Легендарный крейсер аврора: Крейсер «Аврора» — удивительная история самого знаменитого крейсера России

Крейсер «Аврора»: история самого известного корабля Балтийского флота

https://ria.ru/20210518/avrora-1732695453.html

Крейсер «Аврора»: история самого известного корабля Балтийского флота

Крейсер «Аврора»: история самого известного корабля Балтийского флота — РИА Новости, 18.05.2021

Крейсер «Аврора»: история самого известного корабля Балтийского флота

Ежегодно 18 мая в России отмечает праздник старейшее воинское морское объединение в составе ВМФ – Балтийский флот. Самый знаменитый его корабль – крейсер… РИА Новости, 18.05.2021

2021-05-18T10:00

2021-05-18T10:00

2021-05-18T10:01

морская держава

санкт-петербург

«аврора»

морская держава

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/11/1732687203_0:175:3330:2048_1920x0_80_0_0_a2c8d1e32a72744a0335eb163688c688.jpg

МОСКВА, 18 мая — РИА Новости. Ежегодно 18 мая в России отмечает праздник старейшее воинское морское объединение в составе ВМФ – Балтийский флот. Самый знаменитый его корабль – крейсер «Аврора».За свою службу корабль прошел более 100 тысяч миль, являлся участником трех войн, пережил неоднократные переоборудования и неизбежные ремонты. Сегодня судно является неотъемлемой частью путеводителей по Санкт-Петербургу, наравне со знаменитыми мостами и львами.Урок морской историиСудно было заложено 23 мая 1897 года на верфи «Новое адмиралтейство» в Санкт-Петербурге. По существующей со времен Петра I традиции право давать наименование крупным кораблям принадлежало царю, поэтому Николаю II и был доложен список для выбора наименования строящемуся крейсеру в 6630 т водоизмещения: «Аврора», «Наяда», «Гелиона», «Юнона», «Психея», «Боярин», «Полкан», «Нептун». В списке подчеркнуто имя «Аврора» и на полях карандашом написано: «Аврора».»Государь-император 31 марта сего года высочайше повелеть соизволили: строящийся в С.-Петербурге, в Новом адмиралтействе крейсер 6630 т водоизмещения наименовать “Аврора” и зачислить его в списки судов Балтийского флота», – было объявлено в приказе по Морскому ведомству от 6 апреля 1897 года за №64. Уже через три года крейсер «Аврора» вступил в строй. Полное водоизмещение корабля составляло 6731 т, длина – 126,8 м, ширина – 16,8 м, осадка средняя – 6,4 м. Эти характеристики корабль имеет и сейчас.Спасенная «Аврора»В Цусимском сражении «Аврора» попала под шквальный огонь 16 японских кораблей, получила 18 попаданий снарядов среднего и малого калибра, причинивших крейсеру довольно серьезные повреждения. Особенно существенный урон претерпела корабельная артиллерия. Экипаж потерял 15 человек убитыми и 82 ранеными. Погиб командир крейсера, капитан 1-го ранга Евгений Егорьев, смертельно раненный в голову осколком вражеского снаряда на боевом посту, в рубке.От геройской гибели «Аврору» спасли русские корабли-броненосцы, которые отогнали неприятеля. Тем не менее изрядно потрепанные корабли не смогли прорваться во Владивосток и ушли на юг, в филиппинский порт Манила, где были интернированы до конца войны властями США, под чьим протекторатом находились в то время Филиппины.Хранила судьба «Аврору» и в Первую мировую войну. 11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка U-26 обнаружила два русских крейсера – «Аврору» и «Палладу», новый крейсер, построенный после Русско-японской войны.Командир субмарины капитан-лейтенант фон Беркхейм оценил ситуацию и предпочел выпустить торпеду по более лакомой цели – «Палладе». Новый крейсер затонул вместе со всем экипажем, а ветерану удалось укрыться в шхерах. Так «Аврора» вторично избежала гибели.В 1917 году имперское командование Балтийского флота подготовило приказ о затоплении крейсера в фарватере Финского залива, на подступах к Кронштадту, чтобы не допустить к Петрограду немецкие эскадры. Этому воспрепятствовала революционно настроенная команда корабля, а через несколько месяцев произошел Октябрьский переворот.»Все на фронт!»В 1941 году командование Балтийского флота планировало вывести «Аврору» из состава военно-морского флота и «пустить на иголки», но этому воспрепятствовала Великая Отечественная война, которая застала «Аврору» в Ораниенбауме. Для боевых операций крейсер был уже не пригоден, но он еще мог послужить родине пушками и людьми. В июле 1941 года с «Авроры» сняли 9 из 10 орудий главного калибра (130 мм) и установили на подступах к Ленинграду.Эти девять орудий протянулись цепочкой на участке в 7–8 км от Вороньей Горы до Киевского шоссе, образовав знаменитую отдельную артиллерийскую батарею А специального назначения Краснознаменного Балтийского флота». Литера А означала «Аврора». Каждое орудие батареи А обслуживалось боевым расчетом из 15–17 человек. Помимо командиров и расчета командного пункта, на батарее было 152 человека личного состава крейсера.В сентябре 1941 года в течение недели батарея вела бой против немецких танков и моторизованных колонн. На пушки с «Авроры» немцы направили десятки самолетов, тяжелую дальнобойную артиллерию, но батарея жила, отстреливалась и продолжала поражать врага. Взять батарею в лоб у врага так и не получилось, ее обошли с флангов и окружили. Прекратилось снабжение снарядами, оборвалась связь. Когда у орудия № 1 кончились снаряды, орудийный расчет взорвал его. Немцы, ворвавшиеся на позицию, нашли там только шестерых тяжело раненных моряков. Фашисты привязали бойцов к останкам орудия, облили бензином и сожгли их.Моряки орудия № 2 взорвали орудие вместе с собой и фашистами, ворвавшимися на позицию.13 сентября вечером авроровцы взорвали последнее орудие, и только 14 сентября, на девятые сутки боев, фашисты заняли всю территорию, где располагалась батарея А, но там не осталось ни одного орудия и ни одного живого моряка. Большинство из них пало смертью храбрых, а 26 уцелевших воинов поодиночке ушли на Пулковские высоты и пополнили боевые расчеты Балтийской батареи.Последнее 130-миллиметровое орудие было снято с крейсера в январе 1942 года и после ремонта установлено на бронепоезде «Балтиец», который в то время действовал на Ораниенбаумском пятачке.В конце сентября крейсер получил несколько попаданий, в результате которых сел на грунт с креном 3° на правый борт. В конце ноября жизнь на корабле стала невозможной, и экипаж перевели на берег. Обстрелы «Авроры» прекратились лишь со снятием блокады Ленинграда.Великая Отечественная война еще не закончилась, но вскоре после того, как враг был отброшен от Ленинграда, встал вопрос о крейсере «Аврора». Судьба этого ставшего историческим корабля беспокоила многих моряков, жизнь которых была так или иначе с ним связана. Свои предложения высказывали многие офицеры флота. Обобщил их и выступил весной 1944 года с конкретным предложением, доказав его целесообразность, заместитель Народного комиссара ВМФ СССР адмирал флота И.С.Исаков. Именно по его инициативе в августе 1944 года исполком Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся принял постановление о сохранении крейсера навечно и установке его у Петроградской набережной по реке Большая Невка, против здания Ленинградского нахимовского военно-морского училища. Реконструкция крейсераК концу 1970-х годов корпус крейсера «Авроры» пришел в аварийное состояние. Осенью 1980 года Главком ВМФ СССР С.Г.Горшков созывает межведомственную комиссию, и после полугодовой работы министру обороны СССР Устинову Д. Ф. было представлено заключение о техническом состоянии корпуса, делится исторической справкой пресс-служба судостроительного завода «Северная верфь».В 1984 году Совет министров СССР постановил капитально отремонтировать легендарный крейсер к 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции. К тому времени подводная часть корабля попросту сгнила, представляла собой сплошное решето. Из трюмов день и ночь откачивали воду, не спасала даже заливка днища слоем бетона. Требовалась серьезная реконструкция нижней части корпуса. Но времени на это дело корабелам Ждановского завода, а ныне судостроительного завода «Северная верфь», было отпущено слишком мало. И тогда замминистра судостроительной промышленности Игорь Белоусов подал спасительную идею: отрезать старую подводную часть, сделать такую же новую и сверху на нее поставить старую надводную часть. Так и поступили.18 августа 1984 года «Аврору» кормой вперёд пришвартовали к стенке завода.Работы начались с демонтажа всего вооружения и оборудования крейсера. С него сняли верхнепалубные сооружения и надстройки, мачты и дымовые трубы. Выгрузили механизмы, отопительные котлы, электрогенераторы. Освободили корпус от обшивки, изоляции, кабеля трубопроводов, палубных покрытий.В следующем году крейсер ввели в плавучий док, предварительно подкрепив его главные поперечные переборки, после чего в доке была отделена практически вся подводная часть корпуса крейсера.После достройки в эллинге к апрелю 1987 года на крейсер приварили оконечности с бронзовыми штевнями, на которые прикрепили куски подлинного корпуса; кроме того, установили надстройки, трубы и мачты.Затем была начата реконструкция помещений, которые стараниями заводчан удалось восстановить в первозданном виде.В музее истории завода «Северная верфь» хранится часть корпуса «Авроры». Интересно, что для снижения потерь скорости крейсера из-за обрастания подводной части корпуса она была обшита деревом и медными листами. Деревянная обшивка представляла собой один слой тщательно подогнанных к корпусу и проконопаченных тиковых досок толщиной 102 мм и шириной от 254 до 381 мм, закрепленных на корпусе с помощью сквозных бронзовых болтов общим количеством 19 600 штук. Поверх дерева на густо пропитанную смолой бумагу внакрой прибивали медными гвоздями листы медной обшивки толщиной 1 мм. Масса медной обшивки с гвоздями составляла 27,06 т.Деревянное покрытие с медными листами, а также бронзовые болты и бронзовые штевни применены для того, чтобы «…гарантировать чистоту медной подводной обшивки и расположить ее с наименьшим риском соприкосновения с железом, дабы не было гальванического действия, если вода проникнет сквозь деревянную обшивку». Высокая стоимость меди «…с избытком вознаграждается на действительной службе экономией топлива и сохранением скорости».Сегодня крейсер «Аврора» – филиал Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого. После очередной реконструкции в ночь на 16 июля 2016 года крейсер вернулся на место вечной стоянки. Теперь это памятник, не только великим и трагическим событиях XX века, но и отечественному кораблестроению.

