Ловля душ или ловля рыбы: для чего создавались Соловецкие лабиринты
20 сентября 2017, 07:24
Арктика
Один из крупнейших лабиринтовых комплексов на севере Европы находится на Соловецких островах. Он открыт для свободного посещения — при условии, что погода позволит добраться на Большой Заяцкий остров в Белом море. Запутанные каменные дорожки остаются тайной для ученых, которые уже более ста лет высказывают различные версии о происхождении и назначении северных лабиринтов — «вавилонов».
Лабиринты Заяцкого острова
Большой Заяцкий остров площадью чуть больше 1 кв. км располагается в 5 км от Большого Соловецкого острова. На нем всего несколько построек, возведенных в XVI–XVIII веке — каменная палата, поварня и небольшая деревянная церковь в честь Святого Апостола Андрея Первозванного. Еще одно сооружение на острове — огороженная валунами гавань XVI века, древнейшая из сохранившихся на территории России.
Считается, что в первое время существования Соловецкого монастыря (основан в XV веке) Заяцкий остров служил становищем для монастырских промышленников, добывавших морского зверя и рыбу. Само название острова связывают с «морскими зайцами» — тюленями.
Читайте также
Жизнь на острове Анзер: как принять туристов, но остаться отшельником
Остров мало приспособлен для постоянного проживания, но не был необитаемым даже в древние времена. Он располагался на пересечении промысловых маршрутов древних карельских племен, а главным доказательством пребывания людей на острове в древности считаются лабиринты и памятники саамской культуры — сейды и каменные выкладки.
На пояснительных табличках перед лабиринтами указано, что они созданы в период от I тысячелетия до н.э. до XV века. Сроки возможного возникновения каменных насыпей и выкладок — с древности до XIX века.
Лабиринты представляют собой плотно уложенные валуны, поросшие невысокой растительностью, характерной для северных островов. Спиральные ходы уложены в форме круга или подковообразно, высота их стенок не превышает 40 см, диаметр сооружений — от 3,4 м до 25,4 м. Соловецкие лабиринты настолько аккуратно уложены и опутаны низкорослыми кустарниками, что напоминают клумбы. На Большом Заяцком острове расположено 14 лабиринтов, в том числе один из самых крупных в Северной Европе. Всего на Соловках найдено около 30 таких сооружений. Помимо Соловков они есть в Карелии, на Кольском полуострове, в Норвегии, Швеции, Дании, Великобритании и странах Балтии.
© Сергей Бобылев/ТАСС
Мистические обряды или рыбалка
Одно из первых научных описаний лабиринтов на Соловках составил в 1930-е годы философ и ученый, священнослужитель Павел Флоренский, узник Соловецкого лагеря особого назначения. По версии, которую он изложил, «устройство лабиринтов связано с культом умерших и назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу». Но ученый тут же оговорился, что эти предположения — «дело темное». Он был уверен, что Критский лабиринт и северные лабиринты родственны между собой. Флоренский полагал, что их создавали в V–VI веках до нашей эры германцы, оттесненные кельтами, а затем лопари, заимствовавшие эти постройки от германцев.
В 1930-е годы была предпринята попытка раскопать лабиринт на Соловках, чтобы проверить версию о том, что это надмогильное сооружение. Останков под лабиринтами не было. Кости животных и птиц (вероятно, жертвенных), некоторые орудия труда и предметы быта археологам попадались под валунными насыпями. Некоторые из этих находок удалось датировать V–IV тысячелетием до н.э., но утверждать, что лабиринты появились одновременно с этими предметами, ученые не могут.
Читайте также
Лагерные шрамы Соловецкого монастыря
Исследователи допускают, что система запутанных ходов могла служить местом совершения магических действий, шаманских таинств. Но назвать, что это были за обряды, каким образом и с какой целью они проводились, ученые не могут. Они лишь предполагают, что это могли быть охотничье-промысловые или аграрные ритуалы.
Разгадать смысл лабиринтов пытались и через их расположение — большинство из них сооружено недалеко от берега моря или реки, часто они строились на островах, поэтому не исключено, что лабиринты были связаны с почитанием духа воды.
Близость лабиринтов к воде породила практическую версию предназначения запутанных ходов. В 1970-е годы историк Нина Гурина предположила, что они представляют собой модели ловушек для рыбы. Исследователи допускали, что рыба, заходя в лабиринт, не могла развернуться там и оказывалась в тупике. Люди, знакомые с рыбалкой, отнеслись к этой версии скептически. Некоторые даже высказывали намерение попробовать такую ловушку на практике, но о таких опытах пока ничего не известно.
Предположения о том, что в лабиринтах зашифрованы календари или отображены орбиты солнца и луны, тоже не нашли весомых доказательств. Разнообразие форм и отсутствие строгой ориентации лабиринтов, скорее, опровергает эти версии, считают исследователи.
© Сергей Бобылев/ТАСС
Символы земного и духовного пути
Ученые продолжают изучение лабиринтов, рассматривая их в комплексе с другими такими памятниками в регионе. Исследователь северных лабиринтов, старший научный сотрудник отдела палеолита Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН Евгений Колпаков рассказал ТАСС, что для более точного определения возраста лабиринтов нужно изучать не только сами объекты, но и местность, в которой они размещены. Такие исследования проводились на Кольском полуострове, где располагаются «вавилоны», похожие на соловецкие.
Читайте также
С молитвой и рубанком: как соловецкие монахи сохраняют всемирное наследие
Измерив, на какой высоте располагаются лабиринты над уровнем моря, ученые совместили эти показатели с данными об изменениях морского берега за несколько тысяч лет. «Были специальные исследования в районе лабиринтов, и сейчас их датировка существенно омоложена, то есть установлено, что кандалакшский лабиринт в губе Малая Питкуль существует не более тысячи лет, потому что тысячу лет назад на его месте было море, и он не мог существовать», — рассказал Колпаков.
Другие лабиринты, по его словам, «распределяются по временному периоду, но, скорее всего, относятся к первой половине второго тысячелетия нашей эры», то есть к эпохе средневековья.
«Датировка снимает массу интерпретаций», — считает ученый. Таким образом, отметаются версии о рыбных ловушках, древних календарях и т. д.
Первые упоминания о лабиринтах в письменных источниках, по словам Колпакова, относятся к концу XVI века. Но они никак не проясняют вопроса о происхождении загадочных знаков, поскольку «уже там они имеют легендарный характер».
© Сергей Бобылев/ТАСС
Ученый придерживается мнения о том, что северные лабиринты «некоторым образом связаны с христианством». Сторонники этой версии напоминают, что изображения лабиринтов встречаются в некоторых церквях Западной Европы (например, лабиринт 1205 года на полу собора в Шартре, Франция). Эта версия возвращает к представлению о лабиринте как о символе земного и духовного пути человека, только уже не в языческих верованиях, а в христианских.
Екатерина Андреева
Теги:
Арктика сегодня
Каменные лабиринты на Соловецких островах. Загадки Соловецких островов.
Азбука городов
Дата обновления статьи: 09. 10.2022
Считается, что первые два монаха-отшельника Савватий и Герман прибыли на совершенно безлюдные острова в 1429 году. Впрочем, их безлюдность — это еще предмет споров: ведь на тот момент они уже были хорошо известны саамам, из языка которых возможно и пришло название «Соловки» (от «солова» в значении «большой»). Согласно официальной истории в 1450-х были построены первые деревянные церкви, а строительство первых каменных церквей началось лишь в 1552 г. Возведение гранитной оборонительной стены относят и того позже — ее возведение началось лишь в 1584 г. по указу Бориса Годунова и продолжалось примерно на протяжении 14 лет.
Соловецкий монастырь
Это совершенно невообразимый срок для возведения такого поистине мегалитического сооружения — причем численность монахов тогда составляла по разным оценкам всего порядка 200–500 человек, а работы из-за суровых погодных условий велись только в летнее время. Иначе как «чудом» результат этих работ назвать нельзя, так как в основании крепости встречаются гранитные блоки до 3–5 метров. Такой блок весит порядка 15 тонн. (Для справки — блоки пирамиды Хеопса, над технологией строительства которой до сих пор ломают голову ученые всего мира, весят «всего» по 2,5 тонн каждый).
Люди у башни — сравните масштаб. Источник: LiveInterent, блог Andrrr, публикация от 02/10/2012
Экскурсоводы объяснений насчет того каким образом это было построено объяснений не дают, кстати документация и планы строительства Соловецкой крепости — как водится в таких случаях — в архивах отсутствуют.
Соловецкий монастырь на закате
Складывается впечатление, что фундамент из гигантских валунов на островах уже стоял к моменту возникновения там монастыря (что, конечно, не умаляет других многочисленных достижений монахов по обустройству этого места).
И вот почему такая версия кажется оправданной:
1. Соловецкая крепость как бы состоит из двух слоев с принципиально разными технологиями строительства — и это прекрасно видно невооруженным взглядом: если в нижнем ярусе — это огромные мегалитические валуны, то поверх них лежит обычная каменная кладка, что полностью укладывается в предложенную гипотезу.
Внутренний двор Соловецкого монастыря
2. Некоторые стыки блоков — в частности на набережной — выполнены в технике, так называемой полигональной кладки (то есть камни не стандартной формы, а все разные и подгоняются друг под друга «в замок», образуя технически сложные в исполнении и «ненужные» изгибы), которая характерна именно для древнейших строений земли по всему миру — в Египте, Перу и других «очагах» зарождения цивилизации.
3. Камни в основании монастыря поросли таким внушительным слоем лишайников, что специалисты оценивают их возраст в 2–3 тыс. лет.
Лишайники на камнях в основании Соловецкого монастыря
4. И наконец — Соловецкий архипелаг и соседние острова Кузова — это настоящий заповедник мегалитов, каменных лабиринтов и прочих рукотворных сооружений разных типов, сложности и размеров, многие из которых до сих пор даже не изучены как следует. Что непосредственно свидетельствует, что а) острова были кому-то прекрасно известны и обитаемы задолго до прихода на них первых монахов; б) древнейшие строители использовали именно камни разных размеров — включая мегалитические, как базовый материал для возведения своих объектов.
Каменный лабиринт на Соловецких островах
В целом на Соловках насчитывается около 35 каменных лабиринтов и порядка 1000 валунных насыпей и «выкладок»: а на одном только Большом Заяцком острове таких лабиринтов 13, а насыпей более 850… Среди этих сооружений исследователи выделили несколько типов:
-
«дольмены» (выкладки из камней прямоугольных форм),
-
«перемычки» (каменные насыпи определенной формы),
-
«звезды» (выложенные валунами многоугольники),
-
«пирамиды» (высотой до 3,2 метров),
-
«коромысла» (многоуровневые фигуры похожей на коромысло формы),
-
«ловушки»,
-
«алтари»…
Известна также уникальная в своем роде «солнечная розетка» Заяцкого острова, выложенная из сколов кварцита.
Сейд на островах Кузова
На соседних же островах Кузова (16 необитаемых островов) есть еще и сейды (валуны поставленные на «ножки» из небольших камней), и геометрически правильные шары из кварцита
, и то ли скала, то ли скульптура с ясно просматриваемым человеческим лицом, а также единственный в мире 15-тонный каменный трон — сооружение явно рукотворного характера, поставленное на основу из шестиугольника. Сидя на нем в период зимнего солнцестоянии можно увидеть как солнце проходит точно по вершине ближайшей сопки.
Каменный трон архипелага Кузова.
Каменные лабиринты Соловецких островов — их назначение и цели создания
Как чаще всего бывает в подобных случаях, никаких вразумительных объяснений касательно назначения всех этих конструкций ни у кого нет. По каменным лабиринтам — они, пожалуй, исследованы лучше всего — высказываются самые невероятные версии, самой растиражированной из которых почему-то стала самая абсурдная — что, мол, это ловушки для рыбы, которая в прилив заплывала в эти лабиринты и не могла из них выбраться.
Каменные лабиринты на Соловецких островах
Версия 2 представляет собой модификацию того же посыла: что лабиринты — это элементы примитивной промысловой магии для все той же ловли рыбы.
Версия 3 — что все это геоглифы, созданные для маркировки островов и ориентации мореходов в пространстве. Тоже малоубедительно…
Другие гипотезы обычно связаны с разного рода взаимодействиями с потусторонним миром — некоторые исследователи считают, что там проводились погребальные обряды по сжиганию. И действительно, во многих лабиринтах находят следы пепла, но вот останки — крайне редко. Опять же, если это так, то возникают вопросы — почему тогда лабиринтов так мало? Значит, таким образом осуществляли погребения только в исключительных случаях? Для кого же тогда?
Лабиринты Соловецких островов
Интересно, что местное название Соловецких и Кузовских лабиринтов — «вавилоны». Таким же словом обозначаются совершенно другие по виду каменные плиты в Изборске с нанесенными на них геометрическими фигурами (подробнее про Изборск), назначение которых также не установлено.
Соловки на старых картах
Напомним, что по официальным данным первые каменные постройки — причем речь даже НЕ о внешней оборонительной стене, а о постройках церквей — появились на Соловках НЕ раньше 1552 года. А возведение оборонительной каменной стены только начинается в 1584-м. При этом на картах Соловки появляются уже ДО этого, причем с пометкой города — то есть картограф счел необходимым изобразить некий недавно основанный деревянный монастырь севера наравне с такими крупными городами как Москва, Великий и Нижний Новгород, Суздаль, Кострома и прочими? Не странно ли это?
Возьмем самую «старую» имеющуюся в открытом доступе карту Московии — это карта Антония Вида 1537 г. Она интересна тем, что каждому городу здесь соответствует не просто символ, а некое уникальное изображение. То есть картограф, видимо, хотел передать примерный облик и размеры города — так вот изображение Соловков отражает нечто действительно грандиозное! Сооружения Соловков по размеру выглядят на порядок внушительнее Пскова, Владимира, Коломны и Твери! Превосходят их разве что Великий Новгород и Великая Пермь (кстати, что по «официальной» истории такого города на тот момент еще вовсе не существует — читайте подробнее в статье про Пермь), Москва же примерно равноценна. Напрашивается вывод, что внушительные стены монастыря с гигантскими валунами существовали уже тогда и были известны всему просвещенному миру.
Карта Московии А.Вида 1537 г.
Смотреть карту крупнее
Кстати, здесь хотелось бы обратить внимание на то, что на базе данной карты кем-то создана фальшифака, которая растиражирована в Интернете с искаженным названием «карта А.Вуда» вместо А.Вида — на ней изображены некие пирамидальные конструкции, якобы, изображающие дохристианское святилище на Соловках. Но, на оригинальной карте А.Вида, которую мы привели выше — рисунок Соловков совершенно другой! Точнее, он почти такой же, только без пирамиды и башни с куполом. Чего нет — того нет. Именно поэтому стоит самостоятельно проверять первоисточники. А карта Антонио Вида и так крайне интересна и стоит того, чтобы изучить ее внимательно.
Фальшивое изображение Соловков, выдаваемое за рисунок с карты А.Вида.
Настоящее изображение Соловков на увеличенном фрагменте карты А.Вида 1537 г.
Другая карта — Гастальди 1551 г. (т. е. также ДО строительства первых каменных сооружений Соловков). Здесь также есть Соловки (Solovoka) с пометкой города — и он один из самых крупных на карте. По размерам его можно сравнить с Костромой, Владимиром и — опять же — Пермью Великой. Есть ощущение, что на картинке угадываются очертания стен вокруг города, хотя, возможно — это граница острова.
Карта Московии Гастальди 1551 г.
