Кунсткамера в петербурге фото экспонатов: История возникновения и коллекция музея Кунсткамера в Санкт-Петербурге

История возникновения и коллекция музея Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Северная столица России — Санкт-Петербург — уже несколько веков носит звание культурного и интеллектуального центра страны. В городе находится много научных учреждений, музейных коллекций, художественных галерей и интерактивных выставок. Одним из самых ярких, этнографических и антропологических собраний считается Кунсткамера СПб, в народе часто именуемая музеем уродов.

Оглавление:

  • Что такое кунсткамера и история её возникновения в Петербурге
  • Наиболее известные экспонаты музея Кунсткамера в Санкт-Петербурге
  • Другие экспонаты коллекции
  • Заключение

Анатомический раздел музея, несмотря на огромную коллекцию экспонатов со всего земного шара, является наиболее посещаемым туристами отделом собрания Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. Фото музея, согласно правилам учреждения, опубликованным на сайте, туристы могут делать только с помощью непрофессиональной фототехники.

Однако, по негласному правилу работников заведения, съёмка внутри помещения анатомического раздела запрещена.

Что такое кунсткамера и история её возникновения в Петербурге

Первоначально, кунсткамера называлась комнатой искусств, в которой знатные особы и монархи хранили редкие произведения живописи, скульптуры, литературы. Немного позже под этим понятием стали понимать собрание всех редких экспонатов. Появление кабинетов редкостей относят к XVI — XVII столетию.

В Россию понятие кунсткамеры привёз Пётр Первый, который увидел подобные собрания во время своей дипломатической миссии 1697­–1698 годов в городах Англии и Голландии. Монарху так приглянулось коллекционирование редких экспонатов, что он лично скупал у европейских собирателей их собрания. Вернувшись в Россию. Император приказал основать такой же музей на родине.

Согласно легенде, место строительства Палат Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры было выбрано тоже неслучайно. Прогуливаясь по Васильевскому острову, император заметил две причудливо сросшиеся сосны. Он приказал спилить деревья с максимальной осторожностью и добавить их в качестве экспоната в коллекцию. На месте их произрастания и было заложено здание, в котором ныне располагается музей.

В 1747 году в здании произошёл пожар, уничтоживший башню здания и наиболее известный экспонат коллекции — Готторпский глобус, подаренный Петру Первому в качестве дипломатического подарка епископом-администратором Готторпского герцогства. Позже он был восстановлен.

Наиболее известные экспонаты музея Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Собрание музея обладает уникально большим количеством экспонатов, рассказывающих об истории, культуре и быте многих народов мира, анатомических аномалиях и редкостях. Однако, среди разнообразия коллекции несколько выставочных экземпляров всё же выделяются:

  • Готторпский глобус. После восстановления глобуса-планетария, от которого после пожара остался только механический корпус, в 1752 году он стал носить название Большого Академического. Специально для того, чтобы где-нибудь разместить громадную конструкцию для неё был построен «Глобусный домик». В 1901 году глобус был перевезён в Царское Село, откуда его похитили нацисты во время Второй мировой войны. Спустя три года после окончания войны его вернули на родину, где, специально под глобус была восстановлена башня Кунсткамеры.
  • Небесная ладья. Механическая игрушка в виде кораблика, скорее всего, была приобретена русским послом в Пекине в начале XVIII столетия. На редком по красоте кораблике из янтаря создано божество в окружении слуг и танцовщиц. После того, как механизм заводят с помощью механического ключа, все люди на палубе начинают танцевать, а корабль – двигаться.
  • Палеолитическая Венера. Возраст этого экспоната музея в Питере приблизительно равен 21-23 тысячам лет. Женская фигура, вырезанная из бивня мамонта, представлена с гипертрофированными ягодицами и грудью, которые высоко ценились среди мужчин пещерного века – считалось, что такие «красотки» наиболее пригодны к деторождению и продолжению рода.
  • Скелет сиамских близнецов. Фото одного из первых экспонатов Кунсткамеры заставляет содрогнуться даже при его просмотре в сети. Детский скелет с двумя головами был выкуплен у голландского анатома Фредерика Рюйша ещё Петром Великим. Именно коллекция нидерландского учёного стала основой зарождающейся Кунсткамеры.
  • Астролябия Гуалтеруса Арсениуса. Несмотря на то, что подобные приборы были изобретены ещё в Древней Греции и с успехом производились на Востоке, в Европе создавать астролябии начали только в XVI веке. Экспонат в Петербурге принадлежит руке фламандского мастера Гуалтеруса Арсениуса.
  • Гейша О-Мацу. Как свидетельствует история, куклу в натуральный рост князю Николаю Александровичу подарил японский император, прознавший, что русской царской особе приглянулась одна из гейш в Киото. Японский владыка приказал изготовить точную копию девушки и передал её будущему императору России. По приезде на родину, цесаревич передал экспонат в Кунсткамеру.

Другие экспонаты коллекции

Многочисленные этнографические экспонаты музея Кунсткамера в Санкт-Петербурге удобно распределены по отделам, соответствующие определённым событиям, тематикам, частям света или странам:

  • Музей Ломоносова. На самом деле, этот отдел объединяет сразу три отдела — сам музей великого учёного, отделение, посвящённое истории русской науки и самой Кунсткамеры, а также выставку Большого Академического глобуса.
  • Латинская Америка. В этой коллекции собраны вещи, наглядно иллюстрирующие жизнь и быт коренных народом региона. Самые ранние экспонаты датируются второй половиной XVIII столетия. Среди наиболее примечательных образцов — рубашки индейцев, использовавшиеся в ритуалах, парадные одеяния вождя индейцев из Бразилии, костюм шамана, произведения искусства разных народов Латинской Америки, в том числе Мексики и Гватемалы.
  • Северная Америка. Отделение музея представляет быт и культуру коренных народов материка от Аляски до Калифорнии. Наиболее интересные экспонаты — алеутские и эскимосские головные уборы, байдарки, гарпуны, лыжи и даже жилища.
  • Африка. Гордостью сотрудников отдела являются бронзовые фигурки правителей Бенина и их родственников, представлены также предметы быта из Эфиопии, верховьев Нила, центральной части материка.
  • Индокитай. В отделе собраны одежда, музыкальные инструменты, посуда, театральные маски, скульптуры и парадное оружие из таких стран, как Таиланд, Камбоджа, Лаос, Вьетнам, Бирма.
  • Ближний и Средний Восток. В этом разделе музея посетители знакомятся с оружием, печатными и рукописными изданиями Корана, шелками и другими произведениями искусства арабских стран, а также Афганистана, Турции, Ирана.
  • Анатомический отдел. Именно здесь собраны редкостные экземпляры генетически неправильных человеческих организмов.
  • Отдельные разделы санкт-петербургского музея Кунсткамера посвящены культуре и быту таких стран, как Китай, Индия, Монголия, Индонезия, Япония, Корея.

Заключение

Экспозиция Музея антропологии и этнографии настолько обширна, что полностью её осмотреть за один день вряд ли удастся. Поэтому лучше ознакомиться с перечнем экскурсий и туров по Кунсткамере на официальном сайте учреждения, и выбрать для себя наиболее интересные.


Смотрите это видео на YouTube

Музей Кунсткамера

Кунсткамере – 300 лет. 10 редких экспонатов из этнографической коллекции | События | КУЛЬТУРА

Яна Хватова

Примерное время чтения: 8 минут

66167

www.russianlook.com

300-летний юбилей празднует 31 января первый музей России – Кунсткамера, учрежденная указом Петра I в 1714 году. Официальное название Кунсткамеры – Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук. В Музее собраны самые интересные и редкие предметы из истории культур Старого и Нового Света. Коллекция насчитывает более миллиона экспонатов и является самой большой в мире.

Во времена Петра I посещение музея было бесплатным, гостям предлагали кофе и закуски, а знатным людям – венгерское вино. Музей известен своей коллекцией анатомических редкостей, среди которых двухголовый ягненок и зубы, удаленные лично самим Петром I. При Кунсткамере были и живые экспонаты. Например, Петр привез из-за границы великана Буржуа ростом 2,3 м. Сейчас в музее хранится его сердце.

К юбилею знаменитого музея SPB.AIF.RU предлагает самые интересные и необычные экспонаты этнографической коллекции Кунсткамеры.

Летопись индейцев Дакота

Летопись индейцы написали на бизоньей шкуре в XIX веке. Каждый рисунок изображает важное событие. Человеческая фигура, закрашенная красным цветом, означает эпидемию кори. 30 горизонтальных линий символизируют 30 индейцев Дакота, убитых индейцами Кроу.

Рисунок коровы говорит о том, что в страну Дакота пригнали рогатый скот.

В летописи индейцев дакота каждый рисунок означает важное событие. Фото: АиФ / Яна Хватова

«Солнечный кипятильник»

В каждом доме Китая в XIX веке независимо от состоятельности хозяев было необычное приспособление – «солнечный кипятильник». С помощью такого инструмента можно за несколько минут получить горячий чай, приготовленный солнечными лучами. Бетонная полусфера кипятильника обклеена зеркальцами. Ее нужно повернуть на солнце и поставить чайник с водой на подставку в центре сферы. Вода закипит уже через десять минут.

С помощью этого устройства китайцы кипятили воду на солнце. Фото: АиФ / Яна Хватова

Флейта из человеческой кости

Монгольские шаманы делали флейты из бедренной кости человека. Просто так дуть в эту флейту было строго запрещено. Шаманы использовали ее только в ритуальных целях – для вызова духов трех миров. Шаманы предлагали им свое тело в качестве подношения. Тот, кто выдерживал такое испытание, считался бесстрашным.

Монгольские шаманы делали флейты из бедренной кости человека. Фото: АиФ / Яна Хватова

Монгольская юрта

В такой юрте монголы жили, начиная с XV века. Остов жилища состоит из многочисленных деревянных решеток. Их покрывали кусками войлока и перевязывали веревками. Дверь юрты всегда была обращена на юг, а северная сторона напротив входа считалась самой почетной. Внутри юрта делилась на мужскую и женскую половину. В соответствии с этим принципом была расставлена мебель. В центре юрты располагался очаг, который монголы считали священным местом.

Дверь монгольской юрты всегда обращена на юг. Фото: АиФ / Яна Хватова

Коран

Коран  — священная книга мусульман. В ней содержатся проповеди, наставления, правила, запреты, а также повеления юридического, культового и хозяйственного характера. Окончательный текст был записан в Коран в середине VII века. До этого времени откровения и проповеди передавались устно. Когда Коран был полностью записан, мусульмане начали учиться грамоте прежде всего с той целью, чтобы прочитать священную книгу.

Мусульмане учились грамоте для чтения Корана. Фото: АиФ / Яна Хватова

Шахматы щатар

Шахматы щатар появились у бурятов в XV веке. Они сразу стали одной из самых популярных игр. Шахматы и правила игры отличаются от европейских. Вместо ферзя в таких шахматах использовали собаку, вместо ладьи – повозку или юрту, а вместо слона – фигурку верблюда. Все фигуры были выполнены в виде персонажей притч. Их вырезали из слоновой кости, камня, дерева или отливали из металла.

В бурятских шахматах вместо ферзя — собака, а вместо слона — верблюд. Фото: АиФ / Яна Хватова

Нэцкэ

В Японии нэцкэ представлял собой маленький резной брелок. С помощью нэцкэ японцы прикрепляли к поясу кимоно связку ключей, коробочку с лекарствами, кисет с табаком или парфюмерию. Необходимость этого приспособления была вызвана тем, что у кимоно не было карманов. Сейчас японцы носят европейскую одежду, и практическая функция брелка исчезла. Нэцкэ продолжают изготавливать как сувенирную продукцию.

С помощью нэцкэ японцы прикрепляли к поясу связку ключей. Фото: АиФ / Яна Хватова

Рикша

Рикша – наиболее распространенный вид транспорта в Китае XIX века. Он представлял собой двухколесную повозку, приводимую в движение человеком. Такой способ передвижения был одним из самых дешевых. Тяжелая работа извозчика приводила к заболеваниям легких и сердца, и человек терял трудоспособность через 6-8 лет изнурительного труда. В середине  XX века рикши в Кита были ликвидированы.

Главным видом транспорта в Китае был рикша. Фото: АиФ / Яна Хватова

Ракшас

На Шри-Ланке считалось, что ракшасы были злыми демонами, причиняющими человеку вред. Шестиметровые статуи ракшасов было принято ставить у входа в дом или храм, чтобы туда не проник враг. Этот ракшас охраняет вход в Кунсткамеру. Он был подарен цесаревичу Николаю Александровичу в 1905 году Императорским Русским Географическим Обществом.

Ракшас охраняет вход в музей. Фото: АиФ / Яна Хватова

Волшебный Дракон

В магазине при Кунсткамере стоит вырезанный из дерева Дракон. Под ним находится коробочка с прорезью для записок. Каждый посетитель музея может написать свое заветное желание на листочке бумаги и опустить его в коробку. При этом нужно обязательно потереть брюшко Дракона – тогда желание сбудется.

Если погладить дракона по брюшку, он исполнит ваше желание. Фото: АиФ / Яна Хватова

Смотрите также:

  • «Путь воина». 7 необычных экспонатов выставки «Самураи. 47 ронинов» →
  • Тысячелетние древности в Старой Деревне →
  • Три новых музея →

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • Во дворе Кунсткамеры могут поставить памятник Кнорозову
  • Музей — храм, а не базар. Пиотровский о юбилее Эрмитажа, запретах и халяве
  • В здании Биржи создадут музей Русской гвардии и геральдики
  • Музей в Разливе можно будет посетить, сдав батарейку в экобокс
  • Фаберже вернулся. В Петербурге открылся музей знаменитого ювелира

Новости smi2.ru

Кунсткамера в Санкт-Петербурге, Россия

В Санкт-Петербурге можно ходить в музей каждый день в течение 3 месяцев и не посетить их все. Есть несколько, которые просто необходимо увидеть — некоторые из-за их великолепного искусства и архитектуры, другие из-за их исторической ценности, но есть один, который каждый должен посетить из-за его абсолютной уникальности. Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии Петра Великого) — старейший музей в России, который отправит вас в кругосветное путешествие по научным странностям.

Впервые я узнал об этом музее от своего профессора в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете. Она пошла, когда была еще маленькой девочкой, и помнила, что была несколько огорчена. Она упомянула, что это нужно обязательно увидеть, но также и то, что это место лучше посетить только один раз. Интригующий. Достаточно интригующе, что в один дождливый пятничный день я собрал небольшую группу других студентов, и мы направились в Кунсткамеру, которая находится примерно в 25 минутах ходьбы от университета.

Большая часть музея антропологическая и этнографическая. Ваше путешествие начинается в Северной Америке. Здесь представлены традиционная одежда, костюмы, реликвии и оружие из разных периодов времени. Комнаты проходят через Америку, вверх через Африку, затем через Среднюю и, наконец, Восточную Азию. Вы сможете узнать, как работали, жили, одевались и играли исторические жители этих регионов. Среди наших любимых коллекций были 15 самых разных типов стрел, используемых в Северной Америке только одним племенем, две статуи белого слона из древнего Китая и корейский воин с его богато украшенными доспехами и сверкающим мечом.

Китайские белые слоны, скульптура в Куцкамере

Побывав до этого в нескольких антропологических и этнографических музеях, я в основном знал, чего ожидать от экспонатов. Впрочем, читать описания (доступные как на русском, так и на английском) было так же интересно, как и смотреть на вещи. Было поучительно увидеть, чем русский взгляд на эти культуры и народы противопоставлялся американскому взгляду. Одно важное отличие, которое я сразу же заметил, заключалось в том, как они говорили о племенах коренных американцев и о том, как их угнетали и изгоняли. Это дискурс, о котором иногда удобно забывают в Америке. Антропология увлекательна и проницательна, но пока вы наслаждаетесь кругосветным путешествием, приготовьтесь к чему-то, чего вы наверняка еще не видели.

Огромный глобус в музее

Главной достопримечательностью Кунсткамеры является коллекция научных диковин. В этой комнате находится большая коллекция сохранившихся физических образцов (как людей, так и других животных) с физическими отклонениями. (Я не привожу здесь фотографии, потому что некоторых людей они могут расстроить, но вы можете легко найти их в Интернете, если вам так хочется.) Среди прочего, посетитель этой комнаты увидит животных и людей с двумя головами над головой. размер частей тела и множество других необычных физических характеристик.

Петр Великий был, мягко говоря, странным человеком, и после того, как ученые закончили изучение того, что произошло и почему, он приказал им прислать образцы для его коллекции. Эта комната — результат его коллекционирования. Это действительно то, что я бы рекомендовал увидеть один раз, и только один раз, и это делает Кунсткамеру стоящей посещения.

Кунсткамера – Санкт-Петербург Россия
Расположение: Университетская наб., д. 3, Санкт-Петербург, 199034
(прямо через мост от Эрмитажа)
Часы работы: 11:00–19:00 со вторника по воскресенье (выходной понедельник)
Среднее время посещения: 2 часа
Стоимость: 300 рублей (4,75 доллара США) или 100 рублей (1,50 доллара США) со студенческим билетом
Веб-сайт: kunstkamera.ru (на английском языке: kunstkamera. ru/en)

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук

Кунсткамера — первый государственный публичный музей в России. Датой его основания принято считать 1714 год, когда библиотека и собрания Петра I были перевезены из Москвы в Петербург. Их временно поместили в Летнем дворце Петра, затем в особняке Кикина, а в 1726 году перенесли в специально спроектированное здание (арх. Маттарнови), предназначенное для размещения музея (Университетская наб., 3). Во время Великого посольства в 169 г.7–1698 Петр I увлекся европейскими «кабинетами редкостей» и решил собрать собственную коллекцию. В 1704 году Петр I издал несколько указов, предписывавших приобретать для музея необычные предметы и анатомические аномалии. Кунсткамера стала одним из первых учреждений в составе Санкт-Петербургской (Российской) Академии наук, созданной в 1724 году. С тех пор Кунсткамера была не только музеем, но и научно-исследовательским учреждением, в котором работали многие видные ученые. На протяжении 18-19 вв.На протяжении веков коллекция Кунсткамеры постоянно пополнялась по мере поступления новых экспонатов: они были подарены либо известными русскими путешественниками, вояжерами и дипломатами, либо дипломатическими дарами русским императорам. Для сбора предметов для коллекций в разные регионы России отправлялись специальные экспедиции. Ко времени основания Кунсткамеры относятся и ранние этнографические коллекции музея.

Академик А. А. Шифнер — директор Этнографического музея и академик К. М. Бэр — директор Анатомического музея внесли предложение об основании Музея антропологии и этнографии (МАЭ), который был создан 10 ноября 1879 г.по постановлению Госсовета. Она стала преемницей Кунсткамеры и в 1903 году ей было присвоено имя Петра Великого.

Институт антропологии, археологии и этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая) был создан в 1933 году. С 1943 по 1992 год МАЭ был Ленинградским филиалом этого института. В 1992 году музей снова стал самостоятельным учреждением в составе историко-филологического отделения Российской академии наук (РАН).

Сегодня в МАЭ хранится более 1,2 миллиона предметов; институт остается одним из ведущих научных центров Российской академии наук. В соответствии с указами Президента Российской Федерации (№ 294 от 18 декабря 1991 г. и № 1487 от 30 ноября 1992 г.) МАЭ РАН причислен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *