Махабалипурам индия: Мамаллапурам, энциклопедия индийского зодчества | TourPedia.ru

Мамаллапурам, энциклопедия индийского зодчества | TourPedia.ru

Махабалипурам, известный также как Мамаллапурам — это единственная территория в индийском штате Тамил-Наду, где смесь солнца, песка, океана и старинных храмов приправлена ароматом древности. До нашего времени здесь сохранилось множество уникальных храмов, памятников, монументов и скульптур, что позволило этой удивительной достопримечательности Индии быть включенной в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

После распада на рубеже VII–VIII веков империи Гуптов на территории Индии утверждаются многочисленные государства и княжества. В юго-восточной части страны ведущая роль перешла к процветающему государству Паллавов. Начавшееся здесь с широким размахом строительство и привело к созданию удивительного храмового комплекса в Махабалипураме близ города Ченнаи (Мадраса).

Содержание

Махабалипурам, памятник древнеиндийского зодчества

Махабалипурам был построен при царе Нарасимхавармане I (640–674) из династии Паллавов, известном также под именем Мамалла. Расположенные на морском берегу, среди песчаных дюн и скал, храмы Махабалипурама представляют собой необычайный, словно по волшебству возникший архитектурный комплекс.

Он включает в себя центральный Прибрежный храм, пять маленьких скальных храмов-ратх, комплекс пещерных храмов и грандиозный наскальный рельеф «Нисхождение Ганга», представляющий собой уникальное явление во всем мировом искусстве и позволяющий Махабалипураму встать в один ряд с такими признанными шедеврами древнеиндийской архитектуры, как грандиозный подземный храм-колодец Рани-ки-Вав, священные пещеры Эллоры и Аджанты, удивительный архитектурный комплекс Кхаджурахо, великие памятники Хампи.

Прибрежный храм служит центром всего ансамбля. Он представляет собой высокую башню-шикхару пирамидальной формы, стоящую на квадратной платформе-цоколе с идущей вокруг галереей. Далеко видная с моря, эта башня еще в VII веке была оснащена навигационными огнями, помогавшими рыбакам и морякам найти дорогу в ночном море. Стены храма поддерживают статуи священного быка Нанди, посвященного богу Шиве.

К главной башне примыкает вестибюль и небольшое промежуточное помещение, через которое можно попасть в большой зал для церемоний, поддерживаемый могучей колоннадой. Мощеный двор храма окружает каменная ограда, на которой восседают священные быки Нанди. Множество других скульптур храма, в том числе и из числа его внутреннего убранства, погибло, и причиной тому – влажный морской климат.

Драгоценные шкатулки Мамаллапурама

Маленькие храмы-ратхи названы по именам эпических героев и богов: Арджуна-ратха, Дхармараджа-ратха, Бхима-ратха, Сахадева-ратха и Ганеша-ратха. Последняя посвящена слоноголовому богу Ганеше. Ратхи целиком высечены из монолитных скал с тщательностью, характерной, скорее, для скульптурных произведений.

Высота самого большого из этих храмов не превышает 14 м в высоту. Внутреннее помещение в них в большинстве случаев отсутствует. Все пять ратх отличаются друг от друга, и в облике каждой запечатлен один из типов индийских храмов, существовавших в то время. Таким образом, ратхи Мамаллапурама представляют собой как бы мини-энциклопедию индийского зодчества.

Самая маленькая ратха – Арджуна-ратха – представляет собой массивное квадратное здание с завершением в виде скошенного с четырех сторон купола. Его иногда называют еще «жилищем аскета». Бхима-ратха – ярусное сооружение с бочкообразным сводом, прямоугольное в плане, опоясанное колоннадой. Похоже выглядит и Сахадева-ратха, но она имеет множество уменьшающихся друг за другом ярусов, имитирующих этажи.

Дхармараджа-ратха – самая большая, квадратная в плане, завершается высокой пирамидальной надстройкой. Все это очень напоминает модели «настоящих» индийских храмов из разных областей, но тем не менее ратхи Махабалипурама имеют самостоятельное значение и являются настоящими сокровищницами архитектуры и декоративного искусства.

Иногда их сравнивают с драгоценными резными шкатулками. К пяти ратхам примыкают высеченные из скалы громадные фигуры священных животных, связанных с культом бога Шивы: слона, льва, быка Нанди.

Севернее Ганеша-ратхи находится огромный валун, известный как Масляный Мяч Кришны. Он стоит неподвижно, и всё таки, глядя на него кажется , что он вот-вот покатится. Оригинальное название мегалита звучит как «Vaan Irai Kal», что в переводе с тамильского языка означает «Камень Небесного Божества».

«Масляный мяч Кришны» стал популярной туристической достопримечательностью, которую тысячи людей посещают каждый год. И дети, и взрослые страстно мечтают увидеть этот таинственный камень, который невозможно сдвинуть с места никакими силами и средствами. Он достигает около пяти метров в диаметре и опасно накренен под углом 45 градусов.

Удивительные барельефы Махабалипурама

Пещерные храмы Мамаллапурама также посвящены богу Шиве. Их размеры не превышают 8 м в ширину и в глубину. Они считаются типичными для Индии архитектурными сооружениями подобного рода и представляют собой вырубленные в скале маленькие залы с колонным портиком в форме веранды, тщательно обработанным и богато украшенным резьбой и скульптурой. Главными элементами этих святилищ являются ниши с большими многофигурными рельефами на темы брахманской мифологии.

Среди пещерных храмов выделяется так называемая пещера братьев Пандавов («Панча-Пандава-мандапа») с большим рельефом, изображающим бога Кришну, а также храм Тримурти с посвященными Шиве статуями. Один из самых ранних пещерных храмов носит название Кришна Мантапарам. Его рельефы рассказывают о том, как Кришна поднял гору Говардхана, чтобы защититься от бога Индры, это событие произошло в окрестностях современного города Вриндаван.

Непревзойденным шедевром средневекового индийского искусства является грандиозный рельеф «Нисхождение Ганга». Его длина составляет 27 м, высота – 9 м. Высеченный из розоватого гранита, расположенный прямо под открытым небом, на главной площади комплекса, он, судя по всему, был предназначен для массовых празднеств и ритуалов.

Центром рельефа является расщелина, из которой во время торжественных церемоний через специально устроенную систему водопадом низвергались потоки воды, символизирующие священные воды Ганга. Вода, так необходимая для благополучия жителей тропической страны, служит объектом общего поклонения. К ней устремлены все многочисленные фигуры живых существ, изображенные на монументальном рельефе.

Единый порыв объединил представителей «верхних» и «нижних» сфер мира. Все устремляются к воде: небесные существа-дэвы, божественные музыканты-гандхарва; духи воды – громадные извивающиеся змеи-наги; жрецы-брахманы и мудрецы; знатные вельможи в нарядных одеждах; монахи-аскеты и простые люди-миряне, держащие в руках и несущие за плечами сосуды для воды; животные и птицы.

В огромной многофигурной панораме, переполненной неисчислимым количеством всевозможных живых существ, небесное соседствует с земным, мифическое переплетается с реальным. Под фигурами летящих небесных существ, дэва и гандхарва, возвышаются монументальные, выполненные почти в натуральную величину фигуры слонов и слонят, выполненные с необыкновенным реализмом.

Здесь же присутствуют чисто бытовые сценки: жрецы-аскеты молятся у стен небольшого святилища, женщины доят буйволиц. Всю композицию как бы освящает бог Шива, фигура которого изображена слева от расщелины.

Рельеф «Нисхождение Ганга» в Махабалипураме сыграл огромную роль в искусстве Индии и соседних стран. Его мотивы отчетливо прослеживаются во многих других индийских постройках, в рельефах индонезийских Прамбанана и Боробудура, а также храмов Центральной Явы и Цейлона.

Индия, карта Мамаллапурама

 

Махабалипурам: отзыв о поездке по Тамил Наду

Начинаем наш трип по штату Тамил Наду с небольшого городка Махабалипурам.

Немного истории.

С начала IV и до конца IX века на севере Тамил Наду существовало государство Паллавов. Население Паллавов принадлежали к дравидскому роду. Из-за сильных отличий от остальных индийцев, антропологи выделяют дравидов в отдельную расу — дравидскую.

Дравидские народы создали одну из древнейших и самых развитых цивилизаций — цивилизацию долины Инда, которая погибла в результате экологических катастроф и войн.

Во времена Паллавов Махабалипурам (в то время Мамаллапурам — по имени одного из царей) был главным торговым и военным портом царства.

Сегодня Махабалипурам небольшой курортный город, с двумя сувенирными улицами, отелями и ресторанами, мастерскими резчиков по камню и все это в окружении исторических памятников.

Махабалипурам: транспорт и отели

Как добираться

Махабалипурам находится в 60 км на юг от столица штата — Ченнаи. Есть несколько способов доехать из Ченнаи в Махабалипурам:

1. Такси из аэропорта.

Прилетели в Ченнаи поздно вечером, поэтому решили пойти по простому пути и на стойке pre-paid taxi в аэропорту взяли машину. Стоило это  800 рупий. Оплатили, получили квитанцию, пошли к месту стоянки таксистов.

Розовую квитанцию я не успел спрятать в карман, поэтому на выходе из аэропорта нас поймал зоркий помогала даже с бейджиком. Он попытался выхватить бумажку, чтобы куда-то отвести, попутно объясняя, что только он знает где такси. Конечно был сразу послан и просто шел рядом, махая руками, типа мы тупые и он показывает как надо идти.

101 способ развода туристов на бабульки

Где такси и так было понятно, поэтому подошли, отдали начальнику таксистов квитанцию, которую он тут же записал в гросбух, времен королевы Виктории. Назойливый хэлпер все терся рядом, проводил до машины, попытался схватить рюкзак, получил по руке. Пару раз кинулся под колеса, чтобы ему дали денег. Водитель жестами спросил — будете давать? Расставаться с рупиями не было никакого желания, поэтому он газанул и через 5 минут мы встали в пробку. И эти несчастные 60 км ехали больше двух часов.

Как вариант можно еще заказать трансфер у kiwi, но будет дороже. Зато с табличкой встретят.

2. Поездом.

В Махабалипураме нет ЖД станции. Ближайшая в Chengalpattu. Оттуда еще 25 км на такси. Из Ченнаи до Chengalpattu на поезде около 1 часа, из Бангалора 6 часов.

Все про поезда в Индии: как покупать билеты, описание вагонов

3. Автобусом

Самый демократичный вариант. Искать в расписаниях нужно не Махабалипурам, а Mamallapuram.

В Ченнаи автовокзал находится на станции метро CMBT  (Chennai Mofussil Bus Terminus metro station). Ищите автобус 599, как я понимаю он относится к городской автобусной сети Ченнаи и ходит очень часто. Также можно искать автобусы, которые едут в Pondicheery, но с заездом в Махабалипурам (Mamallapuram).

Где остановиться в Махабалипураме

Мы останавливались на одну ночь в гестхаусе Vinodhara. Большой гест, нормальные чистые номера, вокруг приятные соседи — одни французы, вайфай ловит везде, завтрак скромный. Очень удачно расположен. В Махабилипураме несколько туристических улиц — одна с сувенирами, другая с кафе. Гест примерно посередине. До океана 5 минут пешком, до главных достопримечательностей столько, но в другую сторону. Так что если этот не подойдет, ориентируйтесь на отели рядом. 

Если нужен шикарный отель в Махабилипураме, то рекомендую Radisson Blue Resort Temple Bay.

Чем заняться в Махабалипураме

Все достопримечательности можно посмотреть за полдня и уезжать дальше. Но Махабалипурам можно использовать как место для акклиматизации к Индии, климату. Это побережье, зимой солнечно, жарко. Купаться навряд ли получится — все-таки Бенгальский залив холодный, да и волны с течением. Зато можно загорать, пить фрэши и читать книжки, что с удовольствием и делают туристы из Франции, которых больше всего в Махабалипураме.

Если приехали в Махабалиперам в январе, то попадете на ежегодный фестиваль танца и праздник Понгал, который отмечается в Тамил Наду.

Понгал — праздник урожая, проводится 14-16 по всему штату. Для нас это ничего особенного, но индийцы активно перемещаются по всему Тамил Наду, ходят в гости и проводят разные мероприятия.

На каждом углу тут же появляется торговля всяким барахлом. Не с пустыми же руками ходит в гости.

Фестиваль танца — устраивают ежегодно в Махабалипураме. Длится весь январь. Мы как раз попали на один из дней. Опен-эйр, вечер, большая сцена. Атмосфера демократичная, все сидят на траве. Возле сцены есть пластмассовые стулья. Можете подходить, занимать любое свободное. Это как раз для туристов и ВИП-гостей.

Много приезжих на автобусах из других городов Индии. Автобусами заставлено все в округе, в них же и спят едят, стирают и сушат вещи. 

В дни праздников приезжает и много паломников. Обратите внимание на этих женщин. В индуизме есть четыре основных направления: вишнуизм, шиваизм, шактизм, смартизм. Шактизм обожествляет женское начало — богиня Шакти. Паломников — шактистов легко узнать в толпе по их красным нарядам.

6 главных достопримечательностей Махабалипурама

В Махабилипураме множество мастерских, в которых изготавливают изделия из камня. В основном это различные статуи буддистской тематики от маленьких до огромных садовых скульптур. По дороге из геста Винодхара их будет множество. Возле всех достопримечательностей дежурят заманиватели в магазины.

1. Масляный шар Кришны (Krishna’s Butter Ball).

Просто огромный круглый каменный валун, возле которого все фотографируются. 

Вокруг шара парк, обязательно надо пройти по тропинкам, чтобы найти несколько небольших пещерных храмов. Не рассчитывайте на нечто грандиозное, но просто представьте, что это выдолблено в камне.

2. Недалеко расположен огромный барельеф «Нисхождение Ганги» или как еще он известен — «Покаяние Арджуны»

Никакого ритуального значение этот барельеф не имеет. На скале искусно вырезаны сцены из божественной жизни — фигурки людей, богов, птиц, животных. Арджуна — герой индийского эпоса «Махабхарата».

Рисунок скорее всего был сделан в VII веке и является иллюстрацией истории реки Ганги, которая вытекает из источника в Гималаях.

3.  Храм старого маяка и пещера Махишасурамардини.

Боковые стены пещеры, которая расположена внизу маяка украшены изображениями Дурги, сражающейся с демоном Михишасурой.

Дурга («непобедимая») — одна из самых популярных богинь в индуизме. Изображается в виде десятирукой женщины, сидящей на гималайском тигре и держащей в руках оружие и атрибуты различных богов, например трезубец Шивы или диск Вишну.

Дальше история из Википедии, она показалась мне интересной, поэтому привожу полностью.

Махишасура был сыном царя всех асуров Рамбхи. Рамбха однажды влюбился в буйволицу, которая на самом деле была принцессой Шьямалой, превратившейся в животного в результате проклятия. От этого союза и родился Махишасура, обладавший способностью произвольно принимать форму человека или буйвола.

Долгое время Махишасура совершал аскезы и медитацию, желая удовлетворить Брахму и получить от него благословения. В конце концов Брахма явился пред Махишасурой и дал ему благословение, согласно которому тот не мог быть убит ни человеком, ни богом.

После этого Махишасура стал причинять огромные беспокойства как обитателям Земли, так и жителям небесных планет. Тогда обеспокоенные боги собрались вместе и создали юную женщину, богиню Дургу, которая воплотила в своей прекрасной форме могущество всех богов. Согласно одной из версий легенды, Дурга создала армию, которая сразилась с войском Махишасуры. В ходе девятидневной битвы, армия демона была полностью разгромлена. Сам Махишасура был убит Дургой на десятый день.

4.  Храм Махабилипурама.

Действующий вишнуистский храм (поклоняются богу Вишну). Фотографировать внутри нельзя. Но зайти внутри стоит обязательно, он небольшой и много времени не займет.

5.  Прибрежный храм (Shore Temple).

Прибрежный храм, который мы видим сегодня — это восстановленная копия древнего храма, который сильно пострадал от разрушительного цунами 2004 года.

Есть такая городская легенда. Всего было построено 7 храмов на берегу. Красоты Махабалипурама вызвали зависть у бога дождя Индры и он затопил весь город, оставив на берегу только один храм.  

И возможно даже что это не легенда, а просто приукрашенная история. Незадолго до цунами ученые обнаружили вблизи береговой линии подводные сооружения. А перед самим цунами вода сильно отступила и обнажились различные антропогенные строения, возможно остатки древнего порта.

Для спасения храма от разрушения в 2004 году, власти соорудили дамбу, что отделить его от моря, а на берег выбросило много различных артефактов, которые не принадлежали к Прибрежному храму.

Вход на территорию Прибрежного храма платный, вход 250 рупий, включает посещение Пяти колесниц.

6.  Пять колесниц (Pancha Pandava ratha).

Они находятся подальше, на выезде из города. К этому времени солнце было уже совсем высоко, очень жарко идти даже 2 км не было совсем никаких сил, поэтому мы взяли тук-тук.

Не сказал бы, что Pancha Pandava ratha нечто грандиозное или великолепное, скорее чисто объект для галочки. Причем покупать билет вовсе не обязательно, если не планируется ходить между «колесницами» или взбираться на них.

Снаружи все и так видно.

На небольшой территории расположены 5 храмов — колесниц, которые вырезаны из цельного камня, стены украшены фигурами богов и животных. Слон при входе в натуральную величину.

Ну а мы двигаемся из Махабалипурама дальше в Канчипурам — город тысячи храмов.

Еще про Индию:

Мамаллапурам | исторический город, Индия

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Викторины

  • Откройте для себя Индию

Группа памятников в Махабалипураме

Выдающаяся универсальная ценность

Краткое обобщение

Махабалипурам (или Мамаллапурам), расположенный вдоль побережья Коромандел на юго-востоке Индии, был знаменитым портовым городом Паллавов. Группа памятников здесь состоит из высеченных в скале пещерных храмов, монолитных храмов, барельефных скульптур и структурных храмов, а также раскопанных остатков храмов. Династия Паллавов, правившая этой территорией между 6 и 9 вв.века нашей эры, создали эти величественные здания.

Группа памятников в Махабалипураме занимает особое место в классической индийской архитектуре. Эти величественные здания свидетельствуют о высоком уровне мастерства в регионе в 6 веке нашей эры. При создании этих сооружений использовался природный ландшафт, благодаря чему мастерство паллавских мастеров стало общеизвестным. Памятники можно разделить на пять категорий:

Мандапы (высеченные в скале пещеры): Во времена Нарасимхавармана-и Мамаллы в скальную среду были введены новые инновации в виде пещерных храмов. Известными примерами пещерного храма являются Конеримандапа, пещера Махишмардини и Варахамандапа. Эти высеченные в скале пещеры богато украшены скульптурными изображениями, известными своей естественной грацией и гибкостью. Среди них заслуживают внимания Махишамардини, Бхувараха, Гаджалакшми, Тиривикрама и Дурга.

Ратхи (монолитные храмы): Монолитные храмы местные жители называют «ратха» (колесница), так как они напоминают храмовые колесницы для процессий. Каждый из этих пяти монолитных храмов высечен из огромного валуна. Они отображают полную форму и черты современной формы храма и показывают вариации как в плане, так и в плане. Они украшены богатой резьбой с художественными мотивами и настенными панелями с изображением многих индуистских божеств и королевских портретов.

Скальные рельефы: Скульптурные барельефы — еще один очень важный класс мастерских творений, созданных во время правления Мамаллы. В Мамаллапураме есть четыре таких барельефа, наиболее примечательными среди которых являются «Покаяние Арджуны» и «Говардханадхари».

Храмы: Король Раджасимха представил крупномасштабную структурную архитектуру. Самым ранним и самым скромным является храм Мукунданаянанар, за которым следует храм Олакканешвара, расположенный на скале возле маяка. Темп структурных построек завершился созданием знаменитого храма на берегу, имеющего наиболее ограниченную планировку виманы Дравиды, величественно окаймляющей море.

Раскопанные останки: Непрерывное удаление песка в течение определенного периода времени позволило обнаружить несколько погребенных строений вокруг храма на берегу. Уникальными среди них являются ступенчатая структура, миниатюрная святыня, изображение Бхувараха, лежащее изображение Вишну и колодец времен правления царя Паллавы Нарасимхавармана Раджасимхи (638–660 гг. Н. Э.), Все они высечены в живой скале. Недавно были раскопаны остатки дополнительных храмов, в том числе один к югу от храма на берегу.

Критерий (i): Барельеф «Нисхождение Ганга», как и барельеф острова Элефанта, является уникальным художественным достижением.

Критерий (ii): Влияние скульптур Махабалипурама, характеризующихся мягкостью и податливостью их моделирования, распространилось далеко в такие места, как Камбоджа, Аннам и Ява.

Критерий (iii): Махабалипурам в первую очередь является свидетельством существования цивилизации Паллавов на юго-востоке Индии.

Критерий (vi): Святилище является одним из основных центров культа Шивы.

Целостность

В пределах Группы памятников в Махабалипураме расположены все элементы, необходимые для выражения выдающейся универсальной ценности серийной собственности, включая мандапы, ратхи, наскальные рельефы, храмы , и раскопки. великой династии Паллавов. Имущество находится в хорошем состоянии сохранности. Нет никаких серьезных угроз, затрагивающих собственность, которая находится под наблюдением и в хорошем состоянии Археологической службой Индии. Выявленные потенциальные угрозы целостности объекта включают посягательство и самовольное строительство в запрещенных/регулируемых зонах.

Подлинность

Собственность остается в своем подлинном состоянии с точки зрения расположения, форм, материалов и дизайна. Подлинность собственности сосредоточена на создании и экспериментировании в архитектуре рупестра, кульминацией которой стала эволюция структурных храмов. Артефакты, обнаруженные во время недавних раскопок, повышают ценность объекта как воплощения шедевра человеческого творческого гения.

Требования к защите и управлению

Объект охраняется, охраняется и управляется Археологической службой Индии (ASI) в соответствии с Законом о древних памятниках, археологических памятниках и руинах (AMASR) (1958 г.) и его Правилами (1959 г.), поправками (1992 г.) и Поправками. и Закон о проверке (2010 г.). Запрещенные (100 м) и регулируемые (200 м) зоны, окружающие объект всемирного наследия, находятся под постоянным наблюдением, чтобы свести к минимуму неблагоприятное воздействие. ASI поддерживает регулярный график консервации и мониторинга, чтобы гарантировать, что объект находится в хорошем состоянии сохранности. Оценка состояния сохранности объекта, а также планы управления посетителями и ландшафтом составляют основу долгосрочного управления, направленного на поддержание выдающейся универсальной ценности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *