Лесо-Кяфарь — городище-памятник | Пеший-Леший
Лесо-Кяфарское городище – один из самых загадочных, мистических и малоизученных средневековых памятников Северного Кавказа, который в наши дни стал настоящим местом паломничества для эзотериков и духовных искателей. Расположенное в самом центре Карачаево-Черкесии, в долине реки Кяфар, поселение неразрывно связано с другим культовым местом – Нижне-Архызским городищем и, вероятно, в 9-12 веках было родовой резиденцией аланского правителя Дургулеля Великого. Руины древних построек, дольмены, загадочные петроглифы, культовые сооружения и несколько рядов оборонительных стен – лишь малая часть того, что скрывается в городище аланов. Это место наполнено древней историей, которую ещё предстоит раскрыть исследователям. А вы можете попытаться это сделать уже сейчас, отправившись в поход по Кавказу или в тур по Архызу, организуемый клубом «Пеший-Леший».
Кяфарское городище находится в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесской Республики, в пяти километрах южнее небольшого хутора Лесо-Кяфарь (бывший аул Сидова), в котором постоянно проживает около 45 человек. В 10-ти километрах севернее городища располагаются сразу две станицы – Сторожевая и Зеленчукская, а на таком же расстоянии южнее находится Нижне-Архызское аланское поселение, которое, в отличие от Кяфарского, имеет статус памятника истории. В древности эти два города были соединены мощёной дорогой, практически не сохранившейся до наших дней.
Лесо-Кяфарское городище расположено на северном склоне узкого хребта Мыцешта, на правом берегу одного из крупнейших притоков Большого Зеленчука – реки Кяфар, от которой и получило своё название. Между городищем и современным посёлком русло Кяфара, берущее своё начало на северных склонах Абишира-Ахуба, разбивается на четыре рукава, один из которых, находящийся ближе всего к древнему поселению, носит название Кривая река и является правым притоком Кяфара. Исток реки Кривая начинается в одноимённой балке, огибая городище с юга. Таким образом, Лесо-Кяфарское поселение расположено в междуречье Кяфар-Кривая и находится на возвышенности, на высоте 140-270 метров над окружающим ландшафтом, что обеспечивает ему относительную безопасность.
Топоним, присутствующий в названиях городища, хутора, реки и озера у её истоков, вероятно, произошел от тюркоязычного слова «кяфар» («кафир»), или «неверующий», которым мусульмане называли не признающих Аллаха местных жителей. В первой половине 10 века Аланское государство, находящееся в предгорьях Северного Кавказа, официально приняло христианство, сохранив при этом языческие верования. В Лесо-Кяфарском городище можно часто увидеть выбитые на камнях кресты и запрещённые в исламе изображения животных и людей, которые после падения Алании от нашествия татаро-монгольского ига, вероятно, попадались на глаза людям мусульманской веры. Так за городищем и рекой закрепилось название Кяфарь. А приставка «Лесо», скорее всего, связана с лесными массивами, которыми густо укрыт хребет Мыцешта и прилегающие к нему окрестности.
Лесо-Кяфарь – аланский город СолнцаКак и многие аланские поселения, Кяфарское городище было построено у самой реки, на двух возвышенностях – Шпиль и Иордан (Ордан), разделённых небольшой седловиной, и состояло из трёх частей: городища, могильников (дольменов) и селища (посада).
- «Городище Шпиль». Непосредственно само поселение находилось на горе Шпиль (1270 м), поэтому эту часть комплекса иногда называют «Городище Шпиль». Поселение на Шпиле из-за особенностей рельефа также состояло из двух частей – Верхней («Монаший Шпиль») и Нижней, которые были соединены между собой дорогой, проходящей с севера на юг. С севера, со стороны реки Кривая, городище ограждала обводная стена, сложенная из плит песчаника, с системой бойниц; она имела до 3-х метров в высоту и 2-2,5 м в ширину. Южную, западную и восточную стороны города закрывали от возможного нападения неприступные обрывы хребта.
- Оборонительные стены. Из селища к городищу ведёт единственная тропа, проложенная по крутому склону останца. Здесь же располагается внешняя оборонительная стена из рваного камня длиной 430 метров, прикрывающая Нижнюю часть городища с северной стороны. Она имеет 2,4-3,2 метра в ширину, а на сохранившихся участках – 1,7 метра в высоту. Вторая оборонительная стена, расположенная к югу от первой, сохранилась намного лучше и проходит по границе Верхнего городища. Её протяженность составляет 135 метров, ширина – 1,4-2,7 метра, длина – от 2 до 3 метров. Стена сложена из неотёсанного песчаника, имеет внешний и внутренний панцири и забутовку из мелких камней между ними. Оборонительные стены Кяфарского городища более широкие у основания и сужаются кверху.
- Верхнее городище в соответствии с рельефом было разделено на несколько частей, сообщающихся между собой воротами, расположенными последовательно по оси главной улицы. В свою очередь городская улица проходила вдоль гребня хребта, который ступенчато понижается с юга на север. По всей площади города прослеживаются переулки, улицы, родовые кварталы, общественные здания и отдельные усадьбы. Помимо главной улицы, здесь есть и центральная городская площадь. В Верхней части городища исследователи насчитали более 110 каменных построек – административных и жилых зданий сложной планировки, с полуподземными этажами, иногда врезанными прямо в скальные склоны. Во многих постройках до сих пор сохранились отдельные комнаты, число которых могло доходить до четырёх. Самым большим сооружением городища является дом из 12 комнат с хорошо подобранными и уложенными камнями, вероятно, принадлежащий представителю господствующей знати. Все постройки сложены из рваного камня, без раствора, иногда очень грубо. На архитектурных деталях зданий можно увидеть христианскую символику – орлов с кольцами в клювах и многочисленные кресты.
- В Нижнем городище постройки практически отсутствуют, зато здесь обнаружено несколько культовых комплексов: лабиринты, сложенные из камней, и большие гладкие плиты, иногда поставленные на каменные «ножки» из песчаника. Плиты размещались по обеим сторонам дороги, в определённом порядке. На многих из них можно увидеть петроглифы в виде крестов, оленей, тамгообразных знаков и «вавилонов» (системой вписанных друг в друга квадратов).
- Придорожные камни. При входе в городище со стороны реки Кяфар, по обеим сторонам дороги, стоят две плиты из песчаника с рисунками, которые исследователи назвали придорожными камнями. На первой плите треугольной формы («Крестовом указателе»), расположенной с восточной стороны от дороги, выбито 20 крестов, схематическое изображение человека, незавершенный рисунок животного и другие неопределенные знаки. Вероятно, плита, благодаря своей форме, служила дорожным знаком, указывая острым концом путь к Верхнему городищу. Второй камень, названный «Жертвенным», находится к западу от дороги и представляет собой трехуступчатый скальный обломок высотой около 2,5 метров, на котором обнаружены петроглифы: «вавилон», тамгообразный рисунок, крест в квадрате, стилизованное изображение животного и несколько крестообразных знаков.
- Культовый комплекс «Святилище». Одним из наиболее интересных объектов Нижнего городища является так называемое «Святилище» – небольшой участок со скальным останцем естественного происхождения, где, по предположениям археологов, в древности находился раннехристианский храм – одноапсидная церковь X-XIII веков, аналогичная обнаруженным в горных областях Закавказья и Северного Кавказа. Останец имеет обрывистые края и вытянут с юга на север на 42 метра. К вершине останца, высотой около 7 метров, ведёт высеченная в скале лестница из 15 ступенек, расположенная с южной стороны. На ровной вершине прослеживаются остатки каменных построек, а на западном краю лежит огромная плита из песчаника длиной до 4-х метров, стоящая на четырёх камнях, а также чашечный камень с ямкой. На площадке видны ещё два культовых камня с лунками, тамгообразным знаком, двузубцем и «вавилоном». Напротив скалы-останца, с южной стороны, расположена другая скала, по форме напоминающая столб или гриб высотой более 10 метров. Скалы находятся в 5 метрах друг от друга и, вероятно, в древности были как-то связаны между собой (например, выполняли функции сторожевых башен). Вокруг «Святилища» располагается плотная застройка, структура которой пока не определена. Из-за необычной высокой скалы, расположенной в центре «Святилища», гору, на которой находится Верхнее городище, назвали «Шпилем». По предположениям исследователей, на этой площадке когда-то проводились культовые обряды: на каменных плитах жрецы проводили сложные ритуалы гадания, совершали жертвоприношения, а на вершине останца разжигали костры в честь древнего божества огня и солнца. До принятия христианства аланы необычайно чтили солнце, поклоняясь ему как божеству, поэтому Кяфарское городище иногда называют «Город Солнца». На картах место с останцем с подачи археолога В.А. Кузнецова называют культовым комплексом «Скала советов».
- «Камни с изображениями оленей». В южной части Нижнего городища, к востоку от дороги, находится культовое сооружение, состоящее из 20-ти больших обработанных плит песчаника, сложенных в определенном порядке. Часть из них приподнята над землей при помощи мелких камней, водруженных друг на друга. Пять больших плит образуют полукруг. На некоторых плитах этого культового места есть заглаженные лунки, а на их поверхности нанесены петроглифы: кресты, изображения оленей с ветвистыми рогами и свастики.
- «Охотничьи камни». К западу от главной дороги городища находится ещё один культовый комплекс, состоящий из трёх огромных камней длиной от семи до одиннадцати метров, которые поставлены на ребро и расположены друг за другом с севера на юг. Их поверхности испещрены лунками и многочисленными петроглифами: десятками изображений животных (оленей с ветвистыми рогами, козлов и собак), всадниками, рисунками луков и стрел, множеством крестов разной формы. Некоторые рисунки являются более поздними и нанесены поверх уже существующих петроглифов.
Всего на территории городища обнаружено около 150 захоронений, однако настоящий интерес представляют дольменообразные гробницы, которые ученые долгое время не относили к дольменной культуре.
Дольмены Лесо-Кяфарского городища – главная цель туристов-паломников, проложивших между ними целую сеть троп. На горе Шпиль расположено лишь несколько полуразрушенных могильников, основная часть дольменообразных склепов городища (около 12-15 ед.) находится на соседней горе Иордан (1400 м), названной по имени монаха-отшельника, некогда обитавшего в этих местах.
Подняться на гору можно по тропе, спускающейся под обрывистым склоном Шпиля и проходящей по дну лесистой седловины, разделяющей эти две вершины. Есть и второй путь к дольменам: необходимо спуститься в Кривую балку, расположенную с южной стороны городища, и пройти около километра до места, где ущелье резко поворачивает в юго-восточном направлении. Отсюда на вершину через заросли проложена крутая тропа, по которой необходимо пройти 200 метров вверх. На склоне Иордана, между деревьями повсюду видны полуразрушенные гробницы из камня. Помимо дольменов, здесь сохранились многочисленные полуподземные склепы, предназначавшиеся для погребения незнатных алан.
В южной части Иордана, на поляне, можно увидеть комплекс из 11-ти уникальных дольменообразных склепов. Все погребальные сооружения городища были построены в эпоху поздней бронзы (3-2 века до н.э.), а в 12-13 веках перестраивались и использовались для захоронения знатных особ. Их главная особенность – наличие рельефов и орнаментов в виде концентрических окружностей, иногда с крестами, символизировавшими культ огня и солнца, существовавший в глубокой древности. Помимо окружностей, на поверхности дольменов можно увидеть находящие друг на друга треугольники – возможные изображения вершин (Шпиля и Иордана), давших пристанище племени аланов, а также зигзаги, Т-образные и тамгообразные знаки, кресты и «баранчики».
Дольмены имеют прямоугольную форму и овальное отверстие в передней стене, сложены из плит и ориентированы по широте земли. По предположениям археологов, среди возможных строителей кяфарских дольменов были далёкие предки абазин и абхазов. Кяфарский некрополь был разграблен ещё в древности, но местные жители до сих пор пытаются найти здесь ценные вещи, прочёсывая местность с металлоискателями.
Самый большой дольмен городища – «Царский мавзолей» (высотой – 1,9 м, длиной – 3 м) в 1956 году был вывезен и установлен во дворе краеведческого музея Ставрополя. Его передняя стена с круглым отверстием в верхней части является монолитной, остальные стены состоят из девяти отдельных плит, покрытых рельефными изображениями крестов, людей и животных. Вероятно, когда-то в нём был захоронен знатный человек, возможно, воин-герой или же сам аланский царь Дургулель.
Город Лесо-Кяфарь – ставка аланского царя ДургулеляРасцвет города-крепости Лесо-Кяфаря приходится на 10-12 века нашей эры и связан с активизаций византийской политики на Северном Кавказе, в частности с распространением среди алан христианской веры. Это укреплённое поселение контролировало одно из самых интенсивных направлений Великого Шёлкового пути – Даринскую дорогу, проходящую через Кяфарское ущелье к Лабинскому, Санчарскому и Адзапшскому перевалам, а затем в Абхазию, на черноморское побережье.
В Верхней части средневекового города, площадь которого превышала 40 гектаров, предположительно проживало до 2 тысяч человек. По расчетам археологов, здесь одновременно могло находиться от 750 до 1800 жителей. Культурный слой, доходящий до 80 см, сохранился только между крупными постройками, на ровных участках городища. Находки археологов включают керамику 9-12 веков и предметы меотской культуры начала нашей эры.
Сложная структура Лесо-Кяфара (около 200 построек) и его большие размеры (почти 2 км с севера на юг) дают основание считать, что здесь могла находиться одна из ставок правителя Алании Дургулеля Великого, постоянная резиденция которого располагалась поблизости – в Нижне-Архызском городище (городе Магас), выполнявшем функции столицы государства.
Дургулель Великий, находящийся в тесных династических и политических связях с Грузией и Византией, безусловно, был приверженцем христианской веры, как и население Кяфара. Об этом свидетельствуют остатки нескольких небольших, предположительно одноапсидных, храмов, а также христианская символика в декоре зданий и гробниц. Несмотря на принятие христианства в ещё в 10 веке, и в 13-м аланы продолжали придерживаться язычества, сформировав синкретическое мировоззрение. Ярким примером служит наличие культовых каменных комплексов, испещренных языческими рисунками и знаками, перемежаемыми символами христианской веры.
Недавняя и современная история городища Лесо-КяфарьПервые письменные упоминания о древнем городе, находящемся среди леса, в долине Кяфара, приходятся на 1860-е годы – в первом выпуске военного сборника анонимный автор рассказывает о множестве строений, статуй и могильников с орнаментами на стенах. В 1882 году русский археолог Е.Д. Фелицин проводит опись многочисленных построек городища и наносит его на карту, изданную Московским археологическим обществом. Однако официально город был открыт и исследован лишь спустя 70 лет, во время экспедиций Пятигорского пединститута под руководством В.А. Кузнецова и П.Г. Акритаса (1952-54 гг.). В 1972-75 годах знаменитый советский археолог В.И. Морковин впервые описал и датировал дольменный комплекс Лесо-Кяфара. В 1985-88 годах первым археологом Карачаево-Черкесии Х.Х. Биджиевым были проведены раскопки нескольких жилых строений городища, одно из которых, отличавшееся большими размерами, могло принадлежать аланскому царю Дургулелю. В 1991-94 годах экспедицией под руководством историка и археолога И.А. Аржанцевой проводится детальное изучение культовых и хозяйственных комплексов городища, составляется подробный план поселения и даются иллюстрации культовых камней древних алан.
Поселение продолжают интенсивно изучать и в наши дни, однако какого-либо официального статуса ему пока не присвоили. Из-за этого Лесо-Кяфарь до сих пор подвергается разграблению со стороны жителей окрестных посёлков. Древние плиты растащили для строительства или для украшения дворов, а в 1996 году бульдозер Сторожевского лесхоза разрушил часть главной улицы Кяфарского поселения.
Главные посетители бывшего аланского города – туристы-паломники, приезжающие сюда, чтобы посмотреть на кяфарские дольмены. Для этих целей в соседнем хуторе Лесо-Кяфарь местные жители построили четыре гостиницы, поселиться в которых можно только по прямой договоренности с владельцами. Паломники приезжают сюда скрытно, живут группами, в каждой из которых есть своей духовный лидер, проводящий экскурсии по городищу. При этом каждому камню в Лесо-Кяфаре они приписывают особые целебные или магические свойства. Как известно, в эзотерической среде территории с дольменами считаются мощными местами Силы, где идущие из земли энергетические потоки напрямую влияют на сознание человека. Ученые отрицают подобные утверждения, однако сильная вера и чистое намерение человека очень часто творят чудеса.
Если у вас есть желание лично прикоснуться к тайнам древнего аланского городища Лесо-Кяфарь и своими глазами увидеть остатки средневековых сооружений, украшенных рельефной резьбой, почувствовать себя участником древних языческих ритуалов, проводившихся аланами столетия назад и посмотреть на родовую усадьбы аланского царя Дургулеля – приглашаем вас в один из туров в Архыз, во время которого вы сможете отправиться вместе с нами на экскурсию в это интересное, хранящее дух былой эпохи место.
Дольмены в Лесо-Кяфарь: приют гномов или портал в космос?
Достопримечательности Архыз
Адрес: Карачаево-Черкесия, пос. Лесо-Кяфарь
Стоимость посещения: бесплатно
Сезонность: круглый год
Активность: 3 часа
Дольмены – древние и крайне мало изученные сооружения, которые учёные находят по всей планете. Архыз не является исключением – в этой локации множество
Ниже поговорим о таком явлении, как дольмены в Лесо-Кяфарь. Это небольшое поселение, почти разрушенное в далёкой древности, добраться до которого совсем не просто. Архыз продолжает удивлять!
ИСТОРИЯ ЛЕСО-КЯФАРЬ
Городище Лесо-Кяфарь – место удивительное, мистическое, очаровывающее дымкой тайны. Находится объект в междуречье, где протекают водоёмы Кривая и Кяфарь. Вокруг высятся острые скалы и поражают глубиной обрывы – в общем, красота невообразимая! Местная река берёт начало от чистейшего озера, а ее долина невероятно живописна. Далее река Кяфарь впадает в Большой Зеленчук. Неподалеку от этого места и находится археологическая достопримечательность.
Городище Лесо-Кяфарь находится на 40 гектарах нехоженых площадей, раскинувшихся на холмах в седловине поросшего лесом ущелья. Дольмены располагаются в самом конце над обрывом, а если нужно перейти со Шпиля на второй холм, называемый Ордан, то следует вернуться обратно и поискать тропу, ведущую на него – там расположена остальная часть Городища. Сюда нередко приходят паломники и приверженцы различных религиозных течений. Иногда здесь можно встретить и праздного туриста. Это место не для толп и развлечений –
Кропотливая работа археологов позволила выяснить некоторые факты о Городище. Оказывается, определенная часть Лесо-Кяфарь была возведена в 11-м веке нашей эры. Но вот с дольменами, их на этой территории насчитывается 19, ситуация обстоит по-другому. Раскопки, проводимые в 20-м веке, позволили выяснить возраст этих ветхих камней – их появление здесь относят ко второму тысячелетию до нашей эры, таким образом, дольмены значительно старше основных построек Городища.
Но с какой целью были возведены эти ныне замшелые каменные сооружения? Считается, что городище Лесо-Кяфарь – не что иное, как свидетельство сарматской и аланской культур, один из артефактов, который сейчас напоминает о них потомкам. Это могла быть крепость или культовое сооружение с жилыми постройками. Возможно, Городище представляло собой столицу аланского этноса, форпост его культуры и религиозных верований. Но придя сюда сейчас, пришельцы увидят только холмы, поросшие деревьями, среди которых проглядывают серебристо-мраморные руины некогда величественных зданий. Предполагается, что в приемлемом виде городище Лесо-Кяфарь просуществовало до прихода Тамерлана – жестокого правителя, маниакально уничтожавшего не только народы и их культурные ценности, но и целые цивилизации.
Считается, что здесь в 11-м веке нашей эры проживал аланский царь Дургулель Великий – предположительно это была его резиденция. Кроме того, через городище Лесо-Кяфарь, по прикидкам многих ученых, проходила одна из веток Великого шёлкового пути – наиболее оживленной торговой артерии древнего мира. Между прочим, каменная дорога, останки которой до сих пор можно наблюдать, вела к другому городищу, находящемуся в современном поселке Нижний Архыз.
Порой Лесо-Кяфарь называют пристанищем неверных, отсюда и название «кяфар» – не мусульманин. Эта версия происходит от того, что на многих камнях виднеются кресты, а также изображения людей и животных, которые в древнем исламе были категорически запрещены. Из этого можно сделать вывод, что некоторое время здесь обитали христиане или приверженцы других религий.
Среди сооружений можно бродить вечно, поскольку каждая постройка поведает внимательному туристу свою историю посредством орнаментов и надписей, чудом сохранившихся на истлевших от времени поверхностях. Прежде чем рассказать, что именно увидит путешественник в городище Лесо-Кяфарь, стоит упомянуть некоторые сведения, известные человечеству о дольменах, ведь именно эти постройки особенно интересуют пришедших сюда.
ТАЙНЫЕ ЗНАКИ ИЗ ПРОШЛОГО: КРАТКОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ДОЛЬМЕНОВ
Слово «дольмен» дословно переводится, как «каменный стол», и его этимология пришла к нам с берегов Великобритании. Собственно, классическая постройка так и выглядит – четыре крупных камня, один из которых отличается круглым отверстием, представляют собой стены-ножки, а сверху громоздится своеобразная столешница, роль которой играет тяжёлый плоский булыжник. Это не значит, что дольмены должны быть именно такими: некоторые, например, представляют собой каменное корыто или конструкцию, составленную из плит. Наиболее редкие виды дольменов – это мегалиты: камни, внутри которых выдолблена полость. На Кавказе таких всего два.
Обычно, когда люди видят такие места, как Лесо-Кяфарь (КЧР), им на ум приходит всего два вопроса: каково назначение этих странных построек и как они были возведены. Дольмены заброшенного городища в Архызе, вероятнее всего, служили в качестве захоронений представителей знатных родов. Конечно, не обходится и без красочных, волшебных легенд. Некоторые гласят, что это каменные домики, где давным-давно мирно проживали лилипуты. А построили их (угадайте, кто?) великаны из жалости к низкорослому народцу. В этом случае всё становится на свои места, ведь в древние времена не было соответствующей техники, чтобы возвести столь тяжеловесное сооружение – очевидно, что мускульной силы обычного человека для этого явно недостаточно!
Существует еще одна версия: дольмены становились последним пристанищем мудрецов, которые по собственной воле приходили сюда умирать. Их духи оставались внутри дольмена, в том числе и городища Лесо-Кяфарь, затем, чтобы к ним можно было обратиться за советом. Не обошлось и без экзотических вариантов, по типу порталов в другие вселенные или транзисторов для связи с инопланетными формами жизни. Есть и комические гипотезы: некоторые считают, что в каменных дольменах ранее жили пчёлы либо в них хранили зерно.
Что касается процесса строительства дольменов, то доподлинно известно – тяжелейшие каменные плиты перед установкой каким-то образом вытесывали, после чего перемещали на огромные расстояния. Но одна из таких плит весит больше, чем груженый КАМАЗ! Поэтому механика процесса до сих пор непонятна современным исследователям. Одна из последних версий гласит, что плиты для дольменов делали на месте, высекая надписи и рисунки на ещё не застывшем растворе. Но вернемся к городищу Лесо-Кяфарь – какие сооружения можно увидеть на его территории?
ХУТОР ЛЕСО-КЯФАРЬ: СВЯТИЛИЩА, ДОЛЬМЕНЫ И КРЕПОСТИ
Сегодня среди руин Городища можно увидеть различные каменные фигуры, остатки крепостных и оборонительных стен и подобия культовых сооружений. На поверхности полуразрушенных камней до сих пор различают изображения крестов, рун, жреческих символов, а также рисунков животных, птиц и человеческих фигур. Особенно много рун виднеется на дольменах, что вынуждает сделать определённые выводы об их сакральном назначении.
На месте городища Лесо-Кяфарь, по словам адептов многих религий, отмечается бешеная энергетика. Возможно, так происходит из-за того, что в этой локации действительно несколько тысячелетий тому назад совершались обряды и проводились ритуалы, к примеру, на предмет изменения погодных условий или избавления от различных смертоносных эпидемий, которые не были редкостью в древности. Именно поэтому локацию считают исцеляющей и способной возрождать энергетические запасы. Паломники приезжают сюда поклониться дольменам, словно святым образам. Таким образом, Городище Лесо-Кяфарь – место силы для многих эзотериков. Иногда доходит до абсурда – некоторые служители культа буквально на ходу выдумывают легенды о конкретном дольмене: тот, дескать, лечит от варикозного расширения вен, а этот – способен вернуть былую любовь или подарить новую молодость. Местные жители подобные фантазии не очень поддерживают, но при этом гостям всегда рады. Религиозные паломники ведут довольно нелюдимый образ жизни, крайне мало общаясь с окружающими.
Кстати, в нескольких км от Городища находится одноименный хутор, который выживает благодаря этому древнему историческому месту. В деревне обитает около 40 жителей, которые ведут образ жизни, мало отличающийся от старинного уклада, принятого в этих диких горах. Некоторые до сих пор полощут белье в горных реках, а машинам предпочитают хороших лошадей. В хуторе Лесо-Кяфарь нет ни аптеки, ни школы, ни магазина, но при этом построено четыре фешенебельные гостиницы для приезжающих посмотреть на местную экзотику. Деревенька оживает примерно в мае, когда начинают съезжаться дачники, паломники и туристы. К слову, в поселении функционирует небольшой дом культуры и по совместительству этнографический музей. Заведует им местная жительница, которая может рассказать много интересных историй о своём древнем крае.
Что касается городища Лесо-Кяфарь, то стоит отметить следующий факт: за продолжительное время многие могилы были вскрыты и разграблены, а стены зданий безжалостно разрушены. Подавляющее большинство дольменов покрыто мхом, заросло травой, папоротниками и древесными корнями. С большим трудом, но на них всё-таки различаются вышеупомянутые рисунки. Глядя на руины, при должной фантазии можно заметить остатки вымощенных улиц и контуры помещений, многие из которых имели по несколько комнат.
Среди особенностей городища Лесо-Кяфарь, стоит отметить необычайную прохладу и сумерки, которые стоят здесь даже в самый знойный и солнечный летний день. Подобное явление связывают не только с природными причинами, но и с тем, что в этой локации очень много дольменов, посему создается впечатление, что пришелец находится среди могил на заброшенном погосте. Всё это превращает Городище в еще более таинственное и мрачное место. В старинном городе обнаружено около 150 захоронений, которые сохранились лучше, чем жилые и фортификационные сооружения. Именно места погребений, как магнитом, манят вдохновенных эзотериков.
Обычно в те времена погребения совершались несколькими способами – в каменных гробницах, подземных склепах, дольменообразных могилах либо над землёй. О некоторых сооружениях некрополя среди учёных разгораются настоящие споры, действительно ли эти постройки настолько древние? Возможно, это имитация, созданная во времена Средневековья? И всё же анализ показал, что отдельным дольменам на самом деле более 2 000 лет (то есть они даже старше египетских пирамид?). Определенная группа специалистов утверждает, что старые дольмены городища Лесо-Кяфарь использовались аланским народом повторно, для своих целей. Но не все сооружения, найденные здесь, до сих пор остались на своем месте. Кроме того, некоторые из них пользуются гораздо большей популярностью, чем другие. Почему так происходит, расскажем ниже.
СВЯТЫНИ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДИЩА ЛЕСО-КЯФАРЬ
Самый крупный и богато украшенный рисунками дольмен сейчас располагается в Ставропольском музее. Его туда перевезли в качестве экспоната потому, что сооружение считается усыпальницей аланского царя, упомянутого выше. Дольмен имеет прямоугольную форму и в буквальном смысле испещрен каменными барельефами со скрытым смыслом. А теперь – о других святынях Городища.
Скала советов в Лесо-Кяфарь
Это настоящая жемчужина Городища. Скала находится по центру храмово-погребального комплекса, а назвал её так Владимир Кузнецов, известный специалист-археолог, проводящий здесь исследования на протяжении пятидесятых годов прошлого столетия. К вершине массивной горы ведёт выбитая в камне лестница, что говорит о популярности этого места в древние времена. Возможно, здесь приносились жертвы богам, проводились обряды – когда-то на каменной площадке, с которой отлично видно окрестности, пылали ритуальные костры, текла кровь животных, распевались традиционные песни. В те времена особо поклонялись Богу Солнца, поэтому указанные действия могли быть приурочены празднествам, восхваляющим это божество. На скале виднеется характерное углубление, похожее на жертвенную чашу. Можно смело сказать, что это был своеобразный храм в Лесо-Кяфарь.
Существует также иная версия – на каменной площадке могли проводиться общественные собрания, где старейшины решали вопросы рода, а также казнили провинившихся, сбрасывая их с обрыва в бурливую реку. Как бы то ни было, сейчас об этом остается только гадать, ведь время безжалостно стерло все следы, говорящие об истинном назначении скалы Советов городища Лесо-Кяфарь.
Тюрьма или могила?
Когда-то на месте древнего города было найдено странное углубление – это случилось в 1990 году между двумя скалами – Советов и ее менее высокой соседки. Археологи до сих пор не могут понять, что это – тюремное помещение или место погребения. В камере, замурованной в земле, были найдены останки человеческих костей и фрагменты керамических изделий. Углубление было оснащено ступенями. Сейчас можно рассмотреть только фрагмент каменного строения таинственного назначения – остальное снова зарыто в землю. Ориентир – два заметных каменных останца, возвышающихся над городищем (один из них – скала Советов). Рядом с двумя скалами после принятия аланами христианства была построена церковь, фундамент, который едва различим среди зелени. В целом, на территории Городища обнаружены останки двух соборов.
Лесо-Кяфарь – город Солнца
Именно так его называют многие эзотерики, считая это место аккумулятором космической энергии и живительного тепла нашего светила. Некоторые именуют Городище Бермудским треугольником. Если отойти от мистики, то название Город Солнца не погрешит против истины, ведь аланы изначально были язычниками и активно поклонялись этому божеству. Именно поэтому увидеть здесь можно адептов различных экзотических течений – йогов, зороастрийцев, солнцеедов, суваров и так далее.
КАК ПРОЕХАТЬ В ЛЕСО-КЯФАРЬ
Маршрут на Лесо-Кяфарь начинается из города Черкесск. Далее следуют населённые пункты – станица Зеленчукская и Сторожевая. Ехать придётся либо на личном автомобиле, либо экскурсионным транспортом. За хутором Лесо-Кяфарь туриста ожидает пешая экскурсия. В 2 км от посёлка начинается подъём к таинственному городищу. Дорога проходит вдоль реки Кяфарь. Дойдя до болота, необходимо свернуть в лес. Все путешественники увидят первый холм Шпиль, на котором расположена одна часть исторического города. Подъём на возвышенность начинается с поляны, где в советское время рос сад – до сих пор здесь видны одичавшие груши и яблони.
Приезжать сюда лучше, когда тепло, поскольку зимой дольмены и прочие сооружения скрыты под снегом. В ущелье реки множество иных троп, но ходить по ним без проводника опасно – можно заблудиться.
Городище Лесо-Кяфарь – очень странное место, где гармонично сплелось несколько эпох. Его стоит посетить тем, кто устал от благ цивилизации и суеты современного мира. Здесь пришельца встретит непривычная тишина, прерываемая гулом реки и шелестом листвы. А еще, находясь на территории городища, и особенно там, где скрываются дольмены, невозможно отделаться от мысли, что за пришедшими кто-то наблюдает – то ли хозяин леса, то ли древние духи… Приезжайте и выясните это сами!
Архыз. Дольмены в Лесо-Кяфарь на карте
Координаты: 43.759180, 41.435356
JCR-UK — генеалогический и исторический веб-сайт, охватывающий все еврейские общины и
Еврейские общины в лондонском районе Редбридж Список синагог-членов Еврейского общества совместного захоронения Еврейские общины в Большом Лондоне (кроме Ист-Энда) Домашняя страница Большого Лондона Объяснение терминов |
О JCR-Великобритания |
Домашняя страница JCR-Великобритания Связаться с веб-мастером JCR-UK: Этот веб-сайт
принадлежит JewishGen и Еврейскому генеалогическому обществу Великобритании. Все
материалы, найденные здесь, принадлежат нам или лицензированы для нас. Вы можете просматривать, скачивать и
распечатывать материалы с этого сайта только для личного использования. Вы не можете публиковать
материалы с этого сайта на другой сайт без нашего согласия. Вы не можете
передавать или распространять материалы с этого веб-сайта другим лицам. Вы не можете использовать
этот веб-сайт или информацию, найденную на этом сайте, для любых коммерческих целей. Copyright © 2002 — 2023 JCR-Великобритания. Все права защищены | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
JCR-UK — генеалогический и исторический веб-сайт, охватывающий все еврейские общины и
Список конгрегаций реформистского иудаизма Уличный справочник синагог в лондонском Ист-Энде и лондонском Сити Еврейские общины лондонского Ист-Энда Домашняя страница Большого Лондона |