Деревня Лопшеньга
Деревня Лопшеньга расположена в Приморском районе Архангельской области.
Из архива panoramio . Права на фотографию принадлежат их владельцам
Лопшеньга в ВикипедииЛопшеньга (Лобшанга. С 2004 по 2015 год была центром муниципального образования «Лопшеньгское». Деревня расположена на Летнем берегу Онежского полуострова у Белого моря. К юго-западу от деревни находится озеро Лопшеньгское, на северо-западу — озёра Гнидинские. К северу от деревни находится аэродром Лопшеньга. В 1928—1929 годах местные жители сформировали рыболовецкую артель в которой работало 7 семей. В 1933 году образовался сельскохозяйственный колхоз, а рыболовецкий колхоз был уже полностью скомплектован.
Подробнее
Ближайшие населенные пункты недалеко от Лопшеньги
Все населенные пункты Архангельской областиГостиницы в ближайших населенных пунктах
Все гостиницы Архангельской областиФотографии Лопшеньги
Добавить фотоБыли в Лопшеньге и сделали снимки города и интересных мест? Разместите их! Многие посетители нашего сайта делают фото в своих поездках. Публикуйте свои фото из Лопшеньги и из других городов! Отмечайте если Вы тоже видели эти места! Теперь появилась возможность добавления с мобильной версии сайта, что намного облегчает перенос фото из со смартфонов на сайт!
Сувениры из Лопшеньги
Добавить СувенирБыли в Лопшеньги и привезли сувениры? Покажите их всем! Магнитики на холодильник, тарелки, вымпелы, кружки и все что Вы привозите с собой из командировок и поездок в Лопшеньгу! Размещайте и отмечайте если у вас уже есть такие ! Разместите их фото! С мобильной версии сайта это сделать намного проще и перенос фото магнитиков из Лопшеньги со смартфонов на сайт будет удобнее!
Последние отзывы о Лопшеньге
Добавить отзывГость Оценил(а) город Лопшеньга на ОтзывОтзыв написан 17 августа, 2009, 05:44
Ездил в Лопшеньгу в командировку, остался очень довольным: чудесная природа, чистый возух. Отдохнул душой и телом)))
00
ПоблагодаритьПоследние вопросы о деревне
Добавить вопросЕсли у Вас есть вопросы по данному населенному пункту или Вы ищете людей из деревниЛопшеньги, проживающих в нем, Вы можете задать задать соответсвующий вопрос. Надеемся, что наши пользователи помогут Вам с ответами.
Архангельская область, Район Приморский, Деревня Лопшеньга, Улица Набережная
Карточка объекта ФИАС:
Код КЛАДР: 29001000107000200
Код ФИАС: 44b15c27-094f-4ac6-9576-e9afe770b231
Код ГАР: 446454
Административный адрес: Архангельская область, Район Приморский, Деревня Лопшеньга, Улица Набережная
Сокращенный адрес: обл. Архангельская, р-н. Приморский, д. Лопшеньга, ул. Набережная
Муниципальный адрес: Архангельская область, Муниципальный район Приморский, сельское поселение Пертоминское, Деревня Лопшеньга, Улица Набережная
Регион: 29 Архангельская обл
Город / Населенный пункт: Приморский
р-н, Лопшеньга
д
Улица: Набережная ул
ОКАТО: 11252840001
OKTMO: 11652448109
Реестр: 116524481090000000201
Код ИФНС: 2900 УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Набережная ул включает в себя: 30 домов
Дома
д. 1 д. 2 д. 3 д. 4 д. 5 д. 6 д. 7 д. 8 д. 9 д. 10 д. 11 д. 12 д. 13 д. 14 д. 15 д. 16 д.
17 д. 18 д. 19 д. 20 д. 21 д. 22 д. 23 д. 24 д. 25 д. 26 д. 27 д. 28 д. 29 д. 30«Мы сами по себе, а Россия сама по себе»
В Архангельской области не осталось ни одного маленького аэропорта. Это репортаж из Поморья, где у живущих здесь людей отобрали небо.
Татьяна Брицкая
«Сумки потом соберем», — говорит наш рыжебородый пилот. Он похож на принца Гарри в своей идеально выглаженной форменной рубашке, когда он пробирается по салону Ан-2, раздавая нам все бумажные пакеты из пакета.
«А что насчет памперсов?» — спрашивает пассажир.
