Л.Н. Толстой Детство 4 класс презентация, доклад, проект
Урок 20
Лев Николаевич
Толстой
«Детство»
Красова Ольга Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ «ЦО№26»
Г. Тула
Мотивация к уроку
Прозвенел звонок для нас.
Вы зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Так начнём урок, друзья!
Проверка
домашнего задания
Пересказ сказки
М.Ю.Лермонтова
«Ашик-Кериб»
по плану
Чудесный мир
классики
Сообщение темы урока
Работа в тетради
стр. 21
задание 1.
-Прочитай,
что здесь написано.
lлgеwв
sнiикоwлsаеgвslичi
wтsоlлsстvойsv
лев
николаевич
толстой
Жизнь и творчество
Л.Н.Толстого
Л.Н.Толстой родился в 1828 году – почти 200 лет назад. А умер в 1910г. он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание его сочинений – 90 томов!!!
Л.Н.Толстой рано остался без родителей. В 16 лет он поступил в Казанский университет – один из лучших университетов того времени. Толстой был поразительно способен к иностранным языкам, занимался музыкой, историей, рисованием и
медициной.
Но самое главное – он любил детей. Тогда еще было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их. Потом он способствовал открытию школ по всей
округе.
В конце своей жизни Л.Н.Толстой решает разорвать связь с обеспеченной дворянской жизнью, занимается благотворительностью, просвещением, меняет порядки в своем имении, давая свободу крестьянам.
стр.21
задание 2.
Работа в тетради
-Проверь себя.
Допиши предложения.
1.Лев Николаевич Толстой родился в году.
2.Всю свою жизнь он посвятил .
3.Полное собрание сочинений Л.Н.Толстого состоит из томов.
4.Родился и жил писатель в основном в .
5.Там он открыл .
6.Л.Н.Толстой написал для детей .
7.Лев Николаевич рано остался без .
8.В 16 лет он поступил в один из лучших университетов
того времени .
9.Его интересы были самыми разносторонними. Он
был поразительно способен к ,
занимался
1828
литературе
90
Ясной Поляне
школу для крестьянских детей
учебник
родителей
в Казанский
иностранным языкам
музыкой, историей, рисованием и медициной.
Работа по учебнику
-Прочитайте рассказ С.Толстого на стр.114.
-Что нового вы узнали о Льве Николаевиче?
-Сколько лет было мальчику, когда он первый раз в жизни увидел Льва Толстого?
-Ребёнок был поражён поведением деда.
Что его особенно взволновало?
Работа по учебнику
-Сегодня мы прочитаем главу из автобиографической трилогии л. Н.Толстого
«Детство. Отрочество. Юность.»
Трилогия – это три произведения одного автора, где второе и третье являются продолжением первого.
-В тексте нам встретятся
непонятные слова
объяснить их.
Словарная работа
Лелеять —
нежить, заботливо
ухаживать за кем-нибудь.
Наслаждение —
высшая степень
удовольствия.
Добродетели —
Умиление —
положительное,
нравственное качество,
высокая нравственность.
нежное чувство,
возбуждаемое
чем-нибудь трогательным.
Чтение произведения
Л.Н.Толстой
«Детство»
Работа по учебнику
1.О чём это произведение?
2.Какие события описывает Толстой?
3. Что ты думаешь о характере Николеньки? Какой он? Как мальчик относится к своей маме?
4. Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями? Объясни.
Работа по иллюстрации
и анализ произведения
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Кто на ней изображен?
Найдите в тексте отрывок, которому соответствует данная иллюстрация. (стр.117 )
Какие чувства испытывает Николенька?
Какие чувства испытывает мама в этот момент?
С чем можно сравнить
мамин голос?
10 (23) ноября 1910 года был похоронен в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую секрет, как сделать всех людей счастливыми.
Всю свою жизнь Л. Н. Толстой пополнял свои знания
и был высокообразованным человеком. В своих произведениях Л. Н. Толстой говорил, что человеком может называться только тот , кто трудится,
кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно , недостойно человека жить чужим трудом.
О каких особенностях жизни, характера и творчества Л.Н.Толстого вы сегодня узнали?
О чем еще, кроме любви к матери, хотел рассказать Л.Н.Толстой?
Итог урока
Понравилась вам работа на уроке?
Что понравилось?
Что бы вы хотели изменить по ходу урока, повторить на других уроках?
Рефлексия
Домашнее задание
1. Прочитать произведение
Л.Н.Толстого «Детство»
стр.115-118.
2. Выполнить в тетради
на стр.21 задание 3.
Скачать презентацию
Толстой Лев | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов
Детство
Лев Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в именитой дворянской семье в родовой усадьбе матери Ясная Поляна Тульской губернии. Он был четвертым ребенком в семье. Но в уже в детстве будущий великий писатель осиротел. После очередных родов, когда Льву не было и двух лет, умерла мать. Еще через семь лет, уже в Москве, внезапно умер отец. Опекуном над детьми была назначена их тетя – графиня Александра Остен-Сакен, но и ее скоро не стало. В 1840 году Лев Николаевич вместе с братьями и сестрой Марией переехал в Казань к другой тете – Пелагее Юшковой.
Обучение
В 1843 году повзрослевший Лев Николаевич поступает учиться в престижный и один из самых известных Императорский Казанский университет по разряду восточной словесности. Однако после успешных вступительных экзаменов будущий светило русской литературы посчитал обучение и экзамены формальностью и провалил итоговую аттестацию за первый курс. Чтобы заново не проходить обучение, молодой Лев Толстой перевелся на юридический факультет, где он не без проблем, но все-таки перешел на второй курс. Однако здесь он увлекся французской философской литературой и, не доучившись на втором курсе, покинул университет. Но обучение не прервал – поселившись в доставшейся ему по наследству усадьбе Ясная Поляна, он занялся самообучением. Каждый день он ставил перед собой задачи и пытался их выполнять, анализируя проделанное за день. Кроме того, в распорядок дня Толстого входили работа с крестьянами и налаживание быта в поместье. Чувствуя вину перед крепостными, он в 1849 году открыл школу для крестьянских детей. Но самовоспитание молодого Толстого не задалось, далеко не все науки его интересовали и давались ему. Решить эту проблему он собирался в Москве, готовясь к кандидатским экзаменам, но вместо них увлекся светской жизнью. То же самое повторилось и в Петербурге, куда он уехал в феврале 1849 года. Не досдав экзамены на кандидата прав, он вновь уехал в Ясную Поляну. Оттуда он часто приезжал в Москву, где много времени уделял азартным играм. Единственным полезным навыком, который он приобрел в эти годы, была музыка. Будущий писатель научился неплохо играть на рояле, результатом чего стало сочинение вальса и последующее написание «Крейцеровой сонаты».
Военная служба
В 1850 году Лев Толстой начал написание автобиографической повести «Детство» – далеко не первого, но достаточно крупного и значимого своего литературного произведения. В 1851 году к нему в имение приехал старший брат Николай, служивший на Кавказе. Необходимость перемен и финансовые трудности заставили Льва Николаевича присоединиться к брату и отправиться с ним на войну. И к осени того же года он был зачислен юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей на берегу Терека под Кизляром. Здесь у Толстого вновь появилась возможность писать, и он, наконец, закончил первую часть своей трилогии «Детство», которую летом 1852 года отправил в журнал «Современник». В издании оценили работу молодого автора, и с публикацией повести к Льву Николаевичу пришел первый успех.
Но и о службе Лев Николаевич не забывал. За два года на Кавказе он не раз участвовал в стычках с неприятелем и даже отличился в бою. С началом Крымской войны он перевелся в Дунайскую армию, вместе с которой оказался в гуще войны, пройдя и Сражение у Черной речки, и отбивая атаки врага на Малаховом кургане в Севастополе. Но даже в окопах Толстой продолжал писать, опубликовав первый из трех «Севастопольских рассказов» – «Севастополь в декабре 1854 года», который также был благосклонно принят читателями и высоко оценен самим императором Александром II. Вместе с этим артиллерист-писатель пытался добиться разрешения на издание простенького журнала под названием «Военный листок», где могли бы публиковаться склонные к литературе военные, но эта идея не получила поддержки у властей.
Творческий путь и признание
В августе 1855 года Льва Николаевича отправили курьером в Петербург, где он дописал оставшиеся два «Севастопольских рассказа» и остался, пока в ноябре 1856 года окончательно не оставил службу. В столице писателя приняли очень хорошо, он стал желанным гостем в литературных салонах и кружках, где сдружился с И.С. Тургеневым, Н.А. Некрасовым, И.С. Гончаровым. Однако Толстому это все быстро наскучило, и в начале 1857 года он отправляется в заграничное путешествие. В последующие четыре года он побывал во многих странах Западной Европы, но так и не нашел того, что искал. Европейский образ жизни ему категорически не подходил.
Между этими поездками Лев Николаевич продолжал писать. Результатом этого творчества стали, в частности, рассказ «Три смерти» и роман «Семейное счастие». Кроме того, он, наконец, закончил повесть «Казаки», которую с перерывами писал почти 10 лет. Однако вскоре популярность Толстого пошла на спад, что было вызвано размолвкой с Тургеневым и отказом от продолжения светской жизни. К этому добавилось общее разочарование писателя, а также смерть старшего брата Николая, которого он считал лучшим другом и который умер буквально у него на руках от туберкулеза. Однако после лечения от депрессии в башкирском хуторе Каралык Толстой вновь возвращается к творчеству, а также определяется с семейной жизнью. В 1862 году он посватался к одной из дочерей своей старой знакомой Любови Александровны Иславиной (в замужестве Берс) – Софье. В ту пору его будущей супруге было 18 лет, а графу – уже 34 года. В браке у Толстых родилось девять мальчиков и четыре девочки, но пятеро детей умерли еще в детстве.
Жена стала для писателя настоящей спутницей жизни. С ее помощью он приступает к созданию своего самого знаменитого романа «Война и мир» о российском обществе в период с 1805-го по 1812-й годы, отрывки и главы которого он публиковал с 1865-го по 1869-й годы.
Творческий и философский перелом
Следующим великим произведением автора стал роман «Анна Каренина», над которым Толстой начал трудиться в 1873 году. После этого романа в творчестве Льва Николаевича наступил идейный перелом, выразившийся в новых взглядах писателя на жизнь, отношении к религии, критике власти, внимании к социальным аспектам устройства общества. Произведения на сюжеты светской жизни больше его не интересовали. Все это нашло свое отражение в автобиографическом произведении «Исповедь» (1884). Далее последовали религиозно-философский трактат «В чем моя вера?», «Краткое изложение Евангелия», а позже – роман «Воскресение», повесть «Хаджи-Мурат» и драма «Живой труп».
Вместе со своим творчеством изменился и сам Лев Николаевич. Он отказывается от богатств, одевается просто, занимается физической работой, отделяя себя от остального мира. Огромное внимание Толстой уделяет вопросам веры, но эта философия уводит его далеко от лона Русской православной церкви. К тому же церковные устои активно критикуются в таких произведениях писателя, как роман «Воскресение», из-за чего Священный синод в 1901 году отлучает его от Церкви, хотя данное решение скорее было констатацией факта, нежели какой-то мерой.
Вместе с тем Толстой много времени уделяет помощи крестьянам, заботится об их образовании и пропитании. Во время голода в Рязанской губернии Лев Николаевич открывал для нуждающихся столовые, где кормились тысячи крестьян.
Последние дни
28 октября (10 ноября) 1910 года Толстой тайно покидает Ясную Поляну и случайными поездами направляется в сторону границы, но на станции Астапово (ныне Липецкая область) он вынужден покинуть поезд из-за начавшегося воспаления легких. 7 (20) ноября великого писателя не стало. Умер он в доме начальника станции на 83-м году жизни. Льва Николаевича Толстого похоронили в его имении Ясная Поляна в лесу на краю оврага. На похороны приехали несколько тысяч человек. Дань памяти писателю отдали и в Москве, и в Петербурге, и даже за рубежом. По случаю траура были отменены некоторые развлекательные мероприятия, приостанавливалась работа заводов и фабрик, люди выходили на уличные демонстрации с портретами Льва Николаевича.
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему – Л.Н. Толстой «Лев и собачка».
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему – Л.Н. Толстой «Лев и собачка».
Цель урока: Раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка».
Задачи:
1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.
2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”.
3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению.
4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.
5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.
6. Раскрытие детьми жизненных истин – доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.
1. Организационный момент
Доброе утро (руки в стороны)
Улыбнись скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)
И тогда весь день будет веселее.
Я поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)
Будем мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)
Разотрём ладошки сильнее-сильнее (трут)
А потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)
Улыбнулись снова
Будьте все здоровы! (руки в стороны)
Молодцы садитесь.
Звенит звонок,
Зовёт нас на урок.
Урок сейчас пойдёт,
В мир знаний поведёт.
— Доброе утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!
Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на работу.
— Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Пусть нам всем пойдёт он впрок.
Тихо сядут девочки, мальчики.
Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и желает всем хорошего настроения и плодотворной работы.
— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:
внимательно слушай учителя и своих товарищей,
не перебивай других, уважай их мнение!
Работа со скороговоркой:
На
окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапой кошка.
—
О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?
-Все расселись по местам? Никому не тесно?
По секрету скажу вам: «Будет интересно!”
-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества.
— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.
— Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». — Как вы понимаете эти слова?
2. Речевая разминка.
— Ребята, вспомним главное правило.
Дети: Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
• Работа по развитию дыхания и голоса.
«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).
— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте, сколько вам лет.
Артикуляционная гимнастика
Ы А О У Э И
— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)
— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
и певуньей.
— Прозвенел звонок на наш открытый урок.
Доброе утро, дети! Доброе утро, гости!
Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
Ребята, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.
II. Знакомство с биографией писателя.
Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке?
Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом?
Постарайтесь вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой?
Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!
Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством писателя и сейчас заслушаем сообщение о жизни Толстого (реферат Костюнина Оля, Лачугин Сергей, и Копытов Данил).
Ученик 1:
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.
Отца звали – Николай Ильич, маму — Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, П.И. Юшкова.
Ученик 2.
Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.
Ученик 3.
Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.
Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов — для самых маленьких, рассказы — для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.
Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.
20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.
III. Актуализация знаний учащихся.
А теперь посмотрите на слайд и постарайтесь догадаться, о каком произведении пойдёт речь на нашем уроке?
(Демонстрируется запись темы).
-Это быль.
– Что означает слово быль?
— Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.
Быль –
1. То, что было в прошлом.
2. Рассказ о действительном происшествии.
— Посмотрите, кто это? (Лев — иллюстрация на слайде)
-Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)
— А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде)
-Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)
— Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)
Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.
— Кто догадался, как называется эта быль? (Лев и собачка Л.Н. Толстой)
IV. Работа над содержанием произведения Л. Н. Толстого «Лев и собачка».
А) Первичное восприятие текста.
Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.
Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».
Сядьте по — удобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?
Включается аудизапись были «Лев и собачка».
-Понравился рассказ?
Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?
(О любви и привязанности животных друг к другу)
— Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)
— Назовите главных героев были.
— Где происходит действие? (в зверинце)
— Какой эпизод показался вам самым напряженным?
Было ли вам кого – нибудь жалко?
Б) Словарная работа.
Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.
Смысл каких слов вам был не понятен?
Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла – умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
Б) Перечитывание текста.
Чтение детьми были « цепочкой» (по абзацу).
— Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.
В). Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения.
— Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найди и прочитай ответ на мой вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег , но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).
Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.
— В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)
— Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью.
Подберите синоним к слову «ухватил».
— Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку. )
В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.
-Прочитайте, как лев повел себя ? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)
-Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило ?
Найди и прочитай это место.
(Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)
-Найди и прочитай в тексте как автор называет собачку? (собачка, собачонка, лапки, хвостик и другие добрые слова) .
— Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)
— Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание)
-По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай.
( .. оторвал кусок мяса и поделился с ней)
-Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)
— Найди и прочитай этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).
— Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).
-Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.
Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.
— Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в не воле не весела, и не особо богата событиями.)
—Что же происходит с собачкой? (Собачка заболела и умерла)
— Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).
-Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)
-С помощью каких слов автор передаёт чувства …. .льва? Зачитай. (он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих).
— Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать).
— Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)
— Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)
-Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют , был ей предан)
— С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?
(изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)
-Прочитайте про себя последние два предложения.
Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).
-Какой конец в этой истории? (печальный)
Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята – это … (дети высказывают свое мнение).
— Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?
— Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)
Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.
— А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?
Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?
-Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.
V. Итог урока: рефлексия.
— Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?
— Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?
— Так о чем же этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу)
— С каким чувством вы уходите с урока?
Задание на дом: Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.
Ваши творческие работы будут соответственно оценены.
Перед окончанием урока мне хочется подвести итог урока:
Все произведения Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.
На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.
Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.
— Отгадайте загадки.
Этот маленький щенок
Вечно ластился у ног.
Не узнать его, однако:
Стала сторожем… (собака).
Очень грозный и отважный,
Гривой он мохнатой машет
И рычит, как на распев,
Это храбрый, сильный… (лев).
— Что вы знаете об этих животных?
IV. Работа по теме урока
— Расшифруйте, что здесь написано.
LAЛWEGVB SИWILCOWБVASLЧKWIVALS
— Сегодня мы прочитаем рассказ Льва Николаевича «Лев и собачка». Рассмотрите иллюстрацию к нему на с. 52 учебника. Что вы видите? (Мы видим, что лев и собачка очень дружелюбно относятся друг к другу, что странно. )
— Как вы думаете, о чем этот рассказ?
— Я буду читать, а вы следите по учебникам. (После чтения учитель выдерживает паузу.)
— Сейчас сами вчитайтесь в текст, а потом поделитесь своими мыслями.
(Учащиеся читают текст самостоятельно.)
— Каково ваше впечатление от рассказа? Какие мысли и чувства вызвало чтение? (Очень жалко льва и собачку; лев умер от тоски. Лев не просто привязался к собачке, а полюбил ее. Он добрый — поделил мясо с собачкой, которую вначале встретил с удивлением.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте отрывки, которые вам запомнились. Почему именно эти эпизоды запомнились?
(Учащиеся зачитывают отрывки.)
— Прочитайте, как начинается рассказ.
— Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать? (Люди безжалостны — вместо того, чтобы брать деньги, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу.)
— Зачем же Лев Николаевич так начинает свой рассказ? (Чтобы такого никогда не было. Он хочет научить нас любить животных. В рассказе люди безжалостны, а лев и собачка добры.)
— Прочитайте, как лев посмотрел на собачку, когда впервые увидел ее. (Посмотрел с любопытством, интересом и удивлением.)
— Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило? (Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)
— Как автор относится к собачке? (Он ее любит.)
— Какими словами он пишет о ней? («Собачка», «собачонка», «лапки», «хвостик» и другие слова — добрые, ласковые.)
— Какова же собачка? (Она добрая. Этим она и понравилась льву.)
— Как лев относился к собачке? (Лев относился к ней дружелюбно, подружился с ней, полюбил ее. )
— Что же происходит дальше? (Собачка умирает, лев не выдерживает разлуки с ней и умирает тоже. Л.Н. Толстой изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)
— Найдите и прочитайте слова, в которых Л.Н. Толстой говорит о льве и собачке, как о людях. (На шестой день лев умер. Собачка заболела.)
— Были ли у вас такие моменты в жизни, что приходилось расставаться со своими любимцами?
(Ученики вспоминают истории из своей жизни.)
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке о писателе, познакомившись с новым рассказом?
— Какие общечеловеческие ценности нам открылись?
— Что будет с нами, если исчезнут добро, красота, любовь?
Домашнее задание
Найти определение слов доброта и трагедия. Подготовить пересказ текста, нарисовать иллюстрации к нему.
Лев Толстой | Биография, книги, религия и факты
Лев Толстой
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- 9 сентября 1828 г. Ясная Поляна Россия
- Умер:
- 20 ноября 1910 г. (82 года) Россия
- Известные работы:
- «Экзамен по догматическому богословию» «Анна Каренина» «Отрочество» «Детство» «Отец Сергий» «Хаджи-Мурат» «Холстомер» «Моя религия» «Воскрешение» «Севастополь в августе» «Севастополь в декабре» «Севастополь в мае» «Казаки» «Смерть Ивана Ильича» «Царство Божие внутри вас» «Крейцерова соната» «Живой труп» «Власть тьмы» «Рейд» «Три смерти» «Единение и перевод четырех Евангелий» «Война и мир» «Во что я верю» «Что такое искусство?» «Ясная Поляна» «Молодость»
- Механизм/стиль:
- реализм
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Чем важен Лев Толстой?
Русский писатель Лев Толстой считается мастером реалистической фантастики и одним из величайших романистов мира, особенно известным благодаря романам «Анна Каренина» и «Война и мир» . Колеблясь между скептицизмом и догматизмом, он исследовал самые разнообразные подходы к человеческому опыту. Его работы хвалили как части жизни, а не произведения искусства.
Каким было детство Льва Толстого?
Лев Толстой родился в 1828 году в семье аристократов. Его мать умерла, когда ему не исполнилось двух лет, а отец скончался в 1837 году. После смерти двух других опекунов Толстой жил с тетей в Казани, Россия. По словам Толстого, наибольшее влияние на его детство оказала его двоюродная сестра Татьяна Александровна Ергольская.
Как умер Лев Толстой?
Расстроенный несчастливым браком и противоречием своей жизни и своих принципов, Лев Толстой покинул имение своей семьи в 1910. Несмотря на его скрытность, пресса начала сообщать о его передвижениях. Вскоре он заболел пневмонией и умер от сердечной недостаточности на железнодорожной станции в Астапово, Россия. Ему было 82 года.
Каковы достижения Льва Толстого?
Лев Толстой известен прежде всего тем, что написал шедевры « Война и мир » (1865–1869) и « Анна Каренина » (1875–77), которые считаются одними из лучших когда-либо написанных романов. Образцы реалистической фантастики, они ярко воплощают видение человеческого опыта, основанное на оценке повседневной жизни и прозаических добродетелей.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Лев Толстой , Толстой также пишется Толстой , русский полностью Лев Николаевич, Граф (граф) Толстой , (род. 28 августа [9 сентября по новому стилю] 1828 г., Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя — умер 7 (20 ноября) 1910, Астапово Рязанской губернии), русский писатель, мастер реалистической прозы, один из величайших романистов мира.
Толстой наиболее известен своими двумя самыми длинными произведениями, Война и мир (1865–69) и Анна Каренина (1875–77), которые обычно считаются одними из лучших когда-либо написанных романов. Война и мир , в частности, кажется, практически определяет эту форму для многих читателей и критиков. Среди более коротких произведений Толстого « Смерть Ивана Ильича » (1886) обычно относят к лучшим образцам новеллы. В частности, за последние три десятилетия своей жизни Толстой также добился всемирной известности как моральный и религиозный учитель. Его учение о непротивлении злу оказало большое влияние на Ганди. Хотя религиозные идеи Толстого уже не вызывают того уважения, которое они когда-то вызывали, интерес к его жизни и личности с годами только возрос.
Большинство читателей согласятся с оценкой британского поэта и критика XIX века Мэтью Арнольда, что роман Толстого — не произведение искусства, а часть жизни; русский писатель Исаак Бабель заметил, что, если бы мир мог писать сам по себе, он писал бы, как Толстой. Критики разных школ согласны с тем, что произведения Толстого каким-то образом ускользают от всякой искусственности. Большинство подчеркивали его способность наблюдать малейшие изменения сознания и записывать малейшие движения тела. То, что другой романист назвал бы единичным актом сознания, Толстой убедительно разбивает на ряд бесконечно малых шагов. По словам английской писательницы Вирджинии Вулф, считавшей само собой разумеющимся, что Толстой был «величайшим из всех романистов», эта наблюдательность вызывала своего рода страх у читателей, которые «желали убежать от пристального на нас взгляда Толстого». Те, кто посещал Толстого в пожилом возрасте, также сообщали о чувстве большого дискомфорта, когда он, казалось, понимал их невысказанные мысли. Было обычным делом описывать его как богоподобного в своих силах и титанического в его борьбе за то, чтобы избежать ограничений человеческого существования. Одни видели в Толстом воплощение природы и чистой жизненной силы, другие видели в нем воплощение мировой совести, но почти для всех, кто знал его или читал его произведения, он был не просто одним из величайших когда-либо живших писателей, а живым человеком. символ поиска смысла жизни.
Потомок выдающихся аристократов, Толстой родился в фамильном имении примерно в 130 милях (210 км) к югу от Москвы, где ему предстояло прожить лучшую часть своей жизни и написать свои самые важные произведения. Его мать, Мария Николаевна, урожденная княгиня Волконская, умерла, не дожив до двух лет, а отец Николай Ильич, граф (граф) Толстой, последовал за ней в 1837 году. Александра в 1841 году. Затем Толстой и четверо его братьев и сестер были переданы на попечение другой тете в Казань, на западе России. Толстой вспоминал двоюродную сестру, жившую в Ясной Поляне, Татьяну Александровну Ергольскую («тетя Туанетта», как он ее называл), как величайшее влияние на его детство, а позже, в молодости, Толстой написал несколько своих самых трогательных писем. ей. Несмотря на постоянное присутствие смерти, Толстой вспоминал свое детство в идиллических чертах. Его первая опубликованная работа, Детство (1852; Детство ) был беллетризованным и ностальгическим рассказом о его ранних годах.
Викторина «Британника»
Викторина «Романы и романисты»
Кем на самом деле был Артур Конан Дойл? Кто придумал исторический роман? Приготовьтесь к этой длинной викторине и узнайте, что вы знаете.
Получив домашнее образование у репетиторов, Толстой поступил в Казанский университет в 1844 г. на факультет восточных языков. Его плохая успеваемость вскоре вынудила его перевестись на менее требовательный юридический факультет, где он написал сравнение 9 французского политического философа Монтескье. 0039 Дух Законов и Екатерины Великой наказ (инструкция к своду законов). Интересуясь литературой и этикой, он увлекался произведениями английских романистов Лоуренса Стерна и Чарльза Диккенса и, особенно, произведениями французского философа Жан-Жака Руссо; вместо креста он носил медальон с портретом Руссо. Но большую часть своего времени он проводил, пытаясь быть comme il faut (социально корректным), выпивая, играя в азартные игры и занимаясь развратом. Покинув в 1847 году университет без степени, Толстой вернулся в Ясную Поляну, где планировал заняться самообразованием, управлять своим имением и улучшить участь своих крепостных. Несмотря на частые решения изменить свой образ жизни, он продолжал свою разгульную жизнь во время пребывания в Туле, Москве и Санкт-Петербурге. В 1851 году он присоединился к своему старшему брату Николаю, армейскому офицеру, на Кавказе, а затем сам поступил в армию. Участвовал в походах против коренных народов, а вскоре и в Крымской войне (1853–56).
В 1847 году Толстой начал вести дневник, который стал его лабораторией для экспериментов по самоанализу, а затем и для его художественной литературы. С некоторыми перерывами Толстой вел свои дневники на протяжении всей своей жизни, и поэтому он является одним из наиболее документированных писателей, которые когда-либо жили. Отражая жизнь, которую он вел, его первый дневник начинается с признания, что он, возможно, заразился венерической болезнью. В ранних дневниках зафиксировано увлечение нормотворчеством, поскольку Толстой составлял правила для различных аспектов социального и морального поведения. Они также фиксируют неоднократное несоблюдение писателем этих правил, его попытки сформулировать новые, призванные обеспечить соблюдение старых, и его частые акты самобичевания. Более поздняя вера Толстого в то, что жизнь слишком сложна и беспорядочна, чтобы когда-либо подчиняться правилам или философским системам, возможно, проистекает из этих тщетных попыток саморегуляции.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться
Лев Толстой — Биография и творчество. Ищите тексты, читайте онлайн. Обсуждать.
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) , русский писатель, эссеист и философ написал роман-эпопею Война и мир (1865-69),
Человек в связи с общей жизнью человечества оказывается подчиненным законам, которые определяют эта жизнь. Но тот же человек вне этой связи кажется свободным. Как следует рассматривать прошлую жизнь народов и человечества как результат свободной или вынужденной деятельности человека? Это вопрос к истории. (Эпилог 2, гл. VIII)
Действие романа, рассказанного анонимно, происходит во время наполеоновских войн, эпохи, которая легла в основу тщательно детализированного описания Толстым царской России начала XIX века при Александре I: ее архетипов и антигероев. Благодаря мастерскому развитию персонажей Пьера, Андрея, Наташи, Николая, Марии и остальных, Война и мир исследует абсурдность, лицемерие и поверхностность войны и аристократического общества. Все это достигает апогея во время Бородинского сражения. Первоначально друзья Толстого, в том числе Иван С. Тургенев и Гюстав Флобер, решили, что бесформенность романа ослабляет общий потенциал его успеха, но вскоре они ошиблись. Почти через сто лет после его смерти, в январе 2007 года, Толстой Анна Каренина (1878) и Война и мир вошли в журналов Time десять величайших романов всех времен, первое и третье место соответственно.
Детство: дни идиллии, Московский и Казанский университет
Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в длинной семье русского дворянства. Он был четвертым ребенком графини Марии Волконской (которую Толстой не помнит, так как она умерла после рождения его сестры Марии в 1830 г.) и графа Николая Ильича Толстого (179 г.).7-1837) подполковник, награжденный за службу орденом Св. Владимира. В шестнадцать лет у него родился сын от служанки, сводного брата Льва Мишеньки. Когда граф Толстой ушел в отставку со своего последнего поста в Военном приюте, между ним и Марией Волконской был устроен брак. После ее смерти дальняя родственница графов Татьяна Александровна Ергольская Тетя Татьяна, уже жившая с ними, помогала ему в ведении хозяйства, воспитании детей и надзоре за их обучением. Дед Льва по отцовской линии граф Илья Андреевич Толстой (ум. 1820) был чересчур щедрым и доверчивым человеком; к моменту рождения Льва состояние Толстого уменьшилось, и молодожены поселились в родовом имении Волконских Ясная Поляна (что означает Ясная Поляна), расположенном в Тульской области Щекинского района центральной России. Прадед Льва по материнской линии князь Николай Сергеевич Волконский основал его в начале 1800-х годов; после его смерти его унаследовала его дочь графиня Волконская. В настоящее время он сохранен как государственный мемориал и национальный заповедник.
От Льва Знакомство с биографом Павлом Бирюковым Лев Толстой: Детство и ранняя зрелость (1906) мы собираем очень ясные и теплые воспоминания, которые у него остались о его ранних годах и его близких: мой отец никогда не унижался ни перед кем, не изменился и его бодрый, веселый и часто поддразнивающий тон. Граф Толстой был мягким, покладистым человеком. Быстро рассказывая анекдот, он не хотел применять телесные наказания, столь распространенные в то время для сотен крепостных в их поместье. Он не любил травлю волков и охоту на лис, предпочитая ездить верхом по полям и лесам или гулять со своими детьми и их стаей резвящихся борзых. Лев рассказывает о поездках со своими братьями и сестрами, друзьями и бабушкой по отцовской линии Пелагеей Николаевной Толстой (ум. 1838) за фундуком; она казалась ему мечтательной волшебной фигурой. Иногда он проводил вечера в ее спальне, пока их слепой сказочник Лев Степанович рассказывал длинные очаровательные сказки.
Лев очень восхищался своим старшим братом Николаем Коко (1823-1860). Вспоминая их детство, Лев почитал его вместе с матерью как святых за их скромность, смирение и нежелание осуждать или судить других. Другими его братьями и сестрами были Сергей (1826 г.р.), Дмитрий (1827-1855) и Мария (1830 г.р.). Дом Толстого был шумным домом, часто члены семьи и друзья приходили на ужин или оставались в нем на несколько дней. Дети и взрослые играли в «Терпение», на рояле, ставили спектакли, пели русские и цыганские народные песни, читали вслух сказки и стихи. Ненасытный читатель, Лео навещал своего отца в его кабинете, когда тот читал и курил трубку. Иногда граф заставлял молодого Льва читать наизусть отрывки из Александра Пушкина. В семейном доме до сих пор хранится библиотека из более чем двадцати тысяч книг на более чем тридцати языках. Когда они не были дома, у детей не было недостатка в развлечениях на свежем воздухе: катание на санках зимой, верховая езда, игры в садах, лесах, регулярных садах, теплицах и купание в большом пруду, которым Лео любил заниматься всю свою жизнь.
Однако дни в деревне подошли к концу, когда в 1836 году Толстые переехали в Москву, чтобы мальчики могли ходить в школу. Следующим летом граф Толстой внезапно скончался. Похоронен в Туле. Лео было трудно принять эту неизбежность жизни; потеря отца была глубоким переживанием для такого юноши, и, наблюдая за страданиями своей любимой бабушки Пелагеи (умершей два года спустя), у него были первые духовные вопросы. Сестра его отца, графиня Александра Остен Сакен, тетя Алина стала опекуном детей, и Николай и Сергей остались с ней в Москве, а Лео и его сестры Мария и Дмитрий вернулись в Ясную Поляну, чтобы жить с тетей Татьяной.
Когда тетя Алина умерла в 1841 году, Лео, которому сейчас было тринадцать лет, отправился со своими братьями в Казань, где жили их следующие опекуны, тетя и дядя Юшкофы. Несмотря на пелену смерти, утрату невинности и жизненные перипетии, Лев начал подготовку к вступительным экзаменам в Казанский университет, желая поступить на факультет восточных языков. Он изучал арабский, турецкий, латынь, немецкий, английский и французский языки, а также географию, историю и религию. Он также начал серьезно изучать литературные произведения английских, русских и французских авторов, включая Чарльза Диккенса, Николая Васильевича Гоголя, Михаила Лермонтова, Жан-Жака Руссо, Лоуренса Стерна, Фридриха Шиллера и Франсуа-Мари Аруэ Вольтера.
Отрочество: военная служба и первые сочинения
В 1844 году, в возрасте шестнадцати лет, в конце того, что, по словам Толстого, было его детством и началом его юности, он поступил в Казанский университет, чтобы изучать тюрко-арабский язык. литература. Хотя он не закончил учебу после второго курса (позже он попытается изучать право), этот период его жизни также совпал с его выходом в общество. Он и его братья переехали из дома своего дяди и заняли свои собственные комнаты. Он больше не был провинциалом, ему нужно было посещать балы и гала-концерты, а также другие такие мужские занятия, как выпивка, азартные игры и посещение борделей. У Толстого не было больших успехов в учебе, но он стал бы полиглотом, хотя бы на практике знавшим дюжину языков. Он не откликнулся на обычную университетскую систему обучения и ушел в 1847 году, не получив степени.
Вернувшись в Ясную Поляну, в течение следующих нескольких лет Толстой мучительно думал о том, что делать дальше со своей жизнью. Свои чаяния, замешательство и разочарования он выражал в своем дневнике и переписке с братьями и друзьями. Он попытался навести порядок в поместье, но снова оказался вовлеченным в жизнь молодого дворянина, путешествующего между имением, Москвой и Петербургом. Он пристрастился к азартным играм, накапливал огромные долги и вынужден был продавать имущество, чтобы расплатиться с ними, включая часть своего состояния. Он продолжал пить запои, связываясь с различными персонажами с дурной репутацией, о которых его тетя Татьяна неоднократно предупреждала его. Ей и нескольким другим доверенным лицам он часто признавался в своих угрызениях совести в трезвом состоянии и делал записи в своем дневнике; Я живу совершенно звериной жизнью. Я оставил почти все свои занятия и сильно упал духом. (там же, гл. VI) Он начал носить крестьянскую одежду, в том числе блузку, которая позже будет названа в его честь, толстовкой. Он снова попытался сдать университетские экзамены в надежде, что получит должность в правительстве, но также обдумывал альтернативу — служить в армии.
Когда его брат Николай, ныне офицер Кавказской армии, ненадолго приехал в Ясную Поляну, Толстой ухватился за возможность изменить свою жизнь. Весной 1851 года они ушли в Кавказский край на южную окраину России. Негламурная кочевая жизнь, которую они вели, путешествуя или останавливаясь в казачьих и кавказских станицах, встречаясь с населявшим их простым народом, возвышаясь в горных просторах и встречаясь с выносливыми душами, проходившими и защищавшими эти края, наложила на Толстого неизгладимый след. Долго переписываясь со своими тетушками, теперь он обратился к написанию художественной литературы. Первый роман его автобиографической трилогии Детство (1852 г.) был опубликован в журнале «Современник », в котором были опубликованы многие другие его произведения. Это было высоко оценено, и Толстому было предложено продолжить работу с Отрочество (1854 г.) и Юность (1857 г.), хотя после своего религиозного обращения он признал, что эта серия была неискренней и неуклюжей путаницей правды с вымыслом . (там же, введение).
В 1854 году, во время Крымской войны, Толстой переведен в Валахию для борьбы против Французской, Британской и Османской империй для защиты Севастополя. Битва вдохновила Севастопольские зарисовки , написанные между 1855 и 1856 годами, опубликованы тремя частями в журнале «Современник ». В 1855 году ушел из армии, в том же году узнал о болезни брата Дмитрия. Он прибыл к нему незадолго до того, как скончался от туберкулеза, той же болезни, которая унесла жизнь его брата Николая 20 сентября 1860 года. Толстой снова был в подвешенном состоянии, разрываясь между своими безудержными страстями и излагая реалистичный план своей жизни. Он безуспешно пытался обучить сотни мужиков или крестьян, которые возделывали его поля, основал школу для детей в родовом имении Кузьминских Домов, но это оказалось тщетным и в конечном счете безуспешным. Он отправился в путешествие по Западной Европе. К этому времени Детство было переведено на английский язык, а Толстой был известным писателем, наслаждавшимся жизнью графа в холостяцком возрасте. Когда он не смог уплатить издателю Каткову карточный долг в 1000 рублей, возникший во время игры с ним в бильярд, Толстой отказался от своей незаконченной рукописи Казаки , который был напечатан как есть в январском номере журнала Русский Вестник за 1863 год. Опять Толстой колебался между приступами трезвости и разврата;
Я казнил людей на войне, я дрался на дуэлях, чтобы убить других. Я проигрывал в карты, растрачивал средства, выжатые из пота крестьян, жестоко наказывал последних, бунтовал с распутными женщинами и обманывал мужчин. Ложь, грабеж, разного рода прелюбодеяние, пьянство, насилие и убийство — все это было совершено мной, не пропущено ни одного преступления, и тем не менее мои равные считали меня сравнительно нравственным человеком. Такова была моя жизнь десять лет. (там же, гл. VI)
Временами в эти темные дни он обращался к фигуре своей матери и ко всему хорошему, что она представляла и к чему он стремился;
Такова была фигура моей матери в моем воображении. Она представлялась мне существом настолько возвышенным, чистым и духовным, что я часто в средний период моей жизни, во время борьбы с непреодолимыми искушениями, молил ее душу, умоляя ее помочь мне, и эта молитва всегда мне очень помогала. (там же, введение)
Но времена изменились, и вскоре все быстро уладилось: Толстой влюбился.
Юность: женитьба, дети, Война и мир и Анна Каренина
В сентябре 1862 года, в возрасте тридцати четырех лет, Толстой женился на сестре одного из своих друзей, девятнадцатилетней Софии Соне Андреевне Берс (род. 1844 г.). Их дети: Сергей (1863 г.р.), Татьяна (1864 г.р.), Илья (1866 г.р.), Лев (1869 г.р.), Марья Маша (1871-1906), Петя (1872-1873), Николай (1874 г.р.). -1875), безымянная дочь, умершая вскоре после рождения в 1875 г., Андрей (1877 г.р.), Алексей (1881-1886), Александра Саша (1884 г.р.) и Иван (1888-189 гг.).5).
Желая, чтобы она все поняла о нем до того, как они поженятся, Толстой дал Соне прочитать свои дневники. Несмотря на то, что она согласилась на брак, ей потребовалось некоторое время, чтобы преодолеть первоначальный шок от их содержания. Однако напряжение и ревность, которые они разожгли между ними, так и не рассеялись. В других делах графиня Толстая помогала своему мужу в писательской карьере: она систематизировала его черновики, переписывала черновики, помогала с его корреспонденцией и хозяйственными делами поместья. Так Толстой погрузился в свое писательство: он начал Война и мир в 1862 году, шесть томов которого были изданы между 1863 и 1869 годами. Вялый и подавленный, хотя он был встречен с большим энтузиазмом, Толстой отправился в Самару в степи, где купил землю и построил имение, в котором мог жить в лето.
Он начал писать свою следующую эпопею Анна Каренина с начальной строки, которая мрачно намекала на его собственную жизнь Все счастливые семьи похожи друг на друга; каждая несчастливая семья несчастлива по-своему в 1873 году. Первые главы появились в Русский Вестник в 1876 году. В том же 1878 году, когда он был полностью опубликован, граф Толстой пережил самый сильный приступ неуверенности в себе и духовного самоанализа; он впал в депрессию и склонен к суициду; его обычно рациональный взгляд на жизнь смешался с тем, что он считал морально правильной жизнью мужа и отца. Он жестко исследовал свои мотивы и критиковал себя за свои эгоистичные семейные заботы. Забота об увеличении богатства, достижении литературного успеха и получении всевозможных удовольствий (там же, введение).
Так Толстой написал свою Исповедь (1879) и начал последний период моего пробуждения к истине, давшей мне высшее благополучие в жизни и радостный покой ввиду приближающейся смерти. (там же) За ним последовал ряд научно-популярных статей и романов, в которых излагалась его идеология и резко критиковалось правительство и церковь, в том числе «Перепись населения в Москве», «Критика догматического богословия» (1880), «Краткое изложение Евангелий» (1881), Во что я верю (1882), Что же нам делать? (1886 г.) и О жизни и смерти (1892 г.). Смерть Ивана Ильича (1886), его драма Власть тьмы (1888), Крейцерова соната (1890), Отец Сергий (написано между 1890-98), Хаджи-Мурат (написано между 1896 и 1904 гг.), Молодой царь (1894), Что такое искусство? (1897), Поддельный купон (1904), Дневник Александра I (1905) и Закон Любви и Закон Насилия (1908) также были написаны примерно в это же время. С изданием Воскресения (1901) Толстой был отлучен от Русской Православной Церкви; но его популярность среди публики была непоколебима. У Толстого-автора теперь было много последователей, преданных толстовству.
Обращение и последние годы
Главным последователем Толстого был состоятельный армейский офицер Владимир Чертков (1854-1819 гг.)10). Вскоре Соня окажется вовлечена в ожесточенную битву с ним за личные дневники своего мужа. Приняв пацифистскую доктрину непротивления в соответствии с учением Иисуса, изложенным в Евангелиях, Толстой отказался от мяса, табака, алкоголя и проповедовал целомудрие. Он написал Царство Божье внутри вас (1893 г.), названное в честь Евангелия от Луки в Новом Завете. Когда Махатма Ганди прочитал ее, он был глубоко тронут и написал Толстому о движении пассивного сопротивления. Они начали переписку и вскоре подружились. Толстой написал «Письмо к индусу» в 19 г.08. Восхищаясь их идеалами простой трудолюбивой жизни, жизни за счет земли и следования учению Иисуса, Толстой предложил свою дружбу и моральную и финансовую поддержку духоборам. Христианская секта, преследуемая в России, многие толстовцы помогали им в их массовой эмиграции в Канаду в 1899 году. Толстой участвовал во многих других делах, включая обращение к царю с призывом избежать гражданской войны любой ценой. В 1902 году вернулся в Ясную Поляну.
В январе 1903 года, как он пишет в своем дневнике, Толстой все еще боролся со своей идентичностью: откуда он пришел и кем стал;
Я теперь терплю адские муки: я вспоминаю все гнусности моей прежней жизни, эти воспоминания не проходят и отравляют мое существование. Обычно люди жалеют, что индивидуальность не сохраняет память после смерти. Какое счастье, что его нет! Какая была бы тоска, если бы я вспомнил в этой жизни все то зло, все то, что мучительно для совести, совершенное мной в прошлой жизни. Какое счастье, что воспоминания исчезают со смертью и что остается только сознание
На размышления натолкнул его друг Павел Бирюков, который обратился к нему за помощью в написании его биографии. Его литературный душеприказчик Чертков напишет Последние дни Льва Толстого (1911). Ибо, когда Толстой доживал последние дни, он все еще временами мучился из-за своей самооценки и сожалел о своих действиях, совершенных десятилетиями ранее. Отказавшись от своих наследственных прав на свое имение и все свое мирское имущество, все в его семье, кроме его младшей дочери Александры, презирали его. Он был полон решимости начать новую жизнь и сделал это 28 октября 1910, доехав до дома начальников станций на вокзале Астапово. Лев Толстой умер там от пневмонии 20 ноября 1910 года. Хотя он не хотел никаких церемоний или ритуалов, тысячи людей пришли засвидетельствовать свое почтение. Похоронен в простом деревянном гробу у Никольского места зеленой палочки у оврага в Старо-Заказном лесу в имении Ясная Поляна; вернулся в то место идиллий, где, по словам Николая, можно найти секрет счастья и конец всем страданиям.
Биография, написанная К. Д. Мерриманом для Jalic Inc. Copyright Jalic Inc. 2007. Все права защищены.
Приведенная выше биография защищена авторским правом. Не переиздавайте его без разрешения.
Обсуждения на форуме Льва Толстого
40+ книг, которые Лев Толстой рекомендует к прочтению — Alex & Books
Алекс Вецковски
Книги, список, популярные
Граф Лев Николаевич Толстой, более известный как Лев Толстой, был известным русским писателем и, возможно, одним из величайших авторов всех времен. Наиболее известен своими двумя романами «Война и мир» и «Анна Каренина», Толстой также написал несколько рассказов и полуавтобиографическую трилогию.
Писательница Вирджиния Вульф однажды назвала Толстого «величайшим из всех романистов». Даже сегодня, спустя более ста лет после его смерти, книги Толстого на тысячу страниц все еще печатаются и продолжают хорошо продаваться.
Портрет Льва Толстого (источник).
Несколько бестселлеров Толстого.
«Отдых, природа, книги, музыка, любовь к ближнему — вот мое представление о счастье».— Лев Толстой
Быть одним из великих — нелегкий подвиг, поэтому я начал исследовать, какие книги Толстой любил больше всего при жизни, пытаясь понять, что повлияло на этого гениального писателя.
По статье Russia Beyond, Толстой решил составить свой собственный список 100 обязательных к прочтению книг после того, как прочитал и остался недоволен списком автора Джона Лаббока, который был опубликован в 1891 году. величайшие книги трудны, поэтому вместо этого он отправил письмо своему издателю Михаилу Ледерле с 45 книгами, которые произвели на него наибольшее впечатление. Список Толстого содержит широкий спектр книг от религиозных текстов до китайской философии и разделен на пять возрастов человека с их фактической степенью влияния («огромный», «о. великий» или просто «великий»).
СПИСОК ТОЛНАЙ 45 Книг, которые он рекомендует читать:
детства до 14 лет:
Поэмы Пушкина: Наполеон — Великий
TALES TALES TALES TALES TALES — The Napoleon. Великий
Черная Курочка Погорельского — В. великий
История Иосифа из Библии — Великий
Добрыня Никитич, Илья Муромец. Народные сказки — Огромный
Возраст от 14 до 20:
История завоевания Мексики Уильямом Прескоттом — Великий
Мертвые души Николая Гоголя — В. великого
Die Räuber Фридриха Шиллера — В. великого
Полинка Сакс Александра Дружинина — В. великого
Зарисовки спортсмена Ивана Тургенева — В. великий
Несчастный Антон Дмитрия Григоровича — В. великий
Сентиментальное путешествие Лоуренса Стерна — В. великий 90 для нашего героя033 Время Михаила Лермонтова — В. великий
«Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо — В. великий
Вий Николай Гоголь — Огромный
-Жак-Жак- 0071 Enormous
David Copperfield by Charles Dickens — Enormous
Confessions by Jean-Jacques Rousseau — Enormous
Matthew’s Gospel: Sermon on the Mount — Enormous
7 Александра Пушкина Великого
От 20 до 35 лет:
Стихи Афанасия Фета — Великие
Стихи Алексея Кольцова — Великие
Стихи Федора Тютчева — Великие
Одиссея и Илиада Гомера (читается на русском языке) — Великий
Федон и Симпозиум Платона (в переводе Кузена) — Великий
Виктор Гюго. Нотр-Дам де Пари — V. великий
Герман и Доротея Иоганна Вольфганга фон Гёте — V. великий
Возраст от 35 до 50 лет:
Джордж Элиот Романы — Великие
Энтони Троллоп, Романы — Великие
Миссис [Генри] Вуд. Романы — Great
The Byliny — V. Great
Anabasis от ксенофона — V. Great
Одиссея и Илиада от Гомера (в Грике) — V. Great
- 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2
- Виктор Гюго — Огромный
- 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2
Возраст от 50 до 63 лет:
Проповеди Фредерика Уильяма Робертсона — Великий
Великий дискурс на религиозную тему Теодор Паркер0003
«Сущность христианства» Людвига Фейербаха — Великий
Конфуций и Менций — В. великий
Книга Бытия (на иврите) — В. великий
0 Генрих- Прогресс и бедность Георгий 0 90 V. Great
Epictetus — Огромные
Пенсии Blaise Pascal — Огромные
Все Евангелия (в Греке) 1172 9000
9000 3- 9000 3
9000 2
.0330
Лао-Цзы. Жюльен [С. Жюльен, французский переводчик] — Огромный
О Будде. Знаменитый француз [«Лалита Вистара»] — Огромный
Портрет Толстого, 1887 г. (источник).
Сколько книг из списка Толстого вы прочитали?
Я прочитал только пару книг из этого списка (английские версии), но, похоже, мне еще многое предстоит прочитать. Если здесь есть книга, которую вы считаете обязательной к прочтению, дайте мне знать в комментариях ниже!
Вы также можете ознакомиться с рекомендациями по книгам:
Стивен Кинг
Эрнест Хемингуэй
Ф.