Кунсткамера фото экспонатов: необычные экспонаты, фотографии, история коллекции.

Содержание

7 удивительных экспонатов Кунсткамеры: от гигантского глобуса до кукольной гейши

В 1714 году, 306 лет назад, в России открылся первый музей. Кунсткамеры — кабинеты исторических, художественных, естественно-научных и других редкостей или просто собрания диковин — стали популярны в XVI и XVII веках. Государев кабинет, позже Кунсткамера, сегодня называется скучнее — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН, — но в нём до сих пор можно найти невероятные экспонаты.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Армиллярная сфера

Фото: Shutterstock (aapsky)

Шпили зданий Санкт-Петербурга — отдельная тема для статьи. На шпиле Адмиралтейства блистает кораблик, верхушку шпиля Петропавловки венчает шестиметровый крест с фигурой парящего ангела, а на шпиле Кунсткамеры находится действующая модель мира (правда, только с точки зрения древних) — армиллярная сфера.

Армиллярная сфера — один из древнейших астрономических приборов, изобретенный более двух тысяч лет назад, возможно, в Древнем Вавилоне. А может, и в Древней Греции — предполагаемым автором иногда называют Эратосфена. Ещё Птолемей предлагал для измерения координат звезд использовать армиллярную сферу. Её называли небесной астролябией и использовали как инструмент навигации, определяющий расположение Солнца и звезд.


2. Бенинская бронза

Жемчужина африканской части экспозиции — бенинская бронза: литые изображения людей, правителей Бенина, воинов, членов царских семей, животных. Название дважды обманчиво — не только из-за материала (на самом деле это латунь, не бронза), но и потому, что границы средневекового королевства Бенин не совпадают с границами современных государств и сегодня дворец находился бы на территории Нигерии, а не соседнего Бенина.

Бенинскую культуру и искусство постигла горькая судьба. В 1897 году город был захвачен английскими войсками и сожжен. Множество бронзовых (ну вы поняли, каких на самом деле) рельефов и фигур, находившихся во дворце правителя, было разграблено и распродано. Коллекции разошлись по свету, музеям, частным собраниям.

Литые изделия вызвали в Европе большой интерес к африканской культуре — собственно, с них и началось увлечение Африкой. Они были отлиты в XIII–XVI веках. Многие вещи в африканских странах считались и до сих пор считаются магическими — это относится и к предметам из дворца правителя Бенина. Бенинские предметы искусства — большая редкость, мало какие музеи могут похвастаться такой коллекцией.


3. Большой Готторпский глобус

Большой Готторпский глобус — первый и некогда самый большой в мире глобус-планетарий диаметром 3,1 метра: если через дверку войти внутрь и поднять голову (можно даже присесть на скамью вдвенадцатером), то на сфере вы увидите изображение карты звездного неба.

Глобус сделали для Готторпского герцога Фридриха III в 1651 году по проекту ученого и замечательного картографа Адама Олеария. Он был внутри и снаружи облицован медными листами, отполирован и оклеен холстом. Весила оригинальная конструкция более 3,5 тонны. В 1713 году глобус подарили Петру I, он добирался в Петербург три года и только в 1717 году попал в Кунсткамеру.

А в 1747-м глобус сгорел. Конечно, такая вещь не должна была пропасть бесследно. Его восстановили в 1748–1752 годы и назвали Большим академическим. Для глобуса даже построили отдельный домик в Царском Селе — Глобусный.

Во время войны глобус вывезли в Германию; в Ленинград он вернулся в 1948 году, на этот раз его разместили в башне Кунсткамеры, где он сегодня и находится. Так что приходите смотреть (и сидеть на скамеечке внутри).


4. Гейша О-Мацу

В 1890-е царевич Николай (будущий император) отправился в путешествие в Японию, откуда привёз татуировку на предплечье (черный дракон с красным брюхом и цветными ушками), четыре шрама от сабельных ударов (из-за нападения фанатика-самурая) и несколько экспонатов для Кунсткамеры. Среди них — кукла в человеческий рост, портрет гейши Моороки О-Мацу.

Царевич познакомился с девушкой редкой красоты и обаяния в Киото. Она ему очень понравилась, а император Японии, узнав об этом, попросил скульптора Кавасиму Дзимбея II о сюрпризе для будущего императора — портрете гейши. Куклу подарили Николаю, но в Петербурге он её почему-то сразу сдал в Кунсткамеру вместе с другими сувенирами.
Сейчас кукла О-Мацу хранится в фондах музея.


5. Палеолитические Венеры

Эти толстенькие тетушки — вернее, их статуэтки с гипертрофированными женскими формами — ничуть не напоминают изящные творения Античности и скульптуры Праксителя. Отнеситесь к названию иронически: учёные назвали Венерами фигурки возрастом 40 тысяч лет в шутку, и они далеки от идеала современности. У них огромные грудь и ягодицы, важные для деторождения. В далекие времена о таких формах можно было только мечтать. Тем не менее это одни из первых образцов древнего искусства.

По одной версии, палеолитические Венеры — это образы богини-прародительницы-матери всего; по другой — обереги или изображения реальных женщин. Статуэткам в коллекции Кунсткамеры из бивня мамонта примерно 22 тысячи лет. Их раскопали на стоянке Костёнки в Средней России в 1936 году. Сейчас старинные статуэтки находятся в фондах музея.

Костёнки — всемирно знаменитый археологический заповедник. Там на площади в 10 квадратных километров открыто множество стоянок верхнего палеолита. А подобных статуэток в мире немного — в общем, тоже древность и редкость.


6. Флейта из человеческой кости

Удивительный для западной культурной традиции экспонат — и обычный ритуальный предмет тибетского буддизма и религии бон.

В Тибете такие флейты называют «ганлин». Их делают из бедренной человеческой кости, обработанной специальным образом, чтобы можно было извлекать звук. Считается, что звук ганлина объединяет и связывает миры: он слышен и в верхнем мире, где обретают боги, и в нижнем, где скитаются духи. Шаманы считали лучшим материалом бедренную кость девочки-подростка из семьи брахманов, хотя подходят для ритуальной цели и кости казненных преступников. Важно: дудеть в такую флейту лучше всего на кладбище.


7. Прочтенные письмена

Фото: Wikimedia Commons

В части экспозиции, посвященной Южной Америке, есть раздел о загадочном племени майя. Его культура дошла до нас во множестве архитектурных и вещественных памятников, многие из них украшены странными изображениями — надписями. С тех пор как Шампольон прочел надписи на Розеттском камне и расшифровал египетские иероглифы, письменность майя оставалась главной загадкой для ученых. Первым расшифровать письмена майя удалось научному сотруднику Кунсткамеры Юрию Кнорозову, кавалеру ордена Ацтекского орла. Кнорозову, которого ученики считали гением, даже поставили памятник в Мексике — с кошкой на руках, а вот из соавторов его диссертации кошку вычеркнули. Сам Кнорозов был очень раздосадован этим обстоятельством, потому что считал, что именно им двоим, человеку и кошке, удалось прочесть письменность майя.
В экспозиции музея находится и еще один предмет, связанный с научной деятельностью Кнорозова — памятник протоиндийской цивилизации, печать с изображением горбатого быка зебу и знаками письменности; это дар правительства Индии за вклад в дешифровку письменности цивилизации Инда.

Кунсткамере – 300 лет. 10 редких экспонатов из этнографической коллекции | События | КУЛЬТУРА

300-летний юбилей празднует 31 января первый музей России – Кунсткамера, учрежденная указом Петра I в 1714 году. Официальное название Кунсткамеры – Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук. В Музее собраны самые интересные и редкие предметы из истории культур Старого и Нового Света. Коллекция насчитывает более миллиона экспонатов и является самой большой в мире.

Во времена Петра I посещение музея было бесплатным, гостям предлагали кофе и закуски, а знатным людям – венгерское вино. Музей известен своей коллекцией анатомических редкостей, среди которых двухголовый ягненок и зубы, удаленные лично самим Петром I. При Кунсткамере были и живые экспонаты. Например, Петр привез из-за границы великана Буржуа ростом 2,3 м. Сейчас в музее хранится его сердце.

К юбилею знаменитого музея SPB.AIF.RU предлагает самые интересные и необычные экспонаты этнографической коллекции Кунсткамеры.

Летопись индейцев Дакота

Летопись индейцы написали на бизоньей шкуре в XIX веке. Каждый рисунок изображает важное событие. Человеческая фигура, закрашенная красным цветом, означает эпидемию кори. 30 горизонтальных линий символизируют 30 индейцев Дакота, убитых индейцами Кроу. Рисунок коровы говорит о том, что в страну Дакота пригнали рогатый скот.

