Кунсткамера в санкт петербурге фото экспонатов описание – Кунсткамера и камера пыток в Питере (51 фото)

Кунсткамера в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Кунсткамера — музей, основанный по указу Петра I, открылся в 1714 г. и стал первым в России. Он был назван немецким словом «Кунсткамера», что означает «кабинет редкостей». В нем предполагалось собирать всевозможные раритеты, созданные природой и руками человека. Полное название музея — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.

Общая информация

Кунсткамера создавалась на основе личных коллекций самого Петра. Любознательного царя всегда привлекали удивительные, таинственные явления — теленок с двумя головами, трехногий младенец, скелет неведомой огромной птицы, необычные раковины, странные растения, каменные идолы. Собрание редкостей и экзотических вещей быстро росло. Из разных концов страны поступали все новые находки — редкие минералы, чучела экзотических животных, старинные монеты и манускрипты, диковинные черепа и древняя утварь. Во время своих заграничных путешествий царь, не скупясь, закупал редкие книги, приборы, оружие, природные редкости, анатомические препараты. Так, в 1717 г. он купил в Голландии коллекцию «монстров» — заспиртованных в банках человеческих эмбрионов с различными отклонениями в развитии.

Есть в Кунсткамере и поистине уникальные экспонаты, например огромный (диаметром более 3 м) Готторпский глобус XVII в., изготовленный в немецком городе Готторп и подаренный Петру голштинским герцогом. Он представляет собой своеобразный планетарий с картой звездного неба, которую могут наблюдать одновременно больше десятка человек, находящихся внутри его.

Царские коллекции были доступны для всеобщего обозрения. «Я хочу, чтоб люди смотрели и учились!» — говорил Петр. Его указ гласил: «В оную Кунсткамеру впредь всякого желающего пускать и водить, показывая и изъясняя вещи». За вход денег не брали, более того, каждому посетителю предлагалось угощение.

Сперва коллекции размещались в доме, конфискованном после казни боярина Кикина, — Кикиных палатах. Затем для Кунсткамеры было выстроено специальное здание на Васильевском острове. Постепенно собрание занятных редкостей начало превращаться в настоящий академический музей. Здесь появилась богатая этнографическая коллекция. В настоящее время этнографические, антропологические и археологические собрания музея, насчитывающие более миллиона экспонатов, представляют культуру и быт народов всех континентов, рассказывают о происхождении человека и человеческих рас, истории первобытного общества.

Посетителям

  • Адрес: Университетская наб., 3. Вход с Таможенного пер. «Василе-островская», «Невский проспект».
  • Тел.: 328-08-12.
  • Время работы: Открыт ежедневно, кроме пн и последнего вт месяца, с 11.00 до 18.00. Осмотр-2-3 ч.
  • Вход: 300 р., льготный (школьники, пенсионеры) — 100 р., студенты и дошкольники — бесплатно. Третий чт каждого месяца (кроме летних) посещение музея бесплатно.

wikiway.com

История возникновения и коллекция музея Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Где находится кунсткамера санкт-петербургаСеверная столица России — Санкт-Петербург — уже несколько веков носит звание культурного и интеллектуального центра страны. В городе находится много научных учреждений, музейных коллекций, художественных галерей и интерактивных выставок. Одним из самых ярких, этнографических и антропологических собраний считается Кунсткамера СПб, в народе часто именуемая музеем уродов.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Анатомический раздел музея, несмотря на огромную коллекцию экспонатов со всего земного шара, является наиболее посещаемым туристами отделом собрания Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. Фото музея, согласно правилам учреждения, опубликованным на сайте, туристы могут делать только с помощью непрофессиональной фототехники. Однако, по негласному правилу работников заведения, съёмка внутри помещения анатомического раздела запрещена.

Что такое кунсткамера и история её возникновения в Петербурге

Уродцы кунсткамераПервоначально, кунсткамера называлась комнатой искусств, в которой знатные особы и монархи хранили редкие произведения живописи, скульптуры, литературы. Немного позже под этим понятием стали понимать собрание всех редких экспонатов. Появление кабинетов редкостей относят к XVI — XVII столетию.

В Россию понятие кунсткамеры привёз Пётр Первый, который увидел подобные собрания во время своей дипломатической миссии 1697­–1698 годов в городах Англии и Голландии. Монарху так приглянулось коллекционирование редких экспонатов, что он лично скупал у европейских собирателей их собрания. Вернувшись в Россию. Император приказал основать такой же музей на родине.

Согласно легенде, место строительства Палат Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры было выбрано тоже неслучайно. Прогуливаясь по Васильевскому острову, император заметил две причудливо сросшиеся сосны. Он приказал спилить деревья с максимальной осторожностью и добавить их в качестве экспоната в коллекцию. На месте их произрастания и было заложено здание, в котором ныне располагается музей.

В 1747 году в здании произошёл пожар, уничтоживший башню здания и наиболее известный экспонат коллекции — Готторпский глобус, подаренный Петру Первому в качестве дипломатического подарка епископом-администратором Готторпского герцогства. Позже он был восстановлен.

Наиболее известные экспонаты музея Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Собрание музея обладает уникально большим количеством экспонатов, рассказывающих об истории, культуре и быте многих народов мира, анатомических аномалиях и редкостях. Однако, среди разнообразия коллекции несколько выставочных экземпляров всё же выделяются:

  • Самые популярные экспонаты музеяГотторпский глобус. После восстановления глобуса-планетария, от которого после пожара остался только механический корпус, в 1752 году он стал носить название Большого Академического. Специально для того, чтобы где-нибудь разместить громадную конструкцию для неё был построен «Глобусный домик». В 1901 году глобус был перевезён в Царское Село, откуда его похитили нацисты во время Второй мировой войны. Спустя три года после окончания войны его вернули на родину, где, специально под глобус была восстановлена башня Кунсткамеры.
  • Небесная ладья. Механическая игрушка в виде кораблика, скорее всего, была приобретена русским послом в Пекине в начале XVIII столетия. На редком по красоте кораблике из янтаря создано божество в окружении слуг и танцовщиц. После того, как механизм заводят с помощью механического ключа, все люди на палубе начинают танцевать, а корабль – двигаться.
  • Палеолитическая Венера. Возраст этого экспоната музея в Питере приблизительно равен 21-23 тысячам лет. Женская фигура, вырезанная из бивня мамонта, представлена с гипертрофированными ягодицами и грудью, которые высоко ценились среди мужчин пещерного века – считалось, что такие «красотки» наиболее пригодны к деторождению и продолжению рода.
  • Скелет сиамских близнецов. Фото одного из первых экспонатов Кунсткамеры заставляет содрогнуться даже при его просмотре в сети. Детский скелет с двумя головами был выкуплен у голландского анатома Фредерика Рюйша ещё Петром Великим. Именно коллекция нидерландского учёного стала основой зарождающейся Кунсткамеры.
  • Астролябия Гуалтеруса Арсениуса. Несмотря на то, что подобные приборы были изобретены ещё в Древней Греции и с успехом производились на Востоке, в Европе создавать астролябии начали только в XVI веке. Экспонат в Петербурге принадлежит руке фламандского мастера Гуалтеруса Арсениуса.
  • Гейша О-Мацу. Как свидетельствует история, куклу в натуральный рост князю Николаю Александровичу подарил японский император, прознавший, что русской царской особе приглянулась одна из гейш в Киото. Японский владыка приказал изготовить точную копию девушки и передал её будущему императору России. По приезде на родину, цесаревич передал экспонат в Кунсткамеру.

Другие экспонаты коллекции

Многочисленные этнографические экспонаты музея Кунсткамера в Санкт-Петербурге удобно распределены по отделам, соответствующие определённым событиям, тематикам, частям света или странам:

  • Что посмтотреть в музееМузей Ломоносова. На самом деле, этот отдел объединяет сразу три отдела — сам музей великого учёного, отделение, посвящённое истории русской науки и самой Кунсткамеры, а также выставку Большого Академического глобуса.
  • Латинская Америка. В этой коллекции собраны вещи, наглядно иллюстрирующие жизнь и быт коренных народом региона. Самые ранние экспонаты датируются второй половиной XVIII столетия. Среди наиболее примечательных образцов — рубашки индейцев, использовавшиеся в ритуалах, парадные одеяния вождя индейцев из Бразилии, костюм шамана, произведения искусства разных народов Латинской Америки, в том числе Мексики и Гватемалы.
  • Северная Америка. Отделение музея представляет быт и культуру коренных народов материка от Аляски до Калифорнии. Наиболее интересные экспонаты — алеутские и эскимосские головные уборы, байдарки, гарпуны, лыжи и даже жилища.
  • Африка. Гордостью сотрудников отдела являются бронзовые фигурки правителей Бенина и их родственников, представлены также предметы быта из Эфиопии, верховьев Нила, центральной части материка.
  • Индокитай. В отделе собраны одежда, музыкальные инструменты, посуда, театральные маски, скульптуры и парадное оружие из таких стран, как Таиланд, Камбоджа, Лаос, Вьетнам, Бирма.
  • Кунсткамерой называется кабинет редкостей Ближний и Средний Восток. В этом разделе музея посетители знакомятся с оружием, печатными и рукописными изданиями Корана, шелками и другими произведениями искусства арабских стран, а также Афганистана, Турции, Ирана.
  • Анатомический отдел. Именно здесь собраны редкостные экземпляры генетически неправильных человеческих организмов.
  • Отдельные разделы санкт-петербургского музея Кунсткамера посвящены культуре и быту таких стран, как Китай, Индия, Монголия, Индонезия, Япония, Корея.

Заключение

Экспозиция Музея антропологии и этнографии настолько обширна, что полностью её осмотреть за один день вряд ли удастся. Поэтому лучше ознакомиться с перечнем экскурсий и туров по Кунсткамере на официальном сайте учреждения, и выбрать для себя наиболее интересные.

Музей Кунсткамера

turisti.guru

описание, фотографии и история в путеводитель по музеям Санкт-Петербурга

КунсткамераКунсткамера — это старейший музей России, основанный в 1714 году на базе личных коллекций Петра I, приобретенных им во время путешествий в Западную Европу. Первоначально они размещались в Летнем дворце Петра I, в специальном помещении, названном «Кунсткамера», что переводится с немецкого как «кабинет редкостей».

Собрание постепенно пополнялось отечественными и иностранными материалами и в 1719 году было открыто для обозрения в Кикиных палатах. Однако удаленность коллекции от центра Петербурга не устраивала Петра: он подыскивает место для строительства специального здания. Выбор императора пал на Стрелку Васильевского острова, который он стремился сделать административным и научным центром молодой столицы. Закладка здания Кунсткамеры состоялось в 1718 году. Это первое музейное строение в России и, видимо, старейшее здание в мире, возведенное специально для музея. Здание венчает башня с армиллярной сферой, символизирующей модель Солнечной системы.

Официально в новом здании музей был открыт для посещения в 1728 году. Посещение Кунсткамеры было не просто бесплатным. По словам Юрия Тынянова, «придумано было, чтобы каждый получал при смотрении Кунсткамеры свой интерес: кто туда заходил, того угощали либо чашкой кофе, либо рюмкой водки или венгерского вина. А на закуску давали цукерброд». Таким оригинальным способом Петр пытался приобщить русский народ к европейской культуре.

В настоящее время собрание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук является одним из наиболее полных и интересных в мире. Оно насчитывает более миллиона экспонатов и отражает все многообразие культур народов Старого и Нового Света.

Адрес: Университетская наб., д. 3.
Режим работы: Музей работает с 11:00 до 18:00. Касса открыта до 17:00.

Выходной день — понедельник.
Санитарный день — последний вторник каждого месяца.

www.mirtc.ru

Кунсткамера: описание, адрес, время работы

Чем знаменита Кунсткамера?

Кунсткамера является своеобразным символом естественных наук в России. Возникновение музея прекрасно вписалось в планы Петра сделать Петербург городом просвещения. Спустя десять лет после открытия правитель учредил Академию наук, в ведение которой и был передана коллекция.

Кунсткамера быстро стала местом образования и научных изысканий. Здесь работал и М. В. Ломоносов. Ученый оставил после себя полное описание коллекции минералов. С Кунсткамерой связаны и другие имена – Н.Н. Миклухо-Маклая, В. В. Струве, Д. А. Ольдерогге и других.

Неуклонный рост числа экспонатов привел к необходимости разделения Кунсткамеры на несколько музеев — антропологии, зоологии, этнографии. Этот исторический момент отмечен и в сегодняшнем названии учреждения — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. Тем не менее, для многих он остается местом скопления различных диковинок.

Что нужно посмотреть в Кунсткамере?

@klekli

Основу экспозиции составляет личная коллекция Петра, которую он начал собирать еще в поездке по Европе, насмотревшись на кабинеты редкостей в Великобритании и Голландии. Сейчас в Кунсткамере выставлены в том числе предметы быта и культур народов мира – от африканцев до японцев. Значительна и коллекция, которую Миклухо-Маклай привез из Океании.

Особой популярностью у посетителей пользуется Готторпский глобус – шар, в который можно залезть и рассматривать звездное небо на внутренней стороне сооружения. Его диаметр составляет три метра, поэтому человек может даже лечь внутри.

Одним из ценных экспонатов является скелет Николя Буржуа, телохранителя Петра Великого. Рост мужчины превышал 220 сантиметров, поэтому неудивительно, что после смерти император повелел выставить его в Кунсткамере. Пожар в музее уничтожил череп бедняги, пришлось прикрепить к туловищу голову другого мужчины.

Еще один не менее диковинный скелет – детский, с двумя головами. Это один из первых экспонатов Кунсткамеры. Достался в дар от анатома из Голландии Фредерика Рюйша. Сиамские близнецы сохранились в анатомическом препарате, который ученый создал по собственной методике.

Выставленный на всеобщее обозрение бюст Андрея Боголюбского интересен в первую очередь тем, что при создании впервые использовалась технология восстановления человеческого облика по черепу. Автор скульптуры, Михаил Герасимов, доказал, что владимирский князь имел монголоидные черты лица.

Фигура гейши Морока О-Мацу появилась в Кунсткамере после поездки будущего императора Николая II в Японию. Молодой человек познакомился с девушкой в одном из заведений Киото и был ей очарован, о чем тут же сообщили императору Мэйдзи. Перед отъездом Николаю Александровичу вручили куклу – копию Мороки в полный рост. Император решил не оставлять подарок во дворце и передал его в музей.

@alexandradro1990

Здание Кунсткамеры

Изначально диковинки Петра разместились в Людских палатах Летнего дворца, однако места для постоянно растущей коллекции быстро стало не хватать. Так императору пришла в голову идея найти для экспонатов собственный «дом».

Кунсткамера стала первым музеем, здание для которого строилось специально. Первоначальная постройка выполнялась по проекту архитектора Маттарнови в стиле петровского барокко. Кирпич для строительства выписывали из Европы. После пожара от нее остался только остов, однако дом удалось восстановить практически в первоначальном виде.

Интересные факты

  • Вход в Кунсткамеру во времена Петра I являлся бесплатным. Государь считал посещение музея частью просветительского процесса, за который люди не должны отдавать деньги. Более того, всем пришедшим предлагали особое императорское угощение.
  • Один из самых интересных экспонатов музея – Готторпский глобус – сейчас выглядит не так, как при Петре. В XVIII веке объект сгорел, остался только каркас из металла. Позднее глобус-планетарий восстановили. Во времена Великой Отечественной войны он был похищен нацистами, но в 1948 году удалось вернуть экспонат на законное место.
  • Долгое время считалось, что после пожара 1747 года в Кунсткамере не сохранилось ни одного экспоната времен Петра. А потом в закромах музея нашлась китайская заводная игрушка
    «Ладья небесная»
    .
  • По легенде в Кунсткамере хранилась заспиртованная голова казненной любовницы Петра, Марии Гамильтон. Об этом стало известно из счетов Академии наук, показавших большой расход спирта. Однако голову найти так и не удалось: в музее её уже не было. Поговаривают, экспонат похитил кто-то из посетителей, предварительно использовав спирт по прямому назначению.
  • На сайте Кунсткамеры можно отправиться в виртуальный тур по музею. Это поможет быстрее сориентироваться в здании и понять, куда отправиться в первую очередь.

www.sputnik8.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *