Квартира булгакова: Москва Булгакова

Михаил Булгаков в доме № 10. Дом и квартира № 50 запечатлены в воспоминаниях и…

Михаил Булгаков, 1928. Фотограф М. Наппельбаум. Из собрания Музея М.А. Булгакова

Дом и квартира № 50 запечатлены в воспоминаниях и письмах Булгакова, стихотворении, во многих рассказах и, конечно, в романе «Мастер и Маргарита»

В двадцатых числах сентября 1921 года Булгаков приехал в Москву и немедленно начал поиски жилья. Ему повезло устроиться в комнате коммунальной квартиры на Большой Садовой, 10, в кв. 50, где в то время жил его родственник Андрей Земский. Вскоре он уехал в Киев и комната осталась Булгакову. Здесь был написан роман «Белая гвардия», повести «Дьяволиада» и «Роковые яйца», множество очерков и фельетонов.

Вместе с Булгаковым и его женой Татьяной Лаппа в квартире No 50 жили еще 16 человек — торговка пирожками, рабочий хлебопекарни, наборщик профтехшколы, торговец в лавке, несколько безработных и т.д. Все они постоянно ссорились, ругались, дрались, писали друг на друга кляузы и пытались выжить соседей с жилплощади.

Страница из списка жителей квартиры № 50 на апрель 1924 года. Михаил Булгаков второй сверху. ЦГА Москвы. ОХД после 1917 года. Ф. 2433. Оп. 4. Д. 725. Л. 79

Первые месяцы непрописанного в квартире Булгакова также всеми правдами и неправдами пытались выселить из комнаты, чтобы захватить его большую и светлую комнату. Особенно старался председатель домового управления Василий Осипович Осипов из кв. № 30 — картонажник-вырубальщик 16-й типографии Мосполиграфа. Но Булгаков не собирался сдаваться. Он отправил Надежде Константиновне Крупской письмо и она прислала в правление дома ответ с просьбой прописать сотрудника ее ведомства (то есть Главполитпросвета) Михаила Булгакова. Ошарашенные члены домового управления немедленно Булгакова прописали, но несмотря на это, все равно продолжали угрожать выселением. В письме от 18 апреля 1922 года он жаловался сестре Надежде: «Вероятно (а может быть, и нет), на днях сделают попытку выселить меня, но встретят с моей стороны сопротивление».

Булгакову очень не хваталось уютного быта и спокойной жизни благополучных дореволюционных лет, поэтому он, как мог, пытался наладить жизнь в комнате склочной коммуналки. На рынке Булгаков купил красивую черную полку с русалками (она сохранилась), а немного позднее, в октябре 1923 года, приобрел симпатичный мебельный гарнитур. Татьяна Лаппа хорошо его запомнила: «…у нас высокий потолок был, а мебель такая миниатюрная. Но комнату украшала хорошо». Сейчас эта полка экспонируется в Музее М.А. Булгакова.

Книжная полка Булгакова, экспонирующаяся в Музее М.А. Булгакова. Фотограф Марина Савранская

Комната Булгаковых располагалась ровно напротив кухни — от главного коммунального поля битвы их отделяла только тонкая полоска коридора. В своем дневнике 1922–1925 годов Булгаков крайне нелестно отзывался о квартире и ее обитателях: «я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру».

Практически всех своих соседей по квартире и дому Булгаков описал в фельетонах первой половины 1920-х годов, а самому дому посвятил рассказ «№ 13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна», в персонажах которого легко угадываются местные жители.

Обложка номера «Красного журнала для всех», где был опубликован рассказ М.А. Булгакова «№13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна», посвященный дому № 10. Дом в конце произведения сгорает дотла. Еще один пожар в доме № 10 случится на страницах романа «Мастер и Маргарита». Из собрания Музея М.А. Булгакова

Первая страница рассказа «№13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна», Красный журнал для всех, №2, 1922

Осенью 1924-го года Булгаков навсегда покинул дом № 10 и поселился с будущей женой Любовью Евгеньевной Белозерской в небольшом деревянном доме в Обуховом (Чистом) переулке.

Позднее, уже в 1930-е годы, Булгаков обратился к своим воспоминаниям о жизни в доме 10. Главный герой романа «Записки покойника» Максудов ведет раздвоенную жизнь — днем на скучной работе, а ночью за письменным столом — так же, как сам Булгаков днем работал в «Гудке», а по ночам, когда квартира затихала, сочинял «Белую гвардию».

В романе «Мастер и Маргарита» «нехорошая квартира» № 50 стала местом обитания нечистой силы — именно сюда Булгаков поселил Воланда и его свиту.

В 2007 году в «нехорошей квартире» № 50 открылся государственный Музей М. А. Булгакова.

Экскурсии в квартиру Булгакова «Нехорошая квартира» в Москве

Необычная

Пешеходная

Групповая сборная

30

2 ч.

Булгаковская Москва: мистика и реальность

Экскурсия по следам персонажей самого известного романа Булгакова — «Мастер и Маргарита». Узнайте, где начиналась мистическая история, станьте свидетелями знакомства Мастера с его возлюбленной, и прочувствуйте атмосферу дома-музея Булгакова.

сегодня в 13:30

сегодня в 15:45

от 700 ₽

за человека

969 отзывов

Пешеходная

Мини группа

10

2 ч.

Патрики — самый богемный район Москвы

Здесь обосновались лучшие бары, кафе, рестораны и дорогие бутики. Здесь можно часто встретить знаменитостей.

завтра в 16:00

Вс, 26 мар, 16:00

2000 ₽

за человека

Пешеходная

Индивидуальная

8

2 ч.

Новогодняя экскурсия «Волшебство на Патриарших»

Очень часто нам в жизни не хватает лёгкости, сказки и немного детства. Эта экскурсия точно добавит вам в жизнь частичку волшебства. Вы сможете отвлечься от ваших дел и забот, расслабиться, остановиться и по-настоящему прочувствовать каждый момент…

сегодня в 18:00

сегодня в 19:00

8000 ₽

за экскурсию

Тематическая

Пешеходная

Индивидуальная

8

2 ч.

Патрики — самый богемный район Москвы

Здесь обосновались лучшие бары, кафе, рестораны и дорогие бутики. Здесь можно часто встретить знаменитостей.

сегодня в 18:00

сегодня в 19:00

8000 ₽

за экскурсию

Необычная

Автомобильно-пешеходная

Индивидуальная

5

3 ч.

На автомобиле с героями Булгакова: путешествие по страницам романов

«…Только на шоферском месте сидел не обычного вида шофер, а черный длинноносый грач в клеенчатой фуражке и в перчатках с раструбами.» Мы отправляемся в авто путешествие по московскому «зазеркалью» великого мага Михаила Булгакова.

Эта экскурсия – особенная…

завтра в 11:00

завтра в 12:00

9500 ₽

за экскурсию

2 отзыва

Необычная

Пешеходная

Индивидуальная

50

2 ч. 30 мин.

Москва Булгаковская

По булгаковским улочкам в Москве: узнайте, как создавался самый известный роман писателя «Мастер и Маргарита».

Пн, 13 мар, 15:30

Ср, 15 мар, 15:30

3000 ₽

за экскурсию

14 отзывов

Необычная

Пешеходная

Индивидуальная

5

2 ч.

Бал у Булгакова: по страницам книг великого романтика и мистика

Прогулка по мистической булгаковской Москве — от страниц романа «Мастер и Маргарита» до современной столицы. На экскурсии скучно не будет никому!

завтра в 10:00

завтра в 11:00

3400 ₽

за экскурсию

57 отзывов

Необычная

Пешеходная

Групповая сборная

20

2 ч. 30 мин.

«По тропе исполнения желаний» с призраком Булгакова и чаепитием-сюрпризом

Театрализованная экскурсия по местам силы, под чутким руководством экскурсовода, который также является писателем и актёром театра и кино.

1120 ₽

за человека

6 отзывов

Его дом-музей и другие достопримечательности

Многие места в Мастер и Маргарита , культовый классический литературный шедевр Булгакова, являются реальными местами (или основанными на реальных местах) в Москве. Кроме того, поскольку Булгаков жил и умер в Москве, есть много мест, которые можно посетить, так или иначе связанных с жизнью и творчеством автора. Любого поклонника Булгакова поездка в Москву не разочарует!

Экскурсия по музею Булгакова

Наташа Харвуд

Придерживаясь своих корней любителя литературы и литературных музеев, мне пришлось воспользоваться возможностью посетить дом Булгакова во время моего короткого визита в Москву. Это было одно из моих обязательных мест в российской столице, и мне повезло, что я смог посетить музей в рамках мероприятия, организованного SRAS в рамках нашей программы обучения за рубежом.

Булгаковская «Злая квартира», или, по крайней мере, квартира, вдохновившая ее, находится на Большой Садовой улице, 10, кв.

50. Здесь жил Булгаков с 1921-1924. Выдуманное число 302-бис — это шифр исходного номера здания: 10 = (3+2) x 2. Часть «бис» на самом деле означает «снова» — в данном случае «умножить на два». Фантастическая цифра (такой номер у Садовых улиц в Москве) также подчеркивает нереальный мир романа.

Сам музей состоит из двух бывших коммуналок, расположенных в одном дворе. Одна из квартир — это бывшая квартира Булгакова, сохранившаяся почти так же, как он ее оставил, а другая — первая квартира справа, как только вы войдете во двор, который теперь является более традиционным музеем художника и его работ.

Статуя Азазелло и Бегемота (два персонажа из «Мастера и Маргариты») у входа в музей. «Никогда не разговаривай с незнакомцами» — табличка в память о творчестве Булгакова в парке на Патриарших прудах в Москве.

В переоборудованной квартире сразу во дворе размещены фотографии Булгакова, его друзей и родственников, а также информация о жизни и творчестве Булгакова. Эта квартира небольшая, но уютная, с пятью комнатами, соединенными коридором.

Одна из комнат полностью посвящена Мастер и Маргарита , а еще кафе со скромным выбором интересных сувениров. Одной из самых интересных особенностей этой части музея является комната Мастер и Маргарита , в которой есть телефон, по которому можно позвонить самому дьяволу! (или Бегемот, Коровьев или Азезелло).

Что касается другой части музея, то бывшая квартира Булгакова не так насыщена информацией, и на ее осмотр требуется не так много времени; тем не менее, для меня посещение его личной квартиры было лучшей частью музейного опыта. Вход и лестничная клетка, ведущая в его квартиру на 4-м этаже, расписаны граффити — все посвящения автору и его литературным произведениям, традиция, которая началась после того, как произведения Булгакова были впервые опубликованы в Советском Союзе (в середине 60-х, в цензурированных версиях). , после его смерти).

Сама квартира проста и сохранилась с несколькими избранными артефактами, проливающими свет на жизнь Булгакова. В одной комнате есть письменный стол и коллекция книг, изначально принадлежавших автору. Нам разрешили подержать книги и посмотреть записи, сделанные самим Булгаковым. Затем в другой комнате были выставлены газеты и журналы, в которых первоначально были опубликованы некоторые произведения Булгакова, а в этой комнате вы также можете увидеть пишущую машинку, которой пользовался Булгаков.

Пишущая машинка Булгакова на его бывшем рабочем месте. Экспозиция внутри музея.

После музея мы посетили Патриаршие пруды, расположенные прямо за углом от Музея Булгакова, и место действия одной из самых известных сцен из

Мастера и Маргариты , которая прекрасно завершила наш опыт!

Конечно, я бы порекомендовал посетить музей Булгакова в Москве; однако некоторые студенты того же тура сочли, что музей интересен, но его трудно полностью оценить, если вы не читали ни одного произведения Булгакова.

Музей расположен в Тверском районе Москвы на Садовой улице, примерно в 5 минутах ходьбы от станции метро Маяковская. Обе части музея бесплатны для студентов.

Еще сцены из Мастер и Маргарита

Автор София Рем

Ниже приведены некоторые из них, которые можно увидеть и сегодня.

 

Дом Мастера

Дом Мастера находится по адресу Мансуровский переулок, дом 9.

Дом Мастера

«Ах, это был золотой век!» — прошептал рассказчик с сияющими глазами. «Квартира своя, с прихожей и раковиной с водой, — он почему-то особенно гордо подчеркнул это, — и окошко как раз над дорожкой, ведущей от ворот. Напротив окна, в четырех шагах и за забором, росли сирень, липа и клен. Ах! Зимой я редко видел чьи-то черные ноги в окне или слышал хруст снега под ними. А в моей печке всегда горел огонь! Но вдруг придет весна, и сквозь мутное стекло я увижу кусты сирени, сначала голые, а потом одетые в зелень».

По свидетельству современников, этот дом когда-то принадлежал художнику-постановщику Малого театра и гримеру Сергею Топленинову, которого Булгаков часто посещал и который одним из первых прочитал его роман. — Так вы описали наш подвал? его хозяин воскликнул, удивленный. «Тсс!» Булгаков улыбнулся и поднес палец к губам.

Трудно поверить, но на протяжении всего советского времени этот скромный домик в самом центре Москвы оставался частной собственностью.

 

Театр Эстрады

Театр Эстрады — вымышленный театр в Мастер и Маргарита , который связан структурным замыслом романа с воображаемым пространством. В ранних редакциях Театр Эстрады назывался Театром Кабаре.

Прообразом Варьете послужил Московский мюзик-холл, существовавший с 1926 по 1936 год и располагавшийся недалеко от Злой квартиры. На его месте теперь стоит Московский Театр Сатиры. До 1926, здесь располагался Цирк братьев Никитиных – здание было построено специально для цирка архитектором Нилусом в 1911 году. Цирк Никитиных упоминается в романе Булгакова «Собачье сердце ».

 

Садовая во времена Булгакова

Дом Грибоедова

В Мастер и Маргарита Дом Грибоедова является домом для МАССОЛИТа – огромной литературной организации, возглавляемой Михаилом Александровичем Берлиозом.

Дом МАССОЛИТ, он же Дом Герцена

В Доме Грибоедова Булгаков воссоздал Дом Герцена, расположенный на Тверском бульваре, 25, в котором в 20-х годах размещался ряд литературных организаций, таких как РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей), после чего моделируется фиктивный МАССОЛИТ. Этого нельзя вывести из текста Мастера и Маргариты , но МАССОЛИТ, скорее всего, расшифровывается как Мастерская социалистической литературы («Мастерская социалической литературы» по-русски), так же, как Союз драматургов XIX в.20-х годов, МАСТКОМДРАМ, расшифровывался как Мастерская коммунистической драмы («Мастерская коммунистической драмы»).

 

Патриаршие пруды

«Однажды весенним днем, в час необыкновенно жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились двое мужчин». Эта сцена происходит очень близко к Квартире Зла. Патриаршие пруды относятся к прудам на Малой Бронной (в советское время эта улица называлась Пионерским прудом).

«Пруды» во множественном числе, потому что до конца 19 в.В -м веке здесь было три пруда, которые выходили в Трехпрудный переулок, который до сих пор носит это название.

Здесь Берлиоза сбивает трамвай, «поворачивающий по вновь проложенной линии от Ермолаевского до Бронной… и круглый темный предмет выстреливает под перила Патриаршего пути и на булыжный бордюр. Скатившись с бордюра, он прыгнул по брусчатке Бронной улицы. Это была отрубленная голова Берлиоза.

Одна неточность в повествовании однако: судя по транспортной схеме 1920-х годов трамвайных путей непосредственно у Патриарших прудов не было.

Замерзшие Патриаршие пруды, в нескольких минутах ходьбы от музея. Патриаршие пруды летом
Дом Драмлита Исторический вид на Дом Драмлита

В конце переулка «ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного дома, по-видимому, недавно построенного. Маргарита слетела вниз и, коснувшись земли, увидела, что фасад облицован черным мрамором, что двери широкие, что за их стеклами видны пуговицы и козырек, шитый золотом швейцар, а над ним золотая надпись. на двери было написано «Дом Драмлита».

Дом № 6 по улице Вахтангова (ныне Большой Николопесковский переулок) не восьмиэтажный, и фасад его не блещет черным мрамором, но это здание, построенное для театральных артистов в 1930-е годы. Но есть и другой дом — почти точная копия булгаковского. И фасад его отделан гладким черным камнем, и квартира 84, где Маргарита начала бесчинствовать, находится на восьмом этаже, а остальные квартиры даже на правильных позициях и, главное, это дом писателей. Он находится по адресу Лаврушинский переулок, 17.

Дополнительные адреса Булгакова

Джош Уилсон

 

Московский Художественный Театр Московский Художественный Театр

Московский Художественный Театр, прославившийся благодаря реалистичному, эмоциональному стилю Константина Булгакова, современнику Булгакова. пьесы, где впервые были поставлены многие произведения Булгакова. У Булгакова и Станиславского были сложные отношения, поскольку они работали над воплощением произведений в жизнь в атмосфере усиливающейся цензуры. Однако сегодня Мастер и Маргарита и Квартира Зои остаются в репертуаре театра.

 

Могила Булгакова

Михаил Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище вместе с бесчисленным множеством других русских писателей, актеров, художников, политиков и других светил. Надгробие Булгакова, массивная гранитная глыба, на самом деле первоначально использовалось для Николая Гоголя, который похоронен в нескольких шагах от него. Когда Булгаков умер от почечной недостаточности в возрасте 48 лет, планировалось заменить надгробие Гоголя бюстом. Булгаков обожал Гоголя, и в качестве последнего подарка своему мужу жена Булгакова переписала надгробие и использовала его для своего мужа. Кладбище является обязательным для посещения, независимо от того, какой аспект русской истории или культуры вас интересует.

Михаил Булгаков, писатель ХХ века

 

Другие статьи о Булгакове на этом сайте

Опубликовано: 6 февраля 2023

Михаил Булгаков написал «Мастера и Маргариту» между 1928 и 1940 годами, в одни из самых суровых лет советской цензуры. . В этот период писателям и поэтам — людям, наиболее способным преодолеть пропаганду и распознать недостатки общества — было запрещено делать это под угрозой смерти или тюремного заключения. Однако если прямая критика была невозможна, то косвенная […]

Опубликовано: 18 января 2021 г.

Научная фантастика/фэнтези, часто обозначаемая SFF, — это жанр медиа, посвященный сверхъестественным, фантастическим или другим элементам, выходящим за рамки наших текущих технологических возможностей. Несмотря на то, что его корни уходят глубоко, заимствуя вдохновение и элементы, присутствующие в «Одиссее» или «20 000 лье под водой», SFF действительно обрел свое собственное после промышленной революции. Это был […]

Опубликовано: 3 сентября, 2013

Мастер и Маргарита Михаила Булгакова (1967) и Собачье сердце (1925) — одни из самых провокационных работ, бросающих вызов сталинскому видению контролируемого культурного пространства. Его рассказы подробно иллюстрируют, как пространство формирует общество и влияет на культурное развитие. В своей прозе Булгаков демонстрирует уникальное понимание того, что сталинизм сохранял контроль над обществом, контролируя советское пространство. Его […]

Опубликовано: 22 мая 2006 г.

В течение 20 века коммунистические партии пришли к власти в России и ряде стран Центральной и Восточной Европы. Коммунистическое руководство этих стран навязало социалистический реализм в качестве официальной доктрины, регулирующей художественное производство. Идеология правящих партий подчеркивала человеческую рациональность как средство создания благоустроенного социалистического общества, свободного от […]

История музейных зданий. В гости к Михаилу Булгакову / Новости / Сайт Москвы

Культура

Фото Максима Денисова, Мос.ру сегодня находится музей Михаила Булгакова, и кто там жил до и после писателя.

ул. Большая Садовая, 10. Этот адрес теперь известен всем любителям русской литературы ХХ века: Сто лет назад здесь, в коммуналке № 50, жил Михаил Булгаков. Он увековечил свое первое московское жилище, описав его в Мастер и Маргарита и другие произведения. Ныне в нем находится музей его имени. Однако то, что здесь жил Булгаков, — это лишь часть богатой истории дома Пигитов.

Для состоятельных жителей

В начале 1900-х известный предприниматель Илья Пигит начал строить доходный дом на Большой Садовой. Первоначально он планировал открыть на этом месте табачную фабрику, но не получил разрешения. Здание спроектировано в стиле модерн по проекту архитектора Эдмунда Юдицкого. Он разделил Пигит-Хаус, как его потом назвали, на два корпуса: пятиэтажный с парадным фасадом на Большую Садовую улицу и четырехэтажный, выходящий во двор. Над фасадом работал архитектор Антонин Мильков. Особняк был построен в 1902-1903.

Вскоре в дом въехал сам Илья Пигит. Он выбрал лучшую, 10-комнатную квартиру. Окна зала, столовой, гостиной и кабинета выходили на оживленную улицу. Пигит жил здесь до своей смерти в 1915 году.

Дом Пигита предназначался для состоятельных арендаторов. Николай Рябушинский, потомок одной из самых известных московских деловых династий, меценат, коллекционер, издатель литературно-художественного журнала «Золотое руно», арендовал «Студию 38». В журнале печатались произведения Александра Блока, Андрея Белого, и Валерий Брюсов с иллюстрациями Александра Бенуа и Леона Бакста. Он был выпущен в 1906-1909, и ради него Рябушинский даже продал свои акции хлопчатобумажного товарищества.

В доме Пигита были мастерские, и, наряду с обычными жильцами, в нем с самого начала жили художники. Петр Кончаловский переехал в Студию 38 в 1910 году. Два года спустя он снял квартиру 24, чтобы жить там с женой и двумя детьми. Именно туда художник ушел на войну в 1914 году, а по возвращении снова начал работать, но уже в новой мастерской № 40.

Мастерская была для Кончаловского не только местом работы, но и источником вдохновения. Он часто изображал его на своих картинах. Среди них «В студии». Семейный портрет, Модель у печи, Дети у рояля, Натюрморт. Самовар, Автопортрет с женой, Портрет пианиста Владимира Софроницкого за роялем.

После 1917 г.

В 1918 г. доходная палата была национализирована и передана в распоряжение Моссовета. Здание было превращено в рабочую коммуну. Квартиры занимали работники московских типографий, слесари, портные, продавцы и многие другие.

Как и до революции, в советское время в доме Пигита продолжали работать художники. Например, мастерская № 38 была отдана известному театральному художнику Георгию Якулову, работавшему в то время в Камерном театре Александра Таирова. Это была большая комната с деревянной лестницей, ведущей на антресоль. Он тоже жил здесь, в квартире 8.

В мастерской Якулова почти всегда было весело — Наталья, жена художника, любила гостей. Сюда приезжали московские поэты, актеры, художники. Именно здесь в 1921 году Сергей Есенин познакомился с американской танцовщицей Айседорой Дункан. Очевидцы той встречи позже вспоминали: Айседора провела пальцами по кудрям поэта и сказала по-русски с акцентом: «Золотая голова», она поцеловала его, позвала ему ангел, и сразу черт.

Я красная: Московская жизнь Айседоры Дункан в фотографиях и воспоминаниях

Соседом Георгия Якулова был Багдасар Вартанов — сотрудник дома банкира, добрый и отзывчивый человек. Его внук Георгий вспоминал, что бесчисленные друзья Якулова постоянно стучались в дверь Вартановых по ошибке. Однажды терпение Багдасара лопнуло: увидев на пороге слепо пьяного Владимира Маяковского, он столкнул его с лестницы.

Булгаковская война

В 1921 году Михаил Булгаков приехал в Москву со своей первой женой Татьяной Лаппой. Медицина осталась позади: он приехал в российскую столицу с четкой целью сделать литературную карьеру. Он начал сотрудничать с московскими газетами, писал для них фельетоны.

Сначала молодая семья останавливалась на квартирах у родственников и знакомых, но потом муж одной из сестер Булгакова предложил снять его комнату в коммуналке 50 в доме Пигит, уезжая из города. Коммунальная квартира оказалась сущим адом. Соседи — их было 16 человек — всячески показывали, что новым жильцам здесь не рады. Михаил и Татьяна пытались выжить — у них была слишком уютная комната для жизни. Впрочем, и старые соседи не были дружелюбны друг к другу: клевета, драки и скандалы здесь были обычным делом.

«Они, конечно, легкомысленные… но ведь и им иногда сочувствуют… они обычные люди, на самом деле они очень напоминают мне своих предшественников, только вот жилье их испортило», Через Воланда потом скажет Булгаков в своем романе Мастер и Маргарита.

Война с соседями продолжалась и после того, как он был прописан в доме сотрудником Главполитпросветкома Булгаков однажды в отчаянии написал в своем дневник: «Я точно не знаю, что делать с ублюдками, которые населяют эту квартиру.» Михаил нашел выход своему гневу — многих персонажей своих фельетонов, рассказов и романов он целиком срисовывал с соседей9.0005

В квартире было холодно и перебои с водой. Михаил сказал сестре: «В марте перестали топить. Все окна в плесени». Но была и положительная сторона: здесь, в доме Пигита, писатель создал «Белая гвардия» , «Дьяволица», и «Роковые яйца ».

Булгаков вышел из коммуналки в 1924 году. В его жизни началась совсем другая история. А про квартиру 50 он вспомнил, когда взялся за роман «Мастер и Маргарита». В книге она стала «плохой квартирой», где остановился Воланд и его окружение. Здесь же проходил Сатанинский бал, или «камерный бал», как называла его третья жена Булгакова Елена, ставшая прообразом Маргариты. Позже, в 1935 году, Булгаков переписал эту сцену. Побывав в числе 500 гостей на приеме Уильяма Буллита в американском посольстве, он взял за основу свои новые впечатления.

Кстати, Сад Аквариум, расположенный по соседству с Домом Свиней, послужил образцом для Театра Эстрады. Сейчас это небольшой сквер возле Театра Моссовета и Сатиры, а во времена Булгакова это было место увеселительных мероприятий.

Музей Булгакова

Коммунальные квартиры начали расселять в 1960-х годах, а в середине 1980-х в доме их почти не осталось. В 1983 году в бывшую «плохую квартиру» въехало одно из управлений Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР «Гипротехмонтаж». Узнав, кто здесь жил раньше, его сотрудница Наталья Романова решила устроить выставку Булгакова.

В 1990 году на фасаде дома наконец-то появилась мемориальная доска в честь писателя. Гипротехмонтаж съехал с квартиры. Мариетта Чудакова, написавшая первую научную биографию Булгакова, учредила фонд его имени и позаботилась о том, чтобы квартира была передана ему. Бывший дом Михаила, который он ненавидел, постепенно превратился в видное место для его поклонников. Здесь проходили концерты, выставки, литературные вечера.

В 2000 году в квартире исполнилось 60 лет роману Мастер и Маргарита. В 2004 году была открыта первая постоянная экспозиция. Он был посвящен столетию доходного дома Ильи Пигита.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *