Лесо кяфарь википедия – Лесо-Кяфарь — Википедия

Кяфар — Википедия

Эта страница требует существенной переработки.

Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать.
Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К улучшению/14 сентября 2017.
Кяфар
Характеристика
Длина 65 км
Бассейн 682 км²
Водоток
Исток   (Т) (B)  
 • Координаты 43°38′48″ с. ш. 41°03′17″ в. д.HGЯOL
Устье    (Т) (B) Большой Зеленчук
 • Высота 815 м
 • Координаты 43°57′25″ с. ш. 41°31′05″ в. д.HGЯOL
Расположение
Водная система Большой Зеленчук → Кубань → Азовское море

Страна
  •  Россия
Регион Карачаево-Черкесия
Районы Урупский район, Зеленчукский район
— исток, — устье

Кяфа́р (Кяфа́рь, Кефа́рь[источник не указан 582 дня])— горная река в Карачаево-Черкесии в Зеленчукском районе, левый и один из крупнейших притоков реки Большой Зеленчук. Площадь водосборного бассейна — 682 км².[источник не указан 798 дней]

Длину реки Кяфар можно измерять от истоков трёх рек: Чилик, Кяфар и Кяфар-Агур, и она составляет примерно 65, 62 и 56 км соответственно. После слияния рек Чилик и Кяфар через 12,5 км вниз по течению впадает река Кяфар-Агур. Высота устья — 815 м над уровнем моря.[источник не указан 798 дней

]

Кяфар протекает по территории посёлка Лесо-Кяфарь и станицы Сторожевой. В Сторожевой сливается с рекой Бижгон. У посёлка Ильич впадает в Большой Зеленчук.

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 7 марта 2018 года.

ru.wikipedia.org

МИСТИКА ЛЕСО-КЯФАРСКОГО ГОРОДИЩА: viktorkotl — LiveJournal


    Часть вторая

 Первая публикация о Кяфарском городище датируется 1860 годом, когда в «Военном сборнике» (№1) был опубликован «Очерк горских народов правого крыла Кавказской линии», подписанный инициалами А.-Д. Г. Исследователь Рашад Туганов, вместе с которым мы выпускали серию книг «Кавказский литературно-исторический Олимп» (КЛИО), в один из томов которой и вошел данный текст, установил, что так подписывал свои материалы Дмитрий Гаврилович Анучин – русский ученый-славист, сенатор и генерал от инфантерии.


    И вот что они писал: «На Кефаре (Кефар с рекой Бежгон впадает в Большой Зеленчук), в 12 верстах от укрепления Надежинского, у нынешнего аула Сидова, на мысу, образуемом крутыми берегами Кефара и впадающего в него ручья, находятся развалины большой колонии.     Она сильно защищена природой, окружена рвами и обнесена каменной стеной с одним входом. На развалинах каменных домов порос вековой лес, но некоторые стены домов ясно сохранили в себе амбразуры окон и дверей. Вне стены, окружавшей колонию, находится древнее кладбище с памятниками кубической формы; около входа в одну из таких гробниц стоит крест.

 В самой долине Кефара, внизу под стенами этой колонии, видны развалины другой, меньшей, вероятно, выселившейся из верхней. Вообще в верховьях малодоступного для нас Кефара находится множество различных статуй и фигур, высеченных на камне, и есть также большое здание, стены которого, по словам туземцев, исписаны надписями и разрисованы изображениями рыцарей, зверей, птиц, рыб».
   Кяфарское городище располагается на возвышенности между реками Кяфарь и Кривая. Протяженность его почти два километра, ширина варьируется от 50 до 200 метров. На этой территории имеется огромное количество самых разнообразных артефактов, начиная от дольменов, которые датируются I –II тысячелетием до н.э. и кончая золотоордынской керамикой первой половины XIII века, когда, судя по всему, городище прекратило свое существование.
    Понятно, что это настоящий рай для археологов. В советское время здесь работало несколько экспедиций. Первая из них – в начале 50-х годов – Пятигорского пединститута под руководством П.Г.Акритаса. Сегодня имя Панаита Георгиевича Акритаса (1880–1968), грека по национальности, практически забыто в нашей республике, хотя этот человек сделал немало для воссоздания подлинной истории кабардинского народа. А ведь он в 1953–1961 годах заведовал сектором археологии в Кабардинском, впоследствии Кабардино-Балкарском научно-исследовательском институте; участвовал во множестве археологических экспедициях, в том числе в 1946 и 1949 годах (будучи сотрудником Пятигорского государственного педагогического института) в изысканиях, которые осуществлялись на территории Кабардинской АССР под руководством таких научных мэтров, как Е.И. Крупнов и К.Э. Гриневич.

    Ученые, работавшие впоследствии на городище, многое прояснили в его многовековой истории. В частности, В.И.Марковин установил, что дольмены были сооружены в эпоху поздней бронзы. В. А. Кузнецов, исходя из раскопок Х.Х.Биджиева, высказал предположение, что Кяфарское городище является фамильным замком могущественного царя Алании XI века – Дургулеля Великого. И.А.Аржанцева определяет найденную в этих местах керамику как меотскую, понимая под этим определением не этнонимом, а разноязычные племена, жившие вблизи Меотиды (Азовского моря). Относительно же алан, крепостью которых многие называют Кяфарское городище, то их самый ранний инвентарь, найденный здесь, относится к VII веку н.э.
    Вероятнее всего крепость Кяфар просуществовала до конца XIV века, когда на Кавказ пришел великий завоеватель Тамерлан, после которого на месте цветущих городов остались одни руины, а многие из местных племен навсегда ушли с арены мировой истории. Однако существует легенда, что именно Кяфар остановил железного хромца на его пути к полному завоеванию мира – мол, потревоженные духи Кяфара помешали ему, но это только легенда.
    Многочисленными легендами окружены и дольмены (их здесь более десяти), состоящие из монолитных плит с идеально-круглыми отверстиями диаметром 435 млм. Все дольмены имеют блочную структуру, на большинстве выбиты петроглифы. Самый известный, так называемый Царский дольмен, в 1956 году перевезли в Ставрополь, где он был установлен во дворе краеведческого музея.
    Это, так сказать, историческая составляющая Кяфара, а есть еще мистическая, ведь здесь особая энергетика, позволяющая, как многие считают, заглянуть в прошлое, прикоснуться к тайнам древнего городища, одного из немногих в мире, сохранившегося до наших дней.
   …От Нальчика до Лесо-Кяфара около 270 км, которые мы, выехав с восходом солнца, одолели к десяти часам утра. Виктория оказалась достаточно продвинутым водителем, а навигатор не дал сбиться с пути. Остановились в центре поселения. Дальше нужен проводник, заметила Вика, иначе осмотреть мало что успеем – дольмены, менгиры и другие необычные объекты расположены на достаточно протяженном расстоянии…

Продолжение следует

viktorkotl.livejournal.com

О месте — Эко-туризм — хутор Лесо-Кяфарь

Богатейшую историческую ценность Кяфарского ущелья как нельзя лучше иллюстрирует отрывок из труда историка-археолога В.А. Кузнецова «В верховьях Большого Зеленчука»: «Карачаево-Черкесия богата не только красотами природы. С глубочайшей древности в этом плодородном крае поселился человек; здесь двигались и расселялись давно забытые племена и народы, вытеснявшие и сменявшие друг друга. Скифы и сарматы, меоты и гунны, аланы и болгары, византийцы и арабы, половцы и татары, адыги и абаза в вихре больших и малых событий творили историю. Здесь находился центр некогда сильного раннесредневекового государства Алании, и на его основе формировался молодой тюркоязычный народ Кавказа — карачаевцы. Здесь проходил в эпоху средневековья крупный международный торговый путь из могущественной Византийской империи на Восток — в Среднюю и Центральную Азию, Китай. Здесь шли караваны купцов, и средневековые цивилизации Запада и Востока встречались на горных дорогах. Века и народы наложили на облик страны свою неизгладимую печать. Это памятники истории и культуры Карачаево-Черкесии, отражающие ее богатое прошлое.»

Кяфарское городище расположено в 5-ти км к югу от хутора Леco-Кяфарь на узком лесистом хребте Мыцешта, у слияния рек Кяфарь и Кривая. Городище представляет собой целый археологический комплекс, город-крепость, так как в эпоху древне-аланского государства тут проходила одна из самых интенсивных веток Даринской дороги Великого шёлкового пути. Здесь были обнаружены более десятка дольменов, множество мегалитов, покрытых уникальными петрографами (многие из которых и по сей день остаются нерасшифрованными), и конечно само городище с крепостными стенами, по меньшей мере 115-ти жилыми домами, хозяйственными и культовыми постройками. Это настоящая кладовая древностей!

Средневековые строители возводили свои постройки из своеобразных кирпичей, которые вытесывались из окрестных скальных пород песчаника. Кладку вели без какого-либо раствора, тем не менее она сооружена довольно прочно, чему лучшим доказательством является то, что городище сохранилось до наших дней. Даже сейчас на многих участках четко прослеживаются улицы, переулки, кварталы. В домах видны входные проемы, отдельные комнаты, где-то с полуподземными этажами, заглублёнными в скалу. Здесь буквально каждый сантиметр земли – история. История, которую мы можем потрогать руками!

Но самой удивительной и манящей в эти места туристов со всей страны достопримечательностью бесспорно являются Лесо-Кяфарские дольмены. Дольмены – древнейшие сооружения городища. Еще до прихода на в эти земли всех ныне известных народов, предположительно в бронзовом веке были возведены дольмены. Кем и для чего — остается загадкой. Каждый дольмен городища уникальный, со своим неповторимым орнаментом и архитектурой.

Один из дольменов Кяфарского городища считается уникальным памятником археологии Кавказа. Еще в 50-е годы был полностью перевезен в Ставропольский государственный краеведческий музей-заповедник и сейчас находится в экспозиции под названием «Мавзолей аланского вождя XI века».

Историки относят местные дольмены к эпохе бронзы, а само городище к VIII-XII вв. н.э. В ходе проведенных археологических раскопок были найдены христианская символика (кресты, орлы с кольцом в клюве), керамика, предметы быта, оружие IX-XII вв., но на отдельных участках встречались предметы меотской культуры первых веков нашей эры. Все артефакты хранятся в краеведческом музее поселка Нижний Архыз.

Аланы первый народ на территории современной России, принявший христианство. Великолепные византийские храмы IX-X вв. стоят и по сей день на территории современного поселка Нижний Архыз. В средневековые времена через небольшой перевал существовала дорога, связывающая Кяфарское и Нижне-Архызское городища, фрагменты которой сохранились до наших дней.

Городище Лесо-Кяфаря – один из тех редких памятников древности, который неплохо сохранился до наших дней, где еще можно потрогать вековую историю руками, пройтись по их улицам, заглянуть в их дома, воссоздать в своей генетической памяти картины давно минувших лет, которые будто сами всплывают в сознании при каждом посещении горы. Здесь можно без спешки и суеты почувствовать энергетику дольменов. Конечно, мегалиты густо поросли всевозможными догадками их происхождения и предназначения. Можно в них верить, а можно не верить, но совершенно точно одно — места эти никого не оставят равнодушным. Непонятно почему сюда хочется возвращается снова и снова. Почувствуйте это и вы!

lesokyafar.ru

Дольмены реки Кяфар (Лесо-Кяфарском городище , КЧР)

Координаты: N 41°25’53.46″; E 43°45’56,52″

Уже несколько лет мечтали побывать в Лесо-Кяфарском городище (КЧР). Что же так привлекло наше внимание к этому уголку Кавказа? Ответ кроется на поверхности и описан во многих путеводителях по республике. Здесь располагаются особенные дольмены. Если обращаться к первоисточнику — В.И.Морковин «Дольмены Западного Кавказа», к слову, это первая и самая полная моногорафия о кавказских дольменах, другие авторы берут из Морковина целые куски и пересказывают на свой лад. Так вот обращаясь к В.И.Морковину дольмены Лясо-Кяфарского городища отличаются по форме, архитектурным особенностям и размерам от своих каменных «братьев» Абхазии, Краснодарского края и республики Адыгея.

Где располагаются Кяфарские дольмены?

Река Кяфар берет начало из одноименного озера. Долина весьма живописна. В верховьях вода преодолевает каменные каньоны, заросли вековых пихт, наконец долина расширяется и Кяфар впадает в Большой Зеленчук. Здесь, недалеко от слияния, находятся развалины крупного городища — «Лесо-Кяфарского», в состав которого входит и дольменная группа. Административно участок принадлежит Зеленчукскому району Карачаево–Черкесской Республики. Ближайший населенный пункт с асфальтовым покрытием — станица Сторожевая. От Станицы до поселка Лесо-Кяфар около 12 (двенадцати) километров грунтовой дороги с выбоенами и колдобинами. Далее еще около 1 (одного) км грунтовки к началу пешеходной тропы, ведущей к городищу. А потом только горы, девственные леса и отсутствие жилья. Этот участок самый капризный, он то спускается в русло Кяфара, то проходит рядом с болотом. Иногда лучше поостеречься и оставить машину где-то около дороги и пройти оставшийся путь пешком, чем утопить автомобиль в реке.

Река Кяфар

Раритетный участок городища распожен на возвышенности, шириной около 200 (двухста) метров между реками Кяфарь и Кривая. К городищу подходит пешеходная тропа. Начинается за небольшим болотцем, поднимается от правого (орогафически) берега реки Кяфар на холм, петляя между каменных глыб песчаника. Тропа широкая, протоптанная ногами тысяч людей стремящихся посетить этот таинственный уголок Кавказа. При подходе к тропе Вы пересекаете сухое русло горной речки. Внимание! В случае обильных осадков этот участок аварийноопасен и проходить его не рекомендуется. Скромная речка-ручеек превращается в беснующийся водный поток.

Объек посещения располагается на двух холмах: Шпиль и Иордан (Ордан), соедененных между собой небольшой перемычкой.

Топоним Иордан (Ордан) имя собственное, происходит от имени монаха-отшельника, обитавшего когда-то здесь среди старых могил.

Чтобы попасть к дольменам надо пройти все городище. Сначало тропа будет широкая, торная. Затем превратиться в узкую ленту, проходящую среди разрушенных стен и могил. Заканчивается городище каменным уступом-обрывом, для того чтобы попасть на Иордан (второй холм) следует вернуться чуть назад и поискать тропу в сторону реки Кяфар (справа по ходу движения). Незначительно сбрасывая высоту она уходит на седловину между возвышенностями, а затем начинает подниматься серпантином на склон Иордана.

Широкая тропа к городищу, проходящая в веселом буковом лесу

Дольменный комплекс располагается на широком выполаживании Иордана с юго-восточной стороны хребта. К комплексу ведет малозаметная тропинка. Она петляет среди средневековых могильников, местами около тропы лежат балочки разрушенных дольменов. Чтобы свернуть к дольменной группе надо быть очень внимательным, около тропы стоит сложенный из камней турик. Если Вы прошли поворот — тропа поднимет Вас на вершину холма. Здесь расположены многочисленные могильники и широкие солнечные поляны, где можно отдохнуть и перевести дух от жуткой энергетики древнего клатбища.

Если Вы попали на дорожку к дольменам, то заблудиться уже невозможно тропинка набита сотнями ног любознательных туристов.

Описание городища Лесо-Кяфарь

На полянах перед холмом около русла реки Кяфар был неукрепленный посад и фруктовый сад. Городище же раскинулось на склонах холма Шпиль.

Протяженность самого городища около 2 (двух) километров. Большинство построек относятся к XI веку, но некоторые фрагменты датируются II тыс. до н.э. По периметру старинный населенный пункт был окружен каменной широкой стеной, местами она очень хорошо сохранилась. Но в большинстве время и люди не пощадили строения. От домов осталась кладка фундаментов, полуразвалившиеся могильники. В этом мертвом городе отражена жизнь нескольких эпох. Археологи относят его расцвет к периоду аланской и сарматской культур.  Но так же на городище можно встретить следы более ранних и более поздних культурных слоев. Мощь и объем представленного археологического материала говорят о богатстве и большой культурной жизни населенного пункта в период расцвета.

Часто встречающееся на фотографиях туристов место городища — два останца, стоящие близко друг от друга. Между ними археологами экспедиции Ирины Аркадьевны Аржанцевой в 1990 году была раскопана замурованная камера. Её назначение до сих под не ясно. То ли погребальная, то ли тюремная. Во время раскопок в камере были найдены керамика и кости. К камере ведет несколько ступеней. В настоящее время комната погребена под землей и можно пройти осмотреть останец снизу. Честно сказать, впечатление останцы производят самое искусстенное, какжется, что не природа, а рука древнего мастера сложила эти стены из камня.

Два скальных останца, вид со стороны  реки Кяфар. Хорошо видно ступени, ведущие в камеру

Верхняя часть правого останца

Жертвенные чаши на плоской плите правого останца

Вершина правого останца плоская, на ней предположительно проводились древними религиозные обряды и жертвоприношения. На плитах четко видны «вавилоны» — вписанные друг в друга квадраты вокруг центрального углубления — жертвенной чаши. Такие камни жрецы использовали для гаданий.

Останцы представляли собой культовый комплекс. После принятия христианства рядом со скалами была постороена церковь, ее фундамент хорошо различим в траве.

Тем не менее искусственная крепостная стена в городище тоже присутствовала. Высотой в 3 (три) метра она защищала населенный пункт со стороны реки Кривой. Частично она была обвалована. Выше стены Шпить выполаживался. На этой площадке представлены фундаменты зданий. Плотная застройка хорошо показана на планах, составленных экспедицией И.А.Аржанцевой.

Крепостной вал

Топоним Кяфарь переводится с тюркского — неверный.

Это говорит  о доминирующей религии местного населения. Алланы первыми приняли христианство на Северном склоне Кавказского хребта. Значит на территории городища можно встретить памятники христианской и яыческой симбиотики.

Впечатление Лесо-Кяфарское городище производит весьма жуткое: каменная кладка, старые вязанки хвороста (местные жители на Шпиле одно время заготавливали дрова), обвалившиеся стенки могильников. Чем-то местечко напоминает место съемок фильма «Сонная лощина». Городище сильно пострадало в период строительства станицы Сторожевой. Каменные стены были разобраны, из них казаки сложили себе укрепительные сооружения. На территории городища сохранилось 4 (четыре) дольмена, относящиеся к I –II тысячелетию до н.э.

Остатки каменной кладки старинных домов

Остатки каменной кладки старинных домов

Остатки дольменов на Шпиле

Крайняя точка городища каменный уступ, он защищал жителей от врагов, служил природной крепостной стеной. Над обрывистым краем в сторону реки Кривой находится один сохранившийся и два полуразрушенных дольменов. На плоской поверхности городища — развалины домов, остатки двух небольших церквей.

Оконечность городища

Каменный уступ — крайняя оконечность городища (вид со строны Иордана). Тропа проходит слава под скалой

Дорога на Иордан (Ордан)

На Иордане расположено 15 (пятнадцать) дольменов относящихся к XIII века до н.э.

Изучение исторического материала

Первое литературное упоминание о Лесо-Кяфарском городище случилось в 1860 году в Военном сборнике №1. Анонимный автор описывает множество статуй, могильников, большое здание с росписями по стенам и орнаментами с фигурами животных.  Так же древнюю крепость вспоминает в своих записках участник строительства в 1843 году Надеждинского укрепления станицы Соторожевой на реке Кяфар Дмитрий Васильевич Ракович.

Дмитрий Васильевич Ракович (1865 — 1918) — полковник русской армии. Военный историк-кавказовед и этнограф. Действительны член Императорского русского географического общества. Офицер-воспитатель Псковского (1899), а затем Владикавказского (1902) кадетского корпуса.

В 1882 году Евгений Дмитриевич Фелицин по поручению Московского археологического общества проводит опись каменных гробниц, могильников, склепов и скульптур на территории Лесо-Кяфарского городища; наносит древние укрепления Кафар на карту. В том же году городище Кяфарь отмечают на археологической карте Кубанской области изданной Московским архиологическим обществом.

Евгений Дмитриевич Фелицин (1848 — 1903) — русский учёный историк, кавказовед и кубановед, археолог, этнограф, картограф, библиограф, статистик, биограф, геолог, минералог, энтомолог; общественный деятель; войсковой старшина Кубанского казачьего войска; участник Кавказской и Русско-турецкой (1877—1878) войн. Его имя носит исторический музей Краснодарского края.

Научные изыскания в районе Лесо-Кяфар проводились в 1952  —  1953 годах Пятигорским педагогическим институтам студенческой бригадой под руководством своих согрупников П.Г.Акритасаи и В.А.Кузнецова.

К сожалению современных серьезных исследований данного исторического поселения не проводится, лишь в период с 1974 по 1986 года в ходе общей экспедиции Карачаево–Черкесского института по изучению средневековых поселений были выполнены разветка и частичная раскопка объекта.

Детальное описание дольменных групп было произведено В.И.Морковиным в 1972 и 1975 годах. Ученый доказал их строительство в период поздней бронзы.

Остатки дольмена (Иордан)

 

Средневековые могильники на Иордане

Средневековые могильники (Иордан)

1985, 1988 годы — раскопки  Ханафи Хаджимурадовича Биджиева. Раскрыты несколько жилых строений. Один из домов отличался размерами, что дало повод предположить его назначение, как родовой замок правителя Алании Дургулея Великого.

1991 — 1994 годы, экспедиция И.А.Аржинцевой. Ведется изучение культового комплекса Шпиля. Сочтавляется подробная топографическая карта городища.

В 1996 году произошла трагедия. Бульдозер Сторожевского лесхоза срыл главную улицу городища. Судебное разбирательство закончилось ни чем…

Охранного статуса Лесо-Кяфарское городище до сих пор не имеет. Тем не менее понятно что городище многослойно: древние слои II тыс. до н.э. имеют на себе налет более поздних эпох, в том числе и периода аланского царства.

Мистическое рядом. Город Солнца. Дольмены Кяфара

Ученые исследовали только малую толику городища. Большинство археологического материала так и не было раскрыто широкой общественности. В результате городище стало обрастать слухами и легендами, имеющими не только околонаучное, а скорее совсем ненаучное значение. Так особо одаренные изотерики нарекают городище вторым «Бермудским треугольником» с льющейся на землю космической энергией. На просторах интернета встречается совсем дикая гипотеза о принадлежности городища атлантам (не путать с аланами)…

Посетители городища

Самые прогрессивные изотерики считаются дольмены реки Кяфар — «Городом Солнца». Это не сильно отличается от исторической правды, т.к. дольменые сооружения относятся языческой культуре солнцепоклонником. Сюда устремляются люди увлеченные эзотерикой, мистикой и древним поклонением верховному божеству — Солнцу. Течений этих достаточно много: солнцееды, анастасиевцы, йоги, сувары, последователи Коловрата и зооастрийцы. Сама атмосфера этого места наталкивает на духовное переосмысление и поклонение солнцу, ведь культовые сооружения минувших эпох связаны именно с этим божеством.

Как и большинство сооружений подобного типа, город расположен в геопатогенной зоне, на линии разлома земной коры. Наверно Вы помните, как в начале 90-х мы всей страной ходили с металлической проволокой, согнутой П-образно, и измеряли магнитное поле Земли по ее отклонению или притяжению в местах магнитной аномалии. Так вот именно здесь, в мертвом-городе рамка просто сходит с ума, не может найти себе постоянного направления.

Часто рядом с дольменами и старыми могильниками можно увидеть группы людей, которые медитируют и заряжаются энергией этого места.

Что же особенного в дольменах реки Кяфар?

Архитектурный облик кяфарских дольменов сильно отличается от традиционного: квадратный каменный домик с отверстием на фронтальной гране, обращенным на солнечный диск. Здесь↓ можно более подробно прочитать о дольменной архитектуре. Кяфарские сооружения невысокие, ступенчатые, сложенные из отделных балочек, опирающихся на фронтальную плиту. Передняя и задняя плиты имеют по верхней грани уступы — опоры для перекрытий. На передей гране отверстие, традиционно ориентированное на солнечный диск. Стены сохранили изображения крестов, животных, солярных знаков, рунические письмена. Символика, скорее всего, носила ритуальный характер.

Дольмены на Иордане (Ордане)

Дольмены Лесо-Кяфара

 

 

Дольмены на Иордане (Ордане)

Дольмены на территории КЧР сильно разрушены. За тысячилетия вросли в землю. Большинство рисунков стерлось.

Один из дольменов еще в 50-е годы XX века был перевезен в Ставрополь и установлне около исторического музея. Он хорошо сохранился. Его стены имеют изображения людей, животных, бытовых сцен и мифических существ. Такой могильник мог иметь только очень богаты и знатный человек.

Ученые установили, что большинство дольменов отностится к II тыс. до.н.э. Но в XVI веке древние гробницы использовались знатными аланами для захоронения. Не знатных же жителей хоронили в полуподземных склепах-погребальнях, многочисленные остатки которых встречаются повсюду на Иордане. Каменный материал (песчаник) строители брали в каменоломне, расположенной на правом берегу реки Кривой недалеко от входа в городище.

Немного истории

Первые жители этого местечка оставили богатый архитектурный материал, относящийся к I тыс. до н.э. Язычники поклонялись культу солнца, возводили каменные гробницы — дольмены. Затем на какое-то время местность опустела и стала обитаема только с приходом сарматов. Данная гипотеза имеет место быть по аналогии с ниждеархызским городищем, где присутствие сарматов доказано.

Точная дата прихода алан (ираноязычных кочевников) в долину Кяфара не известна. Официально же наука называет общую дату появления алан на Кавказе — I век н.э. Через несколько веков они начинают вести оседлый образ жизни в предгорьях Главного Кавказского хребта. Археологи датируют находки аланского периода Лесо-Кяфарского городища VII веком н.э. — первой половиной VIII веков н.э. Этот же временной отрезок дает находки золотоардынской керамики. Вы наверно знаете, что Кавказ не избежал нашествия Золотой Орды.

Детальные раскопки Шпиля в 1985 и 1988 году дали обширный материал. Был раскопан дом, по размерам и форме значительно превосходящий сопутствующие постройки. Учитывая временные критерии материала историки предположили, что Кяфарское городище — фамильный замок известного правителя Алании XI века Дергулея Великого. Пока данная гипотеза подтверждения не нашла.

Аланы заселяли городище вплоть до нашествия Тамерлана в XIV веке. Орды монголов просто смели с лица земли города и разрушили цивилизацию аланов.

В период Кавказской войны в долину Кяфара заселяли адыги (черкессы).

Особенности осмотра памятника архитектуры

Городище и дольмены комфортнее осматривать в теплое время года. Зимой артефакты скрыты под снегом. Ни какой хронологической последовательности расположения объектов нет. После осмотра городища можно продолжить путешествие путем древних алан через от хребет. На этом пути есть даже участок старой мощеной дороги. Она ведет к Нижнеархызскому городищу. Говорят, что пешком такой путь совершить даже быстрее чем на машине в объезд.

Если проследить древние дороги, то можно найти еще одну тропу. Она шла мимо Ордана на хребет Мыцешта в сторону Старого жилища (поселок Архыз) и далее через перевалы Пхия на Лабу к морю миную перевал Дамхурц.

nunataka.ru

Лесо-Кяфарь — Википеди

Вовшахтасар?
Эвла
Лесо-Кяфарь
оьрс. Лесо-Кяфарь
Регион Кхарачой-Чергазийчоь
Муниципалан кӀошт Зеленчукан кӀошт
Бахархой 48[1] стаг (2010)
Сахьтан аса UTC+3
Поштан индекс 369160
Автомобилан код 09
Лесо-Кяфарь картан тӀехь

Лесо-Кяфарь (оьрс. Лесо-Кяфарь) — Российн Федерацин Кхарачой-Чергазийчоьнан Зеленчукан кӀоштан юкъа йогӀу эвла.

Чулацам

  • 1 Бахархойн дукхалла
  • 2 Климат
  • 3 Сахьтан аса
  • 4 Билгалдахарш
Бахархойн дукхалла
2010[1]
48

Кхузахь климат барамехь континентан ю, аьхка йовха хуьлу, ткъа Ӏа барамехь-шийла хуьлу. Шеран уггаре а бовха бутт бу — июль (мангалан), уггаре а шийла — январь (кхолламан).

Кхузахь сахьт Москваца нийса лелаш ду. Сахьтан аса ю UTC+3.

  1. 12 Численность постоянного населения территорий КЧР по окончательным данным Всероссийской переписи населения 2010 года. Архив йина хьалхара хьостан чура 2014 шеран 10 октябрехь. Теллина 2014 шеран 10 октябрехь.

Кеп:Зеленчукан кӀошт

ХӀара  Кхарачой-Чергазийчоьнан географех лаьцна баланза яззаман кечам бу. Хьоьга проектана гӀо далур ду, йоза дика яздина, нисдина.

ce.wikipedia.org

Загадочная Лесо-Кяфарь, или как сохранить древний памятник культуры

В нашей стране немало удивительных мест, привлекающих внимание как историков, так и исследователей мистических тайн прошлого и настоящего. Но не обо всех известно широкой общественности.

Возможно, это правильно. Ведь многочисленные туристы, не умеющие правильно себя вести и уважительно относиться к историческому достоянию нашей земли, могут нанести непоправимый вред этим ценнейшим памятникам старины.

Мне бы хотелось рассказать об одном уникальном месте, энергетика которого притягивает многих людей, устремляющихся туда не только ради интересной экскурсии, но и для того, чтобы это место помогло им найти ответы на волнующие вопросы и указать путь.

Лесо-Кяфарское городище или просто Лесо-Кяфарь — загадочный малоизученный уголок в Карачаево-Черкесской республике, близ станицы Сторожевой. Это место давно обросло невероятными легендами, делающими его еще более притягательным.

Что же в нем особенного? Почему туда устремляются толпы туристов и паломников? Историки не проявляют особого интереса к Лесо-Кяфари, серьезных исследований там не проводилось еще с советских времен. И это странно, ведь там есть что изучать и исследовать: дольмены, загадочные рисунки на камнях, руины древних построек и многое другое.

Опираясь на те исследования археологов, которые проводились в Лесо-Кяфари, можно сказать, что основную часть городища возвели примерно в XI веке. А вот, например, дольмены данного места гораздо старше и датируются приблизительно II тысячелетием до нашей эры.

Но вот парадокс — столь древнее загадочное место не стало заповедной зоной, оно не охраняется государством. Наоборот, ученые увезли отсюда хорошо сохранившийся дольмен, который теперь является частью экспозиции музея в Ставрополе.

С одной стороны, возможно, они защитили памятник архитектуры от уничтожения (местные жители периодически растаскивают плиты с городища для хозяйственных нужд). Но, с другой, они нарушили целостность самого городища. Однако, я не стану разбирать, правы они или нет. Интересно другое: чем этот глухой уголок в горах так притягивает обычных людей и что могут там обнаружить историки и археологи?

Если спросить любого историка, который слышал об этом городище, то он, вероятно, ответит, что это была столица древнего аланского царства X века. И это действительно так. Однако, это лишь «поздняя» история этого загадочного места, уходящая корнями в куда более древние времена.

Первые упоминания об этом месте появились в XIX веке. В одном из военных сборников некий автор описывал место в верховьях реки Кяфарь, где находятся каменные статуи, здания с массивными стенами, на которых изображены животные и птицы. Но изучать городище начали только в середине прошлого века.

Обнаруженные там дольмены были отнесены к эпохе Позднего Бронзового века (II-I тысячелетие до нашей эры). Какой народ и зачем строил эти дольмены — пока остается загадкой. Считается, что после того, как основатели покинули это место, оно некоторое время оставалось пустующим, после чего туда могли прийти сарматские племена. Это не доказано наверняка, однако, такое предположение не случайно.

В Нижнем Архызе, который находится недалеко от Лесо-Кяфари и к которому тянется в горах древняя тропа, сарматы побывали. Поэтому не исключено, что и эти места стали их домом на какое-то время. А позже там поселились аланы. Точная датировка также неизвестна, но самые ранние аланские находки, сделанные в этом месте, относят к VII веку нашей эры, а самые поздние – к XIII веку.

Историки полагают, что это место стало резиденцией аланских правителей, а также приписывают ему статус политического центра древней Алании. Но царство аланов было разрушено монгольскими кочевниками. И с тех пор об этом месте многие забыли и вспомнили только в XIX веке. Судя по различным письменным источникам, к тому времени там поселились адыги.

Такова краткая история Лесо-Кяфарского городища. Интерес ученых к этому месту, к сожалению, пока не столь велик, как интерес людей, обращающих внимание на тайные и мистические стороны явлений и предметов.

Причин для большой заинтересованности мистиков и эзотериков к Лесо-Кяфари предостаточно. Во-первых, его малоизученность дает повод для всевозможных фантазий и предположений, порой, самых невообразимых. А, во-вторых, необычная энергетика данного места.

Не раз мне приходилось слышать от многих людей, что есть в том месте какая-то странная, необъяснимая сила. С этим соглашаются даже ярые скептики. Странности замечаешь еще на пути к поселку.

Вдоль дороги растет множество деревьев и все они довольно необычной формы, будто искорежены под влиянием какой-то внешней силы. Возможно, это можно как-то объяснить воздействием нетипичных потоков энергии в этом месте. Что опять же подтверждает версию об исключительности данного района.

В теплые месяцы там можно встретить группы людей, производящих странные на первый взгляд действия. Приверженцы различных духовных практик давно облюбовали для себя городище Лесо-Кяфарь. Они уверены, что это настоящее место силы, поэтому различные ритуалы и медитации там — дело довольно обыденное.

Также стоит отметить, что представители различных религий и верований считают эту землю своей исторически. Христиане, мусульмане, язычники – все находят там что-то, связанное с традициями и историей их народов. Едва ли можно осудить их за это.

Лесо-Кяфарь имеет настолько давнюю историю, что всевозможные наслоения культур просто сбивают с толку. Мне приходилось слышать разные версии от людей, занимающихся магией и эзотерикой. Одни рассказывали, что в древности это место было неким культовым центром, где жили жрецы с семьями и их помощники. А уничтожено оно было мощнейшим взрывом тысячи лет назад.

Не стану делать никаких выводов из этих суждений, однако, странно то, что слышать это доводилось мне от разных людей, даже не знакомых друг с другом. Одним из подтверждений данной теории служит, по их мнению, одна особенность данного места. На стене городища, с внешней стороны, камни имеют характерный черный цвет. Это не краска и не копоть.

Есть предположение, что они просто были оплавлены. Обычным огнем такого эффекта не достичь, это воздействие гораздо более высоких температур. Некоторые уверены, что это последствия большого взрыва в древности. Возможно, в будущем исследователи найдут ответ на эту загадку.

Также бытует мнение, что это место охраняется древними магами, или белыми хранителями, которые иногда являются тем людям, которые этого достойны и готовы к общению с ними. Кроме всего прочего, там много дольменов, которые, как правило, строились не в произвольных местах, а только в тех, которые, по мнению их создателей, имели определенное и очень важное значение.

Существует, например, «Дольмен любви». Название, конечно, дали уже наши современники – туристы, которых здесь всегда предостаточно. Многие знают предание, что в этом каменном склепе нашла последнее прибежище девушка, которая потеряла своего возлюбленного. Этот дольмен, как все остальные, покрыт многочисленными символами и знаками, в которых угадываются изображения животных, людей, а также свастика.

Есть на городище и свой «Камень желаний». Согласно поверью, нужно полежать на нем какое-то время, загадав желание или попросив ответа на интересующий вопрос, и тогда желание (если оно от чистого сердца) исполнится, а ответ придет сам собой.

Множество версий можно услышать об этом месте, и как к ним относиться, решать каждому. Исходя из личного опыта пребывания на городище, скажу так: если даже отбросить домыслы, гипотезы, мистику и все подобное, то посещение Лесо-Кяфари все равно производит особое впечатление.

Это место в равной степени притягивает к себе людей и пугает их. Например, люди отчего-то не желают останавливаться на ночевку в самом городище, а спускаются вниз, за его пределы. Наша группа все же решилась на это. Впечатления остались довольно незабываемые.

Ночью постоянно ощущается чье-то присутствие в лесу, как будто за вами наблюдают, порой слышатся странные звуки и будто шаги, хотя ночью там точно никого не бывает. Что касается физических ощущений, то они довольно необычны, будто по телу идут легкие вибрации. Не берусь судить, с чем это связано, но факт остается фактом.

Что же на сегодняшний день представляет собой Лесо-Кяфарь? Городище находится в труднодоступном месте, до которого не добраться на машине. От поселка вдоль реки Кяфарь можно пройти только пешком и только тогда, когда она не разлилась от дождей.

Вся территория комплекса уходит вверх и начинается зарослями больших деревьев, среди которых преобладает бук. Длина городища около двух километров, ширина – от 50 до 200 метров. Тропа отчетливо видна, однако, местами она довольна крутая.

Вскоре появляются первые каменные глыбы, на которых нанесены различные изображения. Некоторые из них хорошо различимы. На одном из первых камней изображены квадраты, вписанные один в другой. Такие камни называют «вавилонами». Считается, что они предназначались для гадания жрецами культа.

На других камнях, а также дольменах, среди всего прочего, изображены кресты. Возможно, именно поэтому река и само городище было названо Кяфарь, что у мусульман означает «неверный», то есть представитель иной (не мусульманской) веры. Но в целом смысл рисунков на камнях еще не расшифрован. Будущим исследователям предстоит большой объем работы.

Справа протянулись остатки крепостной стены. Отмечу, что все оборонительные стены комплекса возведены очень профессионально, именно поэтому они являлись надежной защитой с севера и сохранились спустя столько лет. Характерная кладка позволяет отнести стену и ряд других построек к эпохе раннего средневековья.

Тропа уходит всё дальше вверх и приводит к небольшой площадке, похожей на святилище, где сохранились две стены. В одной из них – небольшое углубление, а на вершине второй – площадка из массивных каменных плит, покрытых рисунками, а также два больших плоских камня, один из которых прозван «Черепахой» из-за сходства его формы с этим земноводным.

Возможно, это были жертвенные камни. Сегодня многие туристы и паломники оставляют на них свечи или что-то съестное. К площадке ведет вырубленная в скале лестница. Отсюда хорошо видна вся долина внизу. А недалеко от скалы можно увидеть характерные углубления в земле — остатки древних захоронений.

Дольмены находятся ещё выше по склону. Двигаясь вверх по тропе, можно заметить, что становятся четко различимы линии улиц и кварталов. Между святилищем и дольменами расположены некие постройки, вернее, то, что от них осталось.

Конечно, местные жители нанесли серьезный ущерб городищу, унося камни для хозяйственных нужд, тем не менее, периметры здешних построек, которых довольно много, видны отчетливо. Материалом для их строительства послужил рваный песчаник, а раствор не использовался вовсе. Их размеры различны, встречаются постройки, состоящие из одной, двух, трех и более комнат.

Нет точных сведений, чем именно являлись эти строения. Возможно, это были жилые дома, а быть может и что-то другое. Вероятно, их предназначение могло быть различным, в зависимости от эпохи. Аланы могли в них жить, но, если данные помещения были возведены задолго до них, тогда они могли использоваться для других целей.

Ряд исследователей считает, что в древности городище могло служить целям некоего культа и жить здесь могли только жрецы, то есть небольшая группа людей. А, значит, основная масса строений была либо для хозяйственных нужд, либо для каких-либо ритуальных действий.

Продвигаясь дальше, можно увидеть тот самый «Камень желаний», а также некое подобие дольмена, только меньшего размера, на котором находится камень с круглым отверстием в центре. Вероятно, у него было тоже некое культовое предназначение. Тропа ведет к обрыву, которым заканчивается территория, прозванная «Шпилем».

Чтобы добраться до дольменов, нужно спуститься в седловину, за которой следует крутой подъем к «Иордану» – месту, названного именем отшельника, по легенде, когда-то жившего в тех местах.

Дольмены расположены недалеко друг от друга. Аланы стали использовать их как погребальные камеры для представителей знати. Для незнатных жителей предназначались полуподземные склепы, которые также можно там увидеть.

На данном участке расположено около полутора десятков дольменов, но, к сожалению, они находятся в весьма плачевном состоянии. Некоторые разобраны, другие наполовину в земле. Вероятно, кто-то из местных жителей пытался их «спасти», для чего скрепил некоторые плиты цементом.

Единственный хорошо сохранившийся дольмен был вывезен в ставропольский музей еще в 50-х годах прошлого века, где он и выставляется сегодня под названием «Мавзолей аланского вождя XI века». На оставшихся дольменах все-таки еще четко различимы рисунки – руны, животные, кресты. Это гигантское поле для изучения. Разгадка этих изображений, без сомнения, прольет свет на всю историю городища Лесо-Кяфарь.

Первыми серьезными исследователями Лесо-Кяфарь стали П.Г. Акритас, который возглавил экспедицию студентов педагогического института Пятигорска, В.А. Кузнецов, составивший подробное описание комплекса, а также В.И. Марковин, датировавший здешние дольмены эпохой бронзы.

К сожалению, после 90-х годов прошлого века никаких серьезных исследований на городище не проводилось. Да и большинство предыдущих сведений, полученных при изучении Лесо-Кяфари, не были опубликованы.

Это уникальное место продолжает разрушаться под воздействием природного и человеческого факторов. Остается надеяться, что ученые вновь «вспомнят» о нем и предпримут все необходимое, чтобы изучить его как можно лучше и сохранить этот древнейший памятник культуры на долгие годы.

Автор: Елена Бутова, член Русского географического общества города Армавира
Материал предоставлен Сергеем Фроловым, членом Русского географического общества города Армавира

Другие статьи по теме:

Views All Time

3517

Views Today

2

mirtayn.ru

Городище Лесо Кяфарь, загадочное место Кавказа

18.04.2018 | Прошлое Славян03955

Лесо Кяфарь одно из малоизученных мест России. В нашей стране немало удивительных мест, привлекающих внимание, как историков, так и исследователей мистических тайн прошлого и настоящего. Но не обо всех известно широкой общественности.

Возможно, это правильно. Ведь многочисленные туристы, не умеющие правильно себя вести и уважительно относиться к историческому достоянию нашей земли, могут нанести непоправимый вред этим ценнейшим памятникам старины.

Однако, мне бы хотелось рассказать об одном уникальном месте, энергетика которого притягивает многих людей, устремляющихся туда не только ради интересной экскурсии, но и для того, чтобы это место помогло им найти ответы на волнующие вопросы и указать путь.

Лесо Кяфарское городище или просто Лесо Кяфарь — загадочный малоизученный уголок в Карачаево-Черкесской республике, близ станицы Сторожевой. Это место давно обросло невероятными легендами, делающими его еще более притягательным. Но что в нем особенного? Почему сюда устремляются толпы туристов и паломников? Историки не проявляют особого интереса к Лесо Кяфари, серьезных исследований здесь не проводилось еще с советских времен. И это странно.

Ведь здесь есть, что изучать и исследовать:

дольмены, загадочные рисунки на камнях, руины древних построек и многое другое. Опираясь на те исследования археологов, которые здесь проводились, можно сказать, что основную часть городища возвели примерно в XI веке.

А вот, например, дольмены этого места гораздо старше и датируются приблизительно II тысячелетием до нашей эры. Но вот парадокс – столь древнее загадочное место не стало заповедной зоной, оно не охраняется государством.

Наоборот, ученые увезли отсюда хорошо сохранившийся дольмен, который теперь является частью экспозиции музея в Ставрополе. С одной стороны, возможно, они защитили памятник архитектуры от уничтожения (местные жители периодически растаскивают плиты с городища для хозяйственных нужд).

Но, с другой, они нарушили целостность самого городища. Однако, я не стану разбирать, правы они или нет. Меня интересует другое: чем этот глухой уголок в горах так притягивает обычных людей и что интересного могут здесь обнаружить историки и археологи?

История Лесо Кяфарь

Если спросить любого историка, который слышал об этом городище, то он, вероятно, ответит, что это была столица древнего аланского царства X века. И это действительно так. Однако, это лишь «поздняя» история этого загадочного места, уходящая корнями в куда более древние времена.

Первые упоминания об этом месте появились в XIX веке. В одном из военных сборников некий автор описывал место в верховьях реки Кяфарь, где находятся каменные статуи, здания с массивными стенами, на которых изображены животные и птицы.

Но изучать городище начали только в середине прошлого века. Обнаруженные здесь дольмены были отнесены к эпохе Позднего Бронзового века (II-I тысячелетие до н.э). Какой народ и зачем строил эти дольмены пока остается загадкой. Считается, что после того, как основатели покинули это место, оно некоторое время оставалось пустующим, после чего сюда могли прийти сарматские племена.

Это не доказано наверняка, однако, такое предположение не случайно. В Нижнем Архызе, который находится недалеко от Лесо-Кяфари и к которому тянется в горах древняя тропа, сарматы побывали.

Поэтому не исключено, что и эти места стали их домом на какое-то время. А позже здесь поселились аланы. Точная датировка также неизвестна, но самые ранние аланские находки, сделанные в этом месте, относят к VII в. н.э., а самые поздние – к XIII в.

Историки полагают, что это место стало резиденцией аланских правителей, а также приписывают ему статус политического центра древней Алании. Но царство аланов было разрушено монгольскими кочевниками. И с тех пор об этом месте многие забыли. А вспомнили только в XIX веке. Судя по различным письменным источникам, к тому времени здесь поселились адыги.

Такова краткая история Лесо-Кяфарского городища. Однако, интерес ученых к этому месту, к сожалению, пока не столь велик, как интерес людей, обращающих внимание на тайные и мистические стороны явлений и предметов.

Энергетика места Лесо Кяфарь

Причин для высокого интереса всевозможных мистиков и эзотериков к Лесо-Кяфари предостаточно. Во-первых, его малоизученность дает повод для всевозможных фантазий и предположений, порой, самых невообразимых. А, во-вторых, энергетика этого места.

Здесь она действительно необычная. Не раз мне приходилось слышать от многих людей, что есть в этом месте какая-то странная, необъяснимая сила. С этим соглашаются даже ярые скептики.

Странности замечаешь еще на пути к поселку. Вдоль дороги растет множество деревьев и все они довольно необычной формы. Они будто искорежены под влиянием какой-то внешней силы. Возможно, это можно как-то объяснить воздействием нетипичных потоков энергии в этом месте. Что опять же подтверждает версию об исключительности данного района.

В теплые месяцы вы можете встретить здесь группы людей, производящих странные на первый взгляд действия. Приверженцы различных духовных практик давно облюбовали для себя это городище.

Они уверены, что это настоящее место силы, поэтому различные ритуалы и медитации здесь дело довольно обыденное. Также стоит отметить, что и представители различных религий и верований считают эту землю своей исторически.

Христиане, мусульмане, язычники – все находят здесь что-то, связанное с традициями и историей их народов. Едва ли можно осудить их за это. Лесо-Кяфарь имеет настолько давнюю историю, что всевозможные наслоения культур просто сбивают с толку.

Мне приходилось слышать разные версии от людей, занимающихся магией и эзотерикой. Одни рассказывали, что в древности это место было неким культовым центром, где жили жрецы с семьями и их помощники. А уничтожено оно было мощнейшим взрывом тысячи лет назад.

Не стану делать никаких выводов из этих суждений, однако, странно то, что слышать это доводилось мне от разных людей, даже не знакомых друг с другом. Одним из подтверждений данной теории служит, по их мнению, одна особенность этого места.

На стене городища, с внешней стороны, камни имеют характерный черный цвет. Это не краска и не копоть. Есть предположение, что они просто были оплавлены. Обычным огнем такого эффекта не достичь, это воздействие гораздо более высоких температур. Некоторые уверены, что это последствия большого взрыва в древности. Возможно, в будущем исследователи найдут ответ на эту загадку.

Также бытует мнение, что это место охраняется древними магами, или белыми хранителями, которые иногда являются тем людям, которые этого достойны и готовы к общению с ними. Кроме всего прочего, здесь много дольменов, которые, как правило, строились не в произвольных местах, а только в тех, которые, по мнению их создателей, имели определенное и очень важное значение.

Существует здесь, например, «Дольмен любви». Название, конечно, дали уже наши современники – туристы, которых здесь всегда предостаточно. Здесь многие знают предание, что в этом каменном склепе нашла последнее прибежище девушка, которая потеряла своего возлюбленного.

Этот дольмен, как все остальные, покрыт многочисленными символами и знаками, в которых угадываются изображения животных, людей, а также свастика. Есть на городище и свой «Камень желаний». Есть поверие, что нужно полежать на нем какое-то время, загадав желание или попросив ответа на интересующий вопрос, и тогда желание (если оно от чистого сердца) исполнится, а ответ придет сам собой.

Всё это и ещё множество версий можно услышать об этом месте. Как к ним относиться, решать каждому для себя. Исходя из личного опыта пребывания на городище, скажу так: если даже отбросить домыслы, гипотезы, мистику и все подобное, то посещение Лесо-Кяфари все равно произведет на вас особое впечатление.

Это место в равной степени притягивает к себе людей и пугает их. Например, люди отчего-то не желают останавливаться на ночевку в самом городище, а спускаются вниз, за его пределы. Наша группа все же решилась на это. Впечатления остались довольно незабываемые.

Ночью постоянно ощущается чье-то присутствие в лесу, как будто за вами наблюдают, порой слышатся странные звуки и будто шаги, хотя ночью здесь точно никого не бывает. Что касается физических ощущений, то они довольно необычны, будто по телу идут легкие вибрации. Не берусь судить, с чем это связано. Но факт остается фактом.

Территория городища Лесо Кяфарь

Что же на сегодняшний день представляет собой Лесо-Кефарь? Городище находится в труднодоступном месте, до которого не добраться на машине. От поселка вдоль реки Кяфарь можно пройти только пешком и только тогда, когда она не разлилась от дождей.

Вся территория комплекса уходит вверх и начинается зарослями больших деревьев, среди которых преобладает бук. Длина городища около двух километров, ширина – от 50-ти до 200 метров.

Тропа отчетливо видна, однако, местами она довольна крутая. Вскоре появляются первые каменные глыбы, на которых нанесены различные изображения. Некоторые из них хорошо различимы. На одном из первых камней изображены квадраты, вписанные один в другой.

Такие камни называют «вавилонами». Считается, что они предназначались для гадания жрецами культа. На других камнях, а также дольменах, среди всего прочего, изображены кресты.

Возможно, именно поэтому река и само городище было названо Кяфарь, что у мусульман означает «неверный», то есть представитель иной (не мусульманской) веры. Но в целом смысл рисунков на камнях еще не расшифрован. Будущим исследователям предстоит объемная работа. Справа протянулись остатки крепостной стены.

Отмечу, что все оборонительные стены комплекса возведены очень профессионально, именно поэтому они являлись надежной защитой с севера и сохранились спустя столько лет. Характерная кладка позволяет отнести стену и ряд других построек к эпохе раннего средневековья.

Тропа уходит всё дальше вверх и приводит к небольшой площадке, похожей на святилище. Здесь сохранились две стены.

В одной из них – небольшое углубление, а на вершине второй – площадка из массивных каменных плит, покрытых рисунками, а также два больших плоских камня, один из которых прозван «Черепахой» из-за сходства его формы с этим земноводным. Возможно, это были жертвенные камни.

И сегодня многие туристы и паломники оставляют на них свечи или что-то съестное. К площадке ведет вырубленная в скале лестница. Отсюда хорошо видна вся долина внизу. А недалеко от скалы можно увидеть характерные углубления в земле — остатки древних захоронений.

Дольмены находятся ещё выше по склону. Двигаясь вверх по тропе, можно заметить, что становятся четко различимы линии улиц и кварталов. В этом районе — между святилищем и дольменами расположены некие постройки, вернее, то, что от них осталось.

Конечно, местные жители нанесли серьезный ущерб городищу, унося отсюда камни для хозяйственных нужд, но еще и сегодня отчетливо видны периметры здешних построек, которых довольно много. Материалом для их строительства послужил рваный песчаник, а раствор здесь не использовался вовсе. Их размеры различны, встречаются постройки, состоящие из одной, двух, трех и более комнат.

Нет точных сведений, чем именно являлись эти строения. Возможно, это были жилые дома, а, быть может, и что-то другое. Вероятно, их предназначение могло быть различным, в зависимости от эпохи. Аланы могли в них жить, но, если данные помещения были возведены задолго до них, тогда они могли использоваться для других целей.

Отдельные исследователи считают, что в древности городище могло служить целям некоего культа и жить здесь могли только жрецы, то есть, небольшая группа людей. А, значит, основная масса строений была либо для хозяйственных нужд, либо для каких-либо ритуальных действий. Но, повторюсь, точных данных пока нет.

Продвигаясь дальше, можно увидеть тот самый «Камень желаний», а также некое подобие дольмена, только меньшего размера, на котором находится камень с круглым отверстием в центре. Вероятно, у него было тоже некое культовое предназначение. Тропа ведет к обрыву, которым заканчивается территория, прозванная «Шпилем».

Чтобы добраться до дольменов, нужно спуститься в седловину, за которой следует крутой подъем к «Иордану» – так прозвали это место (легенда гласит, что это имя отшельника, когда-то жившего в этих местах). Дольмены расположены недалеко друг от друга. Аланы стали использовать их как погребальные камеры для представителей знати.

Для незнатных жителей предназначались полуподземные склепы, которые также можно здесь увидеть.

На этом участке расположено около полутора десятков дольменов, но, к сожалению, они находятся в весьма плачевном состоянии. Некоторые разобраны, другие наполовину в земле.

Вероятно, кто-то из местных жителей пытался их «спасти», для чего скрепил некоторые плиты цементом. Единственный хорошо сохранившийся дольмен был вывезен в ставропольский музей еще в 50-х годах прошлого века, где он и выставляется сегодня под названием «Мавзолей аланского вождя XI века». На оставшихся дольменах все-таки еще четко различимы рисунки – руны, животные, кресты.

Это гигантское поле для изучения. Разгадка этих изображений, без сомнения, прольет свет на всю историю этого места.

Как упоминалось выше, городище было предметом изучения еще в советское время. Его первыми серьезными исследователями стали Акритас П.Г., который возглавил экспедицию студентов педагогического института Пятигорска, Кузнецов В.А., составивший подробное описание комплекса, а также Марковин В.И., датировавший здешние дольмены эпохой бронзы. К сожалению, после 90-х годов прошлого века никаких серьезных исследований на городище не проводилось.

Да и большинство предыдущих сведений, полученных при изучении Лесо-Кяфари, не были опубликованы. Это уникальное место продолжает разрушаться под воздействием природного и человеческого факторов.

Остается надеяться, что ученые вновь «вспомнят» о нем и предпримут все необходимое, чтобы изучить его как можно лучше и сохранить этот древнейший памятник культуры на долгие годы.

Член русского географического общества (РГО) города Армавира Елена Бутова

Источник: ezoterik-page.com



russkievesti.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *