Куртизанками: Куртизанка | это… Что такое Куртизанка?

Куртизанка | это… Что такое Куртизанка?

«Куртизанка» — изображение Туллии д’Арагона кисти Йозефа Хейнца Старшего

Куртиза́нка (фр. courtisane, итал. cortigiana, первоначально «придворная») — термин, употреблявшийся по отношению к проститутке, работавшей в высших слоях общества начиная с эпохи Ренессанса до начала XX века.

Содержание

  • 1 Термин
  • 2 Категории
  • 3 Список знаменитых куртизанок
    • 3.1 Ренессансная Италия
    • 3.2 XVII—XVIII века
    • 3.3 XIX век
  • 4 Куртизанки в словесности, опере и кино
  • 5 Cм. также
  • 6 Литература

Термин

Для периода античности принято использовать термин «гетера». Также следует отличать куртизанок от содержанок и королевских фавориток. Классическими являются венецианские и римские куртизанки XV—XVI веков. Вторая волна приходится на XIX век, который славился прекраснейшими дамами полусвета, которые обычно дополнительно были актрисами или певицами.

Термин «куртизанка» часто использовался с целью испортить репутацию какой-либо могущественной женщины, поэтому следует помнить, что не все дамы, наделяемые современниками этим названием, являлись продажными женщинами.

Категории

Куртизанки делились на две основные категории.

К первой относились так называемые «честные» куртизанки — итал. cortigiane «oneste». Ко второй относились куртизанки низшего класса — итал. cortigiane «di lume». Куртизанки второй категории котировалась всего лишь немного выше обычных панельных девиц, тогда как куртизанок первой категории часто окружал романтический ореол чуть ли не наравне с королевскими фаворитками.

Основная характеристика «честных куртизанок» — cortigiane oneste — состояла в том, что они находились на содержании одного или нескольких богатых покровителей, как правило, выходцев из высшего сословия. «Честная» куртизанка имела свою определённую независимость, и обладала свободой передвижения. Она была обучена правилам хорошего поведения, умела вести застольную беседу, а иногда являлась обладательницей высокой культуры и литературного таланта. (В этом плане cortigiane oneste — своеобразный итальянский аналог гейши.)

В некоторых случаях, куртизанки имели приличное происхождение и даже были замужем, но их мужья находились на более низких ступенях социальной лестницы, чем их клиенты.

Список знаменитых куртизанок

Графиня ди Кастильоне, фотография Пьера-Луи Пьерсона, ок. 1863—1866

Ренессансная Италия

  • Вероника Франко
  • Туллия д’Арагона
  • Диана ди Кордона
  • Красавица Империа
  • Lucrezia Squarcia
  • Камилла Пизана
  • Изабелла де Луна

XVII—XVIII века

  • Марион Делорм
  • Нинон де Ланкло
  • Claudine Guérin de Tencin (Франция, 1682—1749)
  • Китти Фишер

XIX век

  • Эмильена д’Алансон
  • Бланш д’Антиньи
  • Маргарита Белланже
  • Мари Дюплесси
  • Графиня ди Кастильоне
  • Берта де Курьер
  • Лола Монтес
  • Каролина Отеро
  • Паива
  • Кора Перл
  • Лиана де Пужи
  • Жанна де Турбе
  • Хэрриэтт Уилсон (Англия)

Куртизанки в словесности, опере и кино

Нана. Эдуард Мане

Романисты нередко делали куртизанок героинями своих произведений.

  • Оноре де Бальзак написал роман под названием «Блеск и нищета куртизанок». Одной из главных героинь стала куртизанка Эстер.
  • Александр Дюма-сын посвятил куртизанкам роман «Дама с камелиями». Прообразом главной героини стала его любовница, известная парижская куртизанка Мари Дюплесси. На этот сюжет композитор Джузеппе Верди в 1853 году создал оперу «Травиата».
  • Нана в одноименном романе Эмиля Золя.
  • Cатин в исполнении Николь Кидман — в мюзикле «Мулен Руж!»
  • Инара — куртизанка будущего в телесериале «Firefly».
  • Вероника Франко в исполнении Кэтрин МакКормак в исторической мелодраме «Честная куртизанка».
  • Виктор Гюго — пьеса «Марьон Делорм».

Cм. также

  • Гейша
  • Эндзё-косай
  • Гяру

Литература

  • Баркова А. Л. Жизнь как произведение искусства: японские куртизанки. // «Человек». — РАН, издательство Наука, 2012. — № 3. — С. 149—165. — ISSN 0236-2008.
  • Richardson J. The Courtesans: The Demi-Monde in 19th-Century France. Cleveland: World Pub. Co., 1967
  • Griffin S. The book of the courtesans: a catalogue of their virtues. New York: Broadway Books, 2001

Куртизанка | это… Что такое Куртизанка?

«Куртизанка» — изображение Туллии д’Арагона кисти Йозефа Хейнца Старшего

Куртиза́нка

(фр. courtisane, итал. cortigiana, первоначально «придворная») — термин, употреблявшийся по отношению к проститутке, работавшей в высших слоях общества начиная с эпохи Ренессанса до начала XX века.

Содержание

  • 1 Термин
  • 2 Категории
  • 3 Список знаменитых куртизанок
    • 3.1 Ренессансная Италия
    • 3.2 XVII—XVIII века
    • 3.3 XIX век
  • 4 Куртизанки в словесности, опере и кино
  • 5 Cм. также
  • 6 Литература

Термин

Для периода античности принято использовать термин «гетера». Также следует отличать куртизанок от содержанок и королевских фавориток. Классическими являются венецианские и римские куртизанки XV—XVI веков. Вторая волна приходится на XIX век, который славился прекраснейшими дамами полусвета, которые обычно дополнительно были актрисами или певицами.

Термин «куртизанка» часто использовался с целью испортить репутацию какой-либо могущественной женщины, поэтому следует помнить, что не все дамы, наделяемые современниками этим названием, являлись продажными женщинами.

Категории

Куртизанки делились на две основные категории.

К первой относились так называемые «честные» куртизанки — итал. cortigiane «oneste». Ко второй относились куртизанки низшего класса — итал. cortigiane «di lume». Куртизанки второй категории котировалась всего лишь немного выше обычных панельных девиц, тогда как куртизанок первой категории часто окружал романтический ореол чуть ли не наравне с королевскими фаворитками.

Основная характеристика «честных куртизанок» — cortigiane oneste — состояла в том, что они находились на содержании одного или нескольких богатых покровителей, как правило, выходцев из высшего сословия. «Честная» куртизанка имела свою определённую независимость, и обладала свободой передвижения. Она была обучена правилам хорошего поведения, умела вести застольную беседу, а иногда являлась обладательницей высокой культуры и литературного таланта. (В этом плане cortigiane oneste — своеобразный итальянский аналог гейши.)

В некоторых случаях, куртизанки имели приличное происхождение и даже были замужем, но их мужья находились на более низких ступенях социальной лестницы, чем их клиенты.

Список знаменитых куртизанок

Графиня ди Кастильоне, фотография Пьера-Луи Пьерсона, ок. 1863—1866

Ренессансная Италия

  • Вероника Франко
  • Туллия д’Арагона
  • Диана ди Кордона
  • Красавица Империа
  • Lucrezia Squarcia
  • Камилла Пизана
  • Изабелла де Луна

XVII—XVIII века

  • Марион Делорм
  • Нинон де Ланкло
  • Claudine Guérin de Tencin (Франция, 1682—1749)
  • Китти Фишер

XIX век

  • Эмильена д’Алансон
  • Бланш д’Антиньи
  • Маргарита Белланже
  • Мари Дюплесси
  • Графиня ди Кастильоне
  • Берта де Курьер
  • Лола Монтес
  • Каролина Отеро
  • Паива
  • Кора Перл
  • Лиана де Пужи
  • Жанна де Турбе
  • Хэрриэтт Уилсон (Англия)

Куртизанки в словесности, опере и кино

Нана. Эдуард Мане

Романисты нередко делали куртизанок героинями своих произведений.

  • Оноре де Бальзак написал роман под названием «Блеск и нищета куртизанок». Одной из главных героинь стала куртизанка Эстер.
  • Александр Дюма-сын посвятил куртизанкам роман «Дама с камелиями». Прообразом главной героини стала его любовница, известная парижская куртизанка Мари Дюплесси. На этот сюжет композитор Джузеппе Верди в 1853 году создал оперу «Травиата».
  • Нана в одноименном романе Эмиля Золя.
  • Cатин в исполнении Николь Кидман — в мюзикле «Мулен Руж!»
  • Инара — куртизанка будущего в телесериале «Firefly».
  • Вероника Франко в исполнении Кэтрин МакКормак в исторической мелодраме «Честная куртизанка».
  • Виктор Гюго — пьеса «Марьон Делорм».

Cм. также

  • Гейша
  • Эндзё-косай
  • Гяру

Литература

  • Баркова А. Л. Жизнь как произведение искусства: японские куртизанки. // «Человек». — РАН, издательство Наука, 2012. — № 3. — С. 149—165. — ISSN 0236-2008.
  • Richardson J. The Courtesans: The Demi-Monde in 19th-Century France. Cleveland: World Pub. Co., 1967
  • Griffin S. The book of the courtesans: a catalogue of their virtues. New York: Broadway Books, 2001

поэтов или шлюх? Познакомьтесь с куртизанками

Вы их слышите? Одни шепчут, другие кричат. Он таится на каждой улице, парит над каждым каналом. Слово, перед которым трепещет каждая женщина: шлюха. Пусть кричат: их осуждение — моя свобода.

Меня называют именем Елены. Думая, что меня оскорбляют, называя именем женщины, за которую велась война. Война, слава которой эхом отдается на протяжении тысячелетий. Женщина, для которой Гомер спел «Илиаду», для которой Парис предал Гектора, для которой сошла с ума Афродита, для которой был убит Ахиллес. От нее исходит слово, рожденное, чтобы свести наш секс к простой плоти. Любовь, искусство быть любимым, является основным источником силы. Будь вы мужчина или женщина, желание ослепляет вас. Достаточно взгляда, пальца, взгляда на шею. Зрение затуманено, пульс учащается, кровь бурлит в жилах. Они хотели приручить ее, Елену, они хотели свести ее к конечностям. С ней они сделали женский синоним зверского, инстинктивного рабства. Она первая среди всех нас заплатила за то, что подожгла душу человека. Мужчина, который не мог вынести ее взгляда. За нее мы платим. За нее мы боремся. За нее мы любим.

Пятьсот лет назад у женщины был пыл, чтобы отказаться принадлежать мужчине. Отказ купить свое спасение приданым, отказ сделать себя объектом, чтобы не скомпрометировать свой общественный имидж. Вернее, не женщина, женщин. Женщинам нравятся Вероника Франко и Гаспара Стампа. Живя за четыре столетия до зарождения феминистского движения, они населяли Серениссиму в зените ее великолепия. Это были «Cortigiane honore» (честные придворные), отличавшиеся от проституток страстью к искусствам и благородством любовников. Они не жили в публичных домах Риальто, а их салоны были местами культуры, источником вдохновения для первых трактатов о положении женщин, подписанных Модератой Фонте и Лукрецией Маринелли, напечатанных в Венеции между 16 и 17 веками. веков.

Падуанка по происхождению, но венецианка по усыновлению, Гаспара Стампа считается самой важной поэтессой эпохи Возрождения. Ее «Риме», изданная в 1554 г., ворвалась в петраркизм и опрокинула его каноны. Ее стихи о любви, но впервые музой выступает мужчина, а голос женщины говорит: «Amor m’ha fatto tal ch’io vivo in foco». Впервые страдающий главный герой — женщина, женщина, которая не скрывает, что у нее было больше одного любовника. «A pena age anche estinto il primo ardore,/ che accese l’altro Amore, a quel ch’io sento/fin qui per priva, più vivo e maggiore./ Ed io d’arder amando non mi pento».

В 1575 году Вероника Франко вторит ей, с обновленной уверенностью в своих силах, в Terze Rime: «Quasi da lazy sonno or poi svegliata, /dal cansato periglio animo presi, /benché femina a molli opere nata; / e in man con il ferro a essercitarmi appresi, / tanto ch’aver le donne agil natura, / non men men too, in armeggiando intesi: / Потому что в этом месте все мое усердие и забота, по милости небес, я вижу я сам дошел до того, что не боюсь больше чужих обид.

Таким образом, он из Венеции, из города, который заставлял своих собственных женщин-граждан «отдавать себя на растерзание многим, рискуя быть лишенным собственности, быть украденным, убитым [… заразными и пугающими немощами; едят чужими устами, спят чужими глазами, двигаются по чужим желаниям», что рев женщин, готовых подвергнуться публичному унижению, а в случае Франко и суду инквизиции, ради сохранить свою независимость, твердо возвышается.

 

Любовь создала меня, поэтому я живу в пламени.
Я какая-то новая саламандра в мире,
и как животное, которое тоже живет и умирает
в одном и том же месте, не менее странно.
Вот все мои наслаждения, и это моя радость:
Жить в горении и никогда не замечать боли,
И я не прошу того, кто довел меня до этого состояния
, Пожалеть меня, много или мало.
Не успела иссякнуть первая страсть
, как Любовь зажгла другую, и то, что я ощущал до сих пор
предполагает, что этот более живой, более сильный.
В этой всепожирающей любви я не раскаюсь,
пока тот, кто только что забрал мое сердце,
доволен моим горением и довольством.

Gaspara Stampa

 

Женщины пока не видели это правда;
, потому что, если бы они когда-либо решили это сделать,
они смогли бы сражаться с вами до смерти.
И чтобы доказать вам, что я говорю правду,
среди стольких женщин я буду действовать первой,
подавая всем им пример.
На тебя, столь дикого ко всем нам,
Я обращаюсь, каким бы оружием ты ни выбрал,
С надеждой и волей повергнуть тебя на землю.
И я обязуюсь защищать всех женщин
от вас, которые презирают их так
, что справедливо протестую не только я один.
[…]
Я возвращаюсь к цели, от которой я уклонился,
и теперь я вызываю вас на единоборство:
опояшьтесь оружием и доблестью.
Я покажу вам, насколько женский пол
превосходит ваш собственный. Вооружайтесь, как хотите
и позаботьтесь о своем выживании,
ибо я отвечу вам ударами
(хотя и оставляю выбор поля за вами)
в отличие от тех, что вы когда-либо чувствовали раньше.

Вероника Франко

Куртизанки и искусство ухода за мужчинами

Опубликовано в 23:21 в куртизанках, Shady Ladies, Женская история by jenni

Леди Кавендиш из клана Девоншир объявила одну из них «женщиной печально известного бесстыдного характера». Мемуары другого были названы «списком грязного белья». В Венеции шестнадцатого века законы о роскоши запрещали им публично щеголять золотом, серебром, шелками и драгоценными камнями, которые были трофеями их колдовства. Им также не разрешалось «стоять, становиться на колени или сидеть на скамьях, которые в церкви занимают дворянки… стараясь не обидеть других порядочных лиц».

Грейс Далримпл Эллиотт, куртизанка и шпионка

Султанетка не может придумать лучшего специалиста по искусству ухода за мужчинами, чем любящие удовольствия, избегающие, хитрые, мирские куртизанки.

Но подождите! Разве эти заблудшие девицы не были во власти своих хозяев? Изолированы обществом? Зависит от благосклонности своих опекунов? Или это были их жены?

» … потому что я никогда не могу подчиниться контролю мужа или положиться на его власть сказать, что я была неосмотрительна в жизни .

– Куртизанка София Бэддели

Если вы привыкли к идее, что куртизанки были несчастными жертвами или нечестивыми волчицами, я приглашаю вас прочитать автора бестселлеров London Times, Кэти Хикман Куртизанки: деньги, секс и слава в девятнадцатом веке .

Первый миф, который развенчивает Хикман, состоит в том, что куртизанке суждено было умереть в нищете. Рассмотрим предметы, проданные с аукциона из «красивого парижского дома из серого кирпича» куртизанки Коры Перл в 1886 году, после того как она умерла «в великой нищете и страданиях».

Основные моменты включают жемчужное ожерелье (20 000 франков? Продано!), «Изысканный серебряный чайный сервиз» от любовника принца Бонапарта, книги, иллюстрированные другим любовником, Пэрис lingeres «необычайной тонкости», кровать с атласной обивкой и гипс. слепок ее груди. (На вопрос, какой размер груди является оптимальным для привлечения любовника, куртизанка Нинон де Л’Анкло ответила: «Достаточно большая, чтобы наполнить руку честного человека».

) не знали другого счастья; и это все еще то, что привязывает меня к жизни. ” – Куртизанка Кора Перл

Еще одно предположение, которое опровергает Хикман, состоит в том, что куртизанки были проститутками в красивой одежде, которые полагались исключительно на сексуальные чары и были безутешны из-за того, что им не разрешили войти в аббатство Даунтаун.

Обратите внимание на их клиентуру. Мужчины, рожденные в клубе власти, когда Англия была империей, а Европа — шахматной доской, управляемой врожденной элитой. Слишком самодовольная, чтобы быть высокомерной, эта толпа съела бы на обед Джейми Даймона или Ллойда Бланкфейна, Владимира Путина или Билла Клинтона. (Хотя Рэнди Билл мог бы дать им фору в погоне за юбками.) Иногда война могла поставить их на место, но уж точно не их жен.

Легендарной сексуальной доблести куртизанки могло быть достаточно, чтобы привлечь внимание этих властелинов вселенной, но вряд ли достаточно, чтобы удержать его. Начинает возникать смутное ощущение, что у них на визитных карточках были и другие активы.

Хикман цитирует писателя и литератора девятнадцатого века Жоржа Оне: «Требуется больше ума, чтобы преуспеть в том, чтобы быть шлюхой, которую содержат в роскоши, чем для того, чтобы сделать будущее в респектабельном бизнесе». Действительно, ходили слухи, что куртизанка Лаура Белл потребовала от непальского принца Джун Бахадура сегодняшнюю сумму, эквивалентную миллионам, за одну ночь с ней.

Студийный портрет куртизанок в Шанхае, около 1875 г.

Тем не менее, когда маркиза де Севинье сделала шаг к Нинон де Л’Анкло, ее официальный документ был окончательным. У маркиза была «душа из вареной говядины, тело из сырой бумаги, с сердцем, похожим на тыкву, сморщенную в снегу». Откуда куртизанке пришло в голову, что она может выбирать пенисы?

Ни для кого я не буду простым инструментом удовольствия. ” – Куртизанка Харриет Уилсон

Они были не только разборчивы, но и жили экстравагантно. Кора Перл была одета знаменитым кутюрье Чарльза Уорта и однажды покрасила свою собаку в синий цвет, чтобы соответствовать ансамблю. (Увы, дворняжка умерла.) Были тафта, привезенная из Багдада, полотна из Реймса, персидские шелка, пеньюары, муфты, соболь и лиса. Болеро Cartier из бриллиантов, золота и драгоценных камней, принадлежавшее куртизанке Belle Epoque La Belle Otero, хранилось в хранилище Crédit Lyonnais.

Помесь Леди Гаги и Арианны Хаффингтон, у куртизанки был врожденный талант создавать образы и работать с ними. Хикман рассказывает об аристократических дамах, пытающихся скопировать цельный, обтягивающий костюм куртизанки Кэтрин Уолтерс, как это и было заявлено в возмущенных письмах к The Times  что под ней ничего не было. Прическе Энн Кейти так завидовали, что для того, чтобы добиться ее, нужно было стать «Кейтли-фи». Коктейль получил название «Слезы Коры Перл».

Помимо искусства было искусство. Популярный салон Нинон, прозванный Горацием Уолполом Notre-Dame des Amours , посещали Мольер, Скаррон и Вольтер. Как мог человек сопротивляться тому, чтобы не быть втянутым в соревнование в сверкающей атмосфере, которую куртизанки создавали в тени полусвет ?

Более чем хитрые, эти женщины знали, кто они такие. Они знали стиль, в котором хотели жить, и правила игры, в которые им нужно было играть, чтобы достичь этого. Как по-мужски, даже сегодня. Но мужчины занимаются бизнесом. Они не занимаются магией. Будучи существами женского пола, куртизанки были наделены помимо своего очаровательного корыстного качества магией, которой обладают только женщины.

Хикман описывает непреходящее влечение к Коре Перл финансиста и дипломата, герцога де Морнэ. «Со всей своей забавной грацией, остроумием и невероятным интеллектом Кора была ему больше, чем ровня. … Она всегда была так физически непринужденна, с ее очень нефранцузским эксгибиционизмом и ее склонностью к сладострастной эксцентричности, такой беззастенчивой и искрящейся эротической энергией».

В свою очередь, Кора искренне любила де Морне. «Он был одним из тех, кто никогда не стареет», — сказала она. «Самое большое удовольствие, когда я был с ним, было слушать его тонкую иронию и его тонкую критику». Они говорили о поэзии и театре, и когда она пробралась по его тайной лестнице, он сыграл для нее на пианино «очаровательно, одетый в лиловый бархатный костюм».

Куртизанки наслаждались снисходительностью этих мужчин, которые жили так изысканно, но также наслаждались их обществом. Разделяли ли они подобное высокомерие? Не собираясь отказываться от своей автономии ни перед каким Томом, Диком или Маркизом, они делали из своих удовольствий бизнес. Они наслаждались сексом, но не из-за чувства безопасности, которое, по мнению женщины, она должна получить за взлом внутреннего святилища, а из-за свободы, которую он давал им как руководителям их либидо. Скудная свобода, возможно, если смотреть через призму сегодняшнего дня, но не в то время, когда даже знатные дамы были движимым имуществом мужчин.

И с извинениями перед теми современными женщинами, которые видят в этом капитуляцию в войне между полами, Султанетка признается в горячем и высоком уважении к врагу, владеющему пенисом. Не привязанные к ненадежным удовольствиям членства в мужском гареме, они оказались более чем достаточными. Достаточно зрелые, чтобы обращаться со мной красиво, достаточно умные, чтобы быть забавными, достаточно щедрые, чтобы попробовать быть собой, достаточно открытые, чтобы видеть меня. Мне они нравятся, даже когда они достаточно мужчины, чтобы быть тупой, несентиментальной, неуместной, эгоцентричной породой, поэтому их называют противоположными. У нас были свои стычки и передряги. Некоторые разбились и сгорели. Остальные продолжают радовать. Всегда я нахожу достаточно их и больше себя.

В Древней Греции, пишет Хикман, куртизанка Неэра была так любима своими покровителями, что они организовались, чтобы выкупить ее свободу. С тех пор она получила почетный титул «сама себе хозяйка».

Если вы ищете советы по уходу за мужчинами, это может быть неплохим местом для начала.

Это первая книга в «Хрониках куртизанки». Ожидайте больше профилей этих изысканных преступников в ближайшие недели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *