Легенды великого новгорода: 5 легенд, о которых мало кто знает — Туристер.Ру

Легенды о возникновении Новгорода

 Существует несколько легенд о возникновении Новгорода Великого.

Более тысячи лет тому назад на берегу Волхова среди дубовых рощ возник Великий Новгород, краса и слава русской вольницы. Его построили древние славяне, которые жили общинным строем, сообща обрабатывали землю, охотились, ловили рыбу, занимались промыслами и торговлей. Скандинавские сказы рассказывают, что поначалу где-то в истоках Волхова, ближе к Ильмень-озеру, на островном холме был построен укрепленный городок и возле него – Великий Словенск. Словене выбирали на вече своих старейшин, которые справедливо и мудро правили ими по законам вечевой республики. Один из таких старейшин, Гостомысл, жил в первой половине IХ века, и были у него три дочери. На средней из них как будто бы был женат конунг Рюрик, из рода Шёлдунг, правивший в г.Хедебю (Дания). В то время шведы («варяги») напали на Новгород и завоевали его, но новгородцы восстали и изгнали шведов «за море» (859год). Гостомысл умер вскоре после того (861 год) и завещал Новгородским словенам на княжение пригласить для защиты от шведов Рюрика. Так они и сделали. 8 сентября 862 года конунг Рюрик прибыл в Новгород на 160 кораблях и установил свое владычество как князь Новгородский. С тех пор начались «исторические времена».

Свободолюбивые новгородцы восстали во главе с богатырем Бисопегом и Вадимом Храбрым, либо женатым на одной из дочерей Гостомысла либо бывшим сыном одной из них. Но князь Рюрик жестоко подавил восстание и наказал мятежников. В 879 году он умер и престолунаследовал двухлетний его сын Ингварь от второй жены – норвежки Ефанды ( первая жена – Умила – давно умерла), а регентом при нем стал брат Ефанды – Хельг из Халоголанда, а по-русски – князь Олег Вещий. Последний вскоре оставил Новгород и пошел войной на Киев. Завоевав его в 882 году, он основал Древнерусское Киевское государство, в котором Новгородская вечевая боярско-купеческая республика занимала независимое положение: она приглашала к себе князей из южной и северо-восточной руси в качестве наместников, подчиненных Новгородскому вечу. Новгородская республика просуществовала 600 лет, отстаивая свою свободу от притязаний великокняжеской власти Владимира и Москвы, пока не была покорена в 1478 году великим князем Иваном Ш.

 

Это было замечательное «государство в государстве», или Республика Святой Софии Премудрости Божией, во главе с архиепископом Новгородским, с вечем, посадниками, тысяцкими, кончанскими старостами, архимандритами крупнейших монастырей. Все они составляли «Совет господ», или «300 знатных кушаков»,  которые правили богатейшим государством, простиравшимся от Новгородского(Финского) залива Балтики до Рифейских гор (Урала). Корабли древних новгородцев ходили на Новую Землю и Шпицберген, в Норвегию, Швецию, Данию, Германию, Польшу. «Господин Великий Новгород» входил в знаменитый Ганзейский торговый союз.

Костомаров Н.И., известный историк и этнограф XIX века, приводит такую версию:

Два брата Словен и Рус вместе со своими приближенными пошли искать «новое отечество». Двигаясь на север, они дошли до озера, которое называлось Мойско. Из озера вытекала река Мутная. Гадание предсказало пришельцам, что им следует остаться на жительство здесь. У истоков реки они основали город, названный ими Словенск, и поселились в нем. В честь дочери Словена озеро было переименовано в Илмерь, а реку по имени сына Словена Волхова назвали Волхов. Именем младшего сына Словена была названа река Волховец.

Долго жили они здесь, распространив свои владения до Ледовитого океана. Затем их постигла беда — моровая язва. Жители разбежались. Опустел и Словенск.

Прошли годы. Услышали славяне про землю предков своих, лежащую в запустении, и отправились туда. Снова заселили они берега озера, поставили новый город, но не на прежнем месте, а на новом, выше старого, и назвали его Новгород. Такова легенда.

Источник: mapcy.narod.ru

Новгородская область — легендарные достопримечательности

Легенды Новгородской области.

Легенда об окаменевшем голубе.

В царствование Ивана IV Грозного, в период опричнины, Новгород был вновь втянут в политические смуты и волнения в Московском государстве. В 1570 году, получив донос о том, что новгородцы снова замыслили отделиться от Москвы и присоединиться к Литовскому государству, Иван IV совершил поход против Новгорода и подверг его опустошительному разгрому. Это событие окутано целым роем легенд. Одна из них — легенда об окаменевшем голубе.

В ней говорится о том, как Иван Грозный жестоко расправился с новгородцами. По всему городу хватали именитых горожан и приводили их на Городище, где над ними было устроено судилище. На суд были приведены архиепископские бояре, служилые люди, гости, дети боярские, дьяки и подьячие. Признание в измене вымогалось жесточайшими пытками, с применением «некою составною мукою огненной иже именуемой — поджар»(то есть опальных жгли на огне).

Затем привязывали за веревки к саням и тащили к Волхову. Людей кололи ножами, рубили топорами, заливали на морозе водой. Их связывали веревками и десятками сбрасывали с Волховского моста в реку.

По реке на лодках ездили опричники и добивали выплывавших топорами и баграми. Воды Волхова приобрели красный цвет от обилия крови. В это время из — за дальних морей после долгих странствий прилетел в Новгород голубь и сел на крест Софийского Собора отдохнуть, но не смог больше подняться: окаменел от ужаса. Далее легенда говорит о том, что когда наступит день кончины Новгорода, » Волхов пойдет вспять и зальет город, а голубь слетит на землю и трижды прокричит о гибели Новгорода».

С тех пор не раз приходилось голубю слетать с креста от ветра. Его чинили и вновь устанавливали, а Новгород продолжал стоять.

По всей видимости, эта легенда связана с обычаем ставить металлических голубей на церковные кресты, который был широко распространен в Византии. По учению церкви, голубь — символ святого духа, а предмет, на котором сидит голубь, полон благодати и святости.

Легенда об окаменевшем голубе заинтересовала современного писателя и знатока новгородских древностей Юрия Вронского, который предлагает юным читателям очень поэтичный и трогательный ее вариант в книге » Терем Юрия Онцифоровича: Рассказы о древнем Новгороде».

Икона «Богоматерь Знамение» (XII в.)

Сообщения о чудесах, приписываемых иконе Знамение Пресвятой Богородицы, относится к 1170 году, когда войска князя Андрея Боголюбского и его союзников осадили Новгород Великий. Силы были неравны, и новгородцы начали молиться Господу о чуде. По преданию, на третью ночь осады архиепископ Новгородский Иоанн услышал глас, повелевший ему вынести из церкви Спаса Преображения на Ильине улице икону пресвятой Богородицы и обнести ею крепостную стену.

Знаменский собор был построен для размещения иконы в 1682-88 гг.

Во время крестного хода осаждающие выпустили тучу стрел, и одна из них поразила лик Богородицы. Из глаз Богородицы полились слёзы, и она обратила лик свой к народу новгородскому. В это время враги стали объяты неизъяснимым ужасом, побросали оружие и, побивая друг друга, стали поспешно отходить от города. Новгородцы преследовали противника и одержали полную победу (см. Чудо от иконы Знамение (Битва новгородцев с суздальцами)).

В память об этом чуде архиепископ Новгородский Илья ещё в XII веке установил празднование в честь иконы Знамение Богородицы, совершаемое в Русской церкви по настоящее время. В 1354 году икона была перенесена в Церковь Знамения Богородицы (Знамения Божией Матери), сооружённую по велению архиепископа Моисея. В 1560 году икона вновь находится в церкви Спаса Преображения, а затем переносится в Знаменский собор. Находившийся на Руси в день празднования иконы Знамение Богородицы Афонский иеромонах Пахомий Логофет написал на этот праздник два канона.

После Октябрьской революции 1917 года икона попала в музейное собрание. Во время Великой Отечественной войны икона была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей

15 августа 1991 года состоялось возвращение иконы РПЦ из Новгородского музея-заповедника.

Иван Грозный в Великом Новгороде

Согласно легенде, Иван Грозный как-то направился на обедню в Софийский собор. Путь его лежал через волховский мост. Едва царский конь вступил на мост, как усердный звонарь изо всех сил забил в большой колокол. Он хотел приветствовать царя, но звон был так велик, что конь испугался, встал на дыбы, и высокий гость Новгорода чуть не оказался в реке. Разгневанный царь велел отрубить колоколу уши, оставив одно среднее ухо. Казненный колокол получил поэтому прозвище «безухого» и долго еще висел на звоннице.

Легенда: Петр и Феврония

 — муромские князь и княгиня, которые почитались на Руси как покровители супружеской жизни. Феврония была крестьянкой, и бояре были против брака Петра и Февронии, не хотели видеть своим князем человека, женившегося на простой крестьянке. Петр и Феврония предпочли семейную жизнь княжению на Муромском престоле. Жили они долго и счастливо и умерли в один день и в один час в 1228 году. Хотя их похоронили порознь, тела их чудесным образом оказались в одной могиле.

Анна Орлова

была дочерью и единственной наследницей графа Алексея Орлова-Чесменского. После смерти отца у неё пропал интерес к светской жизни. Большую часть своего состояния Анна потратила на возрождение Юрьева монастыря. По легенде Анна и настоятель Юрьева монастыря Фотий любили друг друга, но Фотий был монахом, поэтому повенчаться они не могли.

После смерти Анну похоронили в Юрьевом монастыре. Когда в XX веке вскрыли гроб с ее телом, то увидели, что тело повернуто набок, одна рука поднята, волосы растрепаны, разорван ворот платья. То есть, после захоронения она очнулась. Её похоронили заживо. Возможно, ей дали или маленькую дозу яда, или слишком большую дозу снотворного.

«Горбатый мост»

Современный пешеходный мост принято называть «горбатым» из-за его изогнутой формы, такой вид он приобрел лишь в 1987 году. Согласно поверью, когда на мост зайдёт одновременно 10 тысяч человек, мост рухнет.

Антониев монастырь

— одно из самых живописных мест Новгорода. По преданию, его основал в 1106 году Антоний Римлянин. Легенда, как и все монастырские легенды, невероятна, но красива. Антоний родился в Риме в 1067 году. Был богат. В 18 лет постригся в монахи, а свое богатство — золото и серебро — сложил в бочку и бросил в море. Через 20 лет он удалился на скалу, молясь о спасении православия. Однажды поднялась страшная буря и камень, на котором молился Антоний, понесло по морю, как ладью. Через два дня, в день праздника Рождества Богородицы, он оказался в Новгороде. Место, куда его принесли волны, и стало монастырем. Через несколько лет рыбаки выловили бочку. Денег, лежавших в ней, хватило на строительство каменной церкви и приобретение земли.

исторических легенд. Цикл сказания об Иоанне Новгородском — История русской литературы

В рубрике ::: XIV-XV вв., 1 пол.

Исторические сказания.  Исторические легенды, распространенные в XIV и первой половине XV в., в жанровом отношении занимают промежуточное положение между житием и сказкой. Имея дело с одним человеком и в одном тексте, они читались и предназначались как витэ. Примером может служить «Житие архиепископа Новгородского Иоанна». В то же время некоторые эпизоды в Житиях святых возникли самостоятельно и были включены в эти Жития позже как исторические легенды, как, например, многие эпизоды расширенной редакции Жития преподобного Варлаама Хутынского. В исторических легендах реальным событиям дается мистическая интерпретация. Ниже мы рассмотрим цикл исторических сказаний об архиепископе Новгородском Иоанне как образец этого жанра.

Цикл сказаний об Иоанне Новгородском. Архиепископ Новгородский играл важную роль в политической и идеологической жизни республики. Первым новгородским архиепископом (до него высшим церковным сановником был епископ) был Иоанн. Иоанн (архиепископ с 1165 по 1186 год) был чрезвычайно популярен среди новгородцев как при жизни, так и после смерти. С ним связано несколько легенд, относящихся к разным периодам. Это «Сказание о битве новгородцев с суздальцами», «Сказание о путешествии Иоанна в Иерусалим на дьяволе», «Сказание об обретении мощей Иоанна» и «Сказание о Благовещенской церкви». Мы рассмотрим первые два; которые наиболее интересны с точки зрения литературных достоинств. 38

Сказание о битве новгородцев с суздальцами. Предметом этой легенды является поход на Новгород в 1170 году суздальцев во главе с Мстиславом (сыном Андрея Боголюбского), закончившийся победой новгородцев. В его основу положены народная легенда и краткая летописная запись этого события в Новгородской первой летописи. Как письменное произведение он появился в 1340-х или 1350-х годах. 39

Битва новгородцев с суздальцами. Вторая половина 15 века. Третьяковская галерея, Москва

Новгород осажден суздальцами. Архиепископ Иоанн молился ночью в своей келье о спасении города. Он услышал голос, велевший ему отнести на городские зубцы икону Божией Матери из церкви на Ильиной улице (церковь Спаса на Ильиной улице с фресками, написанными Феофаном Греком в конце XIV века). Во время штурма города икона, стоявшая на городской стене лицом к осаждающим, была поражена стрелами. Он повернулся лицом к городу и заплакал. 40 Тьма опустилась на суздальцев, и они перебили друг друга.

«Сказание» дает яркое описание церковной процессии, принесшей икону на стены осажденного города. Высокомерие и самодовольство суздальцев подчеркивается заявлением о том, что они уже поделили между собой улицы Новгорода для грабежей и убийств горожан. Чтобы слезы Богородицы не падали на землю, Иоанн собирает их в свою одежду.

Битва новгородцев с суздальцами. Вторая половина 15 века. Фрагмент другой иконы

Эти яркие образы производили сильное впечатление на всех читавших или слышавших «Сказание», что видно из изображения этого сюжета в древненовгородской живописи. Нам известны две иконы XV века и несколько более поздних, на которых изображен этот сюжет. На иконах (известных специалистам как Знамение от иконы Богородицы) эпизоды изображены в хронологическом порядке. Самой прекрасной в художественном отношении является икона середины или второй половины XV века, находящаяся сейчас в Новгородском музее. 41

Сказание о путешествии Иоанна Новгородского в Иерусалим на чертовой спине. Предание о путешествии Иоанна на дьявольской спине, по-видимому, возникло очень рано, но время написания рассказа, основанного на этом предании, установить невозможно (вероятно, не позднее 1440 г., когда Иоанн был причислен к лику местночтимых святых).

Однажды ночью, когда Иоанн молится в своей келии, черт решает напугать его и отвлечь от богослужения: он забирается в водонос святого человека и начинает в нем плескаться.[1] Иоанн крестит водонос и запирает в нем дьявола. В обмен на его освобождение дьявол переносит Иоанна в Иерусалим и обратно за одну ночь при условии, что Иоанн никому не расскажет о путешествии. Но Джон случайно выдает тайну, хотя и не называет собственного имени. Диавол мстит святому: в образе юной девицы он выходит из архиерейской кельи на всеобщее обозрение, а когда в гости к Иоанну приходят высокопоставленные горожане, диавол завораживает их, думая, что они могут увидеть предметы женского одеяния в архиерейской келье. Новгородцы обвиняют своего духовного пастыря в блуде и решают изгнать его из города. Иоанна сажают на плот и сплавляют по реке Волхов. Но плот, хоть и неуправляемый, плывет вверх по течению к Георгиевскому монастырю. Убедившись в невиновности Иоанна и поняв, что их подозрения — дело рук дьявола, новгородцы идут по берегу за плотом, умоляя Иоанна вернуться в Новгород.

Легенда о том, как Иоанн крестным знамением поймал черта и заставил его служить себе, восходит к древнерусскому фольклору. Этот мотив широко распространен в фольклоре многих стран.

Легенда отражает черты новгородского быта и наполнена местным колоритом. Он отличается динамичным, захватывающим сюжетом и реалистичным изображением событий. Сам факт чудесен, но передан с живой, реалистической подробностью. Это приближает историю о путешествии Джона на спине дьявола к царству сказки.

Описание мести дьявола очень напоминает сказку своим юмором и хитростью.

Эпизод с запиранием черта в сосуде встречается и в древнерусском житии Авраама Ростовского (XV в. ). Известен рассказ о чертовой мести, сходный в ряде моментов с соответствующим разделом путешествия Иоанна на чертовой спине в древнерусской «Сказке о епископе Василии Муромском» (середина XVI в.). Оба эти памятника второстепенны по отношению к «Сказанию об Иоанне Новгородском».

Характерной чертой новгородских исторических легенд является их своеобразная «подлинность». Они не только рассказывают о конкретных исторических лицах и событиях, но и подтверждаются «вещественными доказательствами», например, иконой, перенесенной на городскую стену в 1170 г., и водоносом Иоанна.

Исторические легенды старого Новгорода сохранились в основном в жизнеописаниях и новгородских летописях. Как замечает Дмитрий Лихачев, самые популярные и распространенные легенды, которые всем были известны, «не нуждались в записи и записи в рукописном виде… спасти от забвения». 42 Это дает нам основание предполагать, что в устной традиции, а возможно, и в уже не сохранившейся письменной форме, существовало огромное количество легенд, из которых лишь немногие сохранились в виде исторических легенд.

Литература XIV и первой половины XV века отражает события и идеологию периода объединения княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы, периода формирования русской нации и постепенного возникновения Российское централизованное государство.

Как и в предшествующие периоды, основными литературными жанрами были летопись и агиография. Возродился жанр путешествий. Получил распространение жанр исторических сказаний, сблизивший агиографический жанр с художественным повествованием. Исторические сказания и легенды создавались как в летописи, так и независимо от нее и наиболее широко представлены произведениями куликовского цикла.

В этот период интенсивно развивалось летописание, росло политическое и публицистическое значение летописей. Летопись приняла всероссийский характер, а центром ее стала Москва. Московские летописи включали в себя много материалов из летописей всех русских земель, а также нелетописи, такие как сказания, предания, жизнеописания и официальные документы. Летопись стала мощным идеологическим оружием в политической борьбе за объединение русских земель вокруг Москвы и создание единого централизованного государства.

Произведения куликовского цикла занимают особое место в истории литературы этого периода. Эти произведения примечательны не только тем, что в них отражено столь важное событие русской истории, но и их литературным значением. Задоньяд возродил поэтические традиции величайшего произведения древнерусской литературы «Слова о полку Игореве», а «Слово о Мамаевом побоище» положило начало новому типу исторического повествования — длинному, нелетописи историческое событие, рассказ, сочетающий агиографические, военно-героические, риторические и публицистические элементы с попыткой сделать изображаемое событие максимально захватывающим.

Предренессансные черты этого периода наиболее сильно ощущаются в агиографии. Интерес к человеку и его духовному миру привел к росту субъективного элемента в литературе, стремлению изобразить психологическое состояние человека. Выразительно-эмоциональный стиль возник в агиографии.

Интерес к внутреннему миру героя еще не приводил к попыткам изобразить индивидуальный характер человека. Выявление психологических состояний и душевных переживаний героя не становилось отражением рассматриваемого индивида, а оставалось абстрактным выражением тех качеств, которыми должен был обладать человек как представитель определенного класса, как носитель добра или зло. Этим объясняются упрощенные, односторонние описания героев и их поведения. Но в то же время писатели вносили элементы конкретного, личного характера в изображение того или иного обобщенного образа.

Характерные черты литературы XIV и первой половины XV века должны были найти дальнейшее развитие и еще больший расцвет во второй половине XV и начале XVI века.



[1] Старый медный водонос, якобы принадлежавший Иоанну, сейчас находится в Новгородском музее в Никольском соборе Дворища.

« ССЫЛКИ на XIV-XV вв., 1 пол. ||| Похвальное слово преподобному Фоме князю Борису Тверскому »

Пять старинных русских городов с увлекательными легендами

Санкт-Петербург может быть самым большим городом на Северо-Западе России, но по возрасту он не имеет ничего против 1000-летних городов этого региона, в их истории смешались фольклор и факты. Как возникли некоторые из этих древних мест?

Первое упоминание в 859

Два брата – Словен и Русе – вместе со своей свитой отправились на поиски «нового отечества». Двигаясь на север, они достигли озера Мойско, из которого вытекала река Мутная. Гадание помогло им решить остаться там, и они основали город у истока реки — Словенск. Озеро Мойско переименовали в честь дочери Словена Ильмера, а реку – в честь сына Словена Волхова. Они жили там долгое время и процветали, пока не пришла чума и все жители не бежали. Спустя годы славяне обнаружили этот пришедший в упадок край и решили основать новый город – Новгород («новый город»).

Первое упоминание в 862

В настоящее время это не совсем город, но мы не могли исключить его из списка, так как существует теория, что именно здесь Рюрик пришел править Русью, что сделало бы Старую Ладогу – теперь просто деревня – первая русская столица. Эта теория подтверждается несколькими списками из «Первой летописи», а также частично археологическими исследованиями, доказывающими, что в этом регионе ильменские словенцы, финно-угорские племена и норманны находились в тесном контакте еще в IX в.век.

Первое упоминание в 903

Одна из самых известных псковских легенд связана с Ольгой Киевской. Согласно ей, Троицкий собор — сердце Пскова — был построен после того, как она стала свидетельницей знамения от Бога: три ярких луча исходили с неба и соединялись на скалистом мысе у реки.

Ольга приказала построить там храм и предсказала, что город вокруг него будет велик. В 19 веке на берегу реки была возведена часовня святой Ольги, где княгине было явлено чудотворное знамение.

Впервые упоминается в 1295 году

О самой известной туристической достопримечательности Приозерска – крепости Корела ходит легенда. Согласно ему, карелы хотели найти для себя новое место для поселения независимо от других финно-угорских народов и славян. Сначала начали строить крепость на острове Тиури, но процесс строительства шел не очень хорошо. Затем они услышали голос с неба, который сказал, что это место для них не подходит, и им нужно идти дальше по реке Вуоксе, пока они не услышат кукушку. Они последовали совету богов и поселились там, где сегодня находится Приозерск. Хотя, возможно, это всего лишь легенда, это прекрасное объяснение шведского (Кексгольм — «кукушкина гора») и финского (Кякисалми — «кукушкин пролив») названий крепости Корела.

Первое упоминание в 1166 

К сожалению, этот город был превращен в руины во время Второй мировой войны и сегодня почти ничего не напоминает нам о его многовековой богатой истории. Великие Луки начинались с поселения на реке Ловать недалеко от их нынешнего местоположения. В 1166 году это место впервые упоминается под названием Луки как место, куда Ростислав I Киевский приехал для встречи с новгородскими боярами.

Существует легенда о телохранителях Рюрика – Аскольде и Дире, которые сопровождали его в Луки, где прослышали о Мале, известном колдуне, умевшем предсказывать будущее. У него было две прекрасные внучки, которых Аскольд и Дир похитили и сбежали, чтобы найти новую свободную землю для их правления. Мал знал тайные тропы региона и сумел найти Аскольда и Дира. Они спросили его, почему его магия и навыки не помогли ему спасти своих внучек, на что он ответил предсказанием, что внучек ему не вернут, а преступники станут правителями, но в конце концов их обманут и лишат прав.

все. За эти слова Мала убили, но предсказание сбылось – позже наследник Рюрика Олег выманил Аскольда и Дира из города, убил их и сел на киевский престол. Судьба внучек Мэла неизвестна.

Вернуться к началу

Ксения Терещенко

Журналист

Теги

  • Путешествия
  • История России
  • Русский понедельник
  • Русский фольклор
  • городов России
  • 10 основных русских загадок: проверьте свою смекалку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *