Кунсткамера — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук
Кунсткамера в Санкт-Петербурге – уникальный и самый древний из общедоступных музеев в России. Создали его по инициативе Петра I в 1714 году. Здание Кунсткамеры возводили специально для размещения коллекций еще при жизни правителя, а первые экспонаты лично отбирал Петр. Сегодня же, это крупнейший музей естествознания, науки и быта разных народов разных эпох.
Здание Кунсткамеры в Санкт-ПетербургеНазвание музея неслучайно. Kunstkammer переводится с немецкого как «собрание диковинок». И действительно, коллекции всяческих редкостей были популярны в Европе в эпоху Возрождения, на волне роста интереса знати к научно-естественным знаниям. Вначале в кунсткамерах собирали необычные находки научных экспедиций, предметы быта и древние произведения искусства и ремесла. Такие реликвии никак не классифицировались и были рассчитаны впечатлить окружающих только по факту своей безусловной ценности и уникальности. В основном, кунсткамеры были призваны продемонстрировать академический интерес и финансовое благосостояние в княжеских домах Западной Европы.
Согласно легенде, однажды Петр I случайно заметил березу, ствол которой врастал в основание другого дерева, и эта природная аномалия натолкнула правителя на идею создания музея.
Петр Великий, портретНо более реальная версия заключается в том, что идею таких хранилищ ценностей правитель подсмотрел во время своего путешествия в Европу в 1697-1698 году. Тогда он приобрел в Голландии несколько экспонатов, которые показались ему уместными – чучела птиц, скелеты рыб и несколько анатомических препаратов – заспиртованных уродцев. Вместе с секретными рецептами бальзамирования тел, Петр Первый привез в Россию «Кабинет Фредерика Рюйша», который поражает сохранностью препаратов и сегодня.
Фредерик Рюйш был профессором ботаники и анатомии, который полвека изготавливал свою уникальную коллекцию по анатомии и эмбриологии. Все 937 экспонатов редчайшей коллекции Рюйш согласился продать только императору России – видимо, Петр умел производить впечатление человека, который не только понимает ценность таких редкостей, но и сумеет их бережно сохранить и оставить потомкам.
Экспонаты Кунсткамеры — анатомические аномалии человекаИ действительно, Петр Великий приложил массу усилий, чтобы коллекции музея пополнялись.
Так, в 1704 году он издал указ: «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей».
В тексте говорилось: «Если кто найдет в земле или на воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть… да зело велики или малы перед обыкновенными, также старые надписи на каменьях, железе или меди…» и предлагалось пополнять такими необыкновенными вещами коллекцию, а бывающим за границей – привозить диковинки из поездок и передавать на хранение в Московскую аптеку Роберта Арескина, который был назначен хранителем коллекций.
Спустя 10 лет, в 1714 году обширная уже коллекция перемещается в Санкт-Петербург и получает временную прописку в здании Старого Летнего дворца. Роберт Арескин по-прежнему главный «казначей» диковинок, а Иоганн Шумахер становится его помощником, «надсмотрителем редкостей и натуралиев». Так 1714 год считается датой основания первого русского музея.
Экспонаты Кунсткамеры — анатомические аномалии животныхВо время следующего путешествие царя в Европу в 1716-1717 годах, Арескин помогал Петру I закупать новые экспонаты. Так Кунсткамера пополнилась коллекцией минералов, численностью в три тысячи экземпляров «каменьев необыкновенных» из Германии.
В 1719 году Петр издал Указ о том, что коллекции Кунсткамеры могут быть доступны для осмотра. Местом для демонстрации экспозиции стал дом обвиненного в заговоре против царя дворянина, Александра Кикина. Конфискованный под выставку дом у Смольного собора в Северной столице стал местом собрания не только анатомических и зоологических экспонатов, но и местом формирования и оформления первой исторической коллекции. Ею стали образцы одежды и предметы быта народов, населявших Россию. Сам Петр с удовольствием демонстрировал иностранным гостям и дипломатам собранные диковинки и с энтузиазмом рассказывал о них.