В летописи индейцев дакота каждый рисунок означает важное событие. Фото: АиФ / Яна Хватова

«Солнечный кипятильник»

В каждом доме Китая в XIX веке независимо от состоятельности хозяев было необычное приспособление – «солнечный кипятильник». С помощью такого инструмента можно за несколько минут получить горячий чай, приготовленный солнечными лучами. Бетонная полусфера кипятильника обклеена зеркальцами. Ее нужно повернуть на солнце и поставить чайник с водой на подставку в центре сферы. Вода закипит уже через десять минут.

С помощью этого устройства китайцы кипятили воду на солнце. Фото: АиФ / Яна Хватова

Флейта из человеческой кости

Монгольские шаманы делали флейты из бедренной кости человека. Просто так дуть в эту флейту было строго запрещено. Шаманы использовали ее только в ритуальных целях – для вызова духов трех миров. Шаманы предлагали им свое тело в качестве подношения. Тот, кто выдерживал такое испытание, считался бесстрашным.

Монгольские шаманы делали флейты из бедренной кости человека. Фото: АиФ / Яна Хватова

Монгольская юрта

В такой юрте монголы жили, начиная с XV века. Остов жилища состоит из многочисленных деревянных решеток. Их покрывали кусками войлока и перевязывали веревками. Дверь юрты всегда была обращена на юг, а северная сторона напротив входа считалась самой почетной. Внутри юрта делилась на мужскую и женскую половину. В соответствии с этим принципом была расставлена мебель. В центре юрты располагался очаг, который монголы считали священным местом.

Дверь монгольской юрты всегда обращена на юг. Фото: АиФ / Яна Хватова

Коран

Коран  — священная книга мусульман. В ней содержатся проповеди, наставления, правила, запреты, а также повеления юридического, культового и хозяйственного характера. Окончательный текст был записан в Коран в середине VII века. До этого времени откровения и проповеди передавались устно. Когда Коран был полностью записан, мусульмане начали учиться грамоте прежде всего с той целью, чтобы прочитать священную книгу.

Мусульмане учились грамоте для чтения Корана. Фото: АиФ / Яна Хватова

Шахматы щатар

Шахматы щатар появились у бурятов в XV веке. Они сразу стали одной из самых популярных игр. Шахматы и правила игры отличаются от европейских. Вместо ферзя в таких шахматах использовали собаку, вместо ладьи – повозку или юрту, а вместо слона – фигурку верблюда. Все фигуры были выполнены в виде персонажей притч. Их вырезали из слоновой кости, камня, дерева или отливали из металла.

В бурятских шахматах вместо ферзя — собака, а вместо слона — верблюд. Фото: АиФ / Яна Хватова

Нэцкэ

В Японии нэцкэ представлял собой маленький резной брелок. С помощью нэцкэ японцы прикрепляли к поясу кимоно связку ключей, коробочку с лекарствами, кисет с табаком или парфюмерию. Необходимость этого приспособления была вызвана тем, что у кимоно не было карманов. Сейчас японцы носят европейскую одежду, и практическая функция брелка исчезла. Нэцкэ продолжают изготавливать как сувенирную продукцию.

С помощью нэцкэ японцы прикрепляли к поясу связку ключей. Фото: АиФ / Яна Хватова

Рикша

Рикша – наиболее распространенный вид транспорта в Китае XIX века. Он представлял собой двухколесную повозку, приводимую в движение человеком. Такой способ передвижения был одним из самых дешевых. Тяжелая работа извозчика приводила к заболеваниям легких и сердца, и человек терял трудоспособность через 6-8 лет изнурительного труда. В середине  XX века рикши в Кита были ликвидированы.

Главным видом транспорта в Китае был рикша. Фото: АиФ / Яна Хватова

Ракшас

На Шри-Ланке считалось, что ракшасы были злыми демонами, причиняющими человеку вред. Шестиметровые статуи ракшасов было принято ставить у входа в дом или храм, чтобы туда не проник враг. Этот ракшас охраняет вход в Кунсткамеру. Он был подарен цесаревичу Николаю Александровичу в 1905 году Императорским Русским Географическим Обществом.

Ракшас охраняет вход в музей. Фото: АиФ / Яна Хватова

Волшебный Дракон

В магазине при Кунсткамере стоит вырезанный из дерева Дракон. Под ним находится коробочка с прорезью для записок. Каждый посетитель музея может написать свое заветное желание на листочке бумаги и опустить его в коробку. При этом нужно обязательно потереть брюшко Дракона – тогда желание сбудется.

Если погладить дракона по брюшку, он исполнит ваше желание. Фото: АиФ / Яна Хватова

Смотрите также:

Кунсткамера в Петербурге, режим работы, экспонаты, экскурсии. Турсервис СПб

Приглашаем на ежедневную обзорную экскурсию по Санкт-Петербургу с посещением Кунсткамеры. Всем, кто интересуется этим популярным в Петербурге музеем полезно знать, что посещение Кунсткамеры без очереди и просмотр самых известных экспонатов возможны только в составе экскурсионной группы. Для сведения:

20/03 – музей закрыт на санитарный день

В дни весенних школьных каникул:

Кунсткамера работает ежедневно с 11-00 до 18-00, а также

26/03 и 27/03 по обычному расписанию

Как проходит экскурсия?

Увлекательное путешествие на комфортабельном автобусе в сопровождении опытного экскурсовода познакомит вас с основными достопримечательностями исторического центра Петербурга. Автобус довезет вас до тех мест, куда непросто добраться на общественном транспорте или пешком. Во время такой экскурсии вы сможете составить дальнейший план знакомства с городом на Неве и сделать прекрасные фото!

После завершения обзорной экскурсии приглашаем в первый музей редкостей – Кунсткамеру. Этот музей был основан по указу Петра I в 1714 году. В основу коллекции «кунштов» (редкостей), легла экспозиция по анатомии и эмбриологии, выкупленная некогда первым российским императором у голландского профессора-бальзамировщика Фредерика Рюйша.

5 лучших экспонатов, которые стоит посмотреть при посещении Кунсткамеры

Итак, редкости, которые запоминаются с первого посещения:

1. Готторпский глобус

Готторпский глобус был передан Петру Великому в 1713 году в виде дипломатического подарка и был много-много лет самым большим в мире, ведь диаметр шара почти 3 метра! Снаружи – карта Земли, а внутри – небо и звезды! Шар пережил пожар 1747 года, 3 революции, войну и блокаду, реставрацию. Расположен на 4 этаже музея.

2. Ладья небесная

Это настоящая заводная китайская игрушка. Корабль движется, а слуги танцуют и музицируют. Они сопровождают божество, окруженное танцовщицами и музыкантами. Возможно, ладью привезли из Пекина в 1720 году. Еще один экспонат Кунсткамеры, сохранившийся с петровских времен.

3. Флейта из человеческой кости

Шаманы Тибета считали, что из бедренной кости человека, обработанной специальным способом, можно извлекать звуки.

Флейта использовалась для вызова духов.

4. Астролябия

Астролябия – это инструмент для определения положения звезд. Одним из лучших европейских мастеров в XVI веке, создававшим астролябии, был Гуалтерус Арсениус. В мире сохранились несколько его работ, одна в России. Последним владельцем была великая княгиня Елена Павловна, из её собрания астролябия попала в музей. Изящные технические штучки являлись признаком особой зажиточности и хранились вместе с драгоценностями.

5. Ракшас

Ракшасы, по поверьям, были злыми демонами. Обычно огромные статуи ставились перед входом в храм или дом, для защиты от врагов. При посещении Кунсткамеры на входе Вас встретит Ракшас, который прибыл в Петербург в 1905 году в качестве подарка Николаю Александровичу.

Сколько стоит экскурсия с посещением Кунсткамеры?

Автобусная обзорная экскурсия по Петербургу– популярный способ знакомства с городом!

Цена, как купить билеты

Узнать стоимость экскурсии с посещением Кунсткамеры, информацию о скидках и заказать билеты вы можете на нашем сайте 

 Это займет всего несколько минут!

  • Посещение музея в СПб по программе экскурсии без очереди;
  • Экскурсии ведут опытные экскурсоводы;
  • Экскурсия заканчивается в музее.

Путешествуйте с удовольствием!

что о музее рассказывают смотрители

07 февраля 2019 | 14:15| Культура

Первое музейное собрание России учредил Пётр I: это был «кабинет редкостей», или Кунсткамера, — наподобие тех, что государь видел в Европе. Сегодня это Музей антропологии и этнографии РАН имени Петра Великого. В историческом здании Кунсткамеры представлено оружие, предметы культа и быта разных народов; полное боевое облачение самураев, деревянные доспехи индейцев, уникальные макеты индийских деревень и буддийских храмов. И всё же вот уже много лет смотрители одной из крупнейших этнографических коллекций в мире слышат один и тот же досадный вопрос: «Где у вас тут «уродцы»?». Что отвечают смотрители и как проходят их будни в залах Кунсткамеры, выяснял корреспондент «Диалога».

на фото смотритель Вера Димова. Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Немедийная сторона Кунсткамеры

Смотрители попадают в музей через служебный вход, который находится со стороны Университетской набережной. В 9:30, надевая фирменные жилеты, они сверяются с графиком, чтобы узнать, кто где сегодня работает. Перед тем как разойтись, обмениваются короткими репликами: «я в Африку», «в Северную Америку», «буду в Китае». Войдя в зал, смотритель первым делом протирает витрины. Практически все экспонаты — под защитой стекла и сигнализации. Но есть предметы, которые трудно уберечь от прикосновений посетителей. Возле одного из них сегодня дежурит бывший бухгалтер Вера Димова. Вернее, под ним. Это — резной деревянный портик из тикового дерева от трёхэтажного дворца XVIII века. Доставленный из Индии экспонат обрамляет вход в зал.

«Есть вещи, которых в мире больше нигде нет, только у нас. Например, этот портик. Такого даже в самой Индии не увидеть. Его привезли, когда там решили разобрать на дрова дворец. Но наш востоковед Михаил Андреев купил эти части, погрузил на корабль и привёз за свои средства в Петербург. Он попросил, если будет возможность, оплатить расходы. Но если нет, то он готов был просто подарить портик музею», — рассказала Вера Димова.

Многие экспонаты действительно были приняты музеем в дар. Есть даже целая «коллекция извинений» из Японии. В 1891 году, ещё будучи цесаревичем, Николай II путешествовал по Дальнему Востоку, побывал он и в стране восходящего солнца. В Оцу на будущего императора было совершено покушение. Раны оказались несерьёзными, но после этого инцидента японцы, чтобы сгладить впечатление и избежать дипломатического конфликта, прислали в Россию корабль с подарками, в том числе и костюмы самураев. Эту историю Вера Димова узнала, когда начала работать в залах Кунсткамеры. Сведения с заученных почти наизусть карточек экспонатов дополнили знания, полученные из книг по истории и культуре. Но главным источником информации для смотрителей так же, как и для посетителей музея, остаются экскурсоводы.

В обеденный перерыв она прогуливается по залу Северной Америки. Это её любимый уголок Кунсткамеры. 28 лет Вера Лаврентьевна проработала в Магаданской области. И среди экспонатов далёкого материка она вспоминает свою жизнь на севере-востоке России.

«Культура чукчей, якутов и эвенков близка и перекликается с американским Севером. Посёлок, где я работала бухгалтером, назывался романтично – Сеймчан. На русский язык переводится как «солнечная долина». Через посёлок протекала река Колыма, а вокруг были сопки. Получалось, что дома будто в низине. Зимой было холодно, зато летом много солнца и тепла, хотя летний сезон короткий. Но чаще всего коренные жители приезжали в поселение в холодную пору, поэтому я хорошо запомнила их меховые шапки и пухлянки. Похожие чем-то костюмы есть и у нас в зале…», — рассказывает смотритель.

Уехать из поселка с поэтичным названием Вере Лаврентьевне пришлось, когда дочь поступила в петербургский вуз. Жизнь круто поменялась, и в 55 лет у женщины началась новая профессиональная жизнь – в залах Кунсткамеры. Профессия смотрителя требует от неё внешней строгости и суровости, но стоит посетителям обратиться к ней за помощью, они всегда встречают теплоту и внимание.

На страже бюста Вольтера

Стоя в Круглом зале Кунсткамеры в 1984 году и слушая экскурсовода, туристка из Минска Алла Куликова не могла и подумать, что через 27 лет придёт сюда на работу. Но жизнь полна сюрпризов.

«Я переехала в Петербург в начале нулевых с семьёй. Больше 10 лет сидела дома, воспитывала дочь. Потом мне надоели кастрюли, и я начала искать работу. До этого в Минске трудилась телеграфисткой и оператором ЭВМ, но это и профессией не назовёшь — тем более, столько времени прошло. Решила сначала пойти в гардеробщицы, как раз для моего возраста — 47 лет. Провела 7 месяцев среди вешалок, но поняла, что не моё, да и тяжеловато, особенно в период школьных каникул. Стала узнавать о смотрителях, хотя до этого даже не знала, что это за профессия такая. Однажды перезвонили и пригласили выйти на работу», — вспоминает Куликова.

Новому смотрителю освоиться в первый день помогала как раз Вера Димова. Они вдвоём вышли в зал Африки. Коллега разъяснила обязанности: следить, чтобы посетители не трогали стекла руками, не кричали и по телефону громко не разговаривали. Правила простые, а вот люди в музей приходят разные.

Для любознательных и уставших даже ограждения – не преграда. В зале этнографии Китая стулья чёрного дерева отделены от посетителей верёвкой, но нет-нет, а найдется кто-то, кто захочет на них присесть. Каждый смотритель знает, что это – зона повышенного внимания. Значит, нужно встать так, чтобы под наблюдением были и стулья, и стоящие неподалёку хрупкие слоны из эмали. Хороший обзор очень важен. Но в историческом здании, которое возводили с 1718 по 1734 годы, не всегда помещения просматриваются насквозь. Одно из самых сложных – зал экспозиции «М.В.Ломоносов и Академия наук 18 века». Здесь многие экспонаты находятся в «открытом хранении», в том числе и бюсты выдающихся учёных.

«Нос несчастного Вольтера все натирают, а Эйлер очень лёгкий, его столкнуть — пара пустяков. И ещё Франклина пытаются потрогать, но он точно не упадёт. Один раз мальчик задел Эйлера, и математик начал падать. Я к нему кинулась. Конечно, бюст не разбился бы – он металлический, но могли остаться вмятины или царапины, — постамент всё-таки полтора метра в высоту. Поэтому и стоишь рядом, стараешься вежливо делать замечания, но, когда снова начинают приставать к Вольтеру, тут уж нервы часто не выдерживают», — признаётся Алла Александровна.

Отчего посетителям так полюбился профиль философа? У смотрителей есть версия: так публика хочет приобщиться к его мудрости. В преддверии экзаменов к носу Вольтера часто тянутся дети. Иногда даже по совету своих учителей.

Бывает, что смотрители становятся свидетелями случаев преклонения перед экспонатами. Однажды из Калифорнии в Петербург приехали потомки индейского племени равнинных мивок. В витрине Кунсткамеры они увидели костюм из вороньих перьев, в который облачались шаманы, изображая мифологического героя Куксу, создавшего мир. В 19 веке этот экспонат индейцы сами подарили русскому исследователю – Илье Гавриловичу Вознесенскому. Сегодня это едва ли не единственный сохранившийся подобный костюм в мире. Увидев его, туристы были так потрясены, что буквально упали на колени и плакали. Предмет из коллекции петербургского музея стал ниточкой, связывающей их с далёкими предками.

Не анатомическим театром единым

До сих пор большинству Кунсткамера известна своей первой коллекцией — экспонатами-препаратами анатома Фредерика Рюйша. В своё время Пётр I выкупил у голландского учёного его собрание. Это было в духе эпохи — собирать, сохранять и изучать анатомические патологии животных и людей, например, сиамских близнецов. И двигавший Россию вперёд любознательный император не мог пройти мимо этой тенденции. В зале, где расположена коллекция, к смотрителям обращаются с дежурным вопросом: «Как вы здесь работаете?».

на фото смотритель Алла Куликова. Илья Снопченко / ИА «Диалог»

«Мы настолько привыкли, что уже на экспонаты не смотрим. Я их не замечаю, даже когда витрины протираю. Надо уметь абстрагироваться, потому что тяжело смотреть на заспиртованных детей, я ведь сама мать», — отвечает Алла Куликова.

«Иногда, начитавшись жёлтой прессы, посетители в этом зале задают такие вопросы, которые неудобно повторять. Обидно, ведь в музее много других интересных залов», — добавляет Вера Димова.

Так, в зале Китая выставлен экспонат, который не сразу бросается в глаза и не шокирует. Это 12 вырезанных из слоновой кости шаров. Китайские мастера их выполнили из одного цельного куска. Причём так, что они крутятся один в другом, не вынимаются, и каждый украшен искусной резьбой. В зале Ломоносова можно увидеть мозаичные работы учёного – собранные из смальты портреты реальных исторических личностей, например, цесаревны Анны, дочери Петра I.

Исходившие вдоль и поперёк весь музей смотрители советуют в каждом зале выбрать один или два ключевых предмета: глобус, мозаики, мечи, костюмы самураев и так далее. Однако сами по себе экспонаты молчаливы. Грамотно рассказать о них могут только экскурсоводы.

«На днях был молодой человек, который интересовался тлинкитами (индейский народ, проживающий на юго-востоке Аляски — ИА «Диалог»). Оказалось, посетитель несколько лет работал в Северной Америке и слышал об этом народе, поэтому ему было интересно посмотреть на костюмы и вооружение их воинов. Кстати, тлинкиты делали доспехи из дерева, и один шлем весил у них около трёх килограммов», — рассказала Алла Александровна.

Подготовленных посетителей смотрители запоминают надолго. И всегда рады любознательным. Делиться знаниями приятно, а экспонатов, способных удивить, в Кунсткамере множество: от самого большого — Готторпского глобуса-планетария до крохотных табличек ронго-ронго с острова Пасхи, над дешифровкой которых до сих пор бьются исследователи.

Беседовала Рената Ильясова / ИА «Диалог»

Узнать о секретах смотрителей Эрмитажа можно здесь, а Русского музея — здесь и здесь.

фото и отзывы — НГС.ТУРИЗМ

«Кабинет редкостей» появился по указу Петра I в 1724 году. Великий император увидел ценность в сохранении анатомических аномалий и прочих «уродств» и не ошибся. Сейчас Кунсткамера Петербурга является одной из самых полных и интересных в мире.

Считается, что в прошлом Петр I, побывав на Васильевском острове, увидел странную березу, ствол которой врос в основание другого дерева. Это натолкнуло императора на мысль о создании музея редкостей.  

Вначале коллекцию составляли живые экспонаты – горбуны, великаны и карлики – и она носила скорее развлекательный характер. А когда научных экспонатов стало больше, все редкости перенесли в Кикины палаты, и Кунсткамера стала походить на серьезный музей. 

Так в течение 24 лет здесь работал М. В. Ломоносов. Благодаря основателю Российской Академии наук музей пополнился коллекцией научных приборов. Спустя некоторое время в башне здания открылся первый планетарий, где работала астрономическая обсерватория. Чуть позже в один из залов был перенесен Готторпский глобус. Это большая вращающаяся сфера диаметром ~3м, на внешней стороне которой изображена поверхность Земли, а на внутренней – карта звездного неба. Большой Академический глобус, как его еще называют, был построен в немецком городе Готторп и подарен Петру I в 1717 году. 

Через несколько лет Кунсткамера настолько разрослась, что возник вопрос о строительстве отдельного здания. Место для будущего музея выбирал сам император. Он же участвовал в разработке проекта наряду с лучшими архитекторами страны. В 1734 г. все работы были завершены М. Земцовым. Здание выполнено в стиле барокко и имеет два корпуса, соединенных между собой многоярусной башней, вершиной которой является стеклянная сфера. К сожалению, в 1747 году деревянная башня сгорела. На ее восстановление ушло почти два века! Однако в результате новую башню увенчала армиллярная сфера работы Р.И. Каплан-Ингеля. 

Сейчас старейший музей России насчитывает свыше миллиона экспонатов. Уже полтора века они помогают ученым в области медицины, археологии и анатомии. В Кунсткамере находится богатая коллекция старинных предметов, раскрывающая историю и жизнь различных народов. А интерьер музея составляют интересные скульптуры и бюсты великих ученых. 

В основном сюда спешат поглазеть на природные аномалии, но многие школьники посещают Кунсткамеру для изучения истории и внешней политики России.

89 просмотров за февраль, 115 за январь, 5968 всего

смотреть онлайн в хорошем качестве бесплатно

Когда Петербург стал новой столицей страны, Петр I приказал перенести сюда свою особенную коллекцию и библиотеку. Разместили все в резиденции императора — Летнем саду. Из-за того, что коллекция была слишком большой, ей выделили отдельное здание, которое и получило название Кунсткамера, что означает «кабинет редкостей». 1714 год является годом создания музея.

На виртуальной экскурсии по Кунсткамере можно внимательно рассмотреть все экспонаты.
Фото: commons.wikimedia.org

Петр I не коллекционировал сокровища разных стран, он ставил перед собой цель просвещения, ведь экспонаты, которые хранились в его коллекции, могли увидеть все желающие. Он хотел, чтобы люди смотрели на его экспонаты и учились.

В Кунсткамере располагалась лаборатория и библиотека, в которой были очень редкие книги. Помимо этого, хранились редкие монеты, медали, диковинные растения и животные, древние находки археологов.

В первом зале были представлены стеклянные сосуды, которые принадлежали коллекции анатома Голландии-Рюйши. Это сосуды с частями тела человека, небольшими птицами и животными. В свое время в Кунсткамере хранились экспонаты, посвященные великим победам русских войск.


3D-тур и круговые панорамы

Познакомиться с необычными экспонатами Петра I теперь можно, не выходя из дома. Музей приготовил виртуальную экскурсию по всем залам – Северная и Южная Америка, Индонезия, Япония, Китай, Монголия, Корея, первая астрономическая обсерватория и так далее. 3D-тур — это 70 круговых панорам по 13 залам Кунсткамеры.


Коллекции по этнографии и антропологии

65 тысяч экспонатов, которые вы можете посмотреть в виртуальном режиме на сайте Кунсткамеры. Тут представлены археологические, этнографические, антропологические коллекции. А в каталоге «Фотоколлекций» насчитывается 48 тысяч предметов.

Виртуальная экскурсия. Коллекции по традиционной культуре алеутов
Видео: музей «Кунсткамера»


Экскурсии в инстаграме

В официальном канале инстаграма Кунсткамеры проходят онлайн-экскурсии, посвященные отдельным экспонатам музея.

Кунсткамера на выезде « БНК

Просмотр видео не возможен. Установите, пожалуйста, flash-player.

‘;

В Национальном музее республики сегодня открылись выставки «Архивы Кунсткамеры» и «Картины-призраки». Экспозиции приехали в Сыктывкар из Санкт-Петербурга. Если «Картины-призраки» призваны порадовать зрителей, внося, по замыслу организаторов, свет и радость в зал музея, то экспозиция Кунсткамеры наполнена социальным подтекстом.

 

Экспонаты Кунсткамеры призывают зрителей «завязать» с вредными привычками. Фото Кирилла Затрутина

 

Из архивов Кунсткамеры в сыктывкарском музее можно увидеть чучела животных, страдавших при жизни разнообразными уродствами, банки с человеческими уродствами и внутренними органами. Последние наглядно напоминают посетителям о последствиях вредных привычек.

 

 

— Наша выставка работает в рамках программы пропаганды здорового образа жизни. Экспонаты, представленные на выставке, тому подтверждение. Чтобы скрасить негатив анатомического зала, мы привезли картины-призраки, то есть голографию, чтобы немного приукрасить жизнь нашего человека, — рассказала менеджер выставки Ирина Чудина.

 

 

Особая гордость выставки – «баба Маня» — первый и самый длительный в истории советской науки эксперимент. Прожившая 56 лет без гипофиза женщина сохранила рост новорожденного, так и не научившись говорить и самостоятельно двигаться.

Наглядная демонстрация пораженных вредными привычками внутренних органов человека, по идее, должна немедленно посетителей от этих самых привычек отвратить. Среди пагубных пристрастий человека были замечены неразборчивость в любви, увлечение экспериментами с ядерным оружием и гастрономические изыски.

— Мы много говорим о действии вредных привычек, а внешне это не всегда проявляется. То, что порой предстает внутри – ужасно. Внутренние органы человека наглядно покажут, что такое язва желудка, камни в почках, цирроз печени и туберкулез легких курильщика, — пояснила Ирина Чудина цель экспозиции.

 

 

Последний экспонат, замеченный уже на выходе из зала, в архивы Кунсткамеры, наверное, никогда не сможет попасть, разве что общество вдруг однажды не откажется от всех своих излишеств. Картонная коробка в виде гроба, наполненная сигаретными пачками, бутылками с лимонадом, призывала срочно начать вести здоровый образ жизни. А сидящий рядом скелет ожидал активных действий от впечатленных посетителей выставки.

Выставки «Архивы Кунсткамеры» и «Картины-призраки» будут работать в национальном музее республики до 7 ноября. Посетителям подробно расскажут об истории создания Санкт-Петербургской Кунсткамеры, сопроводят каждый экспонат подробностями и громкими историческими именами, и расскажут о том, как уберечь себя от шанса попасть в архив анатомического музея.

Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии), Санкт-Петербург, Россия

Официально известный как Музей антропологии и этнографии, это был первый музей в России и один из старейших в мире. Основатель музея Петр Великий начал собирать диковинки — чучела животных, модели кораблей, инструменты и астрономические инструменты. В 1718 году царь приказал создать «кунсткамеру» (художественную палату) и сам пополнил коллекцию экспонатами, которые возвращались из каждой поездки за границу.Основу коллекции по-прежнему составляют экспонаты, собранные при жизни Петра, в том числе анатомические образцы и разные уроды, подготовленные голландским анатомом Фредериком Рюйшем.

Кунсткамера (Кунсткамера) на Васильевском острове

В здании Кунсткамеры когда-то размещалась Академия наук, поэтому вы также можете найти часть музея, посвященную Михаилу Ломоносову, великому русскому эрудиту, который был одним из ее членов.В музее хранится ряд ценных артефактов, которые отражают творчество Ломоносова как ключевой фигуры Просвещения, основателя Московского университета, ученого с обширными познаниями в различных науках, историка и ведущего поэта той эпохи.

В архивах музея хранится более миллиона этнографических, антропологических и археологических артефактов. Широко и красочно представлены культуры народов от Сибири до Океании и Южной Америки. Многие экспонаты были собраны известными русскими исследователями 19 9000 — 9 9 10 веков, а изюминкой выставки является собрание известного путешественника Николая Миклухо-Маклая.

Коллекция музея долгое время хранилась в Кремле — доме царей до переноса столицы в Санкт-Петербург. В хранилища Кремля присылали предметы из самых отдаленных уголков России: минералы, самородки золота, редкие сокровища из древних курганов. В новой столице коллекция была перенесена в 1714 году в специальную часть Летнего дворца, названную кунсткамерой, общим названием, используемым по всей Северной Европе для описания самых ранних музеев «искусства и чудес».В 1719 году собрание было перенесено в особняк Кикиных, бывший дом опального главы Адмиралтейства Александра Кикина, казненного за роль в отречении цесаревича Алексея. Здесь коллекция была открыта для публики, которой предлагали бесплатный вход и чашку кофе или рюмку водки в качестве дополнительного соблазна.

Вскоре музей снова переехал, на этот раз в его нынешний дом, специально построенный архитекторами Маттарновым и Земцовым для размещения коллекции и Академии наук.Построенное в 1734 году, здание было сильно повреждено пожаром 1758 года, который также уничтожил большую часть оригинальной антропологической коллекции. Здание отреставрировал Савва Чевакинский, и коллекция быстро пополнилась находками из многочисленных экспедиций, организованных Академией. Музей стал одной из крупнейших в мире коллекций этнографических артефактов, отражающих истории разных народов мира.

Адрес: Университетская наб., 3
Метро: Невский проспект, Адмиралтейская, Василеостровская
Телефон: +7 (812) 328-1412, +7 (812) 328-0812
Открыт: Ежедневно с 11:00 до 19:00, последний вход в 18:00.
Выходной: Понедельник и последний вторник каждого месяца
Сайт: http://www. kunstkamera.ru/
Вход: Взрослый: 250,00 руб. Студенты / дети: 50 руб. Вход бесплатный в третью пятницу каждого месяца.
Фото и видео: Бесплатно
Примечание о доступности: К сожалению, этот музей не оборудован для гостей на инвалидных колясках.

ОТЕЛЕЙ: Выбор редакции

КВАРТИРЫ И ГОСТИНИЦЫ: Выбор редакции

РЕСТОРАНЫ: Выбор редакции

Музей Кунсткамеры в г.Петербург — подробное описание и фото. Карта мест, туристические маршруты

Практически сразу после основания Петербурга, в 1718 году, царь Петр Великий задумал создать в новой столице музей. Так появилась Кунсткамера, ставшая первым музеем в России. Сегодня он называется Музеем антропологии и этнографии Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук.

Фактически Кунсткамера была и остается неотъемлемой частью Академии наук, здание которой было построено на соседнем Васильевском острове в 1724 году.Еще до завершения строительства из Кикин-холла были перенесены библиотека и большой Готторфский глобус. Считается, и не без оснований, что в Кунсткамере хранится одна из богатейших коллекций по истории человечества, а также по традиционным культурам мира. Кроме того, это одна из старейших этнографий в мире.

Но ведь Кунсткамера прославилась не этнографическими экспозициями. Практически каждый при упоминании «Кунсткамеры» начинает вспоминать предметы из комнаты «ранней естественнонаучной коллекции Петра I», которую царь Петр I начал собирать во время своих первых путешествий по Европе с Великим посольством 1697 года, когда он увидел заморские «комнаты странностей и диковинок».

По возвращении Петр Великий приказал либо покупать в Европе, либо создавать коллекции «рыб, насекомых и рептилий в бутылках». А в начале 1716 года Петр Великий даже потратил 15 000 гульденов, чтобы купить для музея коллекцию образцов различных экзотических животных, рыб, рептилий и насекомых, показывающих разнообразие фауны Земли, от голландского фармацевта и коллекционера Альберта Себы.

Самые известные экспонаты музея Кунсткамеры находятся в Петровской Кунсткамере

Здание музея Кунсткамеры и Академии наук на Стрелке Васильевского (Васильевского) острова

Еще активнее создавалась «коллекция монстров и чудовищ».По большей части они сохранились у алкогольных младенцев с различными физическими аномалиями. Основа коллекции была заложена в 1717 году, когда Петр I купил за 30 тысяч гульденов две тысячи анатомических экспонатов из коллекции анатома Фредерика Рюйша, известной на всю Европу.

В зале ранних естественнонаучных коллекций также можно увидеть предметы, связанные с увлечениями Петра Великого. Например, царь любил удалять плохие (а также хорошие) зубы, а в комнате можно увидеть инструменты и коллекцию зубов, удаленных Петром Великим.

Там же можно увидеть скелеты гномов и детский скелет с двумя головами, а также знаменитый скелет буржуа-великана. Его рост составлял 2,27 метра, и долгое время он был слугой императора. После его смерти его скелет был помещен в число экспонатов Кунсткамеры.

Галерея Кунсткамеры в Музее изящных искусств, Бостон

Галерея Кунсткамеры в Музее изящных искусств, Бостон (Фотография © Музей изящных искусств, Бостон).

Недавно установленная галерея Кунсткамеры в Музее изящных искусств в Бостоне, открывшаяся 4 июня 2014 года в рамках более крупного проекта музея по обновлению экспозиции европейского искусства в крыле Эванса, призвана воспроизвести для современного зрителя ослепительный опыт попадания в такое пространство в эпоху Возрождения и Барокко.Воссоздание музеем энциклопедической кунсткамеры XVI-XVII веков — буквально , «художественная комната» или кабинет редкостей, задуманная как вселенная в микрокосме — демонстрирует разнообразный набор из naturalia , искусственного происхождения и экзотика. Эти предметы великолепно свидетельствуют об увлечении того периода работами, созданными природой или человеком (или, чаще всего, их исключением), и экзотическими материалами, происходящими с далеких берегов.

Сто двадцать три великолепных произведения, многие из которых были представлены публике впервые после недавних усилий по сохранению, привлекают внимание и вызывают чистое эстетическое восхищение.Множество предметов может похвастаться разнообразием, подходящим для кунсткамеры, в средствах массовой информации (картины, книги, автоматы, металлические скульптуры, яйца страуса, раковины наутилуса, горный хрусталь, слоновая кость и янтарь, и это лишь некоторые из них) и в масштабе (начиная от миниатюрной руки -содержит портретный медальон из Англии к монументальному мраморному столу, инкрустированному римлянами, который доминирует над пространством при входе), причем каждому объекту уделяется должное внимание как уникальному редкому сокровищу на выставке галереи. Таким образом, кураторская цель продемонстрировать широту и глубину кунсткамеры — большой успех, тем более впечатляющий, учитывая, что многие предметы взяты из постоянной коллекции музея (заметным контрапунктом к выставке МИД в США является Палата искусства и чудес в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе).

Вводный текст на стене галереи выдвигает аргументы в пользу выставки, в первую очередь изображая пространство кунсткамеры и находящиеся в ней объекты как символы королевского статуса и образцы художественной виртуозности и приглашая зрителей разделить чудо созерцания таких изысканных работ. Таким образом, настойчивый кураторский подход и общий принцип организации выставки твердо основаны на мастерстве представленных предметов, о чем свидетельствуют специальные экспозиции, такие как «Искусство огня» и «Искусство и природа».Вставка контекстных заголовков отображения, когда они появляются (например, «Возрождение во Франции» и «Художник как виртуоз итальянского Возрождения»), акцентируют внимание на более длинных технических описаниях янтаря и pietre dure (инкрустированный твердый камень), но кажутся случайным образом перемежается.

В целом, однако, усилия МИД по обеспечению таких контекстуализированных дисплеев работ заслуживают высокой оценки, а Галерея Кунсткамеры — долгожданное дополнение, которое предлагает посетителям уникальную возможность представить коллекцию эпохи Возрождения / Барокко, по крайней мере, гипотетически, как тотальность. Тем не менее, непреднамеренный результат выставки, в которой акцент сделан на качестве и материальности, оставляет у зрителя исторически неточное впечатление о кунсткамеру как о разрозненном пространстве, составленном без логики и без учета сплоченности, и непреднамеренно игнорирует предприятие по сбору как отчетливо личное действовать, в зависимости от идиосинкразии человека в пределах интимного пространства.

Кристина Ан

Скачать статью

Галерея Кунсткамеры в Музее изящных искусств, Бостон

Опубликовано 6 лет назад на

Посмотреть все сообщения

Российский музей демонстрирует животворящую экспозицию в поисках платежеспособности: культура: С.Петербургская Кунсткамера привлекает зрителей жуткой коллекцией маринованных человеческих останков — некоторым из них более 300 лет.

Голова ангельского ребенка без черепа, обвитая старинным кружевным жабо, ярко плавает в большом стеклянном сосуде.

Это могла быть маска. По мере того, как ваше ущелье поднимается, вы отчаянно хотите, чтобы оно было маской. Но кураторы утверждают, что это очень реально, о чем свидетельствуют вены, вьющиеся из него, как красные водоросли.

Это не только настоящее, ему более 300 лет.Вместе с жуткой коллекцией банок с маринованными руками, ножками и деформированными младенцами он помогает составить, возможно, самый вызывающий желудок музейный экспонат в мире.

«Отвратительно», — признал Энгель Карпеев, научный руководитель части петербургской Кунсткамеры, официально известной как Музей антропологии и этнографии Петра Великого.

Противно, но увлекательно. Выставка «Анатомические раритеты» Кунсткамеры, которая официально открылась в этом месяце после того, как более 15 лет пряталась в хранилищах, сочетает в себе ужасающий карнавальный интермедия с образовательной ценностью медицинского учебника.

Он вернулся в основном из-за плачевного финансового состояния большинства российских культурных учреждений, в том числе Кунсткамеры, старейшего музея страны. Основанный в 1714 году Петром Великим как собрание диковинок того типа, который был распространен в Европе того времени — Кунсткамера означает палата искусств и относится к искусно выполненным диковинкам — музей хранит одну из величайших в мире коллекций этнографических экспонатов, всего около 1 млн. единиц хранения.

Но государственная поддержка, которая способствовала его сохранению, сократилась, сказал директор музея Александр Мыльников.По его словам, хотя Кунсткамера принимает около 1 миллиона посетителей в год, ее государственный бюджет составляет менее 70 000 долларов, а зарплата сотрудников составляет всего около 20 долларов в месяц.

Сотрудники музеев надеются найти западных партнеров, которые помогут финансировать образовательные видео, сувениры и другие возможные источники дохода. Тем временем они настаивают на создании прибыльных выставок, таких как «Анатомические раритеты».

Они в некоторой степени защищаются от омерзительной экспозиции, но «Деформации, хотим мы того или нет, всегда привлекали внимание, с древних времен», — сказала Анна Радзюн, куратор выставки.

И с итогом сложно поспорить: посетители с радостью платят дополнительно 1000 рублей, чтобы увидеть ужасы в бутылках, по сравнению с обычной входной ценой всего в 300 рублей.

Выставка вызывает у посетителей недовольные взгляды, и ее содержимое лучше не описывать читателям за завтраком. Достаточно сказать, что он включает кувшины, в которых хранятся самые разные сиамские близнецы, а также монстры — одноглазый «Циклоп», двуликое уродство, известное как «Янус» в честь двуликого римского бога и «русалки». »С мясистым хвостом вместо ног.

Для зрителей 18 века деформированные младенцы служили образовательной целью. Петр Великий, решивший распространить европейское просвещение среди своего народа, «хотел показать, что мутации происходят не от дьявола, а от природы», — сказал Мыльников. «Это была борьба с суевериями».

В наши дни пугающие обитатели кувшинов служат дополнительной цели, сказал Радзюн, отметив: «В наше время я думаю, что необходимо показать уродства, потому что нельзя закрывать глаза на то, что наша разрушенная экология стала угроза, и люди должны видеть, к чему она может привести.

Коллекция, которая, по ее словам, насчитывает около 1100 банок, включая не выставленные на показ, состоит из двух частей: 200 банок содержат аномалии, привезенные россиянами за эти годы; еще 900 — с прекрасно сохранившимися руками, головами и другими частями тела — содержат работы Фредерика Рюйша, блестящего голландского анатома 17 века.

Его работы придают экспонату дополнительную образовательную ценность, сказал Радзюн, потому что они «отражают определенный исторический этап прорыва в человеческих знаниях» — бум в изучении анатомии, когда средневековые табу уступили место жажде познания Возрождение и Просвещение.

Рюйш был одним из величайших анатомов и мастером бальзамирования, который работал в основном с детьми, потому что вскрытие разрешалось только тем, кто еще не крестился. Сохраняя части тела для своего небольшого музея, он разработал метод введения цветного воска в вены, чтобы кожа оставалась более или менее нормального цвета, а губы и щеки — розовыми.

«Он хотел, чтобы экспонаты выглядели естественно и приятно, он не хотел пугать людей», — сказал Радзюн. «Вот почему он также повесил на экспонаты кружево, чтобы замаскировать места, где они были отрезаны от тела.”

Петр посетил музей Рюйша во время визита в Амстердам в 1697 году, а через 20 лет купил всю коллекцию. Он хранится в Кунсткамеру с 1728 года.

Он был поврежден пожаром и ремонтировался позже в 18 веке. Но самым поразительным аспектом ее истории является то, что коллекция пережила осаду Ленинграда во время Второй мировой войны, как Санкт-Петербург был известен на протяжении большей части советского периода. Его обслуживали преданные работники музея, которым удалось добыть спирт и формальдегид для консервирующей жидкости для банок, даже несмотря на угрозу голодной смерти и бомбардировок.«Люди были истощены, но они выполнили свой долг и поменяли жидкость», — сказал Радзюн.

В наши дни коллекции больше угрожает простой финансовый кризис. Радзюн сказал, что жидкость в банках не нужно было бы менять так часто — примерно раз в год, — если бы музей мог позволить себе покупать банки, которые лучше закрывались бы.

«Анатомические раритеты» мало что могут сделать, чтобы заработать себе на жизнь, потому что они слишком хрупкие, чтобы их можно было перевозить на большие расстояния, необходимые для демонстрации за границей.

Посетители выставки могут получить брошюру, которая сохранит в памяти свежие воспоминания.

«Внутри одного из стеклянных сосудов мы замечаем детскую руку, одетую в тонкий кружевной рукав, с нежно согнутыми розовыми пальцами», — говорится в нем. «В другом сосуде находится маленький плод — крошечный гомункул в батистовой шапочке, отдыхающий в уютном гнезде, сотканном из вен и артерий, которые выглядят такими яркими, как если бы они были наполнены кровью».

Штатный писатель

Times Голдберг недавно находился в командировке в Санкт-Петербурге.Петербург.

Кунсткамера: «Медицинское искусство»

Кунсткамера — это необычное здание синего цвета, расположенное на берегу Невского на Васильевском острове. Среди его многочисленных претензий на известность наиболее заметным является то, что Кунсткамера была первым музеем, созданным для публики в Петербурге; он был основан Петром Великим для размещения его коллекции диковинок.

Петр Великий был человеком эпохи Возрождения, многие интересы которого включали медицинские науки, и Кунсткамера свидетельствует об этом.Название «кунст-камера» происходит от голландского и означает «художественная комната». Фраза была впервые придумана хирургом. В своей концепции идея самой «Кунсткамеры» была привязана к союзу искусства и науки. Коллекция Петра в его художественном музее была предназначена не только для развлечения, но и для просвещения населения. Например, он сделал уродливые эмбрионы разных видов первым экспонатом, чтобы доказать суеверным русским людям, что врожденные дефекты — это научное явление, а не что-то, вызванное волей Бога или мистическими силами, показывая разнообразие дефектов и разнообразие причин. животные, в которых они появились.

Петр надеялся, что художественная презентация его накопленных диковинок поможет привлечь население, но также покажет, что музеи можно улучшить, и что дворянство также выиграет от посещения, чтобы увидеть и обсудить идеи, переданные там.

Кунсткамера с тех пор была частично преобразована в этнографический музей, но в ней до сих пор хранятся многие коллекции Петра Великого. Сами экспозиции организованы исторически, в стилях демонстрации, которые отнюдь не являются современными, чтобы придать музею историческое ощущение в своих экспозициях и помочь перенести посетителя в прошлое, чтобы увидеть экспонаты через историческую линзу.

На втором этаже Кунсткамеры находится очень уникальный экспонат, необычно оформленный и необычной для этнографического музея тематики, сохранившаяся первая выставка Петра Великого. Выставка посвящена тератологии, изучению эмбриональных пороков развития, и содержит широкий спектр сохранившихся плодов, охватывающих несколько видов (от курицы до человека) и множество потенциальных дефектов (от циклопов до тех, у кого есть пять конечностей), расположенных рядом с другими найденными диковинками. .

Расположение экспозиций в этом зале переводит выставку из чисто научного направления в смесь науки и художественного оформления, которая была обычным явлением в 18 веке. Рядом с витриной, в которой хранятся консервированный младенец без конечностей и поросенок-циклоп, сидит совершенно нормальная фаршированная ехидна и несколько тропических морских звезд. Рядом с банками с детскими конечностями стоит аллигатор и несколько личных медицинских инструментов Питера.

Сочетание эстетических и медицинских аспектов сохраняемых экспозиций вместо того, чтобы переставлять экспозиции так, чтобы они содержали только непосредственно связанные объекты (влажные образцы с другими влажными образцами, чучела животных с другими подобными) сохраняет историческое ощущение музея.Это добавляет измерение 18-го века наряду с научными диковинками императора.

Один отдельный предмет, в частности, воплощает идею 18 века о соединении искусства и науки в одной экспозиции. В ящике с изображением «Интересы Питера» стоит банка с надписью «№ 11», в которой находится ампутированная младенческая ножка с кружевной юбкой, обвязанной вокруг места ампутации, и консервированный скорпион, добавленный в банку с формальдегидом вместе с ногой. Скорпион, насколько известно музею, не имеет ничего общего с тем, как нога отделилась от своего первоначального владельца.Вместо этого к образцу были добавлены и скорпион, и кружево, чтобы придать ему художественную ценность.

Скорпионы в искусстве символизируют контрасты, особенно контраст жизни и смерти, и двойственное равновесие между ними. Символ прекрасно вписывается в сохраненную мертвую ногу, которая до сих пор выглядит, как при жизни, скорпион художественно подчеркивает это равновесие. Скорпион — также очень нежный паукообразный, обладающий особой панцирной красотой; тонкое тело и четко сформулированные суставы резко сокращаются с округлыми, менее нежными конечностями младенца, рядом с которым они представлены.

Шнурок был добавлен к ноге, чтобы придать красоту и закрыть менее презентабельное место ампутации. Хотя студент-медик, по всей вероятности, захочет увидеть разрез, чтобы точно определить, как и где он был сделан, и посмотреть, как будет выглядеть хорошее или плохое место ампутации, это демографическая группа художников, которые хотели бы увидеть бестелесная конечность с прикрытой открытой плотью и добавлением чего-то тонкого, чтобы соответствовать форме и представлению ребенка, от которого произошла нога. Сочетание изящества и домашней красоты также контрастирует с практичной жирностью ножки ребенка и красивым устрашающим паукообразным, в который она помещена, создавая триаду эстетики и видов красоты — смертоносную, человечную и текстильную.

Добавки сами по себе не делают художественную презентацию научной презентации; они представляют собой хитроумную презентацию, основанную на символике и тщательности подготовки. Художественное существует вместе с наукой, и оба они рассматриваются в этих музейных образцах, чтобы создать уникальную и красивую выставку научной мысли 18 века.

Выставка тератологии в Кунсткамере в полной мере использует статус исторического места и старинные предметы, создавая совершенно уникальную и захватывающую экспозицию, которую можно оценить во всех спектрах, от художественных до исторических и научных. Их экспонаты не только о диковинках, не только о деятельности Петра в 1700-х годах, но и о том, какое мировоззрение представляли выставки в период их создания. Взгляд на образ мышления Петра Великого, который дает эта выставка, показывает неразрывную связь между искусствами и науками, как они считали друг друга и представлялись мирянам в гармонии.

Кунсткамера
Университетская набережная, 3
Сайт

(PDF) Я хочу, чтобы люди наблюдали и учились! Петербургская «Кунсткамера» в XVIII веке

23 Дриссен, Йозиен. Царь Петр I и его Голландские друзья [Петр Великий и его голландские друзья;

на русском языке]. Санкт-Петербург: Образование-Культура, 1996: 73.

24 Там же, 127.

25 Лемир, М. «Изображение человеческого тела: цветные восковые анатомические модели

18-19 веков в эпоху возрождения медицинская инструкция.»Хирургическая и радиологическая анатомия.

14, № 4 (декабрь 1992 г.): 283-291.

26 Гулеа, Дебра. Рабочий воск: парадокс механических восковых кукол. Доступно с:

debrasdolls.com; ИНТЕРНЕТ

27 Коллис, Роберт. «Алхимические интересы при Петровском дворе». Доступно по номеру

esoteric.msu.edu/VolumeVII/Russianalchemy; ИНТЕРНЕТ

28 Там же.

29 История Первого Русского музея. Доступно на сайте kunstkamera.ru; ИНТЕРНЕТ

30 Босс, Валентин, Ньютон и Россия: первые влияния.1698-1798. Кембридж: Гарвард

University Press, 1972: 45.

31 Там же.

32 История Первого Русского музея. Доступно на сайте kunstkamera.ru; ИНТЕРНЕТ

33 Кинг-Хеле, Десмонд, Эразм Дарвин: жизнь непревзойденных достижений. Лондон: Giles de

la Mare Publishers, 1999: 3-4.

34 Брюс, Питер, «Из Мемуаров…» В Петербурге Петра Первого в Иностранных Описаниях

[Петербург Петра Великого в зарубежных описаниях; на русском языке], под ред. Беспятых, Юрий.

Ленинград: Наука, 1991, с. 183.

35 Проект Вселенная. Доступно на сайте universeum.de; ИНТЕРНЕТ

36 Berch, Carl Reinhold. «Путевые заметки о России». В Петербурге Анны Иоанновны В

Иностранных Описаний. [Петербург Анны Иоанновны в зарубежных описаниях. На русском языке],

под ред. Беспятых Юрий. СПб: БЛИЗ, 1997: 196.

37 Томас, Кристина. «Сэр Ханс Слоан и Российская академия наук». Британская библиотека

Journal 14 (1988): 21-34.

38 Слоан, Ханс. Оксфордский национальный биографический словарь 50: 248.

39Анемона, «Монстры Петра Великого».

40 Там же.

41 Итс, Рудольф. Кунсткамера [Кунсткамера; на русском]. Ленинград: Лениздат, 1974: 34-35.

42 Краткое описание города Петербурга и пребывания в Нем польского посольства в 1720 году [А

Краткое описание города Петербурга и пребывания там польского посольства в 1720 году.

В: Беспятых, изд., Петербург Петра Первого: 143-144.

Дарем Уивер: март 2017 г.


Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии) в Санкт-Петербурге, Россия

Кунсткамера в феврале 2017 года
Мы были в Санкт-Петербурге в феврале этого года. Увидев город летом, когда было очень жарко, мы подумали, что будет интересно увидеть зимний сезон. Да, было холодно, и я впервые увидел широкую замерзшую реку.

Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии) — один из первых музеев в мире. Он был основан Петром Великим, просвещенным и интеллигентным монархом, который начал собирать диковинки. В то время это было модным образовательным занятием. Основу коллекции до сих пор составляют экспонаты, собранные еще при жизни Петра. В нем хранится более миллиона этнографических, антропологических и археологических артефактов. Это красивое здание, изображенное справа на фотографии, было построено для хранения коллекции и открыто в 1734 году.

Сайт: http://www.kunstkamera.ru/ru/

Мобильное приложение.

В музее хранится прекрасная коллекция одежды и артефактов многих культур. Веб-сайт хорош, но мобильное приложение замечательное. Гуляя по музею, я мог выгружать информацию с QR-точек на витринах. Однако лично идти в музей не обязательно. Вы можете просмотреть коллекцию самостоятельно, загрузив это приложение на свой мобильный телефон. Это бесплатно в магазине приложений.Об экспонатах много фотографий и информации.
Путеводитель по музею Кунсткамеры.

Это приложение очень простое в использовании.
Начните просмотр, щелкнув путеводитель по музею.
Нажав на путеводитель по музею, вы сможете исследовать каждый этаж музея.
Этаж первый.
На каждом этаже вы можете виртуально пройтись и нажать на любую пронумерованную витрину. Вы можете увеличить каждый этаж, чтобы появились пронумерованные шкафы.

Здесь есть много информации и фотографий экспонатов, которые можно подробно рассмотреть. На этом изображении показан этаж 1, зал 4, Япония, и корпус 33. При нажатии на ящик отображаются сведения и изображения. Речь идет о театре Кабуки и Но в Японии.

Внутри музея.



Вот я брожу по музею.

Вот некоторые из удивительных предметов одежды с Аляски 19 века.

Крупный план границы от аляскинского пальто.

Кайма на пальто особенно привлекательна.

В шкафах четко отображалась одежда и другие артефакты. Как видите, многие кейсы можно рассматривать с трех сторон, что очень полезно при изучении текстиля.


Вот демонстрация узкополосного плетения из Африки.Он находится на первом этаже, зал 6, Африка, корпус № 8, если вы хотите увидеть его в мобильном приложении. Текстиль великолепен.
крупным планом текстиля.
Меня заинтересовал маньчжурский костюм. Это можно увидеть на втором этаже, зал 9, Китай, Монголия и Корея, в кейсе №33 в мобильном приложении.
Костюм из Маньчжурии с плетеным поясом.

Это был единственный представленный пояс, который похож на ремни из стран Северной Европы, в частности, из Украины, России, Беларуси, Латвии и Литвы.

Центральная часть имеет узор из 11 нитей узора на фоне половинчатого плетения. С обеих сторон есть небольшой узор, который является дополнительным узором основы на фоне полотняного переплетения с лицевой поверхностью. Бахрома на концах широко используется в Прибалтике. Это экспортный товар?

Я проконсультировался с Дэвидом Розье, экспертом по китайскому текстилю. Он познакомил меня с историей Маньчжурии. (См. Мой следующий блог в апреле на Dressing to Impress ).

Когда маньчжуры пришли к власти в 1644 году, у них были очень четкие представления о дизайне придворного костюма, но это касалось структуры, а не рисунка / иконографии. Маньчжуры приняли конфуцианскую систему правления и всю инфраструктуру, существовавшую при предыдущих династиях. Таким образом, изначально они мало что изменили в иконографии костюмов, и она постепенно адаптировалась до 1759 года, когда император Цяньлун предпринял наиболее полный обзор, пересмотр и расширение правил костюма из когда-либо предпринятых. Это не дало нам каких-либо конкретных шаблонов проектирования, отнесенных к этой группе.

Однако маньчжуры превратились в торговцев в 16-17 веках, особенно мехом и женьшенем.У них, безусловно, были торговые связи с Россией. Возможно, этот пояс был заказным. Конечно, это может быть часть Китая, принадлежащая к этническим меньшинствам. Требуется дополнительная информация.
Спасибо, Дэвид, за ваши комментарии по поводу этой статьи.

Крупный план концов ремня.
Плетем узор на 11 ниток узора.

Вот схема плетения, показывающая два мотива маньчжурского пояса с перекрестным узором. Всего 11 ниток выкройки. Каждый узор повторяется дважды с перекрестным мотивом между ними. Целого пояса не было видно, но на лицевой стороне было восемь рисунков, каждый из которых повторялся дважды и разделялся крестиком. Было бы здорово увидеть весь пояс.

У меня не было времени плести этот узор, но он в моем списке дел.

Наслаждайтесь виртуальным посещением музея.

В одном из следующих блогов я покажу экспонаты из моего визита в Музей этнографии в Санкт-Петербурге.Это один из крупнейших музеев подобного типа в мире, и его коллекции просто потрясающие. Вы можете просмотреть здесь. http://eng.ethnomuseum.ru/

Петр Великий

Медный всадник

Это памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге. он известен как Медный всадник.

Эрмитаж — Главный штаб.

Мы посетили Эрмитаж, в котором сейчас есть современная пристройка в Главном штабе. Внутренние пространства здания были творчески изменены, чтобы создать новый потрясающий набор выставочных залов.

Новая лестница, ведущая в выставочные залы.

Первое выставочное пространство.
Униформа Петра Великого
В Эрмитаже хранится портрет Петра Великого в военной форме с поясом на талии.Удивительно, но настоящая униформа, датированная до 1709 года, демонстрируется с военным поясом рядом с оригинальным портретом.
К сожалению, мне не удалось найти более подробной информации об этой форме.

Кушак меня заинтересовал, так как я знаю, что многие военные кушаки изготавливаются в технике подпружинения. Я внимательно посмотрел на створку на дисплее, но не смог увидеть деталей, которые могли бы идентифицировать технику.

Крупный план створки.Кажется, что на нем были полосы, но цвета поблекли.

Во время Международной конференции по плетению кос в Такоме в июле 2016 года я посетила лекцию Кэрол Джеймс. Она рассказала историю о том, как сделала копию подпружиненного военного пояса, принадлежавшего Джорджу Вашингтону.

Кэрол специально изучила военные пояса, изготовленные с использованием пружинной техники.

Ее видео на YouTube «Как сделать пояс с помощью техники пружинения » превосходно.

https://www.youtube.com/watch?v=WoFMeGNshcM

Кэрол воссоздала красный шелковый пояс, который, как гласит традиция, был подарен Джорджу Вашингтону генерал-майором Эдвардом Брэддоком. Она написала очень полезное руководство по определению подпружиненной створки. Вы можете просмотреть статью здесь.

http://www.clothestellstories.com/index.php/sprang

Обновление
К сожалению, мне не удалось решить, изготовлен ли кушак Петра Великого пружинной техникой. Однако Кэрол Джеймс была на связи.

Она прислала мне фотографию сделанного ею пояса, на котором виден наклон S слева и наклон Z справа. Это диагностика одновременной работы пружины.

Присмотритесь к кушаке Петра Великого.

крупный план бахромы створки
Посмотрите на две полосы на створке крупным планом. Кэрол думает, что петли на одном конце створки имеют S-образный наклон, а Z-образный — на другом.Это, в сочетании с конструкцией типа рабица-забор, является диагностическим признаком пружины.

Она также считает, что для создания различных полос на створке, похоже, использовались нити разных сортов. Поскольку отверстия остаются открытыми, он выглядит как более жесткий материал, возможно, лен.

Большое спасибо Кэрол за ваши комментарии по поводу этого военного пояса.

Специальная выставка в Главном штабе.

Мне посчастливилось побывать в феврале, так как специальная выставка в этом приложении была посвящена Мариано Фортуни — великому дизайнеру 20-го века, которого современники называли «Венецианским волшебником». «Ткани Fortuny, особенно платья Delphos, были потрясающими.

Уровень освещенности должен был быть низким, но вот два изображения, взятые из Pinterest и Met.


Платье Delphos от Fortuny

Это платье и многое другое можно увидеть на веб-сайте Met по адресу http://www.metmuseum.org/

Мерцающий бронзовый наряд можно найти по адресу http://www.metmuseum.org/art/collection/search/81594

Ever с тех пор как много лет назад я впервые увидела одно из этих платьев в музее, мне очень захотелось его надеть!

Счастливого плетения.

Susan J Foulkes Март 2017 г.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *