История семьи, 40 лет прожившей в тайге без связи с внешним миром — Bird In Flight
Пока человечество переживало Вторую мировую войну и запускало первые космические спутники, семья русских отшельников боролась за выживание, поедая кору и заново изобретая примитивные инструменты быта в глухой тайге, за 250 километров до ближайшего поселка. Журнал Smithsonianmag вспоминает, зачем они бежали от цивилизации и как пережили столкновение с ней.
Тринадцать миллионов квадратных километров дикой сибирской природы кажутся мало подходящим местом для жизни: бесконечные леса, реки, волки, медведи и практически полное безлюдье. Но несмотря на это, в 1978 году, пролетая над тайгой в поисках места для высадки команды геологов, пилот вертолета обнаружил здесь следы людского поселения. На высоте около 2 метров по склону горы недалеко от безымянного притока реки Абакан, вклинившись между соснами и лиственницами, находилась расчищенная площадка, служившая огородом.
Ущелье, по которому течет река Абакан
Узнав о находке пилота, группа ученых, направленных сюда на поиски железной руды, отправилась на разведку — незнакомые люди в тайге могли оказаться опаснее дикого зверя. Разложив по рюкзакам подарки для возможных друзей и на всякий случай проверив исправность пистолета, группа под руководством геолога Галины Письменской направились к участку в 15 километрах от своего лагеря.
Хижина состояла из одной тесной заплесневелой комнаты, низкой, закопченной и холодной, как погреб. В таких условиях в течение 40 лет здесь ютились пять человек.
Первая встреча была волнительной для обеих сторон. Когда исследователи дошли до цели, они увидели ухоженный огород с картошкой, луком, репой и груды таежного хлама вокруг почерневшей от времени и дождей хижины с единственным окошком — размером с карман рюкзака.
Письменская вспоминала, как из-за двери нерешительно выглянул хозяин — древний старик в старой рубахе из мешковины, заплатанных портках, с нечесаной бородой и всклокоченными волосами — и, опасливо глядя на чужаков, согласился пустить их в дом.Хижина состояла из одной тесной заплесневелой комнаты, низкой, закопченной и холодной, как погреб. Ее пол был покрыт картофельными очистками и скорлупой от кедровых орехов, потолок провисал. В таких условиях в течение 40 лет здесь ютились пять человек.
Агафья единственная осталась в живых из большой семьи отшельников-староверов, найденных геологами в 1978 году в Западных Саянах. Семья Лыковых жила в изоляции с 1937 года. Долгие годы отшельники старались уберечь семью от влияния внешней среды, особенно в отношении веры
Кроме главы семейства, старика Карпа Лыкова, в доме жили двое его дочерей и двое сыновей. За 17 лет до встречи с учеными здесь же умерла от истощения их мать, Акулина. Хотя речь Карпа звучала разборчиво, его дети уже говорили на своем наречии, искаженном жизнью в изоляции. «Когда сестры говорили между собой, звуки их голоса напоминали замедленное приглушенное воркование», — вспоминала Письменская. Младшие дети, родившиеся в лесу, до этого никогда не встречали других людей, старшие — забыли, что когда-то жили другой жизнью. Встреча с учеными привела их в исступление. Первое время они отказывались от любых угощений — варенья, чая, хлеба, — бормоча: «Нам это не можно!» Оказалось, что хлеб тут видел и когда-то пробовал только глава семейства. Но постепенно связи налаживались, дикари привыкали к новым знакомым и с интересом узнавали о технических новинках, появление которых пропустили. Прояснилась и история их поселения в тайге.
Избушка Агафьи Лыковой
Избушка Агафьи Лыковой
Карп Лыков был старовером — членом фундаменталистской православной общины, отправляющей религиозные обряды в том виде, в котором они существовали до XVII века. Когда власть оказалась в руках Советов, разрозненные общины староверов, бежавшие в свое время в Сибирь от преследований, начавшихся еще при Петре I, стали уходить все дальше от цивилизации. Во время репрессий 1930-х годов, когда нападкам подвергалось само христианство, на окраине староверской деревни советский патруль на глазах у Лыкова застрелил его брата. После этого у Карпа не осталось сомнений в том, что нужно бежать. В 1936 году, собрав пожитки и взяв с собой немного семян, Карп с женой Акулиной и двумя детьми — девятилетним Савином и двухлетней Натальей — ушли в леса, строя хижину за хижиной, пока не обосновались там, где семью нашли геологи. В 1940-м, уже в тайге, родился Дмитрий, в 1943-м — Агафья. Все, что дети знали о внешнем мире, странах, городах, животных, других людях, они черпали из рассказов взрослых и библейских историй.
В голодные годы, когда урожай уничтожали животные или заморозки, члены семьи ели листья, коренья, траву, кору и ростки картошки.
Но жизнь в тайге тоже давалась нелегко. На многие километры вокруг не было ни души, и Лыковы десятилетиями учились обходиться тем, что было в их распоряжении: вместо обуви шили галоши из бересты; латали одежду, пока она не истлевала от старости, а новую шили из конопляной мешковины. То немногое, что семья взяла с собой во время побега — примитивная прялка, детали ткацкого станка, два чайника, — со временем приходило в негодность. Когда оба чайника заржавели, их заменили сосудом из бересты, и готовить стало еще сложнее. К моменту встречи с геологами диета семейства состояла в основном из картофельных лепешек с молотой рожью и семенами конопли.
Иконы в доме Лыковой. Быт внутри — довольно простой и незамысловатый
Беглецы постоянно жили впроголодь. Использовать мясо и мех они начали только в конце 1950-х, когда Дмитрий повзрослел и научился выкапывать ловчие ямы, подолгу преследовать добычу по горам и стал таким выносливым, что мог круглый год охотиться босиком и спать на 40-градусном морозе. В голодные годы, когда урожай уничтожали животные или заморозки, члены семьи ели листья, коренья, траву, кору и ростки картошки. Именно таким запомнился 1961-й, когда в июне выпал снег, и Акулина, супруга Карпа, отдававшая всю еду детям, скончалась. Остальных членов семьи спас случай. Обнаружив на огороде случайно проросшее зернышко ржи, семья построила вокруг него забор и охраняла сутками. Колосок принес 18 зернышек, из которых несколько лет восстанавливали посевы ржи.
Записки на входной двери с предупреждением для непрошеных гостей. Пишет и говорит Агафья на старославянском языке
Ученых поражала любознательность и способности людей, так долго находившихся в информационной изоляции. Из-за того что младшая в семье, Агафья, говорила нараспев и растягивала простые слова в многосложные, некоторые гости Лыковых сперва решили, что она умственно отсталая, — и сильно ошиблись. В семье, где не существовало календарей и часов, она отвечала за одну из самых сложных задач — на протяжении многих лет вела учет времени.
Старик Карп в свои 80 лет с интересом реагировал на все технические новинки: он с энтузиазмом воспринял новость о запуске спутников, рассказав, что заметил перемену еще в 1950-х, когда «звезды стали скоро по небу ходить», и был в восторге от прозрачной целлофановой упаковки: «Господи, что измыслили: стекло, а мнется!»
Но самым прогрессивным членом семьи и любимцем геологов оказался Дмитрий, знаток тайги, сумевший соорудить в хижине печь и сплести берестяные коробы, в которых семья хранила еду. Многие годы, изо дня в день самостоятельно строгая доски из бревен, он подолгу с интересом наблюдал за быстрой работой циркулярной пилы и токарного станка, которые увидел в лагере геологов.
Каждое новшество они принимали нехотя, но телевизор — «греховное дело», с которым они столкнулись в лагере геологов — оказался для них непреодолимым соблазном.
Весь быт давным-давно уже обустроен по-современному, утварь вся тоже цивилизованная: эмалированные ведра, кастрюли.
Весь быт давным-давно уже обустроен по-современному, утварь вся тоже цивилизованная: эмалированные ведра, кастрюли. У Агафьи в доме даже мясорубка есть, а на улице термометр висит. Из старых вещей (помимо икон) — берестяной туесок, лучковая пила и кованый топор
Оказавшись на десятилетия оторванными от современности по воле главы семьи и обстоятельств, Лыковы наконец начали приобщаться к прогрессу. Сперва они приняли от геологов только соль, которой в их рационе не было все 40 лет жизни в тайге. Постепенно согласились взять вилки, ножи, крючки, зерно, ручку, бумагу и электрический фонарик. Каждое новшество они принимали нехотя, но телевизор — «греховное дело», с которым они столкнулись в лагере геологов — оказался для них непреодолимым соблазном.
Журналист Василий Песков, которому удалось много времени провести рядом с Лыковыми, вспоминал, как семейство тянуло к экрану во время их редких посещений лагеря: «Карп Осипович садится прямо перед экраном. Агафья смотрит, высунув голову из-за двери. Прегрешенье она стремится замаливать сразу — пошепчет, покрестится и снова высунет голову. Старик же молится после, усердно и за все разом».Кошек здесь штук двадцать. Они в тайге до того осмелели, что даже змей давят
Кошек здесь штук двадцать. Они в тайге до того осмелели, что даже змей давят
На цепи возле дома сидит Витюлька
Агафья Карповна пожаловалась, что козы зимой не дают молока, а без молока ей плохо. Сотрудники заповедника тут же позвонили коллегам из Кемеровской области, которые тоже планируют посетить отшельницу в ближайшие дни, и попросили их наморозить цельного молока.
Сухое молоко, сгущенку и другие магазинные упакованные продукты таежница не принимает и не ест. Особенно ее пугает изображение штрихкодаМир Агафьи Лыковой не более одного квадратного километра: с одной стороны — бурная река Еринат, с другой — крутые горы и непроходимые леса, простирающиеся до самого горизонта. Лишь в северном направлении Агафья немного удаляется от своей избы и доходит до лугов, где она срезает траву и ветки для своих коз
Казалось, знакомство с геологами и их полезные в хозяйстве подарки дали семье шанс на выживание. Как часто бывает в жизни, все получилось в точности наоборот: осенью 1981 года троих из четырех детей Карпа не стало. Старшие, Савин и Наталья, скончались из-за почечной недостаточности, возникшей в результате многих лет суровой диеты. Тогда же от воспаления легких умер Дмитрий — вполне вероятно, что инфекцию он подхватил у геологов. Накануне смерти Дмитрий отказался от их предложения перевезти его в больницу: «Нам этого не можно, — прошептал он перед смертью. — Сколько Бог даст, столько и буду жить».
Оставшихся в живых Карпа и Агафью геологи пытались убедить вернуться к родственникам, жившим в деревнях. В ответ Лыковы лишь перестроили старую хижину, но родное место покинуть отказались. В 1988 году не стало Карпа. Похоронив отца на горном склоне, Агафья вернулась в хижину. Господь даст, и она проживет — сказала она тогда помогавшим ей геологам. Так и случилось: последний ребенок тайги, спустя четверть века она продолжает жить в одиночестве на горе над Абаканом.
Спустя четверть века Агафья, последний ребенок тайги, продолжает жить в одиночестве на горе над Абаканом.
Все фото: Денис Мукимов
«Раньше ничего не боялась» Россиянка 19 лет жила в тайге, где ее отчим спасался от болезней. Как она вернулась к людям?: Общество: Россия: Lenta.ru
Когда Анне Антипиной было 16 лет, она ушла жить в иркутскую тайгу вместе с отчимом — он считал, что бежит от человеческого зла и вирусов. В лесу Анна провела 19 лет, 13 из которых прошли в домике-балке во многих километрах от поселка Сереброво. Отчим стал ей мужем, хоть и неофициальным. За долгое время вдали от цивилизации в семье появились четверо детей. Антипиным пришлось пережить голод, пожар, холод, смерть сына, а в 2002 году отшельница c детьми вернулась к людям. С тех пор Анна живет обычной жизнью. Или почти обычной. Фотограф Александр Дорош встретился с ней, чтобы вместе вернуться в домик-балок, — Анна впервые решилась взглянуть на то, что осталось от ее прошлой жизни. Ее история — в материале «Ленты.ру».
Анна родилась в 1966 году в деревне Коротково Иркутской области. Родители ее были обыкновенными советскими гражданами. По современным меркам семья была не самая благополучная, но трудолюбивая: мать работала дояркой, отец был кем-то вроде чернорабочего. В семье было четверо детей, двоих сейчас уже нет в живых. Родительский дом был довольно большой — свое хозяйство, куры, коровы.
Жизнь Анны с самого детства так или иначе была связана с охотой. Она вспоминает, что отец часто брал отпуск и уходил в тайгу — добывать зверя.
Восемь классов будущая отшельница окончила в родной деревне, а с появлением отчима у семьи начались многочисленные скитания по стране.
Фото: Александр Дорош
Виктор Гранитович Марцинкевич появился в семье неожиданно — пришел в деревню пешком через тайгу, попросился переночевать в доме матери да так и остался. Родом он был из Смоленска, получил два высших образования.
Неофициально он взял фамилию матери Анны — Антипин. Ему понравилась приставка «анти», она звучала как отрицание. Анна описывает его как человека общительного и образованного, говорит, что тираном он не был, а всех детей, которые появились у них за время жизни в тайге, безумно любил и воспитывал в строгости. По молодости Виктор выступал в Абаканском народном хоре, умел играть на гармошке
Когда он начал изучать тайгу и общаться с местными охотниками, то понял, что хочет уйти — от пороков общества и болезней. Поиск или создание Фактории (школы естества) были главной целью его жизни. Он хотел обучать людей старинным и полезным ремеслам, самостоятельным навыкам и в то же время жить вдали от общества. По словам Анны, Виктор умел все: подковать лошадь, сшить сбрую, сделать своими руками лыжи и посуду. Для реализации идеи не хватило денег. Отшельница говорит, что по поводу болезней Виктор в итоге оказался прав — мир захватила пандемия коронавируса.
Окрестности посёлка Сереброво, река Бирюса
Фото: Александр Дорош
С 16 лет Анна стала жить с отчимом — прежде чем осесть в тайге, им пришлось объехать множество городов и сел в поисках идеального места: были в Москве, Вологде, Великом Устюге, три года жили в Брянской области.
Анна Антипина
Фото: Александр Дорош
Мать Анны идею ухода в тайгу не поддержала и сошла с поезда, который шел на Дальний Восток из Красноярского края. Она вернулась к старшей сестре в поселок, где и прожила до конца жизни. С тех пор с Анной они не виделись. Анна жалеет, что с матерью не удалось проститься: о том, что она умерла, она узнала только спустя четыре года.
Во время разговора Анна часто говорит о том, что ей очень грустно от того, что СМИ очерняют образ Виктора Гранитовича. Сама она благодарна ему и тайге за все — и за приобретенные навыки, и за лишения.
Фото: Александр Дорош / архив семьи Антипиных
До рождения детей пара скиталась шесть лет по Сибири — забредали за 200 километров от ближайшего населенного пункта. Пока были вдвоем, питались тем, что даст природа: собирали ягоды, добывали мясо.
Тогда же от отчима родился и сын Ваня, который через шесть лет умер от клещевого энцефалита. Анна с грустью говорит, что отчасти на окончательный выход из тайги в 2002 году это тоже повлияло: ей иногда казалось, что сына можно было спасти. Сейчас он похоронен в 11 километрах от поселка Сереброво, где стоит домик-балок и где семья прожила большую часть своей таежной жизни
После Вани в тайге родилась дочь Оленья — в 1986 году. Необычное имя девочка получила из-за оленя, которого удалось поймать, когда он гулял неподалеку от их домика. Девочку подкармливали бульоном с мясом. По сути, он спас ей жизнь, так как еду достать в то время было очень трудно. Но, по словам Анны, мир жестоко обошелся с необычным и красивым именем дочери — ее засмеяли и отвергли. Когда девушка получила паспорт, то стала Аленой. Мать продолжает звать старшую дочь по-старому, но та очень обижается. Отшельница считает, что дочка пошла в отца: творческая, пишет стихи с трех лет, очень любит тайгу и до сих пор ищет себя.
Анна и Виктор с первой дочерью Оленьей
Фото: Александр Дорош / архив семьи Антипиных
В 1989 году семья окончательно поселилась в балке — Анна и Виктор подрабатывали в лесхозе, добывали живицу, за что им и выделили это временное жилище. Семья не планировала там задерживаться, так как жилье было очень маленькое, буквально на одного-двух человек, но рождение еще троих детей изменило все планы. Роды проходили, конечно же, в тайге, их принимал сам Виктор. Документов у детей до выхода в мир не было, свой паспорт Анна тоже потеряла — утонул вместе со всем снаряжением, когда Антипины перебирались через половодье.
Балок, в котором Антипины провели 13 лет
Фото: Александр Дорош
Убранство в балке было простое и скромное — узкая длинная комната, стол, печка в углу, с двух сторон кровати-нары, а между кроватями — небольшой проход. Ютиться семье из шестерых человек было тяжело, но кое-как все же помещались — кто-то из детей спал с мамой, другой с папой, а старший ночевал в узком проходе, где стоит печка. Там стелилась шкура из добытого в тайге зверя, как у оленеводов в юртах. Печка зимой топилась круглые сутки — сохраняла тепло и подогревала пищу. Летом еду варили на костре.
Дневник Оленьи
Фото: Александр Дорош / архив семьи Антипиных
По словам Анны, семья не молилась никаким богам и не проводила сектантские обряды — жили в чистом труде и уединении. Однако cвязь с миром все же была, так как глава семейства нередко наведывался в поселок Сереброво. Виктор Гранитович соорудил понягу — что-то вроде объемного рюкзака, в котором он мог перетащить 80 килограммов вещей за раз. Сделал ее из шкуры пойманного зверя. На спину ему это сооружение надевали несколько мужчин, а расстояние от поселка до балка приходилось преодолевать исключительно пешком. Cначала выбирался раз в месяц, с появлением детей стал ходить чаще. Антипин часто приносил домой продукты и вещи, которые нельзя было добыть в тайге самостоятельно: соль, хлеб, книги и газеты. Анна из тайги не выходила, а дети, когда подросли, помогали нести вещи отцу — сначала встречали в семи километрах от поселка, а потом уже близко к нему.
Поняга
Фото: Александр Дорош
Семья обменивала продукты на вещи, которые делала своими руками: заячьи шапки, варенье, заготовки черемши. Иногда Антипин лечил людей в деревне, и за это ему тоже давали продукты. Первое время в гости заходили охотники, с развалом СССР о семье, живущей в тайге, позабыли.
Так как вирусы подстерегали Виктора на каждом шагу, принесенные продукты обрабатывались: хлеб замораживали перед употреблением, крупы сушили. Искусственные продукты типа колбасы семья не ела. Полностью натуральное хозяйство построить в тайге у них так и не получилось.
Антипины охотились — ставили силки и капканы. Ловили белок, соболя, рябчиков, по осени попадались глухари. Добыли как-то и медведя, сделали из него тушенку. Собирали сибирский лук, чернику, рябину и малину. Тайга давала множество целебных трав: подорожник, таволгу, марьин корень. Дети вели многочисленные дневники — писали о наблюдениях, об охоте. Анна записывала погодные изменения. Так было легче ориентироваться в природе и знать, когда необходимо проверить капканы или сколько дней назад прошел зверь по снегу. По сей день она фиксирует свои наблюдения — например, о том, как ездила на охоту и поймала белку или соболя.
Детей учили грамоте, по вечерам читали им повести, рассказы, журналы и газеты. Семья была в курсе всех событий за пределами тайги. Дети много рисовали и писали. Cейчас Анна хочет опубликовать сборник стихов Оленьи, которые она сочинила, живя в тайге.
Погодный дневник Анны
Фото: Александр Дорош / архив семьи Антипиных
Стирали вещи по-простому — топили печку и грели воду, а затем натирали дощечкой. Виктор Гранитович приносил из поселка порошок, так что проблем с чистотой в тайге не возникало. Были и банные дни, мылись по очереди, а в качестве шампуня использовали щелок из золы. «Когда вышла из тайги, мне все обзавидовались, спрашивали, откуда у меня волосы такие чистые и красивые», — вспоминает Антипина. Иногда семья все же болела, но, как уверяет Анна, переносили недуги в легкой форме.
Дочь Анны Алеся на руках у брата
Фото: Александр Дорош / архив семьи Антипиных
День проходил в заботах: вставали с первыми лучами солнца, заготавливали дрова на зиму, готовили пищу и делали запасы. Затем обходили ловушки и смотрели, какой зверь попался, потом ставили новые. Скучать по родственникам и матери Анне по молодости было некогда — весь день проходил в трудах, а дети не давали отвлечься ни на минуту. Письмами они тоже не обменивались.
Посуду использовали ту, которую принесли из дома. Примерное время определяли по солнцу — торопиться на электричку или автобус было не надо.
Внутри таежного жилища
Фото: Александр Дорош
Лишения и опасности тайги Анна хорошо помнит. Однажды она и Оленья встретились с медведем, когда пришли забирать добычу. Мать и дочка испугались, ведь в тот момент с собой из оружия у них был только охотничий нож, хотя в остальное время без ружья по тайге никто не разгуливал — держали наготове 28-й калибр. Но зверь ушел в лес и никого не тронул. Бывшая отшельница сейчас собирается съездить в Красноярский край — получить разрешение на оружие, так как вокруг деревни разгуливают волки. «Постарела, раньше ничего не боялась», — говорит она
Пережили в тайге и пожар. Когда только увидели, что огонь разгорается, начали тушить его самостоятельно: у Анны обгорели руки, а у Виктора ноги. Потом шутили, что Анна будет понягу таскать, раз у нее ноги здоровые, а муж — детей пеленать.
Фото: Александр Дорош
Желание уйти из тайги возникало, признается Анна. Как она сама говорит, нередко «строила козни» и упрашивала Виктора жить в поселке.
«Я тогда была в целом неопытная, замужем — за мужем стояла. Сейчас уже все сама умею делать по хозяйству. И дети мои все умеют», — рассуждает она.
Дорогу от балка до поселка Виктор помнил наизусть. Первое время пользовался компасом или картой, но потом обходился и без них — местность была хорошо знакома.
Одежду тоже делали, перешивали и детскую. Анна отлично помнит, как сшила для Виктора Гранитовича рубашку, и она стала его самой любимой, он постоянно ходил в ней в поселок. Дети по вечерам тоже сидели и учились шить — делали заплаточки.
Семья не отказывалась от праздников. Отмечали дни рождения. Дети приберегали друг для друга конфеты, которые приносил отец из поселка на праздники, а Оленья однажды вырезала деревянную тарелку для мамы. Та хранит ее как драгоценную вещь. Новый год в тайге тоже отмечали. Наряжали елку из мишуры и фантиков, она шелестела на ветру. «Мы не были никакими сектантами, все отмечали», — добавляет Анна.
По дороге к балку
Фото: Александр Дорош
В семье не матерились, о сексуальных вопросах говорили с детьми только по необходимости. Анна со смехом вспоминает, как во время пряток один из мальчиков не мог найти Алесю и назвал ее стервой. Та заплакала и пожаловалась.
Но вместе с тем годы шли: дети повзрослели (старшей Оленье было 16 лет), сам Виктор слабел, так как таскал тяжести на спине. Анна поняла, что больше в тайге оставаться нельзя. Она осознала, что у детей должно быть будущее, к тому же нередко семья голодала — и сама Анна чувствовала, что ей все тяжелее переносить бытовые лишения. Да вдобавок тесниться в балке было крайне неудобно.
«Появилось осознание, что жизнь, которой мы живем, все-таки какая-то неправильная», — рассказывает она о своем решении уйти из тайги. Она помнила смерть сына, и мысль, что его могли спасти, не шла из головы. Cтановилось труднее продавать те вещи, которые делали сами, — наступили неспокойные времена.
Дети Антипиных. Слева направо: Михаил, Виктор, Алеся и Оленья
Фото: Александр Дорош / архив семьи Антипиных
В 2002 году Анна и дети впервые вышли в поселок. Спустя 19 лет жизни в тайге женщина боялась заговорить с людьми, хотя и знала, к кому обратиться за помощью. Антипина сразу же пошла к людям, с которыми общался Виктор, а они отправили к председателю сельсовета.
Антипин страшно ругался, когда узнал, что Анна была в городе. Говорил, что кто-нибудь приедет в балок и занесет заразу
В итоге женщине с детьми дали дом и организовали вывоз необходимых вещей из балка, а позже помогли восстановить документы. Виктор Гранитович наотрез отказался уходить из тайги.
Так об Антипиных узнали СМИ. Анна о них невысокого мнения: «Да, мы спустились с кедра, но мы не были ни дикарями, ни алкоголиками». Дети поначалу стеснялись находиться в обществе, но со временем полностью адаптировались. Только Оленья чувствовала себя некомфортно среди сверстников: в интернате, куда она поехала учиться, курили, пили и матерились, а девочка к такому не привыкла.
Анна вышла замуж (с Виктором Гранитовичем они не были официально расписаны) за местного жителя Александра. У них родились еще две дочки — Светлана и Снежана.
Светлана
Фото: Александр Дорош
Света живет с родителями, учится в девятом классе и помогает по хозяйству. Снежана получает cреднее специальное образование в Ангарске. Хозяйство у семьи большое: два коня, коровы, куры. Анна продолжает заниматься охотой и рыбалкой и говорит, что методы у нее и Александра разные. Нынешний супруг считает прошлую жизнь Антипиной дуростью.
«Если в те годы мы были разными людьми с Виктором Гранитовичем, но я как женщина подчинялась его требованиям, училась у него определенным навыкам, не спорила и шла за ним, за мужем, то сейчас снова недопонимания какие-то», — говорит она
Другие дети разъехались по поселкам и городам: работают шоферами, в туризме, живут обычной жизнью.
Последний раз вся семья виделась с Виктором в день рождения Оленьи в феврале 2003 года. Ему предлагали остаться, но он снова отказался. Взял необходимые продукты и ушел обратно в тайгу. Через месяц старшая дочь решила его проведать: на лыжах отправилась в балок и нашла его мертвым возле печки. Анна считает, что причиной его смерти стала грыжа или другой недуг.
Анна с двумя дочерьми от второго брака — Снежаной и Светланой
Фото: Александр Дорош
Виктор Гранитович просил похоронить его на горе, которую он приметил во время вылазок по тайге. Он считал, что там, с высоты, будет смотреть на всю семью. У Анны средств на это не было, поэтому пришлось организовать могилу около таежного жилища.
Почти 20 лет не была Анна в своем таежном доме. В этом году вернулась: по дороге боялась, что умрет от тоски и печали.
Ничего не случилось, но пришлось поплакать. Жалко, что Виктор Гранитович не дожил. Думаю, увидел бы, что сын «КАМАЗы» водит, и дал бы мне по шее: он ведь таежников воспитывал
Теперь сыновья Антипиной собираются привести балок в порядок.
Бывшая отшельница считает, что она единственная из семьи, кто остался всецело верен привычным таежным делам: ездит на «Буране», управляет конем, охотится. Ее главная мечта — собрать всех детей за одним столом.
«В любой части света, на любом участке жизни человек встречает трудности», — так она заканчивает наш разговор.
Анна с семьей на покосе
Фото: Александр Дорош
коренных народов тайги
коренных народов тайги
( ) : : «=» «=» + + |
| |||||||||||||||||||||||
Порекомендуйте эту страницу своим друзьям: |
* *
Люди живут в таежном биоме?
5
5 ответов
Робин Берден ответил
Да, люди живут в тайге.
Площадь биома охватывает несколько стран, включая большие участки следующих населенных регионов:
- Россия
- Канада
- Скандинавия
- Аляска
- Казахстан
- Япония
Кто живет в биоме Тиага ?
Почему важны технологии? Зачем…
Пожалуйста, включите JavaScript
Почему важны технологии? Зачем нам это нужно?
Срок Тиага ‘происходит от русского слова, означающего «лес» — и является отсылкой к большим однородным лесам из хвойных и других деревьев, которые составляют эту часть мира.
Хотя температура Тиаги может быть очень низкой, в ее пределах находится несколько крупных городов.
Некоторые из крупнейших включают:
- Торонто
- Оттова
- Москва
- Хельсинки
- Анкоридж
Однако из-за негостеприимно-холодной среды в некоторых частях Тиаги также есть большие участки земли, которые остаются почти безлюдными. Зимние температуры могут регулярно опускаться от -54 до -1 ° C (от -65 до 30 ° F).
Почему люди живут на Тиаге?
Одной из основных причин является работа: эта часть мира очень важна для таких отраслей, как лесозаготовки и производство гидроэлектроэнергии.
Даже самые отдаленные и изолированные уголки биома Тиага видели человеческое жилище в той или иной форме. Иногда это происходит в форме коренных микросообществ, которые существовали там веками (например, «оленьи люди» Монголии).
Стоит также иметь в виду, что даже в таком печально известном холоде, как Сибирь, проживает более 40 миллионов человек.
поблагодарил автора.
выпалил это.
Анонимный ответил
Cxcccv
поблагодарил автора.
выпалил это.
Анонимный ответил
на самом деле al ly та ига не существует и если вы живете там, то это потому что ваш воображаемый друг ребенка d wh o взял n на свою собственную жизненную силу, и он считает, что он настоящий мальчик
- граница: 0;
- контур: 0;
- размер шрифта: 100%;
- вертикальное выравнивание: базовая линия;
- Фон: прозрачный
поблагодарил автора.