ВЗГЛЯД / Как маленький русский корабль испугал огромную эскадру Германии :: Общество
Сто пять лет назад, 19 августа 1915 года, в Рижском заливе состоялось сражение, в ходе которого русские моряки показали удивительный пример доблести. Канонерская лодка «Сивуч» ушла на дно, не спустив флага перед многократно превосходящими силами немцев. Все знают о крейсере «Варяг» – но, пожалуй, экипаж «Сивуча» продемонстрировал не меньшее мужество.
В начале августа 1915 года немецкий флот приступил к крупной операции на Балтийском море. Она была вписана в общий контекст действий германской армии во время Первой мировой войны. В течение лета и осени немцы, нанеся по русским ряд мощных ударов, сумели вытеснить царскую армию из Галиции, Польши и Литвы. Это «Великое отступление» русской армии остановилось лишь в Латвии, неподалеку от Риги.
Роковая встреча
Чтобы возобновить натиск, немцы решили по полной программе задействовать свой флот. До этого основные военно-морские силы немцев использовались для операций против англичан в Северном море, а на Балтике немцы держали главным образом устаревшие и небольшие корабли. Но теперь все изменилось – к операции прорыва в Рижский залив привлекли новейшие дредноуты.
Всего немцы нагнали к русским берегам огромную армаду: 18 линейных кораблей (дредноутов и броненосцев), девять крейсеров, 56 эсминцев и миноносцев, 15 тральщиков. Этому гигантскому флоту русские смогли противопоставить в Рижском заливе совершенно ничтожные силы: старый линейный корабль (броненосец) «Слава» еще «доцусимского» типа плюс один минный заградитель, четыре канонерские лодки, 16 эсминцев и шесть подводных лодок. Впрочем, преимуществом русских было прекрасное знание ими здешних вод, изобилующих мелями, и мощные минно-артиллерийские позиции – Моонзундские острова обороняли береговые батареи.
Зная это, немцы действовали чрезвычайно осторожно. Вперед пустили тральщики, которым предстояло «прогрызть» в минных полях проходы для линейных сил.
Подрывы крейсера «Тетис», эсминца S-144 и тральщика Т-52 (последний затонул) показали врагу, что к русской мине надобно относиться с почтением. Линкор «Слава», канлодки «Грозящий» и «Храбрый» отгоняли вражеские тральщики артиллерийским огнем, и немцы вынуждены были топтаться на месте. Попытки уничтожить «Славу» главным калибром германских дредноутов успеха не принесли – и тогда на уничтожение ненавистного корабля отправились новейшие эсминцы V-99 и V-100, которые должны были утопить русский линкор торпедами. Но эти эсминцы 17 августа нарвались на русский «Новик» – тот обратил обоих «немцев» в бегство, причем загнал V-99 на минное поле, где тот и нашел свою гибель.19 августа канонерские лодки «Сивуч» и «Кореец» поддерживали артиллерийским огнем приморский фланг русских войск у Усть-Двинска. Опасаясь, что лодки будут отрезаны от основных сил, командование приказало им срочно возвращаться в Моонзунд. Однако в 20 часов 30 минут у острова Кюно (Кихну) «Сивуч» и «Кореец» столкнулись с германским крейсером «Аугсбург» и двумя эсминцами – V-29 и уцелевшим накануне V-100.
Скромный кавторанг
Хочется рассказать о командире «Сивуча» подробнее. Петр Нилович Черкасов родился в Нижнем Новгороде 18 июня 1882 года в семье морского офицера. Следуя семейной традиции, поступил, как и его два брата, в Морской корпус, из которого был выпущен в 1900 году мичманом. Оказался назначен вахтенным офицером на эскадренный броненосец «Пересвет», на котором совершил переход на Дальний Восток. В Порт-Артуре Черкасова перевели на миноносец «Властный», на борту которого он отличился во время боя с японцами 26 февраля 1904 года. Тогда «Властный», несмотря на разбитый рулевой привод, всадил торпеду в борт одного японского эсминца, исколотил снарядами два других. После этого «Властного» поставили на ремонт, а Черкасов стал артиллерийским офицером броненосца «Севастополь», где служил под началом знаменитого Николая Оттовича Эссена.
На «Севастополе» Черкасов прошел всю оставшуюся артурскую эпопею: был ранен 28 июля во время боя в Желтом море, сражался с японцами на суше в составе десантных партий, удостоился ордена Святой Анны 4-й степени «За храбрость».Он же потом вернулся на «Севастополь», оставшийся единственным крупным кораблем русских, не потопленным японской артиллерией, и на нем участвовал в битве с превосходящей эскадрой врага в бухте Белый Волк. На дно «Севастополь» ушел, открыв кингстоны 20 декабря, непобежденным – а в тот же день генерал Стессель вопреки желанию своих солдат сдал крепость японцам.
Вместе со многими тысячами своих боевых товарищей Черкасов оказался в плену. В послевоенные годы служил старпомом учебного судна «Верный», командиром миноносца № 213, потом получил назначение на «Сивуч». За полтора года до начала Первой мировой женился на дочери кронштадтского врача Сусанне Владимировне Гильдебранд. В ту пору ему предлагали уйти с флота и начать делать гражданскую карьеру в родной Нижегородской губернии – тем более что он был избран гласным Балахнинского земского собрания. Но Петр Нилович не пожелал бросать дело своей жизни.
Во время новой войны Черкасов на «Сивуче» нес дозорную службу в финских шхерах, поддерживал огнем своих орудий русские войска под Ригой. И вот – роковая встреча с немцами… «Сивуч» шел головным – и весь огонь немцы сосредоточили на нем, сходу добившись несколько попаданий в кормовые орудия. Прикрывая «Корейца», «Сивуч» развернулся и пошел на врага, стреляя из кормовых пушек. Одновременно комендоры «Корейца» снесли снарядом прожектор «Аугсбурга», и германский крейсер на некоторое время «ослеп». Воспользовавшись этим, «Кореец» вильнул в сторону и вскоре растворился во тьме. «Аугсбург» задействовал кормовой прожектор – луч света уперся прямо в «Сивуча».
У страха, особенно в темноте, глаза велики: немцы перепутали «Сивуч» со «Славой». Оба корабля были двухтрубными и имели некоторое сходство в силуэтах, но 960-тонная канонерская лодка рядом с 15000-тонным линкором смотрелась как заяц рядом со слоном. Тем не менее, немцы запаниковали и стали взывать по радио о подмоге. Через 20 минут к месту боя подоспели семь германских эсминцев, а также дредноуты «Нассау» и «Позен».
У маленькой скорлупки не было ни малейшего шанса перед лицом бронированных гигантов. «Сивуч» имел всего две 120-мм и четыре 75-мм пушки (не считая трех пулеметов на борту), но к моменту подхода дредноутов часть этой артиллерии уже бездействовала. В свою очередь на борту «Нассау» и «Позена» было по 12 мощных 280-мм орудий, которыми они буквально измолотили русский кораблик.
Но капитан II ранга Петр Нилович Черкасов спускать флаг отказался.
«Смертью запечатлел свой подвиг»
До нас, потомков, дошел потрясающий по эмоциональному накалу рассказ капитана II ранга Александра Лукина о последнем бое Черкасова. В 1934-м в Париже вышла книга Лукина «Русские моряки во время Великой войны и революции», материалы для которой автор собирал, беседуя с очевидцами и участниками событий. О бое 19 августа 1915-го в книге повествуется следующее: «Открыв огонь по головному дредноуту, «Сивуч» самоотверженно пошел на смерть.
.. Среди грохота пальбы, водяных смерчей, дыма, огня, лохмотьев тумана шел «Сивуч» на врага… В потоках обрушившихся на него фонтанов воды, в облаках пара из разбитых труб, с зияющими пробоинами и свернутым носом, он мужественно стрелял из всех своих орудий.– Крепись, Петр Нилыч! – кричал старый боцман на мостике своему командиру…»
Знаменитый писатель Валентин Пикуль тоже уделил в своем романе «Моонзунд» несколько строчек подвигу Черкасова и его команды. «Сивуч» был объят пламенем до клотика. Внутри канлодки рвались боезапасы. Его палуба стала красной, и подошвы сапог сгорали у матросов. Левый борт раскалился добела: броня, касаясь воды, яростно шипела, не остужаясь. Красивый человек стоял на мостике «Сивуча» – при орденах, при оружии, при перчатках. Вокруг него лежали мертвые. Скоро от рубок и надстроек ничего не осталось – все разбросало взрывами».
Как явствует из книги Лукина, это действительно был сущий ад: «Бешеный залповый огонь дредноутов рвал «Сивуч» в клочья.
Полузатопленный, исковерканный, с ушедшим под воду развороченным носом, горящий, залитый кровью гибнущих в дыму и чаду, но еще державшийся на воде, «Сивуч» остановился… Он уже был не в силах двигаться ни вперед, ни назад… А дредноуты, мощные, со сверкающими прожекторами, бронированные великаны продолжали распинать его… С ураганным воем неслись в истекающий «Сивуч» их ужасные залпы за залпами…
Накаленная температура раскаленной стали, ядовитые газы разрывов душили и расшвыривали последних бойцов, ноги скользили в крови, обжигались в огне… Но дважды сбитый и дважды замененный кормовой флаг продолжал развеваться на нем, а протянутая рука тяжело раненного мичмана Мурзина указывала последнему комендору у последней пушки – стрелять.
Наконец немцы опомнились… На «Позене» зажегся сигнальный огонь, и дивизион из пяти эскадренных миноносцев бросился в атаку… Вспыхнуло белое зарево взрыва и одновременно желтый огонь последнего выстрела последнего комендора… Не стало «Сивуча»… Только облачко пара, словно его отлетевшая душа, на мгновенье колыхнулось над могилой и исчезло во мгле…»На канонерке было 148 человек экипажа – немцы выловили из воды 50. Уцелевших моряков «Сивуча» (из них лишь 15 не имели ранений), доставленных на борт «Нассау», немецкая команда встретила, выстроившись во фронт, корабельный оркестр исполнил русский гимн.
Посмертно забыт
Известие о событии молнией пронеслось по всей России. Подвиг «Сивуча» казался тем более ценным, что героизм его экипажа не пропал впустую – немцы так и не смогли прорваться в Рижский залив. Уже на следующий день после гибели канлодки вице-адмирал Шмидт велел своей эскадре отступать на базы.
Посмертно Черкасову присвоили чин капитана I ранга и наградили Георгием 4-й степени. Портрет Петра Ниловича в обрамлении лаврового венка выставили в Георгиевском зале Кремля. Балахнинское земское собрание постановило поставить памятник герою, но его отец Нил Васильевич Черкасов решил по-другому. Он создал на свои деньги Народный дом имени капитана I ранга Черкасова, в котором располагались библиотека, читальный и зрительный залы.
Даже иностранцы отдали долг русскому моряку. Английская Star писала: «Мир вспомнит о героизме «Сивуча» даже тогда, когда все другие события этой титанической войны станут достоянием истории». К сожалению, на самом деле Черкасова быстро забыли – революция, последующие грозные и трагические события изгладили прославленную фамилию из народной памяти. Табличку на здании бывшего Александровского института, где Черкасов получал первое образование, повесили лишь в 2008 году…
Канонерская лодка «Сивуч». — Капитан Влад Никольский — LiveJournal
?- cczy
- Current Location:
- Новороссийск
Про «Варяг» знают все. Однако русская национальная традиция воевать в меньшинстве и без поддержки неистребима. У нас был не только героический «Варяг».
В этот день, (6 августа по старому стилю) канонерская лодка «Сивуч» под командованием капитана 2-го ранга Петра Черкасова приняла неравный бой с германским флотом.
..
Германский флот предпринял попытку прорыва через Ирбенский пролив в Рижский залив, с целью окружения и уничтожения морских сил Рижского залива, а также минирования Моонзундского пролива. В это время русские канонерские лодки “Сивуч” и “Кореец” поддерживали артиллерийским огнем приморский фланг русских войск у Усть-Двинска. Опасаясь, что лодки будут отрезаны от основных сил, командование приказало им срочно возвращаться в Моонзунд.
6 августа в 20 часов 30 минут у острова Кюно (Кихну) русские канонерки встретились с германским крейсером “Аугсбург” и эсминцами “V-29” и “V-100”. Рассчитывая оторваться от противника в наступавших сумерках и вечернем тумане, лодки увеличили ход. Но быстроходные корабли противника их догнали, осветили прожекторами и через 15 минут с дистанции 25 каб. открыли стрельбу. В начале боя немецкие корабли сосредоточили огонь на головной канонерской лодке “Сивуч” и сразу добились нескольких попаданий. С разбитыми кормовыми орудиями “Сивуч”, прикрывая “Корейца”, развернулся и, введя в бой носовую артиллерию, пошел на врага. В это время комендорам “Корейца” удалось сбить носовой прожектор на германском крейсере. На некоторое время все погрузилось во тьму. Пытаясь ввести в действие кормовой прожектор “Аугсбург” развернулся и потерял из виду “Корейца”. Прожектор крейсера сквозь туман уперся в медленно двигавшийся силуэт “Сивуча”. По контурам корабля “Аугсбург” принял “Сивуча” за линейный корабль “Слава” и вызвал к себе помощь. Через 20 минут к месту боя подошли 7 германских эсминцев, а также линкоры “Нассау” и “Позен”, которые обрушили на “Сивуч” мощь своих 280-мм орудий. В атаку на канонерскую лодку устремились вражеские эсминцы “S-176”, “S-178”, “S-179” и “V-185” 8-й германской флотилии. По лодке в общей сложности было безрезультатно выпущено 6 торпед.
Героически сражавшийся под командованием капитана 2 ранга П.Н. Черкасова, “Сивуч” в 32-минутном бою нанес повреждения крейсеру и эсминцу, но был расстрелян с близкого расстояния. Превратившись в костер и погружаясь в воду, русский корабль продолжал вести огонь из единственного уцелевшего 75-мм плутонгового орудия мичмана М. Мурзина. В 21 час 30 минут лодка перевернулась и, окутавшись паром, ушла под воду.
В это время “Корейцу” удалось в темноте скрыться под берегом. Утром следующего дня, находясь среди отмелей мыса Меррис, командир “Корейца” капитан 2 ранга И.К. Федяевский получил с берега ложное сообщение о высадке немецкого десанта у Пернова. Считая себя отрезанным от Моонзунда, он приказал свезти на берег ценное оборудование и оружие, а затем подорвать лодку, чтобы она не досталась врагу. (Впоследствии две 120-мм пушки “Корейца” были дополнительно поставлены на канонерскую лодку “Хивинец”). Вскоре выяснилось, что это было поспешное решение, так как уже 8 августа немецкие корабли, так и не выполнив поставленных задач, покинули Рижский залив.
Из 148 человек команды “Сивуча” немцы подобрали из воды 2 офицеров и 48 матросов, из которых только 15 не имели ранений. При переходе в Свинемюнде 8 моряков скончались от ран. Вместе с канонерской лодкой “Сивуч” погиб ее командир Петр Нилович Черкасов, который еще в русско-японскую войну отличился в бою миноносцев под Ляотешанем 26 февраля 1904 года, а в последние дни обороны Порт-Артура служил старшим офицером броненосца “Севастополь”. За свой последний бой капитан 2 ранга П.Н. Черкасов был посмертно награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и произведен в следующий чин. Экипаж “Сивуча” по праву должен занять место в одном ряду с героями “Варяга”.Tags: ВМФ. слава русского оружия, флот
Канонерская лодка «Сивуч».
August 19th, 2014
Sea-Lion 34′ 2017 Санкт-Петербург, Флорида
220 000 долларов
Это судно представляет собой 34-футовую центральную консоль Sea-Lion 2017 года, внесенную в список продажа с United Yacht Broker Стивом Пентцем. Со Стивом можно связаться по адресу 1-727-580-4074, чтобы ответить на любые вопросы, которые могут у вас возникнуть по этому поводу. лодка. United Yacht Sales — профессиональная брокерская фирма по продаже яхт, имеющая опыт листинг и продажа всех типов яхт Sea-Lion и подобные лодки. Имея более 250 яхтенных брокеров по всему миру, мы имеем крупнейшие сеть покупателей и продавцов лодок в отрасли.
Поделись этой яхтойСвязаться с брокером
Характеристики Подробности
Sea Lion создан на основе оригинальных форм центральной консоли Blackfin, каждая лодка изготавливается на заказ в соответствии со спецификациями покупателя. Это практически новая лодка с менее чем 200 оригинальными часами. На моторы распространяется примерно 5 лет оставшейся гарантии. Все системы и заводские гарантии могут передаваться.
Это настоящая машина для оффшорной рыбалки, позволяющая значительно сэкономить по сравнению с новой сборкой без ожидания.
Технические характеристики
- Съемное многоместное сиденье в кормовой части
- Транцевый душ с пресной водой
- Головная консоль с морским электрическим туалетом со сливом за борт и накопительным баком на 9 галлонов
- Электрическая якорная лебедка Lewmar с роликом из нержавеющей стали цепь и 600 футов троса
- Буксировочное устройство из нержавеющей стали
- Лестница для дайвинга
- Чехол на штурвал
- Чехлы на сиденья
- Солнцезащитный козырек и кожух двигателя
- Twin Garmin 7616XSV GPS / Chart / Depth Sounders with touchscreen displays
- 48 Mile digital HD Color Radar with 4kw open array
- Garmin autopilot
- Icom M506 VHF radio
- Richie compass
- Fusion Black Box with MS- NRX300 с пультом дистанционного управления
- 10 Динамики Wet Sound
- SeaStar Optimus EPS с функцией фиксации положения
- Джойстик 360
- Изолированный ящик для рыбы емкостью 210 галлонов в передней части палубы
- (2) Ящики для рыбы на 75 галлонов на миделе
- (2) Ящики для рыбы и хранения на 140 галлонов в корме
- Ящик для хранения на 60 галлонов в носовой части
- Двойные транцевые колодцы на 30 галлонов
- Жесткая крыша из стекловолокна в стиле Ки-Уэст
- со светодиодами
- 8 Расширительные фонари
- (6) Светодиодные фонари под стволом
- 3-панельный кожух Eisenglass на штурвале
- Розетки для электрических катушек
- Аутригеры Taco\Grand Slam с 15-футовыми стойками
- Держатели удилищ в стиле Kingfish
- (10) Консольные держатели удочек
- (20) Утопленные держатели удилищ
- (10) Подстаканники
- Центральная станция наклонной стойки
- Центральная боковая опорная стойка охладитель
- (4) Подводные фонари
- Промывка морской водой
- Промывка пресной водой с поддоном и шлангами
- Подушки кокпита
- Системы 12В/120В
- Береговое питание со шнуром0018
- (4) Аккумуляторы 12 В с селекторными переключателями
- Зарядное устройство для аккумуляторов
- (3) Электрические трюмные помпы в индивидуальном кингстонном ящике
- Электрический прожектор
- Светодиодные фонари под артиллерийским орудием исходный список и представляют собой то, что брокеру по листингу сообщает владелец, и / или фактические показания счетчиков моточасов. Брокер не может гарантировать истинные часы. Покупатель и/или его агент несут ответственность за проверку часов работы двигателя, подразумеваемых или иных гарантий и капитальных ремонтов, а также всех других представлений, указанных в каталоге.
Компания добросовестно предлагает детали этого судна, но не может гарантировать точность этой информации или гарантировать состояние судна. Покупатель должен поручить своим агентам или своим инспекторам исследовать такие детали, которые покупатель желает подтвердить. Это судно предлагается при условии предварительной продажи, изменения цены или отзыва без предварительного уведомления.
Назад к поиску яхт
морских львов в панике, уклоняющихся от косаток, чуть не перевернули лодку
«Лодка перевернулась до такой степени, что нам пришлось держаться за артиллерийские орудия, вода начала хлынуть в лодку… Я просто надеялся, что мы не перевернемся полностью». – Ernest Godek
Перепуганный калифорнийский морской лев, уклоняющийся от стаи косаток, чуть не перевернул 14-футовую алюминиевую лодку в заливе Педдер, Британская Колумбия. Times Colonist сообщает, что Эрнест и Весия Годек видели косаток и заглушили мотор в понедельник днем. Вскоре после этого морской лев врезался в дно их лодки. Через несколько секунд на поверхность вынырнул перепуганный морской лев. Эрнест завел мотор, чтобы покинуть территорию, и именно тогда животное бросилось вперед, пытаясь уйти от косаток. Это был такой шквал действий, что они не совсем уверены, приземлился ли морской лев внутри лодки, но, возможно, на пару секунд. Когда лодка затопила, пара уехала вместе с морским львом, следуя за морскими свинками. В конце концов косатки покинули этот район, а морской лев выжил. Ужасный день на воде для этой пары. Дикий.
лодка, опрокидывается, убийца, в панике, морской лев, видео, киты, катание на лодках, дикая природа
Подробнее Неофициальный
2 часа
СМОТРЕТЬ: Что произойдет, если мы уничтожим Луну?
27 декабря 2022 г., 5:30 по восточному времени · Автор: Мэтт Лорелли
Канал YouTube RealLifeLore исследует вопрос: «Что произойдет, если мы уничтожим (…)
Катание на лыжах
16 часов
ВИДЕО: Вор-медведь украл пакет нью-йоркских бубликов прямо с порога
26 декабря 2022 г. , 15:07 по восточному времени · автор: ноландек
Пираты на крыльце ужасны. Вы заказываете посылку и очень рады, что она появится, только для того, чтобы какой-то ужасно подлый человек украл ее, (…)
17 часов
Бассейн Арапахо начнет взимать плату с лиц, не пользующихся автомобилями, за парковку на стоянке для ранних пташек
26 декабря 2022 г., 14:25 по восточному времени · автор: ноландек
Предоставлено: FACEBOOK/Горнолыжный курорт бассейна Арапахо Выходные и основные (…)
Катание на лыжах
18 часов
ЛИНИИ ФРОНТА | Лыжный фильм о последствиях изменения климата
26 декабря 2022 г., 13:02 по восточному времени · Автор: Франциск Ксавьер
Кейли Шерлок, Кай Смарт и Майкл Мон исследуют свои проблемы, связанные с изменением климата, и выясняют, как (…)
18 часов
Лоси сбрасывают рога на камеру видеонаблюдения (шанс один на миллион)
26 декабря 2022 г.