https://ria.ru/20210422/ilich-1729272010.html

https://ria.ru/20210405/verfi-1603673803. html

санкт-петербург

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/11/1732687203_385:0:3117:2048_1920x0_80_0_0_19692beb245774efe36d1f41b58b32d0.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

санкт-петербург, «аврора», морская держава

Морская держава, Санкт-Петербург, «Аврора», Морская держава

МОСКВА, 18 мая — РИА Новости. Ежегодно 18 мая в России отмечает праздник старейшее воинское морское объединение в составе ВМФ – Балтийский флот. Самый знаменитый его корабль – крейсер «Аврора».

За свою службу корабль прошел более 100 тысяч миль, являлся участником трех войн, пережил неоднократные переоборудования и неизбежные ремонты. Сегодня судно является неотъемлемой частью путеводителей по Санкт-Петербургу, наравне со знаменитыми мостами и львами.

Урок морской истории

Судно было заложено 23 мая 1897 года на верфи «Новое адмиралтейство» в Санкт-Петербурге. По существующей со времен Петра I традиции право давать наименование крупным кораблям принадлежало царю, поэтому Николаю II и был доложен список для выбора наименования строящемуся крейсеру в 6630 т водоизмещения: «Аврора», «Наяда», «Гелиона», «Юнона», «Психея», «Боярин», «Полкан», «Нептун». В списке подчеркнуто имя «Аврора» и на полях карандашом написано: «Аврора».

© Фото предоставлено пресс-службой ПАО СЗ «Северная верфь»Вывод крейсера «Аврора» из эллинга

© Фото предоставлено пресс-службой ПАО СЗ «Северная верфь»

Вывод крейсера «Аврора» из эллинга

«Государь-император 31 марта сего года высочайше повелеть соизволили: строящийся в С.-Петербурге, в Новом адмиралтействе крейсер 6630 т водоизмещения наименовать “Аврора” и зачислить его в списки судов Балтийского флота», – было объявлено в приказе по Морскому ведомству от 6 апреля 1897 года за №64.

Уже через три года крейсер «Аврора» вступил в строй. Полное водоизмещение корабля составляло 6731 т, длина – 126,8 м, ширина – 16,8 м, осадка средняя – 6,4 м. Эти характеристики корабль имеет и сейчас.

Спасенная «Аврора»

В Цусимском сражении «Аврора» попала под шквальный огонь 16 японских кораблей, получила 18 попаданий снарядов среднего и малого калибра, причинивших крейсеру довольно серьезные повреждения. Особенно существенный урон претерпела корабельная артиллерия. Экипаж потерял 15 человек убитыми и 82 ранеными. Погиб командир крейсера, капитан 1-го ранга Евгений Егорьев, смертельно раненный в голову осколком вражеского снаряда на боевом посту, в рубке.

От геройской гибели «Аврору» спасли русские корабли-броненосцы, которые отогнали неприятеля. Тем не менее изрядно потрепанные корабли не смогли прорваться во Владивосток и ушли на юг, в филиппинский порт Манила, где были интернированы до конца войны властями США, под чьим протекторатом находились в то время Филиппины.

© РИА Новости / Борис ЛосинКурсанты Нахимовского военно-морского училища на Петроградской набережной у легендарного крейсера «Аврора»

Курсанты Нахимовского военно-морского училища на Петроградской набережной у легендарного крейсера «Аврора»

Хранила судьба «Аврору» и в Первую мировую войну. 11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка U-26 обнаружила два русских крейсера – «Аврору» и «Палладу», новый крейсер, построенный после Русско-японской войны.

Командир субмарины капитан-лейтенант фон Беркхейм оценил ситуацию и предпочел выпустить торпеду по более лакомой цели – «Палладе». Новый крейсер затонул вместе со всем экипажем, а ветерану удалось укрыться в шхерах. Так «Аврора» вторично избежала гибели.

В 1917 году имперское командование Балтийского флота подготовило приказ о затоплении крейсера в фарватере Финского залива, на подступах к Кронштадту, чтобы не допустить к Петрограду немецкие эскадры. Этому воспрепятствовала революционно настроенная команда корабля, а через несколько месяцев произошел Октябрьский переворот.

«Все на фронт!»

В 1941 году командование Балтийского флота планировало вывести «Аврору» из состава военно-морского флота и «пустить на иголки», но этому воспрепятствовала Великая Отечественная война, которая застала «Аврору» в Ораниенбауме. Для боевых операций крейсер был уже не пригоден, но он еще мог послужить родине пушками и людьми. В июле 1941 года с «Авроры» сняли 9 из 10 орудий главного калибра (130 мм) и установили на подступах к Ленинграду.

© РИА НовостиКрейсер «Аврора» на Неве. Петроград. 1918 год

© РИА Новости

Крейсер «Аврора» на Неве. Петроград. 1918 год

Эти девять орудий протянулись цепочкой на участке в 7–8 км от Вороньей Горы до Киевского шоссе, образовав знаменитую отдельную артиллерийскую батарею А специального назначения Краснознаменного Балтийского флота». Литера А означала «Аврора». Каждое орудие батареи А обслуживалось боевым расчетом из 15–17 человек. Помимо командиров и расчета командного пункта, на батарее было 152 человека личного состава крейсера.

В сентябре 1941 года в течение недели батарея вела бой против немецких танков и моторизованных колонн. На пушки с «Авроры» немцы направили десятки самолетов, тяжелую дальнобойную артиллерию, но батарея жила, отстреливалась и продолжала поражать врага. Взять батарею в лоб у врага так и не получилось, ее обошли с флангов и окружили. Прекратилось снабжение снарядами, оборвалась связь.

Когда у орудия № 1 кончились снаряды, орудийный расчет взорвал его. Немцы, ворвавшиеся на позицию, нашли там только шестерых тяжело раненных моряков. Фашисты привязали бойцов к останкам орудия, облили бензином и сожгли их.

Моряки орудия № 2 взорвали орудие вместе с собой и фашистами, ворвавшимися на позицию.

13 сентября вечером авроровцы взорвали последнее орудие, и только 14 сентября, на девятые сутки боев, фашисты заняли всю территорию, где располагалась батарея А, но там не осталось ни одного орудия и ни одного живого моряка. Большинство из них пало смертью храбрых, а 26 уцелевших воинов поодиночке ушли на Пулковские высоты и пополнили боевые расчеты Балтийской батареи.

От «Императора Николая II» до «Ильича». История страны в одном пароходе

22 апреля 2021, 10:00

Последнее 130-миллиметровое орудие было снято с крейсера в январе 1942 года и после ремонта установлено на бронепоезде «Балтиец», который в то время действовал на Ораниенбаумском пятачке.

В конце сентября крейсер получил несколько попаданий, в результате которых сел на грунт с креном 3° на правый борт. В конце ноября жизнь на корабле стала невозможной, и экипаж перевели на берег.

Обстрелы «Авроры» прекратились лишь со снятием блокады Ленинграда.

Великая Отечественная война еще не закончилась, но вскоре после того, как враг был отброшен от Ленинграда, встал вопрос о крейсере «Аврора». Судьба этого ставшего историческим корабля беспокоила многих моряков, жизнь которых была так или иначе с ним связана. Свои предложения высказывали многие офицеры флота. Обобщил их и выступил весной 1944 года с конкретным предложением, доказав его целесообразность, заместитель Народного комиссара ВМФ СССР адмирал флота И.С.Исаков. Именно по его инициативе в августе 1944 года исполком Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся принял постановление о сохранении крейсера навечно и установке его у Петроградской набережной по реке Большая Невка, против здания Ленинградского нахимовского военно-морского училища.

Реконструкция крейсера

К концу 1970-х годов корпус крейсера «Авроры» пришел в аварийное состояние. Осенью 1980 года Главком ВМФ СССР С.Г.Горшков созывает межведомственную комиссию, и после полугодовой работы министру обороны СССР Устинову Д.Ф. было представлено заключение о техническом состоянии корпуса, делится исторической справкой пресс-служба судостроительного завода «Северная верфь».

Корабль-музей крейсер первого ранга «Аврора»

В 1984 году Совет министров СССР постановил капитально отремонтировать легендарный крейсер к 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции. К тому времени подводная часть корабля попросту сгнила, представляла собой сплошное решето. Из трюмов день и ночь откачивали воду, не спасала даже заливка днища слоем бетона. Требовалась серьезная реконструкция нижней части корпуса. Но времени на это дело корабелам Ждановского завода, а ныне судостроительного завода «Северная верфь», было отпущено слишком мало. И тогда замминистра судостроительной промышленности Игорь Белоусов подал спасительную идею: отрезать старую подводную часть, сделать такую же новую и сверху на нее поставить старую надводную часть. Так и поступили.

18 августа 1984 года «Аврору» кормой вперёд пришвартовали к стенке завода.

Работы начались с демонтажа всего вооружения и оборудования крейсера. С него сняли верхнепалубные сооружения и надстройки, мачты и дымовые трубы. Выгрузили механизмы, отопительные котлы, электрогенераторы. Освободили корпус от обшивки, изоляции, кабеля трубопроводов, палубных покрытий.

В следующем году крейсер ввели в плавучий док, предварительно подкрепив его главные поперечные переборки, после чего в доке была отделена практически вся подводная часть корпуса крейсера.

После достройки в эллинге к апрелю 1987 года на крейсер приварили оконечности с бронзовыми штевнями, на которые прикрепили куски подлинного корпуса; кроме того, установили надстройки, трубы и мачты.

Затем была начата реконструкция помещений, которые стараниями заводчан удалось восстановить в первозданном виде.

Как известные памятники Петербурга на верфях строили

5 апреля 2021, 10:00

В музее истории завода «Северная верфь» хранится часть корпуса «Авроры». Интересно, что для снижения потерь скорости крейсера из-за обрастания подводной части корпуса она была обшита деревом и медными листами. Деревянная обшивка представляла собой один слой тщательно подогнанных к корпусу и проконопаченных тиковых досок толщиной 102 мм и шириной от 254 до 381 мм, закрепленных на корпусе с помощью сквозных бронзовых болтов общим количеством 19 600 штук. Поверх дерева на густо пропитанную смолой бумагу внакрой прибивали медными гвоздями листы медной обшивки толщиной 1 мм. Масса медной обшивки с гвоздями составляла 27,06 т.

Деревянное покрытие с медными листами, а также бронзовые болты и бронзовые штевни применены для того, чтобы «…гарантировать чистоту медной подводной обшивки и расположить ее с наименьшим риском соприкосновения с железом, дабы не было гальванического действия, если вода проникнет сквозь деревянную обшивку». Высокая стоимость меди «…с избытком вознаграждается на действительной службе экономией топлива и сохранением скорости».

Сегодня крейсер «Аврора» – филиал Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого. После очередной реконструкции в ночь на 16 июля 2016 года крейсер вернулся на место вечной стоянки. Теперь это памятник, не только великим и трагическим событиях XX века, но и отечественному кораблестроению.

Настоящая история «Авроры»: десять фактов о легендарном крейсере

24 мая 1900 года на воду был спущен корабль, которому предстояло стать самым знаменитым долгожителем русского флота 

Для России, особенно для России ХХ столетия, крейсер «Аврора» — один из главных символов Октябрьской революции. Главных в прямом смысле слова: его точные или символические изображения можно найти на множестве предметов советской поры – от орденов до монет, от марок до чайных чашек. А сам крейсер, поставленный на вечную стоянку в Ленинграде, был непременной частью любой официальной экскурсии по городу, ставшему колыбелью революции. Неудивительно, что за этим парадным фасадом истории знаменитого корабля оставались малоизвестными многие другие факты его действительно боевой биографии. О десяти из них сегодня, в очередную годовщину спуска легендарного корабля на воду, который состоялся 24 мая (по н. ст.) 1900 года, и рассказывает портал «История РФ».

1. «Аврора», наследница «Авроры»

Первым в русском флоте имя римской богини утренней зари Авроры получил 23 ноября 1833 года парусный фрегат типа «Спешный». Этот корабль прослужил России верой и правдой 28 лет и за это время успел по-настоящему прославить свое имя. Так, с 21 августа 1853 года по 19 июля 1854 года парусная «Аврора» совершила свое первое кругосветное плавание, а с 9 октября 1856 года по 1 июня 1857 года — второе. Формально оба плавания состоялись в рамках дальневосточного похода фрегата, который продолжался в общей сложности более трех с половиной лет. В него вошло и участие «Авроры» в обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны. Фрегат участвовал в морских боях с английскими и французскими кораблями, высаживал десанты на захваченные противником участки побережья и отражал штурмы порта Петропавловска, а в марте 1855 года помогал эвакуировать по приказу губернатора Восточной Сибири жителей, гарнизон и имущество камчатской столицы на Амур.


Фрегат «Аврора» во время бури. Картина художника Платона Бориспольца, 1838 год.
Источник: https://commons.wikimedia.org

2. Ветераны на палубе

«Аврора» немного опоздала с закладкой по отношению к своим систер-шипам — бронепалубным крейсерам 1-го ранга «Диана» и «Паллада». Предписание о ее постройке на верфи Нового Адмиралтейства было выдано только 23 июня (по н. ст.) 1896 года, и только через неполных четыре года крейсер спустили на воду. При этом торжественном моменте присутствовал царствующий император Николай II с супругой, расположившийся в Императорском павильоне. Спуск состоялся в 11.15 утра и прошел, как говорят моряки, без перегиба и течи. Чтобы подчеркнуть, что новая «Аврора» получила, согласно русской военно-морской традиции, имя своей знаменитой предшественницы, на палубе крейсера в почетном карауле стоял один из немногих матросов фрегата, доживший до торжественного дня, а на церемонии спуска присутствовал адмирал Константин Пилкин, служивший вахтенным офицером на знаменитом паруснике в годы его дальневосточного похода.


Спуск на воду крейсера «Аврора» из эллинга Нового Адмиралтейства, 24 мая 1900 года.
Легкая крытая постройка у края причала — Императорский павильон. Источник: https://topwar.ru

3. От Цусимы до Манилы

В свою первую кампанию свежепостроенная «Аврора» отправилась в 1902 году, а через два года уже стала участницей Русско-японской войны. На долю крейсера выпало участие в долгом переходе Второй Дальневосточной эскадры с Балтики на Дальний Восток и в печально знаменитом Цусимском сражении. Кстати, в Цусимском проливе «Аврора» была единственной из трех крейсеров типа «Диана»: два других корабля оставались в осажденном Порт-Артуре. Крейсер входил в состав крейсерского отряда под командованием контр-адмирала Оскара Энквиста и вместе с другими кораблями этой группы после завершения сражения ушел в сторону Манилы. В конечном итоге именно на борту «Авроры» в этот порт прибыл командир отряда контр-адмирал Энквист: ему пришлось перейти на крейсер, поскольку его командир капитан 1-го ранга Евгений Егорьев погиб, а принявший командование старший помощник Аркадий Небольсин был трижды ранен.


Внешний вид крейсера «Аврора» после битвы в Цусимском проливе. Фотография сделана при входе корабля
в порт Манила, Филиппины, 21 мая 1905 года. Источник: https://commons.wikimedia.org

4. Как погиб командир «Авроры»

Капитан 1-го ранга Евгений Егорьев, сын коллежского асессора, был первым моряком в семье. Он окончил Морской корпус в 1874 году и с того момента неторопливо, но уверенно шагал по ступеням флотской лестницы. За четверть века он дорос до звания капитана 1-го ранга и проявил себя как отличный наставник будущих военных моряков, неоднократно назначался командиром учебных судов. Должность командира бронепалубного крейсера «Аврора» должна была стать вершиной его карьеры — и стала, хотя иначе, чем, возможно, представлялась ему самому. В разгар Цусимского сражения капитан первого ранга Егорьев был смертельно ранен в боевой рубке осколками снаряда, разорвавшегося на мостике. Его еще живым вынес и спустил в каюту матрос Андрей Подлесный, но офицер умер на руках у моряка. Поскольку вернуться в Кронштадт в обозримом будущем корабль не мог, сохранить тело командира для погребения в родной земле не было никаких шансов. 21 мая 1905 года его, по морской традиции, похоронили в море у берегов острова Лусон.


Первый командир крейсера «Аврора» капитан 1-го ранга Евгений Егорьев,
погибший в Цусимском сражении. Источник: https://www.liveinternet.ru

5. Воевавший без битв

К родным берегам «Аврора» вернулась только 19 февраля 1906 года, проведя пять месяцев интернированной в Маниле. Корабль отремонтировали и перевооружили, и крейсер продолжил службу на Балтике, совершая регулярные заграничные походы, в том числе и как учебное судно Морского корпуса. Ни в одном серьезном сражении с германскими кораблями «Аврора» так и не участвовала: видимо, ее боевая судьба раз и навсегда была исчерпана Цусимой. К тому же крейсер к 1914 году пережил достаточно много и в большой степени технически и морально устарел, потому и оставался в основном «плавающей партой». Самой крупной операцией времен Первой мировой войны, в которой «Аврора» приняла участие, стала высадка десанта в Рижском заливе: крейсер поддерживал русские войска на суше артиллерийским огнем и отбивался от атак немецкой авиации.


Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Аврора» во время службы на Балтике перед Первой Мировой войной.
Источник: https://commons.wikimedia.org

6. Настоящая история выстрела в октябре

В время Февральской революции матросы крейсера поддержали ее, а для командира корабля и старшего помощника попытка подавить матросское выступление закончилась смертью. К моменту Октябрьской революции среди членов экипажа «Авроры» было уже достаточно сторонников большевиков, чтобы крейсер однозначно выбрал их сторону. Правда, никакого сигнала к началу штурма Зимнего дворца он не давал. Как вспоминали сами моряки «Авроры», выстрел, который стал легендарным, был сделан в качестве предупреждения стоявшим в акватории Невы кораблям, а настоящим сигналом штурмующим стали два выстрела из Петропавловской крепости, причем выпущенные снаряды попали в окна Зимнего. Но этим активное участие крейсера в революционных событиях не исчерпывалось: именно из его радиорубки было передано знаменитое воззвание Владимира Ленина «К гражданам России». Это был первый официальный документ правительства большевиков.


«Аврора» у стенки Франко-русского завода в Петрограде, январь 1917 года.
Источник: https://commons.wikimedia.org

7. Как «Аврору» едва не пустили на слом

Революция и Гражданская война дорого обошлись русскому флоту: он потерял немалую часть кораблей и существенную часть моряков. Не стала исключением и «Аврора», которая к 1922 году лишилась артиллерии и боезапаса и встала на прикол, но вскоре вернулась в строй в качестве учебного корабля советского Балтийского флота, совершив в следующие два десятка лет несколько заграничных походов. К десятой годовщине революции легендарный крейсер был награжден орденом Красного Знамени, а накануне Великой Отечественной войны технически и морально устаревший корабль чуть было не пустили на слом. Во всяком случае, флотские историки уверенно говорят, что 16 мая 1941 года нарком ВМФ подписал приказ о присвоении имени «Аврора» одному из новых кораблей, что для старого всегда означало конец истории.


Крейсеры «Профинтерн» (справа, на переднем плане) и «Аврора» (слева, на заднем плане) в порту Свинемюнде
во время зарубежного похода, 1929 год. Источник: https://commons.wikimedia.org

8. Корабельные пушки на земле

Как боевой корабль, способный дать сражение противнику в море, «Аврора» к началу обороны Ленинграда ценности уже не представляла. Но она была неплохо вооружена, и именно корабельная артиллерия стала главным достоинством крейсера. Девять 130-миллиметровых пушек с него сняли и отправили на сухопутный фронт под Дудергоф. Сухопутную батарею ждала печальная судьба: к середине сентября она перестала существовать, причем большинство орудий подорвали сами моряки, чтобы они не достались немцам.


Разоруженный крейсер «Аврора» на грунте во время блокады Ленинграда. Фото 1943 года.
Источник: https://militaryarms.ru

9. Как «Аврора» была «Варягом»

Крейсер пережил блокаду, хотя и провел большую часть времени на грунте после очередной бомбежки, а боеспособным на нем оставалось всего одно зенитное орудие. Но флаг «Аврора» не спускала, из-за чего и подвергалась регулярным немецким обстрелам. Так что снятие блокады корабль встретил в печальном состоянии. Но крейсер решено было поднять, восстановить и сохранить как морской музей и как учебный корабль новообразованного Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Пока шел ремонт, крейсер успел сняться в кино: ему отвели роль крейсера «Варяг» в одноименном фильме. После съемок корабль вернулся к ремонтной стенке, от которой он окончательно отошел только осенью 1948 года: 17 ноября крейсер занял место постоянной стоянки на Большой Невке.


Крейсер «Аврора» на месте постоянной стоянки у устья Большой Невки, Ленинград, 1960-е годы.
Источник: http://www.nashflot.ru

10. Дважды орденоносная «Аврора»

Дальнейшая судьба знаменитого корабля была куда спокойнее всей его предыдущей службы. Многочисленные ремонты мало что оставили от его первоначального вида, и в итоге это дало специалистам основание утверждать, что нынешняя «Аврора» не имеет почти ничего общего с тем, чем она была в начале ХХ века. Постепенно крейсер все больше становился музеем и все меньше учебным судном, взамен боевой истории приобретая легендарно-революционную. Вершиной этого стало награждение крейсера 22 февраля 1968 года орденом Октябрьской революции, что сделало его единственным в нашей стране дважды орденоносным кораблем. Сегодня оба ордена — Боевого Красного Знамени и Октябрьской революции — изображены на кормовом Андреевском флаге «Авроры». Как и прежде, он развевается на флагштоке, хотя сам корабль уже выведен из состава флота: в виде исключения легендарный крейсер, отмечающий 119-й день рождения, сохранил статус военного корабля — самого долгоживущего в отечественном флоте.


Кормовой Андреевский орденоносный флаг крейсера «Аврора» — единственного дважды орденоносного корабля
российского флота и единственного корабля, на флаге которого имеется его изображение. Источник: http://www.vexillographia.ru

Обложка: https://commons.wikimedia.org

Посетите крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге, Россия

Легендарный крейсер, который в настоящее время служит кораблем-музеем Санкт-Петербурга, Россия. Аврора – одна из известных достопримечательностей города, его узнаваемый символ с большой историей.

«Аврора» — один из трёх крейсеров первого ранга вместе с «Палладой» и «Дианой», построенных на верфи Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге и спущенных на воду 11 мая 1900 года. Назван в честь римской богини утренней зари по приказу Николая II. .

Первое крупное сражение, в котором участвовал круиз, состоялось в 1905 году при Цусиме во время русско-японской войны. Несмотря на 18 попаданий вражеского обстрела, крейсер сумел прорваться в нейтральные воды Манилы, где и был интернирован.

В 1906 году «Аврора» вернулась обратно на Балтийский флот и стала кораблем для подготовки гардемаринов.

Вскоре после этого крейсер двинулся в путь и в 1906-1912 годах посетил ряд стран. В 1910 году военный корабль отправился в итальянский город Мессина, чтобы получить медаль русских моряков, участвовавших в спасательных работах после землетрясения 1908. Более того, в ноябре 1911 года экипаж «Авроры» принял участие в торжествах в честь коронации сиамского короля Бангкока, Королевство Таиланд.

В годы Первой мировой войны крейсер «Аврора» в составе второй эскадры активно участвовал в боевых действиях на Балтийском море, выполняя патрульные задачи и обеспечивая действия сухопутных войск. В конце 1916 года поставлен на ремонт в доки Петрограда.

Вероятно, звездный час, которым славится Аврора, пришелся на большевистскую революцию 1917. 25 октября 1917 г. в 21.45 боевой корабль произвел холостой выстрел, положивший начало штурму Зимнего дворца. Этот момент стал началом более чем 70-летнего правления коммунистов.

После окончания Гражданской войны в 1922 году «Аврора» стала учебным боевым кораблем и до 1940 года на нем проходили практику курсанты военно-морского училища.

С началом Великой Отечественной войны крейсер «Аврора» защищал Ленинград, вел бои в Чудской флотилии и на Вороньих горах. Во время осады 1941-1944 г. «Аврора» стояла в Ораниенбаумском порту, где постоянно подвергалась артиллерийским обстрелам. В результате множества попаданий крейсер затонул, но в июле 1944 года был поднят и отведен в ремонт.

Уже после этого, в 1948 году, «Аврора» нашла свое нынешнее местонахождение на Петроградской набережной реки Невы, где использовалась в качестве учебного корабля курсантами Нахимовского училища.

В 1956 году крейсер «Аврора» превращен в музей, филиал Центрального военно-морского музея. 19 июля на корабле было поднято Андреевское военно-морское знамя.92.

В настоящее время крейсер является одной из многих известных туристических достопримечательностей Санкт-Петербурга. Это старейший боевой корабль ВМФ России, обслуживаемый боевым экипажем под командованием капитана 1-го ранга.

Читайте также

Информация об экскурсии


Расписание

Музей открыт с 10:30 до 16:00.
Выходные дни: Понедельник и пятница.


Общественный транспорт

Адрес
197046, Санкт-Петербург, музей «Крейсер Аврора».
Metro / Subway
Gor’kovskaya, Ploschad’ Lenina
Buses
46, 49
Trams
6



Share

Крейсер «Аврора» — Санкт-Петербург — Путеводитель по турам

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге — боевой корабль Балтийского флота, легендарный крейсер 1-го ранга, ставший одним из символов Великого Октября.

За 45 лет существования музея «Аврору» посетили более 28 миллионов человек. В 6 помещениях музейной экспозиции хранится более 500 экспонатов: товаросопроводительные документы и предметы историко-культурной ценности, фотодокументы, модели кораблей.

Помимо Музея кораблей на «Авроре» можно увидеть замечательные художественные выставки. Выставки картин здесь проходят регулярно. Крейсер часто встречается в фильмах, а также в известной детской песенке «О чем ты мечтаешь, крейсер Аврора, из одноименного мультфильма.

Справочник по истории

Крейсер построен на верфи «Новое Адмиралтейство» и спущен на воду 11 мая 1900 года. Свое название судно получило в честь парусного фрегата «Аврора», участвовавшего в обороне Петропавловск-Камчатский во время Крымской войны. Спустя три года он участвовал в строительстве боевых кораблей флота России.

В 1905 году крейсер вступил в первый бой в Цусимском сражении на Дальнем Востоке. После русско-японской войны он долго плавал в качестве учебного корабля. В годы Первой мировой войны крейсер активно участвовал в боях на Балтийском море. А в 1917 экипаж корабля поддержал революционеров в февральских и октябрьских событиях.

Именно праздный залп с «Авроры» стал сигналом к ​​началу штурма Зимнего дворца. В 1927 году крейсер был награжден орденом Красного Знамени.

С началом Великой Отечественной войны экипаж корабля стал защищать Ленинград. Во время блокады крейсер получил много повреждений и лег на грунт. Усилиями команды в июле 1944 года «Аврора» была поднята и отправлена ​​на ремонт. После ремонта корабль был пришвартован на вечную стоянку у Петроградской набережной, и до 1956 крейсер использовался как учебная база Нахимовского училища.

Позже на «Авроре» был открыт Корабельный музей как филиал Центрального военно-морского музея. В июле 1992 года над крейсером был поднят Андреевский военно-морской флаг, символизирующий военно-морские силы России.

В сентябре 2014 года теплоход впервые за 27 лет отошел от стоянки на Петроградской набережной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *