Аруха. Секта, известная как Талмидей ха-Рамбам, также соблюдает еврейский закон, кодифицированный в Мишне Тора.
- Хабад Любавич Хасиды обычно следуют постановлениям Шнеура Залмана из Ляди, основателя хабадской ветви хасидского иудаизма, в его галахической работе, известной как Шулхан Арух ха-Рав .
- Небольшое число — например, евреи-цыгане — традиционно следуют Иерусалимскому Талмуду, а не Вавилонскому Талмуду. Так, есть те, кто считал бы себя «православным», но не соблюдал, например, законов семейной чистоты.
Теология
Ортодоксальные евреи подчеркивают важность Талмуда как выражения Устного Закона, явленного на Синае.
Православие коллективно считает себя единственным истинным наследником еврейской традиции. Таким образом, неортодоксальные еврейские движения обычно считаются неприемлемыми отклонениями от подлинного иудаизма.
Как и все формы религиозного иудаизма, ортодоксальный иудаизм начинается с утверждения монотеизма — веры в единого Бога. Среди глубоких объяснений этой веры — рационализм Маймонида, каббалистический мистицизм и даже хасидский пантеизм.
Ортодоксальный иудаизм поддерживает историческое понимание еврейской идентичности. Еврей — это тот, кто родился от матери-еврейки или обратился в иудаизм в соответствии с еврейскими законами и традициями. Таким образом, православие отвергает патрилинейное происхождение как средство установления еврейской национальной идентичности. Точно так же православие решительно осуждает смешанные браки, если только нееврей не обратился. Смешанные браки рассматриваются как преднамеренный отказ от иудаизма, и человек, состоящий в смешанных браках, фактически отрезан от большей части православного сообщества. Однако некоторые хабадские любавичские и современные ортодоксальные евреи действительно обращаются к евреям, состоящим в смешанных браках. Ортодоксальный иудаизм, естественно, отвергает такие нововведения, как гомосексуальные браки и рукоположение женщин в раввины.
Ортодоксальный иудаизм придерживается таких традиций, как еврейские законы о питании, законы о сексуальной чистоте, ежедневные молитвы и омовение рук, а также другие ритуалы, отвергаемые евреями-реформистами как устаревшие и не имеющие обязательной силы. Поскольку он надеется на восстановление Иерусалимского храма, он также обычно предусматривает восстановление еврейского священства и церемониальных приношений.
Еврейская семья сатмаров в Бруклине, Нью-Йорк.
Учитывая точку зрения ортодоксов на божественное происхождение еврейского закона, ни один основополагающий принцип не может быть скомпрометирован при учете меняющихся политических, социальных или экономических условий. Еврейский закон сегодня основан на заповедях Торы, как это видно из дискуссий и дебатов, содержащихся в классической раввинистической литературе, особенно в Мишне и Талмуде. Таким образом, ортодоксальный иудаизм считает, что Галаха представляет волю Бога либо прямо, либо как можно ближе к прямому. С этой точки зрения великие раввины прошлого ближе к божественному откровению, чем современные. Следовательно, нужно быть крайне консервативным в изменении или адаптации еврейского закона. Изучение Талмуда считается величайшей мицвой из всех.
Харедимский иудаизм считает более высокую критику Талмуда, не говоря уже о самой Библии, неуместной или даже еретической. Однако у многих представителей современного ортодоксального иудаизма нет проблем с исторической наукой в этой области. Современное православие также более охотно рассматривает возможность пересмотра вопросов еврейского закона с помощью талмудических аргументов. Известные примеры включают принятие правил, разрешающих заниматься сельским хозяйством в течение года шмиты — седьмого года семилетнего сельскохозяйственного цикла, предписанного Торой для Земли Израиля, — и разрешающие продвинутое религиозное образование женщин.
Развитие сегодняшнего православия
Ортодоксальные евреи утверждают, что современный ортодоксальный иудаизм придерживается той же базовой философии и правовых рамок, которые существовали на протяжении всей еврейской истории, в то время как другие конфессии отходят от него. Ортодоксальный иудаизм в том виде, в каком он существует сегодня, видит себя прямым следствием откровения на горе Синай, которое простирается через устный закон со времен Моисея до времени Мишны и Талмуда и продолжается до настоящего времени. Однако ортодоксальный иудаизм, понимаемый как основная деноминация в современной религии иудаизма в целом, развился в ответ на определенные модернизационные тенденции среди еврейского населения в целом, особенно в Европе и Соединенных Штатах.
В начале 1800-х годов элементы немецкого еврейства стремились реформировать еврейскую веру и практику в ответ на Эпоху Просвещения и еврейскую эмансипацию. В свете современной науки они отрицали божественное авторство Торы, объявляли обязательными только моральные аспекты библейских законов и заявляли, что остальную часть Галахи больше не нужно рассматривать как нормативную (см. Реформистский иудаизм).
Самсон Рафаэль Хирш
В то же время многие немецкие евреи строго придерживались еврейского закона, одновременно участвуя в постпросвещенческом обществе. Этот лагерь лучше всего представлен работой и мыслью раввина Самсона Рафаэля Хирша. Хирш считал, что иудаизм требует применения мысли Торы ко всей сфере человеческого опыта, включая светские дисциплины. Настаивая на строгом следовании еврейским верованиям и обычаям, он считал, что евреи должны пытаться взаимодействовать с современным миром и влиять на него, и поощрял те светские исследования, которые совместимы с мыслью Торы. Его подход стал известен как неоправославие, а позже как современное православие. Другие, более традиционные формы ортодоксального иудаизма развивались в Восточной Европе и на Ближнем Востоке при относительно небольшом влиянии секуляризирующих влияний.
В 1915 году в Нью-Йорке для подготовки раввинов в современной православной среде были основаны Ешива-колледж (позднее Ешива-университет) и его богословская семинария раввина Исаака Эльханана. В конце концов в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, открылось школьное отделение. Ряд других небольших, но влиятельных православных семинарий, в основном ультраортодоксальных, также был основан по всей стране, особенно в Нью-Йорке, Балтиморе и Чикаго. Харедимская ешива в Лейквуде, штат Нью-Джерси, является крупнейшим учреждением в своем роде. Подсчитано, что в настоящее время в 9 школах учится больше евреев.0293 ешив (талмудические школы) и коллелим (аспирантские талмудические колледжи для женатых студентов), чем когда-либо в истории.
В Соединенных Штатах существует несколько православных конфессий, таких как Агудат Исраэль (харедим), Ортодоксальный союз (современный) и Национальный совет молодого Израиля (современный), ни одна из которых не представляет большинство православных конгрегаций США. .
В то время как Современное Православие сегодня считается традиционным большинством евреев, некоторые в ортодоксальном сообществе сомневаются в его достоверности из-за его относительно либерального отношения к галахическим вопросам, таким как взаимодействие с язычниками, современная одежда, светское изучение и критическое изучение еврейской Библии и Талмуд. В конце двадцатого века растущая часть православного населения приняла более строгий подход.
Главный раввинат Израиля был основан с намерением представлять весь иудаизм в Государстве Израиль и состоит из двух главных раввинов: одного ашкеназа и одного сефарда. Однако раввинат не принимается большинством израильских групп харедим.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Danzger, Murray Herbert. Возвращение к традиции: современное возрождение ортодоксального иудаизма . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1989. ISBN 9780300039474.
- Дэвидман, Линн. Традиция в безродном мире: женщины обращаются к ортодоксальному иудаизму . Беркли: University of California Press, 1991. ISBN 9780520075450. .
- Фрейндель, Барри. Ответ современного ортодоксального иудаизма современности . Джерси-Сити, Нью-Джерси: KTAV Pub. Дом, 2004. ISBN 9780881257786.
- Хирш, Аммиэль и Яаков Йосеф Рейнман. Один народ, два мира: ортодоксальный раввин и раввин-реформатор исследуют проблемы, которые их разделяют . Нью-Йорк: Schocken Books, 2002. ISBN 9780805211405.
Внешние ссылки
Все ссылки получены 17 ноября 2022 г.
- Разновидности ортодоксального иудаизма
- Разнообразие православных взглядов
- Шулхан Арух
Авторы
Энциклопедия Нового Света автора и редактора переписали и дополнили статью в Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia .