Транспорт между Гонконгом, Макао, Шэньчжэнем, Гуанчжоу и Жухаем
Те, кто часто и активно путешествует по Юго-Восточной Азии, знает, что для пересадки между самолетами иногда необходимо переехать из Гонконга в Шэньчжэнь или Макао или наоборот, а чтобы посмотреть автогонки или авиашоу в Чжухае, нужно сначала прилететь в Гонконг. В этом разделе мы расскажем вам, как перемещаться быстро и удобно между 5 популярными городами этого региона: Гонконг, Макао, Шэньчжэнь, Гуанчжоу и Чжухай.
Общую схему перемещения между этими городами мы показали на рисунках.
*******************************************************************************************************************
Для начала хорошая новость для прилетающих в Гонконг — добраться в любой из этих городов можно прямо из аэропорта. Паромный порт SkyPier в международном аэропорту Гонконга (HKIA) обеспечивает скоростные паромные перевозки для пассажиров. SkyPier обслуживает следующие девять портов:
- Донгуан
- Гуанчжоу (Guangzhou Lianhuashan)
- Гуанчжоу (Guangzhou Nansha)
- Макао (Maritime Ferry Terminal)
- Макао (Taipa)
- Шэньчжэнь (Shenzhen Fuyong)
- Шэньчжэнь (Shenzhen Shekou)
- Чжуншань
- Чжухай (Zhuhai Jiuzhou)
Но обо всем по порядку
Как добраться в Макао из Гонконга
Паром
Самый популярный и приятный способ попасть из Гонконга в Макао — это сесть на паром, в аэропорту либо в самом Гонконге. Расписание паромов и стоимость билетов из аэропорта Гонконга в Макао (Тайпа) можно посмотреть здесь, а в Макао Maritime Ferry Terminal — здесь.
Паромы из Гонконга в Макао отправляются с нескольких причалов, а именно China Ferry Terminal в Tsim Sha Tsui (компания First Ferry), в Central на острове Гонконг (компания Turbojet) и Tuen Mun Terminal на Новых Территориях (компания Turbojet). С последнего также отправляются паромы из Гонконга в аэропорт Женьчженя. Кроме того, есть паромы до паромного терминала на Тайпа, которыми можно добраться непосредственно в казино Макао.
Частота отправления
Из Central: каждые 15 мин с 07:00 до 24:00 плюс 7 дополнительных рейсов ночью.
Из Tsim Sha Tsui: каждые 30 мин с 07:00 до 24:00.
Из Tuen Mun: 4 парома в день
Время в пути
60-75 мин из Central и Tsim Sha Tsui, 40-50 мин из Tuen Mun.
Стоимость
Из Central: от HKD 124 (эконом-класс), от HKD 176 (ночью).
Из TST: от HKD 133 (эконом-класс).
Из Tuen Mun: от 164 (эконом-класс).
В выходные дни и праздники цены на паром Гонконг-Макао выше.
Путешествие первым классом на пароме Гонконг-Макао будет не намного дороже, зато намного приятнее — первый класс расположен на второй палубе с хорошим обзором, а эконом-класс, который обычно используется местным населением для постоянных переездов, находится на первой палубе, где и машинное отделение.
Где купить билеты
Билеты продаются в кассах терминалов за 30 минут до отправления, а именно:
33 Canton Road, Tsim Sha Tsui, Коулун.
Shun Tak Centre, 200 Connaught Road Central, Sheung Wan
Tuen Mun Promenade, Tuen Mun
Паромы Гонконг-Макао ходят часто, так что покупать билеты заранее не стоит, разве что ваша поездка привязана к самолету. Однако вечерние и ночные рейсы из Макао в Гонконг часто переполнены, поэтому рекомендуется купить обратный билет сразу же, как только вы прибыли в Макао.
Вы также можете купить билеты на паром из Гонконга в Макао заранее прямо у нас, избавив себя от необходимости стояния в очереди и риска остаться без билета в пиковые дни и часы, когда билеты разбираются как горячие пирожки.
Если ваша цель – казино Макао, например, Venetian и City of Dreams маршрутов, вы можете сесть на паром, идущий в терминал Тайпа в Макао. От него всего через 10 минут на автобусе вы попадете в самые знаменитые казино Котай.
Автобус из Гонконга в Макао
Другой способ перемещения между Гонконгом и Макао (через Чжухай) — это сесть на автобус, идущий по недавно открывшемуся мосту Гонконг-Макао-Чжухай (Hong Kong — Zhuhai — Macao Bridge) (HZMB), самому длинному (55 км) морскому мосту в мире!
Маршрут обслуживается несколькими перевозчиками с разными ценами и местами отправления-прибытия.
Время в пути — ок. 45 минут.
Стоимость:
От 8 USD один конец в зависимости от маршрута.
Интервал движения — от 5-10 минут, круглосуточно.
Другие варианты автобуса Гонконг — Макао.
Golden Bus — самый дешевый способ пересечь мост. Один минус — не так много маршрутов, которые идут прямо из города в порт Гонконга, за исключением новых автобусов B (B4 в и из аэропорта Гонконга, B5 в и из Tung Chung и B6 в и из Sunny Bay Station). Некоторые автобусы аэропорта также проходят через порт Гонконга.
В порту Макао HZMB есть два автобуса (101X и 102X, оба стоят 6МОР), которые доставляют вас прямо в город. Есть бесплатный трансфер до пристани паромов Котаи или Макао, откуда можно продолжить поездку на бесплатном автобусе от крупных отелей.
В порту Чжухай есть 8 общественных автобусных маршрутов, которые доставляют пассажиров в город.
Время движения: круглосуточно
Нормы провоза багажа: одна сумка размером не более 75х50х40 см и не более 20 кг.
One Bus — маршрут между Яу Ма Тей (505 Canton Road) в Гонконге и Макао, останавливаясь возле отелей Макао Sands Macao, The Venetian Macao и The Parisian Macao.
Билеты можно купить онлайн или в кассе по адресу 535 Canton Road или в трех отелях, когда вы в Макао. Стоимость 160 HKD и 180 HKD после 18:00.
Время работы: последний автобус One Bus из Гонконга отправляется в 6 часов вечера.
Hong Kong–Macau Express — отправляется с терминала Cross-Boundary Coach в Elements (торговый центр на станции метро Kowloon). Он останавливается на Prince Edward (ChinaLink, Shop A, 695 Shanghai Street), прежде чем отправиться в Макао.
Билеты можно купить на каждой из остановок.
Стоимость 160 HKD, кроме государственных праздников, когда стоимость 180 HKD.
Часы работы: с 8 утра до 10 вечера.
ВАЖНО: для граждан РФ необходимо ЗАРАНЕЕ получить китайскую визу, т. к. Чжухай не входит в число городов, где можно поставить визовый штамп на границе.
Как добраться из Гонконга в Гуанчжоу
Если вам нужно переехать в Гуанчжоу сразу по прибытии в аэропорт Гонконга, самый удобный вариант сделать это — сесть на прямой паром на причале SkyPier, который доставит вас в Гуанчжоу Lianhuashan или Гуанчжоу Nansha. Его расписание и другую информацию можно найти на сайте аэропорта Гонконга здесь. При этом не нужно ни проходить через иммиграционный контроль Гонконга, ни забирать свой багаж. После прибытия и выхода из гейта, следуйте указателям Transfers Area E2 (зона трансфера Е2) или Ferries to Mainland (паромы в Китай). В Transfers Area E2 находятся стойки, где можно купить билеты на паром (паромная компания CKS). При покупке билета нужно отдать сотрудникам компании свои багажные бирки. Они заберут ваш багаж и перевезут его на паром.
А вот прямо из Гонконга добраться до Гуанчжоу можно на поезде. Поезда из Гонконга в Гуанчжоу отправляются от станции Hung Hom в Коулуне и приходят на Восточную станцию (Guangzhou Dong) или Южную станцию (Guangzhou Nan) в Гуанчжоу. На протяжении дня есть примерно дюжина поездов, которые совершают эту поездку за два часа, а расписание можно найти на официальном сайте или на вокзале. Билеты также можно приобрести через Интернет или на вокзале. Впрочем, нет необходимости покупать билеты заранее – их всегда достаточно. Важно отметить, что в Гонконге продажа билетов заканчивается за 20 минут до отправления, а в Гуанчжоу – за 6 часов, и посадка закрывается примерно за 15 пятнадцать минут до отправления. Так что, если у вас уже есть билеты, лучше прибыть на регистрацию, по крайней мере, минут за сорок пять до отправления, чтобы без спешки пройти через таможню и иммиграционный контроль. Время в пути — примерно 2 часа, стоимость 239 HKD.
Как добраться из Гонконга в Шэньчжэнь
Прямо из аэропорта Гонконга в Шэньчжэнь можно добраться на прямом пароме с причала SkyPier — отсюда отправляются паромы из аэропорта Гонконга в Shenzhen Shekou и в Shenzhen Fuyong (если вам нужно в аэропорта Шэньчжэнь Баоань).
Если вы хотите попасть в Шэньчжэнь на пароме, вам не придётся ни проходить через иммиграционный контроль Гонконга, ни забирать свой багаж. После прибытия и выхода из гейта, следуйте указателям Transfers Area E2 (зона трансфера Е2) или Ferries to Mainland (паромы в Китай). В Transfers Area E2 находятся стойки, где можно купить билеты на паром (паромная компания CKS). При покупке билета нужно отдать сотрудникам компании свои багажные бирки. Они заберут ваш багаж и перевезут его на паром. Проезд до Shekou стоит HKD 220, до Fuyong – HKD 295.
Расписание и другую информацию можно посмотреть здесь.
Еще более удобный вариант — индивидуальный транспорт. У нас вы можете заказать трансфер из аэропорта Гонконга в Шэньчжэнь и обратно от 230 USD (за машину, 4-5 чел) в один конец в зависимости от места прибытия.
Как добраться из аэропорта Гонконга в Чжухай
Если вы прилетели в аэропорт Гонконга и вам нужно далее отправиться в Чжухай, есть несколько вариантов:
Сесть на метро Airport Express до станции Коулун Kowloon (HKD 90), затем пересесть на бесплатный транзитный автобус К2 до паромного терминала Китай-Гонконг (China-Hong Kong Ferry Terminal), где сесть на паром до Чжухая.
Сесть на паром на причале Skypier to Macau, затем пересечь границу в Чжухай через пограничный пункт Гунбэй. Иммиграционные процедуры можно пройти в Гонконге. Поездка на пароме занимает около 50 минут, отправление каждый час.
Также есть паром (дважды в день) непосредственно из аэропорта Гонконга в порт Цзючжоу в Чжухай. Расписание и остальную информацию можно найти здесь.
Как добраться из Макао в Шеньжень
Чтобы попасть из Макао в Шэньжэнь и наоборот, можно воспользоваться паромом TurboJet. Порт Шэньчжэня Секо (Shekou) имеет паромное сообщение с терминалами в Макао (Macau Outer Harbourl). Поездка занимает около часа.
Раписание и цены можно найти на официальном сайте паромной компании TurboJet здесь.
Также есть сообщение между паромным терминалом Фу Юн аэропорта Шэньчжэня (Fu Yong Ferry Terminal) и паромным терминалом Макао. Расписание и стоимость билетов можно найти здесь
Как добраться из Гуанчжоу в Чжухай
Из Гуанчжоу в Чжухай и наоборот можно добраться двумя способами: на автобусе или поезде.
Поезд
Поезд – более быстрый вариант, чем автобус.
Каждый день между Южным ж/д вокзалом Гуанчжоу и Северным ж/д вокзалом Чжухая курсирует 24 пары поездов. Длительность поездки – около 1 часа. Стоимость: CNY 90 (первый класс) и CNY 70 (второй класс).
Автобус
Между Чжухаем и Гуанчжоу можно перемещаться и на автобусе. Длительность поездки – около 2.5 часов. Стоимость: CNY 55.
Вы можете сесть на автобус из Гуанчжоу в Чжухай почти на каждой автобусной станции в Гуанчжоу: Provincial Bus Station, Fangcun Bus Station, Guangzhou Passenger Transport Station и Tianhe Bus Station и т.д. Помните, что если вы хотите поехать в Макао, то вам нужно прибыть в порт Гунбэй (Gongbei). Две Ближайшие автостанции – это Gongbei Bus Station и Xiangzhou Bus Station.
Как добраться из Макао в Чжухай
Перемещаться между Макао и Чжухаем можно на автобусе, который идет через один из двух контрольно-пропускных пунктов: Barrier Gate на границе между Макао и Чжухаем и пограничный пост Котай (COTAI) в конце моста Лотоса (Lotus Bridge) на острове Тайпа.
Barrier Gate в северной части Макао является главными «воротами» в Чжухай. Станция Гунбэй, в 9 км от центра Чжухая, является китайским КПП и находится в нескольких сотнях метров от Barrier Gate.
Время работы: с 7:00 до 24:00.
Есть автобусы между Макао и Гуанчжоу, которые проходят Барьерный ворота и Гунбэй границы. Место, чтобы сесть на эти автобусы является компания автобусная остановка The Kee Kwan, неподалеку Master Hotel в городе Макао. Для путешественников, которые не обратились за китайской визой, альтернативой является, во-первых выйти из Макао Ворот и принять иммиграционные формальности на границе Гунбэй, а затем поймать автобусов на Gongbei в Гуанчжоу.
КПП COTAI на дамбе между островами Тайпа и Колоан – второй путь в материковую часть Китая. Его время работы: с 8:00 до 20:00.
После пересечения КПП на стороне Макао нужно сесть на автобус через мост к китайской стороне (¥ 3), а затем со стороны Hengqin границы на автобусе 14 до Сянчжоу или сесть на микроавтобус Kee Kwan в Wanzai или Gongbei (¥ 5) неподалеку от Чжухая.
Между Макао и Чжухаем есть также паромное сообщение, действующее от причала внутренней гавани (Inner Harbour’s Pier) №14 в Макао до причала Wanzai на стороне Чжухая. Отправления ежедневно примерно каждый час с 8 до 16.
Как добраться из аэропорта Макао в Чжухай
Из международного аэропорта Макао лучший способ добраться до Чжухая – через сервис Express Link, минуя иммиграционный и таможенный контроль. Для этого после выхода из самолета, вместо того, чтобы пройти к стойкам иммиграционного контроля, найдите указатели «Express Link» (Китай) и следуйте им. Они приведут вас к транзитному посту контроля безопасности, где вы должны взять карту Express Link, а затем подняться наверх в зал отправлений. Пройдите к билетной кассе на Gate 8, предъявите карту и купите билет на автобус до границы Гонгбей (мимо Макао, на стороне Чжухая). Стоимость 52¥, поездка занимает 15 минут. Время отправления автобусов: 11:00, 11:30, 12:00, 12:30, 13.00,14:45, 17:00, 17:30, 18:00. Если вам необходимо взять багаж, рекомендуется закрепить на них синие бирки во время процедуры регистрации. По прибытии нужно показать свои багажные бирки в билетной кассе автобуса и забрать свои сумки из багажного отсека автобуса.
Сравнивать Макао и Гонконг все равно, что Лас-Вегас и Нью-Йорк
| 30.07.2018
Сравнивать Макао и Гонконг все равно, что Лас-Вегас и Нью-Йорк. Макао не претендует на роль торгово-финансового мирового центра, которым является Гонконг. Макао больше развлекательный. В Гонконге чувствуется британское влияние, в Макао – португальское. Макао – спокойный город, Гонконг – динамичный. О людях, профессиях, культуре и колониальном влиянии рассказала наш местный житель – Абби
Про конкуренцию
Сейчас и Макао, и Гонконг принадлежат Китаю. Но Гонконг почти 160 лет был во владении британцев, а Макао во владении португальцев – более четырехсот. Мы не конкурируем с Макао, Макао не конкурирует с нами, потому, что это то же самое, что сравнить Лас-Вегас и Нью-Йорк. Макао не претендует на роль торгово-финансового мирового центра, которым является Гонконг: он больше развлекательный. И таких развлечений, как в Макао, нет в Гонконге, потому что как минимум казино в Гонконге запрещены. Правда, в Гонконге легально разрешены ставки на скачках. Такое отношение к скачкам идет от британцев – для них же это святое. Здесь проводят шикарные скачки, одни из лучших в мире. Когда британцы здесь обосновались, буквально и двух лет не прошло, как они уже ипподром построили.
Про темп жизни
Макао считается центром развлечений всего Китая. Но при этом в нем чувствуется какая-то провинциальность, размеренный и спокойный темп жизни в отличие от Гонконга. Жители Макао – менее активные, чем жители Гонконга. Вы замечали разницу между островитянами и жителями города? Когда приезжаешь на острова, там время гораздо медленнее течет. Люди медленнее работают, медленнее на кассе обслуживают. Вот Макао чем-то напоминает остров. И это абсолютно не та динамичность, что в Гонконге. Жители Макао в основном работают в игорном, гостиничном, ресторанном бизнесе, а в Гонконге большинство работают в транспортном и торгово-финансовом секторе.
Про португальское влияние
В Макао чувствуется огромное португальское влияние. Когда я приехала туда в первый раз, думала, что попала в сказку. По вечерам весь Макао светится красивыми, яркими огнями казино. Другой сказочный момент – когда ты попадаешь в историческую центральную часть города. Мощеная мостовая, как в Европе, маленькие домики с мансардами… Когда там идешь, ты будто и не в Азии, а где-нибудь в Испании или Португалии, гуляешь по старому городу. Конечно, влияние Китая ощущается все больше, но в Макао стараются сохранить памятники, атрибуты, которые показывают богатую историю города. Вывески – на португальском и китайском, в отличие от Гонконга, где все указатели улиц на английском и китайском.
Про переезд в Гонконг
С Гонконгом у меня всегда были связаны самые лучшие воспоминания. Город мне очень импонирует своей динамичностью, а его недостатки совсем не расстраивают. По крайней мере, пока не расстраивают. Будем откровенны, чем дольше живешь в каком-то месте, тем больше внимания начинаешь обращать на недостатки города. По некоторым параметрам Гонконг – самый дорогой город в мире. Это немного утомляет. У жителей Гонконга нет возможности уйти в пещеру от мирской жизни и питаться кореньями, единственный выход – переехать в другую страну.
Про недвижимость
Это общеизвестный факт, что в Гонконге – самые дорогие квартиры в мире, настолько, что экстравагантный ценник хорошего дома в Гонконге, скорее всего, может превзойти замок в Европе. К примеру, элитные апартаменты Гонконга и Нью-Йорка могут стоить более 100 млн. долларов, но та же квартира в Гонконге по площади будет в два раза меньше. Все наслышаны о дорогих квартирах и миллионных особняках в США. Но в Беверли-Хиллз за 50 миллионов долларов вы можете купить особняк на 10-20 гектарах земли, а в Гонконге за 50 миллионов вы купите таунхаус.
Пик Виктория (высочайшая точка острова – прим. Клуб.) у нас считается самым дорогим местом с самыми дорогими особняками. Но они не похожи на то, с чем обычно ассоциируется самая дорогая недвижимость в мире. За такие деньги можно представить огромный дворец, фонтаны, бассейны, теннисные корты, но на деле все достаточно скромно. Кстати, 50 миллионов долларов – это еще не самый дорогой дом. Самый дорогой ушел за 500 миллионов долларов.
Про продукты
Продукты тоже очень дорогие, потому что все привозное. Взять, например, Нью-Йорк – это тоже дорогой город. Но они продукты из пригорода привозят, овощи-фрукты сами выращивают. В Гонконге сельского хозяйства практически нет. Здесь любой овощ в магазине, любой фрукт – завезенный. Из Китая, из Новой Зеландии, даже иногда из России. Соответственно, с такими дорогими продуктами не может быть дешевой рабочей силы. Даже кассир в супермаркете в среднем получает 1,5 тысячи долларов в месяц, и он не шикует на эти деньги. Он очень скромно живет, чаще всего еще с родителями.
Про языки
Официальный государственный язык Китая – путунхуа. Если иностранцы учат китайский, как правило, они учат путунхуа, потому что на нем говорит весь материковый китай. А в Гонконге говорят на Кантонском диалекте. Однако английский здесь второй официальный язык. На нем говорят все.
До сих пор помню шок, когда приехала моя мама, и мы искали с ней остановку фуникулера, который поднимает на Пик Виктория. Ходили-ходили, никак не могли найти. И тут навстречу мусорщик с огромной тележкой. Никого вокруг не было, и я его попросила нам помочь. На что он мне с чистым британским акцентом отвечает: «Направо, налево, вверх, вниз». Даже моя мама, которая по-английски не очень хорошо говорит, рот открыла и смотрит с удивлением. Но потом я уже перестала этому удивляться.
Про британское влияние
Я была во многих городах в Азии. Гонконг, наверное, единственный город, где так сильно ощущается сплетение европейской и азиатской культур. Тут чувствуется рука англичан в проектировании города. Некоторые даже говорят, что Гонконг – это улучшенная версия Лондона. Здесь наравне с днем рождения Будды и китайским Новым годом отмечают католическое Рождество и Пасху. Это официальные выходные.
Кроме того, многие жители Гонконга получали образование в Лондоне: тот же MBA (магистр делового администрирования – прим. Клуб.) Раньше было так: у полиции не было высокой зарплаты по меркам Гонконга, но при этом, если офицер дослужился до пенсии, он получал около одного миллиона долларов и мог отправить ребенка учиться в Англию за государственный счет.
Про законы
Гонконгцы очень законопослушны. У них не возникает даже мысли о том, как закон обойти. Уровень коррупции низкий, а бытовой коррупции вообще нет. Никто не пытается всучить какой-то подарок или деньги, чтобы ускорить процесс получения справки, потому что все делается вовремя и даже быстрее, чем вам обещали. Приведу пример. Мы, экспаты, связаны с визами больше, чем кто-либо еще. Ты можешь все дела сделать за 15 минут и уйти. Если приходится ждать час, то спокойно подходишь и говоришь: “Очень странно, вот номерок – я жду уже час”. И сотрудники начинают проверять, в чем дело, почему ты так долго ждешь. Однажды я попросила офицера поторопиться, так как была срочная встреча, на которую опаздывала. Он написал специальную бумажку, и через пять минут мне отдали паспорт. У нас бы сказали: “У тебя встреча? А у меня чай стынет”.
Про профессию
Гонконгцы достаточно скромные ребята. У них менталитет от нашего отличается кардинально. У нас есть манера додумывать за других во время общения. У них нет. Ты задаешь гонконгцу конкретный вопрос, он тебе на него отвечает. Я помню, что мой бывший босс в сердцах как-то сказал: “Как мне надоели наши русские. У них на все свое мнение”. Понимаете, да? Только русские могут себе позволить обсуждать мнение начальства. Причем, не факт, что сотрудник, который обсуждает, владеет информацией лучше, но он в любом случае будет высказывать свое мнение. Китайцы гораздо скромнее, субординация у них гораздо строже.
С одной стороны, это хорошо. Но с другой стороны, у них страдают креативные профессии. Хорошего веб-дизайнера днем с огнем не сыщешь. А если сыщешь, то он на вес золота. В основном это иностранцы. Местные тоже пытаются вырастить свои кадры, но у них образование лучше заточено под подготовку финансистов.
Про протесты
В 2014 году тут были митинги, “революция зонтиков”. Нам учитель рассказывал: однажды в один из крупнейших университетов в Гонконге приехал с визитом китайский министр, и студенты начали в его адрес что-то некрасивое выкрикивать. Вы можете представить, чтобы у нас где-то студенты так себя вели? Какого-то особо наглого студента скрутила полиция и увела подальше, а потом поднялась огромная волна возмущения, мол, где же свобода слова? Я уверена, что ни в одном университете Китая такого никогда не произойдет.
Про китайское влияние
В 1997 году Китай обрел суверенитет над Гонконгом. Согласно совместной китайско-британской декларации и Основному закону Гонконга, территории предоставили автономию до 2047 года, то есть в течение 50 лет после передачи суверенитета. В течение этого периода Китай берет на себя вопросы обороны и внешней политики территории, в то время как Гонконг оставляет за собой контроль над законодательством, полицией, денежной системой, пошлинами и иммиграционной политикой, а также сохраняет представительство в международных организациях и мероприятиях.
В 1997 году Гонконг был возвращен Китаю на особых условиях. Сейчас у Гонконга статус особого административного района. Территории предоставили автономию до 2047 года. Так, Китай и Гонконг начали сближаться в 1997 году. Тогда китайцы впервые поехали в Гонконг как туристы. Конечно же, на культурном и бытовом уровне они сильно отличались от местных жителей, но китайцы очень быстро учатся. Сейчас они господствуют в местном туризме (77%). Даже английский язык мягко вытесняется китайским.
Изначально уровень жизни в Гонконге был выше уровня любого китайского города. Ближе всего к Гонконгу находится Шэньчжэнь, но все равно они очень сильно отличаются друг от друга. Экономически – между ними теснейшие узы: через Гонконг проходит значительная часть китайского капитала. Строится потрясающий мост, соединяющий Гонконг – Жухай – Макао (около 50 км), и в этом году обещают запустить новую высокоскоростную железную дорогу, соединяющую Гонконг и Китай.
Как повстанцы Гонконга, почему в Макао так тихо?
Поделиться этой статьейКомментарий
5 минут чтения
Недавно президент Си продвигал Макао как олицетворение китайского принципа «Одна страна, две системы». Возможно, он надеется, что граждане Гонконга прислушаются к его призыву, но это кажется маловероятным, поскольку различия между двумя особыми административными районами (САР) огромны.
Во время визита в Макао в прошлом месяце по случаю 20-летия возвращения города Китаю председатель Си Цзиньпин воспользовался возможностью, чтобы похвалить бывшую португальскую колонию за реализацию принципа «Одна страна, две системы» «полностью и точно» — , другими словами, за демонстрацию верности Пекину и демонстрацию сильных патриотических ценностей. Действительно, в то время как многие в Гонконге — другом САР Китая — регулярно бросают вызов различным посягательствам Коммунистической партии Китая (КПК) и призывают к демократии, Макао хранит удивительное молчание. Более того, многие в Макао критически относятся к недавним протестам в Гонконге. В обращении г-на Си явно заложен призыв к Гонконгу учиться у своего соседа.
Однако маловероятно, что гонконгцы подчинятся. Слишком многое отличает два САР друг от друга: в отличие от Гонконга, группы сторонников КПК контролируют Макао и оказывают на него влияние уже более полувека. Более того, жители Макао не только сильнее идентифицируют себя с КНР, но и больше доверяют Пекину.
Одна из причин может быть связана с богатством. С момента его передачи в 1999 году ВВП Макао на душу населения (по паритету покупательной способности) увеличился более чем в четыре раза и составил 122 435 долларов США в 2018 году, что почти вдвое больше, чем в Гонконге, и в семь раз больше, чем в остальном Китае. Теперь, в условиях многолетнего профицита бюджета, его правительство ежегодно выделяет наличными около 1250 долларов США своим постоянным жителям. Это не означает, что все жители Макао богаты: имущественное неравенство велико. Но в целом они намного лучше, чем их материковые соотечественники, которые, как и Гонконг, переживают гораздо больший разрыв в уровне благосостояния.
В отличие от Гонконга, Макао доверяет Пекину
Пекин не только способствовал процветанию Макао, но и считается многими в городе более компетентным, чем их собственное местное правительство. В то время как последний страдает от скандалов от коррупции до неэффективного управления общественными работами, первый оказался очень отзывчивым к потребностям Макао. От бума индустрии азартных игр в городе до возможности расширения его миниатюрной территории (33 км 2 по сравнению с 1107 км 2 для Гонконга) и территориальных вод, политика Пекина была тепло встречена. Граждане Макао слишком хорошо знают, насколько их успех зависит от центрального правительства.
Личность также играет ключевую роль. В то время как граждане Макао идентифицируют себя как с КНР, так и с самим Макао, местная идентичность в бывшей португальской колонии остается недостаточно развитой. Как и гонконгцы, жители Макао говорят на кантонском диалекте как на родном языке и до сих пор используют в письме традиционные китайские иероглифы. Но, в отличие от своего соседа, Макао имеет крошечное население всего в 680 000 человек и не имеет ни признанной культурной индустрии, ни единой системы образования, которые помогли бы укрепить сильное чувство коллективной идентичности. В результате его граждане, как правило, используют как Гонконг, так и материк в качестве культурных ориентиров.
Несмотря на четыре с половиной века правления португальцев, всего 2 процента населения могут говорить на португальском языке и только около четверти на английском (по сравнению с более чем половиной в Гонконге). Это, безусловно, ограничивает подверженность людей западному и, возможно, более либеральному влиянию. Хотя португальский язык все еще очень заметен в Макао, будь то на уличных указателях или в официальных документах, идентификация людей со своим колониальным прошлым остается слабой. Люди действительно гордятся своими гражданскими свободами, но, в отличие от гонконгцев, менее заинтересованы в защите своего и без того пошатнувшегося верховенства закона. Возможно, что еще более поразительно, большинство из них не стесняются петь национальный гимн КНР и говорить на мандаринском диалекте китайского языка.
Возникновению особой местной идентичности также препятствует постепенная «материкизация» Макао. В 2016 году почти половина (43,6%) его граждан родились в материковом Китае, что немного больше, чем в самом Макао (40,7%). Для сравнения, менее трети (29,8%) из 7,3 млн жителей Гонконга родились на материке. Воздействие туристов с материка также намного больше в Макао, чем в Гонконге. В прошлом году город посетило более 25 миллионов жителей материка. В результате доля свободно говорящих на китайском языке в Макао выросла с 24 процентов в 2006 году до более чем 50 процентов сегодня. После передачи власти силы, стремящиеся к большей социальной и экономической интеграции с материком, становятся все сильнее.
В отличие от Гонконга, пропекинские группы контролируют Макао более полувека.
И последнее, но не менее важное: близость Макао и уважение к Пекину можно понять только в свете его недавнего колониального прошлого. В декабре 1966 года, в разгар Культурной революции Мао, вспыхнуло ожесточенное столкновение между португальскими и прокоммунистическими китайскими группами. Так называемый «Инцидент 123» ознаменовал фактический конец правления Португалии над Макао. Вскоре после этого португальские власти признали суверенитет КНР над колонией и запретили въезд в регион прогоминдановским группам. В Гонконге, напротив, британцам удалось подавить аналогичное восстание примерно в то же время, что навсегда отодвинуло на второй план сторонников коммунистов.
С тех пор группы, верные КПК, взяли под свой контроль почти все аспекты экономики, политики и общества Макао. В отличие от институтов в британском Гонконге, институты в Макао были слабыми и более уязвимыми для политического вмешательства. Ведь до 1974 года Португалия сама была авторитарным государством. Последующие португальские правительства, похоже, были больше озабочены внутренними делами и своими отношениями с Китаем, чем настаивали на широких демократических реформах в своей китайской колонии. В отличие от Гонконга, в Макао никогда не было сильного верховенства закона и никогда не было обещано всеобщее избирательное право.
По сей день группы, выступающие за истеблишмент, продолжают доминировать в делах Макао. В то время как в Гонконге пресса по-прежнему стремится выступать в качестве опоры демократии, в Макао средства массовой информации на китайском языке в основном финансируются государством и в большей степени сдерживаются политическим давлением и самоцензурой. Вдобавок к этим ограничениям сам размер Макао еще больше препятствует появлению диссонирующих голосов. В отличие от Гонконга, социальные круги в Макао относительно малы и кровосмесительны. Поэтому его граждане гораздо менее склонны противостоять истеблишменту, опасаясь подвергнуть риску свою карьеру и бизнес.
Макао, несомненно, более свободное место, чем большинство районов Китая, но контроль КПК над ним всегда был намного сильнее, чем в Гонконге.
По всем этим причинам, если г-н Си хочет продвигать Макао как образец принципа «Одна страна, две системы», пусть будет так. Но если он думает, что Гонконг можно сравнить с Макао и, вероятно, извлечет из этого уроки, то он, безусловно, ошибается.
Гонконг и Тайвань
Эконом
Автор(ы)
Томас де Гарет ГеддесБывший научный сотрудник
Автор(ы)
Томас де Гарет ГеддесБывший научный сотрудник
Распечатать эту статью
Поделиться этой статьейСвязанный контент о
Гонконг
Мерикс Обновление
Подпишитесь на наши «Обновления MERICS» и оповещения о публикациях.
Подписаться
Стать членом
Как член, вы можете положиться на нас, чтобы углубить опыт вашей организации в Китае и помочь вам с наиболее важными стратегическими решениями, касающимися Китая.
Дополнительная информация
Читать далееГонконг и Макао — Обзор рынка
В 2021 году экономика Гонконга выросла на 6,4 процента, что стало первым годовым ростом после двух лет рецессии на фоне COVID-19.пандемия. Тем не менее, экономика Гонконга остается в значительной степени затрудненной, поскольку текущие ограничения COVID-19 продолжают сказываться на частном потреблении и деловой активности. В первом квартале 2022 года реальный ВВП Гонконга сократился на 4 процента на фоне пятой волны вспышки Omicron. Гонконг во многих отношениях является отдельной от КНР правовой юрисдикцией, поддерживающей отдельную валюту, а также отдельные регулирующие структуры для надзора за компаниями, работающими на территории. Однако, как отмечается в отчете Государственного департамента о политике в отношении Гонконга за 2021 год, введение КНР Закона о национальной безопасности (NSL) в Гонконге в июне 2020 года привело к структурным изменениям, которые значительно уменьшили автономию Гонконга. Кроме того, в июле 2021 года США выпустили рекомендацию для американских предприятий относительно потенциальных рисков для их операций и деятельности в Гонконге. Риски для бизнеса и верховенства закона, которые раньше были ограничены материковым Китаем, теперь вызывают все большую озабоченность в Гонконге. Тем не менее, несмотря на введение Пекином NSL, Гонконг остается важным направлением для инвестиций и торговли США. Даже с населением менее восьми миллионов человек Гонконг был пятнадцатым крупнейшим экспортным рынком США в 2021 году. Экономика Гонконга с передовыми институтами и системами регулирования поддерживается конкурентоспособными секторами, включая финансовые и профессиональные услуги, торговлю, логистику. , а в обычное непандемическое время — туризм.
Согласно статистике правительства Гонконга, в 2021 году в Гонконге насчитывалось 1267 дочерних компаний американских материнских компаний, что делает Соединенные Штаты третьим по величине источником международных дочерних компаний в Гонконге. Среди этих американских фирм 664 являются региональными штаб-квартирами или региональными офисами.
Ключевые характеристики Гонконга включают его открытый торговый и инвестиционный климат, его географическую близость к азиатским рынкам и его привлекательность как туристического направления.
- Население: 7 403 100 человек (предварительно, на конец 2021 г.)
- Посетителей: 91 398 (2021)
- Общий ВВП: 366,9 млрд долларов США (2021 г.)
- ВВП на душу населения: 49 613 долларов США (2021 г.)
- Рост реального ВВП: 6,4 процента (2021 г.)
- Отношение торговли к ВВП: 359 процентов (2021 г.)
- Экспорт США: 29,96 млрд долларов США (2021 г.)
Основные торговые партнеры: материковый Китай, США, ЕС, Япония, Южная Корея, Тайвань, Индия и страны АСЕАН.
Гонконг является особым административным районом (САР) Китайской Народной Республики (КНР). Существует множество возможностей для бизнеса, учитывая гонконгскую базу талантов в области финансов и маркетинга, развитую инфраструктуру и доступ к производственным центрам материкового Китая. Большое количество гонконгских производителей имеют производственные мощности в районе Большого залива Гуандун-Гонконг-Макао в Южном Китае (район Большого залива), при этом Гонконг функционирует как региональный центр услуг и торговли. Центральное правительство КНР содействует развитию района Большого залива, в который входят два специальных административных района Гонконг и Макао и девять муниципалитетов провинции Гуандун. Общая численность населения в районе Большого залива составляет более 86 миллионов человек.
Материковый Китай является крупнейшим торговым партнером Гонконга. Город также известен своей развитой инфраструктурой; отсутствие ограничений на внутренние или внешние инвестиции; отсутствие валютного контроля; отсутствие национальных ограничений на корпоративную или отраслевую собственность; простой и низконалоговый режим.
Экономика Гонконга все больше привязана к материку. Соглашение о более тесном экономическом партнерстве (CEPA) предлагает гонконгским товарам и фирмам преференциальный доступ на материковый рынок. CEPA выходит за рамки обязательств Китая перед Всемирной торговой организацией (ВТО), отменяя тарифы и предоставляя более ранний или льготный доступ к некоторым секторам услуг. Зарубежные компании также могут воспользоваться CEPA. Для торговли товарами иностранные инвесторы могут создать в Гонконге производственные линии для производства товаров, отвечающих требованиям правил происхождения CEPA. Для торговли услугами компании, зарегистрированные в Гонконге иностранными инвесторами, могут использовать CEPA, если они соответствуют критериям приемлемости «Гонконгского поставщика услуг». Например, они должны заниматься бизнес-операциями в Гонконге в течение трех-пяти лет или стать партнерами или приобрести компанию, отвечающую требованиям CEPA.
Макао также является САР КНР, который имеет много структурного сходства со своим ближайшим соседом Гонконгом, но предлагает американским поставщикам рынок с отличными характеристиками и возможностями. В этом справочнике Макао рассматривается в каждой главе после Гонконга, при этом особое внимание уделяется тем областям, в которых деловой климат отличается.
Бывшая португальская колония, Макао вернулась к Китаю 20 декабря 1999 года. Макао сохраняет свою валюту, законы и пограничный контроль. В Макао используется не общее право, а кодовое право, созданное по образцу португальской системы.
Экономика Макао, зависящая от азартных игр и туризма, очень сильно пострадала из-за того, что Макао придерживается политики КНР по борьбе с COVID-19 и пограничного контроля Covid-19. Экономисты прогнозируют, что реальный ВВП Макао сократится почти на 30% в годовом исчислении в 2022 году. Если не предвидится никаких изменений в пограничном контроле, территория, вероятно, останется в рецессии до начала 2023 года.
Как и Гонконг, Макао свободный порт с низким налогообложением. Эксперты отрасли подсчитали, что после либерализации игровой индустрии в 2002 году Макао получил 23,8 миллиарда долларов США в виде прямых иностранных инвестиций США в игровую индустрию (до 2016 года), что стимулировало посетителей и потребление. Другие области роста, как правило, включают финансы, страхование, строительство, недвижимость, розничную торговлю и индустрию встреч, стимулирования, конференций и выставок (MICE). Экспорт Макао включает текстиль, одежду, машины и аппараты, обувь, табак, продукты питания и напитки, а также товары народного потребления. Основными экспортными рынками являются Гонконг, материковый Китай, ЕС, США и Япония, в то время как импорт происходит в основном из материкового Китая, Гонконга, ЕС, Японии, США и Швейцарии.
Игровой сектор Макао доминирует в экономике. Правительство Макао (GOM) облагает казино налогом в размере 39 процентов доходов от игр, включая прямой налог в размере 35 процентов и четырехпроцентный взнос на социальные и социальные цели. Поступления от налогов на игры в течение 2020 года составили 67,2 процента от общего текущего дохода, что составляет около 4,22 миллиарда долларов США. Шесть операторов, в том числе три американские компании, которые управляют каждым из 41 казино Макао, претендуют на возможность продолжить работу в Макао. Эти операторы должны подать свои заявки до 31 декабря 2022 года.
Ключевыми характеристиками Макао являются его привлекательность как места для туризма и азартных игр.
- Население: 683 200 (2021)
- Посетители: 7,71 млн (2021)
- Общий ВВП: 29,73 млрд долларов США (2021 г.)
- ВВП на душу населения: 43 774 долл. США (2021 г.)
- Экспорт США: 1,314 млрд долларов США, 6,83% импорта Макао (2021 г.)
Источник: Служба статистики и переписи населения Макао
Торговые партнеры: материковый Китай, Гонконг, Япония, ЕС, Швейцария и США.
Макао также имеет CEPA с материковым Китаем. Соглашение Макао с материковым Китаем от 2003 г., во многом параллельное соглашению Гонконга с материковым Китаем, усилило его экономическую интеграцию с КНР. В октябре 2017 года Макао и Гонконг подписали CEPA для укрепления экономических и коммерческих отношений между двумя городами. 1 января 2018 г. вступил в силу CEPA между Макао и Гонконгом.