Примечательно, что в первые годы своего функционирования музей демонстрировал посетителям и живые экспонаты. Ими служили люди с врожденными уродствами и генетическими нарушениями. После смерти, скелеты карликов, великанов и прочих «уродцев» оставались там же, в музее, пополняя коллекцию.
Когда в 1725 году была основана Российская академия наук, коллекции Кунсткамеры стали пополняться экспонатами из «академических экспедиций» отечественных ученых. Заграницей же продолжали покупать отдельные коллекции чучел животных, птиц, рыб, амфибий и насекомых.
Лишь в 1727 году коллекции обрели новый, привычный обывателям дом – в специально выстроенном здании на стрелке Васильевского острова. Там Кунсткамера располагается и сегодня.
Главный фасад Кунсткамеры — чертеж XVIII векаСтроили здание по проекту известного русского архитектора М.Г. Земцова. И сегодня это изящное здание зеленого цвета с белыми колоннами остается выдающимся образцом архитектуры в стиле барокко.
С самого первого дня открытия музей стал бесплатным для посетителей. Царь распорядился предельно ясно: «следует охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать», и даже выделил на эту цель средства из казны. И «охотников», действительно, угощали. Да не чем-нибудь, а в лучших западных традициях – «кофе и цукербродами». Вошедших встречал «суббиблиотекарь» и другие сотрудники музея, которые показывали посетителям экспонаты и рассказывали об их происхождении, а после экскурсии – угощали вином и закусками. Результат такой политики не заставил себя ждать: в Кунсткамере всегда было «много разного звания народу».
К 1740 году в состав Кунсткамеры входили уже четыре группы «кабинетов»: «Натур-камера» (редкости естествознания), «Мюнцкамера» (коллекция монет», «Кунсткамера» (предметы прикладного искусства и быта разных народов), «Кабинет Петра Великого» (личные вещи царя).
На период 1741-1765 года приходится превращение музея в серьезный академический центр. Так, в здании башни в этот период работал Михаил Ломоносов, основатель Академии наук и первого университета в России. В это же время в башне здания появляется первый планетарий и начинает свою работу астрономическая обсерватория.
Астрономическая обсерватория — Кунсткамера, Санкт-ПетербургИ, по трагическому стечению обстоятельств, на эти годы выпадает страшный пожар 1747 года, когда здание было буквально уничтожено огнем, вместе со многими ценными экспонатами.
Реконструкция и даже частичная перестройка здания музея заняла целых 20 лет. Но в 1766 году Кунсткамера вновь открыла свои двери всем желающим. В башне здания расположили астрономическую обсерваторию, кабинет физики, мастерские и две типографии Академии наук. Там же, в башне, разместился Анатомический театр.
Что касается пополнения музейных коллекций, то они росли за счет активных научных экспедиций, причем не только русских ученых, но и их западных коллег. В итоге к 1830 году в музее накопилось столько коллекций и экспонатов, что их систематизация и классификация заняла 7 лет, и привела к решению рассредоточить материалы по самостоятельным музеям. Так на базе Кунсткамеры появились Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический музеи и Кабине Петра I. Причем территориально, основная часть образованных музеев осталась в здании, а другая часть переехала в соседнее строение (желтый дом с белыми массивными колоннами, современное здание Зоологического музея, Санкт-Петербург).
Вид на Кунсткамеру и Академию Наук России с Университетской набережной, Санкт-ПетербургВ 1878 году Антропологический и Этнографический музеи объединили в единый Музей антропологии и этнографии. Планировалось, что он объединит в своих экспонатах все научные данные о происхождении человека и о его культуре, включая археологию и этнографию. В конце XVIII века коллекции музея пополнились уникальными экспонатами, собранными экспедицией В.В. Юнкера в Африке и Н.Н. Миклухо-Маклая в Новой Гвинее.
Этнографические экспонаты музеяВ честь празднования двухсотлетия основания Санкт-Петербурга, музей переименовали в Музей антропологии и этнографии им. императора Петра Великого. Во времена СССР на его базе был открыт Институт этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Академии Наук СССР.
После блокады и Великой Отечественной войны, в 1946 году, двери музея вновь открылись публике. Коллекции стали пополняться, появились новые, посвященные этнографии народов мира, экспозиции. Созданный еще в начале XIX века музей М. В. Ломоносова, располагавшийся в здании Кунсткамеры, снова вошел в состав Музея (при Советах он был частью Института истории естествознания и техники РАН).
На сегодняшний день Кунсткамера – это музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, в котором представлены коллекции и экспозиции, раскрывающие этнографические и исторические особенности разных народов мира.
Тематические экспозиции посвящены культуре и быту, верованиям и ремеслам народов стран Азии и Африки, Северной Америки, Среднего и Ближнего Востока.
Природные экспонаты и, особенно популярная у туристов коллекция аномалий анатомии человеческого тела – Анатомический театр, располагается в башне здания и занимает всего один зал, но тем не менее, продолжает вызывать устойчивую ассоциацию Кунсткамеры с «уродцами в формалине».
Музей располагается в самом центре Северной столицы, на Университетской набережной, рядом со стрелкой Васильевского острова. Рядом находятся ст. м. «Адмиралтейская» и «Василеостровская».
Работает музей с 11 до 19 часов, кассы – до 18 часов. В понедельник Кунсткамера не работает, как и в праздничные дни.
Подробнее ознакомиться с экспозициями и коллекциями музея, уточнить режим работы и даже оставить заявку на экскурсию позволит Кунсткамера Санкт-Петербург официальный сайт.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера)
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге. Первый музей в Российской империи, основанный императором Петром I в 1714 году и открывшийся для широкой публики в 1719 году. Музей знаменит уникальной коллекцией из более миллиона экспонатов, раскрывающих историю и быт многих народов, однако, главная «достопримечательность» Кунсткамеры — коллекция анатомических редкостей и аномалий Фредерика Рюйша.
Фотографии / авторы — Флорштейн А., Муратов В. | Часы работы: по расписанию Доступ: | ||
Здания музея:
Главный музейный комплекс:
- Кунсткамера
- Музейный флигель
Расписание работы
Летнее (с 1 июня по 31 августа):
ВТ, СР, ЧТ, ПТ, СБ, ВС — с 11. 00 до 19.00
ПН — не рабочий день
последний ВТ каждого месяца — санитарный день
Обычное:
ВТ, СР, ЧТ, ПТ, СБ, ВС — с 11.00 до 18.00
ПН — не рабочий день
последний ВТ каждого месяца — санитарный день
Интересные факты:
Слово «кунсткамера» в переводе с немецкого означает «кабинет редкостей», комнату для размещения и хранения коллекций из естественно-научных экспонатов или разнообразных древних, редких и курьезных вещей. Подобные кабинеты часто открывались при королевских дворах Европы, и Петр I в 1697-1698 годах, во время своего первого зарубежного визита, ознакомившись с ними загорелся желанием устроить такую «куншткамеру» и у себя во дворце. Так из Петровской Кунсткамеры позже возник первый в России естественно-научный музей. Поскольку учреждением Кунсткамеры Петр I преследовал цели обучения и просвещения, то мало того, что вход в музей был бесплатным, так всем посетителям еще и предлагали угощение.
Первая коллекция была размещена в Летнем дворце Петра I в 1714 году, потом она стала активно пополняться, и для ее размещения на Васильевском острове в 1718 году заложили специальные «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры», а до окончания строительства нового здания Кунсткамера переехала в дом боярина Кикина («Кикины палаты»). В 1927 году «палаты» были в целом готовы (полностью строительство завершили в 1734 году), новое 3-этажное здание явило собой яркий образец петровского барокко с многоярусной башней и сложным купольным завершением, а планетарная (армиллярная) сфера над Кунсткамерой стала одним из узнаваемых символов Санкт-Петербурга.
Здание Кунсткамеры стало домом не только для музея редкостей, отсюда также вышли такие знаменитые учреждения, как Российская академия наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Библиотека академии наук, Главная астрономическая обсерватория. В 1741-1765 годах здесь работал М. В. Ломоносов, и сегодня в музее есть посвященная ему экспозиция.
Первыми экспонатами Кунсткамеры, еще в петровском дворце, стали различные «диковины» — препарированные головки младенцев, заспиртованные части человеческого тела, препараты из коллекции голландского анатома Фредерика Рюйша, чучела мелких животных и птиц, гербарии, коллекции бабочек и красивых раковин. Также при музее содержались и живые экспонаты — «монстры», люди с различными уродствами и странными анатомическими особенностями (карлики, великаны).
В 1830-х годах Кунсткамера была разделена на несколько музеев: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический и Кабинет Петра I, часть из них осталась в прежнем здании, а часть — дала начало новым музеям. В итоге, базовым для современной Кунсткамеры стал Музей антропологии и этнографии, учрежденный в 1878 году.
Кунсткамера — старейшее здание в мире, построенное специально для музея.
Здание Кунсткамеры включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, 3. Телефоны: +7 (812) 328-14-12, 328-08-11 Интернет: www.kunstkamera.ru | |
Музей антропологии и этнографии на карте: | Как добраться: Музей находится в восточной части Васильевского острова возле примыкания Дворцового моста к Университетской набережной. Ближайшие станции метро — «Адмиралтейская», «Василеостровская». Наземный транспорт — остановка «Университетская набережная». |
Туристу на заметку:
Карьерная выставка Розамонд Перселл представлена в галерее Addison. Предоставлено художником. © Rosamond Purcell
ANDOVER, Mass. – Rosamond Purcell: Nature Stands Aside, первая ретроспектива работ художницы, будет представлена в галерее американского искусства Addison до 31 декабря. На выставке будет представлено более 150 навязчивых работ художника. фотографии, сборки, коллажи и инсталляции, охватывающие карьеру Перселла с конца 19 века.60-х годов до наших дней.
На протяжении своей более чем 50-летней практики Перселл сотрудничала с палеонтологами, литературоведами, историками, кураторами музеев и эрудированными магами и черпала вдохновение из иконоборческих источников, от свалки площадью 13 акров в штате Мэн до коллекций музеев естественной истории из по всему миру. Пионер художественной цветной фотографии и источник вдохновения для целого поколения художников от Марка Диона до Салли Манн, Пёрселл исследует действия времени и разложения как стихийные элементы мира природы и человеческого существования.
Розамонд Перселл, «Саки и золотой львиный тамарин», Центр биоразнообразия Naturalis, Лейден, 1990-е гг. Струйная печать, переменные размеры. Предоставлено художником. © Rosamond Purcell
Среди работ на выставке менее известные ранние портреты Перселл и радикально экспериментальные полароидные снимки 1970-х и 1980-х годов, а также ее фотографии сохранившихся животных в музейных коллекциях, окаменелости, яйца, гнезда, образцы из медицинские музеи и забытые человеческие вещи, а также смешанные коллажи и конструкции, в том числе Стена , 20-футовая инсталляция, состоящая из естественно патинированного металлолома и других объектов, спасенных из безвестности.
Розамонд Перселл, «Стена», 1990-е годы. Инсталляция из смешанной техники, 121 на 264 на 5 дюймов. Предоставлено художником.©Розамонд Перселл
тревожное и возвышенное, красивое и причудливое, естественное и искусственное», — сказала Эллисон Кеммерер, директор Галереи американского искусства Эддисона. «Эддисон долгое время представлял и отстаивал фотографию, а также экспериментальную работу Пёрселла на Полароиде в 19-м веке.70-е годы способствовали признанию цветной фотографии изобразительным искусством. Но так же, как ее работа находится на стыке искусства и науки, сама Пёрселл не поддается никакой простой категоризации».
Розамонд Перселл, «Русалка №1», 1970 г. Polaroid, 4 ¼ на 5 1/4 дюйма. Предоставлено художником. © Rosamond Purcell
«Шесть десятилетий работы Перселл, несмотря на то, что они блестяще разнообразны и не поддаются простой классификации, красноречиво говорят о ее настойчивых исследованиях способов, которыми мы пытаемся понять мир вокруг нас, обнажая, как барьеры логики и разума, которые которые мы возводим, чтобы навести порядок в хаосе, пористы и ненадежны», — сказал Гордон Уилкинс, помощник куратора американского искусства Роберта М. Уокера в Addison’s и куратор выставки. «Хотя Перселл уникальна, ее фотографии, стипендии, инсталляции, новаторское институциональное сотрудничество и писательство вдохновили целое поколение художников.
Теперь, когда ей исполняется 80 лет, мы впервые собираем вместе все ее работы, подчеркивая ее непреходящее влияние как художника и мыслителя».Розамонд Перселл, «Как вы играете в игру», 1989 г. Коллаж из смешанной техники, 12 на 12 дюймов. Предоставлено художником. © Rosamond Purcell
Перселл выросла в Кембридже, штат Массачусетс, и после окончания Бостонского университета начала свою карьеру преподавателя, прежде чем она начала экспериментировать с фотографией, получив свою первую камеру Polaroid в конце 1960-х годов. В начале 1980-х она начала создавать работы, благодаря которым она наиболее известна: изображения образцов естественной истории, часто хранящиеся глубоко в недрах научных музеев и исследовательских институтов по всему миру.
Розамонд Перселл, «Летучие мыши, Музей сравнительной зоологии, Гарвардский университет», 1984 г. Серебряно-желатиновый оттиск, 8 на 10 дюймов. Предоставлено художником. © Розамонд Перселл
Перселл был героем документального фильма 2016 года « Искусство, которое создает природа: работа Розамонд Перселл » Молли Бернстайн. Книги Перселла включают Book Nest ; Иллюминация: Бестиарий ; Славное предприятие: Музей естественных наук Филадельфии ; и Голова совы: о природе потерянных вещей , в которой рассказывается о 20-летнем исследовании Перселлом многоакровой свалки в штате Мэн. Ее работы выставлялись в США и Европе и хранятся в коллекциях Музея изящных искусств в Бостоне; Метрополитен-музей; Художественный музей Нельсона-Аткинса; Национальная академия наук в Вашингтоне, округ Колумбия; V&A в Лондоне; Художественный институт Чикаго и Национальная галерея Канады.
Розамунд Перселл: Природа стоит в стороне, куратор Гордон Уилкинс. Выставку будет сопровождать полноцветный каталог, изданный в сотрудничестве с Rizzoli Electa, с текстами Марка Диона, Кристофа Ирмшера, Эррола Морриса, Розамунд Перселл, Белинды Рэтбоун и Гордона Уилкинса. Поддержку этой выставке оказало Artist’s Resource Trust.
Посетите веб-сайт Галереи американского искусства Эддисон и посмотрите ее страницу, посвященную Розамунд Перселл: Природа стоит в стороне.
Циклопия человека. Фото выездного экспоната из Кунсткамеры Санкт-Петербурга («Кабинет…», Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти. визуальный контент по правильной цене
Лицензия без лицензионных отчислений
Выберите разрешение, которое наилучшим образом соответствует вашим потребностям
С 1 МБ А8 | 458 х 762 пикселей 16,2 х 26,9 см | 72 | €29,00 | |
М 6 МБ А6 | 1123 х 1868 пикселей 90,5 х 15,8 см | 300 | €59,00 | |
л 26 МБ А4 | 2338 х 3888 пикселей 19,8 х 32,9 см | 300 | €129,00 | |
XL 50 МБ А3 | 3242 х 5391 пикселей 27,4 х 45,6 см | 300 | €199,00 |
Купи сейчас
Добавить в корзину
ДОСТАВКА: Изображение сжато в формате JPG
Код изображения: CUL-IS09AS8YE Фотограф: Коллекция: Культура Пользовательская лицензия: Бесплатно Наличие высокого разрешения: До XL 50 МБ А3 (3242 х 5391 пикс.