как понимать эту «библейскую» картину и какие символы в ней скрыты – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 21 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
«Вавилонская башня» — одна из самых известных и самых загадочных картин Питера Брейгеля Старшего. Это картина-символ, картина-иносказание. Но как ее понимать? На какие источники, изобразительные и литературные, опирался Брейгель и, главное, что нового он добавил к традиции?
Питер Брейгель. Вавилонская башня (большая). 1563. Музей истории искусств, ВенаТри башни Питера БрейгеляСразу уточним: мы знаем о трех «Вавилонских башнях», написанных Брейгелем: самая ранняя, миниатюра на слоновой кости, до нас не дошла, есть только упоминание о ней, а две других висят сейчас в музеях Вены и Роттердама. Венская картина куда более известна, о ней в первую очередь мы и будем говорить.
Венская «Башня» подписана и датирована 1563 годом. Ее часто называют «большой» «Башней», так как эта картина больше по размеру, чем «малая», или роттердамская, «Башня». При очевидной близости, между картинами есть и немало различий, причем дело не только в размерах — роттердамская «малая» «Башня» заметно отличается и более темным, мрачным колоритом, и, к примеру, отсутствием на переднем плане царя со свитой. «Малая» «Башня» Брейгеля не датирована, но принято считать, что она написана почти одновременно с «большой», хотя и здесь нет согласия: некоторые ученые предполагают, что она могла быть написана на несколько лет позже.
Питер Брейгель. Вавилонская башня (малая). Около 1563 (?). Музей Бойманса — ван Бёнингена, РоттердамПри разглядывании картины вопросы начинаются сразу и касаются буквально всего: устойчива башня — или она заметно накренилась и вот-вот упадет? Намекают ли облака в небе (особенно заметные в «малой» «Башне») на Божий гнев — или это просто указание на высоту сооружения? Можно ли считать, что в «большой» «Башне» заложен некий позитивный смысл, например, воспевание созидательного труда строителей, так как она окрашена в светлые тона? Содержит ли картина злободневные, в том числе политические, намеки — или такого смысла в ней нет и не может быть?
Башни до БрейгеляПосмотрим на традицию изображения. Вавилонская башня в искусстве встречалась множество раз и до Брейгеля, особенно в книжной миниатюре, но также и в церковном интерьере, то есть в мозаиках и фресках, когда надо было иллюстрировать известный рассказ из первой книги Ветхого Завета (Быт 11:1–8). Вот этот текст в синодальном переводе, речь здесь идет о времени после Потопа, о потомках сыновей Ноя:
На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].
Одним из первых изображений строительства Вавилонской башни в западном искусстве считается небольшая резная табличка из слоновой кости XI века, хранящаяся в музее итальянского города Салерно (входит в состав знаменитого «Салернского антепендиума»).
Вавилонская башня. XI век. Резьба по слоновой кости. Городской музей СалерноВ левой части изображения Бог смешивает язык людей, в центре — показана сама башня, в правой части — подъем стройматериалов. Вся сцена дана здесь очень схематично, но этой традиции суждено большое будущее. Процесс строительства начинает стремительно обрастать новыми подробностями, появляется все больше реалистических деталей.
Средневековые иллюстраторы обычно изображают Вавилонскую башню с несколькими гранями, показывая при этом изготовление кирпичей, труд каменщиков и работу подъемных механизмов. Мы видим это и в мозаике Палатинской капеллы в Палермо (XII век), и, к примеру, в немецкой книжной миниатюре из «Мировой хроники в стихах».
- Вавилонская башня. XII век. Палатинская капелла, Палермо. Фрагмент мозаики
- Вавилонская башня. XIV век. Миниатюра из «Мировой хроники в стихах». Баварская государственная библиотека
Примеров подобных изображений — множество.
Гораздо ближе к Брейгелю — и по времени, и по региону — миниатюра нидерландского художника Герарда Хоренбоута (Gerard Horenbout) из «Бревиария Гримани», роскошно иллюстрированной рукописной книги.
Герард Хоренбоут. Вавилонская башня. 1515–1520. Миниатюра из «Бревиария Гримани». Национальная библиотека Марчиана, ВенецияУ Хоренбоута по спирали вокруг башни поднимается пандус, к ней на телегах подвозят строительные материалы, хорошо видны морской залив с кораблями, подъемные краны и характерные аркады, из которых состоят ярусы, — легко заметить, что все это мы встречаем потом и у Брейгеля.
Герард Хоренбоут. Вавилонская башня. ФрагментНаконец, конической формы башня, состоящая из аркад, тоже не изобретение Брейгеля, такую башню-конус можно найти на гравюре середины XVI века французского художника Бернара Саломона, весьма популярного у своих современников (гравюры в XVI веке были ходовым товаром, быстро распространялись по всей Европе). Это изображение уже очень близко к картине, о которой мы говорим.
Бернар Саломон. Вавилонская башня. 1554. Гравюра из «Библии в катренах» Клода ПараденаК середине XVI века, времени Брейгеля, относится и картина, предположительно написанная нидерландским художником Яном ван Скорелом, где Вавилонская башня, окруженная спиралью пандуса, возвышается над равниной, а справа видна река, впадающая в море.
Перед башней показана толпа: часть людей занята работой, они добывают камень, несут носилки, другие как будто спорят, обсуждают происходящее. Возможно, они уже перестают понимать друг друга. Ближе к левому нижнему углу изображен обнаженный человек большого роста, указывающий на башню (или на небеса). По мнению брейгелеведа Ларри Сильвера, это царь Нимрод, которого более поздние авторы упоминают как строителя Вавилонской башни.
Ян ван Скорел (?). Вавилонская башня. Ок. 1550. Галерея Франкетти, ВенецияВавилонская башня в Библии и послеНесколько слов надо сказать о важнейших текстах, созданных после книги Бытие и составляющих, вместе с изображениями, ту традицию, на которую опирались художники Средних веков и Возрождения, в том числе и Брейгель, когда брались за изображение Вавилонской башни.
Во-первых, это гневные упоминания Вавилона в книгах пророков Исаии и Иеремии, где предсказывается разрушение Вавилона от Божьей кары. Речь в этих текстах (например, Ис 47, и особенно Иер 50–51) идет не о самой Вавилонской башне, а о Вавилоне, с которым она, однако, не может не ассоциироваться.
Во-вторых, крайне негативно характеризуется Вавилон в Откровении Иоанна Богослова, где содержатся и пророчества о его падении: И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его (Откр 18:21).
Фигуру легендарного царя Нимрода (Немврода) связывает с Вавилонской башней хорошо известный в христианском мире античный историк I века Иосиф Флавий. В его тексте исполин-охотник Нимрод представлен как безбожный гордец: «К такому дерзкому ослушанию относительно Господа Бога побудил их Немврод, внук Хама, сына Ноева, человек отважный и отличавшийся огромною физическою силою. Он убедил их не приписывать своего благоденствия Господу Богу, а считать причиною своего благополучия собственную свою доблесть. <…> При этом он хвастливо заявлял, что защитит их от Господа Бога, если бы Тот вновь захотел наслать на землю потоп. Он советовал им построить башню более высокую, чем насколько могла бы подняться вода, и тем отомстить [Богу] за гибель предков. <…> И вот они начали строить башню, не щадя рвения и усилий. <…> Видя такое их безумие, Господь Бог, хотя и решил не губить их совершенно, однако посеял между ними распрю, сделав их разноязычными и тем самым вызвав среди них непонимание друг друга. То место, где они построили башню, называется теперь Вавилоном…» (Иосиф Флавий. Иудейские древности).
В V веке Августин Блаженный, авторитетнейший автор для европейских Средних веков и Возрождения, обрушивается на строителя Вавилонской башни царя Нимрода за его «нечестивую гордость» (Августин. О Граде Божием. Кн. 16, гл. 4) и, что важно, противопоставляет земной Вавилон (обитель греха и порока) и Небесный Иерусалим.
Наконец, встречаем мы Нимрода и у Данте в «Божественной комедии», где строитель Башни помещен между 8 и 9 кругами Ада, то есть между обманщиками и предателями: «То царь Немврод, чей замысел ужасный / Виной, что в мире не один язык» (перевод М. Лозинского).
Чем картина Брейгеля отличается от картин предшественниковЧто делает Брейгель с традицией? Он следует своему любимому правилу: «беру чужое — и делаю своё». Мы уже видели: практически все элементы его Вавилонской башни, взятые по отдельности, можно найти и у предшественников. Однако картина Брейгеля оказывается небывалой, решительно отрываясь от всего предшествующего материала.
Первое и самое главное: Брейгель не пишет картину-иллюстрацию к эпизоду Ветхого Завета (а именно это делали его предшественники), он пишет картину-размышление, и касается она не давно прошедших легендарных событий, а брейгелевской современности.
В отличие от многочисленных фресок, мозаик и книжных миниатюр, которые мы бегло упомянули, «Башня» Брейгеля не входит в некий цикл на темы первой книги Ветхого Завета. Что принципиально важно, это именно отдельная, сама по себе существующая картина. Рассматривать ее и думать над ней надо не в контексте изображений рая, Адама и Евы, Потопа и других привычных для искусства сюжетов из книги Бытие — такого контекста у Брейгеля просто нет, думать над ней нужно именно в контексте творчества Брейгеля.
Заметим здесь, что обращения к Ветхому Завету у Брейгеля вообще крайне редки: кроме двух изображений «Башни» есть еще небольшая, но очень для нас важная работа «Самоубийство Саула», написанная за год до венской картины, в 1562 году. Почти так же редко у Брейгеля встречаются фигуры царей (рождественских царей-волхвов мы здесь учитывать не будем), и эти цари — как раз Саул и Нимрод. Тем больше у нас поводов сопоставить эти картины.
О чем картина «Самоубийство Саула»? О наказанной гордости (гордыне), причем как самого царя Саула, так и всего избранного народа, пожелавшего жить «как все другие народы» и слушаться воли царя, а не Бога. Саул, начав свое правление вроде бы успешно, быстро превращается в мнительное чудовище, совершает преступления и заканчивает жизнь, проиграв сражение филистимлянам и убивая себя.
Питер Брейгель. Самоубийство Саула. 1562. Музей истории искусств, ВенаБрейгель никогда не иллюстрирует эпизодов Священного Писания буквально, он расставляет акценты по-своему и выявляет скрытый в тексте смысл. Так же он поступил и со смертью Саула. Напомним рассказ из Первой книги Царств: филистимляне побеждают израильтян, войско Саула бежит, израненный стрелами и окруженный врагами царь, не желая попасть в плен, просит оруженосца убить его, тот отказывается, и тогда Саул сам бросается на меч.
Брейгель последовательно убирает все мотивы, оправдывающие поступок царя: на его картине израильское войско еще не побежало, битва в самом разгаре, врагов поблизости нет, они только подбираются к Саулу, стрелами царь тоже не изранен. Он бросается на меч на пустой горной площадке, и оруженосец, оглядываясь на упавшего на царя, следует его примеру.
Питер Брейгель. Самоубийство Саула. ФрагментЛарри Сильвер, уже упомянутый нами крупнейший современный специалист по творчеству Брейгеля и его эпохе, убедительно показал, что картину «Смерть Саула» следует понимать как злободневное высказывание в контексте критического отношения к царской (королевской) власти, характерного для нидерландского общества середины XVI века — многие были недовольны властью испанского монарха, которому в то время принадлежали Нижние Земли, еще не разделенные на Бельгию и Голландию.
Но это же относится и к Нимроду. Вдумаемся: этих персонажей Ветхого Завета, изображенных Брейгелем почти одновременно, с интервалом в один год, связывает не только то, что оба они ветхозаветные цари, их связывает мотив богопротивной гордости, за которую оба расплачиваются: Саул своей гибелью (и ее бесславность, как мы видели, была максимально усилена Брейгелем), а Нимрод — крушением своего главного «проекта», строительства Вавилонской башни. И хотя Саул у Брейгеля уже падает на меч, а Нимрод горделиво стоит в окружении свиты и принимает почести от строителей, логично понимать эти фигуры как парные, а во многом и тождественные: перед нами явно негативный образ — царь, в тщеславном ослеплении бросающий вызов Богу и ведущий свой народ к катастрофе. Читатель Библии хорошо знает, что следом и Бог скажет Свое слово: и сам царь, и его народ от этой гордости жестоко пострадают.
Какие параллели были очевидны для современников БрейгеляПочти все пишущие о «Вавилонской башне» Брейгеля сравнивают ее аркады с аркадами громадного сооружения древности, римского Колизея, и это совершенно справедливо, не заметить этого сходства нельзя. Ссылаются обычно на то, что Брейгель бывал в Риме и видел Колизей своими глазами, и эти впечатления потом использовал при изображении башни — и это тоже верно, у Брейгеля в верхней части картины видно внутреннее устройство башни, и оно, кстати, напоминает Колизей еще больше, чем ее внешняя стена.
- Питер Брейгель. Вавилонская башня. 1563. Фрагмент
- Внутреннее устройство башни. Питер Брейгель. Вавилонская башня. 1563. Фрагмент
В частности, можно разглядеть, что при возведении башни используются разные строительные материалы, как было и в Колизее, где для внутренних сооружений использовались туф, бетон, кирпич, а для внешней стены — травертин (его характерный светло-желтый оттенок хорошо опознается в цвете внешних стен венской «Вавилонской башни» Брейгеля).
Колизей. Внутреннее пространство. Рим. Фрагмент современной фотографииВ качестве изобразительного примера-параллели часто приводят гравюру с видом Колизея из популярной в XVI веке серии «Руины Рима», сделанную Иеронимом Коком. С Коком Брейгель был хорошо знаком, так как несколько лет работал рисовальщиком в его антверпенской мастерской «На четырех ветрах».
Колизей у Кока — это именно заброшенная руина, Кок не забывает показать не только обвалившиеся стены, но и многочисленные кусты, растущие из каменной кладки. Надпись в левом верхнем углу меланхолически уточняет, что перед нами «Колизей, разрушенный варварами».
Кроме буквальной натурной зарисовки тут, конечно, просматривается и популярнейшая в поэзии и философии XVI века тема бренности бытия, преходящей земной славы. Вот что осталось, говорит нам гравюра Иеронима Кока, от некогда великого города, от Рима, бывшего властелином мира.
Иероним Кок. Колизей, разрушенный варварами. 1551. Гравюра из серии «Руины Рима». ФрагментКартина Брейгеля не просто напоминает о Колизее и о Риме, она подхватывает тему некогда великой империи, от которой остались руины. Мы видим визуальный образ: вот что бывает с тем, кто вознесся слишком высоко, пожелал встать над миром и бросил вызов Богу.
«Башня» Брейгеля не просто перекликается с Колизеем, художник проводит параллель между двумя легендарными царствами прошлого, библейским и античным.
Но Рим для эпохи Брейгеля — не только сердце бывшей великой империи, это еще и современный центр католического мира, Рим — это в первую очередь Ватикан. Напомним: в Нижних Землях в первой половине XVI века возник и к 1560-м годам уже стремительно распространился протестантизм, с точки зрения его сторонников — истинное христианство, а с точки зрения Католической Церкви и испанского монарха — опасная ересь, которую необходимо искоренять, в том числе огнем и мечом. Огромная и могущественная Испанская империя и Католическая Церковь соединялись в глазах их мировоззренческих оппонентов в один образ угнетающей внешней силы.
Надо подчеркнуть, что противостояние местного населения и испанской власти в Нижних Землях в XVI веке было в первую очередь духовным, религиозным противостоянием, результатом церковного раскола в западном мире. Политический конфликт, в том числе и военный, вытекал из духовного уже как его следствие. У Брейгеля этот единый образ иноземной власти, церковной и светской, нашел свое визуальное воплощение в Вавилонской башне.
И тут надо вспомнить, что, кроме грандиозных руин Колизея (образа былой Империи), Брейгель не мог не видеть в Риме — он был там в 1553 году — еще одно колоссальное архитектурное сооружение, тоже круговой формы, тоже состоящее из аркад. Я говорю о возведении барабана для купола собора Святого Петра в Ватикане, причем, что для нас важно, это были не руины, а именно строительство. Купол достроили примерно через 10 лет после того, как Брейгель побывал в Риме, то есть его художник не видел, он видел именно огромный незавершенный барабан. Вот как запечатлена эта стройка на двух гравюрах из серии «Зеркало римского великолепия», которую издавал в середине XVI века работавший в Риме художник Антуан Лафрери. Первая гравюра предположительно датируется 1555 годом, на второй, более поздней, отчетливее просматривается мотив аркад, поддерживающих барабан снизу:
Вторая гравюра Лафрери, из коллекции Метрополитен-музея:
Таким образом, для внимательного и осведомленного зрителя «Вавилонская башня» Брейгеля могла устанавливать сразу целую систему отсылок и параллелей: Вавилон — древний Рим (прежняя империя) — Испания (современная империя) — Ватикан (Католическая Церковь). Все элементы этой системы могли угадываться, как бы просвечивать сквозь оболочку исходного сюжета — строительство Вавилонской башни. А сама незавершенная стройка одновременно указывала и на будущие, проступающие в ней руины.
Ключ к картинеХарактерно, что Брейгель ставит свою «большую» «Башню» (венскую) между городом и морем. Широкую реку, впадающую в морской залив, мы видели и у художников — предшественников Брейгеля, например, у Герарда Хоренбоута или ван Скорела. Этот мотив можно объяснить в том числе и влиянием текста пророческих книг и Откровения Иоанна Богослова, где в связи с грядущей гибелью Вавилона упоминаются и «корабельщики», и «море».
Однако Брейгель делает еще один шаг, перенося свою «Башню» из условного пространства именно в Нидерланды: дома его города, их характерные ступенчатые фронтоны не могут не вызвать в памяти архитектуру Гента, Брюгге и других городов Нижних Земель.
Нидерландский город у подножия башни. Питер Брейгель. Вавилонская башня. 1563. ФрагментНекая могущественная сила — формально говоря, воля царя Нимрода — строит колоссальную башню именно на земле Нидерландов. Стройка кипит, рабочие трудятся и вместе с тем обживают башню. Приглядываясь, мы видим и сцены приготовления пищи, и сушку за окнами белья, и небольшие огороды, которые успели разбить работники у себя под окнами. Башня у Брейгеля не просто грандиозное здание, это, по сути, целый мир, она подобна государству.
Приготовление еды, сушка белья и огороды. Питер Брейгель. Вавилонская башня. 1563. ФрагментИ глядя на нее, вспоминая Библию и Августина, вспоминая судьбу Римской империи, современный Брейгелю зритель не мог не думать о неизбежном крушении всего этого начинания.
Власть и люди тщеславны и при этом слепы, они не видят того, к чему ведут их решения и их усилия, говорит нам Брейгель. Кроме того, он явно высказывается на острую политическую тему: Империя, ты подобна Вавилонской башне, и Божий гнев разразится над тобой, ты рухнешь, это дело времени.
Высказывание Брейгеля, как мне представляется, задевает и Католическую Церковь, преследующую протестантов (формально Брейгель закончил свои дни католиком, но симпатии к протестантизму явно видны в его творчестве — впрочем, это тема отдельного большого разговора). Добавлю к сказанному, что важная тема библейского рассказа о башне — разделение единого языка на множество — очень хорошо проецируется на современную Брейгелю ситуацию: он и его современники уже видят, что единому языку Католической Церкви, латыни, суждено разделиться на множество национальных языков, на которые переводят Библию протестанты по всей Европе.
Интересно, что некоторые современные ученые, в частности австрийские специалисты по Брейгелю Эльке Оберталер и Сабин Пено, призывают смотреть на венскую «Башню» Брейгеля как на «положительно» окрашенный образ. В кратком пересказе их позиция выглядит так: на всех ярусах башни люди усердно и дружно работают, а само сооружение окрашено в светлые цвета (речь идет именно о венской картине), следовательно, Брейгель изображает и даже воспевает созидательный труд. Далее расшифровывается центральный образ: Вавилонская башня — это бурно растущий и процветающий родной город художника — Антверпен, мегаполис XVI века. К этому добавляется еще один аргумент: известно, что венскую «Башню» заказал Брейгелю богатый антверпенский купец Николаас Йонгелинк, картина висела у него в загородном доме, а Йонгелинк имел тесные связи с испанской администрацией Нидерландов и не стал бы вешать в своем доме антииспанскую и антикатолическую картину.
На последнее можно кратко возразить, что картина Брейгеля, при всей многослойности своего содержания, обладала исключительным «защитным механизмом»: прежде всего, на ней был изображен сюжет из Ветхого Завета, так что ее всегда можно было трактовать как обобщенное назидание, направленное против греха гордыни, а все иные подтексты и аналогии признать «случайными» и просто игнорировать. Брейгель спрятал, защитил содержание своей картины самим сюжетом: ее смысл стал подобен ядру ореха, скрытого скорлупой, или смыслу притчи, спрятанному в оболочке простого рассказа. Кроме того, мы знаем у Брейгеля несколько картин, содержащих еще более прямые антииспанские выпады, к примеру, его «Избиение младенцев в Вифлееме», где откровенно изображен испанский карательный отряд (внутри этой картины испанцы приравниваются к слугам царя Ирода), вошедший в нидерландский городок и убивающий детей.
Светлые тона, в которые окрашена снаружи венская «Башня», не должны сбивать нас с толку: его вторая, «малая», «Вавилонская башня» по колориту гораздо мрачнее, хотя и сюжет, и его символическое содержание здесь, очевидно, те же самые.
Что касается «согласованного труда строителей», то согласованные действия больших масс людей у Брейгеля как раз обычно не приводят ни к чему хорошему, достаточно вспомнить толпы в «Несении креста» (см. Голгофа Питера Брейгеля: разбираем символы и загадки великой картины), дружно бегущие глазеть на голгофскую казнь. Массами людей может двигать страх перед властью, особенно когда эта власть жестока. Но даже и страх не обязателен: люди добровольно готовы на любое преступное дело, когда ими управляет тщеславие, когда они действуют в ослеплении (этот мотив ближе всего к сюжету о Вавилонской башне). Учитывая, что тема слепоты человека, точнее говоря, человечества в целом, — основная тема Брейгеля-философа, согласованный труд строителей не выглядит аргументом в пользу «положительного» понимания образа Вавилонской башни.
Завершая, заметим, что для современников Брейгеля было вполне естественно, глядя на изображение какого-либо сюжета, видеть не только непосредственно изображаемый момент, но и представлять себе всю цепочку дальнейших, хорошо известных, событий. Вавилонская башня воспринималась в XVI веке именно как образ греха (вполне возможно, что семь относительно достроенных уровней башни указывают на семь смертных грехов, один из которых как раз гордыня), как проклятое место, над которым разразится Божий гнев. В книге Бытие нет ни слова о разрушении башни, но этот мотив пронизывает пророчества Исаии и Иеремии, и, например, нидерландский художник середины XVI века Корнелис Антонис красноречиво показывает именно подразумеваемый финал истории: его многоярусная башня на глазах зрителя разваливается на куски от вихря, сходящего с небес, в потоках которого мы видим летящее вниз ангельское войско, воплощение Божьего гнева.
- Корнелис Антонис. Разрушение Вавилонской башни. 1547. Гравюра. Рийксмузеум, Амстердам
- Ангелы, символизирующие Божий гнев. Корнелис Антонис. Разрушение Вавилонской башни. Фрагмент
Итак, Брейгель вбирает предшествующие традиции и создает картину нового типа: превращает иллюстрацию к Ветхому Завету в философскую и одновременно с этим злободневную «визуальную притчу».
Ограничивается ли смысл этой притчи теми значениями, которые указаны выше? Думаю, что нет: символический язык отличается от аллегорического именно своей глубиной и неисчерпаемостью.
Еще одна возможная параллель возникает у внимательного зрителя, когда он замечает подпись Брейгеля на одном из каменных блоков у нижнего края картины.
На боковой грани камня выбиты подпись и дата: BRVEGEL FE(cit) M CCCCC LXIII (Брейгель сде[лал это] 1563).
Сверху на том же камне лежат инструменты, как бы оставленные тем, кто делал надпись. Возможно, сам камнетес тут же, рядом со своим камнем, стоит на коленях.
Можно увидеть в этом глубокий смысл. Например, такой: Брейгель подчеркивает, что он один из участников строительства (и в этом видят довод в пользу истолкования Башни как растущего и процветающего мегаполиса Антверпена). Но мне кажется куда более близкой к творчеству Брейгеля в целом, к его идеям как философа и проповедника, другая трактовка: да, Брейгель сравнивает себя со строителем башни, но рядом стоит царь Нимрод со свитой, всем своим видом показывая: это его стройка, «его башня». Между Нимродом и подписью автора на камне — группа кланяющихся строителей… Брейгель вполне может противопоставлять суетное сиюминутное тщеславие и настоящую славу, сохраняющуюся в веках.
И тут нельзя не вспомнить поучительную историю о строительстве еще одного колоссального сооружения древности, только на этот раз античной древности, — Александрийского маяка.
Античный писатель Лукиан пишет о Сострате, строителе маяка, и тем заканчивает свою книгу «Как следует писать историю»:
«Построив такое сооружение [маяк. — М. К.], строитель внутри на камнях написал собственное имя, а затем, покрыв его известью, написал поверх имя тогдашнего царя, предвидя, как это и случилось, что оно очень скоро упадет вместе со штукатуркой и обнаружится надпись: «Сострат, сын Дексифона, книдиец, богам-спасителям во здравие мореплавателей». Он считался не со своим временем, а с вечностью, пока будет стоять маяк — произведение его искусства» (Лукиан, «Как следует писать историю». Гл. 62).
У Лукиана этот рассказ о гордыне царя Птолемея, которая была посрамлена зодчим Состратом, превращается в иносказание: вот и историю надлежит писать так же, говорит Лукиан, не льстя современной власти, но заботясь о правде ради будущего.
Гордый царь Нимрод у подножия Вавилонской башни на картине Брейгеля инспектирует стройку и принимает почести. Но через подпись Брейгеля, истинного автора этой «постройки», выбитую на камне, и царь Нимрод, и окружающие его подданные превращаются в часть притчи о гордыне, которая если не прямо сейчас, то со временем будет непременно посрамлена. Очевидно, что этот возможный дополнительный сюжет отлично сочетается с общим смыслом «библейской» картины Брейгеля, скрытого злободневного памфлета, хорошо понятного современникам.
Но есть и еще одно соображение — насчет востребованности его картины. Как и любой художник середины XVI века, Брейгель работает на заказ, по крайней мере, это касается больших живописных работ (рисунки и небольшие картины он мог делать и «для себя»). Так как нам известны две его живописных «Башни», и обе явно написаны на заказ, можно предположить, что картина оказалась популярной. Еще больше нас в этом убеждает огромное число живописных «Вавилонских башен», написанных продолжателями Брейгеля под его явным влиянием в конце XVI — начале XVII веков. В частности, можно назвать имена Хендрика ван Клеве III, Мартена ван Фалькенборха или Абеля Гриммера, которые сделали изображения башни буквально своей профессией.
Мартен ван Фалькенборх. Вавилонская башня.1595. Государственная картинная галерея, ДрезденЭто говорит о большой популярности сюжета и косвенно подтверждает его злободневное звучание в Северной Европе. Для сравнения, в Италии или в Испании этот сюжет популярностью не пользовался. Характерно и то, что когда многолетнее противостояние (80-летняя война, 1566–1648) между Испанией и местным населением — то есть война между католиками и протестантами — в Нижних Землях сходит на нет, сюжет тут же теряет популярность у заказчиков, о Вавилонской башне прочно забывают, и символический смысл изображения становится загадкой для последующих поколений.
Питер Брейгель Вавилонская башня описание картины
TopKartin » Шедевры мирового искусства
Шедевры мирового искусства
Содержание
- История создания
- Сюжет картины
- Образ царя
- Видение картины самим автором
- Что именно подразумевается под образом башни
- Второй вариант картины
- Заключение
Сохранившихся сведений о жизни художника очень мало. Интересно то, что жизнь художника и его взгляды поменялись после встречи с Босхом. Он стал акцентировать свою деятельность на библейских темах. Примечательно то, что редко кто из современников брался за раскрытие данной темы. Каждое полотно Брейгеля было обращено к власти и церкви. Он как мог, выражал свое недовольство их работой. Даже отказывался писать портреты и обнаженку, хотя ему поступало много заманчивых и интересных заказов.
История создания
В 1552-53 годах Питером Брейгелем было совершено путешествие по Италии. И только спустя 10 лет Брейгель написал «Вавилонская башня». В настоящее время произведение хранится в историческом Музее в Вене.
Уже на протяжении многих десятков лет полотном не перестают любоваться знатоки и любители живописи и исследователи. Ею можно любоваться бесконечно, и постоянно находить в ней что-то новое и интересное.
Сюжет картины
За основу произведения взята Библия. Если быть точнее, то в картине описывается жизнь людей Вавилона: они настолько поверили в свои силы и возможности, что решили возвести башню, высотою до неба. Однако Богу такая затея пришлась не по душе, и он решил наказать их смешением языков. Тем самым они совсем перестали понимать друг друга. Именно с того момента, по сказаниям Библии зародилось многообразие индоевропейских языков.
Образ царя
Передний план картины помогает понять жестокость и гордость царя Нимрода. Он является спонсором постройки башни. И чтобы проследить за ходом работ, он лично является на стройку. Народ, изображенный на картине, сидит на земле, лицом вниз. Тем самым преклоняясь и опасаясь царя.
Нужно также обратить внимание на расположение строительной силы. Сначала изображены рабочие ручного труда, чуть дальше показаны длинные жерди, по которым передвигаются камни. Уровень первого этажа выстраивается блоками. На заднем плане изображены краны. Тем самым автор хотел показать, как происходит усовершенствование труда: начиная с ручного и заканчивая специальными строительными кранами.
Видение картины самим автором
К сожалению Питер Брейгель, также как и многие художники того века не имел никакого представления об архитектурных строениях Вавилона, потому для создания образа башни, он взял за основу Колизей, который ему удалось лицезреть собственными глазами.
Глядя на объект как раз и раскрывается кара божья, потому что каждый последующий этаж башни выглядит нелепо и неказисто. Оно больше похоже на беспорядочное нагромождение уровней. Тем самым удается понять то, что Бог исполнил свое наказание и люди, строившие башню, совершенно перестали понимать друг друга. Вследствие чего материал укладывается неровно и складывается впечатление, что башня обрушится в любой момент.
Брейгель являясь чутким свидетелем своей эпохи попытался передать определенный библейский сюжет, а точнее современное течение дел. Он хотел рассказать о том, что может произойти с народом, который разговаривает на разных языках и совсем не понимает друг друга. Не сломится ли он под грузом недопонимания, как изображенная башня.
Картина написана полностью в Брейгельском стиле:
- каждый сюжет прописан до мелочей;
- город, окружающий башню схож с Антверпеном;
- заостренные крыши на домах являются типичным средневековым стилем;
- если не вглядываться в полотно, то может показаться, что дома просто налеплены друг на друга;
Чем ближе картина приближается к зрителям, тем четче прослеживаются ее детали. Можно даже разглядеть то, что люди сажают огороды.
Что именно подразумевается под образом башни
Жизнь города проявляется со всех его сторон. Стоит отметить то, что рассматривая данное полотно, есть возможность подробно узнать о жизни и работе людей средневековья. Но вот огромная башня все перекрывает и переключает все внимание на себя.
По образу башни можно сделать заключение, что, не смотря на языковой барьер, люди все же не бросили строительство. Складывается впечатление, что стройка будет продолжаться вечно. Именно в том и заключается весь смысл человеческого бытия: что, не смотря на постоянное непонимание и конфликты, люди все же строят, благо цивилизации. И ничего их не остановит, пока мир существует.
Второй вариант картины
Было установлено, что Брейгель написал две картины на тему «Вавилонской башни». Второй вариант хранится в музее Роттердама и носит название «Малая вавилонская башня». Известно, что она была написано в том же году, что и первая картина. Но вот только до сих пор не ясно, какая же из них была написана первой.Заключение
Тема сюжета достаточно распространенная, но, однако ни один из художников до Брейгеля и после него, так и не смог передать достоверную информацию. «Вавилонская башня удивляет своими размерами, инженерными тонкостями и проработкой каждой мельчайшей детали.
Смотрите также:Понравилась статья, поделись с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Питер Брейгель Старший. «Вавилонскя башня» | [Apr. 18th, 2015| Живописцы, окуните ваши кисти… |
Оригинал взят у marinagra в ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ. ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ Городов вавилонские башни, Что такое Вавилонская башня – символ единства людей всей планеты или знак их разобщенности? Вспомним библейское сказание. Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». И он положил конец дерзкому деянию: смешал языки, чтобы строители перестали понимать друг друга, и рассеял людей по свету.
Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла. В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». Глава 11 начинается с рассказа о башне, однако с 10-го стиха возобновляется прерванная тема родословной: «вот родословие Сима».
Драматичная, полная концентрированной динамики легенда о вавилонском столпотворении словно разрывает спокойное эпическое повествование, кажется более современной, чем последующий и предшествующий ей текст. Однако это впечатление обманчиво: исследователи Библии считают, что сказание о башне возникло не позднее начала 2-го тысячелетия до н. э., т.е. почти за 1000 лет до того, как древнейшие пласты библейских текстов были оформлены письменно. Так существовала ли в действительности Вавилонская башня? Да, и даже не одна! Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Его жители возводили в честь своих богов храмы-зиккураты – ступенчатые кирпичные пирамиды со святилищем на вершине. Построенный примерно в ХХI в. до н. э. трехъярусный зиккурат в Уре высотой 21метр был для своего времени поистине грандиозной постройкой. Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания. Строительство Вавилонской башни. Спустя много столетий после того как Фарра и его родичи покинули Ур и отправились в землю Ханаанскую, далеким потомкам Авраама суждено было не только увидеть зиккураты, но и участвовать в их строительстве. В 586 г. до н. э. царь Вавилонии Навуходоносор II покорил Иудею и угнал в свою державу пленников – почти все население иудейского царства. Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий, и среди них — зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Строительство Вавилонской башни. Историки и археологи собрали достаточно доказательств, чтобы с уверенностью утверждать: зиккурат Этеменанки и другие подобные постройки вавилонян стали прообразами легендарной башни. Окончательная редакция библейского сказания о вавилонском столпотворении и смешении языков, которая оформилась после возвращения иудеев из плена на родину, отразила их недавние реальные впечатления: многолюдный город, разноязыкая толпа, строительство исполинских зиккуратов. Даже название «Вавилон» (Бавель), которое происходит от западносемитского «баб илу» и означает «врата божьи», иудеи переводили как «смешение», от сходно звучащего древнееврейского слова балал (смешивать): «Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли». Мастер «Часослова Бедфорда». Франция. В европейском искусстве Средневековья и Ренессанса мы не найдем значительных произведений на интересующий нас сюжет: в основном это мозаики и книжные миниатюры — жанровые сценки, интересные сегодняшнему зрителю как зарисовки средневекового быта. Тщательно, с милой наивностью изображают художники причудливую башню и старательных строителей.
Достойного интерпретатора сказание о Вавилонской башне получило лишь на исходе эпохи Возрождения, в середине XVI в., когда библейский сюжет привлек внимание Питера Брейгеля Старшего. О жизни великого нидерландского художника известно очень мало. Исследователи его творчества «вычисляют» биографию мастера, изучая косвенные свидетельства, вглядываясь в каждую деталь его картин. Лукас ван Фалькенборх. Нидерланды. Работы Брейгеля на библейские темы говорят о многом: он не раз обращался к сюжетам, которые редко выбирали художники того времени, и что самое примечательное, интерпретировал их, опираясь не на устоявшуюся традицию, а на собственное, оригинальное понимание текстов. Это дает основание предполагать, что Питер Брейгель, выходец из крестьянской семьи, достаточно хорошо знал латынь для того чтобы самостоятельно читать библейские истории, и среди них – сказание о Вавилонской башне. Неизвестный немецкий художник. Вавилонская башня. 1590 г. Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Самая ранняя из них не сохранилась. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале!), принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. Брейгель жил в Риме во время своего итальянского путешествия в конце 1552 — начале 1553 гг. Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио? Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства. Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше – малая (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена, или большая (114х155см), самая знаменитая, из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене. Одни искусствоведы весьма остроумно доказывают, что роттердамская картина предшествовала венской, другие не менее убедительно утверждают, что сначала была создана венская. Во всяком случае, Брейгель вновь обратился к теме Вавилонской башни примерно через десять лет после возвращения из Италии: большая картина написана в 1563 г., малая – несколько раньше или чуть позднее.
В архитектуре башни роттердамской картины явственно отразились итальянские впечатления художника: сходство постройки с римским Колизеем очевидно. Брейгель, в отличие от своих предшественников, изображавших башню прямоугольной, делает грандиозную ступенчатую постройку круглой, подчеркивает мотив арок. Однако отнюдь не сходство брейгелевской башни с Колизеем поражает зрителя прежде всего.
Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». Слова Ортелиуса можно в полной мере отнести к картине из Роттердама: художник изобразил не просто высокую мощную башню — ее масштаб запределен, несопоставим с человеческим, он превосходит все мыслимые мерки. Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию. Но нет гармонии и в самой башне. Похоже, что строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд? Даже в нижних ярусах соседние ячейки отличаются друг от друга, и чем выше башня, тем заметнее разнобой. А на заоблачной вершине царит полный хаос. В трактовке Брейгеля, Господне наказание – смешение языков – настигло людей не в одночасье; непонимание с самого начала было присуще строителям, но все же не мешало работе, пока не достигло какого-то критического предела. Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня. Фрагмент.. Вавилонская башня на этой картине Брейгеля никогда не будет завершена. При взгляде на нее вспоминается выразительное слово из религиозно-философских трактатов: богооставленность. Еще копошатся тут и там муравьишки-люди, еще пристают в гавани корабли, но ощущение бессмысленности всего начинания, обреченности усилий человеческих не покидает зрителя. От башни веет заброшенностью, от картины – безнадежностью: гордый замысел людей вознестись до небес не угоден Богу. Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. 1563 г. Обратимся теперь к большой «Вавилонской башне». В центре картины — все тот же ступенчатый конус со множеством входов. Облик башни существенно не изменился: мы снова видим разнокалиберные арки и окна, архитектурную несуразицу на вершине. Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. Ее громада вырастает из прибрежной скалы, она высится над равниной, словно гора, но ведь гора, какой бы высокой она ни была, остается частью привычного земного ландшафта. Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. Фрагмент. Башня отнюдь не выглядит заброшенной – напротив, здесь кипит работа! Повсюду деловито снуют люди, подвозятся материалы, вращаются колеса строительных машин, тут и там расставлены лестницы, на уступах башни примостились сарайчики-времянки. С удивительной точностью и истинным знанием дела изображает Брейгель современную ему строительную технику. Картина полна движения: живет город у подножия башни, бурлит порт. На переднем плане мы видим волне актуальную, истинно брейгелевскую жанровую сценку: ударную стройку всех времен и народов посещает начальство — библейский царь Нимрод, по заказу которого, по преданию, возводилась башня. Ему спешат освободить дорогу, каменотесы падают ниц, свита трепетно ловит выражение лица чванливого владыки… Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. Впрочем, это единственная сцена, проникнутая иронией, тонким мастером которой был Брейгель. Работу строителей художник изображает с большой симпатией и уважением. Да и как может быть иначе: ведь он — сын Нидерландов, страны, где, по выражению французского историка Ипполита Тэна, люди умели «без скуки делать самые скучные вещи», где обыденный прозаический труд чтили не менее, а может быть даже более, чем возвышенный героический порыв. Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. Фрагмент. Однако каков же смысл этого труда? Ведь если посмотреть на вершину башни, становится очевидным, что работа А может быть, одни «участники совместного проекта» отступились от строительства, а другие продолжают работу, | |
Вавилонская башня
◂ НАЗАД
Между этими двумя композициями есть ряд важных различий.
Вавилонская башня в Художественно-историческом музее Вены подписана и датирована 1563 годом. Музею Бойжиманса ван Бёнингена в Роттердаме также принадлежит Вавилонская башня , которая приписывается Питеру Брейгелю Старшему, но не датирована. Сейчас мы сопоставляем эти две картины не в цифровом виде, а в реальности.
На время 9Выставка 0007 Bruegel , Роттердамская башня Tower присоединяется к своему «близнецу» в Вене. Быстрое сравнение показывает, что обе панели изображают один и тот же объект в похожей обстановке. Однако между этими двумя композициями есть ряд важных различий.
Размер башни
Панно в Вене почти в четыре раза больше, чем у Tower в Роттердаме — но если бы мы смогли ввести композиции, то поняли бы, что башня в Роттердаме на самом деле 250 % больше, чем в Вене. Мы можем судить об этом по размеру фигур.
Смотровая площадка
Мы можем видеть вершину башни в Вене; горизонт на картине в Роттердаме намного ниже, так что башня обращена к нам.
Фигуры
Обратите внимание на группу фигур на переднем плане слева от картины в Вене. Возможно, это изображение царя Нимрода и его свиты. Они занимают важное место в композиции и играют роль в повествовании. На картине в Роттердаме вся группа опущена.
1
Питер Брейгель Старший
Вавилонская башня
После 1563 года? // Дубовая панель, 59,9 × 74,6 см // Роттердам, Музей Бойманса ван Бёнингена, инв. нет. 2443
2
Питер Брейгель Старший
Вавилонская башня
1563 // Подпись и дата на блоке на переднем плане: BRVEGEL.FE. / М.ССССС.LXIII. // Дубовое панно, 114,3 × 155,1 см // Вена, Художественно-исторический музей, Картинная галерея, инв. нет. 1026
Строительство
Венская башня построена вокруг большой скалы; отдельно стоящая башня в Роттердаме была построена одним человеком.
Брейгель иллюстрирует это, предлагая нам взглянуть на их соответствующие интерьеры. Он также тщательно выбирает цвета, чтобы проиллюстрировать этот аспект: для башни в Вене он выбрал бледную палитру. Построенная из кирпича башня в Роттердаме выполнена в темных тонах и выглядит гораздо более угрожающе.
Вавилонская башня 2 (Вена), деталь конструкции Вавилонская башня 1 (Роттердам), деталь конструкцииВам может быть интересно: какая из этих двух башен была первой?
Вавилонская башня 2 , ДетальДаты, добавленные художником, не очень полезны.
Только Вена Башня подписана и датирована. Башня в Роттердаме, возможно, когда-то была подписана и датирована: тщательный анализ показал, что картина в Роттердаме могла быть обрезана. Может быть, поэтому подпись была потеряна.
Сегодня большинство ученых считают, что меньшая Вавилонская башня была нарисована после башни в Вене, датированной 1563 годом. Вена. Однако Брейгель решил изменить его, пока работал над картиной.
Фрагмент башни, инфракрасная рефлектограмма, видимый свет и рентгеновские снимки (фотографии любезно предоставлены BRCP/Rik Klein Gotink и Universum Digitalis; рентгеновский снимок из музея Бойманс Ван Бёнинген, оцифровано Риком Кляйном Готинком.)Ряд других моментов также поддерживает идею о том, что картина в Роттердаме была написана после того, что сейчас находится в Вене. Послужила ли башня в Вене моделью для башни в Роттердаме? Нам пока не удалось это доказать. Что вы думаете?
Вопросы и ответы о посещении выставки
Информационная горячая линия Bruegel +43 1 525 24 — 2500
- Выходные данные
- Пресса 9089100094
We would like to thank our sponsors
DE / EN
Close
Opening hours
Open daily | 10:00 – 18:00 |
Четверг | до 21:00 |
Программа выставки
Алфавитный указатель
- Домашний телефон
- Планирование посещения / Часто задаваемые вопросы
- Один раз в жизни
- Кто такой Питер?
- Наблюдайте, как появляются две обезьяны
- Вавилонская башня
- Карнавал против Великого поста
- Радикальные подробности
- Встреча на высшем уровне шедевров
- Охотники на снегу
- Виммельбилдер с 9 детьми и 5 забавными картинками) Крест
- «Шесть сезонов для столовой»
- Исследование Брейгеля
- Взгляд в сердце панно
- Брейгель доступен для всех
- Спланируйте визит
- Наблюдайте за появлением двух обезьян
- Вавилонская башня
- Карнавал против Великого поста
- Радикальные подробности
- Саммит шедевров
- Охотники на снегу
- Of Wimmelbilder (busy pictures) and children’s games
- Christ carrying the Cross
- Six Seasons for a Dining Room
- Researching Bruegel
- Revealing glimpses into the heart of panel paintings
- Bruegel accessible to all
- Imprint
- Пресса
- Информационный бюллетень
Вавилонская башня (1563 и ок.
1564) Вавилонская башня (1563 и ок. 1564)Вавилонская башня (1563 и ок. 1564)
Питера Брейгеля Старшего
Брейгель трижды рисовал Вавилонскую башню. Первая версия (теперь утраченная), очень маленькая и написанная на слоновой кости, упоминается в описи Джулио Кловио, знаменитого миниатюриста, с которым Брейгель познакомился и сотрудничал в Риме в 1553 году. датируется 1563 годом и сейчас находится в Художественно-историческом музее в Вене, а третья картина меньшего размера сейчас находится в Музее Бойманса ван Бёнингена в Роттердаме. Обычно считается, что картина в Роттердаме датируется годом или около того после картины в Вене. Последний более традиционен в трактовке предмета, поскольку включает посещение царем Нимродом незавершенной Башни в правом нижнем углу.
История о Вавилонской башне (как и история о самоубийстве Саула) была истолкована как пример наказания гордыни, и это, несомненно, то, что Брейгель намеревался проиллюстрировать своей картиной.
Предварительный просмотр | Данные изображения | Информация |
---|---|---|
Вавилонская башня 1563 Дубовая панель, масло, 114 х 155 см Художественно-исторический музей, Вена | | |
Вавилонская башня (фрагмент) 1563 Дубовая панель, масло Художественно-исторический музей, Вена | | |
Вавилонская башня (фрагмент) 1563 Дубовая панель, масло Художественно-исторический музей, Вена | | |
Вавилонская башня (фрагмент) 1563 Дубовая панель, масло Художественно-исторический музей, Вена | | |
Вавилонская башня (фрагмент) 1563 Дубовая панель, масло Художественно-исторический музей, Вена | | |
Вавилонская башня (фрагмент) 1563 Дубовая панель, масло Художественно-исторический музей, Вена | | |
Вавилонская башня (фрагмент) 1563 Дубовая панель, масло, ширина детали 7 см Художественно-исторический музей, Вена | ||
Вавилонская башня (фрагмент) 1563 Дубовая панель, масло, ширина детали 7 см Художественно-исторический музей, Вена | ||
Вавилонская башня (фрагмент) 1563 Дубовая панель, масло, ширина детали 7 см Художественно-исторический музей, Вена | ||
Вавилонская башня (фрагмент) 1563 Дубовая панель, масло, ширина детали 7 см Художественно-исторический музей, Вена | ||
Вавилонская башня (фрагмент) 1563 Дубовая панель, масло, ширина детали 7 см Художественно-исторический музей, Вена | ||
Вавилонская башня (фрагмент) 1563 Дубовая панель, масло, ширина детали 7 см Художественно-исторический музей, Вена | ||
Вавилонская башня (фрагмент) 1563 Дубовая панель, масло, ширина детали 7 см Художественно-исторический музей, Вена | ||
Вавилонская башня (фрагмент) 1563 Дубовая панель, масло, ширина детали 7 см Художественно-исторический музей, Вена | ||
Вавилонская башня (фрагмент) 1563 Дубовая панель, масло, ширина детали 7 см Художественно-исторический музей, Вена | ||
Вавилонская башня (фрагмент) 1563 Дубовая панель, масло, ширина детали 7 см Художественно-исторический музей, Вена | ||
Вавилонская башня (фрагмент) 1563 Дубовая панель, масло, ширина детали 7 см Художественно-исторический музей, Вена | ||
Вавилонская башня (фрагмент) 1563 Дубовая панель, масло, ширина детали 7 см Художественно-исторический музей, Вена | ||
Вавилонская башня (фрагмент) 1563 Дубовая панель, масло, ширина детали 7 см Художественно-исторический музей, Вена | ||
Вавилонская башня (фрагмент) 1563 Дубовая панель, масло, ширина детали 7 см Художественно-исторический музей, Вена | ||
Вавилонская башня (фрагмент) 1563 Дубовая панель, масло, ширина детали 7 см Художественно-исторический музей, Вена | ||
Вавилонская башня (фрагмент) 1563 Дубовая панель, масло, ширина детали 7 см Художественно-исторический музей, Вена | ||
Вавилонская башня (фрагмент) 1563 Дубовая панель, масло, ширина детали 7 см Художественно-исторический музей, Вена | ||
Вавилонская башня (фрагмент) 1563 Дубовая панель, масло, ширина детали 7 см Художественно-исторический музей, Вена | ||
«Маленькая» Вавилонская башня в. 1564 Масло, панель, 60 x 75 см Музей Бойманса ван Бёнингена, Роттердам | | |
«Маленькая» Вавилонская башня (фрагмент) в. 1564 Масло на панели Музей Бойманса ван Бёнингена, Роттердам | |
Краткое содержание произведений Питера Брейгеля Старшего |
Картины |
Пейзажи | Детские игры | Пословицы |
Деревенская жизнь | Демоны и черти | Вавилонская башня |
Серия месяцев | Религиозные темы | Святой Иоанн Креститель |
Крестьянская жизнь | Крупные фигуры | Разное |
Графика |
© Интернет-галерея искусств, созданная Эмилем Креном и Даниэлем Марксом.
Блог о масляной живописи | Картина маслом Artisoo, искусство и домашний декор
Опубликовано 19 августа 2014 г. автором artisoo
Уильям Тернер (также известный как Джозеф Уильям Тернер) всегда был известен своими невероятными картинами маслом, которые он создавал. Будучи английским художником-романтиком-пейзажистом, он столкнулся с большинством других художников … Продолжить чтение →
Опубликовано в Картина маслом | Метки: J.M.W. Тернер, Джозеф Мэллорд Уильям Тернер, картины маслом | Комментарии отключены
Опубликовано 25 июля 2014 г. автором artisoo
Это пленэрная картина, написанная французским художником-импрессионистом Клодом Оскаром Моне в 1875 году. девятнадцатого века до следующего … Продолжить чтение →
Опубликовано в Картина маслом | Комментарии отключены
Опубликовано 22 июля 2014 г. автором artisoo
Красные, красные цветы, зеленые, зеленые деревья, голубое голубое небо, белые, белые облака, какой красивый сельский пейзаж в конце весны! Такое впечатление создал основоположник французской импрессионистской живописи — Клод Оскар … Продолжить чтение →
Опубликовано в Картина маслом | Tagged Клод Оскар Моне, Моне, Картины маслом Моне, Картины Моне | Комментарии отключены
Опубликовано 11 июля 2014 г. автором artisoo
Эта картина была создана французским художником русского происхождения Марком Шагалом, который считался последним оставшимся в живых из первого поколения европейских модернистов, пионером модернизма и спустя несколько десятилетий он также уважали как … Продолжить чтение →
Опубликовано в Примитивизм | Tagged французский художник, пейзажная живопись, Марк Шагал, Уитфилд | Комментарии отключены
Опубликовано 25 июня 2014 автором artisoo
Доска — картина известного американского художника-пейзажиста и гравера Уинслоу Хомера, которого считают создателем яркого, современного и древнего американского стиля. Темы его картин варьировались от героических качеств, выраженных в… Продолжить чтение →
Рубрика: Живопись маслом, Реализм | Метки: картина маслом, Реализм, Уинслоу Гомер | Комментарии отключены
Опубликовано 19 июня 2014 г. автором artisoo
Мальчик с двумя большими нефритово-зелеными глазами, маленьким прямым носом и маленьким вишневым ртом, чье лицо имеет заметный румянец на каждой щеке. У него короткая золотая стрижка. Почти его затылок покрыт … Продолжить чтение →
Опубликовано в стиле рококо | Tagged Жан-Оноре Фрагонар, Портрет, Рококо | Комментарии отключены
Опубликовано 11 июня 2014 г. автором artisoo
Это теплая и приятная картина маслом, созданная Мэри Кассат, американской художницей и гравером. Кассат часто создавала изображения социальной и частной жизни женщин, уделяя особое внимание интимным связям между матерями… Продолжить чтение →
Опубликовано в Картина маслом | Метки: Семья и группы, Импрессионизм, Картины маслом Мэри Кассат | Комментарии отключены
Опубликовано 5 июня 2014 г. автором artisoo
Джозеф Мэллорд Уильям Тернер родился в Мейден-лейн, Ковет-Гарден, Лондон, Англия. Британский художник-пейзажист-романтик, акварелист и гравер. Хотя он был известен своими картинами маслом, Тернер также был одним из величайших мастеров акварели… Продолжить чтение →
Рубрика: Живопись маслом, Живопись романтизма | Метки: Джозеф Мэллорд, Уильям Тернер, романтизм, морские пейзажи | Комментарии отключены
Опубликовано 20 мая 2014 г.