Кунск камера в санкт петербурге фото уродов – Кунсткамера и камера пыток в Питере (51 фото)

Не для слабонервных: экспозиция кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Кунсткамера (или как ее теперь официально называют Музей антропологии и этнографии) была основана Петром Первым в 1714 году. В переводе означает собрание редкостей ( (нем. Kunstkammer)
Первыми экспонатами стали образцы, которые царь привез из Европы. Позже, в 1718 году он издает специальный указ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». Таким образом, коллекция начала пополняться уже непосредственно в России.

Петр создал кунсткамеру, чтобы побороть невежество и суеверие, но до сих пор многие люди шарахаются от этого музея, будто он зачумленный. Конечно, я не советовала бы посещать кунсткамеру беременным женщинам, впечатлительным лицам пожилого возраста. Всем остальным вполне стоит ознакомиться с этой интереснейшей экспозицией.

Сейчас наука и техника позволяет определить любые нарушения в развитии плода. И подобные уродства можно встретить разве что в глухих деревнях Индии или Африки.

В 1747 году Кунсткамера пережила сильный пожар. Поэтому самые первые образцы, увы, не дошли до нашего времени. У работников музея ушло много лет, чтобы восстановить коллекцию.

Я показываю лишь малую долю от того, что есть в кунсткамере. Это надо видеть своими глазами!

Безусловно, кунсткамера один из самых необычных музеев мира

Значительную часть экспозиции занимает одежда и быт народов мира. Но мы посмотрели ее вскользь

В Кунсткамере хранится посмертная маска Петра. По ней можно с точностью судить о внешнем облике монарха.

Здание Кунсткамеры одно из старейших в Петербурге. Очень красиво смотрится на закате.

Также читайте :
Нестандартная прогулка по Васильевскому острову с налетом мистики
https://www.otzyv.ru/read.php?id=210085
Петроградская сторона в Петербурге: что посмотреть, куда пойти. Классический маршрут для новичков
https://www.otzyv.ru/read.php?id=210552

moya-planeta.ru

неожиданно интересный музей в Санкт-Петербурге

Наконец-то дошли руки рассказать о моем походе в кунсткамеру в Санкт-Петербурге. Я конечно же, как и многие в нашей стране, слышал об этом месте, но представлял его себе по другому. Надо сказать музей меня удивил. В силу своих предубеждений я выделил на посещение этого музея буквально пару часов, и это была ошибка.

Как добраться до музея Кунсткамера

Я хотел посетить музей кунсткамеру в СПб только с одной цель — увидеть знаменитую коллекция уродцев, которую собрал великий император Петр Первый. Добраться до музея очень легко, он находится в центре. Лично я ехал на троллейбусе, потому что остановился на невском проспекте. Если не изменяет память, то троллейбус был номер 10. Чтобы не пропустить остановку надо ориентироваться по Дворцовому мосту через Неву. Как только переехали через мост, то сразу выходите. От остановки совсем рядом. Адрес музея Кунсткамера — Университетская наб. 3.

Чтобы добраться до этнографического музея надо доехать до одной из станций метро

  • метро Адмиралтейская, от нее ходят автобусы номер 7, 24 и 191 либо троллейбусы 1, 7, 10 или 11
  • Метро Невский проспект / Гостиный двор, автобусы 7, 24, 191 либо троллейбусы – 1, 7, 10, 11
  • Метро Василеостровская, автобусы 24, 47
  • Метро Спортивная, автобусы 191, 10 либо троллейбус 1

Неожиданность для меня была в том, что музей на самом деле очень большой в четыре этажа. И собрано в нем огромное количество экспонатов этнографического характера. Полное описание можно найти на официальном сайте музея kunstkamera.ru. Для начала моему взору предстали предметы быта северных народов и индейцев северной Америки.

Очень много экспонатов, рассказывающих о жизни азиатских народов. Большинство экспонатов Петр приобрел лично путешествуя по миру. Коллекция продолжала расти и дополнялась даже после смерти императора.

Были в музее и весьма занятные экспонаты, как например эта тарелка, с помощью которой можно вскипятить воду, конечно если вы живете в пустыне.

Антропологические коллекции или комната уродцев

Большинство посетителей пробегает первые этажи и комнаты, и спешат на всех порах к заветной комнате. Той самой где собраны антропологические коллекции кунсткамеры. Я думал что Петр также собирал эти коллекции по крупицам, но на самом деле он купил уже готовые коллекции у голландского анатома Фредерика Рюйша. И затем коллекция пополнялась новыми экспонатами по указу Петра. Между прочем полную коллекцию Рюйша можно посмотреть на все том же официальном сайте вот тут. А вот этот кусок железа выковал сам император Российской империи.

Есть там и посмертная маска императора Петра. Так же как и отпечаток его руки, надо сказать рука была немаленькая.

Несколько фотографий эмбрионов, впечатлительным лучше не смотреть. Забыл сказать, что в музее можно фотографировать, но только не в комнате с уродцами, о чем мне поспешили заметить бабушки-старожилы. Мутанты человеческих эмбрионов известны на весь мир, и привлекают тысячи посетителей в музей.

Как я сказал в начале, за два часа я не посмотрел и половины, а уж не прочитал так и страшно сказать сколько. Но запечатлел интересные экспонаты, например эти ковры.

Если бы этому музею выделить хорошее, большое помещение, и уменьшить количество стекла, которым огорожены все экспонаты, то музей бы был более популярен. Сейчас, когда я могу сравнить с музеями Швеции, то заявляю со всей ответственностью, в кунсткамере можно увидеть гораздо больше, чем во многих музеях Стокгольма. Причина малой популярности русских музеев проста, мы не знаем как подать выставку, а между тем это огромные деньги, но кому они нужны когда можно тупо качать нефть.

Кроме того в кунсткамере много экспонатов различного оружия, как холодного так и огнестрельного, смотрите мои фото.

А один клинок и вовсе удивил меня своей формой лезвия, точнее их количеством.

Все время, гуляя по музею, меня не покидало чувство что за мной кто-то следит. И вот я поймал его.

Ценителям антикварной мебели понравятся экспонаты из резного дерева, покрытые древними лаками.

Без этого предмета видимо было не обойтись в те времена :). Еще один пример экспонатов Кунтскамеры, как видите не одни уродцы.

itsocrates.com

Выбор места для строительства здания Кунсткамеры

Выбор места для строительства здания Кунсткамеры

По плану архитектора Ж.-Б. Леблона центром нового города Санкт-Петербурга был Васильевский остров. На красивой и удобной стрелке Васильевского острова планировалось построить научный и культурный центр: Академия наук, Кунсткамера и Библиотека, Двенадцать коллегий и пр. 

По преданию на Васильевском острове Петр I увидел «диковинную сосну». Ветка вырастала из ствола и обратно входила в него наподобие ручки кувшина. Здесь Петр и приказал выстроить здание. Автор каталога и путеводителя по Кунсткамере унтер-библиотекарь Осип Петрович Беляев посвятил этой сосне специальный раздел в своей книге:

«Любопытный отрубок сосныВ сем же отделении Кунст-камеры сохраняется отрубок сосны, длиною в 2 аршина и 4 вершка, а толщиною в отрубе в 6 вершков. Отрубок сей достоин примечания по находящемуся в нем суку толщиною в дебелую человеческую руку, который, выросши из одного места, и нагибаясь полукружием, наконец врос в другое расстоянием на 1 аршин и 10 вершков от своего исходища. Чудесно и непонятно может быть покажется некоторым, как мог таким образом сук, выросши из одного места, врасти опять в другое. Но ежели и в самом человеческом роде бывают уроды, то почто ж того не случиться и в других произведениях природы; в прочем отдаю сие на суждение господам естествоиспытателям, коим таинства и чудеса природы паче, нежели другим, суть ведомы. Мое дело есть объявить, что сия сосна, если верить преданию, росла на самом том месте, где находится ныне Кунст-камера, и где прежде был дремучий сосновый лес; и будто Петр Великий, проходя по случаю сие место, увидел сие любопытное по своему сростку дерево, приказал оное срубить и сказал: “Где нашел я сие любопытное дерево, тут да будет и Кунст-камера построена”. И в самом деле, сей отрубок был первый, как любопытная наипаче по тогдашнему времени вещь, внесен в Кунст-камеру, которой все посещающие ныне Кунст-камеру не столько для уродливости его, сколько для помянутого с ним приключения, рассматривают с любопытством».

В переиздании этой книги в 1800 г. Беляев не только повторил этот же текст, но и среди четырех гравюр, помещенных в издании, привел изображение этого фрагмента сосны вместе с паникадилом из слоновой кости, изготовленным Петром I, видимо как самого раннего экспоната Кунсткамеры.

Справедливости ради следует упомянуть, что в Эрмитаже, куда были переданы экспонаты Кабинета Петра Великого (первый раз в 1848-1849 гг. и окончательно в 1941 г.) также хранятся несколько фрагментов этой же (?) сосны. Но именно ту часть ствола сосны, росшей на месте Кунсткамеры, которая изображена на гравюре в старом путеводителе, можно и сегодня видеть на экспозиции, посвященной истории Кунсткамеры в историческом здании музея.

Г.И. Унферцагт. Палаты императорской Академии наук, Кунсткамеры и Библиотеки. Таблица I: План императорскаго столичного города Санкт-Петербурга, сочиненный в 1737 году. 1741. Санкт-Петербург. Гравюра резцом.

Ствол сосны. XVIII в.

«Любопытный отрубок сосны, которая росла на том самом месте, где ныне стоит Кунсткамера, и которая подала Петру Великому мысль к собранию редкостей» / О.П. Беляев. Кабинет Петра Великаго… Часть II. СПб., 1793

www.kunstkamera.ru

Фотографии военных лет

Фотографии военных лет

Так выглядело здание Кунсткамеры в годы блокады.

На боковом фасаде здания видны многочисленные следы от осколков разрывавшихся вблизи снарядов

Осколки зажигательных бомб и снарядов, собранные на территории Кунсткамеры после снятия блокады Ленинграда

Ящики с экспонатами музея, подготовленные сотрудниками для эвакуации, вывезти не успели, они  так и остались в осажденном городе…

Манекен-папуас, при ударе взрывной волны «выстреливший» из лука

Дверь рабочего кабинета музея, пробитая осколком снаряда

В залах Кунсткамеры: Дальний Восток.

В залах Кунсткамеры: Китай.

Законсервированная экспозиция зала Америки

Том Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, «пострадавший» от осколка вражеского снаряда.

Заведующий сектором Сибири А.А.Попов ремонтирует поврежденную осколками крышу Кунсткамеры

Двор Кунсткамеры, где в сухие солнечные дни проветривались экспонаты, чтобы в них не завелась моль.

Просушка вещей

Просушка коллекционных предметов во дворе музея.Слева направо: М.Евстратова, М.Д.Торэн, Е.А.Максимова, Д.А.Ольдерогге

Просушка вещей

Грамота, выданная Юре Маретину (будущему старшему научному сотруднику МАЭ, кандидату исторических наук, специалисту по этнографии Индонезии, в годы блокады – школьнику) за самоотверженную работу по подготовке жилых домов города-фронта к зиме

О.Л.Вильчевский в качестве военного переводчика допрашивает пленного немца

Размуровывание окон в подвалах Музея после снятия блокады. Слева направо: Е.А. Максимова, З.И. Каплан, Д.А. Ольдерогге, И.И. Ястребова, Г.М. Василевич.

За распаковкой коллекционных предметов В.Б. Астановская (слева) и М.В. Степанова (справа).

Распаковка книг в библиотеке Института. 1945 г. Слева направо: Д.А.Ольдерогге, И.В.Тищенко

Распаковка коллекционных предметов. Слева направо: В.Г. Кузнецова, А.А. Попов, Г.М. Василевич.

Коллектив сотрудников, охранявших коллекции Музея. Слева направо, нижний ряд: Е.А. Максимова, Р.И. Каплан-Ингель, М.Д. Торэн, М.И. Евстратова; верхний ряд: В.В. Антропова, З.И. Каплан, А.Н. Калдыкина, И.И. Ястребова.

Сотрудницы, работавшие на заготовке дров в 1943—1944 годах от Института этнографии. Слева направо: Х.А. Штейн, Т.Л. Юзепчук, М.М. Пасинковская.

Сотрудники Института этнографии — участники Великой Отечественной войны (слева направо): 1й ряд: М.К. Кудрявцев, И.Я. Треногов, В.Д. Карпихин, В.П. Якимов, П.С. Земсков; 2й ряд: А.М. Никитичев, П.И. Кудрявцев, Г.А. Гловацкий, А.В. Маторин, А.И. Новиков, Б.С. Шахмаметьев. Снимок 23 февраля 1947 г.

Первый ряд (слева направо):  Э.Е.Фрадкин, О.В.Бунакова, Р.В.Кинжалов, Р.А.Ксенофонтова, А.И.Кузьмина; второй ряд: А.В.Маторин, В.Р.Кабо, Ю.В.Кнорозов, О.Л.Вильчевский, А.П.Смирнов, Л.И.Лавров, Н.Г.Гуров;  третий ряд: И.Я.Треногов, К.Д.Лаушкин, М.К.Кудрявцев. Снимок 23 февраля 1959 г.

Сотрудники Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР — участники Великой Отечественной войны на фронте и в осажденном Ленинграде.  Слева направо: 1й ряд: Г.Н. Гоцко, Т.Л. Юзепчук, Р.А. Ксенофонтова, М.К. Кудрявцев, Т.И. Ганюшкина, А.Н. Калдыкина; 2й ряд: Л.И. Лавров, И.П. Кононец, А.И. Мухлинов, А.П. Смирнов, Г.А. Гловацкий, И.К. Пржевалинский, К.В. Чистов, С.М. Абрамзон. Снимок 9 мая 1972 года

 

www.kunstkamera.ru

Кунсткамера

Кунсткамера в Санкт-Петербурге – уникальный и самый древний из общедоступных музеев в России. Создали его по инициативе Петра I в 1714 году. Здание Кунсткамеры возводили специально для размещения коллекций еще при жизни правителя, а первые  экспонаты лично отбирал Петр. Сегодня же, это крупнейший музей естествознания, науки и быта разных народов разных эпох.

Здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Название музея неслучайно. Kunstkammer переводится с немецкого как «собрание диковинок». И действительно, коллекции всяческих редкостей были популярны в Европе в эпоху Возрождения, на волне роста интереса знати к научно-естественным знаниям. Вначале в кунсткамерах собирали необычные находки научных экспедиций, предметы быта и древние произведения искусства и ремесла. Такие реликвии никак не классифицировались и были рассчитаны впечатлить окружающих только по факту своей безусловной ценности и уникальности. В основном, кунсткамеры были призваны продемонстрировать академический интерес и финансовое благосостояние в княжеских домах Западной Европы.

Согласно легенде, однажды Петр I случайно заметил березу, ствол которой врастал в основание другого дерева, и эта природная аномалия натолкнула правителя на идею создания музея.

Петр Великий, портрет

Но более реальная версия заключается в том, что идею таких хранилищ ценностей правитель подсмотрел во время своего путешествия в Европу в 1697-1698 году. Тогда он приобрел в Голландии несколько экспонатов, которые показались ему уместными – чучела птиц, скелеты рыб и несколько анатомических препаратов – заспиртованных уродцев. Вместе с секретными рецептами бальзамирования тел, Петр Первый привез в Россию «Кабинет Фредерика Рюйша», который поражает сохранностью препаратов и сегодня.

Фредерик Рюйш был профессором ботаники и анатомии, который полвека изготавливал свою уникальную коллекцию по анатомии и эмбриологии. Все 937 экспонатов редчайшей коллекции Рюйш согласился продать только императору России – видимо, Петр умел производить впечатление человека, который не только понимает ценность таких редкостей, но и сумеет их бережно сохранить и оставить потомкам.

Экспонаты Кунсткамеры — анатомические аномалии человека

И действительно, Петр Великий приложил массу усилий, чтобы коллекции музея пополнялись.

Так, в 1704 году он издал указ: «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей».

В тексте говорилось: «Если кто найдет в земле или на воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть… да зело велики или малы перед обыкновенными, также старые надписи на каменьях, железе или меди…» и предлагалось пополнять такими необыкновенными вещами коллекцию, а бывающим за границей – привозить диковинки из поездок и передавать на хранение в Московскую аптеку Роберта Арескина, который был назначен хранителем коллекций.

Спустя 10 лет, в 1714 году обширная уже коллекция перемещается в Санкт-Петербург и получает временную прописку в здании Старого Летнего дворца. Роберт Арескин по-прежнему главный «казначей» диковинок, а Иоганн Шумахер становится его помощником, «надсмотрителем редкостей и натуралиев». Так 1714 год считается датой основания первого русского музея.

Экспонаты Кунсткамеры — анатомические аномалии животных

Во время следующего путешествие царя в Европу в 1716-1717 годах, Арескин помогал Петру I закупать новые экспонаты. Так Кунсткамера пополнилась коллекцией минералов, численностью в три тысячи экземпляров «каменьев необыкновенных» из Германии.

В 1719 году Петр издал Указ о том, что коллекции Кунсткамеры могут быть доступны для осмотра. Местом для демонстрации экспозиции стал дом обвиненного в заговоре против царя дворянина, Александра Кикина. Конфискованный под выставку дом у Смольного собора в Северной столице стал местом собрания не только анатомических и зоологических экспонатов, но и местом формирования и оформления первой исторической коллекции. Ею стали образцы одежды и предметы быта народов, населявших Россию. Сам Петр с удовольствием демонстрировал иностранным гостям и дипломатам собранные диковинки и с энтузиазмом рассказывал о них.

Примечательно, что в первые годы своего функционирования музей демонстрировал посетителям и живые экспонаты. Ими служили люди с врожденными уродствами и генетическими нарушениями. После смерти, скелеты карликов, великанов и прочих «уродцев» оставались там же, в музее, пополняя коллекцию.

Когда в 1725 году была основана Российская академия наук, коллекции Кунсткамеры стали пополняться экспонатами из «академических экспедиций» отечественных ученых. Заграницей же продолжали покупать отдельные коллекции чучел животных, птиц, рыб, амфибий и насекомых.

Лишь в 1727 году коллекции обрели новый, привычный обывателям дом – в специально выстроенном здании на стрелке Васильевского острова. Там Кунсткамера располагается и сегодня.

Главный фасад Кунсткамеры — чертеж XVIII века

Строили здание по проекту известного русского архитектора М.Г. Земцова. И сегодня это изящное здание зеленого цвета с белыми колоннами остается выдающимся образцом архитектуры в стиле барокко.

С самого первого дня открытия музей стал бесплатным для посетителей. Царь распорядился предельно ясно: «следует охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать», и даже выделил на эту цель средства из казны. И «охотников», действительно, угощали. Да не чем-нибудь, а в лучших западных традициях – «кофе и цукербродами». Вошедших встречал «суббиблиотекарь» и другие сотрудники музея, которые показывали посетителям экспонаты и рассказывали об их происхождении, а после экскурсии – угощали вином и закусками.  Результат такой политики не заставил себя ждать: в Кунсткамере всегда было «много разного звания народу».

К 1740 году в состав Кунсткамеры входили уже четыре группы «кабинетов»: «Натур-камера» (редкости естествознания), «Мюнцкамера» (коллекция монет», «Кунсткамера» (предметы прикладного искусства и быта разных народов), «Кабинет Петра Великого» (личные вещи царя).

На период 1741-1765 года приходится превращение музея в серьезный академический центр. Так, в здании башни в этот период работал Михаил Ломоносов, основатель Академии наук и первого университета в России. В это же время в башне здания появляется первый планетарий и начинает свою работу астрономическая обсерватория.

Астрономическая обсерватория — Кунсткамера, Санкт-Петербург

И, по трагическому стечению обстоятельств, на эти годы выпадает страшный пожар 1747 года, когда здание было буквально уничтожено огнем, вместе со многими ценными экспонатами.

Реконструкция и даже частичная перестройка здания музея заняла целых 20 лет. Но в 1766 году Кунсткамера вновь открыла свои двери всем желающим. В башне здания расположили астрономическую обсерваторию, кабинет физики, мастерские и две типографии Академии наук. Там же, в башне, разместился Анатомический театр.

Что касается пополнения музейных коллекций, то они росли за счет активных научных экспедиций, причем не только русских ученых, но и их западных коллег. В итоге к 1830 году в музее накопилось столько коллекций и экспонатов, что их систематизация и классификация заняла 7 лет, и привела к решению рассредоточить материалы по самостоятельным музеям. Так на базе Кунсткамеры появились Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический музеи и Кабине Петра I. Причем территориально, основная часть образованных музеев осталась в здании, а другая часть переехала в соседнее строение (желтый дом с белыми массивными колоннами, современное здание Зоологического музея, Санкт-Петербург).

Вид на Кунсткамеру и Академию Наук России с Университетской набережной, Санкт-Петербург

В 1878 году Антропологический и Этнографический музеи объединили в единый Музей антропологии и этнографии. Планировалось, что он объединит в своих экспонатах все научные данные о происхождении человека  и о его культуре, включая археологию и этнографию. В конце XVIII века коллекции музея пополнились уникальными экспонатами, собранными экспедицией В.В. Юнкера в Африке и Н.Н. Миклухо-Маклая в Новой Гвинее.

Этнографические экспонаты музея

В честь празднования двухсотлетия основания Санкт-Петербурга, музей переименовали в Музей антропологии и этнографии им. императора Петра Великого. Во времена СССР на его базе был открыт Институт этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Академии Наук СССР.

После блокады  и Великой Отечественной войны, в 1946 году, двери музея вновь открылись публике. Коллекции стали пополняться, появились новые, посвященные этнографии народов мира, экспозиции. Созданный еще в начале XIX века музей М.В. Ломоносова, располагавшийся в здании Кунсткамеры, снова вошел в состав Музея (при Советах он был частью Института истории естествознания и техники РАН).

На сегодняшний день Кунсткамера – это музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, в котором представлены коллекции и экспозиции, раскрывающие этнографические и исторические особенности разных народов мира.

Перечень экспозиций музея на официальном сайте

Тематические экспозиции посвящены культуре и быту, верованиям и ремеслам народов стран Азии и Африки, Северной Америки, Среднего и Ближнего Востока.

Природные экспонаты и, особенно популярная у туристов коллекция аномалий анатомии человеческого тела – Анатомический театр, располагается в башне здания и занимает всего один зал, но тем не менее, продолжает вызывать устойчивую ассоциацию Кунсткамеры с «уродцами в формалине».

Музей располагается в самом центре Северной столицы, на Университетской набережной, рядом со стрелкой Васильевского острова. Рядом находятся ст. м. «Адмиралтейская» и «Василеостровская».

Работает музей с 11 до 19 часов, кассы – до 18 часов. В понедельник Кунсткамера не работает, как и в праздничные дни.

Официальный сайт Кунсткамеры — главная страница

Подробнее ознакомиться с экспозициями и коллекциями музея, уточнить режим работы и даже оставить заявку на экскурсию  позволит Кунсткамера Санкт-Петербург официальный сайт.

kunstkamera.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *