Лузитания под водой: Кораблекрушение мирового значения – Деньги – Коммерсантъ

105 лет назад немецкая подлодка потопила «Лузитанию»

7 мая 1915 года немецкая подводная лодка U-20 торпедировала у берегов Ирландии британский пассажирский лайнер «Лузитанию». Корабль затонул в течение 18 минут. Погибли 1198 человек из 1958, находившихся на борту. Случившееся настроило общественное мнение многих стран против Германии, а также в конечном счете способствовало вступлению США в Первую мировую войну.

Самый быстроходный лайнер на Атлантике

На рубеже XIX и XX веков в Великобритании в сфере трансатлантических перевозок конкурировали две судоходные компании — White Star Line и Cunard Line. Визитной карточкой первой из них были проекты «Олимпик», «Титаник» и «Британик». Они поражали современников размерами, высоким уровнем комфорта и роскошью, но обладали средними скоростными характеристиками. Каждый из трех лайнеров походил на целый город, имея бассейн, хамам, спортзал и другие развлечения. Лайнеры Cunard Line — «Лузитания», «Мавритания» и «Аквитания» — имели меньше удобств и уступали в размерах, зато значительно превосходили корабли-конкуренты по скорости.

Эти пароходы называли «гончими океана». Они постоянно соперничали с немецкими аналогами за Голубую ленту — почетный приз, присуждаемый океанским лайнерам за рекорд скорости при пересечении Атлантики. Так, «Лузитания» в 1909 году побила державшееся семь лет достижение немецкого судна «Кронпринц Вильгельм». Ей удалось достичь Северной Америки за 4 дня 16 часов и 40 минут, следуя со средней скоростью в 25,85 морских узлов (47,87 км/ч).

Свое название «Лузитания» получила от древнеримской провинции в западной части Пиренейского полуострова. При этом по соглашению с британским правительством, выделившим часть средств на постройку судна, оно в любое время могло быть реквизировано под военные нужды. С началом Первой мировой данное право приобрело особую актуальность. Начиная с 1914 года, современные пассажирские теплоходы переоборудовались в транспорты для переброски воинского контингента или в плавучие госпитали.

До поры «Лузитанию» не трогали из-за большого расхода угля, что делало ее эксплуатацию военными слишком затратной.

Она оставалась одним из немногих лайнеров, курсировавших по Атлантике и перевозивших людей из Старого Света в Новый и обратно. Тем не менее, с целью уменьшить расходы от «Лузитании» добились сокращения ежемесячных рейсов. Четыре ее котла были запечатаны: отныне максимальная скорость корабля-рекордсмена не превышала 21 узел (39 км/ч). Но даже теперь «Лузитания» оставалась самым быстрым коммерческим лайнером в Атлантическом океане. Любую подлодку она превосходила в среднем на 10 узлов или 19 км/ч. Военные присвоили лайнеру статус вспомогательного крейсера.

Немецкие дипломаты пытались спасти пассажиров

24 апреля 1915 года «Лузитания» прибыла в Нью-Йорк из Ливерпуля, выполнив свой 201-й рейс. Руководство корабельной командой осуществлял капитан Уильям Тернер, называвший себя «морским волком старой закалки». Перед обратным рейсом посольство Германии в США сочло нужным предупредить пассажиров о высоком риске и настойчиво рекомендовало воздержаться от путешествия, опасаясь тяжелых последствий. В Атлантике вовсю шла неограниченная подводная война: Германия и Великобритания стремились нарушить атлантические коммуникации друг друга и установить морскую блокаду. Пока что враждующие стороны, как правило, нападали на военные суда, но доставалось и коммерческим. До атаки подлодки U-20 на «Лузитанию» немцы успели потопить несколько британских пароходов. Особо жестокую охоту они развернули у Британских островов.

Разный подход к практике подводной войны привел к разногласиям среди германского командования. Противником подобной тактики был кайзер Вильгельм II, в то время как гросс-адмирал Альфред фон Тирпиц призывал подводников не знать пощады к любым кораблям неприятеля.

29 апреля 1915 года немецкие дипломаты распространили рядом с пирсом №54 компании Cunard Line в Нью-Йорке, у здания посольства в Вашингтоне, а также в американских газетах заявление следующего содержания: «Путешественникам, намеревающимся пересечь Атлантику, мы напоминаем, что Германия и ее союзники находятся в состоянии войны с Британией и ее союзниками, что военная зона включает в себя воды вокруг Британских островов, а также что в соответствии с официальным предупреждением правительства суда, идущие под флагом Британии или любого ее союзника, могут быть атакованы и уничтожены без предупреждения, а пассажиры этих судов, путешествующие в зоне военных действий, делают это на свой страх и риск».

И все же капитан Тернер принял решение выйти в море. Отплытие состоялось 1 мая, а 5 и 6 мая в адмиралтейство поступали известия о потоплении немецкой субмариной U-20 под командованием Вальтера Швигера трех кораблей. Получив предупреждение о том, что подлодка неприятеля орудует у южного берега Ирландии, Тернер принял все меры предосторожности. Он распорядился закрыть водонепроницаемые двери, задраить все иллюминаторы, удвоить количество наблюдателей, расчехлить спасательные шлюпки.

Как атаковала подлодка U-20

7 мая «Лузитания» старалась держаться ближе к суше. Ее капитан ошибочно полагал, что немецкие подлодки опасны только в открытом море и не посмеют напасть возле берега. Около 13:00 лайнер заметил один из матросов U-20. А в 13:40 о приближающемся судне с четырьмя трубами и двумя мачтами доложили капитану Швигеру. Он рассмотрел «Лузитанию» в перископ и принял решение атаковать цель. Встреча «охотника» и жертвы произошла во многом случайно. Подлодка к тому моменту израсходовала большую часть топлива и планировала возвращаться на базу, обойдя Ирландию с восточной стороны. Тернер, напротив, во избежание встречи с врагом скорректировал курс за несколько часов до трагедии.

Попадание в густой туман примерно в 30 морских милях (48 км) от ирландского берега явилось причиной снижения «Лузитанией» скорости до 18 узлов. До промежуточного пункта назначения — порта Куинстаун (ныне Коб) — оставалось 43 мили (70 км), когда в 14:10 правый борт лайнера поразила торпеда, попав под капитанский мостик.

Впередсмотрящий Лесли Мортон лишь успел крикнуть: «Торпеда по правому борту!»

Взрыв взметнул столб обломков стальной обшивки и воды. Сразу последовал второй, более мощный внутренний взрыв, после чего «Лузитания» начала сильно крениться на правый борт.

Радист безостановочно посылал сигнал бедствия. Капитан Тернер приказал покинуть судно, пытаясь развернуть его и посадить на мель. Лайнер продолжал движение, из-за чего вода быстрее поступала внутрь. Через шесть минут бак «Лузитании» начал погружаться. Крен на правый борт сильно усложнял спуск спасательных шлюпок. В итоге удалось спустить только шесть лодок — остальные смыло в море. Несмотря на принятые капитаном меры, лайнер не дошел до берега. На борту поднялась паника.

Рассматривая тонущую «Лузитанию», Швигер обратил внимание на густой дым и сильные разрушения палубы и надстроек. Немецкие моряки предположили, что взрыв торпеды вызвал детонацию угольной пыли или взрыв значительного количества боеприпасов, которые находились в трюме в районе угольных бункеров. Эта точка зрения стала общепринятой в Германии. Впоследствии министр морского флота Тирпиц отмечал в мемуарах:

«Немедленная гибель «Лузитании» была вызвана вторым взрывом погруженных в трюмы боеприпасов».

Согласно же официальной версии британцев, «Лузитания» погибла в результате взрыва двух немецких торпед. Ответственность за гибель пассажирского корабля была возложена на командование германских военно-морских сил, которое разрешило капитанам подводных лодок без предупреждения нападать на мирные суда.

В 14:25 Швигер опустил перископ и ушел в море. На «Лузитании» тем временем взрывались котлы и рушились трубы. Судно прошло еще около 2 миль (3 км) от места торпедной атаки, оставляя за собой шлейф из обломков и выпавших людей. В 14:28 лайнер опрокинулся килем вверх и затонул в 8 милях (13 км) от Кинсейла.

Что вспоминали о трагедии выжившие русские пассажиры

На место гибели роскошного корабля начали прибывать другие суда: английские пароходы «Этониан» и «Сити оф Эксетер», американский танкер «Наррагансет», английский крейсер «Джуно». Самым смелым оказалось греческое грузовое судно «Катарина», которое подобрало большую часть выживших людей. Также отвагу проявили рыбаки с побережья Ирландии, которые увидели крушение судна и приплыли спасать пассажиров. Они нашли и вытащили из воды капитана Тернера, проведшего в воде три часа.

Из 1958 пассажиров и членов команды, находившихся на борту, погибли 1198, включая трех германских безбилетников, обнаруженных в самом начале рейса. Жертвами катастрофы стали около 100 детей. Из 33 младенцев спасти удалось лишь шестерых. Тела почти 600 пассажиров так и не были найдены. Примерно 10% погибших имели американское гражданство. Опасаясь вступления США в войну, кайзер Вильгельм II потребовал от своего ВМФ оставить в покое пассажирские суда.

Подлодка U-20 еще не вернулась в доки Вильгельмсхафена для заправки и пополнения запасов, когда по всему миру пронеслась волна негодования из-за вероломной атаки. Много писали о трагедии в русской прессе. К примеру, «Биржевые ведомости» сопоставляли потопление «Лузитании» с катастрофой «Титаника».

«Если с внешней стороны сравнение это уместно, какая полярность во внутренней сути! «Титаник» натолкнулся на бессмысленную ледяную глыбу, «Лузитания» — на осмысленный шедевр культуры; гибель «Титаника» проявила высшие качества человечества, гибель «Лузитании» – низшие. Путь от «Титаника» к «Лузитании» — путь от неба к аду», — констатировала газета.

А «Русские ведомости» приводили количество подданных Российской империи на злополучном лайнере — 62 человека, половина из которых погибла. По данным Чрезвычайной следственной комиссии, на пароходе было 82 русских пассажира, и спастись удалось 20-ти.

Девять из них возвращались в Россию как запасные и подлежащие очередному призыву. Иван Тарасевич рассказывал газетчикам о взрыве торпеды следующее:

«Это случилось как раз тогда, когда большинство пассажиров стало выносить свой багаж из кают на верхние палубы, ибо капитан парохода сообщил, что мы в 6-ти часах езды от Ливерпуля.

Я видел, как одна дама с ребенком в отчаянии бросилась в воду и стала медленно тонуть. Как теперь вижу двух женщин, цепко ухватившихся за бревно, отколовшееся от борта парохода, и моливших о спасении. Их вместе с сотнями других жертв засосала образовавшаяся воронка воды».

Московская газета «Русское слово» 24 мая опубликовала очерк 37-летнего Юдко Бланкмана из Бердичева. Он рассказывал, что в своем отделении 3-го класса не слышал о предупреждении германцев. Там обратили внимание только на то, что «Лузитания» шла очень медленно, делая не более 17 узлов в час вместо обычных 24-х.

«В субботу, 6 мая, около 2 часов дня, после завтрака, я уснул в своей каюте. Проснулся я от страшного толчка. В то время я ничего не понял. Мне пришел в голову случай с «Титаником», и я подумал, что с нашим пароходом произошло какое-то несчастье. В каюте было темно. Я бросился к электрической кнопке, но лампочка не зажигалась. Надо мной были слышны свистки, крики и топот сотни людей. Плач женщин и детей смешивался с ревом сирен. Я понял, что произошло что-то страшное», — делился впечатлениями Бланкман.

По словам подданного Российской империи, в спешке ему пришлось бросить в ящике стола $1200, которые он заработал в Америке и вез семье в Киев. На палубе, писал Бланкман, «творилось нечто неописуемое». Яркое солнце освещало пароход и около тысячи обезумевших людей, метавшихся с одного борта на другой.

«Замешательство публики и некоторая растерянность команды, мне кажется, сыграли роковую роль в напрасной гибели сотен людей, — продолжал он. — Пассажиры бросились к спасательным шлюпкам. Люди падали в море, а лодки, наткнувшись на них, разбивали несчастным головы. Между тем, «Лузитания» погружалась все больше и больше. Неожиданно раздался второй ужасный взрыв паровых котлов. В воздух полетели трубы, куски железа, все обволокло дымом. В этот момент я, зажмурив глаза, головой вниз бросился в воду. На мне был спасательный пояс. Сколько времени я находился под водой – сказать не могу. Мне казалось, что прошла целая вечность. Когда я очутился на поверхности воды, «Лузитания» исчезла, а кругом на огромном пространстве плавали сотни людей, оглашая море душераздирающими криками».

Будучи хорошим пловцом, Бланкман сумел спастись, был подобран и выхожен местными рыбаками. По приезде в Петроград его вызвали в министерство иностранных дел, где расспрашивали о том, было ли на «Лузитании» оружие. По одной из версий, капитан Тернер невольно подставил своих пассажиров, тайно перевозя в трюмах 4,2 млн винтовочных патронов. Выжившие с «Лузитании» указывали, что взрывов было два. Но капитан субмарины Швигер утверждал, что выпустил лишь одну торпеду. Как написал он в судовом журнале, причиной второго взрыва мог стать «котел, уголь или порох».

В июне 1915 года посольство Австро-Венгрии в США направило в Госдепартамент «конфиденциальное письмо». Австрийские дипломаты подробно показали, как взрывчатые вещества американского химического концерна «Дюпон» были погружены на борт «Лузитании» в трюмные носовые помещения. Это были сорокафунтовые ящики, обшитые холстом, похожие на упаковки с сыром. Однако прямых свидетельств перевозки вооружения через Атлантический океан, равно как и фактов переделки каких-либо помещений лайнера под другие цели, не существует.

Русские пассажиры позже вспоминали, что в день их прибытия в Ливерпуль состоялось несколько манифестаций с английскими и русскими флагами.

Возмущенная толпа разгромила 150 магазинов, принадлежащих немцам. Нападения на немецкие предприятия продолжились и на следующий день.

По всей Англии прокатилась волна германских погромов. Расклеивались листовки с подробным описанием «варварской жестокости немцев». Через несколько дней после трагедии администрация президента США Вудро Вильсон вручила немецкому послу Иоганну Берндорфу ноту, в которой резко осуждалось «ничем не спровоцированное жестокое нападение на гражданское безоружное судно, повлекшее за собой человеческие жертвы». В личном ответном письме Вильсону кайзер Вильгельм II приносил соболезнования американскому народу. Одновременно отмечалось, что «Лузитания» являлась вспомогательным крейсером британского флота, то есть комбатантом.

Капитан Тернер дожил до 1933 года и умер от рака в возрасте 76 лет, а капитан Швигер погиб осенью 1917-го в результате попадания подлодки на мину. Ему было 32 года, и он успел потопить 49 кораблей.

Гибель 1197 человек заставила США вступить в Первую мировую войну

Иногда кажется, что англичане специально подставили под удар «Лузитанию». Даже если это не так, то Великобритания получила максимальную выгоду из трагедии. Не сразу, но США вступили в Первую мировую войну.

Торпеда

У командира U-20 остались только две торпеды, и он принял решение возвращаться в базу, обогнув Ирландию с востока. U-20 всплыла на поверхность для зарядки аккумуляторных батарей. Через некоторое время сигнальщик увидел «Лузитанию». U-20 на максимальной скорости пошла на сближение с лайнером. Немцы знали о соглашении британского Адмиралтейства и компании «Кунард Лайн» — это не было секретом – и в своих документах считало «Лузитанию» и «Мавританию» вспомогательными крейсерами, тем более, что «Мавритания» официально на время войны входила в состав военно-морского флота.

Есть вероятность того, что на момент атаки Швигер не знал о 1262 пассажирах на борту «Лузитании». С расстояния 700 метров из подводного положения была пущена торпеда. На лайнере торпеду заметили, но было поздно. Прогремел взрыв. Как говорили пассажиры лайнера, образовалась огромная пробоина. Через несколько секунд последовал второй взрыв, значительно более мощный. Его природа не ясна. По одной версии, командир U-20 выпустил две торпеды, по другой – сдетонировали боеприпасы, которые перевозил лайнер. Столб воды, пара, угольной пыли, обломки поднялись выше мачт лайнера, а потом упали на шлюпочную палубу «Лузитании».

Очевидцы сообщали о столбе пламени. В течение двух минут лайнер накренился на 15 градусов. Радист лайнера передал сигнал SOS. Более 20 боевых кораблей и торговых судов поспешили к месту атаки. Через 10 минут после взрыва «Лузитания» стала уходить под воду.

Командир U-20 наблюдал за последствиями атаки через перископ. Он сделал запись в вахтенном журнале: «

…Не мог выпустить вторую торпеду в это скопище людей, пытающихся спастись». Капитан «Лузитании» оставался на мостике до тех пор, пока вода не выбросила его за борт. В воде он нашел палубный шезлонг и использовал его для спасения. По воспоминаниям пассажиров и членов экипажа, тонула «Лузитания» с громоподобным рёвом. Через 18 минут после атаки лайнер затонул в 19 км от берега. Глубина моря в месте гибели лайнера 93 метра, и когда «Лузитания» коснулась носом грунта, корма ещё высилась над водой. Как только корабль окончательно ушёл под воду, образовалась водяная воронка, затягивавшая людей на большую глубину. Одну из пассажирок затянуло воронкой воды в огромную дымовую трубу, но вырвавшийся из парового котла воздух буквально вытолкнул её на поверхность. Сотни человек оказались в воде при температуре 11 °С Воздух из затонувшей «Лузитании» время от времени выходил на поверхность огромными пузырями.

Спасательная операция

Танкер «Наррагансетт», первым принявший сигнал бедствия с «Лузитании», шел на спасение полным ходом. Вдруг на танкере заметили перископ подводной лодки. Это была U-20. Вальтер Швигер выпустил по танкеру последнюю торпеду. «Наррагансетт» сумел совершить противоторпедный маневр, и торпеда прошла вдоль кормы. Капитан танкера решил, что сигнал бедствия был передан немцами, чтобы спровоцировать капитанов судов идти на помощь лайнеру. Танкер развернулся и противолодочным зигзагом стал уходить от места атаки лайнера и гибнущих людей.

По теме

1527

Bloomberg: США и ЕС опасаются конфликта на Украине в духе Первой мировой войны

Как стало известно СМИ, американские и европейские чиновники боятся, что боевые действия на Украине начнут развиваться по сценарию Первой мировой войны.

Неразберихи хватало. Командир крейсера «Джуно», первым прибывшим на место катастрофы, получил приказ вернуться в базу, так как спасение якобы уже проводилось другими судами. Крейсер подобрал лишь пять человек, и ушёл с места атаки. Капитаны торговых судов «Этониан» и «Сити оф Эксетер» на своем пути к месту гибели «Лузитании» заметили подводную лодку – вероятно, U-20 — и решил, что спасать пассажиров лайнера в таких условиях должен военно-морской флот. Эти пароходы так же развернулись и ушли на запад… Спасали пассажиров около десяти небольших рыболовецких траулеров и буксиров. Единственным относительно крупным судном, принявшим участие в спасательной операции, был греческий пароход «Катерина», капитан которого не побоялся спасать людей под угрозой атаки немецких подводных лодок. Все суда со спасёнными людьми на борту, вечером прибыли в порт Квинстаун. С начала ХХ века это была вторая – после гибели Титаника» — крупнейшая катастрофа на море.

После атаки

Жертвами атаки стали 1197 человек, включая 287 женщин и 94 ребенка, из которых 35 – младенцы до одного года. Лондон практически сразу подтвердил информацию об атаке, Берлин и Вашингтон медлили. Они ждали информацию от немецких моряков. С осуждением атаки выступили даже Стамбул и Вена – союзники Германии в Первой мировой войне. Англичане, как сказали бы в наше время, начали массированную атаку на Германию в СМИ. В этой медийной атаке активную роль играл Первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль, который, как мы помним, запретил конвоирование «Лузитании» кораблями королевского флота. После окончания Первой мировой войны, Великобритания внесла атаку на «Лузитанию» в список военных преступлений Германии.

8 мая с официальным заявлением выступил Берлин. Представитель Правительства Германии в США заявил, что причиной атаки на «Лузитанию» была военная контрабанда на её борту, что было абсолютной правдой. Немцы рассматривали «Лузитанию» не как пассажирский лайнер, а как вспомогательный крейсер. Но маховик пропаганды делал своё дело. Папа Римский Бенедикт XV отправил кайзеру Германии Вильгельму II телеграмму, в которой осуждал его – кайзера – бесчеловечные методы войны. В очень неудобное положение попали представители порта Нью-Йорк. Ведь их фактически обвинили в потворстве военной контрабанды. В порту заявили, что никаких военных грузов на «Лузитании» не было, что тут же опровергли сами англичане, заявившие, что боеприпасы на борту лайнера были. Историю постарались замять.

10 мая выступил Президент США

Вудро Вильсон. С одной стороны, он заявил, что нельзя допустить эскалацию конфликта, с другой – предупредил Германию, что любая последующая атака на пассажирские суда будет расценена США как «осознанно недружественный шаг».

В ряде городов Великобритании и Канады начались антигерманские погромы. Крушили собственность, принадлежавшую немцам.

В ходе судебного процесса были засекречены все упоминания о военном грузе, перевозившимся на лайнере. Британское Адмиралтейство всю вину возлагало на капитана Тернера. Часть обвинений были справедливы – несмотря на радиограммы-предупреждения, он не применил противолодочный зигзаг и снизил скорость. Часть была явно надумана, чтобы обелить честь мундира военных моряков.

Вудро Вильсон 3 февраля 1917 объявляет в Конгрессе о прекращении дипломатических отношений с Германией. Фото: Wikipedia / Harris & Ewing

Однако, попыткам «спустить дело на тормозах» мешал факт второго мощного взрыва на борту. Причина его официально не установлена по сей день. Моряки лайнера говорили об одной торпеде. Английские кораблестроители провели расчеты, которые показали, что даже попадание двух торпед не могли вызвать такие разрушения корпуса лайнера, из-за которых он затонул через 18 минут. Истинный грузовой манифест «Лузитании» был опубликован только в 1965 году. Действительно, в трюмах лайнера было большое количество боеприпасов, и именно в эту часть корабля попала торпеда с U-20.

В 1993 году обломки «Лузитании» были исследованы экспедицией Роберта Балларда. О действиях Балларда у берегов Крыма смотри статью «Псевдонаучная экспедиция».

Пробоина находится под слоем ила. Баллард предположил, что взорвалась угольная пыль в бункерах лайнера. Критики этой теории отрицают возможность такого взрыва.

Политические последствия

В Великобритании и США развернули массированную компанию по поводу варварства немецких подводников. Утверждалось, что командиры немецких субмарин – нелюди, которым не место в цивилизованном обществе. Из-за такого давления, несмотря на мнение военных моряков, кайзер остановил неограниченную подводную войну у берегов Великобритании. Возобновили её только в январе 1917 года. Около Британских островов было потоплено 7 американских торговых судов. Это послужило поводом к вступлению США в Первую мировую войну на стороне Антанты. Конечно, это был только повод.

Заключение

«Лузитания» разрушается быстрее, чем «Титаник». В 1982 году на поверхность были подняты три из четырех гребных винтов лайнера, а экспедиция 2012 года запустила в грузовой трюм судна телеуправляемого робота. Полученные снимки показали, что в трюме много патронов и медных слитков.

Очень интересен один факт. При спусках в 90-е годы и в 2009 и 2012 годах, около корпуса было зафиксировано большое количество обломков и неразорвавшихся глубинных бомб от бомбомета «Хеджехог» времен Второй мировой войны. Все исследователи сходятся во мнении, что Королевский ВМФ Великобритании после Второй мировой войны специально бомбил обломки лайнера, чтобы скрыть истинные причины второго взрыва. Гибель «Лузитании» по-прежнему окутана тайной.

Lusitania: The Underwater Collection — Журнал DIVER

Words by Vic Verlinden

Несмотря на плохую погоду, опасности запутывания и ухудшающуюся ситуацию (не говоря уже о пандемии), специальная команда продолжает документировать это исторически важное место крушения. побережье Ирландии. Новая книга фотографий дает свежую, никогда ранее не публиковавшуюся картину крушения.

Когда в 2017 году я связался с Питером Маккамли, чтобы тот погрузился на место крушения «Лузитании», я и подумать не мог, что это станет моим самым важным проектом.

В 2017 году стартовал проект по подробному документированию крушения этого легендарного корабля с помощью фото- и киносъемок. Я совершил свои первые погружения на затонувший корабль в 2018 году и с тех пор сделал более 2000 фотографий затонувшего корабля. За пять различных экспедиций (2018-2022 гг.), в которых я участвовал, мне удалось совершить 25 погружений на затонувший корабль. Расположенный на глубине 300 футов (92 м), дайвинг на Лузитании — задача, которую нельзя недооценивать; затонувший корабль находится в приливной воде, и видимость обычно составляет всего около 20 футов (6 м). Море в этом месте может быть очень неспокойным, и часто операции по погружению приходится прерывать из-за плохой погоды. Место крушения едва достигает 12 миль (19км) от берега, но при сильном ветре это может быть очень сложно.

Новые открытия

Первые две экспедиции были непростыми из-за плохой видимости и опасностей, связанных с многочисленными рыболовными сетями на затонувшем корабле. Во время этих экспедиций я сделал несколько неплохих снимков, но только в 2020 году, когда я лучше узнал затонувший корабль, мне удалось сделать несколько действительно хороших снимков. Также удалось сделать снимки в машинном отделении, которое стало более доступным из-за изношенности корпуса. В настоящее время обломки быстро меняются и разрушаются из-за коррозии и воздействия течения. Чтобы придать этой ситуации положительный оттенок, это означает, что мы можем увидеть новые ракурсы и части корабля, которые до сих пор были недоступны для нас, такие как центробежный насос, исторический образ которого у нас был. Кроме того, достижения в области технологий камер означают, что мы можем делать изображения, которые не могли получить в прошлом.

Старый ботинок внутри «Лузитании». Фото: Вик Верлинден

Во время погружений я всегда старался нырять как можно ближе к месту крушения, чтобы найти скрытые элементы, такие как мраморный камин, который мы обнаружили в прекрасной гостиной. Мраморные части коринфской колонны были так хорошо спрятаны среди других обломков крушения, что, если бы мы проводили съемку на подводном скутере, мы бы никогда их не обнаружили. Чтобы обнаружить подобные предметы, требуется внимательное наблюдение. Еще одним важным открытием стали части центральной кабины лифта. Несмотря на то, что эта клетка была почти полностью разрушена, ее части все еще были легко узнаваемы.

Во всех этих открытиях без помощи нашего эксперта Стюарта Уильямсона не обойтись. Он изучает затонувший корабль более 30 лет и обладает невероятными знаниями в своей области. Самое важное открытие во время моих погружений было сделано в 2022 году, когда мой напарник Питер Декоэн обнаружил среди обломков неповрежденный ботинок. Это почти выглядело так, как будто туфля была помещена туда; оно застыло во времени. Для меня это до сих пор самая важная фотография, которую я сделал на месте крушения за последние пять лет.

пуль, найденных на борту «Лузитании». Фото: Вик Верлинден

Важная работа

Одним из моих основных заданий было сделать снимки котлов внутри затонувшего корабля. Одна из теорий заключалась в том, что после того, как корабль был торпедирован и затонул, взорвались котлы, и корабль быстро затонул. Хотя найти вход было непросто, одной команде это удалось, но сделанные ими изображения были не самого лучшего качества. Я определенно хотел сделать лучше. Проблема заключалась в том, чтобы найти доступ к затонувшему судну длиной более 820 футов (250 м). Мой приятель по дайвингу Колин Люк Бреннан взял на себя задачу проложить линию на месте крушения, чтобы мы могли легко найти обратный путь к линии всплытия. Когда мы добрались до места крушения после спуска, видимость была приемлемой, и мы смогли плыть прямо туда, где, как мы думали, был доступ. Нам очень повезло с тем погружением, потому что почти сразу я увидел большую дыру в корпусе. Внутри дыры слева и справа были выступающие части, и мы должны были быть осторожны, заплывая внутрь. После погружения примерно на 33 фута (10 м) в обломки, нашим глазам пришлось приспособиться к окружающей среде, но затем я сразу же увидел одну из котлы. Рядом с ним был второй, и оба были целы. Один из котлов скатился с рамы, но, вероятно, это произошло во время затопления. Даже манометр на котле все еще был на месте, а дверца топки все еще была открыта, чтобы зачерпнуть уголь. После того, как я сделал несколько кадров, видимость в котельной начала ухудшаться. Пришло время выходить. Я пошел первым. Снаружи на месте крушения я немного подождал, пока мой приятель благополучно не выплыл обратно и не намотал свою леску.

Фото: Вик Верлинден

Марш времени

Во время последней экспедиции в 2022 году мы надеялись сфотографировать название корабля на носу, но не знали, сохранились ли бронзовые буквы. Нам удалось разместить нашу леску рядом с носовой частью затонувшего корабля, поэтому мы были уже близко к тому времени, когда достигли затонувшего корабля. Видимость была приемлемой, и мы могли сразу сориентироваться. Мы поплыли к носу и сразу пришли к месту, где в корпусе были большие пробоины. Мой приятель сделал знак фонариком, и, подойдя ближе, я увидел тысячи разбросанных то здесь, то там пуль. Он был частью четырех миллионов пуль Ремингтона, перечисленных в списке полезной нагрузки. Еще можно было кое-где увидеть части деревянных ящиков, в которые они были упакованы.

Удивительно, как сильно изменился затонувший корабль за пять лет, что я нырял на него. Конечно, эта носовая часть корпуса развалилась.

Многие другие детали были впервые сфотографированы в 2022 году, например лебедки на носу. Я включил в книгу 160 лучших подводных фотографий. Фотографии также были предоставлены соответствующему министерству Ирландии, которое совместно управляет обломками корабля. Я надеюсь, что из фотографий можно будет собрать новую информацию, чтобы лучше защитить затонувший корабль. У новых хранителей затонувшего корабля (Музей Старой Головы) также есть копии фотографий, чтобы их можно было использовать в новом запланированном музее. В ближайшие несколько лет затонувший корабль, безусловно, раскроет больше секретов, и, возможно, некоторые предметы можно будет найти, чтобы показать широкой публике. Лузитания продолжает очаровывать.

Lusitania в ливерпульском доке, 1907 г.

RMS LUSITANIA      

Пассажирское судно CUNARD line
Год постройки: 1906 г. John Brown & Company
Длина: 787 футов (240 м) Ширина: 87 футов (27 м) Водоизмещение 4:00031 паровые турбины и 4 гребных винта
Пассажиры: 1257 Экипаж: 702
Торпедирован U20 7 мая 1915 г. (на пути из Нью-Йорка в Ливерпуль)0045 Английский язык
Твердая обложка А4
200 страниц
160 подводных фотографий
240 Исторические фотографии и иллюстрации
ISBN: 9789464038071
Цена 40 евро – подписано и пронумеровано : книга, lusitania,

Дайвинг The RMS Lusitania — DeeperBlue.com

История RMS Lusitania окутана трагедией и тайной. 38 000-тонное трансатлантическое судно, на короткое время обладавшее прославленным титулом крупнейшего пассажирского судна в мире, было потоплено во время своего 202-го перехода. Торпедирован немецкой подводной лодкой U-20 в пятницу, 7 мая, 19 мая.15, затопление и по сей день считается одной из самых разрушительных морских трагедий Британии, в результате которой 1198 мужчин, женщин и детей погибли в холодных морях в 11 милях от побережья западной Ирландии. Последовал международный протест, общественность Британии и «тогда нейтральной» Америки осудила действия немцев, которые, по их мнению, нарушили правила войны и убили невинных людей. Немцы, однако, утверждали, что Лузитания перевозила тысячи тонн боеприпасов между двумя союзными странами и поэтому спровоцировала нападение. Могли ли боеприпасы на борту быть причиной вторичного взрыва и, как следствие, многочисленных человеческих жертв?

Спустя годы команды спасателей узнают правду.

Подводная лодка на затонувшем корабле RMS Lusitania

Лежащий правым бортом на глубине 91 метр (300 футов) обломок корабля Lusitania быстро разрушается из-за коррозии в сочетании с силой приливов и течений в Кельтском море. Из-за плохого состояния надстройки в последнее время были попытки внести затонувший корабль в список объектов всемирного наследия. Однако судебные разбирательства и споры о праве собственности замедляют защиту этого всемирно известного крушения.

В 1931 году известный пионер подводных лодок Саймон Лейк создал синдикат и заключил контракт на спасение «Лузитании». Была предложена смелая и изобретательная операция, в ходе которой водолазы должны были спускаться в стальную трубу диаметром 5 футов, которая должна была погружаться с поверхности. Дно трубы будет состоять из камеры для погружения, которая будет опираться на палубу затонувшего корабля. Как только в камере создавалось давление, дайверы выходили из устройства и обыскивали обломки в поисках предметов, представляющих историческую ценность. В то время как устройство было сконструировано и испытано, операция в конечном итоге оказалась дорогостоящей и трудоемкой, и, следовательно, контракт Лейка истек в конце 1919 года.35.

Прошло более 30 лет, пока Lusitania не была продана «Ливерпульской и Лондонской ассоциацией страхования военных рисков» бывшим водолазам ВМС США Джону Лайту и Греггу Бемису. В 1967 году дуэт заплатил 1000 фунтов стерлингов за обломки, а к 1982 году Бемис стал единственным владельцем. Он предположил, что металлолом стоит бесконечно больше, чем стоимость усилий по спасению, и, следовательно, будет выгодной покупкой. Последовали судебные разбирательства, и, к несчастью для Бемиса, «Закон о национальных памятниках» предотвратил большинство экспедиций на 20 лет. Только в 2007 году закон был отменен, что, наконец, позволило Бемису получить пятилетнюю лицензию на разведку для проведения значимых исследований.

Именно во время этих лицензированных погружений внутри затонувшего корабля было обнаружено более 4 миллионов патронов, что, без сомнения, доказывает, что заявления немцев почти столетие назад были правдой. На месте крушения были найдены и другие артефакты, в том числе три латунных гребных винта, два носовых якоря, тысячи ложек с тиснением, обеденные сервизы Cunard, корабельный колокол и телеграфный аппарат, последний из которых был утерян, что вызвало дальнейшую напряженность между охотниками за спасением и «Arts & Законы о наследии». Возможно, самыми ценными артефактами на борту «Лузитании» во время ее затопления была коллекция картин, принадлежавшая печально известному арт-дилеру сэру Хью Перси. В его коллекцию входили произведения Моне, Рембрандта и Рубенса. Перед тем, как утонуть на борту «Лузитании», Лейн запечатал шедевры в свинцовых трубах. Картины так и не были найдены. Эти картины застрахованы на 4 миллиона долларов в 1915, в наши дни считались бы бесценными.

Поскольку корабль стремительно уходит в небытие, возможности погрузиться в Лузитанию становятся все меньше. Самая мелкая точка затонувшего корабля, которая в 70-х годах находилась на глубине всего 70 метров (260 футов), теперь находится далеко за отметкой 90 метров (300 футов) — надстройка разрушается с угрожающей скоростью. Многие дайверы сталкивались с проблемами во время погружения; глубокие участки, а также сильные течения и плохая видимость создают опасные ощущения. Погружение во время отлива, с большим количеством воздуха и газовой смесью гелия, имеет решающее значение; отравление кислородом на такой глубине может быть смертельным.

Дайверы из различных организаций и дайв-клубов получили лицензии на погружение к затонувшему судну и описали свой опыт. Спустившись ниже 30 метров (100 футов), свет начинает тускнеть, а течения, вызванные дивергенцией вокруг старой вершины Кинсейла, придают погружению густой изумрудный оттенок. На глубине 90 метров весь свет исчезает, и для освещения места крушения необходимы мощные лампы. Морские артефакты видны на обширном поле обломков, а исторические предметы, такие как богато украшенная мебель, телеграфы, свистки и воронки, все еще лежат на морском дне. Обширные взрывы во время предыдущих спасательных экспедиций разрушили когда-то царственную кормовую часть корабля, и, к сожалению, нет явных свидетельств неповрежденной конструкции.

Хотя экспедициям не удалось найти ни одного значительного национального сокровища, важно отметить, что, хотя Лузитания не разделяет трагической иронии Титаника или ошеломляющей красоты Британника, останки Лузитании должны быть защищены и сохранены для образовательные цели. Картины и драгоценные камни могут вызывать интерес у широкой публики, но история жадности, политики и противоречий Лузитании как интригует, как любое сокровище, и служит напоминанием для будущих поколений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *