Люди 20 000 лет назад: ПОЗДНИЙ ПАЛЕОЛИТ • Большая российская энциклопедия

ПОЗДНИЙ ПАЛЕОЛИТ • Большая российская энциклопедия

Авторы: К. Н. Гаврилов

Орудия позднего палеолита: 1 – микропластина с ретушью; 2 – скребок; 3 – наконечник; 4 – призматический нуклеус со сколотой с него пластиной; 5 – зубчато-выемчатое орудие…

ПО́ЗДНИЙ ПАЛЕОЛИ́Т (верх­ний па­лео­лит), за­вер­шаю­щий пе­ри­од (эпо­ха) па­лео­ли­та (45–40 – 12–10 тыс. лет на­зад на ос­но­ва­нии в осн. ра­дио­уг­ле­род­ных да­ти­ро­вок). Для ин­ду­ст­рий П. п. ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние приз­ма­тич. нук­ле­усов для сня­тия ре­гу­ляр­ных ско­лов, час­то – пла­стин­ча­тых. По­яв­ля­ет­ся мно­го спе­циа­ли­зир. форм ору­дий. Ши­ро­ко рас­про­стра­ня­ет­ся об­ра­бот­ка кос­ти для из­го­тов­ле­ния ору­дий, в т. ч. ком­би­на­ции кос­тя­ных или де­рев. де­та­лей с ка­мен­ны­ми. Рас­про­стра­ня­ют­ся шли­фо­ва­ние, пи­ле­ние, свер­ле­ние кам­ня. Мно­го­чис­лен­ны па­мят­ни­ки изо­бра­зит. иск-ва. Уве­ли­чи­ва­ет­ся темп и мно­го­об­ра­зие раз­ви­тия куль­ту­ры. Куль­ту­ры П. п. за­фик­си­ро­ва­ны на тер­ри­то­рии Ев­ро­пы, Сев. Аф­ри­ки, Ближ­не­го и Сред­не­го Вос­то­ка, Си­би­ри, Центр. и Юж. Азии, Сев. Ки­тая. На ос­таль­ных тер­ри­то­ри­ях про­дол­жа­ли раз­ви­вать­ся тра­ди­ции об­ра­бот­ки ка­мен­но­го сы­рья, из­вест­ные в Му­стье. Для наи­бо­лее ис­сле­до­ван­ных ре­гио­нов (в осн. в Ев­ро­пе и на Ближ­нем Вос­то­ке) сло­жи­лась дроб­ная пе­рио­ди­за­ция позд­не­го па­лео­ли­та.

На­чаль­ный П. п. (45/44 – 42/35 тыс. лет на­зад) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся т. н. пе­ре­ход­ны­ми ин­ду­ст­рия­ми, для ко­то­рых по­ка­за­тель­но со­че­та­ние сред­не- и верх­не­па­лео­ли­тич. тех­ник рас­ка­лы­ва­ния кам­ня и ти­пов ору­дий. На Ближ­нем Вос­то­ке та­кие ин­ду­ст­рии ха­рак­тер­ны для куль­тур Эми­ран и Ах­ма­ри­ан (см. Кзар-Акил), в Центр. Ев­ро­пе – т. н. бо­гу­нись­ен на тер­ри­то­рии Мо­ра­вии, ран­ний Се­лет. В Зап. Сре­ди­зем­но­мо­рье су­ще­ст­во­ва­ли 2 вы­ра­зи­тель­ные куль­ту­ры, ко­то­рые од­ни ис­сле­до­ва­те­ли рас­смат­ри­ва­ют как пе­ре­ход­ные, дру­гие – как уже сфор­ми­ро­вав­шие­ся позд­не­па­ле­о­ли­ти­че­ские: Ша­тель­пер­рон и Улуц­цо. Наи­бо­лее ран­няя ин­ду­ст­рия позд­не­па­ле­о­ли­тич. об­ли­ка (44–45 тыс. лет на­зад) за­фик­си­ро­ва­на на сто­ян­ке Кос­тён­ки 14 в «го­ри­зон­те оча­гов» (см. Кос­тён­ков­ско-Бор­щев­ский рай­он).

Ран­няя по­ра П. п. (36/35 – 30/25 тыс. лет на­зад) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ис­чез­но­ве­ни­ем пе­ре­ход­ных ин­ду­ст­рий и рас­про­стра­не­ни­ем на Ближ­нем и Сред­нем Вос­то­ке, в Ев­ро­пе Оринь­я­ка. В Центр. и Вост. Ев­ро­пе су­ще­ст­ву­ют и позд­не­се­лет­ские куль­ту­ры, напр. кос­тён­ков­ско-стре­лец­кая. В кон­це это­го пе­рио­да в Ев­ро­пе воз­ни­ка­ют куль­ту­ры Гра­вет­та, напр. пе­ри­гор­дь­ен на тер­ри­то­рии Фран­ции, пав­ловь­ен (см. в ст. Пав­лов) на тер­ри­то­рии Мо­ра­вии. На Рус­ской рав­ни­не ран­ний Гра­ветт пред­став­лен сло­ем 2 сто­ян­ки Кос­тён­ки 8.

Раз­ви­тие Гра­вет­та наи­бо­лее яр­ко ха­рак­те­ри­зу­ет сред­нюю по­ру ев­роп. П. п. (25 – 20/19 тыс. лет на­зад). На­ря­ду с гра­ветт­ски­ми ин­ду­ст­рия­ми (напр., кос­тён­ков­ско-ав­де­ев­ская куль­ту­ра, Хо­ты­лё­во 2 в Вост. Ев­ро­пе), су­ще­ст­ву­ют позд­не- или фи­наль­но-оринь­як­ские. Ши­ро­ко рас­про­стра­ня­ют­ся ка­мен­ные ин­ду­ст­рии, в ко­то­рых зна­чит. ме­сто за­ни­ма­ло про­из-во мик­ро­ли­тов. В Си­би­ри этот пе­ри­од пред­став­лен маль­тий­ско-бу­рет­ской куль­ту­рой. Пе­ре­ход от Гра­вет­та к эпи­гра­вет­ту пред­став­лен в Пуш­ка­рях.

Позд­няя по­ра П. п. (19/18 – ок. 14/12 тыс. лет на­зад) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся рас­про­стра­не­ни­ем ка­мен­ных ин­ду­ст­рий с от­но­си­тель­но обед­нён­ным, стан­дар­ти­зи­ров. на­бо­ром ору­дий и ши­ро­ким при­ме­не­ни­ем мик­ро­ли­тов. В Зап. и Центр. Ев­ро­пе к это­му вре­ме­ни от­но­сят­ся куль­ту­ры Мад­лен, на юге Ев­ро­пы – т. н. эпи­гра­вет­та. Для Рус­ской рав­ни­ны ха­рак­тер­ны па­мят­ни­ки т. н. вост. эпи­гра­вет­та (напр., Ме­жи­рич, Ме­зин), кос­тён­ков­ско-за­мят­нин­ской куль­ту­ры, ка­мен­но­бал­ков­ской куль­ту­ры, для Си­би­ри – афон­тов­ской куль­ту­ры (в т. ч. осн. слои Май­нин­ской сто­ян­ки), ко­ко­рев­ской куль­ту­ры.

Фи­нал П.  п. (14/12 – 10 тыс. лет на­зад) в Ев­ро­пе ха­рак­те­ри­зу­ет­ся рас­про­стра­не­ни­ем куль­тур, ко­то­рые ста­ли осно­вой для раз­ви­тия ме­зо­ли­та, напр. на се­ве­ре – куль­ту­ры гам­бург­ская, аренс­бург­ская, Фе­дер­мес­сер. На Ближ­нем Вос­то­ке пе­ре­ход к ме­зо­ли­ту на­чи­на­ет­ся во вре­мя, син­хрон­ное пе­ре­хо­ду в Ев­ро­пе от сред­ней к позд­ней по­ре П. п., напр. ке­ба­рий­ская куль­ту­ра (см. в ст. Ке­ба­ра). В Вост. и Юго-Вост. Азии, Аф­ри­ке юж­нее Са­ха­ры ме­зо­лит не вы­де­ля­ют, хо­тя от­ме­ча­ют па­мят­ни­ки, ко­то­рые при­хо­дят­ся на эпо­ху, пе­ре­ход­ную от куль­тур, ти­пич­ных для па­лео­ли­та, к не­оли­ту. К кон­цу П. п. че­ло­век за­се­лил зна­чит. часть Аме­ри­ки. С этим про­цес­сом соот­носят в осн. но­си­те­лей тра­ди­ций Кло­вис и Фол­сом. На Аля­ске для это­го вре­ме­ни вы­де­ля­ют куль­ту­ры Не­на­на, Де­на­ли, Ме­са, ис­то­ки ко­то­рых свя­зы­ва­ют с ря­дом куль­тур Сев.-Вост. Азии – дюк­тай­ской куль­ту­рой, кру­га Уш­ки и др.

Зал 2. Каменный век.

Поздний палеолит (40–11 тыс. лет назад)

Главная Постоянная экспозиция ГИМ Каменный век. Эпоха бронзы Зал 2. Каменный век. Поздний палеолит (40–11 тыс. лет назад)

Показать на плане

Расселение человека по всей ойкумене заставило его осваивать разные виды сырья. Совершенствуя технологию расщепления, от отбойников из твердых пород камня он перешел к органическим материалам — рогу и дереву. Позднее стал использовать посредники при ударе и совершенствовать способы подготовки нуклеусов. Это позволяло получать сколы нужного размера и формы с меньшим количеством отходов, что уменьшало количество сырья, которое иногда приносили из очень отдаленных мест. Приоритетной заготовкой почти повсеместно становится пластинчатый удлиненный скол. В результате орудия труда стали не только разнообразнее, но и совершеннее. Появляются составные орудия, основа которых делалась из дерева, кости, рога или бивня, а острые края или конец – из камня.

Появляются копья, дротики, а позже и стрелы со съемными наконечниками, режущие орудия с рабочим краем из каменных вставок, орудия для обработки шкур – скребки, которые вставляются в рукояти. Все это, в результате, улучшило качество получаемого продукта и качество жизни человека в целом.

Верхний палеолит – эпоха людей современного типа. Они жили небольшими коллективами, постоянно перемещаясь с места на место в поисках добычи. Люди строили жилища, используя разные материалы, но на одном месте подолгу не задерживались. Только иногда, в силу благоприятных природных условий, если вокруг было много добычи или она появлялась регулярно во время сезонных миграций, они могли остаться жить дольше, или возвращаться на одно и то же место несколько раз. Это были охотники, рыболовы и собиратели. У них формируются сложные представления об окружающем мире и ритуалы, позволяющие с ним взаимодействовать: обряды, связанные с добычей еды – охотничьи, с умершими сородичами – погребальные, с продолжением рода и др.

Об этих представлениях свидетельствуют памятники изобразительного искусства и погребения.

Бюсты детей из парного погребения

Женская статуэтка

Заготовка браслета

Бивни мамонта

«Каменный век» Живописный фриз. Фрагмент 2

«Каменный век» Живописный фриз. Фрагмент 4

Парное погребение мальчиков со стоянки Сунгирь (реконструкция)

Двойная женская статуэтка

Женская статуэтка

Фигурки водоплавающих птиц

Составное орудие

Наконечник с боковой выемкой

Наконечник дротика с пазами

Заготовка браслета

Подвеска из нефрита

Игла из бивня мамонта

Игла из бивня мамонта

Гвоздик-булавка из бивня мамонта

Гвоздик-булавка из бивня мамонта

Угловой резец

Концевой скребок

Концевой скребок

Концевой скребок

Пластина с ретушью по краю

Угловой (срединный) резец

Угловой резец

Двойной резец

Пластина с ретушью по краю

Пластина с резцовым сколом

Скребок-резец

Скребок-резец

Интерьер

Художественное оформление зала, разработанное по программе одного из основателей музея А. С. Уварова, представляет собой художественную реконструкцию мира древнего человека.
Главным украшением зала стал живописный фриз В.М. Васнецова «Каменный век», который украсил стены музея в конце 1884 года.
Гипсовая рама фриза декорирована ямочно-гребенчатым узором, заимствованным с глиняных сосудов эпохи неолита Центральной России. Мозаика пола также повторяет этот геометрический узор.
Наличники окон оформлены рельефными изображениями каменных топоров, наконечников стрел и копий, глиняных горшков бронзового века, подобными обнаруженым А.С. Уваровым в 1873 году при раскопках могильника у деревни Фатьяново Ярославской губернии.

Оригинальные обрамления дверных проемов украшены нарезным геометрическим орнаментом, заимствованным с керамических изделий, найденных в пещерах Келецкой губернии царства Польского в конце 1870-х годов.

Подробнее…

Свернуть

Как выглядели человеческие сообщества 20 000 лет назад?

ГОВОРИТЕ КАК АРХЕОЛОГ

АРХЕОЛОГИЯ — изучение прошлой деятельности человека путем раскопок и анализа материальных артефактов и связанных с ними контекстов

АРТЕФАКТ — объект, созданный людьми в определенный момент времени, который показывает, как они жили и взаимодействовали

АУРОХ – форма крупного рогатого скота

ЭПИПАЛЕОЛИТ – доисторический период древнекаменного века, 20 000–10 000 лет назад, когда люди существовали как охотники-собиратели

EQUID — животное семейства лошадиных

ФАУНА — животный мир, присутствующий в регионе или времени

ОХОТНИК-СОБОТЧИК — образ жизни человека, при котором пища добывается в основном за счет собирательства, рыболовства и охоты

ИОРДАНИЯ – страна в Западной Азии

ХАРАНЕХ IV – археологический памятник в Иордании, содержащий свидетельства деятельности человека в эпоху эпипалеолита

ЛИТИК – колотый каменный инструмент и связанные с ним обломки, часто используемые для охоты, скобления и резки

НЕОЛИТ – период сразу после эпипалеолита, 10 000–4 500 лет назад, когда современные люди начали заниматься сельским хозяйством и приручать животных

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА — предметов, изготовленных и используемых людьми в прошлом и настоящем, которые могут представлять образ жизни людей, включая их мировоззрение

СЕДЕНТИЗМ —

проживание на одном месте в течение длительного периода времени (в отличие от кочевого образа жизни)

Жизнь людей была совсем другой 20 000 лет назад. Люди охотились на животных ради еды и только начали жить в поселениях. К сожалению, свидетельств этого периода очень мало. Археологи полагаются на артефакты, найденные в те времена, такие как каменные орудия труда, кости животных и человеческие останки, а также на контекст, в котором эти артефакты были изготовлены, использованы и выброшены (или утеряны), чтобы реконструировать прошлое.

Эти предметы часто концентрируются в доисторических местах, где люди проводили время; чем дольше они там находились, тем большее количество и разнообразие культурного материала можно было найти. Одно из таких мест, Харане IV на востоке Иордании, было изучено археологами докторами Лизой Махер и докторами Даниэль Макдональд в университетах Калифорнии и Талсы, где они обнаружили несколько хижин возрастом 20 000 лет наряду с другими археологическими находками. Их исследования показывают, что эта область была интенсивно занята охотниками-собирателями, которые были ответственны за рождение архитектуры в регионе.

ОБНАРУЖИВАЮЩЕЕ МЕСТО

Сегодня Харане IV находится в бесплодной пустыне. Однако во время последнего ледникового периода восточная Иордания была населена реками и болотами, что создавало идеальную среду для поселения охотников-собирателей. Большое количество людей собиралось здесь в течение длительных периодов времени. Эта привязанность к местоположению и введение социальных сетей в Харане IV и подключение его к другим близлежащим местам обычно ассоциируется с культурами, живущими тысячи лет спустя.

По этой причине Харане IV является самым плотным и самым большим эпипалеолитическим памятником под открытым небом в регионе. За последние 15 лет было раскопано более 4 миллионов камней, и в таком же количестве извлечены останки животных. Лиза и Даниэль собрали более 4000 морских раковин, доставленных на место из Красного и Средиземного морей, расположенных на расстоянии более 250 км. «Команда обнаружила даже более редкие предметы, такие как кости с регулярно вырезанными линиями и фрагмент известняка с геометрическими резными узорами», — говорит Лиза.

Это указывает на сложное переплетение социального, символического и идеологического поведения с повседневной деятельностью на месте.

РАСКОПКИ В ХАРАНЕ IV

Команда Лизы и Даниэль начинает работу, как только восходит солнце, около 4:45 утра, раскопки в более прохладное утро. Во второй половине дня, когда температура превышает 40 °C, проводятся лабораторные работы. Остатки древних растений отделяют от других артефактов с помощью системы водной флотации. Артефакты также промывают, сортируют и анализируют.

Наиболее распространенные артефакты, обнаруженные командой, — это небольшие лезвиеобразные и трапециевидные микролиты, разновидность каменных орудий. Сравнивая микроскопические следы на камнях с археологическими инструментами, Даниэль и Лиза считают, что они использовались общинами в эпипалеолите для различных задач, таких как охота, резка древесины и разделка животных. Каменные плиты изменили форму за то время, пока это место было занято, поскольку было исследовано больше ландшафта и стали доступны новые материалы. «Это позволило им использовать более эстетически красивое сырье, такое как фиолетовый и розовый кремни», — объясняет Даниэль.

Данные по фауне также показывают, что ели обитатели Харане IV. Были обнаружены свидетельства существования туров, непарнокопытных, лисиц, птиц и черепах, но около 90% фауны составляют кости газелей. Специалисты по фауне, работающие с Лизой и Даниэль, могут по их находкам рассказать, как готовили животных. «Есть свидетельства того, что люди коптили и сушили мясо на более позднем этапе оккупации», — говорит специалист Анна Спироу. Были обнаружены места для костра, окруженные небольшими отверстиями для столбов, слишком маленькими для архитектурного сооружения. «Мы интерпретируем это как остатки стеллажей для сушки, на которые подвешивали полоски мяса, чтобы коптить над огнем», — добавляет она.

ВАЖНОСТЬ АРХИТЕКТУРЫ

Лиза и Даниэль полностью раскопали две хижины размером около 2-3 метров с фундаментом, вырытым в земле. Стены и крыша были сделаны из хвороста и соломы поверх деревянных каркасов, а земляные полы были покрыты травой и тростниковыми циновками. После того, как хижины были покинуты, их сожгли, а их останки закопали в песок. Похоже, это было сделано намеренно, так как внутри были обнаружены груды сгоревших ядер рогов газелей, комки пигментов красной охры и сотни морских раковин.

Команда может определить, было ли поджог преднамеренным, по следам, которые оставляет огонь. Горение обычно ограничивается границами структуры, а другие элементы за пределами этой области остаются незатронутыми. Преднамеренное сжигание построек, по-видимому, является обычным явлением в Харане IV. Две структуры демонстрируют аналогичную последовательность строительства, использования и разрушения. Есть также свидетельства человеческих останков внутри одной из хижин. «Насколько нам известно, это первый известный случай помещения мертвых в здание, которое было намеренно сожжено», — говорит Лиза.

То, как люди обращались со своими умершими родственниками, трудно изучить, поскольку доказательства сгоревших строений с человеческими останками внутри встречаются редко. «Мы знаем, что женщина, найденная в хижине, была намеренно помещена туда вскоре после ее смерти», — объясняет Даниэлла. «Анализ, проведенный человеческими остеологами Джеем Сток и Эммой Помрой, пришел к выводу, что полнота скелета указывает на то, что она была помещена на пол перед разложением, где она была завернута в покрытие или закопана в песок, чтобы смягчить эффект огня». Похоже, огонь горел быстро и жарко, сжигая органический каркас, но лишь частично сжигая ее останки.

Это показывает раннюю связь между архитектурой и захоронением мертвых. Лиза и Даниэль считают, что женщина могла быть кремирована в здании, потому что оно принадлежало ей или больше не было пригодно для проживания кого-либо из местных жителей. Эта церемония связывает историю жизни человека с историей жизни здания. «Возможно, сожжение этих построек было памятным событием, ознаменовавшим как смерть, так и трансформацию, а также новое начало жизни», — говорит Даниэль.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА

«Чем больше мы смотрим, тем раньше мы находим доказательства сложной социальной, технологической, экономической и идеологической жизни людей прошлого», — объясняет Лиза. Черты, традиционно используемые для определения неолита — одомашнивание, сложное искусство, оседлый образ жизни, сети обмена на большие расстояния — появляются в доисторических записях раньше. Похоже, что вместо быстрой неолитической «революции» произошел длительный переход от эпипалеолита к неолиту.

Случаи, когда охотники-собиратели строили строения, создавали общины и хоронили своих мертвых, все еще редки в эпипалеолите. «Многие из обычаев захоронения, которые мы видим, намекают на обычаи, которые стали более распространенными в эпоху неолита», — объясняет Лиза. «Но мы можем обнаружить, что они существуют даже раньше, если продолжим раскопки на этих участках».

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Хотя в Харане IV было собрано много артефактов, это составляет лишь около 0,05% от общего количества артефактов, присутствующих в этом месте. Лизе и Даниэль все еще предстоит раскопать новую структуру хижины, и они хотят ответить на вопросы, касающиеся перехода к более общинной жизни на более поздних этапах и того, как это связано с основными изменениями климата, зарегистрированными в регионе.

Используя свои морские раковины и каменные знания, они также хотят понять, как далеко протянулись сети. Они изучают места в близлежащих регионах, таких как Азрак, а также на Кипре, чтобы понять масштабы движения охотников-собирателей до сельскохозяйственной деревенской жизни. «Мы определенно заинтересованы в продолжении работы на объекте, особенно с невероятной международной командой специалистов и хорошо подготовленными, способными студентами», — говорит Лиза.

DR LISA MAHER
Калифорнийский университет, Беркли, США

ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ: Доисторическая археология и геоархеология

ФОНДЫ: Национальный научный фонд, Национальный фонд гуманитарных наук, Национальный и исследовательский совет Канады Географическое общество, Фонд Веннера-Грена, Британский совет по исследованиям в области искусства и гуманитарных наук, Совет по британским исследованиям в Леванте, Американский центр зарубежных исследований, Фонд Хеллмана, Калифорнийский университет, Беркли

DR DANIELLE MACDONALD
University of Tulsa, US

ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ: Доисторическая археология и антропологическая археология

ФОНДЫ, Национальный совет по гуманитарным наукам и науке Великобритании (AHRC UKRI), Университет Талсы

СОВМЕСТНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ:  Изучение того, как жили и взаимодействовали ранние общины охотников-собирателей, путем анализа артефактов из поселения Харане IV в восточной Иордании

DR LISA MAHER
Калифорнийский университет, Беркли, США

ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ: Доисторическая археология и геоархеология

ФОНДЫ: Национальный совет по социальным и гуманитарным наукам Канады, Национальный фонд , Национальное географическое общество, Фонд Веннера-Грена, Британский совет по исследованиям в области искусства и гуманитарных наук, Совет по британским исследованиям в Леванте, Американский центр зарубежных исследований, Фонд Хеллмана, Калифорнийский университет, Беркли

DR DANIELLE MACDONALD
University of Tulsa, US

ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ: Доисторическая археология и антропологическая археология

ФОНДЫ, Национальный совет по гуманитарным наукам и науке Великобритании (AHRC UKRI), Университет Талсы

СОВМЕСТНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ:  Изучение того, как жили и взаимодействовали ранние общины охотников-собирателей, путем анализа артефактов из поселения Харане IV в восточной Иордании

О ДОИСТОРИЧЕСКОЙ АРХЕОЛОГИИ

Доисторическая археология изучает прошлое человечества до того, как начались исторические записи, и позволяет нам установить связь с теми, кто жил в совершенно другое время и в другом месте. «Опыт открытия чего-то, что не видели и о чем не думали тысячи лет, захватывает», — говорит Лиза. Мы полагаемся на материальные останки и имущество, чтобы понять, как люди жили в прошлом. «Это гигантская головоломка, на которую нет правильного ответа; наше понимание меняется каждый раз, когда мы собираем новые данные или используем новую теорию для интерпретации прошлого», — говорит Даниэль.

Лиза и Даниэль согласны с тем, что работа с местным населением является важной частью археологии. Опыт возвращения в одни и те же деревни каждый год дает опыт, отличный от опыта туриста, и напоминает о разнообразии людей во всем мире. «Эти места становятся вторым домом; вы становитесь частью нового сообщества», — говорит Лиза. «Связи, построенные с прошлым и настоящим, бесценны».

Даниэль подчеркивает важность работы в команде международных археологов. «Это редкий шанс быть с сообществом людей, которые одинаково любят древнее прошлое», — говорит она. Тем не менее, быть вдали от дома в течение нескольких месяцев представляет собой проблему. Хотя напарник Лизы тоже археолог, теперь у нее молодая семья, а это значит, что путешествия более ограничены по масштабам и продолжительности. Даниэлла тоже сталкивается с этой проблемой, но говорит, что это стало проще, когда в их раскопке есть подключение к Интернету.

ИЗУЧИТЕ КАРЬЕРУ В ДОИСТОРИЧЕСКОЙ АРХЕОЛОГИИ

• Существуют национальные организации, располагающие информацией и ресурсами для студентов, заинтересованных в получении дополнительной информации о прошлом. К ним относятся Общество американской археологии и Американская антропологическая ассоциация.

• Университет Талсы реализует программу под названием Tulsa Undergraduate Research Challenge (TURC): Junior Program. Летом старшеклассники приходят в лабораторию, где они работают вместе с преподавателями и аспирантами, помогая в сборе и анализе данных.

ПУТЬ ОТ ШКОЛЫ К ДОИСТОРИЧЕСКОЙ АРХЕОЛОГИИ

• Археология и антропология охватывают широкий спектр дисциплин. Для того, чтобы получить степень в любой, фундамент в истории или социологии является хорошим началом. Они научат вас взаимодействовать с культурным разнообразием людей через разные призмы.

• Лиза считает геологию хорошей основой. «География позволяет связать географические информационные системы (ГИС) и дистанционное зондирование с археологией, а биология хороша, если вы хотите заняться биологической антропологией», — добавляет она. Другие полезные предметы включают естественные науки, математику и английский язык.

• Археологию можно совмещать с другими курсами в университете. Например, психология может решать вопросы об эволюции современного человеческого поведения.

ЗНАКОМЬТЕСЬ С ЛИЗОЙ

Меня всегда интересовало прошлое, и я ломал голову над тем, что материальные следы прошлых людей могут рассказать нам об их жизни. В старших классах у меня был учитель истории, который считал, что археологом должен стать каждый. Его уроки были такими увлекательными, что у меня болела рука после каждого занятия от записей!

Я получил степень в Университете Лейкхед в северной части Онтарио и впервые начал копать на западном побережье Канады. Я защитил докторскую диссертацию в Университете Торонто, где впервые побывал в Иордании, и меня зацепило. После должности постдока и исследователя в Кембриджском университете я поступил на факультет антропологии в Беркли в качестве археолога-эколога. Сосредоточившись на реконструкции динамики человека и окружающей среды, я более двадцати лет руковожу археологическими проектами в Иордании. Я также работал во многих других странах по всему миру, и недавно расширил свой кругозор, чтобы исследовать островную археологию и прибытие людей на Кипр и Гавайи.

Будучи студенткой бакалавриата, я часто была единственной женщиной на уроках геологии и единственной, кто совмещал археологию и науки о Земле. Я стремлюсь к разнообразию в археологических науках и надеюсь расширить возможности для женщин и других недостаточно представленных групп в кампусе и в различных местах, где я провожу полевые исследования. В Иордании археология — недопредставленная и низкооплачиваемая профессия. Мы хотим внести свой вклад в подготовку будущих поколений иорданских ученых-археологов, для которых возможности профессионального обучения традиционно ограничены. Быть женщиной-профессиональным археологом в Иордании — непростая карьера.

Мне нравится то, что я делаю, потому что доисторическая археология имеет большое значение в современном мире! Из того, как мы взаимодействовали в прошлом, можно извлечь важные уроки. У людей сложная и разветвленная эволюционная и социальная история. Если я чему-то и научился из недавних глобальных событий и текущих социальных движений, так это тому, что прошлое может многое рассказать нам и научить нас. Знание о прошлом просвещает; он обеспечивает путь вперед, способ связывать людей, инициировать разговоры и предоставлять инструменты для изменений сегодня и движения вперед.

ЗНАКОМЬТЕСЬ С ДАНИЭЛЬ

Я всегда хотела стать археологом! Я вырос в Торонто, Канада, и мои родители водили меня в Королевский музей Онтарио. Я был очарован египетскими коллекциями, мумиями и динозаврами. Я знал, что хочу изучать прошлое, и записался на курсы археологии, когда получил степень бакалавра.

Мои тетя и дядя были антропологами, поэтому я вырос среди антропологов. Они преподавали в двух разных колледжах Чикаго: моя тетя была культурным антропологом, а дядя — биологическим антропологом. Увидев взрослых, сделавших карьеру антрополога, я понял, что и сам могу им стать.

Самыми важными качествами, которыми я руководствовался на своем пути археолога, были любопытство и желание учиться. Желание исследовать и открывать новые вещи помогает мне сосредоточиться и вдохновляет на исследования. Археология — это процесс открытий, и когда мы узнаем о прошлом, мы также открываем новые вещи о настоящем, лучше понимая наши собственные отношения с материальной культурой и окружающим миром.

Так важно проводить свободное от работы время! Иногда вам нужно некоторое расстояние от проблемы, чтобы увидеть ее более четко или понять общую картину. Чтобы отключиться, я люблю ходить в походы со своими собаками (одну из которых я усыновила из Иордании) и проводить время с друзьями.

ГЛАВНЫЙ СОВЕТ ЛИЗА И ДАНИЭЛЬ

Будьте любопытны и проактивны . Пока вы учитесь в школе, обращайтесь в местное археологическое общество и посещайте лекции, семинары и школы раскопок. Когда вы пойдете в университет, свяжитесь с профессорами и спросите, есть ли у них какие-либо возможности волонтера в их лаборатории. Вы будете удивлены, сколько профессоров в восторге от того, что у них есть дополнительная пара рук, помогающих с анализом!

У вас есть вопрос к Лизе или Даниэль?
Напишите это в поле для комментариев ниже, и Лиза или Даниэль свяжутся с вами. (Помните, исследователи очень занятые люди, поэтому вам, возможно, придется подождать несколько дней.)

Первая человеческая культура просуществовала на 20 000 лет дольше, чем считалось создание традиций, впервые заложенных самыми ранними представителями нашего вида

Homo sapiens появился в Африке около 300 000 лет назад, где были найдены его окаменелости с самыми ранними культурными и технологическими проявлениями нашего вида. Этот репертуар, обычно называемый «средним каменным веком», широко использовался на большей части Африки примерно до 60 000–30 000 лет назад. Новое исследование в Сенегале показывает, что эта «первая человеческая культура» существовала до 11 000 лет назад — на 20 000 лет дольше, чем считалось ранее.

Полевые исследования под руководством доктора Элеоноры Шерри, главы Панафриканской исследовательской группы по эволюции в Институте истории человечества им. Макса Планка в Германии, и доктора Хади Нианг из Университета Шейха Анта Диопа в Сенегале задокументировали самое молодое известное явление. среднего каменного века. Этот репертуар методов отслаивания камня и полученных в результате инструментов включает в себя особые способы получения острых отщепов путем тщательной подготовки конкреций породы, некоторым из которых иногда придавали форму инструментов, известных как «скребки» и «острия». Находки среднего каменного века чаще всего встречаются в африканских записях примерно между 300 и 30 тысячами лет назад, после чего они в основном исчезают.

Долгое время считалось, что эти типы инструментов были заменены 30 тысяч лет назад радикально другим, миниатюрным набором инструментов, лучше подходящим для диверсифицированных стратегий выживания и моделей передвижения по Африке. В статье, опубликованной на этой неделе в Scientific Reports , Шерри и его коллеги показывают, что группы охотников-собирателей на территории современного Сенегала продолжали использовать технологии среднего каменного века, связанные с самой ранней предысторией нашего вида, еще 11 тысяч лет назад. Это контрастирует с давним мнением о том, что основные доисторические культурные фазы человечества происходили в четкой и универсальной последовательности.

«Последний Эдем»?

«Западная Африка — настоящий рубеж для исследований эволюции человека — мы почти ничего не знаем о том, что происходило здесь в глубокой предыстории. Почти все, что мы знаем о происхождении человека, экстраполировано из открытий в небольших частях восточной и южной Африки», — говорит доктор Элеонора Шерри, ведущий автор исследования.

Чтобы восполнить этот пробел в данных, Шерри и Нианг разработали исследовательскую программу для изучения различных регионов Сенегала. Программа простирается от окраин пустыни Сенегала до его лесов и вдоль различных участков его основных речных систем: Сенегала и Гамбии, где они обнаружили множество памятников среднего каменного века, все с удивительно молодыми датами.

 «Эти открытия демонстрируют важность исследования всего африканского континента, если мы действительно хотим разобраться в глубинах человеческого прошлого.» говорит доктор Хади Нианг. «До нашей работы история из остальной части Африки предполагала, что задолго до 11 тысяч лет назад последние следы среднего каменного века — и образ жизни, который он отражает, — давно исчезли».

Объяснить, почему этот регион Западной Африки был домом для такого позднего существования культуры среднего каменного века, непросто.

«На севере этот регион встречается с пустыней Сахара», — объясняет доктор Джимбоб Блинкхорн, один из авторов статьи. «На востоке есть тропические леса Центральной Африки, которые часто были отрезаны от тропических лесов Западной Африки в периоды засухи и фрагментации. Даже речные системы в Западной Африке образуют автономную и изолированную группу».

«Возможно также, что этот регион Африки меньше пострадал от повторяющихся циклов изменения климата», — добавляет Шерри. «Если бы это было так, относительная изоляция и стабильность среды обитания, возможно, просто привели к тому, что потребность в радикальных изменениях в средствах к существованию была небольшой, что нашло отражение в успешном использовании этих традиционных наборов инструментов».

«Единственное, в чем мы можем быть уверены, так это в том, что эта настойчивость связана не просто с отсутствием возможности инвестировать в разработку новых технологий. Эти люди были умны, они знали, как выбрать хороший камень для изготовления инструментов и использовать ландшафт они жили», — говорит Ньянг. разные регионы

Это поразительное открытие сопровождается тем фактом, что в Западной Африке основной культурный переход к более миниатюрным инструментам также происходит очень поздно по сравнению с остальной частью континента. В течение относительно короткого времени население среднего каменного века жило вместе с другими, использующими недавно разработанные миниатюрные наборы инструментов, называемые «поздним каменным веком».

 «Это соответствует генетическим исследованиям, предполагающим, что африканцы, жившие в последние десять тысяч лет, жили в очень разделенных популяциях», — говорит доктор Нианг. «Мы не уверены, почему, но помимо физического расстояния, возможно, существовали и некоторые культурные границы. Возможно, население, использующее эти разные материальные культуры, также жило в немного разных экологических нишах».

Около 15 тысяч лет назад в центральной и западной Африке произошло значительное увеличение влажности и рост лесов, что, возможно, связало разные районы и обеспечило коридоры для расселения. Возможно, это означало окончательный конец первого и самого раннего культурного репертуара человечества и положило начало новому периоду генетического и культурного смешения.

«Эти результаты не соответствуют простой однолинейной модели культурных изменений в направлении «современности», — объясняет Шерри.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *