про горы, памятники, сказки и предания — Krymania
История Крыма очень богата и далеко не полностью изучена. Есть пока пробелы и в других областях знаний о полуострове. И человеческая любознательность просто не может не воспользоваться этим для создания легенд и сказок — так уж мы устроены! Соответственно, легенд в Крыму обитает множество, известных и не очень, буквально обо всем.
№1. Косолапый разбойник
Самый легендарный объект Крыма — Медведь-гора. Она видна со многих точек побережья, как правило, всегда напоминает огромного медведя (причем скорее белого), пьющего воду из моря.
Объясняют же ее появление следующим образом. Якобы в незапамятные времена появился в Крыму огромный, и к тому же весьма буйный медведь. Никому от него проходу не было. Но высшие силы сжалились над полуостровом.
Наслали они на зверя сонливость и усталость, да еще и жажду заодно. Припал он к черноморской воде, задремал и не заметил, как окаменел. Так и остался у берега, вместо шерсти у него на спине ныне лес растет.
Историю эту в обязательном порядке рассказывают гостям самого известного детского лагеря мира — «Артека». Он расположен как раз у «медвежьего бока». На деле же Медведь-гора — результат вулканической деятельности.
Не пропустите: Достопримечательности Крыма и Лучшие экскурсии в Крыму
№2. Бахчисарайский фонтан
Куда серьезнее — сам А.С. Пушкин потрудился над созданием легенды для Фонтана слез в ханском дворце в Бахчисарае! В его интерпретации она очень известна: крымский хан влюбился в наложницу, пленную полячку.
Однако одна из жен хана из ревности погубила ее. Ее саму повелел казнить муж, и он же приказал соорудить необычный фонтан в память о возлюбленной.
Но Александр Сергеевич весьма вольно обходился с первоисточниками. Собственно крымская легенда тоже рассказывает о внезапной любви уже пожилого хана Кырым-Гирея (ранее к гарему относившегося несколько наплевательски) к юной наложнице.
Но это была вполне восточная девушка по имени Диляре. Она действительно рано умерла, и в Бахчисарае сохранилась ее гробница. Там находился и знаменитый фонтан, пока его не перенесли в Ханский дворец «ради красоты».
№3. Карадагский змей
Гора Карадаг — еще один обожаемый мифотворцами крымский объект. Одной из самых популярных «карадагских» легенд является история Карадагского змея. Якобы в море в окрестностях горы издревле обитало некое морское чудовище — нечто вроде водяного дракона или черноморской разновидности Кракена.
Что примечательно — эту историю иной раз «на полном серьезе» рассказывают до сих пор. Аналогичная легенда популярна и на Керченском полуострове.
Недавно получила известность история дайвера, который у крымских берегов столкнулся с крупным водным животным с длинным вытянутым телом. Ныряльщик сохранил достаточно присутствия духа, чтобы заснять «чудовище» на камеру.
Специалисты опознали в нем редкий вид тюленя. Вероятно, именно таких животных людская фантазия превратила в Карадагского чудища. Открытие сделано не возле Карадага, но это ничего не меняет.
№4. Врата Аида
Авторство этой легенды приписывают не кому-нибудь, а самому Гомеру. Якобы описанные им врата в царство Аида, через которые довелось проходить Одиссею, находились именно в Крыму. Их трудно найти, но они все еще есть, и потому иногда на полуострове пропадают люди или происходят странные несчастные случаи.
Мифотворцы не пришли к единому мнению, где эти врата находятся. Иногда говорят о Карадаге. Но чаще всего упоминают мыс Меганом. Его странные пейзажи действительно наводят на мысль о чем-то потустороннем.
Еще говорят о призраке мальчика, который заманивает здесь людей в опасные места — не иначе, чтобы Аид без гостей не скучал. Интересные истории рассказывают об этом мысе и всяческие уфологии — они обнаруживают на нем всякие космические излучения, видят НЛО и слышат работу машин пришельцев. Впрочем, они и на Карадаге то же самое видят и слышат.
№5. Мисхорская русалка
История о мисхорской русалке, вероятно, возникла во времена турецкого владычества в Крыму. Якобы жила тогда в поселке красавица Арзы, и почему-то обиделся на нее богатый жадный купец Али-Баба (вероятно, потому что предпочла ему жениха помоложе и покрасивей).
Похитил он девушку в утро после ее свадьбы и продал работорговцам, что везли «живой товар» в Турцию. Там красавица попала в гарем самого султана и весьма ему приглянулась. У нее родился сын.
Но прижиться в гареме Арзы не смогла, и однажды ночью вместе с ребенком бросилась в море. А утром у мисхорских берегов вынырнула из воды русалка с ребенком на руках. С тех пор она приплывает туда каждый год, с тоской смотрит на берег, но выйти на него не может.
Детали этой легенды отображают известные достопримечательности Мисхора, размещенный в районе пляжа «Русалка». Статуя русалки с ребенком, установленная прямо в море, а группа «Арзы и Али-Баба» на берегу.
№6. Ифигения в Тавриде
Греческие мифы и греческие литераторы часто обращались к истории дочери царя Агамемнона Ифигении. Девушка была назначена в жертву богам, но в последний момент богиня Артемида подменила ее на жертвеннике ланью. Далее следует собственно крымская тема — Ифигению богиня перенесла в Тавриду, то есть в Крым.
Дальнейшая судьба принцессы трактуется по-разному — то ли она всю жизнь прослужила жрицей в храме Артемиды, то ли ее через какое-то время вызволили братья, Орест и Пилад.
В современном Крыму Ифигения воистину вездесуща. Ей приписывают службу божеству в куче мест, самые известные из которых — скала Ифигения возле Ялты и грот Дианы у мыса Фиолент. Приключениями греческой принцессы объясняют также появление у Фиолента скал Орест и Пилад.
№7. Монах и кошка
Гора Кошка — природное украшение Симеиза. Рядом с нею расположены две скалы — Монах и Дива. Легенда о них рассказывает о соблазне и ложном благочестии. Некоего отшельника, поселившегося в горах рядом с Симеизом, местные жители считали святым. Но дьяволу была известна правда — это был беглый преступник, скрывающийся от возмездия.
Решил владыка ада разоблачить его. Для начала превратился он в кошку и прибился к дому монаха, но уютное мурлыканье будоражило нечистую совесть, отшельник (грубый как истинный преступник) выкинул животное.
Да, это уже было скверно, но мало. Тогда младший черт попался горе-святому в сети в виде прекрасной девицы, и тут уж соблазн удался по полной. Но разгневали высшие силы все участники этой истории — ибо все они были хороши! И превратили их боги в камень. Так и остались вместе — Монах, Дива и Кошка.
№8. Корона Феодоро
Не корона — в легенде фигурирует золотая колыбель. Однако вещь эта — сакральный символ средневекового княжества Феодоро, и тот, кому она принадлежит, имеет право на наследие этого государства.
Якобы во время турецкого нашествия последний князь Феодоро спрятал где-то эту драгоценность и заклял так, что не сможет найти ее жаждущий наживы, а только тот, кто желает возрождения былого величия державы. Место, где следует искать, точно не определено, хотя самый популярный кандидат — пещерный город Мангуп-Кале.
Любители легенд повествуют, что уже немало охотников за сокровищами попали в неприятности, пытаясь отыскать феодоритскую драгоценность. А законного претендента на былую славу все нет…
№9. Последний оплот Сугдеи
Сугдея — средневековое небольшое государство со столицей в современном Судаке. Но легенда о последнем бое этого княжества против завоевателей-генуэзцев прижилась в Алуште, и рассказывают ее о горе Кастель. Впрочем, почти идентичную историю приписывают и Дозорной (Девичьей) башне Судакской генуэзской крепости.
«Кастель» в переводе значит «замок», и легенда гласит, что действительно на вершине стояла крепость, и в ней держала последнюю оборону правительница Сугдеи Феодора. Фортификация была хороша, а гора крута, и не повезло бы захватчикам, если бы не предательство.
Сказители не пришли к единому выводу, был ли это брат или жених правительницы, но один из их выдал врагам потайной проход. В результате все защитники крепости погибли, а их кровь промыла в склонах горы глубокие рытвины.
Археологами на Кастели действительно найдены остатки средневекового укрепления. Но вот рытвины на склонах — чисто природного происхождения.
№10. Мак и перец
Многие крымские легенды нетрудно пересказать для детей. Но история Суворовского дуба под Белогорском в этом плане несколько неудобна — с нею связывают появление не самого культурного из идиоматических выражений.
А.В. Суворов вообще переизбытком политеса не страдал. В 1776 году под Белогорском он готовился к сражению с отборным отрядом янычар, вчетверо превосходящим его силы численностью. Турки прислали парламентера — предлагать сдачу. Суворов принял посланца под дубом.
Турок стал запугивать Александра Васильевича численностью своих людей и для иллюстрации показал пригоршню мака — дескать, янычар столько, сколько у меня маковых зернышек. В ответ Суворов вытащил стручок жгучего перца, не слишком эстетично зажал его между средним и указательным пальцами и предъявил турку со словами «нако-ся, выкуси!».
Сражение закончилось блистательной победой русских. А непочтительное суворовское высказывание навсегда вошло в русский язык.
№11.
Невоспитанные близнецыУ берега Гурзуфа в море стоят две скалы, именуемые Адаларами (в переводе всего-навсего «острова») или Близнецами. И местная легенда гласит, что ранее были они двумя братьями, учениками чародея.
Ради знаний учитель подарил им крылья и способность раздвигать морские волны. Но братья оказались эгоистичными и дурно воспитанными. Влюбившись в двух сестер, они не стали ухаживать по правилам, а просто похитили девушек. А их недовольство решили преодолеть с помощью чудес.
Пока на крыльях летали — все обошлось. Но когда хвастуны решили по морскому дну прогуляться, терпение учителя иссякло, и воды сомкнулись. А сами неблагодарные ученики превратились в скалы — так и стоят теперь, раздвигая воду.
№12. Храм Солнца и неисполнимое желание
Храм Солнца — необычный природный объект недалеко от Севастополя, «каменный цветок» из огромных плит, причем «лепестки» размещены под углом к поверхности.
Столь необычный вид не мог не привлечь внимания эзотериков. Они тут же сочли памятник «местом силы». Но главное — существует поверье, что, встав на «алтарь» (то есть «серединку цветка»), можно добиться исполнения самого заветного желания. Но есть ограничение: оно никому не должно принести вреда.
Легенда пока никем не проверена. Ибо никому не удалось придумать такое желание.
№13. Мисхорские Ромео и Джульетта
Массив Ай-Петри — самое известное плоскогорье Крыма. Легенд про него множество. Одна из них объясняет появление не только названия массива, но и одного из базовых правил вежливости.
В селе у горы жили влюбленные, которым родня не разрешала жениться. Отчаявшись, они решились на совместное самоубийство. Пара отправилась в горы, но смогла найти только очень маленькую площадку для надежного прыжка в бездну. На ней мог поместиться только один человек.
Парень (Петр, понятное дело) пошел первым, прыгнул со скалы и разбился. Девушка, испугавшись, вскрикнула — именно этот вскрик и дал название массиву. Но сама она прыгать передумала — реальная картина смерти ей вовсе не показалась романтичной. Так что она вернулась домой. А мужчины с тех пор всегда и везде пропускают дам вперед…
№14. Удоды и каменные корабли
Мыс Опук в восточном Крыму просто овеян легендами (в том числе о морском змие). Во многом это связано с тем, что рядом с ним в море находится еще одна достопримечательность — Скалы-Корабли.
Одна из местных легенд увязывает мыс, одноименную гору и скалы в одно. Дескать, некогда сучилось здесь крупное кораблекрушение. Несколько кораблей погибло, а спаслись только две красавицы — О и Пука. Характер у них оказался прескверный, и вскоре они забрали власть над местными жителями. Тем быстро надоело. И они попросили помощи у колдуна.
Силой магии захватчицы были вознесены на вершину внезапно выросшей горы и там превратились в двух удодов. С тех пор и окликают друг друга противными голосами по именам (крик удода звучит как «о-пука!»), и по этому крику и мыс, и гору назвали. А в море можно видеть закаменевшие корабли — те, что привезли узурпаторш на крымскую землю.
№15. Симеизский дом с привидениями
Вилла «Ксения» — сильно запущенная архитектурная достопримечательность Симеиза. Построена она в 1911 году, однако уже успела превратиться один из главных домов с привидениями в Крыму.
Что характерно — под легенду подведены технические основы. Жители Симеиза и туристы рассказывают не только об огоньках, шорохах и открывающихся дверях в заброшенном доме. Они заявляют, что на фотоснимках «Ксении» нередко в окнах видны призрачные фигуры: люди (чаще всего женщины) и «черти». Если поискать, в Интернете даже примеры таких фото найдутся.
Правда, все они представлены людьми, изначально верившими в подобные вещи. Закоренелые скептики ничего подобного на своих фото не обнаруживали. Но «Ксения» пустует и сейчас — явно привидения в ней нескоро выведутся.
В тему: Самые страшные места Крыма и Необычные достопримечательности в Крыму
№16. Невезучее Ласточкино гнездо
Замок Ласточкино гнездо — официальный символ Крыма, самое узнаваемое строение полуострова. Но нетрудно заметить, что оно какое-то нефункциональное. Ласточкино гнездо украшает — и ничего более.
Местная легенда пытается объяснить, в чем тут дело. Первым на Аврориной скале (где ныне и стоит замок) решил строиться некий генерал от кавалерии — в позапрошлом веке. Но то ли он сам, то ли кто-то из его ближайшего окружения полюбил предаваться на этом месте сомнительному развлечению. Лихой наездник завязывал лошадям глаза, разгонял их и заставлял прыгать в море с 40-метровой высоты. Сам джигит неизменно выплывал, а лошади гибли.
И что? С тех пор скала и замок сменили множество владельцев, и никому удалось закрепиться тут надолго и приспособить собственность под что-то толковое! Там пытались жить, устраивать ресторан, библиотеку, выставочный павильон…
Все время что-то мешало! Да еще и естественные угрозы постоянно возникали — то землетрясение, то трещины в Аврориной скале. Видно, не простили ее погибшие лошади…
№17. Миледи в Крыму
Мадам Жанна де ла Мотт, фрейлина королевы Марии-Антуанетты, вполне могла бы быть прототипом знаменитой Миледи — такая у нее была бурная жизнь. В частности, дама участвовала во многих аферах своей госпожи, включая известный случай с подлогом при покупке бриллиантового ожерелья.
А когда она еще и разболтала все это на всю Европу, пришлось фрейлине спешно бежать от разгневанной королевы сперва в Англию, а затем в Крым.
А где легенда? А она в том, что Жанна исхитрилась не просто сбежать, а и прихватить с собой драгоценности королевы. И она спрятала их в одной из крымских пещер, а затем умерла, не раскрыв никому тайны.
Правда, для заполнения всех предполагаемых тайников даме пришлось бы уволочь половину сокровищниц Версаля, но конспирологи все еще ищут ее клады повсюду, и в первую очередь на массиве Агармыш, что возле Старого Крыма.
№18. Алим и 40 разбойников
Алим — татарский разбойник позапрошлого века. Но молва превратила его в кого-то вроде крымского Робин Гуда, причем со сверхспособностями.
Алим в Крыму вездесущ — о нем рассказывают и под Бахчисараем, и под Судаком, и под Белогорском. Говорят, награбил он у богачей немало, собрав несметные сокровища. Но главное — он был немного колдун. Поэтому в Алимовой балке (это под Бахчисараем) легко заблудиться — все еще действуют чары, отводившие преследователей от разбойничьего укрытия.
И там же (а может и под Белогорском у Белой скалы) в потаенном месте лежат клады Алима, что откроются только тому, кого дух разбойника сочтет подходящим кандидатом. В общем, пещеры сокровищ ждут нового Али-Бабу…
№19. Святой Георгий и спасение на водах
Возле мыса Фиолент есть Георгиевская скала в море, а на берегу рядом — Георгиевский же монастырь. Он древний — иногда говорят, что основан в IX веке.
И вот как объясняют его появление. У Фиолента нередки штормы, и вообще это место опасное (что и И.К. Айвазовский в своих картинах отображал). И вот давным-давно попал там в бурю купеческий корабль.
Положение было безнадежно, и моряки стали молить о помощи высшие силы. А конкретно — святого Георгия. И им повезло — удалось перебраться с гибнущего судна на большую скалу и на ней дождаться конца ненастья.
Потом спасшиеся увидели, что скала расположена совсем рядом с берегом — перебраться нетрудно. А еще на голом камне обнаружилась икона с изображением святого Георгия.
№20. Водохранилище папы Римского
Под Инкерманом есть озеро, именуемое Инкерманским или Клементьевским, и еще старинный Свято-Клементьевский монастырь. Их появление связывают с персоной одного из первых римских пап. Канонизированного под именем святого Климента.
Климент был папой (то есть епископом Рима) до признания христианства государственной религией империи. И за свои воззрения был сослан добывать инкерманский камень — Рим хорошо наладил разработку ценных залежей. Но у Климента была некая способность воздействовать на воду.
Поэтому он в засушливый год сумел заставить пробиться из камня родник — он наполнил водой карьер каменоломни, и так возникло озеро. А затем его казнили и тайно похоронили, но раз в год море начало расступаться, давая верующим доступ к гробнице святого.
Кое-что тут даже соответствует действительности — озеро действительно возникло в результате прорыва подземного источника в известняковый карьер. Но случилось это уже в ХХ веке, а до того камень в Инкермане продолжали успешно добывать.
Отзывы о легендах не пишут — это как-то странно было бы. Но наличие красивой сказки, в которой фигурирует некий реальный объект, неизменно действует как лучший магнит для туристов. В Крыму это проверили на опыте.
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Легенды и мифы Крыма — путеводитель по отдыху в Крыму
Волшебный край, очей отрада
• Понт Аксинский и Понт Эвксинский (легенда о Черном море) • Скалы близнецы у Гурзуфа • Легенда о Медведь-горе • Легенда о Великом медведе • Камни мать и дочь • Золотой пляж • Легенда о скале Дива, Монах и гора Кошка • Гора-кузнец • Легенда о золотой колыбели • Золотая россыпь у Чатыр-дага • Пещера тысячеголовая на Чатыр-даге • Кара-Даг — Чёрная гора • Эчкидаг — Козья гора • Курбан-кая — жертвенная скала • «Деликли-Кая» • Гора двух удодов — Опук • Каменные парусники (Элькен-Кая) • О семи колодезях • Об озёрах целебных • Перекопский ров • Окаменелый корабль • Окаменевшая бабка • Безбожные сестры • Орлиный залёт • Об источнике под Ай-Петри
Древнейший град — в развалинах, в пыли
• Геракл и Скифы • Ифигения в Тавриде • О скале явления Святого Георгия • Гикия — героиня Херсонеса • Как Владимир Святославич Херсонес воевал • Смерть Митридата • Прекрасная Феодора • Девичья башня (судакская крепость) • Как возникла Ялта? • Могила Мамая • О стене Мангупа • Александр — князь мангупский • Об удалом казаке и жадном турке • Гордая Айше • О письменах на камне вблизи Никиты • О русалке и фонтане у Мисхора • Антарам • Мыс Ильи • Ай-Савва • Сказание о Джаныке из Кырк-ора • О происхождении Бахчисарая • Фонтан слез • Мюск-джами • Кутузовский фонтан • Разбойничья пещера • Грибы отца Самсония • Святая кровь • Длинная крепость (легенда о мысе Казантип) • Старый храм (керченская легенда) • Косьмо-Дамиановский источник • Сказание об амазонках-птицах • Легенда о рыбке-султанке • Карадагский звон (отузская легенда) • Тихий звон • Сокровища Ай-Тодорского мыса • Город славы народной • Партизанская речка • Мать севастопольская • Серебристый лох
Сказочная страна! Таврида! Крым! Здесь веришь преданиям
• Тополь, гранат и кипарис • Кизил — Чертова ягода • Родник Святославы • Оксана • Шайтан-Сарай • Кетерлез • Карасевда • Кэдэ • Гюляш-Ханым • Султан-Салэ • Кемал-бабай — дедушка Кемал • Чершамбе • Птица Счастья • Тайна Черного моря • Дивчина-чайка • Морское сердце • Хан и его сын • Солдаткин мост • Жадный Куртмулла и Чабан Асан • Биче • Письмо Магомету • В раю • Птица Гюма и маленькая Ай • Акчачик • Ювелир Нысым-акай и мудрая Гулюш • Чёртова баня • Святая могила (Отузская легенда) • Источник верности • Легенда о Парагильмене • Легенды Кизилташа • О возникновении Георгиевского монастыря • Легенда о колыбели, спрятанной на горе Басман
© 2023 jalita. com
Gale Apps — Технические трудности
Приложение, к которому вы пытаетесь получить доступ, в настоящее время недоступно. Приносим свои извинения за доставленные неудобства. Повторите попытку через несколько секунд.
Если проблемы с доступом сохраняются, обратитесь за помощью в наш отдел технической поддержки по телефону 1-800-877-4253. Еще раз спасибо, что выбрали Gale, обучающую компанию Cengage.
org.springframework.remoting.RemoteAccessException: невозможно получить доступ к удаленной службе [authorizationService@theBLISAuthorizationService]; вложенным исключением является com.zeroc.Ice.UnknownException unknown = «java.lang.IndexOutOfBoundsException: индекс 0 выходит за границы для длины 0 в java.base/jdk.internal.util.Preconditions.outOfBounds(Preconditions.java:64) в java.base/jdk.internal.util.Preconditions.outOfBoundsCheckIndex(Preconditions.java:70) в java.base/jdk.internal.util.Preconditions.checkIndex(Preconditions.
java:248) в java.base/java.util.Objects.checkIndex(Objects.java:372) в java.base/java.util.ArrayList.get(ArrayList.java:458) в com.gale.blis.data.subscription.dao.LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.populateSessionProperties(LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.java:60) в com.gale.blis.data.subscription.dao.LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.reQuery(LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.java:53) в com.gale.blis.data.model.session.UserGroupEntitlementsManager.reinitializeUserGroupEntitlements(UserGroupEntitlementsManager.java:30) в com.gale.blis.data.model.session.UserGroupSessionManager.getUserGroupEntitlements(UserGroupSessionManager.java:17) в com.gale.blis.api.authorize.contentmodulefetchers.CrossSearchProductContentModuleFetcher.getProductSubscriptionCriteria(CrossSearchProductContentModuleFetcher.java:244) на com.gale.blis.api.authorize.contentmodulefetchers.Удивительная история Крыма, рассказанная через искусство
Опубликовано вИскусство ОтзывыУдивительные истории Крыма попытка показать историческое разнообразие культур Крыма на протяжении нескольких столетий.
к Бедарева Светлана
Мария Куликовская, «Звездная пыль (Зорянный пыль)», в Удивительные истории Крыма , Арт-Арсенал (Мыстецкий Арсенал), Киев, 26 февраля – 5 мая 2019 г.(фото Александра Попенко; все изображения предоставлены Арт-Арсеналом)
КИЕВ, Украина — Удивительные истории Крыма в Художественном Арсенале (Мыстецкий Арсенал) в Киеве примечательна по двум причинам. Во-первых, несмотря на отсутствие предметов из музеев Крыма (из-за непризнанной Украиной аннексии Крыма Россией в 2014 году), в экспозицию включена значительная коллекция традиционных предметов, предоставленных 15 музеями и частными коллекциями Украины, такими как Институт археологии. Национальной академии наук Украины, Львовского исторического музея и Харьковского художественного музея. Выставка посвящена культурным связям между Крымским полуостровом и материковой Украиной; кураторы отмечают, что многие артефакты, найденные в Крыму, идентичны найденным в Харьковской и Херсонской областях на юго-востоке Украины.
Во-вторых, примечательно тем, что выставка тщательно обходит проблемную тему аннексии и пытается показать историческое разнообразие культур Крыма на протяжении нескольких столетий. Хотя он посвящен пятилетней годовщине аннексии, тщательное изучение сложной культуры полуострова раскрывает долгую историю конфликтов и перемещений. Они вводят новые взгляды на текущую политическую ситуацию, которая привела к ряду арестов и репрессий в отношении тех, кто не был согласен с аннексией. Выставка была организована совместно с Крымским домом (Крымский дом), культурным центром, управляемым крымскотатарскими беженцами в Киеве, которые стремятся защитить и сохранить свою культуру за пределами Крыма.
Удивительные истории Крыма , Художественный Арсенал (Мыстецкий Арсенал), Киев, 26 февраля – 5 мая 2019 г. (фото Александра Попенко) Крым. Эта попытка является подрывной по нескольким причинам, но главным образом потому, что она продвигает идею сопротивления через знание: выставка утверждает, что образование может сломать границы, установленные политиками. Это также демонстрирует степень культурных потерь в Крыму в результате российского вторжения, поскольку многие художники, исследователи и интеллектуалы подверглись угрозам и насилию после аннексии и были вынуждены бежать из Крыма в качестве беженцев. (В частности, кинорежиссер Олег Сенцов был заключен в тюрьму в России в 2014 году по обвинениям, которые многие считали сфабрикованными). термин, введенный ученым из Гарварда Джозефом Наем в 1919 г.90, как средство кооптации и привлечения в отличие от «жесткой силы» открытого конфликта. Искусство отражает культурное наследие, которое порождает принадлежность, а не исключение, и подчеркивает процесс создания, а не разрушения.
Многие считают Крым недорогой курортной зоной на берегу Черного моря. Для некоторых (в том числе и для меня) летние месяцы детства прошли в Крыму у родственников, оставив воспоминания о красивых пейзажах, уникальных культурных и археологических сокровищах и звездных ночах, которых не бывает в больших городах. Я вырос со степью и горами, полуночным стрекотанием цикад и запахами — морской соли, высушенных на солнце трав, кипарисов. Выставка призвана донести до зрителя это ностальгическое, почти утопическое видение Крыма.
Удивительные истории Крыма , Художественный Арсенал (Мыстецкий Арсенал), Киев, 26 февраля-5 мая 2019 г. (фото Александра Попенко)
Удивительные истории Крыма , Художественный Арсенал (Мыстецкий Арсенал), Киев, февраль 26-5 мая 2019 г. (фото Александра Попенко)
Также раскрывает непростую историю крымских этносов. Он разделен на области, каждая из которых представляет культуру определенной группы, веками жившей в Крыму, такой как турки, итальянцы, готы, сарматы, скифы, греки, хазары, киммерийцы, тавры и другие, представляя Крым как место интенсивный культурный обмен до 20 века. Крымские татары, крымчаки и караимы испытали депортации и репрессии в советское время. Караимы и крымчаки, оба последователи иудейских религий, были влиятельными представителями в Крыму в 19 веке.ХХ века, но в советское время стали жертвами антисемитской политики и были вынуждены менять «национальность» (с караимов и крымчаков на русских или украинцев) в советских паспортах. В результате к 1990-м годам в Крыму осталось всего около 1000 и 100 человек соответственно, которые признавали себя принадлежащими к этим группам. Крымские татары, составлявшие большинство населения Крыма в начале 20 века, были депортированы в 1944 году в Узбекистан и Сибирь из-за сталинских репрессий и стремления Советского Союза использовать Крым как стратегическое место, где мог бы обосноваться советский военно-морской флот. В 1990-х татары стали возвращаться, только чтобы снова бежать, испытав угрозы и прямую агрессию со стороны российского правительства во время аннексии. По разным данным, за последние пять лет из Крыма были вынуждены покинуть от 8 до 40 тысяч крымских татар.
Мария Куликовская, «Звездная пыль (Зорянный пыль)», в Удивительные истории Крыма , Художественный Арсенал (Мыстецкий Арсенал), Киев, 26 февраля-5 мая 2019 г. (фото Александра Попенко)
Крым оказался на пересечение (вынужденных) миграционных потоков на протяжении ХХ века. После присоединения к Украине в 1954, туда переехало много советских диссидентов. «Звездная пыль» — инсталляция крымской художницы Марии Куликовской из Киева — переплетает современную ситуацию на полуострове с личной историей ее семьи. Куликовская обращается к Керченскому полуострову, где она родилась и выросла и который сейчас является последним форпостом Восточного Крыма на границе с материковой Россией. Свой проект она посвящает бабушке, бежавшей в Крым в 1950-е годы из-за проблем с советской властью:
Она, ее муж и моя тогда еще 4-месячная мама бежали в Крым без документов, это было в 1956 году. Как рассказывала бабушка, в Крыму ничего не было — кроме солончаков, выжженной солнцем степи и моря. Ни капли питьевой воды, ни плодородной земли, ни деревьев. Она, как и многие подобные мигранты, вернула к жизни послевоенный степной Крым.
Художница интерпретирует карту Керченского полуострова, воссоздавая его топографию и ландшафт в контурах полуострова. Она также использует слепки своего тела, которые напоминают греческие скульптуры, ссылаясь на древнегреческий город Пантикапей, основанный примерно в конце 7 или начале 6 века до нашей эры на территории современной Керчи. Скульптуры сделаны из тех же материалов, что и модель полуострова, включая металл, дерево, различные типы почвы, окаменелости, цемент, каменную пыль, песок, оксиды железа и морскую соль. Ее мелкомасштабное воссоздание возвращает Украине полуостров, копию отторгнутой земли, и не дает ей уйти в небытие.
Удивительные истории Крыма , Художественный Арсенал (Мыстецкий Арсенал), Киев, 26 февраля – 5 мая 2019 г. (фото Александра Попенко)
Выставка продвигает идею захватнической истории Крыма и его современной политической ситуации после аннексии представляет собой многовековую модель. Мультимедийные инсталляции помогают связать традиционные экспонаты выставки с современной ситуацией. Исторические объекты на выставке включают издания Корана и Торы, скифские золотые украшения, керамические и текстильные предметы, а также огромное разнообразие доспехов и оружия. Удивительные истории Крыма делает упор на исторические и археологические исследования, чтобы противостоять широким идеологическим заявлениям России о политической истории Крыма, которые ведут к невежеству, насилию и уничтожению культурного наследия. Во времена неопределенности, о которых свидетельствуют последние украинские выборы, этот мирный взгляд на Крым помогает предотвратить потерю культурной памяти.
Удивительные истории Крыма продолжается в Арт-Арсенале (ул. Лаврская, 10-12, Киев, Украина) до 5 мая.
Последний
Бейя Отмани представляет выставку, посвященную участию художницы Фелы Кефи Леру в фестивале 1966 года в Дакаре, и дает представление о ее кураторском процессе.
от Beya Othmani
Выставка: В поисках следующего великого художника наполнена неловким молчанием и жаргоном мира искусства.
Рея Найяр
В новом отчете Arts for LA содержится призыв к «подходам, основанным на солидарности», для обеспечения студийных помещений, обучения общественных лидеров и обеспечения рабочих мест с прожиточным минимумом для художников.
Мэтт Стромберг
Используя хэштег «Нет ИИ-искусству», художники протестуют против того, что генераторы изображений ИИ используют их работу без разрешения или компенсации.