«Памперсы только для пилотов!» отвечает наш «принц» с широкой улыбкой.
«Аннушка» наполнена сундуками и ящиками. Они приносят такие вещи, как еда, ведра и кадки, электрическую духовку и торт в коробке. Там, куда мы направляемся, нет дорог.
«Заблокировать все, что может летать»
По состоянию на начало июня в Архангельской области нет ни одного малого аэропорта. Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал статью 50 Воздушного кодекса Российской Федерации, которая гласит, что «все аэродромные службы гражданской авиации закрываются на неопределенный срок». А еще есть список аэропортов, которые нужно закрыть. Позже в качестве пояснений приводится несколько нюансов: самолеты продолжат летать, но то, что раньше называлось аэропортами или аэродромами, теперь будет числиться под названием «посадочные площадки». Это новое обозначение является лишь формальностью, ничего не изменится.
«Невозможно закрыть то, чего нет», — комментирует Илья Иконников, директор бывшего аэропорта в Летней Золотице, одного из имен в списке Мишустина. Илью перевели сюда из Онеги, когда в 2015 году там закрыли аэропорт. В город построили дорогу, и люди перестали летать.
«Где взять деньги на билет? В Онеге всего 18 тысяч человек, из них более 5 тысяч безработных.
Однажды я выходил из магазина, и ко мне подошла какая-то бабушка с протянутыми руками. Она сказала: «Пожалуйста, сынок, ты купил хлеба? Пожалуйста, не могли бы вы отломить кусочек для меня? Я два дня ничего не ел». Я дала ей всю буханку, и она съела ее прямо на улице.
Куда могла лететь эта женщина? Зачем ей самолет?
В городе есть основная предпринимательская зона плюс несколько пунктов сбора черных и цветных металлов. Шестилетние дети начинают свою карьеру со сбора пивных банок. Пожилые люди за карманные деньги снимают украшения с надгробий на кладбище. Взрослые разбирали металлические памятники и все, что попадалось под руку. Осенью на нашем складе горючего было шесть баков, сейчас остался один. Их просто взяли и сдали на металлолом. Люди ходят с металлоискателями в поисках кабеля. Ни о каком возрождении аэропорта не может быть и речи. Этот город слишком деградировал. Просто некому летать».
У Иконниковых есть династия летчиков. Дедушка, отец и дядя Ильи работали в авиации. Его отец летал, а дед и дядя работали в наземных службах. Илья тоже мечтал поступить в летную школу. Но в тот год, когда он окончил школу, в бюджете вообще не было денег. Вместо этого он поступил на филфак, а 1 июля 1997 года также устроился аэродромным корреспондентом в областную газету и начал свою карьеру авиасторожем.
Илья Иконнов управляет бывшим аэропортом Летняя Золотица. Фото: Татьяна Брицкая
Илья ушел из газеты в середине 2000-х, когда статьи о сельской жизни и простых местных происшествиях вдруг пришлось отправлять на согласование в правительство области. Илья тоже поэт и недавно издал книгу. Конечно, он по-прежнему любит самолеты и работает над историческим архивом истории архангельской авиации. Год назад в аэропорту соседнего Лопшенга открылся музей. У Ильи материала хватит на два таких музея.
В аэропорту он директор, диспетчер, кассир, сторож и уборщик. Он также иногда прогоняет медведей с подиума метлой. В соседней Верхней Золотице медведь однажды штурмовал аэровокзал, разбив лапами окна. В Онеге, когда работал аэропорт, часто приходилось прогонять коров с взлетно-посадочной полосы. Однажды Илья сам летал вторым пилотом на Ан-2.
Полеты на Ан-2 на Русском Севере. Фото: Татьяна БрицкаяАэропорт отапливается дровяной печкой. Половицы скрипят. Старые двери тяжело открывать. В зале ожидания на первом этаже сохранились весы для багажа советских времен, окошко кассы и плакаты Аэрофлота.
«Для сохранения статуса «аэропорта» мы должны соответствовать тем же требованиям, что и аэропорт Пулково в Санкт-Петербурге или Шереметьево в Химках, — поясняет Иконников. — Там засветили взлетно-посадочные полосы. Но у нас не всегда есть электричество, и деревня живет на дизеле. У них также есть правила, согласно которым личный досмотр должен проводиться в присутствии сотрудников правоохранительных органов. У нас даже нет полицейского участка. Так еще в 2015 году приказом начальника эскадрильи нас перевели в статус посадочной площадки. Правительство колебалось, видимо, рассчитывали, что мы как-то приведем себя в порядок. Но как мы должны были это сделать? У нас есть социальная функция, поэтому полеты всегда частично субсидировались за счет региона. Но год назад нам сказали снизить цены еще на 30%, чтобы больше людей могли позволить себе летать. Теперь у нас не хватает денег от полетов, чтобы покрыть наши долги.
В эти дни из Летней Золотицы до Архангельска можно добраться за 3360 рублей, около 40 евро. Посещение поликлиники или центра бытового обслуживания в Норильске стоит примерно в два раза дороже. Мы несем всю ответственность за малую авиацию в регионе. Но чтобы остаться в бизнесе, нам придется спуститься до костей. Нам придется избавиться от всех этих приемных с печами и дровами, от всех диспетчерских и от всех работающих в них людей. Аэропорты могут быть закрыты только премьер-министром, но директор любой авиакомпании может отказаться от обслуживания, если оно не приносит прибыли. Почему в стране, где мы празднуем победоносную стабильность государства, вместо того, чтобы переоснащать их, мы закрываем старые аэропорты за их «непригодность»?»
Илья не понимает. Он мечтательно рассказывает о малом авиационном бизнесе в соседней Норвегии. Туда людей из прибрежных деревень привозят в город на работу. И никто не жалуется, если сервис работает в убыток. Людям комфортно, и это главное.
Здание аэропорта в Летней Золотице. Фото: Татьяна Брицкая
«Раньше мы ходили в монастыри, теперь ездим в аэропорты»
Остов старой рыбацкой лодки карбас создает косые лучи света во время отлива. Это похоже на скелет кита, выброшенного на берег брюхом вверх. У поморов есть обычай оставлять свои лодки на берегу и отдавать их в море. Их никто и никогда не разбирает на дрова или металлолом. Рыбацкая лодка для них подобна человеку, который живет и умирает. Все живые существа, как при жизни, так и после, заслуживают уважения.
Кладбище карбасов находится в устье реки, где река сливается с морем. В этом месте небо также сливается с водой и жизнь с вечностью.
Кладбище кораблей у реки. Фото: Татьяна Брицкая
Когда-то здесь из рек вымывали золото, отсюда и название. Сейчас в селе золотые только одуванчики, а население сократилось до 158 человек. Мобильная связь отсутствует. Три улицы, Верхняя, Средняя и Нижняя, медпункт, часовня и продовольственный магазин, дверь которого просто подпирают вечером палкой по деревенскому обычаю. Никто ни у кого не берет. Посторонних нет.
Летом Золотица становится частью Кенозерского национального парка. Есть туристы, у которых раздельный сбор мусора в каждом доме и надежда на жизнь. Правда, туристы побогаче не летают на местных «кукурузных» рейсах. Обычно они прибывают на частных вертолетах в дорогой эко-отель с «люксом Сергея Есенина». Эта история, кстати, ложь. Гостям рассказывают, что здесь поэт женился на Зинаиде Райх, но правда в том, что они обвенчались под Вологдой.
Заранее купить билет из Архангельска в Золотицу или в любое другое окраинное поморское село практически невозможно. Только три билета продаются онлайн через агентство на каждый рейс, а остальные только по предварительной записи.
Деревня Летняя Золотица. Фото: Татьяна Брицкая
Вам нужно позвонить в аэропорт Васьково, записаться на прием, приехать с утра пораньше и подождать, чтобы узнать, хватит ли мест. Если народу много, могут отправить второй рейс. Но если людей или кукурузы больше, чем может вместить самолет, придется ждать следующего дня.
Билет у меня все еще был, но один из фермеров заболел, когда самолет еще находился на взлетно-посадочной полосе. Пилотам удалось вернуть мужчину на стоянку на машине и изменить посадочный лист. «Принц Гарри» пошутил и улыбнулся по этому поводу и только после приземления тихо сказал коллеге из другого рейса, что двигатель захлебнулся на взлете и что, наверное, самое время поставить свечку в церкви.
Летом теперь четыре рейса в неделю. Зимой их будет два. Нагрузка сезонная. Весной детей забирают после того, как их подобрали перед школой. Поздней осенью уходят «снегопады-бабушки». Это шутливая манера Ильи рассказывать о бабушках, которые живут в родных деревнях только до тех пор, пока не выпадет снег. Желающих летать он записывает в школьную тетрадь и бывают дни, когда все графы заполнены. Обычно это похороны, когда родственники приходят отдать дань уважения. А есть лаконичные записи вроде «Без рейса». В низкий сезон Иконников часто ходит с ним на прогулку. Это его способ показать поддержку делу. Если пассажиров нет, вся служба будет закрыта.
«Раньше мы ездили на экскурсии в монастыри. Сейчас есть люди, которые приезжают посмотреть на остатки старых аэропортов. Мне уже писали из Новосибирска и Магнитогорска. «Какие достопримечательности у вас есть? Сколько раз в день можно летать на Соловки?» Острова, которые находятся в 40 км, видны из диспетчерской, но полет туда только из Архангельска. Раньше из этих небольших аэропортов летали во многие места.
Также важно знать, что взлетно-посадочная полоса может быть закрыта, если условия станут слишком грязными. Но мы честно стараемся не закрываться, и прошлой осенью, когда нас смыло, мне удалось снять полеты, воспользовавшись дополнительной полосой безопасности. Для этого мне пришлось договариваться с пилотами. И тут два раза в год наша поднявшаяся с колен армия вмешивается и командование ПВО закрывает небо для учений. Иногда просто нет возможности доставить пациента в больницу, несмотря ни на что».
У Ильи есть фото одного из его изобретений. Это самодельная «снегоуборочная машина» из двух бревен, связанных между собой веревкой. Зимой их прикрепляют к трактору и используют для выравнивания снега на взлетно-посадочной полосе. Тогда «Аннушка» может спокойно приземлиться на лыжи.
В апреле Иконникова на три месяца отправили на его малую родину в Онегу помогать организовывать вертолетные полеты для группы геологов. Пока он был там, он в основном сам восстанавливал аэровокзал. Он вставил новые окна, рамы которых он получил после попрошайничества в местной церкви, которая была более богатой, чем аэропорт. Отремонтировал проводку, вварил новую батарею в диспетчерскую и наладил систему отопления. Он также довольно гордо рассказывает историю о том, как помог посадить вертолет скорой помощи, вручную расчистив площадку лопатой и подав сигнал фонарем. Я спросил его, что было бы, если бы его не было рядом. «Была роженица, у которой отошли воды. Если бы нам не удалось посадить рейс, они бы подождали до утра. Кто знает, справились бы они или нет».
И еще история о вынужденной посадке в Ижме Ту-154 с пассажирами, которые, к счастью, случайно увидели взлетно-посадочную полосу в тайге. Эта посадка стала возможной благодаря тому, что такой же директор ныне закрытого аэропорта Сергей Сотников следил за чистотой своей взлетно-посадочной полосы в течение 7 лет.
Полет. Фото: Татьяна Брицкая
«Люди, рыба, работа»
На улице возле аэропорта в Васьково посетителей встречает табличка. «Пограничная зона. Без пропуска вход запрещен». Конечно, в Архангельской области нет границы, но есть пограничники, которые обычно появляются, когда есть семга.
Меня пытаются не допустить к полету в Мезень. Они требуют показать мой пропуск. Дело в том, что пропуск не нужен. Согласно приказу № 454 директора ФСБ, граждане России, посещающие приграничную зону, могут летать при предъявлении основного гражданского паспорта. Удивительно даже узнать, что по берегам внутренних морей проходит граница. Долго идет спор о том, кто больше разбирается в приказах. В конце концов мне удается попасть на рейс, несмотря на обещания отправить меня обратно в Мезень.
Александр Коткин — помор, поэтому к пограничному патрулю относится прагматично. «До границы 1200 км, а пограничников пруд пруди. Их заработная плата составляет от 100 до 150 тысяч (примерно от 1000 до 1500 евро). В основном их интересует рыба», — говорит он.
«Однажды была ситуация, когда 75-летний дедушка, который еле ходил, попросил сыновей отвезти его на берег моря в их рыбацкую хижину. «Я буду пить чай и смотреть на море». он сказал. Так вот, привезли его туда и оставили пить чай и смотреть на море, но в ту ночь пограничники ворвались в барак с автоматами и выкинули его из койки с криком: «Где рыба, дедушка?»
Александр Коткин — помор из Мезени. Фото: Татьяна Брицкая
Хорошо, что не умер. Силовики, политики, начавшие карьеру в ФСБ, всегда сидят и ждут на пшеничных полях. Вся Россия — одно большое пшеничное поле».
Коткин приехал сюда и купил дом 40 лет назад. Позже он узнал, что дом, который он купил, стоял ровно на участке земли, когда-то принадлежавшем одному из его предков. Коткин — последний помор в этом районе. Он последний помор, живущий у моря. Последний причал в Мезени, пригодный для судоходства, находится во дворе их дома. Коткин — последний из мезенцев, вышедших в море на рыбачьих лодках.
30 лет назад Мезень был еще крупным городом. Сюда из Архангельска летали самолеты каждый день. Сейчас только два раза в неделю. Коткин возмущается.
«Все производственные мощности, которые были здесь, исчезли. Был мясокомбинат. Раньше в стаде было 10 000 голов, а сейчас осталось только 100. Там был рыбоперерабатывающий завод и мощная лесопилка. У нас есть природная аномалия в том, что у нас очень большие морские приливы, до 16 метров. У нас третьи по высоте приливы в мире. Луга заливаются морской водой, и это придает нашему сыру особый вкус. Когда-то наш сыр экспортировали во Францию. Сейчас все разрушено. Бюджет вырос до невероятных размеров. Но где был бюджет? Это был просто узаконенный тунеядство. Ну, не медицина и не образование, конечно. Но у нас было так много чиновников, которые просто перекладывали бумаги. В ДК платили людям по 40 тысяч, а милиционерам досталось почти 70. И вдруг в море никто не выходит. Я был на рыболовной конференции в Норвегии. Все их чиновники и бизнесмены говорили одни и те же три слова: «Люди, рыбалка и рабочие места». Но когда наши официальные лица начали говорить, я никогда не слышал таких слов».
В Мезени везде песок. Он шуршит по деревянным тротуарам и бьет в глаза. На фоне старых деревянных домов возвышается почта из силикатного кирпича. Типичная новая школа стоит за огромным решетчатым забором. Все остальное здесь маленькое. Доски и бревна. Осталось подсчитать только 3000 человек. Это деревенская жизнь. В огородах вдоль Советского проспекта есть картошка. Но все же это город.
Село Мезень. Фото: Татьяна Брицкая
Коткин резюмирует: «Глупость, конечно, но с тех пор, как Екатерина II решила назвать Мезень городом, ничего не изменилось».
Мезень также известен своей росписью. На всех деревянных поверхностях изображения рыжих тонконогих лошадей. На пыльной площади стоит и деревянный конь в натуральную величину. Рыболовство давно вымерло, а мезенские рыжие скакуны остались в качестве сувениров для туристов.
В город можно сесть на автобусе из аэропорта, где взлетно-посадочная полоса покрыта металлическими пластинами. Стоит 23 рубля и через пять минут вы в центре. В центре церковь, огромный Богоявленский собор 19 в.век. Он, конечно же, деревянный. Обветшавший собор был передан Русской православной церкви. Добавили пластиковые стеклопакеты, в торец врезали железную дверь и залили пенополиуретаном стены и крышу.
Однако государство не охраняет собор. Рядом находится недавно построенная бревенчатая церковь, в которой проходят службы. За церковью находится бетонный памятник воинам Великой Отечественной войны. Есть несколько противотанковых «ежей», за которыми лежит заросшее русло. Эта река когда-то была притоком Мезени. 30 лет назад он был даже судоходным. Но потом какому-то чиновнику надоели ежегодные расходы на понтонный мост, построили импровизированную дамбу, и река высохла. Он превратился в ручей, в который стекают нечистоты из трубы, торчащей из земли. Труба, говорит Коткин, идет из недавно построенной школы.
Богоявленский собор в Мезени. Фото: Татьяна Брицкая
«Не ходите туда. Там Ненецкое море»
Коткин вспоминает здесь свою историю. «Меня называли «мезенским камикадзе». Однажды я отправился в Архангельск на ремонт, но меня поймали государственные инспекторы по маломерным судам. — Где ты это взял, где это? Но у меня в голове есть все необходимое навигационное оборудование. Они посмотрели на мой компас и были ошеломлены. Они сказали, что он должен быть в музее, из него можно сделать экспонат.
Меня учили по-старому. С семи лет я ходил в море с мужчинами. Уроков мне никто не давал. Я смотрел, как старейшины делают все, и повторял это. Вот как я научился. Я просто смотрел и все выучил.
Хоть я и не был с детства в море, но все равно хотел оказаться здесь, в Мезени. У меня никогда не было серьезных аварий. Должно быть, я шел по облакам или среди звезд. Но я единственный, кто вернулся. На море мужчин воспитывали настоящими. Но как вырасти настоящим мужчиной в офисе?»
У забора оставлена рыбацкая лодка-карбас Коткина. Он огромный, достаточно большой для 10 человек. В лучшие годы на ней можно было ходить под парусом или с мотором. Но тогда деваться было некуда.
«Я пошел за пропуском. Появились новые правила, и вдруг без них нельзя было выходить в море. Меня остановили пограничники. «Не ходи на Канин Нос. Там Ненецкий море». Ненецкое море?!? Можно подумать, они хотя бы посмотрели на карту».
Поморская рыбацкая лодка «карбас» совершает 12 рейсов. Потом она доживает век на берегу. Недавно чиновники решили, что кладбище кораблей портит вид, поэтому старые лодки распилили и убрали.
«С традициями покончено. Пришло новое правительство», — резюмирует Коткин. Это новое правительство лично приехало в Мезень перед прошлогодними выборами. Кандидат в губернаторы Цыбульский выслушал помора, записал его телефон и пригласил в Архангельск для подробного разговора. Но когда приехал Коткин, был прием, но почему-то его имени среди приглашенных не было.
Александр Коткин ведет меня по деревянным дорожкам и через ухоженный двор. Клумбы густо засажены тюльпанами. Хозяин немного обнял. «Говорят, я поссорился с женой из-за того, что посадить в саду, и она сказала «цветы». Так что теперь у нас, как в песне Звуки Му, «Слишком много цветов в саду».
Над нами летит самолет
Но он никуда не приземлится
Пилот зря думает
Что трава не подойдет
Слишком много цветов в саду
Сады – это не дань традиции. Все продукты должны доставляться из Архангельска авиатранспортом. Цены соответствующие. Килограмм однобоких яблок с червоточинами в «казенном магазине» стоит 206 рублей. Килограмм картофеля стоит 82.
Яблоки по 208 руб/кг. Фото: Татьяна Брицкая
Этот город у моря сегодня живет как колония. Они полностью зависят от областного центра. Весь бюджет субсидируется. Больнице удалось выжить, и люди говорят, что там даже есть достойная хирургия. Но если вам нужно посетить специалиста или родильный дом, вы должны ехать в Архангельск. А если самолет не прилетит, то это катастрофа.
«Я не помню, чтобы меня так сильно прессовали даже в советское время. Люди ушли в море. Были сотни карб. Были традиции. Помню, у меня была «Дора», плоскодонная рыбацкая лодка. Когда я выходил на нем в море, жена и трое детей всегда были на берегу и махали мне вслед. И они были там, чтобы встретить меня, когда я вернулся. Так оно и было. Везде было чисто. Раньше я могла ходить от дома до берега в тапочках. Мы все говорили, что впереди море, а позади Россия. Мы были предоставлены сами себе, и Россия тоже была предоставлена сама себе. Но России это не понравилось и тогда они отняли у нас море. А теперь деваться некуда».
Здание аэропорта в Лопшенге. Фото: Татьяна Брицкая
…Лечу из Летней Золотицы в Архангельск одна. Попутчиков нет. В Лопшенге тоже никто не ждет места. Илья Иконников до сих пор делает свои объявления. «Заканчивается время регистрации на рейс Летняя Золотица — Лопшенга — Пертоминск — Васьково». А потом он еще и провожает самолет. Команду он отдает из своей крохотной диспетчерской по радиостанции «Ангара».
«Разрешение на взлет получено. Взлетно-посадочная полоса свободна».
Этот материал впервые опубликован на русском языке Новой газетой.
Переведено на английский Адамом Гудманом, редактором и эссеистом экологического веб-сайта green2021.org 1 Лопшенга Архангельская область Почтовый индекс и улица список — Getpostalcodes.com Лопшенга Архангельская область Почтовый индекс
Общественная информация Имя Лопшенга Почтовый индекс 163554 Округа Приморский район Государственный Архангельская область