Смотреть карту крупнее
Самая известная карта России, Московии и Тартарии (!) авторства Энтони Дженкинсона 1562 года также отображает Соловки как примечательный объект. Масштаб карты здесь уже другой и города обозначаются одинаковыми красными символами, но ради интереса можно их пересчитать. На Русском Севере всего 11 городов «удостоились» красного значка, включая Соловки. В целом на всей рассматриваемой территории городов порядка 70–80 (не так много!) и «деревянные постройки» соловецкой обители почему-то входят в список обязательных к отображению населенных центров. Заметим, что на севере есть и множество других монастырей/острогов/городков, которые обозначены просто текстовыми названиями. Напомним также, что на момент издания карты в 1562 г. строительство внешних оборонительных стен Соловков все еще даже не началось.
Карта России, Московии и Тартарии Дженкинсона 1562 г.
Увеличить карту
Интересные факты из истории Соловецкого монастыря
- В 1571, 1582 и 1611 годах стены Соловецкого монастыря пережили ряд нападений со стороны шведов.
- Знаменитый патриарх Никон, инициировавший церковную реформу в 1650-х, которая вылилась в болезненный раскол между приверженцами «старой веры» и «новых правил» изначально принял постриг в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря. Через некоторое время он бежал оттуда по причине разлада с Елеазаром Анзерским — начальным старцем скита.
С. Д. Милорадович «Чёрный собор». 1885 г.
- Реформы Никона (подробнее про суть реформ и противостояние между Никоном и духовным лидером староверов протопопом Аввакумом читайте в статье про Печору и Пустозерск) были решительно отвергнуты братией Соловецкого монастыря и осуждены как ересь — «по новым книгам петь и служить отнюдь не хотят». Новый настоятель Иосиф — присланный из столицы сторонник реформ, был изгнан монахами. В результате — так как нововведения Никона были поддержаны государем, а на староверов пошли гонения — монастырь был лишен своих вотчин, владений и осажден царскими войсками. В это время на Соловках находилось порядка 90 пушек и 700 монахов, многие из которых были по сути воинами, так как сама Соловецкая крепость считалась важным опорным пунктом на случай войны со Швецией. И при этом обладала достаточным запасом провианта на случай шведской блокады.
Соловецкий монастырь с высоты птичьего полета
- Осада длилась 8 лет! — с 1668 по 1676 годы и получила название «Соловецкого сидения» или «Соловецкого восстания». В первые годы противостояние шло достаточно мирно, если можно так выразиться — осада устанавливалась только на летнее время, зимой же стрельцов вовсе отпускали со службы по домам. Государь Алексей Михайлович надеялся на мирное разрешение конфликта, а монахи со своей стороны до 1674 года продолжали молиться за него во время своих служб. Однако к лету 1675 ситуация обострилась, в дело пошли пушки, обе стороны несли потери убитыми и ранеными. Голландец Бальтазар Койэтт, посетивший в это время Архангельск, записал рассказ некого лоцмана, который сообщил, что монастырь был осажден 10 тысячами стрельцов. 18 января 1676 монастырь был взят с помощью предателя, открывшего царским стрельцам потайной ход. 26 монахов-мятежников были казнены на месте, другие — сосланы в Пустозерск, где отбывал заключение и был казнен и духовный лидер старообрядчества — протопоп Аввакум (читайть подробнее про Пустозерск и Аввакума).
М.Нестеров. Соловки
- Удивительно, но «опальный» монастырь, всего через несколько лет после завершения памятного «Соловецкого сидения» имел такое влияние, что претендовал на соляные промыслы в 800 километров от самих Соловецких островов (Сереговский соляной промысел на реке Выми в Республике Коми). Более того — вел за них полноценную собственную «войну» с местным солеваром Панкратьевым, также претендовавшим на ресурс. Из Соловков к Выми были отправлены 170 человек, включая стрельцов, которые, по свидетельству челобитной от солевара Панкратьева:
«… из луков стреляли и бердышами рубили, и рогатинами кололи и человека его Ивашка Якимова застрелили до смерти, четырёх человек ранили и рабочих 5 дворов сожгли».
В итоге дело все же решилось в пользу Панкратьева.
Нападение англичан на Соловецкий монастырь. Лубочная картинка 1868 года
- В 1854 году (год начала войны Российской Империи с Англией и Францией) монастырь подвергся пиратскому нападению со стороны британцев и был обстрелян 60-пушечными фрегатами «Бриск» и «Миранда», которые через некоторое время удалились, не сумев причинить укреплению сколь-нибудь заметного вреда. Целью этого и ряда других нападений на русские укрепления было деморализовать наши войска, распылить силы и внимание. Обстрелу подверглись Одесса, Севастополь, Очаков, Геническ, Таганрог, Мариуполь. На северном направлении англичане разграбили Кандалакшу, Кереть, Ковду, полностью разорили и сожгли Колу — один из старейших русских городов за полярным кругом.
______________
Н. К. Рерих. Святое озеро
Что же в итоге? Соловки продолжают манить путешественников всех мастей — паломников, искателей древних загадок, ценителей суровой красоты северной природы. Несомненно каждый находит там нечто свое и, наверное, в этом и заключается волшебство, многогранность и глубинная мудрость этого места, находящегося где-то на пересечении миров. Человек и Природа. Мятеж и Безмятежность. Мгновение и Вечность. Бесконечность. Спираль. И все повторяется вновь и вновь. И все является частью чего-то большего.
Друзья, поделитесь материалом в социальных сетях:
Подписывайтесь на нашу группу:
Древние каменные лабиринты Большого Заяцкого
На небольшом скоплении отдаленных островов в Белом море России находится самая высокая концентрация древних лабиринтов на планете. Несмотря на многочисленные теории, археологи и историки не пришли к единому мнению о том, почему они были построены и какова была их цель. Лабиринт остается одним из самых загадочных символов, встречающихся на Земле — тысячи лет назад он появился в один и тот же момент истории на всех обитаемых континентах мира — почему?
Сегодня мы используем термин «лабиринт» для обозначения любой структуры, похожей на лабиринт. Однако между лабиринтом и лабиринтом есть ключевое различие. Лабиринт относится к сложной разветвленной (мультикурсовой) головоломке с выбором пути и направления; в то время как лабиринт — это однопутевой (уникурсальный) узор, который имеет только один неразветвляющийся путь, ведущий к центру.
Долгая история лабиринта
Слово «лабиринт» происходит от древнегреческих слов «лабрис», обозначающих символический «двойной топор», которым пользовались минойцы на острове Крит, и «интос». что означает «место». Таким образом, лабринтос интерпретируется как «дом двуглавого топора». Обычно речь идет о комплексе Кносского дворца на Крите. Согласно греческой мифологии, царь Крита Минос приказал мастеру Дедалу построить лабиринт, чтобы скрыть Минотавра, полубыка-получеловека, потомка жены Миноса Пасифаи и быка. По какой-то неизвестной причине Дедал и его сын Икар были заключены в лабиринте. Соорудив крылья из перьев и воска, они смогли сбежать, пролетев над стенами лабиринта. Однако юный Икар порывисто подлетел слишком близко к солнцу. Его восковые крылья растаяли, и он утонул в Икарийском море. В то время как легенда о Минотавре долгое время считалась мифом, остатки Кносского лабиринта были обнаружены в начале 20 9 г.0009-й -й век археолога сэра Артура Эванса.
Древняя мозаика с изображением Кносского лабиринта и Минотавра
Несмотря на то, что на протяжении всей истории было найдено множество лабиринтов, таких как семиконтурные, одиннадцатиконтурные и двенадцатиконтурные лабиринты, в Греции и по всему Средиземноморью, с легендами был связан общий символ семиконтурного лабиринта. Известный сегодня как Критский лабиринт, он состоит из единственной дорожки, вьющейся туда и обратно к центральной точке в серии из семи концентрических колец. Любопытно, что форма 7-контурного лабиринта также отражает движение планеты Меркурий по небу в течение длительного периода времени. Записал ли какой-нибудь древний астроном это движение и создал на его основе символ лабиринта? Мы, вероятно, никогда не узнаем. Самое раннее известное использование символа семиконтурного лабиринта встречается на глиняной табличке из микенского дворца в Пилосе в Греции. Пожар уничтожил этот дворец около 1200 г. до н.э., глиняная табличка сгорела и сохранилась для археологов.
Изображение семиконтурного лабиринта
Хотя слово «лабиринт» тесно связано с греческой историей и мифологией, лабиринты существуют гораздо дольше, чем легенды о Кноссе и Минотавре. Знаменитый лабиринт древности, египетский храм, построенный в Хаваре Аменемхетом III из 12-й династии (1844-1797 до н.э.), датируется почти 4000 лет назад. В этом лабиринте было двенадцать отдельных дворов значительных размеров, обращенных друг к другу, и все они были соединены коридорами, колоннадами и шахтами. Перекрещивающиеся улочки и ложные двери, заделанные каменными заглушками, защищали центральную погребальную камеру пирамиды царя.
Но лабиринты Греции и Египта — это только верхушка айсберга. Лабиринты были обнаружены почти во всех основных религиозных традициях мира, стали неотъемлемой частью многих культур и были обнаружены на всех обитаемых континентах. Примерно в то же время, когда появился греческий лабиринт, в культуре коренных американцев появился по существу идентичный образец, лабиринт Тохоно О’одхам, в котором изображен Иитой, «Человек в лабиринте». Доисторический петроглиф на берегу реки в Гоа показывает ту же картину, и другие примеры были найдены среди наскальных рисунков в северной Индии и на дольменном храме в горах Нилгири. Что касается древних археологических памятников, то более 300 примеров лабиринтов можно найти в разных местах по всему миру. Остается много вопросов о том, как один и тот же паттерн смог появиться в одно и то же время в явно несопоставимых культурах.
В то время как записанная история связывает создание лабиринтов с периодом, начавшимся около 4000 лет назад, самые ранние лабиринты намного старше этого и впервые появились в неолитических наскальных рисунках и каменных образованиях, сосредоточенных в Европе, Скандинавии и России.
Лабиринты Большого Заяцкого
Соловецкие острова (или Соловки) — архипелаг, расположенный в Онежском заливе Белого моря, Россия. Именно здесь можно найти тридцать пять неолитических лабиринтов, известных на местном диалекте как «вавилоны» («вавилоны»), которые датируются примерно 3000 годом до нашей эры. Наиболее примечательны каменные лабиринты Большого Заяцкого острова, группа из четырнадцати лабиринтов в 0,4 км 2 район. Они особенно хорошо сохранились, документировались и обсуждались, но никаких определенных выводов относительно их назначения сделано не было.
Помимо лабиринтов, на острове было найдено 850 куч валунов, многие из которых содержат фрагменты костей. Другие каменные образования, обнаруженные на острове, включают изображение солнца с радиальными спицами. Принято считать, что эти древние лабиринты и каменные образования были связаны с духовными верованиями и, возможно, символизировали своего рода границу между материальным миром и подземным миром — мифическим жилищем мертвых.
Лабиринты построены из валунов, разложенных на поверхности земли, и было установлено, что эти валуны были собраны на месте. Диаметр самого маленького лабиринта составляет около шести метров, а самого большого — 25,4 метра. Ряды валунов образуют спирали, некоторые из которых состоят из двух спиралей, напоминающих двух змей с головами в центре. Входы в лабиринты в основном находятся на юге, и, хотя есть пять разных мест, у каждого из них есть только одна точка входа/выхода. Все лабиринты на Большом Заяцком находятся на западной стороне острова, а в восточной части острова имеется значительная коллекция каменных образований, но нет лабиринтов. Хотя лабиринты сильно заросли кустарниковой растительностью острова, их очертания по-прежнему хорошо видны.
Один из каменных лабиринтов на Большом Заяцком острове
Для чего построены лабиринты Большого Заяцкого?
Было выдвинуто множество гипотез, объясняющих, почему неолитические поселенцы Соловецких островов шли на значительные усилия по строительству многочисленных каменных лабиринтов.
В 1970-е годы господствовала гипотеза, выдвинутая Н. Гуриной, что лабиринты были построены как ловушки для рыб. Доказательством служит тот факт, что все лабиринты в регионе были построены недалеко от моря, а уровень воды был намного выше 5000 лет назад, когда, как считается, они были построены. Рыба заплыла бы через вход и попала бы в ловушку в лабиринте, что облегчило бы рыбакам поиск улова. Однако главный недостаток этого аргумента заключается в том, что по всему миру в глубине суши были обнаружены многочисленные лабиринты.
У исследователя Л. Ершова была другая версия. Ершов утверждал, что в линиях лабиринтов схематически отражались как солнечные, так и лунные орбиты, поэтому лабиринты использовались как календари. Однако это обсуждалось на том основании, что лабиринты не имеют постоянного направления входа.
Одна из популярных сегодня теорий, особенно в эзотерических кругах, состоит в том, что лабиринт — это древний символ, связанный с целостностью. Он объединяет образы круга и спирали в извилистый, но целеустремленный путь. Это путешествие в наш собственный центр и обратно в мир. Прогулку по лабиринту можно считать посвящением, в котором пробуждаются знания. Считается, что прохождение пути лабиринта приводит к изменению состояния сознания и восприятия времени и пространства. Действительно, Влад Абрамов, исследователь, исследовавший лабиринты Большого Заяцкого, описал сюрреалистический опыт ходьбы по извилистым и извилистым дорожкам лабиринта.
Войдя в лабиринт и несколько раз обогнув центр, вы выходите из него через тот же вход. Просто после нескольких поворотов становится непонятно, сколько вы прошли и сколько еще пройти. Субъективно время останавливается, но по часам великий лабиринт проходится за 15 минут. Трудно думать о чем-то побочном; путь узок, и вы должны постоянно смотреть под ноги. Путь извивается по часовой стрелке и против часовой стрелки. Наконец – выход; и вы счастливы, что путешествие закончилось.
Несмотря на теории, представленные выше, и многие другие, сегодня общепринятая теория, выдвинутая Карлом Шустером и Эдмундом Карпентером, состоит в том, что строительство лабиринтов было связано с религиозными верованиями. Считается, что доисторические лабиринты служили ловушками для злых духов, определяли пути для ритуальных танцев и/или символизировали барьер между этим миром и подземным миром. Предполагается, что лабиринты могли быть включены в ритуалы, чтобы помочь душам умерших перейти в подземный мир. Археолог А.Л. Никитин предполагает, что лабиринты, как указано в легендах, указывают путь к «входам» и «выходам» подземного царства, которые могли открыть только те, кто знал «волшебный ключ» от этой задней двери.
Это предположение согласуется с широко распространенной среди доисторических культур верой в теорию «Трех миров», согласно которой древние люди считали, что Вселенная разделена на Нижний мир, куда отправляются души умерших после смерти, Средний Мир, состоящий из физического плана бытия, и Верхний мир звезд, облаков и богов.
По сей день далекие северные острова России продолжают манить любознательных путешественников и ученых, жаждущих разгадать тайну и истинный смысл лабиринта.
Избранное изображение: Один из каменных лабиринтов на Большом Заяцком острове. Источник фото: Wikimedia
к апреле Холлоуэй
Список литературы
Полуостров Кола и Лабиринты Соловки — Solovki
на Семантике Лабиринт -Лабиринт
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
9000 -й Labyriys
.
.
9000 -й Labyrys
.
9000 -й Labyriys
.
9000 -й Labyriys
9000 -й Labyriys
.9000 -й Labyriys
9000 -й. РоссияОбразцы, которые соединяют: социальный символизм в древнем и племенном искусстве – Schuster & Carpenter
Большой Заяцкий, Соловецкий: Загадочные русские Вавилоны
Набор доисторических спиральных лабиринтов из камней украшает Большой Заяцкий остров Соловецкого архипелага. Без объяснений того, когда они были возведены и что это означало, жители этих северных пределов Европы называют их вавилонами.
Мы проснулись после ночи, проведенной вместе в доме Андрея Игнатьева и Алексея Сиднева, родом из Архангельска, временных жителей Соловецкого архипелага, разбросанного по Онежскому заливу Белого моря, тому самому морю, которое приветствовало Большой Заяцкий.
Андрей и Алексей инженеры-геологи. Они готовили водопроводную сеть, которой на острове давно не было. Дуэт говорил только по-русски. Свободно владеющий английским языком, Алексей Кравченко, гид по Санкт-Петербургу, который сопровождал и вел нас, поддерживал нас как переводчик и связующее звено.
Ему, конечно, помогла неизбежная водка. Даже не подозревая, что нам нужно вставать в 7:30 утра, нам пришло в голову отказаться от искреннего и щедрого предложения выпивки от хозяев. Водка, которую нам подавали, могла быть только отличного качества.
Ос корнишонов огурцов и других овощей, входящих в состав деликатесов, которыми россияне вообще привыкли сопровождать и смягчать алкоголь, подарили нам рассвет без больших драм, что значит не легкое, а тем более хорошее настроение.
Рассвет и плавание к Большому Заяцкому
Новый день тоже рассветал таким: серым, каким мы его не видели два дня. Пакуем рюкзаки. У нас был импровизированный завтрак с продуктовыми магазинами, которые сопровождали нас. Мы захлопнули дверь советской квартиры и отдались работе.
С лицом, обожженным предрассветным холодом, мы идем к маленькому местному порту, немногим большему, чем укрепленная стена, ограничивающая зеркальную воду. Когда мы добрались туда, группа русских посетителей уже ждала в веселье, в непосредственной близости от « печак », лодки, названной в честь одного из символических мысов архипелага.
Два члена экипажа, выходящие из салона, отдают приказ на посадку. Вскоре после этого мы отплыли в Белое море.
Православная монахиня следует на теплоходе «Печак», который соединяет Соловецкий с Большим Заяцким.
Легкий ветерок практически не шевелил нейтральные просторы, которые мы бороздили. Но одного водоизмещения судна хватило, чтобы проморозить кости и души западных и случайных туристов, от которых остальные пассажиры с трудом могли понять происхождение.
Пассажиры из Печака фотографируют островное побережье Соловецкого архипелага.
Почти через час после отплытия мы увидели очертания зданий на одном из последовавших за ним почти мелководных островов. С приближением « печак », мы заметили, что самым высоким и самым неправильным был старый деревянный православный храм, установленный за прибрежной полосой, полной крупных округлых камней и стволов. Рядом с ним два кирпично-каменных дома как будто служили храму. Мы были в Большом Заяцком.
Православный храм и подсобные строения над каменистой береговой линией Большого Заяцкого.
Посадка и первые шаги
« печак » швартуется на конце деревянного понтона. Высокий, стройный, светловолосый молодой член экипажа, одетый в камуфляжную военную форму, завершает посадку и новый приказ о выпуске.
Один за другим мы все прошли по дорожке, установленной на каменном основании, которая соединяла причал со входом в церковь. Впереди следует единственный пассажир в броском одеянии, закутанный в желтую клеенку в полный рост.
Формируется более сплоченная группа, чем группа посадки. Молодой человек в клеенке берет на себя роль гида и начинает длинную диссертацию по-русски. Первое время мы оставались в группе, внимательно слушая переведенные объяснения, которые дал нам Алексей Кравченко.
Вскоре после этого окружение разделилось. Мы тоже скучали по Алексею. У нас осталось собственное сенсорное открытие Большого Заяцкого, которое, несмотря на прилагательное ( большой = большой), составляет всего 1,25 км 2
Дорожка ведет к старой деревянной церкви Большого Заяцкого.
Таинственный субарктический остров
Остров покрыт разноцветной растительностью. Красноватые и желтоватые кусты выделялись над преобладающей зеленью. И беспорядочная колония камней усеяла ковер, образованный своеобразным пышным тундровым дроком.
Возвращаемся в группу. Они еще раз остановились у проводника в той части острова, где подлесок зелени образовывал причудливую путаницу борозд.
Лидер возвращается к своим устным обвинениям. Мы присоединяемся к Алексею, который, в свою очередь, заинтригован. Таким образом, что он ограничивается прослушиванием и почти ничего не передает нам. «Это действительно очень-очень странно!» он, наконец, отпускает, пораженный тем, что гид не мог объяснить.
Это нормальное проявление тех, кто сталкивается с теми странными памятниками, которые сейчас являются каменно-овощными, или слышит о них заслуживающие доверия описания. Поражает не только его эзотерическая композиция.
Причина, по которой лабиринты сосредоточены на площади всего 400 м, еще предстоит определить. 2 с запада Большого Заяцкого, тогда как около 850 кротов возникают в основном с востока. Как, впрочем, загадочно рассеяние обоих мегалитических элементов по различным островам Соловецкого архипелага.
В Большом Заяцком лабиринтов четырнадцать. В общем числе Соловецких островов их тридцать пять, все из местных камней. Самый маленький из них имеет диаметр шесть метров. Диаметр самой большой составляет двадцать пять метров. Помимо лабиринтов и форм, есть также несколько петроглифов.
Русская православная церковь в короткой осенней обстановке Соловецкого архипелага.
Вопросы, на которые лабиринты не отвечают: Кто? Нравиться? Почему
Суть этого нарастающего вопроса очевидна: кто их построил? Когда? Для чего? В любом случае, попытки объяснения идут давно и разрознены, как и северные части, в которых встречаются однотипные каменные лабиринты: Англия, Исландия, Дания, Швеция, Финляндия, Эстония и Россия.
В большинстве случаев они создавались на островах, полуостровах, эстуариях и устьях рек односпиральной, биспиральной, концентрической и радиальной формы. Его окружающие формы имеют круглую или овальную форму. Только в редких случаях квадратные.
Европейское распространение этих лабиринтов направило некоторых ученых, заинтригованных этим явлением, к этническому профилю скандинавских народов, в частности Кольского полуострова и района вокруг Белого моря, к фону нынешних саамов. народ, населяющий сегодня север Норвегии, Финляндию и северо-запад России.
Православные кресты на берегу острова Большой Заяцкий, Соловецкий архипелаг
Сайвос и другие Теории на любой вкус
В 1920 году русский ученый Н. Виноградов предположил, что лабиринты были я оставляю священными горами, в которых бродили души умерших. Однако определение оставляю получило серьезные дополнения. Британская энциклопедия определяет их как «один из саамских регионов мертвых, в котором saivoolmak (умершие) жили счастливой жизнью в мире savoir сверхъестественного со своими семьями и предками.
Саамы считали, что saivoolmak они строили палатки, охотились, ловили рыбу и жили так, как жили на Земле. You savoir они считались священными и источниками силы, которые могли использовать шаманы. Когда шаманы хотели войти в транс, они вызывали духов-хранителей , которые я покидаю».
Таким образом, стало понятно, что лабиринты функционировали как своего рода граница между миром живых и миром духов и что они использовались в ритуалах, проводимых для помощи душам в переходе из одного мира в другой.
Русский посетитель с Большого Заяцкого покидает один из лабиринтов острова.
Прогулка по лабиринту Влада Абрамова
В основном мы были заняты поиском лучших ракурсов и их документированием. Но уже нашлось несколько человек, которые взяли на себя труд пройти по его мистическим путям. Влад Абрамов, преданный исследователь лабиринтов Большого Заяцкого, экспериментировал с их обходом.
Так он описал то, что чувствовал. «После входа в лабиринт и неоднократного обхода центра человек выходит из центра через тот же вход. После нескольких кругов становится непонятно, сколько уже пройдено и сколько еще предстоит сделать. С субъективной точки зрения время останавливается, но по часам великий лабиринт проходится за пятнадцать минут.
Трудно отвлечься; трасса узкая. Требует смотреть под ноги. Рельс вращается как по часовой стрелке, так и назад. Наконец появляется выход, и радуешься, что путешествие окончено».
Посетитель Большого Заяцкого обходит один из многочисленных лабиринтов острова.
Проводник в своеобразной желтой клеенке продолжил свои объяснения по-русски. Это так требовало концентрации Алексея, что мы продолжили без его передачи знаний. Для нас, как и для всех смертных, затаилась тайна. Теория умение есть. Противоречит ряд других, которые постепенно становятся более земными.
Календари? Ловушки для рыбы?
Некоторые ученые утверждают, что лабиринты были построены рыбаками в ненастные дни, чтобы заманить в ловушку злых духов или мифологических гоблинов, приносящих несчастье. В этом контексте рыбаки шли в центр лабиринтов и привлекали духов, пока те не теряли их в море.
Бывший советский математик, ныне россиянин Юрий Ершов, предложил третье, смешанное объяснение: лабиринты служили своего рода схематическими зеркалами орбиты Луны и видимой орбиты Солнца, используемыми в качестве полезных календарей.
Согласно другому постулату историка и антрополога Нины Николаевны Гуриной (1909-1990) от 1970 года, лабиринты Большого Заяцкого вместо того, чтобы изгонять злых духов в море, были не чем иным, как ловушками для рыбы.
Задняя часть дома поддержки Большого Заяцкого.
По этой причине почти все они были построены у моря, в районах, которые между тремя и пятью тысячелетиями назад были покрыты приливами и отливами. По словам Гуриной Н.Н., рыбы заплывали через вход и попадали в лабиринты, что облегчало их поимку аборигенами.
Тайна навсегда
Какова бы ни была ее истинная причина существования, тысячелетия спустя лабиринты Большого Заяцкого, Соловецких островов и доарктической северной Европы в целом продолжают соблазнять путешественников и ученых, жаждущих разгадать загадку.
Некоторые из них публикуют работы и ведут блоги, посвященные теме, некоторые полны графических схем, геометрических анализов и формул. В любом случае, эти работы и блоги являются источниками знаний, столь же герметичными, как и лабиринты, которые они охватывают. И они вызывают горячие споры.
Мы меняем направление по проходу и возвращаемся к окрестностям церкви. Древний храм также был построен здесь как форма христианского утверждения против языческих верований, которые исконные народы распространили в Большом Заяцком и по всему региону.